Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
02:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Нижегородское шоссе и промышленность Владимирской губернии

НИЖЕГОРОДСКОЕ ШОССЕ и промышленность Владимирской губернии 1894 г.

Нижегородское шоссе, соединяющее Москву с Нижним Новгородом, рассекает Владимирскую губернию пополам, на части северную и южную, проходя по губернии на протяжении 249,89 верст через уезды: Покровский, Владимирский, Ковровский, Судогодский, Вязниковский и Гороховецкий.

Покровский уезд имеет 70 фабрик и заводов и других промышленных заведений. Шоссе проходит этим уездом на протяжении 57,218 верст, большей частью лесами и болотными местами. Местное население прилегающее к шоссе, пользуясь удобством сообщения по нему, ввиду расстроенных грунтовых дорог, берет на бумаго-прядильных фабриках этого уезда пряжу для размотки и тканья, и плис для обделки на особо устроенных по селениям плисорезках. Не считая других фабрик, одни Морозовские фабрики, как более обширные (принадлежащие братьям Морозовым в Орехове, Зуеве и Ваулове) раздают пряжу и плис населению в районе до 60 верст от фабрик. Мастерки (подрядчики посредники), занимающиеся этой раздачей, развозят пряжу и плис по селениям, пользуясь преимущественно шоссейной дорогой. Общее количество этого груза, проходящего по шоссе от мануфактур Морозовых и обратно, достигает 150 тыс. пудов. Независимо от этого доставляют на эти фабрики торф по шоссе до 200 тыс. пудов. Кроме того по шоссе в уезде находится химический завод Сподарева у дер. Омутища, в дер. Власово ткацко-красильная фабрика Кузнецова и селе Липни плисорезка Аксенова. Эти заведения имеют от 100 до 150 рабочих каждое, и перевозят по шоссе топливо, строительные материалы и свои изделия на железные дороги. Кирпичные заводы близ шоссе развозят кирпичи на фабрики и заводы. Крестьяне в базарные дни везут по шоссе свои произведения в гор. Покров. Заводы Урина и Сподарева и отчасти Мальцова (Обширный Гусевский завод Ю.С. Нечаева-Мальцова хотя отправляет на железную дорогу свои произведения, но крупнину, т.е. бутыли, колбы, лампы и т.п. находит выгоднее отправлять по шоссе, так как извозчики берут перевозку с ответственностью за лом и везут в особых фурах (коробах), а железная дорога за бой не отвечает.) везут заводские грузы гужем» в Москву. Летом после Нижегородской ярмарки, около 2.000 подвод офеней отправляются в Москву и другие города России.
В этом уезде занимаются отпаиванием телят, которых в значительном количестве отправляют в Москву преимущественно по шоссе.

Владимирский уезд имеет 19 фабрик и других заведений. Шоссе проходит уездом 66,064 верст. Близ него расположены различные фабрики: прядильня и ткацкая Собинской мануфактуры, имеющие до 2.000 рабочих ежегодно, причем 30 подвод ежедневно возят по шоссе товары на близлежащую станцию Нижегородской железной дороги Ундол (ныне г. Лакинск). Бумажно-ткацкая фабрика Симанина в 15-ти верстах от с. Ундол, при селе Ставрове, имеет ежегодно 100 рабочих. Она получает гужем дрова и отправляет по шоссе на станцию железной дороги свои произведения. Миткалево-ткацкая фабрика Бажанова на 500 рабочих, в 4 верстах от станции Ундол, Лемешенская мануфактура» на 700 рабочих, расположена в 8 верстах от станции Боголюбово и в 4 верстах от шоссе. Дрова привозят по шоссе и по нему же отправляют на железную дорогу произведения фабрик. Близ фабрики Бажанова находится клеенчатое заведение Морозова, которое отправляет свои произведения по шоссе. При означенных мануфактурах бывают значительные торги и базары и шоссе служит для подвозки товаров и сельских произведений в эти местности. Находящиеся в уезде маслобойни, мукомольные мельницы пользуются шоссе для развозки грузов, а также для перевозки торфа на заводы и фабрики, которым постепенно начинают заменять дровяное топливо. Из Великовской волости, Ковровского уезда, и д. Бахтина, Судогодского уезда, везут по шоссе известь (см. известковые копи во Владимирской губернии), бут и строительный камень во Владимир, для развозки оттуда по требованию на фабрики и заводы в гор. Покров и др.
С наступлением весны по шоссе передвигаются массы рабочих, идущих на заработки в разные концы России – каменщики, плотники, землекопы и т.п. фабричные для фабрик Покровского и Богородского (Московская губерния) уездов и в Москву. В другую сторону, к Нижнему и также обратно оттуда следуют по шоссе извозчики, в особенности в начале и в конце ярмарки, а также богомольцы из разных концов России к местным святыням в гор. Владимире и сел. Боголюбове. Зимой идут в Москву по шоссе грузы из Вятской и восточных губерний. Из степных мест приводят лошадей.
Значительный проезд по шоссе в этом уезде удостоверяется следующим обстоятельством: на р. Колокше, в 16-ти верстах от Владимира, при заведывании шоссе округом путей сообщения, ледоходом снесло мост, и для экономии решено было заменить его переправой на пароме из плотов. Но когда земство приняло шоссе, то деятельный проезд оказался столь значительным, что до 200 подвод скоплялись в ожидании переправы, производившейся на плотах весьма медленно,- почему оно вынуждено было заменить подобную переправу наплавным мостом.

Ковровский уезд имеет 35 фабрик, заводов и других заведений. Шоссе проходит уездом 29.592 версты. В нем кустарная промышленность имеет особый характер; в Алексинской волости (дер. Горячево и др.) работают для отправки в Москву и другие города преимущественно плетенки для тарантасов и бричек, и вообще экипажей. Кроме того выделывают колеса, ободья, полозья, обечки для сит и решет. Осиповская волость занимается горшечным производством. Горшки, плошки, поддонники, крынки, рукомойники, корчаги и т.п. отправляют по шоссе, кроме местного потребления, в Владимир и Нижний-Новгород. В Великовской и Бельковской волостях добывается известь, и до 1,000,000 пудов развозится по шоссе в г. Владимир и нижний.Для обжигания этой извести и для разных заводов везут по шоссе из Судогодского уезда, Мильновской и Смолинской волостей, дрова до 3,000,000 пуд. Из сел Бахтина и Великого развозится бутовый камень, цокольный и лещадки для ступеней, во Владимир и Нижний, преимущественно по шоссе. Величина этих лещадок бывает значительна: во Владимире, в церкви во имя Михаила Архангела при входе положена для ступени цельная плита в 16 кв. арш., бывшая толщиной в 5 верш., и привезена по шоссе из села Бахтина во Владимир на 18 лошадях.
Офени из Ковровского уезда скупают в Вязниковском уезде, в волостях – Холуйской, Мстерской и Палехской, иконы, раскрашенную деревянную посуду, ложки, чашки, сита, решета и игрушки и вообще щепной товар и с половины августа отправляются в количестве 2,000 подвод в Москву и разные города России и доходят даже до Сербии.

Судогодский уезд - центр стеклянной и хрустальной промышленности Владимирской губернии, имеет 53 завода и фабрик и разных заведений. Шоссе проходит по этому уезду на протяжении 9,694 верст.
Одних стеклянных заводов в уезде 19, из которых наиболее известен Гусевский завод Нечаева-Мальцова. Произведения этих заводов не все отправляются на железную дорогу. Крупнину из этих заводов, т.е. колбы, реторды, бутыли, канделябры, лампы, вазы и т.п. предпочитают отправлять по шоссе, во избежание убытка от ломки, за что железная дорога не отвечает, а между тем извозчики по шоссе везут в особых коробах с ответственностью за целость товара и доставляют прямо к месту назначения. Независимо этого соображения, имеет значение то обстоятельство, что подступ на железную дорогу, а отчасти и к шоссе от этого уезда затрудняет река Клязьма; поэтому на шоссе можно выехать только к сел. Пенкино, где шоссе пересекает р. Клязьму,- и потом уже по шоссе товары идут до пересечения с железной дорогой. Пересечения эти существуют у станции Боголюбово и около Вязников, отстоящих друг от друга на 97 верст. Так как грузы, чтобы прибыть на железную дорогу, неизбежно должны следовать значительное протяжение по шоссе, то, в случае затруднения приема их на железную дорогу, оказывается иногда выгодно везти их по шоссе и далее до места назначения. Из этого уезда по шоссе идет смола, кирпич, масло постное и приготовляемые на заводах кожи.

Вязниковский уезд имеет 33 заведения. Шоссе проходит по этому уезду 45,978 верст. В гор. Вязниках на шоссе льнопрядильня Демидова обрабатывает до 200,000 пуд. льна, получаемого преимущественно по шоссе из Судогодского уезда. У него же на особой фабрике приготовляется оберточная бумага. Материала этого идет по шоссе в количестве 50,000 пудов. Льнопрядильня Сенькова обрабатывает до 100,000 пуд. льна, в селе Лосеве, а также другого Сенькова, в гор. Вязниках, льноткацкая, обрабатывающая более 150.000 пуд. льна. Материал и дрова везут по шоссе. Дрова из села Сарыева и Симонцева – получаются в количестве до 2 миллионов пудов. Джутово-прядильная фабрика Сенькова и Игнатова в гор. Вязниках пользуется шоссейной дорогой.
В этом уезде делают ткани для мешков и сами мешки, в волостях Никологорской, Ждановской, частью Нагуевской и Олтушевской, которые вырабатывают в год до 1 млн. мешков, отправляя часть их в Москву по шоссе, и часть в Нижний, пароходами по реке Клязьме.
В Палеховской волости выделывают овчины. В с. Палех привозят из степей восточных губерний России овчины и приводят лошадей. Ежегодно целые партии промышленников отправляются из этой волости в означенные степные местности с товаром мануфактурным и бакалейным, и на него получают лошадей и овчины. Овчины выделываются на месте и затем их с лошадьми отправляют в Москву. Там от продажи их приобретаются мануфактурные и бакалейные товары, с которыми опять направляются в восточные губернии. В этом уезде имеется 9 ручных полотняно-ткацких заведений.

Гороховецкий уезд имеет 7 промышленных заведений, преимущественно для выделки оберточной бумаги, для приготовления алебастра, смолы, дегтя и обработки зерна на крупчатках и маслобойнях. Шоссе проходит уездом на протяжении 41,842 версты. Проезд по шоссе в этом уезде незначителен, и оживляет преимущественно в базарные дни и во время местных ярмарок, потому что шоссе проходя по обширному разливу реки Клязьмы и болотистым местам облегчает сношение окрестных селений с городом. Кустарная промышленность незначительна, потому что население находит более выгодным заниматься извозом ввиду близости Нижнего-Новгорода, а в особенности во время ярмарки. По шоссе преимущественно везут в Вязники на фабрики лен. Кустарная промышленность населения ограничивается сучением бичевок для сетей и приготовлением канатов, что отправляется на Волгу, и более всего в Астрахань. За Клязьмой, в северной части уезда существует промысел кружевами. Но этот промысел не пользуется шоссейной дорогой. Здесь шоссе преимущественно необходимо ввиду непрерывного гужевого сообщения между городами, каковы Москва и Нижний-Новгород, имеющие большое значение для внутренней промышленности и торговли России. Непрерывность подобного сообщения по шоссе дает возможность этой дороге служить подспорьем для рельсового пути, в случае увеличения движения, превышающего средства дороги, или каких-либо экстренных по ней затруднений. Непрерывное гужевое сообщение между Москвой и нижним-Новгородом существенно необходимо для всего сельского населения в местностях, прилегающих к этому шоссе, потому что, как выше изложено, это открывает ему возможность заниматься разнородными промыслами, чтобы доставить себе необходимый заработок. Это условие, необходимое в настоящее время, сделается еще более необходимым в будущем, при возрастании населения.
Следует обратить внимание также на то, что 10-ти верстная дамба через разлив реки Клязьмы, по которому пролегает шоссе, устроена с большими затруднениями и потому требует бдительного в техническом отношении наблюдения, чтобы полотно ее и мосты на ней, были в постоянной исправности и целости от действия весенних вод для поддержания непрерывно по этому шоссе гужевого сообщения с Москвой и Нижним.
В Гороховецком уезде соединено все, что нужно для установления в развития промышленности: близость к Нижнему-Новгороду, как к громадному рынку России, обилие и дешевизна топлива (погон. саж. дров сосновых 2 руб. 20 коп. до 2 р. 80 коп.), производство льна, и удобные пути сообщения с Волгой: железная дорога, шоссе и пароходное сообщение по реке Клязьме до Вязников. Потому нельзя сомневаться, что при развитии в обществе наших капиталистов коммерческого и технического образования и вследствие этого предприимчивости, промышленная деятельность уезда может оживиться заводами и фабриками.
В зимнее время по этому шоссе в Москву провозят из Вятской и восточных губерний свиные туши, дичь, сало и масло. При этом пользуются иногда зимней дорогой по реке Клязьме. До неурожая 1892 г. проходили с этим грузом по шоссе от 3 до 6 тыс. подвод, а в последние года количество их значительно сократилось.
Кроме того следует присовокупить, что население этого, так и других уездов по шоссе пользуясь лесистой местностью, отправляет по нему в Нижний, в Москву и даже в Петербург грибы. В иные года волость могла выручать до 9,000 руб. в год на этом продукте, что составляет не малую доходную статью остающегося дома сельского населения.

ЯРОСЛАВСКОЕ ШОССЕ

Московско-Ярославское шоссе пересекает Владимирскую губернию в северной ее части, на протяжении 78,05 верст. Оно прохолит частью Александровским и Переславским уездами, имеющими в сложности 100 фабрик, заводов и разных заведений.

По Александровскому уезду шоссе проходит 28,07 верст, начиная с шестой версты от Сергиевского посада. В уезде находится 48 промышленных заведений. Шоссе, удаляясь в этом уезде от железной дороги местами на двадцать и более верст, неизбежно служит подъездными путями к железной дороге, встречаясь с ней у Троицкой станции. Вследствие этого крестьяне всех селений, лежащих около шоссе, благодаря этому улучшенному гужевому сообщению, пользуются им для сбыта своих произведений, иначе пришлось бы им вести свои изделия по неустроенным грунтовым дорогам до железной дороги, на станцию близ гор. Александрова за 20 и более верст.
В пределах уезда близ шоссе (около 4 верст) находится стеклянный завод Добровольского, при с. Успенском. По причине отдаленности от железной дороги этот завод свои произведения отправляет в Москву по шоссе, по которому получает также песок, известь, топливо и т.п. материал для завода. Другой завод Ермолко находится в тех же условиях. Фарфоровый завод Сабаниной до 4 верст от шоссе и шерстопрядильня Медникова с 700 рабочими свои произведения везут в Сергиевский посад по шоссе и оттуда получают глуховскую глину, хлопок и т.п. Химический завод Афонасьева также не более 4 верст от шоссе имеет обширное производство и свои продукты отправляет по шоссе и по нему получает дрова, стеклянные бутыли и т.п. От этого завода устроен шоссированный в 4 версты путь до Ярославского шоссе.
Ярославское шоссе по этому уезду служит единственным путем сбыта произведений кустарной промышленности, которая в этом уезде преимущественно развита, и где имеющийся Углицкий грунтовый тракт, выходящий также к Троицкому посаду, настолько неудобен для проезда, что кустари, с своими изделиями, делают большой крюк, чтоб выбраться на шоссе. По границе Покровского уезда шелковые произведения кустарей заключаются в мотании шелка и выделке бархата, при чем тонкие сорта его сходят в продаже даже за лионский. Также большое производство борон в дер. Повелдяеве. Апаринские сукна (сел. Апарино) и кузнечный в ней промысел, а также игрушечное производство в дер. Богородской с окрестными селениями доставляют хорошие заработки крестьянам, и все изделия везутся преимущественно по шоссе, избегая, насколько возможно, не проездных грунтовых путей.
В Александровском уезде весьма прибылен промысел – пойка телят, которые отправляются в Москву преимущественно по шоссе. Стоимость некоторых из них, в продаже весьма высока, превышает по показанию жителей 100 руб. Телят отправляют преимущественно по шоссе, чтобы избежать тряски грунтовых путей, которые вредно влияют на них, уменьшая их вес и достоинство мяса. Перед праздниками провоз телят в Москву настолько велик, что подводы с ними идут вереницами.
Независимо этих грузов по шоссе провозятся к Сергиевскому посаду масса лесных материалов, дрова, а также изделия из Тверской губернии.

Переславский уезд имеет 52 промышленные заведения. шоссе проходит почти серединой уезда и через гор. Переславль-Залесский на протяжении 49,98 верст. Гор. Переславль служит естественным центром промышленности между Москвой, Ростовом и Ярославлем. Фабрики и заводы, прилегающие к этому шоссе, преимущественно пользуются им для отправки своих произведений в означенные города, вследствие значительного удаления от них железно-дорожного пути. Бумаго-прядильная товарищества Переславской мануфактуры (бывшая Борисовская) более 600,000 пуд. хлопка получает по шоссе, по которому также и отправляет свои произведения. Мануфактура Баранова и фабрика Гладкова отправляют свои изделия и получают сырье по шоссе, несмотря на устроенный от гор. Переславля шоссированный подъездный путь на станцию Берендеево Ярославской железной дороги. Только стеклянные заводы Павлова и Костеревых некоторые свои изделия отправляют на железную дорогу на ст. Берендеево.
Выпойка телят в этом уезде тоже существует и они отправляются в Москву по шоссе. Перед Рождеством и Пасхою количество их доходит до 2,000 подвод. Выпойка телят по значительной доходности этой промышленности влияет на развитие в уезде скотоводства. Крестьяне возвращаясь обратно из Москвы привозят на тех же подводах Переславским торговцам разные материалы и товары, преимущественно железо.
Кроме фабрик и заводов и других заведений в уезде существует 7 лесопилен, из которых каждое обрабатывает в год до 50,000 древесных стволов, и по меньшей мере треть всего лесного материала, т.е. более чем 115,000 стволов перевозится по Ярославскому шоссе.
Независимо этого на этом шоссе из сел Сигер и Кимры Тверской губернии, Калязинского уезда, подводы с валенками, овчинами, спичками, мукой, солью, керосином, парусиной и т.п. следует в Москву. Весь подвоз товаров из Переславля и Александрова и других уездов, на Ростовскую ярмарку, которая бывает весной, в самое бездорожное время, производится преимущественно по шоссе.

Доклад Владимирской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию. 1894 г.
Владимирская губерния.
Фабричная и заводская промышленность Владимирской губернии

Стромынская дорога (Стромынка).
Владимирский тракт (Владимирка).
Историко-статистический очерк Московско-Нижегородского шоссе 1845-1869 гг.
Пути сообщения и транспорт во Владимире в 1927 г.
Рязанский тракт
Категория: Владимир | Добавил: Николай (19.04.2016)
Просмотров: 2316 | Теги: Промышленность, владимирская губерния, дорога | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru