Церковное пение издавна составляло предмет постоянного и заботливого внимания как церкви, так и правительства. Еще шестой Вселенский Собор 75-м правилом предписывал, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли «безчинных воплей», не вынуждали из себя не естественного крика и не вводили ничего несообразного и не свойственного церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу. Равным образом Трульский собор 74-м правилом подтвердил, что «не достоитъ пети велегласно и естество на вопль понуждати, но тихо и съ умилениемъ». Святейший Всероссийский Правительствующий Синод не однократно принимал меры к упорядочению церковного пения в церквях и иногда довольно настоятельные. Так в указе его от 20-го августа 1852 г. за № 7,747 было предписано по духовному ведомству к исполнению, чтобы «во избежание народнаго соблазна, не могли отнюдь петься въ церквахъ такия преложения, которыя не одобрены Св. Синодомъ къ употребелению, и чтобы виновные въ неисполнии сего регента подвергаемы были строжайшему взысканию и удалению отъ сихъ должностей, съ донесениемъ Св. Синоду». В таком же указе от 26-го мая 1860 г. за № 5,549, изложено Высочайшее повеление о том, что «принятие или непринятие представляемыхъ нотныхъ переложений принадлежитъ непосредственному усмотрению Св. Синода, обязаннаго наблюдать за сохранениемъ единства и древности церковныхъ напевовъ, кх которымъ привыкъ слухъ молящихся, а все распоряжения относительно клира и пения въ церквахъ принадлежатъ, по иерархическому порядку, епархиальнымъ Архиереямъ». Все указанные меры, принимаемые к упорядочению церковного пения, конечно, имели свои результаты; но вследствие различных условий и влияний они не уничтожили всего зла, внесенного в дело церковного пения влиянием светской музыки и пения. Как прежде, так и теперь, не смотря на все запрещения, в церквях городских и даже сельских поется по писанным тетрадкам, не всегда даже верным с оригиналами много духовных песнопений, не соответствующих духу истинной православной церковности, так как в них преобладает итальянский стиль, с характером светской музыки, церкви нашей не свойственной,- поется много даже таких сочинений, которые, выражаясь музыкальным языком, «бравурны» и даже крикливы, «естество на вопль понуждающия», вопреки требованиям православной церкви. Между тем издания Св. Синода, в которых заключены древние напевы православной церкви, почти оставлены без употребления, даже гласовое пение не мало пострадало от разных повреждений и изменений. Партесное пение итальянской ноты так увлекло церковных певцов, что, где бы ни существовал хор и как бы ни был беден голосовыми средствами. Он всячески силился исполнить при Богослужении, в особенности праздничном, хоть несколько песнопений по итальянской ноте. Такое положение церковного пения справедливо вызывает скорбное чувство в ревнителях церковного благолепия, жалобы и неудовольствие. Если когда, то в конце XIX века в особенности, когда, по мановению Благочестивейшего Монарха, призывающего к вере и нравственности своих подданных, Русь православная начала стряхивать разные движения и направления, навеянные ей с не православного запада, особенно благовременно обратить внимание на исправление церковного пения и остановить широкий произвол певцов в выборе нотных сочинений для употребления при богослужении в церкви, где все должно быть «по чину и уставу». Святейший Синод и не оставил этого дела без должного своего внимания: издав для духовных училищ и семинарий новые программы, которыми предписывается обстоятельно знакомить обучающихся с так называемым обиходным пением по всем Богослужебным книгам Православной церкви, уже тем самым он положил твердое основание к радикальному исправлению Богослужебного пения в храмах Всероссийской церкви. Несомненно, что воспитанники духовно-учебных заведений, получив основательное знакомство с квадратной нотой и усвоив себе древние церковные мотивы, состоя на священно-церковно-служительских местах, со временем мало по малу избавят Православную церковь от пения, не свойственного ей и не сообразного с духом и требованием ее и постепенно будут вводить то плавное, спокойное, торжественное, умилительное пение, которое целые столетия употреблялось в православной церкви. Церковно-приходские школы, в свою очередь, воспитав молодое поколение нашего города в духе православной церковности и с малолетства приучив его слух к умиленному осмогласию, доставят священно-церковно-служителям готовых певцов, из которых им уже будет легко оставить хоры для такого пения. Несомненно также, что это умилительное и исполненное благоговейных чувств церковное пение благотворно подействует на сердца православного народа и сделает его преданнее церкви и пастырям ее. Кто не приходил в умиление, слушая, например, обиходное пение в лаврах и монастырях? Какое другое пение может сравниться с пением по обиходу, например, догматиков или антифонов, по глубине чувства и силе впечатления на сердца слушателей? Умилительное и исполненное благоговейных чувств церковное пение, нам думается, благодетельно повлияет и на ослабление раскола. Обыкновенно раскольники пение, употребляемое в своих моленных, считают одним из самых действительных средств к совращению в раскол православных. И действительно, древние напевы, употребляемые в старообрядческих моленных, могут увлекать не твердых в православии, когда последние слышать в своих храмах пение, не соответствующее духу и требованиям православной церкви. Но говоря о необходимости в радикальном исправлении существующего церковного пения, нельзя сказать, что не желательны для употребления в православной церкви все без исключения так-называемые партесные сочинения, так как не всем им присущи вышесказанные недостатки и не все они лишены существенных качеств, необходимых для церковных песнопений. Там, где будут правильно организованные хоры, обладающие голосовыми средствами, даже необходимо гармонизированное пение, но только желательно, чтобы и это пение свободно было от Итальянского, католически-органного стиля, чтобы мелодии его имели основанием для себя и, так сказать, прототипом своим опять те же древне-православные мотивы. Искусство церковного пения, как и всякое другое искусство, требует и разработки, и усовершенствования. Но известно, что всякому искусству приличен свойственный его цели и назначению характер. Так как церковное пение своими мелодиями должно возбуждать настроение молитвенное, сокрушение сердечное, радость духовную, то оно всегда должно сохранять такой строй, чтобы, не развлекая молящихся, не услаждая лишь одного слуха его приятными звуками, возбуждало в нем благоговейное чувство и умиление. Такими именно свойствами в значительной степени обладают наши без искусственные древние напевы. Вследствие чего древние напевы заслуживают не только тщательного изучения, но и композиции по ним и умелой разработки. В наших церковных напевах особенно заслуживают сохранения и подражания форма их, характер церковности, умиления и задушевности, который им свойственен.
Будучи воодушевлено вышесказанным мыслям, Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и учредило училище пения в 1883 году во Владимире, при архиерейском доме (см. Открытие училища пения во Владимирском Архиерейском доме), поставив себе целью, по возможности, привести в соответствие духу и требованию православной церкви Богослужебное пение во храмах Владимирской епархии и постепенно приучить слух православного народа к тем умиленно-молитвенным мотивам, которыми по преимуществу обладают песнопения, заключенные в изданиях Святейшего Синода. Согласно задачам Братства, ученики его школы должны столь твердо изучить квадратную ноту, чтобы могли свободно читать ее и в последствии быть опытными учителями в церковно-приходских и других народных школах и руководителями небольших хоров в городских и преимущественно сельских церквях. Но, имея скромную задачу, школа пения, существовавшая при Братстве, воспитывала своих учеников так, чтобы они, твердо усвоив себе унисонное пение, могли бы гармонизировать его и по голосам, не отступая, впрочем, от мелодий подлинника в обиходах. Для чего в программу обучения в училище введены были некоторые важнейшие правила из теории пения и музыки, в следствие чего ученики были лишены некоторого знакомства и с нотой итальянской, знают термины и законы ее, а равно и употребление; сообщаются им сведения и о цифирных нотах – по руководству г. Смоленского. Независимо от пения, ученики училища обучаются игре на скрипке для того, чтобы они имели возможность в будущем с наименьшим усилием, при посредстве сего инструмента, обучать детей пению.
Уроки пения в училище нередко посещаются самим Архипастырем, который во время своих посещений испытывает учеников как в теории пения, так и в самом искусстве пения; равно и в умении их перелагать унисонную квадратную ноту на голоса и в пении этих переложений совместно с игрой на скрипке. Независимо от сего, два раза в год производятся испытания учеников обоих отделений самим Архипастырем, при участии учителей пения духовно-учебных заведений и других лиц, известных знанием церковного пения. Первое испытание бывает пред зимними каникулами, а второе – пред летними. Независимо от уроков пения, ученики училища слушают уроки по истории Богослужения. На сих уроках ученики знакомятся, между прочим, с содержанием и употреблением каждой Богослужебной книги и с историей церковных песнопений. В виду назначения большинства учащихся на должности псаломщиков, уставом училища введено в нем обучение толковому и внятному чтению. в училище еженедельно бывали уроки: 6 по пению, 2 по Богослужению и 1 по церковному чтению. Чтение и пение, между прочим, практикуется учениками и во храме во время Богослужений. Для сего ученики посещают в воскресные и праздничные дни Дмитриевский собор, где под надзором местного протоиерея, секретаря Братства, на клиросе исполняют пение, руководимое очередным из учеников, и чтение, произносимое каждым учеником поочередно. В помещении, занимаемом учениками, вычитываются ими поочередно, под надзором и руководством иеромонаха-наблюдателя, утренние и вечерние молитвы, с общим пением некоторых тропарей. Из сего краткого очерка положения училища и учебного в нем дела, кажется достаточно явствует, что Братство предусмотрело все возможное для того, чтобы приготовить в своем училище сравнительно искусных певцов и толковых чтецов. Для исполнения своей задачи оно не останавливалось пред затратами. Оно выдает годовое в 400 руб. вознаграждение учителю пения, содержит на свои средства большинство учеников, пока они обучаются в училище, снабжает их всеми нужными пособиями, безвозмездно выдает руководственные книги, скрипки, камертоны и т.п., не оставляет их без своей помощи даже по выходе из школы. В течении шестилетнего существования училища пения оно израсходовало на содержание его 7,146 руб. 75 коп. Справедливость требует сказать, что Братство, содержа училище пения, не задается какими-либо возвышенными задачами,- не ожидает, например, от своих учеников вполне искусных регентов, способных композиторов и т.п. Задача школы скромно выражена в уставе: образовать руководителей пения для приходских церквей и народных училищ Владимирской епархии, согласно уставу и преимущественно по древним напевам, употребляемым в церкви, заключающимся в книгах, утвержденных Святейшим Синодом. Бесспорно, что двухлетний курс слишком был короток для того, чтобы увеличить требования от училища. Даже для того объема, в котором шло преподавание в 1889 г., ощущалась нужда в учреждении третьего курса. В 1889 году был пятый выпуск учеников. Из 40 учеников, окончивших обучение в училище пения 7 состоят руководителями пения при городских церквях и 30 псаломщиками при городских и сельских церквях, и все они, независимо от сих обязанностей, проходят должности учителей пения в местных церковно-приходских школах и других начальных училищах городских и земских. Сверх того двое отбывали воинскую повинность и один выбыл из Владимирской епархии на родину в Курскую губернию. В учебном 1889-1890 году обучалось в училище на старшем отделении – 8 учеников, а на младшем – 7, всего же 15 учеников.
Трехмесячные курсы церковного пения, церковного чтения и церковного устава
Эти курсы получили свое начало с 1887-1888 учебного года и вызваны были следующими соображениями. Училище пения, учрежденное Братством, ежегодно выпускало незначительное число учеников, между тем как требование на псаломщические должности к церквям Владимирской епархии ежегодно бывает весьма значительно. Без предварительных практических занятий по отправлению церковного Богослужения немногие кандидаты на псаломщические должности доселе вполне обладали теми достоинствами, какие вообще желательно видеть в псаломщиках. И вот, чтобы, по возможности, избавить приходы Владимирской епархии от псаломщиков, не способных к чтению и пению, или мало знакомых с тем и другим, Его Высокопреосвященство благорассудил учредить с 1887-1888 учебного года при Братском училище пения особые курсы исключительно для лиц, готовящихся к занятию псаломщических должностей, или занимающих их. Для этих курсов выработаны Советом Братства и утверждены общим его собранием следующие правила. При училище церковного пения, учрежденном Братством Св. Александра Невского для приготовления руководителей певческих хоров при приходских церквях, открываются бесплатные курсы практического обучения лиц, готовящихся занять и занимающих причетнические должности, церковному пению, правильному чтению в церкви и церковному уставу на следующих основаниях: 1. Курсы открываются два раза в год и каждый раз продолжаются три месяца, а именно: с 15-го сентября по 15-е декабря и с 8-го января по 8-е апреля. 2. На курсы принимаются лица в возрасте не моложе 18 лет, окончившие курс Духовных Училищ, или уволенные из Духовных Семинарий; исключенные же из Духовных Училищ могут быть принимаемы на курсы лишь в том случае, если они или отбыли воинскую повинность, или имеют увольнительные свидетельства от нее. 3. По церковному пению в трехмесячный срок лицами, принятыми на курсы, имеют быть изучены следующие песнопения: А. Всенощнаго бдения. Предназначенный псалмом. «Господи помилуй» на эктениях. «Блаженъ мужъ», «Господи воззвахъ», на 8-м гласов. «Свете тихий …». Прокимны дневные. Тропарь: «Богородице Дево, радуйся», «Хвалите имя Господне», «На рекахъ Вавилонскихъ». Тропари воскресные по непорочн., на 5-й глас. «Воскресение Христово видевше» на 6-й глас. «Воскресение Христово видевше» на 6-й глас. Ирмосы воскресны. Песнь Богородице. «Преблагословенна еси Богородице», на 6-й глас. Славословие великое. «Взбранной воеводе». Б. Литургии: Иоанна Златоустаго, Василия Великого и преждеосвященных даров. Начало литургии. Прокимны на 8-м гласов. Херувимская песнь №№ 8, 9 и 12 по большому обиходу. «Достойно и праведно». «Ныне силы небесныя». «О тебе радуется». «Да исправится молитва». «Причастны …». В. Употребляемые в Св. Четыредесятницу, Страстную седмицу, двунадесятые праздники, при совершении таинств, служении молебнов, панихид и погребении усопших. 4. Для упражнения лиц, принятых на курсы, в церковном чтении, ими, под руководством учителя, имеют быть прочтены псалтирь, паремии и каноны, по избранию учителя, из праздничной и общей минеи, и из постной и цветной триоди. Чтобы принятые на курсы не только умели надлежащим образом читать Богослужебные книги, но и понимать славянскую речь, им при чтении объясняются церковные изречения, встречающиеся и слышимые в каждодневном Богослужении. 5. Церковный устав принятые на курсы будут изучать практически, во время церковных Богослужений, которые они обязаны посещать ежедневно в Кафедральном соборе и Крестовой церкви архиерейского дома, по недельной очереди. 6. Принятые на курсы, при окончании трехмесячного времени, подвергаются испытанию в пении, чтении и знании церковного устава. 7. Испытание производится членом Совета Братства, при участии ключаря кафедрального собора, уставщика архиерейского дома, регента архиерейского хора и учителей пения Духовной Семинарии и Духовных училищ. 8. Ученикам, успешно выдержавшим испытание, выдаются от Совета Братства свидетельства. Не успевшие в течении трех месяцев могут быть оставляемы на повторительный курс. 9. Оказавшие удовлетворительные успехи на курсах будут считаться кандидатами на причетнические места. 10. Принятые на курсы должны содержаться во время обучения на свои средства; но тем из них, которые не в состоянии будут содержаться на свои средства, Братство Св. Александра Невского, по удостоверении в недостаточности их, будет оказывать возможное пособие. 11. На курсы могут поступать для обучения и штатные псаломщики для усовершенствования в пении и чтении. Временем обучения псаломщиков назначается преимущественно первый трехмесячный срок (с 15-го сентября по 15-е декабря). Труды по обучению пения учеников, принятых на курсы, принял на себя учитель училища пения, который и преподает ежедневно по окончании поздней литургии в крестовой церкви архиерейского дома. Ежедневно же после вечерни в классной комнате обучающиеся на курсах приготовляют уроки пения, данные им учителем к следующему дню, под руководством двоих очередных учеников старшего отделения училища пения. Обучение чтению и уставу предоставляется одному из монашествующих архиерейского дома, по назначению Его Высокопреосвященства. В 1889 г. 15-го декабря имеет быть пятый выпуск обучающихся на курсах. Число желающих обучаться пению с каждыми курсами возрастает более и более. Будучи открыты в 1887 году для 5 лиц, пожелавших обучаться пению, они теперь имеют 12 учеников. Всех же прошений к 15-му сентября 1889 г. поступило в Совет Братства от 18 лиц. Отказ в принятии 6 лицам основывался на не соответствии их возраста или образования с изложенных во 2-м параграфе Правил о курсах. Всего обучавшихся пению на курсах, в течение двухлетнего существования их и сдавших удовлетворительно испытание, было 32 человека. Все они заняли места псаломщиков.
По случаю ремонтировки храма и прежнего Братского помещения, училище пения занято книгами Братского склада и Братской библиотеки, за неимением в монастыре других свободных помещений, посему в наступающем учебном 1896 — 97 году в училище пения приема желающих обучаться — не будет. Прием же желающих обучаться на курсах пения будет 27-го сентября.
«Учителя школы при Братстве: церковного пения – кол. рег. Алексей Евграфович Ставровский; по церк. чтению и уставу – иером. Андрей; по церк. чтению – свящ. Скорбященской церкви Павел Васильевич Ильинский; по пчеловодству – диак. Георгиевской церкви Алексей Ефимович Протопопов» (Список лиц, служащих во Владимирской губернии. 1899).
В 1902 году (20 июня — 3 августа 1902 г.) в г. Владимире по распоряжению Училищного при Св. Синоде Совета учреждены временные курсы церковного пения для учащих в церковных школах Владимирской епархии.
Курсы для учащих в церковных школах Владимирской епархии
Вследствие ходатайства Владимирского Владимирского Епархиального Училищного Совета Училищным при Св. Синоде Советом разрешено устроить временные певчие курсы для учащих в церковных школах Владимирской епархии и отпущены на расходы по курсам необходимые средства в размере 3300 руб. На курсы вызваны 80 учителей и учительниц церковных школ из всех уездов в епархии. 30 июня 1913 года курсы были открыты и с 1-го июля начались правильные учебные занятия. Перед открытием курсов в упраздненного Богородицком при духовной семинарии храма был совершен молебен Спасителю, Божией Матери и Владимирским Чудотворцам. Молебен совершал председатель Епарх. Училищного Совета Преосвящ. Евгений, Епископ Юрьевский, в сослужении с о. ректором семинарии прот. П.П. Борисовский, председателем Владимирского Отделения Совета прот. М.И. Добротворским, членами отделения прот. М.А. Сперанским, священниками: о. М.И. Авроровым, о. А. Благовещенским и экономом семинарии о. И. Успенским. За молебном в храме присутствовали инспектор курсов, преподаватели и др. приглашенные лица; пел хор учителей и учительниц. Перед началом молебна Владыка обратился к вызванным на курсы учителям и учительницам с назидательным словом о значении пения в религиозной жизни человека вообще, о пении в церкви ветхозаветной и новозаветной, об основном характере православного церковного пения, которое возвышать нашу душу к Богу, вызывать молитвенное настроение, а не ласкать только наш слух красивой мелодией и гармонией. В заключение Владыка призывал слушателей потрудиться в деле научения подрастающего поколения православного русского народа истовому церковному пению. Молебствие закончилось обычным многолетием. После молебна все направились в зал семинарии. Здесь Преосвященный объявил курсы открытыми, а вслед за сим Епархиальный наблюдатель, как инспектор курсов, выяснил характер и особенности предстоящих занятий на курсах, указал насколько важно и ценно в целях и религиозного и эстетического воспитания правильное обучение пению в нашей народной школе и призывал слушателей с должным вниманием и усердием отнестись к предстоящим занятием. По окончании речи инспектора курсов Владыка посетил столовую, где обедали учителя и учительницы, осмотрел отведенное в здании семинарии учительницам помещение. Вечером 30 июня было произведено предварительное испытание по пению с целью распределения собравшихся на группы. Учебные занятия на курсах происходят в здании семинарии, здесь же помещены и учительницы, а учителям помещение отведено в здании образцовой при семинарии школе. 15 июля – после молебна Преосвященный был на уроке пения в старшей группе у А.Е. Ставровского. 16 июля Преосвященный Евгений был на уроке хорового пения у П.А. Ставровского.
«1-го сентября откроются музыкальные классы Кавериной-Селивановой, подача заявлений с 25-го августа» («Известия Вл. Г.В.Исп. К-та», №131, 26-го августа 1917). «23-го июля 1922 г. зал бывш. мужской гимназии был переполнен!.. Причина — устроенный религиозный концерт («ораторный» — как назвали его последователи «классического» церковного пения), составленный из: «Ныне отпущаеши» или «От юности моея»! Выступивший перед началом концерта дирижер Н. Архангельский рекомендовал «ораторный» концерт, как демонстрирование перед глазами и ушами публики (кстати, состоявшей из длиннобородых стариков с впалой грудью от непрестанного вздыхания о «добром старом времени», отдельных эпох развития «классического» церковнопения; начал с «итальянского духа» в наших церковнопениях, упомянул Глинку и кончил собой,— своим авторским «Я»... Все это хорошо, милостивый господин Архангельский! Но подумали ли вы (вместе с вами и ГПУ), что этот концерт — лишний фактор нелепых мыслей в головах обывателей, искренне верующих, что завтра за утренней обедней будут в церкви молиться о здоровье Ленина!?.. Уполитпросвет!— Это не культурно-просветительная работа! Почему концертом заинтересовалась бывшая аристократия г. Суздаля и секретно от епископа Василия присутствовал поп!?» («Призыв», 8 августа 1922).
«ДУХОВНЫЙ ГАСТРОЛЕР» (Суздаль). В нашем городе есть так называемый духовный режиссер — регент гр-н Архангельский, который не так давно организовал из советских служащих хор. Вскоре он стал приступать и к работе, развертывать деятельность. Благо в это время по деревням начались престолы. Приглашают раз его в село Коровники, в церкви попеть... Что-же… можно. Вот условие: по пуду муки ржаной и по полпуду пшеничной на брата. Что-же делать?- подумали мужички и дали. Огреб Архангельский за «святые песнопения» 10 пуд. ржи, да 3 пшеничной. И возвратился восвояси в город. Крестьяне села Коровники, ответьте — кто в накладе остался? Пора бросить растрату хлеба всяким «божьим гастролерам», пора одуматься!» («Призыв», 29 декабря 1922).
30 сентября (по новому стилю) 1912 года в городе Владимире открылась частная музыкальная школа, первая и долгое время единственная во Владимирской губернии. Основателем был выпускник Московской консерватории Петр Алексеевич Ставровский, уроженец г. Владимира… В 1956 году Владимир отмечал 100-летие со дня рождения выдающегося русского композитора С.И. Танеева - с тех пор школа носит его имя (см. Владимирская детская музыкальная школа № 1 имени С. И. Танеева).