Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
03:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии

Проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии

Проповеднический Кружок духовенства Владимирской епархии открыт согласно предложению Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, в октябре месяце 1914 года.
6-го октября 1914 г. в 6 час. вечера в Архиепископских покоях под председательством Архиепископа Алексия состоялось собрание всех священников города Владимира для суждений по вопросу открытия в гор. Владимире пастыро-проповеднического кружка. В пастырском собрании духовенства Владыка обратился к собравшимся с речью, в которой, указав на то великое значение, какое в последнее время везде приобрело живое слово, предложил присуствующим обсудить положение проповеднического дела в Епархии, выработать меры к поднятию его, организовать учреждение, в котором бы наличные живые проповеднические силы нашли для себя объединение, где творилось и развивалось бы проповедническое слово и откуда потом оно развивалось бы по всей Епархии. Обсудив предложение Его Высокопреосвященства, собрание единогласно признало необходимым к поднятию проповеднического слова в Епархии учредить особый проповеднический кружок, организовав его на тех же началах, на которых организован был проповеднический кружок Владыкой в Саратовской епархии.
Устав Саратовского проповеднического кружка был принят и для Владимирского епархиального проповеднического кружка, с изменением только некоторых его пунктов, носивших местный характер.
Кружок состоял под покровительством Архиепископа Алексия. Совет кружка состоял из председателя, его товарища, секретаря и помощника последнего. Почетным Председателем избран - Преосвященнейший Евгений, Епископ Юрьевский, Председателем - о. Ректор семинарии прот. П.П. Борисовский (будущий Архимандрит Павел), Товарищем Председателя - Протоиерей Георгиевской гор. Владимира церкви М.А. Сперанский, Секретарем - Преподаватель семинарии Н.В. Малицкий, Помощником секретаря - Преподаватель семинарии иеромонах Афанасий и (в одном из последующих собраний) Казначеем - Протоиерей Сретенской гор. Владимира церкви М.С. Беляев. В состав членов Проповеднического Кружка к 1915 году вошло все духовенство Владимирской епархии и преподаватели местных духовно-учебных заведений.

Цель Кружка – братская взаимопомощь пастырей Православной церкви Владимирской епархии в деле выработки навыка к свободной живой церковной проповеди и содействие к развитию наилучшей постановки проповеднического дела в епархии, для уяснения и укрепления в сознании верующих догматических и нравственных истин Святой Православной веры.
Для достижения этой цели члены Владимирского Проповеднического Кружка устраивали по возможности ежемесячно, исключая летнего времени, собрания, на которых обсуждались темы и планы проповедей на ближайшие воскресные и праздничные дни, произносились готовые экспромты на данные темы и читались рефераты по организации проповеднического дела. По произнесении экспромта и прочтении реферата обыкновенно происходил обмен мнений между присутствующими и велись под руководством Председателя беседы, в которых самое живое и активное участие принимал Высокопреосвященнейший Покровитель Кружка Архиепископ Алексий, дававший всегда высокоценные архипастырские разъяснения и указания. Отчеты о произнесенных экспромтах, прочитанных рефератах и веденных по поводу их беседах составлялись Секретарем Кружка и вкратце помещались во Владимирских Епархиальных Ведомостях.
В частности собрания 6 и 23 октября посвящены были вопросам организаторского характера. В собрании 15 ноября 1914 года протоиереем М. А. Сперанским сделан был доклад о книге Феликса Дюпанлу «Беседы о проповедничестве, как пастырском служении» и Протоиереем А. А. Васильевым произнесен экспромт на праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы. В собрании 14 декабря того же года Преподаватель семинарии иеромонах Афанасий прочитал доклад о книге «Живое Слово» Архиепископа Амвросия Харьковского и свящ. А. Лавров произнес экспромт на праздник Сретения Господня. 18 января 1915 года Протоиерей А. А. Васильев сделал доклад о книге проф. В. Певницкого «Церковное красноречие и его основные законы» и свящ. Н. Новгородский произнес импровизацию на неделю Крестопоклонную. 22 февраля того же года прот. А. А. Васильев дополнил предшествовавшее сообщение новым докладом на тему «О живом слове» по сочинению проф. В. Певницкого «Церковное красноречие и его основные законы» и свящ. Н. Новгородский произнес новый экспромт на тему: «Аще кто хощет по Мне ити». В собрании 19 апреля заслушан был доклад свящ. В. Беляева «О помазанности в проповедническом слове» и экспромт свящ. М. Флоринского в неделю о Самарянине. После летнего перерыва новое собрание состоялось 25 октября 1915 года. С этого собрания, согласно предложению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Алексия. Архиепископа Владимирского и Суздальского, предположено было несколько расширить предмет сообщений и докладов, читаемых в собраниях Кружка, и кроме том проповеднического характера, касаться и тем общего, церковно-бытового характера применительно к событиям и запросам переживаемого времени. Такого характера доклад и был предложен в этом именно собрании «Об основании гор. Владимира на Клязьме Великим Князем Владимиром Святым». Доклад прочитан был прот. П. Ильинским. Кроме заслушанного доклада, присутствовавшие в этом собрании обсуждали темы для проповедей на евангельское чтение в неделю XXV по Пятидесятнице. С одобрения Его Высокопреосвященства собрание постановило во всех церквах епархии в неделю о милосердном самарянине сказать поучения о деятельной любви к ближним применительно к обстоятельствам переживаемого военного времени, а в неделю XXVI произнести поучения, имеющие темой дороговизну жизни, создаваемую недобросовестным повышением цен на предметы первой необходимости. Священнику Алексию Владычину поручено было составить примерное поучение на неделю XXVI по Пятидесятнице и напечатать в органе Кружка для руководства епархиального духовенства. — 29 ноября Помощник Смотрителя Владимирского духовного училища свящ. Ф. Шебалин прочитал доклад «Христианство и война»; председатель Кружка о. Ректор семинарии Архимандрит Павел сделал сообщение о темах для поучений на неделю св. Праотец. 20 декабря свящ. В. Беляев сказал экспромт на день Рождества Христова и Преподаватель семинарии свящ. П. Липицкий прочитал доклад «О высоте и важности пастырского служения». Кроме заслушания и обсуждения докладов, экспромтов и тем на ближайшие воскресные и праздничные дни, в собраниях обсуждались и некоторые другие вопросы церковно-богослужебного, а равным образом хозяйственно-практического характера, имеющие то или иное отношение к организации Кружка и его деятельности.

В Кружок на правах действительных членов входят священники, преподаватели духовно-учебных заведений епархии и окончившие курс духовной семинарии диаконы и псаломщики епархии. Кроме действительных членов, в состав Кружка входят члены сотрудники и соревнователи. Для достижения целей Кружка делаются ежегодные взносы. Действительные члены вносят по 1 руб., прочие по 50 коп.
Согласно § 6 устава Кружка, Кружок может иметь свой проповеднический орган, издавать книги, летучие листки как оригинальные, так и переводные. В первом же учредительном собрании Кружка, по предложению Его Высокопреосвященства, предположено было основать свой собственный орган, в котором бы помещались проповеди на воскресные и праздничные дни месяца, следующего за выходом очередного №. Такие проповеди, как составленные на основании близкого знания нужд и потребностей епархии и запросов современной жизни, по мнению собрания, будут давать необходимый проповеднический материал для епархиального духовенства. Орган Владимирского Проповеднического Кружка получил название «Проповеднического Листка», выходил ежемесячно во второй половине месяца в размере от одного до 2 печатных листов. Расходы по изданию покрывались из членских взносов Кружка, в виду чего Проповеднический Листок рассылался всем действительным членам Кружка. Редактором Проповеднического Листка был избран Председатель Кружка о. Ректор семинарии Архимандрит Павел; помощником редактора — преподаватель семинарии иеромонах Афанасий. С ноября месяца Кружок приступил к изданию «Проповеднического Листка», в котором помещались проповеди на воскресные и праздничные дни последующего, за выходом номера, месяца. Выходил ежемесячно, во второй половине месяца, размером приблизительно в один печатный лист. Действительным членам Кружка рассылался бесплатно.
В одном из собраний Кружка в конце 1915 года, при обсуждении сметы по изданию Проповеднического Листка, было постановлено организовать при Кружке библиотеку из книг и журналов богословского характера, на что ассигновано в 1916 году 120 руб.

УСТАВ Проповеднического кружка духовенства Владимирской епархии

I. Цель учреждения кружка.
1. Цель кружка – братская взаимопомощь пастырей Православной церкви Владимирской епархии в деле выработки навыка к свободной живой церковной проповеди и содействие к развитию наилучшей постановки проповеднического дела в епархии, для усвоения и укрепления в сознании верующих догматических и нравственных истин Святой Православной веры.

2. Кружок занимается выработкой тем и планов для проповедей, изучением проповедей известных выдающихся проповедников, произношением примерных проповедей преимущественно в форме живой устной импровизации, взаимным обменом мнений по поводу произносимых проповедей, указанием их достоинств и недостатков, пробелов и желательных пополнений и установкой правил и свойств хорошей живой, устной проповеди; в частности изъяснением некоторых текстов Священного Писания, особенно трудных для понимания и проч.

3. Члены кружка устраивают собрания один или два раза в месяц, на которых и обсуждаются темы и планы проповедей на ближайшие воскресные и праздничные дни, читаются рефераты по организации проповедничества как членами кружка, так и некоторыми известными лекторами по приглашению, произносятся готовые проповеди или экспромты на данные темы и ведутся беседы по поводу их.

4. Для достижения навыка члены сотрудники проповедуют в назначенных для того церквях.

5. Кружок может организовать проповеднические курсы во-Владимире и других местах епархии.

6. Кружок может иметь свой проповеднический орган, издает книги, брошюры, летучие листки, как оригинальные, так и переводные.

II. Состав кружка.

7. Проповеднический кружок находится под покровительством Епархиального Преосвященства.

8. В кружок на правах действительных членов входят священники, преподаватели духовно-учебных заведений епархии и окончившие курс духовной семинарии диаконы и псаломщики епархии.

9. Кроме действительных членов в состав кружка входят члены сотрудники и соревнователи. Члены сотрудники проповедуют в назначенных для того церквях.

10. Члены кружка избирают из среды себя председателя, товарища председателя, секретаря и казначея, которые утверждаются Епархиальным Преосвященным, Покровителем кружка.
Примечание. Собрания кружка созываются его председателем, который руководит сими собраниями. Секретарь кратко отмечает указанные собранием кружка темы поручений и составляет годичный отчет.

11. Кроме ежемесячных собраний. Члены кружка собираются на общее годичное собрание. Таковым днем намечается 30 января – день Трех Святителей. Этот день – считать праздником кружка. В торжественном собрании вечером этого дня служится молебен и читается отчет о деятельности кружка.

III. Средства кружка.

12. Для достижения целей кружка, намеченных в пар. 6, делаются взносы. Действительные члены вносят по 1 руб., прочие по 50 коп. Средства принимаются казначеем и расходуются им по указанию очередных собраний членов кружка. Поступающие в кружок денежные средства записываются в особую приходо-расходную книгу кружка.

13. Отчет о приходе и расходе средств заслушивается и утверждается в общих годичных собраниях кружка и представляется Епархиальному Начальству.

14. По встретившейся надобности для своих извещений и объявлений кружок пользуется местными духовными и светскими периодическими изданиями.

15. По инициативе членов кружка и по усмотрению Епархиального Начальства Устав сей может быть дополняем и изменяем.

16. В случае закрытия кружка, его денежные суммы и дела передаются в Братство Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского.
/Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 10-го января 1915 года/

Торжественный годовой акт Владимирского проповеднического кружка

31-го января 1916 г. в актовом зале Духовной семинарии состоялся торжественный годовой акт Владимирского проповеднического кружка. Присутствовали: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский, Преосвященнейший Евгений, Епископ Юрьевский, все члены проповеднического кружка во главе с председателем — о. ректором духовной семинарии, Архимандритом Павлом и преподаватели духовно-учебных заведений города Владимира. Председателем кружка, архимандритом Павлом, соборне в сослужении некоторых о.о. членов кружка совершен молебен покровителям кружка — святым Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому. Пел архиерейский хор. После молебна произнесены многолетия — Царствующему Дому, Покровителю кружка — Высокопреосвященному Алексию, Архиепископу Владимирскому и Суздальскому, Преосвященному Евгению, Епископу Юрьевскому и членам Владимирского проповеднического кружка. В торжественном заседании, по окончании молебна, заслушан отчет кружка за истекший год, избраны члены ревизионной комиссии — о. протоиерей Уваров и о. протоиерей Боголюбов.
Его Высокопреосвященством предложен вопрос о расширении издательской программы кружка. В миссионерских целях постановлено учредить печатный миссионерский орган при Владимирской духовной семинарии. Для разработки подробностей издания избрана комиссия из членов совета кружка и преподавателей семинарии. Заседание заключил речью председатель кружка — о. архимандрит Павел. В речи воспроизведена была энергичная богословско-просветительная деятельность святых покровителей кружка — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, очерчено внимательное, мудрое и руководительное отношение к кружку Архипастыря — Высокопреосвященного Алексия, которому и выражена от лица всего собрания глубокая благодарность, выражена также благодарность Преосвященному Евгению за его посещения собраний кружка и членам-сотрудникам кружка, особо ревностно потрудившимся в деятельности кружка.

Общее собрание членов Проповеднического Кружка духовенства Владимирской епархии

5-го сего октября 1916 г., в 6 часов вечера, в покоях Его Высокопреосвященства состоялось очередное собрание членов Проповеднического Кружка под председательством Кафедрального протоиерея М.А. Сперанского, в присутствии Высокопреосвященнейшаго Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, и Преосвященнейшего Евгения, Епископа Юрьевского.
После молитвы «Царю Небесный» и краткого приветствия, сказанного Высокопреосвященнейшим Владыкою по поводу открытия собраний Кружка в текущем учебном году, были произведены выборы Председателя Проповеднического Кружка, на место бывшего Ректора Владимиpской духовной семинаpии Архимандрита Павла, ныне Епископа Суздальского. Председателем Кружка единогласно избран о. Ректор семинарии Архимандрит Герман. С званием Председателя Кружка по прежнему будет соединяться звание редактора журнала «Проповеднический Листок». Далее, вследствие заявления помощника редактора преподавателя семинарии о. Афанасия о тех трудностях, с какими связано подготовление материала к очередному № «Проповеднического Листка», так как духовенство в общем слабо откликнулось на призыв к сотрудничеству в органе Кружка, общее собрание избрало второго помощника редактора—преподавателя семинарии свящ. П.Д. Линицкого, состоящего делопроизводителем Епархиального Комитета по рассмотрению проповедей. После выборов секретарь Кружка Н.В. Малицкий доложил собранию предположительную программу собраний Проповеднического Кружка на 1916—1917 год.
По окончании деловой части собрания, преподаватель духовной семинарии А. Н. Победоносцев прочитал доклад «Типы духовенства по сочинениям Гусева-Оренбурского». По выслушании доклада собрание занялось обсуждением основных положений прочитанного.
Прот. М. А. Сперанский. Не все присутствующие здесь читали сочинения Гусева-Оренбургского, и мы должны быть благодарны лектору за то, что он нас познакомил с ними. Мы видели, что у Гусева выведены больше отрицательные типы духовенства и что духовенство в его произведениях изображено в мрачных красках. Естественно, само собой возникает и ставится вопрос: действительно-ли все так обстоит, как изображено у Гусева, и если, так то можно ли его считать типичным для духовенства, или же может быть выведенные типы принадлежат к явлениям исключительным, единичным? Несомненно, тяжело отвечать на эти вопросы. Но мы должны взять мужество пред Владыкой и друг перед другом и на них ответить. Быть может, некоторые из нас выскажутся в том смысле, что все это сущая правда, и тогда нам придется выйти отсюда, поникнув главою. Но, быть может, некоторые докажут и противоположное, тогда уйдем из собрания с сердцем облегченным. Но какой бы вывод мы ни сделали — оптимистический или пессимистический,—мы не избежим разрешения третьего вопроса: как духовенство должно реагировать на это художественное, хотя, может быть, тенденциозное изображение его жизни в произведениях Гусева-Оренбургского.
Высокопреосвященнейший Алексий. Сочинения Гусева я читал в прошлом году, когда возник вопрос о теме, на которую реферат мы только что слышали. Типы духовенства, выведенные Гусевым, на которые и указал лектор, следующие. Во первых, это тип священника скопидома, каким является о. Памфил и диакон в повести «Кахетинка»; они все копят, стараются приобрести, увеличить свое материальное благосостояние. Другим типом является священник, желающий искренно работать на пользу своего прихода. Таков напр., о. Феофилакт. Он был вдов, вступился за какую то девицу, и его оклеветали в связи с этой девицей. Третий тип—тип идеалиста, как о. Илия. Этот священник живет в области фантазии и к интересам своего прихода спускается редко. Есть в произведениях Гусева еще один тип, на котором лектор почему то не остановился — это тип священника революционера (в произведении «Страна отцов»).
А. Н. Победоносцев. В этом произведении деятельность этого священника выведена, как отдельный эпизод, поэтому я на нем и не остановился…
Прот. П. Ильинский. Когда я жил в селе, в нашем благочинии было 30 приходов. Среди священников этих приходов, я знал только одного, который несколько походил с отрицательной стороны к типам, выведенным у Гусева-Оренбургского. Но и этот священник совершал служение с большим умилением, со слезами на глазах.
Высокопреосвященнейший Алексий. Слезы — это великая сила; они очищают душу. Нужно вникнуть в душу православного священника во время богослужения, когда благодать Св. Духа проникнет в его сердце. Это свойство пастырства только православного; у протестантов нет таких переживаний. Такие благодатные переживания оказывают свое влияние и на лиц, принявших священство не по призванию. Бывают случаи, что человек принимает священство по посторонним побуждениям, с верой не глубокой. Но под влиянием богослужения, под влиянием того действия благодати Божией, в соприкосновение с которой он вступает во время литургии, он постепенно освобождается от этой накипи житейской, искра Божия разгорается в нем все больше и больше, и он часто превращается в человека высокой религиозной настроенности, так что одна благодать, одно соприкосновение с нею и питание Божественными Тайнами очищает его душу.
Прот. М. А. Сперанский. Такая перемена случается иногда очень скоро. У меня был знакомый, живший в моем доме. Он был прекрасный художник и мечтал поступить в Академию Художеств. Но материальные стеснительные условия не позволили ему сделать этого, и — он волей-неволей должен был приискать священническое место. В день посвящения с ним произошла радикальная перемена. «Я родился для того, сказал он мне, чтобы идти во священники». И из него действительно вышел прекрасный пастырь.
Высокопреосвященнейший Алексий. Старые архиереи как-то умели угадывать при рукоположении во священники, что выйдет из рукополагаемого ставленника. Таким проницательным взглядом отличается напр. в последнее время Высокопреосв. Агафодор.
Ректор семинарии Архимандрит Герман. Я очень мало читал Гусева и относился к нему всегда с предубеждением. В нем я видел расстриженного священника,— обстоятельство, которое, несомненно, повлияло на род его литературной деятельности и на отношение его к пастырству. Я думаю, что враждебное отношение Гусева к пастырству и те отрицательные типы духовенства, которые выведены в его литературных произведениях, являются результатом того, что сам он отпал от благодати Христа и священства. Если он изображает только отрицательные типы духовенства, то изображает лишь внешнюю сторону пастырства, как Вы изволили, Владыка, выразиться, не проникая во внутреннюю, которой он не понял и от которой отпал.
Свящ. А. Делекторский. Гусев-Оренбургский коснулся одной внешней стороны жизни духовенства. Нам советуют следить за изящной литературой, касающейся жизни духовенства, внимательно читать ее и избегать тех недочетов, на которые она указывает. Но мне кажется, что и сама внешняя жизнь духовенства описана не так, как нужно ожидать от беллетриста художника. От художника мы в праве ожидать не только указания на язвы, но и указания на те вехи, на те звездочки, руководясь которыми можно было бы направлять путь. Гусев-Оренбургский ни в одном положительном типе не дал нам образца. Он ставит точку там, где жизнь дает вопрос. А если он не дает ответа на этот жизненный вопрос, то и сочинения его не представляют для нас большой цены. Снявши сан священства и зная, какую громадную силу представляет духовенство, он, чтобы эту силу подорвать, стремится вышутить его, осмеять, тем более что это можно делать безнаказанно, так как кто только не смеется над духовенством?
Высокопреосвященнейший Алексий. Гусев-Оренбургский ясно выразился в словах студента Синайского, сына благочинного. Обращаясь к духовенству, он говорит: «вы потеряли свое значение, вы не можете идти с веком». Он желал бы, чтобы мы принимали участие в социально-революционном перевороте, в забастовках, в волнениях, чтобы мы ограничили свою жизнь явлениями социальными, экономическими, чтобы мы забыли, |что принадлежим не земле, а небу. Но этого не должно быть.
Преосвященнейший Евгений. Относительно Гусева-Оренбургского я не совсем согласен с высказанным здесь взглядом, что будто бы им руководило одно только злобное чувство. В его произведениях указаны и положительные стороны. Мне кажется, что неудачная жизнь, неудачно сложившиеся обстоятельства этой жизни толкнули его в эту область литературы, но не с плохою целью, поскольку анализ изображенного дает возможность поскорбеть, принять к сведению указанные недочеты и исправиться. Я имею основание так судить, потому что знаю психологию одного лица, снявшего сан и продолжавшего потом, не смотря на это, работать на поприще нашей миссии.
После краткого обсуждения мысли, высказанной Преосвященнейшим Евгением Епископом Юрьевским, собрание закончилось пением молитвы «Достойно есть». (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 42-43-й. 22-го октября 1916 года).
«ОТЧЕТ о деятельности Проповеднического Кружка духовенства Владимирской епархии за 1916 год.
Проповеднический Кружок духовенства Владимирской епархии, открытый по инициативе своего покровителя Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, 6 октября 1914 года, в истекшем 1916 году действовал на тех же началах и с такой же успешностью в осуществлении поставленных целей, как и в первый год своего существования.
В составе должностных лиц Совета Кружка в отчетном году произошли следующие перемены. Председателем Кружка, на место бывшего Ректора Владимирской Духовной Семинарии Архимандрита Павла, ныне Епископа Суздальского, 5 октября прошлого года избран в общем собрании Ректор семинарии Архимандрит Герман. В том же собрании в виду тех трудностей, с которыми связано подготовление материала к очередному номеру „Проповеднического Листка", постановлено учредить должность второго помощника редактора, на каковую должность избран Преподаватель семинарии, священник П.Д. Линицкий. Таким образом, к началу 1917 года должностными лицами Совета Кружка состояли: Председателем Кружка и редактором журнала «Проповеднический Листок» Ректор Владимирской Духовной Семинарии Архимандрит Герман, Товарищем Председателя Кафедральный протоиерей М.А. Сперанский, Секретарем-Преподаватель семинарии Н.В. Малицкий, Помощником секретаря и редактора Преподаватель семинарии иеромонах Афанасий, вторым помощником редактора Преподаватель семинарии свящ. П.Д. Линицкий и Казначеем прот. Сретенской церкви гор. Владимира, М.С. Беляев. Кроме сего, в торжественном годичном собрании 31 января 1916 года избрана была особая ревизионная комиссия для проверки денежных сумм Кружка в 1916 году. В состав ее вошли протоиерей В.Г. Боголюбов и прот. И.Ф. Уваров.
Членами Кружка по-прежнему состояли: все духовенство Владимирской епархии и преподаватели местных духовно-учебных заведений.
Главной целью Кружка, согласно уставу, является братская взаимопомощь пастырей Владимирской епархии в деле выработки навыка к свободной живой церковной проповеди и содействие к развитию наилучшей постановки проповеднического дела в епархии для уяснения и укрепления в сознании верующих догматических и нравственных истин святой православной веры. Для достижения этой цели, члены Проповеднического Кружка устраивали по возможности ежемесячные, исключая летнего времени, собрания, на которых обсуждались темы и планы проповедей на ближайшие воскресные и праздничные дни, произносились готовые экпромпты на данные темы, читались рефераты, имеющие отношение к организации и истории пастырского и проповеднического дела. Кроме того, сообщения и доклады, читанные в собраниях Кружка, касались и тем общего, церковно-бытового характера, представляющих тот или иной интерес, применительно к обстоятельствам переживаемого времени. По произнесении экспромпта и прочтении доклада, обыкновенно происходил обмен мнений между присутствующими и велись, как и в прошлом году, оживленные беседы, в которых самое активное участие принимал Высокопреосвященнейший Покровитель Кружка Архиепископ Алексий, дававший всегда высокоценные архипастырские разъяснения и указания. Отчеты об этих беседах составлялись Секретарем Кружка и вкратце помещались на страницах Владимирских Епархиальных Ведомостей.
В частности, 31 января 1916 года происходило торжественное годичное собрание членов Кружка, на котором после молебна трем Святителям — Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, небесным Покровителям Кружка, заслушаны были отчеты о деятельности Проповеднического Кружка за 1915 год и о движении денежных сумм за то же время. 28 февраля Духовником семинарии прот. В. Беляевским прочитан был доклад на тему: «Протоиерей Иродион Путятин и его мысли о проповеди по дневнику» и Кафедральным прот. М.А. Сперанским сделано сообщение о темах для поучений в неделю четвертую Великого Поста. В собрании 5 октября преподавателем семинарии А.Н. Победоносцевым сделан доклад: «Типы духовенства по сочинениям Гусева-Оренбургского». В собрании 14 ноября преподавателем семинарии иером. Афанасием было прочитано сообщение: «Пастырство и идеалы жизни — В.П. Виноградова» и священником миссионером Никанором Арбузовым произнесена импровизация на тему: «вся возможна верующему». И наконец в собрании 18 декабря священником Александром Делекторским прочитан реферат: «Отец Иоанн Кронштадтский, как православный пастырь в сравнении с пастырем католическим и протестантским» и преподавателем семинарии свящ. П.Д. Линицким сделано сообщение о выборе тем на Новый Год.
Согласно § 6 Устава Кружка, духовенство Владимирской епархии имеет свой печатный орган, в котором помещаются проповеди на воскресные и праздничные дни месяца следующего за выходом очередного номера. «Проповеднический Листок» в истекшем 1916 году выходил на прежних основаниях. Кроме проповедей на воскресные и праздничные дни, в нем помещались поучения, имеющие отношение к обстоятельствам переживаемого военного времени и отвечающие запросам нашей внутренней духовной миссии. «Проповеднический Листок» рассылался всем членам Проповеднического Кружка, и таким образом все духовенство Владимирской епархии имело под руками в течение истекшего года необходимый материал для проповеднического дела.
В одном из собраний Кружка в конце 1915 года было постановлено организовать при Кружке библиотеку из книг и журналов богословского характера, на что ассигновано было на 1916 год 120 руб. Организация такой библиотеки идет довольно успешно. Пополнение ее происходит путем приобретения книг на средства Кружка, так и путем пожертвований со стороны членов Кружка. Особенно ценный вклад сделан был в конце 1916 года Товарищем Председателя Кружка Кафедральным протоиереем М.А. Сперанским, пожертвовавшим 50 книг, в числе которых находятся творения трех вселенских Святителей, небесных покровителей Кружка. Всего к началу 1917 года в библиотеке Кружка числилось 120 томов.
Такова в общих чертах деятельность Проповеднического Кружка духовенства Владимирской епархии за 1916 год. Мудро направляемая опытною рукою Предстоятеля Владимирской кафедры, Высокопреосвященнешего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, деятельность эта, несомненно, имеет большое образовательно-воспитательное значение не только для лиц, принимающих непосредственное участие в составлении и слушании очередных рефератов, в беседах по поводу их, но и для всего епархиального духовенства, содействуя к усилению ревности его в проповедании Слова Божия и к поддержанию интереса к вопросам богословской науки и пастырского служения.
Председатель Кружка, Ректор семинарии Архимандрит Герман.
Члены Совета: Товарищ Председателя Кафедрал. протоиерей Михаил Сперанский. Иеромонах Афанасий. Протоиерей Михаил Беляев.
Секретарь Кружка, Преподаватель семинарии Н. Малицкий» (В. Е. В. № 9-10-й. 1917 г.).

«Общее собрание членов Проповеднического Кружка духовенства Владимирской епархии.
Общее собрание членов Проповеднического Кружка духовенства Владимирской епархии состоялось 19-го февраля 1917 года в покоях Его Высокопреосвященства, в 6 часов вечера, под председательством Высокопреосвященнейшего Алексия, Архиепископа Владимирского и Шуйского, и в присутствии Преосвященнейших Епископа Юрьевского Евгения и Епископа Суздальского Павла.
Секретарем Кружка Н.В. Малицким в начале заседания был доложен протокол предшествовавшего Общего годичного собрания, после чего Епархиальный противосектантский миссионер священник Гр. Ст. Орфеев прочитал доклад „Смысл церковной анафемы".
Ректор семинарии Архимандрит Герман. Поблагодарим сначала о. Григория за его обширный и обстоятельный доклад. Свое чтение о. Григорий предварил кратким историческим очерком иконоборческой ереси и указанием на то, что, торжествуя в IX веке победу над иконоборцами и всеми еретиками, Церковь установила в 842 году особый обряд анафемствования еретиков. Этот обряд совершен был впервые 19-го февраля 842 года. Затем докладчик вкратце касается истории этого обряда и останавливается на том чинопоследовании, каким он совершается в настоящее время. Современное общество, говорит докладчик, указывает, что этот обряд противоречит духу христианской любви и мира. О. Григорий опровергает такой взгляд. На отлучение от церкви есть указания как в Ветхом, так и в Новом Завете. Особенно ценны в этом отношении слова Спасителя: „аще же и церковь преслушает, буди тебе язычник и мытарь“ (Мф. XVIII, 17). Анафема или отлучение существовала в апостольской церкви, была и в последующее время. Анафема имеет глубокий догматический смысл и большое нравственное значение. Церковь, отсекая еретиков, предохраняет верных чад своих от еретических заблуждений, а вместе с тем обнаруживает материнскую любовь и заботливость о пробуждении в еретиках раскаяния. В заключение докладчик указывает на вечность существование анафемы. Доколе существуют врата адовы, дотоле будет существовать и анафема; в царстве славы ее не будет…» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 9-10, 1917 г.).
Владимиро-Суздальская епархия
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского открыто в 1879 г.
Статистические сведения о количестве проповедей за 1873 г. во Владимирской епархии
Внебогослужебные собеседования
Публичные духовно-нравственные чтения во Владимирской епархии
Противораскольническая деятельность духовенства Владимирской губернии за 1914 г.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (14.09.2016)
Просмотров: 1922 | Комментарии: 2 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 mihalevo777 • 01:45, 03.02.2018
Скажите пожалуйста откуда вы взяли информацию про проповеднический кружок духовенства Владимирской епархии? Я нигде не могу найти подобную. Заранее благодарен.
avatar
0
2 Николай • 10:48, 03.02.2018
/Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 10-го января 1915 года/
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru