Отчет о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую
половину 1913—1914 года. Религиозно-просветительная деятельность Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в истекшем полугодии 1913—1914 года, как и в прежнее время, направлена была, с одной стороны, к возвышению религиозно-нравственного развития народа через пастырские внебогослужебные собеседования и чтения и, с другой — к предохранению православных от увлечения и совращения в сектантство и к обращению заблудших в лоно Православной Церкви. Внебогослужебные собеседования, насколько можно видеть из отчетов Уездных Отделений Братства, велись в большинстве приходов епархии. Устраивались они, обычно, с осени до св. Пасхи, по воскресным и праздничным дням, после совершения торжественных вечерен и молебствий с акафистами. Чтобы придать большее значение внебогослужебным собеседованиям, некоторые священники заботились и о внешней соответствующей обстановке их. Во многих приходах епархии они нередко иллюстрировались световыми картинами (напр., в Муроме, с. Орехове, Иваново-Вознесенске, с. Воютине, Меленковского уезда). Общенародное, преимущественно церковное пение, также составляло весьма важную их принадлежность. В сознании особой важности внебогослужебных собеседований и чтений, Совет Братства считал своею обязанностью помогать священникам книгами и брошюрами, а также световыми картинами, продавая их по такой цене, по которой они обходятся Братству, а в некоторых случаях выдавая их даже безвозмездно.
Стремясь к просвещению населения епархии в духе Православной веры, Братство в истекшем полугодии заботилось также и об обращении уклонившихся в сектантство и о предохранении православных от увлечения сектантской пропагандой. Сектанты Владимирской епархии разделяются на две группы: 1. рационалистического направления — молокане, штундобаптисты, пашковцы и адвентисты; 2. мистического направления — хлысты - последователи старого хлыстовства, хлысты Киселевского толка (иоанниты), хлысты последователи «Григория Босого» и только что обнаруженные «братцы-трезвенники».
Молоканство существует во многих приходах Владимирской епархии, преимущественно в Меленковском уезде. Но в последнее время, по наблюдению нашей миссии, оно заявляет о себе очень слабо. Переживши пору сильных возбуждений, разделившись на разные толки и согласия, чистое молоканство, по-видимому, прекращает свое существование. Под влиянием проповедников штунды и главным образом под влиянием проживающего в Меленках баптистского проповедника молокане склоняются в сторону штундизма. За последнее время это ярко отражается и в их учении, и в жизни их общин. Можно думать, что в недалеком будущем наше молоканство неминуемо перейдет в штундобаптизм. Штундистская миссия в истекшем полугодии практиковала обычные приемы распространения среди православных своих лжеучений. Особенно удобными местами для штундистской проповеди по-прежнему являлись: трактиры, народные чайные (как, напр. в Орехове), помещения Товариществ Мелкого кредита (особенно там, где во главе этого учреждения стоят сектанты). В Суздальском уезде пропагаторским целям служат паровая мельница и кузнечное заведение, выстроенные недавно при с. Круглове проповедником баптизма из местных крестьян при помощи Московских баптистов. То и другое заведение обслуживают крестьянское население Суздальского и Ковровского уездов по радиусу расстояния в 18— 20 верст. Народ здесь постоянно, чем и пользуются сектанты, беседуя здесь с православными на разные религиозные темы. Не могут не влиять на православных — и широкая благотворительность и с виду добрая жизнь сектантских проповедников. Все это заставляет православных строже относиться к поступкам и поведению своих священников и настойчиво требовать от них учительства не только словом, но и жизнью. Меленковские адвентисты ѴII дня проявили минувшим полугодием также склонность к пропаганде своего учения. Не ограничивая сферу своей пропагаторской деятельности, Меленковским фабричным и местным крестьянским населением, главари этой секты минувшей зимой побывали со своей проповедью в Муроме, в окрестных селениях, а также кое-где на фабриках и заводах Муромского уезда. А адвентистка „блоговестница“ этим временем несколько раз посетила Скорбященский женский монастырь, Меленковского уезда, стараясь в пользу адвентизма расположить даже инокинь обители. Но благодаря своевременно принятым мерам против распространения сектантских лжеучений и благодаря тому, что внутри самой Меленковской общины замечается нравственное разложение, происходят часто споры из-за первенства, из-за „десятины“, адвентистская миссия в отчетном полугодии в своей пропагаторской деятельности успеха не имела.
Время от времени заявляют о своем существовании и хлысты Киселевского толка (иоанниты), пропагандирующие свое учение в Муроме, Коврове, Орехове, Иваново-Вознесенске и др. Между православными иоаннитство распространяется главным образом книгоношами женщинами, которые, разнося по нашей епархии веночки для украшения икон, воздухи, сектантского характера брошюры и портреты почившего о. Иоанна, по прежнему ведут пропаганду своего лжеучения. Они учат, что о. Иоанн Кронштадтский „есть Бог, явившийся по плоти и оправдавший себя в духе“. Он есть «второе лицо Св. Троицы, Христос, Спаситель мира и Судия вселенной». В г. Иваново-Вознесенске, после смерти о. Иоанна, в верованиях и учении Киселевцев произошла некоторая перемена. Они считают о. Иоанна Кронштадтского не за Христа, а за Иоанна Крестителя, явившегося пред пришествием истинного Спасителя мира, какового он, за несколько лет до своей смерти, якобы указал в проживающем в Иваново-Вознесенске страннике Григории Босом. Сущность учения новой фракции хлыстовства заключается в следующем. Десять лет тому назад для исправления религиозно-нравственной жизни русского народа, погибающего в маловерии и разного рода пороках, особенно пьянстве, на землю сошел сам Господь, который вселился в пречистую плоть Григория странника. С этого времени Григорий перестал быть человеком и сделался живым Богом, Спасителем мира. Только вера в него, исполнение его заповедей спасительны как от временных бед и зол, так и от вечных мук. Как некогда Господь Иисус Христос посылал апостолов проповедывать Евангелие, так и „настоящий Спаситель", избрав из среды своих последователей сначала 12, а затем 70 апостолов, послал их на проповедь своего учения в разные местности России. Трое из апостолов проживают теперь близ Анькова, в д. Радине. Проповедуя о сошествии на землю Спасителя мира, они стараются подорвать в народе авторитет Св. Писания, веру в евангелие Иисуса Христа. Евангельское учение, говорят они, имело нравственно-обязательное значение лишь до того времени, в которое жил и действовал евангельский Христос. Для настоящего же времени оно имеет такое же значение, какое для новозаветной церкви имел Ветхий Завет, т. е. подготовительное, воспитательное. Евангельский Христос, по их учению, был обыкновенный человек. Воскресение Иисуса Христа надобно понимать в том смысле, что Он воскрес от греховной жизни. Такое воскресение Его произошло после сорокодневного поста. Пропостившись сорок дней, Иисус Христос взалкал, т. е. ослабел, изнемог, так что казался мертвецом, но духом Своим Он победил смерть и ожил. «Так воскрес шесть лет тому назад, говорят сектанты, и наш спаситель после продолжительного своего поста». Так как воскресение Григория Босого произошло в среду, то этот день сектанты празднуют вместо воскресения. К Пресвятой Деве Марии сектанты относятся также отрицательно. Православных мощей и икон последователи Босого также не чтут. Вместо того они блогоговейно преклоняются пред изображением своего «настоящего спасителя» пред ним в их домах неугасимо горят свечи, лампады и курится ладан. Настойчиво проповедуя в народе об исправлении нравственной жизни, об умерщвлении плоти и о торжестве духа, сектанты энергично восстают против употребления вина, мяса, особенно свинины, против курения табака, нетерпимо при этом они относятся к женским модам, женским шапочкам, шляпам. О секте Григория Босого своевременно сообщено Советом Братства Духовной Консистории для зависящих с ее стороны распоряжений к пастырскому воздействию на приверженцев этого антиправославного движения. В религиозной жизни Владимирской епархии за минувшее полугодие, необходимо отметить появление в пределах Ковровского и Суздальского уездов, так называемых, «братцев и сестриц», последователей известных главарей религиозно-трезвеннического движения Московского «братца» Иоанна Колоскова и Петербургского „братца" Иоанна Чурикова. Осенью 1913 года в фабричном поселке Савине, Ковровского уезда, обратил на себя внимание местный мясоторговец. До этого времени население знало это лицо за человека грубого, дерзкого, пьяницу, а теперь он стал совершенно неузнаваем, как бы переродившимся в новую лучшую жизнь: пьянство прекратил, незаметны стали и те пороки, которые ранее являлись неизбежными спутниками в его поведении. Причиной такой перемены, как объяснил он своим односельчанам, было то, что «познал» он Московского «братца» Иоанна (Колоскова). Взяв у него установленным порядком „трезвость" от употребления вина, курения табака, игры в карты и ядения мяса, он сразу почувствовал себя обновленным, духовно-воскресшим. Проникшись к «братцу» глубоким уважением, как к святому и великому чудотворцу, он начал теперь располагать и других алкоголиков обратиться за помощью к своему „спасителю". И вот с октября месяца как из Савина, Егорьевского прихода, так и из других селений очень многие фабричные рабочие и крестьяне потянулись в Москву „брать трезвость" у Колоскова. Всех трезвенников в Ковровском уезде — до 60 человек; большинство из них проживает в Егорьевском приходе, а остальные в Щербовском и Меховицком приходах. В Суздальском уезде считается всего человек 12 братцев-трезвенников,— все из крестьян с. Ляховиц. Но эти братцы являются последователями Петербургского трезвенника Иоанна Чурикова. Все братцы и сестрицы Ковровского уезда представляют из себя дружную и тесно сплоченную группу людей, резко обособленных от православного населения. Во главе ее, в качестве наставника, по указанию братца Иоанна стоит братец Петр. Он зорко следит за поведением трезвенников, заботится о приобретении в общину „братца" Иоанна — новых членов, а также по домам последователей Колоскова устраивает религиозные собрания. Обыкновенно эти собрания проходят в чтении избранных «братцами» мест св. евангелия с иносказательным их толкованием и пении таких духовных песней, как „Люди, люди, братья, зачем гоните Христа", „Завтра, завтра в дом Закхея гость таинственный придет, и, немея и бледнея, перед ним Закхей падет", и др. Кроме того на этих религиозных собраниях Ковровскими трезвенниками читаются печатные беседы Иоанна Колоскова, а Суздальскими — беседы Иоанна Чурикова, ясно обнаруживающие сектантское вероучение «братцев». Читают даже „братцы" на своих беседах и известную книжку «Сборник речей о трезвенном движении» проф. К. Линдемана. Эту книжку широко ныне распространяет Центральный Комитет Союза 17 октября в целях оказать поддержку религиозно-трезвеиническому движению, созданному Петербургским и Московскими „братцами". К укреплению на началах трезвости, последователей братцев время от времени навешают их Петербургские «братья трезвенники — апостолы» и «странницы». А 16 марта в поселке Савине был и сам Московский «братец» Иоанн Колосков с тремя девушками «сестрицами».
Епархиальный противосектантский миссионер свящ. Григорий Орфеев, ознакомившись с религиозно нравственным состоянием трезвенников Ковровского и Суздальского уездов, находит возможным разделить всех их на две категории: одни из них настолько твердо убеждены в святости „братцев", в правоте их учения и настолько окрепли в настоящем религиозно-социальном направлении, что близко подходят к сектантам мистических фракций. Но есть и такие из трезвенников, которые, хотя и дали „братцам" обет воздержания тем же чиноприемом, что и первые, но они задумываются над их самозванным учительством, над актом отлучения от св. Церкви Колоскова. Таких лиц есть еще возможность спасти от погибели и удержать в ограде церкви православной. Антицерковной деятельности сектантов в отчетном полугодии, как и прежде, противопоставлена была энергичная деятельность приходской и специальной противосектантской миссии. Пастырско-миссионерская деятельность прежде всего была направлена на ограждение православных от лжеучений сектантов и затем на вразумление самих отпавших от церкви. В частности она выразилась в публичных и домашних беседах с православными и сектантами, в совершении миссионером с приходскими пастырями торжественных богослужений, в устройстве юношеских и детских миссионерских собраний, занятиях с членами Меленковского и Ореховского миссионерских кружков, в организации народно-миссионерских кружков, в распространении среди народа противосектантской литературы от имени Братства Св. Александра Невского и, наконец, в миссионерской переписке по вопросам веры как с православными, так и сектантами. В минувшем полугодии Епархиальным миссионером свящ. Гр. Орфеевым посещены 26 приходов. Горячее и деятельное участие в деле миссии в отчетном полугодии проявили следующие пастыри: гор. Меленок прот. Е. Широкогоров, Владимирского уезда церкви Лемешенской мануфактуры свящ. К. Софийский, с. Саниц Суздальского уезда свящ. А. Кудрявцев, с. Фролова Гороховецкого уезда свящ. Ф. Казанский, с. Левина Вязниковского уезда свящ. М. Зарин, с. Шиморского Меленковского уезда свящ. П. Ключарев, с. Воютина Меленковского уезда свящ. Н. Авроров, с. Верхозерья Меленковского уезда свящ. Н. Беляев, с. Песочного Меленковского уезда свящ. М. Крылов и пастыри с. Орехова.
Для примера успешной деятельности против пропаганды сектантства следует указать на фабричный Лемешенский приход, Владимирского уезда. На этот приход в последнее время было обращено исключительное внимание со стороны баптистских проповедников Суздальского уезда. "Пропагаторская деятельность сообщает священник Софийский, быстро отразилась на многих из рабочих нашей фабрики... Некоторые из крестьян прекратили уже посещение фабричного храма, перестали делать крестное знамя, стали обособляться, соединяться своим братством, при чем толковали по своему Слово Божие, распевали из „Гуслей" и совершали общую молитву. Начался среди рабочих интерес к баптизму, стали раздаваться споры по религиозным вопросам, послышались похвалы баптистам за слезную молитву, за смирение и за святую жизнь (отсутствие сквернословия, пьянства, разгула). Не проходило и недели, чтобы кто-нибудь из „блоговестников" не побывал на фабрике. „Но благодаря своевременно принятым мерам со стороны свящ. Софийского и Епархиального миссионера, нападение на Лемешенский приход было отбито. Минувшей св. Четыредесятницей все лица, вошедшие в состав баптистской общины, возсоединились со св. Церковью; некоторые из них причащались св. Христовых Таин в Кафедральном соборе. Теперь в частных беседах с приходским священником они сами стали подмечать неправоту, хитрость и лукавство баптизма, где раньше и не предполагали". Подобные отрадные факты сообщаются настоятелями и других приходов. Так Шиморский священник о. П. Ключарев сообщает, что „под влиянием пастыре-миссионерских воздействий на селение деревни Грязной, его прихода, склонные к сектантству лица ныне окончательно прервали свою связь с проживающим здесь проповедником баптизма. Минувшим Великим постом все они чистосердечно раскаялись в своих сектантских заблуждениях и теперь ко всем установлениям Православной церкви относятся с ясным сознанием и усердием. По сообщению священника с. Димитриевой слободы Муромского уезда, в отчетном полугодии воссоединились с Православною церковью следующие лица из Киселевцев: Иван Грязнов, жена его Анастасия Васильева и трое детей, Татиана Баурова, Гавриил Гарнов. Успешно дело миссии велось также и в сильно взволнованном сектантами хлыстами приходе с. Весок Юрьевского уезда, где несколько семейств уже вошедших в общину Григория Босого после миссионерских бесед воссоединились с церковью. Наконец, плодотворною оказалась деятельность Епархиального миссионера в зараженном сектантством районе Суздальского уезда, где под влиянием проведенных с 28 января по 12 февраля с. г. народно-миссионерских курсов, многие из крестьян приходов Мордышского, Санинского, Кругловского, увлеченных в пашковщину и баптизм, разочаровались в мнимой истинности учения сектантов и показной святости их жизни. Народно-миссионерские курсы в борьбе с сектантством оказываются чрезвычайно целесообразным и плодотворным средством. В с. Савине на курсах, кроме 34 лиц курсистов — членов местного миссионерского кружка и ревнителей Православной веры из крестьян окрестных селений, собирались от 300 до 450 человек обоего пола слушателей. «Не подлежит сомнению пишет по поводу курсов священник А. Кудрявцев, что слово о. миссионера пало на добрую почву и сделало многих неуверенных в истине православия, преданными сынами Церкви Христовой, их не соблазнят уже теперь никакие ухищрения сектантов. Даже пашковец, доселе относившийся к всему православному крайне нетерпимо, обнаруживает теперь сомнение в истинности учения евангельских христиан и дает нам право предполагать, что его возвращение в лоно Православной церкви — вопрос лишь времени».
По данным Духовной Консистории в минувшем полугодии уклонились трое — 2 женщ. в баптизм и 1 женщ. в адвентизм.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Отдел неофициальный № 20 (17 мая 1914 года)
См. Отчет о противосектантской и противостарообрядческой деятельности Братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского за 1912-1913 год.
О бородачах и раскольниках, чтоб за бороду пошлину платили и в указанном платье ходили Русская старообрядческая церковь Из истории молоканства во Владимирской епархии. Старообрядческая «Царевна». Старообрядчество в селе Борисоглебском, Муромского уезда О противозаконной торговле раскольническими книгами 1844 г.
Дарование раскольникам гражданских прав в 1883 г.
Скопчество во Владимирской епархии
Скопчество в селе Нушполе Александровского уезда Владимирской епархии
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Храм Троицы-Живоначальной во Владимире
Copyright © 2016 Любовь безусловная |