Свято-Троицкая церковь Церковь Живоначальная Троицы
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Троицкого Храма Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 27 декабря 1999 г. Настоятель, председатель приходского совета - Боровских Евгений Анатольевич (с 27 сентября 2010 г.). Адрес: город Владимир, Музейная улица, д. 8
Свято-Троицкая церковь города Владимира
Время первоначального основания здесь храма точно не известно, но известно, что в нач. XVIII в. деревянная церковь здесь уже была, потому что значится в описной книге Владимирского кремля за 1625 г.: «храмъ Троицы Живоначальныя да храмъ теплый преподобнаго Сергия древяные клецкие, а въ немъ церковное строение, двери царские, и деисусы, и образы, и книги, и свечи, и сосуды церковные, и колокола, и всякое строение церковное – мирское». В 1628 г. по патриаршим окладным книгам, эта церковь платила дани «12 алтынъ», в 1656 г. «по новому дозору Семена Извольскаго положено дани 19 алтынъ, заезда гривна». 1710 г. при церкви святой Троицы поп Иван Стефанов, а в 1715 г. поп Дмитрей Михайлов. 1 октября 1719 г. в 8 часов ночи во Владимире произошел пожар в «Царицыне слободе подле Земской избы и Гостина двора у вдовы Федосьи Тимофеевой дочери Леонтьевской жены Исаевской». Жертвой этого пожара сделалась половина города. Троицкая вместе с теплой Сергиевской церковью сгорели. Также сгорели следующие церкви: Пятницкая, Дмитриевский собор, Борисоглебская, Троицкая, Рождественская, Николо-Кремлевская, Рождественский монастырь, Богословская и Ильинская, монастыри Богородицкий и Сергиевский, сгорело 79 посадских тяглых дворов, гостинный двор и земская изба. 1720 г. марта в день г. Володимира Троицкой поп Димитрий в поданном в патр. казен. приказ прошении писал: «в прошлом 1719 г. ноября в день по указу велено построить вместо сгорелой церкви Сергия чуд. на том же месте из старой трапезы церковь во имя Сергия Радонежского чуд. и та теплая церковь против указу построена и ко освящению в готовности» и просил «об освящении вышеупомянутой церкви послать указ во Володимир к кому надлежит и дать антиминс». Подписано: «1720 г. марта в 15 день отпустить антиминс против челобитья». В 1720 г. теплая церковь была построена; постройка же холодной церкви, вероятно, по недостатку средств, отложена была на неопределенное время. 1732 г. мая 2 дана новоявленная память города Владимира церкви Живоначал. Троицы поповым детям Никифору и Ивану Дмитриевым, которым по сей новоявленной быть при той церкви Никифору дьячком, а Ивану пономарем, пошлин 13 алтын 2 деньги. В 1740 г. построена уже была каменная церковь. Теплый придел при ней был построен в 1746 г. Когда построена каменная колокольня, сведений нет. [1]
Аникита Иванович Смирнов, сын дьячка, род. ок. 1822 г. Окончил Влад. Дух. Семинарию в 1884 г. по 1 разряду, с 9.05.1845 г. – свящ. с. Великово в Медушах Ковровского у., 4.03.1850 г. «за весьма одобрительное поведение и ревностное назидание прихожан» переведен к церкви с. Дерюзина Александр. у., с 27.05.1855 г. – Успенского монастыря. С 10.03.1858 г. — законоучитель в Алексаднровском женском училище, с 10.12.1858 г. — в Александровском волостном училище. В 1866 г. переведен к Троицкой церкви г. Владимира. Указом Святейшего Синода от 10 мая 1869 г. объявлено, что по ходатайству Епархиального Начальства, награжден камилавкой г. Владимира Троицкой церкви священник Аникита Смирнов. К Троицкой гор. Владимира ц., на место священника Аникиты Смирнова, переведенного к кладбищенской с. Иванова церкви, по резолюции Его Высокопреосвященства 23-го марта 1872 г., переведен из гор. Юрьева Петропавловской ц. свящ. Иоанн Альбицкий. С 18.12.1879 г. за штатом. Умер 13.06.1880, 57 лет и погребен на Князь-Владимирском кладбище г. Владимира.
Хорошим живописцем и иконописцем был священник Троицкой церкви о. Павел Роборовский. Некогда он представлял свою иконописную работу на бывшую во Владимире выставку и получил премию. В Троицкой церкви имелся написанный им образ Иверской Божией Матери, украшенный ризой и золотошвейным убрусом. Его же работы была в церкви небольшая икона Споручницы грешных. Бывши уже в преклонных летах, о. Павел между прочим расписал купол в Троицкой церкви.
Дом Розановой Ольги Владимировны. Улица Музейная, 10. До деда Розановой, священника Василия Орлова, домом владел известный церковный художник Павел Роборовский.
24 декабря 1867 г. умер Владимирской Троицкой церкви заштатный священник Павел Михайлович Роборовский (Его отец Михаил Петров Роборовский (1798-1830 гг.) был священником Борисоглебской церкви.).
Гор. Владимира Троицкой церкви священник Иоанн Альбицкий, 8 января 1873 г., перемещен к церкви при Владимирских богоугодных заведениях; на его место определен диакон Дмитриевского собора Иоанн Дмитриевич Холуйский, а на место последнего, того же числа определен певчий Архиерейского хора, бывший ученик Владимиpской духовной семинаpии Григорий Дроздов.
Гор. Владимира Троицкого прихода и. д. псаломщика Петр Рождественский рукоположен в сан диакона, 15 мая 1877 г.
Адрес Его Высокородию П.Е. Беловодскому г. Начальнику Владимирского Губернского Жандармского Управления, старосте Троицкой, г. Владимира, церкви, поднесенный ему прихожанами оной церкви, в выражение признательности за усердно-полезные труды его по церкви.
«Милистивый Государь, Павел Евстафьевич! Собравшись сегодня в Троицкую церковь, после трехлетнего достопамятного Вашего служения старостою этой церкви, для выбора старосты, на новое трехлетие, мы прихожане Троицкой церкви, считаем долгом и обязанностью своею принести Вам, милостивый государь, нашу общую искреннюю признательность за все то, что Вы сделали для церкви. В своей горячей любви к благолепию храма Божия, Вы, в течение всех трех лет, не жалели для церкви того незначительного досуга, который давала Вам Ваша нелегкая служба; при своих незначительных средствах, Вы делились с церковью последним, особенно в первое время, когда доход церкви был слишком ничтожен и его не хватало на, самые существенные потребности; своею любовью к церкви. Вы сумели найти и привлечь к пожертвованиям разных благотворителей дома Божия. Результатом Вашего трехлетнего усердного служения в должности старосты Троицкой церкви было то, что церковь наша совершенно обновилась и преобразилась: холодная церковь сделана теплою и обновлена во всех своих частях, теплая церковь из мрачной, душной, сырой, неудобной, сделалась светлою, сухою, благолепною церковью, представляющею полную возможность сбора в нее прихожан для общей молитвы. Церковь в прежнее время почти никем не посещаемая, стала всегда полной народа, потому что Вы, милостивый государь, Вашими заботами о ней. Вашим всегда торжественным освещением, приглашением певчих и второго священника, привлекли народ в нее. Церковь, имевшая прежде сотню рублей дохода, теперь увеличила его до тысячи руб. и этим она обязана единственно Вам. Да наградит же Вас Господь, ведущий тайная человека, за Ваше усердие к Дому Его. Ценя справедливо и глубоко в Вас не заменимого старосту, для нашей церкви, мы, вместо выбора, просим Вас, уважаемый Павел Евстафьевич, принять от нас этот адрес, как доказательство общего к Вам уважения и благодарности и не отказаться по-прежнему быть старостою нашей церкви: с своей же стороны мы будем молить Главу церкви, да благословит Он Вашу горячую любовь к Дому Его и да укрепит и поддержит Ваши силы еще на много лет такого же многополезного служения св. дому Божию». Затем под адресом следуют подписи священника Троицкой церкви и всех прихожан, состоящих в означенном приходе. «Владимирские епархиальные ведомости» Неофициальная часть № 13 (1 июля 1879 года).
«АДРЕС старосте Троицкой гор. Владимира, церкви от прихожан означенной церкви. Милостивый Государь, Феодор Васильевич. Мы, прихожане Троицкой церкви, собрались сегодня для избрания старосты нашей церкви и обсудив предстоящее нам дело избрания, пришли к единодушному заключению, что Вы, достопочтенный Феодор Васильевич, будучи избраны нами в старосты, вполне оправдали наше доверие: всюду мы видим полное усердие и заботливость Ваши, при соблюдении экономии, достигнуть благолепного украшения храма. И действительно, посвящая себя служению храму Божию, Вы благоразумными и вполне соответствующими средствам нашего храма действиями достигли того, что храм наш, по внутренней и внешней чистоте, а также и украшениям, занимает первенствующее, между приходскими церквами нашего города, место. А потому, воздавая Вам, достопочтенный Феодор Васильевич, нашу должную глубочайшую благодарность, просим Вас продолжать Ваши полезное служение храму Господню, во имя Его Святыя Троицы. Да поможет Вам Господь в этом великом, святом деле! Затем следуют подписи прихожан. Копия с подлинным верна: Благочинный, протоиерей. Алексей Виноградов» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 7-й. 1-го апреля 1885 года). «АДРЕС прихожан Троицкой гор. Владимира церкви, поданный церковному старосте, коллежскому ассесору Федору Васильевичу Смоленскому. Достопочтеннейший Федор Васильевич! Глубокочтимый и уважаемый настоятель церкви Святыя Троицы, о. Иоанн, известил нас, прихожан, о наступлении срока избрания церковного старосты. Многолетнее служение Ваше в этом звании, служение, в котором выразилось полное попечение и заботливость о благолепии храма Св. Троицы, внушает нам, прихожанам, чувство сердечной благодарности Вам, посвятившему себя и преданному этому высокому делу. Храм наш Вашими трудами и заботливостию приведен, по мере средств и сил Ваших, в благолепный вид, и мы уповаем, что Вы, проникнутые любовию к этому святому делу, не оставите звания церковного старосты, так достойно Вами занимаемаго в течении многих лет. Молим Бога, да подкрепит Вас в немаловажных и полезных трудах, за которые вечно остаемся сердечно-благодарными Вам прихожане церкви Св. Троицы. (Следуют подписи)» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 13-й. 1888). «Адрес, поднесенный прихожанами Троицкой города Владимира церкви церковному старосте, коллежскому асессору Феодору Васильевичу Смоленскому. Глубокоуважаемый Федор Васильевич! Многолетнее служение Ваше в должности церковного старосты церкви Святой Троицы не раз вызывало от нас, прихожан этой церкви, выражение Вам чувств глубокой благодарности за Вашу энергическую заботливость, сопряженную с трудом, о благолепии церкви. Продолжение деятельности Вашей и в настоящее время с тою же энергией и усердием на пользу церкви внушает нам, прихожанам, еще раз свидетельствовать Вам, глубокоуважаемый Федор Васильевич, выражение тех же чувств благодарности за несомые Вами труды и заботливость о нашей церкви Святой Троицы, а вместе с тем просить Вас принять от нас, в знак нашей признательности, икону Спасителя мира, Который ниспошлет Вам силы к продолжению полезных трудов, посвященных Вами усердному служению церкви. С чувством глубокого уважения остаемся всегда признательными Вам прихожане Троицкой церкви. (Следуют подписи)» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 14-й. 15-го июля 1891 года).
Престолов в храме два: в холодной во имя Живоначальной Троицы, а в приделе во имя преп. Сергия. Из св. икон замечательны – Толгская икона Божией Матери, икона преп. Сергия и Алексия Божия человека – древнего письма; замечателен также крест серебряный восьмиконечный с следующей надписью: «сей святый крест Христов состроил себе в дом Владимирец Тимофей Стефанов сын Тезиков лета 7129 (1621)». Из богослужебных книг заслуживает внимания Октоих, изд. 1716 г. с надписью: «к церкви Живоначальныя Троицы и преподобных отцов Сергия Радонежскаго и Алексия человека Божия, что внутри города преименитаго Владимира славнаго тоеж церкви служитель, тщанием его и рачением священноиерей Иаков Денисьев сдетьми своими что на Москве крайняго великаго архиерея Божия ризный хранитель Боголеп да Благовещенскаго собора что у великаго государя на сенях иеродиакон Алексий, иеродиакон Иоанн по присутству со отцом своим в той церкви помяновение по своих родителех и по себе да и в пред сея церкви кто будет служителем и от них бы в помяновение… вроды и роды и на век, а кто восхощет сию книгу от сея св. церкви усвоити якоже Анания и Сапфира да отымет от него Господь Бог свою милость и затворит двери св. щедрост своих и да придет на него не благословение, а клятва и казнь телесная в нынешнем веце и вбудущем вечная мука. Сие подписание каким злым умышлением в книге сей выскоблит да отымет имя его Господь Бог отк книги животныя». Достоин внимания также Синодик конца XVIII столетия с текстом статей о поминовении усопших и различными изображениями состояния душ по смерти. Причта по штату положено – священник и псаломщик; содержание его составляют доходы от служб и требоисправлений и проценты с капитала 6182 р. – всего до 1000 р. в год. Земли и церковных домов для причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 208 душ муж. пола и 300 жен. пола; все православные и живут в городе. [1]
Колокольня Троицкой церкви
В 1911 г. Протоиерей Троицкой г. Владимира церкви Алексий Беляев назначен сверхштатным членом Владимирской Духовной Консистории.
Диакон-псаломщик Троицкой гор. Владимира церкви Иоанн Никольский, 17 сентября 7 сентября 1912 г., перемещен к Петропавловской г. Владимира церкви. В 1916 г. священник Троицкой г. Владимира церкви о. Беляев назначен священником 215 запасного полка (в г. Владимире).
Здание церкви представляет собой восьмерик на четверике с полукруглой апсидой и помещением трапезной, сложено из красного кирпича, побелено. С северной стороны к основному объему примыкает придел, с западной - высокая трехъярусная колокольня, увенчанная высоким шпилем. Декоративное оформление выполнено в стиле, характерном для посадских храмов кон. XVII – нач. XVIII вв.
Афанасий (Сахаров) стал архимандритом (старшим монахом) Богородице-Рождественского монастыря в 1920 г. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество-Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено. В 1921 году «рака с частицей мощей» Александра Невского вместе с другим имуществом была перевезена в Троицкую церковь, куда перешел служить последний настоятель Богородице-Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасий (Сахаров).
В 1923 г. Владимирский Губисполком издает распоряжение гор-уисполкомам о необходимости обязательной регистрации религиозных обществ. В ноябре 1923 г. во Владимире в ходе перерегистрации приходов было зарегистрирована Троицкая православная община («тихоновская») и в Троицком храме возобновилось богослужение. Фрагмент переписки церковного совета Троицкой церкви с Владимирским епархиальным управлением (обновленческим) 1924 года: «вслед за ликвидацией Рождественского монастыря епископ Афанасий с иеромонахом Германом были приглашены в Троицкую церковь для служения... С собою вместе епископ Афанасий и переправил некоторое имущество Рождественского монастыря...», далее упоминается «рака св. мощей св. бл. князя А. Невского». В другом письме 1924 года говорится: «При приеме имущества некоторые предметы, как то: рака с частицей мощей А. Невского...» «Рака с частицей мощей» 2 октября 1923 года была перенесена в Успенский собор, принадлежавший с июля 1923 года до апреля 1927 года обновленцам.
«В ночь на 16 декабря, через пропил решетки, совершена кража различных вещей из Троицкой церкви. Немедленно по заявке на место происшествия были направлены агенты губрозыска. По делу производится дознание» («Призыв», 18 дек. 1925). По данным за 1927 г. в списке священнослужителей Троицкой церкви значились - Сахаров Афанасий (святитель Афанасий Ковровский, в миру - Сергей Григорьевич), Жабинский Дамаскин Иосифович, Лебедев Александр Васильевич, Потапов Иосиф Афанасьевич.
ЗОТОВА Пелагея Васильевна, род. 1874, с. Черкутино. Приняла постриг и несла свой монашеский подвиг во владимирском Успенском Княгинином женском монастыре. После закрытия монастыря жила во Владимире в доме № 18 на улице Ильинской, зарабатывая на жизнь в мастерской по стежке одеял. Стала активной прихожанкой Троицкой церкви. Из материалов дела: «Троицкую церковь, по указаниям сосланного епископа Афанасия (Сахарова), настоятель Дамаскин Жабинский, диакон Иосиф Потапов превратили в монастырь с выполнением всяких монастырских правил служения, часть монашек до сих пор ходит в церковь в монашеских одеждах, каждую службу бывает игуменья Олимпиада. Монастырь существует, с той только разницей, что монашки живут на частных квартирах. Декларацию митрополита Сергия (Страгородского) и распоряжение о поминовении властей не признали. Поминают «святую обитель сию, архиепископа Николая (Добронравова), епископа Афанасия (Сахарова), мать игумению Олимпиаду с сестрами». Во Владимире прот. Дамаскин Жабинский, диакон о. Иосиф Потапов, настоятель церкви Никола-Город прот. Павел Устинов и др. организовали помощь ссыльному духовенству и заключенным местного изолятора». Монахиня Пелагея Зотова посвятила себя помощи мученикам за Церковь Христову. Из материалов уголовного дела: «В течение 2 — 3 лет существовала специальная тройка (Красный крест), в которую входили монашки Зуева, Зотова и Лямина. Эта тройка, по указаниям Потапова, Жабинского и Устинова, в секретном порядке занималась сбором продуктов и вещей для передач в местный изолятор — бывшим торговцам, священникам и для посылок в ссылку духовенству. Средства составлялись из приношении, приносимых верующими города и деревни на квартиру и получаемых в церкви. Место для хранения приношений сначала было в квартире монашки Зуевой, когда она жила на кладбище, а потом, когда она перешла на другую квартиру, все приношения и деньги стали храниться в квартире Ляминой и в квартире Зотовой». 3 ноября 1931 г. домработница Пелагея Зотова была арестована в группе из 18 священнослужителей, монахинь и мирян. В Особом Совещании при Коллегии ОПТУ 7 марта 1932 года ей было предъявлено следующее обвинение при осуждении: «...ревнительница Церкви Христовой, участие в к/p группе церковников, близких еп. Афанасию (Сахарову), организация помощи к/р ссылке и заключенным, ведение а/с разговоров». Статьи обвинения: 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговорена к 3 годам ссылки в Казахстан через ПП ОГПУ, считая срок с 03.11.1931 г. В постоянных беседах о существующем строе монашки Зуева и Зотова говорили: «Пришла анафемская власть, которая стремится погубить Церковь, веру Христову. Духовенство сажают в тюрьмы, высылают их в ссылки. Мы должны стоять за Церковь Христову, помогать всем изгнанным». В к/p деятельности и а/с агитации монахиня Пелагея Зотова виновной себя не признала. Помощь ссыльным и заключенным не отрицала. Тройкой при ПП ОГПУ по КазССР 7 августа 1932 года приговорена к лишению права проживания в 12-ти населенных пунктах Уральской о., ЗСК, в погранрайонах и др. на оставшийся срок. Дальнейшая судьба неизвестна. В 1989 году монахиня Пелагея Зотова была реабилитирована.
В феврале 1932 г. власти передают Троицкий храм в совместное ведение «старо-церковному» и «обновленческому» приходам. 12 мая 1932 г. в Троицком храме состоялось торжественное заседание, посвященное 10-летию обновленческого движения. «Обновленческий» приход повел себя так, что сам ускорил закрытие храма. В 1936 г. «обновленцы» отказались от храма и обновленческий «архиепископ» Софония ходатайствовал о расторжении договора. В 1937 г. храм был закрыт.
Троицкая церковь. 1936 – 1937 гг.
В 1947 г. музей выселили из Почтового переулка в Троицкую церковь - без крыши, окон и дверей и без отопления. В 1948 г. музей провел в ней ремонт за 200 тыс. руб.
Улица Музейная. 1945 г. Автор: Сидоров Алексей Алексеевич. Местонахождение фото: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"
В 1966 году в Троицкой церкви было смонтировано водяное отопление с собственным котлом.
«Комиссия заседала в Троицкой церкви... Много лет в церкви был склад „Заготзерна”, шоферы в резиновых сапогах, заляпанных проселочной грязью, задним ходом подавали к паперти грузовики с мукой, упирались бортом в витые чугунные столбики, поддерживающие резиной проржавелый козырек над крыльцом. Настал день, склад перевели в более подходящее место, церковь отдали музею, в алтаре навесили стеллажи, за чистыми стеклами в строгом порядке расставили золоченые кубки, церковную утварь, гусевские хрустальные вазы с выгравированными приветствиями, рядом на полу пристроились юбилейные ковровские мотоциклы, подарки городским и областным партконференциям, по стенам — старинные иконы, очелья, шитые речным мелким жемчугом, и картоны передвижников. В тот год в музее было около ста тысяч единиц хранения. И вот среди всего — письмо неоценимому другу Степану Дмитриевичу, копия которого, может быть не совсем точная, лежала у меня в кармане. Покурив в сторонке, поразмявшись, члены закупочной комиссии неторопливо расселись вокруг стола, на котором кроме увязанных в узел предметов исторических, поставца и хрустальной вазы, стояли еще черный телефон, такая же пластмассовая пепельница и подставка для перекидного календаря „Кузбасс”. — Вот, предлагается сарафан... кумачовый... на подкладке, — сказал, вытягивая из узла красный сарафан и обращаясь к членам комиссии, заместитель директора Владислав Михайлович Маслов, потомственный интеллигент, сын владимирского земского врача, любитель старых книг, на титуле которых он непременно ставил дату приобретения и свою размашистую подпись, отработанную до степени классического совершенства: имя, фамилия, отчество — все в овал у него вписывалось, на одном дыхании. И — раз, и готово! Члены комиссии по очереди серьезно пощупали сарафан, стали совещаться, следует ли брать, или пусть останется на память наследникам. Мнения разошлись. — Это конец прошлого века, ну, может быть, серединка. Отмена крепостного права. Милютинские реформы... — Никак не раньше! — Господа с вами! Ему от силы пятьдесят! Пуговицы заводские. Фабричные пуговицы. — Пуговицы могли позже пришить. Знаете, как... — Он нефункционален. Знаю, пуговицы ни при чем, но вот смотрите! На руках шито, и нитки, нитки... — Зачем, спрашивается, праздничному сарафану быть функциональным? — удивился Шлионский. - В праздничных сарафанах, насколько я понимаю в этой жизни, ни по дрова, ни по воду не ходили. Смотрите, как она его украсила. Это он ту неведомую женщину вспомнил, которая шила сарафан. Рассматривая стежки, определил, что работалось ей в предпраздничной спешке — свадьба готовилась у соседа, ярмарка подходила, вон уж балаганы на площади строили, плотники тюкали топорами, или кто-то приехал желанный, снежным вихрем тройка пронеслась за воротами, и подойти боязно и взглянуть, и сердце стынет... В будни, разумеется, носили другие вещи, и потому что мнения разошлись, а сарафан в общем-то ему понравился, Шлионский рассказал, что носили в будни. Какая была мода. В какие телогреи кутались богатые посадские старухи, в чем ходили фабричные, и в каких сапогах щеголяли холостые подмастерья да купеческие сынки, самые тогдашние модники. Он даже показал, с каким выражением смотрели на сынков папаши, слободские купцы-заводчики, молчаливые мужики, коммерческие самородки себе на уме, бороды-веники. Сарафан купили, отложили в сторону. Шлионский еще пару раз погладил его, как гладят сверток с удачной покупкой. Ласковость была в этом порхающем движении. Нежность. „А почему заговор составили гусевские мастеровые? И какое письмо написал губернатор?” - думал я, а в зарешеченном окне качались голые тополиные ветки, обезображенные осенним заморозком. Сквозь толстые церковные стены едва доносился уличный гуд, и тени проезжающих машин проплывали и ломались на сводчатых, густо выбеленных стенах. В двенадцатом часу комиссия закончила работу. В два был автобус на Гусь-Хрустальный…» (Добровольский Е. Город на речке Гусь. - М.: Политиздат, 1983.)
До нач. 1990-х гг. в здании церкви размещался архивный отдел музея. В здании церкви хранились, в том числе, и мощи кн. Андрея Боголюбского. «Меня встретили три милые женщины - сотрудницы фондов. Одна, вероятно, старшая, сказала подруге: "Принеси-ка нам, пожалуйста, Андрюшу, он по списку на антресолях лежит". Это ласковое, почти домашнее слово "Андрюша", употребленное по отношению к столь выдающемуся человеку земли русской, настроило меня на предчувствие чуда. Служительница внесла большие деревянные ящики, по виду похожие на те, что употребляются для почтовых посылок. В них, бережно обложенные ватой и старыми газетами, находились кости скелета человека. Каждая в отдельности завернута в "Известия", все газеты датированы 1948 годом. Таким образом, можно предположить, что за это время (почти 36 лет) к останкам никто не прикасался…»
Богослужение в храме возобновилось в 1993 г.
Ограда Свято-Троицкой церкви
Памятник императору Николаю II
11 июня 2022 года на территории Свято-Троицкой церкви был официально открыт памятник последнему российскому императору Николаю II. Памятник представляет из себя постамент с надписью "государь император Николай II", на котором располагается бюст императора, но не в полный рост, а по пояс. Изготовил памятник известный владимирский скульптор Илья Шанин.
Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 1]. Владимир и Владимирский уезд / Сост. В. Добронравов и В. Березин. - 1893. - 283 с.
Святая Троица (День Святого Духа). Храмы города Владимира