Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
00:41
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Закрытие и возобновление Свято-Успенского Княгинина женского монастыря

Закрытие и возобновление Свято-Успенского Княгинина женского монастыря

Начало »»» История Свято-Успенского Княгинина женского монастыря до революции.

В январе 1918 года Княгинин монастырь был объявлен собственностью государства. В октябре того же года начались обыски и реквизиции, изъятие продуктов и келейного имущества настоятельницы и сестер монастыря.
«Кроме того по перевозке и разборке архивов, помещавшихся в здании бывшего губернаторского дома, в октябре месяце приняты в Государственный фонд следующие архивы, которые необходимо было в срочном порядке вывести из прежних их помещений:
1. Архив Епархиального училищного совета. Небольшая часть его хранилась в храме Княгинина женского монастыря; остальные дела и книги свалены были в начале 1918 г., при очистке помещения Епархиального училищного совета, в сарае здания быв. Духовной консистории. Так как в последнее время бумаги из сарая стали расхищаться, то явилась надобность в спешном порядке вывести названный архив и принять в Государственный фонд. Архив помещен в Губернском Центральном архиве № 2. Дела и бумаги его представляют беспорядочную груду, к разборке которой сотрудники Губархива уже приступили. Среди дел архива Епархиального училищного совета найдены связки дел Епархиального исполнительного комитета, действовавшего в 1917-18 гг. и игравшего большую роль в церковно-общественном движении того времени. Там же найдены бумаги, относящиеся к деятельности Епархиального комитета по сбору пожертвований в пользу больных и раненых воинов последней войны 1914-1917 гг.» (Отчеты в Главархив Уполномоченного по Владимирской губернии Н.В. Малицкого о своей деятельности за июнь - август и октябрь 1919).

В начале 1919 года, когда возник вопрос об организации во Владимире диетической столовой, М.Н. Павлихина, бывшая монахиней, сама предложила через школьно-санитарный п/отдел УОНО половину своего дома и предоставила для столовой большую часть своей мебели и посуды.
Через некоторое время, когда возник вопрос о расширении столовой, М.Н. Павлихина предложила администрации столовой занять весь ее дом. Оставила там много своей мебели, т. к. у столовой мебели было недостаточно и переехала сама в маленькую квартирку, которую ей предоставили в другом доме.
В 1920 г. в здании трапезной Княгинина монастыря был сделан ремонт-приспособление ее под диетическую столовую. С открытия столовой М.Н. Павлихина вела хозяйство столовой, отдавая свои силы больным детям. Она не раз предоставляла столовой для детей сласти – варенье, моченые яблоки и пр., приобретая их на свои средства.
«М.Н. Павлихина, живя в женском монастыре и cостоя монахиней, т.е. находясь и среде в большинстве случаев не относившейся отрицательно к Советской власти и в лучшем случае безразлично, уже с начала 19 годa активно работает в деле помощи больным детям. При чем абсолютно отказывается от пропаганды религиозных идей среди детей столовой, убирает из помещений иконы, не допускает бесед на религиозные темы, религиозных песен, молитв и пр. Наконец она вступает в профессиональный союз и таким образом de factо сбрасывает с себя монашество. Вот почему, несмотря на то, что диетическая столовая до настоящего времени переменила много хозяев - УOНO, Горздрав, Губздрав, и в каждом всегда поднимался вопрос о возможности оставить на советской службе бывшую монахиню, администрация, ознакомливаясь ближе с работой Павлихиной оставляла ее на прежнем месте…
4 года упорной работы в деле помощи больным детям, передача для них своего имущества, постоянная забота о них,— вот что дала от себя М.Н. Павлихина в деле советского строительства и забрасывать грязью такого человека, как это делает Королева в своей заметке, по меньшей мере нехорошо.
Врач Дермидонтов» («Призыв», 12 июля 1923).

В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий Сахаров.
Некоторое время верующим удавалось сохранять за собой Успенский храм и келлии.
«Выселение монахинь. Отказано в просьбе монахиням женского монастыря об оставлении их на жительство в монастыре. Постановление президиума Угорисполкома от 14 декабря остается в силе. Поручено Жилищному под'отделу выселение и уплотнение проводить в жизнь, предварительно тщательно проверив наличность монахинь и занимаемость их общеполезным трудом» («Призыв», 21 января 1921).
«20 ноября 1922 г. в храме Владимирского женского монастыря происходило собрание всех сестер монашенок. Присутствовали: уполномоченный Высшего Церковного Управления протоиерей Авроров, члены Епархиального Управления Крестоа, протоиерей Лавров и представитель государственной власти тов. Пастушков. После информации игумении Олимпиады о делах монастыря был объявлен указ об ее увольнении. Олимпиада отказалась.
— Не признаю никаких В.Ц.У., никаких Епархиальных Управлений.
Дошла очередь и до священника Ильинского. Тоже отказался. «Все на свете трын-трава»...
— Дорогие сестры! Ответьте, каково ваше отношение к В.Ц.У.?
Сестры отвечали:
- Подчиняться не будем и не хотим!
А за сим последовал шум и беспорядок. Ай, да сестры! Ничего лучшего желать не хотим—кроме Олимпиады. Здорово! С Олимпиадушкой как-то теплее и лучше творить «божьи дела», не правда-ли? А тут еще сует нос В.Ц.У.!
— Не признаем!» («Призыв», 5 декабря 1922).
В 1923 г. монастырь закрыт.
«К ликвидации монастырей губернии ... все монастыри ликвидируются и постройка их передается в ведение гражданских властей. Недавно ликвидирован в числе других один из женских гор. Владимира - Успенский монастырь. Все находящиеся там монашки удалены, и в кельях их размещены ответственные работники города. В монастырских помещениях размещены советские служащие с семействами, а внутри крепости есть школа 1-й ступени, есть детский дом Поволжья, а всего в этой крепости размещается более 300 человек. Теперь этот уголок вполне можно назвать уголком коммуны, но вся беда-то в том, что посреди расположенных домов коммуны красуется все-таки церковь и те же памятники. И эти памятники расположены под самыми окнами, мозолящими глаза. На этих могилах ежедневно служат так называемые панихиды, и так весь день идет кадение ладоном новой монастырской коммуны. Регулярно, два раза в день, идет звон колоколов на колокольне. Отошло время привилегии буржуазному классу хоронить где-то отдельно. Следовало бы хоронить на общих кладбищах, а памятники и ограды вокруг них можно было бы снять и как представляющие предмет крестьянского обихода передать в деревню, на сельхозинвентарь» («Призыв», 15.02.1923).
«Вечером, в субботу 10 февраля, иду по одной из улиц города Владимира, возвращаясь домой. Впереди идут две женщины. На перекрестке двух улиц останавливаются, продолжая начатый разговор.
«Приходи завтра обязательно, интересно будет. Старый будет служить обедню в 6 часов утра,— а красный (поп «живой» церкви) в 9 часов».
Заинтересовываюсь этим разговором, узнаю, что женщины идут из бывшего Девичьего монастыря, где были у всенощной. И здесь старый и живой поп чуть не подрались. В церковь одновременно явились два попа. Служить стал живой. В знак протеста хор перестал петь. Монашки и часть верующих стали кричать: «долой его». Другая часть верующих стояла за живого попа. Старый поп зажигал свечи в церкви. Монашки тушили, чтобы не дать служить живому попу. И вместо службы получился балаган. Кое-как была отслужена часть всенощной.
А. Штраус-Одинокий» («Призыв», 2 марта 1923).

После закрытия монастыря Успенский собор, как памятник архитектуры, был закреплен за музеем. «В бывш. женском монастыре. Входишь - и направо (а) и налево (б) по церкви. Правая находится в ведении Главмузея и как памятник русского зодчества XVI века должна им охраняться. А левая для чего? Для симметрии разве? Вот где кирпичи на городское благоустройство» («Призыв», 5.07.1924).
В 1924 г. после осмотра древнего здания Успенского собора Княгинина монастыря архитектором-реставратором П.Д. Барановским было принято решение о сносе некоторых его частей. Этот храм попал в поле его зрения в связи с делом о сносе Рождественского собора в бывшем Архиерейском доме, который собирались сломать под предлогом нужды в строительном материале для сельской школы. Музей пригласил для экспертизы Рождественского собора как памятника архитектуры П.Д. Барановского, и тот, чтобы сохранить его, предложил другое решение: сломать поздние пристройки к Успенскому собору Княгинина монастыря. Осмотрев здание, он решил его реставрировать, сняв позднюю накладную главу2. 26 сентября 1924 г. комиссией под председательством губернского инженера А.Я. Дворникова с участием представителя Владимирского отделения Госстроя инженера Вавилова был составлен акт осмотра работ «по разборке верхнего купола и барабана на церкви бывшего женского монастыря в г. Владимире». Работы проводились по поручению губмузея, которому был передан монастырский ансамбль (без келейных и хозяйственных построек).
Из акта становится понятен ход и методы работы. На кровле, где происходила разборка накладки на барабане главы, устанавливался деревянный лоток с наклоном, по которому спускались и падали на землю кирпичи и щебень. Комиссия установила, что «лоток оканчивается на высоте крыши алтарной части церкви; кирпичи и щебень, спускаясь по лотку от разбираемого верхнего барабана, с высоты крыши алтарной части летят по инерции в свободное пространство в сторону домов и разбиваются о спущенные ранее, лежащие на земле кирпичи. Щебень и осколки кирпичей отскакивают в сторону домов и представляют большую опасность проходящим и живущим близлежащих домов». Никаких защитных ограждений не было. Поэтому комиссия решила «работы по спуску с верха материала немедленно прекратить, впредь до устройства в стороне жилых домов тесового сплошного забора в расстоянии до жилых домов не далее трёх саженей и протяжённостью около 10 саженей во всю ширину церкви. С боков северной и южной стороны сделать заграждения для прохожих, вытянув проволоку или верёвку от церкви до концов этого забора. Кроме этого, для предупреждения возможности поранения детей во время производства спуска материалов поставить для надзора рабочих». В 1924 г. и летом следующего года эти работы были проведены; приделы же и паперти сохранены.
До закрытия в Казанской церкви было много древних икон: в пределе святого Иоанна Златоуста находились деревянные резные царские врата искусной работы к. XV в. С 1926 г. там располагалось архивохранилище.
«Управление губархива заканчивает строительные работы по оборудованию помещения церкви бывш. женского монастыря во Владимире под архив памяти Октябрьской революции» («Призыв», 26 июня 1926).
«В помещении церкви был. женского монастыря в настоящее время ведутся усиленные работы по организации архива Октябрьской революции. Сейчас в архив уже поступило около 2000 пудов различных архивных материалов. Всего их ожидается около 10.000 пудов. Уже доставлены архивы губпродкома, губадмотдела, владимирского исполкома, уземуправления, губземуправления, изолятора и архивы некоторых уездов. Начата концентрация материалов низовых советских организаций.
Ожидается получение печатных материалов (газет, отчетов и т. д.).
Все это будет систематизировано и разделено на отделы.
В начале зимы предполагается начать разработку отдельных вопросов по истории Октябрьской революции» («Призыв», 27 августа 1926).
«Губархив приступал к ремонту помещения архива Октябрьской революции политсекции. Составляется план архивных работ на будущий год.
Научные сотрудники губархива приступают к разборке архивных дел бывших известных богачей-заводчиков: Храповицкого и Баташова и архива царского генерала Козлова.
Некоторые учреждения и организации сдают в губархив материалы не по правилам архивного делопроизводства. Taк, муромский уфинотдел сдал свой архив прямо в пачках, а александровский промторг в совершенно разрозненном виде. Архивы в таком состоянии приниматься не будут» («Призыв», 26 сентября 1926).
«Бывший женский монастырь во Владимире начинает понемногу принимать, так сказать, светский вид. ...УИК (УИК - уездный исполнительный комитет) приступил к «ликвидации» бывшего там кладбища. Вывозятся решетки и памятники...
- Вот нехристи, и покойничкам покою не дают... - вздыхает в три погибели скрюченная старушонка.
А решетки и памятники все убывают. Вероятно, не забудут и то, что ... колокола безмолвной колокольни имели бы большую цену для местного совета ОДВФ (ОДВФ - общество друзей воздухофлота).
П. Тихонравов» («Призыв», 1.09.1923). От могил осталась «одна неровная поверхность выдававшихся из земли склепов», как писал председатель ЖАКТа, ходатайствуя о полной ликвидации кладбища: «Правление ЖАКТом имени тов. Воровского просит Вашего распоряжения разобрать склепы и сравнять все неровности с тем, чтобы это место можно было бы использовать под детскую спортивную площадку и провести древесные насаждения», - писал он, обращаясь к председателю горисполкома. После такого обращения началась переписка о судьбе кладбища, которое уже лишилось надгробий и решёток. Юрисконсульт, к которому обратились за разъяснениями по этому поводу, сообщил, что указание наркомздрава (Народного комиссариата здравоохранения) от 1918 года говорит о том, что только через 45 лет после последнего захоронения кладбище может быть использовано под другие нужды. Однако ЖАКТ настаивал: «площадь посёлка ограничена и оставление площади, занятой могилами, без изменений, тем более занятую перед окнами жилых домов, является неудобным и нерациональным». «При наличии же кладбища не может быть развёрнута культурная работа кооператива» - продолжал настаивать кооператив. В дискуссию включился помощник прокурора. На запрос президиума горсовета от 20 августа 1926 года он ответил: «По делу уничтожения склепов и могил в посёлке Воровского (бывш. Девичий монастырь) г. Владимира сообщаю, что согласно ст. 11 санитарных правил наркомздрава бюллетень № 13-22 г. уничтожение и ликвидация кладбищ под другой вид может допускаться лишь по истечении 45 лет после последнего погребения. Относительно сломки и уничтожения намогильных памятников необходимо руководствоваться декретами ВЦИК и СНК <...>. Разрешения на разборку склепов и могил, не имея точных сведений о времени последнего захоронения, быть не может». Как видно из приведённых документов, ни о каких нравственных критериях ликвидации кладбища речи не было. Но даже и санитарные нормы при ликвидации кладбища, несмотря на протесты прокурора, не были соблюдены. Могилы были срыты, кладбище перестало существовать.
В 1927 г. на месте кладбища появилась детская площадка. «В воскресенье в поселке имени Воровского состоялось торжественное открытие вновь устроенной детской площадки. Она создана на специальные отчисления членов кооперативного товарищества, в ведении которого находится поселок. Неожиданно обычную тишину поселка нарушили звуки духового оркестра. Пестрая толпа домохозяек с детишками заполнили желтые дорожки площадки, расселись на зеленых лавочках, облепили беседку, где разместился президиум.
Краткий доклад, приветствия, пожелания...
— Это первая площадка, построенная на средства жилищной кооперации...
— Площадка значительно освободит матерей от возни с детишками.
— Ежедневные занятия с детьми специальной руководительницы помогут отучить ребят от озорства, пресекут хулиганство…
И сразу же началось веселье. Как голодные накинулись малыши на груду желтого песку лепить всякие штуки. Постарше сгрудились вокруг игрушек, довольные матери улыбаются, жмурясь на солнце.
До революции здесь был монастырь. На месте площадки густой заросший сад. Деревянная дорожка проходила через него от крыльца двух-этажного особняка «матушки» игуменья до входа в церковь. Это для того, чтобы «благочестивая» тунеядка не запылила своих башмаков.
Кусты роз и жасмина услаждали игуменьины взоры, а в тенистой беседке в жаркие летние дни она наливала свои дородные телеса душистым чаем. Сплошь в зелени, монастырь казался оазисом среди пыльных и вонючих улиц, прилегающих к базару. Но ворота в этот зеленый островок были всегда наглухо закрыты. Теперь давно уже выветрился затхлый монастырский запах из поселковых стен и бывших келий. Детвора из поселка и соседних улиц свободно резвится на вновь открытой площадке» («Призыв», 9 августа 1927).
Многие постройки быв. монастыря были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. Музей вынужден был сдавать собор в аренду сначала военкомату, а с 1931 г. - под склад зерна, что уничтожило нижний пояс живописи.
В 1929 г. после осмотра «колокольни над воротами в проезде в посёлке им. Воровского на предмет возможной её сломки», было вынесено заключение: «Разборку упомянутого здания колокольни комиссия считает возможной при условиях <...>». Заключались эти условия в устройстве лесов и ограждений «в виду стеснённости», соблюдении правил техники безопасности и проверке плана разборки управлением строительного контроля.
11 апреля 1932 г. принято последнее постановление горсовета о колокольне Княгинина монастыря, где горкомхозу предписывалось «немедленно приступить к разборке <...>. Полученный строительный материал - кирпич, щебень, железо - обратить на постройку 50-квартирного дома».


Игра в волейбол на спортплощадке около Успенского собора Княгинина монастыря. 1935 г.

На первое время небольшая сестринская община прилепилась к Троицкой церкви. Там сестры молились, пели на клиросе. Служил тогда в Троицком храме владыка Афанасий (Сахаров), который духовно окормлял общину. Особенно близка ему по духу была игумения Олимпиада. Ей владыка передал частицу мощей святого мученика Авраамия - Небесного покровителя Княгининой обители, которую изъял при попытке советских властей устроить в Успенском кафедральном соборе акт осквернения мощей. Мощи святых угодников Владимирских были вынуты из гробниц и без покровов выставлены напоказ в кафедральном Успенском соборе - безбожники хотели показать, что верующие поклоняются мертвым костям. Однако по вере народной это поругание обратилось в прославление угодников Божиих: владыка Афанасий дал начальный возглас, и был отслужен торжественный молебен Владимирским святым.


Игумения Олимпиада (Медведева)

Игумения Олимпиада и сестры обители разделяли взгляды владыки Афанасия на положение Церкви в богоборческом государстве, были верными последовательницами его в борьбе с обновленцами. В газетах того времени имя игумении Олимпиады упоминалось сразу после имени владыки Афанасия, потому и аресты ее были часты.
Возраст и болезни усугубляли тяжесть пребывания в тюрьмах. К тому же она заболела туберкулезом, этой изнуряющей и отнимающей последние силы болезнью.
Между арестами - жизнь в изгнании и скитаниях. Много пришлось претерпеть матушке игумении: голод, нужду, скитания по чужим углам. Наконец удалось устроиться на улице Володарского в полуподвальном помещении. С улицы виден был монастырский храм, до него - рукой подать, но как долог оказался путь к возрождению обители... Матушка была сильна духом и сохранила верность Православной Церкви и монашеству, укрепляя в этом духе близких к ней сестер.
По смерти игумении сестры рассеялись, но не забыли своих монашеских обетов, напротив, служили примером подвига, вселяли в сердца людей веру в Бога и уважение к монашескому чипу. В поселке Петушки образовалась небольшая монашеская общинка из сестер разных монастырей. Среди них была и монахиня Княгинина монастыря Маргарита (Зуева). Жители поселка сохранили много теплых и светлых воспоминаний о матушке Маргарите. Она была очень близка к владыке Афанасию, помогала ему посылками, посещала его в инвалидном доме и организовала его переезд из города Тутаева Ярославской области в поселок Петушки.
Сохранились письма владыки к монахине Маргарите. В них отразилось и взаимопонимание подвижников Христовых, и взаимная благодарность, и истинное братство во Христе: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). В личной своей жизни монахиня Маргарита являла пример истинно монашеского подвижничества. Она не имела ничего своего, жила в баньке. Местные жители рассказывают, что был у матушки и свой особый подвиг: часто ходила она на кладбище с тяжелыми сумками на плечах - в сумках были книги. Там она читала, отдыхала и снова читала. Она складывала в своей баньке печки: сложит одну, разберет и снова перекладывает - видимо, для того, чтобы избегать праздности.
Если ей давали деньги, она торопилась раздавать их нуждающимся, которых вокруг нее было много. Была она постницей, молитвенницей, труженицей. По смерти матушки Маргариты обнаружилось, что все имущество ее составляли постригальные одежды, в которых ее и похоронили на кладбище в Петушках. На этом же кладбище покоится и инокиня Варвара, бывшая келейницей игумении Олимпиады. Жила она во Владимире, но похоронить себя завещала в Петушках.
Свет веры этих сестер отразился и в том, что люди, их окружавшие, сохранили светлую память о них. Все, кто рассказывает о монахинях монастыря, отмечают необыкновенную доброту, которая всегда лучилась из их глаз. Многие из их окружения девушки впоследствии принимали монашество.
ЗОТОВА Пелагея Васильевна, род. 1874, с. Черкутино. Приняла постриг и несла свой монашеский подвиг во владимирском Успенском Княгинином женском монастыре. После закрытия монастыря жила во Владимире в доме № 18 на улице Ильинской, зарабатывая на жизнь в мастерской по стежке одеял. Стала активной прихожанкой Троицкой церкви. Из материалов дела: «Троицкую церковь, по указаниям сосланного епископа Афанасия (Сахарова), настоятель Дамаскин Жабинский, диакон Иосиф Потапов превратили в монастырь с выполнением всяких монастырских правил служения, часть монашек до сих пор ходит в церковь в монашеских одеждах, каждую службу бывает игуменья Олимпиада. Монастырь существует, с той только разницей, что монашки живут на частных квартирах. Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) и распоряжение о поминовении властей не признали. Поминают «святую обитель сию, архиепископа Николая (Добронравова), епископа Афанасия (Сахарова), мать игумению Олимпиаду с сестрами». Во Владимире прот. Дамаскин Жабинский, диакон о. Иосиф Потапов, настоятель церкви Никола-Город прот. Павел Устинов и др. организовали помощь ссыльному духовенству и заключенным местного изолятора».
Монахиня Пелагея Зотова посвятила себя помощи мученикам за Церковь Христову. Из материалов уголовного дела: «В течение 2 — 3 лет существовала специальная тройка (Красный крест), в которую входили монашки Зуева, Зотова и Лямина. Эта тройка, по указаниям Потапова, Жабинского и Устинова, в секретном порядке занималась сбором продуктов и вещей для передач в местный изолятор — бывшим торговцам, священникам и для посылок в ссылку духовенству. Средства составлялись из приношении, приносимых верующими города и деревни на квартиру и получаемых в церкви. Место для хранения приношений сначала было в квартире монашки Зуевой, когда она жила на кладбище, а потом, когда она перешла на другую квартиру, все приношения и деньги стали храниться в квартире Ляминой и в квартире Зотовой».
3 ноября 1931 г. домработница Пелагея Зотова была арестована в группе из 18 священнослужителей, монахинь и мирян. В Особом Совещании при Коллегии ОПТУ 7 марта 1932 года ей было предъявлено следующее обвинение при осуждении: «...ревнительница Церкви Христовой, участие в к/p группе церковников, близких еп. Афанасию (Сахарову), организация помощи к/р ссылке и заключенным, ведение а/с разговоров». Статьи обвинения: 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговорена к 3 годам ссылки в Казахстан через ПП ОГПУ, считая срок с 03.11.1931 г. В постоянных беседах о существующем строе монашки Зуева и Зотова говорили: «Пришла анафемская власть, которая стремится погубить Церковь, веру Христову. Духовенство сажают в тюрьмы, высылают их в ссылки. Мы должны стоять за Церковь Христову, помогать всем изгнанным». В к/p деятельности и а/с агитации монахиня Пелагея Зотова виновной себя не признала. Помощь ссыльным и заключенным не отрицала. Тройкой при ПП ОГПУ по КазССР 7 августа 1932 года приговорена к лишению права проживания в 12-ти населенных пунктах Уральской о., ЗСК, в погранрайонах и др. на оставшийся срок. Дальнейшая судьба неизвестна. В 1989 году монахиня Пелагея Зотова была реабилитирована.


Успенский собор Княгинина монастыря. 1941 г.

Во время ВОВ в Успенском соборе Княгинина монастыря при проведении освещения арендатором - конторой Заготзерна - были вбиты железные костыли в стены с древней фресковой росписью.
«Музей в бывшем Княгинином монастыре
В минувшем году под руководством профессора Сычева были проведены большие работы по реставрации монастыря. В настоящее время областной отдел по делам архитектуры ведет подготовку к превращению памятника в постоянно действующий музей зодчества и монументальной живописи Владимиро-Суздальской Руси. В нем будут богато представлены фотографии, чертежи, макеты, эскизы и множество других экспонатов, наглядно показывающих историю развития древне-русского зодчества и живописи.
Музей явится также экскурсоводческим центром, где желающие смогут получить маршруты и обстоятельные сведения о других редких памятниках Владимиро-Суздальской Руси.
Музей намечено открыть частично в конце текущего и полностью в средине будущего года» («Призыв», 6 марта 1946).
В 1950 - 1960 гг. собор был восстановлен в первоначальных формах ХѴ-ХѴІ вв. Реставрационные работы проводились под руководством А.В. и И.А. Столетовых. В 1960 г. открыта музейная выставка “Выдающийся художник древней Руси - Андрей Рублёв" в Успенской церкви. В 1965 г. в Успенской церкви было смонтировано водяное отопление с собственным котлом.


Успенский собор Княгинина монастыря. 1961 г. Автор: Таболин И.А.

Реставрационные мастерские в бывшем Успенском соборе Княгинина монастыря. 1976 г.

В 1967-83 гг. группой реставраторов под руководством А.П. Некрасова были раскрыты росписи собора - значительный памятник церковного искусства XVII в. Важная особенность - стены древнего собора были сложены не из привычного для Владимиро-Суздальской архитектуры белого камня, а из тонкого кирпича - плинфы на прочном известковом растворе. В росписи с большой силой и яркостью проявились художественные вкусы XVII в. с их любовью к жизнерадостной красочности, интересом к многосложной повествовательной композиции, к реальным бытовым деталям из окружающей жизни.
В 1986 г. в Успенской церкви открылась музейная экспозиция “Православие и атеизм во Владимирском крае” (Владимиро-Суздальский музей-заповедник).


Госархив облисполкома в бывшей Казанской церкви Княгинина монастыря. 1977 г.

Посёлок Воровского, д. 1. Бывшая сторожка-просфорня Княгинина монастыря. В 1977 г. - жилой дом с коммуналками.

Успенский собор. 1980 г.


Сохранилось предание, что святитель Афанасий, предвидя возрождение монастыря, говорил: «Сначала придет в монастырь Матерь Божия, затем мученик Авраамий, и после этого откроется монастырь».
В 1992 году, в Великую Среду, по ходатайству архиепископа Евлогия была принесена из Владимирского краеведческого музея в Благовещенский придел Успенского собора монастыря чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, написанная по повелению святого благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Пресвятой Богородицы.
В 1992 году по благословению правящего архиерея Владимирской и Суздальской епархии архиепископа Евлогия был открыт Свято-Успенский Княгинин женский монастырь и началось возрождение монашеской жизни.
В декабре 1992 года приехали из Успенского монастыря города Александрова первые насельницы: будущая настоятельница - монахиня Антония (Шаховцева) с послушницей.
В 1993 г. Успенский собор Княгинина монастыря передан в безвозмездное и безвременное пользование Владимирской епархии для воссоздания монастыря.


Крестный ход в день освящения Успенского собора Княгинина монастыря. 10 апреля 1993 года.

На Лазареву субботу, 10 апреля 1993 года, состоялось торжественное освящение Успенского собора монастыря. Из кафедрального Успенского собора крестным ходом был перенесен мощевик с частицей мощей святого мученика Авраамия Болгарского, Небесного покровителя обители.
После десятилетий запустения порог храма переступили настоятельница монастыря и первые сестры, под сводами монастырского Успенского собора опять зазвучали слова церковных молитв, пение монашеского хора. Во вновь открытый монастырь под благодатный покров Царицы Небесной потянулись жаждущие спасения души.
Первые монастырские богослужения совершал священник Иаков Яковлев (ныне архимандрит Иннокентий, настоятель Александровского монастыря в Суздале). Батюшка самоотверженно помогал молодому и малочисленному тогда еще сестричеству. Его тонкий художественный вкус очень пригодился при реставрации Успенского собора, им был создан проект иконостаса главного храма.
Верующие получили возможность молиться перед чудотворной иконой и получать по вере своей помощь и утешение. С тех пор монастырская летопись постоянно пополняется свидетельствами заступничества Царицы Небесной. Известны случаи исцеления больных. Так однажды исцелилась у иконы от заикания девочка. В другой раз в течение месяца встала на ноги попавшая в автокатастрофу девочка, которую врачи сочли почти безнадежной. Зафиксированы случаи исцеления от рака. Есть несколько свидетельств о том, что бездетные супруги вымолили себе долгожданных детей.


Игумения Антония и отец Иаков с сестрами обители. Фото 1996 года

23 мая 1993 года, в Неделю о слепом, чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери была перенесена из Благовещенского придела в главный храм и поставлена в северной части иконостаса.
С 1993 г. по благословению владыки Евлогия ежегодно за месяц до празднования в честь Боголюбской иконы Божией Матери владимирское духовенство по череде каждый день служит молебны с акафистом перед чудотворным образом. 30 июня архиерейским служением перед чудотворным образом в монастырском Успенском соборе совершается малая вечерня с акафистом и торжественное всенощное бдение. А 1 июля, в день празднования иконы, во Владимире проводится крестный ход со списком Боголюбской иконы Божией Матери в село Боголюбове, в женский монастырь. В самый день праздника перед чудотворным образом не умолкает молитва. Служатся Литургия, молебны. После торжеств большой поток паломников устремляется поклониться Пресвятой Богородице, испрашивая Ее заступничества и помощи, благодаря Ее за неиссякаемый поток щедрот и милостей.


Боголюбская икона Божией Матери. XII в. Находится в Успенском соборе Княгинина монастыря. Сень над иконой работы современных владимирских мастеров.

Чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы

14 апреля 1995 года, в день памяти святого мученика Авраамия, настоятельница монастыря монахиня Антония была возведена в сан игумении.


Настоятельница Свято-Успенского Княгинина монастыря игумения Антония (Шаховцева)

Игумения Антония с сестрами монастыря. Фото 1996 года

Матушка Антония (в миру Антонина Матвеевна Шаховцева) родилась в 1951 году в городе Ефремове Тульской области, в православной семье. В январе 1986 года по благословению духовного наставника и по своему искреннему желанию поступила в Рижский Свято-Троицкий Сергиев женский монастырь, 30 августа 1988 года митрополитом Рижским и всея Латвии Леонидом была пострижена в мантию с наречением имени в честь преподобного Антония Великого. Восприемницей в постриге была игумения Магдалина (Жегалова), ныне почившая. В январе 1992 года по ходатайству настоятельницы Успенского женского монастыря в Александрове монахиня Антония была переведена ей в помощь по восстановлению Александровской Успенской обители, откуда и прибыла во Владимир для создания новой монашеской общины.
Княгинин монастырь постепенно возрождался к новой жизни. Первые насельницы становились послушницами, инокинями, навыкали послушанию, молитве, обучались монашескому жительству. Отрадно было совершение первого, после 73-летнего перерыва, мантийного монашеского пострига. Вновь под сводами собора зазвучали столь любимое всеми монашествующими песнопение «Объятия Отча...» и слова монашеских обетов из уст воспитанной в монастыре инокини.
Успенский собор и Казанская церковь Княгинина монастыря включены, по Указу Президента России 1995 г., в число особо охраняемых памятников федерального значения. Сейчас они находятся на балансе Госцентра по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области.
Религиозная Организация "Свято-Успенский Княгинин Женский Монастырь Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г.
Летом 2005 г. на территории монастыря проходили археологические раскопки.

В 2007 году Пастырское послушание в обители несли три священника. Старейший из них - митрофорный протоиерей Владимир Ведерников, настоятель Успенского собора и всех храмов обители. На протяжении многих лет он нес послушание епархиального духовника, являлся в ней старейшим клириком: в 2007 году исполнилось 50 лет его пастырского служения и 75 лет со дня рождения. В служении он являлся образцом благоговейного, трепетного, молитвенного предстояния пред престолом Божиим.


Игумения Антония, настоятель Успенского собора монастыря протоиерей Владимир Ведерников и духовник обители иерей Валерий Дубовик. Фото 2007 года

Главное место в иноческой жизни занимает, конечно, храм. Богослужения совершаются по полному церковному кругу. Перед чудотворной Боголюбской иконой Божией Матери и мощами мученика Авраамия читаются акафисты. Совершается чтение Неусыпаемой псалтири.
Сестры с любовью и тщанием украшают храм, особенно в Богородичные праздники. Облачения для святого престола и жертвенника, для священнослужителей и для других нужд храма шьют сами сестры. Возрождается искусство церковной вышивки, которой так славилась обитель до революции. Сестры вышивают покровцы, иконы, детали к Плащаницам Спасителя и Божией Матери.


Облачение на мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского, почивающие в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. Ручное и машинное шитье золотом и бисером. XIX век

Облачение на мощи святого благоверного князя Глеба, почивающие во Владимирском кафедральном соборе. Ручное шитье золотом и бисером. XIX век

Закладка для книги «Апостол». Ручное золотное шитье. XX век

Покровец. Ручное золотное шитье. ХХ век.

В 2007 году в монастыре открылась иконописная мастерская.

Владимирская епархиальная регентская школа

В 1997 году при Княгинине монастыре открыта Владимирская епархиальная регентская школа.
В 2007 году исполнилось 10 лет Владимирской епархиальной регентской школе. За эти годы школа выпустила более семидесяти регентов и псаломщиц. Многие из выпускниц несут послушания на приходах Владимирской и других епархий Русской Православной Церкви. Восемь из них остались в монастыре. В 2008 году в школе обучалось около сорока учениц. Они не только изучали богословские и музыкальные дисциплины, но и пели на клиросе за монастырскими богослужениями, несли трудовые послушания в монастыре.


Сестры Свято-Успенского Княгинина монастыря. В центре - игумения Антония и духовник обители отец Валерий Дубовик. Фото 2007 года

Владимирская епархиальная регентская школа при Свято-Успенском Княгинине монастыре. Фото 2007 года

Духовником монастыря являлся священник Валерий Дубовик. Его священническая хиротония была совершена в Успенском соборе, в мае 1997 года, в день памяти мученика Авраамия - Небесного покровителя обители. С 2002 года по благословению владыки Евлогия он являлся и заведующим Епархиальной регентской школы при монастыре.
Сейчас это Владимирское Епархиальное женское училище (подразделение Владимирской духовной семинарии).


Общежитие училища

Владимирское епархиальное женское училище. Ул. Княгинин монастырь, д. 32

Владимирское епархиальное женское училище готовит регентов церковного хора, псаломщиков, катехизаторов, преподавателей воскресных школ для приходов Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Срок обучения - 4 года.
Всем учащимся предоставляется бесплатное питание и общежитие на весь срок обучения (как и абитуриентам в период поступления). Пожертвование за обучение 1000 рублей в год.
В Училище принимаются лица женского пола в возрасте 15 - 35 лет, имеющие основное общее, среднее или высшее образование.
Адрес: ул. Княгинин Монастырь, д. 32
Заведующий - священник Владимир Торгов, клирик Богородице-Рождественского мужского монастыря г. Владимира.

Детский приют при Княгинином монастыре

Архиепископ Евлогий обратился к губернатору области Виноградову Н.В. с инициативой открытия Детского приюта для девочек-сирот. И администрация области откликнулась на это предложение. В 1999 г. началось восстановление здания, где были устроены помещения для детей. Обсуждался юридический статус будущего детского приюта, оформлялись документы. Подбирались воспитанницы из других детских домов области.
Летом 2001 г. детский дом для девочек-сирот при Княгинином женском монастыре принял в свои стены первых воспитанниц. 1 сентября 2001 г. Детский дом начал жить своей жизнью.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "ДЕТСКИЙ ДОМ ПРИ СВЯТО-УСПЕНСКОМ КНЯГИНИНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА) ГОРОДА ВЛАДИМИРА" действует с 30 марта 2001 г.
Многие годы служил в монастырских храмах и священник Михаил Морычев, с 2003 года он заведовал детским приютом.
Этот детский дом на территории области - единственный такого рода приют. Это негосударственное образовательное учреждение при женском монастыре. Он имеет лицензию на образовательную деятельность, выполняя предписания Роспотребнадзора и пожаронадзора, очень тесно сотрудничает с Департаментом образования Владимирской области, с Управлением Образования города Владимира.
В основу воспитания в приюте были положены христианские ценности, заповеди Божии с тем, чтобы на этом фундаменте помочь ребенку обрести себя в настоящем окружающем мире.
Первые девочки поступили из детских домов области. Их было 8. Три из них носили имя Екатерины, и Владыка Евлогий, служивший у них в праздник великомученицы Екатерины, благословил посвятить приют ее памяти. Девочки ходили в школу, учились петь и рисовать, изучали Закон Божий, путешествовали. За годы жизни в приюте они многому научились. Стали хорошими хозяйками: все умели готовить, научились шить, вязать, делать уборку и даже ремонт дома, растить цветы, ухаживать за детьми. Все окончили общеобразовательные школы, могли петь на клиросе во время любого богослужения. Были и попытки подобрать детям семьи, но, к сожалению, они не увенчались успехом…
«Главная задача детского дома - создание благоприятных, приближенных к домашним условий, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. В качестве главного выделено воспитание у детей - сирот трудолюбия, уважения к людям на традициях православного наследия России. Девочки посещают обычную светскую школу, охотно занимаются рукоделием, музыкой, пением, изучают церковно-славянский и английский языки. Бытовая жизнь организована как в обычной семье. Дети самостоятельно готовят еду, оформляют платежи за газ и телефон, ходят по магазинам, стирают, гладят, консервируют овощи и фрукты на зиму. В свободное время вышивают, рисуют, лепят из глины, ходят в различные кружки. Учатся все очень хорошо, при необходимости занимаются с репетитором».
В 2009 году состоялся выпуск тех воспитанниц, которые пришли в приют первыми. Все девочки поступили в учебные заведения области, каждая по своим талантам и возможностям.
Адрес: город Владимир, Княгинин Монастырь, д. 13.
Организация ликвидирована 13 февраля 2017 г.

800-летие обители

В июне 2000 года обитель торжественно праздновала свое 800-летие. Торжества возглавлял Высокопреосвященнейший Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. Гостями праздника были архиепископ Ярославский Михей и викарный епископ Тульской епархии Кирилл, наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Алексий (Поликарпов) и настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов).


Крестный ход в обители в день торжеств

Игумении из монастырей Владимирской епархии, приехавшие на торжества в Княгинин монастырь

Наместник Московского Свято-Данилова монастыря архимандрит Алексий дарит икону благоверного князя Даниила владыке Евлогию

Праздничный молебен совершают архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (в центре), архиепископ Ярославский и Ростовский Михей († 2005) (слева) и епископ Тульский Кирилл (позже архиепископ Ярославский и Ростовский) (справа)

К 800-летию обители составлено житие, написана икона, тропарь, кондак и стихиры благоверной княгине Марии.

10-летие возобновления монашеской жизни в обители

В 2003 году праздновалось десятилетие возобновления монашеской жизни в стенах Успенского Княгинина монастыря. За праздничной Литургией правящим архиереем владыкой Евлогием матушка игумения Антония была награждена наперсным крестом с украшениями.
После Литургии владыка Евлогий возглавил торжества, на которых присутствовали глава Администрации области, мэр г. Владимира, попечители и гости обители. С докладами по истории Княгинина монастыря выступили директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И. Аксенова и настоятельница обители игумения Антония. Праздничные духовные песнопения исполнили учащиеся регентской школы и девочки из монастырского приюта.

800-летие со дня кончины великой княгини Марии Шварновны

В 2006 году в обители праздновалось 800-летие со дня кончины великой княгини Марии Шварновны. В Епархиальной библиотеке состоялись Чтения, посвященные истории Свято-Успенского Княгинина монастыря и Владимирской земли. Игумения Антония рассказала о житии основательницы монастыря великой княгини Марии. Сестры обители с ученицами регентской школы и детьми монастырского приюта представили литературно-музыкальную композицию.
В заключение со словами поздравления и назидания к присутствующим обратился владыка Евлогий.


У гробницы св. Кн. Марии в день ее памяти 19 марта/1 апреля

В 1999 г. Казанскую церковь отдали монастырю. В 2000 г. сделали ремонт храма снаружи. На некоторое время работы приостановились. В начале 2002 г. провели электричество, в 2003 г. поштукатурили, в 2004 г. размыли роспись. Летом 2005 г. начали расписывать под руководством Некрасова А.П., реставратора высшей категории. Поставили иконостас.
3 ноября 2007 года в обители состоялось освящение второго храма и его центрального придела в честь Казанской иконы Божией Матери. На праздничном богослужении присутствовали гости из администрации города и благодетели обители. Перед началом Литургии владыка Евлогий наградил благотворителей, участвующих в восстановлении храма, архиерейскими грамотами. На следующий день, 4 ноября, в престольный праздник, во вновь освященном храме Казанской иконы Божией Матери впервые после многих лет запустения была торжественно отслужена Божественная литургия.


Казанская церковь Княгинина монастыря

Освящение центрального престола в Казанском храме совершает архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий

Алтарь Казанского храма

Первую Литургию в новоосвященном храме совершает архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий

В 2008 г. освящен придел Казанского храма в честь свт. Иоанна Златоуста.


Фреска в алтаре Казанского храма


Интерьер Успенского собора монастыря. Фото 2007 года






Успенский собор Княгинина монастыря




Звонница Княгининского монастыря



Сестринский корпус

Посёлок Воровского, д. 2. Бывший настоятельский корпус Княгинина монастыря. 1977 г. - жилой дом.

Игуменский корпус

Монастырский колодец

Ворота монастыря

Источник с освященной водой перед входом в монастырь

Святыни монастыря

- Боголюбская икона Божией Матери
- Святые мощи мученика Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца
- Гробница вел. кн. Вассы в Успенском соборе монастыря.
- Икона великомученика и целителя Пантелеймона.


Встреча иконы великомученика и целителя Пантелеймона. Написана на Святой Торе Афон в 1999 году

Икона великомученика и целителя Пантелеймона. Конец ХХ век. Находится в Успенском соборе обители.

По благословению архиепископа Евлогия и ходатайству игумении Антонии в 1999 году на Святой Горе Афон, в скиту праведной Анны, была написана икона великомученика и целителя Пантелеймона. Усердием настоятеля Афонского подворья в Москве игумена Никона (Смирнова) икона была доставлена во Владимир. Здесь, у стен Княгининой обители, ее встречали крестным ходом.
Осенью того же года по благословению владыки Евлогия икона великомученика Пантелеймона крестным ходом была пронесена по всей епархии. И сразу же от нее стали проистекать чудеса - исцеления, мироточение, утешение скорбящих и облегчение житейских тягот. По возвращении в монастырь икона была украшена житийными клеймами, в нее был вставлен серебряный мощевик с частицей мощей святого Пантелеймона и устроен резной деревянный киот.
В 2005 году по благословению владыки Евлогия икона вновь была пронесена крестным ходом по епархии. И от нее вновь проистекали исцеления, утешения и благодатная помощь. Икона снова замироточила, и мироточение продолжается до сего времени.


Памятный знак у стен монастыря установлен 11 октября 2005 года по случаю закладки жилищно-гостиничного и офисного комплекса в рамках проекта центра инвестиционных программ Русской Православной Церкви

Игумения Соколюк Оксана Васильевна.
Адрес монастыря: город Владимир, ул. Княгинин Монастырь, д. 37а
Улица Посёлок Воровского
МОНАСТЫРИ Владимирской области
Храмы города Владимира
Категория: Владимир | Добавил: Николай (05.06.2018)
Просмотров: 3889 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru