Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
21:01
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Противораскольническая деятельность духовенства Владимирской губернии за 1914 г.

Противораскольническая деятельность духовенства Владимирской губернии за 1914 г.

Муромский уезд

Всего в Муромском уезде числится старообрядцев по отчетным сведениям Отделения Братства 2380 человек. Большинство - 1388 чел. находятся в 3-м округе и принадлежат к австрийскому согласию (1194 чел.), в том же округе числится поморцев 162 чел., спасовцев — 32 человека. Находятся они в приходах сел: Арефина, Вачи, погоста Зяблицкого, села Иголкина, погоста Космодамианского, села Красна, Новоселок, Польца, Чулкова и Яковцева, т. е. в 10 приходах. В 1-м Муромском округе 612 старообрядцев, в приходах сел Шульгина, Борисоглебского, Санникова, в деревне Тереховицах, Ковардицкого прихода. В Муромском градском округе старообрядцев 133 чел.; все - Спасова согласия. Во 2-м благочинническом округе указаны только старообрядцы селений, где происходили беседы, в количестве всего 243 чел., из коих 233 — беспоповцы и 10 половцев австрийцев. Таким образом численность старообрядцев во всем Муромском уезде довольно значительна. По внутреннему состоянию своему раскол здесь, как отмечает о. протоиерей Заколпский по 1-му округу, довольно неподвижен: видных вожаков среди него нет, фанатического стремления привлечь в свою секту православных не замечается; раскол держится здесь только по закоренелой привычке от рождения и воспитания. Молодые люди раскольнических семейств относятся к расколу большею частью индифферентно, и удерживаются они в нем ложным стыдом и боязнью навлечь гнев старших в семье. Отчет 3-го округа, в котором большинство старообрядцев австрийцы, отмечает старание старообрядцев, пользуясь свободой вероисповедания, пропагандировать свое лжеучение, чтобы увлечь на свою сторону нетвердых в православии, но, несмотря на это, влияние на православных своею жизнью и деятельностью они не оказывают; большинство старообрядцев относится к православным равнодушно, живут с ними мирно. Большим соблазном для православных, по сообщению того-же отчета, служат только старообрядцы деревни Федурина, так как у них имеется свой великолепный храм каменный, освященный 17 августа 1912 года их Архиереем Московским Иоанном Картушиным и Нижегородским Иннокентием Усовым. Но православные деревни Федурина, в количестве 221 человека, благодаря проведенным при освящении храма беседам епархиального миссионера о. А. Акципетрова, не поддаются соблазну и тверды в православии. Все таки количество старообрядцев, не малое по числу, и особенно последнее, указанное отчетом, явление, существование у старообрядцев австрийцев собственного каменного храма, — должны вызывать и действительно вызывают на противораскольническую деятельность духовенство Муромского уезда. С целью оживления этой деятельности в г. Муроме учреждена кафедра викарного Епископа. Заместитель этой кафедры, Преосвященнейший Митрофан, епископ Муромский, поставленный во главе противораскольнической и противосектантской деятельности в Муроме, прилагает возможные усилия к правильному направлению и оживлению противораскольнической деятельности Муромского духовенства. В Муромском Отделении Братства существует довольно хорошая библиотека, в которую выписывается много духовных журналов. В самом г. Муроме ведутся религиозные чтения, в которых принимают участие 3 протоиерея, 15 священников и 8 диаконов. Правда, о полемических, публичных и частных беседах в отчете Муромского Отделения не упоминается. Но эти беседы, по словам о. благочинного, Председателя 1-го Муромского округа, бывают только в том случае, если старообрядцы вызывают начетчика, для изобличения которого необходим специальный миссионер. А помимо этих исключительных случаев в борьбе с расколом вообще нужны настойчивое и постоянное воздействие на раскольников, что всего скорее могут, должны делать и делают пастыри приходов, зараженных расколом, имея близкое отношение к раскольникам.
Деятельность пастырей, направленная к утверждению православных в вере и борьбе с расколом, выражается в произнесении поучений с церковной кафедры, в религиозно-нравственных чтениях, в раздаче слушателям разных назидательных брошюр. В последнее время интересную тему для чтений представляет, по отчету, небывалая священная война, находящая отклик во всех и объединяющая всех. Публичных бесед не было также и в 3-м Муромском округе. Деятельность здешнего окружного миссионера, протоиерея села Яковцева, Николая Сперанского, ограничивалась ведением частных бесед со старообрядцами только своего прихода: в остальных-же приходах, зараженных старообрядчеством, ведением частных бесед занимались приходские священники, которым рекомендовалось сближаться со старообрядцами и увещевать их склонять к присоединению, а православным напоминать о гибельности раскола и правоте православия. С целью же религиозно - нравственного просвещения народа Советом Отделения Братства 3-го округа предложено устраивать религиозно-нравственные чтения не только в селах, но и деревнях. Из собранных Советом Отделения Братства сведений видно, что приходские священники прилагали все усилия и старания к ослаблению старообрядчества, вели частные беседы со старообрядцами при всяком удобном случае, увещевали их и следили за стойкостью православных в истинах веры. Только в Отделении Братства 2 Муромского округа в отчетном году было проведено 4 беседы, именно: 1) священником с. Спас-Седчина Михаилом Виноградовым с местным священником А. Златоустовым в селе Савастлейке, во 2 неделю Великого Поста — «о незаконности австрийского священства»; 2) там-же, в 4-ю неделю Великого Поста, священником погоста Покрова-Теши Михаилом Приклонским с местным священником А. Златоустовым — о том «сколько таинств должна иметь истинная церковь Христова, и кто должен совершать их»; 3) в деревне Плосковой, прихода с. Фотиньина, в 3-ю неделю Великого Поста священником погоста Кубова Николаем Лавровым и местным священником Петром Померанцевым — «о предтечах антихриста Илии и Енохе и об антихристе» и 4) там-же, 21 ноября, священником погоста Кубова Николаем Лавровым и местным священником П. Померанцевым — «о незаконном отделении старообрядцев вообще и поморцев в частности от православной церкви».
Противораскольническая деятельность духовенства Муромского уезда не осталась безрезультатной. Правда, были ходатайства о формальном отчислении в раскол тех лиц, которые прежде не были формально отписанными раскольниками, но зато не было отпадений в раскол по убеждению из среды действительно православных. Кроме того, в молодом поколении замечается более сознательное отношение к догматам и положениям, которые старообрядчество выдвигает в свою защиту. Доказательством этого может служить тот неоспоримый факт, что некоторые из членов, официально зарегистрированных в старообрядческой общине, сами ходят в православную церковь, чего раньше не наблюдалось. По сообщению отчета 3-го Муромского округа из старообрядцев в отчетном году присоединилось к православию 4 лица женского пола. И, если одни из отчетов по Муромскому уезду (1-го округа) говорят, что раскол трудно поддается воздействию на него пастырей церкви, то другой отчет (2-го округа) оптимистически замечает, что старообрядчество мало-помалу идет на убыль.

Покровский уезд

Покровский уезд сильно заражен расколом старообрядчества. В 1-м округе по приходу села Орехова и по приходу села Горы показано всего 5312 человек; в Покровском градском — 539 человек; по 2-му округу — 29 человек; в 3-м округе — 195 человек; в 4-м округе — 16 человек; итого 6091 человек. Ореховский фабричный район является главным центром раскола старообрядчества в Покровском уезде. Такие видные деятели старообрядчества, как Морозов и Кузнецов, твердо поддерживают раскол в его существовании. Преобладающим толком является австрийщина. В селе Дулеве и в деревне Губинской имеются у австрийцев прекрасно устроенные церкви с священниками австрийского поставления. Несомненно, что сама фабрика Морозовская имеет великолепные храмы со священниками того-же поставления. Беспоповцев в самом Орехове — 307 человек; затем имеются они в селе Кабанове, в каком числе не указано. Преобладающее влияние раскола в Ореховском районе, и при том австрийского толка, требует со стороны православных пастырей и принятия соответственных мер против него. Такой мерой является прежде всего деятельность помощника епархиального миссионера Архипова, которым проведено в отчетном году 15 публичных бесед на следующие темы: 1) 17-го ноября 1913 г. в с. Орехове, с беспоповцем «О святой Соборной и Апостольской церкви; из каких членов она состоит»; 2) 8-го декабря 1913 г. там-же, с беспоповцем — «О вечности таинства Св. Причащения в Церкви Христовой»; 3) 15-го декабря, там-же с беспоповцем, «О вечности священства в Церкви Христовой», 4) 22-го Декабря, в д. Ликине — «О составе Церкви Христовой»; 5) 2-го Февраля 1914 г., с беспоповцем, в селе Орехове — «О вечности и необходимости Св. Причащения»; 6) в д. Ликине, 9-гоМарта, с беспоповцем — «О таинстве Покаяния»; 7) 16-го марта, в с. Орехове — «О пришествии Илии и Еноха пред 2-м пришествием Христовым и о последнем антихристе», с беспоповцем; 8) 23 марта, в д. Ликине, с беспоповцем «О причинах отделения старообрядцев от Святой Соборной и Апостольской Православной Христовой Церкви»; 9) 30-го марта, в д. Ликине, с бесповцем, «О православии Греко-Русской церкви и о мнимых ея ересях»; 10) 27-го апреля, в с. Орехове, „О причинах отделения старообрядцев от Христовой церкви"; 10) 1-го июня, в д. Ликине, с австрийцем, «О причинах отделения старообрядцев от Христовой церкви»; 12) 29-го августа, в с. Орехове, «О составе церкви Христовой, и из каких членов состоит созданная Христом церковь»; 13) 31-го августа, в с. Орехове, с беспоповцем, «О вечности священства в Церкви Христовой»; 14) 1-го октября, в с. Кабанове, — «О причинах отделения», с беспоповцами, и 15) 12-го Октября, в д. Бутькове, с беспоповцем, «О пришествии Илии и Еноха». Как видно из тем, проведенных Архиповым бесед, в Ореховском районе, имеются и беспоповцы, но каких толков — за неимением данных сказать нельзя. В других районах Покровского уезда, указываются исключительно беспоповцы- поморцы, спасовцы и без обозначения толка. Следовательно, Покровский уезд можно считать имеющим старообрядцев разных толков беспоповщинского и поповщинского направления, а присутствие здесь фабрик с их пришлым элементом населения и близость Москвы делают возможным здесь влияние представителей всевозможных старообрядческих толков, почему и со стороны пастырей требуется внимательная и деятельная работа по утверждению православных в истинах веры для ограждения их от совращений в раскол. Становится обязательным, конечно, для пастырей и взыскание погибших овец. Это отчасти мы и видим в том, что в самом Орехове существует миссионерский кружок, которым заведует священник Красовский. К сожалению, сведений о деятельности этого кружка не дано. Отделение Братства приобретает книги и брошюры противораскольнического содержания, которые служат пособием при собеседованиях со старообрядцами, ведутся частные и публичные беседы. Кроме упомянутого помощника миссионера Архипова, с жалованьем в 60 руб. в год, Отделение имеет еще особого миссионера крестьянина Ивана Мокеева с жалованием в 25 руб. в год. В селе Орехове существует миссионерский кружок. Само Ореховское духовенство ведет во все воскресные и праздничные дни виебогослужебные собеседования с пасомыми об истинах христианской веры и правилах христианской жизни. Для укрепления народа в наставляемых истинах Отделение раздает народу бесплатно брошюры, каковых в отчетном году приобретено и роздано на 5 рублей. Противостарообрядческая деятельность в прочих округах Покровского уезда выражается, по отчетам округов, в частных беседах пастырей церкви с раскольниками, в истовом отправлении богослужения, в внебогослужебных чтениях. В центрах незначительного скопления, раскол относится к православным миролюбиво; в некоторых местах живет замкнуто; держится в семьях по наследству. Совращений в раскол не было. Отчет 1-го округа отмечает даже 10-ть обращений из раскола в православие.

Судогодский уезд

Раскол в Судогодском уезде появился с первых пор своего существования, свил себе гнездо во многих приходах и сидит очень крепко. В единоверческих приходах уезда старообрядцев 203 человека. По 1-му округу уезда старообрядцев числится 1918 душ обоего пола, и заражены им особенно следующие приходы; село Дуброво, в котором проживают 660 душ; там в дер. Лисине есть у старообрядцев свой храм со священником Симеоном Копниным в 1 ½ верстах от православного храма, а в дер. Угрюмихе версты от того-же храма находится беспоповская моленная с наставником Константином Казаковым. Затем, в погосте Борисоглебском насчитывается около 200 душ старообрядцев-поповцев, имеющих в дер. Князеве и Рогове свой старообрядческий храм. В погосте Николопольском старообрядцев пововцев и беспоповцев до 400 душ. Есть значительное количество старообрядцев в приходах: Ковергинском, Пушнинском и Димитриевском; в первых двух имеются беспоповщинские моленные. Во 2-м округе уезда всех старообрядцев 175 человек, все беспоповцы — поморского, федосеевского, филипповского и Спасова толков. Зараженными расколом здесь являются приходы сел: Ново-Николаевского (62 поморца), Заястребья (55 филипповцев и 45 федосеевцев), Тимофеевского и Губцева (последнее село Меленковского уезда). В последних двух приходах — 14 спасовцев. В 3-м Судогодском округе держится раскол спасова согласия, и только за отчетный год перечислилось в раскол 57 душ муж. п. и 108 женского. Сколько всех старообрядцев в округе — сведений не имеется. Таким образом во всем Судогодском уезде всех старообрядцев только зарегистрованных имеется 2258 человек. Из них более 1000 душ австрийского согласия, остальные беспоповцы разных толков, т.е. раскол делится почти пополам на поповщину и беспоповщину, при чем поповщина объединена в один толк; беспоповцы-же такого объединения не имеют. Отсюда можно заключить, что наибольшую опасность для православной церкви по своей объединенности и пропагаторским стремлениям в Судогодском уезде представляют старообрядцы-австрийцы; беспоповцы-же по своей малоразвитости и косности, если и твердо держатся своего учения, за то менее влияют и на православных. Такие свойства здешнего раскола отмечают и представленные благочинническими округами Судогодского уезда отчеты. Так упомянутое в отчете 3-го округа перечисление в старообрядчество явилось только формальным узаконением того, что существовало раньше, т.е. перешли в раскол те числящиеся православными, которые таковыми никогда не были, а принадлежали и всегда к расколу. Спасовщина тем именно и отличается от других толков, что многие из них, последователи так называемой «глухой нетовщины», обращаются даже за совершением Таинств к православным пастырям, а сами относятся к православию крайне отрицательно. Есть раскольники так называемого «большого начала», по терминологии отчета 3-го округа, которые не принимают от православной церкви никаких таинств, но таких меньшинство в сравнении с спасовцами малого начала. Ту же невежественность, закоснелость и намеренное уклонение от бесед с священниками отмечает и отчет 2-го округа, где раскольники все беспоповцы. Отчет 1-го округа указывает несколько другой характер беспоповщины своего округа. Он говорит, что «при своей затаенности и враждебности к православию старообрядцы, особенно беспоповцы, готовы воспользоваться малейшим поводом со стороны православного духовенства, чтобы похулить православие». Но это уже более местные черты беспоповщины объясняются, может быть, влиянием находящихся в этом округе австрийцев, или-же богачей старообрядцев, которыми в этих местах раскол содержится. В поповщине особенно австрийского согласия более жизни и движения и приводимый отчетом 1-го округа факт торжественного освящения половцами вновь выстроенного храма в дер. Левине, происходившего 12-го мая 1913 года, служит характерным показателем как общего духа всего австрийства вообще, так в частности и состояния австрийского раскола в данной местности. К этому торжеству освящения храма старообрядцы, по показанию отчета, усиленно готовились чрез особые повестки и приглашения всех присутствовать при освящении храма. Но все таки, по заявлению того-же отчета, если и были единичные факты перехода из православия в раскол, то подневольного свойства, например, ради брака. Зато гораздо более, говорит отчет, можно отметить фактов перехода в православие из раскола. Самых фактов, или подобных примеров отчет не приводит. Отчет-же 2-го округа о состоянии раскола в своем округе указывает, что раскол держится по привычке, что он «не усиливается и не размножается в количестве», что ни уклонений из православия, ни присоединения к православной церкви не было. Следовательно, только массовое перечисление в раскол спасовцев в 3-м округе Судогодского уезда и факт торжественного освящения австрийского храма в 1-м округе являются, так сказать, не совсем отрадными фактами в миссионерской деятельности Судогодского уезда против раскола, сглаживаемые, впрочем, случаями перехода под влиянием православных пастырей из раскола в православную церковь. Приходится только пожалеть, что такие случаи отчетом точно не обозначены. Впрочем, отрадно и то, что православные твердо держатся своей веры, не поддаются влиянию особенно австрийщины, и в этом нужно видеть залог успеха противостарообрядческой деятельности православных пастырей Судогодского уезда. В чем-же за отчетный год эта деятельность выразилась.? Отчет 2-го округа говорит, что священники при удобных случаях ведут со старообрядцами беседы, касаясь убеждений и мнений их, раскрывая неправоту таковых, вред отчуждения от Св. Церкви, доказывая непрерывность в церкви Христовой священства, необходимость принадлежать к Церкви православной, вне коей нет спасения. Отчет 3-го округа кратко замечает: «священники зараженных расколом приходов имели труд над очищением духовной засоренности паствы своей от плевел раскола путем церковного учительства, путем собеседований и чтений». Также много приходилось им проводить еще официальных увещаний, когда возбуждались ходатайства о перечислении из православия в старообрядчество.
Наряду с этим кратким указанием имеется подробное донесение помощника миссионера, священника села Ивонина, Николая Троицкого о предсмертном напутствовании им Св. Тайнами крестьянина села Ивонина Якова Иванова Есаулова, от роду не бывшего у Исповеди и Св. Таин Причастия и познавшего истину Св. Православной церкви пред самым концом своей жизни. Тот же священник состоит библиотекарем библиотеки противораскольнического содержания, помещающейся в церкви села Ивонина. Более обстоятельные сведения о средствах борьбы с расколом дает отчет 1-го благочиннического округа Судогодского уезда. По сообщению этого отчета для укрепления православных в истинах веры и в целях ограждения их от совращения в раскол велись религиозно-нравственные собеседования в храмах и в домах, особенно при совершении общественных молебствий в деревнях; вообще при каждом удобном случае разъяснялся смысл и значение совершаемых молебствий, таинств и обрядов православной церкви. Самое совершение богослужений и треб бывает, по возможности, по уставу и неторопливо. В целях привлечения большого количества молящихся в храм и для большей торжественности в селе Дуброве местным священником организовано общенародное пение. Кроме сего в целях обращения старообрядцев в православие священники округа старались сблизиться со старообрядцами путем частных бесед, на которых старались выяснить неправоту и заблуждения старообрядческого учения. А некоторые, как например, о. Смирнов из с. Дуброва и погоста Николопольского о. Никольский, выступали с публичными собеседованиями со старообрядцами по разным вопросам веры. Помощником миссионера о. Смирновым проведены 2 публичных беседы и 15 частных. Первая беседа публичная происходила в дер. Левине «О вечности Христова священства». Со стороны старообрядцев выступил старообрядческий миссионер Иван Тимофеев Большаков, проживающий в с. Орехове и специально за это получающий особое вознаграждение. Эта беседа осталась памятна как по своей внешней обстановке, так и по качеству собеседования. Народу так много собралось, что из желающих послушать не все имели возможность вместиться в доме. С другой стороны Большаков был крайне сдержан по адресу духовенства, вопреки обычным нападкам на жизнь духовенства и пропуски в службах. А все это от того, что жизнь местного духовенства, а равно и личность местного священника пользуется популярностью даже среди старообрядцев. Что-же касается самой беседы, то в ней можно отметить следующее. Когда о. Смирновым после высказанных свидетельств из Священного Писания и приведенных мест из свято-отеческих книг, был предложен вопрос: «составляют-ли они, старообрядцы, Христову Церковь», то Большаков, уклоняясь от прямого ответа, начал с того, что у еретиков нет истинного священства, и что для мирянина не все потребны тайны и т. д., и в этом духе все время продолжал отвечать, несмотря на неоднократные замечания о. Смирнова, что он отвечает не по вопросу. Беседа длилась около 2-х часов. 2-я беседа о. Смирнова была в дер. Левине об исправлении книг и пропусках в службах. Со стороны старообрядцев выступили поповцы крестьяне Вороновы. Эта беседа велась специально по вызову женщин-старообрядок. Поводом к ней послужило следующее: когда о. Смирнов по долгу службы ходил с молебнами по домам, в одном доме справляли поминки в 20-й день. Среди православных было много и старообрядцев, с которыми о. Смирнов вступил в религиозный разговор. Между прочим старообрядки ему указали, что в «господствующей» церкви есть много опущений и изменений, например, в молитвах: «Богородице Дево», «Достойно есть...» и проч., а потому-де они и чуждаются Церкви. Эта беседа была замечательна тем, что большинство слушателей были женщины. На беседе была показана брошюра с выписками о разности церковных уставов и разности совершения богослужения в разных городах с древних времен. Беседа прошла очень оживленно и кончилась мирно.

Суздальский уезд

В Суздальском уезде раскол старообрядчества очень незначителен по числу. В 1-м благочинническом округе проживает одна раскольница по спасову согласию, вдова 60 лет, ее сын Петр, хотя и крещен и венчан в Православной церкви, но ни сам он, ни жена его в Церковь православную не ходят и священника с крестом в дом не принимают, проживают все они в селе Мордыше; в селе Батыеве, того-же округа, имеются два дома раскольников по фамилии Пантелеевы, сами они из села Борисовского, в 1 версте от Батыева, почему в исповедных росписях Батыева и не значатся, переехали в Батыево назад около 5 лет.
Во 2-м округе имеется старообрядцев всего 71 человек - все беспоповцы-федосеевцы, и проживают в 2-х приходах: селе Кистыше (21 чел.) и в селе Вишенкове (50 чел.).
В 4-м округе можно насчитывать старообрядцев до 8 человек, из них трое в возрасте 12 — 18 л., пятеро в возрасте 47 — 73 г. Все старообрядцы выделились из одной семьи, состояли между собою в близком родстве. Первые трое крещены по старообрядчеству, последние пятеро крещены в Православной вере, состояли в православном браке и могут быть названы никудышниками, все они вообще принадлежат к сектам нетовского направления. Наконец, по донесению Благочинного 5-го Суздальского округа в округе всего 4 души старообрядцев — 2 муж. п. и 2 жен. п. — беспоповцы, пребывают в расколе с давнего времени. Таким образом во всем уезде по показаниям отчетов о. о. Благочинных старообрядцев можно считать не более 100 человек, все они беспоповцы, большинство-федосеевцы.
Все такого рода старообрядцы в большинстве случаев малограмотные, не развитые, держатся раскола более по наследию отцов и мало поддаются влиянию православных пастырей. По заявлению отчетов 4-го округа некоторые старообрядцы (нетовцы) для видимости обращаются за требоисправлениями к приходскому священнику, принимают в дом причт со Св. водой и Св. Иконами, в так называемые оброчные дни, но сами при посещении священника отсутствуют. Не только избегают беседы со священником, но и встречи с ним, так что приходскому священнику видеть их не приходится. Те-же, с которыми священнику приходится беседовать, или вовсе не вступают в обсуждение тех или других пунктов своего учения, или отделываются общими местами, стоя на одном том, что они по своему веруют и чуждаются православной веры потому, что так поступать заповедали им отцы и деды, и они дали последним обещание не нарушать завещаний, нарушение-же есть страшный грех. Пропагандой своих учений по своей темноте и безграмотности такие старообрядцы не занимаются.
Прочие отчеты не определяют внутреннего состояния самого раскола, но можно думать, что картины состояния везде одинаковы. Только характерным является показание отчета 1-го округа, что в приходах округа проживает 5 баптистов и 6 трезвенников. Последних, впрочем, отчет характеризует как усердных ко храму Божию. Они приступают к Св. Тайнам и приглашают к себе священника. Но баптисты несомненно представляют опасность для влияния православных пастырей, как на старообрядцев, так и на православных.
Из отчетов всех округов не видно, чтобы духовенство Суздальского уезда энергично и какими-нибудь специальными мерами боролось с расколом. Можно думать, что пастыри церкви в этой борьбе ограничиваются проповедью, внебогослужебными собеседованиями и частными беседами и увещаниями. Надежду на ослабление и уничтожение раскола приходится возлагать более на просвещение, влияние окружающей среды. По показанию отчета 4-го округа, старообрядцы уже не так стойко держатся своих убеждений, допускают послабление в обычаях и в этом отношении сближаются с православными. Это сближение, можно думать, поведет к ослаблению фанатического духа раскола, к большей внимательности и расположенности его к увещаниям и наставлениям православных пастырей.

Шуйский уезд

Сколько всех старообрядцев в Шуйском уезде, можно сказать только приблизительно, потому что в некоторых отчетах (2-го округа) число их совершенно не показано; в других (Иваново-Вознесенского отделения братства) показаны только австрийцы (до 500 лиц); о беспоповцах-же сказано, что они встречаются в населении в самом незначительном числе. Принимая во внимание данные отчетов Благочинных и отделений Шуйского уезда, градского округа и округов 2-го и 3-го, можно считать в Шуйском уезде всех раскольников около 1100 человек обоего пола. В числе их преобладают последователи австрийского толка, которых по Шуйскому городскому благочинию показано 59 чел.; Иваново-Вознесенскому округу — до 500 чел., по 1-му Шуйскому округу — 418 чел., и в 3-м Шуйском — 42 чел., т.е. в общей сумме всего 1019 чел. Всех беспоповцев показано 42 чел.; из них 9 чел. поморцы; какого толка остальные 33 — в отчетах не сказано; в Шуйском градском округе означается еще 28 человек старообрядцев, но без указания их толка. В прежних отчетах в Шуйском уезде показывались беспоповцы из секты странников, и они несомненно здесь существуют, но в каком количестве, — за крайней скрытностью означенной секты сказать нельзя. Между тем секта странников крайне вредная, противогосударственная, и должна заслуживать со стороны православных пастырей особого внимания. О. благочинным гор. Шуи протоиереем Светозаровым указывается в самом городе Шуе скит Спасова согласия, в котором по слухам живет больше 30 женщин. Следовательно официально значатся в Шуйском уезде только австрийцы и спасовцы. Последние по своей малограмотности и незначительности едва-ли могут оказывать какое-либо влияние на православных и отличаются среди других старообрядцев разве только тем, что по невежеству упорно держатся своих заблуждений и менее поддаются увещаниям православных пастырей. Другого характера последователи толка австрийского. Прежде всего они имеют свои храмы с собственными причтами австрийского происхождения. По сообщению о. Светозарова окружники австрийцы (собственно один богатый старообрядец Иван Курланов) в настоящее время окончили построение нового храма на своем кладбище. По сообщению Иваново-Вознесенского отделения Братства после провозглашения в 1905 году свободы вероисповедания в России старообрядческий храм был капитально перестроен и обнесен с двух сторон оградой со св. воротами и звонницей над ними; украшен пятью главами, так что в настоящее время по своему наружному виду он не отличается от православных храмов. При храме состоит полный причт австрийского посвящения. Такое положение австрийцев вынуждает их горделиво смотреть на себя, хвалиться внутренним благоукрашением храма, истовым и уставным отправлением богослужения, своим превосходством над православными, и привлекает на свою сторону и последних колеблющихся почему либо или мало разумевающих. А значительные средства церквей позволяют австрийщине вести широкую пропаганду своего учения. Нужно принять во внимание то, что Шуйская и Иваново-Вознесенская промышленность находятся в непрерывных сношениях с Москвой, что в числе прихожан перестроенного храма большая часть их состоит из временно проживающих в городе по торговле и промышленности. Этот бывалый и развитой народ, при желании, может сильно воздействовать на других, не только на старообрядцев других толков, но и на православных, особенно если последние находятся по отношению к ним в какой-либо материальной зависимости, например, являются служащими в их учреждениях. Все это показывает что раскол старообрядчества в Шуйском и Ивановском округе требует от православных пастырей особой бдительности, целого ряда забот по охранению православных от влияния раскольников. В самом Иванове есть единоверческий храм. Здесь проживает единоверческий благочинный, и это обстоятельство является несколько умеряющим и ослабляющим усилия австрийской пропаганды. При том-же, по заявлению отчета Иваново-Вознесенского отделения Братства, в общей своей массе население Иваново-Вознесенска отличается живым и теплым чувством веры, из которого как из корня вырастает его искренняя преданность православной церкви, его набожность, усердие в исполнении уставов и церковных правил. Если таково состояние православных в центре фабричном Иваново-Вознесенска, то оно служит могучим оплотом для ограждения их от каких либо инославных влияний. Но это состояние не само собой родилось, а воспитывается православными пастырями. Отчет Иваново-Вознесенского отделения Братства представляет в этом отношении характерный образчик правильно организованной и неусыпной заботливости Иваново-Вознесенского духовенства о своих пасомых. Раздача листков, внебогослужебные собеседования, религиозно-нравственные чтения — все это поставлено здесь весьма широко. Члены отделения с полным усердием потрудились для насаждения в своих пасомых истин веры христианской и нравственности. Кроме своих храмов, члены Отделения вели чтения и собеседования в зале Окружного Суда, в помещениях школ, в больничных корпусах. Словом, — всюду, где только представлялось возможным, члены Отделения являлись с назидательным, просветительным словом. Раздача листков религиозно-нравственного содержания производилась щедрой рукой; с этой целью Отделение в отчетном году сделало новое обложение с церквей округа с специальным назначением — на приобретение таких листков; кроме того собирали еще пожертвования среди прихожан на тот-же предмет; внесенные в отчет Иваново-Вознесенского отделения Братства краткие перечни предметов собеседований и чтений дают ясное представление, насколько обилен и разнообразен был их материал. В Покровском соборном храме с 17 ноября по 22 декабря и в течение великого поста проведено 9 внебогослужебных чтений, предметом которых было изъяснение евангельских чтений, объяснение устройства храма, сообщение о жизни святых, воспоминаемых церковью в этот период времени. Из Крестовоздвиженского храма было прислано уведомление о внебогослужебных собеседованиях только от священника о. А. Александра Охотина, которым проведено 6 бесед — 3 в храме и 3 в помещении Окружного Суда: о молитве, о милосердии, о семье, о любви к отечеству, об удовольствиях, о бедствии человечества. Материал заимствован из книги протоиерея о. Остроумова «Жить — любви служить». В Вознесенском храме с 17 ноября по 30 марта проведено 12 чтений: О чем говорит Священная История, О Боге, О сотворении мира, человека, О Каине, Потопе, о детях Ноя, 9 чтений взято из книги: «Уроки Священной Истории» Протоиерея Д. Троицкого: 3 чтения были посвящены объяснению евангельских чтений и святой Четыредесятницы. В аудитории общества трезвости того-же храма о. Михаилом Великосельским проведено 10 чтений, заимствованных частью из вышеуказанной книги прот. Д. Троицкого, а частью из книг: Луг Духовный и Сборника «Жертвы Пьянства». В аудитории Общества хоругвеносцев причтом той-же Вознесенской церкви проведено 13 чтений, предметом которых послужили статьи из тех-же вышеозначенных сборников. Все чтения в этой последней аудитории проведены с теневыми картинами. В храме, после чтений, было роздано более 3-х тысяч листков религиозно-нравственного содержания. Священниками Введенской церкви проведено в храме 13 чтений, некоторые чтения были посвящены жизни Святых, Священно-мученника Климента, Благоверного Князя Михаила, Евстафия, Святителя Николая, Преподобно-мученицы Евдокии; предмет других чтений сообразовался с временем церковного года (о Рождестве Христове, о значении выноса Креста, о страданиях Господних). Материал брался из Приходского чтения и Воскресного дня. Чтение акафистов следовало непосредственно после собеседований и сопровождалось пением хора девиц и женщин-работниц местных фабрик. Священниками Спасской церкви в храме проведено 6 бесед: «О посте и воздержании от вина. О воздержании в слове. О Промысле Божием. О неосуждении ближних. О пути в Царство Небесное. О внимании к слову Божию». Все эти беседы, взятые из книги Свящ. Марсальского, предварялись и сопровождались общим пением священных песнопений. Листков роздано до 3-х тысяч. Священником той-же церкви о. А. Миртовым в аудитории при школе М. А. Гарелиной проведено 24 чтения. Среди весьма разнообразного предмета чтений по количеству выделяются уроки из Священной Истории и статьи, призывающие к трезвости. Священником Николаевской больничной церкви проведено 23 внебогослужебных собеседования; из них 7 проведено в храме; предметом их были жития Святых. 16 бесед проведено в больничном корпусе № 2; предметом их было объяснение Заповедей Закона Божия, призыв к трезвости, плоды пьянства. В Скорбященской церкви проведено в Святую Четыредесятницу 9 собеседований, заимствованных из журнала «Духовная Беседа» за 1914 год; содержание чтений избиралось приспособительно к этому церковному времени, служило объяснением великопостных песнопений, наиболее часто повторяющихся в течение Великого Поста. Листков с самыми разнообразными содержаниями было роздано на 8 рублей, каковая сумма была специально собрана на этот предмет.
В Александро-Невской церкви внебогослужебные чтения предлагались с января месяца до Страстной седмицы; велись они после вечерни в воскресные и праздничные дни; в храме проведено было 7 чтений; предметом их было объяснение членов Символа Веры, а также объяснение великопостных песнопений, как это указано для Скорбищенской Церкви, так как материал заимствован из одного источника — журнала «Духовная Бесед» за 1914 год. Листков роздано до 1 тысячи.
В Ильинской Церкви за время Великого Поста проведено 6 чтений; предметом их послужили статьи самого разнообразного содержания, какие дали в 1914 году журналы: «Воскресный День», «Воскресный Благовест» и «Духовная Беседа».
В Преображенской церкви чтение поучений и назидательных статей производилось за Богослужениями в продолжение всего года; за отчетный год прочитано священником 34 поучения, диаконом 23 поучения. На время Великого Поста с 16 февраля по 5 апреля приходится 12 поучений. Заимствованы поучения их тех-же источников, какие указаны по предыдущей Ильинской церкви, так как все эти журналы выписывала и Преображенская церковь. В храме раздавались листки, присланные от Совета Отделения и от местного общества трезвости; раздавались и листки, прилагаемые при выписывавшихся в Церковь журналах. От священника Успенской кладбищенской посадской церкви получено сообщение, что им в помещении Окружного Суда и школе М. А. Гарелиной в отчетном году с октября 1913 года и до октября 1914 года проведено 18 чтений и собеседований; в храме 29 августа роздано 300 листков противоалкогольного содержания.
В аудитории Окружного Суда за время с 1-го декабря по 31 марта проведено 14 чтений, предварительно распределенных между членами отделения. Шуйское городское духовенство также ведет частные беседы в Церкви и в домах прихожан, при посещении их по разным случаям приходской жизни. Такие беседы вели священники Крестовоздвиженской и Троицкой кладбищенской церквей гор. Шуи, а также сел Васильевского (Шуйского городского благочиния), Кузнецова, Афанасьева и Семенова Высокова (1-е благочиние, Шуйского уезда). Отделение братства 2-го благочиния Шуйского округа также указывает целый ряд мер, предпринятых духовенством округа для воздействия на раскол. Меры эти следующие: 1) церковные проповеди, которых было произнесено в отчетном году 582; 2) привлечение детей старообрядцев в церковно-приходские, земские и министерские школы; 3) внебогослужебные собеседования и чтения; 4) частные беседы со старообрядцами. Эти меры, как одни из наиболее важных в деле просветительного воздействия на старообрядцев и предохранения православных от уклонения в старообрядчество, в деятельности приходских священников занимают видное место. На означенных беседах выяснялись как догматические вопросы: о церкви, таинствах, так и обрядовые, в которых нередко принимали участие и женщины православные и старообрядки. Таковые беседы в отчетном году производились священниками села Дунилова в следующих деревнях, зараженных старообрядчеством: священником о. Василием Семеновским — в Овсянникове: об истинной церкви Христовой, которая пребудет неодоленною до скончания века, с полнотой иерархии и таинств, в Озеркове: о перстосложении для крестного знамения; вне церкви православной нигде нельзя обрести спасение. Священником Матфием Миловидовым — в деревне Пырьевке: о таинстве Св. Причащения; в Больших Дворниках: о таинстве Покаяния; в Семейкине о таинствах Крещения и Брака; во Владычневе: о вечности Церкви Христовой; в Пырьевке: о незаконности австрийской иерархии; в Малых Дворниках: о крестном знамении и перстосложении. Священником о. Константином Третьяковым — в дер. Торопихе: о таинстве Причащения; в Обухове: о церкви Христовой; в Высокове: о таинстве Покаяния; в Качалове: о таинстве Св. Причащения. На означенных беседах священниками раздавались слушателям Троицкие листки и листки диакона Смолина. При Отделении Братства имеется противостарообрядческая библиотека, в которую выписано в отчетном году книг и журналов на 46 рублей.
О результатах своей противораскольнической деятельности отчеты по Шуйскому уезду не сообщают, отчет 3-го округа замечает только, что священники в случайных своих отношениях к раскольникам не оставляют их без слов назидания. Но благодарение Бога, и за то, что благодаря усилиям православных пастырей раскол не распространяется; об отпадениях от православия в раскол известий не имеется.

(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 5-й. 30-го января 1916 года)
Братство святого благоверного великого князя Александра Невского
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Отчет о противосектантской и противостарообрядческой деятельности Братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского за 1912-1913 год.
Отчет о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1913—1914 года.
О противозаконной торговле раскольническими книгами 1844 г.
Дарование раскольникам гражданских прав в 1883 г.
Русская Старообрядческая Церковь.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Николай (04.06.2017)
Просмотров: 1498 | Теги: Владимирская епархия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru