Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
15:08
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Розанова Ольга Владимировна

Розанова Ольга Владимировна

Розанова Ольга Владимировна (22 июня 1886, город Меленки Владимирской губ. — 1918, Москва) - живописец, график, теоретик искусства. Творческая деятельность О.В. Розановой была очень недолгой, но она составляет яркую страницу отечественного искусства авангарда.


Розанова Ольга Владимировна

Ольга Розанова родилась 21 июня 1886 г. в уездном городе Меленки Владимирской губернии.
Дед по отцу, Яков Исаевич Розанов, священнослужитель Троицкой церкви села Елизарово, Переславского уезда. Дядя Розанов Василий Яковлевич (1842–1912) - священнослужитель, инспектор Владимирской духовной семинарии (1883 – 1889), церковный писатель и издатель. Среди ее дальних родственников был программный поэт советской оттепели Андрей Вознесенский, представитель российского трансавангарда. Их общему с Розановой дальнему предку Вознесенский посвятил поэму «Андрей Полисадов».
Отец Розановой — Розанов Владимир Яковлевич, Меленковский уездный исправник, коллежский асессор, сын священника; мать — Елизавета Васильевна Розанова (в девичестве Орлова), дочь священника. В семье, помимо младшей Ольги, было ещё трое детей: Алевтина, Анатолий и Анна. В Меленках у Розановых был собственный деревянный дом на Казанской улице, недалеко от Покровского собора. В этом соборе 26 июня (8 июля) 1886 года Ольга Розанова была крещена.
Семья жила в самом центре города Меленки, который был единственным мощеным участком и на котором стояли три единственных в городе керосиновых фонаря. Розанова получила начальное образование дома у матери.
Во Владимире с 1896 года по 1904 год Ольга Розанова училась в женской гимназии. Согласно отчета классной дамы II основного класса гимназии за 1898/1899 годы, Ольга Розанова училась весьма успешно, занимая восьмое место в классе по успеваемости и прилежанию, не пропуская занятий. По Закону Божию, географии и чистописанию она имела пять баллов, по русскому языку, математике и французскому — четыре.
В формулярном списке о службе В.Я. Розанова (отец Ольги) за 1899 год сообщается, что он окончил Владимирскую семинарию в 1870 году, затем был принят на службу в канцелярию окружного суда, и затем поступил учиться в Ярославский Демидовский лицей на юридическое отделение. После окончания лицея в 1875 году он служил в канцелярии Владимирской губернатора, а в 1884 году по предложению губернатора назначен Меленковским уездным исправником. Женат на дочери священника Елизавете Васильевне Орловой. Дочь Ольга, четвертый ребенок в семье, родилась 21 июня 1886 года, обучается со своей сестрой Анной в гимназии, а старшая дочь Алевтина «за окончанием обучения в гимназии находится при отце», очевидно, в Меленках, где у него был дом.


Дом Розановой. Улица Музейная, 10.
На плане г. Владимира 1899 года Борисоглебская улица — современное название — Музейная, начиналась от Большой Нижегородской улицы и шла до Малой Троицкой улицы (сейчас ул. Володарского). Название свое улица получила от позже снесенной Борисоглебской церкви. Эта церковь, а также стоявший рядом с ней Дмитриевский собор, зрительно стояли в самом начале улицы и были видны из любой ее точки. На пересечении Борисоглебской и Троицкой улиц (ныне ул. Подбельского) стоит небольшая Троицкая церковь 1740 года постройки. Эта часть города издавна, еще со времени учреждения губернии, была местом жительства священнослужителей, чиновников и военных.
В «Списке домов и улиц г. Владимира» за 1899 год есть только один дом Орловой на улице Борисоглебской — это дом по правой стороне сразу за Троицкой церковью. Из составленного полицией «Списка домов 2-й части города» за 1892 год мы узнаем имя владельца этого дома — священник Василий Александрович Орлов. Ему и принадлежал деревянный дом на каменном фундаменте с надворным строением.
Послужной список за 1868 г. говорит, что священник Василий Александрович Орлов родился ок. 1825 года в семье протоиерея Александра Парвицкого. В 1846-м г. окончил Владимирскую духовную семинарию по 1 разряду и в 1850-м г. был назначен священником к Рождество-Богородицкой церкви села Орехово Покровского уезда. Проявлял усердие к благолепию храма, обучал крестьянских детей в своем доме русской грамоте, а с 1868 года имел надзор и попечение за фабричной школой при фабрике Морозовых. В семье у него жена Дарья Петровна, четыре младших сына и четыре старших дочери: Антонина (1851 г.р.), Надежда (1852 г.р.), Елизавета (1854 г.р.), Марья (1861 г.р.). Трое старших дочерей обучались в Москве в Симоновской школе пансионерками и жили на содержании отца.
Священник Василий Орлов в 1878 году был переведен в г. Александров, где служил в Успенском девичьем монастыре, а в 1881-м г. был назначен в с. Тейково Шуйского уезда на место своего старшего брата священника Якова Александровича Орлова, умершего в 1881 году. Здесь же в Тейково в Троицкой церкви долгое время служил их отец, протоиерей Александр Андреевич Парвицкий.
В 1875 году священник с. Орехово Василий Александрович Орлов значится владельцем деревянного на каменном фундаменте дома во Владимире по Борисоглебской улице. В документе за 1880 год указано, что владелец свящ. Василий Александрович Орлов проживает в г. Александрове.
В 1864 году в этом доме жил священник Троицкой церкви Павел Михайлович Роборовский, его сыновьям Михаилу и Ивану принадлежали два дома по соседству. После смерти о. Павла в 1867 году домик перешел к его дочери Александре, в замужестве Делекторской. Видимо, Василий Орлов купил у нее этот дом между 1871 и 1875 годом, в это время его сыновья учились во Владимирском духовном училище.
Сохранился составленный архитектором Н.Д. Корицким план усадьбы свящ. Василия Opлова начала 1890-х гг., с разрешением построить новые погреба и сараи.

План дома с усадьбой Марии Васильевны Орловой
В 1891 году священник Василий Орлов умер. Дом и все владение перешло к его дочери Марье Васильевне Орловой. В это время здесь и жили обучающиеся в гимназии сестры Розановы — Алевтина, затем Анна и Ольга.
В 1912 году Марья Васильевна пожертвовала Троицкой церкви 7 ½ кв. сажени своей земли по Борисоглебской улице, на которой позже была построена небольшая сторожка.
После революции дом получил № 10 по Борисоглебской улице. В 1923 году Марья Васильевна Орлова оформила дом на Александру Николаевну Курнавину — супругу известного владимирского булочника И.И. Курнавина.
В 1924-1928 годах в доме в квартире площадью 7 кв. сажен проживали Иван Иванович Курнавин с женой Александрой Николаевной, в комнате в 2 кв. сажени (9 кв. метров) жили Орлова Марья Васильевна и Розанова Елизавета Васильевна, обе инвалиды, безработные, получавшие пособие собеса. В 1928 году Марии Васильевне было 67 лет, Елизавете Васильевне 74 года.
Сегодня дом Розановой жилой площадью около 100 кв. м находится в частной собственности. В нем проживает пять семей, две из них — в ранее нежилых полуподвальных помещениях. При такой плотности заселения жильцы обитают в доме как минимум с 1959 года. С 1992 года им дважды сообщали о готовящемся расселении.
Представители Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда.

По мнению искусствоведов, Ольга Розанова запечатлела Борисоглебскую улицу, на которой она жила, в картине «Пейзаж с извозчиком». Если это так, то здесь, возможно, изображен небольшой дворик между зданием уездной земской управы и арестантской.
Специалисты выявили уже около 30 живописных и графических работ Розановой, на которых запечатлены владимирские реалии. Непосредственно в обнаруженном доме она делала свои совместные с поэтом Алексеем Крученых литографированные книги, ныне хранящиеся в собраниях самых крупных музеев мира.
В 1891 году священник Василий Орлов умер. Дом и все владение перешло к его дочери Марье Васильевне Орловой. В это время здесь и жили обучающиеся в гимназии сестры Розановы — Алевтина, затем Анна и Ольга.

Жизнь в стенах гимназии была интересной и напряженной. В основу обучения женской гимназии были взяты программы классического образования мужской гимназии. Предметы по своему характеру делились на научные предметы и искусства. Предметы делились на обязательный для учениц и необязательные, причем некоторые предметы могли быть обязательными в одних классах и необязательными в других, в зависимости от того, как ученицы обучались, по циклу точных или гуманитарных наук.
К необязательным относились: чистописание, рисование, рукоделие, пение, музыка и танцы.
А латинский язык также относился к необязательным предметам, но дополнительно не оплачивался (это делалось специально для тех гимназисток, которым в будущем он будет необходим при обучении в высших учебных заведениях).
Каждый учебный год заканчивался экзаменами, «испытаниями», как тогда называли, проходили они очень серьезно и официально. От результатов испытаний зависело, будет ли ученица переведена в следующий класс. Часто девочки могли обучаться по два года в одном классе. Это происходило не только из-за неуспеваемости, но и по другим причинам (по просьбе родителей, для того, чтобы девочка могла достаточно хорошо усвоить необходимый материал, пропущенный, например, по болезни).
Гимназия отличалась хорошей дисциплиной и высокой успеваемостью. За поведением учениц следили надзирательницы и классные дамы, как в урочное, так и во внеурочное время.
В архиве школьного музея есть несколько документов, из которых мы можем узнавать о тех требованиях, которые предъявлялись к гимназисткам и атмосфере, царившей в стенах гимназии: дневник Владимирской земской Женской гимназии, где на трех страницах были написаны правила поведения гимназисток; также воспоминания Капацинской Марии, которая, кстати, была одноклассницей Анны Розановой.
Она вспоминает: «В то время в гимназии был такой порядок до 4-го класса преподавание вели учительницы, а начиная с 4-го класса учителя.
В классе висела «Красная доска», на которую записывались фамилии лучших учениц в данной четверти».
«В четвертом класса учителя, вызывая ученицу, к ее фамилии прибавляли слово «госпожа». Это было непривычно, удивительно для 13-14 летних девочек, что и отражалось на их лицах».
Расходы земства на гимназию постоянно росли, плата за обучение неизменно повышалась, но, не смотря на это, учеба в гимназии считалась престижной. Гимназия давала прочные знания. Лучшие ученицы поступали и успешно учились в высших учебных заведениях. Малоимущие ученицы при наличии документа о бедности, дочери земских служащих, и дети преподавателей гимназии освобождались от платы. Большой поддержкой для учениц были стипендии земства и частных лиц.
С 1896 года при гимназии был открыт пансион на 60 девочек.
29 июля 1903 года умер отец Ольги Владимир Яковлевич Розанов. Смерть отца, видимо, подорвала семейное благополучие Розановых. Судя по подписи «Пансион» под первым стихотворением Ольги, как минимум, в 1903 году она жила в пансионе при гимназии, куда определяли девочек из малообеспеченных семей. Именно там и тогда она заявила себя пишущим и мыслящим человеком.

В тот период, когда сестры Розановы обучались в гимназии, начальницами были Кокошкина Ольга Наумовна и Виноградова Александра Дмитриевна — совершенно разные женщины по своей сути. Да и время, которое выпало на их руководство гимназией, очень различно.
Кокошкина Ольга Наумовна проработала начальницей с 1874 до 1902 года. Этот солидный срок службы (28 лет) говорит о многом. За это время в женской гимназии произошло много событий: здание школы было перестроено и расширено, был открыт пансион. Ольга Наумовна была принципиальной и требовательной руководительницей, но никогда не обостряла проблемы, не шла на конфликты.
Виноградова Александра Дмитриевна — начальница Владимирской Женской гимназии с 4 февраля 1903 до октября 1906 года. В этот период по всей стране прошли первые революционные события, которые откликнулись и во Владимире. Авторитарная система воспитания, насаждаемая в стенах гимназии, прежде еще держалась и принималась и в преподавательском и ученическом коллективах. Но где-то уже зрел протест.
Вот какие, достаточно злые, стихи имеются в архиве школьного музея. Стихи написаны одной из гимназисток. Она с иронией смотрит на старания надзирательниц и классных дам наводить строгий порядок в стенах гимназии и пансиона.
Есть у нас застенок –
Ужас классных дам.
Много дивных сценок
Разыгрывается там.

Лицедей Басманов
Там гогочет дико.
Прочим классным дамам
Знать приходит лихо.

Толстая Анюта
Тоже исхудала,
Хоть дружить с Малютой
Вместе не попала.

Все они в застенок
Мчатся без оглядки
И несут оттуда
Желтые тетрадки.

Желтые тетрадки!
Ей же е потеха,
Только классным дамам
Будто не до смеха.

Будто не до смеха -
Плохо уж веселье,
Как сидит в застенке
Этакое зелье.

Этакое зелье -
Старых дев эссенция,
Хоть и молодится
Сильно старушенция.

У Лутновской бедной
Очень грустный вид.
Курицею мокрой
Валечка глядит.

Травленым уж волком
Тетя Саша стала,
Волкова и Шауман
Слезли с пьедестала.

Слезли с пьедестала Б
едные класснухи,
Горе доконало,
Бродят словно мухи...

Эй, вы встрепенитесь!
Милостив Создатель
В желтизну вглядитесь;
Желтый цвет — предатель.

Желтые тетрадки,
Желтый змей бывает,
Желтый дом историю
Эту завершает.
В общественной жизни чувствовалось напряжение. Учащиеся мужской и женской гимназии очень остро откликались на события, происходившие в стране: «На фронт были отправлены два квартировавшие во Владимире полка. Среди провожавших были и гимназисты. Не менее грустной в этот тяжелый печальный 1904 год была для учащейся молодёжи весть о почти внезапной кончине Антона Павловича Чехова, которого молодежь успела узнать и полюбить» (Косаткин М. В. «Мои гимназические годы»).
Грозные события 1905 года — политическая стачка в Москве в ceнтябре, закрытие высших учебных заведений, Всероссийская стачка в октябре и, наконец, вооруженное восстание в декабре — все это переживала Ольга уже в Москве, судя по хронике жизни в книге «Лефанта чиол…».
Во Владимире в мужской и женской гимназии водоворот событий затопил гимназистов и родителей. Вот, что мы читаем в воспоминаниях М. В. Косаткина: «В самой гимназии чувствовалась какая-то сумрачная зловещая напряженность, казалось, вот-вот возникнет пожар. Так оно и вышло. У одной из учениц местной гимназии был проведен обыск, и она была арестована. На следующий день гимназисты собрались в стенах зала, распевая «Вы жертвою пали», а в середине круга стояли надзиратели гимназии, пытаясь вернуть учеников в классы. Было объявлено о прекращении занятий на две недели». Все это не оставлялось без внимания и ученицами женской гимназии. Выйти из этого положения нужно было каким-то законным путем. «Таким образом, с разрешения Попечителя Московского Учебного Округа, было допущено совместное совещание Педагогического Совета женской гимназии с родителями учениц» («Отчет о деятельности Родительского комитета при Владимирской женской гимназии за 1905-1906 учебный год»).
Родительским комитетом обсуждались причины и характер волнений в гимназии. В разработке программы вопросов, подлежащих для обсуждения на общем собрании вместе с ученицами, были включены такие, например, вопросы:
6. Замена общей молитвы молитвой по классам.
10. Неприкосновенность учениц со стороны общей полиции, согласно закону.
11. Полная неприкосновенность ученической корреспонденции.
12. Уничтожение классного обыска учениц и их имущества.
14. Отмена надзора гимназического начальства за ученицами на вольных квартирах.
16. Отмена обязательного ношения школьного платья вне стен гимназии.
И так далее...
Начальнице гимназии Александре Дмитриевне Виноградовой в этих обстоятельствах не хватило выдержки, и она превысила свои полномочия, уволив нескольких надзирательниц пансиона.
Вот выписка из журнала Владимирского очередного земского собрания вечернего заседания 1-го декабря 1905 года: «Губернское земское собрание нашло, что начальница Владимирской Земской Женской гимназии госпожа Виноградова, открыто не признающая законных прав того учреждения, из средств которого она получает содержание и на службе которого состоит, безусловно, не должна оставаться далее на службе в должности начальницы женской гимнами, кроме того, полная непригодность госпожи Виноградовой для занятия должности нач. гимназии установлена фактами, сообщенными Председателем Попечительского Совета и являющимися из оглашенной в собрании резолюцией совещания родителей учениц гимназии, состоявшегося 27 ноября сего года. Поэтому собрание, заботясь о правильной постановке учебно-воспитательного дела женской гимназии, бывшего до Госпожи Виноградовой образцовым земским учебным заведением, — постановило: обратиться к кому следует о немедленном устранении от должности г-жи Виноградовой...». В 1913 г. Виноградова была назначена Начальницей Владимирской учительской семинарии (1913-1915).
Обо всех этих событиях, наверняка, знала Ольга, так как осенью 1905 она, возможно, на некоторое время приезжала во Владимир, а также от друзей и родных.
Несомненно, годы учебы откладывают след на жизнь любого человека, а образование, полученное в женской гимназии, давало хорошую базу для дальнейшего развития ее выпускниц. «Бесспорно, систематическое и прилежное изучение латинского и двух современных языков, математики, истории и естествознания развивало логическое мышление и память гимназисток, а также дисциплинировало их. А дисциплина и порядок формировали такие черты характера, как сдержанность, терпимость к мнению других, скромность, что определялось как — интеллигентность» (Гудкова О.Я. «Деятельность начальницы Владимирской земской женской гимназии с 1874 г. по 1902 г. Ольги Наумовны Кокошкиной»).
В архиве школьного музея имеется старая, фотография с подписью: «Владимирская женская гимназия, 1904 г.», на которой в нижнем ряду посредине сидит девушка, удивительно похожая на Ольгу Розанову. Только лицо девушки на изгибе фотографии очень испорчено. Из архивного документа «Отчет классных дам Владимирской Земской Женской гимназии за 1904 г.», выясняется, что в 1904 году окончила Владимирскую Земскую Женскую гимназию ее сестра Анна, удивительно похожая на Ольгу. Эта фотография была прислана в музей истории школы № 1 родственниками Марии Капацинской (2-я, 2-й верхний ряд слева). Капацинская Мария Михайловна окончила Московский Коммерческий институт (ныне Институт народного хозяйства им. Плеханова) и впоследствии| получила научную степень доктора технических наук.
Имеется также удостоверение в том, что одна из учениц Владимирской Земской Женской гимназии (Ольга Тихонравова) обучалась не обязательным предметам — латинскому языку и рисованию. Можно предположить, что Ольга Розанова также обучалась рисованию, как не обязательному предмету.

Анна Розанова окончила гимназию (восьмой педагогический класс) в 1904 году, а ее младшая сестра Ольга в 1905 году.
После окончания гимназии уехала в Москву, чтобы учиться живописи, но возвращалась во Владимир практически каждое лето и проводила тут по несколько месяцев. В Москве она снимала комнату на 3-ей Тверской-Ямской улице.

О первых шагах художницы в искусстве известно немного.
В книге «Лефанта чиол...» впервые были опубликованы дневниковые записи Ольги Розановой, в том числе стихотворения ее сочинения. Среди других стихотворений есть одно, 1904 года, с посвящением Анне Казначеевой.
О. Розанова.
В альбом (Ане Казначеевой)
Если в жизни тяжелой и скучной,
Утомясь от борьбы и невзгоды
Вспомнишь ты свое прежнее счастье,
Незабвенные юные годы
И заглянешь в альбом позабытый
Хоть украдкой иль может невольно
Не читай эти беглые строчки
Когда сердцу и там слишком больно
Верь мне! Мысль об угаснувшем
Не убавит тяжелой утраты
И ты горе почувствуешль вдвое.
Не вернуть, что ушло безвозвратно.

Анна Казнечеева была дочерью Петра Михайловича Казначеева, статского советника и уездного предводителя окружного суда города Владимира. Кроме того, он являлся генеральным делегатом Ордена Мартинистов в России с 1915 года, с 1910 по 1917 — главой мартинистской ложи, а с октября 1917 по июнь 1918 — членом дикой ложи «Семен Гамалея к кубическому камню». Отец Анны интересовался философией Шопенгауэра, теософией, мистикой и гностицизмом еще со студенчества, но включился в масонскую деятельность только в 1905 году, о чем пишет в своих дневниках. Там же он сообщает, что в 1907 году в мартинисты вместе с ним были посвящены его жена, дочь и сын.
Дочь его Анна известна тем, что перевела на русский язык «Бхагават-Гиту», изданную во Владимире в 1909 году. Масонское окружение и воспитание проявилось в предисловии к тексту, в котором переводчица говорит о том, что в современных ей теософских учениях нет ничего такого, чего не было бы в «Бхагават-Гите».

Анна родилась 17 января 1889 г. В дневниковых записях отца есть краткие упоминания о семье, в том числе о дочери — что пишет она великолепным стилем и перевела Бхагават-Гиту. Неясно, при каких обстоятельствах и где Анна познакомилась с Ольгой Розановой, учились ли они в одной гимназии или было какое-то общество, в которое входили обе семьи. Можно предположить, что родители Ольги и Анны были знакомы между собой по службе.

С 1904 года по 1907 год Розанова училась в МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Мясницкий проезд, 4) у А.П. Большакова. Ученические этюды этого периода относятся к наиболее ранним из известных работ Ольги Розановой. Их сохранилось довольно мало, хотя на её посмертной выставке в 1919 году они были представлены достаточно полно.

В августе 1907 года Розанова пыталась поступить в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, однако получила отказ и продолжила заниматься в частных студиях. В некрологе, помещенном в газете «Искусство» 5 января 1919 года, упоминается, что художница все же посещала Строгановское училище, но недолго, так как её не удовлетворяла царившая там система преподавания. Искусствовед и специалист по творчеству Ольги Розановой Н.А. Гурьянова считает, что она могла некоторое время посещать училище в качестве вольнослушательницы.
В конце 1907 года Ольга Розанова поступила в Художественную школу К.Ф. Юона. По мнению Н.А. Гурьяновой, уроки в этой школе оказали наибольшее влияние на творческое становление Розановой. В конце 1900-х в мастерской Юона учились рисунку и живописи будущие авангардисты Любовь Попова, с которой Розанова сдружилась уже в 1907 году, Надежда Удальцова, Алексей Кручёных и Сергей Шаршун, в 1914—1915 годах — Варвара Степанова.
Решающую роль в судьбе Розановой сыграла поездка в Петербург в начале 1910 года. Познакомилась с Николаем Кульбиным и через него с Михаилом Матюшиным и Еленой Гуро, на квартире которых приняла участие в создании общества художников «Союз молодёжи», который был создан для ознакомления его членов с современными течениями в искусстве.
Начинающая художница очень ценила своих новых друзей и в 1911 году Розанова переехала из Москвы в Петербург и поступила в художественную школу Е.Н. Званцевой, где в то время преподавали Мстислав Добужинский и Кузьма Петров-Водкин, но вскоре оставила её. Тогда же сблизилась с Павлом Филоновым, Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным и Владимиром Маяковским. После переезда в Петербург художница участвует во всех выставках «Союза молодёжи» и становится одним из его наиболее активных членов.
Увлеклась импрессионизмом («ПОРТРЕТ А.В. РОЗАНОВОЙ», 1912). Однако в течение двух первых лет деятельности в «Союзе молодежи» Розанова обратилась к новым художественным поискам. Она много работала в области композиции и цвета («ПОРТРЕТ ДАМЫ В ЗЕЛЕНОМ», 1912; «НАТЮРМОРТ. ВАЗА», 1912), принимала участие не только в выставках «Союза», но и в московской выставке «Ослиный хвост», организованной М.Ф. Ларионовым («АВТОПОРТРЕТ», 1912; «РЕСТОРАН», 1912). Выставки «Союза молодежи» привлекали общественное внимание и у многих вызывали негативную оценку. Этим выставкам была посвящена статья А.Н. Бенуа «Кубизм или Кукишизм?». В диспутах «Союза» раскрылся полемический дар Розановой, и именно она выступила с ответом знаменитому критику. «Искусство живописи есть разложение готовых образов природы на заключенные в них отличительные свойства материи и создание образов иных путем взаимоотношения этих свойств, выделяя за основу авторское восприятие мира», — так она ответила А.Н. Бенуа. Источником нового искусства Розанова считала импрессионизм и творчество Винсента Ван Гога и Поля Сезанна. Для нее искусство означало постоянный эксперимент, смену приемов.
В 1912 году Розанова познакомилась с поэтами-футуристами Велимиром Хлебниковым и Алексеем Кручёных. С последним её связывали близкие, интимные отношения: они несколько раз расставались и не жили подолгу вместе.
В 1913-1914 годах Розанова работала в стиле кубофутуризма («ПОСТРОЙКА ДОМА», 1913; «ПИВНАЯ», 1914; «ГОРОД», 1913-1914). Среди футуристов (говоря по-русски, «будущников») были и поэты (Маяковский, Хлебников, Бурлюк, Крученых), и художники (Филонов, Малевич).
В 1913 году она начала сотрудничать с А. Крученых, что надолго определило ее творческую и личную жизнь. В творческом содружестве Кручёных и Розановой был создан уникальный стиль русской футуристической книги (Розанова иллюстрировала поэтические сборники футуристов) и для этого обратилась к литографии, коллажу. В этой технике она выполнила книги «Утиное гнездышко… дурных слов» (1913) А. Крученых и «Тэ ли лэ» (1914) В. Хлебникова. Следующим шагом художницы стали цветная линогравюра и создание авторских, штучных экземпляров книги («Война» А. Крученых, «Игра в аду» А. Крученых и В. Хлебникова). Под влиянием А. Крученых Розанова также занималась «заумной поэзией», в которой ее привлекала возможность создания новых созвучий.
В 1916 году Розанова присоединяется к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. К этому времени её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуальным весом и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами (Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке, Любовь Попова, Ксения Богуславская, Надежда Удальцова, Иван Клюн, Иван Пуни и другие) работали в артелях деревень Вербовка и Скопцы. Под влиянием А. Кручёных писала заумные стихи.


Ольга Розанова. Супрематизм. 1916—1917

Последовательная сторонница супрематизма, начала разрабатывать собственную теорию цвета, в которой она отталкивалась от супрематизма Казимира Малевича. Эта художественная и теоретическая работа привела её к открытию цветописи, которую она также называла «преображённым колоритом».
Если сама Розанова выводила цветопись из супрематизма, то стоявшая в жёсткой оппозиции Малевичу Варвара Степанова, признавая принадлежность Розановой супрематизму, писала в 1919 году по следам посмертной персональной выставки художницы:
«…Супрематизм Розановой противоположен супрематизму Малевича, который строит свои работы на композиции квадратных форм, в то время как Розанова — на цвете <…> У Малевича цвет существует только для того, чтобы отличить одну плоскость от другой, — у Розановой композиция служит для выявления всех возможностей цвета на плоскости. В супрематизме она дала супрематизм живописи, а не квадрата. Особенно интересна комната [на выставке], где собраны её супрематические произведения и вещи последнего периода. Здесь цвет не играет, как в предыдущих периодах, блеском своих граней, а обнажён до последнего предела. Строения картин основаны здесь на цветовых взаимоотношениях».
В 1917 году она создала один из шедевров беспредметной живописи XX века – картину «Зеленая полоса».


Ольга Розанова. Зелёная полоса. 1917. Холст, масло. 71,2 × 49 см. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов

В полотнах 1917 года, прежде всего в «Зелёной полосе», Розанова добивается феноменальной «светоносной прозрачности» (определение Нины Гурьяновой) — так что у зрителя создаётся впечатление, что на белый загрунтованный холст, выполняющий роль экрана, передаётся проекция цветного светового луча. Эту светоносность Розанова получает путём наложения прозрачных световых лессировок на белила грунта, резко отражающего свет. В отличие от работ Малевича того же периода, она уходит от чётко очерченных на плоскости холста супрем; контур размывается и растворяется в свете. Нине Гурьяновой «Зелёная полоса» «кажется неизбывным, бесконечным, льющимся на холст и источающим свет сиянием, иконно-трепетным и неуловимым».

После революции 1917 года Розанова занималась реорганизацией искусства и руководила художественно-промышленным подотделом ИЗО Наркомпроса.
В революционные дни 1917 года Розанова активно занималась культурным строительством. Во время Февральской революции она входила во Временный совет профессионального союза художников от «Молодой федерации».
В 1918 г. Розанова, вместе с другими революционными художниками, вошла в коллегию ИЗО Наркомпроса и Пролеткульта, была одним из инициаторов создания Музея живописной культуры. Работала над праздничным оформлением Москвы к 1 мая. Но больше всего сил Розанова отдала созданию Государственных свободных художественных мастерских во Владимирской губернии. Она посетила мастерские Мстёры, Богородского, летом 1918 г. участвовала в комиссии по реформе школ.
Заразившись распространенной тогда дифтерией, во время праздника 7 ноября 1918 года ослабленная голодом и холодом Розанова умерла в Солдатенковской больнице (ныне — Боткинская). Ей было всего 34 года.
Похоронена в Новодевичьем монастыре; могила утрачена.

Память:
- Имя Розановой было присвоено Иваново-Вознесенской художественной школе.
- В феврале 2016 года во Владимире усилиями культурного центра «Эйдос» при поддержке департамента культуры областной администрации и администрации города Владимира была организована и проведена научная конференция «Ольга Розанова: региональное, национальное, глобальное». В работе конференции приняли участие известные учёные Андрей Сарабьянов, Вера Терехина и другие специалисты.
- В ноябре 2016 года во Владимире был открыт «Центр Ольги Розановой» (улица Музейная, д. 10). В планы Розановского центра входит исследовательская, экспертная, просветительская, художественная и издательская деятельность.
- 27 июля 2021 г. Владимирские областные архив и научная библиотека провели небольшую Розановскую конференцию, посвященную 135-летию со дня ее рождения.

- Во Владимире планируют повесить на торце здания бывшей женской гимназии, где училась Розанова (сейчас школа №1) барельеф Ольги Розановой.


Барельеф Ольги Розановой. Проект барельефа — работа владимирского скульптора Ильи Шанина. Утверждён в 2018 году на заседании комиссии по установке объектов монументального искусства.

Посвящения:
- Поэтическая книга «Возропщем» (1913) Алексея Кручёных вышла с посвящением «Первой художнице Петрограда О. Розановой».
- Владимир Маяковский в 1915 году посвятил Ольге Розановой цикл из трёх стихотворений с надписью «Светлой О. В. Р. — эти стихи».
Выставки:
Персональные выставки
:
- 1918 (декабрь) — 1919 (март) — Москва, Первая Государственная выставка. Посмертная выставка картин, этюдов, эскизов и рисунков О.В. Розановой;
1992 — Москва, Ленинград, Хельсинки. Ольга Розанова. 1886—1918;
2003 — Москва, Московский центр искусств. «Червовая Дама русского авангарда»;
2007 — Москва, Выставочный зал в Толмачах (Государственная Третьяковская галерея), «…увидеть мир преображённым»;
Групповые выставки:
Прижизненные выставки
:
1911 (апрель) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»;
1912 (январь) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»;
1912 (март) — Москва, Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, совместная выставка художников «Ослиного хвоста» и «Союза молодёжи»;
1913 (октябрь) — Санкт-Петербург, Художественное Бюро Н.Е. Добычиной. Постоянная выставка Современной живописи;
1913 (октябрь) — 1914 (январь) — Санкт-Петербург, «Союз молодёжи»;
1914 (апрель—май) — Рим, галерея Спровьери, Международная свободная футуристическая выставка. Русская секция;
1915 (март) — Петроград, малый зал Императорского Общества Поощрения художеств, Первая футуристическая выставка картин «Трамвай В»;
1915 (апрель) — Петроград, Художественное Бюро Н. Е. Добычиной, выставка картин Левых Течений;
1915 (декабрь) — Петроград, Последняя футуристическая выставка 0,10;
1916 (апрель) — Петроград, Художественное Бюро Н. Е. Добычиной, Современная Русская Живопись;
1916 (ноябрь) — Москва, Бубновый валет;
1917 (ноябрь—декабрь) — Москва, Бубновый валет;
1917 (декабрь) — Москва, Вторая выставка Современного декоративного искусства «Вербовка»;
1918 (апрель) — Тифлис, Выставка картин и рисунков московских футуристов;
1918 (май—июль) — Москва, Первая выставка картин профессионального союза художников в Москве.
Наиболее значительные ранние выставки русского авангарда (1919—1927):
1919 (апрель—июнь) — Петроград, Первая Государственная Свободная выставка произведений искусств;
1919 — Москва, X Государственная выставка. Беспредметное творчество и супрематизм;
1919 — Витебск, Первая государственная выставка картин местных и московских художников;
1920 — Казань, Первая Государственная выставка искусства и науки в Казани;
1922 — Берлин, Первая русская художественная выставка;
1927 — Ленинград, Выставка новейших течений в искусстве.
Выставки XXI века:
С 2018 (ноябрь) — Ростов Великий, ГМЗ «Ростовский кремль». «Хвост кометы» (в память о погибшей работе Розановой). Приурочена к 100-летию со дня смерти художницы.


Натюрморт с кувшином и яблоками

Бульвар

В кафе

Беспредметная композиция (Полет аэроплана).


Владимирский Союз художников


Источник: http://www.20art.ru/Olga_Rozanova
Категория: Муром | Добавил: Николай (18.07.2017)
Просмотров: 2663 | Теги: Меленки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru