В XII-XIII вв. территория нынешней Театральной площади располагалась за пределами городских валов — к западу от Золотых ворот. Археологи в 2018-м году нашли только один локальный участок с плотным скоплением керамики XIII-XIV веков. К этому периоду ученые относят найденные ушко котла, стержневидный оселок для правки лезвий, костяную обоймицу ножа. Следов жилищ или хозяйственных построек этого периода в районе будущего фонтана ученными выявлено не было. Как и не обнаружено археологических свидетельств кровопролитной битвы татар с русичами, которую живописует диорама в Золотых воротах.
Старая Ямская Слобода
Владимирская Ямская Слобода свое начало получила в 1588 г., когда по указу великого князя Федора Иоанновича из Михайловской слободы города Суздаля, где жили ямщики и был ям в 20 человек, 15 из них со своими семействами были переведены во Владимир для создания и здесь такого же яма. В результате во Владимире создался главный ям - целая ямская слобода, а суздальский стал приписным к нему. Cогласно историческим источникам, во Владимирской Ямской слободе было несколько улиц с избами, съезжий ямской двор, кузницы, две церкви — Казанская и Симеона Столпника, а также кладбище (в районе театральной площади). Подробнее см. Владимирская Старая Ямская Слобода. 28 июля 1778 г. выгорел почти весь город и почти вся Ямская слобода. Этот пожар принес Владимиру много бед. Историки - и прежние, и нынешние - называют его опустошительным: сгорело множество домов и храмов. Сгорели дома и обе церкви в Ямской Слободе. После пожара Казанская церковь вместе со слободой была перенесена на новое место (в район современного проспекта Ленина).
Дворянская улица
Дворянская улица расположена от ул. Большая Московская, от Золотых Ворот до улицы Студёная Гора. Если пролистать метрические книги церквей г. Владимира за 1770-1778 гг., то можно обнаружить, что записи о дворянах встречаются весьма нечасто. Основную массу городского населения составляли купцы, ямщики, посадские люди, записные кирпичники, бобыли, солдаты владимирского батальона и штатной роты, служители Архиерейского дома, духовенство. Дворянство жило в поместьях или в столицах. По указу Екатерины II от 2 марта 1778 г. было образовано Владимирское наместничество во главе с графом Р.И. Воронцовым. Основной заботой Р. И. Воронцова было открытие в городе губернских учреждений и «наполнение» их «канцелярскими служителями». В то время самыми образованными людьми в обществе были дворяне, военные офицеры, получавшие весьма разностороннее образование и обладавшие навыками дисциплины. Именно их, представителей родового и служилого дворянства, Воронцов к концу 1778 г. определил на высшие административные должности в губернских учреждениях: палатах гражданского и уголовного суда, верхнего и нижнего земских судов, расправах, губернском магистрате.
На месте бывших ямских жилищ стали возводить купеческие и дворянские особняки. Первоначально отвод казённой (бывшей ямщицкой) земли под застройку улицы провёл губернский архитектор Николай Петрович фон Берк. Реестры отведённых участков подавались им через коменданта Якова фон Каулсбарса в наместническое правление, которое выдавало новым владельцам указы на вечное и потомственное владение участком с оплатой установленной пошлины. Первый рапорт фон Берка с реестром был подан Каулсбарсу 30 октября 1779 г. В этом году фон Берком по повелению его сиятельства графа Воронцова отведён участок в 1363 кв. сажени «за Золотыми воротами на ямской земле по Большой Московской дороге» на углу с Вознесенской улицей возле Карловой лужи - бывшему прокурору провинциальной канцелярии Михаилу Ивановичу Мусину-Пушкину. Ему принадлежало имение при селе Оликово. Гражданскую службу Михаил Иванович начал, по-видимому, с должности прокурора провинциальной канцелярии, в 1780 г. он - председатель первого департамента Верхней расправы, а в следующем 1781 г. переведён в палату уголовного суда советником. Рядом с участком Мусина-Пушкина был отведён участок в 1798 кв. сажен Алексею Михайловичу Тарбееву. Его отец Владимирский воевода Иван Тарбеев в 1756-1761 гг. возглавлял владимирскую провинциальную канцелярию. После 1782 г. следы Алексея Тарбеева теряются. Возле усадьбы Тарбеева в ноябре 1779 г. был отведён участок председателю губернского магистрата Зиновию Тимофеевичу Дурасову. В октябре 1779 г. надворный советник Зиновий Тимофеевич Дурасов был назначен председателем губернского магистрата, но уже 15 апреля 1780 г. указом наместнического правления был уволен «для ево нужных дел в вотчину» и в конце 1780 г. находился в Калуге на должности председателя 1-го департамента верхнего земского суда. Советнику наместнического правления Павлу Сергеевичу Татищеву участок на Дворянской был отведён фон Берком по лыбедской стороне улицы с включением в него всей усадьбы с вишнёвым и яблоневым садами мещанина Ефима Моторина. Сохранился документ - прошение Ефима Моторина, в котором он говорит, что этой землёй владел ещё его дед посадский человек Алексей Дмитриев сын Моторин, который купил её в 208 году (1700 г.) у посадского человека Андрея Тихонова сына Крошечкина, а теперь Павел Сергеевич Татищев требует снести его дом и строение, и Моторин просит об отводе ему взамен отобранной земли равной по величине усадьбы в любой части города. Родная сестра Романа Воронцова Прасковья Илларионовна вышла замуж за Сергея Даниловича Татищева. Их дети на 1779 г. служили во Владимирском наместничестве: Павел Татищев - гвардии капитан, поручик, с начала открытия присутственных мест служил в наместническом правлении губернским стряпчим, его брат гвардии корнет Лев Татищев - стряпчим верхнего земского суда. Третий брат, лейб-гвардии прапорщик Михайла Татищев, служил в Меленковском уездном казначействе. По представлению Р.И. Воронцова и указу императрицы Сенату от 8 марта 1779 г. «за добропорядочную службу и прилежное должности отправление» на основании 50 главы Генерального регламента Павел Татищев награждён чином надворного советника, Лев Татищев - чином коллежского советника, а Михайла Татищев определён на должность Меленковского уездного казначея. В 1780 г. Павел Сергеевич Татищев умер. Его вдова статская советница Марья Яковлевна Татищева вскоре вышла замуж за губернского прокурора Петра Яковлевича Аршеневского и умерла после 1830 г. Брат Павла советник палаты уголовного суда Лев Сергеевич Татищев в 1785 г. награждён именным указом чином коллежского советника, но в начале следующего года из палаты уволен.
Ещё один участок был отведён бригадиру Устину Сергеевичу Потапову - владимирскому помещику и чиновнику, который дослужился до чина губернатора Санкт-Петербурга. Умер Устин Сергеевич в 1785 г. Его владимирское имение (половина сельца Головино и сельцо Брянцево) перешло к его племянникам Устину Ивановичу и Петру Ивановичу Потаповым, дом с усадьбой на Дворянской улице - к его брату полковнику Изюмского пехотного полка Ивану Сергеевичу Потапову, а после его смерти в 1802 г. - к его дочери Е.И. Потаповой.
Так на месте старой Ямской слободы образовались Дворянская и Мещанские улицы.
В последней трети XVIII в. где-то недалеко от Золотых ворот со стороны Клязьмы находилась усадьба вице-губернатора князя Дмитрия Михайловича Ухтомского. На ней стоял деревянный дом с дворовым строением, службами и огородной землёй. В 1790 г. князь Ухтомский продал свой дом у Золотых ворот Дмитрию Петровичу Дурову - прокурору верхнего земского суда, женатому на Вере Александровне Заборовской, родной сестре владимирского генерал-губернатора Ивана Александровича Заборовского.
В конце Дворянской улицы на Студёной горе находился большой занятый садами и отчасти пустой участок наместника графа 2013">Р.И. Воронцова. Но сам наместник здесь дома не имел.
В утверждённом Екатериной II 31 марта 1781 г. регулярном плане города бывшая Ямская слобода и Студёная гора были включены в городскую черту. После открытия губернских учреждений число дворянских домов возросло: в списке 1794 г. перечислены 66 домов дворян, в списке 1798 г. - 80, а в списке 1808 г. - 89.
В документах в делах по отводу мест под постройку домов в г. Владимире в 1790-х гг. местоположение Дворянской улицы обозначается словами «взошед из города в Дворянскую слободу», «за Золотыми вороты в Дворянской улице» и обозначением дорог от Дворянской слободы в сторону Клязьмы к Никольской, Вознесенской и Гончарной слободам, в сторону Лыбеди к слободе Ременники или Мещанской слободе.
Дворянская улица считалась одной из самых красивых в городе. В описании города начала XIX века Дворянская улица еще именуется предместьем города. В 1806 г. на Дворянской значатся деревянные и полукаменные дома и ни одного каменного. Из домовладельцев в документах значатся такие фамилии как Рагозины, Безобразовы, Языковы, Лачиновы, Кудрявцевы, Дуровы, Феофилатьевы - представители старинных владимирских родов служилого дворянства. Титулованная знать (князья и графы) больше не имели здесь своих владений. Кроме того, теперь здесь жило и новое дворянство, приобретшее владения на службе государству - Петровы, Дмитриевские, Сухановы, Хрулёвы, Родионовы, Латышевы.
Дворяне братья Николай и Александр Афанасьевичи Рагозины в конце XVIII - начале XIX в. имели дома с обширными садами на самой макушке Студёной горы. О Рагозиных (весьма распространённой во владимирском крае дворянской фамилии) известно, что Александр Афанасьевич проходил штатскую службу, состоял в 1786 г. в чине коллежского асессора советником Владимирского наместнического правления, в 1797 г. избран предводителем дворянства Владимирского уезда. 1803-1817 гг. - Совестный судья. Александр Афанасьевич был женат на Екатерине Антоновне Сухотиной и в 1796 г. окрестил в близ расположенной Сретенской церкви сына Владимира, а в 1797 г. - дочь Надежду. Умер Александр Афанасьевич в 1826 г., а его вдова Екатерина Антоновна Рагозина владела домом ещё в 1835 г., сдавая одно из надворных строений под питейный дом. Брат Александра Николай Афанасьевич Рагозин, как записано в его послужном списке, «служил в лейб-гвардии сержантом и в полевых полках капитаном, отставлен секунд-майором», в 1792 г. занимал пост советника палаты уголовного суда, а в 1798 г. и последующие годы служил советником казённой палаты.
По данным 1847 г. на улице, кроме строений дворян, имелось шесть купеческих особняков. Самым красивым считался особняк купца первой гильдии Ильина.
«Плитные тротуары существуют только на Дворянской и Московской улицах: в других мощеных улицах земля у домов убита (редко камнем) и отгорожена столбиками, в улицах немощеных единственное отличие пешеходной дороги выражается в столбиках, на отдаленных же улицах (Слободы, Подъяческая и т.п.) и этого нет. Впрочем по этим улицам принято ходить среди улицы, особенно зимой, когда большая часть тротуаров заносит; при том езда в этих местах ничтожна» (Субботин А.П., 1877).
У подножия Студёной горы была выстроена лютеранская кирха (до настоящего времени не сохранилась), а в 1916 г. сооружена старообрядческая Троицкая церковь. В ХХ в. облик Дворянской улицы сильно изменился в связи с утратой старых особняков и появлением зданий театра драмы, центрального универмага, стадиона «Торпедо», корпусов ВЗПО «Техника» (16 октября 1935 г. - основание в г. Владимире завода прецизионного оборудования «Техника».).
В 1919 г. Дворянская улица была переименована в Большую Московскую, переняв прежнее название улицы III Интернационала, которая шла от Золотых ворот до Большой Нижегородской улицы. Постановлением пленума горсовета от 19 декабря 1925 г. была переименована в улицу Революции 1905 г. 24 декабря 1927 г. ей было возращено название Большая Московская. Решением исполкома горсовета № 1106 от 4 октября 1967 г. улица стала называться Московской. Историческое название Дворянская было утверждено за улицей решением Главы администрации Владимира № 1212-р от 13 сентября 1995 г. (подтверждено распоряжением № 1948-р от 17.12.1997).
Левая сторона улицы Дворянской
Дворянская улица от Студёной горы до Куткина переулка (улица Гоголя) в 1899 г. Левая сторона: 25. д. Благотворительного Общества (п.-к.), 23. д. Никитина (п.-к.), 21. д. Шумилова (дер.),
19. д. Задаево-Кошанской (По инициативе Преосвященного Никона, куплена была земля у наследников Кошанской с тем намерением, чтобы на ней построить новое обширное здание женского духовного училища. При покупке дано было, согласно желанию владелицы, обещание устроить при училище церковь. 4-го сентября 1907 г. в 9 ч. утра происходило освящение вновь отремонтированного для нужд Епарх. женского училища бывшего дома Кошанской. Был намечен широкий план устройства во владении Кошанской, на Дворянской улице, нового здания для жен. училища с общежитием и церковью. Проект устройства нового здания на земле Кошанской, за неимением у епархии на то достаточных средств, единогласно был отвергнут. В деревянном доме Кошанской до 1913 г. размещались классы Владимирского Епархиального женского училища. 1914 год: «В Дворянской улице, где расположены владения, бывшие Кошанской, ценится земля высоко, а именно от 35 до 40 руб. за 1 кв. сажень, годную под постройку; земли же здесь всей около 2 ½ - 3 десятин, в этом количестве и ровная площадь и гора». «…дома наследников Кошанской, который в настоящее время за размещением учениц Епархиального женского училища в новопостроенном корпусе оказывается совершенно свободным, что подтверждается и докладом Совета Владимирского Епархиального женского училища от 16 декабря 1913 г.; по мнению Владимирского Епархиального Попечительства о бедных духовного звания дом наследников Кошанской в настоящее время целесообразно употребить для устройства богадельни для вдов духовенства Епархии особенно обремененных большими семействами» (Влад. Епарх. Вед. 11-го января 1914). «28 сентября 1915 г. Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, в сопровождении о. благочинного церквей г. Владимира, о. прот. И. Уварова, посетил дом, бывший Кошанской, в котором поместилась преподавательская корпорация эвакуированного в г. Владимир Полоцкого духовного училища». «Губернский совет физкультуры поднял вопрос о постройке во Владимире спортивного стадиона губернского значения. Ознакомившись со всеми отведенными по плану города участками, комиссия пришла к заключению, что наиболее подходящим местом является участок земли в районе Гончаров (сад быв. Кашанской). «Призыв», 1927),
17. д. Шабалина (д.), 15. д. Шабалина (п.-к.) (ПЕТР СЕМЁНОВИЧ ШАБАЛИН (1860-1916) имел хлебный магазин, пекарню. Дети: 1. Василий Петрович ШАБАЛИН (1885–1924),служил в царской армии. Рядовой нижний чин; 2. Семен Петрович ШАБАЛИН (умер до 1917 года); 3. Николай Петрович ШАБАЛИН; 4. Михаил Петрович ШАБАЛИН (1893-25.12.1957). 14 апреля 1917 г. в час. вечера состоялось собрание организованного в гор. Владимире профессионального союза булочников. Председателем союза единогласно избран Н.М. Сергеев, секретарем Михаил Петрович Шабалин.),
13. д. Бажановой (п.-к.), 11. д. Бажановой (д.), 9. Сад Бажановой («Деятельность Владимирского военно-революцион. Комитета. В окружном суде разбирается дело Евдокии Ивановны Бажановой о выдаче ей от ее мужа ее ребенка. Виновность сторон еще не установлена. Е.И. Бажанова внесла это дело на рассмотрение военно-революционного комитета. Последний потребовал явиться Александра Родионовича и Владимира Александр. Бажановых и их доверителя присяжного поверенного Комарова для выяснения содержания Е.И. Бажановой и для обсуждения ее свидания с ребенком. Комаровым было указано представителям военно-революционного комитета о невозможности поднимать эти вопросы впредь до определения судом виновности той или другой стороны.Казалось, представители военно-революционного комитета согласились и после этого Бажановы и Комаров удалились. 14 ноября в 2 часа дня к Бажанову явились два вооруженных солдата со следующим приказом от Владимирского военно- революционного комитета. ПРИКАЗ. Гражданам Александру Родионовичу и Владимиру Александровичу Бажановым. Приказывается вам тотчас же по получении сего выдать Е.И. Бажановой следующие вещи: 1) Ротонду на меху, 2) каракулевый сак, 3) дамскую шубу на беличьем меху со сконсовым воротником, 4) и 5) две шубы дамские поношенные и 6) платья, белье, ботинки и туфли. Принадлежность этих вещей Бажановой установлена. Неисполнение сего повлечет строгое наказание. Председатель Токарев. Секретарь (подпись неразборчива) Бажановым пришлось подчиниться силе и отдать все требуемые вещи. При чем наиболее оригинально в этом приказе — это слова: «принадлежность этих вещей Бажановой установлена» — кем, когда - ничего неизвестно» («Владимирская жизнь», 16 нояб. 1917).
«Детская городская поликлиника № 1 г. Владимира». Ул. Дворянская, д. 24б
В тяжелые годы войны при детской больнице был организован санаторий для ослабленных детей. В нем, под личным наблюдением заслуженного врача республики Ревякина Александра Яковлевича, было возвращено к жизни более 100 детей. «Требуются трикотажницы и чулочницы на сдельную работу в трикотажную мастерскую деткомиссии. Справки об условиях даются в конторе ДТК (Б. Московская, дом 24—а)» («Призыв», 15 марта 1935).
До 2003 г. швейно-трикотажное предприятие "Елета"
Ул. Дворянская, д. 20а Центр обслуживания клиентов компании сотовой связи "Мегафон", Страховая компания «Альфа Страхование» в Владимире, Лечебно-Диагностический центр "На Студёной Горе".
Улица Дворянская, д. 18. Снесен в 2003 году.
Объявление в газете «Призыв», 2 сентября 1941 г.
Дом №20 принадлежал до 1917 года Васильеву. После Революции в нем помещался воен. Владимирский губ. военный комиссариат.
Начиная с мая 1920 г. в доме б. Суслова проводилось устройство детского сада-санатория. В 1924 году ветхость здания заставила Губздравотдел искать нового помещения для него. Был найден полуразрушенный корпус во дворе ремесленного училища на Студёной горе, в г. Владимире. Корпус был достроен, отремонтирован; при нем была построена большая застекленная веранда, рамы для которой были вывезены из оставленного санатория им. Бонч-Бруевич — из Ладоги. Детский дневной сад-санаторий на 25 мест. «Есть во Владимире на Студёной Горе детский сад «Санатория». Цель его — усиленным питанием содействовать улучшению здоровья худосочных детей. Посещают этот сад 26 детей в возрасте от 3 до 7 лет. Курс лечения 3 месяца. Служащих числится 12 человек, в действительности 8, остальные 4 работают в детской больнице. Есть заведующая, завхоз, фельдшерица, 2 няньки, кухарка и 2 руководительницы. Как будто и «все обстоит благополучно»: с детьми занимаются руководительницы, няньки подают кушанье и одевают детей и т. д. Но это в действительности не совсем так. Помещение требует немедленного капитального ремонта, так как еще в феврале пришлось ставить подпорки под потолочные балки, штукатурка нижнего этажа под ванной комнатой от сырости грозит падением. По смете на ремонт ассигновано 5000 руб., но до сих пор о ремонте происходят одни только разговоры. Хозяйственная часть находится в хаотическом состоянии. В течение полгода сменилось три завхоза, у всех недочеты в продуктах, материалах и инвентаре. Распоряжения о пополнении недостач не исполняются. Прекратились-ли «нехватки» в продуктах, сказать определенно затруднительно» («Призыв», 19 сентября 1925). В 1925 году 5000 руб. было отпущено на ремонт нового здания для сада-санатория во Владимире, т. к. здание, в котором он находился, грозило падением. Детский сад-санаторий перевели в дом № 20 по ул. Большая Московская (сейчас ул. Дворянская). 12 мая 1925 г. в доме №20 было обнаружено громадное хранилище ценных вещей, частью скрытых в подвале, частью зарытых под полом подвала, в земле. В 1925 году костнотуберкулезный санаторий из деревни Ладога переводится в город Владимир в бывшее здание инфекционного отделения детской больницы по улице Б. Московская дом № 20.
Выше входа на стадион «Торпедо» стоял дом бригадира Егора Фёдоровича Кудрявцева, сына капитана лейб-гвардии Измайловского полка Фёдора Борисовича Кудрявцева. Сам Егор Фёдорович постоянно проживал не во Владимире, а в сельце Ситниково Покровской округи, а в доме на Дворянской проживал его брат Василий Фёдорович. 11 ноября 1795 г. Василий Фёдорович женился на дочери соседа Прасковье Васильевне Языковой.
Василий Фёдорович Кудрявцев умер 2 мая 1824 г., оставив после себя вдову Прасковью Васильевну и детей: трёх совершеннолетних и четырёх несовершеннолетних (то есть не достигших 21 года). По просьбе вдовы его имение было взято во владимирскую дворянскую опеку, а опекунами назначены Прасковья Васильевна и её родной брат Михаил Васильевич Языков. В 1824 г. была составлена опись всего имения В.Ф. Кудрявцева. Ему принадлежало родовое имение в Покровской округе при сельце Ситниково, купленное в 1808 г., имение в Юрьевской округе при сельце Бухарино и дом на Дворянской улице. Владимирский дом Кудрявцева описан как деревянный, крытый и обитый кругом тёсом, с 31 окном. Внутри 13 комнат, 7 печей, из них 4 изразцовых и 3 кирпичных. Из обстановки дома описано «божие милосердие» - иконы Спасителя, Казанской и Владимирской Богоматери и Николая Чудотворца в серебряных и вызолоченных ризах, а также мебель: две дюжины лакированных под красное дерево кресел с кожаными подушками, две дюжины стульев, два дивана, бюро, 4 зеркала размерами 1,5 на ¾ аршина в рамах, крытых лаком под красное дерево, столовые часы и часы золотые, табакерки, фаянсовая посуда, 6 хрустальных шлифованных графинов, две дюжины стаканов и рюмок, столько же чайных фарфоровых чашек, 12 медных подсвечников, 2 медных самовара, 12 медных кастрюль, платье: два фрака и двое суконных панталон, енотовая накидная шуба, суконный сюртук и капот. На дворе дома находились кухня, людская, баня, конюшня с пятью лошадьми и каретный сарай, в котором две старые крытые зеленым лаком кареты - четырёх- и двухместная, коляска синего цвета, двое дрожек и красная зимняя повозка. Имелись и хозяйственные постройки: 2 погреба, 2 амбара для хлеба, курятник. За двором тянулся обнесённый забором сад с вишнёвыми и яблоневыми деревьями. В 1837 г. умерла вдова Прасковья Васильевна Кудрявцева, в 1844 г. - Надежда Фёдоровна Языкова, в 1845 г. - Михаил Васильевич Языков. Они были погребены при церкви с. Спасское в родовом некрополе Языковых. Последний владелец дома на Дворянской из рода Кудрявцевых - Александр Васильевич Кудрявцев, выпускник Московского университета по части юриспруденции и с 1848 г. - председатель Владимирской палаты гражданского суда, умер в 1861 г. от тифозной горячки холостым и погребён на городском Князь-Владимирском кладбище. Домовладения Языкова и Кудрявцева на Дворянской улице перешли к другим владельцам.
СТАДИОН «ТОРПЕДО»
Деревянный дом на каменном фундаменте Надворного советника Василия Андреевича Языкова в 1786 г. стоял на месте современного входа на стадион «Торпедо». После смерти Василия Андреевича в 1796 г. имение Пиганово и дом на Дворянской перешли к его вдове Надежде Фёдоровне Языковой (ум. после 1825 г.). Там она проживала с сыном Михаилом Васильевичем Языковым, который с 1801 г. служил в губернской почтовой конторе и так и остался холостым. В 1844 г. умерла Надежда Фёдоровна Языкова, в 1845 г. - Михаил Васильевич Языков.
Около главного входа на стадион располагался дом вдовы поручика А.И. Рагозина, в котором с 1 октября 1839 г. по 24 марта 1840 г. жил Александр Герцен. В нач. ХХ в. здесь находился дом принадлежавший купцу М.Б. Гринблату. В 1914 г. Вавилов Петр Иванович в этом доме открыл фотографию. Здесь же временно поселилась и семья Вавиловых. Поначалу ателье занимало в доме Гринблата всего одно помещение, к 1915 г. количество арендуемых помещений увеличилось до двух. В конце 1920-х гг. на оборотах фотографических бланков он ставил штамп уже с новым названием улицы Большая Московская, 12. Часть города у стадиона называли — Гончары. Низина, возможно, была так углублена из-за добычи глины. На месте стадиона «Торпедо» располагался сад по склону горы и пруд - внизу. После Великой Отечественной войны во Владимире встал вопрос о строительстве современного вместительного стадиона. В 1948 г. была завершена подготовка чертежей, а уже в следующем мае методом народной стройки началась работа в низине.
1960-е годы
С 1990-х годов между ЦУМом «Валентина» и входом на стадион «Торпедо» существовал Автосалон под открытым небом по продаже машины с пробегом. Земельный участок под ним, площадью 2,5 тысячи квадратных метров, находился в частной собственности у учредителей ООО «ЦУМ "Валентина"» и согласно Публичной кадастровой карте предназначался для содержания помещений универмага. Участок земли в центре города Владимира продан ООО «Консул», которое было организовано в 2019 году. ООО «Консул» 18 августа 2020 года получила от мэрии разрешение на строительство на месте бывшего автосалона офисно-делового центра.
ЦУМ «ВАЛЕНТИНА»
Здание ЦУМа "Валентина" построено в 1962-м г. (архитектор В.Г. Аврутский). См. ЦУМ «ВАЛЕНТИНА».
Универмаг до реконструкции
Вид со стороны Студёной Горы на ЦУМ «Валентина». 1960-е гг.
14 сентября 1996 года во время празднования очередного Дня города недалеко от ОДРИ был открыт закладной камень на месте будущего монумента Владимиру Мономаху, работы скульптора Игоря Черноглазова. Надпись на нем гласила «Сей камень есть воля владимирцев быть памятнику основателю города». Владимир Мономах считался основателем города Владимира. Но монумент на Театральной площади так и не появился. Закладной камень спустя несколько лет с Театральной площади исчез. Позже основателем города стали считать князя Владимира Красное Солнышко. Памятник основателю города Владимира равноапостольному князю Владимиру Красное Солнышко и святителю Федору был торжественно открыт 28 июля 2007 г. во время празднования 850-летия переноса столицы Руси из Киева во Владимир в парке имени А.С. Пушкина.
Ул. Дворянская, д. 10а. Офисное здание, построено организацией «Владимиргражданпроект», арх. Я.В. Борисов. Филиал "Ополье" ЗАО "Республиканский банк"; Владимирское представительство страхового общества "РЕСО-ГАРАНТИЯ"; кредитно-кассовый офис в г. Владимире "МДМ-Банк"; Владимирский филиал "Эталонбанка"; магазин эконом класса "Полтинник".
Пересечение улицы Дворянской с улицей Гоголя.Дворянская улица от Куткина переулка (улица Гоголя) до Летне-Перевозинской улицы (1899). Левая сторона: 7. д. Бузиных (п.-к.), 5. д. Бузиных (п.-к.), 3. д. Бузиных (кам.), 1. Сад Жигалова.
На Дворянской проживала семья «пришлых» дворян, не имевших владимирских корней, которые не были пожалованы тут поместьями, но оказались в губернии по долгу службы. Это Тейльсы. Егор Антонович Тейльс в 1801 г. именным указом назначен советником Владимирского губернского правления и переехал во Владимир. Здесь он приобрёл дом на Дворянской в районе современной Театральной площади. Егор Антонович был женат на Татьяне Тихоновне, но детей пара не имела. Тейльсы водили дружбу с соседями напротив, Дмитрием Александровичем Языковым и его женой Елизаветой Николаевной. Статский советник Егор Антонович Тейльс скоропостижно умер 21 декабря 1803 г. в возрасте 50 лет. Его усадьбой на Дворянской улице в 1808 г. владел помещик Боровитинов.
«Присутственные места: Присутствие по воинской повинности, губернское и уездное, на Дворянской улице, в д. Бузина. Председатель статский советник Гавриил Васильевич Тюриков» (Владимирский календарь на 1877 год).
1960-е годы
В 1910 году заведение Коиля занимало в доме Бузина на Дворянской улице всего один «покой». «Доктор М.Л. Юделевич возвратился. Прием по бол.: внутренним, женским и мочеполовым ежегодно от 10 до 1 ч. и от 5 до 8 ч. веч. Дворянская, д. Бузина, тел. 232» (газета «Владимирская жизнь», 1917). В 1920-е гг. «Губернская Страховая КОНТОРА, Большая Московская ул., дом № 4» В 1925 г. на ул. Б. Московской, д. №8 открыта типография газеты «Призыв».
Кирпичные фундаменты старых домов на театральной площади ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
Архивные материалы сообщают, что в апреле-мае 1945 г. на имя главного архитектора города Владимира Александра Васильевича Столетова была выдана доверенность на заключение договора на проектные работы для Дома Советов, подлежащего постройке в городе Владимире. Здание должно было быть очень крупным: строительный объем планировался, примерно, в 70 тыс. куб. м. Его необходимость значилась в одном из пунктов постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 706 от 8.04.45 «О проведении работ по благоустройству г. Владимира и сохранению памятников архитектуры во Владимирской области»: «спроектировать и приступить к подготовительным работам по строительству Дома Советов». Тогда же был отведен участок для здания. Он находился на Большой Московской улице, западнее Золотых ворот, и включал еще застроенную жилыми домами и культовыми зданиями обширную территорию от Козлова вала до места, где находится универмаг «Валентина». Сюда предполагалось перенести центр обновленного Владимира, оставив за площадью Свободы (Соборная площадь) роль подцентра. Золотые ворота, как памятник древней архитектуры, сохранялся и включался в ансамбль новом площади. «Закончилось проектирование монументального здания Дома Советов во Владимире. Проект, составленный академиком архитектуры Г.П. Гольцем, находится на утверждении в Москве. Строительство Дома Советов начнется в будущем году у Золотых ворот. Перед зданием намечено создать большую центральную площадь. На подготовительные работы в нынешнем году ассигновано 300 тысяч рублей» («Призыв», № 247, 14 декабря 1945). Эскизный проект Дома Советов и площади перед ним разработал действительный член Академии архитектуры СССР Георгий Павлович Гольц (6.03.1893-27.05.1946). В 1946 году этот проект был утвержден для дальнейшей разработки. Это была одна из последних крупных работ Гольца, который трагически погиб в мае 1946 года.
Фрагмент фасада здания горсовета (Из кн.: Быков В.Е. Георгий Гольц М. 1978)
Здания горсовета и облисполкома во Владимире. Проект. 1945 г. Главный фасад (Из кн.: Быков B.E. Георгий Гольц. М., 1978)
Георгий Павлович, по свидетельствам выдающихся архитекторов И. Жолтовского, А. Щусева и Н. Ладовского, был блестящим интерпретатором русского наследия в архитектуре этого времени. Поэтому доверие к его авторитету в формировании нового городского центра близ Золотых ворот, конечно, было вполне обоснованным. Место центра было назначено вполне традиционно - на продолжении планировочного стержня Владимира сразу за Золотыми воротами по направлению к Студёной горе. С другой стороны, место площади закреплялось подходом к ней вновь проектируемой магистрали - проспекта Сталина (ныне Октябрьский проспект). Она трактовалась как парадная связь нового современного района Владимирского тракторною завода (ВТЗ) с новым городским центром. В составе этой магистрали проектировался мост через Лыбедский овраг, от которого проспект поднимался к северу на пока безымянную районную площадь с будущим районным Домом культуры ВТЗ, а в другую сторону от моста улица поднималась к доминантному центральному ансамблю у Золотых ворот. На всем протяжении проспекта предполагалось разместить прекрасные общественные здания, в первую очередь - новые учебные заведения города. Таким образом, центр города размещался не только на площади перед главными административными зданиями, но и простирался по новой магистрали к жилому поселку ВТЗ. Такую концепцию предложил московский институт «Гипрогор» (автор - известный советский градостроитель A.И. Кузнецов), разрабатывавшим в это время первый послевоенный генеральный план г. Владимира. Генплан был всесторонне обсужден и утвержден в январе 1947 года. Дом Советов, его архитектура, объем стали камертоном в формировании застройки новой магистрали. Дом Советов представлял собой ансамбль зданий горсовета и облисполкома, выходящий на трапециевидную площадь перед ним. Две другие стороны площади были заняты зданием бывшей женской гимназии (север) и Золотыми воротами (восток). Восточнее Золотых ворот предлагалась полукруглая аванплощадь, для чего предусматривался снос домов №№ 1, 2 по ул. III Интернационала. В 1947 году северное полукружие аванплощади должно было занять здание Владимирского облпотребсоюза. Архитектурно-планировочное задание на его проектирование получил в марте 1945 года архитектор А. Покровский. Этo должен был быть дом-фон для памятника XII века - Золотых ворот. Архитектурное оформление фасадов должно было быть повышенным и подчинено Золотым воротам, допустимы вертикальные членения фасадов по полукружию. Высотность — 3 этажа, с возможным переходом по ул. Первомайской на 4 этажа (по рельефу). Идея полукруглой аванплошади со сносом угловых домов существовала и в 1950 году, когда строительство административною здания облпотребсоюза на этой площадке не состоялось. Здесь планировали уже расположить по правую и левую стороны начала улицы III Интернационала жилые дома, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых было выдано 7 октября 1950 года начальником сектора планировки и застройки Владимира М.И. Красильниковым. «Площадь проектируется полуциркульная, двухцентровая. ... Застройка жилого дома у Козлова вала идет от лицевой стороны торцевого фасада дома № 4 и выходит на Козлов вал сзади д. № 2, корпус по Козлову валу располагается параллельно валу. … Застройка по площади идет за домом № 1 на угол Педагогического института, до Первомайской улице до существующего углового жилого дома. Этажность застройки 4 этажа, по Первомайской улице по уклону возможно запроектировать 5 этажей, а по Козлову валу конец корпуса трехэтажным. Улица III Интернационала должна быть подчеркнута по углам небольшими башнями. … Архитектура должна быть простой и спокойной с учетом строительства будущего Дома Советов и наличия Золотых ворот».
Здание облисполкома и горсовета в г. Владимире. 1945 г. Проект. Перспектива. (Из кн.: Третьяков Н.Н. Георгий Гольц. М., 1969)
Главный ансамбль центральной площади состоял то двух трапециевидных блоков с внутренними дворами соответствующих форм. К углу здания горсовета,- западного блока ансамбля, - была поставлена большая квадратная башня - высотная доминанта площади. Большее основание трапеции плана здания облисполкома было обращено к южной панораме города. Господствующее положение на площади подчеркивалось компактностью и симметричностью этого блока, углы которого фиксировались башенками. Главный вход был отмечен пятипролетной лоджией, увенчанной пятью крупными полукруглыми фронтонами. Монументальность и целостность главного фасада достигалась особым ритмом окон, единством угловых башен с основной стеной, которые только с уровня карниза, в ярусе кровель, пластически активно начинали «работать» и в плане, и в силуэте этого блока. Боковой и главный фасады здания облисполкома, обращенные к проезду вдоль сквера перед Козловым валом и к парку на южном склоне холма, обогащены ажурными застекленными эркерами в арочных нишах. Это делает фасады менее строгими, более соответствующими парковому окружению. Точно так же внимательно относился автор к деталировке четырех угловых башен блока. Более живописны и интимны по деталировке восьмигранные башенки заднего, паркового фасада. Крупнее расчленены башенки, обращенные к площади, что делает их строже и монументальнее. Архитектура здания горсовета представлена иначе. Этот блок также представлен в плане трапецией, но на площадь выходит ее большее основание. В углу состыковки обоих блоков ансамбля в уровне 2-го этажа была предусмотрена их внутренняя связь, а под нею - две арки проезда в парковую часть ансамбля, к бровке откоса. Фасад горсовета, выходящий на площадь, решался скромно, лаконично, но заканчивался упомянутой ранее башней-доминантой всего комплекса. Сложнее детализован фасад горсовета вдоль основной улицы по направлению к Студёной горе. Здесь задавал масштаб архитектуре уже ритм главной улицы города. Вход в здание горсовета предусматривался не с площади, и не с главной магистрали, а из сквера в самой западной части ансамбля, куда приводила улица Большие Ременники. Умение Г.П. Гольца при создании центра древнерусского города Владимира опереться на традиции национальной русской архитектуры, по-новому прочесть ее принципы, тектоническую основу и декоративные приемы, помогло найти образ большого общественного здания, который был созвучен архитектурному облику города с его главными памятниками. Дом Советов Г.П. Гольца был принят за ориентир при архитектурной разработке центра города и даже поселка ВТЗ, в котором было рекомендовано при решении фасадов использовать мотивы владимиро-суздальской архитектуры. В 1947 году началась переработка проекта Дома Советов на несколько меньший строительный объем: с 70 тыс. куб. м. до 60 тыс. куб. м. Это было поручено архитектурно-проектной мастерской при управлении главного архитектора города Владимира. Было составлено два варианта эскизного проекта новой площади и здания облисполкома, но в 1950 году работы были прекращены из-за отсутствия средств. В 1957 году был поставлен вопрос об использовании для его строительства совсем другого проекта - повторного применения здания, выполненного для города Пензы. Крупный, массивный корпус знания требовал значительных деформаций естественного рельефа под свое основание. Вскоре наступило время проектирования Генерального плана города на следующий расчетный срок. Он был разработан московским «Гипрогором» в 1959-60 годах, а в 1964 году рассмотрен (автор-архитектор Г.М. Слепых) и в 1965 году утвержден. Согласно ему, развитие городских территорий пошло в направлении Содышкинского водохранилища и за него. Общегородской центр гораздо определеннее, чем раньше, получил развитие вдоль по Октябрьскому проспекту до пересечения с продолжением ул. Мира, а далее - по оси Лыбедского оврага, - на запад к Содышке… Так возникли реальные предпосылки переноса главного здания области в северную часть Октябрьского проспекта, где оно находится сейчас (см. «ОблАдминистрация»). «Место у Золотых ворот, ограниченное с одной стороны Летне-Перевозинской, а с другой - улицей Гоголя, напоминало хорошо укрепленный лагерь. Глухие заборы начисто скрывали чужую жизнь, рассредоточенную по нескольким ничем не примечательным домам из кирпича или дерева, а то сложенным из обоих материалов, когда на каменный первый этаж надстраивается деревянный. Внутридворовые постройки, включая и приземистые дома, почти не проглядывались с улицы. Единственные ворота, на Большую Московскую, массивные и высокие, были, казалось, вечно на засове. К воротам примыкала дверь (слишком основательная, крепкая, чтоб ее в соответствии с назначением, можно было назвать калиткой), тоже всегда аккуратно закрытая и оттого таинственная. В этом, даже взору почти недоступном, маленьком поселении проживали в основном татары. Жизнь близлежащих улиц и даже домов как будто совершенно не касалась их. В подчеркнутой отчужденности, отколотости от прочего мира и они не выплескивали за пределы своего обиталища никаких страстей. Водовороты событий, обыкновенно всегда находящих какую-нибудь щель, чтобы вылиться, прорваться наружу, стать предметом пересудов, рождались и умирали внутри. Как сами люди. Жители загадочного поселения почти в центре города казались все на одно лицо - со стертыми, не запоминающимися чертами. Вероятно, они сами того хотели в своей добровольной, миролюбивой изоляции. Со стороны Гоголя ближе всего к их территории подступал каретник, под знаком нового времени переродившийся в сараи. А прелестный, несмотря на зрелые годы, двухэтажный деревянный особняк - плод щедрой фантазии местного архитектора - как бы выступал вперед, поскольку располагался почти на извиве улицы. Во дворе был фонтан, впрочем, давным-давно заглохший. Перламутрово-блестящее каменное кольцо охватывало растрескавшуюся впадину. Можно было спокойно влететь во двор, взобраться на полуразрушенную чашу бывшего фонтана и скульптурно изобразить отдающего честь пионера. Между тем, из дома незаметно появлялась девочка и, подобрав волнистую юбку, усаживалась на каменное кольцо… Пожалуй, первый удар бульдозеров пришелся по каменному кольцу. И сверкающие гигантские ножи с ходу зацепили бывший каретник. В татарском поселении засияла огромная брешь, но, как по волшебству, теми же днями снова поднялся высокий глухой забор. Так он и отступал под натиском ревущих механических разбойников. А от дома-терема не осталось уже ничего... Стройка зарывалась в землю, показывая наружу одни белые ребра благородного камня, да внезапно оборвалась. Политический флюгер на Кремлевском Олимпе отметил перемену ветра. Строительство провинциального Дома Советов было напрочь свернуто. Заброшенные катакомбы заплывали помойками, зарастали свалками и стали местом обиталища крыс. Одну из подземных галерей, расчистив со старшеклассниками, находчивый военрук первой школы Поспелов приспособил под тир, и наш пионер вместе с другими ребятами класса хаживал туда пострелять в охотку из мелкокалиберной винтовки. В школе военрук, бывало, потешал мальчишек, моментально, вместе с кожей, спуская на нос свою седую гриву. Никаким фокусом тут и не пахло, просто после фронтовой контузии кожа у него на голове отстала от черепа, и он мог вытворять с ней все что угодно. А в подземном тире никаких послаблений не давалось, здесь царила армейская дисциплина. Почти все посланные из «положения лежа» пули «увязали» в черном «яблочке» мишени. Наш пионер вдоволь настрелялся в детстве. Есть упоение в меткости! Хотя вообще-то его меткость была чисто физической, а так он отличался некоторым безрассудством, умом жил лишь в учебе, в свободное от занятий время - все больше сердцем, невозможно ошибался, бывал задирист и все же по-собачьи привязчив и предан, а в конце концов преуспевал в своем бескорыстном стремлении. ...Когда же, спустя несколько лет, все кончилось, только было начавшись и посулив неслыханное на белом свете счастье, тогда на место былых тайных разговоров одними глазами быстренько прибыли те же «механические бандиты» и замерли в стороне. Проезжая дорога была предусмотрительно забрана в заградительные барьеры и уже усыпана срезанными, траурно-горбящимися сучьями. А в небо уходили толстые вертикальные столбы – все, что осталось от милых старых тополей. Сильно наносило свежим вяжущим духом горечи. Где-то далеко-далеко, скорее всего в его душе, печально наигрывал оркестр. Взревели бульдозеры, развернулись ребристыми рылами к тополиным стволам и, сладострастно трясясь, завалили их. Так площадь перед новым зданием театра была окончательно расчищена. Медленное скучное строительство на месте былых катакомб наконец завершилось. Исчезли и остатки татарского поселения, и еще половина улицы. Что ж, наверно, такая игра стоила свеч. Каменное, все бело-воздушное здание театра полюбилось. Белый гребень молодых берез раздвигался, когда «отставной» пионер сбоку, со стороны своего дома (дом Ксендза), приближался к театру. Невостребованное, но уже и не принадлежащее ему сердце впитывало играемые страсти, как пересохшая земля впитывает воду. Май выдался сухим и горячим. Он поливал палисадник, кусты любимой сирени, когда подошли артисты из гастролировавшего в городе костромского театра, попросили нарвать им букет. В тот вечер они ставили драму Чехова «Три сестры» и хотели бы после спектакля вознаградить ведущую актрису душистыми прелестными цветами. «Отставной» пионер с охотой внял их просьбе, гнул граблями упругие стволики высокой сирени и ломал полновесные ветви прямо в руки бедных актеров, предвкушая впереди чудесное продолжение вечера. ...В последнем действии актриса выходит незадолго до конца. Она красива и искусна. Молчит, слушает со всеми музыку. Видит в полумраке зала «отставного» пионера, вон он - крайний в шестом ряду. Любимая роль вошла в привычку, и можно смотреть куда душе угодно. До начала спектакля она пробегала двором, где он гнул сирень, перебросилась веселым словом с ловящими ветви актерами, и теперь ей не надо прятать грусть. «- Наш сад как проходной двор, через него и ходят, и ездят. Няня, дай этим музыкантам что-нибудь». Она догадывается, что очень скоро ей самой подарят букет сирени из палисадника в проходном дворе. Хозяин сирени готов встать и уйти с последней ее фразой, чтобы не видеть, как понесут букет. Вот уже запахло в зале нежно-терпким женским запахом сирени. «- Да, теперь можно по домам. Пора». Нет, еще рано. Сейчас она испугается в который раз в одном и том же месте. Еще пройдут минуты, заиграет музыка. Да...» (Зрелов Леонид Петрович Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.). Областной театр драмы им. А.В. Луначарского построен в 1971 году. За проектирование и строительство театра группе московских архитекторов: Н. Шебалиной, И. Былинкину, Г. Горлышкову, В. Давиденко и владимирским строителям была присуждена Государственная премия РСФСР.
Театральная площадь
Во время раскопок на Театральной площади в 2018 г. следов церквей не обнаружено. Найдены следы нескольких ямских построек. От них сохранились в основном подполья. В некоторых погребах сохранились деревянные конструкции с каменной подкладкой. Хорошая сохранность бревен в одной из таких ям позволила ученым отпилить от них несколько фрагментов для дендрохронологического анализа. Он поможет археологам более-менее точно датировать постройку. Найденные остатки ямских построек. В подпольях обнаружено большое количество керамики. Интересные находки — изразцы, которыми украшались печи жилых домов. Археологи обнаружили муравленые изразцы 17 века и полихромные фигурные изразцы 18 века. Из одного подполья 9 мая был поднят навесной замок 16 или 17 века. В ходе раскопок были найдены фундаменты нескольких домов XIX века. В их дворе, ближе к современному Драмтеатру, были раскопаны остатки более легких построек — сараев или маленьких домиков.
Вид на будущую Театральную площадь. 1962 г.
Около этих строений, а также в их подвалах обнаружено много бытовых предметов: осколки кузнецовского фарфора, екатерининская копейка 1788 года, монеты 19 века, стопка этикеток для бутылок кваса, аптечные пузырьки, детский пупс с отломанными ногами. Найдены в земле несколько интересных торговых пломб. На одной из них есть надпись «город Лодзь. Фабрика трико и платков». К губернскому периоду относятся ряд находок, связанных с военной историей. В частности, был откопан штык-нож с деревянной ручкой и изогнутой гардой, очевидно, трофейный. Точно атрибутировать его пока не удалось, но предположительно он предназначался для французской винтовки Грасс 1875 года. В земле лежало большое чугунное ядро для пушки. Возможно, что кто-то, где-то найдя этот артиллерийский снаряд, принес его к себе домой и использовал его в качестве пресса для закваски капусты. В засыпанном канализационном колодце 30 апреля был найден неразорвавшийся, сильно проржавевший минометный снаряд времен Великой Отечественной войны. Он был немедленно вывезен за пределы Владимира и уничтожен. Барышников предполагает, что снаряд попал в это место во второй половине 20 века вместе с грунтом, которым засыпали старый канализационный колодец.
Перед театром, рядом с церковью Троицы-Живоначальной располагается Театральная площадь.
Вид на будущую театральную площадь с Козлова вала. 1970 г.
Театральная площадь и Троицкая церковь. 1976 г.
Театральная площадь. 1980 г.
Театральная площадь и улица Дворянская. 1980 г.
Театральная площадь
Цветочная композиция «Елочка» на театральной площади
Флористическая скульптура - контрабас
Вертикальную клумбу в форме контрабаса на Театральной площади изготовили умельцы муниципального «Центра управления городскими дорогами», а украсили цветами дизайнеры предприятия «Благоустройство», отвечающего за зеленое оформление города. Всего в контрабас высадили 400 петуний и колеусов. Все работы были проведены в счет муниципального задания.
Световая инсталляция - контрабас
На театральной площади, 2013 год
Пешеходный цветомузыкальный фонтан на Театральной площади
Фонтан был открыт на День города Владимира 25 августа 2018 года в качестве подарка городу от Сбербанка. Для открытия фонтана было подготовлено красочное шоу: с наступлением темноты в светящихся брызгах воды появилась пара взмывающих в небо танцоров-акробатов. Высокотехнологичный, мультиформатный фонтан уникален соединением технологий, воды, цвета и музыки. Он оснащён специальным оборудованием, позволяющим проецировать на него видеоизображение. Таких фонтанов всего шесть в России. Технические параметры: площадь фонтана 154 квадратных метра, диаметр чаши фонтана 14 метров, глубина 0,5 метра, 121 динамическая струя высотой до 10 метров, с высотой водной картинки от 1,5 до 7,5 метров. Фонтан работает в 5 разных режимах, выполняет 8 контуров водных фигур с подсветкой и регулировкой наклона струй с использованием 15 мелодий (классических, эстрадных, детских). Статический режим означает работу фонтана без изменения водной картинки, детский режим (так называемый режим шутихи) - работу с минимальной высотой, динамический режим - смену водных картин, режим музыкального шоу - водная феерия.
Справа - жилой двухэтажный дом (дом Бузиных), слева женская гимназия.
Дворянская улица. 1909-1913 гг. Справа сад (сад Жигалова) за забором на углу Дворянской и Летне-Перевозинской улиц, до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви Троицы-Живоначальной. Рядом дом, который принадлежал в нач. ХХ века Жаровой, в 1905-1913 гг. сдавался в аренду фотографу В.В. Иодко.
Дворянская улица. 1909-1913 гг. Слева: угол Летне-Перевозинской улицы с деревянным домом и садом, огороженными забором (до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви); перед забором рекламная тумба - цилиндрическая, на восьмиугольном цоколе; далее каменный двухэтажный дом и другая застройка (не сохр.). Справа: женская гимназия с двумя навесами у входов (1870, архит. Н.А. Артлебен; с западной пристройкой по проекту 1902; виден боковой восточный фасад).
Улица Московская. 1946 г.
Почти впритык к красной старообрядческой церкви, с западной стороны стоит двухэтажный каменный дом. Его снесли в 1960-х гг. Фото Николая Атабекова. 1955– 1960 гг.
Далее начинается улица Большая Московская.
Усадьба с деревянным домом Ивана Фёдоровича Дмитриевского находилась возле Золотых ворот по дороге в Вознесенскую слободу. Умер И.Ф. Дмитриевский 17 марта 1815 г. Его домом с садом на Дворянской в 1835 г. владела дочь девица Елизавета Ивановна Дмитриевская.