Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
13:31
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [36]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Владимирская учительская семинария

Учительская семинария

Губернская управа доложила, что в силу постановления собрания в заседании 1 июля 1875 г. она ходатайствовала перед министерством народного просвещения об устройстве Учительской Семинарии в гор. Владимире, на каковое ходатайство из округа последовал благоприятный ответ, но с тем, чтобы все постройки были приняты земством на себя, под наблюдением кого-нибудь из лиц учебного ведомства, а также чтобы дом и земля, уступаемые семинарии, составляли бы собственность последней.
Вследствие этого управа просила г. попечителя учебного округа о высылке планов зданий, необходимых для семинарии, для представления оных на утверждение губернского собрания и, кроме сего, имея сведения, что городская управа согласна уступить потребное для семинарии количество земли, прочила последнюю совершить акт об уступке означенной земли на имя учительской семинарии.
Вопрос о временном помещении для семинарии, а также служащего персонала и учеников, необходимом для немедленного открытия семинарии, был решен наймом с утверждения министерства в черте города следующих зданий: дома Владимирского купца Старикова за 650 руб., после умершего доктора Алякринского за 600 руб., Бычковского 192 руб. и Быстрицкого за 200 руб. в год, всего за 1642 руб. и кроме сего употреблено на приспособление этих квартир 88 руб. 52 коп.
Ассигнованные губернским земским собранием деньги 500 руб. на приобретение для семинарии классных принадлежностей губернской управой выданы г. директору народных училищ Владимирской губернии.
Учительская семинария министерства народного просвещения за Лыбедью, была устроена в доме Лаврова – нечто среднее между духовными и светскими заведениями.

Открытие Учительской Семинарии во Владимире

День 6-го ноября 1875 г. останется навсегда памятным для города Владимира: в этот день происходило здесь торжественное открытие Учительской Семинарии.
Торжество открытия началось в час пополудни. За полчаса до сего времени прибыл в здание, где теперь помещается Семинария, Попечитель Московского Учебного округа, Камергер Двора Его Императорского Величества, Князь Николай Петрович Мещерский; вскоре за тем прибыли — г. Начальник Владимирской губернии, Преосвященный Иаков, Епископ Муромский, а также многие почетные лица разных ведомств, и ровно в час Высокопреосвященный Антоний. Семинарский зал представлял в это время редкое зрелище и по составу присутствовавших лиц и по самой обстановке. Пред изящно украшенною семинарскою иконою стоял на некотором отдалении от нее покрытый парчовым украшением стол, на котором было приготовлено все нужное к освящению: ев. Евангелие, животворящий Крест, а также архиерейская митра и зажженные дикирий и трикирий. На правой стороне зала, по правую сторону семинарской кафедры, находился хор архиерейских певчих, а по левую сторону ее установлены были в однообразной одежде принятые для обучения в заведение воспитанники; средина зала, близь стола, занята была духовенством, предназначенным к сослужению с Архипастырем,— и за тем все остальное пространство зала наполнено было собравшимися к участию в торжестве. При появлении в зал Преосвященного Антония все собрание устремилось к принятию Святительского благословения, а воспитанниками новой Семинарии была стройно пропета молитва «Царю Небесный». По окончании пения, г. Попечитель прочитал распоряжение Правительства об открытии Учительской Семинарии во Владимире,— и Семинария провозглашена была открытой.
После того Архипастырь и предназначенное духовенство, облачившись в священные одежды, приступили к совершению благодарственного молебствия. Этим, можно сказать, полагалось основание прочному и благоуспешному существованию новонасаждаемого вертограда Православного просвещения: испрашивалась благодать всесвятого и животворящего Духа в подкрепление и руководство имеющим научать и научаться. Сознавая важную цель и назначение новооткрытого заведения, все присутствовавшие благоговейно и с видимым усердием молили Господа об утверждении Его небесного благословения над этим новым рассадником просвещения. По окончании молебствия Преосвященный Антоний изъяснил в кратких словах важность и великую пользу обучения в Учительской Семинарии, преподал заведению свое Архипастырское благословение и вручил Владимирскую икону Богоматери, нарочито приготовленную им в дар и благословение Семинарии. После многолетия Преосвященный сам окропил освященною водою всех присутствовавших и семинарское здание.
По окончании церковного торжества произнесена была речь г. Попечителем, в которой, между прочим, были поименованы лица, назначенные на штатные должности в новой Семинарии. Директором заведения утвержден Евграф Иванович Смирнов, бывший директором училищ Рязанской губернии, — законоучителем — священник Александр Виноградов, учителем математики подполковник Виктор Васильевич Вердеревский, и учителем русского языка коллежский секретарь Константин Иванович Стефанов. Из произнесенной за тем речи г. Директора Семинарии оказалось, что в Семинарию приняты 33 воспитанника, из которых 22 казенных стипенд., 12 земских и 1 стенендиант графа Сперанского.
По окончании речей, воспитанниками был пропет гимн «Боже, Царя храни», после чего они отправились в свои помещения, а все почетное собрание приглашено было городским Головою к завтраку, приготовленному в помещениях Семинарии, рядом с семинарским залом.
В настоящее время Учительская Семинария занимает временные помещения. Владимирская земская управа, до устройства нового особого здания для Семинарии, наняла эти временные помещения в тихой, малонаселенной части города, за Лыбедью (современная улица Луначарского), в двух больших домах с принадлежащими к ним флигелями, недалеко от Воскресенской церкви. В этих домах и флигелях весьма удобно расположены как занятные и общежительные помещения воспитанников, так равно и квартиры г. Директора и о. Законоучителя: а устройство класса, зала и библиотеки, можно сказать, выполнено роскошно. Большой открытый двор при здании Семинарии и большие сады с вековыми деревьями при обоих домах — доставят в летнее время много пользы для Семинарии в санитарном отношении. Было бы в высшей степени желательно, чтобы подобные, слишком важные для учебного заведения, удобства имелись в виду и при устройстве новых, постоянных помещений для Семинарии.
N.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 22 (15 ноября 1875 года).

Личный состав семинарии:
Директор – состоящий в V классе Евграф Иванович Смирнов (в I-м классе 2 урока истории и 3 урока географии). Законоучитель - свящ. Александр Виноградов (4 урока по Закону Божьему и 1 урок по церковно-славянскому языку – чтение и толкование св. писания и богослужебных книг.). Учителя – подполковник в отставке Виктор Вердеревский (5 уроков по математике и 2 урока по естествоведению), коллежский секретарь Владимир Чаусов (5 уроков по чистописанию, черчению и рисованию), Стефанов (4 урока по русскому языку и 1 урок по церковно-славянскому языку – грамматическая часть). Врач при семинарии – статский советник Иван Лазарев. Директором семинарии приглашены для обучения воспитанников: Пению – регент местного архиерейского хора Ставровский (2 урока в неделю); Гимнастики – штабс-капитан Козловский (2 урока в неделю); Ремеслам (переплетному, столярному и токарному) – мастера Скворцов и Чижов (4 раза в неделю в послеобеденное время по полтора часа).
Директор семинарии Смирнов по ходатайству министра народного просвещения, награжден 1 декабря 1875 г. единовременным пособием в 400 руб. Директор семинарии Смирнов указом правительствующего сената от 3-го июня 1876 г., утвержден, по степени кандидата, в чине коллежского секретаря, со старшинством, с 21-го августа 1867 г. Законоучитель священник Александр Виноградов за заслуги по учебному ведомству награжден 3-го апреля 1876 г. наперстным крестом. Учитель математики подполковник Виктор Вердеревский указом правительствующего сената, от 8-го марта 1876 г., переименован в коллежские асессоры.
В 1875-76 уч. году был один I-й класс и из числа 65-ти воспитанников, подвергавшихся приемным испытаниям, в I-й класс семинарии на 1875-76 уч. год приняты 33 воспитанника. Из 33-х воспитанников 20 приняты в число казенных стипендиатов, 12 зачислены Владимирской губернской земской управой стипендиатами земства и 1 управой стипендиатов имени графа Сперанского.

Преподавание всех предметов в 1875-76 уч. году было ведено по учебным планам, данным министерством народного просвещения в инструкции для учительских семинарий и согласно программам, утвержденным попечителем Московского учебного округа.
По закону Божьему пройдена св. история Ветхого и Нового Завета, а также сообщены ученикам первые сведения из истории церкви; причем о событиях Ветхо-Заветных, имеющих преимущественное отношение к Ново-Заветным, а также о событиях, особенно возвышающих дух веры, благочестия и богопреданности, было передаваемо по самому тексту Библии на русском наречии, или иногда по истории Богословского.
По русскому языку пройдено из русской грамматики синтаксис краткий и этимология во всей полноте. Подробное и полное изучение синтаксиса оставлено ко II-му классу. Курс грамматики русского языка в I-м классе изучался практически на статьях лучших отечественных писателей.
По математике пройдено из арифметики – об единице и числе, письменном счислении, вычислениях на счетах, сложении, вычитании, умножении и делении простых и именованных чисел, дробях простых и десятичных и действиях над ними до пропорций; из геометрии – о геометрических телах, поверхности, линии, точке, углах, треугольниках, четырехугольниках и многоугольниках до правильных многоугольников в окружности. При изучении этого курса математики особенное внимание было обращаемо на решение задач устное и письменное.
По русской истории пройдено с основания Русского государства до Иоанна Васильевича IV. Отдел о Владимирском княжестве был пройден особенной полнотой.
По географии, после общих сведений из географии математической и физической, с достаточной полнотой пройдена география Европейской России, именно: пространства – северное, прибалтийское, низменное и мануфактурно-промышленное. Пройденные отделы географии изучались при пособии теллурия, планетурия, глобусов, плоскошарий и ландкарт. Кроме того, по мере изучения географии России, ученики чертили к каждому уроку и соответственно уроку карту России. География Владимирской губернии пройдена с большими сравнительно подробностями.
По естествоведению пройдено из зоологии о животных, птицах, пресмыкающихся и рыбах.
На уроках чистописания, черчения и рисования ученики, получившие предварительно общие сведения о чистописании, черчении и рисовании, занимались, под руководством наставника, выписыванием в генетическом порядке по темпу букв, упражнялись в письме крупного и скорого подчерка, чертили геометрические фигуры, рисовали нетрудные орнаменты, цветы, части человеческого тела, фигуры животных и птиц.
По пению – ученики ознакомились вполне с простым пением, употребляемым на литургии и всенощном бдении, а равно с воскресными ирмосами 8-ми гласов, ирмосами господскими и богородничными. Кроме сего ученики изучали ноты по ключам дисканта, альта, тенора и баса и пели по этим ключам несколько партесных пьес духовного содержания – соч. Бортнянского и Турчанинова. Кроме сего учениками разучено несколько гимнов и русских народных песен. В конце учебного года, с приобретением скрипок, ученики начали занятия музыкой.
По гимнастике с воспитанниками последовательно пройден отдел приготовительных упражнений.
Обучение ремеслам. В течение 1875-76 уч. года переплетному ремеслу обучалось 16 учеников, токарному 6 и столярному 10. Один ученик, вследствие физического недостатка в одной руке, освобожден был от занятий ремеслами, но и он, по собственному желанию, занимался выпиливанием из дерева лобзиком разных вещиц. Переплетное мастерство далось ученикам лучше: каждый из учившихся этому ремеслу может переплести книгу без сторонних пособий, хотя не особенно красиво, но прочно. С открытия мастерских 8-го декабря 1875 года и до окончания учебного года учениками переплетено 522 книги, из которых часть принадлежит им самим (учебники) и часть из библиотеки семинарии. В столярной и токарной мастерских, занимались деланием табуретов на точеных ножках и шкатулок. Некоторые ученики оказали значительные успехи в столярном и токарном ремеслах.
Занятия учеников садоводством и огородничеством ограничивались только в начале весны чисткой садов, находящихся при помещениях семинарии, разбивкой нескольких клумб для цветов, копанием грядок (до 50) и посадкой на них лука, картофеля и свеклы, для их же хозяйства.
В продолжение года ученики писали сочинения по предметам, преподаваемым в 1-м классе семинарии.
По Закону Божьему написано 3 сочинения на следующие темы: «объяснение 4-го и 5-го прошений молитвы Господней», «прообраз пасхального Агнца», «указание на прообраз смерти и воскресения Иисуса Христа в жертвоприношении Исаака».
С 1-го до 15-го июня производились переводные испытания. Из 33-х учеников I-го класса удостоены перевода во II-й класс 32 ученика и один только ученик оставлен в I-м классе на повторительный курс. Из баллов, полученных учениками в течение учебного года и на переводных испытаниях, видно, что общий средний балл для всех учащихся по всем предметам составляет 3 ¾, т.е. почти очень хорошо.
За год по поведению все получили отличные отметки (5).
Живя в одной общей квартире в помещениях семинарии, они находились под постоянным надзором. Дежурные наставники постоянно находились при них. Кроме того их ежедневно посещали директор, законоучитель и не дежурные наставники. Образ жизни учеников на первых порах, по открытии семинарии, сложился таким образом: они встают в 6 часов утра, в 6 ½ совершают все вместе с о. законоучителем утреннюю молитву, затем пьют чай и завтракают и отправляются в классные комнаты для повторения уроков, с 8 до 1 ч. 45 мин. по полудни идут классные уроки, с 1 ч. 45 мин. до 3 ч. обед и отдых, с 3 до 4 ½ ч. ученики занимаются ремеслами или пением (по особому расписанию), с 4 ½ до 5 ч. отдых, в 5 ч. вечерний чай, а в 5 ½ начинаются вечерние занятия в классных комнатах и продолжаются с небольшими промежутками до 9 часов, затем следует ужин и общая вечерняя молитва, в 10 час. все ученики ложатся спать. В праздничные и предпраздничные дни порядок жизни несколько изменялся присутствованием учеников при богослужении, отсутствием обязательных учебных занятий в праздники, кроме вечерних, общими чтениями и общими прогулками весной и летом.
В библиотеках семинарии состояло книг: в фундаментальной 359 названий в 866 томах – на сумму 1,146 руб. 20 коп., в ученической 417 названий в 538 томах – на сумму 378 руб. 71 коп. В физическом кабинете семинарии состояло инструментов 52 № - на сумму 681 руб., в коллекции глобусов, географических карт и проч. состояло 31 № - на сумму 200 руб. 25 коп., в коллекции приборов и инструментов для ремесел 80 № - на сумму 633 руб. 86 коп. и в коллекции прочих пособий 251 № - на сумму 1,253 руб. 77 коп. Как книги, так и коллекции пособий приобретены в первый год на сумму 4,293 руб. 79 коп.

В семинарию принимаются ученики только в 1-й класс, не моложе 16 лет, знающие курс двуклассных училищ. Курс трех-годичный: 1) Закон Божий (священная история, катихизис, богослужение, история церкви, 10 уроков), 2) русский язык с церковно-славянским (грамматика, ознакомление с образцами русской литературы, методика, 14 уроков), 3) педагогика и дидактика (во II и III кл., 5 ур.), 4) математика (арифметика, геометрия, алгебра, 15 ур.), 5) история русская и всеобщая (10 ур.), 6) география (общая и русская, 7 ур.), 7) естествоведение (зоология, ботаника, минералогия, физиология, школьная гигиена и физика, 8 ур.); кроме того, чистописание, гимнастика, пение, переплетное, столярное и токарное ремесла.

В 1876-77 уч. году в двух классах было 62 ученика.
В 1877-78 уч. году в трех классах было 85 учеников. Из них ½ из духовного звания, ¼ крестьян. По первоначальному образованию: 30 из уездного училища, 25 из духовного училища, 15 из сельского двуклассного, 10 из духовной Семинарии. 4 преподавателя и директор.

Киржачская учительская семинария

Вследствие постановления собрания от 12-го декабря 1875 года губернская управа ходатайствовала перед г. попечителем Московского учебного округа о переводе открытой в гор. Владимире учительской Семинарии на землю, жертвуемую г. Соловьевым около гор. Киржача, на что и получила разрешение. Но не получая от г. Соловьева ни денег, жертвуемых им на устройство семинарии, ни акта на землю для нее, нашла необходимым просить члена управы Н.К. Журавлева принять на себя труд съездить в гор. Киржач для личного переговора с ним по этому вопросу.
Журавлев, исполнив возложенное на него поручение, доложил управе, что земля не может быть передана земству ныне же Соловьевым, по не зависящим от него причинам, что деньги, обещанные им в количестве 25 тыс. руб., будут переданы в ведение Владимирской земской управы по первому ее требованию, что же касается до устройства здания семинарии, то он ни в каком случае принять его на себя не может. Вследствие этого губернской управой было поручено архитектору Артлебену составить необходимые на этот предмет планы и сметы, которые по изготовлении были отправлены на рассмотрение и одобрение г. попечителя учебного округа. Вместе с тем губернская управа предположила представить на усмотрение губернского земского собрания оба плана, т.е. как составленный архитектором Артлебеном, так и архитектором учебного округа, а так как последний план был отослан в канцелярию г. попечителя, то губернская управа просила г. попечителя учебного округа возвратить его в губернскую управу для доклада губернскому собранию. Попечитель учебного округа, возвратив составленные архитектором Артлебеном планы, уведомил, что они удовлетворительны; планы же, оставленные архитектором Московского учебного округа, не отысканы.

Согласно постановлению собрания, в заседании 11-го января 1877 г., губернская управа просила г. попечителя Московского учебного округа о высылке в управу планов на постройку зданий для семинарии. Вследствие этого г. попечитель при отношении от 28-го февраля препроводил в губернскую управу на дальнейшее распоряжение ее проект с пояснительной запиской на постройку учительской семинарии, утвержденный им. Как составленный правильно и согласно Высочайше утвержденному 24-го мая 1871 г. штату учительских семинарий. По доставленным г. попечителем округа планам губернская управа поручила состоящему при ней архитектору составить смету и на постройку зданий назначила окончательный торг 19-го апреля, на который приглашала в управу желающих принять на себя подряд. На торгах последняя цена, именно 56200 руб., объявлена была купцом Д.М. Смирновым, за которым губернской управой и был утвержден подряд.
Постройка зданий в гор. Киржаче началась 12 мая 1877 г.
Директор Владимирской учительской семинарии от 12 октября 1877 г. сообщил губернской управе, что по распоряжению губернской управы в настоящее время производится в гор. Киржаче постройка зданий учительской семинарии, в будущих помещениях которой, при общей приспособленности их для учебного заведения, будет не доставать только забора вокруг зданий, а также колодцев, которые крайне необходимы. Здания семинарии стоят на открытом месте, окруженном с трех сторон лесом и совершенно особняком, что дает возможность всякому входить без определенной надобности в место расположения семинарии. Ввиду этих соображений директор семинарии просит губернскую управу обратиться с ходатайством перед имеющим быть губернским земским собранием об устройстве вокруг зданий семинарии забора и двух колодцев, устройство которых, в общей сложности, будет стоить до 900 руб. Вместе с тем просит об устройстве при семинарии церкви, а также о перевозке в будущем году имущества семинарии.
Вследствие этого губернская управа: 1) предложила г. архитектору составить сметы на устройство забора, двух колодцев и церкви при семинарии (последней в пределах суммы 1500 руб., жертвуемых А.А. Соловьевым); 2) просила г. директора в дополнение к отношению уведомить губернскую управу, в какую сумму обойдется перевозка имущества семинарии из гор. Владимира в постоянное помещение семинарии при гор. Киржаче. Архитектором составлены и представлены в управу планы на иконостас при церкви и заборы и смету как на устройство их, так и колодцев. По смете исчислен расход: на устройство иконостаса в 400 руб., на устройство забора и ворот в 827 руб. 21 коп. и колодцев в 241 руб. 25 коп.
В ответ же на запрос относительно перевозки имущества от г. директора семинарии получено отношение от 28 октября в котором он говорит, что обратился по этому вопросу за сведениями к обучающему в семинарии столярному мастерству г. Скворцову, который нашел, что удобнее перевозить на лошадях и лучше всего передать перевозку в одни руки; в таком случае: 1) семинария избавится от особенных хлопот по упаковке, перевозке и распаковке; 2) упаковка будет лучше, так как упаковщику придется самому вести имущество и отвечать за целость его; 3) перевозка будет произведена аккуратно – по тем же причинам. Что касается назначенной Скворцовым цены за упаковку и перевозку 800 руб., то г. директор заявляет, что имущество семинарии во всяком случае потребует для перевозки 60 подвод, а может быть и более.
Гласный А.А. Сахаров предложил вместо забора вырыть вокруг семинарии канаву, собрание передало на рассмотрение редакционной комиссии вопрос о сумме, потребной на устройство вала с канавой и ворот с решеткой с лицевой стороны семинарии.
1877 г. Собрание постановило: поручить губернской управе отпустить на перевозку имущества семинарии 500 руб. из процентов, наросших на пожертвованные г. Соловьевым серии.
1877 г. рассмотрев смету на канаву, вал и ворота для семинарии, составленную г. архитектором Эвертом и исчисленную им в 339 руб. 38 коп., на устройство вокруг участка земли, застроенной зданиями семинарии, взамен деревянного забора канав, с обнесением земляным валом, и ворот, комиссия нашла, что хотя смета немного и высока, но может быть принята, так как на торгах, вероятно, она будет понижена, а потому и полагает, что может быть утверждена в размере 339 руб. 38 коп.

В 1878 году семинария должна быть переведена в свое постоянное помещение в 1 ¼ вер. от города Киржача; перевод этот обусловливается с одной стороны общими соображениями министерства в пользу устройства учительских семинарий вне городов, с другой особым фактом пожертвования в пользу семинарии одним Киржачским богачом 109 дес. земли и кирпича для фундамента; на окончательную постройку 18 зданий для семинарии губернское земство ассигновало 30 т. руб.

6 сентября 1878 г. в Киржачской учительской семинарии начались учебные занятия.

1891 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: «Гласные от Покровского уезда Соловьев и Юрьевского – Богданов с разрешения г. председателя собрания сделали заявления: 1-й о том, что школу садоводства удобнее всего устроить при Киржачской учительской семинарии, где есть много свободной земли, а 2-й, что в Юрьевском уезде есть земля, подаренная покойным Новокщеновым земству Юрьевского уезда, где также удобно было бы устроить школу.
Собрание постановило: означенные заявления передать в постоянную редакционную комиссию для ее соображений при рассмотрении вопроса о школе».

1892 г. очередное заседание Владимирского губернского земского собрания: «Читан доклад управы по ходатайству Владимирского уездного земского собрания об открытии на губернский земский счет курсов садоводства и огородничества.
Вследствие предложения г. министра внутренних дел обратить внимание на пользу означенных курсов, введенных уже в Тульской губернии, Владимирское уездное собрание, по выслушании доклада уездной управы по сему предмету, постановило: признавая открытие сказанных курсов безусловно полезным, ходатайствовать перед губернским земским собранием об учреждении таковых на губернский земский сбор; затем разрешить управе по соглашению с уездным училищным советом расходовать от 300 до 500 р. из сумм, на содержание училищ назначенных, на устройство при училищах, где крестьяне отведут участки земли, садов и огородов. Докладывая об изложенном ходатайстве, губернская управа полагала, что Владимирское уездное земство может устроить курсы садоводства и огородничества при одном из сельских училищ своего уезда, если желает, на причитающуюся ему часть процентов с капитала на ремесленное собрание.
После того прочитан доклад губернских гласных И.С. Шмидта и П.П. Соловьева, которые находили весьма полезным для развития знаний по садоводству и огородничеству ввести преподавание означенных предметов в Киржачской учительской семинарии; вследствие этого они предлагали земскому собранию для организации в семинарии практических и теоретических курсов по означенным предметам отпустить единовременно 500 р., а затем ассигновать ежегодно в течение 5 лет по 300 р. в год с тем: 1) чтобы в деньгах этих администрация семинарии представляла ежегодно губернскому земскому собранию отчет; 2) чтобы земское собрание уполномочило членов губернского училищного совета или отдельных избранных лиц осведомления на месте о ходе дела в семинарии по садоводству и огородничеству; 3) чтобы летом на практические курсы садоводства и огородничества с нужными теоретическими объяснениями допускались учителя народных школ Владимирской губернии по командировке уездных училищных советов в количестве до 50 человек, которым семинария должна давать бесплатные помещения для ночлега и столовой на все время занятия на курсах, по окончании же таковых снабжала бы тех из бывших на курсах учителей, при школах которых возможно приступить будет к устройству сада или огорода необходимыми семенами и растениями, равным образом бесплатно.
Собрание постановило: в пособие для преподавания в Киржачской учительской семинарии огородничества и садоводства и на ведение практических занятий по этим предметам назначить единовременно 500 р. и ежегодно в течение 5 лет по 300 р., для чего в смету расходов губернского земского сбора на 1893 год и внести 800 руб. с соблюдением условий доклада г.г. Шмидта и Соловьева и с тем, чтоб и члены губернского училищного совета и губернская управа имели возможность ознакомиться с ходом занятий по означенным предметам и чтобы о ходе и результате означенных занятий представлялся отчет губернскому земскому собранию, но признавая, что настоящим постановлением губернского собрания не исчерпывается возбужденный Владимирским уездным земством вопрос,- вопрос этот для разработки передать в постоянную редакционную комиссию».

В 1901 г. в Киржачской учительской семинарии главными пособиями при уроках, уже не первый год, служат по плодоводству – учебник Ферингера, а по огородничеству – Зене-Леблана: основы земледелия.
Практическими занятиями под открытым небом воспитанники стали заниматься в марте месяце, когда они очистили парники от снега и набили их навозом и землей. Парников было два, каждый по 12 рам. В одном помещались мелкие огородные овощи и летники, а другой был назначен под капустную рассаду. Воспитанники работали после обеда, в свободное от учебных занятий время.
После Пасхи, когда оттаяла земля, воспитанники работали в саду, исполняя главным образом очередные садовые дела. Расчищены два участка питомника, которые состояли из перестарковых дичков, а отчасти из привитых, но еще не выбранных, молодых яблонек. Посажено вновь несколько яблонь, а также заменены новыми некоторые попорченные; то же делалось и с ягодными кустами. Но главным трудом воспитанников за это время в саду удобрение, перекопка и поливка посадков. Несмотря на крайне скудную – песчаную почву, все насаждения в продолжение довольно благоприятной весны выглядели здоровыми и цветущими. После выпускных испытаний воспитанники III-го класса оставались некоторое время для садовых работ: поливали растения, садили на огороде капустную рассаду.
Со второй половины августа, когда началось учение, возобновились и садовые работы воспитанников. Началось дело с поливки: лето было знойное, бездождное; многие растения надо было спасать от окончательной засухи. Вода, случалось, из имеющегося в саду колодца вычерпывалась до дна; тогда приходилось брать воду с реки (воспитанники носили ее ведрами). Эта запоздалая поливка только несколько могла помочь делу: некоторые деревца остались посохшими, с других преждевременно осыпался лист. В сентябре месяце были собраны яблоки, а с огорода капуста, которая пошла на употребление воспитанникам; очищены парники, подготовлены ямы для посадки весной яблоней, окопаны и обложены навозом ягодные кусты. Посеяно на двух грядках яблочных семян для получения дичков; одна гряда засеяна семенами желтой акации. С наступлением заморозков стволы яблоней и др. обмазаны известковым раствором; некоторые растения защищены на предстоящую зиму ветвями ельника. В заключение следует упомянуть, что сухое лето нынешнего года заставляет подумать о своевременном и достаточном орошении сада и питомника, расположенного на песчаном грунте.

Попечитель (1899 г.) – лич. поч. гражд., инженер-технолог Сергей Васильевич Недыхляев. Директор – стат. сов. Григорий Федорович Смирнов. Законоучитель – свящ. Сергей Александрович Виноградов.
Преподаватели: надв. сов. Василий Федорович Андреев; Дмитрий Александрович Рубашкин; Василий Иванович Домов; Николай Иванович Бомбачев.
Заведующий двухклассным при семинарии училищем – губ. секр. Алексей Петрович Казанский. Учитель – Сергей Павлович Белов. Врач при семинарии – кол. сов. Константин Николаевич Красовский.

Известными выпускниками Киржачской учительской семинарии являются крупнейший советский языковед Василий Ильич Чернышёв и основоположник советской нефтяной геологии академик Иван Михайлович Губкин.
См. Церковь Александра Невского при учительской семинарии в г. Киржаче.

1910 - 1919 гг. – Владимирская женская учительская семинария.
В 1910-1911 гг. губернские власти проявили инициативу по организации во Владимире женской учительской семинарии – наиболее распространенного в то время учебного заведения по подготовке учителей. Летом 1910 и 1911 г. Владимирской губернской земской управой при женской земской гимназии были организованы временные педагогические курсы. В 1910 г. занятия производились с 23 июня по 17 июля, в 1911 г. с 6 июня по 2 июля. Преподавались: 1) методика Закона Божия, 2) методика русского языка, 3) методика арифметики, 4) природоведение, 5) пение. В 1910 г. преподавалась: история методики рисования, а в 1911 г. теория рисования и лепка и методика преподавания природоведения. Затем в том и другом году производились во временной школе практические занятия по русскому языку и арифметике, а в 1911 г. также и по природоведению. Слушателей было в 1910 г., командированных уездными земствами, 120 учителей и учительниц и 40 человек вольнослушателей (преимущественно из городских школ разных городов), а в 1911 г. было всего слушателей, командированных уездными управами, 127 человек и до 40 вольнослушателей. Во время курсов была устроена выставка учебников, книг и наглядных пособий.

1912-й год стал годом основания в губернском центре пятиклассной учительской семинарии.
1919 - 1920 гг. - Владимирский институт народного образования.
9 июля 1919 года Народный комиссариат просвещения советской России принял постановление о преобразовании учительских семинарий в другие типы учебно-профессиональных заведений. В этой связи при Владимирском губернском отделе народного образования была создана инициативная группа с целью выявления возможности преобразования существующей учительской семинарии. После длительного рассмотрения тех объективных условий, при наличии которых можно было реорганизовать семинарию, члены инициативной группы признали возможным учредить в губернском центре Институт народного образования с подготовкой работников для школ первой ступени.
Решение о преобразовании учительской семинарии в институт народного образования губернское руководство мотивировало тем, что Владимирская губерния, как губерния промышленная, нуждалась в учителях повышенного типа. Рядовой учитель - выпускник семинарии - уже не удовлетворял запросы не только городских, но и сельских школ того времени. Поэтому высшее педагогическое учебное заведение для населения и школ губернии становилось существенной необходимостью, тем более такое учебное заведение позволяло решать задачи подготовки работников почти для всех отраслей народного образования.
Новый институт разместился в здании бывшего реального училища рядом с Золотыми воротами (улица Никитская, д. 1).


Улица Никитская, д. 1

Все имущество преобразованной учительской семинарии - земля, учебно-вспомогательные учреждения, кредиты - перешли по принадлежности к вновь образованному институту. Учебные занятия начались 1 сентября 1919 г. В составе Владимирского института народного образования имелось одно школьное отделение, в 1920 г. открылось дошкольное, в 1921 г. политико-просветительское отделение.
1921 - 1923 гг. Владимирский практический институт народного образования.
В 1921 г. Владимирский институт народного образования был преобразован во Владимирский практический институт народного образования (ВПИНО), в котором на тот момент обучались 360 человек. Выпускники ВПИНО значительно пополнили учительский состав губернии, включились в культурно-просветительскую деятельность. Среди студентов института был Н.Н. Воронин, впоследствии ставший известным археологом и историком русской культуры.
1923 - 1937 гг. - Владимирский педагогический техникум.
В связи с реорганизацией системы профессионального педагогического образования и реализацией программы преодоления безграмотности населения все практические институты народного образования были реорганизованы в 1923 г. в педагогические техникумы, что определило и уровень подхода к образовательному процессу в новом учебном заведении. В педагогическом техникуме могли обучаться лица, окончившие семилетние школы. В отличие от Практического института народного образования педагогический техникум оказался более ограниченным: уровень профессиональной подготовки учителей возвращался к уровню семинарии.
В условиях развернувшейся кампании по ликвидации безграмотности возрастал спрос прежде всего на учителей начальной школы. Эта потребность и определила деятельность педагогического техникума на ближайшее время. В годы НЭПа и довоенных пятилеток школы городов и деревень Владимирской губернии комплектовались в основном за счет выпускников педагогического техникума, такая же ситуация сохранилась и во время нахождения Владимирской губернии в составе Ивановской промышленной области (с 1930 по 1944 гг.).
1937 - 1939 гг. Владимирское педагогическое училище.
7 января 1937 г. Наркомпрос приказом № 58 переименовал педагогические техникумы РСФСР в педагогические училища. Как и педтехникумы, педучилища готовили учителей для 1-4-х классов и воспитателей для детских садов и домов. Владимирское педагогическое училище имело пять отделений: подготовительное, школьное, дошкольное, трудовое, а также отделение детских домов. Уровень общеобразовательных знаний его выпускников соответствовал стандарту среднего специального образования, учащиеся получали хорошую педагогическую и методическую подготовку.
В связи с быстрым развитием всеобщего обучения и с введением в стране всеобщего семилетнего образования с 1934 г. стали организовываться двухгодичные учительские институты для подготовки учителей неполных средних школ (5-7-е классы). В учительские институты принимались лица, имевшие среднее общее образование. Их выпускники могли без отрыва от производства сдать экзамены за курс педагогического вуза, а проработавшие три года в семилетней школе получали право поступать на 3-й курс педагогического института без вступительных экзаменов. Потребность в учительских институтах в стране стала возрастать. 27 июня 1939 г. Совет Народных Комиссаров постановлением № 318 «О реорганизации педагогических училищ Наркомпроса РСФСР в учительские институты» разрешил Наркомпросу реорганизовать с 1 сентября 48 педагогических училищ в двухгодичные учительские институты. Среди реорганизуемых педучилищ значилось и Владимирское педагогическое училище.
1939 - 1949 гг. - Владимирский государственный учительский институт.
1939 г. считается годом основания Владимирского государственного учительского института, который вобрал в себя традиции Института народного образования, ВПИНО, педагогического техникума и училища. Существенно менялись учебные планы и образовательные программы, учебно-воспитательный процесс наполнялся новым содержанием. Появились условия для более полного удовлетворения потребностей и запросов школ и дошкольных учреждений в педагогических кадрах. Институт становился учебно-методическим центром учительства всей Владимирщины. Вначале учительский институт имел два отделения: физико-математическое и историко-филологическое. Стали организовываться кафедры истории, педагогики, физики, математики, русского языка, литературы и некоторые другие. Преподавательский состав кафедр был представлен квалифицированными специалистами, получившими профессиональное образование в крупнейших университетах и педагогических институтах страны.
Однако Великая Отечественная война внесла коррективы в планы и деятельность учительского института. 29 сентября 1941 г. Наркомпрос РСФСР принял решение о временном закрытии института с 1 октября. На время войны учительский институт был эвакуирован в г. Суздаль и вскоре был закрыт, а в помещении института у Золотых ворот разместились военные госпитали № 1887 и № 5799. При эвакуации институт понёс материальные потери. Многое из учебного оборудования оказалось утерянным, по разным книгохранилищам разошлась библиотека, складывавшаяся со времен женской учительской семинарии и института народного образования. Некоторые редкие и ценные научные и литературные издания, хранившиеся в ней, оказались потерянными.
В августе 1944 г. была образована Владимирская область. 21 ноября того же года Совет Народных Комиссаров РСФСР издал распоряжение № 2884-р о восстановлении с 1 декабря 1944 г. во Владимире государственного учительского института с общим приемом на первый курс 120 учащихся. Правительственное распоряжение было подписано А.Н. Косыгиным. Областной исполнительный комитет обязывался предоставить институту учебное помещение и общежитие для студентов. Институту было возвращено учебное здание у Золотых ворот. На первый курс двух отделений (историко-филологического и физико-математического) в 1944 г. было принято по 60 человек. В 1945 г. было открыто естественно-географическое отделение. В том же году историко-филологическое отделение разделилось на историческое отделение и отделение русского языка и литературы. В институте открылись подготовительное отделение и заочный сектор. Учительский институт стал готовить преподавательские кадры для семилетних школ по специальностям: физика и математика, история, русский язык и литература, естествознание и география.
За короткий срок учительский институт вырос, контингент студентов к 1950 г. был доведен до 550 человек, а преподавательский состав вырос до 40 человек. Организовались кафедры педагогики и психологии, истории, языка и литературы, математики, физики, географии, естествознания, марксизма-ленинизма, физической культуры. В институте был сформирован достаточно квалифицированный преподавательский состав. В учительский институт возвращались его сотрудники, работавшие до начала войны. Благодаря их усилиям вынужденный во время войны перерыв в деятельности института не стал таким тяжелым и разрушительным, не была нарушена преемственность в процессе формирования учебно-научно-педагогического центра. Преподавательский состав пополнялся специалистами высокой квалификации, получившими профессиональное образование в государственных университетах и педагогических институтах страны. Кафедру истории возглавил выпускник исторического факультета Одесского государственного университета А.С. Бланк, пришедший на работу в учительский институт Владимира в 1947 г. после демобилизации из рядов Советской Армии. В последующем А.С. Бланк стал известным ученым, основателем научной школы историков-германистов, воспитавшим немало научно-педагогических кадров. Организатором кафедры языка и литературы стал выпускник Петербургского университета Д.В. Соколов, кафедры естествознания - выпускник МГУ им. М.В. Ломоносова кандидат биологических наук М.И. Касаткин. Директором учительского института в 1944 г. Министерством народного просвещения РСФСР был назначен Петр Васильевич Лаврентьев, проработавший на этом посту до 1952 г. и внесший значительный вклад в становление учительского института.
Выпускники учительского института составили фундаментальную основу учительства не только Владимирской области. Многие из них были направлены на работу в школы Костромской, Архангельской, Вологодской, Калиниградской, Омской, Читинской, Новосибирской областей, Сахалина, Бурятии, Карелии, Украины, Приморского, Хабаровского, Красноярского, Алтайского краев.
2 мая 1948 г. Владимирскому государственному учительскому институту было присвоено имя ученого-литературоведа, критика и историка литературы академика П.И. Лебедева-Полянского. Постановление Совета Министров СССР об увековечении памяти этого уроженца Владимирского края было подписано И.В. Сталиным. Этим же постановлением правительства для студентов учительского института были установлены две стипендии имени академика П.И. Лебедева-Полянского. Первыми кандидатами именной стипендии стали студенты отделения русского языка и литературы И.В. Горбатова и Г.А. Чернышёва.
1949 - 1993 гг. - Владимирский государственный педагогический институт.
С осени 1949 г. во Владимирской области вводилось всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях. В городах и поселках области к этому времени уже осуществлялось всеобщее обязательное семилетнее обучение и начинался переход ко всеобщему 10-летнему образованию. Возрастал спрос школ на учителей для старших классов. Вместе со школами области учительский институт вступал в новую стадию своего развития. 7 сентября 1949 г. союзное правительство приняло постановление о преобразовании этого учебного заведения во Владимирский государственный педагогический институт (ВГПИ). 18 сентября Совет Министров РСФСР рекомендовал Министерству просвещения РСФСР исполнить это постановление, и 28 сентября 1949 г. министр просвещения И.А. Каиров издал приказ № 625 об учреждении ВГПИ имени П.И. Лебедева-Полянского с ежегодным приемом на первый курс 150 человек. В составе педагогического института были организованы два факультета: физико-математический (декан Е.А. Панков) и факультет русского языка, литературы и иностранного языка: французского, немецкого, английского (декан В.Т. Поликарпов). В 1951 г. прекратили свою деятельность историческое и естественно-географическое отделения, в этот год оба отделения сделали последний выпуск учителей. К моменту реорганизации учительский институт превратился в хорошо оснащённое учебное заведение, в институте сформировался достаточно квалифицированный преподавательский состав.
Правительство РСФСР поддержало молодой педагогический институт, являвшийся в то время единственным вузом Владимирской области, и 30 января 1953 г. выделило более 1,2 млн. рублей на строительство учебного корпуса на улице Горького (дом 79).
1993-2008 гг. - Владимирский государственный университет.
2008 - 2011 гг. - Владимирский государственный гуманитарный университет
.
21 февраля 2008 г. приказом № 138 руководителя Федерального агентства по образованию Н.И. Булаева государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный педагогический университет» был переименован в ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет».
В 2011 году образован Педагогический институт ВлГУ.
31 марта 2011 г. Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко подписал приказ №1439 «О реорганизации Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» и Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный гуманитарный университет» в форме присоединения к Владимирскому государственному университету Владимирского государственного гуманитарного университета в качестве структурного подразделения».
Владимирская губерния.
Образование в губернском городе Владимире
Владимирские Сельско-хозяйственные учебные заведения

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (26.03.2016)
Просмотров: 210 | Теги: Владимир, Киржач, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика