Владимирский механический техникум по общему машиностроению организован 1 сентября 1919 на базе бывшего Мальцевского ремесленного училища. 1 ноября 1921 г. в здании открылись Владимирские курсы автомобильных и тракторных механиков. Проходили в вечерние часы. «Дайте дорогу Влад. Техникуму. Немало лет существовало во Владимире т. н. Мальцовское ремесленное училище. После революционного переворота, благодаря старанию некоторых энергичных лиц из администрации училища и стремлению революционной власти, это училище было преобразовано в Техникум. Первое время оно представляло из себя что-то неопределенное, оно было чем то выше Техникума и давало знание какого-то инженера, после 4-х годичного курса обучения. С течением времени это явление, как до некоторой степени ненормальное, устранилось и теперь существует просто Техникум без всяких надстроек. Остается все-таки благодарить и за это. Большинству учащихся известно, что некоторые лица из администрации Техникума, представители, главным образом, старого училища почему- то недовольны этим преобразованием, поэтому и являются упорными противниками нового и страстными сторонниками старого ремесленного училища. Трудно выяснить истинную причину такого отношения и горько предположить, что все это делается просто из невежества. Время идет. Техникум вот уже в течение 4 или 5 лет остается все-таки Техникумом. Только увы! Выпусков не было и будут ли — вопрос будущего. Куда же пропадают учащиеся? Мы берем на себя смелость дать надлежащий на этот вопрос ответ. Преследуя известную цель, тот или иной юноша поступает в Техникум для получения образования. Сюда же поступают юноши с другим намерением, запастись необходимыми знаниями для поступления куда-нибудь в одно из высших учебных заведений. Под влиянием разговоров, бесед, первые тоже приходят к тому убеждению, что обидно учащимся, а в то же время стыдно Владимиру, в 4 года подготовлять только «половинок», тогда как Иваново в эти же 4 года подготовляет «единиц» или в переводе инженеров. Убежденные в выгоде учиться там, со 2-го, приблизительно, курса начинается великое переселение учащихся в Москву и Иваново. Таким образом, наш Техникум являлся, а возможно будет являться и в дальнейшем лишь подготовительным учебным заведением. Такое учебное заведение по нашему мнению работает ненормально, не производительно и, следовательно, необходима его реорганизация. С уверенностью можно сказать, что если бы не пугал голод и холод незнакомого города, если бы положение студенчества не ухудшилось, то Влад. Техникум не сделал бы ни одного выпуска. Но теперь положение вещей изменилось. С наступлением новой экономической политики мы примерзли здесь и в будущем году наш Техникум выпустит застрявших, недовольных своей судьбой, не достигших своей цели молодых товарищей. Проникнутая стремлением к чему-то целому, молодежь безостановочно мыслит и изыскивает различные методы выхода из этого положения. Цепляется за каждую новую, иногда сказочную весточку и бредит «высшим». Ома стала очень чуткой. Случайно, как не скрывала администрация, она узнала о приезде какой-то комиссии, с целью осмотреть Техникум на предмет преобразования его в Практический Институт. Эта идея всколыхнула, вывела из состояния тягостного покоя всех учащихся. Начинаются собрания, постоянные толки. На вопросы учащихся администрация отвечает неясно или вовсе старается избегать ответа. Ученики, находясь в неведении, фантазируют, строят различные предположения, но в общем они никак не хотят примириться с мыслью о невозможности такого преобразования. В то же время малоопытная и целиком готовящаяся к зачетам не знает как организовать свое новое движение к этой дорогой, заветной цели. Она только сопоставляет другие губернские города, как Иваново, Нижний и др. Владимиру. С завистью смотрят на Муромцево, где из Техникума всего только через год вырос Практический Институт. Мы не представляем себе, как в будущем учебном году будут существовать вообще все учебные заведения и в частности наш Техникум. Немудрено и так должно быть при новой «старой» экономической политике, что все они или частью перейдут на т.н. хозяйственный расчет и самоснабжение. Мало этого — есть распоряжение о закрытии 50 проц. всех высших учебных заведений. Мы лично не читали его и плохо верим в этого беспощадное распоряжение, но допускаем, что частью оно осуществится само собой. Основываясь на этом распоряжении или по крайней |мере слухе, некоторые будут упрекать нас в чрезмерном желании, и укажут на несвоевременность такого преобразования и пр. В противовес этому мы будем отстаивать свой взгляд, общий для всех учащихся. Пусть мы переходим на хозяйственный расчет. Поскольку многим известно — ни в одном высшем учебном заведении нет так хорошо организованных механических мастерских, как в нашем Техникуме. Принимая в расчет это обстоятельство, мы в праве сказать, что это в высшей степени ценно и необходимо именно для Практ. Института и во-вторых, явится преимуществом перед другими учебными заведениями, в случае перехода на самоснабжение, в смысле хорошего источника материальных средств. Для чего стоит только увеличить производительность мастерских, путем расширения программы пракработ. Говоря дальше об источниках средств — необходимо ожидать и нельзя отвергнуть взимание посильной платы с самих учащихся и, чтобы извлечь из этого настоящую пользу, необходимо прибегнуть к принципу: Максимум учащихся — минимум учащих, проще и технически выражаясь — довести нагрузку до предела. Третьим источником поддержки пока фиктивного Практ. Института — это наши городские центры во главе с Губисполкомом, куда главным образом и обратились взгляды всех учащихся. Они знают и считают, что этот вопрос, по своему существу, подлежит рассмотрению в Губпрофобре, и жалеют, что Губпрофобр в этом направлении почти ничего или, по большей мере, проявляет энергии весьма мало. Поэтому в Губисполкоме они видят «палочку выручалочку». Стоит только ухватиться за него, передать ему свои мысли, как вопрос будет решен и средства найдутся. Преобразуя Техникум в Практ. Институт, нам, само собой разумеется, понадобится профессорский состав. Изыскав тем или иным путем средства, нам не придется особенно тужить о подыскании профессоров, ибо часть их мы имеем теперь, хотя бы в лице Председателя Президиума нынешнего Техникума. Кроме него, часть безусловно можно найти во Владимире и остальных пригласить из так называемых «сокращенных». Не пугает так-же и отсутствие в Техникуме физического кабинета. На помощь в этом отношении придет нам И.Н.О. и школа 2-й ступени (быв. Реальное училище), где имеется хороший физический кабинет. Таким образом мы пришли к выводу: единственный тормоз это средства к существованию, но ведь и другие учебные заведения не в лучших, а в худших условиях и все-таки идут вперед. Рассуждая таким образом, мы, учащиеся, не претендуем на безукоризненную правоту своих взглядов и вывода, однако считаем, что они не лишены последовательности. Убежденные в том, что наша администрация (исключая Председателя Президиума и Совета) займет отрицательную позицию и предстоящем, в ближайшем будущем, профессионально-техническом съезде и принимая в соображение это обстоятельство, мы просим Губкомпарт, Губисполком, Губпрофобр, Губотнароб, Губсовнархоз и др. уделить хотя часть своего внимания этому делу, разобрать этот вопрос на ближайших своих заседаниях, вынести то или иное решение и делегировать на предстоящий съезд своих представителей, если он состоится. Если же он не состоится, то быть может возможно выделение особой комиссии для работ в этой области. Институт должен быть создан во что бы то ни стало! Учащиеся Влад. Техникума» («Призыв», 1 июля 1922). В 1922 г. Гусевской Комбинат по предложению Губпрофобра, поддержанному Гусевским Райкомпартом, принял шефство над Владимирским Механическим Техникумом. Размер ежемесячного пособия, которое Комбинат намерен отпускать Техникуму, определен в 100 000 руб. (обр. 22 года). «В механическом техникуме. На днях состоялся первый выпуск учащихся со званием «кандидатов» техников «по холодной обработке металлов». Испытание на это звание получили 10 человек. После прохождения годичной практика «кандидаты» получат звание «техников». Окончившие техникум, рвутся на работу. Размещение их но производствам во многом зависит от отдела труда и Губпрофобра» («Призыв», 5 декабря 1923).
«Около месяца идут вечерние занятия на архитектурно-строительных курсах (здание бывш. Мальцовского училища) и за это время еще ни разу не было уроков по политграмоте, профдвижению и гигиене, таким образом слушатели т.н. «пустые уроки» проводят в пустых разговорах. Пора бы дать преподавателей» («Призыв», 14 февр. 1924).
О годах учебы в техникуме рассказывает выпускник 1924 года А.Ф. Бродецкий, впоследствии - директор Владимирского химического завода, почётный гражданин г. Владимира: "От Мальцевского училища техникум перенял не только хорошие мастерские, но и трудовые традиции. Столярка, модельное дело, слесарные, токарные и фрезерные работы, кузнечное дело и прочее были обязательными при обучении. Каждый выпускник первых лет являлся и слесарем, и модельщиком, и столяром, и инженером. Он мог работать почти на всех имеющихся станках..."
«1-го сентября 1925 г. в мехтехникуме состоялось открытие курсов коммерческих знаний губотдела совторгслужащих. На открытии присутствовало около 150 курсантов и представителей от губотдела, учебного совета курсов, ОРУ и преподаватели. От губотдела курсантов приветствовал тов. Хомутецкий, пожелав им серьезно отнестись к учебе, т.к. республике требуется большой кадр молодых, квалифицированных работников учета… Дальше было зачитано приветствие от ГСПС. Тов. Милославский от имени учебного совета курсов в своей речи указал на новый уклон счетной мысли, разнящуюся от старой тем, что организация коммунистического хозяйства требует учета и освещения его экономики. Опыты прошлого года убедили нас, что счетная молодежь не бессильна в решении этих задач, т.к. нами получены хорошие отзывы из предприятий о работе выпущенных курсантов. После приветствий был зачитан список слушателей первой группы, в составе 58 человек, которая начала работу с четверга» («Призыв», 5 сентября 1925).
«В ячейке при мехтехникуме откроются летающие модели аэропланов. Аэросани строит ячейка Авиахима села Сельца, Влад. у. Пропеллер для аэросаней заказан в механическом техникуме» («Призыв», 24 дек. 1925).
«Мотор и пропеллер с глиссера (аэролодки) губсовет Авиахима использует в течение зимнего сезона для аэросаней, которые в настоящее время строятся в мехтехникуме, под руководством инженера Сергеева. Аэросани в середине января будут готовы» («Призыв», 31 дек. 1925).
Условия приема учащихся во Владимирский Механический Техникум и Программа вступительных испытаний 1925 г.
«Владимирской мехтехникум по плану Главпрофобра рассчитан на 130 человек. В настоящее время в нем 200 учащихся. Кроме того, в текущем учебном году открыто подготовительное отделение, дабы дать возможность поступить в техникум детям рабочих и крестьян, не имеющим нужной для этого подготовки. По заданию Главпрофобра, в техникуме вводится тепло-технический уклон. Планирующим органам губернии не мотало бы обсудить целесообразность этого уклона, принимая во внимание намечающуюся электрификацию края. Теоретические занятия по большинству дисциплин ведутся лекционным методом. Переходу на более совершенные методы препятствует:
1) отсутствие достаточной материальной базы, которая позволила бы организовать удовлетворительные кабинеты, 2) низкая заработная плата, заставляющая преподавателей искать дополнительной нагрузки в других учреждениях. Материальное положение учащихся неудовлетворительно. Свыше 120 человек не имеют никаких средств к существованию и нуждаются в стипендиях. В прошлом году в распоряжении техникума было 83 стипендий. Сколько будет их в текущем году — не известно, т. к. вопрос о стипендиях из местного бюджета еще не разрешен. Между тем, это чрезвычайно тяжело отражается на занятиях учащихся. При техникуме имеется два общежития для учащихся, в которых помещается 70 человек. Оборудованы они плохо. Нет постельных принадлежностей, недостает мебели, не оборудованы кухни. Техникум ищет путей к укреплению своей материальной базы. Единственным, пока что, и наиболее близким выходом к этому, является пуск имеющейся литейной. Техникум мог бы не только лить чугунное литье для нуждающихся в этом предприятий города Владимира и некоторых уездов, но и обрабатывать его. Оборудование имеется. По предварительным расчетам техникум сможет изготовлять литье по ценам, не дороже, чем на Ковровском чугунно- литейном заводе. Но для пуска нужны оборотные средства в размере 15.000 рублей, — их нужно найти. И техникум надеется, что владимирский ГИК, ознакомившись с проектом, не откажет в выдаче ссуды» («Призыв», 20 ноября 1926).
«В общежитии механического техникума температура ниже 10 градусов, а в кухне — даже ниже нуля. Воды совсем нет - водопровод сломался, починить его не собрались. Учащиеся должны умываться снегом или просто итти не умывшись. В такой обстановке, как пишет наш корреспондент - ученье является мученьем» («Призыв», 16 янв. 1927). «5-я группа останется. Все учащиеся механического техникума разбиты на 5 групп. Но так как средства, отпускаемые по госбюджету, рассчитаны только на 4 группы, встал было вопрос о ликвидации 5-ой группы. Ha-днях губисполком постановил выделить из средств губоно 500 рублей на содержание 5-й группы. Кроме того, 1500 рублей отпускает товарная биржа. Теплотехнический уклон. С этого года 1-й и 2-й курсы механического техникума, по постановлению Главпрофобра, перешли на теплотехнический уклон. Губоно возбудило ходатайство перед Главпрофобром сохранить в дальнейшем в техникуме два уклона, как тепло-технический, так и обще-механический. Оборудование лабораторий. На приобретение разного оборудования для теплотехнической, электротехнической и др. лабораторий техникум израсходовал до 6000 р. Литейную при мастерских. При мастерской техникума в дальнейшем предполагается открыть литейную. Помещение и оборудование для литейной уже имеется. Техникум изыскивает средства для приобретения сырья. Работа литейной сделает мастерские доходными» («Призыв», 17 февраля 1927). «ПРИЕМ НА БУДУЩИЙ ГОД. В будущем учебном году механический техникум принимает вновь 80 человек, в том числе 25 человек из подготовительного отделения техникума. Приемные испытания начнутся с 16 августа, а занятия с 1-го сентября. ДВА ОТДЕЛЕНИЯ. С будущего года в механическом техникуме будут два отделения: теплотехническое и отделение по холодной обработке металла. На каждое отделение будет принято по 40 человек. РЕМОНТ ЗДАНИЯ И ОБЩЕЖИТИЯ. За лето техникум предполагает частично отремонтировать здание и дооборудовать общежитие учащихся. Предполагается также оборудовать литейную мастерскую. Помещение для нее уже имеется» («Призыв», 1 июля 1927 г.). «29 декабря во Владимирском механическом техникуме был торжественный день: провожали уволенного зава Ершова. В квартире зав. мастерскими члена партии тов. Живодерова собралось несколько партийных и беспартийных товарищей проводить бывшего зава в дальнюю дорогу. Еще за месяц до этого обложили всех преподавателей и руководителей известной суммой денег и тов. Живодеров лично съездил в Москву, чтобы купить серебряный портсигар Ершову в знак «признательности» от его сослуживцев. Не совсем еще ясно — специально ли тов. Живодеров получил командировку в Москву за портсигаром, или покупка железа была приурочена к этому делу, но так или иначе портсигар был привезен и торжественно вручен во время попойки 29 декабря тов. Ершову. На проводах много было выпито вина, много съедено всяких дефицитных и не дефицитных продуктов. Тосты следовали за тостами. Пили за здоровье и благоденствие уезжающего зава, пили за гостеприимного хозяина квартиры, пили за всех присутствующих, пили за тех, кто внес свою лепту на покупку серебряного портсигара. Ершов только кланялся да благодарил, желал всем спецам быть коммунистами и «твердо проводить в работе линию партии, как проводил ее он, будучи завом мехтехникума». В ознаменование этого торжественного события в жизни механического техникума, на другой день был отдан приказ о том, что участникам проводов — т. т. Федорову и Живодерову — с 30 декабря квартира при мехтехникуме отпускается бесплатно» («Призыв», 8 января 1930). «В механическом техникуме за последнее время coздалось тревожное положение. Учащиеся плохо посещают занятия. Прогулы по неуважительным причинам выросли до 8—9 процентов. Занятия иногда срывают преподаватели, также не являясь на уроки. Большой процент учащихся — неуспевающие. Преподаватели на них смотрят как на лиц, которым все равно не учиться в техникуме. Некоторые учащиеся подались этому настроению и вместо усиленной учебы просто бездельничают. Преподаватели о неуспевающих думают так: — Уйдут они, будет больше учебников, быстрее пойдет в учебе. Ученики тоже рассуждают: — Нас меньше будет, значит больше шансов на контрактацию, а то ведь в первую очередь получают работу отстающие, как плохо материально обеспеченные, как рабочие. Академическая комиссия распущена. Академработник формально прикрепил слабых учеников к сильным и на этом успокоился. Помощи, однако, от сильных учеников нет. Несколько раз этот вопрос ставился на ячейке ВЛКСМ, на профкоме, а толку ни на грош. У учащихся упадочное настроение. Если они еще остаются в техникуме, то все равно их придется исключить, как совершенно неуспевающих. На-днях было исключено трое. Один из них Егоров — рабочий с шестилетним производственным стажем. Еще хуже обстоит дело в бытовом вопросе. Члены партячейки, за исключением 3—4, пьянствуют. Пьет даже секретарь ячейки. Авторитета ячейка не имеет. Райкому партии и отделу народного образования следует немедленно заняться оздоровлением техникума. Надо принять меры к удержанию рабочего ядра в техникуме, организовав с отстающими подготовку. Разложившихся коммунистов и комсомольцев следует выгнать не только из техникума, но и из партии, из комсомола» («Призыв», 22 мая 1930).
«В механическом техникуме занятия начнутся 2 сентября. С набором дело обстоит благополучно. Набрали количественно несколько больше, чем полагается. Вместо 120 человек набрали 135. 15 человек взяли на случай отсева. Хорошие и качественный состав из общего количества принятых на 1-й курс — 80 проц. рабочих и детей рабочих, 12 проц. колхозников и крестьян, 8 проц. служащих и детей специалистов, 70 проц. новичков—коммунисты и комсомольцы. С набором хорошо. Плохо вот с помещением. В помещении техникума живут частные квартиранты. Помещение нужно. Жильцам предлагают выехать в другие квартиры и предоставляют эти квартиры, но несмотря ни на что жильцы не выезжают. Помещение под общежитие обещает горсовет. Но пока только обещает, а когда даст — неизвестно, пока ничего не слышно, а занятия уже начинаются. До начала остается всего несколько дней. Столовой при техникуме сейчас нет. В прошлом году была, но так как она была страшно перегружена: обедали в 2 смены, то студентам приходилось терять на очереди по часу, а то и больше. Если ЦРК не откроет столовую, то неизвестно, где и как будут питаться учащиеся. Придется в срочном порядке браться снова за старую столовую — снова очереди. Характерно отметить, что техникум добровольно вносил в ЦРК на организацию студстоловой — 2000 рублей, но ЦРК от денег отказался. Почему? Неизвестно. Неужели ЦРК считает организацию столовой при мехтехникуме излишней роскошью? Нам нужна своя столовая. Мы требуем от кооперации и профсоюзов организации закрытых студенческих столовых» («Призыв», 27 августа 1930). 4-го сентября 1930 г. при горсовете заседала специальная комиссия, которая постановила: предоставить Мехтехникуму — помещение кустпромсоюза.
«Механический техникум 16 января выпускает 38 молодых специалистов теплотехников. Нормальный их выпуск, согласно программы, должен быть в конце февраля, но студенты техникума по своему классовому самосознанию учитывая то обстоятельство, что наша промышленность ежедневно требует пополнения новых специалистов, решили свой срок обучения сократить на полтора месяца, при чем эти успехи были достигнуты в результате выполнения на деле генеральной линии нашей партии. В техникуме развернуто соцсоревнование и ударничество, вводится рационализация всей учебной работы техникума, новый активный метод преподавания и т. д. Этот выпуск по социальному положению является в большей части из рабочих и крестьян-бедняков. Партийная, комсомольская прослойка среди них выражается в 76 проц. Эти специалисты должны быть на производстве примерными командирами. А.Л. Егоров» («Призыв», 15 января 1931). «Учащиеся механического техникума в этом году организовали и провели кружок математики и занятия с малограмотными в Красной армии. По инициативе учащихся, прошли в подготовку в техникум 50 рабочих. Работает кружок по повышению технической грамотности у рабочих литейного завода при техникуме» («Призыв», 16 марта 1931). «Всего преподавателей в механическом техникуме 12 человек, из них: штатных 6 человек и 6 человек по совместительству. Социальное происхождение преподавателей следующее: крестьян — 2 человека, рабочих 1 человек и служащих 3 чел. Партийная прослойка среди преподавателей слаба. Из 6 штатных преподавателей только один член ВКП(б). Все преподаватели охвачены социалистич. соревнованием и ударничеством. Результаты соцсоревнования и ударничества говорят о том, что они все относятся коммунистически к труду. Это можно подтвердить тем фактом, что за май месяц преподаватели делали дополнительные занятия с отстающими, принимали активное участие в руководстве добровольными кружками, принимали активное участие в стенгазете. В среднем на каждого преподавателя приходится по две заметки на месяц. Прочитана одна лекция в стенах техникума, а также принимают активное участие и в общественной работе: затрачено на каждого в мае месяце по 22 часа» («Призыв», 7 июля 1931). «При механическом техникуме есть курсы по подготовке квалифицированных рабочих для нижегородского автозавода. Обучаются на них 106 человек. Сейчас, в связи с тем, что техникум меняет направление своей учебной работы — дальнейшая работа курсов затруднительна, так как программа их отлична от нового направления учебной работы техникума. Это одно. Второе то, что нецелесообразно перебрасывать рабочую силу из Владимира в Нижний, когда в этой силе остро нуждается владимирский завод «Приборстрой». Все курсанты — жители Владимира, имеют здесь квартиры. Переброска их в Нижний будет стоить больших денег. В Нижнем им надо предоставить квартиры. Тоже надо много денег, а главное — жилплощади, которой там очень мало. В то же время «Приборстрой» должен будет искать себе рабочую силу, перебрасывать ее во Владимир, находить здесь для нее жилую площадь, тратить деньги. Все это заставило «Приборстрой» поставить вопрос о передаче курсов в его ведение с тем, чтобы курсы готовили квалифицированных рабочих не для нижегородского завода, а для «Приборстроя». Согласился на эту передачу автозавод. Дал согласие отдел кадров обкома. Есть соответствующее решение райкома партии. Целесообразность передачи курсов очевидна. Но среди курсантов находятся люди, которые свои шкурные интересы ставят выше интересов социалистического строительства. В частности, против передачи курсов в ведение «Приборстроя» выступил председатель профкома курсов, коммунист Андреев. Вместо того, чтобы быть примером для остальных, разъяснить им всю важность и необходимость передачи курсов — он, наоборот, ведет среди курсантов разлагающую работу, агитируя против передачи» («Призыв», 6 октября 1931).
«Курсы в механическом техникуме, по подготовке квалифицированных рабочих для «Приборстроя» начинают занятия частично с 16 октября. Окончательно они приступят к занятиям с 20 октября. Задержка открытия вызвана тем, что задержался ремонт бывшей школы слепых, в которой будет организовано общежитие курсантов. Виноват в задержке ремонта горсовет. Сначала он ссылался на отсутствие пакли. «Приборстрой» отпустил ему 30 пудов пакли. Сейчас ссылаются на отсутствие проводов, требуют от завода эти провода и так далее. Задерживается и ремонт столовой для «Приборстроя» (в помещении бывшей столовой, Мосельпрома у Золотых ворот)» («Призыв», 15 октября 1931).
«Курсы по подготовке квалифицированных рабочих для «Приборстроя» частично уже начали занятия. Полное же развертывание учебной работы курсов задерживается все еще из-за отсутствия помещения. Курсам предоставлено, между прочим, здание школы слепых. Школа же переводится на Гоголевскую улицу. Но ремонт того помещения, куда выезжает школа, горсоветом ведется недопустимо медленно. Задержку ремонта все время обменяли недостатком пакли. Теперь же, когда «Приборстрой» паклю дал — объясняют уже отсутствием конопатчиков. В самом здании школы слепых «Приборстрой» тоже должен произвести некоторый ремонт. На-днях туда были посланы рабочие для производства, в частности, ремонта парового отопления. Но заведующий школой не допустил рабочих до ремонта. Дальше такое положение не может продолжаться. Курсы в ближайшие же дни должны полностью начать работу» («Призыв», 23 октября 1931). «До сих пор на курсах «Приборстроя» при мехтехникуме нет еще надлежащего порядка в распределении времени занятий. Учащиеся часто не знают точно, когда на завтра приходить заниматься. Нет твердого расписания. Бывают и такие недопустимые факты. В ночь на первое ноября, например, третья группа курсов работала в мастерских с 9 часов вечера до 4 часов утра. По окончании работы курсантам сказали: сегодня в 8 часов утра явиться на теоретические занятия. Ночь курсанты не спали, не успели придти домой и сразу же стали собираться снова в техникум. Пришли, а там говорят: вышла ошибка, приходите к часу дня... Многие курсанты живут очень далеко от техникума и такие бесполезные «прогулки» чрезвычайно тяжелы. Плохо с буфетом на курсах. Перерыв и у курсов, и у самого техникума — общий, в одно время. В результате, к буфету не долезешь. Надо сделать так, чтобы перерыв по отдельным группам был в разное время» («Призыв», 4 ноября 1931). «При механическом техникуме уже больше месяца работают курсы по подготовке квалифицированных рабочих для «Приборстроя». Занятия ведутся в три смены — с 6 час. утра до 3 час. ночи. Но в работе курсов с первых же шагов имеется много чрезвычайно крупных недостатков. Учебные планы практических и теоретических дисциплин не проработаны, не увязаны с профилем подготовляемых специалистов. Администрация курсов не уяснила себе точно, кого и сколько готовить. В работе учебных мастерских имеется угроза останова занятий из-за отсутствия сырья, необходимых поковок, инструмента и прочее. Вызвано это отсутствием плана в работе учебных мастерских, отсутствием достаточного технического руководства. В части теоретических дисциплин положились на самотек. Каждый преподаватель сам составляет программу, не зная целевой установки курсов, не зная характера производства будущего завода. Все эти недостатки в значительной мере вызваны слабостью руководства работой курсов. Курсами руководят «почетные» совместители, аккуратно расписывающиеся в ведомости на получение зарплаты, но физически не могущие уделать работе курсов достаточного внимания. Зав. производственным обучением курсов, например, назначен т. Живодеров. Одновременно он является и заведующим учебными мастерскими техникума, и заместителем директора техникума, и преподавателем спецдисциплин на курсах и т. д. Конечно, ни одной из занимаемых должностей т. Живодеров не может уделить достаточного внимания. В результате, в мастерских его можно встретить только случайно. Большую же часть времени он проводит в кабинете директора, выполняя канцелярскую работу. Зав. учебной частью курсов тов. Юдин занят преподавательской работой в техникуме и поэтому курсам тоже мало внимания уделяет. Инструктора Соколов и Воронин являются: первый преподавателем дорстройуча, чуть ли не основным, второй — преподавателем педтехникума. Кроме 6 часов рабочего времени, вы их в техникуме не увидите — они бегом, раньше учащихся, бегут на другую работу. Примерно то же самое и с некоторыми другими преподавателями. В результате же хромает на обе ноги учеба курсантов, в частности учеба производственная. Работа учащимися выполняется подчас без чертежей, методика преподавания самая допотопная. Из рук вон плохо с организацией инструментальной, со своевременной, плановой подготовкой работ для учащихся, с нормами приема готовых изделий от учащихся и т. д. И плохо потому, что руководящему и преподавательскому составу некогда заняться этим делом, т.к. они имеют много еще других должностей. Нельзя дальше терпеть эти непорядки. Необходимо немедленно дать курсам энергичных руководителей, знакомых с производством нового завода, таких руководителей, которые бы работу на курсах считали своей основной работой, а не побочной, как это наблюдается сейчас» («Призыв», 4 декабря 1931).
«Ни в одном учебном заведении города не обстоит так плохо дело с культурно-массовой работой, как в механическом техникуме. Эта работа здесь совсем отсутствует. В техникуме – до 500 студентов, из них 300 чел. живет в общежитиях. Красные уголки в общежитиях совершенно не работают. Свободные часы студентами проводятся как кому заблагорассудится. Клуб «Приборстроя» приспособлен только для платных постановок. Кружковой работы он не ведет. Отсутствие массовой культработы плохо отражается на бытовой жизни студентов. Временами прямо в общежитиях прокатываются коллективные выпивки студентов, что разлагающе действует на молодежь. О значении физкультуры говорить не приходится. Но и физкультура в техникуме находится на задворках. Администрация техникума считает это дело пустяшным и проводить отказалась» («Призыв», 18 декабря 1931). «О непорядках на курсах «Приборстроя» много писалось, но непорядки не устраняются. Часто срываются теоретические занятия — то нет света, то по другим причинам. В мастерских плохо с напильниками — дают напильники на 80—90 процентов изношенные, которыми начинающим рабочим работать очень трудно. Недопустимо плохо работает буфет при мехтехникуме. Часто не бывает кипятку, не бывает продуктов. Бывает так, что как только у курсантов перерыв — так буфет закрывается и буфетчик заявляет, что его время вышло... Непорядки на курсах объясняются, главным образом, оппортунистическим отношением к делу со стороны руководителей курсов. Подготовка кадров для завода должна идти ударными темпами. Но заведующий курсами Поляков, например, явно расхолаживает инициативу курсантов по развертыванию темпов учебы. На-днях, на заседании бюро ячейки, тов. Поляков заявил, например: — Трудности страны, нехватка разных инструментов заставляют нас снижать темпы и в некоторой части не выполнять решения бюро. Второй случай. Собрав вокруг себя группу курсантов, т. Поляков заявил им: — Не торопитесь на «Приборстрой», все равно вам придется выполнять там работу не по специальности, а возможно и глину придется подтаскивать... Зарабатывать будете меньше, чем здесь получаете стипендию… Также оппортунистические разговоры расхолаживают курсантов, срывают нормальную учебу. До сих пор на курсах нет никаких учебников по теоретическим дисциплинам. Преподаватели по технологии металла, по физике и некоторым другим заставляют курсантов записывать в тетради читаемые лекции. Многие курсанты — это рабочие с производства, колхозная молодежь без достаточной подготовки. И вести записи им очень трудно. В записях получается много путаницы, тем более, что записывать приходится сложнейшие формулы, сложнейшие понятия из физики, технологии и других предметов. Почему бы не сделать так: конспекты лекций отпечатывать на шапирографе или другим каким способом, а затем раздавать курсантам. Этим значительно была бы облегчена работа курсантов, лучше бы шла учеба» («Призыв», 18 декабря 1931).
Литейный цех Механического техникума «Приборстроя». 4 сентября 1931 г.
Кузнечный цех Механического техникума «Приборстроя» («Автоприбора»). 4 сентября 1931 г.
«Студенты и курсанты механического техникума прикреплены сейчас к центральной столовой горпо» («Призыв», 6 ноября 1931). «Уже несколько раз писалось в «Призыве» о неблагополучии с общественным питанием студентов механического техникума, но положение до сих пор не улучшено. Наоборот, это положение ухудшается. Вот уже восемь дней, как студенты не получают чая — нет сахара. Качество обедов по калорийности остается никуда негодным. Без конца на первое подается капуста в кипятке и на второе — картошка с признаками масла. ЗРК фабрик «Пионер» и «Правда» много говорил хороших слов, дал кучу хороших обещаний, но до сих пор палец о палец не ударил для улучшения общественного питания студентов. Все, что сделано — это повышена стоимость обедов с 12 до 18 рублей в месяц. Много говорилось об организации горячих завтраков в техникуме. Сначала ссылались на то, что нет плиты. Теперь плиту сделали. Но оказывается, нет повара. Новая столовая для механического техникума все еще не отремонтирована. «Приборстрой» тянет канитель с ремонтом. Такое недопустимое отношение к питанию студентов техникума, готовящего кадры для «Приборстроя», ни в коем случае не может быть терпимо. Мы еще раз решительно требуем от секции общественного питания ЗРК, «Пионера» и «Правды» срочно улучшите обслуживание студентов. Должен быть срочно также закончен ремонт новой столовой» («Призыв», 4 декабря 1931).
«27 декабря 1931 г. уволенный из мехтехникума специалист Федоров подал в РКК заявление о неправильности увольнения. Заявление в тот же день было передано председателю объединенного завкома «Приборстроя» Комлеву. Но с разбором заявления завком недопустимо медлит, несмотря на неоднократные напоминания. 4 января, на вопрос Федорова о том, когда же будет разобрано заявление, Комлев ответил: — У меня пока только два заявления и из-за них собирать РКК я считаю нецелесообразным… 5 января отдел труда предложил завкому в 24 часа разобрать заявление. Но... результата все же нет. Надо признать к порядку завкомовцев «Приборстроя», так халатно относящихся к своему делу» («Призыв», 10 января 1932).
«В клубе «Приборстроя» 31 декабря 1931 г. состоялось многолюдное торжественное собрание студентов механического техникума, посвященное дню ударника. Тов. Буланов в докладе коротко рассказал о ходе соцсоревнования в техникуме и его результатах. В результате соцсоревнования, техникум успешно справляется с выполнением своего учебного плана, справляется с ответственной задачей — подготовкой кадров для будущего гиганта точной индустрии. Средняя успеваемость по техникуму — 94,6 проц., посещаемость - 97,4 проц., участие в общественной работе — 96,3 проц. Впереди всех по всем показателям идет второй курс холодной обработки металла (бывший электротехнический). Затем идут третий курс холодной обработки металла и четвертый — электротехнический. Позорно отстают первый курс и второй курс холодной обработки металла. Далее, с коротким докладом о перспективах развертывания работы техникума выступил директор техникума тов. Егоров. Темпы развертывания точной индустрии предъявляют огромный спрос на квалифицированные кадры. В связи с этим, в ближайшем будущем предполагается дальнейшее расширение техникума, увеличение общего количества учащихся примерно до 650 чел. В ближайшие месяцы предстоит новый прием, к которому надо сейчас готовиться. В заключение состоялось премирование курсов. Второму курсу (бывшему электро-техническому) вручено красное знамя. Рогожное знамя получил второй курс холодной обработки металла» («Призыв», 5 января 1932).
«Много говорилось о непорядках в общежитии курсов «Приборстроя» (б. Стрелецкая, 38). Но непорядки продолжаются. Группу курсантов поместили в это общежитие 15 ноября. Помещение не было еще полностью отремонтировано. Об этом курсанты заявляли заведующему курсами. Он взялся быстро все устроить. Но до сих пор ничего не устроено. По-прежнему по ночам проходными коридорами приходиться ходить ощупью, так как ни в одном коридоре нет ни одной лампочки. Все также со Стрелецкой курсанты вынуждены бегать в уборную на улицу III Интернационал. Помещение отопляется только лишь для того, чтобы не замерзли водопроводные трубы. В помещении — холод, заниматься нельзя. Умываться приходится одной рукой, а другой приходится держать мыло, порошок и т. д., так как некуда положить. Одежда валяется по койкам, висит на окнах, окна тают, одежда мокнет. На все указания на недостатки зав. курсами отвечал обычно так: — Вы — демобилизованные красноармейцы и поэтому должны быть выносливы... Выносливость — одно дело, но непорядки в общежитии — совершенно другое, ничего общего с выносливостью не имеющее. И с непорядками надо немедленно покончить. Группа курсантов» («Призыв», 10 января 1932).
«Токарно-строгальная группа курсов «Приборстроя», обсудив вопрос о перестройке профработы в цехе, разбилась на бригады. Всего организовано пять бригад, по 5 чел. в каждой. Все курсанты группы объявили себя ударниками и вступают сейчас в соцсоревнование. Группа назвала себя именем 17-й Всесоюзной партконференции и дала обязательство быть показательной по учебе. Профкому надо подхватить это начинание, охватить соцсоревнованием и ударничеством всех слушателей курсов. К 17-й партконференции каждый курсант должен быть ударником. И. Лавренков *** В механическом техникуме «Приборстроя» администрация, по причинам ей только известным, 20 декабря сняла с работы зав. учебной частью и преподавателя физики, механики и сопротивления материалов Федорова. Снять то сняли, а о заместителе до сих пор не подумали. В результате — массовые пропуски занятий уроков, срыв учебы. На вторых курсах сорвана учеба по механике. Курсы до 15 января прогуляли из-за отсутствия преподавателя 1080 человеко-часов. Третьи курсы по сопротивлению материалов прогуляли 1431 чел.-час. Есть прогул и на первых курсах. Весь прорыв за этот период определяется в 3621 чел.-час. Надо срочно принять меры к недопущению дальнейшего срыва учебы, к подысканию соответствующих преподавателей» («Призыв», 18 января 1932).
«На курсах Автоприбора при механическом техникуме до сих пор все еще не развернута культурно-массовая работа. Культурно-массовая секция курсов ничего не делает. Руководители секции Павлов и Итаиров не проявляют нужной инициативы. Проведена была запись в кружки, но… списки записавшихся лежат неизвестно где. На вопрос, как же работает культсекция, руководители секции отвечают: — Никак... Вот ходим в клуб Автоприбора, но там нет лишнего помещения. За время существования курсов (четыре месяца) вся работа культ-секции выразилась только в том, что она повесила несколько плакатов в мастерской» («Призыв», 28 февраля 1932).
«В механическом техникуме до сих пор среди преподавательского и инструкторского состава есть много чуждых элементов. Об этом писалось не раз, но положение не улучшается. Наоборот — состав чуждых неуклонно продолжает пополняться. Рабочими были выдвинуты на должность инструкторов два молодых токаря. Но выдвиженцы всячески игнорировались со стороны администрации. Между прочим, о фактах такого игнорирования было записано в одном из постановлений бюро партколлектива. Но это постановление так и осталось на бумаге. В конце-концов выдвиженцы были снова переведены к станку, а на место инструкторов взяты чуждые люди. Так, например, недавно взят инструктором некий Долынин, лишенец, бывший содержатель крупного трактира, человек явно не советский. Далее, инструктором взят некий Шитов, отец которого — лишенец, высланный. Шитов ведет среди учащихся агитацию, что вторая пятилетка невыполнима и т. д. Кстати, Долынин и Шитов живут вместе. Между прочим, Шитов используется инструктором совершенно неправильно. Он был взят на Автоприбор, на ставку в 360 руб. Сейчас же работает в техникуме инструктором токарного дела. Ставка по этой должности — 250 руб. Но Долынину платят все же 360 р. За что же он получает 110 р. лишних?» («Призыв», 15 марта 1932).
«О непорядках в механическом техникуме, готовящем кадры для завода Автоприбор, писалось не раз. Эти непорядки приводят к большим прорывам в выполнении учебного плана. В частности, особенно велики прорывы по таким предметам, как механика, сопротивление материалов, физика. Установлено, что на контрольных зачетных работах учащиеся прибегают к массовому списыванию (установлено это в частности по математике, сопротивлению материалов и другим предметам). Следовательно, с количественным и качественным выполнением учебного плана в первом семестре дело обстояло далеко неблагополучно. Очень неблагополучно и с производственным обучением как в техникуме, так и на курсах Автоприбора, что объясняется слабостью технического руководства, отсутствием руководителей советской выучки, увлечением совместительством в прочее. Ни один из мастеров незнаком с современными методами работы в производстве. Казалось бы, что на семестровом собрании студенчества, администрация и организации техникума должны были заострять внимание на необходимости выполнения и перевыполнения учебных планов, на ликвидации прорывов в теоретической и производственной учебе. Но вместо этого — в техникуме аллилуйщина, очковтирательство и административный восторг. На воротах техникума вывешен плакат с такими цифрами за первый семестр: выполнение учебных планов — 99,1 проц., трудовая дисциплина — 99.8 проц., общественная работа — 127,3 проц. и т. д. В общем — полное благополучие, прорывов нет, можно почивать на лаврах. Между тем, даже поверхностное ознакомление с положением в техникуме говорит,/что прорывов чрезвычайно много. Соответствующий анализ покажет полную неправильность приведенных выше цифр. Очковтирательству надо объявить беспощадную войну. Надо мобилизовать студенческую массу на борьбу за действительно полное выполнение учебного плана, и тем самым добиться высокого качества подготовки техника - общественника, техника - организатора нового производства» («Призыв», 28 марта 1932).
«ДШО мехтехникума в колхозах подшефных сельсоветов — ямском, колокшанском и брутовском закончило ремонт сельхозмашин. В колхозы выезжали бригады в составе 4—5 человек под руководством бригадиров «Автоприбора». ДШО мехтехникума взяло на буксир отстающие ДШО железки и одновременно выслало в подшефный сельсовет железки — кругловский бригаду для ремонта с.-х. инвентаря и машин» («Призыв», 9 апреля 1932).
«Несмотря на то, что в механическом техникуме беспрерывно работает комиссия по проверке и налаживанию работы, положение в техникуме продолжает оставаться тревожным. В данное время труддисциплина в техникуме стоит на низком уровне. Посещение лекций доходит до 50 проц. (по материалам легкой кавалерии). На курсах каждый день бывают массовые опоздания студентов. Недавно партколлектив обсуждал вопрос о массовой и систематической пьянке одной группы партийцев-активистов. Все это говорит о разложении студентов, о плохом руководстве работой техникума. Разложению дисциплины способствует и потакает сам директор т. Егоров. Так, например, он дал разрешение студенту 3-го курса Яхонтову задержаться на практике и вот уже месяц, как Яхонтов отсутствует на занятиях курса. Ясно, что т. Яхонтов, пропустивший много занятий - выйдет из техникума «живым браком». Кроме этого, т. Егоров дал разрешение студенту 3-го курса тов. Крайнову пропускать один день каждую пятидневку для поездки в Москву, где т. Крайнов, якобы, не заменим как преподаватель школы ФЗУ. Все это в значительной мере разлагает дисциплину техникума. Надо добавить, что общественные организации техникума не ведут борьбы за труддисциплину. Положение с производственной практикой по-прежнему скверное. Программы практики составляются без учета положения рабочих мест на заводах. Директор не знает в какой мере соответствуют имеющиеся места основной специальности того или другого курса. 18 апреля группа в 14 человек была послана на нижегородский автозавод. По прибытии на место выяснилось, что рабочие места не соответствуют ни программе практики, ни специальности студентов. После ряда заявлений и ходатайств о переводе, на которые директор не обращал внимания, группа самовольно вернулась в техникум, за что каждый студент получил строгий выговор с занесением в личное дело, как за самовольный уход с практики. Это уже не первый случай, когда перегоняли студентов из Владимира в Иваново, из Иванова опять во Владимир, из Владимира в Шую и из Шуи в Кольчугино и т. д. Все это приводит к непроизводительным расходам, к потере времени, не говоря уже о мытарствах студентов. Положение с теоретическими дисциплинами тоже скверное. 1-го июля выпускается третий курс ХОМ. Курс имеет большой пробел по целому ряду дисциплин и несмотря на то, что до выпуска осталось четыре декады, преподавателя по организации технологического процесса до сих пор нет. Соцсоревнование в техникуме на точке замерзания» («Призыв», 29 мая 1932).
«В столовой № 4 при механическом техникуме существует такой порядок — для чистки картошки снимают бригаду учащихся в 5-6 человек с практических занятий в мастерской. В результате, у студентов страдает учеба, срывается выполнение учебно-производственного плана. С этим непорядком должно быть покончено» («Призыв», 21 июня 1932).
«Я работаю в качестве кочегара в механическом техникуме. Являясь нацменом (чуваш), моей семье приходится зачастую выслушивать такие выкрики: — «чуваши, грязные, несчастные!»… Особенно в этом старается всех перещеголять жена коммуниста Хромова. А недавно она даже набросилась на мою жену, стоявшую с двумя малолетними детьми, и пыталась нанести ей ножом удар. Ее удержала Палашева. Я обращался к дирекции техникума с просьбой принять какие-либо меры против таких выходок Хромовой, но мои просьбы остались без внимания» («Призыв», 28 августа 1932).
«В механическом техникуме наблюдаются ненормальные явления. Отдельные студенты, выяснив, куда буфетчик столовой кладет взятые у них же хлебные талоны — воруют эти талоны и вторично получают по ним хлеб. 25 ноября сознательная часть студентов поймала некоторых из этих воров. Так, у студента первого курса С. Герасимова было отобрано 30 талонов на хлеб и обеды. Затем, были отобраны ворованные талоны у Земства, Денисова и друг. Студенчество на общем собрании резко осудило поступки этих шкурников, ворующих хлеб у своих же товарищей. Пятерых воров решено исключить из техникума» («Призыв», 4 декабря 1932).
В комнате девушек в общежитии Владимирского механического техникума. Середина 1930-х гг. Фото: Реган Всеволод Николаевич
В комнате юношей в общежитии Владимирского механического техникума. Cередина 1930-х гг. Фото: Реган Всеволод Николаевич
«С 15 мая по постановлению президиума ВЦСПС проводится месячник проверки реализации рабочих предложений и изобретений. 9 мая РК ВКП(б) вынесено решение по заводу «Автоприбор» о мариновании предложений инспециалистов. Но до сегодняшнего дня ни парторганизация, ни завком, ни дирекция механического техникума не довели до масс эти решения. Бюро ИТР вот уже больше двух месяцев не собирало собрания и вопросы о месячнике рабочих предложений не обсуждались. При техникуме имеется литейный завод, с количеством рабочих до 30 человек, но не развернуто среди них никакой борьбы за овладение техникой» («Призыв», 2 июня 1933). «В механическом техникуме к учебному году были подготовлены аудитории, оборудование, а опять-таки забыли о «мелочи», которую легко бы было можно устранить еще до приезда студентов. Дело в том, что из пионерских лагерей не успели перебросить койки и некоторые студенты первые две ночи спали на полу. Подобные «мелочи» встретятся в каждом учебном заведении, потому что на них не было своевременно обращено внимание. По существу это не мелочи, их можно квалифицировать только забвением улучшения материально-бытового положения студентов. В том же механическом техникуме студенты не все обеспечены учебниками. Стандартных учебников нет. Постельных принадлежностей многим не хватит и приобретаться они не будут. Около 30 студентов останутся без общежитий» («Призыв», 8 сентября 1933). «Владимирский механический техникум в 1933 учебном году производит прием на первый курс на отделения по холодной обработке металлов - 60 человек и электротехническое — 30 человек, всего 90 человек» («Призыв», 23 июля 1933).
«Учебная часть и дирекции мехтехникума (Юдин, Егоров) не создают условий студентам для повышения необходимых знаний. По специальным дисциплинам 3-го курса: теория резания, инструменты и машиноведение — совершенно не имеется учебных пособий. По социально-экономическому циклу, эконом-политики и эконом-географии положение не лучше» («Призыв», 9 января 1934). «Механический техникум в ответ на статью в «Призыве» «Лицом к ударной новостройке» взял обязательство подготовить для граммофонного завода квалифицированных рабочих. При техникуме организованы курсы слесарей-инструментальщиков на 30 чел. Инженерно-технические работники техникума проводят с ними занятия. Мехтехникум оказывает помощь и в монтаже завода» («Призыв», 24 марта 1934). «Механический техникум — один из первых включился в работу по благоустройству и озеленению своего участка, вызвав на соцсоревнование совпартшколу. Техникумом сверх плана заготовлено 400 колышков. 600 колышков окрашены и к ним сделаны железные кольца. Лопаты, грабли отточены. Заготовлены щебень, булыжник, кирпич для ремонта тротуара и дороги. 24 апреля студенты, рабочие и служащие провели субботник по уборке двора техникума. На этих днях техникум приступает к починке дороги и тротуара. — Мы хотели уже приступить к озеленению своего участка, да горкомхоз задерживает, саженцев не дает, — говорит директор техникума тов. Егоров. — Подождите, у нас еще посадочный материал не заготовлен — ответил Егорову ответственный за озеленение Столетов. Мы обращаем внимание горсовета на беззаботность горкомхоза. Горкомхоз не руководит работой по озеленению города, пустил на самотек» («Призыв», 26 апреля 1934).
«Культурный университет при мехтехникуме По инициативе парторганизации при механическом техникуме организовался культурный университет. Задачи его — содействовать культурному росту студенчества, ознакомлению его с достижениями науки, техники и искусства; организация культурного отдыха и развлечений студенчества и борьба за культурный быт. Организация культуниверситета встретила живой отклик среди преподавательского персонала и студенчества. Записалось 155 чел. Дирекция ассигновала культурному университету 600 рублей» («Призыв», 2 июня 1934).
«Механический техникум отправляет в разное время и разным организациям в месяц до 14 тонн литья. При заявке на перевозки об этом было ясно указано станции Владимир. Но несмотря на это зам. начальника станции Румянцев подошел к делу бюрократически: «раз отправляешь 14 тонн груза, то бери вагон» и запланировал на нюнь целый вагон. Теперь же, когда и Румянцеву ясно, что техникуму никогда сразу вагон не потребуется, он винит техникум в срыве государственного плана погрузки и шлет счет на уплату штрафа. 24 рубля штраф не велик, но ведь вагон-то простоит зря и простоит лишь потому, что Румянцев перед собой привык видеть только цифру, а не живого клиента. Директор механического техникума Егоров» («Призыв», 8 июня 1934).
«6-го июня состоялось открытие университета культуры при механическом техникуме. На открытии тов. Зворыкиным была прочитана лекция на тему «Культурная революция». Лекция собрала много студентов и преподавателей и вызвала большой интерес у слушателей. Лектору был задан целый ряд вопросов, касающихся студенческого быта. Сейчас совет университета разрабатывает план работы на будущий учебный год. Намечаются чтение систематических лекций по курсу истории и искусства древнего мира и эпизодических лекций на темы «Завоевание Арктики», «Полеты в стратосферу» и др.» («Призыв», 9 июня 1934). «Завод «Автоприбор» производит набор граждан от 17 до 20-летнем возраста с образовательным цензом не ниже 7-летки или окончивших ФЗУ на предмет шестимесячного обучения их на курсах механического техникума по подготовке квалифицированных рабочих - токарей и слесарей инструментальщиков для инструментального цеха завода. Курсанты будут обеспечены стипендиями от 40 до 80 руб. в месяц» («Призыв», 10 июля 1934).
«Закончились приемные испытания в механический техникум. На первый курс принято 90 человек. Приемные испытания показали весьма слабую подготовку окончивших в этом году среднюю неполную школу. Из 156, допущенных к испытаниям, выдержало удовлетворительно по всем предметам только 26 человек. Особенно слаба оказалась подготовка поступающих по математике. Недостаточно подготовлены и по русскому языку, физике и химии» («Призыв», 22 августа 1934).
«В мае 1934 года возник университет культуры при механическом техникуме. Основная задача культ-университета — расширение кругозора слушателей, сделав их разносторонне образованными людьми. Занятия в культуниверситете ведутся регулярно в выходные дни и состоят из чтения лекций по истории древнего мира и эпизодических лекций на современные темы, особо интересующие студенчество. Что показал опыт работы университета? Культуниверситет завоевал симпатию и признание студенчества. За это говорит высокая посещаемость лекций. Одна треть студентов техникума посетила все его лекции и записалась в число постоянных слушателей. Заинтересованность студенчества лекциями отмечена всеми лекторами. Когда один из лекторов недостаточно полно осветил тему своей лекции, как об этом уже появилась заметка в стенгазете с указанием, что студенты этой лекцией неудовлетворены. Большое внимание работе культуниверситета уделяют преподаватели мехтехникума. Какие затруднения встречает университет? Недостаток денежных средств не позволяет ему приглашать московских лекторов для прочтения некоторых, намеченных лекций, например, по истории музыки или истории театра, не позволяет приобрести эпидиоскоп для большой аудитории, диапозитивы и кинопленки для ряда лекций, организовать при культуниверситете специальную библиотеку. К недочетам работы университета следует отнести — неполный охват университетом всех студентов и рабочих литейного завода мехтехникума, не осуществлен проект о переносе некоторых лекций на местные заводы и колхозы, отсутствует обмен опытом с культуниверситетами других городов, а в частности с вновь организованными университетами при медтехникуме и педтехникуме нашего города. Желательно, чтобы секция по руководству техникумами и рабфаками горсовета взяла на себя инициативу регулярно созывать руководителей, лекторов культуниверситетов. Совместной работой, путем обмена опытом, организации бюро лекторов и т. д. дело университетов культуры получит твердую базу нашем городе» («Призыв», 15 октября 1934).
«Студенты механического техникума во время производственной практики в мастерской работают без спецодежды, пачкая свое верхнее платье. Между тем, спецодежда есть на складе. Просьбы студентов выдать спецодежду, директор техникума тов. Горохов обходит молчанием» («Призыв», 21 ноября 1934).
«Механическим техникумом приобретена кино-передвижка, которая обслуживает студентов в собственном клубе два раза в шестидневку» («Призыв», 16 октября 1934).
«В педтехникуме организовался литературный кружок. В него записалось 180 студентов. Кружок поставил задачей — изучение литературы, навыка художественного чтения и развитие начинающих писателей. На первом занятии кружка преподаватель тов. Соколов рассказал о съезде писателей» («Призыв», 23 октября 1934). «Общественные организации механического техникума приняли вызов сельско-хозяйственного опорного техникума на лучшее проведение культурно-производственного похода имени 7 съезда советов. Треугольник техникума разработал мероприятия по улучшению материально-бытового и культурно-политического воспитания студенчества. Улучшается питание за счет увеличения мясных блюд, вводится второе блюдо за ужином для ударников. Озеленяются столовая и общежитие студентов. В каждую комнату общежитий выписываются по две газеты. Дополнительно проводятся четыре радиоустановки. К 1 ноября будет полностью оборудован клуб. Треугольник мехтехникума — Горохов, Малов, Бажанов» («Призыв», 29 октября 1934). «Комсомольская организация мехтехникума в 12 годовщину шефства комсомола над красным флотом отправила подарок подшефному кораблю — тиски, изготовленные студентами» («Призыв», 26 декабря 1934).
В 1934 г. в учебно-производственных мастерских техникума был освоен выпуск сверлильных станков, которые до этого покупались за границей. См. Владимирский станкостроительный завод «Техника»
«В механическом техникуме из-за неподачи электроэнергии происходят срывы занятий. Электросеть не выполняет постановление горсовета об удовлетворении электроэнергией учебных заведений. Недавно мы обратились к дежурному электросети т. Потину с тем, чтобы он дал свет нашему техникуму. Потин заявил: свету не будет, а на самом деле свет был на всех улицах, но только не в техникуме. Такое отношение работников электросети к учебным заведениям возмутительно. Мы обращаемся к горсовету с требованием о реализации наказа — беспрерывно снабжать учебные заведения светом. Директор механического техникума Горохов» («Призыв», 4 января 1935).