Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Нечаев-Мальцов Юрий Степанович

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов

Софья Сергеевна Мальцова является дочерью корнета Сергея Акимовича Мальцова (1771—1823) от брака его с вдовой Анной Сергеевной Ладыженской, урожденной Мещерской. В 1828 году вышла замуж за Степана Дмитриевича Нечаева (1792—1860). По отзывам современницы, мадам Нечаева была очень мила, с маленьким изящным и вместе с тем кротким лицом. По натуре очень веселая, но оттого, что она проводила жизнь среди монахов и священников, в ней была весьма оригинальная смесь рассудочности, серьезности, наивности и веселости. В браке со Степаном Дмитриевичем родила сына Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834 — 1913), а также Дмитрия (1829 — 1910), Софью (1830 — 1907), Анну (1831 — 1908). Умерла в 1836 году на южном берегу Крыма от чахотки, последние годы жизни она страдала психическим заболеванием.
Благотворительность и меценатство являлись семейной традицией аристократов Нечаевых. Степан Дмитриевич Нечаев – обер-прокурор Святейшего синода, сенатор и отец Юрия Степановича потратил на социальную ответственность большую часть своего состояния. Он был первым исследователем Куликова поля и создал первый в России музей Куликовской битвы, победа в которой освободила Русь от векового ига Золотой орды и послужила началом объединения русских земель в единое централизованное государство. До 1918 года этот музей находился в старинном родовом дворце усадьбы Нечаевых Полибино, расположенной недалеко от Куликова поля (сейчас село Полибино Данковского района Липецкой области).
Степан Дмитриевич первым предложил создать на Куликовом поле мемориальный памятник и храм Сергия Радонежского для увековечения Победы русского воинства в Куликовской битве, сделал основноё пожертвование и провёл сбор средств для реализации этого замысла. По инициативе С. Д. Нечаева тульский губернатор В.Ф. Васильев в 1820 году выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании мемориального памятника на Куликовом поле. В 1836 году, император Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска А. П. Брюллова. Во время празднования 470-ой годовщины Победы в Куликовской битве 8 сентября 1850 года памятник был торжественно открыт.


Памятник в честь Победы на Куликовом поле

После установки мемориальной колонны на месте Победы в Куликовской битве Степан Дмитриевич Нечаев сделал пожертвование и начал сбор денег на сооружение храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Святой Сергий Радонежский благословил русское воинство перед Куликовской битвой и дал из своего монастыря князю Дмитрию Донскому монахов-богатырей Родиона Ослябю и Александра Пересвета, победившего в единоборстве перед битвой монгольского богатыря Челубея и вдохновившего наших воинов на Победу.
За свою жизнь Степан Дмитриевич Нечаев истратил огромные деньги на благотворительную деятельность и его дело продолжил сын — великий меценат России Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Он окончил юридический факультет Московского университета и поступил на дипломатическую службу. Во время путешествий по странам Европы зародилась и окрепла у Нечаева-Мальцова любовь к искусству, которая и определила впоследствии его судьбу, связанную с Московским музеем изящных искусств, ныне Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Юрий Степанович Нечаев родился в родовой усадьбе Нечаевых в селе Сторожевая слободка (ныне Полибино Данковского района Липецкой области) в 1834 году в семье известного историка, поэта, археолога Степана Дмитриевича Нечаева (1792-1860) и Софьи Сергеевны (1808-1836), урожденной Мальцовой.
Юрий окончил 1-ю московскую гимназию и юридический факультет Московского университета (1857).
В 1860 г. умер его отец Степан Дмитриевич Нечаев.
Служил в главном архиве Министерства иностранных дел, был переводчиком и ездил с дипломатическими поручениями в Берлин, Париж и другие города Европы.

Из-за отсутствия прямых наследников, многомиллионное состояние и ряд промышленных предприятий, Иван Сергеевич Мальцов (1807-1880) перед смертью завещал племяннику, Юрию Степановичу Нечаеву, сыну Софьи Сергеевны Мальцовой (родной сестры Ивана Сергеевича) и Степана Дмитриевича Нечаева, ближайшего друга покойного.
В возрасте 47 лет, после кончины Ивана Сергеевича Мальцова, Юрий Степанович Нечаев, приняв родовую фамилию Мальцова, вступил в права наследника одного из крупнейших в России состояний.
В хрустальное производство Юрий Степанович Нечаев-Мальцов внёс свой художественный вкус. На Гусевской хрустальной фабрике внедрил передовые технологии, новые способы декорирования стеклоизделий — в технике «галле», «миллефиори», «ирризации», «люстр». Также внедрил поточные механизированные линии нанесения алмазной грани и кислотной обработки.
Для продажи оконного и технического стекла, вырабатываемых на мальцовских заводах, Юрий Степанович имел три оптово-розничных магазина на Никольской, в Богоявленском переулке, на Ильинке.

Во время прибывания в Санкт-Петербурге с 1880 года Ю.С. Нечаев-Мальцов жил в своём доме-особняке 30 по Сергиевской улице (ныне улица Чайковского). В 1883—1884 годах архитектором Леонтием Бенуа по заказу Нечаева-Мальцова были выполнены интерьеры этого здания в стиле рококо.
В Петербурге Юрий Степанович попечительствовал Морскому благотворительному обществу, Николаевской женской больнице, Сергиевскому православному братству, помогал Дому призрения и ремесленного образования бедных детей, с 1910 года был попечителем школы Императорского женского патриотического общества имени Великой Княгини Екатерины Михайловны. Долгое время был членом Попечительного комитета о сёстрах Красного Креста, на основе которого в 1893 году под покровительством принцессы Ольденбургской возникла Община сестёр милосердия Святой Евгении. Став вице-президентом общины, пожертвовал деньги на строительство под её эгидой двух больничных павильонов и здания Убежища для престарелых сестёр милосердия имени Императора Александра III. Финансировал деятельность медицинских учреждений.


Б. Нижегородская улица. 1910-1912 гг. Здание губ. музея ВАК. Справа к нему примыкает хозпостройка губернаторского дома.

При возведении здания Исторического музея во Владимире Ю.С. Нечаев-Мальцов пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин.
В 1884 году основал лесопильный завод при Гусевском хрустальном заводе.


Мальцовское техническое училище

14 ноября 1885 года открыто во Владимире ремесленное училище имени Ивана Сергеевича Мальцова (Мальцевское ремесленное училище). Денежные средства в размере 500 тысяч рублей на строительство этого училища ещё при жизни выделил сам Иван Сергеевич.
1881 г. «Губернская управа представила собранию полученное от статского советника Ю.С. Нечаева 1 февраля письмо на имя г. председателя управы. Уведомляя в своем письме, что ему, как наследнику по духовному завещанию дяди его действительного тайного советника Ивана Сергеевича Мальцова, вменено в обязанность внести в земство Владимирской губернии 500000 рублей на учреждение технической школы, г. Нечаев выражает желание исполнить возложенное на него завещанием обязательство наиболее полезным для земства способом и в заключении просит принять пожертвование и ходатайствовать о присвоении будущей школе названия имени его дяди, соглашаясь, с своей стороны, быть попечителем этой школы. Принимая во внимание, что означенное пожертвование удовлетворит самую насущную потребность промышленной Владимирской губернии,- потребность в среднем ремесленном образовании, губернская управа полагала: 1) принеся Всевышнему Богу молитву об упокоении души покойного Ивана Сергеевича Мальцова, прежде всего благодарить Ю.С. Нечаева за его предупредительное уведомление о сделанном пожертвовании и за его готовность исполнить волю завещателя наиболее удобным для земства способом и за то горячее участие, которое он сам принимает в этом деле; 2) пожертвование принять и сообщить об этом через начальника губернии г. министру внутренних дел; 3) просить г. Нечаева оказать содействие к составлению устава училища, штатов его, а также планов и смет на постройки, с участием кого-либо из членов губернской управы, с тем, чтобы по проекту устава было определено звание попечителя училища, каковое и просить г. Нечаева принять на себя; 4) ходатайствовать о присвоении училищу имени действ. тайного советника И.С. Мальцова и о постановке в училище его портрета, о доставлении которого просит г. Нечаев; 5) поручить губернской управе проект устава, планы и сметы, по составлении их, внести с своим заключением на рассмотрение губернского земского собрания…».
Юрий Степанович лишь осуществил мечту покойного, внося при этом дополнительные средства на усовершенствование данного заведения. Ежегодно Юрий Степанович выделял деньги на персональные стипендии студентам и заработную плату учителям.
В феврале 1889 года царь Александр III "соизволил" дать согласие на постановку в зале правления Владимирского Мальцевского ремесленного училища портрета председателя попечительного совета, действительного статского советника Ю.С. Нечаева-Мальцова.
Также с личных счетов Юрия Степановича Московской и Гусевской конторами оплачивались содержание училищ при Тигодской, Новосельской, Уршельской, Гусевской, Великодворской, Залесской, Курловской стеклянных и хрустальных фабрик.


Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, 1885, портрет работы Ивана Крамского.
В 1885 г. Юрий Степанович заказал художнику И.Н. Крамскому исполнить свой собственный портрет и два панно для ризницы церкви русского посольства в Копенгагене. Авторский вариант портрета хранится в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1947 г. В указанном издании ГМИИ впервые был опубликован портрет Ю.С. Нечаева-Мальцова, копия с которого, выполненная художником М.В. Брянским в 1887 г., хранится в собрании Владимирского музея.
В архивной описи экспонатов имущества Владимирского исторического музея 1920—1925 гг. зафиксирована точная дата (2 декабря 1924) поступления портретов Петра I, И.С. Мальцева и Ю.С. Нечаева-Мальцова из механического техникума. В музейном фонде ГАВО также отмечено поступление двух портретов Нечаева-Мальцова вместе с портретом Петра I из техникума в музей в 1924 г.
М.В. Брянский выполнил две копии портрета. Одна, подписанная на лицевой стороне, предназначалась для более торжественной демонстрации в стенах училища, вторая — для родового поместья.
Копийный вариант выполнен на высоком профессиональном уровне в размер оригинала. Подтверждением копийного характера работы служит подпись исполнителя в верхней части холста: «коп. М. Брянскій 1887. Крамской 1885». Единственным отличием от оригинала является то, что М.В. Брянский не изобразил спинку кресла, которая есть на портрете кисти Крамского. Это создаёт чисто зрительное ощущение того, что модель изображена стоя, что не портит композицию в целом.
Художник Михаил Васильевич Брянский (1830—1908) был мастером портрета и жанровой композиции. Он родился в Киеве, в 1850—1855 гг. занимался рисованием у академика К.С. Павлова, преподававшего при университете Св. Владимира в Киеве. Учась в Академии художеств, Брянский получил малую и большую серебряные медали и золотую медаль им. мадам Лебрен «за экспрессию» в картине «Невеста, которой возвратили обручальное кольцо». Работал в Малороссии, Петербурге и Киеве. Его выставки проводились в Петербурге и Москве. Работы находятся в картинных галереях Киева, Одессы, Нижнего Новгорода. Отдельные полотна появляются в последнее время на аукционах. В 2001 г. патриарху Алексию был подарен его кисти портрет Иоанна Кронштадтского 1891 г. Время создания портрета Крамским совпадает со строительством во Владимире ремесленного училища. С 1886 г. Ю.С. Нечаев-Мальцов являлся почётным членом особого отделения Учёного комитета по техническому и профессиональному образованию. Безусловно, копия портрета была заказана именно для экспонирования её в стенах училища. Подтверждением этому является опись 1891 г. инвентарному имуществу, находящемуся в заведовании смотрителя Мальцовского ремесленного училища Ивана Алексеевича Алякринского, хранящаяся в ГАВО. В ней зафиксированы висевшие в помещении правления училища наряду с портретами «их императорских величеств и наследника цесаревича портреты действительного тайного советника Ивана Сергеевича Мальцева и действительного статского советника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова».

В 1885 году был назначен членом совета министра народного просвещения, а в 1886 году стал почётным членом особого отделения ученого комитета по техническому и профессиональному образованию.
В 1886 г. открыто новое отделение Гусевской бумаго-прядильной миткалево-ткацкая фабрика.


Музей изящных искусств (ныне ГМИИ) в 1912 году. Фото К. А. Фишера.

В историю Ю. С. Нечаев-Мальцов вошел как человек, подаривший России Музей изящных искусств (ГМИИ имени А. С. Пушкина) в Москве, пожертвовав на его строительство около 80% необходимых денег. Профессор Иван Владимирович Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой и инициатор создания музея, обратился к властям и к состоятельным аристократам с просьбой внести пожертвования на строительство музея.
С весны 1887 к работе Комитета И.В. Цветаеву удалось привлечь Ю.С.Нечаева-Мальцова. Художественный вкус потомственного коллекционера шедевров искусства и археологических редкостей, университетское образование, опыт дипломата, связи и состояние одного из двенадцати богатейших людей России конца XIX века позволили Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову возглавить реальную работу Комитета по устройству музея, став Товарищем председателя Комитета (Великого Князя Сергея Александровича), контролировавшим завершение работ по проектированию и ход строительства Музея. До 1887 года под его контролем был возведён ряд крупных храмов и зданий с участием лучших архитекторов, инженеров и художников России и поэтому руководство новым масштабным проектом стало ему интересно. С середины 1887 года начались реальные пожертвования Ю.С. Нечаева-Мальцова на строительство и коллекцию Музея.
Именно Ю.С. Нечаев-Мальцов настоял на закладке всего здания сразу, а не переднего корпуса, выходящего фасадом на Волхонку, как предлагал И.В. Цветаев. Юрий Степанович настоял на «необходимости кирпичной выкладки всего здания музея зараз, чтобы придать ему целостность с самого начала» («Московские ведомости», 1887, 2 дек., №332, стр.4). Реальная окончательная длина фасада практически не изменилась, но в глубь квартала здание выросло почти в пять раз, что видно на окончательном плане музея от 12 июля 1898 года.
С 1904 года после пожара на стройке, когда сгорела большая часть создаваемого Музея, многие потеряли веру в успех масштабного проекта. Пожертвования на строительство практически прекратились и в дальнейшем в течение 8 лет до открытия Музея Ю.С. Нечаев-Мальцов один финансировал возведение гигантского здания. В итоге официальная сумма прямых пожертвований от имени Нечаева-Мальцова на Музей изящных искусств соствила более 2 миллионов царских рублей (эквивалент более миллиарда современных долларов). Часть пожертвований Юрий Степанович из-за своей скромности сделал анонимно, поэтому реальный его вклад был больше официально учтённого. Но в семье Цветаевых его вклад не был тайной. Марина Цветаева в своих воспоминаниях пишет о сумме в полтора раза превышающей официально учтённые 2 миллиона: «… когда в 1905 году его [Нечаева-Мальцева] заводы стали, тем нанося ему несметные убытки, он ни рубля не урезал у музея. Нечаев-Мальцев на музей дал три миллиона, покойный государь триста тысяч. Эти цифры помню достоверно. Музей Александра III есть четырнадцатилетний бессребреный труд моего отца и три мальцевских, таких же бессребреных миллиона» (“Музей Александра III” (в сокращении), Марина Цветаева, собрание сочинений в 7 томах, том 4, книга 1, изд. «Терра», М.,1997).
Особое внимание при доработке проекта Музея Ю.С. Нечаев-Мальцов уделял архитектуре и интерьеру Зала Славы русской науки, литературы и искусств (ныне Центральный или Белый зал второго этажа, к которому ведёт парадная лестница музея). По его указанию Р.И. Клейн несколько раз переделывал проект Зала Славы. Именно Юрию Степановичу принадлежит идея сделать этот зал исключительно Белым. Он отклонил несколько вариантов Зала Славы из-за их недостаточной величественности и изысканности. Ю.С. Нечаев-Мальцов настоял на каменном фризе над колоннадой фасада, взамен предложенного Клейном гипсового. Он финансировал и лично инспектировал на Урале добычу белого мрамора для отделки Музея. Когда выяснилось, что десятиметровые колонны для портика музея сделать в России невозможно, Юрий Степанович заказал их в Норвегии, зафрахтовал пароход для их доставки морем и баржи для сплава по рекам до самой Москвы. Для дарения Музею он закупал антиквариат в Египте и в Венеции приобрёл копии мозаик собора Святого Марка.
Отношение Юрия Степановича к делу создания Музея хорошо характеризует фраза из письма ему от Ивана Цветаева, датированного 7 сентября 1899 года:
«Мне очень жаль, что я не знал о намерении Р.И. Клейна поднимать тяжёлые балки именно 5 числа. Это была замечательная картина, когда рабочие колебались перед такой необычной тяжестью и таким объёмом балок в столь сильной степени, что Вы сочли нужным подать им пример, ставши первым на месте стройки, казавшемся им особенно опасным. И предводительствовать Вам на лесах и на стенах пришлось в убийственную погоду: дождь лил как из ведра, ветер свистал и был большой холод. …»
31 мая 1912 года Музей был торжественно открыт. Семья и свита Николая II подъехали к сияющей новизной величественной лестнице Музея в шикарных автомобилях. У входа Государя встречали Ю. С. Нечаев-Мальцов и И. В. Цветаев. Император Николай II остался доволен результатом многолетнего труда. К государственным наградам и очередным званиям были представлены многие члены Комитета по созданию музея, члены Строительной комиссии музея и отдельные жертвователи. За заслуги в создании музея изящных искусств Юрий Степанович Нечаев-Мальцов был награжден орденом Александра Невского. Великий меценат умер в возрасте 79 лет через год после открытия Музея. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом со своим отцом и матерью. Семейный склеп Нечаевых был уничтожен в советское время. На фасаде здания музея, который с 1937 года необоснованно носит имя А. С. Пушкина, установлена мемориальная доска с барельефом Ю.С. Нечаева-Мальцова.
Вклад Великого мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова в создание ГМИИ им. А.С.Пушкина незаслуженно замалчивался в годы советской власти, и, к сожалению, эта традиция не изменилась до настоящего времени, несмотря на подготовку празднования предстоящего столетия Музея и рост общественного интереса к его подлинной истории. Также в советское время замалчивался факт существования до 1918 года Музея Куликовской Битвы во дворце аристократов Нечаевых в Полибино. Жаль что в нынешней России пока нет аристократов, желающих восстановить этот музей и реставрировать дворец Нечаевых.


Храм-часовня святой великомученицы Варвары

К концу 1885 года на месте деревянной часовни святой Варвары Великомученицы Юрий Степанович возвёл каменную часовню весьма изящной архитектуры (Храм-часовня святой великомученицы Варвары).
В 1888 г. при расширении второго основного производства Мальцевых – текстильного, открыта Крутильно-Отбельная, Вигоне-Прядильная фабрика (Крутилон). См. Гусевский текстильный комбинат. Сер. XIX – нач. ХХ века.
Используя местную глину и секреты никулинских мастеров, Нечаев-Мальцов продолжил начатое своим дядей Иваном Сергеевичем дело строительства кирпичных домов для рабочих. Кирпичный завод в Никулино больше не существует, а между тем, все «мальцовские» домики Гусь-Хрустального, уже полтора века придают городу самобытность и неповторимый стиль. Всего «мальцовских» домов было выстроено 425 штук.


Храм Дмитрия Солунского в Берёзовке в честь русских воинов, павших в Куликовской битве

В 1891 году Юрий Степанович Нечаев-Мальцов финансирует строительство Димитриевского храма в с. Березовке, расположенной в 15 км от своей усадьбы в Полибино. Уникальный по архитектуре храм возведён по проекту великих зодчих А. Н. Померанцева и В. Ф. Шухова. Мозаики в храме были сделаны знаменитым петербургским мастером В. А. Фроловым по эскизам великого художника В.М. Васнецова.


Георгиевский собор

В 1889 г. на Уршельской стеклянной фабрике построена церковь владельцем фабрики Ю.С. Нечаевым-Мальцовым, вместо молитвенного дома, бывшего здесь с 1872 г.
На Гусю был храм на 2000 молящихся; но он давно стал тесен и потому в 1892 году заложен еще другой - Георгиевский храм на 3000 чел. Храм сооружена средства гофмейстера Высочайшего Двора Ю.С. Нечаева-Мальцова. Сооруженный по проекту академика Бенуа, храм этот по своему оригинальному устройству и внутреннему благолепию принадлежит к числу выдающихся церквей. Иконы для иконостаса и живопись на стенах взял на себя исполнить известный художник В.М. Васнецов.
2 сентября 1901 г. архиепископом Владимирским и Суздальским Сергием совершено освящение храма во имя св. великомученика Георгия Победоносца.
В 1895 г. «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа».


Здание бывшей Гусевской богадельни.

27 сентября 1897 года для одиноких и престарелых рабочих на средства Ю.С. Нечаева-Мальцова была построена Гусевская богадельня по проекту известного русского архитектора Л.Н. Бенуа. В 1900 году служащие Гусевской фабрики пожертвовали в устраиваемую богадельню тройную икону святых — Георгия Победоносца, Иоанна Благослова и мученицы Софии.


Ю.С. Нечаев-Мальцов. 1900-е гг. Фото из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Проживая в Санкт-Петербурге, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов попечительствовал Морскому благотворительному обществу, Николаевской женской больнице, Сергиевскому православному братству, помогал Дому призрения и ремесленного образования бедных детей, с 1910 был попечителем Школы Императорского Женского патриотического общества имени Великой Княгини Екатерины Михайловны. Долгое время был членом Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, на основе которого в 1893 под покровительством принцессы Е. М. Ольденбургской возникла Община сестер милосердия святой Евгении Красного Креста. Став вице-президентом Общины, пожертвовал деньги на строительство под ее эгидой двух больничных корпусов и здания богадельни для престарелых сестер милосердия. Финансировал деятельность медицинских учреждений, субсидировал журнал «Художественные сокровища России», выходивший под редакцией А. Н. Бенуа, а затем А. В. Прахова.
Благодаря Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову до наших дней ещё сохранилась первая в мире гиперболоидная конструкция, ажурная сетчатая стальная башня удивительной красоты, расположенная сейчас у дворца Нечаевых в Полибино. Уникальная водонапорная башня построена великим русским инженером В.Г. Шуховым для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, проходившей в 1896 году. Она потрясла посетителей выставки необычностью и красотой формы. После окончания выставки уникальный шедевр купил Ю. С. Нечаев-Мальцов. Башня была перевезена в разобранном виде в Полибино и установлена В. Г. Шуховым рядом с дворцом Нечаевых. Гиперболоидные конструкции впоследствии строили многие великие архитекторы: Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер. Шуховские сетчатые гиперболоидные башни востребованы и в настоящее время. Самая большая в мире телебашня, гигантская 610-метровая гиперболоидная сетчатая конструкция, соответствующая патенту В. Г. Шухова и очень похожая на башню у дворца Нечаевых в Полибино, возведена в 2005-2009 годах в Гуанчжоу в Китае. Сейчас в Полибино нередко приезжают зарубежные специалисты и архитекторы и, благодаря Юрию Степановичу, они пока ещё имеют возможность видеть и изучать первую в мире гиперболоидную сетчатую башню-оболочку.


Башня В.Г. Шухова у дворца Нечаевых в Полибино

В 1898 году на фабрике произошла Гусевская стачка фабричных рабочих.
Почетный член Владимирской Ученой Архивной Комиссии с 26 ноября 1899 г.
В 1900 году во Владимире появился первый автомобиль. Его владеющем стал директор ремесленного училища Д.К. Советкин, которому такой подарок сделал основатель училища Ю.С. Нечаев-Мальцов.

Иван Сергеевич Мальцов принимал все меры к тому, чтобы оградить свои владения от влияния извне. Когда строители Московско-Казанской железной дороги услужливо предложили исправить проект и провести дорогу вдоль южной окраины мальцевского поселка, хозяева категорически отказались.
В 1900 году через посёлок Гусь прошла узкоколейная железная дорога, связавшая Владимир с Рязанью. В этом же году посёлок Гусь стал официально называться Гусь-Хрустальный.
«За участие в деле устройства земского ремесленного училища» 25 января 1901 года Юрий Нечаев-Мальцов был удостоен звания Почётного гражданина города Владимира.
9 мая (26 апреля) 1905 года повторились волнения на Гусе-Хрустальном. Рабочие в этот, день, не прекращая работ, предъявили ряд требований (27 пунктов), касающихся, главным образом, увеличения заработной платы различным категориям рабочих.
Почти на все основные требования рабочие, получили отказ. На требование же рабочих о приезде Ю.С. Нечаев-Мальцов на Гусь для личных переговоров с ними, он им ответил:
«Приехать на Гусь в настоящее время не могу. Ни мои годы, ни мое здоровье не дозволяют мне утомляться, тем более, что я свихнул себе ногу и недомогаю.
Ввиду постоянных, непрекращающихся со стороны рабочих заявлений о прибавках и выяснения им разных вопросов, только лично меня, как хозяина фабрики, касающихся, что подчас по отношению к поставленным мною во главе управления лицам принимает дерзкую форму требований, лишающих означенных лиц того спокойствия, которое крайне необходимо для правильного отправления лежащих на них сложных обязанностей, и что, в свою очередь, чрезвычайно важно для существования самого дела и благополучия самих же рабочих, объявляю еще раз рабочим моей фабрики, что если они не оставят усвоенный ими образ действий, то я, как уже и предупреждал рабочих, вынужден буду, к крайнему прискорбию моему, фабрику закрыть, и ответственность за все бедствия, которые придется пережить семьям рабочих, пусть ляжет в таком случае на тех подстрекателей и безумцев, которые позволяют себе увлекать неразумных на ложный и опасный путь.
Если я бы необдуманно согласился исполнить заявленные рабочими просьбы о прибавках, то при особых условиях жизни на Гусе и при работе на моей фабрике всего 8 час. 20 мин., каковой труд еще не введен почти ни на одной из других фабрик империи, я должен был бы заведомо работать с постоянным громадным убытком и тем самым в скором времени разорить мое дело, вместе с тем и рабочие с закрытием фабрики, лишившись источника своего существования, должны были бы искать себе пропитания на стороне.
Я сделал для рабочих все, что мог, и сделать что-нибудь больше не могу и отказываюсь. Пусть недовольные рабочие ищут себе с богом и в добрый час лучших условий жизни и большего заработка на стороне, благоразумны же я призываю одуматься и к порядку... Не хотелось бы мне, на склоне дней моих, видеть закрытие моего дела, на которое я положил столько труда, забот и все мой денежные средства, но если то богу угодно, не я, а сами рабочие, будут тому причиной, и сами с поздним раскаянием должны будут нести тот крест, который их с закрытием фабрики и потерей источника их жизни ожидает. Но от сего бедствия да охранит их милосердный господь.
Подписал: Нечаев-Мальцов.
Москва, 6 мая 1905 года» (Стачечное движение 1905 года в Меленковском уезде).
Начало организации союза текстильщиков на Гусю-Хрустальном относится к 1906 году. Когда об этой организации узнал заводовладелец Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, он запретил давать помещения для собрания союза. Тем не менее, несмотря на запрещение, члены союза устраивали собрания в зале зимнего театра, а правление собиралось в квартирах кого-нибудь из его членов.

В Москве на Шаболовке в 1906 году был построен комплекс дворянской богадельни имени Нечаева-Мальцова (архитектор Роман Клейн).
В 1909 году на Курловском стекольном заводе запустил ванную печь системы Гоббэ, на которой велась выработка одновременно двух или трёх видов разной посуды.
В июле 1909 года фирма Юрия Степановича-Мальцова впервые открыла на Мясницкой улице в доме Духовой консистории в Москве магазин оптово-розничной торговли столовой посуды и хрусталя.


Храм-памятник Сергию Радонежскому на Куликовом поле

После смерти С.Д. Нечаева тульское духовенство активно поддержало идею постройки храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Юрий Степанович также как и отец сделал пожертвование на строительство собора. В 1911 году архитектором А.В. Щусевым был сделан проект. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле строился четыре года (1913-1917).


Ю.С. Нечаев-Мальцов – в парадном придворном мундире. 31 мая 1912 г. в день торжественного открытия музея в Москве.

В 1913 году на Уршельском хрустальном заводе была пущена в ход ванная печь бельгийской системы для непрерывной выработки аптекарской посуды, ламповых труб и дешёвых сортов столовой посуды.


Музей изящных искусств имени Императора Александра III в Москве. Египетский зал имени Ю.С. Нечаева-Мальцова. 1912-1915 гг.

В октябре 1913 года в Санкт-Петербурге в возрасте 79 лет Юрий Степанович Нечаев-Мальцов скончался.
Завещание Юрия Степановича удивило всех не меньше, чем завещание Ивана Сергеевича Мальцова. Наследниками были объявлены Элим Павлович Демидов, князь Сан-Донато и Павел Николаевич Игнатьев. Э.П. Демидов унаследовал два особняка в Санкт-Петербурге, имение Нечаевых, все капиталы, находящиеся в петербургских банках. Игнатьев Павел Николаевич получил большую часть наследства в виде промышленных предприятий, находящихся во Владимирской, Рязанской, Смоленской, Тверской губерниях. В 1914 году он вступил в права наследства промышленными предприятиями Юрия Степановича Мальцова. Он стал владельцем мальцовских хрустальных заводов, расположенных во Владимирской губернии, а также Новосельского стекольного завода в Тверской губернии и Тигодского стекольного завода (ст. Любань Николаевской железной дороги).


Современное состояние дворца Нечаевых в Полибино. Архитектор В.И. Баженов, XVIII век

До революции в усадьбе Полибино у Ю.С. Нечаев-Мальцова гостили и творили Л.Н. Толстой, И.Е. Репин, И.К. Айвазовский, К.А. Коровин, В.Д. Поленов, В.В. Васнецов, И.В. Цветаев, А.Н. Бенуа, Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова. А после революции дворец Нечаевых в Полибино, построенный ещё в XVIII веке знаменитым архитектором В.И. Баженовым и расписанный И.К. Айвазовским, был разграблен и все росписи были уничтожены. Первое в мире сооружение гиперболоидной формы, башня В.Г. Шухова у дворца в Полибино, более 30 лет страдает от коррозии и требуется срочный ремонт её основания.
Некоммерческий фонд «Шуховская башня» в начале 2008 года обратился к руководству страны с просьбой реставрировать усадьбу Нечаевых к столетию Государственного музея изобразительных искусств. Шуховская башня и Нечаевский дворец в Полибине являются памятниками архитектуры федерального значения и находятся под охраной государства.
Город Гусь-Хрустальный
Гусевский Хрустальный завод в пореформенный период
Стеклоделие во Владимирской губернии в нач. ХХ века.
Очерк о Гусе-хрустальном (1901 год)
Категория: Гороховец | Добавил: Николай (13.03.2018)
Просмотров: 3517 | Теги: Гусь-Хрустальный, Владимир | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru