Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
04:07
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Алексий (Дородницын) архиепископ Владимирский и Шуйский

Алексий III (Дородницын) архиепископ Владимирский и Шуйский

Николай (Налимов) с 23 июня 1906 г. по 13 июля 1914 г. – архиепископ Владимирский и Суздальский.
13 июля 1914 г. в 5-м часу утра скончался Николай, архиепископ Владимирский и Суздальский, в гор. С.-Петербурге, и управление епархией до прибытия нового Епископа поручено Святейшим Правительствующим Синодом преосвященному Евгению, епископу Юрьевскому.

Алексий III (Дородницын) с 20 июля 1914 г. по 24 марта 1916 г. – Архиепископ Владимирский и Суздальский.

Архиепископ Алексий, в мире Анемподист Яковлевич Дородницын, сын диакона Екатеринославской губернии, родился 2 ноября 1859 года. По окончании курса в Московской духовной академии со степенью кандидата богословия.
В 1886 г. назначен преподавателем Херсонского духовного училища. В 1891 г. удостоен степени магистра богословия за сочинение «Церковно-законодательная деятельность Карла Великаго», М. 1889 г. в своей диссертации автор дал полную и обстоятельную картину галло-франкской церкви при Карле Великом; книга написана языком живым и легким.
В 1892 г. определен миссионером Херсонской епархии и затем помощником смотрителя Бахмутского духовного училища. В 1893 г. перемещен на должность Екатеринославского епархиального миссионера. В 1901 г. назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии. В 1902 г. пострижен в монашество; 15 марта рукоположен в иеромонаха и 7 апреля определен инспектором Ставропольской духовной семинарии. В 1903 г. назначен ректором Литовской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита.
10 мая 1904 г. последовало Высочайшее повеление о бытии архимандриту Алексию Епископом Сумским.
18 июля 1905 г. Епископ Алексий перемещен на кафедру Епископа Елисаветградского, второго Викария Херсонской епархии и 27 августа на кафедру Епископа Чистопольского, первого Викария Казанской епархии.
5 сентября 1905 г. назначен Ректором Казанской духовной академии. 29 марта 1910 г. утвержден в степени доктора церковной истории за сочинение «Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия», Казань, 1909 г.
17 января 1912 г. последовало назначение Епископа Алексия Епископом Саратовским и Царицынским. На Саратовской кафедре Владыка пробыл 2.5 года.
Кроме перечисленных капитальных трудов Алексию принадлежит много других, преимущественно миссионерского-полемического характера, таковы: «Письма о штундистах» (1884 г.), «О значении для православия просветительной деятельности свв. Кирилла и Мефодия» (1885 г.), «Шалопутская община» (М. 1891 г.), «Немецкие миссионеры баптизма на юге России» (1893 г.), «Чем вреден штундизм для церкви и государства», «Опыт противоштундистского катихизиса» (1899 г.), «Южно-русский баптизм, известный под именем штунды» (Ставрополь, 1903 г.), «Византийские церковные мистики XIV века» (Казань, 1906 г.) и др.
На всех местах своего прежнего служения Алексий проявил энергичную деятельность по благоустроению епархиальной жизни, был строгим поборником правды и закона и учительнейшим иерархом своих пасовых.

Император 30 июля 1914 года «Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии Епископу Саратовскому Алексию Архиепископом Владимирским и Суздальским».
С 19-го по 24-е августа в гор. Владимире состоялся Епархиальный съезд духовенства. Председателем Съезда был избран священник Ковровской Феодоровской церкви Н.А. Преображенский.

Разнесшийся в гор. слух о широкой Архипастырской деятельности Владыки Алексия, о его трудах в деле миссии, о его любви к церковности и церковному порядку расположил население гор. Владимира к радостной встрече своего нового Архипастыря. Видимо, и Владыка, Высокопреосвященнейший Алексий, еще не видя Владимира, полюбил город и Кафедральный собор; он в день храмового соборного праздника, 15 августа, удостоил духовенство и город поздравительной телеграммы. 24-го августа, ночью, ключарь собора отправился на встречу Высокопреосвященнейшему Алексию в гор. Нижний-Новгород.
26-го августа 1914 г. с дневным трехчасовым поездом прибыл в г. Владимир Высокопреосвященный Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский. Звон во всех церквях города возвестил о приближении поезда к Владимиру. На вокзале Алексий был встречен Викариями Владимирской епархии, Начальником губернии, Городским головой, представителями от духовенства и других сословий. Владыка обратился к присутствующим с краткой речью, в которой благодарил собравшихся за встречу, просил принять его с доверием, обещая с совей стороны снискать любовь своей новой паствы, и в заключение преподал святительское благословение городу и его обитателям. Присутствовавшие пропели «ис полла эти. Деспота».
С вокзала Высокопреосвященнейший Алексий направился в Кафедральный собор. К этому времени в собор собралось все духовенство гор. Владимира и, облачившись в ризы, стало в два ряда от западных дверей. При входе Владыки в собор, архиерейскими певчими пропета была стихира: «от восток солнца и до запад», во время исполнения которой Алексий облачился в мантию. Кафедральный протоиерей П.П. Евгенов приветствовал Владыку следующей речью:
«Ваше Высокопреосвящество, Высокопреосвященнейший Владыко! Пред Вами храм знаменитый своею древностию. Он построен св. благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским, который на благоустройство и благоукрашение его не щадил своей государственной казны, а потому он является историческим памятником тогдашнего искусства в деле архитектуры, зодчества и стенописи.
В последующее время, в течение семи с половиной веков, он много пострадал от нападения врагов, пожаров и других разрушительных стихийных действий. Но был реставрирован снаружи и внутри и приведен в тот вид, какой имел во дни державного своего строителя.
Ваше Высокопреосвященство!
Перед Вами храм знаменитый своею святынею. В нем от лет древних свято хранятся чудотворные иконы Владимирской Божией Матери, Максимовской Божией Матери, Знамения Божией Матери и др. В нем нетленно почивают честные мощи св. благ. Великих князей Георгия, Андрея и Глеба, Владимирских Чудотворцев. В нем все священно, от святилища алтарного до входных дверей, от восходных палат до соборного праха; в нем все омыто слезами и омочено кровью ратоборцев земли русской; в нем все свидетельствует о подвигах веры и благочестия, которыми обессмертили себя наши предки в годину испытания; в нем все напоминает о великом прошлом, о страшных временах Батыя, Ордынского царевича Талыча, когда храм наш был разграблен и сожжен, когда жители гор. Владимира в нем беспощадно предавались огню и мечу.
Ваше Высокопреосвященство! Перед Вами пастыри и пасомые Владимирской паствы. Пастыри полны сил и энергии, чтобы трудиться на ниве Христовой во славу имени Божия и во спасения ближних. Пасомые помнят благочестие предков, веру отцов, питают любовь ко св. церкви и послушание ее служителям. Те и другие собрались, чтобы от избытка чувств, с молитвой на устах и с любовью в сердце принести новому Архипастырю истинно – сыновний привет. Верим, что в настоящий торжественный час вместе с ними приветствует Ваше Высокопреосвященство собор святителей Владимирской церкви, от первых епископов Луки, Симона и Митрофана, восприявшего в сем храме мученическую смерть с великой княгиней Агафиею во дни нашествия Батыя. Верим, что в настоящий торжественный час вместе с нами приветствует Ваше Высокопреосвященство сонм великих князей и княгинь, которые положили живот свой за веру, Царя и Отечество и которые похоронены в сем храме.
Да будет благословленно вхождение Твое в сие вековое святилище, богодарованный нам Архипастырь».
По окончании речи Архиепископ Алексий приложился ко кресту, окропил себя святой водой и во время пения «Достойно есть» прикладывался к местным иконам и святым мощам. После краткой эктении «Помилуй нас, Боже» и отпуста Архипастырь обратился к собравшейся пастве с глубокопрочувствованной, горячей речью. В своей речи Владыка прежде всего указал на то, что он не без смущения вступает на древнюю Владимирскую кафедру, на которой епископами были лица высокого ума, глубокой опытности в духовной жизни. Но, вступая на такую кафедру, он надеется на милость Божию, на милость Царицы Небесной, проявившей особое благоволение ко граду Владимиру, на помощь Угодников Божиих, почивающих своими нетленными мощами в сем храме, и просит содействия сопастырей в многотрудном, особенно в настоящее время, служении епископском и всех, имеющих возможность оказать такое содействие.
После речи протодиакон произнес многолетие Государю Императору с Царствующим Домом, Святейшему Синоду и Высокопреосвященнейшему Алексию. Многолетие синклиту, жителям города Владимира и всем православным христианам произнесено было самим Владыкой. По преподании благословения духовенству в алтаре, Архиепископ Алексий вышел на амвон и здесь продолжительное время благословлял собравшихся богомольцев.
Из собора Владыка изволил отправиться в церковь Архиерейского дома, где встречен был братией Рождественского монастыря. Здесь Владыка обратился к братии с назидательной речью, выясняющей сущность и важность монашеских обетов.

2 сентября 1914 г. в 1 час дня в покоях Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, состоялось, под председательством Его Высокопреосвященства, при участии членов Духовной Консистории и секретаря Консистории, собрание о.о. настоятелей церквей губ. гор. Владимира по вопросу об учреждении в г. Владимире Епархиального госпиталя для раненых и больных воинов и по делу организации в приходах Владимирской епархии помощи семьям лиц, призванных на войну.

Первому викарию, Преосвященнейшему Евгению, Епископу Юрьевскому. поручаются уезды: Александровский, Владимирский, Переславский, Покровский, Суздальский и Юрьевский.
Второму викарию, Преосвященнейшему Митрофану, Епископу Муромскому, поручаются уезды: Вязниковский, Гороховецкий, Ковровский, Меленковский, Муромский, Судогодский и Шуйский.
Заведывание экономическими делами (кроме дел, касающихся преподавания, успехов и поведения учащихся) Владимирской Духовной Семинарии, Владимирского Епархиального Женского Училища и Владимирского духовного училища поручается Преосвященнейшему Евгению, Епископу Юрьевскому, первому викарию Владимирской епархии.
Заведывание теми же делами Суздальского, Шуйского, Переславского и Муромского духовных училищ поручается Преосвященнейшему Митрофану, Епископу Муромскому, второму викарию Владимирской епархии.

5 сентября 1914 г. в 6 час. вечера в Архиерейских покоях под председательством Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, состоялось собрание членов Епархиального Комитета помощи раненым воинам. На собрании обсуждался вопрос об отношении духовенства и монастырей епархии к деятельности Всероссийского Общества Красного Креста. При обсуждении выяснилось, что в настоящее время учреждены лазареты для раненых и больных воинов с полным оборудованием, содержанием, уходом за ними при монастырях.
1) Шуйского уезда, Воскресенско-Феодоровском женском – на 8 коек для выздоравливающих;
2) Покровского уезда, Введенско-Островной пустыни – на 15 воинов выздоравливающих;
3) Переславском Никитском мужском – на 4 воина легко раненых;
4) Владимирского уезда, Боголюбовом мужской – на 35 воинов выздоравливающих;
5) Суздальском Покровском женском – на 12 воинов легко раненых;
6) Александровском Успенском женском – на 10 воинов выздоравливающих;
7) Ковровского уезда, Николаевской женской Общине – на 5 воинов выздоравливающих;
8) При Лукиановой пустыни – на 8 воинов выздоравливающих;
9) Космином мужском – на 5 воинов выздоравливающих;
10) Шуйском Всехсвятском Единоверческом женском монастыре – на 12 коек и с полной помощью врачебной;
11) Переславский Данилов монастырь предлагает для лазарета помещение на 10 коек без оборудования их.
Кроме этого, все перечисленные монастыри сделали уже единовременные пожертвования на этот предмет и готовы отчислять ежемесячно часть своих доходов, заготовили постельные принадлежности и белье для раненых лазаретов из своих материалов,- и некоторые из братий этих монастырей служат при лазаретах Красного Креста, городских и т.п.
На этом же собрании о.о. экономом и казначеем Епархиального Комитета помощи раненым воинам был доложен отчет о денежных средствах Комитета и деятельности его по оборудованию Епархиального лазарета для раненых воинов. Выяснилось, что помещение на 50 коек готово. Койки и матрацы приобретены. Заказаны столики к койкам. Готовится белье раненым по 4 смены на каждого. Приступлено к заготовке одеял и халатов, а также к специальному приспособлению помещения для лазарета – проведению электричества, телефона устройству ванны, операционного стола и проч. Кроме того Члены Комитета озабочены приисканием медицинского персонала для лазарета. Постановлено в самом непродолжительном времени освятить лазарет. Собрание закончилось молитвой.

7 сентября Преосвященнейший Митрофан, Епископ Муромский, совершил Божественную литургию в городском соборе, в сослужении соборного причта. После литургии Владыка с тем же причтом и некоторыми священниками приходских церквей вышел на соборную площадь, куда принесена была из соборной часовни чудотворная икона Спасителя. А из соборного храма чудотворная икона Муромской Божией Матери и хоругви. Здесь Владыка при большом стечении Муромских граждан и в присутствии военных и гражданских чинов совершил положенный по табели в этот день царский молебен с присоединением моления о даровании победы русскому и союзных нам народов воинству. В конце молебна, кроме многолетий Царствующему Дому и русскому и союзных народов победоносному воинству, была провозглашена вечная память православным воинам и всем за веру, царя и отечество на брани живот свой положившим. По уходе священно-служителей в храм, соборный хор певчих исполнил на площади гимн «Боже, Царя храни»…

14 сентября 1914 г. в 1 час дня Алексий в присутствии гражданских властей, преподавателей духовно-учебных заведений и других лиц изволил освятить и открыть Владимирский Епархиальный лазарет для больных и раненых воинов на 50 коек. Перед освящением Его Высокопреосвященством сказано слово.

Речь, произнесенная Высокопреосвященнейшим Алексием, Архиепископом Владимирским и Суздальским, при освящении Епархиального лазарета для раненых воинов

«Возлюбленные о Христе братии и сестры! Мы собрались сюда для того, чтобы вознести Господу Богу молитвы перед открытием лазарета для воинов, раненных на бранном поле. Святая Церковь всегда освящает молитвой те начинания, те учреждения, которые конечной целью имеют одно-спасение души, т.е. приближение к Богу, единение с Богом и через это достижение вечного блаженства. Как же, спрашивается, с этой высокой и святой целью, связывается освящение этого скромного приюта для раненых воинов? Господь наш Иисус Христос, говоря о Страшном Суде, сказал: «алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Итак, Господь наш Иисус Христос желает, чтобы наше служение ближним было нашим личным подвигом: принять странника, посетить больного можно не иначе, как только через личное служение ближнему. Почему же для того, чтобы низвести милость Господа нашего Иисуса Христа, необходимо личное участие в бедах и скорбях ближних, почему блаженства удостаиваются только те, которые лично накормили голодного, напоили жаждущего, приняли странника, посетили больного? Это доказывает то совершенное знание человеческой души, которое свойственно Господу нашему Иисусу Христу. Когда мы лично служим нашему ближнему, когда лично омываем раны больного, поим и кормим страждущего, то тем самым часть страданий, которыми он страдает, его язвы, огонь его страданий мы принимаем на себя, страждем ему, усвояем чужие страдания собственным своим существом. Страдания очищают душу человека, делают ее святой. А посему и страдания, усвояемые нами от наших страждущих братьев через личное служение им, делает нас чище и возвышеннее. Вот тот смысл личного служения ближним, который имел ввиду Господь наш Иисус Христос, когда сказал сущим одесную его: «алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили Меня»… Итак, братия, насколько зависит от нас, будем служить нашим братьям, раненым воинам: будем их кормить, поить, перевязывать им раны, обмывать их и проч., помня что любовь, которую мы явим здесь нашим немощным братьев, будет принята Господом нашим Иисусом Христом, как дар, принесенный ему лично: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе».

19 сентября 1914 г. Алексий посетил Владимирскую духовную семинарию. Встреченный в церкви о. Ректором семинарии, преподавательской корпорацией и воспитанниками, Его Высокопреосвященство обратился к воспитанникам семинарии с словом назидания.
«Очень рад, юноши, видеть вас. Хотелось бы мне для нашего первого знакомства с вами преподать вам какой-нибудь нравственный урок. Смотря на вас, юноши, я припоминаю свои юношеские годы, когда я так же, как и вы. Учился в семинарии. О, какое то было прекрасное время! Душа была полна самых высоких, благородных, святых порывов. Хотелось учиться, верить, хотелось знать, хотелось жить. Это, действительно, самое чистое и святое время в жизни человека. Это время, когда душа человека живет порывами к высокому, святому, идеальному, и душу человека можно назвать в этот период жизни святой, чистой. Но вместе с тем я, юноши, припоминаю и то, какая опасность угрожала мне и, думаю, угрожает всякому юноше в это время. И прежде всего угрожает опасность для чистоты души юноши, для тех возвышенных порывов, которыми она живет,- как это ни прискорбно и странно,- со стороны тех, кто его окружает, со стороны товарищей. Дурное товарищество – вот, что прежде всего портит чистоту души юноши. Дурное товарищество – самый сильный и самый опасный враг юноши. Этот враг всегда находится перед глазами юноши, всегда влияет на него. Этот враг, прикрываясь личиной дружбы, проникает в его душу и производит дурное, разрушающее, самое тлетворное действие.
Вторым врагом юноши, стремящегося к чистым идеалам, является литература, которая также может производить неотразимо дурное влияние. Этот враг не менее опасен, как и дурное товарищество. Он прикрывается тогою учености, приступает к уму юноши в виде поэтических образов, пленяет его сердце художественностью и красотой содержания литературных произведений. Таким путем он может войти в доверие юноши, проникнуть в его душу и здесь совершить свое пагубное влияние. Особенно сильно влияние литературы в настоящее время. И это обстоятельство тем опаснее, что и сама литература в настоящее время проникнута духом тлетворным, духом чувственности, разврата и служения плоти, и потому она на душу неопытных юношей, которые не утвердились в добром направлении, может произвести самое вредное впечатление.
Я сейчас припоминаю то, как юноши вверенных раньше моему руководству заведений зачитывались этой литературой. Я не удивляюсь этому и не обвиняю их. Трудно жить среди той атмосферы, которой окружена жизнь юноши, чтобы не окунуться в нее, не сделаться причастником ее. А эта атмосфера создается писателями такого характера, как Андреев, Горький, Куприн, Сологуб и др., произведения которых далеко нельзя назвать здоровыми, питающими ум и сердце юноши.
Наконец, еще есть враг у юноши – это общество. Об этом враге можно было-бы и не говорить вам, зная, что большинство из вас далеко стоите от общества. Я разумею не всех вас, а только тех, кто имеет возможность соприкасаться с обществом и разумею общество дурных людей, а не то. Что вообще разумеют под обществом. Общество дурных людей крайне вредно влияет на юношей, оно создает атмосферу, насыщенную дурными мыслями и чувствами, и портит, конечно, главным образом, чистые, возвышенные и благородные порывы юношей.
Вот, те враги, которые угрожают в большинстве случаев вашим молодым чистым порывам. Что же делать вам Что в вашем положении можно противопоставить всем этим козням, всем этим соблазнам, которые устремляются на вас и желают совратить вас с правого пути? Прежде всего обратите внимание на ту сторону вашей духовной жизни, которая более всего подвергается этому недоброму, разрушающему действию. Та сила вашей души, которая более всего подвергается такому действию, есть воля. Волю – вот что нужно хранить, вот, что нужно оберегать. Этот драгоценный дар, который отличает человека от всех других существ, необходимо сохранить в чистоте, ибо ничто другое так не подвергается порче, не подвергается насилию, как воля. Воспитать волю юноши в добрых христианских началах, утвердить ее в единении со Христом – вот, святая высокая цель духовной семинарии и всех вообще учебных заведений. Поэтому, юноши, дорожите прежде всего этим священным даром, дорожите волей, не уклоняйте ее на дурные поступки и действия. Перед каждым вашим шагом и действием прежде всего старайтесь поставить вашу волю перед Божественной волей и спросить себя, так ли учит Слово Божие, согласно ли вы действуете с волей Божественной. Если вы будете проверять свою волю Божественной волею, тогда сохраните ее чистою, святою. Волю Божественную вы можете прежде всего узнать в Слове Божием, а потому изучайте Слово Божие. Изучайте Святое Писание не только как науку, а как руководственное правило в жизни. Старайтесь из Слова Божия извлекать нравственные силы, которые поддерживают человека в борьбе со злом, и когда вы достигнете этого, когда Слово Божие сделается потребностью души вашей, вы получите новое утверждение к тому, чтобы в борьбе со злом быть твердым. Наконец, вся обстановка вашей здесь жизни, начиная с сего святого храма, содействует воспитанию вашей воли в добром христианском направлении. Эта обстановка насыщена, так сказать, учением Церкви Христовой, чувствами и мыслями христианскими. Ваши наставники и воспитатели – люди глубоко религиозные и преданные Церкви Христовой; науки, преподаваемые здесь вам, проникнуты духом учения Христова. Если вы подчинитесь условиям жизни, которые здесь для вас созданы, если вы не будете намеренно разрушать их, а будете следовать им, располагая себя к исполнению их, то вы найдете новое подкрепление и утверждение для вашей воли.
Вот, тот первый урок, который я хотел преподать вам. Ваше призвание, юноши, высокое, вы готовитесь быть пастырями церкви Христовой. Что может быть возвышеннее и чище идеала пастырства? Отрешитесь от временных случайных условий и посмотрите на этот идеал в его отвлеченной чистоте. Что может быть прекраснее, чище, святее, как взять душу человеческую, очистить ее от грехов и представить чистою и непорочною невестою Христу? И к этому пастырству вы готовитесь. Вот, новое побуждение для вас блюсти свою волю в чистоте. Взирайте на идеал пастырства, который своими вершинами достигает неба, устремляя дух пастыря к единению с Пастыреначальником Господом нашим Иисусом Христом. Прилепляясь вашей душой к идеалу пастырства, вы будете находиться в постоянном общении в Господом нашим Иисусом Христом и исполняться чистоты и святости.
Заключу слово свое к вам, юноши, словами святого пророка Моисея. Он, когда прочитал народу еврейскому закон, в заключение сказал: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. ХХХ, 19)».
По выходе из церкви Алексий посетил урок Священного Писания в III классе.

20 сентября 1914 г. Алексий посетил Владимирское Епархиальное женское училище. Владыка прибыл в училище в 12 час. дня. Встреченный в вестибюле здания начальницей училища, и.д. инспектора и преподавательской корпорацией, а также хором воспитанниц, Его Высокопреосвященство при пении воспитанницами тропаря: «Днесь благоволения Божия преображение» проследовал в храм училища, где собраны были все воспитанницы училища. После обычного молитвословия, полагающегося при встрече Архиерея и многолетствования Царствующему Дому и Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейший Владыка произнес многолетие начальствующим, учащим и учащимся во Владимирском Епархиальном женском училище. Хор воспитанниц пропел по обиходу догматик второго гласа. Алексий в это время осмотрел храм и обратился с речью к воспитанницам, в которой рассказал следующую средневековую легенду:
«В некотором царстве жила красавица Флорентина. Много знатных и богатых женихов искали ее руки. Многие рыцари избирали ее дамой своего сердца и ломали свои мечи из-за нее. Весть о красоте Флорентины достигла царского двора той страны, в которой жила Флорентина. Царь захотел посмотреть красавицу и послал своего приближенного разыскать ее. Не успел царский посланник дойти до Флорентины, как она умерла. Царь созвал самых лучших художников своего царства и предложил им написать такую же красавицу, какой была Флорентина. Художники не могли исполнить царское поручение и указали царю на незнатного христианина-художника, жившего в горах, который может написать такую красавицу. Царь призвал из гор художника и предложил ему написать женский портрет такой же красоты, какой была Флорентина.
Художник согласился и собрал всех красавиц страны, из которых выбрал четырех, самых красивых девиц. Одна из избранных красавиц любила наряжаться, украшать себя драгоценными камнями; другая любила веселье; третья очень любила животных и занятие с ними; четвертая любила уединение, любила созерцать небо, красоты природы, мечтать о Боге и молиться Ему. Художник лицо портрета списал с последней девицы, а прочие части тела с других девиц.
Когда написанный портрет был представлен царю, то царь восхищался им и сказал: «О, если бы, Флорентина, ты видела свой портрет, то непременно бы полюбила того, кто его писал, и ему предложила бы свою руку».
Вот в какую легенду древняя христианская мысль обрекла свое воззрение на внешнюю девичью красоту. Красива та девица, у которой душа красива, которая любит Бога. И действительно, дети, говорил приблизительно Владыка, женщина в ее лучших представительницах, каковы указаны нам в Священном Писании, например, Анна пророчица, Соломия, Анна, матерь Богородицы, Мария Магдалина и другие, всегда отличались привязанностью к Господу Богу. Эта привязанность к Господу влекла жен мироносиц за Спасителем до Его креста, она привела их и в темную ночь ко гробу Иисуса Христа. Отсюда следующий нравственный урок вывел Владыка для девиц. Старайтесь, дети, здесь, на ученической скамье, воспитать в себе высокое нравственное настроение. Здесь все к тому ведет,- и этот свой храм, в котором вы будете молиться, и план ваших занятий и строй вашей жизни! И затем на каком-бы общественном поприще Вам не пришлось служить – в роли-ли матери, супруги, или общественной деятельницы, возогревайте в себе это настроение, поддерживайте красоту души, чтобы она, проявляясь во вне, возвышала и облагораживала чувство и настроение окружающих вас лиц».
По выходе из церкви, Алексий осмотрел здание училища, посетил учительскую комнату и урок природоведения в V классе.

Освящение военного госпиталя в семинарском здании

21 сентября 1914 г. в час дня Архиепископ Алексий присутствовал при освящении военного госпиталя в семинарском здании. Освящение совершал о. Ректор семинарии в сослужении о.о. инспектора и духовника семинарии. Пели хор семинаристов и хор солдат. Особенно одушевленно пели солдаты. В пении их слышались не поддельность религиозного чувства и искренность молитвы.
В окончании молебна, Его Высокопреосвященство раздавал прикладывающимся ко Кресту раненым солдатам брошюры своего сочинения. После молебна во время обхода Его Высокопреосвященством и священнослужителями в сопровождении вице-губернатора и начальствующих госпиталя палат и окропления их святой водой, хор солдат, установившись в коридоре госпиталя, великолепно исполнил народный гимн: «Боже, Царя храни».
Его Высокопреосвященство после гимна провозгласил здравницу Православному Русскому Государю, России и победоносному русскому воинству. Взрыв громкого «ура» раздался под сводами коридора в ответ на здравицу. Вслед за этим Его Высокопреосвященство, обращаясь к солдатам, сказал приблизительно следующее:
«Братцы, русского солдата можно побить, можно убить, но победить его невозможно! Есть в русском народе нечто такое, чего невозможно сокрушить! Это тот русский дух, который связывает русский народ в одну тесную семью, это тот дух, который отразил в былое время дикие полчища половцев, берендеев и др., сбросил с себя татарское иго, тот дух, который в смутное время прогнал из Москвы поляков; это – тот дух, который разбил в 1812 году Наполеона и уничтожил его армию. Верю, что этот русский дух живет и теперь в русском народе и сокрушит войско неприятеля». Душевное, мощное пение всеми присутствующими гимна: «Боже, Царя храни», было ответом на слова Владыки.

27 сентября 1914 г. Алексий в первый раз посетил Владимирское мужское духовное училище. Торжественно встреченный в церкви училища, Его Высокопреосвященство обратился здесь к воспитанникам училища со словом назидания о прелести детского возраста. По выходе из церкви, Его Высокопреосвященство посетил в III классе урок латинского языка.

29 сентября 1914 г. Алексий посетил Владимирский епархиальный свечной завод. Владыка обошел весь завод, ознакомился во всех подробностях с технической стороной производства свечей, их расходования, преподал весьма существенные указания в том и другом отношении.

6 октября 1914 г. в 12 часов дня Алексий присутствовал при освящении военного госпиталя в городских военных казармах. Перед освящением совершен молебен. Пел хор солдат. После освящения Его Высокопреосвященство беседовал с пленными, находящимися в этом госпитале (около 400 чел.) солдатами и офицерами, раздавал им брошюры религиозно-нравственного содержания и произнес глубоко воодушевленную речь о той связи, которая существует между мирным населением, находящимся у домашних очагов и воинами, сражающимися на поле битвы. Среди пленных были австрийцы, германцы и славяне. Последние очень внимательно слушали слова Владыки, с каким-то особым благоговением смотрели на него, охотно принимали благословение, не получавшие в тесноте благословения ловили руки Владыки и целовали. Во время пения хором русских солдат национального гимна «Боже, Царя храни», славяне присоединились к хору и в выражении их лиц видно было, что они всей душой участвуют в переживании русскими патриотического восторга. Немцы и австрийцы во время пения русского гимна стояли вдали от хора и смотрели.
Прощаясь с пленными, Его Высокопреосвященство пожелал славянам возвратиться благополучно в свои дома и не прерывать той связи и духовного общения с русскими, которые заложены в самую душу славянского народа.

В октябре 1914 г. был открыт Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии.

18 октября 1914 г. Архиепископ Алексий III посетил Суздальское мужское духовное училище. Прибыв в училище, Владыка проследовал в училищный храм, где уже ожидали его учащие и учащиеся. При стройном пении, как учащими, так и учащимися, храмового тропаря св. просветителям славян Равноапостольным Кириллу и Мефодию встретили своего Архипастыря присутствовавшие в храме. По окончании краткого молебна всем учащимся было предложено пропеть по обиходу догматик 5-го гласа «В Чермнем мори»… Прослушав довольно стройное пение догматика, Владыка выразил учащимся свое одобрение и обратился к ним с своим Архипастырским наставлением, в котором советовал детям слушать простое обиходное церковное пение и выполнять его истово. Затем Владыка наставлял детей, чтобы они усердно и вполне добросовестно занимались изучением Закона Божия теперь, пока они еще юны и души их невинны. Ибо это послужит им сильнейшим оружием для борьбы со всякого рода соблазнами и для сохранения невинности и чистоты их душ во всей последующей их жизни. Кроме того, Владыка советовал детям избегать чтения безнравственных книг и уклоняться от дурных товарищей, которые к добру не приведут, быть откровенными со своими воспитателями и учителями, которые желают им одного только добра. Лучшими же средствами к усвоению и воспитанию в себе такого доброго настроения. Владыка рекомендовал детям искреннюю и усердную молитву ко Господу. Окончив беседу с учащимися и благославив каждого из присутствовавших, посетил классы, где присутствовал на уроках и производил испытания ученикам 2-го класса по латинскому языку и 3-го класса – по греческому, после чего проследовал в правление училища. Здесь Владыка беседовал с начальствующими учащими и воспитателями училища о нуждах последнего и о средствах к удовлетворению выяснившихся нужд. Посетив затем квартиру смотрителя училища священника о. Николая Травчетова, Его Высокопреосвященство изволил обозревать Димитриевскую и Иоанно-Предтеченскую церкви г. Суздаля.

Патриотическое чувство охватило всех сынов России, объединило в одну общую большую семью, и богатых, и бедных, и города, и села все заняты одним общим вопросом о войне, вопросом о том, как бы пособить общей нужде. Движимые этим святым чувством, жители с. Боголюбова постановили открыть для больных и раненых воинов свой лазарет. 27 ноября 1914 г. происходило освящение его. Ко времени освящения изволил прибыть Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, с Преосвященным Епископом Евгением. На площади у дома, назначенного для лазарета, Архипастырь был встречен представителями села, попечителем лазарета,- членами Епархиального Комитета, учащимися обеих школ, массой народа и оркестром музыки, который стройно заиграл гимн: «Коль славен наш Господь»… У входа в лазарет Владыка был встречен духовенством в облачении с св. Крестом и св. водою. С благословения Владыки, приходский причт совершил молебен с положенным многолетием и окропил здание св. водой. По окончании молебна, Архиепископ обратился к собравшимся с речью, в которой приветствовал жителей с. Боголюбова с открытием лазарета и похвалил их отзывчивость к нуждам отечества, которое в настоящее время испытывает тяжелое положение в экономическом, семейном и общественном отношении. Далее Владыка говорил о силе христианской любви и значении благотворительности, которая приближает людей к Богу и закончил свою речь словом Господа нашего Иисуса Христа: «взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя». Когда Владыка вышел из лазарета, опять оркестр заиграл: «Коль славен наш Господь». После того Владыка возгласил здравицу Державному Вождю земли Русской, Его Императорскому Величеству с Царствующим Домом, Верховному Главнокомандующему, победоносному христолюбивому воинству и всем сынам России. Оркестр заиграл народный гимн: «Боже, Царя храни», за которым последовало мощное «ура». В заключении, при общем воодушевлении пропели: «Спаси, Господи, люди твоя» и «Достойно есть». Все вышло просто и неожиданно, но в то же время торжественно и величественно.
Боголюбский лазарет помещается в особом доме, устроен на 5 коек, присоединен в качестве филиального отделения к Владимирскому Епархиальному лазарету, под наблюдением врача того лазарета. Низший медицинский персонал состоит из фельдшера, заведующего Боголюбской монастырской больницей, и двух сиделок. Расходы по содержанию, лечению и по оборудованию лазарета приняло на себя Боголюбовское волостное попечительство.

25 ноября 1914 г. Архиепископ Алексий присутствовал при освящении городского лазарета.

7 декабря 1914 г. Архиепископ Алексий и Евгений, Епископ Юрьевский, присутствовали при открытии Владимирского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества. После молебна Его Высокопреосвященство приветствовал открытое учреждение глубоко назидательной речью о содержании истинного искусства. Искусство делает таковым заключающаяся в творчестве идея. Идея – душа искусственного создания. Чем возвышенннее идея, тем возвышеннее искусство, ее воплощающее в своем творчестве. Главным источником идей служит религия. Христианская религия – самая возвышенная. Истинное искусство одухотворяется христианскими идеями. В благословении открытому учреждению Его Высокопреосвященство передал св. образ. После речи состоялось концертное отделение учеников музыкальной школы свободного художника П.А. Ставровского.

Алексий III - архиепископ Владимирский и Шуйский с 24 марта 1916 г. по 1917 г.
С 24 марта 1916 г., в связи с учреждением Суздальского викариатства Владимирской епархии, архиепископ Алексий титуловался Владимирским и Шуйским. В управлении епархией помощь архиерею оказывали викарные епископы. В это время во Владимирской епархии существовали 3 викариатства: Муромское (учреждено в 1868 г.), Юрьевское (учреждено в 1912 г.), Суздальское (учреждено в 1916 г.).

Из его деятельности во Владимиро-Суздальской епархии запомнились указания о призрении вдов и сирот духовенства. Однако конструктивные отношения с самим местным духовенством у Алексия явно не сложились. К тому же он считался монархистом. Но пала монархия, и пришла демократия.
3 мая 1917 г. состоялся духовный съезд, на котором было выражено недоверие архиепископу Владимирскому и Суздальскому Алексию III (Дородницыну) и принято решение,- за «деспотическое» управление и дерзкое обращение с духовенством, о передаче епархии старшему викарию, которым являлся епископ Юрьевский. Не последнюю роль в решении избавиться от архиепископа-консерватора сыграла его дружба с Григорием Распутиным. Алексий этих отношений не скрывал. Все знали, что он подарил Распутину книгу с посвящением «великому старцу». Поэтому Священный Синод даже не решился предоставить Алексию какую-нибудь другую архиепископскую кафедру. Тогда Алексий уехал в Киев, поддержал создание независимой (автокефальной) Украинской церкви, пытался захватить церковную власть в Киеве и объявить на Украине автокефалию. В итоге вообще был запрещен в священнослужении.
Скончался в декабре 1919 года в Новороссийске. Есть сведения, что незадолго до смерти покаялся.

Владыка Евгений фактически принял на себя управления Владимирской и Шуйской епархией, официально это было подтверждено Св. Синодом 18 мая 1917 г.
Евгений (Мерцалов) с 18 мая 1917 г. по 9 августа 1917 г. (в/у, еп. Юрьевский)
Владимиро-Суздальская епархия
Собор Владимирских святых.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (13.09.2016)
Просмотров: 77 | Теги: Владимир, шуя | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика