Главная
Регистрация
Вход
Четверг
21.11.2024
21:06
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Земское ремесленное училище имени И.С. Мальцева

Земское ремесленное училище имени И.С. Мальцова

15 ноября 1880 года в Ницце скончался владелец многочисленных фабрик и заводов, король российского хрусталя, действительный тайный советник Иван Сергеевич Мальцов. Будучи бездетным, он оставил свое многомиллионное состояние своему племяннику Юрию Степановичу Нечаеву. Еще при жизни у Ивана Сергеевича было желание содействовать распространению образования не только в тесном кругу его фабричного района, но и в более широком смысле, так как еще лет за 6 до смерти он высказывал близким к нему лицам предположение об устройстве школы имени Мальцовых и готовность затратить на это до 200 000 р. По советам близких людей он склонялся к мысли об устройстве школы не общеобразовательной, а профессиональной, которых в то время в России было еще очень мало, потребность же в них ощущалось очень настоятельно. Осуществить это свое намерение при жизни Иван Сергеевич не успел, но в своем духовном завещании, утвержденном к исполнению Московским окружным судом 8 января 1881 года, между прочим он поручил своему наследнику, «внести в земство Владимирской губернии капитал в пятьсот тысяч рублей 5% билетами государственного банка по номинальной цене на учреждение по усмотрению земства технической школе, причем прошу Юрия Степановича ходатайствовать о присвоении этой школе названия моего имени, и принять на себя звание попечителя оной, если таковое будет установлено уставом сей школы, но дабы не стеснять Юрия Степановича Нечаева в денежных его распоряжениях, предоставляю ему внести означенные пятьсот тысяч рублей в течение 5 лет со дня ввода его во владение завещанными имениями».
Письмом от 31 января 1881 года на имя председателя Владимирской губернской земской управы П.П. Кожина Юрий Степанович, уведомляя о завещанном земству пожертвовании, просил доложить о нем в возможно скором времени губернскому земскому собранию, причем присовокупил, что он с своей стороны желает не только в точности исполнить возложенное на него завещанием обязательство, „но и исполнить его наиболее полезным для земства и для предназначенной весьма важной цели технического образования способом", почему и просит земское собрание „принять пожертвование и ходатайствовать о присвоении будущей школе названия имени моего дяди, соглашаясь с своей стороны быть попечителем этой школы".
9 февраля 1881 года губернская управа получила и официальное уведомление о завещанном пожертвовании от прокурора Московского окружного суда.
На 3 марта 1881 года с разрешения Министра Внутренних Дел было созвано экстренное собрание губернского земства, по преимуществу для обсуждения вопроса о принятии завещанного И.С. Мальцевым капитала и об учреждении на капитал этот технической школы. Открывая это собрание Владимирский Губернатор И.М. Судиенко в своей речи, между прочим, сказал, что, „указанная покойным Мальцовым цель столь значительного пожертвования имеет неоспоримое право на общее сочувствие и особенно внимательное отношение ко всему, что может способствовать к скорому по возможности и вполне успешному ее осуществлению", указал «на необходимость не придавать уставу учреждаемого учебного заведения характера слишком строгой исключительности по отношению права поступления в училище, а при проектировании программы технического собственно курса обратить исключительное внимание на преподавание тех отраслей технологии, которые могли бы найти практическое применение к наиболее распространенным в губернии нашей видам фабричного и заводского производства», и в заключение обратил внимание собрания «на ту нравственную обязанность, которая лежит в настоящем случае на его членах по учреждению не только вполне полезного учебного заведения, но по возможности и соответствующего целям, бывшим в виду завещателя, предначертания которого по отношению к начинаемому, благодаря его щедрости, доброму делу без сомнения известны ближайшему исполнителю его воли Ю.С. Нечаеву». Это было первое теплое сочувственное слово начинаемому доброму и полезному делу, и это сочувствие и благорасположение И.М. Судиенко проявлял все время не только во время выработки устава и устройства училища, но и после, его открытия.
Докладывая собранию вышеупомянутое письмо Ю.С. Нечаева на имя председателя, губернская управа присовокупила от себя, что „драгоценное пожертвование покойного Ивана Сергеевича Мальцова удовлетворит самую насущную потребность промышленной Владимирской губернии,— потребность в среднем ремесленном образовании. Просвещенное участие, которое принимает в этом деле и наследник Мальцова Юрий Степанович Нечаев, ручается, что устройство предполагаемого технического училища совершится с полным успехом, и что столь важное для отечественной промышленности дело будет поставлено на прочных началах. Поэтому губернская управа полагала бы:
1) Принести Всевышнему Богу молитву об упокоении души покойного Ивана Сергеевича Мальцева и прежде всего благодарить Юрия Степановича Нечаева за его предупредительное уведомление о сделанном пожертвовании, за его готовность исполнить волю завещателя наиболее удобным для земства способом и за то горячее участие, которое он сам принимает в этом деле;
2) пожертвование принять и сообщить об этом через Начальника губернии Министру Внутренних Дел;
3) просить Нечаева оказать содействие к составлению устава училища, штатов его, а также планов и смет на постройку, с участием кого-либо из членов губернской управы, с тем, чтобы по проекту устава было определено звание Попечителя училища, каковое и просить Нечаева принять на себя;
4) ходатайствовать о присвоении училищу имени действительного тайного советника Ивана Сергеевича Мальцова и о постановке в училище его портрета, о доставлении которого просить Нечаева;
5) поручить губернской управе проект устава, планов и смет, по составлении их, внести со своим заключением на рассмотрение губернского земского собрания".
Предварительно обсуждения доклада управы собрание, по предложению председателя, пожелало выслушать мнение по этому докладу присутствовавшего в заседании Ю.С. Нечаева, который высказал, что находит заключение управы вполне согласным с волей завещателя и ему остается только благодарить управу и ходатайствовать об утверждении ее доклада.
При обсуждении доклада в собрании было выяснено, что земству и местной промышленности нужна не высшая техническая школа, для устройства которой и дальнейшего содержания завещанного капитала было-бы не достаточно, а образование хороших мастеров, и для такой школы средств будет достаточно. Ю.С. Нечаев высказал, что хотя он по завещанию обязан выдать земству пятьсот тысяч рублей в течение 5 лет, но он уже с 15 ноября 1880 года не считает капитал своим, и если до сих пор не передал его, то потому только, что не знал, будет ли принято пожертвование; что затем устройство школы может быть сделано из процентов с этого капитала, а самый капитал останется неприкосновенным; что проект устава будет представлен собранию, и тогда оно увидит, будет ли достаточно завещанных средств.
Собрание постановило: заключение губернской управы по докладу о пожертвовании покойного Мальцова утвердить и привести в исполнение, а Нечаева благодарить.
Согласно постановлению собрания в сотрудники Юрию Степановичу по составлению устава училища, штатов его, а также планов и смет на постройки, управа назначила своего члена А.П. Смирнова. И будущий попечитель училища Ю.С. Нечаев, и член управы А.П. Смирнов, приняв на себя поручение собрания составить устав предполагаемого училища, отнеслись к своей задаче очень внимательно. Тщательное рассмотрение типов и уставов существовавших уже тогда профессиональных школ (училища Цесаревича Николая в Петербурге, Комиссаровского в Москве, Губкинского в гор. Кунгуре и Александровского, брат. Милютиных, в гор. Череповце) показало им, что ни одно из этих училищ не может быть принято за образец во первых потому, что каждое из них уже тогда требовало на свое содержание много больше того, чем могло бы располагать вновь учреждаемое училище, если бы даже удалось выстроить его и обставить на %, не расходуя на постройку самого капитала. Второй, и не менее важной причиной не принимать за образец вышеназванных училищ было то, что они устроены были не для бедного люда, так как, в них взималась не малая плата за учение (от 180 рублей до 250 руб. в год), тогда как покойный Иван Сергеевич всегда желал помочь именно бедным людям, почему предположение о платном обучении не соответствовало бы предначертанию жертвователя.
Таким образом предстояло выработать совсем новый тип училища. В деле этом Юрий Степанович нашел деятельного помощника и сотрудника в лице инспектора учебных мастерских Императорского Московского технического училища инженер-механика Д.К. Советкина, известного уже тогда деятеля по профессиональному образованию, автора особого систематического метода обучения ремеслам, обратившего на себя общее внимание и удостоенного наградами на нескольких выставках не только в России, но и за границей.
Выработанный проект устава училища был внесен его составителями в губернскую земскую управу и 9 июля 1881 года доложен ею губернскому земскому собранию, которое, признав проект вполне удовлетворительным, постановило представить его установленным порядком на утверждение с ходатайством о предоставлении оканчивающим в нем курс льготы 3-го разряда по воинской повинности.
Проект этот, внесенный Начальником губернии на рассмотрение Министерства Внутренних Дел, был также рассматриваем и Министром Народного Просвещения, и в ученом комитете этого Министерства, независимо от некоторых замечаний, сделанных по отдельным статьям проекта, возник вопрос о том, будет ли училище открыто на правах частных учебных заведений, или будет пользоваться правами правительственных подобных учреждений, так как по закону училища, пользующиеся правами правительственных учреждений, разрешались Министром Народного Просвещения, а устраиваемые на правах частных учебных заведений — Начальником губернии по соглашению с Попечителем учебного округа; вследствие чего представленный проект был возвращен. 4 марта 1882 года в губернскую управу как для исправления по указаниям ученого комитета М. Н. П., так и для выяснения типа училища.
Пересоставленный управой, по соглашению с будущим попечителем училища Ю.С. Нечаевым-Мальцовым, по замечаниям М. Н. П., проект устава вновь был внесен управой 11 марта 1882 года на рассмотрение губернского собрания, которое, вполне соглашаясь с докладом управы и объяснениями Ю.С. Нечаева-Мальцова по поводу сделанных в первоначальном проекте изменений и учреждения училища, по крайней мере на первое время, на правах частного учебного заведения, постановило: измененный проект устава принять и поручить управе, при содействии Ю.С. Нечаева-Мальцова, войти с ходатайством к Владимирскому Губернатору и Попечителю Московского учебного округа об окончательном утверждении устава и разрешении на открытие училища, и возбудить ходатайство о присвоении училищу имени действительного тайного советника Ивана Сергеевича Мальцова, согласно воле завещателя.
22-го апреля 1882 года губернской управой было получено от Начальника губернии извещение следующего содержания: „ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР по всеподданейшему докладу Министром Внутренних Дел ходатайства Владимирского губернского земского собрания о присвоении учрежденному в гор. Владимире, на % с пожертвованного покойным действительным тайным советником Мальцевым капитала в пятьсот тысяч рублей, ремесленному училищу наименования „земского ремесленного училища действительного тайного советника Ивана Сергеевича Мальцева",— в 12-й день текущего апреля Всемилостивейше на сие соизволил".
„О таковом Высочайшем повелении, сообщенном мне генерал-адъютантом графом Игнатьевым, от 15 сего апреля за № 2475, имею честь уведомить губернскую земскую управу, в ответ на отношение ее за № 2028“.
10 июля Начальник губернии уведомил управу, что проект устава был им препровожден к Попечителю Московского учебного округа с отзывом, что с его стороны к утверждению проекта препятствий не встречается, и что проект этот возвращен ему Попечителем округа с уведомлением, что предварительно утверждения устава он находит необходимым сделать с своей стороны замечания на некоторые параграфы устава и просит отзыв его предложить на обсуждение земского собрания. При этом Начальник губернии присовокупил, что он не может оставить без возражений некоторых из сделанных графом Капнистом изменений и дополнений проектированного земством устава.
Уведомление Начальника губернии и отзыв Попечителя округа были внесены на губернское собрание 26 августа, причем собрание приняло заключение управы относительно некоторых изменений проекта устава и постановило просить Нечаева-Мальцова лично ходатайствовать об утверждении устава пред Попечителем округа и, если потребуется, у высшего начальства.
15 декабря проект устава был вновь возвращен Начальником губернии в управу с замечаниями Попечителя Московского учебного округа, но уже с очень немногими требуемыми им исправлениями некоторых §§, причем Начальник губернии присовокупил, «что со включением в проект требуемых Попечителем Московского учебного округа изменений, препятствия к утверждению сего устава, как со стороны графа Капниста, так и моей не встречается».
В виду незначительности новых поправок составители проекта поспешили их принять, и 18 декабря 1882 года устав был утвержден Владимирским Губернатором.
В 1884 г. присутствовавший в земском собрании Ю.С. Нечаев-Мальцов заявил, не угодно ли будет собранию ходатайствовать перед Государем Императором о принятии ремесленного училища под Высочайшее покровительство Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича.
Собрание единогласно постановило: уполномочить председателя губернской управы Петра Павловича Кожина просить попечителя ремесленного училища Ю.С. Нечаева-Мальцова лично ходатайствовать перед Государем Императором о принятии ремесленного училища имени И.С. Мальцова под Высочайшее покровительство Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича.
К строительству здания училища Юрий Степанович подошел основательно. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов приобрел под устройство училища обширный участок земли (3503 кв. саж.) на Студеной горе и принес его в дар для этой цели губернскому земству.
Для ведения дела постройки здания была образована под председательством Ю.С. Нечаева-Мальцова, как попечителя училища, строительная комиссия из председателя губернской управы П.П. Кожина, члена управы А.П. Смирнова, кандидата коммерции С.И. Щегляева и инспектора мастерских Императорского технического училища инженер-механика Д.К. Советкина, намеченного быть директором устраиваемого училища.
Для составления проекта зданий был организован, на предоставленные Попечителем училища средства 6700 руб., конкурс при С.-Петербургском обществе архитекторов под председательством ректора Императорской Академии Художеств, по архитектурному отделению, А.И. Рязанова. Задания для этого конкурса с указанием нужных помещений, приблизительного их размера и главнейших требований, которым должно удовлетворять здание, были по поручению строительной комиссии составлены Д.К. Советкиным.
На конкурс было представлено 43 проекта. Первая премия присуждена была за проект гражданского инженера Максимова.


Московский архитектор Дмитрий Николаевич Чичагов

Для ведения постройки был приглашен архитектор М.Н. Чичагов, коему и было поручено окончательно разработать планы, чертежи и сметы совместно с Д.К. Советкиным, применительно к сделанным им замечаниям, для большого приноровления зданий к школьной технике.
1884 г. «Губернская управа получила отношение от попечителя ремесленного училища имени Мальцова – Ю.С. Нечаева-Мальцова, в котором последний извещал, что образована строительная комиссия. Далее он сообщил, что, получив разрешение попечительного совета, он обратился к ректору Императорской академии художеств по архитектурному отделению, который и передал С.-Петербургскому архитектурному обществу программу конкурса для составления планов и смет зданий училища. Удостоенные первой премии чертежи и сметы были переданы эксперту означенной комиссии инспектору мастерских Московского технического училища Д.К. Советкину. Собравшаяся в Москве строительная комиссия пригласила архитектора для разработки вместе с Советкиным планов, чертежей и смет, а для наблюдения за постройками поручила ему иметь в гор. Владимире постоянного помощника. Способ постройки избран хозяйственный, с вызовом подрядчиков и контрагентов по усмотрению комиссии. На заготовление красного кирпича и кладку каменных стен и бута уже заключен домашний договор, равно возложено попечение о заподряде на поставку извести, белого кирпича, бутового камня и деревянных балок на С.И. Щегляева.
Губернская управа имеет честь доложить об этом губернскому собранию, присовокупляя, что в настоящее время все здания, принадлежавшие г-же Соболевой, снесены и заготовлены все строительные материалы для начатия постройки новых зданий».
В 1884 г. произведены закрытой баллотировкой выборы члена попечительного совета Мальцевского ремесленного училища и избран член губернской управы А.А. Никитин большинством 50 и против 10.
Закладка зданий была произведена 6 мая 1884 года, в день рождения Государя Наследника Цесаревича (будущего Императора Николая Александровича), после молебствия, совершенного Высокопреосвященнейшим Феогностом, архиепископом Владимирским и Суздальским.



Здание Владимирского Авиамеханического колледжа

Ул. Дворянская, д. 27

Работы по постройке велись настолько энергично, что несмотря на дождливое лето, сильно затруднявшее выработку и доставку кирпича, к осени здание было вчерне окончено, т. е. выведены стены, уложены балки, поставлены стропила и накрыта крыша.
Для большей прочности здания готовую каменную кладку подвергли вымораживанию в течение всей зимы, к внутренней отделке приступили лишь с весны 1885 года.
Краснокирпичное здание училища с белокаменным орнаментом и башенкой над входом имеет П-образную форму, во внутреннем дворе - сад с фонтаном; сад не предназначался для прогулок студентов, он был просто оживляющей лирической нотой в рациональной композиции здания.

15 ноября 1885 года исполнялось ровно 5 лет со дня кончины Ивана Сергеевича Мальцова, и в этот день было бы естественно назначить открытие училища. Но вследствие желания приурочить открытие к высокоторжественному дню, училище было освящено и открыто 14 ноября, в день рождения Государыни Императрицы Марии Феодоровны.
Архиепископ Феогност совершил в этот день в здании училища молебствие в присутствии Владимирского Губернатора И.М. Судиенко, Губернского Предводителя дворянства Светлейшего Князя Н.И. Грузинского и многих начальствующих и высокопоставленных лиц, съехавшихся частью из Петербурга (представители М. Н. П.: председатель ученого комитета А.И. Георгиевский, член совета министра И.А. Вышнеградский, представитель училища Цесаревича Николая Г. Майков) и из Москвы (помощник попечителя округа К.И. Садоков, окружный инспектор Я.И. Вейнберг, и. д. директора Императорского Московского технического училища И.В. Аристов с несколькими, преподавателями, инспектор училища живописи, ваяния и зодчества Н.А. Философов). По окончании молебствия Владыка окропил помещения училища святой водой и преподал ему свое архипастырское благословение на предстоящую деятельность.
Попечителем училища были в этот день получены приветственные телеграммы с пожеланиями успеха и процветания созданному его трудами училищу от Товарища Министра Народного Просвещения Князя Волконского, Статс.-Секретаря Дурново, барона Дельвига, директора Петербургского технологического института Ильина и др.
В этот день, вместе с готовым училищем Попечитель передал земству полностью завещанный Иваном Сергеевичем Мальцевым капитал в 500000 р., сделанный по уставу училища неприкосновенным, и кроме того 12500 р., т.е. полугодовую сумму %, на содержание училища до истечения срока первых по капиталу купонов.

Учебные занятия начались 25 ноября и до Рождественских праздников происходили только в мастерских. С 7-го же января 1886 г. начались и занятия в классах, для чего были приглашены преподаватели: русского языка, арифметики и географии — И.М. Докукин, и рисования — К.А. Смирнов. Преподавание же черчения и геометрии было поручено главному мастеру А.Г. Яхонтову.
В Мальцовском училище обучали ремеслам по металло- и деревообработке в течение пяти лет. Преподавались там и общеобразовательные предметы в объеме курса двухклассных народных училищ. Элементарное и техническое рисование в училище преподавал архитектор городской управы Михаил Платонович Кнопф. Чистописанию, черчению и рисованию обучал Николай Николаевич Николаев, окончивший Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве.
Личный состав служащих был таков:
Попечительный Совет составляли:
1) Попечитель училища Юрий Степанович Нечаев-Мальцов; 2) Председатель губернской земской управы Григорий Григорьевич Спиридов; 3) Член губернской земской управы Александр Александрович Никитин; 4) Директор училища Дмитрий Константинович Советкин; 5) Главный мастер Александр Григорьевич Яхонтов.
По учебной части:
Директор училища Д.К. Советкин.
Главный мастер А.Г. Яхонтов.
Законоучитель, священник В.Т. Боголюбов.
Мастера: слесарный — Г.Н. Калмыков, кузнечный — С.А. Гугукин. токарный по металлу — В.Н. Калмыков, столярный — Е.Т. Смирнов, токарный по дереву — С.В. Франковский. При кузнице — 1 молотобоец.
По хозяйственной части:
Смотритель училища — И.А. Алякринский; Письмоводитель и счетовод — И.А. Воскресенский; Писец Г.С. Новосельский.
Врач училища И.Г. Браудо.
Прислуги было: швейцар 1, служителей 2, дворников 2, кочегар 1 и кухарок 2.

