Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
22:22
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирский Свято-Успенский Княгинин женский монастырь

КНЯГИНИН МОНАСТЫРЬ

Адрес: г. Владимир, ул. Княгинин Монастырь, д. 37а
тел. (4922) 32-67-73, 40-37-50 (приют)
Настоятельница - игумения Олимпиада (Хоружая).

Св. Княгиня Мария Шваровна

Благоверная великая княгиня Мария Владимирская. Икона начала XXI в.

Благоверная великая княгиня Мария Владимирская, в монашестве Марфа, родилась в городе Маас - столице православной Алании (Северный Кавказ), аланская княжна. Известна как княжна Мария Шваровна. В некоторых источниках ошибочно считается Моравской княжной.
Есть сведения, что в раннем возрасте она осталась сиротой и росла в родственной семье владимиро-волынского князя.
В 1174 г. - была повенчана с великим князем Всеволодом Юрьевичем (Георгиевичем).
В браке родила 12 детей, из которых 4 (Константин, Юрий (Георгий), Ярослав, Святослав) в дальнейшем были Великими князьями Владимирскими.

В деле устроения и управления великим княжеством на долю супруги великого князя приходились дела благотворительности, и великая княгиня Мария выполняла их с истинно христианской любовью и ревностью. В «Истории Российской с древнейших времен» В.Н. Татищева говорится, что после пожара 1185 г., когда, по выражению летописца, «погоре бо мало не весь город и церквий числом 30 и 2 и соборныя церкви Святыя Богородицы золотоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, тогда и великокняжеский дворец послужил жертвой пламени; Великий князь немедленно озаботился возобновлением святых церквей и раздачей неимущим погорельцам на построение жилищ из собственнаго имения, княгиня же преимущественно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели».
С рождением в 1198 г. последнего сына, Иоанна, святая княгиня впала в тяжкую болезнь. По свидетельству Степенной книги и Жития сына княгини Марии святого благоверного князя Георгия Всеволодовича, великая княгиня лежала в немощи семь лет и никакого слова хульного не произнесла. Она с благодарностью и терпением переносила свои страдания, молилась и часто вспоминала слова праведного Иова: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго (ср.: Иов. 2, 10). Великая княгиня черпала силы и утешение в воспоминаниях с страданиях Господних. Во время болезни окончательно утвердилось её желание принять монашество и приготовить себе место для вечного упокоения, основав для этого первый во Владимире женский монастырь.

Жена князя Всеволода III Большое Гнездо Мария Шваровна основала в городе Княгинин монастырь с кирпичным Успенским собором, возведённым в 1200 - 1202 гг.
О приобретении княгиней земли для монастыря говорится в Никоновской летописи и Степенной книге: «Боголюбивая великая княгиня Мария сотворила дело достойное памяти: подражая праву праведного Авраама, она купила ценою часть земли на строение церкви и монастыря во славу Богу и пречистой Богородице».
Из книги архимандрита Порфирия мы узнаём точную дату основания монастыря: «каменный монастырский храм был заложен 15-го июля 1200 г. самим Великим князем Всеволодом и епископом Иоанном I, а освящен 9 сентября 1202 г., вероятно, тем же самым епископом».
В житии святого Георгия так описывается это событие: «В лето 1200 Великий князь Всеволод Георгиевич совет положил со своею Великою княгиней Мариею, и с благословления блаженного епископа Иоанна I создали церковь каменную во имя Пресвятой Богородицы Успения в монастыре Княгинине; и составили обитель монахиням, и всяким довольством и имением снабдили».

Располагаясь в непосредственной близости от Орининых ворот, монастырь, вероятно, играл и стратегическую роль, представляя собой одну из оборонительных точек Владимира.
В 1205 г. великая княгиня решила проститься с миром и переселиться во вновь устроенную обитель. «И проводи ю, великую княгиню, сказано в летописи, великий князь Всеволод сам со многими слезами, сын ея Георгий и дщи ея Всеслава... Ту бысть епископ Иоанн, и игумени вси и чернецы и черницы и весь народ, проводиша со слезами многими». Эти проводы начались из придворного храма великомученика Димитрия, который служил местом молитвы великого князя, а особенно его болезненной супруги. Этот храм был ближайшим свидетелем прощания великой княгини со всем мирским, перед отшествием ее на подвиг иноческий. Здесь ожидали последнего жизни выхода ее из великокняжеского дворца епископ Иоанн I, духовенство и народ, и вознесена была напутственная молитва Господу Богу для отходившей в Успенскую новооснованную обитель княгини.
Святая приняла постриг. Троицкая летопись: «В 1206 году 2 марта пострижеся великая княгиня Мария в монашеский чин в монастыре Святыя Богородицы, юже сама создала и нарекоша ей имя Мария, в тоже имя крещена быстъ. И проводил ее великий князь Всеволод сам со слезами многими до монастыря Святыя Богородицы и сын его Георгий и дщи его. И быстъ епископ Иоанн, Симон игумен, отец ея духовный, и инии игумены, вси бояре и боярыни и черницы изо всех монастырев и горожане ecu проводиша ее со слезами многими до монастыря, зане была до всех преизлиха добра».
Ушла из жизни 19 марта (1 апреля) 1206 г., перед кончиною инокиня Мария приняла схиму с именем Марфа.
Погребена была в нише на северной паперти Успенского собора монастыря, но в более позднее время, при строительстве северного придела Успенского храма, гробница оказалась в Благовещенском приделе храма.

С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских, а монастырь получает имя Княгинина.


Св. кн. Мария Владимирская на памятнике Владимиру Красное Солнышко и свт Феодору

Дети:
Сбыслава (Пелагея) (род.26.10.1178 г.);
Верхуслава (Антония) (1181 г.- после 1189 г.), с 26.04.1189 г. замужем за Ростиславом Рюриковичем;
Константин (1186 – 1218 гг.) - новгородский князь, ростовский князь и великий князь владимирский;
Всеслава (ум. после 1206 г.). С 15.06.1187 г. замужем за Ростиславом Ярославичем сновским;
Борис (ум. 1188 г.)
Глеб (ум. 1189 г.)
Георгий (Юрий) - благоверный великий князь Георгий Всеволодович (1188 – 1238 гг.) - великий князь владимирский
Алёна (ум. 30.12.1203 г.);
Ярослав (1191 - 1246 гг.) - великий князь владимирский;
Владимир (1192 – 1227 гг.) - князь стародубский;
Святослав - благоверный князь Святослав Владимирский (1196-1252 гг.) - великий князь владимирский;
Иван (1197/1198 – 1247 гг.) - князь стародубский.

Праздник святой Марии установлен 19 марта, в день кончины и в Соборе Владимирских святых.

План Владимира XII–XIII вв. (по Н.Н. Воронину). Цифрами на плане обозначены: I – город Мономаха (Печерний город); II – Ветчаной город; III – Новый город; IV – детинец; 1 – церковь Спаса; 2 – церковь Георгия; 3 – Успенский собор; 4 – Золотые ворота; 5 – Оринины ворота; 6 – Медные ворота; 7 – Серебряные ворота; 8 – Волжские ворота; 9 – Дмитриевский собор; 10 – Вознесенский монастырь; 11 – Рождественский монастырь; 12 – Успенский (Княгинин) монастырь; 13 – Торговые ворота; 14 – Ивановские ворота; 15 – ворота детинца; 16 – церковь Воздвижения на Торгу.

В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна Годунова (дочь Бориса Годунова) была пострижена в монашество: «через пять месяцев постригли в монахини, назвавши ее Ольгою монахинею, и сослали в ссылку в Белоозерский женский монастырь» (скорее всего имеется в виду Горицкий монастырь), где она провела в заточении 1605—1606 годы. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия.
Её положение изменилось с воцарением Василия IV Шуйского (29 мая 1606 года). Ксению (инокиня Ольга) перевели в Успенский Княгинин монастырь…

Колокольня монастыря

По описи 1665 г. колокольня была первоначально устроена Патриархом Иосифом и примыкала к юго-западному углу Успенского холодного храма.
14 мая 1789 г. игумения Назарета в рапорте преосвященному Виктору, указывая на опасность разрушения колокольни, просила разрешения разобрать ее до нижнего яруса и возвести вновь по представленному рисунку. Разрешение было дано, но по каким-то техническим соображениям, надстройку произвести оказалось не удобным, и колокольня была возведена на новом месте, а нижний этаж бывшей колокольни перекрыт сводами и обращен в палатку. Нижний ярус вновь сооруженной колокольни составляли входные ворота, называемые Святыми.
1855 г. во время пожара, истребившего почти весь монастырь, колокола упали, дали трещины, что вынудило впоследствии перелить их на новые.
1870 г. — приобретены новые колокола. Из девяти колоколов только два маловесных принадлежали старой звоннице. Один из старых колоколов датируется 1567 г. На нем была надпись: «лета 7075 (1567) апреля въ 25 день слитъ сей колоколъ и 2 наколокольникъ въ великомъ новегороде при державе всея Рускiя земли царе и великомъ князе Иване Васильевиче и всея руси и Владимiрскомъ и Московскомъ и Новгородскомъ и Казанскомъ и всея Можайскiя земли и града Юрьева и инехъ многихъ и при отце его и богомольце Филиппе митрополите всея Руси и при архiепископе Пимене великаго новаго града и постави сiи три колокола Никифоръ Никитичъ Сущевъ по бабке по своей по Варваре Федоровне по Семеновой, жене Васильевича Сущева, а во пноцехъ Варсонофiя, въ домъ Преображенiя Господа Бога Спаса нашего Iисуса Христа «Успенiя Пречистыя Его Богоматери Володимiрскомъ уезде на колокши реки, а погребено бысть тело ея въ томъ же монастыре на память Ивана Лествиницы списателя одесную церкви страну, а подписалъ сей колоколъ Митя Ивановъ сынъ отъ благовещенiя згородища». Эта надпись свидетельствует, что на реке Колокше в пол. XVI века существовала женская обитель, которая, очевидно, была отделением от Успенского монастыря, может быть в виде скита, в лесных монастырских дачах. В скиту был храм во имя Преображения Господня с приделом Успения Божией Матери, была там и звонница. Впоследствии обитель была упразднена. Храмовая икона Преображения Господня и другие иконы, которых так много оказывается в храмах обители лишними, и колокола и все, что было, перенесено в Успенский женский монастырь по принадлежности.
«Теплая Казанская церковь с 2 приделами; колокольня в 18 саж., 2-х ярусная с башенкой и шпилем вверху, смотрит к Торговой площади, построена в начале XIX в., келии все деревянные избы, так что монастырь похож на погост. Монахинь – 85» (Субботин А.П., 1877 г.).


Юго-восточная панорама. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876 - 1881 гг.

На переднем плане восточная и южная линии каменной ограды с угловой башней со шпилем (не сохр.), слева за поворотом стены надвратная колокольня, ярусная, со шпилем (1796, снес. 1932). В центре монастыря - Успенский собор (нач. XVI в.), с выпуклой железной кровлей (1782), накладной главой (1781, снята 1925) - виден восточный фасад и в сильном ракурсе - южный, с росписью в средней закомаре. Слева от собора - теплая Казанская церковь в виде корабля с разновысотными объемами паперти и небольшой главкой (XVII в.) Вдоль ограды вокруг собора деревянные избы келий с двускатными кровлями, огороды. На заднем плане - Залыбедская сторона.
Надписи. На паспарту наклейка: “Успенский Княгинин девичий монастырь во Владимире (с южной стороны). Монастырь основан в начале XIII в. супругою Великого князя Всеволода Георгиевича. Соборная Успенская церковь в присутствии Князя и его сыновей освящена Иоанном I Епископом Ростовским 9 сентября 1252 г.; в ней почивают Св. мощи Болгарского мученика Аврамия, принесенные сюда по воле князя Георгия Всеволодовича “из великого града Болгар”, 6 марта 1230 г. В храме погребены основательница монастыря княгиня Мария, Вел. княгиня Анна, вторая супруга Всеволода III, дочь его Княжна Елена, супруги Св.Кн. Александра Невского Александра и Васса, дочь его Княжна Евдокия, и Княгиня Елена, [супруга Князя Ярослава Владимировича].”


Юго-восточная панорама. Фотография. Мелехов Я.Я. Кон. XIX в.- 1901 г.

Слева надвратная колокольня - ярусная, со шпилем, с закрытыми деревянными створами в проезжей арке (1796, снес. 1932), с примыкающей оградой справа и прохожими воротами слева. За оградой в центре монастыря Успенский собор (нач. XVI в.), с выпуклой железной кровлей (1782), накладной главой (1781, снята 1925), с живописным “Успением” в средней закомаре южного фасада. В северной ограде видны еще одни ворота. Вокруг собора деревянные избы келий. Слева от монастыря двухэтажный каменный дом со скругленным углом, на заднем плане - жилая застройка, сады, огороды Залыбедской стороны.
На переднем плане - железные крыши строений Девической улицы.
Надписи. На паспарту: “Успенский женский Княгинин монастырь во Владимире на Клязьме, построенный в 1201 г. Великим Князем Всеволодом”.


Юго-западная панорама. Фотография. Кон. XIX в.

Южная ограда, справа - надвратная колокольня, ярусная, со шпилем (1796, снес. 1932). В центре - Успенский собор (нач. XVI в.) с папертями (1823), выпуклой железной кровлей (1782), накладной главой (1781, снята 1925), росписью в средней закомаре южного фасада. Напротив собора слева - теплая Казанская церковь (XVII-XVIII вв.), между ней и оградой - сад в палисаднике, двухэтажный корпус, крыши келий. Вдоль восточной ограды - порядок изб-келий с двускатными кровлями. Между ними и собором - небольшой некрополь с надгробиями.
Перед монастырем огород.


Вид с юга. Открытка. 1902 г.
В перспективе ул. Девической - надвратная колокольня монастыря, ярусная, со шпилем (1796, снес. 1932), с примыкающей каменной оградой. Справа - Успенский собор монастыря (нач. XVI в.), с выпуклой кровлей (1782), накладной главой (1781, снята 1925), росписью в средней закомаре южного фасада; слева - главка Казанской церкви (XVII-XVIII вв.). Полевой стороне улицы - каменные двухэтажные дома, чугунные столбики ограждения; керосиновые фонари, несколько деревьев, булыжная мостовая.

1923 г. — монастырь закрыт.
«Бывший женский монастырь во Владимире начинает понемногу принимать, так сказать, светский вид... УИК приступил к «ликвидации» бывшего там кладбища. Вероятно, не забудут … колокола безмолвной колокольни». (Призыв. 1923. 1 сент.).
Надвратная колокольня монастыря была снесена в 1932 г.

Успенский собор


Успенский собор Княгинина монастыря

Основание храму положено супругом Марии Шварновны, вел. князем Всеволодом III. В одной из летописей мы видим: «въ лето 6708 (1200) месяца iюлiя въ 15 день, на память св. Кирика и Iулиты, заложи благоверный князь великiй Всеволодъ Гюрьгевичъ церковь камену во имя святое Богородицы Успенiе въ монастыре Княгинине, при блаженнымъ епископе Iоанне» (П.С.Р.Л. т. I. Стр. 175).
В отличие от белокаменных сооружений этого периода, собор был сделан из плоского плиточного кирпича размером 12–20 ×12–25 × 3,5–6 см., на крепком известковом растворе со швами 3–5,5 см. носившего название плинфы и сохранившегося до настоящего времени в нижних частях стен этого памятника. «На глубине двух аршин находятся три ряда из тесаного белого камня, которые притесаны не вгладь всей боковой поверхностью, а в так называемую четверть. Ниже белого камня идет бут из кирпичного щебня и булыжника. В бутовой массе встречались цельные кирпичи плиткообразной и брусковой формы, последние имели закругление с одного конца. Заливка не чисто известковая с песком, а смешанная с другим каким-то веществом желтоватого цвета».
Начальные архитектурные формы XII – XIII вв. этого сооружения до нас не дошли. Вероятнее всего, как пишет в своей книге «Предварительные исследования Успенского собора Княгинина монастыря» И.А. Столетов, они повторяли сложившиеся формы владимиро-суздальских храмов этого периода, и, в частности, формы Дмитриевского собора, но с более простой архитектурной обработкой, отвечавшей как монастырскому характеру этого собора, так и новому материалу - кирпичу. Храм был богато украшен на средства Великой княгини. О судьбе собора в последующие столетия мы мало что знаем. На протяжении веков он подвергался неоднократным переделкам.


Успенский собор Княгинина монастыря

Сохранившийся Успенский собор монастыря возведен на месте старого в кон. XV - нач. XVI в.
Он представляет собой мощный куб с трехчастным делением фасадов, с галереей и приделами у восточных углов. Снаружи стены завершаются закомарами, над которыми расположены двумя ярусами килевидные кокошники, увенчанные мощным световым барабаном.
Успенский собор неоднократно подвергался значительным переделкам. В результате реставрационных работ памятнику в основном возвращен вид XVI в.
С северной стороны главного храма имеется придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда именно устроен этот придел с точностью не известно, но точно не одновременно с храмом. Стены придела примкнуты к храму, а не связаны с ним общей кладкой; форма окон и решеток в них совершенно другая; связи не брускового железа, как в самом храме, а довольно широкого полосного и сам кирпич не одинаковых размеров с кирпичом в стенах храма.
Придел во имя Благовещения Пресвятой Деве Марии устроен был над местом погребения основательницы монастыря, вместо ходовой галлереи, которая, во время нашествия татар в 1238 году, могла быть разрушена, а для восстановления ее не было особых побуждений. Благовещенский придел имеет четыре самостоятельных стены. Четвертой южной стеной непосредственно соприкасается с северной стеной главного храма и над местом погребения основательницы монастыря перекинута в стене арка, образующаяся нишу, где и находится гробница вел. княгини инокини Марфы.
В 1894 году в Благовещенском приделе меняли каменный пол на деревянный. Когда были сняты плиты и очищен из под них мусор, в западной части придела, составлявшей притвор его, обнаружились каменные своды. В одном из сводов усмотрено было отверстие, через которое была спущена зажженная свеча и оказалось, что тут была могила, в которой, судя по одеянию, было погребено монашествующее лицо.

С южной стороны Успенского храма имеется придел во имя Рождества Христова. О времени сооружения этого придела сведений нет. В первый раз встречатеся упоминание о нем в описи за 1665 год, где говорится, что патриарх Иосиф, наряду с другими заботами об украшении Успенского храма, покрыл вновь крыши, как главного храма, так и приделов. Поводом к устроению Рождественского придела послужили, очевидно, таковые же обстоятельства, как и для Благовещенского. В ходовой галлерее с южной стороны Успенского храма были погребены супруги вел. кн. Александра Невского и его дочь. Из глубокого уважения к великому князю, естественно вытекало желание и над могилами его супруг и дочери устроить придел для совершения заупокойных литургий.
Рождественский придел также имеет четыре самостоятельных стены. Северная стена придела непосредственно примыкает к южной стене главного храма, и над местом погребения первой супруги вел. кн. Александра Невского княгини Вассы, могила которой находится подле стены главного храма, также перекинута арка.
По размерам этот придел менее Благовещенского. Восточная стена алтаря полукруглая. Алтарь освещается двумя окнами. Из Рождественского придела есть выходная дверь наружу. Штукатурка и живописная уборка произведены в 1895 г.

С западной стороны храма, вместо прежней обветшавшей, пристроена в 1823 году обширная паперть. В южной стороне паперти устроено помещение для ризницы, покрыто сводом, с северной стороны кладовая. Кладовая имеет два входа, один снаружи, другой из паперти. Освещается кладовая одним окном. В ризницу ведет один вход из паперти; освещается она тремя окнами.

Над серединой церковного здания возвышается трибун с длинными узкими, полуциркульными окнами, но без отлива наружу. Трибун покрыт полусферическим сводом, над которым в 1781 году возведена восьмиугольнгая шейка с луковицербразной главой, увенчанной железным прорезным восьмиконечным крестом с полумесяцем у подножия.
Расширение прежних окон и пробивка новых в алтарных абсидах произведена, с разрешения Епархиального Начальства, в 1784 г. для увеличения света, как говорится в докладе настоятельницы монастыря, игумении Назареты.

Изначально соборный храм имел только один престол во имя Успения Пресвятой Богородицы, а кругом храма были ходовые паперти, где и полагали умерших, сначала лиц княжеского рода, а затем монашествующих, чем-либо заслуживших эту высокую честь. В 1823 г. здание окружила новая паперть, в состав которой вошла нижняя часть стоявшей у юго-западного угла собора колокольни XVII в.
Тяжесть несоразмерно объемистой главы вместе с шейкой производили сильное давление на своды трибуна и вместе с тем и на своды всего храма, как высказался архитектор Артлебен, отчего образовалась в своде трещина по направлению к северо-восточному углу храма, которая проникла и в саму стену и грозила разрушением. В предупреждение печальных последствий, в 1864 г. железом был связан трибун в верхней части своих стенок; связаны были и стены храма в двух местах над карнизом и над оконными перемычками.
Крыша над зданием храма первоначально была устроена по сводам. А впоследствии стены храма были выровнены, установлены стропила и крыша устроена на четыре ската. Это произошло в XVI веке, когда после продолжительного, двух векового запустения, обитель снова начала оживать. За скудностью средств вновь собравшиеся в обитель старицы не могли восстановить железную крышу и вынуждены были покрыть ее тесом, а главу осиновой чешуей. В таком виде крыша оставалась до кон. XVIII века. Из записей, хранившихся в обители, видно, что храм был и в XVII веке, при патриархе Иосифе, перекрыт новым тесом, и в пол. XVIII века также перекрыт был тесом и осиновой чешуей. Только в 1781 году вновь надстроенная глава была покрыта белой жестью, а в 1782 году и вся крыша храма покрыта листовым железом.

Археологические исследования здания показали, что оно почти точно поставлено на основаниях храма 1200—1201 гг., повторяя его план, близкий плану Димитриевского собора. Но стены древней постройки были сложены не из белого камня, а из тонкого кирпича-плинфы на прочном известковом растворе с примесью кирпичной крошки: владимирские строители на рубеже XII—XIII вв. вновь начали применять кирпич.
При раскопках были найдены блоки такой кладки разрушенных верхних частей здания и, что особенно важно, - лекальные кирпичи от перспективных порталов и сложных «пучковых» фасадных пилястр. Подобные пилястры в зданиях кон. XII - нач. XIII вв. обычно связаны с разрабатывавшейся в эту пору русскими зодчими высотной композицией крестово-купольного храма, завершавшегося поднятой на ярусном основании главой. Это было передовое направление в архитектуре той поры, связанное с ростом городской культуры, переоценкой старых и поисками новых национальных форм культового здания. Есть все основания думать, что Княгинин собор был одним из памятников этого течения. Возможно также, что ярусный верх существующего храма в какой-то мере воспроизводил сложную форму верха первоначального здания 1200—1201 гг. Однако оно, видимо, совершенно не имело каких-либо элементов скульптурного убора. Это был строгий монастырский собор, родственный в этом Успенскому епископскому и монастырскому Рождественскому собору.
Из летописей известно о погребении в Княгинином соборе в XIII в. его строительницы княгини Марии, ее сестры Анны, второй жены Всеволода III, жены и дочери Александра Невского. Но любопытно, что аркосолии с их погребениями находятся ныне в наружных восточных членениях боковых фасадов существующего храма (аркосолии теперь заложены). Следовательно, к древнему собору примыкали какие-то пристройки. Археологические разведки установили, что действительно храм изначально был окружен с трех сторон неширокой галереей, украшенной, как и сам собор, нарядным полом из цветных майоликовых плиток. Возможно, что восточные участки галереи занимали приделы - Благовещенский с юга и Христорождественский с севера. Здесь, в наиболее почетном месте, и находились погребения княгинь. Низкие галереи создавали ступенчатость силуэта здания, как бы предварявшую ярусность его верха.

О связи нового храма с древним храмом напоминают крестчатые столбы, величественные полукружия апсид и маленький аркосолий в северной стене. Но весь облик интерьера принадлежит зданию кон. XV - нач. XVI вв. Пространство храма характеризуется необычайной свободой и воздушностью. Стены не расчленены лопатками, их широкая гладь усиливает впечатление единства пространства; подпружные арки опираются на вделанные в стены профилированные консоли и широкие двухъярусные карнизы столбов. Арки, несущие купол, ступенчато повышены по отношению к сводам боковых нефов, создавая движение пространства кверху и лучшие условия для его освещения светом окон барабана. Эта система сводов и нашла свое выражение в ступенчатом, ярусном верхе здания, о котором мы говорили выше.

Внутри собора сохранились фрески сер. XVII в. московской школы живописцев под руководством Марка Матвеева.
Штукатурка и живописное убранство Успенского храма произведены на собственные средства Иосифом, патриархом Московским, в пол. XVII века, как о том говорится в монастырской описи составленной в 1665 г., изданной Тихонравовым. «Въ той же церкви Успения Пресвятыя Богородицы … и въ алтаре писано вновь стеннымъ письмомъ, краски и золотомъ … по обещанию блаженныя памяти великаго господина святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго и всея Руси, его патриаршею келейною казною при игумении Таисии Сновидовой». Тем же патриархом Иосифом и на его иждивение устроены в храме железные входные двери, и затворы железные у ветренниц. В 1866 г. штукатурка и живопись были исправлены.
В 1876 г. живопись нижнего яруса в алтаре была вновь переписана масляными красками, в измененном, сравнительно с прежним, виде.
На северной и южной его стенах изображены сцены из жизни Богородицы, в алтаре видны фигуры апостолов, а на пилонах храма, несущих своды и купол, художники поместили изображения епископов и великих князей. Есть и напоминание о расплате за грехи – сцена «Страшного суда».


Страшный суд. Фрагмент фрески Успенского собора Княгинина монастыря. 1647—1648 гг.

Фрески алтарной апсиды Успенского собора. XVII в.

Интерьер Успенского собора обители. Фото 2007 г.

В нач. ХХ века: «Штукатурка, вследствие сырости в стенах, укреплена на толстых с широкими шляпками гвоздях. Все стены покрыты живописью по сырой штукатурке (альфреско)».

Внутри храма находятся четыре четырехугольных столпа, на которых опирается трибун и боковые своды. Два столпа в алтаре, к ним прикреплен иконостас и два столпа в трапезе. Жертвенник и диаконик отделены собственно от алтаря глухими стенами с необходимыми для сообщения пролетами. В диаконике устроена была вверху особая палатка для хранения ризницы и утвари церковной.
Своды в трибуне полусферической формы, по сторонам храма парусные; арки, поддерживающие трибун, и своды сжатой, пониженной формы.

В некрополе Успенского собора похоронены обе супруги Всеволода III, жена и дочь Александра Невского, а также находились мощи святого мученика Авраамия Болгарского.


Святой мученик и чудотворец Авраамий Болгарский. Фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе.

С Княгининым собором связана интересная история с «мощами» купца Авраамия, который вел разведку в земле волжских болгар в пользу владимирского князя, был в 1229 г. схвачен ими и убит. Вокруг этого происшествия возникло шумное политическое дело. 6 марта 1230 г. великим князем Владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем, в монастырь были перенесены и погребены мощи святого мученика Авраамия Болгарского и с почестями положены в монастырском соборе как «мощи» нового «страстотерпца».
Мощи Аврамия по принесении «из Болгарския земли в главный град Владимир», как говорится в Степ. книге, «положен бысть в церкви св. Богородицы в монастыре великия княгини Всеволожи в каменном гробе». Этой гробницы нет.
В 1711 г., когда св. мощи из Благовещенского придела переносили в главный храм. Была сооружена новая деревянная рака, в которую и положены были св. мощи.
16 сентября 1796 г. епископ Виктор, писал в монастырь следующее: «Въ бытность мою во Владимiре усмотрено, что тамошняго девича монастыря въ настоящей Успенской церкви рака, въ коей опочиваютъ мощи св. мученика, имеется деревянная, совсемъ ни месту. Ни церкви не соответствующая … чего ради настоятельнице объ утсроенiи новой пристойной раки приложить всевозможное старанiе, чтобы устроена была, не отлагая ни малаго времени, ежели не медная съ позолотою, то, по крайней мере, деревянная».
Сооружение новой серебряной раки было поручено серебряных дел мастеру Переславскому купцу Понизовникову за 2408 руб. 44 ½ коп., при чем три стороны должны быть из чистого серебра, чеканной, по составленному рисунку, работы, а четвертая сторона медная. На передней стороне раки имеются три серебряные клейма, на которых чернетью изображены страдания св. мученика Авраамия, а в двух клеймах, с боковых сторон, описаны кончина и перенесение мощей в град Владимир. На крышке раки с наружной стороны имеется живописное изображение св. мученика Авраамия, а со внутренней обитой малиновым бархатом, вышиты золотом слова: «св. мучениче Аврамiе моли Бога о насъ».
Деревянная рака, в которой почивали св. мощи до 1806 г., согласно указа св. Синода от 14 января 1892 года за № 252, перенесена для поставления в церкви с. Болгар, Спасского уезда, Казанской губернии.
В особую доску вделаны четыре панагии, 10 крестов и 1 медальон с частицами мощей многих святых.


Рака св. мученика Аврамия Болгарского. Мелехов Я.Я. 1898–1901 гг. Вид с северо-запада.

Рака св. мученика Аврамия Болгарского. 1898–1916 гг. Вид с северо-востока. Рака (1804, переславский купец Василий Понизовкин, серебро, чернь) прямоугольной формы, на лицевой стороне ажурный, как бы из просечного светлого металла орнамент в виде трёх кругов и растительно-геометрического рисунка, симметрично расположенного плетения между ними и внутри; по краю серебряная рама. Орнамент с широким контуром, отчётливо выделяется на тёмном фоне. Крышка серебряная, с углублением, внутри обита тёмным бархатом; откинута. На ней вышито золотом: «Святый мучениче Аврамие моли Бога о нас»; над крышкой ещё одна, с изображением святого в рост.
Над ракой деревянная резная золочёная сень (1897, на средства владимирского купца Е.В. Васильева): 4 фигурных колонны со сводчатым перекрытием сложной формы, с подзорами, навершиями, образками в квадрифолиях и крестом. Между колоннами по бокам арочные проёмы, в левом видна лампадка; перед ракой 2 ступени, застеленные коврами. Справа на верхней ступени тумба для пожертвований. Вокруг сени медная ограда (1898). На фото позади раки видны столп и южная стена, однако фрески не читаются. Напротив сени, слева виден северо-западный столп с высоким резным киотом, хоругвью и решёткой.
Надписи. На паспарту: «Мощи Свят. Мучен. Авраамия Болгарского в Успенском женском монастыре».

На северной паперти Успенского собора, где сейчас расположен Благовещенский придел, была погребена основательница монастыря великая княгиня Мария Шварновна, в схиме Марфа.
«Гробница, находящаяся в нише южной алтарной стены Благовещенского придела, имеет вид двойной гробницы. Крышка и передняя боковая сторона сделаны из медного, посеребренного листа самой простой чеканной работы. на поверхности крышки вычеканены два восьмиконечных креста; на поверхности передней стороны, в особом медальоне, помещена надпись: «мощи благоверныя великiя княгини Марiи Шварновны, а в схиме Марфы, представившейся въ лето … марта въ … день. Мощи благоверныя княгини Анны, вторыя супруги великаго кн. Всеволода, создавшаго храмъ Успенiя Богоматери въ обители сей».
Многие почитают святую княгиню, молятся ей и получают от нее помощь.
Великая княгиня Мария была прославлена в Соборе Владимирских святых - 23 июня/6 июля. В обители еще отмечается день ее кончины 19 марта /1 апреля. Служится лития, поются тропарь, кондак. К 800-летию обители составлено житие, написана икона, тропарь, кондак и стихиры благоверной княгине Марии.

Гробница, находящаяся в южном приделе во имя Рождества Христова, не в алтаре, а перед иконостасом, около правого клироса. Эта гробница покрыта медными, посеребрянными листами, такой же простой чеканной работы, как и первая гробница. На поверхности передней стороны вычеканена надпись: «мощи благов. велик. княгини Александры, супруги св. благовернаго князя Александра Невскаго. Мощи благоверныя великiя княжны Евдокiи. Дочери св. благовернаго князя Александра Невскаго».
Гробница, находящаяся в том же приделе в нише северной стены, подле иконостаса. Гробница такого же характера, как и две первые. На передней стороне имеется следующая надпись: «мощи благов. велик. кн. Вассы, супруги св. благов. велик. кн. Александра Невскаго».
Летопись сохранила нам имена еще двух княгинь, похороненных в Успенском храме. Одна из них кн. Елена, свояченица велик. Кн. Всеволода, скончавшаяся в 1201 году, другая княжна Елена, дочь князя Всеволода, скончавшаяся 30 декабря 1203 года. Место их погребения осталось не известным.
Кроме этих лиц, в Рождественском приделе в кон. XVIII в. погребены мать и дочь Владимирского Губернатора П.Г. Лазарева. Свидетельство о погребении дочери находилось на прибитой к южной стене Рождественского придела медной доске, на которой углубленным штрихом написано: «здесь подъ белымъ камнемъ, погребена девица Вера Петровна Лазарева, дочь правителя Владимирской губернии. Родилась в 1784 году, сентября въ 16 день, преставилась къ сердечному сожалению родителей своих 1790 года декабря 1 числа». О погребении матери г. Лазарева видно из резолюции преосвященного Виктора, положенной на прошении г. Лазарева: «по просьбе его превосходительства, действительнаго статскаго советника Владимирскаго губернатора и кавалера Петра Гавриловича Лазарева тело покойной родительницы его погребсти в приделе Владимирскаго девичьяго монастыря, где прежде дочь его превосходительства была погребена, благословляется».

Успенский собор Княгинина монастыря до реставрации

Архитектурная реконструкция здания осуществлена в 1960 г. по проекту И.А. Столетова, восстановлен его прежний облик.

Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века: «Древние иконы в предъалтарном иконостасе Успенского храма:
Иконостас деревянный, простой, столярной работы, прямой, окрашен белой масляной краской, местами украшен резьбой, отзолоченной на полимент, конца XVIII в.
Все иконы в иконостасе, за исключением некоторых местных, писаны одновременно с устройством самого иконостаса, в 1767 году.
Прежний иконостас, устроенный патриархом Иосифом в пол. XVII века, за ветхостью был уничтожен и, с разрешения епархиального начальства, 39-ть икон из него проданы в пригородную церковь села Красного в 1821 году.
В нижнем ярусе иконостаса, по правую сторону царсикх врат, находится икона Преображения Господня, мерой 1 ½ арш. х 1 арш. Оклад на иконе отбельный; венец серебряный, позолоченный, с такой же короной, в которой 9 алмазов, 27 яхонтов красного и 3 голубого цвета; вверху коронки крест, в середине которого яхонт красного цвета и четыре искры алмазные, прочие венцы серебряные, вызолоченные. Икона эта, можно полагать, не позднее XVI века, на что имеется косвенное указание, именно: эта икона составляла храмовую икону Преображенской женской обители, существовавшей, как отделение Успенского женского монастыря, на берегах реки Колокши, в виде скита. Из этой обители, по упразднении, перенесен в Успенский монастырь и колокол.
Икона Успения Божией Матери, мерой 2 арш. 4 верш. Х 1 аршин 12 верш. Риза серебряная, чеканной работы. одеяние на Спасителе по бели низано жемчугом мелким с разноцветными простыми камнями; препоясание шито золотом; венец позолоченный, украшен разноцветными камнями; в закрепах 11-ть жемчужин. Одеяние на Богоматери низано по бели мелким жемчугом, а каемки средним с разноцветными камнями; в убрусе три звезды из разноцветных камней; в закрепах венца 10-ть жемчужин. Покров шит золотом, с пронизкой мелким жемчугом с разноцветными камнями. Над ангелами и св. апостолами 26 венчиков серебряных и вызолоченных. Хотя краски очень потемнели, а на иконе Спасителя заметны и трещины, но лики видны ясно, а лик Спасителя привлекает внимание своим строгим взглядом. О ней упоминается в монастырской описи за 1665 год.
Кроме этих икон помещаются еще 9 икон в Успенском храме XVII и XVIII вв.
В паперти Успенского храма поставлено 5 икон старинного письма, между которыми особенно достопримечательна икона св. муч. Авраамия 2 арш. 12 верш. х 1 арш. Эта икона написана в то самое время, когда были принесены и св. мощи св. мученика Авраамия. С течением времени, от разнообразных причин, вызывалась необходимость поновлять икону. Художники, вместо того, чтобы держаться строго оригинала, закрашивали прежнее писание и каждый по своему писал вновь. Случайное обстоятельство побудило настоятельницу, игумению Маргариту реставрировать икону. Было снято несколько слоев красок. С каждым разом изменялся лик св. мученика Авраамия. Наконец, обнаружился первоначальный слой красок. Тщательно были исправлены повреждения, не отступая от первоначального письма. Реставрация иконы произведена в 1891 году. Доска деревянная с выемкой, живопсь произведена по золотому полю.
В Благовещенском приделе поставлены 18 старинных, XVII и XVIII в., икон, которые, очевидно, прежде помещались в иконостасах, но во вновь устроенный иконостас, по своим размерам, не подошли.
В Христорождественском приделе, в алтаре и в трапезе имеется 11 икон не позднее XVII в., на которых краска потемнела, но лики видны ясно».


Казанская церковь


Казанская церковь Княгинина монастыря

Мозаичная икона "Казанской Божией матери" Казанской церкви

Здание первоначально назначалось не для храма, а для жилого помещения. Обитель устраивалась великой княгиней Марией Шварновной с целью принять в ней иноческий чин и провести в ней остаток дней своей жизни, по обычаю тогдашнего времени. Отсюда само собой вытекает необходимость устройства особого здания для жительства великой княгини. Здание это как раз находится против входных западных дверей холодного Успенского храма, что вполне соответствует цели устройства здания.
Окна в этом здании первоначально были малых размеров, какие можно было видеть в древних царских палатах в Москве. Впоследствии, за неимением теплого храма, княжеский дом был обращен в храм во имя святителя Иоанна Златоуста.
Мысль об устройстве обители явилась в уме вел. кн. Марии во время тяжкой ее болезни, которая постигла ее после рождения сына Иоанна. Болезнь была настолько тяжела, что вел. кн. не могла вставать с постели. Как ни близок был храм, но вел. кн. ходить туда не могла; не желала, конечно, и лишать себя Богослужения церковного. Отсюда сама собой вытекала мысль об устройстве домовой церкви, что могло произойти в течение пяти лет от основания обители до переезда в нее вел. кн. Марии Шварновны. Посвящение храма вел. святителю Иоанну Златоусту могло быть вызвано и тем обстоятельством, что тяжкая болезнь явилась следствием рождения сына Иоанна и тем, что этот святитель представлял собой пример величайшего терпения в постигавших его несчастьях.
В монастырских документах 1665 года упоминается храм Иоанна Златоуста: «въ томъ же Успенскомъ девиче монастыре, при игумени Таисiи церковь теплая Iоанна Златоустаго починена каменною починкою». Вполне вероятно, что эта постройка появилась в монастыре еще в XV в., вскоре после сооружения Успенского собора, и представляла собою обширную светлую трапезную палату, входившую тогда в обиход монастырского строительства Московской Руси.
В 1789 г., по ходатайству игумений монастыря, к храму святителя Иоанна Златоуста был пристроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери.
Храм назван в честь праздника Казанской иконы Божией Матери, отмечаемого 21 июля и 4 ноября.
В 1849 г. эта церковь заботами настоятельницы монастыря Евгении была расширена со стороны Казанского придела ещё одним приделом во имя святого мученика Авраамия и обновлена поправкой обветшавших сводов. В следующем году в ней были устроены два новых иконостаса прекрасной работы, с резьбой и позолотой.
В 1916 г. в приделе Авраамия Болгарского была устроена рака с гранитной сенью (частично сохранившейся до сего дня), где почивали его мощи.
В храме до закрытия монастыря было много древних икон. Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века:
«В теплом Казанском храме, имеется 8 древнего, не позднее XVII в., икон, между которыми примечательна по ценности украшений местная.
Храмовая икона Казанской Божией Матери, мерой 1 х 1 ¼ арш. Одеяние шито золотом с жемчужной каймой по краям убруса, котоырй украшен двумя стразовыми звездами, обнизанными жемчугом. Венец серебряный, вызолоченный. Одеяние работы игумении Юрьевского Введенского монастыря Марии, которая в первой пол. XIX в. жила на покое в Успенском женском монастыре. Усердием г-жи Заадаево-Кошанской в венце помещены следующие украшения: бриллиантовый крест, стразовая брошь, две бриллиантовые серьги, бриллиантовый перстень, перстень бирюзовый, кольцо золотое с бирюзой, три запонки с желтыми аметистами и одна запонка жемчужная.
Иконостас придела во имя св. Иоанна Златоуста устроен в 1850 г., но в нем царские врата сохранены из прежнего иконостаса и относятся к XVI в., двустворчатые, глухие. С мелкой, тельной резьбой. На той и другой половинке царских врат наложены по три клейма, в виде трехглавой церкви, в которых изображены четыре Евангелиста, архангел Гавриил и Приснодева Мария. По обе стороны царских врат столбцы с таковой же мелкой тельной резьбой. Здесь же помещаются 10 икон XVII века одинаковой меры, 1 ½ х 1 арш., доски которых с выемкой, перенесены из иконостаса. Устроенного патриархом Иосифом в Успенском холодном храме.
Все иконы покрыты отбельными ризами».
Казанская церковь была закрыта в 1923 г.
С 1928 г. постройку занимало хранилище Государственного архива Владимирской области.
К празднику Покрова в 1998 г. храм был передан женскому монастырю. 3 ноября 2007 г. в обители состоялось освящение Казанского храма и его центрального придела в честь Казанской иконы Божией Матери. На праздничном богослужении присутствовали гости из администрации города и благодетели обители. Перед началом Литургии владыка Евлогий наградил благотворителей, участвующих в восстановлении храма, архиерейскими грамотами. На следующий день, 4 ноября, в престольный праздник, во вновь освященном храме Казанской иконы Божией Матери впервые после многих лет запустения была торжественно отслужена Божественная литургия.
В 2008 г. освящен придел Казанского храма в честь свт. Иоанна Златоуста. Существующее ныне здание - 2-этажное, квадратное в плане, с идентичным членением внутреннего пространства обоих этажей. Особенно большое впечатление оставляет интерьер верхнего помещения. Это четырехстолпный просторный зал, перекрытый сомкнутым сводом.

Для частицы мощей мученика Авраамия устроен красивый ковчег, перед которым находится вновь написанная икона святого, и деревянная резная сень над ними. Все притекающие к святому получают благодатную помощь и милостивое заступление.


Интерьер Казанского храма. Современный вид

Обитель после Октябрьской революции 1917 г. была закрыта в 1923 г. Многие постройки были снесены, а келии отдали для коммунального расселения мирян. В Успенском соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. были изъяты мощи св. Аврамия, которые со временем были утрачены. Незадолго до их изъятии небольшую частицу его мощей сохранил иеромонах Афанасий Сахаров.
С 1986 г. в Княгинином Успенском монастыре во Владимире расположился атеистический музей.
На Лазареву субботу, 10 апреля 1991 г., состоялось торжественное освящение Успенского собора монастыря. Из кафедрального Успенского собора крестным ходом был перенесен мощевик с частицей мощей святого мученика Авраамия Болгарского, Небесного покровителя обители.
В 1992 г. по ходатайству архиепископа Евлогия икона была помещена в Успенском соборе Княгинина монастыря, который тогда еще принадлежал музею; через некоторое время монастырь был открыт (1993 г.) и верующие получили возможность молиться перед чудотворной иконой и получать по вере своей помощь и утешение. С тех пор монастырская летопись постоянно пополняется свидетельствами заступничества Царицы Небесной. Известны случаи исцеления больных. Так однажды исцелилась у иконы от заикания девочка. В другой раз в течение месяца встала на ноги попавшая в автокатастрофу девочка, которую врачи сочли почти безнадежной. Зафиксированы случаи исцеления от рака. Есть несколько свидетельств о том, что бездетные супруги вымолили себе долгожданных детей.
23 мая 1993 г., в Неделю о слепом, чудотворная Боголюбивая икона Божией Матери была перенесена из Благовещенского придела в главный храм и поставлена в северной части иконостаса.
С 1993 г. по благословению владыки Евлогия ежегодно за месяц до празднования в честь Боголюбской иконы Божией Матери владимирское духовенство по череде каждый день служит молебны с акафистом перед чудотворным образом. 30 июня архиерейским служением перед чудотворным образом в монастырском Успенском соборе совершается малая вечерня с акафистом и торжественное всенощное бдение. А 1 июля, в день празднования иконы, во Владимире проводится крестный ход со списком Боголюбской иконы Божией Матери в село Боголюбове, в женский монастырь. В самый день праздника перед чудотворным образом не умолкает молитва. Служатся Литургия, молебны. После торжеств большой поток паломников устремляется поклониться Пресвятой Богородице, испрашивая Её заступничества и помощи, благодаря Её за неиссякаемый поток щедрот и милостей.


Боголюбская икона Божией Матери. XII в. Находится в Успенском соборе Княгинина монастыря. Сень над иконой работы современных владимирских мастеров.

Чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы


Успенский собор Княгинина монастыря



Звонница Княгининского монастыря

Келейный корпус

Монастырский колодец

Ворота монастыря

Источник с освящённой водой перед входом в монастырь

Женский приют

Преосвященный Иустин, взяв справедливому представлению Попечительства, с разрешения Св. Синода в 1853 г. открыл небольшое заведение при Владимирской Успенском женском монастыре под скромным названием «приюта». На средства Попечительства в 1853 г. он устроил в монастыре дом (в будущем ставший игуменским) и всё в нем приспособил для помещения сирот. На первый раз помещено было в нем 12 беднейших девочек.
См. Женский «Приют».

Церковно-приходская школа

8 января 1889 г. по предложению бывшего тогда архиепископа Владимирского Феогноста вновь назначенной (13 ноября 1888 г.) настоятельницей Успенского женского в г. Владимире монастыря игуменией Маргаритой была открыта церковно-приходская школа для девочек. Школа приютилась в помещении монастырской трапезной, в нее поступили 12 девочек, обучение поручено было послушнице монастыря М. Либеровской, окончившей курс в женском Епархиальном училище.
См. Церковно-приходская школа при Успенском монастыре.

Владимирское епархиальное женское училище

22 июля 1863 г. на Владимирскую кафедру был назначен преосвященный Феофан (Затворник). Перед самым переходом своим на Владимирскую кафедру преосвященный Феофан основал женское училище в 1863 г. в Тамбове. Святитель Феофан в октябре 1863 г. предложил Епархиальному Попечительству на обсуждение вопрос об открытии во Владимире женского духовного училища, предварительно дав с своей стороны просвещенные и опытные руководственные указания. 20 марта 1864 года преосвященным Феофаном отправлено было в Святейший Синод и представление об открытии училища.
С 5 июля 1869 года Владимирское училище девиц духовного звания стало именоваться Владимирским епархиальным женским училищем.
Женское епархиальное училище было закрыто в 1917 г.
См. Женское епархиальное училище.

Епархиальное женское училище при Княгинином Свято-Успенском женском монастыре

Сейчас Владимирское Епархиальное женское училище (подразделение Владимирской духовной семинарии) находится по адресу: ул. Княгинин Монастырь, д. 32.
тел. (4922) 42-06-02
Заведующий - священник Владимир Торгов, клирик Богородице-Рождественского мужского монастыря г. Владимира.


Общежитие училища

Владимирское епархиальное женское училище. Ул. Княгинин монастырь, д. 32

Училище готовит регентов церковного хора, псаломщиков, катехизаторов, преподавателей воскресных школ для приходов Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Срок обучения - 4 года.
Всем учащимся предоставляется бесплатное питание и общежитие на весь срок обучения (как и абитуриентам в период поступления). Пожертвование за обучение 1000 рублей в год.
В Училище принимаются лица женского пола в возрасте 15 - 35 лет, имеющие основное общее, среднее или высшее образование.

Детский приют при Княгинином монастыре

Архиепископ Евлогий обратился к губернатору области Виноградову Н.В. с инициативой открытия Детского приюта для девочек-сирот. И администрация области откликнулась на это предложение. В 1999 г. началось восстановление здания, где были устроены помещения для детей. Обсуждался юридический статус будущего детского приюта, оформлялись документы. Подбирались воспитанницы из других детских домов области.
Летом 2001 г. детский дом для девочек-сирот при Княгинином женском монастыре принял в свои стены первых воспитанниц. 1 сентября 2001 г. Детский дом вступил начал жить своей жизнью.
Этот детский дом на территории области - единственный такого рода приют. Это негосударственное образовательное учреждение при женском монастыре. Он имеет лицензию на образовательную деятельность, выполняее предписания Роспотребнадзора и пожаронадзора, очень тесно сотрудничает с Департаментом образования Владимирской области, с Управлением Образования города Владимира.
В основу воспитания в приюте были положены христианские ценности, заповеди Божии с тем, чтобы на этом фундаменте помочь ребенку обрести себя в настоящем окружающем мире.
Первые девочки поступили из детских домов области. Их было 8. Три из них носили имя Екатерины, и Владыка Евлогий, служивший у них в праздник великомученицы Екатерины, благословил посвятить приют ее памяти. Девочки ходили в школу, учились петь и рисовать, изучали Закон Божий, путешествовали. За годы жизни в приюте они многому научились. Стали хорошими хозяйками: все умели готовить, научились шить, вязать, делать уборку и даже ремонт дома, растить цветы, ухаживать за детьми. Все окончили общеобразовательные школы, могли петь на клиросе во время любого богослужения. Были и попытки подобрать детям семьи, но, к сожалению, они не увенчались успехом…
В 2009 году состоялся выпуск тех воспитанниц, которые пришли в приют первыми. Все девочки поступили в учебные заведения области, каждая по своим талантам и возможностям.


Памятный знак у стен монастыря установлен 11 октября 2005 года по случаю закладки жилищно-гостиничного и офисного комплекса в рамках проекта центра инвестиционных программ Русской Православной Церкви


История Владимира.

Владимиро-Суздальская епархия.
Князь Всеволод III Большое Гнездо. 1176-1212 гг. - великий князь владимирский.
МОНАСТЫРИ Владимирской области.
Храмы города Владимира.
Княжна Евдокия - дочь Александра Невского.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (03.05.2015)
Просмотров: 1672 | Теги: монастыри, Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика