Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
21:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [25]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [39]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [12]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [6]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Казанская церковь) города Владимира

Казанская церковь

В XVII в. в Ямской слободе, располагавшейся за Золотыми воротами, были деревянная Казанская и Петропавловская (на Мещанской улице, современная ул. Дзержинского) церкви. Главный престол Казанской церкви был другого имени. В патриарших окладных книгах 136 (1628) г. значится «церковь все святые на посаде в Ямской слободе». Очевидно, переименование престола в церкви Ямской слободы произошло после 1628 г., но не раньше 1648 г., потому что только в этом году царь Алексей Михайлович повелел праздновать Казанской иконе Божией Матери во всем царстве Русском.

В 1640 г. была построена вновь тёплая церковь и освящена во имя Симеона Столпника. В 1687 г. в Ямской слободе настоящая церковь уже во имя «Пречистыя Богородицы Казанская» и при ней другая тёплая церковь.
В 1694 г. была выстроена новая деревянная церковь и освящена также в честь Казанской иконы Богоматери.
Две эти деревянные церкви существовали до 1778 г. В 1778 г. сгорела почти вся Ямская слобода, в том числе Петропавловская и Казанская церковь.
Ямская слобода была перенесена подальше от города. На новом месте на средства прихожан в 1778 г. была построена новая каменная Казанская церковь с колокольней, освящена в 1782 г.

Вокзал - загородная дубовая роща

Местом прогулок для жителей города служил вокзал. Так называлась загородная дубовая роща. Располагалась она недалеко от Ямской слободы, примерно в районе улицы Чайковского.
Название «вокзал» пришло в Россию из Англии. В 1661 году леди Джейн Вокс построила в своей усадьбе в предместье Лондона павильон, куда по вечерам съезжалась светская молодежь. Слушали музыку, гуляли по обширному парку, под звуки духового оркестра, смотрели на праздничный фейерверк. Вскоре по всей Англии, а потом в Западной Европе и в России возникли «залы госпожи Вокс», «Воксхоллы», или «вокзалы». Так стали называть не только павильоны, но и парки, рощи, в которых они располагались.
Когда именно был построен увеселительный павильон, или вокзал, в дубовой роще близ Ямской слободы, установить трудно. Впервые о нем написал в своих записках владимирский гражданский губернатор И.М. Долгоруков, исполнявший эту должность с 1802 по 1812 год. Из его «Записок» мы и узнали, что в вокзале в праздничные дни происходили торжественные обеды. В гостиной комнате на длинном столе водружался торт из миндаля в виде башни. И если эта башня была высокой,- значит, гостей на пикник пригласили много. Но к башне из миндаля допускались не все желающие. Пикники устроивали дворяне. У них были для этого средства и время.
Ямщики из близлежащей слободы на забавы и увеселения богатых людей смотрели лишь издалека, хотя и они любили в праздник погулять по Вокзальной роще. Но эта любовь не мешала им рубить дубы в роще для хозяйственных нужд. В южной окраине дубравы появилась со временем обширная вырубка, которую стали называть «Большой поляной». Теперь на этом месте сквер в начале улицы Чайковского.
Роща вырубалась, из года в год становилась все меньше и меньше. На плане города 1839 года площадь дубравы равнялась 35 гектарам, а в 1905 году осталось только 20 гектара.
30 августа 1866 года во Владимире был пущен городской водопровод, который проектировался и строился девять лет. 31 августа 1866 г. Военный полевой суд над разбойниками, совершавших в конце 1865 года убийства и грабежи во Владимирской губернии. 7 октября в 8 час. утра над 5 преступниками, приговоренными к смертной казни через расстрел, был исполнен приговор за городом близ Вокзальной рощии при многочисленном стечении народа.

«Лошади здесь с каждым годом ухудшаются, прежние дворянские рысаки исчезли; рысистые бега, расположенные овалом у вокзальной рощи, упразднены, и самый ипподром снесен, остатки породистых коней перешли к извозчикам» (Субботин А.П., 1877 г.).


Вокзальная (Воксальная) роща на карте Владимира 1898 г.

В начале первой мировой войны Вокзальная роща вошла в состав территориального военного ведомства. Здесь разместились армейские подразделения, уничтожившие большую ее часть, а когда они ушли, оставшиеся красавцы дубы высохли на корню, и их вырубили крестьяне окрестных селений.

Казанский храм представлял собой двусветный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной и колокольней в стиле классицизма.
22 октября 1867 г. освящен новоустроенный придельный храм во Владимирской Ямской слободе в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Храм имел 3 престола: в "холодной" - в честь иконы Божией Матери, именуемой Казанской, в "теплой" - во имя Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (по правую, южную сторону) и во имя Св. Николая Чудотворца (по левую, северную сторону).
Особым почитанием в храме пользовалась древняя икона Казанской Богоматери (может быть, это – та икона, которая упоминается в описи 1682 г.; она сохранилась невредимой после пожара 1778 г.). «Причта по штату положено священник и псаломщик. Содержание его составляют: доходы от служб и требоисправлений, проценты с капитала 2552 р., завещаннаго разными лицами на вечное поминовение, и арендная плата за церковную землю – всего более 600 р. в год. Земли при церкви усадебной 720 кв. с., пахотной и сенокосной 40 дес. 1401 саж… причт живет в собственных домах; дом священника на общественной земле, а псаломщика – на церковной. В приходе по клировым ведомостям числится в гор. Владимире 29 душ муж. пола и 42 жен. пола, в Ямской слободе 507 душ муж. пола и 526 жен. пола, в деревне Семязино 96 душ муж. пола и 101 душ жен. пола, временно состоящих в приходе – 30 душ муж. пола и 28 душ жен. пола, а всего 642 душ муж. пола и 701 жен. пола. все православные».

В 1833 г. в храме венчался А.И. Герцен с Н.А. Захарьиной.
Венчание предстояло за городом, в слободской церквушке. Ведь нужно было избегать широкой огласки. Но препятствия подстерегали молодых на каждом тагу. Куда-то исчез священник. Найти его помог посочувствовавший жениху офицер расквартированного во Владимире уланского полка.
«... Я встретил моего улана: он вез на коленях священника Представьте себе пестрого разнаряженного офицера на маленьких дрожках с дородным попом... эта Н.А. Герцен. С акварели 1848 года сцена могла обратить внимание не только улицы, идущей от владимирских Золотых ворот, но и парижских бульваров...» («Былое и думы», ч. III). Архиерей, заранее пообещавший Герцену выдать разрешение на брак, дипломатично уехал из города; его послушник объявил, что архиерея «до ночи не будет». А между тем шел уже восьмой час вечера; после десяти часов вечера венчание не разрешалось Пошли к духовнику архиерея. «Монах пил чай с ромом и был в самом благодушном настроении». Поэтому он и помог Герцену, уговорил священника обвенчать «подозрительных». В коляске молодые направились в пригородное село (ныне это проспект Ленина. До недавнего времени находилось здесь и здание бывшей церкви, ныне разобранное).
«... Когда мы выезжали из Золотых ворот вдвоем, без чужих, солнце, до тех пор закрытое облаками, ослепительно осветило нас последними ярко-красными лучами, да так торжественно и радостно, чао мы сказали в одно слово: «Вот наши провожатые!». Я помню ее улыбку при этих словах и пожатие руки», - вспоминал Герцен.

В 1865 г. награжден набедренниками священник Владимирской Ямской слободы Василий Успенский, 31 марта, за весьма хорошее поведение и ревностное исполнение своей должности.
9 апреля 1870 г. определен безместный причетник Иван Сретенский во Владимирскую Ямскую слободу, до реформы, с тем, чтобы благочинный имел за ним особый надзор.

В 1876 г. д. Семязино приписана к Казанской церкви Ямской слободы.

Протоиерей Василий Тимофеевич Преферансов

10 августа 1912 года после продолжительной и тяжкой болезни тихо скончался на семидесятом году своей жизни заштатный о. протоиерей Ямской Казанской церкви, Василий Тимофеевич Преферансов.
О. протоиерей родился в Дощато-железницком заводе, Меленковского уезда, Владимирской губернии, в 1842 году в семье местного священника. Окончил образование во Владимирской духовной семинарии в 1862 г. До принятия священного сана о. потоиерей несколько лет трудился на поприще народного образования в качестве учителя и законоучителя в Иоакиманском народном училище, Муромского уезда, где за свою похвальную деятельность дважды удостоен был особой признательности со стороны местного уездного училищного совета.
В 1870 г. был рукоположен во священника к Покровской села Груздена, Вязниковского уезда, церкви, а в следующем году Высокопреосвященным Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, был переведен к Казанской церкви Ямской слободы при г. Владимире. Здесь при Казанской церкви о. протоиерей служил бессменно в течение 40 лет. Помимо своих прямых пастырских обязанностей о. протоиерей немало потрудился, как в деле народного образования, так и в разных назначениях Епархиальной службы. Он состоял законоучителем в Ямском начальном училище в течение всей сорокалетней пастырской службы, одновременно законоучительствовал сначала в городском начальном пушкинском училище, а позднее в первом приходском городском училище. По выбору духовенства в 1886 г. состоял членом Правления Владимирского мужского духовного училища. В течение 20-ти лет состоял членом Ревизионного Комитета по Владимирскому мужскому духовному училищу. В течение 10 лет состоял членом Правления Владимирской Епархиальной Эмеритальной кассы. Такая разносторонняя и полезная деятельность о. протоиерея была достаточно оценена Епархиальным Начальством. О. протоиерей имел следующие награды: набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест, орден св. Анны 3-й степени, и в 1910 году возведен в сан протоиерея. В 1911 г. 20 мая по болезненному состоянию уволен за штат.
Как гражданин и член общества, о. протоиерей упрочил за собой славу человека четного, воздержанного, благожелательного и обходительного, и до последних дней своих трудолюбивого и деятельного. Все, кто близко стояли к почившему о. протоиерею, имеют, конечно, многочисленные доказательства и опыты этих драгоценных качеств общественных. Но особенно драгоценны и поучительны в нем те качества его и подвиги, кои украшают его, как пастыря и сына церкви Христовой. Глубокая христианская вера и непоколебимое внутреннее благочестие, нелицемерно послушание уставам церковным, благоговейное и неленостное предстояние перед престолом Господним и молитвенное самоуглубление в ежедневных почти священнодействиях, вот то обычное настроение, в котором пребывал дух о. протоиерея.
Болел о. протоиерей 1 ½ года. Сердечные и желудочные болезни окончательно подорвали и без того слабый его организм. Чувствуя в себе физическую усталость и упадок сил, за несколько недель до смерти он поехал к замужней дочери своей (жене врача) в город Судогду, где и надеялся пожить и отдохнуть на свежем воздухе. Однако не долго пришлось пожить здесь ему; злой недуг все более и более ослаблял его и окончательно уложил в постель. За время болезни о. протоиерей часто исповедался и приобщался св. Таин Христовых. Ясность сознания не оставляли его до последней минуты. Мирно, по христиански он скончался на руках одной из его дочерей.
с благословения Архиепископа Николая и разрешения г. Владимирского губернатора, тело о. протоиерея было перевезено родственниками из Судогды в г. Владимир в церковь Казанской Божией Матери. С разрешения Владыки, от живого моста тело, поставленное на катафалк, было везено городом Владимиром с крестным ходом и при колокольном звоне. Ко времени привоза тела к живому мосту из Казанской Ямской церкви прибыл крестный ход, в коем участвовало четыре священника. По пути следования крестного хода против каждой градской церкви служились панихиды по усопшему. В 6 часов вечера печальная процессия прибыла в церковь Казанской Божией Матери и тотчас же начата была заупокойная всенощная. На следующий день 14 августа после заупокойной литургии, совершенной соборне во главе с маститым о. протоиереем гор. Владимира Александром Остроумовым, было совершено отпевание тела о. протоиерея. Пел хор Архиерейских певчих. Перед началом отпевания священником Казанской церкви о. Михаилом Флоринским было произнесено прочувствованное слово в память почивших. Перед 6-й песнию погребального канона также было произнесено слово зятем усопшего о. протоиерея, священником села Дубасова, Судогодского уезда, Феодором Неаполитанским. Тело почившего о. протоиерея погребено в ограде Казанской церкви вместе с близкими родственниками. Разделить горе осиротевшей семьи (осталась вдова с двумя неустроенными дочерьми) собрались родственники и знаемые усопшего. Искренно оплакали постигшее семью горе и отдали последний долг незабвенному о. протоиерею.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 1 (5 января 1913 года).

В 1938 г. в храме прекращено богослужение. Здание заняли под склады МВД. Венчания сломаны.
В 1950 г. ходатайство верующих об открытии храма отклонено исполкомом облсовета, в здании храма размещен кинотеатр "Буревестник".
На церковном кладбище покоились умершие от ран участники отечественной войны 1812 г. Кладбище около храма было ликвидировано и там устроена танцплощадка, которую владимирцы называли "танцплощадкой на косточках".

25 июня 1966 г. исполком владимирского горсовета решил: "Кирпичное здание кинотеатра "Буревестник" (бывшую Казанскую церковь) сломать и очистить площадку..."
В феврале 1970 года вопреки общественному мнению против планируемого взрыва Казанской церкви подошел танк, чтобы обрушить старые стены. Навстречу ему вышла группа молодых архитекторов и реставраторов, которые стали горячо уговаривать танкистов оставить храм в покое. Танк развернулся и ушел. Через неделю рано утром подошла строительная техника и ударами железной «бабы» разрушили стены. Разразился скандал, из Министерства культуры срочно приехала комиссия. Официально было объявлено, что это произошло без разрешения, начальнику УНР был объявлен выговор.

В 1975 г. на месте церкви был устроен мемориал в память Великой Отечественной войны. Там, где стояла когда-то церковь, сейчас вырывается пламя "вечного" огня.
Площадь с 1975 г. носит имя З0-летия Победы.

В 2007 году в сквере за мемориалом, на месте старого кладбища начато строительство нового Казанского храма. Архитектор А.Н. Трофимов.
4 ноября 2008 года была освящена вновь построенная Казанская церковь. В тот же день состоялось и первое богослужение.
Событие было приурочено к празднику иконы Казанской Божией Матери, который отмечается 4 ноября.
Новый одноглавый храм интересен, как пример современной интерпретации форм домонгольского зодчества.
Новая Казанская церковь возведена по инициативе администрации города и Владимиро-Суздальской епархии на средства ООО «Игротек».
Казанская церковь вместе с монументом и Вечным огнём составляет культово-мемориальный комплекс в память о погибших за Отечество.


Казанская церковь

Мемориал Победы

См. Площадь Победы. Сквер «Рябинка».

Храмы города Владимира
ИСТОРИЯ города Владимира.

«Владимирка» (Владимирский тракт)
Нижегородское шоссе и промышленность Владимирской губернии
Пути сообщения и транспорт во Владимире в 1927 г.
Улица Студеная Гора
Улица Дворянская.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (05.05.2015)
Просмотров: 1244 | Теги: Владимирское благочиние, Церковь, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика