Секта «Новое православие» и Григорий Босой
«Мнимый святой Во Владимирской епархии, как сообщают в Св. Синод, появился новый «святой», ниспосланный якобы на землю специально для исправления русского народа и избавлении его от страсти к пьянству. Новоявленный «святой», некий Григорий Босой. набрав из среды своих последователей 50 «апостолов» отправил их по епархии, а также в другие губернии Россия с проповедью о пришествия его на землю. Последователи Григория Босого не признают икон и молятся перед изображением новоявленного «святого». Они учат, что Григорий Босой несколько лет тому назад вел распутный образ жизни и жил в грехе, но теперь «воскрес» духовно и принес миру новую истину. Пo средам Григорий Босой со своими последователями ведет беседы о том, что он победил смерть, и необходимо праздновать день — среду, так как его «воскресенье» совершалось в этот день» (Газета «Муромский край», 23-го февраля 1914 г.).
Из отчета о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1913—1914 года:
«В г. Иваново-Вознесенске, после смерти о. Иоанна, в верованиях и учении Киселевцев произошла некоторая перемена. Они считают о. Иоанна Кронштадтского не за Христа, а за Иоанна Крестителя, явившегося пред пришествием истинного Спасителя мира, какового он, за несколько лет до своей смерти, якобы указал в проживающем в Иваново-Вознесенске страннике Григории Босом. Сущность учения новой фракции хлыстовства заключается в следующем. Десять лет тому назад для исправления религиозно-нравственной жизни русского народа, погибающего в маловерии и разного рода пороках, особенно пьянстве, на землю сошел сам Господь, который вселился в пречистую плоть Григория странника. С этого времени Григорий перестал быть человеком и сделался живым Богом, Спасителем мира. Только вера в него, исполнение его заповедей спасительны как от временных бед и зол, так и от вечных мук. Как некогда Господь Иисус Христос посылал апостолов проповедывать Евангелие, так и „настоящий Спаситель", избрав из среды своих последователей сначала 12, а затем 70 апостолов, послал их на проповедь своего учения в разные местности России. Трое из апостолов проживают теперь близ Анькова, в д. Радине. Проповедуя о сошествии на землю Спасителя мира, они стараются подорвать в народе авторитет Св. Писания, веру в евангелие Иисуса Христа. Евангельское учение, говорят они, имело нравственно-обязательное значение лишь до того времени, в которое жил и действовал евангельский Христос. Для настоящего же времени оно имеет такое же значение, какое для новозаветной церкви имел Ветхий Завет, т. е. подготовительное, воспитательное. Евангельский Христос, по их учению, был обыкновенный человек. Воскресение Иисуса Христа надобно понимать в том смысле, что Он воскрес от греховной жизни. Такое воскресение Его произошло после сорокодневного поста. Пропостившись сорок дней, Иисус Христос взалкал, т. е. ослабел, изнемог, так что казался мертвецом, но духом Своим Он победил смерть и ожил. «Так воскрес шесть лет тому назад, говорят сектанты, и наш спаситель после продолжительного своего поста». Так как воскресение Григория Босого произошло в среду, то этот день сектанты празднуют вместо воскресения. К Пресвятой Деве Марии сектанты относятся также отрицательно. Православных мощей и икон последователи Босого также не чтут. Вместо того они блогоговейно преклоняются пред изображением своего «настоящего спасителя» пред ним в их домах неугасимо горят свечи, лампады и курится ладан. Настойчиво проповедуя в народе об исправлении нравственной жизни, об умерщвлении плоти и о торжестве духа, сектанты энергично восстают против употребления вина, мяса, особенно свинины, против курения табака, нетерпимо при этом они относятся к женским модам, женским шапочкам, шляпам. О секте Григория Босого своевременно сообщено Советом Братства Духовной Консистории для зависящих с ее стороны распоряжений к пастырскому воздействию на приверженцев этого антиправославного движения».
Сущность учения Босого заключалась в том, что в 1903 году для нравственного исправления русского народа, который очень часто и очень много нарушал заповеди Христовы, сошёл на землю сам Господь, который вселился в пречистую плоть Григория. С этого времени Григорий Босой перестал быть человеком, а сделался живым Богом или Спасителем мира. Через несколько лет в Иваново-Вознесенске, который сектанты называли не иначе как Новый Иерусалим, после долгого поста и молитвы Григорий Босой «умер и воскрес». Смерть его не была физической, а воскресение является символом полного отказа от грехов… Только вера в него, Григория Босого – Христа Спасителя Мира, исполнение его заповедей, спасительны как от временных бед и зол, так и от вечных мук, - проповедовал он. Как некогда Христос посылал своих апостолов проповедовать Евангелие, так и «настоящий спаситель» избрал из среды своих последователей сначала 12, а затем 70 апостолов и послал их на проповедь своего учения в разные концы России. Вот что о Босом и его секте в сентябре 1909 года писала газета «Русское слово»: «В Иваново-Вознесенске распространяется новая секта. Основатель её Григорий Босой именует себя Христом. В среде рабочих он пользуется большой популярностью. Приезжие миссионеры тщетно стараются бороться с лжеучениями фанатика».
Пятеро из апостолов Босого проживали в деревне Радино Аньковской волости Юрьевского уезда. Именно там берёт начало дело о его секте. В начале ноября 1913 года урядник Аньковской волости Майков проводил в деревне дознание в связи с появлением здесь сектантов. В результате опроса местных жителей и самих сектантов он получил следующие сведения: крестьяне этой деревни братья Александр, Фёдор и Алексей Горбуновы, Иван Кожин и Иван Будилов вместе с жёнами и детьми являлись последователями секты Босого. Сектанты собирались в доме Александра Горбунова по вечерам с 7 – 8 до 10 – 11 часов ночи, пели духовные молитвы, «изложенные на славянском языке, но не так, как они правильно изложены по церковному обряду, и затем всякие пасхальные ирмосы и всё извращённо». Когда происходили эти моления, почти со всей деревни сходился народ под окна слушать это пение. Желающим перейти в секту предлагали не курить табак и не пить вина. Но главное – сектанты позволяли себе хулу на православную веру, называя её «жидовской» верой и говоря, что русский народ осквернил божьи храмы, мужчины пьют вино и курят табак, а «женщины в храм ходят в шляпах». А сектант Иван Будилов богохульствовал в церкви перед литургией, говоря: «У вас воскрес не Христос, а гнилой поросёнок, а Христос сгнил». При всём этом, последователи Босого по праздникам посещали церковь и подавали просфоры.
Урядник Майков в присутствии старосты и выборных произвёл осмотр в доме Александра Горбунова. Вместо икон там были обнаружены картины с изображением Иисуса Христа. «Иконы в ризах и без таковых находятся в смежной горнице, где стоит стол, а на столе окрашенные яйца в пасхальные цвета и книги: Евангелие, молитвенник и псалтирь»,- было записано в протоколе. 26 ноября 1913 года пристав 2-го стана Юрьевского уезда Прозоровский допрашивал Будилова, Кожина и братьев Горбуновых уже в качестве «обвиняемых в возложении хулы на славимого в единосущной Троице Бога и в совращении лиц православного вероисповедания в основанную ими секту». Александр Горбунов показал, что он относится к числу 12 первых апостолов, которые приняли это назначение лично от Спасителя, поскольку в течение последних семи лет находились при нём безотлучно. Имена других первых апостолов Горбунов назвать отказался, сославшись на то, что это великая тайна, доступная лишь посвящённым в секту. Другие же четверо допрашиваемых, по его словам, были апостолами из числа семидесяти. Также он сказал, что не считает нужным обращаться к приходским и другим священникам, так как «получил призвание от самого Господа Спасителя Мира и потому в течение 7 лет не принимал таинства покаяния и причащения от священников ввиду того, что он нашёл истинного пастыря, от которого получает причащение и отпущение грехов». Кроме этого, Горбунов показал, что в его доме «имеется образ новый явившегося вторично Спасителя, и есть образа, как Божьей Матери, так и Святых Угодников Божьих, но только во весь рост, а не обрезанными в половину».
Фёдор Горбунов показал, что в его доме, а также у Кожина есть иконы Григория Босого:
- Эти образа похожи на Григория и творят великие чудеса, и во время молитвы, когда на молящегося находит умиление, то молящийся может видеть чудеса, например, бывает виден свет жёлтый, алый и светлый, так что человек не устоит и невольно из него покатятся слёзы умиления.
Алексей Горбунов, родной брат Александра и Фёдора, объяснил, что учение Босого ему на пользу, поскольку он видит «спрынью» (спрынья – это грибок, паразитирующий на злаковых культурах, но само слово происходит от древнерусского, означающего достаток, изобилие) в своём хозяйстве, здоров и никому не завидует.
Их единоверец Иван Будилов рассказал, что благодаря праведному примеру живущих «новых» апостолов, он полностью изменил свой образ жизни:
- Я перестал пить водку, браниться и ходить с ножом в руках, - заявил он.
Все допрошенные признавали чудеса (однако, более в духовном, нежели в физическом смысле) и православные таинства. Признавали также они и существующую церковь, но требовали её обновления и видели себя в числе обновителей. Псалтирь сектанты ставили выше Евангелия, потому что через псалтирь они имели возможность найти «успокоение в печали и горести и облегчение в беде, а в Евангелии содержится только один закон, как надо жить».
Кроме этого, следствием было установлено, что Иван Кожин и Фёдор Горбунов находились под судом за непристойное поведение в храме, но дело в отношении их по Высочайшему манифесту от 21 февраля 1913 года было прекращено.
По результатам дознания, пристав Прозоровский сделал следующее заключение: «В секте, названной сектантами «Новое православие», нет хулы на славимого в единосущной Троице Бога, нет поруганий и поношений Святых Таинств и Священных предметов, что сектанты никого не совращают обольщением и принуждением в свою секту и сектанты признают пришествие Христа, бывшее около двух тысяч лет тому назад… что в секте, называемой «Новое Православие», отражается современный прогресс, взятый вместе с мыслями Льва Толстого и Григория Петрова».
Материалы дознания были представлены юрьевскому уездному исправнику для дальнейших распоряжений. 29 ноября исправник направил губернатору копию протокола полицейского дознания, подлинник же был направлен в рапорте прокурору Владимирского окружного суда. Губернатор в свою очередь направил копии протокола архиепископу Владимирскому и Суздальскому Николаю и в Департамент Духовных Дел. Одновременно с этим губернатор отдал два распоряжения: прокурору уведомить о результатах дела для донесения в Министерство Внутренних Дел и Иваново-Вознесенскому полицмейстеру донести, где находится сам Григорий Босой и чем он занимается.
Вскоре дело получило общественный резонанс. 4 января 1914 года в газете «Старый Владимирец» была опубликована корреспонденция из села Аньково о распространении секты Босого. Значительное место в статье занимал рассказ о том, как епархиальный миссионер накануне праздника Рождества Христова провёл ряд противосектантских бесед в деревне Радино и в селе Вёски. Публикация эта не прошла мимо губернатора, и уже 9 января, ссылаясь на статью в «Старом Владимирце», он отдал распоряжение юрьевскому уездному исправнику установить строгое наблюдение за деятельностью последователей Босого. В ответ исправник рапортовал об установлении дальнейшего наблюдения за сектантами.
Примерно в это же время в канцелярии губернатора получили рапорт Иваново-Вознесенского полицмейстера о том, что Григорий Босой проживал на тот момент в селе Преображенское Шуйского уезда, а в Иваново-Вознесенске его последователей обнаружено не было. Поэтому 16 января шуйскому уездному исправнику было предписано установить наблюдение за деятельностью Босого и его последователей. В начале февраля исправник сообщил, что Босой проживал в Преображенском уже около 6 лет, и всё это время за ним имелось наблюдение, «но он ничего не проявлял и не проявляет». Также исправник сообщил, что в дальнейшем за ним будет установлено строгое наблюдение».
Через год расследование, проводимое прокурором Владимирского окружного суда, закончилось. 28 марта 1915 года прокурор уведомил губернатора о том, «что произведённым полицейским дознанием в действиях Григория Босого или его последователей не обнаружено признаков какого-либо преступления, по заключению же Владимирской Духовной Консистории секта Босого не принадлежит к числу изуверных учений, соединённых с преступными или безнравственными действиями, и потому для производства следствия по признакам преступления, предусмотренного 96 ст. Угол. Улож., не встречается оснований». Таким образом, говоря современным языком, дело было прекращено за отсутствием состава преступления. 20 апреля губернатор доложил об этом в Департамент Духовных Дел.
Источник:
Прибылов Ю. А. Ковровские иоанниты и «Христос» из Иваново-Вознесенска (к истории сектантства во Владимирской губернии после 17 апреля 1905 года) // Материалы XV Межрегиональной краеведческой конференции (16 апреля 2010 г.). Владимир, 2010. С. 472 – 477).
Отчет о противосектантской и противостарообрядческой деятельности Братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского за 1912-1913 г.
Отчет о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1913-1914 года.
Противораскольническая деятельность духовенства Владимирской губернии за 1914 г.
Скопчество во Владимирской епархии
Скопчество в селе Нушполе Александровского уезда Владимирской епархии
Из истории молоканства во Владимирской епархии
Деятельность Братства Александра Невского против раскола
Владимирская епархия.
Copyright © 2018 Любовь безусловная |