Училище было передано в ведение земства. На устройство училища, его оборудование и обстановку до дня передачи его земству было израсходовано около 345000 р. Но так как многие счета за исполненные уже ко дню открытия работы и доставленные материалы и предметы обстановки и оборудования, равно как и за позднейшие доделки и приобретения, поступили и были оплачены конторой Ю.С. Нечаева-Мальцова уже после передачи училища земству, то в действительности устройство и оборудование училища обошлось много дороже, так что, за вычетом 125000 р. % на завещанный капитал за 5 лет, протекшие со дня смерти Ивана Сергеевича до дня передачи капитала земству, Юрием Степановичем затрачено было из своих личных средств свыше 300000 р.
В заседании земского собрания 15 декабря 1885 года губернская Управа доложила ему о состоявшемся открытии училища, о произведенных на устройство его расходах, о передаче Юрием Степановичем земству завещанного Иваном Сергеевичем капитала и денег на содержание училища до срока первого купона и о выраженном им желании принять на свой счет все остающиеся доделки и пополнение обстановки, которые не могли за спешностью постройки быть вполне закончены ко дню открытия.
Собрание постановило: 1) доклад управы принять к сведению; 2) учредить в ремесленном училище на счет губернского земства 13 стипендий (по одной для каждого уезда) в 75 р. каждую стипендию, из них: 7 — имени И.С. Мальцева и 6 — имени Ю.С. Нечаева-Мальцова, предоставив назначение всех стипендий, по представлению уездных управ, пожизненно Ю.С. Нечаеву-Мальцову, о чем и ходатайствовать установленным порядком; 3) ходатайствовать также о разрешении поставить в зале совета училища портрет Ю.С. Нечаева-Мальцова; 4) потребный на стипендии капитал образовать в течении 3-х лет, внося в смету на этот предмет в течении первых двух лет (1886 и 1887 гг.) по 6000 р. и в последний год 7500 р., и ходатайствовать об освобождении этого капитала от уплаты 5% налога; 5) выразить Ю.С. Нечаеву-Мальцову от лица собрания глубокую признательность как за сделанное уже им для училища пожертвование, так и за готовность докончить постройку последнего, о чем и просить его. Для чего сообщить Ю.С. Нечаеву-Мальцову копию с сего журнала и просить Председателя собрания, Светлейшего Князя Н.И. Грузинского, принять на себя труд передать последнюю Ю.С. Нечаеву-Мальцову.
27 февраля 1889 года Владимирский Губернатор уведомил управу, что «Государь Император, по всеподданнейшему докладу Министра Народного Просвещения, в 13 день сего февраля Высочайше соизволил на постановку в зале правления Мальцовского ремесленного училища портрета председателя попечительного совета оного действительного статского советника Ю.С. Нечаева-Мальцова».


Дмитрий Константинович Советкин

Первый директор училища (с 1885 г. по 1 июня 1900 г.) Д.К. Советкин - талантливый инженер, педагог, учёный, известный в мире организатор профессионального образования. В США в те годы во всех учебных заведениях с техническим уклоном использовали русскую школу систематического обучения ремёслам "Russia System", разработанную Д.К. Советкиным. Суть самой системы преподавания заключалась в тесном сплетении практических занятий с теоретическими. День учеников так и делился: несколько часов они проводили в аудиториях, а затем переходил в производственные мастерские, где применяли полученные знания на практике. Интересно, что самого Дмитрия Константиновича Советкина в своем кабинете за столом застать было невозможно, обычно директор находился с воспитанниками в мастерских, где лично помогал им постигать азы токарного и слесарного искусства. Именно так в училище называли эти занятия.

Объявление о Владимирском земском ремесленном училище действительного тайного советника Ивана Сергеевича Мальцова

Попечительный Совет Владимирского Земского Ремесленного Училища Действительного Тайного Советника И.С. Мальцова сим объявляет во всеобщее сведение, что:
1. На капитал, завещанный покойным Действительным Тайным Советником Иваном Сергеевичем Мальцовым, согласно воле завещателя, учреждено в гор. Владимире Ремесленное Училище, с целью дать возможность детям беднейших родителей бесплатно получить правильное и рациональное обучение полезнейшим ремеслам и необходимым для хорошего ремесленника общеобразовательным и техническим наукам.
2. Училище учреждено для 100 приходящих учеников всех званий и вероисповеданий, живущих в гор. Владимире при своих родителях, родственниках или у лиц, известных начальству Училища.
3. Учащиеся получают бесплатно от Училища все нужные для учебных занятий инструменты, материалы, письменные и классные принадлежности.
4. Для достижения действительной возможности беднейшим ученикам посещать Училище в зимнее время, выдаются ученикам от Училища бесплатно полушубки или другая какая теплая верхняя одежда, а также на время пребывания в Училище – блузы.
5. Дабы учащиеся не тратили время и силы на переходы домой для обеда, а также и в виде пособия, Училище дает учащимся бесплатно обед, который состоит из таковых же простых кушаний, какие употребляет наш ремесленник.
6. Училище состоит в ведении Министерства Народного Просвещения на правах частного учебного заведения.
7. Владимирское Ремесленное Училище учреждено по преимуществу с практическим направлением и изучение ремесел составляет главную цель Училища, уделяя некоторую часть времени на общеобразовательные предметы и технические сведения, необходимые хорошему ремесленнику, а также на рисование и черчение, которые составляют суть ремесла.
8. Весь курс пребывания учащихся в Училище продолжается 5 лет и разделяется на пять классов. Малоуспевающие могут быть оставляемы на второй год в том же классе, но это может повторяться не более двух раз за все время пребывания в Училище.
9. В Училище преподаются общеобразовательные предметы приблизительно в объеме курса двух-классных сельских училищ, с прибавлением рисования, черчения и других специальных, относящихся к ремесленному образованию, предметов.
10. Мастерские Училища организуются для изучения обработки дерева и металлов.
Первую группу представляет столярная мастерская в применении к столярному искусству вообще и в приложении к машинно-строительному и модельному искусствам и имеет отдел токарный по дереву.
Вторую группу представляет слесарная с отделами металлотокарным и кузнечным.
11. В Училище принимаются мальчики всех сословий и вероисповеданий от 13-ти до 15-ти лет, здорового телосложения и хорошего физического развития, не имеющие каких-либо недостатков, могущих мешать их ремесленным занятиям.
12. В Училище принимаются мальчики с знанием приблизительного курса начального народного училища, по прилагаемой при сем программе.
13. Прошения об определении мальчиков подаются их родителями, родственниками или другими лицами, их заменяющими, в Попечительный Совет. О времени подачи прошений и начале учения будет ежегодно объявляемо во всеобщее сведение через посредство публикаций в Московских, Русских и Владимирских губернских ведомостях и в Вестнике Владимирского губернского земства, а также особыми объявлениями, которые будут рассылаться в уездные земские и городские управы и волостные правления здешней губернии.
14. При прошении о принятии ученика должны быть прилагаемы:
1) Метрическое свидетельство. 2) Свидетельство о привитии оспы. 3) Свидетельство земского врача о хорошем состоянии здоровья и отсутствии каких-либо недостатков, могущих мешать ремесленным занятиям. 4) Подписка о том, что определяемый своевременно будет приписан к призывному участку по отбыванию воинской повинности. Правило это относится только до лиц, обязанных избрать по отбыванию воинской повинности тот или другой участок, к числу коих крестьяне не относятся, а потому при прошении о принятии в Училище крестьянского мальчика подписки о приписке к призывному участку представлять не следует.
5) Подписка о том, что определяемый будет жить у лиц, его определивших, на их содержании и под их личным наблюдением за его поведением и своевременным выходом в Училище.
15. Молодые люди, окончившие с успехом курс практического и теоретического обучения, по выдержании надлежащего испытания, получают свидетельство на звание мастера Владимирского Ремесленного Училища по изученному ими мастерству.
Те же, которые оказывали малые успехи в науках, но были способны к ремеслам, получают свидетельство на звание подмастерья Владимирского Земского Ремесленного Училища по изученному ими ремеслу.
Лица, не способные к изучению ремесел, или не оказывающие успехов по лености, исключаются из Училища.
Председатель Губернской Земской Управы Спиридонов.
Член Губернской Управы А. Никитин.
Директор Училища Д.К. Советкин.
Главный мастер А. Яхонтов.

Программа для испытания лиц, желающих поступить во Владимирское Земское Ремесленное Училище Действительного Тайного Советника Ивана Сергеевича Мальцова.
Закон Божий: 1. Молитвы, с объяснением содержания, а также отдельных слов и выражений их. 2. Краткая Священная история ветхого и нового Завета. Ознакомление с церковным Богослужением. Устройство христианского храма и принадлежности храма; краткое объяснение литургии; главнейшие действия при совершении таинств. Чтение Евангелия на церковно-славянском языке с приблизительно-верным переводом прочитанного на русский язык.
Русский язык: поступающие должны уметь читать по-русски правильно, бегло и разумно, т.е. читающий должен произносить слова и фразы так, как принято говорить: с верными ударениями, верной интонацией и верными остановками. должны уметь рассказывать прочитанное своими словами, заменяя непонятные слова и фразы; должны уметь разделить данную статью на части, сказать главную мысль каждой части статьи.
Арифметика: Понятие о единице и числе. О числах отвлеченных, именованных, целых и дробных. О письменном и словесном счислении. О выговаривании чисел. О действиях с целыми числами: о сложении, вычитании, умножении и делении однозначных и многозначных чисел. Об изменении суммы, разности произведения и частного от увеличения и уменьшения слагаемых, вычитаемого, уменьшаемого, множимого, множителя, делимого и делителя. Поверка четырех действий. Задачи для решения которых прибегают к этим действиям. Употребительные в России меры: длины, веса; меры сыпучих и жидких тел; меры времени и бумаги. О простых и составных именованных числами. О раздроблении и превращении. О сложении, вычитании, умножении и делении составных именованных чисел. Решение задач на все упомянутые действия из первой части задачника Евтушевского и Егорова. При испытании по арифметике будет обращено внимание на выработку беглого умственного счисления и на приемы решения задачи.
Директор училища Д. Советкин.
Законоучитель, священник В. Боголюбов.
Учитель общеобразовательных предметов И. Докукин
.

В 1886 г. ревизионная комиссия представила следующего содержания доклад об осмотре ремесленного училища И.С. Мальцова: «Ревизионная комиссия, осмотрев земское ремесленное училище имени действительного тайного советника И.С. Мальцова, ввиду поразительных успехов и образцового состояния училища предлагала земскому собранию благодарить г. директора училища Д.К. Советкина и его сотрудников по ремесленному и научному обучению воспитанников».
1889 г. Читан доклад ревизионной комиссии о результате осмотра зданий ремесленного училища. «Комиссия свидетельствует, что училище это является исключительно образцом последнего слова науки, примененного к делу не с помощью одних денежных средств, но и с глубоким знанием дела и любовью к нему. Комиссия полагала выразить директору этого училища Советкину благодарность собрания» (см. Правила приема во Владимирское Земское Ремесленное Училище на 1889 год).
1891 г. в члены от земства в попечительный совет Мальцевского ремесленного училища баллотировался и избран был член губернской управы надв. сов. Н.С. Стромилов, большинством 43 против 14 шаров.
Училище устраивалось и обставлялось на 100 человек, соответственно чему попечительным советом был установлен комплект 1-го класса в 30 учеников. Но этот комплект продержался только 2 года. Постоянно увеличивавшийся наплыв желающих поступить в училище и стремление по мере возможности удовлетворить этим желаниям побудили попечительный совет увеличить комплект 1-го класса сначала до 35 учеников (в 1887 году), а за тем до 40 (в 1890 году), а в некоторые года приходилось переходить и этот комплект, так что число учеников в 1 классе доходило до 42.
За исключением 1886 г., число желавших поступить в училище всегда было значительно больше числа имевшихся вакансий в 1-м классе, и тем не менее условия приема в первые годы существования училища нельзя считать благоприятными потому, что даже при очень не высоких требованиях, предъявлявшихся к поступающим на приемных экзаменах, количество выдержавших испытания вполне удовлетворительно по всем предметам оказывалось недостаточным для пополнения комплекта 1-го класса, и приходилось принимать несколько мальчиков с не вполне удовлетворительной подготовкой.
Первый выпуск окончивших полный курс учеников последовал в 1890 году.
Но с 1891 г., число желающих поступить в училище сразу резко увеличивается. Явление это объясняется, конечно, тем, что ко времени этого приема прошел уже год от первого выпуска окончивших курс, последовал второй выпуск, и выяснилось, что окончившие курс в Мальцовском училище получают места немедленно по окончании курса и с таким вознаграждением, которое не только дает возможность жить им самим, но и помогать родителям. С приема этого года и число мальчиков с удовлетворительной подготовкой оказывается не только достаточным для пополнения комплекта 1-го класса, но даже превышает (исключая 1894, 1896, 1901 и 1903 года), число имеющихся вакансий, так что училище бывает вынуждено отказывать в приеме нескольким мальчикам, выдержавшим приемные экзамены удовлетворительно по всем предметам.
Понятно, что увеличение комплекта 1-го класса с 30 до 40 учеников должно было привести к увеличению и общего числа учеников сверх предположенного (100 человек). Общее число учеников к началу 1889 — 90 учебного года, когда был отрыт 5-й класс, и училище достигло полного состава, превысило 100. Согласно действующему (с 1897 г.) уставу число учеников может быть доведено, если средства училища будут позволять до 150; в действительности же число учеников в некоторые учебные годы превышало и этот комплект, достигая 156 (в 1908 — 9 учебном году).
Между учениками, которым при переходе в 3-й класс предоставляется право избрания мастерства, замечается почти поголовное стремление на слесарный отдел, так что специально изучающими модельно-столярное мастерство, за редкими исключениями, оказываются только ученики, назначенные на этот отдел учебным советом. Таким образом в слесарном отделе всегда бывает больше учеников, чем в столярном.
Значительное число выбывших ранее окончания курса объясняется многими причинами, из коих главные — следующие:
Родители некоторых учеников считают почему-то, что помимо бесплатного обучения, учебных пособий и инструментов и обеда в учебные дни, училище должно еще выдавать их детям стипендии, которых часто домогаются и вполне достаточные люди; ошибившись же в расчете получить стипендию, они берут детей из училища.
Затем в числе поступающих бывает много выбывших по различным причинам (часто по лености и недостаточно-хорошему поведению) из других учебных заведений как гимназии, реальные училища и т. д. Родители подают прошения о принятии таких детей в Мальцовское училище не по сознательному желанию дать им ремесленное образование, не вследствие замеченной в ребенке любви к ручному труду, а просто потому, что не знают, куда с ними деться, и считают вместе с тем, что в ремесленном училище и трудностей для их детей не может встретиться, раз они так ли, иначе ли, учились в среднем учебном заведении. Конечно, таким детям не трудно выдержать приемные испытания в училище, почему они имеют много вероятия быть принятыми в него. Некоторые из них оказываются вполне хорошими учениками, занимаются усердно и добросовестно и с успехом оканчивают курс; но большая часть, оказавшись негодными для тех учебных заведений, в которых училась раньше, оказывается такими же и в Мальцовском училище и выбывает, не окончив курса.
Наконец и вообще в школе профессиональной следует ожидать более значительного числа выбывающих ранее окончания курса, так как тут, помимо учеников неспособных или не желающих учиться по предметам классного обучения, бывают ученики более чем удовлетворительные в этом отношении, но неспособные к мастерствам: они могли бы с успехом обучаться в школе общеобразовательной, в ремесленной же они учиться не могут. А между тем приемные экзамены не дают, да и не могут дать, никакой гарантии в том, что среди принятых учеников не окажется неспособных к мастерствам.
Вот главные причины значительного числа выбывших ранее окончания курса. Эти причины более всего проявляются, конечно, на учениках 1-го и отчасти 2-го класса, а потому громадное большинство выбывших ранее окончания курса приходится на 1-й и частью на 2-й класс.
По мере увеличения числа учеников обстановка как мастерских, так и классов, постепенно пополнялась, причем очень многие предметы исполнялись в собственных мастерских училища, другие же приобретались частью на средства училища, а очень многие — на пожертвования Попечителя. Но, понятно, не только обстановка мастерских требовала пополнения с увеличением числа учеников далеко за пределы того, которое предполагалось при устройстве училища. С добавлением новых верстаков, тисков, токарных станков и машин, в помещении мастерских стала сильно ощущаться теснота. К началу 1893 — 94 учебного года пришлось все места, предназначавшиеся прежде для работ мастеров (в свободное, от учеников время), занять учениками, причем и за всем тем у нескольких учеников как в слесарном, так и в столярном отделе, не было определенного места: им приходилось со своим комплектом инструментов работать то на одних тисках или верстаке, то на других, которые в данный день оставались свободными, потому что занимающий их обыкновенно ученик работал в этот день на токарном станке. Конечно, такие переходы с места на место нельзя было считать желательными или нормальными.
Принимая это во внимание и видя, что наплыв желающих обучаться в училище с каждым годом увеличивается, Попечитель училища, всегда чутко относящийся к его нуждам, пришел ему на помощь и в этом случае. На средства Юрия Степановича в 1893—1894 г. была сделана двух-этажная пристройка к концу корпуса мастерских, давшая в верхнем этаже помещение для работ учеников 2 класса и инструментальной кладовой для слесарной мастерской, а в нижнем — помещение для добавочного склада крупных готовых ученических работ. Пристройка эта обошлась около 15000 р.
Вследствие увеличения комплекта учеников выяснилась необходимость учреждения в училище новой должности инспектора, как ближайшего помощника директора по классам. В виду этого в 1896 году Попечительным советом некоторые параграфы первоначального устава были пересмотрены, соответственно изменены, и с этими изменениями, не касавшимися существа устава, он был вновь учрежден 31 января 1897 года Попечителем Московского учебного округа Н.П. Боголеповым. С 1 марта 1897 г. по 1 июня 1900 г. инспектором училища был Владимир Николаевич Органов.
Земское ремесленное училище д. т. с. И.С. Мальцова в 1899 году «Попечительный совет: Попечитель – гофмейстер Двора Его Императорского Величества, тайн. совет. Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Члены: Председатель Владимирской губернской земской управы; член губ. земск. Управы, тит. сов. Николай Николаевич Андриевич; Директор училища, инж.-мех. Дмитрий Константинович Советкин; Инспектор училища, инж.-мех. Владимир Николаевич Органов. Письмоводитель – тит. сов. Иван Афанасьевич Воскресенский.
Учебный совет: Председатель – Директор училища. Члены: Инспектор училища; главный мастер Гавриил Иванович Куклев.
Преподаватели: Закона Божия – свящ. Алексей Алексеевич Владычин; технологии, механики и черчения – инспектор училища; Русск. языка, географии и истории – личн. поч. гражд. Иван Михайлович Докукин; арифметики и географии – Александр Николаевич Герасимов; рисования – Николай Николаевич Николаев.
Врач училища – кол. ассес. Михаил Иванович Синев».

1896 г. «Училище находится с первых лет его существования в заведывании опытного педагога и администратора инженер-механика Д.К. Советкина. Курс обучения в училище пятилетний. В первые два года определяются способности учеников к ремеслам, с третьего - ученики расходятся по специальностям: одни изучают специально машиносборочное искусство, другие - модельно-столярное. Те и другие обязательно изучают в мастерских училища основы столярного, слесарного и токарного по дереву и металлу ремесел настолько, чтобы быть в состоянии самостоятельно изготовлять целые машины. В училище принимаются ученики всех сословий с подготовкой, соответствующей программе народных школ, причем пользуются бесплатным обучением, всеми инструментами и учебными пособиями от училища, и кроме сего получают бесплатно рабочие блузы и пользуются даровыми обедами в здании училища. В настоящее время число учеников доходит до 150 человек. В течение 1-х 10 лет окончило курс 90 человек и все они немедленно получили на фабриках и заводах места монтеров, модельщиков, помощников механиков, помощников машинистов, слесарей и т.п. Спрос на мастеров, окончивших курс в Мальцевском училище с каждым годом все увеличивается, что всего лучше свидетельствует об образцовой постановке дела в училище. Об этом же свидетельствуют выставки работ учеников училища, устраиваемые ежегодно в ноябре месяце» (В.Т. Георгиевский. 1896).

Напротив Мальцевского училища располагалась ремесленно-грамотная школа.

Во все времена в училище действовал принцип: труд учащихся не должен быть бесполезным. Поэтому при учебном заведении работал магазин готовых изделий, где продавалась недорогая и качественная продукция, которую изготавливали мальчики. В основном, это были изделия для сельского хозяйства: серпы, лопаты, вилы. Вырученные деньги шли на развитие училища. На этом старом фото видна небольшая пристройка, где шла торговля. Сегодня этого помещения уже нет.


Часы и готовальня – традиционный подарок училища выпускникам, окончившим его со званием мастера


Поделки из целого куска дерева работы мастера училища М.Д. Алексеева

Механическая мастерская Мальцевского училища

Под руководством преподавателей учащиеся создавали оборудование, станки. Например, вот такой токарный станок производства Мальцовского ремесленного училища приобрел Николай Жуковский. Ученый использовал оборудование при создании своих моделей летательных аппаратов. Деревянный станок сохранился в музее-усадьбе Жуковских в селе Орехово Собинского района, где его можно увидеть.

С 1 июня 1900 года – директор училища - Владимир Николаевич Органов.
«Пользуясь бесплатным обучением, ученики получают от училища в пользование, как материалы и инструменты для работ в мастерских, так и учебники, чертежные инструменты и рисовальные принадлежности, тетради, бумагу, перья, карандаши, одним словом все, что нужно им для обучения. Для работ в мастерских они пользуются блузами от училища. В учебные дни им дается полный обед в училище. В случае легкой болезни они пользуются лечением училищного врача и фельдшера и получают лекарства от училища; при заболеваниях же более серьезных они отправляются училищем в губернскую земскую больницу, где также лечатся бесплатно. Всем этим ученики пользуются бесплатно, но, как приходящие, должны жить или у родителей, или у лиц, к которым помещены родителями, на своем содержании.
Ученикам иногородним, живущим не у родителей, приходится платить за квартиру, ужин, утренний чай и обед в праздничные дни. Недостаточные ученики получают на этот предмет стипендии от училища.
Владимирским губернским земством, по постановлению земского собрания 15 декабря 1885 года, учреждены 13 стипендий, т. е. по одной для каждого из уездов губернии. Для обеспечения этих стипендий земством пожертвовано училищу в течение первых трех лет 20500 руб. Положение об этих стипендиях утверждено Министром Народного Просвещения 30 июня 1888 года.
Владимирским дворянством по постановлению 16 января 1891 г. учреждена одна стипендия имени тайного советника Петра Павловича Кожина; для обеспечения стипендии дворянством пожертвован училищу капитал в 1700 руб. Положение о стипендии утверждено Министром Народного Просвещения 6 мая 1893 года.
Дмитрием Степановичем Нечаевым учреждена одна стипендия имени жертвователя, для обеспечения которой им пожертвован училищу капитал в 2000 руб. Положение о стипендии утверждено Министром 30 апреля 1895 года.
Потомственным почетным гражданином Сергеем Ивановичем Сеньковым (фабрика в гор. Вязниках) учреждена одна стипендия имени жертвователя, для чего им пожертвован училищу капитал в 2000 руб. «В 1894 г. Председатель губернской управы В.А. Шумилов заявил, что почетный гражданин Сергей Иванович Сеньков препроводил в попечительный совет Мальцевского ремесленного училища 2 билета государственной 4%-ной ренты по 1000 руб. каждый, всего на 2000 руб., для учреждения при училище стипендий». Положение о стипендии утверждено Министром 30 апреля 1895 года.
Пайщиками т-ва Собинской мануфактуры учреждены две стипендии имени председателя правления т-ва потомственного почетного гражданина Александра Лукича Лосева (в память 25-летия его торговой деятельности); для обеспечения стипендий им пожертвован капитал училищу в 4000 руб. Положение о стипендиях утверждено Министром 17 мая 1895 года.
Правлением т-ва мануфактур А. Каретниковой с сыном учреждена стипендия имени умершего директора правления т-ва Степана Васильевича Каретникова, из % с пожертвованного для этой цели капитала в 2100 руб. Положение о стипендии утверждено Министром Народного Просвещения 27 февраля 1896 года.
Суздальским уездным земством учреждены две стипендии имени умершего действительного статского советника Алексея Андреевича Макарова; для обеспечения стипендий пожертвован капитал училищу 3948 руб. Положение о стипендиях утверждено Министром Народного Просвещения 22 января 1899 года.
Согласно духовному завещанию потомственного почетного гражданина Сергея Ивановича Щегляева учреждены две стипендии имени завещателя из % с пожертвованного для этой дели капитала в 4500 руб. Положение о стипендиях утверждено Управляющим Московским учебным округом 22 сентября 1906 года.
Правлением т-ва мануфактур А. Каретниковой с сыном учреждена (вторая) стипендия, имени Ивана Васильевича Каретникова, из % с пожертвованного для этой цели капитала в 2100 руб. Положение о стипендии утверждено Управляющим Московским учебным округом 13 октября 1910 года.
Общая сумма пожертвованных училищу стипендиальных капиталов составляла (в процентных бумагах) к 1 августа 1910 года 45900 руб.
Сверх этого выдаются стипендии из сумм, ассигнуемых на этот предмет уездными земствами Владимирской губернии; число таких стипендий не постоянно.
Кроме того выдаются стипендии из личных средств Попечителя училища; согласно выраженному им желанию число их может быть доведено до 10.
Помимо этих учеников, были и еще ученики, пользовавшиеся частными пособиями и стипендиями, преимущественно от контор разных фабрик и заводов, но сказать точно, сколько именно их было, нельзя, так как официальных сведений о них училище не имело» (Краткий очерк первого двадцатипятилетия существования Владимирского земского ремесленного училища д.т.с. Ивана Сергеевича Мальцова. 1910).
14-го ноября 1907 г. состоялся обычный годичный акт в Мальцевском ремесленном училище. Этот акт почтили своим присутствием Преосв. Александр, начальник губернии и другие высокопоставленные лица. Сюда во Владимир нарочито на этот акт прибыл из Петербурга и родственник покойного основателя училища, д. т. с. И.С. Мальцева, Ю.С. Нечаев-Мальцев. Из прочитанного на акте отчета видно, что всего в училище обучается до 150 человек из разных сословий, между прочим и из духовного звания. Иногда ученики духовного училища, малоуспевающие в своих заведениях, поступив в это образовательно-ремесленное училище, обнаруживают недюжинные способности к ремеслам. После акта приглашенными лицами были осмотрены столярные и слесарные работы учеников, прекрасно исполненные.
14-го ноября 1909 г. в годовщину открытия училища, в нем состоялся по примеру прежних лет годичный акт, который почтили своим присутствием Его Преосвященство, Епископ Юрьевский Александр, начальствующие и почетные лица города. См. Состояние Владимирского земского ремесленного училища И.С. Мальцова за 1909 — 1910 уч. год.

В сентябре 1910 году попечитель пожертвовал училищу 7 тыс. руб. на расходы по приобретению нефтяного двигателя и динамо-машины, а также на устройство электрического освещения в учебных помещениях.
6 октября 1913 года Юрия Степановича не стало. Его труды по созданию ремесленного училища оценили и император, и владимирцы. В зале правления Мальцовского ремесленного училища был установлен его портрет рядом с портретом его дяди Ивана Сергеевича Мальцова. «За участие в деле устройства земского ремесленного училища» Юрию Степановичу присвоили звание «Почетный гражданин города Владимира».
15 ноября 1913 г., в день годовщины смерти основателя Мальцовского училища И.С. Мальцова, в 40-й день смерти попечителя училища Ю.С. Нечаева-Мальцова и в 38 день смерти директора училища В.Н. Органова, в училище была отслужена панихида Преосвященным Евгением. Владыка сказал при этом прочувствованное слово, посвященное памяти почивших.
«… средствами Владимирского земского ремесленного училища имени действительного тайного советника Ивана Сергеевича Мальцова велись работы по изготовлению стаканов 3'' гранат. Первоначальный заказ губернской управой был взят на сверление стаканов, без термической и окончательной их обработки. Когда вся сталь, доставленная главным комитетом, была переработана и сверленные стаканы в первой стадии их обработки были изготовлены и приняты, отделом снарядов и вооружения главного комитета было высказано пожелание об окончательной их обработке, к каковой и было училищем приступлено, при чем обсадка сверленых станков производилась на фабрике Нечаева-Мальцова «Гусь-Хрустальный» и на Московском заводе «Динамо» (Доклад Владимирской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию сессии 1916).

В 1913 году ремесленное училище закончил Белышев Александр Викторович - первый комиссар «Авроры».
В 1916 году Мальцовское ремесленное училище закончил Лебедев Николай Иванович — советский кинорежиссер, актер и сценарист.

«Обсудив доклад губернской земской управы, внесенный на рассмотрение губернского земского собрания сессии 1915 года, по вопросу о преобразовании Мальцевского ремесленного училища в среднее учебное заведение, собрание постановило: передать вопрос о преобразовании училища в среднее учебное заведение на разработку в попечительный совет совместно с губернской управой.
Рассмотрев же этот вопрос на губернском земском собрании сессии 1916 года, по предложению гласного В. А. Гвоздева, в связи с организацией общества фабрикантов и заводчиков Владимирской губернии, которое предполагало обратиться с просьбою к собранию о преобразовании Мальцевского ремесленного училища в средний техникум, собрание постановило: просить губернскую земскую управу войти в сношение с обществом фабрикантов и заводчиков по вопросу об организации технического образования в губ. г. Владимире, не предрешая вопроса о преобразовании Мальцевского училища до разрешения общего вопроса в законодательном порядке и не связывая пожелания общества заводчиков и фабрикантов об организации среднего учебного заведения—политехникума с реорганизацией Мальцевского ремесленного училища».
«К постройке техникума. В настоящее время, по поручению А.Ф. Малинина, архитектором Жаровым приступлено к составлению плана постройки 3-го этажа над зданием Мальцевского ремесленного училища, где предполагаются классы для нескольких факультетов техникума. Кроме того, приступлено к подготовительным работам по оборудованию других факультетов техникума на земле А.Ф. Малинина, а также и фабрики, обслуживающей практически все виды преподавания наук в учебном заведении.
Число членов общества увеличивается, но с днями свобод, надо думать, фабриканты будут щедрее, чем это было до сих пор. Население ждет этого» («Старый владимирец», 17 марта 1917).
«Мальцевское техническое низшее училище земское собрание постановило преобразовать в средне-техническое училище с механической специальностью» («Старый владимирец», 24 августа 1917).
«Преобразование в техническое училище произвести с начала наступающего 1917-18 учебного года, по возможности с 1 сентября сего года в то же время произвести прием учеников в 1 класс ремесленного училища по старой программе в виду того. Что постановление временного правительства было получено училищем уже после того, как было объявлено о приемных экзаменах и поступило много прошений о принятии в ремесленное училище…»
«Общеобразовательная программа в училище была невелика – в объеме двухклассной сельской школы.
Бывший воспитанник училища, впоследствии окончивший высшее учебное заведение и работающий в 1941-м году преподавателем механического техникума И.А. Рулин рассказывает:
- Из нас готовили покорных и безропотных ремесленников, которые нужны были царскому строю. Нас заставляли зубрить закон божий, по нескольку раз в день молиться – перед классными занятиями и после них, перед обедом и после обеда и по окончании работы в мастерских. Для этой надобности в каждой комнате висели иконы. Подростки проходили здесь суровую школу учения, так как работать в мастерских с ручными станками было не легко. Ежегодно 14 ноября, в день открытия училища, в нем бывали торжественно-слащавые события. Служили панихиду по основателе училища – богаче Мальцове. Затем устраивалась распродажа продукции, изготовленной учениками…» («Призыв» 25 марта 1941).

«На курсах французскаго языка К.И. Лобановой составляются новые группы (детские и для взрослых). Адрес: Владимир, Мальцевское училище» («Владимирская жизнь», 1917).

В 1919 г. Мальцевское ремесленное училище было преобразовано во Владимирский механический техникум по общему машиностроению.

Категория: Владимир | Добавил: Николай (20.09.2016)
Просмотров: 5827 | Комментарии: 1 | Теги: Владимир, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 19:38, 28.12.2021
Приложение 1

Цибизов Владимир Дмитриевич родился в 1893 году в г. Гусь-Хрустальный. Отец Дмитрий Цибизов - рабочий-хрустальщик, умер в 1932 г. Мать - работница-ткачиха.
Окончил 2-х классное училище в г. Гусь-Хрустальном в 1907 г., Мальцевское ремесленное училище в г. Владимире в 1912 г., школу машинистов Балт. флота (Кронштадт) в 1916 г.
Член ВКП(б) с апреля 1917 г. - Гельсингфорский комитет РСДРП(б).
В органах ВЧК-ОГПУ-НКВД с 1921 года.
07.1912-10.1913 гг. - слесарь Московского промышленного училища (г. Москва).
10.1913-05.1914 гг. - чертежник хрустального завода (г. Гусь-Хрустальный).
05.1914-10.1914 гг. - пом. машиниста паровоза на строительстве порохового завода (ст. Черусти МКЖД).
11.1914-03.1918 гг. - машинист, унтер-офицер Балтийского флота (Кронштадт, Гельсингфорс, Ревель, Або).
04.1918-01.1919 гг. - комиссар 2 Петроградской дивизии (ст. Шувалово Финляндской ж.д.).
02.1919-06.1919 гг. - зав. отделом народного образования завода в Гусь-Хрустальном.
07.1919-01.1920 гг. - комиссар Казанской бригады (Юго-Восточный фронт).
01.1920-08.1920 гг. - нач. отделения Политуправления флота (г. Москва).
08.1920-04.1921 гг. - комиссар отдела НКПС (г. Москва).
С апреля 1921 г. на чекисткой работе в ВЧК-ОГПУ-НКВД СССР.
21.11.1935 г. - бригадный комиссар (Пр. НКО №2398).
С января 1938 г. - пом. нач. 9 отдела ГУГБ НКВД и нач. 8 отдела Генштаба РККА.
Проживал: Москва, Самарский пер., д. 28, кв. 3.
Арестован 29.01.1938 г. по обвинению - участии в к.-р. организации. Приговорен в особом порядке к ВМН. Расстрелян 09.05.1938 г. Захоронен - Московская обл., Коммунарка.
Реабилитирован 17.11.1956 г.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru