Временные педагогические курсы в гор. Владимире в 1901-м году
Временные педагогические курсы в гор. Владимире в 1901-м году
Согласно постановлению Владимирского губернского земского собрания, с разрешения попечителя Московского учебного округа, от 26 мая 1901 года, в гор. Владимире с 10 по 29 июня 1901 года (а также в 1900-м году) состоялись временные педагогические курсы (на основании правил, утвержденных министром народного просвещения 5 августа 1875 года) для учителей и учительниц начальных народных училищ Владимирской губернии.
Наблюдателем курсов был назначен директор народных училищ Владимирской губернии А.П. Флеров, руководителем занятий по русскому и церковно-славянскому языку директор Новинской учительской семинарии В.А. Флеров, по арифметике инспектор народных училищ Владимирской губернии В.К. Белюстин, по пению учитель Ковровского приходского училища Н.Я. Простосердов; сверх того доктором А.В. Смирновым было прочитано 6 лекций по школьной гигиене и членом губернской земской управы Г.А. Смирновым были даны объяснения коллекций наглядных пособий с демонстрацией простейших опытов. Число слушателей и слушательниц, командированных на курсы, было 120 человек, но так как помещение было достаточно просторное, а число желающих слушать курсы было очень велико, то по взаимному соглашению наблюдателя с руководителями и представителем от земства было допущено в качестве вольно-слушателей до 70 учителей и учительниц, в числе которых были некоторые и из церковно-приходских школ. Всем командированным на курсы учителям и учительницам были выданы из уездных земств прогоны на проезд в г. Владимир, где для них было приготовлено помещение, для учителей — в здании городского трехклассного училища, для учительниц — в помещении земской женской гимназии и одной из начальных городских школ, при чем они имели от губернского земства готовое содержание — стол и чай. Согласно § 9 прав. 5 августа 1875 г. при курсах была организована образцовая школа, состоящая из трех отделений; ученики младшего отделения были совершенно неграмотные; всех учащихся было 32 человека. Заведывание школою было вверено учителю Владимирского городского приходского училища И.И. Ильинскому. Все необходимое для ведения курсов было заблаговременно приготовлено губернской земской управой; была выписана коллекция наглядных пособий Вятского земства. 10 июня в 12 часов дня в зале Владимирской земской женской гимназии в присутствии членов губернской земской управы, директора и инспекторов народных училищ, руководителей курсов, слушателей и слушательниц курсов и учеников образцовой школы состоялось открытие курсов. По совершении молебствия, с провозглашением многолетия Государю Императору и Всему Царствующему Дому, г. директором народных училищ было прочитано предложение начальства Московского учебного округа от 26 мая 1901 года за № 11473, коим разрешалось устройство курсов для учителей и учительниц Владимирской губернии, после чего курсы были объявлены открытыми. В краткой речи директор, указав цель устройства курсов, выразил уверенность, что прибывшие на курсы учителя и учительницы отнесутся с полным вниманием к курсовым занятиям и постараются извлечь для себя возможно большую пользу. Затем был выработан порядок ведения курсов. Занятия были разделены на практические и теоретические. Практические занятия состояли в уроках, которые были даны главным образом руководителями, как образцовые, а затем и слушателями, командированными на курсы. Теоретические состояли из бесед руководителей с слушателями и в разборе и обсуждении уроков, данных самими руководителями и слушателями, в сообщении методических и дидактических сведений по начальному народному образованию. Занятий ежедневно было не менее 7 — 8 часов. Порядок занятий был принят следующий: с 9 до 1 часу, иногда и до 2 ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, два или три часовых урока руководителей или курсистов во временной образцовой школе при курсах по чтению, письму и арифметике, разборы уроков, а в иные дин беседы руководителей; с 6 до 9 — 10 часов вечера разбор уроков и беседы руководителей по вопросам обучения и воспитания в начальной школе. На каждую беседу по всем предметам из слушателей, командированных на курсы, избирались два лица для записи занятий. Таков был общий порядок и характер занятий на курсах. Подробные же занятия по предметам руководителей представлены далее. На курсы был приглашен особый руководитель пения, который дал несколько практических уроков ученикам начальной школы, провел ряд бесед по теории пения и занимался с слушателями курсов пением в свободное от других занятий время. Был образован из слушателей особый хор, который стройно и правильно исполнял церковные песнопения и некоторые пьесы светского содержания. Праздничные, свободные от занятий, дни были проведены следующим образом: в одно из воскресений все слушатели курсов отправились в Боголюбов монастырь, где отстояли литургию, затем был отслужен молебен пред чудотворной иконой Боголюбивой Божией Матери, после чего подробно осматривали монастырь и его достопримечательности. В другой воскресный день все слушатели и слушательницы курсов собрались в церковь святого Архангела Михаила при благотворительном обществе, где стройно пропели Божественную литургию. Вечером того же дня был устроен литературный вечер, на котором читались отрывки из произведений наших лучших писателей, в антрактах хор из учителей и учительниц хорошо исполнил ряд пьес светского содержания. Курсы окончились 28 июня. В 12 часов дня настоятелем Никольской церкви о. Боголюбовым, при торжественном пении хора из учителей и учительниц, был отслужен благодарственный молебен, после чего курсы были объявлены закрытыми. Директор народных училищ благодарил руководителей и устроителей курсов за понесенные ими труды. Обращаясь к слушателям, советовал воспользоваться полученными на курсах полезными указаниями и сведениями; при этом обратил особенное внимание на непременную их обязанность относиться строго и добросовестно к исполнению своего долга на местах своей службы, любить детей и, стараясь сообщить им необходимые полезные знания, заботиться прежде всего и главным образом об их добром религиозно-нравственном направлении. Слушатели и слушательницы весьма сердечно благодарили всех за устройство курсов. Пением народного гимна закончилась деятельность курсов.
Практические занятия во временной школе
Практические занятия во временной школе организованы были в соответствии с учебными занятиями в сельской школе с 3-мя отделениями. Уроки велись или с одним, или с двумя, или с тремя отделениями. Всех уроков в школе в трех отделениях дано было 30; из них в младшем 11, в среднем 9 и в старшем 10. Из 30 уроков 5 проведены были в виде самостоятельных и 4 совместных. По предметам эти уроки распределялись так: 11 — обучение первоначальному чтению и письму, 9 — объяснительное чтение статей, 1 беседа по картинам, 3 — письменное изложение, 1 грамматическая беседа и 5 — орфография и чистописание. Из 30 уроков 21 даны руководителями и 9 слушателями. Уроки в школе продолжались от 45 до 55 минут. Всего употреблено было на практические занятия 20 часов. Все уроки по обучению грамоте даны были руководителем В.А. Флеровым, кроме одного по обучению первоначальному письму, проведенного учителем И.И. Ильинским. По обучению первоначальному чтению занятия шли в таком порядке. Ознакомление с детьми (оказалось, некоторые дети знали буквы, но называли их неправильно: мы, жи; большинство — неграмотные). Ознакомление детей с школьными порядками и предметами. Беседа по картине „Лето“. Приучение к полным ответам. Ознакомление с речью и делением ее на слова. Разложение слов на слоги (части). Приучение детей к произношению слов по частям и „зараз“. Беседа о глазе и ухе. Ознакомление с звуком. Разложение односложных слов на звуки (ах, ох и т. п.) Произношение слогов по звукам (а’, х’) и „зараз". Беседа о книге, о записи в ней речи, о букве. Постепенное ознакомление с буквами а, х, у, о, с, м. Разложение слов и составление их из подвижных букв. Чтение их по правилу: читай, как ты говоришь. Чтение обратных слогов (в словах) путем перестановки гласных, а потом согласных (чтение по сходству). Разложение, составление и чтение прямых слогов (в словах). Чтение слов с прямыми слогами по сходству (су-ма, са-ма ма-ма и т. д.). В результате дети довольно свободно и вполне правильно читали такие слова, как со-ха, су-хо, су-ма и т. п. На ряду с этими занятиями, руководителем проведены были разнообразные занятия по родному языку в младшем отделении, именно: беседы по картинам, чтение небольших доступных статеек с объяснением и пересказом, устный рассказ учителя, объяснение и заучивание небольших стихотворений. Эти занятия введены были для оживления детей, для воздействия на их внутренний мир, для сообщения им новых представлений, для незаметного приучения к классным порядкам. Из 9 уроков чтения 2 даны слушателями, остальные — руководителем. Слушатели сами избирали себе темы для уроков; один из них разработал бытовую статью, другой провел церковно-славянское чтение. Руководителем прочитаны были статьи: художественных 2, бытовая 1, в двух отделениях деловых 2, заучивание наизусть 1 — и сверх того проведена была наглядная беседа географического содержания. Все уроки по чтению велись совместно в двух отделениях, при чем в другом отделении большею частью происходили письменные занятия. Уроки руководителя по чтению: 1) В старшем и среднем отделениях объяснительное чтение статьи «За что я брата люблю» (Веш. всходы Тихомирова, ч. II), с разделением на части, выводом частных мыслей и общей; пересказ по вопросам. 2) В среднем отделении объяснительное чтение стихотворения „Нищий“ (В. всх. Тихомирова, ч. II) с теми же упражнениями и записью мыслей (плана). 3) Такое же чтение стихотворения „Кто он?“ (Наше родное Баранова). 4) Объяснительное чтение статьи „Какие бывают растения" (Родное слово Ушинского, ч. II); изучение главнейших признаков растений наглядно, путем рассмотрения живых экземпляров растений и картин; пересказ усвоенного по наглядным пособиям. 5) В старшем отделении объяснительное чтение статьи „Капустные черви" (Наше родное Бараново). Приемы ведения те же; пользование препарированными насекомыми. 6) Заучивание наизусть стихотворения „Кто он", с предварительным объяснением способа заучивания на образце. 7) Беседа с наглядными пособиями на тему: „Северный край". Содержание: а) карта, масштаб, страны света в комнате (компас) и на карте; б) Ледовитый океан, природа и животные (картины ледовитого океана, плавучих льдов, северного сияния, тюленя, моржа, птиц); в) тундра; природа, животные, люди-самоеды (картины тундры, оленя, чума, семьи самоеда). Пересказ всего сообщенного. 8) Урок учительницы С.П. Богословской в среднем отделении — объяснительное чтение статьи «Камень» (Веш. всх. Тихомирова, ч. II) с делением на части и пересказом. 9) Урок учителя П. Постникова в среднем и старшем отделении (совместно). Объяснительное церковно-славянское чтение притчи о мытаре и фарисее (Лук. гл. 18 ст. 10 — 14) с пересказом прочитанного. Письменные занятия в школе велись в качестве самостоятельных работ при совместном ведении уроков в среднем и старшем отделениях, кроме одной получасовой беседы по грамматике (о сомнительных согласных) и одной получасовой проработки материала для письменного изложения статьи „Муравей и голубка", проведенных учителем Жиряковым. Кроме этой статьи, ученики упражнялись в изложении прочитанной ими статьи «За что я брата люблю» (в старшем отделении) и затем в составлении ответов на вопросы (в среднем отделении). Из письменных занятий по правописанию проведены были самостоятельные работы по правописанию предложения, подлежащего и сказуемого (в старшем отделении), сомнительных согласных и гласных, буквы ъ и ь в средине и др. По чистописанию (учит. И.И. Ильинский) — письмо под такт. Все практические занятия обсуждались на вечерних заседаниях, вызывая, как ранее было упомянуто, очень оживленные прения. Главное внимание было обращено на выяснение пользы и целесообразности того или другого занятия, приема и т. п., о применимости их в начальной школе. Попутно затрагивались вопросы общего характера: о дисциплине, об организации школьного хозяйства, высказывались нужды школы и т. д.
ОТЧЕТ о занятиях по родному языку на педагогических курсах, организованных Владимирским губернским земством в 1901 году, руководителя В.А. Флерова. Общие сведения
С живым удовольствием принял я предложение Владимирской губернской земской управы принять, по примеру прошлого года, участие в педагогических курсах, устраиваемых Владимирским губернским земством в 1901 году. Дружная работа на курсах 1900 г. оставила по себе самое бодрое и светлое воспоминание. Прощальные речи, проникнутые энергией, бодрым взглядом вперед, стремлением сохранить навсегда связь, так крепко соединившую всех участников в одну семью, взаимные обещания, дышащие горячей любовью к учительству, к родной школе, — все это при расставании звучало не словами лишь, а лилось из сердца, привыкшего в курсовой работе биться более часто, более высокими, чистыми, лучшими своими движениями, — все это не может быть забыто теми, кто переживал эти высокие минуты, эти высокие движения. Работа снова в этой семье, с которой соединили меня общие интересы и совместная трудовая жизнь,- обещала мне ряд новых возвышенных удовольствий. Не менее интересовал меня вопрос о результатах прошлогодней курсовой работы. Конечно, трудно было ожидать найти точный ответ на этот вопрос. Тем не менее можно было думать, что многие взгляды, разработанные в прошлом году, будут практически применены и проверены и, пройдя через живую работу в школах, получат новую окраску и дальнейшее развитие. Ожидания эти оправдались. Уже ответы многих учителей и учительниц (на вопросы, заблаговременно, по примеру прошлого года, разосланные по училищам губернии) дали в этом отношении очень ценные указания. По ним можно было видеть, какой живой интерес вносят в учительскую работу курсовые занятия, с каким вниманием и чуткостью народные учителя относятся ко всякой мысли, вносящей, по их мнению, в их дело большую разумность. Добровольное участие на курсах 1901 г. многих из числа слушателей курсов 1900 года особенно ярко обнаружило цену Владимирских губернских курсов, а также и симпатичные стороны Владимирского учителя, жертвующего ради дорогого дела своим заслуженным отдыхом, жаждущего знаний, знаний и знаний относительно всего, что может внести свет в его школу. Своим деятельным участием прошлогодние слушатели внесли в занятия этого года заметное оживление и способствовали быстрому сближению слушателей между собою и объединению их в одну дружную работающую семью. Занятия на курсах 1901 года в общем были сходны с занятиями 1900 года; введены были лишь некоторые новые отделы в теоретической части; в практических же занятиях были разрабатываемы новые темы (по чтению и письму). Это не могло быть иначе, так как по плану губернского земства состав обязательных слушателей (120 учителей и учительниц) должен быть совершение новый, как оно и было на самом деле. По своему образовательному цензу и по числу лет учительской деятельности, состав слушателей 1901 года значительно отличался от прошлогоднего состава. В 1901 году большинство слушателей состояло из лиц, не получивших специального образования, при чем много было таких, которые едва вступили в ряды учителей. При таком составе — по-видимому не случайном — приходилось чаще, чем можно было ожидать, обращаться к „азам“ педагогики и методики. Не смотря на последнее, работа курсовая прошла очень дружно и споро, благодаря главным образом в высшей степени внимательному и живому отношению к ней со стороны учителей и учительниц. Занятия по родному языку состояли из бесед и практических занятий в школе. Содержанием своим одни из бесед имели вопросы общепедагогические и по методике родного языка; эти беседы велись в определенной системе. Материалом для другого ряда бесед служили практические уроки в школе, вызывавшие наиболее оживленный обмен мнений между слушателями. Всех бесед было 26. План для систематических бесед намечен был следующий. Народная школа — элементарная общеобразовательная школа, и задачи ее — прежде всего: воспитательные (развитие душевных сил) и затем практические (сообщение знаний и навыков). Школа должна отвечать жизненным требованиям, и самые занятия учебные должны носить характер жизни, естественного развития детской мысли и чувства и усвоения необходимых в жизни знаний и навыков. Рассмотрение и оценка с этих точек зрения всех школьных занятий и приемов по обучению родному языку. 1) Важные открытия педагогической мысли в области первоначального обучения грамоте. Постепенное освобождение русской школы от пережитков старинной школы: буквосложения, звукосложения и т. д. 2) Чтение, как переживание мыслей и чувств. Значение чтения художественного и популярно-научного. Наглядность, как основной прием чтения и всякого познавания. Деловые беседы, внеклассное чтение, экскурсии и другие школьные средства к развитию умственных сил детей и умножению их знаний. 3) Те же задачи по отношению к чтению церковно-славянских книг; его важное нравственно-воспитательное значение. 4) Письмо в школе, как и в жизни, орудие для передачи и сохранения мыслей. Четкость и скоропись, правописание и грамматика — лишь условия (но не цель) письма. Главный центр письменных занятий в школе — изложение мыслей. 5) Внешкольное образование. Желательное участие в нем учителей. Вопросы по организации школьного дела, по дисциплине и т. д. предполагалось рассмотреть попутно, при обсуждении практических занятий на курсах.
Беседы по родному языку. Вступительная беседа
Приступая к занятиям, руководитель выразил живейшую радость по породу возобновления общения и совместной работы с Владимирскими учителями и учительницами, среди которых он видит много дорогих лиц, товарищей по прошлогодним курсам. Этим удовольствием он обязан Владимирскому губернскому земству, почтившему его своим избранием на предстоящие занятия. Выразив благодарность Владимирскому губернскому земству, руководитель остановился на той мысли, что вторично устраиваемые курсы указывают на выработанный план земства в деле просвещения народа и на правильное понимание задач и нужд этого просвещения. Заботясь об умножении школ, Владимирское губернское земство направляет свою деятельность и на улучшение и развитие просветительных средств школы. Главнейшее же просветительное начало в школе — личность учителя. Не всякая школа воспитывает, просвещает человека знаниями и высокими чувствами; иная и притупляет природные способности и таланты. Все дело в учителе: в нем вся сила, весь свет, все развитие, которое дает школа. Мы желаем, чтобы школа воспитывала, приучала детей мыслить, верить, чувствовать, работать: надо школе дать учителя воспитанного, мыслящего, верящего, любящего, энергичного. Надо дать учителю средства и возможность сохранить и развить в себе порывы к знанию и самовоспитанию, поддержать в нем веру в свое дело и энергию в работе. Вот в этом отношении курсы являются наилучшим средством, давая возможность учащим путем взаимного общения освежить свои знания, силы, бодрость, энергию. Вся сила учителя в твердой вере в свое дело, в любви к нему и самоотверженном труде. Кто же может оживить от у веру, поднять энергию, как не товарищ, живущий одними интересами и переживший те же сомнения и волнения? Вот почему деятельность Владимирского губернского земства, предположившего устраивать ежегодные курсы, заслуживает с нашей стороны особой признательности. Губернское земство почтило руководителя благодарностью за его труды на прошлогодних курсах; этим вниманием он всецело обязан учителям и учительницам, так как весь успех прошлогодних курсов зависел исключительно от той жажды знания, от той привычки отдавать все свои силы горячо-любимому делу, которые присущи Владимирским учителям. Приступая теперь к занятиям, руководитель верит, что работа курсовая пойдет еще дружнее и успешнее. Затем обсужден был порядок занятий на курсах. Принято было, чтобы беседы имели характер живого обмена мнений слушателей по возбужденным вопросам, за исключением руководящих лекций, чтобы практические занятия в школе были лишь иллюстрацией к выработанным положениям, а потому и предметом разбора их должна быть не оценка способностей или успехов учителей, а только выяснение целесообразности тех или других занятий и приемов. Слушателями высказано было пожелание, чтобы уроки в школе давались главным образом руководителем. Дальнейшие беседы шли в порядке вопросов, предложенных учителям и учительницам для ответов. Каждому отделу предшествовала руководящая беседа. Все беседы излагаются здесь конспективно и в видах большей цельности без обозначения разрывов по времени.
Задачи народной школы и главнейшие дидактические положения, из них вытекающие
Организация школьно-учебного дела зависит от взгляда на школу, на ее задачи. Взгляды эти очень различны. Старинная школа ставила себе задачею сообщение детям первоначальных навыков грамоты и все занятия сводились к усвоению механизма чтения, письма и счисления. Из разнообразных современных взглядов на начальную школу, наиболее правильным следует признать тот, по которому задача школы — подготовлять детей к предстоящей им жизни, путем воспитания их сил и сообщения знаний и навыков, полезных в жизни и необходимых для дальнейшего самообразования. Школа начальная — общеобразовательная; она должна воздействовать на всю личность ученика, на его ум, сердце и волю, и эта личность в школе должна «жить», всецело отдаваясь ее интересам, а не „учить лишь уроки“ (ради экзамена или балла). Отсюда — школьные занятия должны составлять часть „жизни" детей, должны быть воспитывающими, влияющими на их внутренний мир. Главнейшее условие воспитывающего обучения — естественность и жизненность обучения. Способности детей могут расти и развиваться лишь естественным путем, согласно с законами душевного развития человека; в противном случае духовная жизнь детей калечится. Воспитывать может тот, кто знает этот путь, эти законы. Второе условие — наглядность. Начало умственной жизни лежит в наших ощущениях, воспринимаемых от внешних предметов; без ощущений нет представлений, понятий и мысли. Обучение должно состоять не в усвоении слов, а в познании, в переживании сообщаемых мыслей и чувств. Третье условие — самодеятельность. В существо каждого человека вложено стремление к деятельности; в детях это стремление особенно сказывается. Дело учителя — лишь руководить этим стремлением, предоставляя для деятельности детей тот или другой материал и направляя их внимание на ту или другую сторону. «Учителя должны меньше учить, а ученики — больше учиться», приучаясь самостоятельно работать над приобретением знаний и навыков. Занятия по родному языку представляют прекрасный материал для развития в детях интереса к работе и любознательности. Выводы: 1) учителем может быть только воспитанный и образованный человек; 2) учитель должен быть знаком с психологией детской души и педагогикой; 3) для учителя необходимо постоянное развитие и освежение знаний, что может быть достигнуто лишь знакомством с текущей общей и специальной литературой; 4) учительские библиотеки — насущная нужда школ.
О значении родного языка в народной школе
Язык есть выражение нашей духовной жизни. С развитием внутреннего мира человека развивается и его язык: 1) материально — при познании новых явлений и свойств путем усвоения их названий и 2) формально — при развитии мышления путем выработки новых форм и большей гибкости. Язык и мышление развиваются совместно; слово имеет значение в мышлении человека лишь тогда, когда в сознании имеется соответствующее представление, понятие и т. д. Запоминание одних слов и целых словесных произведений без соответствующего усвоения содержания их (зубрение) не развивает ни сознания детей, ни их языка, являясь балластом, подавляющим их память, не проникающим ни в их мышление, ни в их жизненный лексикон. Понятно, что этот балласт быстро утрачивается по выходе из школы. В отроческом возрасте язык воздействует на сознание детей главным образом споим содержанием, почему отвлеченное преподавание не достигает цели. По своему содержанию родной язык представляет собою богатейшую сокровищницу верований, знаний, идей, чувств, накопленных в течение тысячелетий нашим народом (Ушинский. Родной язык). Родная литература — это сокровищница мыслей, стремлений, идеалов и надежд наших великих писателей и художников. Воспитательное значение родного языка, в частности народной, научной и художественной литературы, особенно в пору отроческую, необъятно. Народная школа должна раскрыть детям содержание родной литературы, пробудить в них любовь и вкус к чтению родных писателей и научить пользоваться этим источником просвещения. Выводы: 1) следует помнить, что дети легко усваивают механическою памятью одни слова без их понимания, и преподающие, часто не замечая того, сводят обучение к заучиванию слов; это явление — большое зло нашей школы; 2) родная литература, родные писатели пусть будут одинаково дороги и знакомы и учителю и ученику.
Обучение грамоте
В истории письменности важнейший шаг сделан был человеческой мыслью открытием звукового начала и изобретением букв. Изобретатели письменности — гениальные люди; они должны были: 1) отделить словесную сторону речи (произношение) от логического значения и рассмотреть слово лишь как звуковое явление; 2) разложить речь на элементы (звуки), подметить сходство между ними и объединить однородные; 3) изобрести для каждого из них значок — букву; 4) писать — составлять слова при помощи этих значков; 5) воспроизводить по ним написанную речь. Дети — тоже изобретатели письменности и должны пройти те же ступени. Звуковое начало в обучении чтению последующими педагогами утрачено. Важнейшие приобретения человеческой мысли в области методики грамоты: звуковое начало, аналитическая система, сознательность обучения — часто утрачиваются практиками — педагогами или же существенно искажаются. Звуковым методом может быть назван лишь тот, когда, обучая чтению, произносят звуки чисто, без всякого придатка (с’, м’ и т. д. и отнюдь не сы, мы, как это распространено в наших школах). В русской письменности на ряду с звуковым началом имеет место и начало слоговое (силлабическое), вследствие чего буквам не всегда соответствуют звуки, и правильное обучение грамоте возможно лишь при хорошем знании русской фонетики и графики. Обучение письму — разложению и чтению — сложению звуков должно исходить из слуховых восприятий и основываться на анализе (разложение речи на элементы). Дети прежде всего должны представлять себе речь, как ряд звуков, которые можно записать и потом воспроизвести в виде речи. Наилучший путь ознакомления со звуками-анализ. При ознакомлении с буквами не следует забывать, что запомнить букву значит связать теснейшим образом зрительное восприятие (букву) со слуховым (звуком). Дети умеют говорить — сливать звуки и нужно научить их делать это, т. е. воспроизводить речь по буквам. Три основных правила при обучении слиянию звуков: 1) читай, как говоришь; 2) читай, что видишь (важное значение зрения в процессе чтения); 3) читай по сходству с прежде прочитанным. Выводы: 1) учителю следует ознакомиться со всеми усовершенствованиями и открытиями педагогической мысли и остерегаться от их искажения; 2) учителю следует строже наблюдать за своим произношением звуков, отнюдь не прибавляя и не позволяя детям прибавлять призвуки к согласным; 3) не задавать уроки и не давать на дом букварей до тех пор, пока дети не приобретут навыка в правильном чтении; 4) первое время по прохождении букваря задавать на дом лишь материал, хорошо проработанный в классе; 5) для изучения звуков и букв русских рекомендованы: Тулов «Об элементах человеческой речи», Анастасьев «Из чтений на съезде». Первые шаги в усвоении книжной мудрости имеют особо важное значение, устанавливая отношение детей к школе, учителю, книге и т. д. Следует с первых шагов затронуть внутренний мир детей, вызвать доверие к школе, пробудить любознательность. Занятия по родному языку при прохождении букваря должны состоять не в одном обучении грамоте; попутно следует нести занятия развивающие и обогащающие детей знаниями, чувствами и т. д. Таковы: беседы по картинам, беседы о предметах, чтение рассказов и сказок, заучивание стихотворений и т. п. Выводы: 1) не следует спешить прохождением букваря в ущерб развитию детей и их живому отношению к занятиям; 2) школа должна быть снабжена картинами для первоначальных бесед. Таковы: картины изд. Фену. „Из русской жизни" — 4 карт, по 2 р. 50 к.; 4 времени года, его же; картины домашних животных изд. Шольца (по 8 коп.) и др. Для той же цели могут служить дешевые олеографии, подходящие по содержанию. При разрешении вопроса о совместном обучении чтению и письму следует иметь в виду, что в письме различаются две стороны: 1) письмо — навык руки писать буквы (каллиграфия) и письмо — навык слуха разлагать слова на звуки (орфография). Письмо, как навык слуха, облегчает чтение; каллиграфия же лишь тормозит. На первых порах, до приобретения навыка руки, дети могут писать готовыми буквами (рассыпной азбукой); упражнения же в каллиграфии могут идти отдельно. Рассмотрены частные вопросы по обучению грамоте. Выводы: 1) предварительные беседы весьма желательны; они должны быть возможно просты, живы, естественны; 2) в первые две недели полагается начало всем школьным навыкам, и весьма важно и необходимо, чтобы эти навыки, особенно навыки письма и чтения, зачинались под непосредственным руководством учителя, а такое руководство невозможно при занятиях с 3 отделениями; поэтому все участники курсов высказались за то, чтобы звуковиков собирать за 2 недели ранее средних и старших; 3) желательные успехи в школе возможны при нормальном числе учащихся у одного учителя; нормальным следует признать 40 учеников на 1 учителя, сколько бы отделений ни было; 4) относительно распределения отделений между учащими, если их 2 или 3, лучшим нужно признать такой порядок, при котором каждый из учащих доводит свое отделение до конца; при этом заведывающий школой не является ответственным за постановку обучения у других учителей, а заведывает лишь отчетностью, сношениями и хозяйством; 5) более знания и умения от учителя требуют занятия в младшем отделении, и потому не следует поручать их лицам неопытным и мало сведущим.
Чтение
Обучение чтению в народной школе имеет свою историю. Различие в постановке его зависит от различного взгляда на задачи школы. Дореформенная школа довольствовалась механическим чтением. С изменением взгляда на школу, от нее требуется толковое чтение; явились особые книги для чтения и особые приемы, так называемое объяснительное чтение. В понимании последнего существовали увлечения и крайности: одни увлекались сообщением полезных знаний, другие — нравственным воспитанием, третьи — развитием языка и т. д. Истинный взгляд на чтение примиряет эти крайности. Чтение в школе, как и в жизни каждого из нас — орудие познания и самообразования, и ближайшая цель занятий по чтению дать детям ото орудие, научить детей усваивать из книг знания, переживать путем чтения мысли, чувства, верования писателей. Только в таком случае постановка чтения будет воспитательно действовать на детей: будет развивать их духовные силы, сообщит знания об окружающем, ознакомит с литературой языков и пробудить охоту к чтению. Для того, чтобы дети были в состоянии пользоваться этим орудием, необходимо, чтоб они овладели механизмом чтения, т. е. читали свободно и правильно. Механическое чтение (без сознавания читаемого), которым доселе многие еще пользуются для выработки свободного чтения, должно быть решительно изгнано из школы, как занятие, крайне вредно отзывающееся на развитии детей и на их отношении к книге. Механическим, а следовательно, крайне вредным чтением учащие пользуются и тогда, когда задают непонятные или мало понятные статьи на дом для разучивания текста, без предварительного объяснения, иногда же «на рассказ» («прочитай — расскажи!»), или когда дают читать статью до ее объяснения, пока задаются самостоятельные работы, или когда дают для списывания непонятный текст. Лучшими средствами к выработке свободного и вместе сознательного чтения служат: 1) правильная постановка объяснительного чтения, при котором ответы на вопросы учителя ученики ищут в читаемом тексте и, таким образом, во время самого объяснения текста читают, вдумываясь в него; 2) повторительное чтение объясненных статей; 3) самостоятельное чтение в классе и вне класса с предварительным объяснением отдельных непонятных слов и выражений; 4) правильная постановка письменных работ, при которой ученики читают и понимают, что пишут. Выводы: 1) пусть в школе не будет ни прочитано, ни произнесено ни одного слова, с которым дети не соединяли бы представления; 2) с первого читаемого слова нужно образовать в детях навык — вдумываться в читаемое; 3) проверять усвоенное детьми целесообразнее путем выспрашивания главных мыслей, или плана и т. п., а не путем дословного пересказа. Под объяснительным чтением следует разуметь приемы, постепенно приучающие детей вдумываться в читаемое и вырабатывающие в них навык самостоятельно воспринимать знания и чувства из книги. Учитель — это своего рода критик, вызывающий в детях более сознательное отношение к чтению. В детском возрасте лучший прием — наводящие вопросы, направляющие внимание и мысль детей на содержание статьи и сближающие новые знания с имеющимися у детей. Наводящими вопросами не следует злоупотреблять: „учителю нужно учиться молчать, а детям — говорить". Все вопросы и объяснения должны иметь в виду читаемую статью и выяснять лишь ее содержание; дополнительные сведения лучше выделять в особую беседу. Объяснение должно касаться слов, выражений, мыслей — частных и основной. Все объяснения объединяются в логическом разборе статьи. Объяснения должны опираться на имеющиеся у детей представления и обогащать сознание новыми. При отсутствии готовых представлений, нужно создавать таковые путем непосредственных ощущений. Книжное обучение должно быть вместе и естественным, наглядным обучением. Чтобы объяснить слово, называющее незнакомый предмет, всего лучше показать этот предмет. Не мало есть таких предметов, которые можно принести в школу или показать на месте. Большую услугу оказывают в этом отношении учебные экскурсии (в поле, в лес, на реку, на заводы, в город и т. д.). Школа может иметь многие предметы, о которых говорится в книгах, — в препарированном виде. Рекомендуется иметь гербарии, составленные самими учащими при участии учеников; рекомендуются разнообразные коллекции, составленные таким же способом: коллекции насекомых, минералов, изделий и т. п., чучела птиц; рекомендуется устраивать при школах садики или же разводить цветы в банках в классе. Всех предметов школа иметь не может; в таком случае помогут модели и картины. Было бы желание у учителя: школа, без особой денежной затраты, может обратиться в богатый и поучительный музей. В этом деле учащим должно прийти на помощь земство. Все участники курсов заявили о том, что школы бедны наглядными пособиями. Рекомендуются для школы следующие необходимые пособия: компас, глобус, теллурий, карта уезда, губернии, России, полушарий, термометр, коллекции минералов, почв и т. д. Картины: 12 картин изд. Сытина по физической географии, цена 24 коп.; картины по физической географии Животовского, 12 руб.; естественно-исторические таблицы изд. Вольно-экономического общества, 20 табл., 8 руб.; ботаничес. атлас Животовского, 18 руб.; картины животных изд. Шольца, по 8 коп. за экземпляр; картины по этнографии изд. мастерской Вятского губернского земства; типы народов, 8 руб.; исторические картины Залесской, цена 3 руб.; исторические картины Рождественского, 20 руб.; руководство для собирания коллекций: Кирпотенко. Руководство к летним занятиям по наблюдению природы, цена 30 коп.; программы и наставления для наблюдения и собирания коллекций, цена 75 коп.; Герд. Определитель минералов, цена 1 руб.; Маевский. Осенняя флора, ц. 40 к.; весенняя флора, цена 30 коп.; полевые травы, цена 50 коп. Каталог учебной мастерской Вятского губернского земства. Указатель наглядных пособий подвижного музея при Императорском С.-Петербургском техническом обществе, цена 15 коп.
О выразительном чтении. Выразительность чтения находится в тесной связи с сознательностью его; однако не всякое сознательное чтение выразительно. Главное условие выразительности — естественность: чтение должно иметь характер живой речи. Живому, выразительному чтению дети научаются главным образом путем подражания: учитель должен читать образцово. Полезно дать и указания относительно остановок, повышений голоса и т. д. Всякое чтение должно быть выразительно; стихотворения же дают лишь более трудные для этого материалы. Школа не может задаваться целями художественного чтения (декламации). Полезными пособиями для учителя могут служить «Выразительное чтение» Острогорского и «Искусство чтения» Коровякова.
О занятиях в связи с чтением. Всех желательных знаний классная книга не даст; важно приучить детей воспринимать знания путем бесед и непосредственного наблюдения; лучшим средством для этого служат беседы учителя классные и внеклассные и учебные экскурсии. Сообщая детям массу полезных знаний об окружающем, эти занятия, сверх того, вносят оживление и естественность в школьную жизнь, в отношения детей к учащему. Учительницы и учителя вполне присоединились к выраженному желанию руководителя и указали на то, что большинство из них доселе не вели экскурсий и бесед, за недостатком наглядных пособий и времени. Для бесед и внеклассных чтений рекомендуются следующие пособия. По географии: книги Меча, Сахарова („По Русской земле"), Водовозовой («По белу свету»); по истории: Сиповского (Родная Старина), Гуревича, Тихомирова; по естествоведению: Зобова (Беседы о природе), Вагнера (Первые рассказы из естественной истории), Богданова (Из жизни русской природы, Мирские захребетники), Кайгородова (Из зеленого царства, Птицы, Черная семья), Рубакина (О великих и грозных явлениях природы), Мир Божий, Иванова (Небо); много прекрасных статей содержат периодические издания для детей: Читальня народной школы, Книжка за книжкой, Всходы, Детское чтение и др. Приучить детей читать вне школы — задача самой школы, и школьная библиотека для детей — необходимая принадлежность. Внеклассным чтением следует руководить, разъясняя содержание книжек и обращая внимание детей на те или иные стороны, изображаемые в книжках. Относительно богатства библиотек школьных наблюдается такое явление: кто любит книги, тот и богат ими, и желающие удовлетворить детскую жажду всегда получат, что нужно, от земства и добрых людей.
О внеклассном образовании
Начальная школа дает только элементарное образование и не может удовлетворить требованиям жизни. Какой толк в навыке чтения, в навыке мышления, если по выходе из школы нечего читать, не над чем задумываться? Учителю дороже всех дальнейшее самообразование школьников, и он более всех в силах им руководить. Открытие народных чтений и народных библиотек в настоящее время очень упрощено, и каждый учитель встретит в этом деле самую деятельную поддержку. Из методических руководств по чтению для учителей рекомендованы: Зимницкого „Условия и приемы объяснительного чтения"; Тихомирова „Чему и как учить", ч. 2; его же „Руководство к чтению по книгам Вешние всходы"; Бунакова „Родной язык".
Церковно-славянское чтение
Славянский язык — язык нашей церкви, наших молитв, и одна из основных задач школы научить детей понимать этот язык, дать им возможность сознательно участвовать в богослужении. Содержание церковно-славянских книг — Слово Божие, высокие истины которого воздействуют на ум и сердце наиболее воспитательно. И следует так поставить церковно-славянское чтение, чтобы на уроках чтения достигались эти нравственно-воспитательные цели. Здесь более, чем в русском чтении, недостаточно научить одному механизму: необходимо, чтобы с первого читаемого слова дети вникали в смысл читаемого, а не повторяли бессмысленно святые имена и мысли. Механическое чтение и здесь должно быть изгнано. Для осмысленного чтения требуется подбор статей и расположение их в порядке доступности. Более доступный материал — повествования и притчи из св. Евангелия. Лучший прием для объяснения — логический разбор церковно-славянского текста. При чтении полезны словарики (Михайловского, Тихомирова). Из методических руководств рекомендуются: Тихомирова церковно-славянское чтение, руководство для учителя, Раевского, Соколова. Выводы: 1) механическое (без перевода) чтение Евангелия или псалмов, практикуемое в среднем и младшем отделениях, приносит лишь вред; 2) из часослова и псалтыря следует читать лишь наиболее употребительные в богослужении и доступные детям; 3) чтение Евангелия подряд (глава за главой) не желательно.
Письменные занятия в школе
Постановка письма в народной школе, как и чтение, имеет свою историю. В дореформенной школе, в зависимости от взгляда на цели обучения, все письменные занятия сводились к механическому списыванию с прописей и книг. Затем, целью письменных занятий поставлено было правописание, и в настоящее время многие школы дальше диктанта не идут. На письмо в школе, как и в жизни, должно смотреть, как на орудие правильной, вразумительной передачи и сохранения мыслей на бумаге. Этим взглядом и определяется постановка занятий и по чистописанию, и по правописанию, и по письменному изложению. Выводы: 1) детей следует приучать возможно ранее записывать свои и чужие мысли; 2) на выпускных экзаменах диктовку следует заменить письменным изложением пропитанной статьи, доступной по содержанию. На занятиях по чистописанию нужно учить детей писать четко, быстро и свободно. Навык письма вырабатывается очень медленно и требует постоянного внимания со стороны учителя, особенно на первых порах. Внимание должно быть обращено на посадку детей, на способ пользования орудиями письма, на порядок упражнений. Для руководства рекомендуются методики письма Горбача и Евсеева, а также очень полезная для учителя книжка Евсеева: «Искусство письма с гигиенической точки зрение», цена 25 коп. Решены были многие частные вопросы по постановке письма. Выводы: 1) уроки письма в первые две недели не должны быть самостоятельными; 2) в видах развития скорописи, шрифт письменный должен быть возможно проще; 3) употребление грифельных досок вредно отзывается на успехе письменных занятий; 4)весьма желательно, чтобы школы снабжались графленой бумагой, что увеличит расход на все школы уезда рублей на 30; 5) употребление транспарантов лишь портит зрение; 6) увлечение прямым письмом не оправдывается ни научно-гигиеническими соображениями, ни данными опыта, почему и вопрос о преимуществах прямого и косого письма остается открытым; 7) материал для занятий по чистописанию должно быть содержателен. Правописание обусловливается принятыми правилами письма, среди которых следует различать правила фонетические, грамматические и традиционные. Навык правописания состоит в том, что мы пишем правильно, не соображая правил. В этом навыке участвует слух, зрение, мускульные движения руки, память и соображение. — Навык слуха разлагать каждое слово на слоги и звуки — основа русского правописания; этот навык развивается при аналитическом обучении грамоте, путем звуковых диктовок. Не все слова пишутся так, как слышатся; в этих случаях главный деятель — зрение, которое запоминает начертание слова. Зрительная память сильнее слуховой; развивается она путем чтения и списывания. Зрение должно запасаться правильными начертаниями слов; поэтому крайне вредно допускать ошибки и потом исправлять. — Есть целый отдел правописания, где бессильны слух и зрение и где требуются понимание состава и построения речи (грамматические правила). Необходимо сообщение главнейших элементарных знаний по грамматике. Навык письма, как и всякий навык, достигается путем упражнений; к числу их относятся диктовка, списывание, письмо на память, письменное изложение. Правильная постановка звуковой диктовки на первой ступени обучения имеет существенное влияние на успех занятий по правописанию. Предупредительная диктовка (прежде чем писать, выспрашивается, что или как следует написать и почему) - лучший способ практического запоминания правил. При поверочной диктовке ошибки допускаются и потом исправляются, почему частое употребление поверочной диктовки, вредно действуя на навык зрения, вредит успеху занятий. Во время диктовок следует заставлять детей мыслить о том, что составляет содержание диктуемого. Из упражнений, ведущих к выработке навыка правописания, наилучшими следует признать письменное изложение и списывание с книги, соединенное с умственною работою. Для списывания лучше пользоваться практическими грамматиками, для чего в школе необходимо иметь их в количестве, не менее одного экземпляра на двоих учеников. Под грамматикой в начальной школе следует разуметь элементарные сведения о составе и построении устной и письменной речи, в видах сообщения детям - навыков правильного письма и правильной речи. Имея в виду практические цели, сообщение грамматических сведений в начальной школе должно преследовать и цели воспитательные: оно должно пробуждать и развивать в детях способность анализа, обобщения и рассуждения. Урок по грамматике должен быть уроком живого наблюдения над собственною речью, сравнения и выделения сходных признаков в ней, обобщения их в правило, — словом уроком мышления, а никак не уроком зубрежки правил и форм. В начальной школе из грамматики может быть сообщаемо лишь то, что во 1-х может быть усвоено разумением детей, а не одною памятью, и во 2-х, что может быть полезно детям в их дальнейшей жизни. Против этого правила грешат многие школы, где грамматические сведения проходятся в обширном объеме, никакими педагогическими соображениями не оправдываемом. Проходится то, что не требуется примерной программой министерства народного просвещения 1897 г., указаниями которой и следует руководиться в выборе сведений и правил грамматических. Относительно расположения материала примерная программа предоставляет свободу действий учителю. Рекомендуется отдел о предложении и составе его перенести из курса 3-го года во второй, в виду особо важного значения понимания строя предложения в деле сознательного отношения к речи со стороны детей. Относительно объема правил правописания высказывается пожелание, чтобы выработанные на прошлогодних курсах точные списки этих правил, обязательных для начальной школы, были внесены на обсуждение училищных советов и вошли в школьную жизнь. Из методических руководств по грамматике рекомендованы Пуцыковича «Уроки русского правописания», руководства к практическим грамматикам Некрасова, Яхонтова. Из практических грамматик для учеников рекомендованы: Некрасова, Курятникова, Пуцыковича, Магницкого.
Занятия по письменному изложению выполняют главную цель обучения письму в школе: они обучают детей письменно передавать мысли. Чтобы уметь толково и вразумительно изложить свои мысли, требуется ясное понимание излагаемого, достаточный запас слов и выражений, уменье распоряжаться ими, и затем навык передавать мысли последовательно. Эти условия находятся в зависимости от умственного развития детей и от развития дара речи. Дар слова развивается путем обогащения ума новыми знаниями и путем подражаний и упражнений. В детском возрасте подражание имеет существенное значение в развитии навыка письменной речи. Письменное изложение прочитанного и проработанного на уроках объяснительного чтения — лучшее упражнение: дети усваивают лучшие литературные образцы и им подражают. Простейший вид изложения прочитанного — изложение по вопросам; затем — по плану, по оглавлениям. Полезно вводить разнообразие путем изменения формы передачи мысли (изменение лица, извлечение, сокращение, распространение и т. п.). Полезными пособиями для учителя могут служить руководства: Пуцыковича (письменные упражнения в изложении мыслей), Мартынова, Разиной и Глазуновой, Паульсона. Кроме изложения прочитанного, на первых ступенях обучения полезны упражнения в составлении и распространении предложений по данному образцу или по данным вопросам. В конце курса полезно упражнять детей в письменном изложении самостоятельных мыслей; материалом для них может быть лишь то, что дети сами видели или сами пережили. Всего доступнее изложение событий в порядке времени, а также и описание несложных предметов.
Заключительная беседа
Заканчивая свои беседы, руководитель сделал обзор всех положений, которые разработаны были на беседах. Общий вывод из этого обзора — тот, что все учебные предметы народной школы должны заключать в себе элемент обще-образовательный и все занятия должны быть прежде всего - воспитывающими. Школа должна воздействовать на ум, сердце и волю детей, пробуждая в них любознательность, приучая их к мышлению, сообщая им знания, вызывая в них возвышенные чувства и доброе направление. Такое воспитательное влияние зависит исключительно от личности учителя. Воспитать может только воспитанный человек. Учителю необходимо поддержать прежде всего в самом себе огонь любознания, быть знающим, мыслящим, сочувствующим, верующим. Необходимо ему выработать себе определенный взгляд на жизнь, на человека, на общество; необходимо ему сохранить в себе бодрость, энергию, веру в свое дело. Этого можно достигнуть лишь самообразованием, близким и живым общением с наукой, с мыслящими, чувствующими и верующими людьми — путем чтения или беседы. Однако одного знания учителю недостаточно: надо уметь передать его детям, надо уметь затронуть их внутренний мир, уметь пробудить в них любознательность, добрые чувства, энергию. Для этого необходимо прежде всего проникнуть в этот мир, сблизиться с их мировоззрением и симпатиями, полюбить их, жить их интересами. Надо полюбить и школу, сжиться и с ее интересами. И только эта любовь к детям, к своему делу красит тяжелый труд сельского учителя и дает ему силы и энергию жертвовать ради святого дела такими удобствами, без которых стороннему человеку кажется самая жизнь невозможной. Дай же Бог вам побольше любви к святому и наиблагороднейшему делу народного просвещения, побольше сил, бодрости, вдохновения для совершения подвига учительства, подвига великого, хотя и незаметного! Пусть этот подвиг, пусть ваша школа и детки дадут вам не только труды и жертвы, на и многие, многие минуты искреннего счастья и довольствия.
Курсы для учащих в церковных школах (1911)
Открытие курсов.
Утром 30 июня 1911 г. прибыли во Владимир почти все вызванные на курсы учителя и учительницы... По окончании богослужения все присутствовавшие перешли в зал семинарии. Здесь Владыка приветствовал прибывших на курсы учителей и учительниц; вслед за ним Инспектор курсов Епархиальный Наблюдатель, объявляя курсы открытыми, пригласил слушателей и слушательниц отнестись с должным вниманием к предстоящим занятиям и воспользоваться приобретенными здесь руководственными указаниями в своей учебно-воспитательной деятельности, подготовляя вверяемое им подрастающее поколение русского православного народа „родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу". Затем Владыка, благословив каждого из присутствовавших, оставил семинарию.
По отъезде Владыки было произведено испытание учителям и учительницам в знании церковного пения. Соответственно степени познаний в пении они распределяются на две группы: одна изучает т. с. элементарное церковное пение, другая же знакомится с гармонией, устройством и организацией хоров и т. п. По окончании испытания по пению Инспектор курсов подробно ознакомил собравшихся с программою и характером предстоящих занятий на курсах. Вечером 30-го начаты были уже занятия по программе курсов. На курсах для учащих в церковных школах Владимирской епархии. 2 июля 1911 г., по просьбе Инспектора курсов, заведующим сельско-хозяйственной организацией Владимир. Губерн. Земства А. Пр. Черным предложена была учителям и учительницам беседа о характере агрономической организации земства и о значении ее в области полеводства. Лектор выяснил слушателям значение почвенной лаборатории, опытной станции („Тимирязевский домик"), опытного поля, устроенного земством близ г. Владимира, и коллективных опытов на различных почвах в разных районах Владимирской губернии. Беседа слушалась с большим интересом.
4 июля учителя и учительницы, вызванные на курсы, в послеобеденное время в сопровождении Инспектора курсов, посетили почвенную лабораторию и опытную сельско-хозяйственную станцию Владимир. Губернского Земства. Объяснения давал заведующий этими учреждениями А. Пр. Черный. Это наглядное ознакомление с мероприятиями земства в отношении агрономической помощи населению может быть полезно учащим в народных школах хотя бы в том отношении, что они могут теперь разъяснять значение и характер их населению и пробудить к ним доверие среди нашего далеко еще некультурного в своем хозяйстве народа.
5 июля курсы для учащих в церковных школах посетил Преосвящ. Александр, епископ Юрьевский, Председатель Епархиального Училищного Совета. Преосвященный присутствовал на беседе по методике русского языка, которую вел А. И. Преображенский.
Владимирская учительская семинария Земская женская гимназия