Владимирский Свято-Успенский Княгинин женский монастырь до революции
КНЯГИНИН МОНАСТЫРЬ
Религиозная Организация "Свято-Успенский Княгинин Женский Монастырь Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г. Игумения Соколюк Оксана Васильевна. Адрес: город Владимир, ул. Княгинин Монастырь, д. 37а
Св. Княгиня Мария Шваровна
Благоверная великая княгиня Мария Владимирская. Икона начала XXI в.
Жена князя Всеволода III Большое ГнездоБлаговерная великая княгиня Мария Шваровна основала в городе Княгинин монастырь с кирпичным Успенским собором, возведенным в 1200 - 1202 гг. Ушла из жизни 19 марта (1 апреля) 1206 г., перед кончиною инокиня Мария приняла схиму с именем Марфа. Погребена была в нише на северной паперти Успенского собора монастыря, но в более позднее время, при строительстве северного придела Успенского храма, гробница оказалась в Благовещенском приделе храма. См. Основание монастыря Вел. Кн. Марией.
Св. кн. Мария Владимирская на памятнике Владимиру Красное Солнышко и свт Феодору
С того времени (до перенесения великокняжеского престола в Москву) монастырь служил также усыпальницей великих княгинь и княжон Владимирских, а монастырь получает имя Княгинина.
План Владимира XII–XIII вв. (по Н.Н. Воронину). Цифрами на плане обозначены: I – город Мономаха (Печерний город); II – Ветчаной город; III – Новый город; IV – детинец; 1 – церковь Спаса; 2 – церковь Георгия; 3 – Успенский собор; 4 – Золотые ворота; 5 – Оринины ворота; 6 – Медные ворота; 7 – Серебряные ворота; 8 – Волжские ворота; 9 – Дмитриевский собор; 10 – Вознесенский монастырь; 11 – Рождественский монастырь; 12 – Успенский (Княгинин) монастырь; 13 – Торговые ворота; 14 – Ивановские ворота; 15 – ворота детинца; 16 – церковь Воздвижения на Торгу.
Владимир. Макет города XII века. Кремль с детинцем. Владимиро-Суздальский музей заповедник
Владимир. Макет города XII века. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Не прошло и сорока лет со времени основания обители, как она подверглась страшному разорению. В 1238 году несметные татарские полчища под предводительством Батыя осадили город Владимир и взяли его приступом. Несмотря на отчаянное сопротивление горожан, разграбили и сожгли его. Княгинин монастырь находился по соседству с Золотыми воротами, где происходила ужасная сеча, и прежде других подвергся разграблению разъяренных кочевников. В 1411 году Владимир, а с ним и все его храмы и обители были снова разорены; по словам летописца, «приидоша татарове изгоном ко Владимирю, и граду много зла твориша, и церковь соборную разграбиша и икону чудотворную одраша, а град пожгоша, и от того огня колокола разлияшася». В продолжение двух столетий над святою обителью проносился время от времени ураган страшных бедствий, разрушавший и уничтожавший все, что было дорого от лет древних. В этот продолжительный период тяжелых испытаний обитель находилась в таком печальном положении, что до XVI века о ней нет упоминания в исторических памятниках. В актах XVI века в первый раз упоминается о монастыре Пресвятой Богородицы, но там он назван «Новодевичьим». Первоначальное наименование «Княгинин» было забыто. С XVI века начинается возрождение и развитие Успенской обители, она получает жалованные грамоты от великих князей и государей Российских. Обстоятельства благоприятствуют; обитель благоукрашается; забываются скорби и печали, и скромные труженицы в спокойствии духа совершают иноческие подвиги поста и молитвы.
Игумении Княгинина монастыря: игумения Марфа (1512), София (1552), Ольга (1623), Марина (1642), Таисия (1648), Феодосия (1695), Феоктиста (1700-1710), Максимилла (1710-1713), Неонилла (1713-1725), Екатерина (1725-1736), Анфия (1736-1758), Иудифь (1758), Любовь (1758-1775), Елизавета (1775-1777), Надежда (1777-1778), Назарета (1780-1813), Евгения (1813-1819), Измарагда (1819-1840), Елизавета Стромилова (1841-1843), Евгения (1843-1862), Серафима (1862-1864), Мария (1864-1878), Аглаида (1878-1888), Маргарита (1888-1914), Августа (1914-1917, или 1916), с 1917 г. до закрытия монастыря в 1923 году - игумения Олимпиада.
Колокольня монастыря
По описи 1665 г. колокольня была первоначально устроена Патриархом Иосифом и примыкала к юго-западному углу Успенского холодного храма.
Вид на Княгинин монастырь. 1917 год.
Колокольня монастыря. 1917 год
14 мая 1789 г. игумения Назарета в рапорте преосвященному Виктору, указывая на опасность разрушения колокольни, просила разрешения разобрать ее до нижнего яруса и возвести вновь по представленному рисунку. Разрешение было дано, но по каким-то техническим соображениям, надстройку произвести оказалось не удобным, и колокольня была возведена на новом месте. Колокольня была построена по проекту А.Н. Вершинского в 1792—1796 гг., а нижний этаж бывшей колокольни перекрыт сводами и обращен в палатку. Нижний ярус вновь сооруженной колокольни составляли входные ворота, называемые Святыми. А.Н. Вершинским была перестроена также кирпичная монастырская ограда, а к 1809 году возведены её новые участки. Большая часть ограды была уничтожена в конце 1920-х годов.
1855 г. во время пожара, истребившего почти весь монастырь, колокола упали, дали трещины, что вынудило впоследствии перелить их на новые. 1870 г. — приобретены новые колокола. Из девяти колоколов только два маловесных принадлежали старой звоннице. Один из старых колоколов датируется 1567 г. На нем была надпись: «лета 7075 (1567) апреля в 25 день слит сей колокол и 2 наколокольник в великом новегороде при державе всея Руския земли царе и великом князе Иване Васильевиче и всея руси и Владимирском и Московском и Новгородском и Казанском и всея Можайскiя земли и града Юрьева и инех многих и при отце его и богомольце Филиппе митрополите всея Руси и при архиепископе Пимене великаго новаго града и постави сии три колокола Никифор Никитич Сущев по бабке по своей по Варваре Федоровне по Семеновой, жене Васильевича Сущева, а во пноцех Варсонофия, в дом Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа «Успения Пречистыя Его Богоматери Володимирском уезде на Колокши реки, а погребено бысть тело ея в том же монастыре на память Ивана Лествиницы списателя одесную церкви страну, а подписал сей колокол Митя Иванов сын от благовещения згородища». Эта надпись свидетельствует, что на реке Колокше в пол. XVI века существовала женская обитель, которая, очевидно, была отделением от Успенского монастыря, может быть в виде скита, в лесных монастырских дачах. В скиту был храм во имя Преображения Господня с приделом Успения Божией Матери, была там и звонница. Впоследствии обитель была упразднена. Храмовая икона Преображения Господня и другие иконы, которых так много оказывается в храмах обители лишними, и колокола и все, что было, перенесено в Успенский женский монастырь по принадлежности. «Теплая Казанская церковь с 2 приделами; колокольня в 18 саж., 2-х ярусная с башенкой и шпилем вверху, смотрит к Торговой площади, построена в начале XIX в., келии все деревянные избы, так что монастырь похож на погост. Монахинь – 85» (Субботин А.П., 1877).
Юго-восточная панорама. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876 - 1881 гг. На переднем плане восточная и южная линии каменной ограды с угловой башней со шпилем (не сохр.), слева за поворотом стены надвратная колокольня, ярусная, со шпилем (1796, снес. 1932). В центре монастыря - Успенский собор (нач. XVI в.), с выпуклой железной кровлей (1782), накладной главой (1781, снята 1925) - виден восточный фасад и в сильном ракурсе - южный, с росписью в средней закомаре. Слева от собора - теплая Казанская церковь в виде корабля с разновысотными объемами паперти и небольшой главкой (XVII в.) Вдоль ограды вокруг собора деревянные избы келий с двускатными кровлями, огороды. На заднем плане - Залыбедская сторона. Надписи. На паспарту наклейка: “Успенский Княгинин девичий монастырь во Владимире (с южной стороны). Монастырь основан в начале XIII в. супругою Великого князя Всеволода Георгиевича. Соборная Успенская церковь в присутствии Князя и его сыновей освящена Иоанном I Епископом Ростовским 9 сентября 1252 г.; в ней почивают Св. мощи Болгарского мученика Аврамия, принесенные сюда по воле князя Георгия Всеволодовича “из великого града Болгар”, 6 марта 1230 г. В храме погребены основательница монастыря княгиня Мария, Вел. княгиня Анна, вторая супруга Всеволода III, дочь его Княжна Елена, супруга Св. Кн. Александра Невского Александра (Васса), дочь его Княжна Евдокия, и Княгиня Елена, [супруга Князя Ярослава Владимировича].”
Юго-восточная панорама. Фотография. Мелехов Я.Я. Кон. XIX в.- 1901 г. Слева надвратная колокольня - ярусная, со шпилем, с закрытыми деревянными створами в проезжей арке (1796, снес. 1932), с примыкающей оградой справа и прохожими воротами слева. За оградой в центре монастыря Успенский собор (нач. XVI в.), с выпуклой железной кровлей (1782), накладной главой (1781, снята 1925), с живописным “Успением” в средней закомаре южного фасада. В северной ограде видны еще одни ворота. Вокруг собора деревянные избы келий. Слева от монастыря двухэтажный каменный дом со скругленным углом, на заднем плане - жилая застройка, сады, огороды Залыбедской стороны. На переднем плане - железные крыши строений Девической улицы. Надписи. На паспарту: “Успенский женский Княгинин монастырь во Владимире на Клязьме, построенный в 1201 г. Великим Князем Всеволодом”.
Юго-западная панорама. Фотография. Кон. XIX в. Южная ограда, справа - надвратная колокольня, ярусная, со шпилем (1796, снес. 1932). В центре - Успенский собор (нач. XVI в.) с папертями (1823), выпуклой железной кровлей (1782), накладной главой (1781, снята 1925), росписью в средней закомаре южного фасада. Напротив собора слева - теплая Казанская церковь (XVII-XVIII вв.), между ней и оградой - сад в палисаднике, двухэтажный корпус, крыши келий. Вдоль восточной ограды - порядок изб-келий с двускатными кровлями. Между ними и собором - небольшой некрополь с надгробиями. Перед монастырем огород.
Вид с юга. Открытка. 1902 г. В перспективе ул. Девической - надвратная колокольня монастыря, ярусная, со шпилем (1796, снес. 1932), с примыкающей каменной оградой. Справа - Успенский собор монастыря (нач. XVI в.), с выпуклой кровлей (1782), накладной главой (1781, снята 1925), росписью в средней закомаре южного фасада; слева - главка Казанской церкви (XVII-XVIII вв.). Полевой стороне улицы - каменные двухэтажные дома, чугунные столбики ограждения; керосиновые фонари, несколько деревьев, булыжная мостовая.
Княгинин монастырь. Фото конца XIX - начала XX века
Успенский собор
Успенский собор Княгинина монастыря
Основание храму положено супругом Марии Шварновны, вел. князем Всеволодом III. В одной из летописей мы видим: «в лето 6708 (1200) месяца июлия в 15 день, на память св. Кирика и Иулиты, заложи благоверный князь великий Всеволод Гюрьгевич церковь камену во имя святое Богородицы Успение в монастыре Княгинине, при блаженным епископе Иоанне» (П.С.Р.Л. т. I. Стр. 175). В отличие от белокаменных сооружений этого периода, собор был сделан из плоского плиточного кирпича размером 12–20 ×12–25 × 3,5–6 см., на крепком известковом растворе со швами 3–5,5 см. носившего название плинфы и сохранившегося до настоящего времени в нижних частях стен этого памятника. «На глубине двух аршин находятся три ряда из тесаного белого камня, которые притесаны не вгладь всей боковой поверхностью, а в так называемую четверть. Ниже белого камня идет бут из кирпичного щебня и булыжника. В бутовой массе встречались цельные кирпичи плиткообразной и брусковой формы, последние имели закругление с одного конца. Заливка не чисто известковая с песком, а смешанная с другим каким-то веществом желтоватого цвета». Начальные архитектурные формы XII – XIII вв. этого сооружения до нас не дошли. Вероятнее всего, как пишет в своей книге «Предварительные исследования Успенского собора Княгинина монастыря» И.А. Столетов, они повторяли сложившиеся формы владимиро-суздальских храмов этого периода, и, в частности, формы Дмитриевского собора, но с более простой архитектурной обработкой, отвечавшей как монастырскому характеру этого собора, так и новому материалу - кирпичу. Храм был богато украшен на средства Великой княгини. О судьбе собора в последующие столетия мы мало что знаем. На протяжении веков он подвергался неоднократным переделкам.
Успенский собор Княгинина монастыря
Изначально соборный храм имел только один престол во имя Успения Пресвятой Богородицы, а кругом храма были ходовые паперти, где и полагали умерших, сначала лиц княжеского рода, а затем монашествующих, чем-либо заслуживших эту высокую честь. Сохранившийся Успенский собор монастыря возведен на месте старого в кон. XV - нач. XVI в. Он представляет собой мощный куб с трехчастным делением фасадов, с галереей и приделами у восточных углов. Снаружи стены завершаются закомарами, над которыми расположены двумя ярусами килевидные кокошники, увенчанные мощным световым барабаном. Успенский собор неоднократно подвергался значительным переделкам. В результате реставрационных работ памятнику в основном возвращен вид XVI в.
С северной стороны главного храма имеется придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда именно устроен этот придел с точностью не известно, но точно не одновременно с храмом. Стены придела примкнуты к храму, а не связаны с ним общей кладкой; форма окон и решеток в них совершенно другая; связи не брускового железа, как в самом храме, а довольно широкого полосного и сам кирпич не одинаковых размеров с кирпичом в стенах храма. Придел во имя Благовещения Пресвятой Деве Марии устроен был над местом погребения основательницы монастыря, вместо ходовой галлереи, которая, во время нашествия татар в 1238 году, могла быть разрушена, а для восстановления ее не было особых побуждений. Благовещенский придел имеет четыре самостоятельных стены. Четвертой южной стеной непосредственно соприкасается с северной стеной главного храма и над местом погребения основательницы монастыря перекинута в стене арка, образующаяся нишу, где и находится гробница вел. княгини инокини Марфы. В 1894 году в Благовещенском приделе меняли каменный пол на деревянный. Когда были сняты плиты и очищен из под них мусор, в западной части придела, составлявшей притвор его, обнаружились каменные своды. В одном из сводов усмотрено было отверстие, через которое была спущена зажженная свеча и оказалось, что тут была могила, в которой, судя по одеянию, было погребено монашествующее лицо.
С южной стороны Успенского храма имеется придел во имя Рождества Христова. О времени сооружения этого придела сведений нет. В первый раз встречается упоминание о нем в описи за 1665 год, где говорится, что патриарх Иосиф, наряду с другими заботами об украшении Успенского храма, покрыл вновь крыши, как главного храма, так и приделов. Поводом к устроению Рождественского придела послужили, очевидно, таковые же обстоятельства, как и для Благовещенского. В ходовой галерее с южной стороны Успенского храма были погребены супруги вел. кн. Александра Невского и его дочь. Из глубокого уважения к великому князю, естественно вытекало желание и над могилами его супруг и дочери устроить придел для совершения заупокойных литургий. Рождественский придел также имеет четыре самостоятельных стены. Северная стена придела непосредственно примыкает к южной стене главного храма, и над местом погребения первой супруги вел. кн. Александра Невского княгини Вассы, могила которой находится подле стены главного храма, также перекинута арка. По размерам этот придел менее Благовещенского. Восточная стена алтаря полукруглая. Алтарь освещается двумя окнами. Из Рождественского придела есть выходная дверь наружу. Штукатурка и живописная уборка произведены в 1895 г.
С западной стороны храма, вместо прежней обветшавшей, пристроена в 1823 году обширная паперть. В южной стороне паперти устроено помещение для ризницы, покрыто сводом, с северной стороны кладовая. Кладовая имеет два входа, один снаружи, другой из паперти. Освещается кладовая одним окном. В ризницу ведет один вход из паперти; освещается она тремя окнами.
Над серединой церковного здания возвышается трибун с длинными узкими, полуциркульными окнами, но без отлива наружу. Трибун покрыт полусферическим сводом, над которым в 1781 году возведена восьмиугольная шейка с луковицеобразной главой, увенчанной железным прорезным восьмиконечным крестом с полумесяцем у подножия. Расширение прежних окон и пробивка новых в алтарных абсидах произведена, с разрешения Епархиального Начальства, в 1784 г. для увеличения света, как говорится в докладе настоятельницы монастыря, игумении Назареты. В 1823 г. здание окружила новая паперть, в состав которой вошла нижняя часть стоявшей у юго-западного угла собора колокольни XVII в.
Тяжесть несоразмерно объемистой главы вместе с шейкой производили сильное давление на своды трибуна и вместе с тем и на своды всего храма, как высказался архитектор Н.А. Артлебен, отчего образовалась в своде трещина по направлению к северо-восточному углу храма, которая проникла и в саму стену и грозила разрушением. В предупреждение печальных последствий, в 1864 г. железом был связан трибун в верхней части своих стенок; связаны были и стены храма в двух местах над карнизом и над оконными перемычками. Крыша над зданием храма первоначально была устроена по сводам. А впоследствии стены храма были выровнены, установлены стропила и крыша устроена на четыре ската. Это произошло в XVI веке, когда после продолжительного, двух векового запустения, обитель снова начала оживать. За скудностью средств вновь собравшиеся в обитель старицы не могли восстановить железную крышу и вынуждены были покрыть ее тесом, а главу осиновой чешуей. В таком виде крыша оставалась до кон. XVIII века. Из записей, хранившихся в обители, видно, что храм был и в XVII веке, при патриархе Иосифе, перекрыт новым тесом, и в пол. XVIII века также перекрыт был тесом и осиновой чешуей. Только в 1781 году вновь надстроенная глава была покрыта белой жестью, а в 1782 году и вся крыша храма покрыта листовым железом. Археологические исследования здания показали, что оно почти точно поставлено на основаниях храма 1200—1201 гг., повторяя его план, близкий плану Димитриевского собора. Но стены древней постройки были сложены не из белого камня, а из тонкого кирпича-плинфы на прочном известковом растворе с примесью кирпичной крошки: владимирские строители на рубеже XII—XIII вв. вновь начали применять кирпич. При раскопках были найдены блоки такой кладки разрушенных верхних частей здания и, что особенно важно, - лекальные кирпичи от перспективных порталов и сложных «пучковых» фасадных пилястр. Подобные пилястры в зданиях кон. XII - нач. XIII вв. обычно связаны с разрабатывавшейся в эту пору русскими зодчими высотной композицией крестово-купольного храма, завершавшегося поднятой на ярусном основании главой. Это было передовое направление в архитектуре той поры, связанное с ростом городской культуры, переоценкой старых и поисками новых национальных форм культового здания. Есть все основания думать, что Княгинин собор был одним из памятников этого течения. Возможно также, что ярусный верх существующего храма в какой-то мере воспроизводил сложную форму верха первоначального здания 1200—1201 гг. Однако оно, видимо, совершенно не имело каких-либо элементов скульптурного убора. Это был строгий монастырский собор, родственный в этом Успенскому епископскому и монастырскому Рождественскому собору. Из летописей известно о погребении в Княгинином соборе в XIII в. его строительницы княгини Марии, ее сестры Анны, второй жены Всеволода III, жены и дочери Александра Невского. Но любопытно, что аркосолии с их погребениями находятся ныне в наружных восточных членениях боковых фасадов существующего храма (аркосолии теперь заложены). Следовательно, к древнему собору примыкали какие-то пристройки. Археологические разведки установили, что действительно храм изначально был окружен с трех сторон неширокой галереей, украшенной, как и сам собор, нарядным полом из цветных майоликовых плиток. Возможно, что восточные участки галереи занимали приделы - Благовещенский с юга и Христорождественский с севера. Здесь, в наиболее почетном месте, и находились погребения княгинь. Низкие галереи создавали ступенчатость силуэта здания, как бы предварявшую ярусность его верха.
О связи нового храма с древним храмом напоминают крестчатые столбы, величественные полукружия апсид и маленький аркосолий в северной стене. Но весь облик интерьера принадлежит зданию кон. XV - нач. XVI вв. Пространство храма характеризуется необычайной свободой и воздушностью. Стены не расчленены лопатками, их широкая гладь усиливает впечатление единства пространства; подпружные арки опираются на вделанные в стены профилированные консоли и широкие двухъярусные карнизы столбов. Арки, несущие купол, ступенчато повышены по отношению к сводам боковых нефов, создавая движение пространства кверху и лучшие условия для его освещения светом окон барабана. Эта система сводов и нашла свое выражение в ступенчатом, ярусном верхе здания, о котором мы говорили выше.
Для его росписи приглашаются лучшие мастера - артель под руководством государева жалованного иконописца Марка Матвеева. Внутри собора сохранились фрески сер. XVII в. московской школы живописцев под руководством Марка Матвеева. Штукатурка и живописное убранство Успенского храма произведены на собственные средства Иосифом, патриархом Московским, в пол. XVII века, как о том говорится в монастырской описи составленной в 1665 г., изданной Тихонравовым. «В той же церкви Успения Пресвятыя Богородицы … и в алтаре писано вновь стенным письмом, краски и золотом … по обещанию блаженныя памяти великаго господина святейшаго Иосифа, патриарха Московскаго и всея Руси, его патриаршею келейною казною при игумении Таисии Сновидовой». Тем же патриархом Иосифом и на его иждивение устроены в храме железные входные двери, и затворы железные у ветренниц. В 1866 г. штукатурка и живопись были исправлены. В 1876 г. живопись нижнего яруса в алтаре была вновь переписана масляными красками, в измененном, сравнительно с прежним, виде. На северной и южной его стенах изображены сцены из жизни Богородицы, в алтаре видны фигуры апостолов, а на пилонах храма, несущих своды и купол, художники поместили изображения епископов и великих князей. Есть и напоминание о расплате за грехи – сцена «Страшного суда».
Страшный суд. Фрагмент фрески Успенского собора Княгинина монастыря. 1647—1648 гг.
Интерьер Успенского собора обители. Фото кон. ХХ века.
Фрески алтарной апсиды Успенского собора. XVII в.
Фрагменты росписи Акафиста Божией Матери. XVII век.
Успение Божией Матери. Фреска на алтарной арке собора. XVII век.
В нач. ХХ века: «Штукатурка, вследствие сырости в стенах, укреплена на толстых с широкими шляпками гвоздях. Все стены покрыты живописью по сырой штукатурке (альфреско)».
Внутри храма находятся четыре четырехугольных столпа, на которых опирается трибун и боковые своды. Два столпа в алтаре, к ним прикреплен иконостас и два столпа в трапезе. Жертвенник и диаконик отделены собственно от алтаря глухими стенами с необходимыми для сообщения пролетами. В диаконике устроена была вверху особая палатка для хранения ризницы и утвари церковной. Своды в трибуне полусферической формы, по сторонам храма парусные; арки, поддерживающие трибун, и своды сжатой, пониженной формы.
Святой мученик и чудотворец Авраамий Болгарский. Фреска на западной стороне юго-западного столба в Успенском соборе.
Образ св. блг. кн. Андрея Боголюбского. Фреска на княжеской колонне Успенского собора. Сер. XVII в. Образ св. блг. кн. Георгия Всеволодовича. Фреска на княжеской колонне Успенского собора. Сер. XVII в.
Успенский собор Княгинина монастыря до реставрации
Архитектурная реконструкция здания осуществлена в 1960 г. по проекту И.А. Столетова, восстановлен его прежний облик.
В ноябре 1605 года, накануне обручения Лжедмитрия с Мариной Мнишек, Ксения Борисовна Годунова (дочь Бориса Годунова) была пострижена в монашество: «через пять месяцев постригли в монахини, назвавши ее Ольгою монахиней, и сослали в ссылку в Белоозерский женский монастырь» (скорее всего имеется в виду Горицкий монастырь), где она провела в заточении 1605—1606 годы. Как утверждали слухи, после пострига в монастыре Ксения родила сына от Лжедмитрия. Ее положение изменилось с воцарением Василия IV Шуйского (29 мая 1606 года). Ксению (инокиня Ольга) перевели в Успенский Княгинин монастырь… Новая гроза разразилась над святой обителью в начале XVII века: то было польско-литовское нашествие. В челобитной, поданной царю Алексею Михайловичу, настоятельница монастыря игумения Таисия с сестрами жаловалась, что «Литва, как в Володимире была, и у них в Успенском девичьем монастыре стояли, монастырь без остатку разорили». Десятки лет обитель святая не могла оправиться от разгрома. На помощь пришел патриарх Московский и всея Руси Иосиф. Он все ветхое исправил, недостающее все восполнил собственным иждивением. Из описи 1665 года видно, что за счет патриарха Иосифа в Успенском храме устроен иконостас, написаны местные иконы, приобретены серебряные богослужебные сосуды, священные одежды; стены храма покрыты художественной росписью, вновь перекрыты крыши на храмах, построена колокольня, приобретены два благовестных колокола, вокруг монастыря сооружена ограда, даже выкопан новый колодезь.
Богослужебные сосуды из монастырского Успенского собора. XVII век. Книжная иллюстрация XIX века.
Владимирский образ Божией Матери. Шитье шелком. Вклад патриарха Иосифа в Княгинин монастырь. XVII век.
Плащаница Пресвятой Богородицы. Шитье разноцветными шелками. XVII век.
Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. Шитье разноцветными шелками. XIX век.
В то время в монастыре была заведена школа золотого шитья, которым славилась обитель вплоть до закрытия в начале XX века. Во многом способствовала развитию золотошвейного искусства пребывавшая в обители инокиня Параскева - царица Пелагия Михайловна (вторая супруга сына Ивана Грозного - Ивана). В XVIII веке реформы Петра I и введение Екатериной II «монастырских штатов» изменили положение монастыря. Обитель лишилась угодий, получила штатное содержание и надел и была причислена к разряду второклассных штатных (особножительных) монастырей.
С 1840 г. Павел Абрамович Прудентов († 1871) произведен был во священника к Успенскому Девичьему монастырю.
Игумения Мария (Белаго)
В 1852 году обитель почти вся была истреблена пожаром. По этому случаю в 25-й день марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, по уложению монастырскому, бывал пред Литургией крестный ход вокруг Успенского девичьего монастыря. Основная тяжесть трудов по восстановлению обители пришлась на долю игумении Марии (в миру Магдалины Ивановны Белаго), управлявшей обителью в 1864-1878 годах. Игумения Мария заботилась прежде всего о внутренней жизни обители. Она входила во все нужды сестер, стремилась быть им матерью, наставницей, часто собирала у себя старших и младших сестер. Больница и богадельня для престарелых сестер (на 10 — 12 лиц) устроена стараниями игумении Марии; на содержание ее имелся неприкосновенный капитал в 6000 руб. Во время русско-турецкой войны (1877-1878) матушка игумения почти ежедневно приглашала к себе сестер и поручала им различные работы для военных лазаретов, при этом она сама или трудилась вместе с ними, или читала им что-нибудь назидательное. Игумения Мария по благословению святителя Феофана, Затворника Вышенского, в то время управлявшего Владимирской епархией, стала попечительницей основанного им женского Епархиального училища. Она ввела в обители чтение Псалтири (по чину Троице-Сергиевой Лавры), а также установила порядок в выпекании просфор.
Игумения Аглаида (Вышеславцева).
Много потрудилась для благоукрашения обители и для устройства внутренней жизни сестер игумения Аглаида (в миру Вышеславцева Варвара Петровна), управлявшая обителью в 1878-1888 годах. Сама она вела высокую подвижническую жизнь. По свидетельству современника, ей хотелось, чтобы монастырь представлял собою образец тех древних обителей, которые проникнуты были духом строгого аскетизма. В этом стремлении ее поддерживал епископ Феофан, к которому она питала глубокое уважение и с которым находилась в переписке. Игумения Аглаида своим примером подвигала сестер решительно шествовать тернистым путем монашеской жизни, поддерживала слабых, ободряла падающих, всем готова была служить, примиряла враждующих. Матушка Аглаида проливала в долгих ночных молитвах горячие слезы покаяния и совсем ослепла от непрестанных слез. Общая трапеза была устроена, стараниями игумении Аглаиды (1878 — 1888 гг.) на пожертвованный капитал 9000 руб., из коих 5000 руб. израсходовано на устройство самой трапезы, а остальные оставлены неприкосновенным капиталом на ее содержание. Указом Св. Синода от 18 октября 1888 года за № 5260 игумения Аглаида по прошению уволена от должности настоятельницы Владимирского Успенского женского монастыря, и на ее место, тем-же указом Св. Синода, определена настоятельницей казначея александровского Успенского женского монастыря монахиня Маргарита с возведением ее в сан игумении.
Игумения Маргарита (Лаврова).
8 января 1889 г. при монастыре стараниями игумении Маргариты (в миру Рипсимии Ивановны Лавровой), управлявшей обителью в 1888-1914 годах, была открыта церковно-приходская школа с рукодельным отделением для бедных девочек
в память чудесного избавления Их Императорских Величеств и Августейшей Семьи от опасности 17 октября 1888 года.
Вид на центральную часть города из-за реки Лыбедь. 1891 – 1897 гг.
15 июля 1900 года во Владимире проходило торжество в честь 700-летнего юбилея Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря (15 июля 1200 – 1900 гг.). В 1900 году, в связи с 700-летием со дня основания обители, по Указу Святейшего Синода монастырь был причислен к разряду первоклассных с присоединением к нему прежнего названия «Княгинин». Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века: «Древние иконы в предъалтарном иконостасе Успенского храма: Иконостас деревянный, простой, столярной работы, прямой, окрашен белой масляной краской, местами украшен резьбой, отзолоченной на полимент, конца XVIII в. Все иконы в иконостасе, за исключением некоторых местных, писаны одновременно с устройством самого иконостаса, в 1767 году. Прежний иконостас, устроенный патриархом Иосифом в пол. XVII века, за ветхостью был уничтожен и, с разрешения епархиального начальства, 39-ть икон из него проданы в пригородную церковь села Красного в 1821 году. В нижнем ярусе иконостаса, по правую сторону царских врат, находится икона Преображения Господня, мерой 1 ½ арш. х 1 арш. Оклад на иконе отбельный; венец серебряный, позолоченный, с такой же короной, в которой 9 алмазов, 27 яхонтов красного и 3 голубого цвета; вверху коронки крест, в середине которого яхонт красного цвета и четыре искры алмазные, прочие венцы серебряные, вызолоченные. Икона эта, можно полагать, не позднее XVI века, на что имеется косвенное указание, именно: эта икона составляла храмовую икону Преображенской женской обители, существовавшей, как отделение Успенского женского монастыря, на берегах реки Колокши, в виде скита. Из этой обители, по упразднении, перенесен в Успенский монастырь и колокол. Икона Успения Божией Матери, мерой 2 арш. 4 верш. Х 1 аршин 12 верш. Риза серебряная, чеканной работы, одеяние на Спасителе по бели низано жемчугом мелким с разноцветными простыми камнями; препоясание шито золотом; венец позолоченный, украшен разноцветными камнями; в закрепах 11-ть жемчужин. Одеяние на Богоматери низано по бели мелким жемчугом, а каемки средним с разноцветными камнями; в убрусе три звезды из разноцветных камней; в закрепах венца 10-ть жемчужин. Покров шит золотом, с пронизкой мелким жемчугом с разноцветными камнями. Над ангелами и св. апостолами 26 венчиков серебряных и вызолоченных. Хотя краски очень потемнели, а на иконе Спасителя заметны и трещины, но лики видны ясно, а лик Спасителя привлекает внимание своим строгим взглядом. О ней упоминается в монастырской описи за 1665 год. Кроме этих икон помещаются еще 9 икон в Успенском храме XVII и XVIII вв. В паперти Успенского храма поставлено 5 икон старинного письма, между которыми особенно достопримечательна икона св. муч. Авраамия 2 арш. 12 верш. х 1 арш. Эта икона написана в то самое время, когда были принесены и св. мощи св. мученика Авраамия. С течением времени, от разнообразных причин, вызывалась необходимость поновлять икону. Художники, вместо того, чтобы держаться строго оригинала, закрашивали прежнее писание и каждый по своему писал вновь. Случайное обстоятельство побудило настоятельницу, игумению Маргариту реставрировать икону. Было снято несколько слоев красок. С каждым разом изменялся лик св. мученика Авраамия. Наконец, обнаружился первоначальный слой красок. Тщательно были исправлены повреждения, не отступая от первоначального письма. Реставрация иконы произведена в 1891 году. Доска деревянная с выемкой, живопись произведена по золотому полю. В Благовещенском приделе поставлены 18 старинных, XVII и XVIII в., икон, которые, очевидно, прежде помещались в иконостасах, но во вновь устроенный иконостас, по своим размерам, не подошли. В Христорождественском приделе, в алтаре и в трапезе имеется 11 икон не позднее XVII в., на которых краска потемнела, но лики видны ясно».
Казанская церковь
Казанская церковь Княгинина монастыря
Мозаичная икона "Казанской Божией матери". Находится на внешней стороне алтарной стены Казанской церкви.
Здание первоначально назначалось не для храма, а для жилого помещения. Обитель устраивалась великой княгиней Марией Шварновной с целью принять в ней иноческий чин и провести в ней остаток дней своей жизни, по обычаю тогдашнего времени. Отсюда само собой вытекает необходимость устройства особого здания для жительства великой княгини. Здание это как раз находится против входных западных дверей холодного Успенского храма, что вполне соответствует цели устройства здания. Окна в этом здании первоначально были малых размеров, какие можно было видеть в древних царских палатах в Москве. Впоследствии, за неимением теплого храма, княжеский дом был обращен в храм во имя святителя Иоанна Златоуста. Мысль об устройстве обители явилась в уме вел. кн. Марии во время тяжкой ее болезни, которая постигла ее после рождения сына Иоанна. Болезнь была настолько тяжела, что вел. кн. не могла вставать с постели. Как ни близок был храм, но вел. кн. ходить туда не могла; не желала, конечно, и лишать себя Богослужения церковного. Отсюда сама собой вытекала мысль об устройстве домовой церкви, что могло произойти в течение пяти лет от основания обители до переезда в нее вел. кн. Марии Шварновны. Посвящение храма вел. святителю Иоанну Златоусту могло быть вызвано и тем обстоятельством, что тяжкая болезнь явилась следствием рождения сына Иоанна и тем, что этот святитель представлял собой пример величайшего терпения в постигавших его несчастьях. В монастырских документах 1665 года упоминается храм Иоанна Златоуста: «в том же Успенском девиче монастыре, при игумени Таисии церковь теплая Иоанна Златоустаго починена каменною починкою». Вполне вероятно, что эта постройка появилась в монастыре еще в XV в., вскоре после сооружения Успенского собора, и представляла собою обширную светлую трапезную палату, входившую тогда в обиход монастырского строительства Московской Руси. В 1789 г., по ходатайству игумений монастыря, к храму святителя Иоанна Златоуста был пристроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм назван в честь праздника Казанской иконы Божией Матери, отмечаемого 21 июля и 4 ноября. В 1849 г. эта церковь заботами настоятельницы монастыря Евгении была расширена со стороны Казанского придела еще одним приделом во имя святого мученика Авраамия и обновлена поправкой обветшавших сводов. В следующем году в ней были устроены два новых иконостаса прекрасной работы, с резьбой и позолотой. 25-го сентября 1916 г. мощи святого мученика были перенесены в теплый Казанский храм (в придел Авраамия Болгарского), в благолепно украшенную раку с гранитной сенью, которая сохранилась до сего времени. См. Первое торжественное перенесение св. мощей мученика Авраамия из холодного храма в теплый и — обратно в холодный — ежегодно. В храме до закрытия монастыря было много древних икон. Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века: «В теплом Казанском храме, имеется 8 древнего, не позднее XVII в., икон, между которыми примечательна по ценности украшений местная. Храмовая икона Казанской Божией Матери, мерой 1 х 1 ¼ арш. Одеяние шито золотом с жемчужной каймой по краям убруса, который украшен двумя стразовыми звездами, обнизанными жемчугом. Венец серебряный, вызолоченный. Одеяние работы игумении Юрьевского Введенского монастыря Марии, которая в первой пол. XIX в. жила на покое в Успенском женском монастыре. Усердием г-жи Заадаево-Кошанской в венце помещены следующие украшения: бриллиантовый крест, стразовая брошь, две бриллиантовые серьги, бриллиантовый перстень, перстень бирюзовый, кольцо золотое с бирюзой, три запонки с желтыми аметистами и одна запонка жемчужная. Иконостас придела во имя св. Иоанна Златоуста устроен в 1850 г., но в нем царские врата сохранены из прежнего иконостаса и относятся к XVI в., двустворчатые, глухие. С мелкой, тельной резьбой. На той и другой половинке царских врат наложены по три клейма, в виде трехглавой церкви, в которых изображены четыре Евангелиста, архангел Гавриил и Приснодева Мария. По обе стороны царских врат столбцы с таковой же мелкой тельной резьбой. Здесь же помещаются 10 икон XVII века одинаковой меры, 1 ½ х 1 арш., доски которых с выемкой, перенесены из иконостаса. Устроенного патриархом Иосифом в Успенском холодном храме. Все иконы покрыты отбельными ризами». Казанская церковь была закрыта в 1923 г. С 1928 г. постройку занимало хранилище Государственного архива Владимирской области. К празднику Покрова в 1998 г. храм был передан женскому монастырю. 3 ноября 2007 г. в обители состоялось освящение Казанского храма и его центрального придела в честь Казанской иконы Божией Матери. На праздничном богослужении присутствовали гости из администрации города и благодетели обители. Перед началом Литургии владыка Евлогий наградил благотворителей, участвующих в восстановлении храма, архиерейскими грамотами. На следующий день, 4 ноября, в престольный праздник, во вновь освященном храме Казанской иконы Божией Матери впервые после многих лет запустения была торжественно отслужена Божественная литургия. В 2008 г. освящен придел Казанского храма в честь свт. Иоанна Златоуста. Существующее ныне здание - 2-этажное, квадратное в плане, с идентичным членением внутреннего пространства обоих этажей. Особенно большое впечатление оставляет интерьер верхнего помещения. Это четырехстолпный просторный зал, перекрытый сомкнутым сводом.
Для частицы мощей мученика Авраамия устроен красивый ковчег, перед которым находится вновь написанная икона святого, и деревянная резная сень над ними. Все притекающие к святому получают благодатную помощь и милостивое заступление.
Иконостас северного придела во имя святителя Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фото 1926 г.
Интерьер Казанского храма. Современный вид
В обители занимались рукоделием, льнопрядением, вышивкой, содержанием больницы для престарелых и больных насельниц. В 1913 году в монастыре подвизались 27 монахинь, 85 послушниц и 38 проживавших на испытании белиц.
Сестры святой обители. Фото конца ХІХ - начала XX века
Женский приют
Преосвященный Иустин, взяв справедливому представлению Попечительства, с разрешения Св. Синода в 1853 г. открыл небольшое заведение при Владимирской Успенском женском монастыре под скромным названием «приюта». На средства Попечительства в 1853 г. он устроил в монастыре дом (в будущем ставший игуменским) и все в нем приспособил для помещения сирот. На первый раз помещено было в нем 12 беднейших девочек. См. Женский «Приют».
Церковно-приходская школа
8 января 1889 г. по предложению бывшего тогда архиепископа Владимирского Феогноста вновь назначенной (13 ноября 1888) настоятельницей Успенского женского в г. Владимире монастыря игуменией Маргаритой была открыта церковно-приходская школа для девочек. Школа приютилась в помещении монастырской трапезной, в нее поступили 12 девочек, обучение поручено было послушнице монастыря А. Либеровской (1864-1937), окончившей курс в женском Епархиальном училище. См. Церковно-приходская школа при Успенском монастыре.
Владимирское епархиальное женское училище
22 июля 1863 г. на Владимирскую кафедру был назначен преосвященный Феофан (Затворник). Перед самым переходом своим на Владимирскую кафедру преосвященный Феофан основал женское училище в 1863 г. в Тамбове. Святитель Феофан в октябре 1863 г. предложил Епархиальному Попечительству на обсуждение вопрос об открытии во Владимире женского духовного училища, предварительно дав с своей стороны просвещенные и опытные руководственные указания. 20 марта 1864 года преосвященным Феофаном отправлено было в Святейший Синод и представление об открытии училища. С 5 июля 1869 года Владимирское училище девиц духовного звания стало именоваться Владимирским епархиальным женским училищем. Женское епархиальное училище было закрыто в 1917 г.