Главная
Регистрация
Вход
Четверг
20.09.2018
15:26
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 512

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [955]
Суздаль [309]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [264]
Музеи Владимирской области [55]
Монастыри [4]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [113]
Судогда [35]
Москва [41]
Покров [70]
Гусь [97]
Вязники [182]
Камешково [53]
Ковров [276]
Гороховец [76]
Александров [154]
Переславль [91]
Кольчугино [28]
История [15]
Киржач [39]
Шуя [82]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [7]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [26]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирское Благотворительное Общество

Владимирское Благотворительное Общество

21 апреля 1844 года губернское попечительство о детских приютах учредило Александринский детский приют с целью «призрения и воспитания бедных сирот и детей неимущих родителей».

В 1865 г. было положено основание при Успенском соборе Странноприимному дому, который с 1871 г. помещается в каменном одноэтажном здании, устроенном при соборной ограде.
В 1871 г. был построен новый Странноприимный дом при Успенском соборе, вблизи самого храма.
Странноприимный дом на 40 кроватей, который заменял и дом трудолюбия. Бедняки бесплатно пользовались пищей и теплым углом, но только в течение 3 дней, затем – плата, хотя весьма небольшая. Здесь призревалось много загородных пролетариев. Число всех призреваемых: в 1874 г. – 1626 муж., 1462 жен.; в 1875 г. – 1687 муж., 1455 жен.; в 1876 г. – 1831 муж., 1540 жен.


Мысль об открытии благотворительного общества возникла еще в 60-е годы, но она оставалась неосуществленной до тех пор, пока за это дело не взялся Семенов Василий Алексеевич (ок. 1836-1916). Василий Алексеевич привлек к работе в обществе более 150 человек.
25 октября 1872 года министр внутренних дел А.Е. Тимашев утвердил устав общества, которого гласил: "Общество имеет целью попечение о бедных, нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяния, и оказывать им такого рода пособия, которые приносили бы существенную пользу и не могли быть употребляемы во зло по легкомыслию или по предосудительным наклонностям".
30 декабря 1872 года Владимирское Благотворительное Общество открылось. Общество начало раздавать хлеб, одежду и обувь нуждающимся.

Особенно много сил и средств было затрачено на создание школы для беспризорных и нищих детей с мастерскими при ней. Именно для них в 1874 г. открылась бесплатная школа для бедных детей в Костерином переулке, в доме, купленном на средства судогодского уездного предводителя дворянства Ростислава Андреевича Кайсарова. В нее первоначально приняли 20 самых бедных и сирых детей.
Учителя школы работали бесплатно, так как денег на их зарплату у общества не было. В школе обучали закону Божьему, чтению, письму, счету на счетах, портному, сапожному и столярному ремеслам. Получив по завещанию председателя земской управы Петра Ивановича Николаева 1500 рублей, общество стало приглашать учителей и ремесленных мастеров за плату.
Всего училось: в 1874 г. – 27 мальч. и 13 девочек; в 1875 г. – 31 мальчик и 13 девочек; в 1876 г. – 22 мальч. и 17 девочек.
Возглавляя попечительство над исправительным арестантским отделением, В.А. Семенов, в виде опыта, допустил арестантов-мастеровых из разряда исправляющихся, под строгим присмотром и своим руководством, обучать мальчиков портновскому, сапожному и столярному мастерству, для девочек была нанята особая мастерица.
ИСПЫТАНИЕ детей, обучающихся в школе Владимирского благотворительного общества.
Это испытание было 22 декабря 1874 года. Когда в благотворительную школу собрались Почетный Председатель и Члены Правления, Г-жи Попечительницы и некоторые из благотворителей, прочитан был Членом Правления краткий отчет об этой школе. Потом началось самое испытание по следующему порядку:
1) показывалось письмо детей, и они тут же писали под диктовку на доске;
2) дети читали по книгам и рассказывали содержание прочитанного;
3) считали на счетах;
4) рассказывали события из Священной Истории;
5) отвечали на данные им вопросы из Православного Катихизиса и читали наизусть указанные молитвы.
Вопросы детям, большею частью, делали не наставники, обучавшие их. По всякому предмету можно сделать множество вопросов, по видимому самых простых, но они иногда могут затруднить и не детей. Несмотря на это дети благотворительной школы отвечали удовлетворительно, после первого года пребывания в школе, вступивши в нее с улиц, по которым бродили, собирая милостыни.
Г. Директор народных школ одарил некоторых, за хорошие ответы, своими книгами и раздарил книг немало. От Правления Благотворительного Общества награждены были книжками 10 мальчиков и 5 девочек, за благонравие и успехи. В школе обучается первых 25, вторых 15.
В соседней комнате с той, в которой производилось испытание, лежали рукоделья детей: сапоги, башмаки, картузы, вязаные перчатки и чулки, шитые платья и сорочки, переплетенные ими книги и сделанные ими табуретки.
После испытания дети перешли в столовую, а за ними - некоторые из посетителей. Архиепископ Антоний отведывал кушанья подаваемые детям и нашел их весьма хорошими.
Некоторые из Членов Благотворительного Общества не были в этот день в школе, но не оставили детей без своего внимания. Прислано было в школу 18 белых хлебов, 48 калачей, 4 меры круп, более пуда пряденой шерсти, три куска ситца, большая туша барана и говядины 2 пуда для наступающего праздника.
По окончании испытания сделана была подписка на елку для детей, которая предполагалась на Святках. Архиепископ Антоний тут же внес 50 р. в кассу Общества, как добрый почин на будущий год.
Отчет о благотворительной школе, прочитанный перед испытанием детей этой школы.
В этой благотворительной школе мальчики и девочки учились читать, писать, считать на счетах и закону Божию. Предстоящее испытание покажет, сколько они в этом успели.
Разность знания этих детей зависит, большей частью, от разновременного поступления их в эту школу, которая не разделялась, как другие, на классы. Не было помещения и средств разделить ее; от этого происходила большая трудность в обучении детей этих. В каждый урок наставникам приходилось заниматься с детьми разных возрастов и званий и по разным предметам. Избежать этого было невозможно. Эту невозможность и трудность преодолевало только усердие и уменье наставников. Со стороны их этим сделано большое пожертвование для доброго дела.
Кроме грамотности, мальчики занимались ремеслами: портным, сапожным, столярным и переплетным,— девочки учились вязать и шить. Мальчики уже шьют картузы для себя, обувь для себя и для девочек,— девочки вяжут чулки и шьют кое-что для себя и для мальчиков. Материалы для обуви и одежды жертвовались благотворителями, которые за это услышат слова Спасителя: «Я был нагой, и вы одели Меня» (Матф. гл. 25 ст. 36.). Съестные припасы для сытного стола детей и для выдачи другим бедным порций доставляли тоже благотворители, и им скажет Спаситель: «Я был голоден, ивы накормили Меня» (Матф. гл. 25 ст. 35.).
Тому минул только год, как дети вступили в эту школу. Большая часть из них до школы бродили по улицам, собирая милостыни. Если они теперь изменились к лучшему, то эта перемена произошла от заботливого к ним внимания многих. Смотрительница проводила с ними все дни. Г-жи Попечительницы навещали школу, и своими словами и своим вниманием руководили детей ко всему хорошему и приличному; чаще всех делала это г-жа Председательница Попечительниц. Школу навещали и Члены Правления Благ. Общества. Нередко бывал в ней и сам г. Председатель Правления. Удостаивал ее своим посещением и Почетный Председатель Правления, испытывал знания детей, и подарками книжек поощрял их в занятиям.
Что было бы с этими бедными детьми, если бы они не были в этой школе и оставались тем, чем были? Они до школы бродили по улицам почти босые и кое в чем одетые, портились физически и нравственно. Вырастая не учась ничему, не привыкая к полезному труду, они наконец были бы в тягость себе и другим. Но вот побудут здесь, поучатся, порукодельничают, и авось будут небесполезными членами общества.
Если благотворна заботливость о всех бедных, то еще благотворнее она о бедных детях, у которых впереди целая жизнь, которая может сделаться хорошей и гибельной, смотря по воспитанию. Забота о бедных детях — самая высокая христианская забота. „Берегитесь презирать этих малюток, ибо ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небеснаго", говорил Спаситель наш, указывая на детей (Матф. гл. 18 ст. 10.).
Вообще, смотря на все, что относится до Владимирского благотворительного общества, нельзя не порадоваться. Пожертвования стекаются отовсюду; вот и недавно любителями даны были спектакли в пользу бедных, покровительствуемых Обществом, и доставили в его кассу до 800 руб.; не смотря на возвышенные цены местам, театр в оба спектакля был полон; за трехрублевые билеты давали иные по 10 руб. Это показывает необыкновенное сочувствие публики к благотворительному учреждению и свидетельствует о хорошей постановке в нем дела.
Такое внимание может воодушевить деятелей к новым усилиям и многих к новой благотворительности,— и найдутся благотворители; не надобно раздумывать и задумываться в деле благотворения. Это показал опыт. Здешнее благотворительное общество началось без готовых средств,— и пожертвования потекли со всех сторон. Вот нашелся благодетель (Ростислав Александрович Кайсаров), который пожертвовал этот дом, и этим дал возможность учредить приют для бедных. Он же недавно ассигновал еще 3000 рублей на увеличение помещения для детей. Благоразумно распоряжается своим имуществом этот добрый человек: он на том свете приготовит для себя хорошую обитель.
И. Соколов
22 декабря 1874 года
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 5 (1 марта 1875 года)/


25-го октября 1882 г. скончался от воспаления в легких, полученного при исполнении служебных обязанностей, состоявший в должности смотрителя Владимирских благотворительных заведений, надворный советник Я. Н. Шифров, оставив после себя без всяких средств к жизни семейство, состоящее из престарелой матери, больной жены, четырех дочерей, из коих одна еще учится в земской женской гимназии, а другая, как страдающая расстройством умственных способностей, неспособна к личному труду, и троих сыновей, обучающихся на собственный счет в железно-дорожном училище при Ковровских мастерских. Шафров поступил на службу в смотрители благотворительных заведений 11-го марта 1878 г. и с этого времени до самой смерти продолжал, в ущерб своего здоровья, службу с примерным усердием и безукоризненною честностью, представляя всегда значительную экономию в припасах, материалах и дровах, несмотря на встречаемую нужду в средствах, так что управа, видя стеснительные его обстоятельства, иногда вынуждена была оказывать ему пособие заимообразною выдачею в счет жалованья, так и за несколько времени до смерти выдано было ему 50 руб., в число которых уплачено только 10 р.; кроме сего управа вынуждена была видать на погребение его 50 р., так как после него никаких средств не осталось.

Ремесленно-грамотная школа

Полученные по завещанию вдовы подполковника Марии Андреевны Петровой 10 тысяч рублей и 14 тысяч рублей, завещанные Митрофаном Ивановичем Алякринским, позволили поставить обучение ремёслам на новую основу и организовать ремесленно-грамотную школу.
Инициатором создания школы стал В.А. Семёнов. Выступая 21 февраля 1881 г. на общем собрании Благотворительного общества он просил в ремесленно-грамотной школе «ограничить научные и педагогические требования» и «преследовать более реальную цель, так как нищета, прежде всего, требует обеспечения в средствах к существованию». «Мы призваны не умственный пролетариат размножать; без места, без занятий и средств к жизни, — говорил Семёнов, — у нас и без того наплыв людей, исключительно стремящихся к чиновничеству. Мы не только не препятствуем, но и даже все средства даём способному продолжить учение; пускай и впредь бойких способностей мальчик в научном отношении подготавливается на средства Благотворительного общества, как уже бывало в уездное училище. При условии простой грамотности даже мальчик со слабыми способностями всегда предпочтительнее найдёт себе место слуги, сидельца в лавке, дворника, как грамотный».
В 1882 году вице-губернатор Семенов Василий Алексеевич был избран председателем Владимирского благотворительного общества.
Василий Алексеевич Семенов возглавил комиссию, разработавшую специальный устав для школы. Будучи сторонником совместного обучения грамоте и ремеслам, Семенов познакомился в Москве с заведениями подобного типа: приютом детей ссыльных, образцовой слесарной Московского общества распространения технических знаний, Долгоруковским ремесленным училищем и др. Проект устава обсуждался на собрании благотворительного общества и затем был официально утвержден попечительским советом Московского учебного округа.


Дворянская улица. Воронин Н.Н. Ок. 1920 г.
Вид на Студеной горе, с запада. Справа: деревянный дом с мезонином и садом, церковь Михаила-Архангела с двумя часовнями (1893, архит. А.П. Афанасьев, Иван Анисимович Карабутов; одна часовня утрачена); двухэтажный деревянный дом благотворительного общества (не сохр.). Слева: фасад деревянного дома с садом (не сохр.); на повороте, напротив церкви - угол Мальцевского ремесленного училища (1880-е, архит. М.Н. Чичагов, по проекту гражданского инженера А.П. Максимова). По сторонам улицы - чугунные столбики ограждения, керосиновые фонари, электрические столбы (1909). Пешеход, два экипажа. На переднем плане - булыжная мостовая.

Нач. XX в. Справа, напротив училища угол двухэтажного деревянного Дома Благотворительного Общества за дощатым забором в столбах - ремесленно-грамотная школа

Трёхэтажный дом с участком земли на Студеной горе для школы и мастерских удалось приобрести благодаря стараниям Василия Алексеевича.
9 сентября 1882 г. Благотворительное общество открыло Первоначальную ремесленно-грамотную школу для детей обоего пола на 100 человек и одновременно учредило шесть мастерских: слесарную, столярную, портновскую, сапожную, швейную и белошвейную. Таким образом, дети, кроме получения первоначального образования, обучались различным ремеслам. См. Открытие «Первоначальной Ремесленно-грамотной школы» в гор. Владимире.
Семенов продолжал хлопотать о средствах: лично просил министров народного просвещения и финансов о государственной субсидии, которая была выделена в 1883 году в размере 1000 рублей, в дальнейшем она увеличилась до 1500 рублей в год. Более того, ему удалось договориться о ежегодных пособиях от губернского земства в 1000 рублей и от города - на отопление и освещение благотворительного дома - 500 рублей.
В 1883 г. школу посетил Т.С. Морозов, вручив В.А. Семёнову 500 рублей, он «просил считать его постоянным членом общества» с ежегодным взносом такой же суммы. После смерти Т.С. Морозова В.А. Семёнов посетил в Москве его вдову Марию Фёдоровну. Выразив ей соболезнования по поводу постигшего горя, он напомнил ей слова мужа и «просил увековечить память о покойном Тимофее Саввиче, капитализированием обещанной им суммы». Мария Фёдоровна прислала 10000 рублей двумя банковыми билетами, выразив желание, чтобы эта сумма именовалась капиталом Тимофея Саввича Морозова.
В 1884 году школа представила свои экспонаты на Московскую ремесленную выставку и была отмечена похвальным отзывом за правильную постановку дела, в 1885 г. - принята под покровительство Ее Императорского Величества государыни императрицы Марии Федоровны.
В 1886 году состоялся первый выпуск - 15 подмастерьев. Выпускники ремесленно-грамотной школы получали возможность зарабатывать средства на жизнь своим честным трудом.
Несколько лет Семенов хлопотал перед общим собранием, чтобы установленным порядком признать собранные и хранящиеся деньги неприкосновенным капиталом. Это решение Василию Алексеевичу с большим трудом удалось провести лишь в третий раз закрытой баллотировкой после первых двух неудавшихся попыток. Занимаясь благотворительным обществом, Василий Алексеевич не жалел ни времени, ни сил, надеясь, таким образом, быть полезным бедным жителям города Владимира. Но в сентябре 1890 г. Семенов письменно заявил правлению благотворительного общества, что он, но независящим от него причинам, оставляет город Владимир и слагает с себя звание председателя. По этому поводу правление созвало экстренное собрание членов Владимирского благотворительного общества. К назначенному времени - часу пополудни - прибыло более ста человек. Общее собрание единогласно постановило благодарить В.А. Семенова за долговременные и плодотворные труды на пользу общества, учредить при ремесленно-грамотной школе стипендию его имени, ходатайствовать о присвоении ему звания почетного попечителя школы и пожизненного члена правления, украсить зал правления общества его портретом.
В 1889 г. в Петербурге проходил съезд Русских деятелей по техническому и профессиональному образованию. К нему была приурочена выставка, в которой участвовала владимирская ремесленно-грамотная школа. В Петербург из Владимира был привезён изготовленный в школьных мастерских в подарок императрице Марии Фёдоровне столик для цветов, с 1885 г. школа состояла под её покровительством. По желанию императрицы этот подарок ей передали в Аничковом дворце два ученика школы.
Годичный акт ремесленно-грамотной школы при Владимирском Благотворительном Обществе.
В Воскресенье, 22-го июля 1890 г., в день тезоименитства Императрицы Марии Феодоровны, в доме Владимирского Благотворительного Общества состоялся акт ремесленно-грамотной школы, находящейся под Августейшим Ее Императорского Величества покровительством.
В 1 час пополудни в здание Общества, где находились все дети с их преподавателями, мастерами и мастерицами, прибыли: Высокопреосвященнейший Феогност, Председатель правления Общества В.А. Семенов, члены Общества и правления, попечительницы и масса посторонней Владимирской публики. — При пении полного хора архиерейских певчих, Высокопреосвященнейшим Феогностом совершено было молебствие о здравии и долгоденствии Августейшей Покровительницы школы. Портрет Государыни Императрицы, пожалованный школе Ее Императорским Величеством в 1886 году, был роскошно декорирован зеленью и цветами, а также и внутренность зала, происходил акт, была украшена дубовыми листьями и национальными флагами. По окончании молебствия, оркестром 12-го пехотного Великолуцкого полка исполнен был гимн — «Коль славен», после чего Председателем Общества прочитана была телеграмма, отправленная на имя Секретаря Государыни Императрицы, т. с. Ф. А. Оома, следующего содержания:
«Члены Владимирского Благотворительного Общества, дети ремесленно-грамотной школы со всеми подмастерьям и, собравшись ныне в Благотворительном доме, помолившись о здравии и долгоденствии своей Августейшей Покровительницы, просят повергнуть Ее Императорскому Величеству Их верноподданническое поздравление со днем тезоименитства Государыни Императрицы.
Приемлю смелость доложить, что ныне состоялся 6-й выпуск подмастерьев, которых уже 60 человек стали твердой ногой на трудовой путь. Скорблю, что независящие от меня обстоятельства разлучают меня с сим благим учреждением, утешаясь мыслью, что оставляю дело твердо обеспеченное Августейшим покровительством Ее Императорского Величества и неприкосновенным капиталом, что служит достаточным залогом будущего его преуспеяния».
Затем Председатель Общества обратился к присутствующим с следующею речью:
«Ваше Высокопреосвященство, милостивые государи! Сегодняшний высокоторжественный день тезоименитства Ее Императорского Величества для меня день радости и день печали. — День радости, ибо мы ежегодно, в этот памятный для нас день, в Благотворительном доме празднуем выпуск новой серии подмастерьев, коих уже, с прежними, 60 человек бедных детей, на основании § 9 устава школы, окончили полный курс учения под сению Августейшей Покровительницы. — День печали, так как я ныне в последний раз председательствую в общем собрании, ибо независящие от меня обстоятельства разлучают меня с мною основанным и многолюбимым мною учреждением. В виду чего вменяю себе в приятную обязанность пред Вами, господа, хотя вкратце изложить то, что мною сделано к развитию и преуспеянию сего благого учреждения.
Владимирское благотворительное Общество, основанное в 1872 г., за неимением средств, первые восемь лет влачило только, как более или менее все благотворительные учреждения, свое существование, ограничиваясь общедоступными способами подаяния помощи бедным, путем которых цель Общества далеко не достигалась, и поневоле приходилось утешаться на первых порах мыслию, что ежели правительственные учреждения бессильны бороться с нищенством, как общественным недугом, то много ли могла сделать на этом же пути частная инициатива, когда, кроме любви, энергии, желания помочь ближнему, всякое благое начинание было в зависимости от средств. Долго Общество боролось, и хотя на первых же порах задалось мыслию спасать от пагубного ремесла, нищенствования, детей, но это стремление Общества и правления туго достигалось.
С этою целью я, в качестве члена правления, заведующего открытой в том же 1872 г. школой дарового обучения как грамоте, так и ремеслам, содействовал, во 1-х, к тому, чтобы, с приобщением в 1879 г. 10-ти тысяч к нашему капиталу, с 1880 г. обучение даровое было заменено вольнонаемным трудом и число детей с 20 человек было увеличено до 40; в 1881 году мною внесен доклад в общее собрание, что дальнейшее ведение дела в том виде, как оно велось до того времени, нежелательно, а потому, по предложению моему, было поручено правлению составить проект устава школы, — и на мне, как тогда же избранном председателе, лежало потрудиться над учреждением школы мною же основанного Общества. План превосходный, но слишком тогда рискованный, по состоянию наших финансов, ибо пришлось приглашать учебный персонал и руководителей 6-ти мастерских. Тем не менее первоначальная ремесленно-грамотная школа была официально открыта 9 сентября 1882 года. Смею Вас уверить, господа, что надо было вложить в эту сокровищницу много любви, энергии, физических, нравственных и даже материальных сил, чтобы в течение менее 10-ти лет достигнуть ныне видимых результатов. Заботясь с сотрудниками своими, по званию членов правления, изо дня в день о правильной постановке дела, правление безустанно изыскивало всеми путями способы расширить наш финансовый бюджет. — Приобрев, чрез мое посредство, ныне принадлежащий Благотворительному Обществу дом на личные деньги, без всякого долга, и притом две тысячи квадр. сажен земли в центре города, и обеспечив таким образом Общество, а следовательно и школу с 6-ю мастерскими, недвижимой собственностью, я тотчас стал хлопотать о средствах, для чего лично просил Министра Народного Просвещения и Министра Финансов исходатайствовать нам правительственную субсидию, которая Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета и была дана из сумм Государственного казначейства в 1883 г. по одной тысяче рублей в год на 5 лет; а ныне., моим же ходатайством, субсидия восстановлена и даже в увеличенном размере - в полторы тысячи рублей; исходатайствовал пособие от губернского земства в тысячу рублей и от города на отопление и освещение Благотворительного дома 500 рублей. Между тем капитал Общества в тоже время, к 1885 г., уже возрос до 37000 рублей.
Все это, вместе взятое, мне помогло быть, так сказать, пионером введения ремесленного труда в школе совместно с обучением грамоте, а лестный отзыв о нашей школе Попечителя Московского учебного округа, бывшего тогда во Владимире, дал Министру Народного Просвещения возможность ходатайствовать о принятии школы под Высочайшее Ее Императорского Величества покровительство, на что и последовало Высочайшее соизволение в 1885 г.
Польза этого учреждения уже обнаружилась чрез два года после открытия, так как каждый год производились выпуски: в 1884 г. 6 девоч., в 1885 г. - 4 мальчика перешли в Мальцевское училище, в 1886 г. 15 человек - 8 мальч. и 7 девоч., в 1887 г. 8 челов. — 5 мальч. и 3 девоч., в 1888 г. 7 челов. — 1 мальч. и 6 девоч., в 1889 г. 7 челов. — 4 мальч. в 3 девоч., в 1890 г. 11 челов. — 7 мальч. и 4 девоч. При этом считаю долгом доложить Общему собранию, что заботами членов правления и попечительниц все эти подмастерья на твердых местах с определенным жалованьем.
Итак, я передаю в ведение Ваше, м. м. г. г. и граждане гор. Владимира, учреждение вполне обеспеченное — 50-ю тысячами неприкосновенного капитала, недвижимой собственностью, т.е. трех-этажным домом с двумя тысячами квадратных сажен земли, тремя с половиною тысячами ежегодной субсидии, не считая за определенную цифру — членские взносы, единовременные пособия и заработки 6-ти мастерских. Дальнейшее преуспеяние дела зависеть будет от сочувствия Общества и деятельности будущего состава правления.
Пользуюсь сим случаем, чтобы выразить Вам, господа, мою глубокую душевную признательность прежде всего за оказанное всеми Вами посильное содействие к развитию этого учреждения: один в поле не воин, — а потому я дорого ценил и ценю всякое Ваше доброхотное пожертвование. Что же меня лично касается, то Вы уже, господа, оценили мои труды внесенным в городскую думу предложением, за подписью более 60-ти гласных, в силу которого думою единогласно постановлено об исходатайствовавание мне, в установленном порядке, звания почетного гражданина гор. Владимира. — Вы меня достаточно наградили за общечеловеческое стремление быть полезным своему ближнему, а по Высочайшем утверждении меня в сем звания, награда сия да послужит для меня связующим звеном, с городом, где мне суждено было поработать целых 20 лет».
В ответ на эту речь Высокопреосвященный Архиепископ Феогност, от лица членов Общества, благодарил Председателя за то деятельное и в высшей степени полезное участие, которое он всегда принимал в делах Благотворительного Общества.
После сего, во время исполнения хором архиерейских певчих гимна «Коль славен», ученикам и ученицам, окончившим учение в школе Общества, били выданы свидетельства на звание подмастерьев, а затем последовала раздача обычных наград воспитанникам Общества, оказавшим отличные успехи как по наукам, так и мастерствам. Всех окончивших учение в минувшем учебном году, с званием подмастерьев, 11 человек, именно: 7 мальчиков, по мастерствам — слесарному 4, столярному 2 и портняжному 1, и 4 девочки — 2 по портняжному и 2 по белошвейному. Награду 1-й степени (похвальные листы и подарки) получили за успехи в науках: 2 мальчика и 2 девочки (из которых одна и за ремесло) 2-го класса. За успехи в ремеслах: одна ученица 1-го и 9 учеников и 4 ученицы повторительного класса. Затем награда 2-й степени (одни подарки) была распределена следующим образом: за науки — одной ученице 1-го класса и 4 ученикам и 2 ученицам 2-го; за ремесла — одному ученику и 7 ученицам 1-го класса, одной ученице 2-го и 6 ученик. и 9 учениц. повторительного класса.
Акт закончился исполнением музыкантами 12-го полка и хором архиерейских певчих национального гимна. Затем всем детям школы были розданы от Председателя правления лакомства. Детский праздник продолжался до сумерек.
На посланную Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице, чрез посредство Секретаря Ее Величества тайн. совет. Ф. А. Оома поздравительную телеграмму, председатель Общества 24-го июля удостоился получить следующую телеграмму:
«Государыня Императрица благодарит Вас, членов Благотворительного Общества и учеников школы за поздравление, радуясь успешному окончанию курса и обеспечению выпущенных подмастерьев. Ее Величество крайне сожалеет о разлуке Вашей с учреждением, которому оказали столько пользы заботливыми попечениями.
Оом» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 15-й. 1-го авугста 1890 года).


Здание школы в 1895 г. перестраивалось на средства (3000 рублей), пожертвованные Губерн. Земством в ознаменовании священного Коронования Их Императорских Величеств.
В 1895 г. всех воспитанников в школе состояло 136 человек (мальчиков – 92, девочек – 44), из них 96 человек (63 мальчика и 33 девочки), как беднейшие, пользовались и содержанием в школе, остальные 40 человек (29 мальчиков и 11 девочек) приходящие. Дети, кроме получения начального образования, обучались ремеслам: столярному, слесарному, портняжному, сапожному, швейному и белошвейному. Окончившие курс получали звание подмастерьев. Общество имело капитал в 62, 233 р. 28 к. В 1895 году содержание школы обошлось в 12017 рублей 63 к., при чем выручено от заработков мастерских школы 1800 рублей.
15 сентября 1896 г. освящение вновь перестроенного здания ремесленно-грамотной школы благотворительного общества.

Школа Благотворительного Общества в 1899 г.: Начальник – сын коллеж. совет. Николай Александрович Кедров. Законоучитель – свящ. Павел Васильевич Ильинский. Учитель – мещ. гор. Киржача Василий Сергеевич Дурасов. Учительница – дворянка Елизавета Николаевна Никулина.

Михаил Михайлович Леонтьев с 1891 по 1901 год был владимирским губернским предводителем дворянства. С 5 мая 1891 г. М.М. Леонтьев - Председатель правления Владимирского благотворительного Общества. Он возглавил строительный комитет по возведению Михаило-Архангельской церкви на Студёной горе во Владимире, храма с оригинальным архитектурным обликом, определяющим его уникальные акустические свойства, на Владимирской земле прежде не существовавшего.

7 ноября 1894 г. в день погребения в Бозе почившего Императора Александра III в Успенском соборе архиерейским служением совершена заупокойная литургия и панихида. В этот день в доме Владимирского благотворительного общества был устроен поминальный обед для 200 призреваемых детей и служащих в обществе, а 8-го ноября – на 300 человек для бедных жителей г. Владимира.

В 1896 г. императрица Мария Фёдоровна пожертвовала 1000 рублей на перестройку здания школы. Для этой же цели владимирское губернское земство выделило 5000 рублей. «Именитое купечество, — писала газета «Владимирские губернские ведомости», — как всегда не оставило этого доброго дела без своей помощи».
14 ноября 1897 г. празднование 25-летия существования Владимирского Благотворительного Общества и состоящей при нем ремесленно-грамотной школы. В коллекции музея имеется жетон, выпущенный в связи с этим событием.
В 1901 году М.М. Леонтьев удостоен звания почётного гражданина города Владимира за заботы и труды по поддержанию ремесленно-грамотной школы Владимирского благотворительного общества.

Всех воспитанников в школе в 1900 г. было 150 (109 мальчиков и 41 девочка); из них 115 человек пользуются и содержанием в школе. Дети, кроме получения первоначального образования, обучаются ремеслам – столярному, слесарному, портняжному, сапожному, швейному и белошвейному.
В 1906 г. всех воспитанников в школе состояло 140 человек (93 мальчика и 47 девочек): живущих в школе 101 человек (в том числе стипендиатов губернского земства 6 человек) и приходящих 39 человек (27 мальчиков и 12 девочек). В 1906 г. окончили полный курс школы 13 человек (9 мальчиков и 4 девочки) и 13 человек выбыли до окончания курса; из них выбыли по просьбам родителей – 6, определены на месте – 2, исключено из школы: по поведению – 3, за великовозрастностью и неспособностью – 1 и 1 приходящий мальчик умер. Вновь было принято в школу 28 человек (14 мальчиков и 14 девочек). По сословиям и званию ученики распределяются: крестьян – 86 человек, мещан и др. городских сословий – 46 чел., детей чиновников – 9 чел. и духовного звания – 1. В числе учеников школы стипендиатов от уездных земств – 15 чел. (12 мальчиков и 3 девочки), от Покровского городского общества – 2 (1 мальчик и 1 девочка) и стипендиатов частных лиц – 4 мальчика.

В 1907 г. исполнилось 25 лет ремесленно-грамотной школе. Благотворительное общество опубликовало данные о результатах её деятельности. За этот период в школе обучалось 3096 учеников, из них 1975 мальчиков и 1121 девочка. Большая часть учеников училось в школе грамотности. Полный курс с обучением не только грамоте, но и ремеслу окончили только 254 человека: 168 мальчиков и 86 девочек. 96 мальчиков получили профессию слесаря, 58 — столяра, 6 — портного и 8 — сапожника. 56 девочек стали портнихами, 30 — белошвейками. В отчёте были приведены сведения о судьбе воспитанников школы. Большинство юношей трудились на фабриках, заводах и в системе железнодорожного транспорта. Из 86 выпускниц большая часть работала портнихами и белошвейками, 30 девушек, выйдя замуж, находились на обеспечении мужей 32.
Среди учеников школы были стипендиаты губернского, уездных земств, городского управления. В 1911 г. в школе учились 88 мальчиков и 40 девочек. Большая часть их — 64 мальчика и 24 девочки постоянно жили в школьном приюте. В этом году увеличился капитал приюта за счёт пожертвования 11 тысяч рублей Сергеем Тимофеевичем Морозовым.
19-го марта 1917 г. в помещении ремесленно-грамотной школы состоялось собрание членов Владимирского благотворительного общества. Были произведены выборы, единогласно избраны: председателем Владимир Михайлович Тарасов, товарищем председателя А.П. Белоглазов и членом правления директор народных училищ Владимирской губернии В.С. Ильинский. Собранием по обсуждении признано желательным устройство при школе огорода и питомника.

1-е высшее начальное училище

28 июля 1917 г. в здании училища прошло первое общее собрание кружка преподавателей физики и естествоведения всех учебных заведений. Целью кружка стаилась разработка методов преподавания естествоведения, физики, химии и космографии в школах различных ступеней, открытие библиотеки по этим предметам, музея, мастерской для изготовления учебных приборов, оборудование химической лаборатории для членов кружка и изучение Владим. губ. в естественно историческом отношении.
30 июля 1917 г. – выборы во Владимирскую городскую думу на основании всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. 1-й избирательный участок – на Студеной горе, в здании Высшего Городского училища, против Мальцевского училища; 2-й участок – в здании Народного дома; 3-й участок – в здании Гоголевского училища на Воскресенской улице, рядом с Епархиальным училищем.

«На 8 сентября (1917) перенесен розыгрыш лотереи в пользу детского приюта на Студеной горе или более известного под названием «благотворительное училище».
В этом приюте, кстати, очень не обеспеченном, содержащимся на проценты капитала г. Семенова, обучается большое количество детей обоего пола. При начальном обучении грамоте, детям преподаются ремесла: мальчикам слесарное и столярное, девочкам шитье и кройка.
Гражданам необходимо поддержать приют и как можно более покупать билетов» (газета «Старый владимирец», 7 сентября 1917 г.).
Владимирская губерния.
Странноприимный дом при Владимирском кафедральном Успенском соборе
21 апреля 1844 года губернское попечительство о детских приютах учредило Александринский детский приют с целью «призрения и воспитания бедных сирот и детей неимущих родителей».
Епархиальный Приют для престарелых и неизличимо-больных лиц духовного звания был открыт в 1881 г.
Женская воскресная школа в губернском г. Владимире (с 1893 г.).
Общество для оказания временной помощи беднейшим жителям города Владимира и его губернии открыто 29 января 1895 года.
Больница Красного Креста

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (16.01.2016)
Просмотров: 1283 | Теги: Владимир, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика