Правила приема во Владимирское Земское Ремесленное Училище на 1889 год
Правила приема во Владимирское Земское Ремесленное Училище на 1889 год
Попечительный Совет Владимирского Земского Ремесленного Училища Действительного Тайного Советника И.С. Мальцова сим публикует, что желающие поместить детей в означенное Училище должны подать о том прошение в Попечительный Совет, с приложением метрической выписки о рождении их, а также свидетельства о науках, если последнее имеется; в противном же случае объяснить в прошении — обучались ли помещаемые в Ремесленное Училище дети и где именно. Прошения могут быть подаваемы теперь же; окончательный же срок на подачу их назначается 31-го августа 1889 г. В настоящем 1889 г. будут принимаемы дети, родившиеся с 1-го января 1873 г. по 1-е января 1877 г., если, притом, они выдержат вступительный экзамен по означенной на обороте сего объявления программе. Приемные экзамены имеют быть 11-го и 12-го сентября, а потому 11-го сентября, в 9 часов утра, все желающие поступить должны явиться в Училище.
Программа для испытания лиц, желающих поступить во Владимирское Земское Ремесленное Училище Действительного Тайного Советника Ивана Сергеевича Мальцова
Закон Божий
1. Молитвы, с объяснением содержания, а также отдельных слов и выражений их.
«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Господи, Иисусе Христе. Слава Тебе, Боже. Дарю небесный. Святый Боже. Слава Отцу и Сыну и Св. Духу. Пресвятая Троице. Отче наш. Молитва пред учением и после учения. Молитва пред обедом и после обеда. К Тебе Владыко, человеколюбче, от сна востав, прибегаю. Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое. Достойно есть, яко во истинну. Богородице Дево. радуйся. Символ веры и десять заповедей».
2. Краткая Священная история ветхого и нового Завета.
Сотворение мира и человека. Грехопадение первых людей; обетование Спасителя и наказание за грех. Всемирный потоп. Непочтительность Хама к Отцу. Столпотворение Вавилонское и рассеяние народов. Призвание Авраама и жертвоприношение Исаака. История Иосифа. Рождение и призвание Моисея. Исход евреев из Египта. Синайское законодательство. Вступление израильтян в землю обетованную. Краткое понятие о временах судей израильских. Избрание Саула на царство и отвержение его Богов. Победа Давида над Голиафом. Воцарение Давида; устройство им новой скинии и перенесение в нее ковчега завета. Мудрость Соломона; построение им храма Иерусалимского. Разделение израильтян на два царства и падение того и другого.
Рассказ событий из Священной истории нового Завета, празднуемых православною церковью: Рождество Богородицы. Введение во храм. Благовещение Пресвятой Девы. Рождение Предтечи. Рождество Иисуса Христа. Поклонение волхвов. Сретение Господа Симеоном и Анною во храме. Крещение Иисуса Христа. Преображение Господне; воскрешение Лазаря; вход Господень во Иерусалим; Тайная вечеря; страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Сошествие Св. Духа на Апостолов. Успение Богородицы и обретение креста Господня.
Ознакомление с церковным Богослужением.
Устройство христианского храма и принадлежности храма; краткое объяснение литургии; главнейшие действия при совершении таинств. Чтение Евангелия на церковно-славянском языке с приблизительно-верным переводом прочитанного на русский язык. Руководствами по закону Божию могут служить: молитвы, заповеди и символ веры с объяснением их, протоиерея Д. Соколова. Священная история ветхого и нового завета, в простых рассказах для детей младшего возраста, священника Феодора Миткевича. Библейская история, сокращенно извлеченная из Священных книг ветхого и нового Завета, протоиерея Базарова.
Русский язык
Поступающие должны уметь читать по-русски правильно, бегло и разумно, т.е. питающий должен произносить слова и фразы так, как принято говорить: с верными ударениями, верною интонацией и верными остановками. Должны уметь рассказывать прочитанное своими словами, заменяя непонятные слова и фразы; должны уметь разделить данную статью на части, сказать главную мысль каждой части статьи. Предлагаемые для чтения статьи будут состоять из поэтических и прозаических отрывков лучших русских писателей из учебников для классного чтения, принятых и одобренных министерством народного просвещения для народных школ.
Письменное испытание будет состоять в изложении прочитанной и рассказанной статьи, легкой по объему, изложению и содержанию и в диктанте отдельных фраз или целой статьи на главнейшие грамматические правила. При исполнении этих работ будет обращено внимание на умение писать орфографически правильно, толково, последовательно, свободно и правильным языком излагать свои мысли. Должны быть знакомы с составом простого предложения, а также иметь понятие: о предмете, качестве и действии предмета.
О слове и слоге. О звуках и буквах. О знаках: ъ — ь. О корнях, приставках и окончаниях слов. Об употреблении букв: е, е, э, й, и, i. Об ударениях в словах в сомнительных гласных и согласных звуках. Понятие об имени существительном собственном и нарицательном. Об отличительных окончаниях в именах существительных всех трех родов. Об изменении существительных. Имя прилагательное. Виды прилагательных: степени сравнения. Склонение прилагательных. Понятие об имени числительном. Изменение числительного. Понятие о местоимении. Виды местоимений. Изменение местоимений. Понятие о глаголе. Об изменении глаголов. О главнейших правилах правописания имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных и глаголов. Краткое понятие о прочих частях речи и об употреблении в главнейших случаях злаков препинания.
Руководствами по этому предмету могут служить: книга для классного чтения „Ушинского”, грамматика „Тихомирова”.
Арифметика
Понятие: о единице я числе. О числах отвлеченных, именованных, целых и дробных. О письменном и словесном счислении. О выговаривании чисел. О действиях с целыми числами: о сложении, вычитании, умножении и делении однозначных и многозначных чисел. Об изменении суммы, разности произведения и частного от увеличивала и уменьшения слагаемых, вычитаемого, уменьшаемого, множимого, множителя, делимого и делителя. Поверка четырех действий. Задачи, для решения которых прибегают к этим действиям. Употребительные в России меры: длины, веса; меры сыпучих и жидких тел; меры времени и бумаги. О простых и составных именованных числах. О раздроблении и превращении. О сложении, вычитании, умножении и делении составных именованных чисел. Решение задач на все упомянутые действия из первой части задачника Евтушевского и Егорова. При испытании по арифметике будет обращено внимание на выработку беглого умственного счисления и на приемы решения задачи.
Земское ремесленное училище имени И.С. Мальцова Условия приема учащихся во Владимирский Механический Техникум и Программа вступительных испытаний 1925 г.