Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
09:24
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирское научно-производственное акционерное общество «Владимирреставрация»

Владимирское научно-производственное акционерное общество «Владимирреставрация»

13 мая 1918 года при Владимирском губернском отделе народного образования была создана губернская комиссия по охране памятников старины, так называемый губернский музейный подотдел. На первом заседании его во Владимире присутствовал Игорь Грабарь, знаменитый художник, реставратор и организатор советского музейного дела. Руководителем комиссии по охране памятников был назначен Алексей Иванович Иванов.
27 июля 1918 года в город прибыла большая группа историков искусства, археологов, архитекторов, мастеров-реставраторов и фотографов. В числе прибывших специалистов были известные ученые И. Грабарь, Ф. Анисимов, П. Юкин, А. Щусев и другие, всего 19 человек. Они детально исследовали состояние росписей в Дмитриевском и Успенском соборах. В труднейших условиях того времени комиссия проработала пять месяцев над укреплением древних фресок в соборах. Это была одна из самых первых работ советских ученых и реставраторов. После ее выполнения комиссия выехала обследовать историко-архитектурные памятники на территории губернии.
В 1922 году существовавшим тогда Главным управлением научными, художественными и музейными учреждениями было выделено 166 тысяч рублей на ремонт Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире и церкви в Кидекше близ Суздаля. При этом указывалось, что деньги эти «ни на какие другие потребности использованы быть не могут».
13 марта 1943 г. было принято решение о создании специальной комиссии по охране исторических памятников г. Владимира. В нее вошли 9 человек. Председателем была назначена секретарь горисполком Е.В. Вершинина. Членами совета от горкома партии - С.П. Овсянников, от отдела народного образования - М.Ф. Лукьянова, от краеведческого музея - Е.И. Киселева, от госархива - П.Я. Алешкин, а также учительница истории Е.И. Блинова, архитектор А.В. Столетов, краеведы Л.С. Богданов и Саушкин. Тем не менее, в условиях войны нелегко было найти силы и средства для решения всех вопросов по сохранению уникальных памятников.

8 апреля 1945 г. вышло постановление СНК СССР № 715 «О мероприятиях по сохранению и реставрации памятников архитектуры во Владимирской области», имевшее важнейшее значение для организации системы реставрации памятников Владимирского края. Пункт 10 данного постановления предусматривал обязанность Комитета по делам архитектуры при СНК СССР и Владимирского облисполкома «организовать во II квартале 1945 года при областном отделе по делам архитектуры проектно-реставрационную мастерскую»; кроме того, Государственная штатная комиссия при СНК СССР совместно с Комитетом по делам архитектуры при СНК СССР должна была рассмотреть и утвердить штаты и должностные оклады мастерской.
Согласно Постановлению при областном отделе архитектуры был организован сектор по эксплуатации памятников архитектуры в Суздале, Александрове, Юрьев-Польском, Муроме и Гороховце.
Большинство произведений живописи находилось в аварийном состоянии, что требовало незамедлительных работ по их укреплению. Ситуацию осложняло отсутствие во Владимире собственных кадров художников-реставраторов.
8 апреля 1945 г. принято постановление правительства РСФСР №715 об открытии в г. Владимире художественно-ремесленного училища (ХРУ). Идея открытия училища принадлежала Алексею Дмитриевичу Варганову, и местом училища мечтался ему Суздаль. Мечта его сбылась, но гораздо позже – открытием в 1979 году Суздальского художественно-реставрационного училища (ныне филиал Санкт-Петербургского государственного института культуры).
Училище взяло на себя задачу по подготовке кадров художников-реставраторов. Активное участие в учебном процессе принял и Н.П. Сычёв: он читал студентам лекции, знакомил их с памятниками. Первые художники-реставраторы, в 1948 г. вышедшие из стен ХРУ, почти в полном составе были приняты Н.П. Сычёвым в сектор живописи реставрационной мастерской. Они составили первую бригаду, положившую начало самостоятельной школе владимирских реставраторов. Это были А.П. Некрасов, А.Т. Силин, Д.П. Липин, А.М. Смирнов.


4 июля 1945 г. решением Владимирского облисполкома была создана Владимирская научно-реставрационная мастерская. Были утверждены её устав и штатное расписание: в штате числилось 12 человек.
Мастерская находилась в ведении областного отдела по делам архитектуры, а научное руководство её работой осуществлялось Главным управлением по охране памятников архитектуры при СНК СССР. План работы мастерской, проекты и методика реставрации рассматривались и утверждались Учёным советом этого управления.
Задачи мастерской были обозначены в её уставе, утверждённом в мае 1945 г. В них входили научно-исследовательская и проектная деятельность, в том числе разработка рабочих чертежей и сметной документации, а также научно-технический контроль производства работ на памятниках архитектуры, проведение всех видов научной фиксации - архитектурных и археологических обмеров, научных описаний, фотосъёмки, зарисовок, снятие копий, экспертиза и консультация по вопросам охраны и реставрации памятников архитектуры.
«В целях сохранения и поддержания ценных памятников старины в нашей области при специализированном стройуправлении организуются реставрационные мастерские. В настоящее время приступил к работе лепной цех (мастер тов. Григорьев), который изготовляет части архитектурных орнаментов для строящегося в городе 28-квартирного дома. В ближайшее время будут организованы цехи: живописный, чеканочный и по резьбе дерева» («Призыв», 9 сентября 1945).
23 декабря 1944 года, ещё до открытия Мастерской, Варганов писал Н.Н. Воронину, известному исследователю древнерусского зодчества, с которым его связывала многолетняя дружба и обширная переписка, что добивается «открытия в Суздале, если не художественно-промышленного училища, то, во всяком случае, подобных мастерских при местном промкомбинате. Последний идёт навстречу и согласен отпустить на первых порах более 100 тыс. рублей. Как удалось выяснить, у нас ещё есть последние возможности – мастера-старики, «ветхие деньми». Нашёл резчика по дереву (бывший иконостасный мастер), гравировальщика по металлу, ювелира, скоро приедет, вернее, вернётся в Суздаль великолепный чеканщик и позолотчик, мастер каменного дела есть тоже (обработка лекального кирпича, наличники и своды всех типов). Последние весьма были необходимы, так как в связи с восстановлением нашей владимиро-суздальской старины нужно иметь мастеров под руками «от клеврет и своих»… Может быть, тебе удастся этот вопрос поднять в Москве и заинтересовать кое-кого!?».
В письме от 11 января 1945 года он сделал приписку на полях: «Ни о каких мастерских в Суздале, с «клевретами», Мордвишина (чиновное лицо) слышать не хочет – детский дом или снова воинская часть!.. Только что закончил письмо, как мне сообщили… что мастерские такого типа организуются во Владимире и что Г.Н. (Георгий Николаевич Пальцев – первый секретарь Владимирского обкома ВКП-б) уже об этом знает и хлопочет. Найденные мною кадры будут зарегистрированы и использованы. Однако надо сказать, что суздальцы переезжать во Владимир откажутся».


Первые автомобили Владимирской реставрационной мастерской

Непосредственное ведение ремонтно-восстановительных работ было возложено на трест Наркомата гражданского строительства «Гражданстрой». Ему было поручено организовать для этой цели «Специализированное строительное управление по реставрации памятников архитектуры». Тресту было выделено оборудование, инструменты, три автомобиля ЗИС-5 и фонды на стройматериалы.


Первые транспортные средства мастерской

В 1945 г. были организованы строительные участки во Владимире, Суздале и Александрове, а в 1947 г. с большой задержкой - в Юрьеве-Польском.

Как отмечалось в отчёте за 1945-1946 гг., «мастерская первые годы своего существования, не обладая функциями производства ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, была занята лишь подготовкой научного и проектного материала для предстоящих реставрационных работ, ведя надзор и техническое руководство за начатыми владимирским трестом “Гражданстрой” работами».
В «Отчёте» отмечалось негативное влияние сложившейся ситуации и на развитие самой мастерской: «В первые годы своего существования мастерская занималась только исследованиями, обмерами памятников и отвлечённым проектированием в отрыве от производства. <...> но уже при первом же соприкосновении мастерской с вопросами практической реставрации возникла необходимость производства этих работ е силами самой мастерской, ибо стало совершенно ясно, что процесс проектирования не может быть оторван от процесса производства этих работ и только раскрыв памятник (сбивая с него штукатурку, делая зондажи и изучая его), анализируя эти раскрытия можно определить изначальные его формы, а следовательно и создать такой проект реставрации, который отражал бы его изначальные формы. Всякое иное проектирование делалось абстрактным и неизбежно подвергалось последующим неоднократным переделкам. Этот вывод заставил мастерскую уже к концу 1947 г. сделать попытку приблизить проектирование к производству и начать непосредственно производство работ.
Опыт показал, что ведение этих работ трестом «Гажданстрой» без участия мастерской, т.е. людей, понимающих памятники и цели, преследуемые реставрацией, невозможно. Отсюда следовало сделать окончательный вывод о необходимости перестройки мастерской на производственных принципах для успеха осуществления реставрации памятников».
В работе мастерской уделялось внимание не только памятникам белокаменного зодчества, гражданской архитектуры, но и реставрации произведений искусства. Для этого в её структуре был создан сектор монументальной живописи, который возглавил профессор Николай Петрович Сычёв, крупный специалист в области древнерусского искусства. Уже в 1945 г. он провёл первые работы по изучению и консервации росписей Успенского и Дмитриевского соборов и Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире, Рождественского собора в Суздале. Для выполнения работ были приглашены московские специалисты. В 1946 г. Н.П. Сычёв и Ф.А. Модоров провели укрепление фресок XII века в Успенском кафедральном соборе Владимира. Проводились работы и на других объектах.
Впервые непосредственно к реставрационным работам мастерская приступила в 1947 году в Дмитриевском соборе. Этот памятник был в аварийном состоянии, появились грозные признаки разрушения — лопнули его паруса и подпружные арки, началось расслоение столбов под хорами и западной стены. Требовалось принятие самых неотложных мер. Несколько лет настойчиво и вдохновенно работал над устранением возникшей аварийности архитектор-реставратор А.В. Столетов. В результате укреплен был юго-западный пилон собора, сгнившие дубовые связи XII века заменены железобетонным поясом, укреплены арки, своды и т. д. В 1950—1951 гг. памятник был возвращен к жизни и в 1953 году музеефицирован.
Необходимость проведения работ вместо треста «Гражданстрой» вынуждала мастерскую создавать собственную производственную базу со своими кадрами, материалами и инструментами. Этим объясняется и рост производственной деятельности мастерской по отношению к общему объёму выполнявшихся ею работ: если в 1947 г. она составляла 12,6 %, в 1948 г. - 30,3 %, от общего объёма работ. Как символично указывалось в отчёте мастерской, «сама жизнь вносила коррективы в первоначальную структуру мастерской, переключая её на производственные рельсы». Таким образом, профиль её из проектно-реставрационного всё больше эволюционировал к реставрационно-производственному. Никакой поддержки со стороны руководства мастерская не получала, более того, к 1948 г. её штат был уменьшен в два раза. В то же время из-за отвлечения архитекторов для выполнения реставрации не удавалось выполнить план проектных работ.
В течение первых пяти лет своего существования мастерская сохраняла статус проектной организации, что затрудняло юридическое оформление её реставрационно-производственной деятельности, а также формирование и содержание штата производственно-технического персонала. Более того, в октябре - ноябре 1949 г. Министерством финансов РСФСР была проведена ревизия, которая признала выполнение мастерской ремонтно-реставрационных работ незаконным. Они не были обозначены в её уставе, кроме того, у мастерской не имелось утверждённого штата технического персонала, и скрытое содержание прорабов, десятников, кладовщиков, сторожей было признано грубым нарушением финансовой дисциплины и закона. В результате директор мастерской архитектор Бородин лишился своего поста, а реставрационные участки в Суздале, Александрове и Юрьеве-Польском были закрыты. Новым руководителем стал архитектор В.В. Насонов.
Достаточно быстро выяснилось, что Трест «Гражданстрой», получив необходимые материалы и оборудование, в течение нескольких лет фактически срывал работы по реставрации и восстановлению памятников и недовыполнял план работ, в то время как состояние многих памятников архитектуры требовало оперативного вмешательства. Например, за 1949 г. трестом было выполнено лишь 10 % от возложенной на него программы реставрации. Попытки активизировать деятельность треста не увенчались успехом.
В начальный период работы мастерской достаточно острой оставалась кадровая проблема. В отчётах отмечалось, с какими сложностями пришлось столкнуться, прежде чем удалось сформировать костяк обученных и любящих своё дело мастеров. В то же время это был период высокой текучести кадров - в мастерскую приходило немало молодых специалистов, но не многие из них оставались на постоянной работе, предпочитая уходить в более перспективные места и не относясь к труду в мастерской со всей серьёзностью. Тем не менее, к 1950 г. здесь трудились высококвалифицированные мастера: в Суздале - Ф.И. Герасимов (бригадир каменщиков), И.И. Архиереев (каменщик), В.Ф. Климычев (каменщик), во Владимире - И.А. Егоров (бригадир), Я.Н. Григорьев (каменщик), С.А. Козин (каменщик), И.И. Семёнов (каменщик), в Александрове - Д.В. Таракалин (белокаменщик), в Юрьеве-Польском - С.П. Мариев (каменщик и плотник). Среди архитекторов-реставраторов в этот период трудились как опытнейшие Алексей Дмитриевич Варганов и Александр Васильевич Столетов (по совместительству, работая одновременно главным архитектором г. Владимира), так и молодые специалисты - Елизавета Михайловна Караваева, которая работала в Суздале под началом А.Д. Варганова, Михаил Александрович Фирсов, работавший в Гороховце, Николай Васильевич Сибиряков, в конце 1940-х гг. приступивший к исследованию и реставрации памятников архитектуры Успенского монастыря в г. Александрове.
В 1950 г. условия работы мастерской также не были благоприятными. Особенно тяжёлой была ситуация с нехваткой транспорта. Работы производились в разных частях области, и недостаток автомашин крайне тормозил выполнение плана. Фактически за 1950 г. план был выполнен на 87 %, по производству реставрационных работ выполнение плана составило 74 %, по реставрации монументальной живописи - 39 %.
Только в сентябре 1950 г. мастерская получила юридическое оформление как Владимирская экспериментальная научно-реставрационная производственная мастерская, в связи с чем появилась возможность набирать соответствующий штат архитекторов и был юридически закреплён её производственный статус.
С 1950 года Столетов Александр Васильевич – главный архитектор Владимирской экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской. С этого времени главным делом А.В. Столетова стало изучение и реставрация памятников древней Владимиро-Суздальской архитектуры.
С самого основания мастерская вела работы по различным направлениям, постепенно увеличивая объём реализуемых реставрационных работ. Однако не менее важны были проектные, обмерно-обследовательские, научно-исследовательские и работы по восстановлению монументальной живописи. В 1947-1950 гг. были разработаны проекты реставрации и инженерного укрепления для 14-ти памятников архитектуры, среди которых - жемчужины белокаменного зодчества - Дмитриевский и Успенский кафедральный соборы и Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, Архиерейские палаты, Торговые ряды, Воскресенская и Лазаревская церкви в Суздале, Марфины палаты в Александрове и другие, а также проекты охранных зон 60-ти памятников архитектуры и опорного плана г. Суздаля, проекты охранных зон 23-х памятников во Владимире и проекты «заповедников» по Суздалю и Александрову.
А.В. Столетов разделял выполнявшиеся в мастерской проекты на 6 видов: 1) проекты инженерного укрепления памятников (из-за аварийного состояния или наличия значительных деформаций, угрожающих их устойчивости); 2) непосредственно реставрационные проекты; 3) проекты фрагментарной реставрации; 4) проекты наружного благоустройства и вертикальной планировки территории, занимаемой памятниками; 5) проекты «заповедников»; 6) проекты охранных зон в Суздале и Владимире.
25 мая 1950 г. община Успенского собора по благословению владыки Онисима подписала договор на проведение работ с Владимирской научно-реставрационной мастерской. Во время проведения ремонтно-реставрационных работ в 1950-1953 гг. установили тщательное наблюдение за фресками, нормализовался температурно-влажностный режим. Реставрация «сафоновской» стенописи собора, проведенной в 1952-1954 гг. под руководством профессора Н.П. Сычёва, исходила из необходимости «излечения» собора в целом, что должно было благоприятно сказаться на состоянии фресок преподобного Андрея Рублева.
Мастера мастерской занимались консервацией древней монументальной живописи в Дмитриевском и Успенском соборах Владимира, церкви Бориса и Глеба в Кидекше, Покровской церкви Успенского монастыря в Александрове.
Реставрационными работами в Суздале руководил заслуженный деятель искусств РСФР и директор Суздальского краеведческого музея Варганов А.Д. Именно он во время Великой Отечественной войны укрепил стены Дмитриевского собора металлическими связями, чтобы защитить здание от бомбежек.
За два года - с 1948 по 1950 гг. - сотрудниками мастерской были обследованы и паспортизированы 326 памятников архитектуры, по большинству из них были проведены значительные обмерные работы. С 1945 г. проводились работы по полным архитектурным и частично археологическим обмерам основных памятников во Владимире, Суздале, Александрове и Юрьеве-Польском. Paботы велись и за пределами области: в 1949-1950 гг. силами мастерской были проведены обмеры памятников архитектуры Московской, Вологодской, Калужской областей.
Специально для нужд мастерской были созданы две фотолаборатории, которые вели обширную документальную и художественную фотофиксацию не только во Владимирской области, но и за её пределами. Прикреплённые к строительным участкам фотографы тщательно фиксировали все этапы проводимых на памятниках работ; с 1945 по 1950 гг. было выполнено около 4000 негативов документальных фотоснимков. Велась и обширная художественная фотосъёмка; силами мастерской даже были подготовлены открытки с изображениями памятников архитектуры Владимирской области для продажи населению. В 1949 г. по заданию Управления по делам архитектуры проводилась документальная и художественная фотофиксация памятников архитектуры Новгородской и Московской областей.
Одним из важных аспектов в работе мастерской были научно-исследовательские разработки. Они велись по нескольким направлениям. Во-первых, совместно с Институтом геологии Академии наук СССР в 1949-1950 гг. разрабатывалась методика консервации белокаменных построек XII-XIII вв. для предотвращения их разрушения из-за выделяющихся из почвы сульфатов. В области монументальной живописи велось изучение фресок Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в Успенском кафедральном соборе, а также раскрытие фресок в церкви Бориса и Глеба в с. Кидекше. Кроме того, А.Д. Варганов проводил архитектурно-археологическое исследование церкви Бориса и Глеба в с. Кидекше и предварительное обследование архитектуры здания Успенского собора Княгинина монастыря. В 1949 г. совместно с Музеем русской архитектуры им. А.В. Щусева было проведено обследование деревянного зодчества ХѴІІІ-ХІХ вв. в Поволжье. Оно позволило подтвердить гипотезу о влиянии каменной резьбы ХII-ХIII вв. на деревянную резьбу последующих веков.


Успенский собор Княгинина монастыря. 1941 г.

Из непрофильных направлений деятельности мастерской в этот период интересно отметить создание в Успенском соборе Княгинина монастыря музея, в котором планировалось демонстрировать фотоснимки памятников архитектуры области, реставрационных работ на памятниках и работ по фиксации и реставрации фресковой и станковой живописи. Для музея были отобраны образцы материалов, накопленные в ходе проведения работ, а архитектор М.В. Рудько предоставила образцы резьбы по дереву, собранные ею во время экспедиции в Поволжье.


Никитская церковь

В апреле 1951 г. рассматривался вопрос об улучшении материально-технической базы мастерской, после чего было принято решение передать ей здание Никитской церкви во Владимире и выселить из храма артель «Электрик» под предлогом того, что она «своим механически-силовым оборудованием разрушает памятник».

С 1947 по 1956 гг. в мастерской работала инженер-архитектор, реставратор Мария Владимировна Рудько. С 1953 по 1956 гг. она была директором Владимирской специальной научно-производственной мастерской.
С 1956 по 1958 гг. директором мастерской был В.Г. Игумнов, с 1958 по 1982 гг. - А.М. Рощин.
Валерий Григорьевич Кокурин с 1954 года работал в реставрационных научно-производственных мастерских под началом архитектора и реставратора Александра Васильевича Столетова.

На 1951-1952 гг. были вновь запланированы различные виды работ, как ремонтно-восстановительных, так и проектных и научно-исследовательских. В частности, разработка проекта позакомарного покрытия и укрепления четверика Дмитриевского собора была возложена на А.В. Столетова, проекта реставрации среднего корпуса Архиерейских палат в Суздале - на А.Д. Варганова и Е.М. Караваеву, проекта реставрации дома Сапожникова в Гороховце - на М.А. Фирсова, проектов Надвратной церкви и Трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском - на М.В. Рудько и т.д. Однако план вновь был выполнен не полностью, в связи с чем главному архитектору мастерской А.В. Столетову пришлось подавать объяснительную записку министру государственного контроля. План не был выполнен из-за целого ряда причин, среди которых отмечены недостаток стройматериалов, отсутствие столярных, слесарных, кузнечных, ковочных, живописных мастерских, складских помещений, транспорта. Тормозила выполнение плана и поздняя выдача отделом по делам архитектуры наряд-заказов на работы. А.В. Столетовым отмечалось также позднее утверждение планов работ, нередко после их утверждения в задачи мастерской включались внеплановые работы, что отвлекало на себя ресурсы и кадры, не хватало оборотных средств - это вызывало перебои в выплате зарплаты и оплате материалов, не было премиального фонда, работники были разбросаны по разным участкам области, что затрудняло связь с ними, а нескольким квалифицированным проектировщикам, например, М.А. Фирсову, не предоставили жильё во Владимире, поэтому они были вынуждены жить в Москве. Также на положение мастерской влияли нерешённые организационные вопросы и отсутствие поддержки со стороны руководящих органов.
В записке А.В. Столетова приводится ряд примеров, в полной мере отражающих бедственное положение мастерской. Например, обмерные работы и проект реставрации дома Сапожникова в Гороховце были поручены архитектору М.А. Фирсову, но не были выполнены из-за работ в Кировской области и его последующей длительной болезни. Архитектор М.В. Рудько не смогла выполнить проект реставрации Трапезной палаты Михайло-Архангельского монастыря, так как ей пришлось выполнять другие неотложные работы. Привлечение сторонних специалистов также не могло восполнить кадровый голод: например, ещё в 1950 г. составление проекта реставрации Георгиевского собора в Юрьеве-Польском было поручено московскому архитектору Петру Дмитриевичу Барановскому, но не было выполнено им из-за общей загруженности. Из-за занятости Н.П. Сычёва не удалось провести исследования монументальной живописи Дмитриевского собора и церкви Бориса и Глеба в Кидекше.
В 1952 г. наиболее тяжёлая ситуация сложилась на участках в Юрьеве-Польском и Гороховце. В Юрьеве-Польском с января по сентябрь было выполнено 38 % плана производственных работ, однако указывалось, что виной тому был недостаток транспорта и материалов для реставрации деревянных церквей Юрьев-Польского района. А осенняя распутица и бездорожье окончательно лишили мастерскую возможности доставить необходимые стройматериалы. В Гороховце по схожим причинам, а также из-за нехватки специалистов для руководства работами за тот же период удалось выполнить лишь 9 % запланированных производственных работ. Однако, несмотря на все сложности, реставрация памятников продолжалась. В 1951 г. начались работы по укреплению церкви Бориса и Глеба в Кидекше. В 1952 г. по проекту А.В. Столетова были укреплены деформированные арки во Всеволодовой галерее в Успенском кафедральном соборе во Владимире. В 1954 г. по его же проекту проводились инженерно-укрепительные работы по лестничной башне палат Андрея Боголюбского. В 1957 г. была проведена фрагментарная реставрация белокаменных декоративных элементов аркатурно-колончатого пояса и порталов церкви Покрова на Нерли. Работы выполнялись под руководством И.А. Столетова по проекту А.В. Столетова.
В 1957 году на экранах появился фильм о памятниках архитектуры Владимирской области. Несколько статей о них опубликованы были в периодической печати. И, как следствие, повысился еще более интерес к этим памятникам, возросла необходимость расширения их музеефикации, а это в свою очередь требовало более широкого проведения работ по реставрации.
К середине 1960-х гг. в Суздале для музеефикации и посещения туристами было подготовлено свыше 40 памятников архитектуры.
Новым крупным событием явилось принятое 1 августа 1967 года постановление Совета Министров СССР «О создании туристского центра в городе Суздале». В заповедник превращался не один какой-то архитектурный комплекс, а полностью древнерусский город с его многочисленными памятниками и ансамблями. Впервые в истории нашей страны целый город был объявлен музеем с особым режимом и условиями застройки.
Перед владимирскими реставраторами встали новые, сложные и ответственные задачи. Намного возрос объем реставрационных работ. Пришлось почти заново создавать производственную базу реставрационной мастерской. Во Владимире были построены цехи прикладного и декоративного искусства, белокаменного производства, деревообрабатывающий цех, сушильные камеры и т. д. На принятом из местной промышленности кирпичном заводе был организован выпуск большемерного кирпича. Создано было шесть производственных участков, внутри мастерской организованы отделы, пополнился состав проектной группы, увеличилось в ней количество архитекторов высшей квалификации, инженеров и научных работников. Значительно шире стала тематика научно-исследовательских и проектных разработок.
После выполнения соответствующих работ в городе Анапе в адрес мастерской в июле 1972 года пришло письмо такого содержания: «Анапский горисполком выражает Вам большую благодарность за оказанную помощь в реставрации памятника «Синдский склеп». Исполком ходатайствует о поощрении бригады белокаменщиков, руководимой Кочетковым А.М., и художников-реставраторов, которыми руководил Некрасов А.П. Рабочие этих бригад в предельно короткий срок произвели все реставрационные работы, предусмотренные планом, с хорошим качеством. Исполком отмечает высокую производственную дисциплину этих коллективов и желает всему коллективу Вашей мастерской больших творческих успехов в их благородном труде в деле сохранения памятников истории и культуры».
В 1976 году Верховным Советом СССР принят закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Такой же закон в 1978 году принят и Верховным Советом Российской Федерации.
Большая работа, проводимая на протяжении многие лет коллективами Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской и Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, получила высокую оценку. Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 27 декабря 1977 года значительной группе их работников присуждена Государственная премия РСФСР за реставрацию памятников истории и культуры городов Владимира и Суздаля, создание музейных экспозиций и широкое использование их в культурно-просветительных и туристических целях. Ее лауреатами стали директор мастерской Анатолий Рощин, художник-реставратор Александр Некрасов, архитекторы Игорь Столетов и Галина Смирнова, бригадир резчиков по дереву Иван Федотов, прораб Михаил Шаронов и представители Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Алиса Аксенова, Григорий Шлионский и Тамара Лапшина.
«… областное управление кинофикации совместно с городскими организациями решили сохранить кинотеатр «Художественный», только капитально реконструировать его, и прежде всего внутренние помещения. Реконструкция была поручена Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской, возглавляемой директором А.М. Рощиным и главным архитектором И.А. Столетовым. Авторами проекта стали архитекторы В.М. Цымбалов и Е.И. Пименов. Непосредственно работы на объекте вел первый участок прораба В.М. Дементьева, лепные работы осуществляла бригада под руководством В.В. Алексина. Конечно же, строителям встретилось немало организационных и технических трудностей. Не так-то легко было «вылечить» и поставить на ноги, омолодить чуть ли не безнадежно больного старца. Реставраторы отнеслись к делу творчески и стремились сдать не просто строительный объект, а своеобразное художественное произведение…» (газета «Призыв». 1978. 28 сент.).
В 1979 г. Владимирской научно-реставрационной мастерской был разработан проект охранных зон Владимира, который в значительной мере способствовал сохранению исторического центра города. В 1982 г. был утвержден проект реконструкции исторического ядра города Владимира, разработанный владимирскими реставраторами. В соответствии с ним бережному сохранению в городе подлежат не только отдельные памятники архитектуры и монументального искусства, но и его ценная градостроительная структура, сложившаяся еще в древние времена и гармонично развивавшаяся на протяжении столетий, а также историческая застройка.
Постепенно объем работ выполняемых мастерской увеличился. Только за 1981 г. было отреставрировано 88 объектов. В эти годы среди сотрудников организации числилось около 800 человек (вместо 190 в 1965 году), среди которых были специалисты разных профилей: архитекторы, историки, искусствоведы, художники, проектировщики и строители.
1984 г. «В мастерской трудится около 800 человек различных специальностей: архитекторы, историки, искусствоведы, проектировщики различного профиля, художники; рабочие различных строительных профессий. Имеется девять участков, проектный отдел, научно-исследовательский отдел, научная библиотека с архивом, производственная база, отдел декоративно-прикладного искусства, химлаборатория.
Если за период с 1945 по 1950 гг. были проведены работы по 56 объектам, то только в 1981 году они проводились на 88 объектах. Мастерская производит работу на памятниках в полном объеме, начиная от его архитектурных обмеров и археологического исследования до выполнения проекта приспособления в натуре.
За время, прошедшее с момента создания мастерской, талантом и стараниями ее работников спасены от гибели, возвращены к жизни сотни памятников русской культуры. Это и Дмитриевский собор XII века, и белокаменный собор Бориса и Глеба в Кидикше, и памятники Суздаля, Мурома, Гороховца, Александрова, Вязников и Мстеры, Юрьев-Польского. От консервации отдельных памятников до восстановления цельных комплексов, до формирования среды, окружающей памятники, до реконструкции исторического ядра города — вот путь, пройденный мастерской.
Важное место в работах занимают работы по составлению Свода памятников, проведение всех видов научной фиксации, поиски методов консервации белого камня и древесины, изучение фресок древних мастеров.
Успехи в решении задачи реставрации памятников архитектуры отмечены Советом Министров РСФСР — в частности, присвоением группе сотрудников мастерской почетного звания лауреата Государственной премии РСФСР» («Владимир» путеводитель-справочник/Скворцов А.И., Строгова Л.П., Шагова О.А.- Ярославль: Верхне-Волж. кн. изд-во, 1984.).

Среди сотрудников мастерской были такие известные специалисты как художник-реставратор Александр Некрасов, который занимался восстановлением фрески Андрея Рублева, собора Василия Блаженного и памятников Московского Кремля. В разное время в мастерской работали заслуженные архитекторы РСФСР Мария Субботина и Кира Лимонова, реставраторы Валерий и Лола Анисимовы, Елизавета Караваева, Лидия Филиппова, Михаил Шаронов.
Владимирские реставраторы первыми в России разработали программу сохранения исторических центров древних русских городов в условиях массовой застройки. Специалисты мастерской также составили подробный перечень памятников истории и культуры Владимирской области, который насчитывает сейчас более 3000 объектов.
Одно из важнейших достижений мастерской – реставрация Крестовой палаты в Суздальском кремле с уникальным бесстолпным сводом площадью более 300 квадратных метров. Владимирские мастера сумели провести сложнейшие работы по проектированию и созданию железобетонной конструкции, укрепив с ее помощью основу старинного здания.
Благодаря реставраторам до нас дошли многие памятники архитектуры Владимиро-Суздальской Руси и более позднего времени. Сотрудники мастерской спасли сотни зданий во Владимире, Суздале, Александрове, Вязниках, Гороховце, Муроме и Юрьев-Польском.
В соответствии с поручением Совета Министров РСФСР (протокол заседания Президиума Совета Министров РСФСР от 05 августа 1985 г. № 28) Госплан РСФСР, Министерство культуры РСФСР, Министерство финансов РСФСР, Госснаб РСФСР рассмотрели вопросы повышения качества, увеличения объёма реставрационных работ, выполняемых по памятникам истории и культуры Владимирской области, и укрепления материально-технической базы Владимирской специальной экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской (СЭНРПМ). Учитывая необходимость осуществления больших работ по сохранению памятников и ансамблей в связи с реконструкцией исторической части г. Владимира, а также по реставрации памятников истории и культуры в древних городах и сельских населённых пунктах Владимирской области, Совет Министров РСФСР (письмо от 22 ноября 1985 г. № 15472-13) дал согласие на реорганизацию Владимирской СЭНРПМ в специальное экспериментальное научно-производственное управление «Владимирреставрация». В соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 29 декабря 1985 г. № 643, решением Владимирского облисполкома от 26 декабря 1985 г. № 722 п/15 на базе Владимирской специальной экспериментальной научно-реставрационной производственной мастерской с 1 января 1986 г. образовано Владимирское специальное экспериментальное научно-производственное управление «Владимирреставрация», с подчинением Управлению культуры Владимирского областного Совета народных депутатов.
Управление «Владимирреставрация» являлось социалистическим государственным производственным предприятием, осуществляющим научно-исследовательские, изыскательские, проектные, ремонтно-реставрационные и другие виды работ по сохранению и использованию памятников истории и культуры. Управление «Владимирреставрация» являлось самостоятельной подрядной специализированной научно-производственной организацией, представляющей собой единый научно-производственный комплекс.
В состав Управления входили: специальная экспериментальная научно-реставрационная проектно-исследовательская контора; научно-реставрационные производственные участки; специальные экспериментальные научно-исследовательские и проектные подразделения; производственные базы и вспомогательные производства с оборудованием и транспортно-подъёмными средствами; другие хозяйства, организуемые в установленном порядке.
Владимирская, Суздальская научно-реставрационные мастерские и специальная экспериментальная научно-реставрационная контора управления «Владимирреставрация» созданы на базе Владимирского, Суздальского реставрационных участков и проектного сектора ВСЭНРПМ (Решение Владимирского областного Совета народных депутатов от 26 декабря 1985 г. № 722 п/15).
Главными задачами Управления являются: проведение консервационных, ремонтных, реставрационных работ на памятниках истории и культуры, включая их инженерное укрепление, работы по монументальной живописи, скульптуре, внутреннему убранству; проведение работ по приспособлению памятников под современное использование; проведение работ по благоустройству территорий охранных зон памятников истории и культуры; осуществление мероприятий по сохранению исторических центров, кварталов, остатков древней планировки и застройки городов и других населённых пунктов, в том числе разработка экспериментальных проектов их застройки новыми жилыми и общественными зданиями; проведение научно-исследовательских и изыскательских работ, включая археологические изыскания, натурные исследования, изучение исторических, архивных, литературных и других источников; разработка всех видов проектной и сметной документации на работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению для современного использования памятников истории и культуры; выполнение исследовательских, проектных, опытных научно-реставрационных работ, имеющих экспериментальный характер; разработка другой проектной документации по вопросам охраны и содержания памятников, их охранных зон, сохранение исторически ценных градостроительных элементов; проведение всех видов фиксации памятников (фото, кинофикация, зарисовки, обмеры, снятие копий и т. д.); составление научных описаний, отчётов, докладов и других информационных материалов по различным видам реставрационных работ; осуществление научно-технического руководства и авторского надзора при производстве реставрационных работ; повышение эффективности и совершенствование методов научно-реставрационных работ, внедрение в практику современных достижений науки и техники отечественного и зарубежного опыта реставрации памятников; выявление и установление затрат времени и труда по всем видам реставрационных работ с учётом их специфики, разработка местных норм; материально-техническое обеспечение подведомственных организаций; подготовка к изданию материалов о научной, проектной и производственной деятельности объединения.
В состав Управления входили следующие структурные подразделения: руководство; плановый отдел; производственно-технический отдел; отдел труда и заработной платы; отдел главного механика; отдел кадров; отдел снабжения и комплектации; бухгалтерия; отдел жилищно-коммунального хозяйства.
«До недавнего времени во Владимире существовала научно-реставрационная мастерская, созданная вскоре после войны, объем выполняемых ею работ был невелик. С каждым годом он увеличивался. Это и понятно: наша область — одна на тех, где сосредоточены уникальные произведения архитекторов, зодчих прошлого. Это руками владимирских реставраторов возвращен людям и ставший городом-музеем Суздаль, это их руками отреставрированы старинные постройки в областном центе - уникальное сооружение XII века — храм Покрова на Нерли и десятки других памятников. А впереди - непочатый край работы. Вот почему совсем недавно мастерская получила статус управления.
Чем больше делаешь — тем больше остается сделать. В истинности этого парадокса пришлось убедиться при беседах с начальником «Владимирреставрация» Владимиром Ивановичем Зайцевым и главным архитектором Игорем Александровичем Столетовым. Управлением разработана и принята «Комплексная программа сохранения и использования памятников истории и культуры до 2000 года». Предстоит сделать очень многое. Произведена опись, подсчитано количество, определены объекты, реставрация идет.
У управления восемь региональных участков: Владимирский, Суздальский, Александровский, Муромский, Юрьев-Польский, Гороховецкий, Ставровский, Гусь-Хрустальный.
Есть свои автохозяйство, лесоповал, кирпичный завод. Для чего свой лесоповал? К примеру, деревянные строения требуют особого материала, особого дерева. Те, кто здесь трудится, знают секреты — какой породы деревья, какого диаметра требуются для подновления старых построек. Заготовленные индустриальным способом — не годятся.
Не годится и промышленный кирпич. Вот почему в Кидекше действует свой заводик, который выпускает кирпич — тоже особый. Его «выдерживают», потому его можно и в воду класть, и в печку — все выдержит!
— У нас все нетиповое. Как и объекты наши: нет двух одинаковых, потому и подход должен быть нетиповой. И вот какая штука: и каменщик должен быть не каменщиком, а умельцем. Работают у нас только одержимые, только влюбленные в свое дело люди, другие не держатся. Почему? Разве сравнить зарплату нашего рабочего и в УНР? У нас меньше. (Из беседы с В.И. Зайцевым, начальником управления «Владимирреставрация»)» («Призыв», 5 августа 1987).
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1987 г. № 1102, Закона о предприятии, приказом управления культуры № 121 от 05 июля 1989 г., приказом начальника управления Владимирское специальное экспериментальное научно-производственное управление «Владимирреставрация» Владимирская специальная экспериментальная проектно-исследовательская контора управления «Владимирреставрация» переведена на самостоятельный баланс и на форму полного хозяйственного расчёта и финансирования с административным подчинением управлению культуры облисполкома.
В соответствии с Постановлением Главы администрации Владимирской области от 3 января 1992 г. № 02 управление культуры исполнительного комитета Владимирского областного Совета народных депутатов упразднено и образован отдел культуры администрации Владимирской области. Распоряжением Главы администрации от 05 октября 1992 г. № 908-р отдел культуры преобразован в комитет по культуре администрации Владимирской области.
В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 и на основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 29 июня 1994 г. № 866 предприятие «Владимирреставрация» преобразовано в акционерное общество открытого типа «Владимирреставрация». Утверждён Устав акционерного общества и план приватизации, выдано свидетельство о государственной регистрации № 84/2 АО, утверждённое приказом заместителя главы администрации г. Владимира от 12 июля 1994 г. № 84/2. Полное официальное наименование общества – Владимирское областное специальное акционерное общество открытого типа по реставрации памятников истории и культуры «Владимирреставрация».
В 1993 году произошло полное разделение на владимирское ОАО и суздальское ЗАО.
Возможно, встань во главе этих обществ (открытых и закрытых) активные профессионалы, кровно заинтересованные не в личных доходах, а в интересах Дела, то, преодолевая неизбежные трудности того времени, эти организации, имея великолепную материальную базу, не только бы выжили, но и развивались дальше. Однако возглавили реставрацию люди бойкие, но равнодушные, не задумавшиеся об ответственности за судьбу «свалившегося с неба», а не заработанного годами тяжелого труда, получившие все, как говорится, на халяву. Они очень скоро пустили на самотек хозяйства, совладельцами и руководителями которых оказались.
Сколько же промахов совершалось во время этой поспешной приватизации! Рухнула реставрация в Суздале. Не к рукам пришлась богатая база — кирпичный завод, кузнечный цех, лесосушилка, лесопилка и т.д. Замечательные кадры рабочих-профессионалов, почему-то не обогащенные приватизацией и ваучеризацией, разошлись по разным организациям.

С начала 1990-х гг. «Владимирреставрация» сконцентрировалась на производственной части реставрационных работ и расширила сферу своей деятельности, взявшись за проекты по реконструкции объектов промышленно-гражданского строительства.
АО "Владимирреставрация" действует с 12 февраля 1997 г.
После 85-летнего перерыва уникальное здание Никитской церкви в 2015 г. перешло в распоряжение Владимирской епархии. После того как реставраторы покинули церковь, там начато проведение капитальной реконструкции.
Генеральный директор АО "Владимирреставрация" - Кислов Владимир Алексеевич (с 8 июля 2016 г.).


Улица Княгиниская, д. 6. Бывшее здание притча Никитского (Предтеченского) храма.

Адрес: город Владимир, Княгининская улица, д. 6.


Улица Княгиниская, д. 6б

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР № 882 от 23 июля 1965 года исполком Владимирского облсовета принял решение № 934 от 11 августа 1965 года «Об организации добровольного общества охраны памятников истории и культуры», согласно которому 22 декабря 1965 года была проведена Владимирская областная Учредительная конференция Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Владимирское Областное Отделение ВСЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ" зарегистрировано 19 марта 2002 г.
Председатель президиума - Скворцов Александр Игнатьевич (с 6 февраля 2003 г.).
Адрес: город Владимир, Княгининская улица, 6б.
Организация ликвидирована 19 января 2011 г.

«Владспецреставрация»

На основании приказа управления культуры Владоблисполкома от 10 августа 1990 г. № 123 проектная контора выделена из состава управления «Владимирреставрация» и образована Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная проектно-исследовательская контора. На основании решения Комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области от 26 декабря 1992 г. № 726 Владимирская специальная экспериментальная научно-реставрационная проектно-исследовательская контора переименована в Государственное предприятие «Владспецреставрация».
Решением Комитета по управлению государственным имуществом Владимирской области от 28 декабря 1998 г. № 2031 Государственное предприятие «Владспецреставрация» переименовано в Государственное унитарное предприятие Владимирской области «Владимирское специальное экспериментальное научно-производственное реставрационное предприятие «Владспецреставрация».
С 1998 г. директором "Владспецреставрации" был Скворцов Александр Игнатьевич (род. 20.09.1941) – искусствовед, историк искусств, реставратор высшей категории, многократный лауреат областной премии в области.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 23 января 2006 г. № 22 Государственное унитарное предприятие Владимирской области «Владимирское специальное экспериментальное научно-производственное реставрационное предприятие «Владспецреставрация» переименовано в ОАО «Владимирское специальное научно-производственное реставрационное предприятие «Владспецреставрация». Решением коллегии департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 16 сентября 2014 г. ОАО «Владимирское специальное научно-производственное реставрационное предприятие «Владспецреставрация» переименовано в АО «Владимирское специальное научно-производственное реставрационное предприятие «Владспецреставрация».
Основной вид деятельности акционерного общества – реставрация памятников истории и культуры, в т. ч. памятников белокаменного зодчества XII века, вошедших в список Всемирного культурного наследия (ЮНЕСКО).
В структуре предприятия работали три производственных подразделения: архитектурно-реставрационная мастерская; художественно-реставрационная мастерская; мастерская по реставрации памятников.
На основании распоряжения директора департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 04 декабря 2014 г. № 1818 АО «Владимирское специальное научно-производственное реставрационное предприятие «Владспецреставрация» было ликвидировано.
Адрес: город Владимир, Княгининская улица, 6б.

Источники:
Календарь знаменательных и памятных дат по Владимирской области на 1995 год. – Владимир, 1994. – С. 48.
Ганцева П. 70 лет владимирской реставрации : хроника побед // Владимирские ведомости. – 2015. – 3 июля (№ 119). – С. 1, 3.
О компании [Электронный ресурс] // Владимирское научно-производственное Открытое акционерное общество «Владимирреставрация»: [официальный сайт]. – URL: https://vladresto.ru/about/ (25.06.2019).

Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объектов культуры и культурного наследия


Улица Музейная, д. 3

На основании постановления Совета Министров РСФСР от 28 июля 1967 г. № 559 "О специальных средствах учреждений, состоящих на республиканском бюджете РСФСР, республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах" соответствующим решением Совета Министров АССР, крайисполкома, облисполкома, Мосгорисполкома, Ленгорисполкома с согласия Министерства культуры РСФСР, 29 января 1970 г. утверждено временное типовое положение о производственной группе по охране и эксплуатации памятников истории и культуры (именуемое в дальнейшем "Производственная группа"). Решением исполкома Владимирского областного Совета народных депутатов в области организована Производственная группа по охране и эксплуатации памятников истории и культуры.
В соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР от 26.01.1990 г. № 33 и решением исполкома Владимирского областного Совета народных депутатов от 29.09.1990 г. № 393 "О реорганизации структуры управления делом охраны памятников истории и культуры" производственная группа по охране и реставрации памятников истории и культуры была реорганизована с 1.03.1991 г. в Научно-производственный Центр по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Владимирской области, на который были возложены функции уполномоченного органа по управлению, контролю и осуществлению мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре в целях совершенствования дела охраны культурного наследия приказом Комитета по культуре администрации Владимирской области от 23.08.1993 г. № 178 Научно-производственный Центр по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Владимирской области по согласованию с Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области с 15.07.1993 г. реорганизован в государственное учреждение культуры Владимирской области "Государственный Центр по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области".
В соответствии с приказом Департамента по культуре администрации Владимирской области от 09.10.2007 г. № 424 учреждение переименовано в государственное учреждение культуры Владимирской области "Государственный Центр по использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области", а функции уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры переданы Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области.
На основании постановления Губернатора Владимирской области № 939 от 05.09.2011 г. и в соответствии с приказом Департамента по культуре № 502 от 07.09.2001 г. создано с новым наименованием государственное бюджетное учреждение культуры Владимирской области «Государственный центр по сохранению, использованию и реставрации объектов культуры и культурного наследия» путем изменения типа существующего государственного учреждения культуры Владимирской области «Государственный Центр по использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области», которое сохранило основные цели деятельности и является его правопреемником.
Список объектов культурного наследия
Директор: Алексеева Алла Евгеньевна
Адрес: г. Владимир, ул. Музейная, д. 3
Сайт: http://goscenter.ru//

Источник:
А.В. Рачкова. ВЛАДИМИРСКАЯ РЕСТАВРАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ В 1945 - НАЧАЛЕ 1950-х гг. Краеведческий альманах «Старая Столица». Выпуск 16.
Глазов Виктор Петрович (25.08.1938 – 18.02.2008) – археолог, заслуженный работник культуры Российской Федерации (1997), археолог в Госцентре по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области (1991-2007)
«Побеждая время» - "живой" музей реставрации
Владимирский Союз художников
Департамент культуры администрации Владимирской области

Категория: Владимир | Добавил: Николай (30.09.2019)
Просмотров: 1614 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru