Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:55
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская учительская семинария

Учительская семинария

В 1866 г. открыты Педагогические курсы при Владимирском уездном училище. Закрыты в 1872 году.

Губернская управа доложила, что в силу постановления собрания в заседании 1 июля 1875 г. она ходатайствовала перед министерством народного просвещения об устройстве Учительской Семинарии в гор. Владимире, на каковое ходатайство из округа последовал благоприятный ответ, но с тем, чтобы все постройки были приняты земством на себя, под наблюдением кого-нибудь из лиц учебного ведомства, а также чтобы дом и земля, уступаемые семинарии, составляли бы собственность последней.
Вследствие этого управа просила г. попечителя учебного округа о высылке планов зданий, необходимых для семинарии, для представления оных на утверждение губернского собрания и, кроме сего, имея сведения, что городская управа согласна уступить потребное для семинарии количество земли, прочила последнюю совершить акт об уступке означенной земли на имя учительской семинарии.
Вопрос о временном помещении для семинарии, а также служащего персонала и учеников, необходимом для немедленного открытия семинарии, был решен наймом с утверждения министерства в черте города следующих зданий: дома Владимирского купца Старикова за 650 руб., после умершего доктора Алякринского за 600 руб., Бычковского 192 руб. и Быстрицкого за 200 руб. в год, всего за 1642 руб. и кроме сего употреблено на приспособление этих квартир 88 руб. 52 коп.
Ассигнованные губернским земским собранием деньги 500 руб. на приобретение для семинарии классных принадлежностей губернской управой выданы г. директору народных училищ Владимирской губернии.
Учительская семинария министерства народного просвещения за Лыбедью, была устроена в доме Лаврова – нечто среднее между духовными и светскими заведениями.
«К числу многих моих обязанностей по законоучительству в разных учебных заведениях в 1875 г. предоставлено мне было законоучительство во вновь учрежденной в г. Владимире Учительской Семинарии. Директор народных училищ Юлиан Степанович Чехович рекомендовал тогда г. попечителю Московского учебного округа князю Николаю Петровичу Мещерскому меня в законоучители этого нового заведения, и я был утвержден с 1-го октября Округом в этой должности. Вместе с деловым и опытнейшим директором семинарии Евграфом Ивановичем Смирновым, автором учебника по церковной истории, мы и основывали эту семинарию. Законоучитель в ней был главным воспитателем» (Протоиерей А.И. Виноградов).

Открытие Учительской Семинарии во Владимире

День 6-го ноября 1875 г. останется навсегда памятным для города Владимира: в этот день происходило здесь торжественное открытие Учительской Семинарии на Воскресенской улице (сейчас улица Луначарского.
Торжество открытия началось в час пополудни. За полчаса до сего времени прибыл в здание, где теперь помещается Семинария, Попечитель Московского Учебного округа, Камергер Двора Его Императорского Величества, Князь Николай Петрович Мещерский; вскоре за тем прибыли — Начальник Владимирской губернии, Преосвященный Иаков, Епископ Муромский, а также многие почетные лица разных ведомств, и ровно в час Высокопреосвященный Антоний. Семинарский зал представлял в это время редкое зрелище и по составу присутствовавших лиц и по самой обстановке. Пред изящно украшенною семинарскою иконою стоял на некотором отдалении от нее покрытый парчовым украшением стол, на котором было приготовлено все нужное к освящению: ев. Евангелие, животворящий Крест, а также архиерейская митра и зажженные дикирий и трикирий. На правой стороне зала, по правую сторону семинарской кафедры, находился хор архиерейских певчих, а по левую сторону ее установлены были в однообразной одежде принятые для обучения в заведение воспитанники; средина зала, близь стола, занята была духовенством, предназначенным к сослужению с Архипастырем,— и за тем все остальное пространство зала наполнено было собравшимися к участию в торжестве. При появлении в зал Преосвященного Антония все собрание устремилось к принятию Святительского благословения, а воспитанниками новой Семинарии была стройно пропета молитва «Царю Небесный». По окончании пения, г. Попечитель прочитал распоряжение Правительства об открытии Учительской Семинарии во Владимире,— и Семинария провозглашена была открытой.
После того Архипастырь и предназначенное духовенство, облачившись в священные одежды, приступили к совершению благодарственного молебствия. Этим, можно сказать, полагалось основание прочному и благоуспешному существованию новонасаждаемого вертограда Православного просвещения: испрашивалась благодать всесвятого и животворящего Духа в подкрепление и руководство имеющим научать и научаться. Сознавая важную цель и назначение новооткрытого заведения, все присутствовавшие благоговейно и с видимым усердием молили Господа об утверждении Его небесного благословения над этим новым рассадником просвещения. По окончании молебствия Преосвященный Антоний изъяснил в кратких словах важность и великую пользу обучения в Учительской Семинарии, преподал заведению свое Архипастырское благословение и вручил Владимирскую икону Богоматери, нарочито приготовленную им в дар и благословение Семинарии. После многолетия Преосвященный сам окропил освященною водою всех присутствовавших и семинарское здание.
По окончании церковного торжества произнесена была речь Попечителем, в которой, между прочим, были поименованы лица, назначенные на штатные должности в новой Семинарии. Директором заведения утвержден Евграф Иванович Смирнов, бывший директором училищ Рязанской губернии, — законоучителем — священник Александр Виноградов, учителем математики подполковник Виктор Васильевич Вердеревский, и учителем русского языка коллежский секретарь Константин Иванович Стефанов. Из произнесенной за тем речи г. Директора Семинарии оказалось, что в Семинарию приняты 33 воспитанника, из которых 22 казенных стипенд., 12 земских и 1 стенендиант графа Сперанского.
По окончании речей, воспитанниками был пропет гимн «Боже, Царя храни», после чего они отправились в свои помещения, а все почетное собрание приглашено было городским Головою к завтраку, приготовленному в помещениях Семинарии, рядом с семинарским залом.
В настоящее время Учительская Семинария занимает временные помещения. Владимирская земская управа, до устройства нового особого здания для Семинарии, наняла эти временные помещения в тихой, малонаселенной части города, за Лыбедью (современная улица Луначарского), в двух больших домах с принадлежащими к ним флигелями, недалеко от Воскресенской церкви. В этих домах и флигелях весьма удобно расположены как занятные и общежительные помещения воспитанников, так равно и квартиры г. Директора и о. Законоучителя: а устройство класса, зала и библиотеки, можно сказать, выполнено роскошно. Большой открытый двор при здании Семинарии и большие сады с вековыми деревьями при обоих домах — доставят в летнее время много пользы для Семинарии в санитарном отношении. Было бы в высшей степени желательно, чтобы подобные, слишком важные для учебного заведения, удобства имелись в виду и при устройстве новых, постоянных помещений для Семинарии.
N. («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 22, 15 ноября 1875 года).

Личный состав семинарии:
Директор – состоящий в V классе Евграф Иванович Смирнов (в I-м классе 2 урока истории и 3 урока географии). Законоучитель - свящ. Александр Виноградов (4 урока по Закону Божьему и 1 урок по церковно-славянскому языку – чтение и толкование св. писания и богослужебных книг.). Учителя – подполковник в отставке Виктор Вердеревский (5 уроков по математике и 2 урока по естествоведению), коллежский секретарь Владимир Чаусов (5 уроков по чистописанию, черчению и рисованию), Стефанов (4 урока по русскому языку и 1 урок по церковно-славянскому языку – грамматическая часть). Врач при семинарии – статский советник Иван Лазарев. Директором семинарии приглашены для обучения воспитанников: Пению – регент местного архиерейского хора Ставровский (2 урока в неделю); Гимнастики – штабс-капитан Козловский (2 урока в неделю); Ремеслам (переплетному, столярному и токарному) – мастера Скворцов и Чижов (4 раза в неделю в послеобеденное время по полтора часа).
Директор семинарии Смирнов по ходатайству министра народного просвещения, награжден 1 декабря 1875 г. единовременным пособием в 400 руб. Директор семинарии Смирнов указом правительствующего сената от 3-го июня 1876 г., утвержден, по степени кандидата, в чине коллежского секретаря, со старшинством, с 21-го августа 1867 г. Законоучитель священник Александр Виноградов за заслуги по учебному ведомству награжден 3-го апреля 1876 г. наперстным крестом. Учитель математики подполковник Виктор Вердеревский указом правительствующего сената, от 8-го марта 1876 г., переименован в коллежские асессоры.
В 1875-76 уч. году был один I-й класс и из числа 65-ти воспитанников, подвергавшихся приемным испытаниям, в I-й класс семинарии на 1875-76 уч. год приняты 33 воспитанника. Из 33-х воспитанников 20 приняты в число казенных стипендиатов, 12 зачислены Владимирской губернской земской управой стипендиатами земства и 1 управой стипендиатов имени графа Сперанского.

По закону Божьему пройдена св. история Ветхого и Нового Завета, а также сообщены ученикам первые сведения из истории церкви; причем о событиях Ветхо-Заветных, имеющих преимущественное отношение к Ново-Заветным, а также о событиях, особенно возвышающих дух веры, благочестия и богопреданности, было передаваемо по самому тексту Библии на русском наречии, или иногда по истории Богословского.
По русскому языку пройдено из русской грамматики синтаксис краткий и этимология во всей полноте. Подробное и полное изучение синтаксиса оставлено ко II-му классу. Курс грамматики русского языка в I-м классе изучался практически на статьях лучших отечественных писателей.
По математике пройдено из арифметики – об единице и числе, письменном счислении, вычислениях на счетах, сложении, вычитании, умножении и делении простых и именованных чисел, дробях простых и десятичных и действиях над ними до пропорций; из геометрии – о геометрических телах, поверхности, линии, точке, углах, треугольниках, четырехугольниках и многоугольниках до правильных многоугольников в окружности. При изучении этого курса математики особенное внимание было обращаемо на решение задач устное и письменное.
По русской истории пройдено с основания Русского государства до Иоанна Васильевича IV. Отдел о Владимирском княжестве был пройден особенной полнотой.
По географии, после общих сведений из географии математической и физической, с достаточной полнотой пройдена география Европейской России, именно: пространства – северное, прибалтийское, низменное и мануфактурно-промышленное. Пройденные отделы географии изучались при пособии теллурия, планетурия, глобусов, плоскошарий и ландкарт. Кроме того, по мере изучения географии России, ученики чертили к каждому уроку и соответственно уроку карту России. География Владимирской губернии пройдена с большими сравнительно подробностями.
По естествоведению пройдено из зоологии о животных, птицах, пресмыкающихся и рыбах.
На уроках чистописания, черчения и рисования ученики, получившие предварительно общие сведения о чистописании, черчении и рисовании, занимались, под руководством наставника, выписыванием в генетическом порядке по темпу букв, упражнялись в письме крупного и скорого подчерка, чертили геометрические фигуры, рисовали нетрудные орнаменты, цветы, части человеческого тела, фигуры животных и птиц.
По пению – ученики ознакомились вполне с простым пением, употребляемым на литургии и всенощном бдении, а равно с воскресными ирмосами 8-ми гласов, ирмосами господскими и богородничными. Кроме сего ученики изучали ноты по ключам дисканта, альта, тенора и баса и пели по этим ключам несколько партесных пьес духовного содержания – соч. Бортнянского и Турчанинова. Кроме сего учениками разучено несколько гимнов и русских народных песен. В конце учебного года, с приобретением скрипок, ученики начали занятия музыкой.
По гимнастике с воспитанниками последовательно пройден отдел приготовительных упражнений.
Обучение ремеслам. В течение 1875-76 уч. года переплетному ремеслу обучалось 16 учеников, токарному 6 и столярному 10. Один ученик, вследствие физического недостатка в одной руке, освобожден был от занятий ремеслами, но и он, по собственному желанию, занимался выпиливанием из дерева лобзиком разных вещиц. Переплетное мастерство далось ученикам лучше: каждый из учившихся этому ремеслу может переплести книгу без сторонних пособий, хотя не особенно красиво, но прочно. С открытия мастерских 8-го декабря 1875 года и до окончания учебного года учениками переплетено 522 книги, из которых часть принадлежит им самим (учебники) и часть из библиотеки семинарии. В столярной и токарной мастерских, занимались деланием табуретов на точеных ножках и шкатулок. Некоторые ученики оказали значительные успехи в столярном и токарном ремеслах.
Занятия учеников садоводством и огородничеством ограничивались только в начале весны чисткой садов, находящихся при помещениях семинарии, разбивкой нескольких клумб для цветов, копанием грядок (до 50) и посадкой на них лука, картофеля и свеклы, для их же хозяйства.
В продолжение года ученики писали сочинения по предметам, преподаваемым в 1-м классе семинарии.
По Закону Божьему написано 3 сочинения на следующие темы: «объяснение 4-го и 5-го прошений молитвы Господней», «прообраз пасхального Агнца», «указание на прообраз смерти и воскресения Иисуса Христа в жертвоприношении Исаака».
С 1-го до 15-го июня производились переводные испытания. Из 33-х учеников I-го класса удостоены перевода во II-й класс 32 ученика и один только ученик оставлен в I-м классе на повторительный курс. Из баллов, полученных учениками в течение учебного года и на переводных испытаниях, видно, что общий средний балл для всех учащихся по всем предметам составляет 3 ¾, т.е. почти очень хорошо.
За год по поведению все получили отличные отметки (5).
Живя в одной общей квартире в помещениях семинарии, они находились под постоянным надзором. Дежурные наставники постоянно находились при них. Кроме того их ежедневно посещали директор, законоучитель и не дежурные наставники. Образ жизни учеников на первых порах, по открытии семинарии, сложился таким образом: они встают в 6 часов утра, в 6 ½ совершают все вместе с о. законоучителем утреннюю молитву, затем пьют чай и завтракают и отправляются в классные комнаты для повторения уроков, с 8 до 1 ч. 45 мин. пополудни идут классные уроки, с 1 ч. 45 мин. до 3 ч. обед и отдых, с 3 до 4 ½ ч. ученики занимаются ремеслами или пением (по особому расписанию), с 4 ½ до 5 ч. отдых, в 5 ч. вечерний чай, а в 5 ½ начинаются вечерние занятия в классных комнатах и продолжаются с небольшими промежутками до 9 часов, затем следует ужин и общая вечерняя молитва, в 10 час. все ученики ложатся спать. В праздничные и предпраздничные дни порядок жизни несколько изменялся присутствованием учеников при богослужении, отсутствием обязательных учебных занятий в праздники, кроме вечерних, общими чтениями и общими прогулками весной и летом.
В библиотеках семинарии состояло книг: в фундаментальной 359 названий в 866 томах – на сумму 1,146 руб. 20 коп., в ученической 417 названий в 538 томах – на сумму 378 руб. 71 коп. В физическом кабинете семинарии состояло инструментов 52 № - на сумму 681 руб., в коллекции глобусов, географических карт и проч. состояло 31 № - на сумму 200 руб. 25 коп., в коллекции приборов и инструментов для ремесел 80 № - на сумму 633 руб. 86 коп. и в коллекции прочих пособий 251 № - на сумму 1,253 руб. 77 коп. Как книги, так и коллекции пособий приобретены в первый год на сумму 4,293 руб. 79 коп.

В семинарию принимаются ученики только в 1-й класс, не моложе 16 лет, знающие курс двуклассных училищ. Курс трех-годичный: 1) Закон Божий (священная история, катихизис, богослужение, история церкви, 10 уроков), 2) русский язык с церковно-славянским (грамматика, ознакомление с образцами русской литературы, методика, 14 уроков), 3) педагогика и дидактика (во II и III кл., 5 ур.), 4) математика (арифметика, геометрия, алгебра, 15 ур.), 5) история русская и всеобщая (10 ур.), 6) география (общая и русская, 7 ур.), 7) естествоведение (зоология, ботаника, минералогия, физиология, школьная гигиена и физика, 8 ур.); кроме того, чистописание, гимнастика, пение, переплетное, столярное и токарное ремесла.
/Отчет о состоянии Владимирской учительской семинарии Министерства народного просвещения за 1875-76 учебный год/

В 1876-77 уч. году в двух классах было 62 ученика.
В 1877-78 уч. году в трех классах было 85 учеников. Из них ½ из духовного звания, ¼ крестьян. По первоначальному образованию: 30 из уездного училища, 25 из духовного училища, 15 из сельского двуклассного, 10 из духовной Семинарии. 4 преподавателя и директор.

Киржачская учительская семинария

Вследствие постановления собрания от 12-го декабря 1875 года губернская управа ходатайствовала перед г. попечителем Московского учебного округа о переводе открытой в гор. Владимире учительской Семинарии на землю, жертвуемую г. Соловьевым около гор. Киржача, на что и получила разрешение. Но не получая от г. Соловьева ни денег, жертвуемых им на устройство семинарии, ни акта на землю для нее, нашла необходимым просить члена управы Н.К. Журавлева принять на себя труд съездить в гор. Киржач для личного переговора с ним по этому вопросу.
Журавлев, исполнив возложенное на него поручение, доложил управе, что земля не может быть передана земству ныне же Соловьевым, по не зависящим от него причинам, что деньги, обещанные им в количестве 25 тыс. руб., будут переданы в ведение Владимирской земской управы по первому ее требованию, что же касается до устройства здания семинарии, то он ни в каком случае принять его на себя не может. Вследствие этого губернской управой было поручено архитектору Артлебену составить необходимые на этот предмет планы и сметы, которые по изготовлении были отправлены на рассмотрение и одобрение г. попечителя учебного округа. Вместе с тем губернская управа предположила представить на усмотрение губернского земского собрания оба плана, т.е. как составленный архитектором Артлебеном, так и архитектором учебного округа, а так как последний план был отослан в канцелярию г. попечителя, то губернская управа просила г. попечителя учебного округа возвратить его в губернскую управу для доклада губернскому собранию. Попечитель учебного округа, возвратив составленные архитектором Н.А. Артлебеном планы, уведомил, что они удовлетворительны; планы же, оставленные архитектором Московского учебного округа, не отысканы.

Согласно постановлению собрания, в заседании 11-го января 1877 г., губернская управа просила г. попечителя Московского учебного округа о высылке в управу планов на постройку зданий для семинарии. Вследствие этого г. попечитель при отношении от 28-го февраля препроводил в губернскую управу на дальнейшее распоряжение ее проект с пояснительной запиской на постройку учительской семинарии, утвержденный им. Как составленный правильно и согласно Высочайше утвержденному 24-го мая 1871 г. штату учительских семинарий. По доставленным г. попечителем округа планам губернская управа поручила состоящему при ней архитектору составить смету и на постройку зданий назначила окончательный торг 19-го апреля, на который приглашала в управу желающих принять на себя подряд. На торгах последняя цена, именно 56200 руб., объявлена была купцом Д.М. Смирновым, за которым губернской управой и был утвержден подряд.
Постройка зданий в гор. Киржаче началась 12 мая 1877 г.
Директор Владимирской учительской семинарии от 12 октября 1877 г. сообщил губернской управе, что по распоряжению губернской управы в настоящее время производится в гор. Киржаче постройка зданий учительской семинарии, в будущих помещениях которой, при общей приспособленности их для учебного заведения, будет не доставать только забора вокруг зданий, а также колодцев, которые крайне необходимы. Здания семинарии стоят на открытом месте, окруженном с трех сторон лесом и совершенно особняком, что дает возможность всякому входить без определенной надобности в место расположения семинарии. Ввиду этих соображений директор семинарии просит губернскую управу обратиться с ходатайством перед имеющим быть губернским земским собранием об устройстве вокруг зданий семинарии забора и двух колодцев, устройство которых, в общей сложности, будет стоить до 900 руб. Вместе с тем просит об устройстве при семинарии церкви, а также о перевозке в будущем году имущества семинарии.
Вследствие этого губернская управа: 1) предложила г. архитектору составить сметы на устройство забора, двух колодцев и церкви при семинарии (последней в пределах суммы 1500 руб., жертвуемых А.А. Соловьевым); 2) просила г. директора в дополнение к отношению уведомить губернскую управу, в какую сумму обойдется перевозка имущества семинарии из гор. Владимира в постоянное помещение семинарии при гор. Киржаче. Архитектором составлены и представлены в управу планы на иконостас при церкви и заборы и смету как на устройство их, так и колодцев. По смете исчислен расход: на устройство иконостаса в 400 руб., на устройство забора и ворот в 827 руб. 21 коп. и колодцев в 241 руб. 25 коп.
В ответ же на запрос относительно перевозки имущества от г. директора семинарии получено отношение от 28 октября в котором он говорит, что обратился по этому вопросу за сведениями к обучающему в семинарии столярному мастерству г. Скворцову, который нашел, что удобнее перевозить на лошадях и лучше всего передать перевозку в одни руки; в таком случае: 1) семинария избавится от особенных хлопот по упаковке, перевозке и распаковке; 2) упаковка будет лучше, так как упаковщику придется самому вести имущество и отвечать за целость его; 3) перевозка будет произведена аккуратно – по тем же причинам. Что касается назначенной Скворцовым цены за упаковку и перевозку 800 руб., то г. директор заявляет, что имущество семинарии во всяком случае потребует для перевозки 60 подвод, а может быть и более.
Гласный А.А. Сахаров предложил вместо забора вырыть вокруг семинарии канаву, собрание передало на рассмотрение редакционной комиссии вопрос о сумме, потребной на устройство вала с канавой и ворот с решеткой с лицевой стороны семинарии.
1877 г. Собрание постановило: поручить губернской управе отпустить на перевозку имущества семинарии 500 руб. из процентов, наросших на пожертвованные г. Соловьевым серии.
1877 г. рассмотрев смету на канаву, вал и ворота для семинарии, составленную архитектором С.Е. Эвертом и исчисленную им в 339 руб. 38 коп., на устройство вокруг участка земли, застроенной зданиями семинарии, взамен деревянного забора канав, с обнесением земляным валом, и ворот, комиссия нашла, что хотя смета немного и высока, но может быть принята, так как на торгах, вероятно, она будет понижена, а потому и полагает, что может быть утверждена в размере 339 руб. 38 коп.

В 1878 году семинария должна быть переведена в свое постоянное помещение в 1 ¼ вер. от города Киржача; перевод этот обусловливается с одной стороны общими соображениями министерства в пользу устройства учительских семинарий вне городов, с другой особым фактом пожертвования в пользу семинарии одним Киржачским богачом 109 дес. земли и кирпича для фундамента; на окончательную постройку 18 зданий для семинарии губернское земство ассигновало 30 т. руб.
6 сентября 1878 г. в Киржачской учительской семинарии начались учебные занятия.
См. Киржачская учительская семинария.

В 1898 году во Владимире, по распоряжению Училищного при Св. Синоде Совета, устроены были курсы для учителей и учительниц церковно-приходских школ Владимиро-Суздальской епархии; курсы продолжались полтора месяца: были открыты они 20 июня и закончены 4 августа.
В 1900 и 1901 гг. во Владимире прошли временные педагогические курсы в земской женской гимназии. «Согласно постановлению Владимирского губернского земского собрания, с разрешения попечителя Московского учебного округа, от 26 мая 1901 года, в гор. Владимире с 10 по 29 июня 1901 года состоялись временные педагогические курсы (на основании правил, утвержденных министром народного просвещения 5 августа 1875 года) для учителей и учительниц начальных народных училищ Владимирской губернии».
В 1905-07 гг. во Владимирской губернии существовал Учительский союз Владимирской губернии.

1910 - 1919 гг. – Владимирская женская учительская семинария.
В 1910 г. губернские власти проявили инициативу по организации во Владимире пятиклассной женской учительской семинарии – наиболее распространенного в то время учебного заведения по подготовке учителей.
Летом 1910 и 1911 г. Владимирской губернской земской управой при женской земской гимназии были организованы временные педагогические курсы. В 1910 г. занятия производились с 23 июня по 17 июля, в 1911 г. с 6 июня по 2 июля. Преподавались: 1) методика Закона Божия, 2) методика русского языка, 3) методика арифметики, 4) природоведение, 5) пение. В 1910 г. преподавалась: история методики рисования, а в 1911 г. теория рисования и лепка и методика преподавания природоведения. Затем в том и другом году производились во временной школе практические занятия по русскому языку и арифметике, а в 1911 г. также и по природоведению. Слушателей было в 1910 г., командированных уездными земствами, 120 учителей и учительниц и 40 человек вольнослушателей (преимущественно из городских школ разных городов), а в 1911 г. было всего слушателей, командированных уездными управами, 127 человек и до 40 вольнослушателей. Во время курсов была устроена выставка учебников, книг и наглядных пособий.

При семинарии была открыта в 1912 г. образцовая школа (см. Опытно-Показательная школа имени Н.К. Крупской). Точно не установлено, но предположительно она была на Студеной горе, где сейчас расположен дом паломников.
1 февраля 1913 г. Пятница. Всенощная в женской учительской семинарии. 2 февраля 1913 года в 2 часа дня - открытие женской учительской семинарии.


Стрелецкая улица, д. 55. Владимирский областной суд

Вначале была надежда, что удастся достроить здание на Стрелецкой улице, которое возводилось с 1914 года и предназначалось для учительской семинарии. Но, к сожалению, сначала первая мировая война, а потом и революция не дали этой надежде сбыться. Это здание так никогда и не приняло в своих стенах ни учащихся, ни студентов, ни преподавателей. Его достроят спустя много лет.
«Помещение, занимаемое сейчас рабфаком и экономическим техникумом, недостаточно и требует дальнейшего расширения. Наиболее подходящим для этой цели является недостроенное здание бывшей учительской семинарии. Президиум губисполкома поддержал ходатайство горсовета перед Наркомпросом об отпуске 200.000 рублей на достройку этого здания.
Главпрофобром разрешено увеличить с будущего года количество учащихся рабфака на 60 человек. Однако, этого недостаточно и губисполком предполагает довести это количество до 120 человек» («Призыв», 9 мая 1928).
В настоящее время в нем располагается Владимирский областной суд.

«Женская Учительская Семинария (Дворянская ул., д. Гринблата).
Начальница Семинарии — Ал-ндра Дмитриевна Виноградова (Начальница Владимирской женской гимназии с 4 февраля 1903 до октября 1906 года. Под влиянием революционных настроений группой гимназисток старших классов Владимирской земской женской гимназии втайне от взрослых была подготовлена петиция о произволе начальницы гимназии А.Д. Виноградовой в отношении как учениц, так и персонала гимназии, о которой, однако, стало известно родителям, давшим официальный ход делу. Вопрос о деятельности А.Д. Виноградовой был рассмотрен на городском земском собрании и далее решением Московского Учебного округа она в 1906 г. была уволена с должности начальницы гимназии. С 1913 по 1915 гг. - Начальница Семинарии.). Законоучитель — прот. Михаил Смирнов. Наставницы: Вера Аркадиевна Белина, Анна Ал-ндровна Теребина, Екатерина Никол. Пелехова, Евгения Иларион. Захарченко, Елизавета Ив. Вознесенская, Елена Федоровна Даниловская. Учитель пения — Петр Петрович Троицкий. Учитель рисования — Василии Васильевич Горшков. Учительницы образцовой школы: Ольга Ивановна Никольская и Зинаида Антон. Диковская. Письмо–водитель — надв. сов. Дмитрий Васил. Куликов. Врач — Евгений Иван. Фаворский» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).
«Во Владимирской женской учительск. Семинарии благодетельный переворот ничем не отозвался на низших служащих семинарии. Они до сих пор остаются на положении «белых рабов». Не говоря уж о невозможном деспотизме начальницы Родкевич, служащие получают до сих пор по 12 руб. в месяц жалованья при своем столе» («Старый владимирец», 21 июня 1917).
«Во Владимирской учительской женской семинарии существует специально «письмоводительская чехарда». Начальница Родкевич является бичом не только для низших служащих, но и для лиц интеллигентских профессий. Например, за полгода она сумела переменить четырех письмоводителей (ищет пятого) и ни с одним из них не рассчиталась, как следует: одному недодала на дороговизну, с другого незаконно удержала некоторые суммы и т.д. «Потерпевшими» подана записка попечителю москов. учебн. Округа с объяснением деятельности Родкевич» («Старый владимирец», 25 июня 1917).
«Служащие учит. женск. семинарии, подавшие прошение попечителю округа об изъятии от них грубой и деспотичной начальницы, страшно взволнованы за свою судьбу. В конце июня из округа пришла бумажка с поручением свящ. семинарии произвести расследование. Расследование производилось священ. Не без пристрастия, несмотря на то. Что он сам своевременно обращался за защитой от начальницы» («Старый владимирец», 16 июля 1917).

23-24 августа 1919 г. заседала инициативная группа, которая решала вопрос о новом статусе семинарии. В состав группы вошли педагоги: (А.А. Бауэр, Б.В. Быстрицкий, Ф.А. Альбицкий, Н.Н. Шемянов и С.Г. Добролюбов) и представители власти (заведующий губоно С. Плакса и заведующий уездным отделом народного образования А.М. Лифанов).
Перед провинциальными интеллектуалами встала задача выявить объективные условия для выбора формы учебного заведения. Первым аспектом стал промышленный характер Владимирской губернии, которая «нуждается в учителе повышенного типа». Педагогические курсы не могли удовлетворить запросов к уровню квалификации учителей ЕТШ со стороны власти и общества. Во-вторых, губернский центр, где находились почти все образовательные учреждения, легко мог обеспечить контингент студентов и будущих абитуриентов для института. При организации ИНО требовалось набрать не менее 30 человек в подготовительные группы для лиц старше 15 лет, а оптимальное количество студентов на курсе должно было быть не менее 40 человек. Третьим весомым аргументом считалось удовлетворительное состояние женской учительской семинарии.
Создание вузов в регионах было возможно только при тесном взаимодействии власти и общества. Наркомпрос в нормативных документах определял активную роль губернских отделов народного образования (губоно). Кроме того, рекомендовалось уездными отделами народного образования включиться в организацию вуза. Однако сам факт появления ИНО на практике во многом зависел от усилий общественности. Власть понимала, что для эффективного проведения реформы необходимо привлечь «все местные культурные силы, пригодные для подготовки школьных работников, в том числе и специалистов по трудовым процессам, по дошкольному воспитанию и внешкольному образованию: инженеров, агрономов, врачей и т. д.». Именно эти силы и составили основу педагогического коллектива. Преподавательский состав почти весь был приглашен еще весной 1919 г. Ф.А. Альбицкий отмечал, что «мысль о реформе семинарии в институт была здесь сильна с самых первых минут, как только раздались голоса об улучшении постановки дела в педагогических учебных заведениях».

Продолжение »»» Владимирский институт народного образования
Образование в губернском городе Владимире
Владимирские Сельско-хозяйственные учебные заведения

Категория: Владимир | Добавил: Николай (26.03.2016)
Просмотров: 3170 | Теги: Владимир, Киржач, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru