Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
07:58
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимирская энциклопедия

Дудорова Лидия Васильевна

Дудорова Лидия Васильевна

Дудорова Лидия Васильевна (р. 14.01.1936) - заведующая отделом архитектуры музея-заповедника, научный сотрудник, преподаватель, владимирский краевед.

Предки Дудоровой - потомки ямщиков суздальской ямской слободы Михайлова сторона. Суздаль - родина ее отца.
Дудорова Лидия Васильевна родилась 14 января 1936 г. в г. Владимире. В 1954 году окончила школу № 1 с серебряной медалью и поступила на исторический факультет МГУ. В 1959 г. окончила исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
За все годы учёбы имела только одну тройку - по истории КПСС, остальные предметы оценивались четвёрками и пятёрками. Специализировалась на кафедре новой истории, темой дипломной работы была история революции 1848 года во Франции.
В 1959-1966 гг. и 1980-1984 гг. работала в Государственном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
После окончания университета встала проблема трудоустройства. В Министерстве образования РСФСР предложили брать «подъёмные» и устраиваться, кто как может. В системе народного образования Владимира места не нашлось. С немалым трудом удалось устроиться экскурсоводом в только что организованный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Спустя год или два меня назначили заведующей отделом архитектуры музея-заповедника. В ее функции входила не только популяризация памятников архитектуры, но и организация реставрации наиболее значительных белокаменных сооружений ХII-ХIII веков, а также ансамблей Архиерейских палат, Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей в Суздале, других памятников.
В 1966-1980 гг. и 1984-1991 гг. работала во Владимирской специальной экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской (ВСЭНРПМ).
В 1966 году Лидию Васильевну пригласили во Владимирскую реставрационную мастерскую в качестве научного сотрудника. Занималась историческими исследованиями, необходимыми для обоснования проектов реставрации и приспособления памятников архитектуры, реконструкции застройки исторических поселений Владимирской области. Исследования по истории застройки г. Владимира легли в основу проекта реконструкции его исторического ядра.
Это было новое направление в работе мастерской. До этого времени предварительными исследовательскими изысканиями занимались сами архитекторы-реставраторы. Навыки исследовательской работы, полученные в университете, помогли ей организовать эту работу. Поиски необходимых для проведения реставрационных работ материалов проводились во многих архивах: Государственном архиве Владимирской области (ГАВО), в центральных московских и ленинградских архивах, в архиве Ленинградского отделения Института археологии, а также в библиотеках: во Владимирской областной научной, в «Ленинке» (Государственная библиотека им. В.И. Ленина в Москве), в частности, в отделе письменных источников, в Республиканской библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде и т.д. Сведения извлекались из монастырских описей, приходо-расходных книг, из указов, разрешающих производить те или иные перестройки в монастырских сооружениях.
В начале 1970-х годов, когда Лидией Васильевной был собран значительный материал по суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю, она написала статью и послала её С.О. Шмидту в журнал «Советские архивы». В ответ пришёл очень лестный отзыв известного учёного Г.К. Вагнера, в котором он оценил представленный материал как «в высшей степени добротное историко-архивное исследование»! Однако он предложил немного сократить текст. К сожалению, она не смогла сделать этого в то время, так как было много работы, а позднее, уже в 1990-х годах опубликовала небольшую статью в местном сборнике.
В 1972 году в № 20 альманаха «Архитектурное наследство» Лидией Васильевной был опубликован прежде неизвестный план XVII века суздальского Покровского монастыря. А итогом 20-летней работы во Владимирской реставрационной мастерской стали материалы, которые легли в основу реставрации около пятидесяти памятников архитектуры, в том числе монастырских ансамблей, старинных усадеб и т.д. По университетской привычке она составила картотеку, в которой отражены характерные особенности построек, а также строительных материалов, классификация их по времени и т.д. Написана была обобщающая работа - «Из истории строительного искусства», рукопись которой до сих пор хранится в архиве реставраторов.
В 1970-х годах московским институтом «Гипрогор» был разработан генеральный план г. Владимира, по которому вся жилая застройка, в том числе XVIII века, выполненная по так называемым «образцовым проектам», подлежала сносу. Несколько человек, в том числе архитекторы-реставраторы И.А. Столетов, К.С. Лимонова и Л.В. Дудорова, выступили с протестом. Но этого оказалось недостаточно. Надо было собрать материалы, чтобы доказать ценность не только градостроительной структуры города, но и его застройки. Дудорова надолго погрузилась в поисковую работу. Ею было найдено более двухсот чертежей владимирских домов. Рукописные материалы, включившие историю почти семисот домов, расположенных в историческом центре Владимира, составили шесть томов. Найденные материалы легли в основу проекта реконструкции центра Владимира. Работа была проделана уникальная, судя по тому, что к ним за опытом приезжали не только из центральных городов России, но даже из Сибири. Проект реконструкции исторического центра Владимира принёс ощутимый успех владимирским архитекторам. Так, главный архитектор проекта Столетов Игорь Александрович стал действительным членом Российской академии архитектуры и строительных наук, некоторые участники проекта получили звания заслуженных архитекторов РСФСР. Лидии Васильевне же досталась небольшая радость от «открытия», как назвал его профессор Н.Н. Воронин, - установления местоположения древних ворот - Серебряных и Медных. Статья об этом была опубликована в № 4 журнала «Советская археология» в 1980 году.
Дудоровой были собраны архивные материалы по многим архитектурным ансамблям древнерусской архитектуры Владимирского края: Боголюбовский монастырь, Успенский монастырь в Александрове, Троицкий и Благовещенский монастыри в Муроме, Благовещенский монастырь в Вязниках, в Гороховце - Никольский, там же дом Сапожникова (материалы для его музеефикации), а также материалы Волосова монастыря, усадьбы Воронцовых в селе Андреевском. В 1966 году ей довелось собирать архивные материалы по усадьбе Храповицких в селе Муромцеве и т.д. Всего собрано материалов более чем по 40 объектам.
В 1991 году Дудорова ушла на пенсию. Решила использовать свободное время для написания книг по собранным материалам. Вначале Владимирский Фонд культуры предложил ей написать книжечку о Владимире, но так, чтобы 60 томов исследований поместились на 60 страницах. Так появилась книга «Старый Владимир», опубликованный в 1998 году. Через 10 лет появилась книга «Суздаль: из века в век». Стиль этих изданий - научно популярный, хотя в основе - многолетняя научная исследовательская работа.
В 1991-2000 гг. - преподаватель Владимирского областного колледжа культуры.
В 1991 году Лидию Васильевну пригласили на работу в областной колледж культуры, на отделение народной культуры. Сфера деятельности для нее была новой. Работа со студентами в архиве, в отделе краеведческой библиографии областной библиотеки им. М. Горького позволили собрать обширный материал, дополненный экспедициями по сёлам Владимирской области, в которых она, правда, не принимала участия, как и в разработке структуры образовательного процесса в учебных заведениях, занимающихся изучением и популяризацией народной культуры. Кстати, сейчас эта структура используется в качестве стандарта, рекомендованного Министерством культуры РФ в учебных заведениях, где изучается народная художественная культура. Заведующая кафедрой А.А. Московкина защитила по этой теме кандидатскую диссертацию.
Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы (1998).
В 2004-2006 гг. - преподаватель кафедры культурологии Владимирского государственного университета.
В начале 2000-х годов Дудорова с А.А. Московкиной стали работать на кафедре культурологии Владимирского госуниверситета. А.А. Московкина разработала структуру образовательного процесса, итогом которого было изучение памятников истории и культуры Владимирского края и разработка на этой основе туристических маршрутов, которые охватывали не только «Золотое кольцо», но примечательные города и сёла как владимирского края, так и соседних областей.
Дудоровой была разработана схема восьми туристических маршрутов по Владимирской области, которые привлекали бы туристов из соседних областей, что называется внутренним туризмом. Эти маршруты охватывают все районные города и сельские поселения, имеющие интересные исторические, архитектурные объекты, необходимую инфраструктуру, которая получила бы импульс для дальнейшего развития. Эта идея нашла отзыв во многих российских городах благодаря работе А.А. Московкиной.
Студентами защищались прекрасные дипломные работы по этой тематике. Бывшие студенты организовали фольклорный ансамбль «Радуница», причём подобные коллективы появились и в других городах и сёлах Владимирской области. Несколько ее коллег-преподавателей защищали диссертации по тематике народной культуры.
Вызывает сожаление, что не была опубликована в каких-то серьёзных изданиях ее статья (её приняла только газета областной писательской организации) о дате основания города Владимира. Рьяно поддерживаемая администрацией города версия основания Владимира киевским князем Владимиром Святославичем отрицается большинством учёных-историков, которые считают основателем города в 1108 году князя Владимира Мономаха.
В 2011 году вышла книга «Владимиро-Суздальская школа реставрации: история, методы и практика». Научным руководителем коллектива авторов был И.А. Столетов - к этому времени - академик архитектуры, член корреспондент Академии художеств РФ, дважды лауреат Государственных премий, почётный гражданин города Владимира. На презентации книги, 14 октября 2011 года в Суздале, в его адрес прозвучало много благодарственных слов. Игорь Александрович, оценивая и вклад Дудоровой в создание книги, сказал: «Если бы не было Вашей работы по истории Владимиро-Суздальской реставрации, мы вряд ли взялись бы за этот труд». В 2012 году среди группы авторов книги Лидия Васильевна была отмечена наградой Российской академии архитектуры и строительных наук - Дипломом и медалью.
В 2015 году во Владимире, в издательстве «Транзит-ИКС» вышло третье издание книги «Суздаль: из века в век» Лидии Васильевны Дудоровой.

ПУБЛИКАЦИИ Л.В. ДУДОРОВОЙ:
Книги
:
1. Владимиро-Суздальский музей-заповедник: путеводитель. - Владимир: Верх. - Волж. кн. изд-во, 1964. [Соавтор].
2. История Владимирского края: [учеб, пособие для учащихся 7-10 классов]. - Ярославль: Верх. - Волж. кн. изд-во, 1973. [Соавтор].
3. Старый Владимир / Владимир. обл. универс., науч. б-ка им. М. Горького. - Владимир, 1997.
4. То же. - Владимир: Посад, 1998.
5. То же. - Владимир: РЕКО, 1998.
6. Суздаль: из века в век: ист. исследование. - Владимир: Собор, 2006.
7. То же. - 2-е изд., испр. - Владимир: Собор, 2008.
Статьи:
1. План суздальского Покровского монастыря конца XVII вв. // Архитектурное наследство. - М„ 1972. - Вып. 20.
2. Экономика Суздаля и характер его застройки в конце XVIII - начале XIX веков // Суздалю - 950 лет: по материалам юбилейной науч. конф., посвященной 950-летию гор. Суздаля. - Ярославль, 1977.
3. Из прошлого Большой улицы // О крае родном: люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. - Ярославль, 1978.
4. Новые данные о местонахождении древних ворот в древнем городе Владимире // Советская археология. - 1980. - № 4.
5. Из истории застройки древней части Владимира // Владимирскому музею 125 лет: материалы науч. конф. - Владимир, 1981.
6. Из истории строительства суздальского Спасо-Евфимиева монастыря // Памятники истории и культуры. - Ярославль, 1983. - Вып. 2.
7. Новые документы по истории Успенского монастыря в Александрове // Памятники истории и культуры. - Ярославль, 1988. - Вып. 3.
8. Дмитриевский собор // Старый владимирец. - 1996. - № 3.
9. Дом Сапожникова в г. Гороховце: история его обитателей, реставрация, музеефикация // Материалы областной краеведческой конференции «История населённых мест Владимирской области» (19 апр. 2002 г.). - Владимир, 2003.
10. Роль А. Д. Варганова в создании научной методики реставрации памятников архитектуры и его вклад в сохранение архитектурного наследия г. Суздаля: (к 100-летию со дня рождения) // Материалы Областной краеведческой конференции (22 апр. 2005 г.). - Владимир, 2005. - Т. 1.
11. Прогулки по старому Владимиру // Старая столица: краевед. альманах. - Владимир, 2008. - Вып. 3.
12. О роли Владимира и Владимиро-Суздальской земли в истории Русского государства // Материалы Межрегиональной краеведческой конференции (28 апр. 2008 г.). - Владимир, 2009.

Публикации о ней:
1. Коноплёва Р.Г. Дудорова Лидия Васильевна // Владимирская энциклопедия: биобиблиогр. словарь: А - Я. - Владимир, 2002.

МОЯ ДОРОГАЯ ДАВНЯЯ ПОДРУГА

Т.И. Лапшина
Я познакомилась с Лидочкой в августе 1954 года при получении направления в общежитие в Сокольниках на Стромынке после зачисления на исторический факультет МГУ, пройдя предварительно непростое собеседование. Это был первый год, когда серебряные медалисты при поступлении должны были пройти собеседование. Проходила его и серебряная медалистка Лида Дудорова.
Пять лет университетской жизни... Общежития МГУ - в Сокольниках, в Черёмушках, на Ленгорах; лекции, семинары, занятия в университетской библиотеке на Моховой, в Государственной исторической и Ленинской библиотеках; кинотеатр «Ударник», куда мы сбегали иногда с последней лекции; традиционный бутерброд с осетриной в гастрономе гостиницы «Москва» после очередной стипендии; прогулки в садике внутреннего двора общежития на Стромынке; встречи с поэтами - Евтушенко, Рождественским, Вознесенским, режиссёром Герасимовым; посещение Большого театра; практика в Ленинграде и знакомство с его архивами и библиотеками; путешествия по достопримечательностям Подмосковья и многое-многое другое... Всё так живо и памятно до сих пор. Это скрепило нашу дружбу, но главное - университет заложил в нас навыки исследовательской, творческой работы.
Почти каждый год Лида приглашала меня приехать к ней во Владимир, посмотреть знаменитые памятники... Но у меня всё не получалось... И только через год после окончания университета, в свой первый отпуск, я приехала, думалось, на пару дней во Владимир, да так и осталась в этом краю навсегда - он покорил и восхитил меня.
Тем, что дальнейшая судьба моя связана с Суздальским филиалом музея-заповедника, я обязана Лиде. Её семья, где я всегда находила приют и радушное гостеприимство, её родители, особенно мама Надежда Матвеевна, стала моей второй семьёй. Я благодарна судьбе за эту встречу и дружбу.
В своей многогранной работе Лидочка полностью реализовалась как историк, исследователь, как творческая личность. Главной своей «вершины» она достигла, конечно, работая во «Владреставрации». Это была неизведанная область в работе с памятниками архитектуры. Чтобы найти «рациональное зерно», которое затем могло бы пригодиться архитектору при составлении проекта, надо было «перелопатить» гору архивных документов. Я помню её рассказ о тихом ужасе, охватившем её впервые при виде выложенной архивистами чуть ли не до потолка стопы толстенных книг - описей Боголюбовского монастыря. Она осилила эту «гору». И таких «гор» было немало. Тем самым была освоена новая методика работы с памятниками архитектуры, когда вначале проводился сбор исторических материалов, исследование памятника в натуре, а затем уже проектные предложения.
Работая в архивах, составляя исторические справки-исследования для архитекторов, помогающие им «видеть» первоначальный облик памятника, Лида наталкивалась на материалы, не имеющие прямого отношения к памятникам, но её любознательный ум, понимающий значимость вновь обнаруженной информации для науки, для истории города, замечал всё. Введённые в научный оборот, эти материалы выливались в подлинные открытия, как, например, определение более точного местоположения Серебряных и Медных ворот во Владимире. А три рисунка XVI века суздальского Покровского монастыря! Как известно, до наших дней в Суздале сохранился лишь единственный памятник с двумя шатрами - двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря. А рисунки наглядно подтвердили, что двухшатрие было широко распространено в ХѴІ-ХѴІІ веках. Изображение же соединённых конструктивно келий на этих рисунках позволило архитекторам и реставраторам использовать этот приём при построении деревянных гостиниц Главного туристического центра в Покровском монастыре.
Лидины изыскания в отдельных случаях приводили к изменениям долго бытовавших мнений о функциональных назначениях архитектурных памятников. Так, в книгах Н.Н. Воронина и А.Д. Варганова остатки одной из построек Покровского монастыря в Суздале именовались как «руины тюрьмы». Годами экскурсоводы музея-заповедника, показывая их туристам, рассказывали об этих «руинах». Лидии Васильевне удалось документально установить, что это одна из редких хозяйственных построек - каменная поварня монастыря.
Нельзя не сказать ещё и о «спасительной» роли исследований Лиды. В 1970-х годах по предложению «Гипрогора» подлежали сносу торговые ряды во Владимире и ряд домов в центре города. Исследования позволили определить ценность этой застройки, и, сохранив её, сохранить своеобразие старой части города. Вообще, можно сказать, что исследования жилой застройки городов явились во многом особым пластом изысканий Лидии Васильевны. Проявив интерес к этой теме, она привлекла новые источники, такие, как обывательские книги XVIII века, оценочные ведомости, прошения о ремонте в городскую управу и т.д. Это дало ей возможность подчеркнуть значимость рядовой жилой застройки в сохранении естественной древней среды городов. Разработанная ею методика оказала неоценимую пользу в составлении первого Генплана Суздаля перед принятием правительственного постановления о создании туристического центра в 1967 году. Эти материалы легли также в основу её книг «Старый Владимир» и «Суздаль: из века в век».
Хочу также отметить, что в своих исследованиях по памятникам архитектуры Лидия Васильевна старалась дать наиболее полную информацию и находила её иногда совершенно неожиданно. Однажды, разбирая ворох не описанных ещё различных фотографий, она непроизвольно задержала взгляд на фотографии съезда учителей Гусь-Хрустального. Сработало чутьё. Учителя были сняты на фоне дверей Георгиевского собора. Фотография была передана К.С. Лимоновой, архитектору-реставратору, которая работала над проектом реставрации этого памятника.
Своё творческое умение, крайнюю добросовестность в работе, её результативность, накопленный во «Владреставрации» опыт исторических исследований по памятникам архитектуры Лида перенесла и в колледж культуры, и на кафедру культурологи Владимирского университета. Впервые были подняты архивные источники по фольклору, по подлинно народному творчеству. Более 150 обрядов, колядок, песен было собрано в единую коллекцию.
За участие в работе над книгой «Владимиро-Суздальская школа реставрации. История, методы и практика» Лидия Васильевна была отмечена Дипломом и медалью Российской академии архитектурных и строительных наук.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О Л.В. ДУДОРОВОЙ

Тимофеева Т.П.
Лидия Васильевна Дудорова оставила очень заметный след во владимирском краеведении, причём в то время, когда и самому понятию «краеведение» придавался пренебрежительный оттенок, и с изданиями было не густо. В ней соединились живой человеческий и общественный темперамент, хорошая профессиональная подготовка (исторический факультет МГУ), оригинальность мышления, интерес и любовь к Владимирскому краю. И все эти качества нашли правильную точку приложения - всю свою жизнь она отдала ВСЭНРПМ (Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская) и музею-заповеднику. В музее её коллегами были в то время (в начале 1960-х) такие же молодые и весёлые научные сотрудники, как и она - В.А. Плугин, С.П. Гордеев, Л.Р. Горелик, Т.И. Лапшина, Титова Валентина Ивановна. Но в музее исследователю работать очень сложно, так как обязанности научного сотрудника слишком многообразны, постоянно что-нибудь отвлекает от научных занятий, и мало кому удаётся стать более или менее профессиональным учёным.
А вот в реставрационной мастерской Лидия Васильевна прочно и надолго заняла свою нишу - историческое исследование памятников архитектуры. Она принадлежит к редкой во Владимире и владимирском краеведении профессии: архитектуровед, историк архитектуры. Научный архив мастерской наполнен томами её трудов - так называемыми «историческими справками» и «материалами» по огромному количеству памятников архитектуры. Это бесчисленное множество документов, в том числе планов, чертежей, рисунков, гравюр, обнаруженных в архивах Владимира, Москвы и Ленинграда. Не просто обнаруженных и собранных, но осмысленных и выстроенных в историческую канву изучаемых зданий. Каждая из таких «справок» - полноценный труд историка-исследователя архитектуры. Но реставрационная мастерская ставила совсем другие цели: не публикацию научных открытий, а их воплощение в реставрационных проектах и объектах.
Всякий, работающий с документами XVII- XVIII веков, да и XIX века тоже, знает, насколько сложна и утомительна эта работа. Но ещё за этими бесчисленными описями, сведениями, приходо-расходными книгами, отписками и т.д. и т.п. нужно увидеть реальное здание и его историческое бытие, понять, а иногда и угадать ход изменений и перестроек, отделить подлинную ценность от временных наслоений. Для этого необходимо ориентироваться в исторических эпохах, архитектурных стилях, строительных материалах и приёмах разного времени. И главное - должно быть огромное желание, жгучий интерес, неутолимая жажда, сверхзадача - «задор», как говорила Лия Романовна Горелик. Вот только один маленький пример. На фасадах Спасо-Преображенского собора в Суздале сохранилась в киотах живопись. На вид это была поздняя работа, но в описи 1660 года указано - «письмо ветхо». Отсюда следует, что надо искать под поздней записью фреску, очевидно, одновременную собору, то есть XVI века; так и вышло.
Историко-архитектурные исследования Лидии Васильевны ложились в основу проектов реставрации многих и многих древних зданий. В их числе целые сложнейшие ансамбли - Спасского монастыря в Суздале, Успенского в Александрове, грандиозный Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном, усадьбы Муромцево и Андреевское, жилая застройка целого города Суздаля, историческое ядро Владимира; всего не опишешь, не перечислишь. Именно на время её работы в реставрационной мастерской пришлась комплексная реставрация и философское осмысление памятников архитектуры как части исторической среды.
Лидия Васильевна проделала уникальный, титанический труд, которого вовек не повторить: собрала материал по истории каждого из старинных каменных домов центра Владимира - так называемого «исторического ядра». Часть своего бесценного труда - к сожалению, очень небольшую часть - ей удалось донести и до широкого читателя в книге «Старый Владимир». Много лет мечтала она издать книгу о Суздале, жилой застройке которого также отдала заветную частицу своей души. Свой замысел она осуществила в популярной книге «Суздаль: из века в век». А ещё она замечательный собеседник, мастер устного рассказа, всегда умеющий сказать необходимое и достаточное, найти яркие краски, запоминающиеся штрихи и юмористическое детали. Общение с ней запоминается на всю жизнь.

РАЗГОВОР О ПРОШЛОМ И НЕМНОГО - О БУДУЩЕМ

Д.А. Артюх
Лидия Васильевна Дудорова... Хрупкая, нежная, с тихим вкрадчивым голосом... Она одна из тех, на ком держится владимирское краеведение. Её открытий не перечесть. Она уточнила местоположение Серебряных и Медных ворот, вычислила путь старой Владимирки в черте города, досконально исследовала застройку исторического ядра города, чем способствовала спасению его от сноса. В свои без малого восемьдесят она на собственные средства переиздала свою книгу «Старый Владимир», уже второй десяток лет являющуюся настольной для всех, кто интересуется историей города. Пусть она в последнее время иногда неважно себя чувствует и давно не выходит из дома, но... пытается донести до власти, декларирующей развитие туризма в нашей области, собственный оригинальный рецепт расширения туристической сферы региона. Мы с Лидией Васильевной встречались не единожды и беседовали долго: о жизни, о работе, о прошлом и будущем Владимира.
Владимир для Лидии Васильевны - город родной во всех отношениях. Здесь она появилась на свет в семье работников «Автоприбора», горожан в первом поколении. Отец её происходил из суздальских Михалей, мама - из Доброго села. Жили Дудоровы на Больших Ременниках - рядом с семьёй Н.Н. Воронина, но тогда маленькая Лида и представить себе не могла, как в будущем пересекутся их с соседом научные интересы.
Ученицей Лидия Дудорова была примерной. А всё потому, что в первом классе на новогоднюю ёлку пригласили только отличников.
- Это для меня был такой стимул, - вспоминает Лидия Васильевна, - что, начиная со второго класса, я каждый год получала похвальные листы и в итоге окончила школу с серебряной медалью.
Кроме того, Лидия Дудорова была председателем Совета пионерской дружины и единственным представителем своей школы (№ 1) в горкоме комсомола. С таким блестящим, как сейчас бы сказали, резюме, в 1954 году она поехала поступать в МГУ
- Вообще-то, я хотела заниматься английским языком. Но в то время я была такая «серая», не знала, что его на филологическом факультете изучают. Я искала факультет английского языка. Не нашла и сказала маме (мы с ней вместе приехали): «Тогда или на философский, или на исторический». Философский мама отвергла сразу, опасаясь папиного гнева. Он хотел, чтобы дочь стала врачом или инженером. Сошлись на истории. Но и за это решение нам дома досталось, - признаётся Лидия Васильевна.
В университете занималась историей Франции, потому что в преподавателя по этому предмету были влюблены все студентки. Получив блестящее образование, Лидия Дудорова вернулась во Владимир, но устроиться здесь на работу с дипломом МГУ оказалось совсем непросто.
- В Совнархозе меня спросили: «Умеешь печатать на машинке?». Я говорю: «Нет». - «Ну, нам такие не нужны». В управлении культуры посмотрели на вкладыш к диплому: «Ренар как историк революции 1848 года во Франции». - «Это что такое?» Я отвечаю: «Это тема моего дипломного проекта». - «Вот видите, а нам нужны специалисты по России. Вы не подходите».
В конце концов, в 1959 году Лидию Васильевну взяли в музей, но и то временно - на место ушедшей в декретный отпуск сотрудницы.
- Поступила я под начало Шлионского Григория Борисовича, - рассказывает Лидия Васильевна. - Тогда только было принято решение о создании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, директором был А.Д. Варганов. Платили мало, приходилось подрабатывать во Дворце пионеров руководителем кружка историков-следопытов. Зато в музее была чудесная библиотека, где я получила все свои знания по архитектуре. Сотрудники музея помещались тогда в одной 19-й комнате в Палатах. Тут же сидела бухгалтер. А я была такая несмышлёная, целыми днями читала и ахала: «Мы это не проходили!». Бухгалтер слушала-слушала, курила, а потом и говорит: «Смотрю я на тебя, Дудорова, ничего-то ты не знаешь. И чему только тебя в этом университете учили?». А потом меня назначили заведующей архитектурным отделом, - лукаво улыбается Лидия Васильевна.
В 1966 году Дудорова перешла на работу к реставраторам. Её задача как историка состояла в сборе материала для реставраторов памятников архитектуры. Лидия Васильевна буквально поселилась в областном архиве.
- В то время я чаще всего была единственным читателем. А читальный зал помещался в маленькой комнатушке с печным отоплением. Беда была в том, что закрывали печи пораньше, чтобы оставить тепло, и я угорала, - вспоминает Лидия Дудорова. Но даже в этих обстоятельствах её исследовательский пыл не охладел: «Я открываю документы, а там пыль вековая! Представляете, я была первая, кто держал их в руках!».
Она первой обнаружила фотографии имения Храповицкого в Муромцеве и установила, что его архитектором был Петр Бойцов. Это Дудорова нашла в архиве материалы по загородной резиденции Андрея Боголюбского и возила их в Москву Николаю Николаевичу Воронину. Она даже исправляла неточности в трудах знаменитого коллеги, чем заслужила его уважение: «Я трижды исправляла Воронина. Первый раз - насчёт Медных ворот. Раньше считалось, что они находились там, где Никитская церковь. Воронин издал путеводитель, в котором про ворота так и было написано. Но в этом месте в XII веке не было никаких дорог. Дорога на Суздаль проходила по теперешней Суздальской улице. Я написала статью в сборник “Интересное о крае” Софронова. И в ней указала, что Медные ворота вели к Суздалю и могли находиться на Ивановском спуске, то есть напротив современной гостиницы “Владимир”. Там Суздальская застава была. Но Софронов не поверил мне, послал мою статью Воронину. А Воронин пишет ему: “Я признаю это открытием Дудоровой” и попросил моего разрешения опубликовать новую схему ворот в своём следующем сборнике. Это письмо есть в архиве.
Второй раз - про поварню в Покровском монастыре. У Воронина в путеводителе было написано: “белокаменна, ныне развалилась”. Это он взял у Варганова, из его книжки по Суздалю. А когда я стала листать опись XVI века Покровского монастыря, то оказалось, что поварня “была каменна, ныне развалилась”. И я сказала об этом Варганову, мы с ним в реставрации рядом сидели. Он тут же написал об этом Воронину, и уже во втором издании Воронина ошибка была исправлена.
А третий раз, - по поводу Большой улицы и местоположения Серебряных ворот. Воронин считал, что ворота были перед современной площадью Фрунзе. А я нашла документ, что они находились в нескольких десятках метров к юго-западу от места, указанного Ворониным. Солдат Шер имел дом в этом районе и в 1882 году писал прошение: “За моим домом проходит бывшая Большая улица, нельзя ли мне её использовать под огород?” Ему разрешили. А поскольку я знала, где был дом Шера, я поняла, как улица проходила. И ещё я нашла любопытный документ: когда в 30-х годах XIX века проводили Московско-Нижегородское шоссе, то оказалось, что в восточной части Владимира улица была столь узка, что на ней едва могли разъехаться два экипажа. Поэтому и решено было спрямить дорогу, проведя её обывательскими огородами. Я опубликовала это своё открытие в “Советской археологии” в 1980 году. А прежде ведь никто не понимал, как Большая улица сместилась».
Когда в 1970-м сломали Казанскую церковь, в которой венчался Герцен, сотрудники реставрационной мастерской сидели за своими рабочими столами и плакали.
- Зашёл И.А. Столетов и говорит: «Скоро ещё больше заплачете. Весь Владимир пустят под бульдозер - принят Генплан, московский “Гипрогор” разработал». И стали мы думать, как спасать город. Хотя многие тогда недоумевали, что тут спасать - гнилушки? - вспоминает Лидия Васильевна.
Историческое ядро уже тогда было в плохом состоянии. На центральной улице люди жили без удобств. Власть и жителей ещё предстояло убедить, что эта старая застройка представляет историческую и архитектурную ценность. Лидия Васильевна Дудорова выступила в качестве «паровоза» этого крайне трудного дела. Она изучила историю каждого дома, чтобы потом можно было объяснить любому начальнику, чем именно дорог и ценен тот или иной особняк.
- Я знала, что со стариков надо начинать. Жил у нас в городе Леонид Семёнович Богданов (1893-1973). Но он ещё со времён репрессий 1930-х годов был напуган и наотрез отказывался нам помогать. Однако когда мы ему объяснили, что Владимир может погибнуть, он пошёл со мной по городу и рассказал, когда какой дом был построен и кому принадлежал.
А потом Лидия Васильевна проверяла все эти сведения в архиве. Масштаб её трудов впечатляет: изучено семь сотен домов. Причём данные о них не лежали на поверхности, а собирались из разных источников, сопоставлялись и приводились в систему. Трудно себе представить, но весь огромный массив данных Лидия Васильевна обрабатывала без помощи компьютера, держа всё в голове.
- Мне принесли обывательские книги XVIII века. Там были записаны все обыватели в алфавитном порядке. Дворяне - отдельно. И вот в этих ведомостях написано; фамилия, дом на Большой улице, справа сосед такой-то, слева такой-то, промысел, состав семьи. А как дальше двигаться? Я выписывала и держала это в голове. Всё думала, как же мне найти ключик? Попались ещё оценочные ведомости. А там уже другой принцип: по улицам и по домам. Но беда в том, что они начали составляться уже в первой четверти XIX века. А потом мне попалась оценочная ведомость 1866 года, где не только подробно описывались каждая улица и каждый переулок, но ещё и сказано было, когда построен дом: («издавна» - значит, сведений нет, «дому больше 40 лет», и т.д,), сколько окон, дверей, как используется подвальное помещение. И в результате - у меня шесть томов рукописей. Вся кладовка ими забита.
Эти данные были взяты за основу при разработке проекта реконструкции исторического ядра города Владимира. Архитекторы обследовали весь центр и определили, какие дома необходимо сохранить, какие - под снос. А если дом сносился, то на его месте должен был появиться новый, не противоречащий всей архитектуре. Были разработаны охранные зоны и определена максимальная высота строений - 11 метров - это три этажа с мезонином.
Поддержкой местных властей помог заручиться случай. Секретарь горкома и председатель горисполкома Р.К. Магазин как раз в это время побывали в Болгарии, где их поразил своей средневековой атмосферой город Тырново. После поездки они пришли в реставрационную мастерскую, а Столетов уже смог показать им кое-какие наработки. Так проектные работы получили финансирование. А в 1974 году облисполком пригласил архитекторов из Москвы и городов центра России, и владимирские реставраторы представили им своё детище. Лидия Дудорова вспоминает этот крайне волнующий владимирских специалистов момент.
- Мы не знали, как к этому отнесутся, потому что были первыми в стране. Но коллеги рассыпались в комплиментах. Игорь Александрович Столетов и другие архитекторы получили почётные звания. Слава гремела.
Так Дудорова и её коллеги отстояли древнюю часть города, не дав снести купеческие особнячки и заменить их бетонными высотками. Этот подход был применён и в других исторических городах, включая столицу, где по методике наших реставраторов была реконструирована улица Школьная.
А ценная для любого краеведа информация, собранная ради спасения исторической застройки Владимира, так и хранится в рукописях у Лидии Васильевны дома. Только небольшая её часть нашла отражение в книге «Старый Владимир». Говорят, чтобы написать книгу, достаточно быть талантливым человеком, а вот чтобы издать её в наше время - гением. Лидия Васильевна свои труды издала на собственные деньги.
Аналогичное исследование она провела в Суздале, совместно со старожилом, педагогом, энтузиастом Владимиром Михайловичем Снегирёвым (1888-1977) и архитектором Лолой Михайловной Анисимовой. Книга «Суздаль: из века в век» была написана ещё в 1993, но только в 2008 году у Лидии Васильевны получилось её издать.
Ещё один грандиозный труд, соавтором которого стала Лидия Дудорова, - это вышедшая в 2011 году книга «Владимиро-Суздальская школа реставрации. История, методы и практика». В 2013 году издание было отмечено медалью Российской академии архитектуры и строительных наук. Работа над книгой шла в течение двух десятков лет. Написана она коллективом авторов - сотрудников владимирской реставрационной мастерской. Над ней трудились реставратор Александр Трофимов, инженер Наталья Горячева, Лидия Дудорова - как историк. А обобщил их заметки, насытил мудростью с высоты собственного опыта академик Игорь Столетов. «Это наше послание будущему, потому что я уверен, что дело наше вечно. Страна с многовековой великой культурой должна возродиться и продолжить то, что мы делали», - так он сам оценил значение этой монографии. Лидия Васильевна Дудорова считает, что книга может быть использована в качестве учебника. В ней - полувековой опыт специалистов, спасших Дмитриевский собор, фрески Андрея Рублёва, весь исторический центр Владимира и ещё много других памятников, которыми мы теперь восхищаемся и гордимся. Но идея написать об этом родилась не от хорошей жизни. Взяться за обобщение собственного опыта реставраторов заставил кризис отрасли, начавшийся в 1990-х, когда из-за сокращения финансирования владимирские реставраторы остались без работы, - рассказала Лидия Васильевна. Увесистый, прекрасно иллюстрированный том вышел полуторатысячным тиражом и сразу стал библиографической редкостью. «Работы мастеров владимирской реставрационной школы представляют собой самостоятельную историко-культурную и художественную ценность» - так оценил уникальный опыт наших земляков президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев. «Мы обязаны не только отдать должное выдающимся работам владимирской школы реставрации, но и поддержать существование и развитие её традиций как важного направления нашей отечественной культуры. Издание данного труда - первый добрый шаг на этом пути», - написал он в предисловии к книге.
- Меня много лет назад попросили написать учебник по истории архитектуры. Я сказала: «Это было бы нахальством с моей стороны. Я не осмелюсь». Но жизнь заставляет делать невозможное, - вздыхает Лидия Васильевна, показывая медаль.
В 1991 году жизнь вновь заставила Лидию Дудорову поменять вектор научного поиска. Она, выйдя на пенсию, покинула «Владреставрацию», и её тут же пригласили преподавать в колледже культуры. «Что знаете, то и рассказывайте», - напутствовали её.
- А знала я только архитектуру, - вспоминает Лидия Васильевна. Я принесла фотографии, развесила, рассказываю. А студенты сидят и смотрят в окно. Я удивилась: «Вам что, не интересно?». А они говорят: «Мы всё это знаем». У них историю искусств, оказывается, читала Магдалина Гладкая! Я уже хотела отказаться, но меня не отпустили - расписание составлено на полгода. Тогда я прямиком старой дорогой - в архив. И студентов за собой повела.
А студенты изучали фольклор. Это был экспериментальный курс режиссёров народных праздников и обрядов. И Лидия Васильевна, которая прежде, по её собственному признанию, с фольклором сталкивалась только по радиопередачам, да и то сразу выключала приёмник - не привлекали её «противные старческие голоса», - начала работать на абсолютно новом, и, как тогда казалось, совершенно чуждом поле.
- Оказалось, что у нас до революции собран огромный материал по фольклору. Даже иваново-вознесенские фабриканты не гнушались заниматься фольклором, я уже не говорю о деятелях губернского статистического комитета. Мы находили материалы священников, которые были тогда самыми грамотными людьми в сельской местности, и надо отдать им должное, не чурались народной культуры, не оплёвывали, как что-то примитивное, а ставили перед собой задачу сохранить её. В газете «Владимирские губернские ведомости» описывались все праздники, как религиозные, так и народные.
Лидия Васильевна превратила учебный процесс в научный поиск. Приходила в архив заранее, чтобы занять места своим студентам, и вместе с ними собирала материал, который потом лёг в основу уникального для России предмета «Народный календарь». По сути, она давала студентам энциклопедию крестьянской жизни: с суевериями, обрядами, праздничными традициями. А потом режиссёр и педагог Алла Александровна Московкина стала воспроизводить старинные обряды со студентами. И поскольку они уже понимали глубинный смысл, заложенный в действа, получалось исторически достоверно и по-настоящему искусно. Эксперимент тогда поддержало Министерство культуры. Выпускников колледжа даже прикрепили к кафедре народного хора Московского университета культуры, и они получили ещё и высшее образование.
Затем Лидия Васильевна Дудорова вместе с Аллой Александровной Московкиной продолжили эту работу в ВлГУ на кафедре культурологии. Уже в университете они придумали, как собранный этнографический материал можно использовать в туристической сфере нашей области. Это идея, с которой Лидия Васильевна живёт уже много лет. А заключается она в том, что интересные места, малоизвестные памятники, природные объекты, которые есть в любом уголке региона, надо просто привести в порядок, облагородить, творчески обыграть и тогда смело можно показывать туристам. Тогда экскурсионные автобусы не будут пролетать область с двумя остановками: во Владимире и Суздале. Гостям станет интересно провести у нас неделю-другую. А местное население приблизится к истокам родной культуры, да ещё и дополнительный заработок получит. Лидия Дудорова вместе со студентами, уже в университете, создала схему туристических маршрутов по области, автомобильных и водных - альтернативу традиционным. Чем и как эти маршруты насытить, знает её коллега Алла Московкина, которая готова даже провести учёбу для представителей органов местного самоуправления. Она, кстати, уже консультировала подобным образом власти в Ханты-Мансийске, Томске, Чечне, сейчас развивает туризм в Белгородской области.
У нас они с Дудоровой предлагают сделать упор на этнографию. Можно, например, в Кольчугинском районе создать школу традиционного материнства, где научат старинным потешкам, колыбельным, пальчиковым и прочим развивающим играм, расскажут, как пестовали своих детей наши прабабушки. В Петушинском районе можно знакомить туристов с русской кухней - учить готовить в русской печи, солить грибы, мочить бруснику. В меленковской глуши, где испокон веков выращивали лён, можно предлагать мастер-классы по прикладному творчеству. На живописных берегах Клязьмы - разворачивать ландшафтные театры.
- Обучить современных людей этим премудростям можно хотя бы в рамках внутреннего туризма. Тогда женщина будет знать, что она сюда на неделю приехала получить навыки, чтобы использовать их в своей повседневной жизни. И муж доволен, и дети счастливы, и семья крепнет от этого. Это всё даёт народная культура, - говорят Дудорова с Московкиной.
Отчасти это реализуется их учениками: в Гороховце, Фоминках, Судогодском районе. Однако толчком для развития отрасли эти начинания не стали, потому что усилия разрозненны. Если объединить их в общую систему, пропагандировать её за пределами региона, организовывать и поддерживать на административном уровне, будет у нас туристический бум.
Но не нашлось пока человека, который взялся бы осуществить этот проект, который Лидия Васильевна сейчас считает главным делом своей жизни.
Суздальские мастера-реставраторы, их роль в возрождении Суздаля
Союз Краеведов Владимирской области
«Владимирская энциклопедия»

Категория: Владимирская энциклопедия | Добавил: Николай (04.11.2021)
Просмотров: 741 | Теги: Суздаль, Владимир, краеведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru