Главная
Регистрация
Вход
Вторник
21.11.2017
15:14
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 381

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [100]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [15]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Город Владимир, улица Дворянская

Ямская слобода

Сама Ямская гоньба была учреждена при Иоанне III для осуществления регулярной почтовой службы. Слово «ямъ» обозначало в древности обязанность жителей известных населенных местностей возить на своих подводах служилых людей для государева дела. Ям, низовое учреждение ямского ведомства, к которому прирезывались пашенные и сенокосные угодья, а иногда – деревни, доходы с которых шли на его содержание.
В 1540-1560-х гг. появилась отдельнаясоциальная группа ямских охотников, предназначенная осуществлять «гоньбу» по правительственным надобностям. С сер. XVI в. вблизи ямских приезжих дворов для проживания ямских охотников стали устраивать специальные слободы. Во главе слободы стояли ямской приказчик (назначавшийся правительством) и ямской староста (выбиравшийся ямщиками). Строились они по наказу из Москвы, для чего из Ямского приказа высылался стройщик. Соответственно числу охотников определяли размер будущей слободы.
Владимирская Ямская Слобода возникла в сер. XVI века. В 1588 году была укрупнена за счет перевода 15-ти ямщиков из Суздальского села Михайлова Сторона.
В 1778 г. выгорела почти вся Ямская слобода. Этот пожар принёс Владимиру много бед. Историки - и прежние, и нынешние - называют его опустошительным: сгорело множество домов и храмов. Сгорели дома и обе церкви и в Ямской Слободе. В следующем году Слобода была перенесена на новое место (в район современного проспекта Ленина). После пожара Казанская церковь вместе со слободой была перенесена на новое место (в район современного проспекта Ленина).
На месте старой Ямской слободы в 1779 г. образовались Дворянская и Мещанская улицы.
Подробнее см. Владимирская Ямская Слобода.

Дворянская улица

Дворянская улица расположена от ул. Большая Московская, от Золотых Ворот до улицы Студеная Гора.

Само название говорит о том, что здесь строили свои дома дворяне. Дворянская улица считалась одной из самых красивых в городе.
По данным 1847 г. на ней, кроме строений дворян, имелось шесть купеческих особняков. Самым красивым считался особняк купца первой гильдии Ильина.

«Плитные тротуары существуют только на Дворянской и Московской улицах: в других мощеных улицах земля у домов убита (редко камнем) и отгорожена столбиками, в улицах немощеных единственное отличие пешеходной дороги выражается в столбиках, на отдаленных же улицах (Слободы, Подъяческая и т.п.) и этого нет. Впрочем по этим улицам принято ходить среди улицы, особенно зимой, когда большая часть тротуаров заносит; при том езда в этих местах ничтожна» (Субботин А.П., 1877 г.).

У подножия Студёной горы была выстроена лютеранская кирха (до настоящего времени не сохранилась), а в 1916 г. сооружена старообрядческая Троицкая церковь. В ХХ в. облик Дворянской улицы сильно изменился в связи с утратой старых особняков и появлением зданий театра драмы, центрального универмага, стадиона «Торпедо», корпусов ВЗПО «Техника» (16 октября 1935 г. - основание в г. Владимире завода прецизионного оборудования «Техника».).
В 1919 г. Дворянская улица была переименована в Большую Московскую, переняв прежнее название улицы III Интернационала, которая шла от Золотых ворот до Большой Нижегородской улицы.
Постановлением пленума горсовета от 19 декабря 1925 г. была переименована в улицу Революции 1905 г.
24 декабря 1927 г. ей было возращено название Большая Московская.
Решением исполкома горсовета № 1106 от 4 октября 1967 г. улица стала называться Московской.
Историческое название Дворянская было утверждено за улицей решением Главы администрации Владимира № 1212-р от 13 сентября 1995 г. (подтверждено распоряжением № 1948-р от 17.12.1997).

Дворянская улица от Студеной горы до Куткина переулка (улица Гоголя) в 1899 г.
Левая сторона: 25. Дом Благотворительного Общества, 23. Дом Никитина, 21. Дом Шумилова, 19. Дом Задаево-Кошанской (1914 год: «В Дворянской улице, где расположены владения, бывшие Кошанской, ценится земля высоко, а именно от 35 до 40 руб. за 1 кв. сажень, годную под постройку; земли же здесь всей около 2 ½ - 3 десятин, в этом количестве и ровная площадь и гора».), 17. Дом Шабалина, 15. Дом Шабалина, 13. Дом Бажановой, 9. Сад Бажановой.


Городская детская больница N 1. Ул. Дворянская, д. 24б

В тяжелые годы войны при детской больнице был организован санаторий для ослабленных детей. В нем, под личным наблюдением заслуженного врача республики Ревякина Александра Яковлевича, было возвращено к жизни более 100 детей.
«Новый сад
На склоне Студеной горы, позади психо-неврологического детского санатория, был прекрасный яблоневый сад. Но суровая зима 1939-40 года погубила его. Деревья замерзли, зачахли и совсем погибли.
Дружный детский коллектив санатория сказал:
- Партия и правительство заботятся о нас, лечат. Мы живем счастливо. И лучшим ответом на эту заботу будет обновленный, новый сад. Мы озеленим мертвое место. В санатории нас 75 детей, посадим 75 яблонь.
Коллектив совместно с преподавателями, врачами, медсестрами принялись за дело. Взрослые раскорчевали, а дети расчистили большую площадь. Сейчас посажено уже 50 молодых деревьев. Они стройными рядами делят вскопанный участок на правильные четырехугольники.
Работа в саду считается самым почетным делом. Каждый день бригады ребят с лопатами и граблями посменно выходят в сад. Тоня Павлова, Маня Аверьянова, Витя Николаев, Вова Аникин, Лобачев Алеша, Волков Шура, Шпагин Витя, Антропов Леша и многие другие выявили себя не только прекрасными работниками, но и замечательными организаторами.
Директор санатория С. Владимиров» (газета «Призыв» 20 мая 1941).


Ул. Дворянская, д. 20а
Центр обслуживания клиентов компании сотовой связи "Мегафон", Страховая компания «АльфаСтрахование» в Владимире, Лечебно-Диагностический центр "На Студеной Горе".





Улица Дворянская, д. 18. Снесен в 2003 году.

После Революции кроме детской больницы в городе был открыт детский костный санаторий на 40 коек-мест (Б. Московская улица, д. 18). При детском костном санатории с 1937 г. существовала школа медицинских сестер. Ежегодно отсюда выходили квалифицированные медсестры со средним медицинским образованием.

СТАДИОН «ТОРПЕДО»

На месте главного входа на стадион располагался дом вдовы поручика А.И. Рогозина, в котором с 1 октября 1839 г. по 24 марта 1840 г. жил Александр Герцен.




Лестница, ведущая к стадиону

«Редкий случай
Вчера в городе, в районе Б. Московской и стадиона в Гончарах, прошел лось. Он скрылся в неизвестном направлении» (газета «Призыв» 13 мая 1943).
После Великой Отечественной войны во Владимире встал вопрос о строительстве современного вместительного стадиона. В 1948 г. была завершена подготовка чертежей, а уже в следующем мае методом народной стройки началась работа в низине, у которой исторически селились гончары. Так называли и эту часть города — Гончары. Низина, возможно, была так углублена из-за добычи глины. Так что старожилы называли «Торпедо» стадионом в Гончарах. Свое место стадиону «уступил» сад по склону горы и пруд - внизу, футбольное поле расплескало его чистые воды.
«Стадион начали строить пленные немцы. Их плен близился к концу. Теперь это были удивительно мирные, работящие люди. Они монотонно и точно копали, а я в шапочке-шлеме наблюдал за ними с горы, следил за их добросовестным трудом. Без всякого конвоя они приходили после работы к нам в дом поесть, рассказать о себе. Понятные слова становились в их устах хрупкими, звуки дрожали, ломались: они не хотели завоевывать Россию, но их гнали на Восток.
После отвода со строительства пленных немцев котлован и склоны закишели, как муравейник. Работа шла лихорадочно, словно толчками. Разгоряченные конвоиры лязгали затворами боевых винтовок, дергались, гортанно покрикивали. Их живая цепь будто бы раскачивала накаленный едким солнцем муравейник. Хотелось не видеть, отвернуться, убежать, но мы, мальчишки, стояли оцепенев и видели все.
Такое ощущение, что заключенные пробыли на стройке недолго. Любовь должна была вернуться в эти места, где остались нетронутыми старые, почти древние вязы» (Зрелов Л.П. Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).
Строился стадион при активном участии комсомольцев и молодежи областного центра.
В 1950 г. стадион «Торпедо» был открыт.
На футбольном поле играла команда мастеров, беговые дорожки были отданы на откуп легкоатлетам. Не была обделена арена и интересами болельщиков: 10-15 тысяч зрителей на трибунах - обычное для Владимира тех лет явление.
Первый серьёзный ремонт арены пришелся на 1958 г. Особое внимание уделили газону, который до этого был в неважном состоянии. Появился спортпавильон. Улучшились условия для легкоатлетов.
«В августе 1958 года отмечалось 850-летие города. Милая праздничная суета вылилась в бурливое гулянье. Голосистые гармони водили за собой расчувствовавшийся люд. А к вечеру живой поток хлынул в широко распахнутые ворота стадиона «Торпедо». Громадная чаша быстро заполнилась до краев, и празднично разодетый народ заполонил близлежащие холмы. Тогда в боковые ворота стадиона неспешно и величаво на вороном (или гнедом) коне проплыл всадник в шлеме и кольчуге. Чуть позади покачивались в седлах его други по ратным делам. Стадион замер и возликовал, бурно аплодируя появлению трех былинных богатырей, и еще не раз взрывался и рукоплескал в тот прелестный, незабываемый вечер» (Зрелов Л.П. Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).
«Мы постоянно ели мороженое, сколько хотели, ходили в кино, но платить за футбольное волшебство не могли, оно было бесценным. Сразу выяснилось, что многочисленные строители стадиона словно бы заранее позаботились о нас, мальчишках из близрасположенных домов. Мы без труда, почти по наитию находили готовые, прикрытые живыми травами лазы, висящие на одном гвозде доски забора, удобные уступы. Стоило милиционеру отвернуться, как мы вылезали из дыр, прыгали со столбов и фигурно-зубчатых вершин забора. А там резвые ноги уносили нас. Не было ни одного матча, на который мне не удалось бы проникнуть. Нас лишали одних путей проникновения, мы с легкостью находили другие.
В обожаемой нами команде были, уверяю, бесподобные игроки: необычайно точный, хитроумный полузащитник Иван Бодренков, надежный укротитель самых горячих и техничных игроков противника защитник Новиков, взрывной центрфорвард Виктор Васильев, непредсказуемый крайний нападающий Капустин... Ах, вся команда была хороша! Мы знали тогда по фамилиям и в лицо все «Торпедо».
Наша команда побеждала дома всегда. Может быть, футбольные протоколы тех лет внесли бы какую-то поправку в мое утверждение, но это не изменило бы ничего: для нас они побеждали всегда (Зрелов Л.П. Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).
В 1957 г. в дни Всемирного фестиваля молодежи здесь проходили международные спортивные игры.
С 1959 года футбольная команда «Труд» Владимирского тракторного завода начала регулярное участие в группе «Б» чемпионата СССР, потом команда называлась «Трактор», «Мотор», а нынешнее название «Торпедо» обрела в 1973 году.
В этом виде «Торпедо» прослужило два десятка лет, вплоть до красного дня советского календаря - 22 апреля 1978 г., ставшего черным для владимирского спорта. За один день коммунистического субботника стадион был полностью разрушен. Расчет был до наивного прост. Приближалась московская Олимпиада, и в городе понадеялись на поддержку Госкомспорта в строительстве новой арены - ведь первоначально здесь планировалось проведение тренировок олимпийцев. Московские деньги до Владимира не дошли и строительство попросту заморозили. На некоторое время «Торпедо» ушло в небытие. Тут ещё и команду мастеров «Торпедо» на два года отлучили от чемпионата СССР.
И все же выход из тупика был найден. Тогдашний генеральный директор тракторного завода А. Гришин сумел включить реконструкцию арены в план министерства автомобильного, автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Первоначальные замыслы включали в себя электроподогрев поля, козырек над трибунами и многое другое, что по тем временам являлось суперсовременным, а сейчас становится обыденным. Увы, но денег тогда не хватило, и от «крутых наворотов» пришлось отказаться - не до жиру было.
В своем нынешнем обличии «Торпедо» предстало перед владимирцами на стыке лета-осени 1988 г., да и то на День города и пару календарных встреч.
Регулярная же эксплуатация началась в мае 1991 г. К этому моменту было установлено венгерское электротабло, четырехмачтовое освещение позволяло проводить соревнования до самого позднего вечера, искусственное покрытие легло на беговые дорожки. Вернулся на трибуны болельщик: сезонная посещаемость футбольных игр сезона 1991 г. зашкаливала за десять тысяч. В те дни никто не думал, что всего через пару-тройку лет на стадион придется возвращать строителей. Сначала заглохло табло, легкоатлетический манеж и другие подтрибунные помещения постоянно заливало водой, их главными атрибутами становились ведра и тазы. Под угрозой разрушения оказалась Западная трибуна, ее особо опасная часть закрылась для болельщиков и на время проведения спортивно-зрелищных мероприятий оцеплялась милицией.
В 90-е годы в подтрибунных помещениях заработали коммерческий ресторан, казино, сауна и т.п.
Впрочем, тяжёлые времена удалось пережить. Правда, для того, чтобы привести арену в порядок команде пришлось перебраться на менее вместительный стадион «Лыбедь». Была восстановлена западная трибуна, были приведены в надлежащий вид подтрибунные помещения. В распоряжении команд просторные раздевалки. Смонтировано и функционирует электронное табло нового поколения. Работает электрическое освещение главной арены. Установлены пластиковые сидения по всему стадиону.

Новый виток больших ожиданий начался в 2004 году. До этого команда «Торпедо» Владимир обычно играла в середнячках второй лиги (потом второго дивизиона). Но были и годы успехов: в начале 90-х команда, отчасти в связи с распадом чемпионата СССР, вышла в первый дивизион. 27 сентября 1991 года зафиксирован рекорд посещаемости: в чемпионате СССР по футболу, вторая лига, на матче «Торпедо» Владимир — «Асмарал» Москва насчитали 20 000 зрителей.
В «Торпедо» встряхнулось были приглашены сильнейшие игроки, разъехавшиеся в прежние годы по более перспективным командам. И вскоре была одержана победа в зоне «Запад» второго дивизиона. Поначалу на участие в первом дивизионе у «Торпедо» - государственного футбольного клуба Владимирской области - не хватило средств.
Но уже решено было готовить стадион к высоким требованиям первого дивизиона. За несколько лет были постепенно заменены деревянные скамейки на пластиковые сиденья, обновлено табло, сделано одно из лучших в стране покрытий беговых дорожек, новый газон и система его дренажа, освещение, позволяющее вести телетрансляции. В 2007 года заказан проект козырьков над трибунами, пока так и не осуществленный. Для того, чтобы соответствовать стандартам, пришлось создать и малую спортивную арену с двумя искусственными полями, одно из них с подогревом.
Опять вернулись высокие мечты о тренировках сборных России на стадионе «Торпедо», хотя бы легкоатлетических. Но если присмотреться — вы не увидите в легкоатлетическом комплексе стадиона сектора для метания. Под него просто не осталось места. За пределами чаши стадиона все свободное пространство заняли запасные футбольные поля. А с другой стороны стадион обступили частные коттеджи. Так что хорошо запущенные мячи с искусственного поля могут улететь за мощный каменный забор ближайшего особняка. А без сектора для метания даже полноценных соревнований высокого уровня по легкой атлетике провести не получится.
13 июля 2005 года: 1/16 финала Кубка России по футболу. «Торпедо» (Владимир) — ЦСКА — 1:1
6 августа 2008 года: 1/16 финала Кубка России по футболу. «Торпедо» (Владимир) — ЦСКА — 1:4
15 июля 2009 года: 1/16 финала Кубка России по футболу. «Торпедо» (Владимир) — «Зенит» (Санкт-Петербург) — 0:2
Буйства фанатов оборачивались вырыванием пластиковых сидений, поджогами и прочими прелестями большого футбола.
Много других именитых команд, которых во Владимире раньше мечтали увидеть, сыграли с владимирскими торпедовцами на стадионе «Торпедо» в сезоне 2011-2012 годов, когда «Торпедо» все-таки выступило в первом дивизионе (переименованном в первенство Футбольной национальной лиги). Со стадиона «Торпедо» велись даже телетрансляции по каналу «Россия-2» и другим.
Но, имея прекрасный современный стадион, в 2012-2013 году «Торпедо» (Владимир) отказалось от выступлений в первом дивизионе со ссылкой на нехватку спонсоров. С 2013 года снова «Торпедо» заявилось во второй дивизион. Болельщики снова ждут аншлага на главной арене «Торпедо».

Сейчас «Торпедо» - центральный и самый большой футбольный и легкоатлетический стадион Владимирской области, домашний стадион главной футбольной команды области «Торпедо» Владимир. Большая арена - собственно стадион «Торпедо» - является основной частью целого спортивного комплекса, в который входят также малая спортивная арена с двумя искусственными футбольными полями и дворец спорта (с 2012 года называется «Лидер»).


Стадион "Торпедо" в 60-70-е гг. XX в.



Стадион «Торпедо»

Фонтан у входа на стадион "Торпедо"

Стадион «Торпедо» и каменную лестницу к нему в конце 1940-х годов проектировал архитектор ленинградской школы Леонид Зотов. Очевидно, ему и принадлежит проект фонтана за парадным входом на стадион. Этот фонтан представлял собой круглый бассейн, в середине которого на постаменте стояла небольшая чаша.

В 1990-х годах облик фонтана поменялся, ему добавили футбольного колорита. И хотя "стадионный" фонтан и неказист, «важно не собственное «я» фонтана, а то, как он работает для окружающего пространства», - говорит почетный архитектор России Игорь Столетов. Фонтан у «Торпедо», по его мнению, в окружающее пространство вписывается вполне удачно.

ЦУМ «ВАЛЕНТИНА»

Адрес: ул. Дворянская, д. 10
Здание ЦУМа "Валентина" построено в 1962-м г. (архитектор В.Г. Аврутский).
ЦУМ "Валентина" в 2012-м г. отметил полувековой юбилей. В далеком 62-м г. подобных огромных магазинов во Владимире еще не было. В 2012-м г. коллектив универмага «Валентина» вошел в число организаций, внесенных на Доску Почета города Владимира.


Универмаг до реконструкции


Центральный Универмаг г. Владимира 70-е гг. XX в.

Вид со стороны Студёной Горы на ЦУМ «Валентина». 1960-е гг.

ЦУМ «Валентина»

Кафе "Телега"


Ул. Дворянская, д. 10а

По ул. Дворянская д. 10а располагаются:
Филиал "Ополье" ЗАО "Республиканский банк";
Владимирское представительство страхового общества "РЕСО - ГАРАНТИЯ";
кредитно-кассовый офис в г. Владимире "МДМ-Банк"; Владимирский филиал "Эталонбанка";
магазин эконом класса "Полтинник".
Пересечение улицы Дворянской с улицей Гоголя.
Дворянская улица от Куткина переулка (улица Гоголя) до Летнеперевозинской улицы (1899 г.).
Левая сторона: 7. Дом Бузиных, 5. Дом Бузиных, 3. Дом Бузиных, 1. Сад Жигалова.

«Присутственные места: Присутствие по воинской повинности, губернское и уездное, на Дворянской улице, в д. Бузина. Председатель статский советник Гавриил Васильевич Тюриков» (Владимирский календарь на 1877 год).
«Доктор М.Л. Юделевич принимает больных ежедневно от 10 до 12 ч. утра и от 4 до 6 ч. веч. по болезням: внутр. женских и моче-половым. Дворянская, д. Бузина, тел. 232» (газета «Старый владимирец», 31 марта 1917 г.).

В 1910 году заведения Коиля занимали в доме Бузина на Дворянской улице всего один «покой».
«Доктор М.Л. Юделевич возвратился. Прием по бол.: внутренним, женским и мочеполовым ежегодно от 10 до 1 ч. и от 5 до 8 ч. веч. Дворянская, д. Бузина, тел. 232» (газета «Владимирская жизнь», 1917 г.).

ВЛАДИМИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ


Владимирский областной академический театр драмы имени А.В. Луначарского
Улица Дворянская, д. 4

Архивные материалы сообщают, что в апреле-мае на имя главного архитектора города Владимира Александра Васильевича Столетова была выдана доверенность на заключение договора на проектные работы для Дома Советов, подлежащего постройке в городе Владимире.
Здание должно было быть очень крупным: строительный объём планировался, примерно, в 70 тыс. куб. м. Его необходимость значилась в одном из пунктов постановления Совета Народных Комиссаров СССР № 706 от 8.04.45 «О проведении работ по благоустройству г. Владимира и сохранению памятников архитектуры во Владимирской области»: «спроектировать и приступить к подготовительным работам по строительству Дома Советов». Тогда же был отведен участок для здания. Он находился на Большой Московской улице, западнее Золотых ворот, и включал ещё застроенную жилыми домами и культовыми зданиями обширную территорию от Козлова вала до места, где находится универмаг «Валентина». Сюда предполагалось перенести центр обновленного Владимира, оставив за площадью Свободы (Соборная площадь) роль подцентра. Золотые ворота, как памятник древней архитектуры, сохранялся и включался в ансамбль новом площади.
«Закончилось проектирование монументального здания Дома Советов во Владимире. Проект, составленный академиком архитектуры Г.П. Гольцем, находится на утверждении в Москве. Строительство Дома Советов начнется в будущем году у Золотых ворот. Перед зданием намечено создать большую центральную площадь. На подготовительные работы в нынешнем году ассигновано 300 тысяч рублей» (газета «Призыв», № 247, 14 декабря 1945 г.).
Эскизный проект Дома Советов и площади перед ним разработал действительный член Академии архитектуры СССР Георгий Павлович Гольц (6.03.1893-27.05.1946). В 1946 году этот проект был утверждён для дальнейшей разработки. Это была одна из последних крупных работ Гольца, который трагически погиб в мае 1946 года.


Фрагмент фасада здания горсовета (Из кн.: Быков В.Е. Георгий Гольц М. 1978)

Здания горсовета и облисполкома во Владимире. Проект. 1945 г. Главный фасад (Из кн.: Быков B.E. Георгий Гольц. М., 1978)

Георгий Павлович, по свидетельствам выдающихся архитекторов И. Жолтовского, А. Щусева и Н. Ладовского, был блестящим интерпретатором русского наследия в архитектуре этого времени. Поэтому доверие к его авторитету в формировании нового городского центра близ Золотых ворот, конечно, было вполне обоснованным.
Место центра было назначено вполне традиционно - на продолжении планировочного стержня Владимира сразу за Золотыми воротами по направлению к Студёной горе. С другой стороны, место площади закреплялось подходом к ней вновь проектируемой магистрали - проспекта Сталина (ныне Октябрьский проспект). Она трактовалась как парадная связь нового современного района Владимирского тракторною завода (ВТЗ) с новым городским центром. В составе этой магистрали проектировался мост через Лыбедский овраг, от которого проспект поднимался к северу на пока безымянную районную площадь с будущим районным Домом культуры ВТЗ, а в другую сторону от моста улица поднималась к доминантному центральному ансамблю у Золотых ворот. На всём протяжении проспекта предполагалось разместить прекрасные общественные здания, в первую очередь - новые учебные заведения города. Таким образом, центр города размещался не только на площади перед главными административными зданиями, но и простирался по новой магистрали к жилому посёлку ВТЗ. Такую концепцию предложил московский институт «Гипрогор» (автор - известный советский градостроитель A.И. Кузнецов), разрабатывавшим в это время первый послевоенный генеральный план г. Владимира. Генплан был всесторонне обсужден и утвержден в январе 1947 года.
Дом Советов, его архитектура, объём стали камертоном в формировании застройки новой магистрали. Дом Советов представлял собой ансамбль зданий горсовета и облисполкома, выходящий на трапециевидную площадь перед ним. Две другие стороны площади были заняты зданием бывшей женской гимназии (север) и Золотыми воротами (восток). Восточнее Золотых ворот предлагалась полукруглая аванплощадь, для чего предусматривался снос домов №№ 1, 2 по ул. III Интернационала. В 1947 году северное полукружие аванплощади должно было занять здание Владимирского облпотребсоюза. Архитектурно-планировочное задание на его проектирование получил в марте 1945 года архитектор А. Покровский. Этo должен был быть дом-фон для памятника XII века - Золотых ворот. Архитектурное оформление фасадов должно было быть повышенным и подчинено Золотым воротам, допустимы вертикальные членения фасадов по полукружию. Высотность — 3 этажа, с возможным переходом по ул. Первомайской на 4 этажа (по рельефу). Идея полукруглой аванплошади со сносом угловых домов существовала и в 1950 году, когда строительство административною здания облпотребсоюза на этой площадке не состоялось. Здесь планировали уже расположить по правую и левую стороны начала улицы III Интернационала жилые дома, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых было выдано 7 октября 1950 года начальником сектора планировки и застройки Владимира М.И. Красильниковым. «Площадь проектируется полуциркульная, двухцентровая. ... Застройка жилого дома у Козлова вала идёт от лицевой стороны торцевого фасада дома № 4 и выходит на Козлов вал сзади д. № 2, корпус по Козлову валу располагается параллельно валу. … Застройка по площади идет за домом № 1 на угол Педагогического института, до Первомайской улице до существующего углового жилого дома. Этажность застройки 4 этажа, по Первомайской улице по уклону возможно запроектировать 5 этажей, а по Козлову валу конец корпуса трёхэтажным. Улица III Интернационала должна быть подчеркнута по углам небольшими башнями. … Архитектура должна быть простой и спокойной с учетом строительства будущего Дома Советов и наличия Золотых ворот».


Здание облисполкома и горсовета в г. Владимире. 1945 г. Проект. Перспектива. (Из кн.: Третьяков Н.Н. Георгий Гольц. М., 1969)

Главный ансамбль центральной площади состоял то двух трапециевидных блоков с внутренними дворами соответствующих форм. К углу здания горсовета,- западного блока ансамбля, - была поставлена большая квадратная башня - высотная доминанта площади. Большее основание трапеции плана здания облисполкома было обращено к южной панораме города. Господствующее положение на площади подчёркивалось компактностью и симметричностью этого блока, углы которого фиксировались башенками. Главный вход был отмечен пятипролётной лоджией, увенчанной пятью крупными полукруглыми фронтонами. Монументальность и целостность главного фасада достигалась особым ритмом окон, единством угловых башен с основной стеной, которые только с уровня карниза, в ярусе кровель, пластически активно начинали «работать» и в плане, и в силуэте этого блока. Боковой и главный фасады здания облисполкома, обращенные к проезду вдоль сквера перед Козловым валом и к парку на южном склоне холма, обогащены ажурными застекленными эркерами в арочных нишах. Это делает фасады менее строгими, более соответствующими парковому окружению. Точно так же внимательно относился автор к деталировке четырёх угловых башен блока. Более живописны и интимны по деталировке восьмигранные башенки заднего, паркового фасада. Крупнее расчленены башенки, обращённые к площади, что делает их строже и монументальнее.
Архитектура здания горсовета представлена иначе. Этот блок также представлен в плане трапецией, но на площадь выходит ее большее основание. В углу состыковки обоих блоков ансамбля в уровне 2-го этажа была предусмотрена их внутренняя связь, а под нею - две арки проезда в парковую часть ансамбля, к бровке откоса. Фасад горсовета, выходящий на площадь, решался скромно, лаконично, но заканчивался упомянутой ранее башней-доминантой всего комплекса. Сложнее детализован фасад горсовета вдоль основной улицы по направлению к Студёной горе. Здесь задавал масштаб архитектуре уже ритм главной улицы города. Вход в здание горсовета предусматривался не с площади, и не с главной магистрали, а из сквера в самой западной части ансамбля, куда приводила улица Большие Ременники.
Умение Г.П. Гольца при создании центра древнерусского города Владимира опереться на традиции национальной русской архитектуры, по-новому прочесть её принципы, тектоническую основу и декоративные приёмы, помогло найти образ большого общественного здания, который был созвучен архитектурному облику города с его главными памятниками.
Дом Советов Г.П. Гольца был принят за ориентир при архитектурной разработке центра города и даже посёлка ВТЗ, в котором было рекомендовано при решении фасадов использовать мотивы владимиро-суздальской архитектуры.
В 1947 году началась переработка проекта Дома Советов на несколько меньший строительный объем: с 70 тыс. куб. м. до 60 тыс. куб. м. Это было поручено архитектурно-проектной мастерской при управлении главного архитектора города Владимира. Было составлено два варианта эскизного проекта новой площади и здания облисполкома, но в 1950 году работы были прекращены из-за отсутствия средств.
В 1957 году был поставлен вопрос об использовании для его строительства совсем другого проекта - повторного применения здания, выполненного для города Пензы. Крупный, массивный корпус знания требовал значительных деформаций естественного рельефа под свое основание.
Вскоре наступило время проектирования Генерального плана города на следующий расчетный срок. Он был разработан московским «Гипрогором» в 1959-60 годах, а в 1964 году рассмотрен (автор-архитектор Г.М. Слепых) и в 1965 году утверждён. Согласно ему, развитие городских территорий пошло в направлении Содышкинского водохранилища и за него. Общегородской центр гораздо определённее, чем раньше, получил развитие вдоль по Октябрьскому проспекту до пересечения с продолжением ул. Мира, а далее - по оси Лыбедского оврага, - на запад к Содышке…
Так возникли реальные предпосылки переноса главного здания области в северную часть Октябрьского проспекта, где оно находится сейчас (см. «ОблАдминистрация»).
«Место у Золотых ворот, ограниченное с одной стороны Летне-Перевозинской, а с другой - улицей Гоголя, напоминало хорошо укрепленный лагерь. Глухие заборы начисто скрывали чужую жизнь, рассредоточенную по нескольким ничем не примечательным домам из кирпича или дерева, а то сложенным из обоих материалов, когда на каменный первый этаж надстраивается деревянный. Внутридворовые постройки, включая и приземистые дома, почти не проглядывались с улицы. Единственные ворота, на Большую Московскую, массивные и высокие, были, казалось, вечно на засове. К воротам примыкала дверь (слишком основательная, крепкая, чтоб ее в соответствии с назначением, можно было назвать калиткой), тоже всегда аккуратно закрытая и оттого таинственная.
В этом, даже взору почти недоступном, маленьком поселении проживали в основном татары. Жизнь близлежащих улиц и даже домов как будто совершенно не касалась их. В подчеркнутой отчужденности, отколотости от прочего мира и они не выплескивали за пределы своего обиталища никаких страстей. Водовороты событий, обыкновенно всегда находящих какую-нибудь щель, чтобы вылиться, прорваться наружу, стать предметом пересудов, рождались и умирали внутри. Как сами люди. Жители загадочного поселения почти в центре города казались все на одно лицо - со стертыми, не запоминающимися чертами. Вероятно, они сами того хотели в своей добровольной, миролюбивой изоляции.
Со стороны Гоголя ближе всего к их территории подступал каретник, под знаком нового времени переродившийся в сараи. А прелестный, несмотря на зрелые годы, двухэтажный деревянный особняк - плод щедрой фантазии местного архитектора - как бы выступал вперед, поскольку располагался почти на извиве улицы. Во дворе был фонтан, впрочем, давным-давно заглохший. Перламутрово блестящее каменное кольцо охватывало растрескавшуюся впадину. Можно было спокойно влететь во двор, взобраться на полуразрушенную чашу бывшего фонтана и скульптурно изобразить отдающего честь пионера. Между тем, из дома незаметно появлялась девочка и, подобрав волнистую юбку, усаживалась на каменное кольцо…
Пожалуй, первый удар бульдозеров пришелся по каменному кольцу. И сверкающие гигантские ножи с ходу зацепили бывший каретник. В татарском поселении засияла огромная брешь, но, как по волшебству, теми же днями снова поднялся высокий глухой забор. Так он и отступал под натиском ревущих механических разбойников. А от дома-терема не осталось уже ничего...
Стройка зарывалась в землю, показывая наружу одни белые ребра благородного камня, да внезапно оборвалась. Политический флюгер на Кремлевском Олимпе отметил перемену ветра. Строительство провинциального Дома Советов было напрочь свернуто. Заброшенные катакомбы заплывали помойками, зарастали свалками и стали местом обиталища крыс.
Одну из подземных галерей, расчистив со старшеклассниками, находчивый военрук первой школы Поспелов приспособил под тир, и наш пионер вместе с другими ребятами класса хаживал туда пострелять в охотку из мелкокалиберной винтовки.
В школе военрук, бывало, потешал мальчишек, моментально, вместе с кожей, спуская на нос свою седую гриву. Никаким фокусом тут и не пахло, просто после фронтовой контузии кожа у него на голове отстала от черепа, и он мог вытворять с ней все что угодно. А в подземном тире никаких послаблений не давалось, здесь царила армейская дисциплина.
Почти все посланные из «положения лежа» пули «увязали» в черном «яблочке» мишени. Наш пионер вдоволь настрелялся в детстве. Есть упоение в меткости! Хотя вообще-то его меткость была чисто физической, а так он отличался некоторым безрассудством, умом жил лишь в учебе, в свободное от занятий время - все больше сердцем, невозможно ошибался, бывал задирист и все же по-собачьи привязчив и предан, а в конце концов преуспевал в своем бескорыстном стремлении.
...Когда же, спустя несколько лет, все кончилось, только было начавшись и посулив неслыханное на белом свете счастье, тогда на место былых тайных разговоров одними глазами быстренько прибыли те же «механические бандиты» и замерли в стороне. Проезжая дорога была предусмотрительно забрана в заградительные барьеры и уже усыпана срезанными, траурно горбящимися сучьями. А в небо уходили толстые вертикальные столбы – все, что осталось от милых старых тополей. Сильно наносило снежим вяжущим духом горечи. Где-то далеко-далеко, скорее всего в его душе, печально наигрывал оркестр. Взревели бульдозеры, развернулись ребристыми рылами к тополиным стволам и, сладострастно трясясь, завалили их. Так площадь перед новым зданием театра была окончательно расчищена. Медленное скучное строительство на месте былых катакомб наконец завершилось. Исчезли и остатки татарского поселения, и еще половина улицы.
Что ж, наверно, такая игра стоила свеч. Каменное, все беловоздушное здание театра полюбилось. Белый гребень молодых берез раздвигался, когда «отставной» пионер сбоку, со стороны своего дома (дом Ксендза), приближался к театру. Невостребованное, но уже и не принадлежащее ему сердце впитывало играемые страсти, как пересохшая земля впитывает воду.
Май выдался сухим и горячим. Он поливал палисадник, кусты любимой сирени, когда подошли артисты из гастролировавшего в городе костромского театра, попросили нарвать им букет. В тот вечер они ставили драму Чехова «Три сестры» и хотели бы после спектакля вознаградить ведущую актрису душистыми прелестными цветами.
«Отставной» пионер с охотой внял их просьбе, гнул граблями упругие стволики высокой сирени и ломал полновесные ветви прямо в руки бедных актеров, предвкушая впереди чудесное продолжение вечера.
...В последнем действии актриса выходит незадолго до конца. Она красива и искусна. Молчит, слушает со всеми музыку. Видит в полумраке зала «отставного» пионера, вон он - крайний в шестом ряду. Любимая роль вошла в привычку, и можно смотреть куда душе угодно. До начала спектакля она пробегала двором, где он гнул сирень, перебросилась веселым словом с ловящими ветви актерами, и теперь ей не надо прятать грусть.
«- Наш сад как проходной двор, через него и ходят, и ездят. Няня, дай этим музыкантам что-нибудь».
Она догадывается, что очень скоро ей самой подарят букет сирени из палисадника в проходном дворе. Хозяин сирени готов встать и уйти с последней ее фразой, чтобы не видеть, как понесут букет. Вот уже запахло в зале нежно-терпким женским запахом сирени.
«- Да, теперь можно по домам. Пора».
Нет, еще рано. Сейчас она испугается в который раз в одном и том же месте. Еще пройдут минуты, заиграет музыка. Да...» (Зрелов Л.П. Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).
Областной театр драмы им. А.В. Луначарского построен в 1971 году. За проектирование и строительство театра группе московских архитекторов: Н. Шебалиной, И. Былинкину, Г. Горлышкову, В. Давиденко и владимирским строителям была присуждена Государственная премия РСФСР.

Театральная площадь

Перед театром, рядом с церковью Троицы-Живоначальной располагается Театральная площадь.


Театральная площадь и улица Дворянская. 1980 г.


Театральная площадь


Цветочная композиция «Елочка» на театральной площади

Флористическая скульптура - контрабас

Вертикальную клумбу в форме контрабаса на Театральной площади изготовили умельцы муниципального «Центра управления городскими дорогами», а украсили цветами дизайнеры предприятия «Благоустройство», отвечающего за зеленое оформление города.
Всего в контрабас высадили 400 петуний и колеусов.
Все работы были проведены в счет муниципального задания.


Световая инсталляция - контрабас

На театральной площади, 2013 год

ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ-ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ

Адрес: ул. Дворянская, д. 2


Справа - жилой двухэтажный дом (дом Бузиных), слева женская гимназия.

Дворянская улица. 1909-1913 гг.
Справа сад (сад Жигалова) за забором на углу Дворянской и Летнеперевозинской улиц, до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви Троицы-Живоначальной. Рядом дом, который принадлежал в нач. ХХ века Жаровой, в 1905-1913 гг. сдавался в аренду фотографу В.В. Иодко.


Дворянская улица. 1909-1913 гг.
Слева: угол Летнеперевозинской улицы с деревянным домом и садом, огороженными забором (до строительства в 1913 г. на этом месте старообрядческой церкви); перед забором рекламная тумба - цилиндрическая, на восьмиугольном цоколе; далее каменный двухэтажный дом и другая застройка (не сохр.). Справа: женская гимназия с двумя навесами у входов (1870, архит. Н.А. Артлебен; с западной пристройкой по проекту 1902; виден боковой восточный фасад).

Почти впритык к красной старообрядческой церкви, с западной стороны стоит двухэтажный каменный дом. Его снесли в 1960-х гг.
Фото Николая Атабекова

Троицкая старообрядческая церковь построена во Владимире 1913-1916 гг. по проекту архитектора Жарова Сергея Матвеевича на средства купцов-старообрядцев и является последней культовой постройкой в дореволюционном Владимире и одним из последних в стране.
Здание выполнено из красного кирпича в псевдорусском стиле. Сооруженная так называемой «крестовой кладкой», с высокой главой и колокольней, церковь является образцом новой строительной техники того периода, сочетая в себе элементы различных архитектурных стилей. Владимирцы называют ее «Красная церковь».
По рассказам старожилов, в ней был красивый, резной, из черного дуба иконостас иконами, написанными по древним образцам ХVI-ХVII вв. Храм имеет прекрасные акустические свойства, позволяющие и сегодня устраивать в нем выступления хоровых коллективов.
Службы в храме продолжались до 1928 г. В 1960-е гг. храм предполагалось снести и тем расширить сложившуюся площадь, но стараниями общественности и при активном участии писателя В. А. Солоухина церковь сохранили.
В 1971 году новый драмтеатр во Владимире был построен, а Троицкая церковь вошла в состав музея-заповедника.
В 1971-1973 гг. храм был реставрирован. В мае 1974 г. под его сводами разместились экспозиции Владимиро-Суздальского музея « «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка». В цокольном помещении с 1994 г. работает художественный салон.


В 1904 г. участок земли г. Аляевой, находящийся на Большой улице за Красной церковью с домом и надворными постройками, шириною 20 сажень и длиною – 36 сажень (720 кв. сажень), ценою в 15000 рублей.
Участок земли г-жи Касацкой, находящийся на Большой улице за Красной церковью с деревянным домом, мерою 456 кв. сажени, ценою в 12000 рублей; рядом с этим участком другой ее же участок с двухэтажным каменным домом, приблизительно такой же меры, тоже в 12000 рублей.


Улица Летнеперевозинская

Пересечение улицы Дворянской и улицы Летнеперевозинская.

Далее начинается улица Большая Московская.
Дворянская улица от Студеной горы до Ременников (1899 г.).
Правая сторона: 36. Мальцевское ремесленное училище, 34. Мальцевское ремесленное училище, 32. Дом Соловьевой, 30. Дом Белоглазова, 28. Дом Белоглазова, 26. Дом Симонова, 24. Дом Симонова, 22. Оранжерея Эльрама, 20. Дом Лютеранской церкви, 18. Лютеранская церковь.

ЗЕМСКОЕ РЕМЕСЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ имени И.С. МАЛЬЦЕВА



Здание Владимирского Авиамеханического колледжа

Адрес: ул. Дворянская, д. 27

В 1885 г. было построено здание ремесленного училища И.С. Мальцова в псевдорусском стиле на средства И.С. Мальцева. Училище строилось под руководством московского архитектора Д.Н. Чичагова по проекту владимирского гражданского инженера А. Максимова, проект которого занял первое место из 43 представленных на конкурсе проектов Санкт-Петербургского общества архитекторов. Оборудование для училища изготовили московские мастера по чертежам и рисункам К.Д. Советкина, бывшего инспектора мастерских Московского императорского технического училища.
См. Земское ремесленное училище имени И.С. Мальцева.


Ул. Дворянская, д. 27а
"Владимирский институт бизнеса"

ЛЮТЕРАНСКАЯ КИРХА


Дворянская улица. 1909-1912 гг.
Вид с запада, на Золотые ворота. Каменная и деревянная застройка (почти не сохр.), за забором пышные деревья.
Слева: сад Эльрама, деревянный одноэтажный дом лютеранской кирхи и высокое, с коническим острым верхом здание кирхи (1884, архит. М.П. Кнопф, снес. 1954); деревянный одноэтажный дом Васильева, каменный двухэтажный дом Тарасова (единственный сохранившийся на этой стороне). Ближе к Золотым воротам - женская гимназия (1870, архит. Н.А. Артлебен, с пристройкой по проекту 1902 г.), несколько силуэтов церковных шпилей. В центре, мелким планом, Золотые ворота XII в. Справа: за забором сад Бажанова, деревянные дома; напротив гимназии еще нет старообрядческой церкви (строительство начато в 1913 г.). По обеим сторонам улицы столбики ограждения, дощатые мостки через канавку, слева телеграфно-телефонные столбы (1887), справа электрические столбы (1909), посредине электрические фонари (1909). На переднем плане булыжная мостовая перед подъемом Студеной горы.


Лютеранская кирха

РО ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА г. ВладимираВ 1859 г. общество христиан лютеранского вероисповедания обратилось с просьбой к губернатору города об открытии во Владимире своей церкви.
В 1861 г. общество лютеран купило у наследников Петровых деревянный дом и приспособило его под кирху.
В 1884 г. деревянную кирху разобрали и на ее месте выстроили каменную.
В 1928 г. по распоряжению советской власти кирха закрыта, помещение передано Союзу печатников «для культурных целей».
В нач. 30-х гг. ХХ в. кирха была снесена. Вместо небольших домов на правой стороне выросли в 1958 г. многоэтажные жилые дома.


Здание на месте Лютеранской кирхи. В здании располагаются: ОАО АКБ "Пробизнесбанк"; Саровбизнесбанк; завод пластиковых и алюминиевых конструкций "Профит"; кредитно-кассовый офис "Форус банк" в г. Владимире; м-н ткани "Иванта"; Компания «Чистый плюс»; ООО "ФИНАМ-Владимир".


Улица Большие Ременники

Между домами 15 и 13 Дворянской улицы начинается улица Большие Ременники.
История улицы насчитывает более семи веков.
См. Улица Ременники.
Дворянская улица от Ременников до Золотых ворот (1899 г.).
Правая сторона: 16. Дом Васильева, 14. Дом Тарасова, 12. Дом Голубевой, 10. Дом Федоровской, 8. Дом Куроедовой (В этом доме в 1915 г. жил Владимирский вице-губернатор камергер Высочайшего Двора, действительный статский советник Николай Васильевич Ненароков.), 6. Дом Куроедовой, 4. Дом Никитина, 2. Женская гимназия.


Объявление 1909 года

Ул. Дворянская, д. 13. На месте дома Васильева


Дом 13 по улице Дворянская примечателен тем, что имеет крышу с наклоном внутрь дома во двор, а не наружу как у обычных домов.

ДОМ ТАРАСОВА

Адрес: ул. Дворянская, д. 11
Каменный двухэтажный дом Тарасова - единственный сохранившийся на этой стороне Дворянской улице.


Вид дома 11 по ул. Дворянской до революции 1917 г.

Улица Дворянская, д. 11

Салон «Цветочки». Фото 2013-го года.

Салон «Цветочки». Фото 2015-го года.


Улица Дворянская, д. 5


ул. Дворянская, д. 3


Скульптурная группа Стихия-94

Скульптурная группа «Стихия-94» расположена в городе Владимире на Октябрьском проспекте, в месте, где проспект примыкает к Дворянской улице, буквально в ста метрах от Золотых ворот. Эта декоративная скульптурная группа была открыта во Владимире в 1994 г. Ее автором является известный скульптор Юрий Григорьевич Колов.


Первое здание Дома пионеров находилось в центре Владимира слева от школы №1.

ЗЕМСКАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ


Школа № 1. Вид с южной стороны.

Школа № 1. Центральная часть фасада

Школа № 1. ул. Дворянская, д. 1

Здание построено в 1870 г. на средства купца П. Ильина в стиле позднего классицизма. Дворянство выкупило его у купца Ильина.



Владимирская женская гимназия

Женская земская гимназия была открыта в 1870 г. по инициативе губ. земства и содержавшаяся на его средства.
См. Земская женская гимназия.
Эвакогоспиталь (ЭГ) №1887 (п/я 78) был развёрнут в городе 24 июня 1941 года и занимал несколько зданий: среднюю школу № 1 (ныне - ул. Дворянская, 1), здание пединститута (ныне - ул. Никитская, 1), часть здания Дома Красной армии (ныне - ул. Никитская, 3), среднюю школу 2 (ныне - ул. Никитская, 4а).

ИСТОРИЯ города Владимира

Улица Студеная Гора
Улица Никитская.
Улица Большая Московская. Левая сторона
Храмы города Владимира.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 3437 | Теги: Владимир, улицы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика