Главная
Регистрация
Вход
Пятница
13.12.2019
06:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [136]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1160]
Суздаль [350]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [373]
Музеи Владимирской области [59]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [83]
Юрьев [200]
Судогда [86]
Москва [42]
Покров [113]
Гусь [127]
Вязники [231]
Камешково [68]
Ковров [299]
Гороховец [104]
Александров [218]
Переславль [100]
Кольчугино [62]
История [32]
Киржач [69]
Шуя [93]
Религия [4]
Иваново [48]
Селиваново [28]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [72]
Писатели и поэты [53]
Промышленность [80]
Учебные заведения [64]
Владимирская губерния [31]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [40]
Муромские поэты [5]
художники [13]
Лесное хозяйство [12]
священники [1]
архитекторы [2]
краеведение [1]
Отечественная война [3]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Алексей Евграфович Ставровский

Алексей Евграфович Ставровский


Алексей Евграфович Ставровский

24 февраля 1848 года родился Алексей Евграфович Ставровский – выдающийся владимирский музыкант, педагог, композитор, регент кафедрального Успенского собора.
Сыну псаломщика из села Ставрово Алексею Ставровскому было суждено более полувека руководить главным церковным хором Владимирской губернии! Алексей Ставровский окончил Владимирское духовное училище, Московское синодальное училище церковного пения и Владимирскую духовную семинарию.
Хор Ставровского во Владимире исполнял древние песнопения, лучшие произведения Бортнянского, Турчанинова, Львова. А также - Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Из западных композиторов - Генделя, Россини, Моцарта, Сен-Санса. Сам регент был автором произведений для хора, в том числе «Гимна основателю Нижнего Новгорода святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу».
Так что классические хоры Эдуарда и Артема Маркина в конце XX и начале XXI века – это уже вторая высокая волна хоровой культуры Владимира. Вначале был Алексей Ставровский и его хор Успенского собора, который еще называли архиерейским или просто – хором Ставровского.
И хор был настолько влиятелен, что даже красный командир, генерал-полковник Николай Соколов-Соколенок в своей автобиографической книге «По путевке комсомольской» не мог не упомянуть, что до революции и комсомола он пел в архиерейском хоре Ставровского.
А энергии Ставровского хватало и на преподавание музыки почти во всех учебных заведениях Владимира! При этом уже в статусе корифея и знаменитости он продолжал играть альтистом в любительском оркестре города.
Концерт во Владимире 9-го марта 1886 г. в зале Дворянского Собрания.

«Духовный концерт. 7 марта 1904 г. в зале Владимирского Дворянского Собрания состоялся духовный концерт, исполненный двумя соединенными хорами архиерейским и семинарским, под управлением опытного регента А.Е. Ставровского. Денежный сбор с концерта в количестве 700 р. поступил на военные нужды, — именно 350 р. отчислено на усиление флота, а остальные 350 р. на Красный Крест. Зал для концерта уступлен был г. Предводителем дворянства, князем А.В. Голицыным, освещение отпущено купцом А.Е. Васильевым и афиши с билетами отпечатаны типографией В.А. Паркова — тоже все бесплатно».
«Духовный концерт, данный в зале Дворянского Собрания полным хором Архиерейских певчих под управлением А.Е. Ставровского 9 марта 1914 г. Архиерейский хор дает ежегодно духовные концерты в Великом посте. Нельзя придумать удовольствия, более приличествующего этому времени. Послушать этот хор – большое наслаждение для всякого. Не даром он собирает любителей церковного пения с разных сторон.
В программу концерта 1914-го года вошли духовно-музыкальные произведения композиторов разных эпох и направлений. Обратило на себя внимание то, что новейшим композитором, произведения которых успели уже завоевать в репертуаре нашего Архиерейского хора, не без основания, почетное место, уделено сравнительно малое место. Не думаем, чтобы это знаменовало собой поворот назад, большее тяготение хора к прежним композиторам и отсутствие симпатии к новым веяниям в области музыкального творчества, тем более что А.Е. Ставровский, как истинный художник с высоким пониманием задач церковно-певческого искусства, наряду с песнопениями, крепко водворившимися в богослужебной практике, всегда уделял почетное место и новинкам церковно-певческой литературы. Просто это объяснялось какими либо случайными причинами.
Концерт состоял из 2-х отделений, весьма отличных друг от друга. В состав первого вошли духовно-музыкальные произведения Бортнянского, Львова, Архангельского, Давыдова, Ланге и Чеснокова; второе состояло из произведений западной церковной музыки, написанных знаменитыми иностранными оперными композиторами. Произведения Бортнянского и Львова более или менее известны публике. Они уже завоевали почетное место на клиросе церковном. Простые и задушевные мелодии их давно нашли путь к сердцу богомольцев. Давыдов, ученик Сарти, является последователем оперно-виртуозной школы заезжих в Россию итальянцев, которые, как это ни странно, долгое время держали в своих руках судьбы русского церковного пения: «Слава в высших Богу» Давыдова, исполненное на концерте, не в состоянии пробудить особенного религиозного чувства и почти не исполняется в храме, но на концерте может иметь законное место, как характерное для той эпохи, в которую оно написано. Архангельский, известный регент и композитор, дал нам ряд композиций, весьма удобных для исполнения и чрезвычайно красивых в мелодическом и гармоническом отношениях. В своем музыкальном творчестве он является по преимуществу лириком: у него всегда очень задушевные мелодии. Печальные, чисто плачущие аккорды в его «Помышляю день страшный» исполненном на концерте, производят сильное и глубокое впечатление. В программу того же отделения было включено новое произведение давно знакомого Владимирской публике композитора Г.В. Ланге, менее удачное, чем его предшествующие труды. Из произведений новейшей школы было исполнено довольно красивое «Достойно есть» Чеснокова.
Особенностью 2-го отделения является то, что духовно-музыкальные произведения исполнялись с сопровождением фортепиано. Такое сочетание вокальных и инструментальных средств, конечно, усугубляет впечатление и производит более сильный эффект. Первые 3 номера этого отделения, принадлежащие перу гениального композитора Моцарта, взяты из его «Реквием», который он дописывал уже на смертном одре. Все они носят на себе следы его могучего таланта. Слушая эти величественные звуки, вполне начинаешь понимать почему немцы назвали их «музыкой души». Особенное впечатление произвели глубоко трогательный квартет «Вострубит труба» и величественное «Sanctus».
В произведениях Россини и Сен-Санса, вошедших во 2-е отделение, было тоже несколько красивых мест, но после музыки Моцарта они не могли вполне захватить слушателей.
То внимание, с каким было выслушано публикой 2-е отделение концерта, свидетельствует, что интерес к подобным произведениям есть и ознакомление общества с выдающимися явлениями западной церковной музыки – дело в высшей степени почтенное.
Все эти песнопения получили вполне правдивое истолкование. Исполнить их с такою легкостью, естественностью и продуманностью мог только высокоодаренный музыкант.
Аккомпанировал хору с обычным ему мастерством П.А. Ставровский.
В заключение хором был исполнен национальный гимн: «Боже Царя храни».
Концерт удостоили своим посещением: Евгений, Епископ Юрьевский; Митрофан, Епископ Муромский; вице-губернатор Н.В. Ненароков и несколько других высокопоставленных лиц. В числе публики было много приезжих из провинции любителей церковного пения и почитателей Архиерейского хора» («Владимирские Епархиальные Ведомости», Отдел неофициальный, № 11, 15 марта 1914 г.).

9 ноября 1914 г. в 8 час. вечера в Народном доме Архиерейским хором под управлением регента А.Е. Ставровского дан духовный концерт, сбор с которого поступил на усиление средств Комитета, состоящего под председательством Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татианы Николаевны для оказания временно помощи пострадавшим от военных бедствий.
Программа концерта состояла из двух отделений. В первом отделении исполнены: «Спаси, Господи, люди твоя» (унисон) Знаменного распева; «Блажен муж» - Киево-Печерские; «Блажени людие» - муз. Бортнянского; «С нами Бог» - Знаменного распева. Музыка А. Ставровского; «Боже, во имя Твое, спаси мя» - муз. Сапиэнца. Во втором отделении исполнены национальные народные гимны – Русский, Бельгийский, Английский, Французский, Сербский и Черногорский; «На реках Вавилонских» - муз. Гуно; «Славьте Бога в песнях хвалебных» - муз. Мегюля и «Славься, славься, наш Русский Царь» - муз. Глинки.
Первое отделение концерта посетил Архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий.

Скончался Алексей Евграфович Ставровский уже при Советской власти 19 сентября 1921 года. Похоронен на Князь-Владимирском кладбище.


Могила Алексея Евграфовича и Петра Алексеевича Ставровских

Он же заложил хорошую традицию отцов и детей в музыкальной жизни Владимира. Сейчас во Владимире есть Маркин-старший и Маркин-младший. А сто лет назад были Ставровский-старший и Ставровский-младший.

См. Василий Евграфович Ставровский - брат Алексея Евграфовича Ставровского, диакон Ковровского храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
Петр Алексеевич Ставровский (1887-1938) - учитель пения.
Училище церковного пения в губернском Владимире
Образование в губернском городе Владимире
Ставрово.
Народные, образцовые любительские коллективы Владимирской области
Детская Музыкальная Школа №1 им. С.И. Танеева
С.И. Танеев
Роль евреев-музыкантов в культуре Владимирской губернии

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (24.11.2019)
Просмотров: 18 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика