Церковь Казанской иконы Божией Матери города Владимира
Казанская церковь
В XVII в. в Ямской слободе, располагавшейся за Золотыми воротами, были деревянная Казанская и Петропавловская (на Мещанской улице, современная ул. Дзержинского) церкви. Главный престол Казанской церкви был другого имени. В патриарших окладных книгах 136 (1628) г. значится «церковь все святые на посаде в Ямской слободе». Очевидно, переименование престола в церкви Ямской слободы произошло после 1628 г., но не раньше 1648 г., потому что только в этом году царь Алексей Михайлович повелел праздновать Казанской иконе Божией Матери во всем царстве Русском.
В 1640 г. была построена вновь теплая церковь и освящена во имя Симеона Столпника. В 1687 г. в Ямской слободе настоящая церковь уже во имя «Пречистыя Богородицы Казанская» и при ней другая теплая церковь. В 1694 г. была выстроена новая деревянная церковь и освящена также в честь Казанской иконы Богоматери. К этой церкви в 1695 г. была пристроена другая деревянная теплая церковь во имя Симеона столпника. Две эти деревянные церкви существовали до 1778 г. В 1778 г. сгорела почти вся Ямская слобода, в том числе Петропавловская и Казанская церковь. Ямская слобода была перенесена подальше от города. На новом месте на средства прихожан в 1778 г. была построена новая каменная Казанская церковь с колокольней, освящена в 1782 г.
Вокзал - загородная дубовая роща
Местом прогулок для жителей города служил вокзал. Так называлась загородная дубовая роща. Располагалась она недалеко от Ямской слободы, примерно в районе улицы Чайковского. Название «вокзал» пришло в Россию из Англии. В 1661 году леди Джейн Вокс построила в своей усадьбе в предместье Лондона павильон, куда по вечерам съезжалась светская молодежь. Слушали музыку, гуляли по обширному парку, под звуки духового оркестра, смотрели на праздничный фейерверк. Вскоре по всей Англии, а потом в Западной Европе и в России возникли «залы госпожи Вокс», «Воксхоллы», или «вокзалы». Так стали называть не только павильоны, но и парки, рощи, в которых они располагались. Когда именно был построен увеселительный павильон, или вокзал, в дубовой роще близ Ямской слободы, установить трудно. Впервые о нем написал в своих записках владимирский гражданский губернатор И.М. Долгоруков, исполнявший эту должность с 1802 по 1812 год. Из его «Записок» мы и узнали, что в вокзале в праздничные дни происходили торжественные обеды. В гостиной комнате на длинном столе водружался торт из миндаля в виде башни. И если эта башня была высокой,- значит, гостей на пикник пригласили много. Но к башне из миндаля допускались не все желающие. Пикники устраивали дворяне. У них были для этого средства и время. Ямщики из близлежащей слободы на забавы и увеселения богатых людей смотрели лишь издалека, хотя и они любили в праздник погулять по Вокзальной роще. Но эта любовь не мешала им рубить дубы в роще для хозяйственных нужд. В южной окраине дубравы появилась со временем обширная вырубка, которую стали называть «Большой поляной». Теперь на этом месте сквер в начале улицы Чайковского. Роща вырубалась, из года в год становилась все меньше и меньше. На плане города 1839 года площадь дубравы равнялась 35 гектарам, а в 1905 году осталось только 20 гектара.
В 1866 г. церковным старостой выбран крестьянин Сергей Манов. 30 августа 1866 года во Владимире был пущен городской водопровод, который проектировался и строился девять лет. 31 августа 1866 г. Военный полевой суд над разбойниками, совершавших в конце 1865 года убийства и грабежи во Владимирской губернии. 7 октября в 8 час. утра над 5 преступниками, приговоренными к смертной казни через расстрел, был исполнен приговор за городом близ Вокзальной рощи при многочисленном стечении народа.
«Лошади здесь с каждым годом ухудшаются, прежние дворянские рысаки исчезли; рысистые бега, расположенные овалом у вокзальной рощи, упразднены, и самый ипподром снесен, остатки породистых коней перешли к извозчикам» (Субботин А.П., 1877).
В начале первой мировой войны Вокзальная роща вошла в состав территориального военного ведомства. Здесь разместились армейские подразделения, уничтожившие большую ее часть, а когда они ушли, оставшиеся красавцы дубы высохли на корню, и их вырубили крестьяне окрестных селений. ««Вокзальной» она называется потому, что на месте ее, по первоначальному плану, проектировался вокзал Нижегородской ж.д. Местонахождение ее – несколько шагов от военных городков,- их она, главным образом, и обслуживала, а также и западную половину города. Во время военных действий она сожжена выпущенными пробными газами и в настоящее время от нее остались лишь обгорелые пни, один столетний дуб (в черте старого военного городка) и редкий орешник в Ямской слободе. Жутко и досадно становится, когда смотришь на рощу и вспоминаешь ее прежний вид. Бывало, в ней весной к вашим услугам и ландыши и всевозможные цветы, летом – ягоды, грибы; птички резвятся, белки прыгают, дятел стучит…» («Призыв», 26 апреля 1925).
Казанский храм представлял собой двусветный четверик, завершенный декоративным пятиглавием, с трапезной и колокольней в стиле классицизма. 22 апреля 1866 г. в Ямской слободе разрешено распространить церковь на церковную кошельковую и жертвуемую прихожанами сумму. 22 октября 1867 г. освящен новоустроенный придельный храм во Владимирской Ямской слободе в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1869 г. теплая церковь ремонтировалась. Храм имел 3 престола: в "холодной" - в честь иконы Божией Матери, именуемой Казанской, в "теплой" - во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (по правую, южную сторону) и во имя Св. Николая Чудотворца (по левую, северную сторону). Особым почитанием в храме пользовалась древняя икона Казанской Богоматери (может быть, это – та икона, которая упоминается в описи 1682 г.; она сохранилась невредимой после пожара 1778). Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание его составляли: доходы от служб и требоисправлений, проценты с капитала 2552 р., завещанного разными лицами на вечное поминовение, и арендная плата за церковную землю – всего более 600 р. в год. Земли при церкви усадебной 720 кв. с., пахотной и сенокосной 40 дес. 1401 саж… Причт жил в собственных домах; дом священника на общественной земле, а псаломщика – на церковной. В приходе по клировым ведомостям в 1897 г. числилось в гор. Владимире 29 душ муж. пола и 42 жен. пола, в Ямской слободе 507 душ муж. пола и 526 жен. пола, в деревне Семязино 96 душ муж. пола и 101 душ жен. пола, временно состоящих в приходе – 30 душ муж. пола и 28 душ жен. пола, а всего 642 душ муж. пола и 701 жен. пола. все православные».
В 1838 г. в храме венчался А.И. Герцен с Н.А. Захарьиной. Венчание предстояло за городом, в слободской церквушке. Ведь нужно было избегать широкой огласки. Но препятствия подстерегали молодых на каждом шагу. Куда-то исчез священник. Найти его помог посочувствовавший жениху офицер расквартированного во Владимире уланского полка. «... Я встретил моего улана: он вез на коленях священника Представьте себе пестрого разнаряженного офицера на маленьких дрожках с дородным попом... эта Н.А. Герцен. С акварели 1848 года сцена могла обратить внимание не только улицы, идущей от владимирских Золотых ворот, но и парижских бульваров...» («Былое и думы», ч. III). Архиерей, заранее пообещавший Герцену выдать разрешение на брак, дипломатично уехал из города; его послушник объявил, что архиерея «до ночи не будет». А между тем шел уже восьмой час вечера; после десяти часов вечера венчание не разрешалось Пошли к духовнику архиерея. «Монах пил чай с ромом и был в самом благодушном настроении». Поэтому он и помог Герцену, уговорил священника обвенчать «подозрительных». В коляске молодые направились в пригородное село (ныне это проспект Ленина. До недавнего времени находилось здесь и здание бывшей церкви, ныне разобранное). «... Когда мы выезжали из Золотых ворот вдвоем, без чужих, солнце, до тех пор закрытое облаками, ослепительно осветило нас последними ярко-красными лучами, да так торжественно и радостно, чао мы сказали в одно слово: «Вот наши провожатые!». Я помню ее улыбку при этих словах и пожатие руки», - вспоминал Герцен.
В 1865 г. награжден набедренниками священник Владимирской Ямской слободы Василий Успенский, 31 марта, за весьма хорошее поведение и ревностное исполнение своей должности. 9 апреля 1870 г. определен безместный причетник Иван Сретенский во Владимирскую Ямскую слободу, до реформы, с тем, чтобы благочинный имел за ним особый надзор.
В 1876 г. д. Семязино приписана к Казанской церкви Ямской слободы.
Протоиерей Василий Тимофеевич Преферансов
Протоиерей Ямской Казанской гор. Владимира церкви Василий Преферансов, 20 мая 1911 г., по прошению уволен заштат. Священник села Загорья, Переслав. у., Михаил Флоринский, перемещен 20 мая к Ямской Казанской гор. Владимира церкви.
10 августа 1912 года после продолжительной и тяжкой болезни тихо скончался на семидесятом году своей жизни заштатный о. протоиерей Ямской Казанской церкви, Василий Тимофеевич Преферансов. О. протоиерей родился в Дощато-железницком заводе, Меленковского уезда, Владимирской губернии, в 1842 году в семье местного священника. Окончил образование во Владимирской духовной семинарии в 1862 г. До принятия священного сана о. протоиерей несколько лет трудился на поприще народного образования в качестве учителя и законоучителя в Иоакиманском народном училище, Муромского уезда, где за свою похвальную деятельность дважды удостоен был особой признательности со стороны местного уездного училищного совета. В 1870 г. был рукоположен во священника к Покровской села Груздена, Вязниковского уезда, церкви, а в следующем году Высокопреосвященным Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, был переведен к Казанской церкви Ямской слободы при г. Владимире. Здесь при Казанской церкви о. протоиерей служил бессменно в течение 40 лет. Помимо своих прямых пастырских обязанностей о. протоиерей немало потрудился, как в деле народного образования, так и в разных назначениях Епархиальной службы. Он состоял законоучителем в Ямском начальном училище в течение всей сорокалетней пастырской службы, одновременно законоучительствовал сначала в городском начальном пушкинском училище, а позднее в первом приходском городском училище. По выбору духовенства в 1886 г. состоял членом Правления Владимирского мужского духовного училища. В течение 20-ти лет состоял членом Ревизионного Комитета по Владимирскому мужскому духовному училищу. В течение 10 лет состоял членом Правления Владимирской Епархиальной Эмеритальной кассы. Такая разносторонняя и полезная деятельность о. протоиерея была достаточно оценена Епархиальным Начальством. О. протоиерей имел следующие награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, орден св. Анны 3-й степени, и в 1910 году возведен в сан протоиерея. В 1911 г. 20 мая по болезненному состоянию уволен за штат. Как гражданин и член общества, о. протоиерей упрочил за собой славу человека четного, воздержанного, благожелательного и обходительного, и до последних дней своих трудолюбивого и деятельного. Все, кто близко стояли к почившему о. протоиерею, имеют, конечно, многочисленные доказательства и опыты этих драгоценных качеств общественных. Но особенно драгоценны и поучительны в нем те качества его и подвиги, кои украшают его, как пастыря и сына церкви Христовой. Глубокая христианская вера и непоколебимое внутреннее благочестие, нелицемерно послушание уставам церковным, благоговейное и неленостное предстояние перед престолом Господним и молитвенное самоуглубление в ежедневных почти священнодействиях, вот то обычное настроение, в котором пребывал дух о. протоиерея. Болел о. протоиерей 1 ½ года. Сердечные и желудочные болезни окончательно подорвали и без того слабый его организм. Чувствуя в себе физическую усталость и упадок сил, за несколько недель до смерти он поехал к замужней дочери своей (жене врача) в город Судогду, где и надеялся пожить и отдохнуть на свежем воздухе. Однако не долго пришлось пожить здесь ему; злой недуг все более и более ослаблял его и окончательно уложил в постель. За время болезни о. протоиерей часто исповедался и приобщался св. Тайн Христовых. Ясность сознания не оставляли его до последней минуты. Мирно, по христиански он скончался на руках одной из его дочерей. с благословения Архиепископа Николая и разрешения г. Владимирского губернатора, тело о. протоиерея было перевезено родственниками из Судогды в г. Владимир в церковь Казанской Божией Матери. С разрешения Владыки, от живого моста тело, поставленное на катафалк, было везено городом Владимиром с крестным ходом и при колокольном звоне. Ко времени привоза тела к живому мосту из Казанской Ямской церкви прибыл крестный ход, в коем участвовало четыре священника. По пути следования крестного хода против каждой градской церкви служились панихиды по усопшему. В 6 часов вечера печальная процессия прибыла в церковь Казанской Божией Матери и тотчас же начата была заупокойная всенощная. На следующий день 14 августа после заупокойной литургии, совершенной соборне во главе с маститым о. протоиереем гор. Владимира Александром Остроумовым, было совершено отпевание тела о. протоиерея. Пел хор Архиерейских певчих. Перед началом отпевания священником Казанской церкви о. Михаилом Флоринским было произнесено прочувствованное слово в память почивших. Перед 6-й песнию погребального канона также было произнесено слово зятем усопшего о. протоиерея, священником села Дубасова, Судогодского уезда, Феодором Неаполитанским. Тело почившего о. протоиерея погребено в ограде Казанской церкви вместе с близкими родственниками. Разделить горе осиротевшей семьи (осталась вдова с двумя неустроенными дочерьми) собрались родственники и знаемые усопшего. Искренно оплакали постигшее семью горе и отдали последний долг незабвенному о. протоиерею. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 1-й. 5 января 1913 года).
В 1915 г. священником Казанской церкви Михаилом Флоринским просвещен св. крещением мещанин гор. Подольска, Московской губернии, ефрейтор 2 роты 82 пехотного запасного батальона в гор. Владимире (по мобилизации 1914) Мендель Маскин, 33 лет, иудейского исповедания, с наречением имени Михаил.
Трехдневное молебствие о даровании победы русскому воинству над врагами (14, 15 и 16 августа 1915 года) в Ямской Слободе
В тяжелые дни нынешней кровопролитнейшей войны, когда немцы быстро стали забирать города: Варшаву, Ковно, Новогеоргиевск и др., причт и прихожане Ямской Казанской г. Владимира церкви пожелали усилить свои молитвы к Господу Богу о даровании победы русскому воинству над врагами. Решено было устроить трехдневное молебствие, с принесением в Ямскую Слободу вторично св. иконы Царицы Небесной «Боголюбивой» (первый раз принята была эта икона 2-3 июня с.), а после молебствия - послать телеграмму на имя Верховного Главнокомандующего. По этому поводу местным священником было подано прошение Высокопреосвященнейшему Архиепископу Алексию, на каковом Высокопреосвященнейший Архипастырь благоизволил положить резолюцию: «Бог благословит доброе намерение». С благословения Архипастыря и началось желаемое молебствие. 13-го августа пред всенощным бдением с крестным ходом была встречена «Боголюбивая» икона Богоматери, сопровождаемая о. иеромонахом Боголюбова монастыря. 14, 15 и 16-го числа во время служб церковных св. икона Царицы Небесной находилась в храме, а после служб была носима по дворам Слободы, где о. иеромонах совершал водосвятные молебны с чтением акафиста. В день Успения Богоматери, после литургии, был совершен крестный ход и на площади пред храмом — молебен о даровании победы русскому воинству над врагами, а 16-го был совершен крестный ход вокруг всей Ямской Слободы. Религиозно-душевное настроение прихожан и массы богомольцев, пришедших из окрестных селений и г. Владимира, было приподнято. Видны были слезы, слышны скорбные-покаянные вздохи. После провода св. иконы Царицы Небесной «Боголюбивой», был составлен следующий текст телеграммы на имя Верховного Главнокомандующего, каковой и послан был через Высокопреосвященнешего Архиепископа Алексия. «Действующая армия. Верховному Главнокомандующему. Ваше Императорское Высочество! Прихожане церкви Ямской Слободы Владимира губернского, по благословению Архипастыря, в день Успения Богоматери вознесли усердную молитву Господу Богу о даровании победы русскому воинству над врагами. В тяжелые дни ниспосланного нам Провидением испытания мы преклоняемся пред храбростию наших доблестных воинов и верим, что под Вашим мудрым водительством эти русские исполины победят дерзких врагов и немецкое засилье отойдет в область преданий. Мужайся, Августейший Вождь! Мы охотно отпускаем Тебе в помощь детей и отцов семейств. Безропотно понесем все невзгоды, лишь бы злой враг был побежден Тобой. Священник Михаил Флоринский и прихожане». На эту телеграмму последовала ответная телеграмма: «Владимир губ. Архиепископу Алексию. Прошу Вас, Владыко, передать прихожанам и причту церкви Ямской Слободы, что я душевно тронут и сердечно благодарю за молитвы и выраженные чувства. Генерал- Адъютант Николай» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 38-й. 19-го сентября 1915 года).
«28 мая у нас по селу производился сбор в пользу беспризорного ребенка. Собрали, конечно, нуль. Денег, говорят, нет. Но что-же оказалось: деньги нашлись и порядком, но на другое дело. После обедни для попа и певчих был устроен шикарный чай и обед. To-же самое получилось и 17 июня. У нас в селе есть пожарная команда и пожарный инвентарь, который требовал небольшой починки. Правлением команды был устроен сбор, но безрезультатно. В этот-же день гр-ном С. И. были организованы в пользу попа молебны по селу и деньги посыпались во всю. Пора бы, гр-не, бросать ублаготворять попа, и больше внимания обратить на общественное дело» («Призыв», 29 июня 1923 года).
«Ночью в церковь Ямской слободы, пропилив решетку, залезли воры; сторож их заметил и поднял тревогу. Перепуганные воры поспешно скрылись, оставив второпях на место три пилки» («Призыв», 6 января 1927). «Я, диакон-псаломщик с. Ямская Слобода Никольский И.П. порвал связь с религией с 20 июня 1930 г. и перехожу к трудовой жизни» («Призыв», 3 июля 1930). «Поп Ямской слободы Флоринский в индивидуальном порядке был обложен на 805 руб. Само собой разумеется, что он околачивал все пороги, доказывая, что ему эта сумма не под-силу. Кулаки и истинно верующие всячески старались защитить «батюшку», выставляя его «бедняком» и «святым бессребренником». При описи имущества у бати оказалось наличными не более 30 рублей. Как будто бы защитники толстосума оказались правы. Но лишь тогда, когда поискали у Флоринского получше, то выяснилось, что поповские карманы настолько обширны, что могут теперь же уплатить в кассу райФО все 805 рублей. Ясно, что батя сдался. Этот случай показывает, что лишь только решительными мерами можно заставить платить кулаков» («Призыв», 29 сентября 1930). «Об ямском кладбище В Ямской слободе кладбищем пользуются часть городского населения и население шести ближайших деревень. Родственники умерших, желая сохранить память о них, устраивают оградки, ставят памятники, а некоторые религиозные граждане — кресты. Но все это не надолго. Памятники, кресты расхищаются, уничтожаются сторожихой Михайловой и ее мужем — милиционером. Деревянные памятники идут Михайлову на отопление своего дома, а более приличные продаются нуждающимся. Некоторые памятники таким путем побывали чуть-ли не на десятке могилок. Решетчатые желейные полисадники могилок Михайлов поломал и употребил для своего огорода. У кладбища ограждений нет. По нему ходит окот, свиньи роются. Кладбище в антисанитарном состоянии. Сельсовет должен принять срочные меры для изжития безобразий. Здесь необходимо вмешательство и районного управления милиции» («Призыв», 6 июня 1934).
8 октября 1938 г. горсоветом был составлен акт, гласящий: «Внутреннее и внешнее состояние здания имеет полное бесхозное содержание» (стены, окна, крыша, печь пришли в полную непригодность), требуется ремонт на сумму 25-30 т.р., без ремонта «эксплотировать» нельзя. В тот же день и.о. церковного старосты К.М. Соловьев сдал ключи от храма в горсовет. 10 октября горсовет просил облисполком расторгнуть договор с верующими на пользование храмом, сам храм закрыть, передав горсовету для использования под хозяйственные нужды военведа, т.к. община распалась, церковь не использовалась с мая 1938 г., ключи от здания были сданы горсовету, здание церкви продолжительное время общиной не ремонтировалось и пришло в ветхое состояние. На следующий день президиум Ивановского облисполкома утвердил данное постановление.
Здание заняли под склады МВД. Венчания сломаны.
1946 г. (из дневника Мелентьева) «31 мая я вернулся домой в полночь после осмотра председателя облисполкома. А в четыре часа 1 июня подали машину, нагрузили вещи, и я, провожаемый дежурным персоналом больницы и главным врачом Ялиным, последний раз покатил по такой знакомой и изъезженной мною дороге. Ну, вот и Ямская слобода. Церковь, где венчался Герцен с Натальей Александровной... Теперь это лагерь для пленных немцев... Проволока, часовые. Но я не хочу видеть этого... Я вижу былое... А вот и застава... Лес... Мчится машина...»
В 1950 г. ходатайство верующих об открытии храма отклонено исполкомом облсовета, в здании храма размещен кинотеатр "Буревестник".
На церковном кладбище покоились умершие от ран участники отечественной войны 1812 г. Кладбище около храма было ликвидировано и там устроена танцплощадка, которую владимирцы называли "танцплощадкой на косточках". В воскресенье, 9 сентября 1951 г. был открыт Кинотеатр "Буревестник" согласно решению исполкома Владимирского городского Совета депутатов трудящихся № 505 от 18.04.1951 г. Кинотеатр был открыт в здании бывшей Казанской церкви.
«Он оснащен новейшей проекционной и усилительной киноаппаратурой. Зрительный зал на 220 мест, просторное фойе красиво оформлены люстрами, лепными украшениями, бра. В фойе нового кинотеатра оборудуют стенды, посвященные великим стройкам коммунизма, будет повешена карта сталинских сооружений. Подъезды к кино заасфальтированы, в ближайшее время будет разбит сквер, посажены вишневые деревца. Весной перед зданием, зацветут цветы. В день открытия демонстрировался художественный фильм «Кавалер Золотой звезды» (Новый кинотеатр. Газета «Призыв», 1951. 11 сент.). «Трудно было отыскать в городе заведение более мрачное, чем превращенный в зрелищное место, некогда светлый храм. Сама краска будто мутнела, и, казалось, студенистая осенняя грязь залепила стены. Бледные призраки скользили по могильно-фосфоресцировавшему экрану. Учредители новой жизни (кстати, материально достаточно безбедной) пошли дальше: залили асфальтом пятачок в правом углу бывшего кладбища и открыли танцплощадку. Ямской народ метко и безнадежно окрестил ее «костяшкой». Гремучие волны лихого оркестрика, как вражий голос, глушили безутешный старушечий плач…» (Зрелов Леонид Петрович Чистая даль: Рассказы о Владимире. 2002.).
Здание бывшей церкви Казанской иконы Божией Матери. 1960–1969 гг.
25 июня 1966 г. исполком владимирского горсовета решил: "Кирпичное здание кинотеатра "Буревестник" (бывшую Казанскую церковь) сломать и очистить площадку..." 6 ноября 1967 г. возле храма торжественно заложен первый камень будущего памятника владимирцам, погибшим в годы войны 1941-1945 гг.
В феврале 1970 года вопреки общественному мнению против планируемого взрыва Казанской церкви подошел танк, чтобы обрушить старые стены. Навстречу ему вышла группа молодых архитекторов и реставраторов, которые стали горячо уговаривать танкистов оставить храм в покое. Чтобы осуществить задуманное, пробили отверстия в кирпичной кладке, которой были заделаны окна с северной стороны, провели очень толстый стальной трос и пытались таким образом разрушить стену между окнами. Танк взревел, трос натянулся, посыпался кирпич современной кладки... Танк буксовал, но старинная стена даже не дрогнула.
Владимирский реставратор и краевед Л.В. Дудорова о разрушении Казанской церкви в феврале 1970: «Однажды вбегают в мастерскую наши работники: «Ребята, ломают Казанскую церковь!» Вместе с архитекторами мы поехали туда на троллейбусе. Смотрим: солдаты зацепили металлические троса за выступы церкви, а танки тянут в четыре стороны, буквально «рвут» церковь. Мы стали упрашивать: «Не делайте этого». Они отвечают: «У нас приказ». Мы пообещали танкистам с начальниками договориться. ... У танкистов к нашей радости ничего не получалось, троса рвались. Я решила позвонить секретарю обкома партии С.И. Сурниченко из телефонной будки, находившейся рядом. Не скоро, но меня связали с ним. Я ему представилась: «Научный сотрудник реставрационной мастерской». И говорю: «Здесь ломают Казанскую церковь». Он строгим голосом спрашивает: «Где Вы раньше были? У нас всё согласовано с главным архитектором города и директором Музея». В это время я вижу: подъезжает милицейская машина, из неё выбегают милиционеры и направляются к группе наших работников, которые стояли в церкви. Я крикнула в трубку: «Там наших забирают». И побежала к церкви. ... На заседании в обкоме КПСС у С.И. Сурниченко известный архитектор и реставратор А.Д. Варганов объяснял, что не осталось мастеров, которые могли построить восьмилопастное бесстолпное перекрытие. Я на этом собрании выступала и почему-то всё время плакала. Помню, с того совещания мы шли домой пешком. А.М. Рощин (директор реставрационной мастерской) успокаивал меня: «Ну что ты плачешь, будто похоронила родного человека».
Мы писали в «Литературную газету» и во «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК)». Из Москвы приехали два представителя – один из них искусствовед Плужников, имя другого я забыла. Они вели «дипломатические переговоры»: ходили из обкома и горкома партии в реставрационную мастерскую и обратно. В результате на совместном заседании было принято компромиссное решение: трапезную сломать, там были большие трещины по стенам, а основной объём сохранить. Был рассмотрен проект, разработанный архитекторами «Владимиргражданпроекта» чтобы внутри оставшейся части церкви сделать Вечный огонь, пропилеи должны были сохранить «дух кладбища».
Наше спокойствие длилось недолго. Через несколько дней мы снова услышали: «Ломают основной объём». В обеденный перерыв мы вновь поехали к церкви. Милиция на этот раз к церкви не подпускала. Наши работники могли только наблюдать, как железной «бабой» с человеческий рост били церковь. В.О. Строганов – архитектор «Владимиргражданпроекта» сделал несколько снимков. Погода была пасмурная, фотографии получились не очень хорошие, но сделанные с интервалом в несколько минут, они как кинохроника отразили разрушение стен храма. Через день-два мы вновь были приглашены на собрание в облисполкоме, председателем которого тогда был Т.С. Сушков. Основным докладчиком был Р.К. Магазин – председатель горисполкома. Он говорил: «Да, был компромиссный вариант, но когда стали ломать трапезную, то стены основного объема не выдержали и сами обрушились». Я сказала: «Это – неправда!» Мы достали фотографии и положили их на стол...»
Через неделю рано утром подошла строительная техника и ударами железной «бабы» разрушили стены. Из Министерства культуры срочно приехала комиссия. Официально было объявлено, что это произошло без разрешения, начальнику УНР был объявлен выговор.
Сквер и камень на месте будущего мемориала героям ВОВ. 1973 г.
В 1975 г. на месте церкви был устроен мемориал в память Великой Отечественной войны. Там, где стояла когда-то церковь, сейчас вырывается пламя "вечного" огня. Площадь с 1975 г. носит имя З0-летия Победы.
В 2007 году в сквере за мемориалом, на месте старого кладбища начато строительство нового Казанского храма. Архитектор Трофимов Александр Николаевич. Храм построен в традициях владимиро-суздальского белокаменного зодчества.
4 ноября 2008 года была освящена вновь построенная Казанская церковь. В тот же день состоялось и первое богослужение. Событие было приурочено к празднику иконы Казанской Божией Матери, который отмечается 4 ноября. Новый одноглавый храм интересен, как пример современной интерпретации форм домонгольского зодчества. Новая Казанская церковь возведена по инициативе администрации города и Владимиро-Суздальской епархии на средства ООО «Игротек». Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Казанского Храма Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) зарегистрирована 3 октября 2007 г.
Настоятель - Емельянов Леонид Григорьевич (с 2 июня 2020 г.), председатель приходского совета - Меньщиков Павел Владимирович (с 13 октября 2010 г.).
Адрес: г. Владимир, ул. Чайковского, д. 1а.
Казанская церковь вместе с монументом и Вечным огнем составляет культово-мемориальный комплекс в память о погибших за Отечество.