Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
12:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [399]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Петр Алексеевич Ставровский

Алексей Евграфович Ставровский

24 февраля/7 марта 1848 года родился Алексей Евграфович Ставровский – выдающийся владимирский музыкант, педагог, композитор, регент кафедрального Успенского собора.
Сыну псаломщика из села Ставрово Алексею Ставровскому было суждено более полувека руководить главным церковным хором Владимирской губернии! Алексей Ставровский окончил Владимирское духовное училище, Московское синодальное училище церковного пения и Владимирскую духовную семинарию.
Хор Ставровского во Владимире исполнял древние песнопения, лучшие произведения Бортнянского, Турчанинова, Львова. А также - Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова. Из западных композиторов - Генделя, Россини, Моцарта, Сен-Санса. Сам регент был автором произведений для хора, в том числе «Гимна основателю Нижнего Новгорода святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу».
Так что классические хоры Эдуарда и Артема Маркина в конце XX и начале XXI века – это уже вторая высокая волна хоровой культуры Владимира. Вначале был Алексей Ставровский и его хор Успенского собора, который еще называли архиерейским или просто – хором Ставровского.
И хор был настолько влиятелен, что даже красный командир, генерал-полковник Николай Соколов-Соколенок в своей автобиографической книге «По путевке комсомольской» не мог не упомянуть, что до революции и комсомола он пел в архиерейском хоре Ставровского.
А энергии Ставровского хватало и на преподавание музыки почти во всех учебных заведениях Владимира! При этом уже в статусе корифея и знаменитости он продолжал играть альтистом в любительском оркестре города.

«Духовный концерт, данный в зале Дворянского Собрания полным хором Архиерейских певчих под управлением А.Е. Ставровского 9 марта 1914 г. Архиерейский хор дает ежегодно духовные концерты в Великом посте. Нельзя придумать удовольствия, более приличествующего этому времени. Послушать этот хор – большое наслаждение для всякого. Не даром он собирает любителей церковного пения с разных сторон.
В программу концерта 1914-го года вошли духовно-музыкальные произведения композиторов разных эпох и направлений. Обратило на себя внимание то, что новейшим композитором, произведения которых успели уже завоевать в репертуаре нашего Архиерейского хора, не без основания, почетное место, уделено сравнительно малое место. Не думаем, чтобы это знаменовало собой поворот назад, большее тяготение хора к прежним композиторам и отсутствие симпатии к новым веяниям в области музыкального творчества, тем более что А.Е. Ставровский, как истинный художник с высоким пониманием задач церковно-певческого искусства, наряду с песнопениями, крепко водворившимися в богослужебной практике, всегда уделял почетное место и новинкам церковно-певческой литературы. Просто это объяснялось какими либо случайными причинами.
Концерт состоял из 2-х отделений, весьма отличных друг от друга. В состав первого вошли духовно-музыкальные произведения Бортнянского, Львова, Архангельского, Давыдова, Ланге и Чеснокова; второе состояло из произведений западной церковной музыки, написанных знаменитыми иностранными оперными композиторами. Произведения Бортнянского и Львова более или менее известны публике. Они уже завоевали почетное место на клиросе церковном. Простые и задушевные мелодии их давно нашли путь к сердцу богомольцев. Давыдов, ученик Сарти, является последователем оперно-виртуозной школы заезжих в Россию итальянцев, которые, как это ни странно, долгое время держали в своих руках судьбы русского церковного пения: «Слава в высших Богу» Давыдова, исполненное на концерте, не в состоянии пробудить особенного религиозного чувства и почти не исполняется в храме, но на концерте может иметь законное место, как характерное для той эпохи, в которую оно написано. Архангельский, известный регент и композитор, дал нам ряд композиций, весьма удобных для исполнения и чрезвычайно красивых в мелодическом и гармоническом отношениях. В своем музыкальном творчестве он является по преимуществу лириком: у него всегда очень задушевные мелодии. Печальные, чисто плачущие аккорды в его «Помышляю день страшный» исполненном на концерте, производят сильное и глубокое впечатление. В программу того же отделения было включено новое произведение давно знакомого Владимирской публике композитора Г.В. Ланге, менее удачное, чем его предшествующие труды. Из произведений новейшей школы было исполнено довольно красивое «Достойно есть» Чеснокова.
Особенностью 2-го отделения является то, что духовно-музыкальные произведения исполнялись с сопровождением фортепиано. Такое сочетание вокальных и инструментальных средств, конечно, усугубляет впечатление и производит более сильный эффект. Первые 3 номера этого отделения, принадлежащие перу гениального композитора Моцарта, взяты из его «Реквием», который он дописывал уже на смертном одре. Все они носят на себе следы его могучего таланта. Слушая эти величественные звуки, вполне начинаешь понимать почему немцы назвали их «музыкой души». Особенное впечатление произвели глубоко трогательный квартет «Вострубит труба» и величественное «Sanctus».
В произведениях Россини и Сен-Санса, вошедших во 2-е отделение, было тоже несколько красивых мест, но после музыки Моцарта они не могли вполне захватить слушателей.
То внимание, с каким было выслушано публикой 2-е отделение концерта, свидетельствует, что интерес к подобным произведениям есть и ознакомление общества с выдающимися явлениями западной церковной музыки – дело в высшей степени почтенное.
Все эти песнопения получили вполне правдивое истолкование. Исполнить их с такою легкостью, естественностью и продуманностью мог только высокоодаренный музыкант.
Аккомпанировал хору с обычным ему мастерством П.А. Ставровский.
В заключение хором был исполнен национальный гимн: «Боже Царя храни».
Концерт удостоили своим посещением: Евгений, Епископ Юрьевский; Митрофан, Епископ Муромский; вице-губернатор Н.В. Ненароков и несколько других высокопоставленных лиц. В числе публики было много приезжих из провинции любителей церковного пения и почитателей Архиерейского хора» («Владимирские Епархиальные Ведомости», Отдел неофициальный, № 11, 15 марта 1914 г.).

9 ноября 1914 г. в 8 час. вечера в Народном доме Архиерейским хором под управлением регента А.Е. Ставровского дан духовный концерт, сбор с которого поступил на усиление средств Комитета, состоящего под председательством Ее Императорского Высочества Великой Княжны Татианы Николаевны для оказания временно помощи пострадавшим от военных бедствий.
Программа концерта состояла из двух отделений. В первом отделении исполнены: «Спаси, Господи, люди твоя» (унисон) Знаменного распева; «Блажен муж» - Киево-Печерские; «Блажени людие» - муз. Бортнянского; «С нами Бог» - Знаменного распева. Музыка А. Ставровского; «Боже, во имя Твое, спаси мя» - муз. Сапиэнца. Во втором отделении исполнены национальные народные гимны – Русский, Бельгийский, Английский, Французский, Сербский и Черногорский; «На реках Вавилонских» - муз. Гуно; «Славьте Бога в песнях хвалебных» - муз. Мегюля и «Славься, славься, наш Русский Царь» - муз. Глинки.
Первое отделение концерта посетил Архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий.

Скончался Алексей Евграфович Ставровский уже при Советской власти в 1921 году.
Он же заложил хорошую традицию отцов и детей в музыкальной жизни Владимира. Сейчас во Владимире есть Маркин-старший и Маркин-младший. А сто лет назад были Ставровский-старший и Ставровский-младший.

См. Василий Евграфович Ставровский - брат Алексея Евграфовича Ставровского, диакон Ковровского храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.
См. Училище церковного пения в губернском Владимире.

Петр Алексеевич Ставровский

Петр Алексеевич родился 27 июня 1887 года в семье Алексея Евграфовича Ставровского, просвещенного музыканта и талантливого регента Архиерейского хора Свято-Успенского кафедрального собора. С детства он был окружен заботой матери – Веры Леонидовны и старшей сестры – Марии. Мальчик рано обнаружил тяготение к музыке и тонкий музыкальный слух.


Петр Алексеевич Ставровский

В 1898 году П. Ставровский поступил во Владимирское духовное училище, а в 1903 году стал студентом Владимирской семинарии. В семинарии он обучался пению у Федора Васильевича Радиксона, имевшего аттестат Придворной певческой капеллы, и у Николая Михайловича Соловьева – знатока церковного пения. Отец учил его игре на скрипке и дирижированию. Петр прекрасно пел, присутствовал на репетициях архиерейского хора у своего отца, помогал певчим с разучиванием партий.
С 1906 года имя П. Ставровского постоянно упоминается во «Владимирских епархиальных ведомостях» как организатора и активного участника концертов в семинарии: «Все номера программы исполнены были вполне удовлетворительно, особенно хоровые под руководством воспитанника 3 класса Петра Ставровского... из лиц, наиболее потрудившихся в устройстве музыкального, нужно отметить воспитанника П. Ставровского, который дирижировал хором и весьма умело аккомпанировал певцам».

В 1907 году Петр поступает в Московскую консерваторию на две специальности – теория музыки и тромбон. В своем заявлении он указывает учителей, которые ему помогали готовиться к поступлению. Он пишет, что обучался игре на фортепиано и изучал теорию музыки у своего отца, Алексея Евграфовича, брал частные уроки у священника Д.В. Аллеманова и готовился к экзамену летом у Н.К. Толстякова. Будучи студентом консерватории, Петр Алексеевич постоянно приезжает во Владимир, помогает отцу, принимает участие в семинарских концертах. Владимирские Епархиальные ведомости отмечают: «Во владимирской духовной семинарии лет уже 5-6 как устраиваются питомцами музыкально-литературные вечера и концерты... Особенно удались хоровые номера... Аккомпанировал солистам, разумеется, прекрасно, бывший воспитанник семинарии, а ныне студент Московской консерватории П.А. Ставровский, специально приехавший на концерт из Москвы». В 1908 году на семинарском концерте было исполнено хоровое произведение «Русь», сочиненное П. Ставровским.

В мае 1912 года он окончил консерваторию по педагогическому отделению класса теории музыки и получил звание свободного художника. В архивном отделе московской консерватории сохранилась копия его диплома. После окончания консерватории Ставровский вернулся в родной город, где его ждала семья – жена Мария Григорьевна и сын Арсений. Он женился, будучи студентом, в 1909 году, а в 1910 у молодой четы родился сын.

В государственном архиве владимирской области сохранился документ от 6 октября 1913 года – прошение на имя архиепископа Владимирского и Суздальского Николая, в котором он подробно рассказывает о себе и просит определить его на вакантную должность учителя пения во владимирскую семинарию: «По окончании в 1911 году курса Московской Императорской консерватории со званием свободного художника в июне месяце определен помощником регента владимирского архиерейского хора. В том же июне месяце преподавал пение на курсах учителей земских школ. В июле 1911 года преподавал церковное пение и игру на скрипке на курсах учителей церковно-приходских школ. С августа месяца 1911 года преподаю пение в Частной женской гимназии Л.М. Давыдовой и на педагогических курсах при Городском училище. С сентября 1912 года состою учителем пения в Реальном училище.

В 1912 году открыл собственную частную Музыкальную школу (предметы: фортепиано, скрипка, теория, пение - сольное и хоровое) по программе младшего отделения консерватории». Можно только удивляться энергии молодого музыканта, который так преданно и самозабвенно относился к своей профессии.
Объявления о приеме в школу начали печататься в газете "Старый Владимирец" с 31 мая 1912 года. Первоначально музыкальная школа располагалась по улице Большой, в доме Бережкова (на месте современного дома № 88 по ул. Б. Московской). Преподаватели: Финклштейн и Кондратьев П.В. по классу фортепиано, Иванский и Чижевский Е.С. по классу скрипки, Ляхович А.П. по классу вокала. В школе Ставровского учились молодые люди и барышни из хороших семей – дворянских, купеческих, мещанских. Город был "помешан" на образовании, в том числе и музыкальном. Учиться в музыкальной школе Ставровского означало принадлежать к определенному уровню культуры. Показателей же культуры было два – искусство и образование. По непроверенным данным дом, в котором первоначально располагалась школа, сгорел. Школа переехала в дом наследников А.А. Кузнецова (дом № 44 по ул. Б. Московской). Там располагалось Благотворительное общество.

Первый концерт музыкальная школа провела уже в декабре 1912 года в зале общества "Ясли". В газете "Старый владимирец" от 22 декабря отмечается: "В музыкальной школе П.А. Ставровского 20 декабря в зале помещения «Ясли» был устроен первый открытый ученический вечер-концерт учеников музыкальной школы П.А. Ставровского. Программа вечера была составлена разнообразно: пение сольное, хор, игра на скрипке, рояле. Перед публикой прошли как начинающие ученики и ученицы, так и опытные исполнители. Исполнение программы произвело на публику, которой было очень много, очень хорошее впечатление". Учащиеся обеих гимназий, мужской и женской, получившие в своих учебных заведениях начальное музыкальное образование, с легкостью влились в число учеников частной музыкальной школы, и 19 декабря 1913 года концерт учащихся прошел уже в зале Дворянского собрания. Программа концерта была посвящена памяти великого русского композитора П.И. Чайковского и состояла из его произведений.

7 декабря 1914 г. Архиепископ Алексий и Евгений, Епископ Юрьевский, присутствовали при открытии Владимирского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества. После молебна Его Высокопреосвященство приветствовал открытое учреждение глубоко назидательной речью о содержании истинного искусства. Искусство делает таковым заключающаяся в творчестве идея. Идея – душа искусственного создания. Чем возвышенннее идея, тем возвышеннее искусство, ее воплощающее в своем творчестве. Главным источником идей служит религия. Христианская религия – самая возвышенная. Истинное искусство одухотворяется христианскими идеями. В благословении открытому учреждению Его Высокопреосвященство передал св. образ. После речи состоялось концертное отделение учеников музыкальной школы свободного художника П.А. Ставровского.

В 1914 году частная музыкальная школа преобразуется в музыкальные классы при Императорском русском музыкальном обществе (ИРМО) и вновь переезжает. На третьем этаже каменного дома госпожи Вострухиной (дом № 26 по Большой Московской улице) было несколько просторных классов с роялями, кабинет директора, концертный зал с эстрадой и концертными роялями фирмы Беккер.


Преподаватели и учащиеся музыкальных классов при ИРМО, 1914 год

Для Владимира открытие отделения ИРМО явилось важным событием. Об этом мечтал Петр Алексеевич, открывая свою частную школу. В городе музыкальные классы все равно по-прежнему называли школой Ставровского. «В нашем городе П.А. Ставровского знали и как регента, дирижера, и как блестящего пианиста, и как композитора, лектора, организатора. Самообладание, умение принять на себя ответственность, отсутствие какого-то высокомерия, снобизма, искренняя радость и восхищение талантливостью окружающих людей – это неотъемлемая характеристика провинциального просветителя». Музыкальная школа Ставровского стала центром городской культурной жизни.

25 октября 1917 года к власти пришла партия большевиков, задумавшая переделать весь русский мир, разрушив прежние нравственные, духовные, материальные ценности. Анна Ахматова вспоминает: "Сыпняк, голод, расстрелы, сырые дрова, опухшие до неузнаваемости люди". Рушился мир, и с ним рушились привычные человеческие ценности, воспитанные христианством и жизнью в обществе: любовь к ближнему, милосердие, защита слабых, уважение к старшим. Не стало Императорского музыкального общества и музыкальных классов при нем. В помещении школы открылась Народная консерватория, обещающая дать бесплатное музыкальное образование всем желающим. Консерваторию возглавил Совет, председателем которого был избран В.С. Калинин – хоровой дирижер, известный в городе музыкант. П. Ставровский был назначен новой властью инструктором подотдела искусств Владимирского губернского отдела народного образования. Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться Петру Алексеевичу (ведь его лишили любимого "детища", музыкальной школы), он продолжает активно работать и из учеников музыкальной школы организует симфонический оркестр и хор. С молодыми музыкантами П. Ставровский выступает в саду физической культуры (бывший Пушкинский бульвар), на станции Владимир, в госпиталях. В газете «Призыв» сообщается: «17 июля 1920 года в саду физической культуры состоялся концерт в пользу жертв белого террора. Концерт был исполнен хором и симфоническим оркестром под управлением тов. Ставровского. Несмотря на сторублевую плату за вход в сад, число желающих слушать концерт было настолько велико, что часть вечера гражданам пришлось провести в хвостах к окошечку кассы.

С конца 20-х годов в Советской России, по мнению большевиков, усилилась классовая борьба. Все неудачи в строительстве нового социалистического общества списывали на внутренних врагов. Все, кто по рождению не принадлежал к рабоче-крестьянскому классу, были под подозрением. В стране начались процессы над врагами народа, вредителями, которые якобы мешали продвижению страны вперед к новому светлому будущему. На самом деле уничтожали цвет нации: образованные, умные, талантливые люди, выбивающиеся из серой массы, попали в этот страшный "жернов". Составлялись расстрельные списки на количество обнаруженных "врагов". Образованный, талантливый П. Ставровский не вписывался в окружающую его жизнь. В это страшное время нелегко было неординарным людям, ведь им приходилось скрывать свои мысли, чувства, следить за речью. Впрочем, следить за речью надо было всем. Любое неосторожное слово, сказанное среди людей, грозило лагерем, тюрьмой и даже расстрелом. Петру Алексеевичу пришлось часто менять место работы. Своей неординарностью он, видимо, многим мешал.

В архивной справке УКГБ по Горьковской области приведены места работы П.А. Ставровского после его отъезда из Владимира: с 1918 по 1926 год – хормейстер в театре музыкальной драмы в Москве, хормейстер и дирижер в Большом Театре; с 1926 по 1928 год – дирижер в Харьковском оперном театре. Далее работал в Днепропетровске, снова в Харьковской областной опере, затем в Виннице и до 1935 года в оперном театре в Одессе. В начале 1936 года стал работать дирижером в театре оперы и балета в городе Горьком. Но где бы ни был Петр Алексеевич, он неизменно возвращался во Владимир. Используя свои связи и знакомства в Москве, приглашал во Владимир лучших музыкантов. По его инициативе 24 августа 1923 года во владимирском городском театре прозвучала опера "Пиковая дама", пели знаменитые певцы того времени – Великанов и Щур. В 1924 году в камерном концерте выступили артисты московских театров – А. Цветаев и Е. Вешняя. В августе 1927года во Владимире прошли гастроли Большого академического театра. В объявлении указывалось: «Во вторник, 2 августа, в гортеатре устраивается большой концерт с участием артистов Большого государственного академического театра. Выступают артисты этого театра – Стрельцов (тенор), Бубенцов (бас) и кто-нибудь еще (точно не решено) из следующих трех певиц: Матовой, Жуманской и Годзинской. В концерте примет участие рассказчица Ольга Третьякова. В программу входит также балет. У рояля – хорошо известный владимирцам Ставровский». В 1928 году выступали: струнный квартет им. Глазунова, вокальный квартет им. Мусоргского, знаменитый скрипач, профессор Анатолий Микули.

17 декабря 1937 года в городе Горьком Петра Алексеевича Ставровского арестовали по обвинение в шпионской деятельности в пользу буржуазной Польши и приговорили к высшей мере наказания. 27 января 1938 года его расстреляли. «Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 17 марта 1956 года постановление Народного комиссара внутренних дел от 12 января 1938 года отменено и дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления».

Петр Алексеевич Ставровский вошел в историю как выдающийся, музыкант, педагог, создатель первой во Владимире музыкальной школы. Он без остатка отдавал всего себя музыкальному искусству и просвещению. Из школы Ставровского вышли такие знаменитые музыканты, как Красовский Сергей Александрович, Соловьев Михаил Алексеевич (певцы и солисты Большого театра СССР), Владимир Лапшин (артист театра им. Станиславского и Немировича-Данченко), Петров Николай Николаевич (концертмейстер Большого Театра СССР). А сколько вырастил Петр Алексеевич музыкантов-любителей, не расстававшихся с музыкой всю жизнь!

"Научно-педагогический танеевский музыкальный Альманах (1/2015)
Автор: Г.Е. Колобовникова
Образование в губернском городе Владимире
Ставрово.
Народные, образцовые любительские коллективы Владимирской области
Детская Музыкальная Школа №1 им. С.И. Танеева

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (16.04.2016)
Просмотров: 261 | Теги: учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика