Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
13:52
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская городская богадельня

Владимирская городская богадельня

Адрес: гор. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 71 (у входа в «Старое Князь-Владимирское кладбище»)

На заседании городской Думы 26 мая 1888 г. с речью выступили староста кладбищенской церкви и городской голова Сергей Нилович Коптев: к торжественному дню открыть в городе богадельню. Денег город имел маловато — решили использовать под нее дом (кордегардию) Нижегородской заставы, находящуюся против кладбища на правой стороне Нижегородской улицы. Поразмыслив и прикинув, купцы Владимирской губернии решили раскошелиться и построить новое здание под богадельню.
Купцы владимирской губернии дали денег и материалов на строительство. Кирпич поставил купец В.М. Тарасов, железо - купец А.Г. Кузнецов, стекло - Ю.С. Мальцов - владелец стекольных и хрустальных заводов. И место подобрали под богадельню подходящее — у кладбища. Оно располагало людей к подаяниям и пожертвованиям.


Службы при Владимирской городской богадельне. Проект М.П. Кнопфа. 1889 г.

Двухэтажное здание в псевдорусском стиле (проект архитектора М.П. Кнопф) заложено 21 мая 1889 г.
24 октября 1890 года была открыта городская богадельня, учрежденная городским обществом в память 900-летия крещения Руси. Содержалась на: % с капитала в 54250 руб., пособия от городской думы в 150 руб. в год и от земства в 100 руб., пожертвования благотворителей.
10 марта 1892 г. Владимирская городская дума выразила благодарность Тимофею Сергеевичу Куликову за его участие в содержании городской богадельни.

ПОЛОЖЕНИЕ о стипендиях имени Владимирского и Суздальского Архиепископа Сергия при городской богадельне в г. Владимире.
§ 1. В память 50-летия священнослужения Архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия, Владимирскою Городского Думою учреждаются во Владимирской городской богадельне 4 стипендии имени Его Высокопреосвященства.
§ 2. Стипендии обеспечиваются ежегодными взносами в городские сметы 200 р., по 50 р. на каждую стипендию.
§ 3. Означенные деньги употребляются на содержание 4 призреваемых: могущий же быть остаток присоединяется к общим средствам богадельни.
§ 4. Право избрания стипендиатов предоставляется пожизненно Архиепископу Сергию или же, по желанию последнего, Комитету по заведыванию богадельней.
§ 5. Стипендиаты, в случае неодобрительного поведения, могут быть лишены стипендии, с представлением таковой другим в порядке указанном в § 4.
«О стипендиях Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского, во Владимирской городской богадельне.
Сим объявляется духовенству Владимирской епархии, что в намять 50-летия служения Его Высокопреосвященства Владимирскою городского Думою учреждены во Владимирской городской богадельне 4 стипендии по 50 руб. каждая на содержание четырех призреваемых, две для мужчин и две для женщин. Нуждающиеся в богадельном призрении из духовенства должны подать Его Высокопреосвященству прошение о принятии во Владимирскую городскую богадельню на означенные стипендии. Остаются свободными две койки мужских. При прошении должно бить обстоятельное засвидетельствование от местного благочинного о просящихся кандидатах с показанием возраста, что они жизни трезвой, характера мирного и вообще поведения весьма хорошего и что действительно по немощам или преклонности лет заслуживают принятия в богадельню, не имея родственников, которые могли бы содержать их или оказывать помощь в содержании» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел официальный. № 7-й. 1904).

«В виду возрастающего в последние годы числа бесприютных, ищущих призрения в городской богадельне, и в виду невозможности по размерам здания, рассчитанного только на 70 человек, в достаточной мере оказывать помощь обездоленным в приюте, Городская Управа вошла в собрание Городской Думы 29 декабря 1909 года с докладом о необходимости и возможности расширения здания городской богадельни.
В своем докладе Управа указывала, что нужда в призрении престарелых из жителей города удовлетворяется богадельней далеко не в полной мере, так что в последнее время прием в нее очередных кандидатов обычно наступает не ранее 1 ½ — 2 лет. Таким образом, нужда в расширении здания богадельни является настоятельно необходимой.
Необходимость в увеличении мест в богадельне неоднократно была предметом суждения и в заседаниях Комитета по заведыванию богадельней и в одно из заседаний его Член Комитета почетный гражданин гор. Владимира А.А. Никитин отметил необходимость в расширении богадельни пожертвованием на переустройство богадельни 3000 рублей.
Так как для городского управления, при недостаточности городского бюджета вообще, трудно было бы уделить из своих средств значительную сумму, какая требуется на расширение богадельни, то Городская Управа предложила обратить внимание на увеличение специального капитала на расширение богадельни, заказав в своем докладе, что с этой целью следует обращать в такой специальный капитал, во 1-х, все остатки, какие окажутся свободными от содержания городской богадельни, пожертвования и другие суммы по богадельне, не имеющие строго определенного назначения, и, во 2-х, начиная с 1910 года, обращать в капитал остатки от взносов содержателями ссудных касс в гор. Владимире перевырученных при продаже закладов денег, невостребованных заемщиками в течение 10 летнего срока, а также %% с образовавшегося от таких взносов капитала.
По обсуждению доклада Управы Городская Дума, утвердив предложение Управы, принципиально решила расширить здание богадельни и дала поручение Комитету по заведыванию богадельней разработать проект и расходную смету на расширение здания, а также выяснить вопрос о средствах на производство постройки.
К 1 января 1910 года капитал на расширение здания Городской богадельни составился в сумме 3950 р. %% бумагами и 32 р. 70 к. наличными деньгами. С такой скромной суммой приступать к постройке не представлялось возможным, а потому комитет для пополнения средств признал необходимым сделать обращение к благотворителям о пожертвованиях; разработав, затем, проект на расширение и переустройство здания (на 30 кроватей) богадельни и определив, что исполнение проекта с устройством водяного отопления во всем здании обойдется около 13.000 р., Комитет представил собранию Думы 22 июня 1910 года доклад по этому вопросу. К тому времени уже выяснилось, что на расходы по расширению богадельни имелось у городского управления специального капитала 5968 р. 16 к.» (Отчет Владимирской городской управы по содержанию городской богадельни за 1910 год).
Городская Дума 22 июня 1910 года постановила: 1) приступить к строительным работам, начав камерную кладку новой пристройки с августа месяца, с тем, чтобы иметь возможность плотничные и столярные работы вести в зимнее время по более дешевым ценам, чем в строительный сезон, надеясь, что по разосланным Городским Головой, по уполномочию комитета, письмам с просьбой о пожертвованиях найдутся благотворители, которые не откажут помочь городу в этой нужде своими пожертвованиями; в крайнем же случае, при отсутствии ожидаемых пожертвований, покрыть недостающую сумму расходов путем займа из капитала, скопившегося от взносов ссудных касс, о чем поручить Управе в свое время войти в Думу с особым докладом; 2) устройство водяного отопления в здании признать желательным; 3) увеличить столовую, заняв одну из прилегающих к ней палат, и отделить в ней помещение для цейхгауза, кроме того сломать печи, переделать клозеты и произвести разный внутренний ремонт; 4) производство работ по расширению и ремонту здания богадельни, согласно рассмотренного проекта, составленного бывшим городским архитектором Я.Г. Ревякиным, возложить на Комитет по заведыванию богадельней.
Согласно этого постановления Думы Комитет приступил к строительным работам. Товарищество кирпичных заводов «Тарасов и Андреев» с купленного у него для постройки кирпича сделало скидку, в виде пожертвования, с каждой тысячи по 2 рубля, что составляет сумму 136 руб., и Потомственный Почетный гражданин Сергей Назарович Муравкин пожертвовал для постройки 40 бревен 9 арш. Х 5 верш., приблизительно на сумму 60 руб.
К 1 января 1911 года новая пристройка была сложена и покрыта, сделаны в ней бетонные своды и настланы черные накаты. Устройство водяного отопления сдано по контракту машиностроительному заводу бр. Кертинг, назначившему за эту работу на соревновании с фирмами «Чаплин и Залесский» и Аркушевского 4100 р. – значительно низшую цену сравнительно с предложениями последних фирм. Товарищество кирпичных заводов «Тарасов и Андреев» с купленного у него для постройки кирпича сделало скидку, в виде пожертвования, с каждой тысячи по 2 рубля, что составило сумму 136 руб. Потомственный Почётный гражданин Сергей Назарович Муравкин пожертвовал для постройки 40 бревен 9 арш. Х 5 верш., приблизительно на сумму 60 руб.
В 1915 г. к восточному фасаду была пристроена домовая церковь (архитектор Жаров Сергей Матвеевич) в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта двухэтажная церковь, построенная также в псевдорусском стиле, обращена алтарем на север. В настоящее время алтарная апсида застроена новыми пристройками, возведенными в 2001 г.
Краснокирпичное здание в характерном для рубежа XIX-XX вв. стиле имело свои архитектурные особенности. Нижний этаж богадельни отмечен крупным рустом. Главный фасад разделен тремя симметрично расположенными ризалитами. Подобный ризалит находится в центре западного торцевого фасада. Все окна прямоугольные, с высокой клинчатой кладкой перемычек. Крупные замковые камни окон второго этажа соединяют их с пояском зубчиков.
Декор прямоугольной в плане церкви стилизован под новгородско-псковскую архитектуру. Над южным фасадом трапезной в пять оконных осей в средней части поднималась трехпролетная звонница на круглых столбах с парными квадратными ширинками в основании проемов и узорчатой кладкой карниза.
Нарядно убранство подкупольного четверика. Оно включает широкий фриз с лентой узорчатой кладки, крупный аркатурно-колончатый пояс и консольные арочки в завершении.
«Городская богадельня. Почётная попечительница — Елизавета Михаил. Коровина» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).
В 1919 г. богадельня закрыта. С храма была снесена глава, а на основной храмовый объем надстроен третий этаж. Здание было отдано под жилье.
«На зданиях «Дома инвалидов им. Ленина» (около Нижегородской заставы) и 3-й школы I ступ. (бывш. духовное училище) все еще красуются главы с крестами» («Призыв», 19 декабря 1923).
«Дом бывший инвалидов возле Нижегородской заставы передается в аренду на 15 лет под общежитие рабочих фабрики «Пионер». Дом уже ремонтируется» («Призыв», 20 сентября 1925). В этом же здании до 1927 года находился клуб фабрики «Пионер».
«Рядом с общежитием рабочих фабрики «Пионер» есть погреб и сарай для сушки белья. Рабочие ими пользовались. Но вот администрация додумалась и заняла погреб с сараем под овес. Овес для лошадей ежедневно таскают за 2 версты на конный двор фабрики, а рабочие без погреба сушилки остались» («Призыв», 6 февраля 1926).
«При общежитии рабочих фабрики «Пионер» есть баня. Ремонтировали ее очень долго, но как следует так и не отремонтировали.
Придет рабочий мыться и получает сразу два удовольствия: и сам вымоется и одежда вся будет мокрая. Двери не прикрываются, в передбаннике холод и нет ни одной скамьи. Хоть на полу раздевайся!» («Призыв», 12 февраля 1926).
«Фабрика «Пионер» (Владимир) заарендовала для общежития рабочих на 15 лет бывшую богадельню. Hа ремонт вбухала 9000 рублей, а теперь тянет эти денежки с рабочих, ни с чем не считаясь. Фабричное управление сперва предложило платить за квартиры в зависимости от размера помещения. Каждая каморка обходилась бы тогда от 12 до 20 рублей. Это предложение рабочие не приняли. После этого было предложено рабочим платить 10 процентов заработка, не считаясь с размером помещения. В этом случае одинаковые помещения оплачивались-бы по разному: одна каморка 30 рублей, другая, такая-же — 5-6 рублей.
Рабочие решили обратиться по этому поводу в губотдел текстильщиков» («Призыв», 13 февраля 1926).
«Богадельня культуры
Наиболее подходящее для этого место — клуб. Но клуб на фабрике такой, что нечего и мыслить о серьезной, систематической работе.
— Наш клуб, — говорит один рабочий, — надсада, а не клуб…
И действительно, помещение маленькое, совершенно неприспособленное. Раньше здесь была богадельня.
Освещение в клубе скверное, кружкам работать негде. А в довершение ко всему прочему клуб отстоит версты за полторы от фабрики.
Кружок физкультуры, обычно один из наиболее жизнеспособных кружков, влачит жалкое существование. Музыкальный кружок «играет на бутылках», т. е. попросту говоря, вместо занятий пьянствует.
В редкие дни, когда удается сколотить какой-нибудь вечер, в клуб являются из города веселые молодые люди, от которых во все стороны разит перегорелой сивухой. Они хулиганят и заводят мимолетны романы.
Такая обстановка не только не располагает рабочих к клубу, а наоборот, — превращает клуб в притон пьяниц и бездельников.
— Единственный кружок, который у нас работает хорошо, — заявил член фабкома тов. Курцев — это кружок кройки и шитья. В нем занимаются не только работницы, но и члены их семей. Этот кружок приносит несомненную пользу» («Призыв», 17 января 1928).
«На фабрике «Пионер» во Владимире клуб помещается в здании бывшей богадельни, он совершенно не приспособлен для развертывания работы, - говорит т. Куратова. Клуб находится на окраине города, а живут девушки или в центре города, или в деревне» («Красная молодежь», 17 января 1929).
«В общежитии «Пионера» (бывшая «богадельня») председателем домкома является некий Дворников, работающий на фабрике машинистом. Он пьянствует, скандалит. Недавно, выпив, он набросился с кулаками на одного гражданина, шедшего к знакомому в общежитие, избил его до полусмерти. Собрались жильцы, но сделать ничего не могли — и на них Дворников набросился с кулаками. Вызывали милицию, но она не пришла.
— Слишком далеко идти...» («Призыв», 28 апреля 1931).
«За Нижегородской заставой, от ж.-д. линии до шоссе, проходит дорога, которая была устлана досками. В ноябре дорога разбиралась для ремонта. Доски были сложены в кучи. Теперь же эти доски растаскиваются жителями общежития фабрики «Пионер» для отопления здания.
Надо срочно принять меры к прекращению расхищения дорогих материалов, а виновных в хищении привлечь к ответственности» («Призыв», 15 марта 1932).
В конце 1920-х годов на «Грамзаводской слободке» была построена баня, существующая и сейчас на улице Северной. До открытия бани жители района мылись в бане бывшей городской богадельни.
«Общежитие фабрики «Пионер» по ул. Фрунзе у заставы требует ремонта. Крыша протекает. В квартирах рабочих сыро. С потолка валится штукатурка. Не в порядке паровое отопление. Администрация фабрики на ремонт дома не обращает никакого внимания» («Призыв», 22 ноября 1934).


Здание бывшей богадельни. 1980 г.

«Причудливо-пышное и все же унылое здание бывшей богадельни одной стеной прилегало к кладбищу и было отдано под коммунальные квартиры. И проживал тут товарищ по школе на Студеной горе. Такой же первоклашка, белобрысое, болезненное и участливое мальчишеское существо, из тех, посылаемых нам ненадолго и исчезающих неизвестно куда, и чей слабый, нежный след углубляется в душе с годами. Ау, где ты сейчас, неприметный ученик Архипов?» (Зрелов Леонид Петрович Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).
В 90-е годы бывшая богадельня оказалась заброшенной. Ее довели практически до состояния усадьбы Храповицкого в Муромцеве. Окна полуразрушенного дома у кладбища зияли пустыми глазницами. Молодёжь лазила туда тусоваться и фотографироваться на фоне ободранной старинной кирпичной кладки.
В январе 1995 г. здание бывшей городской богадельни было принято на государственную охрану.


Здание бывшей богадельни. 2000 г. Автор фото: Андрей Агафонов

В 2003-2004 гг. за счет частных инвестиций, с целью превратить здание в торгово-офисный центр и сдавать помещения в аренду, здание реставрировалось по проекту архитектора-реставратора Т.П. Двоеглазовой, восстановлена звонница и декор храма.
В здании богадельни сейчас размещается торговый центр с магазинами, а в бывшей церкви – салон красоты.



Здание бывшей богадельни и церкви

К северо-восточному углу церкви примыкают ворота, ведущие на территорию старого кладбища, ворота устроены в 1890-е годы вместе с богадельней. Переложены в 2002 г. с повышением арки.

***

Губернская Земская богадельня
Странноприимный дом при Владимирском кафедральном Успенском соборе открыт в 1865 г.
В 1880 году в с. Добром была открыта богадельня в заведении крестьянина села Доброго Сбитнева. Содержалась на капитал, пожертвованный крестьянкой Куликовой.
Церковно-приходская богадельня при Вознесенской церкви устроена для бедных прихожан Вознесенского прихода по инициативе о. прот. Е. Воскресенского.
14 ноября 1895 г. открыт Приют для слепых детей Ведомства Императрицы Марии.
В 1902 году была открыта богадельня в с. Красном в заведении крестьянина с. Красное Ясманова.
22 Мая 1907 года была открыта дворянская богадельня, учрежденная Э.Д. Рахмановой.
В 1907 году был открыт приют на 60 чел. в с. Боголюбове в заведении А.А. Никитина.
Улица Хирурга Орлова
Храмы, монастыри города Владимира.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (14.03.2018)
Просмотров: 2670 | Комментарии: 1 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 18:23, 05.09.2021
Приложение 1

Уважением во Владимире пользовался купец 2-й гильдии Тимофей Сергеевич Куликов, постоянно занимавшийся благотворительностью и уделявший особое внимание образованию подрастающего поколения. Будучи попечителем Ковергинского начального народного училища более десяти лет, он подарил ему мебель, книги, построил ночлежный приют и т.д. Кроме того, Куликов состоял попечителем Погребищенского и Воскресенского начальных народных училищ, для которых выстроил специальные здания на свои средства.
За многочисленные пожертвования на ниве образования он получил золотые медали на Аннинской, Александровской и Андреевской лентах.
10 марта 1892 г. Владимирская городская дума выразила благодарность Тимофею Сергеевичу Куликову за его участие в содержании городской богадельни, 23 ноября 1894 г. за содержание ночлежного приюта.
С 8 ноября 1895 г. по 12 марта 1887 г. директор Александринского детского приюта - казначей и Почетный Член Попечительства, Владимирский 2-й гильдии купец Тимофей Сергеевич Куликов.
В 1896 г., благодаря усердным жертвователям, преимущественно шуйскому фабриканту Михаилу Алексеевичу Павлову и владимирскому купцу Т.С. Куликову, Детский Приют значительно расширил собственное помещение и снабжен всеми приспособлениями. К приютскому дому, на средства Почетного Члена Губернского Попечительства М.А. Павлова и Т.С. Куликова (более 5 тыс. руб.), пристроены с одной стороны каменный 2-х этажный флигель в три окна, а с другой каменное одноэтажное помещение в 4 окна. На дворе имелся каменный сарай для дров, погреба, прачечная и квартира сторожа. Все приютские здания были застрахованы в Владимирском городском взаимном страховом от огня обществе в 25000 руб.
За усердие и особые труды директору Александринского детского приюта Т.С. Куликову был пожалован орден св. Станислава 3-й степени.
«В самое недавнее время бывший у нас в Владимире при молельной в доме Т.С. Куликова на Студеной горе старообрядческий священник по австрийскому окружническому согласию отец Климентий переведен в одну из глухих деревень Московской губернии за „неначитанность", а сюда на его место назначен и уже приехал бывший настоятель Чебыкинской молельни в С.-Петербурге „отец Нестор Климов", отличающийся и начитанностию а, главное, несколько более широким взглядом на вещи. Если о. Климентий „по своей неначитанности" уклонялся от всяких бесед с нашим миссионером, то „о. Нестор" наоборот сам идет навстречу миссионерскому воздействию: он уже приглашает к себе для беседы епархиального миссионера о. А.А. Акципетрова» (В. Е. В. № 25-й. 1910).
В 1913 году в воскресенье в 10 часов из дома Т.С. Куликова на Студеной горе вышел крестный ход к месту закладки Троицкой церкви.
«Аферист. В магазин Куликова явился не известный ему гражданин, назвавшийся агентом кооператива железнодорожников.
Агент предложил Куликову купить у него 25 пуд. сахара-рафинада.
Куликов согласился на предлагаемую сделку, но с непременным условием сделку провести легально. «Агент» заявил, что на сахар будет выправлен ордер.
Для совершения сделки оба – и «продавец» и покупатель – направились к кооперативу ж.д. на Царицынской улице.
Не доходя до магазина, «агент» предложил Куликову подождать его на улице. Через 5-10 минут он вышел из магазина и заявил Куликову:
- Пойдем в УИК получать ордер.
В УИК-е агент зашел не в общий отдел, а в отдел здравохранения. Оттуда он быстро вынес заранее сфабрикованный «ордер» и, предложив Куликову расписаться, заявил, что сделку можно считать законченной.
Куликов уплатил «агенту» 295 р., сказав, что 20 рублей, которых у него не хватает к общей сумме стоимости, будут уплачены на следующий день.
«Продавец» согласился. Оба они вышли из УИК-а и пошли к Липкам. «Агент», будто-бы неожиданно спохватившись, заявил, что он забыл «дать ордер» на подпись в Губисполкоме.
Он попросил Куликова подождать у подъезда ГИК-а, а сам поднялся во второй этаж здания.
Куликов долго ждал «агента», но, как оказалось, напрасно, последний скрылся через один из других выходов громадного здания Губисполкома.
Куликов, понял, что он стал жертвой аферы, заявил о происшедшем милиции»
(«Призыв», 7 ноября 1924).
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru