Алексей Евграфович Ставровский (1848-1921) – выдающийся владимирский музыкант, педагог, композитор, регент кафедрального Успенского собора.
Алексей Евграфович Ставровский
Алексей Евграфович Ставровский родился в с. Ставрово Владимирского уезда 24 февраля 1848 г. в семье псаломщика Успенской церкви Евграфа Васильевича Ставровского. Десятилетним был отдан во Владимирское духовное училище. Отучившись два года, Алексей был направлен для продолжения образования, прежде всего музыкального, в Москву, в Синодальное училище церковного пения (среднее специальное музыкально-учебное заведение). Здесь он находился 4 года (с 1860 по 1864 гг.), одновременно являясь певчим Синодального хора (хора Большого Успенского собора Московского кремля). По окончании Синодального училища Алексей Евграфович вернулся во Владимир и был принят в 3-й класс духовной семинарии. В 1866 году А.Е. Ставровский был назначен регентом семинарского хора. В 1869 году, будучи студентом, он стал помощником регента архиерейского хора. По окончании епархиальной семинарии 28 октября 1870 г. архиепископом Владимирским Антонием он назначен регентом архиерейского хора (хора Успенского собора во Владимире), и с этого времени духовные концерты во Владимире становятся регулярными вплоть до 1917 года. Вначале был Алексей Ставровский и его хор Успенского собора, который еще называли архиерейским или просто – хором Ставровского. И хор был настолько влиятелен, что даже красный командир, генерал-полковник Николай Соколов-Соколенок в своей автобиографической книге «По путевке комсомольской» не мог не упомянуть, что до революции и комсомола он пел в архиерейском хоре Ставровского. Молодой энергичный регент сумел за короткое время добиться значительного роста профессионального мастерства хористов. В то время архиерейский хор вырос с 32 до 60 человек, пел не только в Успенском соборе, но и в Рождественском монастыре, а с 1884 года и в Дмитриевском соборе.
А.Е. Ставровский обзавёлся семьёй. Он был женат на Вере Леонидовне Сахаровой (1852-1923) - дочери надворного советника Леонида Ивановича Сахарова (1825-1887) - автора историко-краеведческих трудов, среди которых наиболее известна книга «Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря».
У Алексея Евграфовича и Веры Леонидовны было 9 детей: Николай (1872), Мария (1874), София (1876), Екатерина (1878), Надежда (1880), Татьяна (1882), Ольга (1884), Анна (1886), Пётр (1887). Сын Николай прожил менее года. Наиболее известен младший сын Пётр Алексеевич Ставровский (1887-1938) - музыкант и дирижёр, основатель первой во Владимире музыкальной школы (ныне детская музыкальная школа № 1 им. С.И. Танеева), одно время работал хормейстером в Большом театре в Москве. А.Е. Ставровский жил со своей семьей почти в центре Владимира на Троицкой улице (на пересечении ее с Воронцовским переулком) в собственном одноэтажном каменном доме (сейчас этого дома нет).
Брат Алексея Евграфовича Ставровского - Василий Евграфович Ставровский - диакон Ковровского храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
Служба Алексея Евграфовича не ограничивалась работой с архиерейским хором. За свою долгую жизнь он успел многое сделать на ниве музыкального образования в городе Владимире и во всем Владимирском крае. Сразу же по окончании духовной семинарии, с 14 октября 1870 г. до 19 ноября 1871 г. он работал учителем пения Владимирского мужского духовного училища. Затем переведен учителем пения в духовную семинарию. С 15 ноября 1873 г. стал также обучать воспитанников семинарии музыке. В это же время (ноябрь 1870 г. — май 1872) Алексей Евграфович преподавал пение во Владимирском епархиальном женском училище, а с декабря 1875 года по июль 1878 — учитель пения Владимирской учительской семинарии. 1 сентября 1883 г. А.Е. Ставровский оставил семинарскую службу, но работу в области музыкального просветительства продолжал.
3 сентября 1883 г. во Владимире при Братстве Св. Александра Невского было организовано училище церковного пения. Алексей Евграфович преподавал здесь церковное пение, теорию музыки и игру на скрипке. В эти годы он также преподавал пение в женской гимназии и в Мальцовском училище. В начале ХХ века он вел практические уроки пения на курсах для законоучителей, учителей и учительниц церковноприходских школ Владимирской епархии, совмещая эту работу с преподаванием пения в уже упоминавшемся Мальцовском ремесленном училище.
В конце 1887 года министерством юстиции было зарегистрировано Владимирское общество любителей музыкального и драматического искусств. Подобные Общества образовывались повсюду. В их задачу входило способствовать развитию талантов, распространять любовь к искусствам, «развивать понимание оных», заводить библиотеки, инструменты, содействовать коллективному музицированию, чтению, публичному исполнению и проч. В число учредителей вошёл Алексей Евграфович Ставровский и младший брат Карякина Михаила Михайловича - Валериан Карякин.
Хор Ставровского во Владимире исполнял древние песнопения, лучшие произведения Бортнянского, Турчанинова, Львова. А также - Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Из западных композиторов - Генделя, Россини, Моцарта, Сен-Санса. Сам регент был автором произведений для хора, в том числе «Гимна основателю Нижнего Новгорода святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу». Когда в феврале 1892 г. усилиями «Общества любителей музыкального и драматического искусства» впервые в истории города Владимира в театре была поставлена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», группа архиерейского хора под руководством А.Е. Ставровского участвовала в первом, втором и четвёртом актах оперы. Роль Ивана Сусанина исполнял известный бас, солист «Императорской русской оперы» М.М. Карякин, а партию Запевалы - тенор и солист архиерейского хора А.П. Михайлов. Рассказ жителя Иваново-Вознесенска Александра Константинова о благодатной силе молитвы муромского епископа Тихона в сопровождении владимирского архиерейского хора под управлением А.Е. Ставровского: «В 1893 году я был в гор. Владимире у родственников своих, оставшихся после умершего брата моего Ивана Васильевича Константинова. В воскресный день, 17 июня, отстоял раннюю обедню в кафедральном соборе, а к поздней литургии намеревался идти в женский Княгинин монастырь, где почивают мощи св. мученика Авраамия; там к началу поздней обедни, ждали крестного хода с иконой Боголюбской Божией Матери. Утро 17 июня выдалось жаркое, тихое... Ни малейшего ветерка. Солнце палило с безоблачного неба. Накануне вечером была такая же погода, и в раскалённом воздухе появилась саранча, летела она в небольшом количестве по одному направлению, на утро же с восходом солнца неслась такой сплошной массой, что на всех наводила страх и трепет... Когда я пришёл в женский монастырь, то увидел в ограде множество народа, приблизительно до тысячи человек, и все, снявши шапки, в ужасе смотрели на летевшую тучей саранчу. Многие набожно крестились, особенно крестьяне, и говорили: “Гнев Божий постиг нас за грехи наши!” Другие с горькими слезами на глазах, дрожащим голосом вторили им: “Вон беда летит, сядет и всё пожрёт, поля и сады; опять голод будет!” С таким замиранием сердца и ужасом смотрели все на этот полёт саранчи, предвидя в нем большие несчастия и бедствия. Я поговорил об этом с монахами, просил их помолиться об избавлении города и окрестностей от надвигавшихся бедствий. Мне ответили монахини, что они поймали несколько штук саранчи, решили показать епископу Тихону и просить его святой молитвы. Вскоре прибыл ожидаемый крестный ход, и владыка Тихон, взглянув на саранчу, начал в соборе монастыря позднюю литургию. На правом клиросе пел архиерейский хор певчих, а на левом пели монашенки. Управляемый регентом А.Е. Ставровским, архиерейский хор пел замечательно хорошо, торжественно и стройно. Вот запели “Херувимскую” песнь... Вдруг в соборе потемнело. Я пришёл в недоумение: что это значит? Минут через пять слышу глухие раскаты грома, затем раскаты грома усилились, засверкала молния. Я положительно недоумевал: откуда гром? откуда молния?.. менее часа назад стояла жара, дышать было нечем и небо было чистое... Во время причастного стиха вышел из храма, и что же? - буря... дождь льёт, как из ведра... молния кругом и гром почти непрерывны... вода разлилась так, что по мостовой идти нельзя... К двум часам дня всё утихло, и солнце снова осветило ликующую и смытую дождём природу... Куда девалась саранча - этот надвигающийся бич?.. Никто её после того не видал».
Хор часто выступал в зале Дворянского Собрания (см. Концерт во Владимире 9-го марта 1886). «Духовный концерт. 7 марта 1904 г. в зале Владимирского Дворянского Собрания состоялся духовный концерт, исполненный двумя соединенными хорами архиерейским и семинарским, под управлением опытного регента А.Е. Ставровского. Денежный сбор с концерта в количестве 700 р. поступил на военные нужды, — именно 350 р. отчислено на усиление флота, а остальные 350 р. на Красный Крест. Зал для концерта уступлен был г. Предводителем дворянства, князем А.В. Голицыным, освещение отпущено купцом А.Е. Васильевым и афиши с билетами отпечатаны типографией В.А. Паркова — тоже все бесплатно». «...35-летнее служение его в должности регента архиерейского хора составляет собой лучшую страницу не только в истории этого славного хора, но и в истории церковно-певческого дела Владимирской епархии», — так писали об Алексее Евграфовиче «Владимирские епархиальные ведомости» в 1905 году. Пользуясь огромным авторитетом во Владимире, Алексей Евграфович состоял с конца XIX века секретарем Владимирского епархиального попечительства, членом Епархиального училищного совета. С 18 декабря 1905 г. он также являлся членом Владимирской ученой архивной комиссии.
18 июля 1910 г. состоялась знаменательная встреча А.Е. Ставровского с лучшим церковным басом России, великим архидиаконом московского Успенского кремлёвского собора Константином Васильевичем Розовым (1874-1923). Это произошло на торжествах по случаю освящения Успенской церкви в Петушках Покровского уезда Владимирской губернии. Великий Розов пел здесь вместе с владимирским архиерейским хором под управлением Алексея Евграфовича.
Духовный концерт, данный в зале Дворянского Собрания полным хором Архиерейских певчих, под управлением А.Е. Ставровского 13 февраля 1911 года Концерт, данный Владимирским Архиерейским хором 13 февраля, собрал довольно многочисленную публику. Успеху его способствовали и интересная программа, и прекрасная репутация как самого хора, так и его высокоталантливого регента. В программе концерта преобладали композиторы новейшей церковной музыки, отличающиеся глубиной художественного замысла и необыкновенным мастерством музыкальной техники. Таковы: Чайковский, Архангельский, протоиерей Лисицын, Чесноков и Никольский. Из представителей прежней школы в настоящем концерте были представлены: Бортнянский и Турчанинов, имена которых до сих пор могут еще служить украшением любой программы духовных концертов. Каковы бы ни были суждения об этих старцах — композиторах, необычайная задушевность и искренность их мелодий, обилие в них музыкальных красот, поэтическое настроение обеспечивают им долголетие на церковных клиросах. Правда, Бортнянский не мог освободиться от чар господствовавших при нем итальянцев, и его концерты, исполненные 13 февраля Архиерейским хором: „Живый в помощи вышняго“ и „Утвердися сердце мое" являются ярким примером увлечения их автора блеском западной музыки, мало говорящей сердцу, но этот великий мастер своего дела, долго ходивший в парике с косичкой и в расшитом кафтане двора Екатерины II и Павла I, отдав должную дань итальянцам, остался все-таки русским певцом, предвидевшим историческое значение умилительных и чисто родных звуков Турчанинова. Не чужды многих недостатков и произведения Турчанинова, но они все ж до сих пор остаются любимыми и в своем роде единственными, так как он вложил в свои переложения всю свою душу, подметил в древних напевах их грустные нотки и облек их в те гармонические формы, которые выработались сами собою у русских певцов. На концерте было исполнено известное трио: „Воскресни Боже“ с хором. Солистами выступали в этом песнопении А.П. Михайлов, И.А. Лущук и С.Ф. Вознесенский. Чайковский в своей „Всенощной", из которой было пропето на концерте „Свете тихий", хотя и не задавался, по его собственным словам, смелою мыслью освободиться от пут европеизма, но и не подчинялся установившимся со времени Бортнянского традициям при гармонизации церковных мелодий. Простой обиходный мотив (Киевск. распева) в руках такого гениального музыканта, каким был Чайковский, обратился в весьма красивое и художественное произведение. Довольно оригинально по конструкции: „Хвалите имя Господне" с запевами — Архангельского. Первые два стиха запевает альт, другие 2 поручены басу. Думаешь только, что гораздо лучше было бы отдать и 2 другие стиха альту, который является в пьесе в роли канонарха. Произведения следующих авторов: Кастальского, протоиерея Лисицына, Чеснокова и Никольского идут дальше вышеупомянутых композиторов в смысле народности музыки. Задостойник Пасхи — Кастальского, по мелодии Знаменного распева, как и все другие произведения этого автора, ясно свидетельствует, что в лице его мы видим серьезного музыканта, который сумел сохранить и характер церковных мелодий и придать им соответствующий музыкальный стиль и художественную форму. Произведение Гречанинова „Благослови душе моя Господа" представляет художественную музыкальную картину, изображающую творение мира. Особенно красиво начало этой пьесы, когда на фоне выдержанных басовых нот, у дисканта появляется, под аккомпанимент других голосов, светлый мотив, как бы изображение благодарнорадостного настроения человека пред Создателем. В этом же стиле с ярко выраженным национальным колоритом написаны и следующие номера программы: протоиерея Лисицына: „Чертог твой", Чеснокова: „Благослови, душе моя, Господа", Никольского: „От юности моея". Здесь те-же звуки, те-же музыкальные краски, та-же картинность изображения, которыми так выгодно отличаются произведения, написанные в духе новейших веяний, от произведений Бортнянского, Турчанинова и их последователей. Одно преимущество есть и на стороне прежних духовных композиторов — это простота и ясность мелодии, которая утопает в море звуков и сложных звуковых комбинаций у современных композиторов, в виду чего об этих последних некоторые говорят, что они „светят, но не греют". Простые и задушевные мелодии часто скорее находят путь к сердцу богомольцев, чем произведения, составленные по всем правилам музыкальной техники. В программу концерта включено было и произведение местного духовного композитора Г.В. Ланге: „Под твою милость", которое было написано к 40-летнему юбилею А.Е. Ставровского и преподнесено тогда автором юбиляру. Другие произведения Г.В. Ланге, написанные ранее, исполняются с особенною любовью Архиерейским хором и во всех торжественных случаях. Они довольно мелодичны, красивы и никогда не могут надоесть. На них, по выражению одного опытного певца, отдыхаешь душой после сложных хоровых номеров новейших композиторов. Новое произведение Г.В. Ланге отличается теми же достоинствами и, по желанию публики, было повторено хором. Последним номером программы была пьеса: „Житейское море“ — слова и мелодия Епископа Гермогена. Пред исполнением этой пьесы Высокопреосвященный Николай обратился к публике приблизительно с такими словами: „Преосвященный автор следующей пьесы назвал ее по скромности песней, но да не смущается сердце ваше тем, что в дни покаяния и поста поется эта песня. Она по содержанию своему тождественна с умилительным церковным песнопением: „Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу твоему притек, вопию ти“. Главная мысль исполняемого на концерте нравоучительного песнопения содержится в следующих стихах ее: «А в море житейском, а в жизни земной, где тихая пристань, где людям покой? Вот тихая пристань — святой Божий храм!» Понятно, поэтому, почему устроители настоящего духовного концерта дали место в его программе и этой пьесе. Фигурально выражаясь, в ней русскими буквами написано то-же, что в книгах церковных напечатано славянским шрифтом". В заключение концерта Владыка сказал: «Сейчас мы почтили Государя Императора церковно, словами церковного песнопения: „и даст крепость Царю нашему и благословит люди своя миром" (из концерта Бортнянского: „Утвердися сердце мое о Господе"), теперь почтим его и граждански, патриотически». В ответ на это предложение Владыки Архиерейским хором был исполнен русский национальный гимн: „Боже Царя храни", который, по желанию публики, был повторен. Нужно-ли говорить, что исполнение всех номеров программы было чрезвычайно стройное и проникновенное. Для всех любителей церковного пения концерт этот доставил высокое художественное наслаждение. Нельзя не выразить глубокой благодарности высокоталантливому регенту Архиерейского хора А.Е. Ставровскому, который ежегодно знакомит Владимирскую публику с лучшими образцами церковной музыки. Кроме Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Владимирского и Суздальского, концерт удостоили своим посещением Евгений, Епископ Муромский, господин Начальник губернии И.Н. Сазонов и несколько других высокопоставленных особ. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 1911).
«Духовный концерт, данный в зале Дворянского Собрания полным хором Архиерейских певчих под управлением А.Е. Ставровского 9 марта 1914 г. Архиерейский хор дает ежегодно духовные концерты в Великом посте. Нельзя придумать удовольствия, более приличествующего этому времени. Послушать этот хор – большое наслаждение для всякого. Не даром он собирает любителей церковного пения с разных сторон. В программу концерта 1914-го года вошли духовно-музыкальные произведения композиторов разных эпох и направлений. Обратило на себя внимание то, что новейшим композитором, произведения которых успели уже завоевать в репертуаре нашего Архиерейского хора, не без основания, почетное место, уделено сравнительно малое место. Не думаем, чтобы это знаменовало собой поворот назад, большее тяготение хора к прежним композиторам и отсутствие симпатии к новым веяниям в области музыкального творчества, тем более что А.Е. Ставровский, как истинный художник с высоким пониманием задач церковно-певческого искусства, наряду с песнопениями, крепко водворившимися в богослужебной практике, всегда уделял почетное место и новинкам церковно-певческой литературы. Просто это объяснялось какими либо случайными причинами. Концерт состоял из 2-х отделений, весьма отличных друг от друга. В состав первого вошли духовно-музыкальные произведения Бортнянского, Львова, Архангельского, Давыдова, Ланге и Чеснокова; второе состояло из произведений западной церковной музыки, написанных знаменитыми иностранными оперными композиторами. Произведения Бортнянского и Львова более или менее известны публике. Они уже завоевали почетное место на клиросе церковном. Простые и задушевные мелодии их давно нашли путь к сердцу богомольцев. Давыдов, ученик Сарти, является последователем оперно-виртуозной школы заезжих в Россию итальянцев, которые, как это ни странно, долгое время держали в своих руках судьбы русского церковного пения: «Слава в высших Богу» Давыдова, исполненное на концерте, не в состоянии пробудить особенного религиозного чувства и почти не исполняется в храме, но на концерте может иметь законное место, как характерное для той эпохи, в которую оно написано. Архангельский, известный регент и композитор, дал нам ряд композиций, весьма удобных для исполнения и чрезвычайно красивых в мелодическом и гармоническом отношениях. В своем музыкальном творчестве он является по преимуществу лириком: у него всегда очень задушевные мелодии. Печальные, чисто плачущие аккорды в его «Помышляю день страшный» исполненном на концерте, производят сильное и глубокое впечатление. В программу того же отделения было включено новое произведение давно знакомого Владимирской публике композитора Г.В. Ланге, менее удачное, чем его предшествующие труды. Из произведений новейшей школы было исполнено довольно красивое «Достойно есть» Чеснокова. Особенностью 2-го отделения является то, что духовно-музыкальные произведения исполнялись с сопровождением фортепиано. Такое сочетание вокальных и инструментальных средств, конечно, усугубляет впечатление и производит более сильный эффект. Первые 3 номера этого отделения, принадлежащие перу гениального композитора Моцарта, взяты из его «Реквием», который он дописывал уже на смертном одре. Все они носят на себе следы его могучего таланта. Слушая эти величественные звуки, вполне начинаешь понимать почему немцы назвали их «музыкой души». Особенное впечатление произвели глубоко трогательный квартет «Вострубит труба» и величественное «Sanctus». В произведениях Россини и Сен-Санса, вошедших во 2-е отделение, было тоже несколько красивых мест, но после музыки Моцарта они не могли вполне захватить слушателей. То внимание, с каким было выслушано публикой 2-е отделение концерта, свидетельствует, что интерес к подобным произведениям есть и ознакомление общества с выдающимися явлениями западной церковной музыки – дело в высшей степени почтенное. Все эти песнопения получили вполне правдивое истолкование. Исполнить их с такою легкостью, естественностью и продуманностью мог только высокоодаренный музыкант. Аккомпанировал хору с обычным ему мастерством П.А. Ставровский. В заключение хором был исполнен национальный гимн: «Боже Царя храни». Концерт удостоили своим посещением: Евгений, Епископ Юрьевский; Митрофан, Епископ Муромский; вице-губернатор Н.В. Ненароков и несколько других высокопоставленных лиц. В числе публики было много приезжих из провинции любителей церковного пения и почитателей Архиерейского хора» («Владимирские Епархиальные Ведомости», Отдел неофициальный, № 11, 15 марта 1914).
Курсы церковного пения и педагогические курсы для учащих в церковных школах Владимирской епархии (20 июня — 3 августа 1902 г.). Учебное дело на курсах велось нижеследующими лицами: инспектор курсов В.Г. Добронравов руководил занятиями по русскому языку и счислению (приглашенный для преподавания методики арифметики на курсах не мог явиться по семейным обстоятельствам); помощник инспектора курсов И.В. Соболев преподавал методику Закона Божия, ц.-славянского чтения и чистописания; регент архиерейского хора А.Е. Ставровский и учитель Владим. дух. училища Н.М. Соловьев преподавали на курсах церковное пение; первый преподавал теорию пения и обучал скрипичной игре, а второй практически проходил одноголосное и хоровое пение, руководил занятиями церковным пением в устроенной при курсах школе и управлял хором курсистов за богослужением в церкви.
Алексей Евграфович неоднократно участвовал в работе Всероссийских съездов регентов. Почтение к трудам А.Е. Ставровского проявилось на Первом Всероссийском съезде регентов церковных хоров, который проводился в июне 1908 г. в зале Синодального училища церковного пения в Москве: «Член бюро по созыву Съезда А.В. Никольский изложил мотивы, послужившие к созыву съезда и предложенную программу его занятий, объявил съезд открытым. Были произведены выборы президиума. Избранными оказались: председателем - Александр Андреевич Архангельский, товарищами председателя: Алексей Евграфович Ставровский и Алексей Николаевич Карасёв; секретарями - Емельян Михайлович Витошинский..». То есть, на Первом съезде в 1908 г. А.Е. Ставровский являлся «товарищем», то есть заместителем (фактически первым) председателя съезда. Во время Первого съезда регентов было проведено Второе общее собрание Общества взаимопомощи регентов церковных хоров. Председателем собрания 17 июня 1908 г. был избран А.Е. Ставровский. На Четвёртом Всероссийском съезде регентов (1912 г.) Алексей Евграфович вошёл в члены президиума съезда наряду с такими известными в музыкальном мире людьми, как П.Г. Чесноков (1877-1944) и В.И. Дановский.
9 ноября 1914 г. в 8 час. вечера в Народном доме Архиерейским хором под управлением регента А.Е. Ставровского дан духовный концерт, сбор с которого поступил на усиление средств Комитета, состоящего под председательством Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татианы Николаевны для оказания временно помощи пострадавшим от военных бедствий. Программа концерта состояла из двух отделений. В первом отделении исполнены: «Спаси, Господи, люди твоя» (унисон) Знаменного распева; «Блажен муж» - Киево-Печерские; «Блажени людие» - муз. Бортнянского; «С нами Бог» - Знаменного распева. Музыка А. Ставровского; «Боже, во имя Твое, спаси мя» - муз. Сапиэнца. Во втором отделении исполнены национальные народные гимны – Русский, Бельгийский, Английский, Французский, Сербский и Черногорский; «На реках Вавилонских» - муз. Гуно; «Славьте Бога в песнях хвалебных» - муз. Мегюля и «Славься, славься, наш Русский Царь» - муз. Глинки. Первое отделение концерта посетил Архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий.
За плодотворную работу на ниве музыкального образования А.Е. Ставровский был награжден в 1888 году орденом Св. Станислава 3-й степени, в 1905 — орденом Св. Анны 3-й степени, а в 1914 — орденом Св. Станислава 2-й степени. К 1914 году он имел чин коллежского асессора.
В 1920-м году отметил 50-летие своей работы в должности регента архиерейского хора.
Скончался Алексей Евграфович Ставровский уже при Советской власти 19 сентября 1921 года. 21 сентября в день Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное отпевание почившего в переполненном соборе, заупокойную службу вел викарный епископ Афанасий (Сахаров), при участии всех хоров города Владимира под управлением старейшего регента Ф.Ф. Сорокина. Многочисленные горожане и соборный хор проводили гроб до городского кладбища. Похоронен на Князь-Владимирском кладбище. На могиле был установлен массивный чугунный крест с металлической оградой.
В советские времена имя Алексея Евграфовича было предано забвению, утрачено место его могилы. И только в перестроечные времена благодаря усилиям работников Владимирского фонда культуры и поискам владимирских краеведов удалось установить место его захоронения. 5 июня 1993 г. на Старом кладбище состоялось восстановление памятника-креста на могиле регента Ставровского.
Могила Алексея Евграфовича и Петра Алексеевича Ставровских
Титульная страница издания «Песнопения Воскресного всенощного бдения древних напевов...»
Алексей Евграфович оставил после себя несколько духовно-музыкальных произведений, изданных в Москве в 1895 году: «Песнопения Воскресного всенощного бдения древних напевов, положенные в альтовом ключе на 3 голоса в простейшей гармонии» в двух выпусках (всего 260 страниц) и «Полные всенощные службы на все двунадесятые праздники, положенные на четыре голоса для смешанного хора» в 12-ти выпусках. Те и другие песнопения были допущены Св. Синодом к использованию в церковно-приходских школах, на курсах пения и в псаломщических школах, а Учебным комитетом при Св. Синоде одобрены для духовных семинарий и училищ в качестве учебного пособия. «Песнопения Воскресного всенощного бдения...» были удостоены диплома III степени на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Авторских произведений у А.Е. Ставровского было немного: это — концерт «Не имамы иные помощи», «Разбойника благоразумного...», «С нами Бог», тропарь Рождеству Христову, тропарь греческого распева и некоторые другие. Большинство других опубликованных им произведений являются переложениями древних напевов (знаменного, киевского и греческого). Первым авторским музыкальным произведением Алексея Ставровского следует считать написанный им на стихи председателя Нижегородской ученой архивной комиссии А.С. Гацисского (1838-1893) в 1889 году «Гимн основателю Нижнего Новгорода Св. Благоверному Князю Георгию Всеволодовичу». Гимн был написан к торжествам, посвященным 700-летию со дня рождения Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (1189-1238), основателя Нижнего Новгорода.
Он же заложил хорошую традицию отцов и детей в музыкальной жизни Владимира. Сейчас во Владимире есть Маркин-старший и Маркин-младший. А сто лет назад были Ставровский-старший и Ставровский-младший.
Лучшие произведения Алексея Евграфовича пережили времена «воинствующего атеизма» и до сих пор используются в церковно-музыкальной практике. В 1960-е гг. по заказу Патриархии был выпущен комплект из трёх пластинок под названием с «Песнопения Русской православной церкви». Лучший в те годы в Москве церковный хор храма иконы «Всех Скорбящих Радость» под управлением Н.В. Матвеева исполнил проверенные временем произведения русских церковных композиторов Д.С. Бортнянского, А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова и др. В числе этих записанных песнопений - «Душе моя» (кондак Великого канона) А.Е. Ставровского. Церковные хоры г. Красноярска традиционно е пользовались «Песнопениями на двунадесятые праздники» А.Е. Ставровского и продолжают их использовать на богослужениях по сей день. Архиерейский хор Покровской епархии (Саратовская митрополия) под руководством регента Светланы Хахалиной на концерте 11 апреля 2021 г. представил гостям песнопения Святой Четыредесятницы. Среди исполненных хором произведений было и несколько премьер, в их числе - «Да исправится молитва моя» в гармонизации П.И. Чайковского и кондак «Душе моя» - А.Е. Ставровского.
Училище церковного пения в губернском Владимире Образование в губернском городе Владимире Пос. Ставрово Народные, образцовые любительские коллективы Владимирской области Детская Музыкальная Школа №1 им. С.И. Танеева С.И. Танеев Роль евреев-музыкантов в культуре Владимирской губернии