Аньково — село в Ильинском районе Ивановской области, административный центр Аньковского сельского поселения. «Аньково находится от Юрьева (Юрьевский уезд) в 55-ти верстах, от Владимира в 100 верстах, при пруде». [1] Село в старинные времена принадлежало разным помещикам.
По переписи 1897 г. в с. Аньково проживало 1481 чел.
Аньковское мужское училище, Аньковской волости, в с. Анькове, основано помещиком Сипягиным в 1859 году. Ближайшие училища: Вескинское в 4 в. и Макарьинское — 7 в. См. Приложение 1
Аньковское женское училище основало 7-го января 1877 г. обществом. Ближайшие училища: Вескинское в 4 в. и Макарьинское — 5 в. В 1884 году «Помещение общественное, деревянное, вместе с мужским училищем; теплое, но по свету неудобное; квартира учительницам есть; классных комнат три: первая — длиной 8, шириной 5, вышиной 3 ½ арш.; вторая — длиной 8, ширин. 5, вышин. 3 ½ арш.; третья — длин. 8, ширин. 8, вышин. 3 ½ арш. Учебных пособий достаточно — на 128 р. 90 к. Библиотека есть — 315 книг. Земли нет. Законоучитель священник Орлов Алексей Владимирович (1844 - 8.10.1905), студент Владимирской духовной семинарии, преподает с 7-го января 1877 года; учительница Александра Чижева, окончившая курс во Владимирском женском епархиальном училище, преподает с 7-го января 1877 года; помощница учительницы Анна Благонравова, окончившая курс в том же училище, преподает с 18-го ноября 1883 года. Попечитель крестьянин Иван Яковлевич Ершов; пожертвовал прежде на 60 руб., а в 1883 г. часы и стопу бумаги. Учащихся в 1-му января 1883 года 62 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 8 д. Окончило курс со свидетельствами 11 д. Вновь поступило 18 д. К 1-му января 1884 года состояло 61 д. Возраст: 7 — 8 л. - 4, 8 — 9 л. - 7, 9 — 10 л. - 18, 10 — 11 л. - 21, 11 — 12 л. - 7, 12 — 13 л. - 4. Из учащихся: 44 из с. Анькова, 7 — д. Негодяихи в 1 в., 4 — д. Дягилева — 1 ½ в., 4 — д. Сатырфва — 2 в. и 2 — д. Перлевки — 2 в. Ночлежного приюта и живущих на квартирах нет. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. - 1 д., крест. - 60 д. Средства: от земства 332 руб., от общества 60 р.; платы за учение нет. Расходы; отопление, освещение, прислуга и ремонт 60 р.; жалованье — законоучителю 50 р., учительнице 240 р., помощнице 28 р. 60 к.; на книги о учебные пособия 13 р. 40 к. Посещали классы неисправно 40 уч.; меры — выговор. Прием в сентябре; поступили 1 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 19-го сентября по 2-е мая. Пению, обучаются простому. Учатся в день 6 часов и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию - 1, по Русскому языку - 15, по арифметике - 6, по пению - 2, по рукоделию - 2; во 2 и 3 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 5, по пению - 1, по рукоделию - 2. Получили награды 2. Получившие свидетельства учились 3 — 4 года. Не окончившие курса учились до 2 л. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Рукоделию обучаются. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). В 1900 г. учащихся – 76 девочек. Попечитель – крестьянин с. Анькова Иван Яковлевич Ершов, в должности с 5 июля 1879 г. Законоучитель – священник с. Анькова Алексей Владимирович Орлов; окончил курс во Владимирской духовной семинарии; законоучителем с 7 января 1877 г.; жалованья получает 50 руб. в год. 1) Учительница Лидия Павловна Агатонова, окончившая курс во Владимирском епархиальном женском училище; на службе с 16 декабря 1886 г., в этом училище с 26 июня 1896 г. 2) Учительница Анастасия Семеновна Миловалова, окончившая курс в Нижегород. Мариин. институте; на службе с 10 сентября 1872 г., в этом училище с 24 сентября 1894 г. Училище помещается (1900) в одном доме с мужским училищем и занимает 2-й этаж; при училище квартира для одной учительницы. Училище тесно весьма и ветхо.
«Побуждением к устройству в селе часовни и богадельни послужили события —19-го ноября 1879-го года и 5-го феврали 1880-го года, в которых ясно обнаружился Промысел Божий, чудесно сохраняющий жизнь нашего Благочестивейшего Государя Императора. Во всеподданнейшем адресе жителей прихода села Анькова выражено, что они, облагодетельствованные милостями обожаемого Монарха, желают увековечить день чудесного спасения (19-го ноября) жизни Его от злодейского покушения устройством в селе часовни и в ней иконы св. благоверного Великого Князя Александра Невского и святых, память которых совершается православной церковью 19-го ноября. По предложению волостного Старшины крестьянина Ивана Куликова, которому принадлежит и мысль об устройстве часовни, общество пожертвовало на это устройство тысячу рублей. Освящение часовни совершилось 19-го ноября 1880-го года. Богадельня устраивается церковно-приходским местным Попечительством. Приходится иногда читать, что приходские—церковные Попечительства не приносят пользы,— (Церковно-Общ. Вестник 1880) но действительная жизнь свидетельствует, что церковно-приходское Попечительство,— учреждение высокое по своей идее, и в жизни оказывается благодетельным. Даже в приходе немногочисленном и малоимущественном, это учреждение будет приносить добрые сравнительно плоды. В приходах же, имеющих достаточное количество душ, такое учреждение могло бы приносить гораздо большие плоды христианского милосердия. В нашем приходе церковно-приходское Попечительство существует одиннадцать лет. При учреждении его едва-ли кто твердо мог надеяться, что принесет оно столико добра нашему приходу. Не будь в приходе попечительства, не совершилось бы у нас, вероятно, ни одного из тех деяний которые указаны правилами о церковно-приходских Попечительствах: приходское Попечительство приступает уже к устройству богадельни. Некоторые из прихожан, — членов Попечительства,— пожертвовали на устройство в приходе богадельни более ста рублей. От души желаем успеха доброму учреждению — в нашем приходе. N». «Из отчета, читанного общему Собранию прихожан 1879 года месяца января 2 дня по Аньковскому приходскому попечительству. В минувшем 1878 году деятельность членов Аньковского приходского попечительства, как и в предшествующие годы, обнаруживалась сочувствием и должным старанием к делу попечительства. Сочувствие и старание членов попечительства сосредоточивались главным образом на мысли о большем собрании денежных средств попечительства, на изыскании источников, откуда бы могли почерпаться сии средства, на старании о возможном скоплении попечительского капитала, из коего мог бы образоваться основной значительный фонд. Так за данный год из учрежденных попечительских кружек и от членских взносов в кассу попечительства поступило 274 р. 81 коп. Из этой суммы попечительство выдало, бедным приходским семействам, по примеру предшествующих лет, 143 руб.,— на местный народные школы - 10 р. семействам воинов, находящихся на войне —108 рублей,— всего выдано попечительством 261 рубль. Собраний членов попечительства в продолжение года было три. Из постановлений Собрания особенно замечательны — об увеличении числа членов попечительства до 20 лиц, об избрании Казначеем попечительства церковного старосты Григория Куликова. На одном из собраний крестьянин Илья Ершов пожертвовал 700 рублей на устройство каменной паперти церкви Казанской Божией Матери. Крестьянин дер. Дятлева Иван Логинов пожертвовал в пользу бедных лиц Аньковского прихода часть земли, приобретенной в собственность крестьянином, с которой получается каждогодно аренды от 4 до 6 рублей. Пользоваться этой жертвой попечительство правоспособно по смерти жертвователя. Этот краткий отчет и деятельности попечительства за минувший год побуждает кратко коснуться деятельности попечительства за все время существования его. Аньковское приходское попечительство основано 1868 г., по предложению Юрьевской Земской Управы, содействием бывшего в то время старшины крестьянина Якова Ершова, старанием местных приходских священников и приходских лиц, выбранных в то время членами попечительства и участием всего общества. Епархиальным начальством разрешено, вследствие приходского приговора, быть приходскому в селе Анькове попечительству из следующего состава лиц: Председателя, бывшего благочинного священника села Фантырево Елпидифора Грандилевского,— членов местных священников Аркадия Благонравова и Алексея Орлова, церковного старосты Григория Куликова, волостного старшины Якова Ершова, крестьян Александра Баландина, Ивана Сабурова, Тимофея Вялухина, Платона Чикунова, Ивана Курского и Даниила Стулова. Все означенные лица продолжают деятельность в попечительстве до настоящего времени, исключая председателя, права коего с 1876 года занимает священник благочинный Аркадий Благонравов и исключая троих умерших членов, обязанности коих занимают крестьяне Василий Баландин и Иван Осокин. Таким образом учрежденное 1868 года попечительство существует десять лет. Как всякое возникающее учреждение, попечительство на первых порах своего существования, как учреждение новое, не могло удовлетворять вполне тем требованиям, выполнение коих возлагается правилами о приходских попечительствах. Как на факты сочувствия и старания членов по делу попечительства мы можем указать, что всей суммы в кассу попечительства за время его существования поступило 2011 рублей. Вся эта сумма собрана теми малыми жертвами, какие опускаются в попечительскую кружку в церкви, в домах прихожан и во время базарных дней. Из числа значительных сравнительно приношений в пользу попечительства достойно внимания приношение крестьянина Якова Ершова в 50 руб. Из всей суммы 2011 рублей выдано 924 рубля бедным приходским людям, на украшение церкви 50 рублей, на школы 10 рублей и семействам воинов 108 рублей. В кассе попечительства остается 918 рублей, из коих взаимообразно дано приходскому обществу 500 рублей. Из вышеизложенного следует заключить, что приходское А. попечительство за время десятилетия не могло в полной силе выполнить те задачи, которые указываются правилами о приходских попечительствах, но, принося посильные добрые плоды, попечительство благотворно идет в своей деятельности по указанному законом у пути и обещает дать соответствующие своей цели и большие результаты. За полезные действия попечительства Епархиальное начальство два раза изъявляло благодарность членам попечительства. Желательно, чтобы попечительство, при помощи Господа, не ослабевало в своей деятельности и в будущее время. Нельзя не упомянуть о том благом деле, которое предстоит теперь выполнить попечительству — это устройство дома для призрения немощных и бедных приходских лиц. Неимение оного в приходе нашем составляет видный и крупный пробел в ряду богоугодных и полезных учреждений приходских. И хорошо украшенные храмы, и вполне устроенные школы, мужская и женская, и другие полезные учреждения делают приход наш благоустроенным приходом. Одного нет,— дорогого учреждения,— это богадельни, бывшей в Анькове и потребленной пожаром в 1840 годах. Вот та заветная цель, к выполнению которой должно стремиться приходское общество; вот та задача, которую, скоро или не скоро, должно, при помощи Божией, выполнить попечительство. В последнем Собрании членов попечительства избрана комиссия для составления сметы на устройство приходской богадельни. Бог даст, она и устроится в недалеком будущем. В 1880-м году Преосвященнейший Феогност, Епископ Владимирский и Суздальский, которому представлены были годичные отчеты о действиях попечительства за время его существования, признал именем Божием благословение на дальнейшую полезную деятельность попечительства. N N» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1-го февраля 1881). «Высокоторжественный день —19-е февраля 1881 года был замечательным днем в жизни прихожан села Анькова. В этот день Российского торжества совершилось освящение в селе часовни и в ней иконы святого благоверного Великого Князя Александра Невского, устроенных прихожанами села Анькова в память чудесного спасения жизни Благочестивейшего Государя нашего Александра Николаевича 19-го ноября 1879 года. Часовня имеет четвероугольный вид, в квадрате семи аршин, в архитектурном отношении весьма красива. На св. иконе изображены: св. благоверный Великий Князь Александр Невский, св. Пророк Авдий и преподобный Варлаам. Свитые Угодники, — Пророк Авдий и преподобный Варлаам, — изображены на св. иконе по сторонам св. благоверного Великого Князя Александра Невского потому, что память их совершается св. православной церковью 19 ноября — в день, в который совершилось злодейское покушение на жизнь Государя Императора и чудесное спасение Его. Икона поставлена в киоте, сделанном из дуба. Мысль устройства в селе часовни и в ней св. иконы принадлежит волостному старшине И. С. Куликову, который объяснил собранию прихожан с. Анькова, что чудесное спасение жизни Благочестивейшего Государя от злодейского покушения 19 ноября 1879 г. следовало бы увековечить устройством в селе часовни и в ней иконы св. благоверного Князя Александра Невского. Предложение это, бывшее в январе месяце прошедшего года, прихожанами принято весьма сочувственно, и выдано на устройство часовни 1000 рублей. Побуждения прихожан к устройству часовни и глубокая любовь их к Царю—Освободителю яснее выражаются в адресе, который имели они счастие повергнуть к стопам Государя Императора. Адрес этот следующего содержания: «Ваше Императорское Величество, Всемилостивейший Государь! Весть об адском умысле злодеев, покушавшихся на драгоценную жизнь Твою, с быстротою молнии облетев всю Россию, достигла и до нас, Твоих верноподданных, и объяла ужасом сердца наши. В чудесном спасении Священной Твоей Особы от неоднократных покушений извергов человечества на жизнь Твою, видим мы явно бодрствующий над Тобою Промысл Божий, сохраняющий Тебя на славу, счастие и благоденствие нашего дорогого отечества. Объемля отеческою любовию Твоею всех Твоих верноподданных, Ты освободил нас от крепостной зависимости,— «благодетельствовал и призвал к новой жизни. Принеся теплые молитвы Господу Богу за чудесное избавление Тебя от угрожавшей опасности, мы, крестьяне Аньковской волости, на сходе своем единогласно постановили: устроить часовню и в оной изображении святого благоверного Великого Князя Александра Невского и Святых Угодников празднуемых 19 ноября нашею Православною церковию, чтобы в молитвенном Доме сем мы и дети наши могли всегда возносить теплые сердечные молитвы Царю Царствующим, о сохранении драгоценной Твоей жизни на многия лета». И вот, когда окончено устройство часовни и получено разрешение на освящение оной от Его Преосвященства, Преосвященнейшего Феогноста, Епископа Владимирского и Суздальского, 19-е число февраля назначено днем освящения часовни, как день соответствующий празднеству восшествия на Российский Престол Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича. Накануне освящения часовни совершено всенощное богослужение, за которым были: уездный предводитель дворянства М.А. Авдулин и почетный мировой судья Н.П. Дружинин. В день освящения в 9 часов утра церковный благовест возвестил о времени начатия Литургии, которую, как и освящение часовни, совершал благочинный священник Аркадий Благонравов в сослужении священников П. Агатонова и А. Орлова. За литургией, как и на освящении часовни, из правительственных лиц, кроме Авдулина и Дружинина, присутствовали: уездный исправник В.Н. Маслов и становой пристав Н.Д. Бунин. По случаю торжества и Высокоторжественного дня церковь была полна богомольцами. Стройное пение, соборнее богослужение, присутствие начальственных лиц, — все это производило прекрасное впечатление на присутствующих в св. храме. За литургией своевременно произнесено священником Орловым глубоко назидательное поучение. По окончании молебна с коленопреклонением, положенного св. церковью совершать в этот день, совершен из церкви крестный ход к часовне, которая к этому времени приняла праздничный вид. На часовне, выше входной двери, была сделана надпись: «молитвенный дом сей устроен крестьянами Аньковскаго общества в память чудеснаго спасения жизни Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича 19 ноября 1879 года». По сторонам часовни были флаги, на которых написаны свящ. слова: «Бога бойтеся, Царя чтите, и: неприкасайтеся помазанным Моим». У часовни, перед входом в оную, совершен водосвятный молебен, по окончании которого прочитаны молитвы, положенные на случай освящения св. икон и окроплены св. водою икона и самое здание. Благочинным священником Благонравовым сказана речь о значении и цели устройства часовни. Затем провозглашено многолетие Государю Императору, Царствующему Его Дому, Св. Правительствующему Синоду, Преосвященнейшему Феогносту, Епископу Владимирскому и Суздальскому, Правительствующему Сигклиту, устроителю часовни и всем православным христианам. По окончании освящения часовни, когда крестный ход направился к церкви, предводитель дворянства сказал народу, приблизительно следующее: «Вы знаете, православные, цель и значение устройства в селе вашем часовни и в ней св. иконы св. благоверного Великого Князя Александра Невского. Ныне совершилось освящение оной. Я должен сказать, что благодеяний Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича по отношению к нам весьма—весьма много. Это вы видите сами — и памятником Его благодеяний служит этот молитвенный дом. Как же не любить за Его благодеяния нашего Царя—Батюшку, Царя—Освободителя? Жизнь наша должна быть отдана Ему. Во имя любви к Государю нашему, за здравие, долголетие и благополучное Его царствование провозгласим — ура!» И долго—долго это «ура» от глубины простых Русских патриотических сердец неслось, гремело и оглашало улицы простого Русского села. И это крестьянское, народное, неподдельно искреннее «ура» как-то чувствуется особенно торжественно—приятным. Не дает ли оно знать и не заставляет ли осязательно видеть, что Русский народ горячо любит Своего обожаемого Монарха, что народ, освобожденный Государем, начинает понимать значение великих реформ Царя—Освободителя, чтобы пожинать и добрые плоды Его любвеобильных повелений? Во время обеда у старшины, устроителя часовни, провозглашено многолетие Государю Императору, Преосвященнейшему Феогносту, Епископу Владимирскому и Суздальскому, Преосвященному Иакову Епископу Муромскому и Господину Начальнику губернии и пропет певчими гимн «Боже Цари храни». Вечером того дня часовня была иллюминована. Так совершилось освящение и открытие часовни в селе Анькове! Священник Алексей Орлов» (Село Аньково, Юрьевского уезда. 1881 года, февраля 25 дня).
Село Аньково в кон. XIX века – центр торгово-промышленной деятельности обширного района, пределы которого теряются, с одной стороны, в Ярославской губернии, с другой – в области так называемой «заборщины», т.е. опольщины Юрьевского и Суздальского уездов. Село Аньково лежит на большой дороге, ведущей из Суздаля в Ярославль. Через Аньково проходит также дорога из Суздаля в Ростов. От Анькова до Суздаля 65 верст, до Юрьева 55, до Ярославля 75, до Ростова летом 45, зимой 40, до села Великого 40 и до Гавриловского посада 40 верст. Таким образом, Аньково находится в чрезвычайно выгодных, благоприятных для торговли условиях, занимая центральное положение между шестью вышеуказанными промышленными пунктами. Село Аньково в кон. XIX века (1884) состояло из временно-обязанных крестьян генерал-адъютанта В.Н. Сипягина. В нем 495 ревизских душ. Оно составляло большую часть аньковского общества, в состав которого входили еще 6 смежных селений временно-обязанных крестьян того же владельца (Дд. Перлевка – 56 д., Негодяиха – 102 д., Сатырева – 64 д., Кривцово – 59 д., Дягилево – 96 д., Чебыково – 68 д., всего 440 душ). Всего ревизских душ в аньковском обществе числилось в 1884 г. 935. Надел 3 ½ д. на душу. Аньково производило впечатление уездного города. «Вам бросаются здесь в глаза большие каменные дома, лавки, две церкви, часовни, кладбище с особой церковью, кабак, трактир, ренсковый погреб и почтовая контора. Громадный каменный корпус гостиного двора уносит вашу мысль в «ряды» московского «города». Гостиный двор построен в 1822 году. В середине этого корпуса, во втором этаже, по обе стороны помещается Аньковское волостное правление; в одном конце – трактирное заведение, в другом (снизу помещения, занимаемого волостным правлением) – 36 номеров торговых лавок. Сверх того 14 таких же лавок находится в двух каменных корпусах при церковной ограде. Доход с последних поступает в пользу церкви, с гостиного же двора доход идет в кассу крестьян Аньковского общества. В Анькове – несколько улиц (Коренная, Поповская, Новая Канава и т.п.). Главная улица основательно вымощена камнем. Здесь расположена торговая площадь, заключающая в себе одну десятину 1452 саж. Площадь эту общество купило у г. Сипягина в 1872 г. за 28 тыс. руб. и сдает ее с торгов на три года. Первое время сдавали всего за 300 руб. Четыре года назад, по учреждении таксы «за пользование постоянными базарными весами, общественными мерами и за места, занимаемые на общественных площадях лицами, продающими известного рода товары и скот», стали сдавать ее за 1000 рублей; теперь же ее арендует дягилевский крестьянин Ходунин за 1500 рублей. При этом он уже сам от себя устанавливает контроль над торговлей, руководствуясь при этом упомянутой таксой. Село Аньково разделяется на четыре квартала, из которых в каждом есть свой «добросовестный». Он выбирает на 3-летие «для выгона народа на барщину»: на починку мостов и т.п.; он же пожарный староста, а иногда собирает и сход. Вообще, он играет роль старосты своего участка. В распоряжении добросовестных находятся нарядчики. Последние наряжают сход, оповещают о времени чередовки ночных караулов и т.п. Для всего аньковского общества выбирается еще сельский староста. Он собирает сходы для обсуждения вопросов, касающихся нужд всего общества. Для села же Анькова отдельного старосты нет. Аньково составляет одну цельную сельскую общину. Надельных душ 488. При переделах земли аньковцы группируются в осьмухи: в каждой осьмухе 4 тягла (8 душ); число же самых осьмух равняется в общине 61. Прежде надельная земля являлась здесь тягостью для крестьян. Землю наваливали часто и на не достигших рабочего возраста членов семьи: по ¼ тягла (1/2 души) и т.п. (дробная разверстка). Лет 5 назад, по словам крестьян, земля сделалась «свободной», и теперь уже крестьяне более или менее заинтересованы в имении ее. Это объясняется возрастанием доходов с площади; в доходах же этих участвует лишь тот, кто имеет надельную землю. Этим обусловливается и сравнительно высокая цена, за которую ходить здесь надел: половина тягла, т.е. 3 ½ дес., сдается здесь за 6-7 руб. в год. Свалка и навалка практикуется строго. И у богатых отбирают землю, если в ней более нуждается и требует другой домохозяин. При покупке площади внесено было залога по одному рублю с души, вследствие сего аньковцы постановили при переходе земли уплачивать в пользу старого владельца 10 руб. с души, т.е. 20 руб. с тягла. Общие коренные переделы земли производятся редко, гораздо реже, чем в других селениях этой области. Это объясняется тем, что богатые аньковцы особенно стараются удобрять свою землю и противятся пускать ее в передел. Обыкновенно общие коренные переделы производятся через 15 лет, тогда как для всей волости средний срок переделов равняется 5-6 годам. Здешние крестьяне, для удобрения полей, помимо навоза от своего скота, покупают еще навоз и различного рода сор с торговой площади, платя за это арендатору последней по 10 коп. с воза. Общество строго следит за земледельческим хозяйством своих членов: заставляет обрабатывать пашню, делать списки небрежных домохозяев, дает им известные сроки для исправления и если это не достигает цели, то отбирает у них землю и передает другому домохозяину. Лес находится в общинном пользовании всех семи селений. Усадебная и покосная земля переделываются наравне с пахотной. Луга делятся около 1-го июля, перед Казанской. В конце августа, когда начинают стлать лен, луга снова делят по осьмухам: делят удобные для стилки льна луга (ровные, без кочек, близ селения и т.п.). Те из крестьян, которым не хватает отведенного места, по необходимости стелют лен уже по полям. Последнее нынче предпочитается, так как лен с полей не сносит ветром. Торговая площадь приносит теперь аньковцам ежегодно 7700 рублей дохода, а оброку сходить с них 7200 руб. (в доходах участвует все общество), так что, не платя процентов и не погашая своего долга, крестьяне аньковского общества могли бы всю оброчную сумму с излишком покрывать одними доходами с площади. Нынешний год из этого дохода была уплачена 1/3 оброка, часть дохода пошла на школу, больницу, сельского старосту, на ремонт гостиного двора и т.п. Расходы определяются общественным сходом, двумя третями голосов его, сообразно закону. В Анькове – значительная хлебная торговля: пшеничной и ржаной мукой, овсом, ячменем и горохом. Пшеничная мука идет, главным образом, из Ярославля и Ростова, отчасти из Нижнего Новгорода. Ржаная мука до самого последнего времени шла исключительно от местных крестьян и только в последние два года, по случаю неурожая, ее стали возить из Ярославля. Но, главным образом, она идет из так называемой «заборщины», т.е. местности, лежащей за бором, к Гавриловскому посаду. Каждую субботу в Анькове бывают очень оживленные базары. В эти дни приезжает сюда много торговцев из села Великого и из Гаврилова посада. Из последнего являются так называемые «маяки», т.е. мелкие торговцы, имеющие каких-нибудь 300-500 руб. торгового капитала; они покупают на базаре льна всего лишь по нескольку десятков пудов (50 например). Общее же количество льна, привозимого на сильный аньковский базар, достигает 3 тыс. пудов, из которых продается обыкновенно 1-2 тысячи. Большей частью покупают этот лен аньковцы (и главным образом Ершов и Куликов), значительная часть берется также великоселами (жителями села Великого, Ярославской губернии), а также агентами с различных фабрик из Парского (близ Ярославля), из Меленок, Гороховецкого уезда, и др. На базаре устанавливаются ряды: бакалейные, шорные, сапожные, семянной, скотный и льняной. Приезжающие на лошадях обязательно становятся в известные ряды. Мелкие торговцы ходят и разносят лен по базару. Маяки останавливают иногда крестьян перед селом и покупают лен. Не допуская его на базар. Хотя подобного рода покупки воспрещаются обществом, тем не менее маяки довольно часто практикую их. Базар начинается очень рано. Летом в 3-4 часа утра уже идет торговля. К часу базар уже кончается. Затихает. По отношению к сбыту льна Аньково представляет чрезвычайно выгодный пункт для здешнего населения. В самом деле, на аньковские базары, как мы видели, съезжается много покупателей льна из различных мест. Вследствие возникающей конкуренции между ними, цены на лен стоят довольно «сносные», и от здешних крестьян редко раздаются жалобы на различные «утеснения» и «прижимки» со стороны покупателей. Но великоселы и другие торговцы приезжают не на все базары. В такие субботы, когда их нет, условия сбыта льна представляются далеко не столь благоприятными. Дело в том, что среди аньковцев-покупателей устанавливается некоторая солидарность при покупке льна у крестьян. Обыкновенно эта покупка совершается следующим образом. Положим, с одним из крестьян, продающих лен, торгуется покупатель-аньковец. Подходящие к ним в это время другие торговцы-льноводы не сбивают цены и никогда не повышают ее надбавкой с своей стороны; напротив они все начинают уговаривать мужика сделать такую-то уступку покупателю, приводя, в убеждение его, целый ряд аргументов. Выходит, значит, так: покупает и торгуется один, остальные (иногда 5-10 и более человек) уговаривают его согласиться на условия, предъявляемые этим покупателем. Когда покупка состоялась, все находившиеся при ней торговцы получают от купившего лен аньковца удовлетворение, размер которого зависит от того, насколько выгодно сделана покупка. Последнее же участвовавшим здесь льноводам определить не трудно, так как им хорошо известны существующие цены на лен и вообще все состояние льняного рынка. Иногда же бросают жребий, который и решает вопрос о принадлежности купленного льна. Два раза в год, 8-го июля (в Казанскую) и 6-го августа (в Преображенье), происходят в селе Анькове ярмарки, очень оживленные. С осени же торгово-промышленное движение представляется в следующем виде: в конце августа начинают привозить льняное семя, а месяца через два появляется лен. Особенно сильные базары бывают до конца ноября, после чего, хотя «дела идут хорошо», но оживление бывает, главным образом, лишь в некоторые базары: в Никольский, Рождественский (за неделю до Рождества) и др. Самые глухие базары приходятся на время с половины июня до конца июля. Безбазарица стоит тогда; только «огуречники» приезжают,- ростовские огородники, т.н. «лукоперы», по местному названию. Общее количество льняного волокна, идущего через Аньково, равняется 40-50 тыс. пудов ежегодно. Льняного же семени продается здесь мало. Урожаи его в Аньковской волости очень ограниченные, обыкновенно сам-друг, много сам-три, тогда как близ Гавриловского посада на меру посеянного льна намолачивают 7-8 и более мер семени. На базары привозится в Аньково обыкновенно не более 300-400 четв. семени, и самое большее, когда приезжают сюда крестьяне из Заборья для сбыта семени масляникам, в довольно большом количестве существующим близ Анькова, число это не превышает 800 четвертей. Покупщиками семени являются, главным образом, аньковцы, которые скупают его на весь год, продавая его потом владельцам местных маслобойных заведений, которые преимущественно сосредоточены в Ростовском и Ярославском уездах. В с. Анькове существует 9 более или менее крупных льняных контор и 7 мелких торговцев, т.н. «маяков». Перечислим их: Крупные торговцы: 1. Братья Ершовы. Через них идет ежегодно около 20000 пуд. льна. Третий год имеют дело с Питером. Сверх того, доставляют в С.-Петербург цикорий из Ростова. 2. Братья Куликовы – 10 тыс. пудов льна. Второй год ведут дело с Питером. 3. Всеволод Михайлов Маторин – 10-15 тыс. пудов. С нынешнего года (1884) начал торговлю с Питером, а до сих пор вел дело с селом Великим. 4. Михаил Алексеев Кожин – 5000 пудов. 5. Даниил Кузьмич Стулов. Прежде продавал 2-3 тыс. пудов, а теперь всего лишь 300 с небольшим пудов. 6. Федор Иванов Блинов – 1000 пудов. Имеет дело с селом Великим и в Ростове на ярмарке. 7. Игнатий Федоров Шленкин – 1000 пудов. Имеет дело с с. Великим и Ростовской ярмаркой. 8. Иван Климов Ладанов – до 1000 пудов. Состоит агентом Маторина и отчасти самостоятельно ведет дело с селом Великим. 9. Иван Никифоров Сабуров – 500 пудов. Продает местным торговцам. Берет лен, главным образом, за долги крестьян. Торгует же преимущественно хлебом. Вообще многие из названных торговцев, помимо льна, имеют еще дело и с другими товарами: говядиной, цикорием, хлебом и т.п. Мелкие торговцы льном (маяки) известны здесь под именем «золотой роты». Чтобы сделаться маяком, надо иметь всего 200-300 руб. наличного капитала. Маяки скупают семя и лен, главным образом, в Гавриловском районе, затем сами вяжут и чистят льняное волокно, после чего продают его в с. Анькове, главным образом, великоселам. В Анькове мы находим следующих маяков: 1. Никита Васильев Шабалкин. «Средства у него плохие,- заемные»; торгует рублей на 300 – по 200 пудов в год. 2. Михаил Никаноров Дудкин – 400 пудов. 3. Алексей Тимофеев Кашицин – 400 пудов. 4. Василий Ефимов Маторин – 150 пудов. 5. Николай Устинов – 400 пудов. 6. Рядовой Алексей Кондратьев – 100 пудов. 7. Ефим Игнатьев Жуков – 150 пудов. В других селениях Аньковской волости нет маяков. Впрочем, в д. Дягилеве находим 8-го маяка (Аполлон Михайлов Гусев – 100 пудов). Прежде маяки и некоторые из крупных льноторговцев (Всеволод Маторин и долгое время) были лишь комиссионерами у великоселов. Они скупали лен и сдавали его своим хозяевам, получая за посредничество 20-30 коп. с пуда. В настоящее время эти зависимые отношения прекратились,- здешние льноторговцы сделались совершенно самостоятельными. Лет 30 назад, до проведения железной дороги, аньковцы служили вощиками, возили лен от великоселов в Балаково, Саратовской губернии. Вообще на юг России. В с. Анькове первые стали торговать льном заметно кр. Н.В. Шабалкин, Стулов, И.Ф. Шленкин и Маторин, который, будучи комиссионером, нажил большой капитал. 15 лет назад стал торговать Куликов, а лет 6 назад «занялся льном» Ершов. Последнему посчастливилось в этом деле более всех. Через его руки проходит теперь почти половина (20 тыс. пуд.) всего льна, привозимого в Аньково. У Ершова есть сушильня, помещение которой служит и для сортирования льна. Здесь работает зимой 25 чел., летом 5-6 чел. Они связывают одноцветные пучки с одноцветными, после чего лен сортируется мастером. Последний – из Вологодской губ. Получает 100 руб. от Покрова до Пасхи. Харчи хозяйские. Вязальщики получают 7-8 коп. с пуда. Приготовлением отрепка (трепанием льняных отбросов) занято у Ершова 6-10 чел. Они получают с пуда по 10 коп.; в день сработает каждый около 2 пудов с небольшим. Ершов – единственный из здешних льноторговцев, имеющий пресс, благодаря которому доставка льна в С.-Петербург значительно удешевляется. Лен идет в кипах, по 10 пудов в кипе. Провоз льна до Питера обходится в 20-25 коп. с пуда, до ст. Итларь – зимой 5-6 коп., летом – 12 коп. с пуда, по железной дороге – 101 руб. с вагона, в который помещается 550 пудов непрессованного льна и 600 пуд. прессованного. Пресс обошелся Ершову в 90 руб., а с приспособлениями к нему в 200 руб. Так как доставка пуда льна в вагоне по железной дороге обходится в 18 коп., то с каждого вагона Ершов получает выгоды 9 руб. Другие льноторговцы не находят выгоды заводить пресс. Куликов говорит, что и непрессованного льна можно уложить в вагон до 600 пуд. «Толк найдем забить-то,- уверяет он.- Возьмем двухпудовую гирю, да и тискаем… Вобьем! Лишь было бы чего тискать-то!» (Исследование В.С. Пругавина. Сельская община, кустарные промыслы и земледельческое хозяйство Юрьевского уезда Владимирской губернии. Москва. 1884)
См. Сельское хозяйство cупесчаного района Юрьевского уезда.
ПРОЕКТ ПРАВИЛ об установлении в селе Анькове сбора в кассу крестьян Аньковского общества, Аньковской волости, за пользование постоянными базарными весами, общественными мерами и за места, занимаемые на общественных площадях лицами, продающими известного рода товары и скот.
§ 1. Местные жители, крестьяне Аньковского общества, и лица, приезжающие в село Аньково в базарные и ярмарочные дни с товарами, размещаются на указанных, для продажи сих товаров, местах и должны занимать не более того пространства общественной площади, какое будет указано каждому торговцу. § 2. Места отводятся посаженно, и каждому лицу на указанном месте дозволяется производить торг с возов, ларей, полок, и для удобства устраивать временные балаганы и тому подобные подвижные помещения. Места, занимаемые этими помещениями, по требованию местного сельского начальства, по окончании торга, должны быть очищены.
§ 3. На основании 44 ст. Места. Полож. для губ. Великоросс., сбор с торговой базарной площади установляется по роду продаваемых товаров и получаемым от них выгодам. Товары подразделяются на четыре разряда. Продавцы товаров, поименованных в каждом разряде § 4 сих правил, оплачивают определенный сбор в кассу крестьян Аньковского общества за каждую сажень, занятую для торга товаром, и за каждый торговый день. Примечание. Лицам бедного состояния, как своего общества, так и из посторонних, представившим удостоверение о бедности от своих обществ, по приговору крестьян Аньковского общества, выдается сельским старостой Аньковского общества удостоверение о праве бесплатно занимать указанное пространство на базарной площади. Выдача бесплатных удостоверений на право бесплатного пользования торговым местом должна производиться на тот срок, на который базарная площадь не сдана в арендное содержание с торгов. § 4. К первому разряду относятся следующие предметы продажных товаров: мясо и’ дичь, сало и всякого рода свечи, мануфактурный и панский товары, юхотный и изделия из оного, меховой, овчины, выделанные и невыделанные кожи, фарфоровая и стеклянная посуда, галантерейный, игольный и чугунный товары, картины, книга и иконы. Ко второму — железный товар, овощной, бакалейный и всякого рода рыба. К третьему — соль, хлеб в зерне, всякого рода мука и произведения из оной, как-то: печеный ржаной хлеб, пшеничные баранки, ситники и булки или белые хлебы, всякого рода крупа,— лыки и произведения из оных, лен, пенька и всякого рода семя. К четвертому — деревянная посуда, лопаты, метлы, бороны, косули, сохи, сани, телеги, колеса, ободья, глиняная посуда, угли и прочие предметы, необъясненные здесь, кроме строевого леса и дров. § 5. Продавцы и скупщики товаров, поименованных в 1-м разряде, платят тридцать копеек, во 2-м — двадцать коп., в 3-м — пятнадцать коп. и в 4-м десять коп. С приводимых для продажи в село Аньково брать: с лошадей по десяти копеек, а с рогатого крупного скота более году по пяти коп., с телят менее году и овец по три коп. с каждой головы. Примечание 1-е. Продавец или скупщик товаров, принадлежащих к разным разрядам, платит по тому высшему разряду, начиная от первого, к которому принадлежит его один из товаров, означенных в высшем разряде. Примечание 2-е. Лица, делающие закупку хлеба и других произведений, принадлежащих к 3-му разряду § 4-го, для собственного употребления, кроме льняного семени, в размере не более десяти пудов, за занимаемое ими место на площади, которое оставалось свободным от других торговцев, ничего не платят. § 6. Распределение торговых площадей в селе Анькове Аньковской волости Юрьевского уезда, Владимирской губернии, принадлежит владельцам оных, крестьянам Аньковского общества. § 7. Сбор за каждый свешанный пуд товара на базарных общественных весах и за каждую меру, смеренную в общественную меру, хлеба в зерне или другого сыпучего продукта — производить по одной копейке. § 8. Взимание этого сбора по установленной таксе предоставить крестьянам Аньковского общества сдавать посторонним лицам с торгов. (Исследование В.С. Пругавина. Сельская община, кустарные промыслы и земледельческое хозяйство Юрьевского уезда Владимирской губернии. Москва. 1884 г.)
«Чайная в селе Анькове, открыта 6 августа 1905 г., в доме крестьянина Баландина, с платой по 400 руб. в год, контракт заключен на 3 года. К концу года оказалось, что чайная эта не приносит дохода; местные крестьяне относятся к чайной недоброжелательно, требуют только за право брать воду из общественного колодца в год 96 руб. и когда воду стали брать из соседней деревни, то перестали совершенно посещать чайную, объясняя это тем, что они должны поддерживать не „казенную" чайную, а чайную частного предпринимателя, которому они сдали под чайную свой общественный дом. Под чайную Комитета общество крестьян села Анькова своего дома сдать почему то не пожелало. Чайную в Анькове придется, вероятно, закрыть» (Отчет о деятельности Владимирского Попечительства о Народной трезвости за 1905 год). Юрьевский уезд был разделен на пять врачебных участков: Юрьевский, Аньковский, Бережецкий, Симский и Ильинский. В 1899 году Юрьевское земство нашло весьма желательным иметь в Анькове, как местечке торговом и бойком, вместо амбулатории для приходящих, постоянную больницу. Со стороны Аньковского общества требовались: и удобная земля под нее при самом селе, и народный труд по подвозке строительных материалов, и дополнительная к земской ассигновке на этот предмет довольно значительная (около 1500 руб.) сумма. Условия для села были не легки, и вопрос об устройстве больницы готов был решиться отрицательно. Тут то о. Алексей, как нравственная сила прихода, явился содействующим лицом уездному земству. Не теряя времени, он лично является на общественный сход, горячо убеждает народ принять предложения земства, первый жертвует на доброе дело крупную сумму из своих средств, привлекает к пожертвованию других состоятельных людей, и вопрос, к удовольствию и удивлению многих, разрешается вполне благоприятно. Через год больничное здание, устроенное под личным наблюдением о. Алексея, уже украшала село. 1907 г. «В состав Аньковского участка входят три волости: Аньковская, часть Мирславской и часть Коварчинской волости, Суздальского уезда; всего 82 селения с 21917 жителями; радиус участка 18 верст, величина 874 кв. версты. Остальные расположены от пункта далее 12-ти верст; самое дальнее селение находится от медицинского пункта в 18-ти верст. В Аньковскую волость входят 36 селений, с населением в 3511 человек мужского пола и с 3864 женского пола; всего дворов в Аньковской волости 1088. Из селений, которые расположены вблизи пункта обращаются за помощью чаще, чем из дальних селений; по личному наблюдению врача при Аньковской больнице, из дальних селений обращаются за помощью — большею частью в тяжелых случаях, а более или менее с легкими формами заболеваний больные приходят в базарные дни, а потому в эти дни амбулатория всегда переполнена больными, так-что прием доходит до 150 человек. Всего в течение 1906 года было принято 14055 больных, из них первичных 9093 человека, повторных 4962 человека. В участке находится небольшая больничка с 3-мя койками для мужчин и с 3-мя койками для женщин. Прием больных происходит ежедневно с 9 часов утра и до 3-х часов пополудни, хотя ограничить время приема больных в участке невозможно, — иногда приходится принимать больных и до вечера. Прием больных производится врачом; во время-же выездов врача на роды или к тяжело-больным, больных в амбулатории принимают фельдшера. Вольные принимаются ежедневно; свободный от приема больных день, хотя и разрешен земским собранием, но трудно приучить больных к подобному нововведению, а потому они продолжали являться в амбулаторию и в свободный день от приема больных, так что врачу приходится принимать ежедневно больных. Ежедневный амбулаторный прием человек 40 в день. Осмотр больных, лежащих на койках, производится врачом до приема больных в амбулатории. Выезди врача к тяжело-больным бывают почти ежедневно, обыкновенно после приема больных. При больнице, кроме врача, служат еще 2 фельдшера и акушерка; пищу для больных готовит кухарка, уход за больными возложен на 2-х сиделок, под контролем больничного фельдшера и врача. Переполнение больницы бывает очень часто, в особенности в зимнее время; приходится отказывать в приеме в больницу даже тяжело-больным, как например с крупозным воспалением легких и с травматическими повреждениями… Здание для Аньковской больницы приспособлено из старого барского дома, как относительно расположения палат, так и относительно расположения амбулатории и аптеки, — совершенно не соответствует элементарным правилам гигиены, в чем можно убедиться из плана, приложенного к трудам X съезда врачей. Здание больницы не оштукатурено, проконопачено плохо, а потому в зимние холода в помещении для аптеки замерзает даже вода; по ходатайству врача в прошлом году отпущено земским собранием на ремонт больницы только 100 руб., — едва ли на такую сумму возможно произвести и ремонт пo окраске полов, по перемещению аптеки и амбулатории и чтобы здание оштукатурить, так как конопатить вновь старое здание совершенно излишняя трата денег. При больнице имеется заразный барак, но при нем нет ни фельдшера, ни сиделки, а потому, несмотря на то, что он уже 3 года, как построен, в нем не помещалось ни одного заразного больного. В больницу принимаются больные только с острыми и травматическими заболеваниями, сифилитиков и хроников совершенно не принимают. Больные бывают не только из Аньковского участка, но и из смежных уездов: Ростовского и Суздальского…» (Медицина Юрьевского уезда (1907 год)). «Доклад участкового врача, заведующего сапожно-валяльным заведением П. А. Кожина в селе Анькове о санитарном состоянии завода. Сапожно-валяльное заведение П.А. Кожина расположено от с. Анькова в расстоянии 150 сажен и от жилых домов в расстоянии 200 сажен, в низкой и сырой местности. Завод работает круглый год. Наибольшее количество рабочих бывает зимой и доходит до 200 человек, наименьшее — летом — около 30 человек; наличное число рабочих, во время составления доклада, — было 130 человек. Подростков, работающих на заводе, во время составления доклада, оказалось 40 человек. Рабочие набираются из окрестных деревень. Живут рабочие и при заводе и на частных квартирах; во время составления доклада на частных квартирах проживало — 60 человек, остальные живут в 2-х бараках при заводе. В санитарном отношении заведение требует массы улучшений: повсюду грязь и нечистота, по этому поводу 17 октября 1906 года, по донесению участкового врача уездному врачу — на валяльно-сапожное заведение Кожина и был составлен акт (в присутствии 2-х депутатов и Аньковского урядника), в акте помещены нижеследующие, предъявленные к заводу, — требования: 1) В старом катальном отделении на 11 человек, — рабочие без вреда для своего здоровья не могут продолжать работу, так как, раздетые до пояса рабочие помещаются тотчас около двери, ведущей в холодные сени, выходящие прямо на заводский двор, а потому это отделение совершенно должно быть закрыто впредь до существенной перестройки. 2) Верхние нары на 15 человек в старом жилом помещении, отстоящие от потолка 1 ¼ аршина, должны быть разобраны, так как помещающиеся на них рабочие могут дышать только воздухом, негодным для дыхания. 3) Все шерсто-чесальные машины должны быть ограждены, так как неограждение их валов и шестерен представляет непосредственную опасность для рабочих, среди которых много 15 — 17-ти летнего возраста. 4) В новом катальном отделении, где работа идет при большом скоплении водяных паров, должны быть устроены двойные полы: нижний бетонный для стока в него жидкости, а отводные канавы и отстойные колодцы должны быть переделаны и устроены из водо-упорного материала. 5) При заводском помещении должна быть устроена амбулатория. Больные врачом, заведующим заведением, — принимаются в Аньковской земской амбулатории; в течение 1906 года больных было 79 человек, из них 2 лежали в Аньковской больнице; точно определить цифру больных в течение года на заведении, — заведующему заведением врачу, — нет возможности на том основании, что рабочие из заведения живут в окрестных деревнях и являются в амбулаторию, не как больные с завода, а как все вообще больные крестьяне. Расход на медицину — завод имеет ничтожный, а именно только на жалованье врачу — 120 рублей в год. Воду для питья рабочие берут из колодца, устроенного тут же при заводе. Имеются бани для рабочих. Отбросы производства поливаются известью, а затем вывозятся в огороды, находящиеся рядом с заводом» (Медицина Юрьевского уезда, 1907 год).
«По ходатайству крестьян села Анькова о принятии на счет земства расхода 60 р. в год на наем помещения для казенных жеребцов». «Аньковский волостной старшина при отношении от 5 августа сего года за № 1415 препроводил в уездную управу доклад подписанный им и одиннадцатью сельскими старостами разных обществ Аньковской волости, в котором изложено следующее: в селе Анькове вот уже три года на средства волости нанимается помещение для двух казенных жеребцов-производителей с целью улучшения в округе породы коннозаводства. Этими жеребцами пользуется весь округ, частные землевладельцы, духовенство и даже часть населения Коварчинской волости Суздальского уезда, а расход на наем помещения падает только на одну Аньковскую волость. В виду чего они просят расход на наем помещения для случных жеребцов в количестве 60 руб. в год принять на счет земства и отнести его к расходу на улучшение коннозаводства в уезде, как это введено в Суздальском уезде, где помещение для случных пунктов нанимается на средства земства. Представляя вышеизложенное ходатайство на благоусмотрение земского собрания, уездная управа имеет честь доложить, что в Юрьевском уезде не введено правило найма помещения для случных жеребцов на средства земства, а напротив, все общества, желающие иметь на время случного периода жеребцов, приготовляют для них помещение на свой счет, в виду чего управа полагала бы ходатайство крестьян Аньковской волости, как самой богатой из всего уезда, отклонить» (Доклады Юрьевской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1910 года.).
19 мая 1919 г. в селе Аньково дезертиры напали на отряд юрьев-польских красноармейцев. Это нападение закончилось жестоким убийством части отряда. С данного момента начинается вооружённое противостояние органов Советской власти с "зелёными" вооружёнными формированиями. 23-25 февраля 1920 г. состоялись заседания Владимирского Губернского Революционного Трибунала, по итогам которых 83 участника Аньковского восстания мая 1919 года были осуждены на наказания от денежных штрафов до 15 лет концентрационных лагерей. Наиболее строгий приговор (заочно) был вынесен будущим активным участникам банды Ефима Скородумова (Юшки) и Василия Стулова. «Бандитизм затих (Юрьев-Польский уезд). Аньковская волость, за все время существования Сов. власти отличалась от всех волостей Юрьевского уезда своим разбоем, бандитизмом в вообще разного рода преступлениями. Причиной этого является дальность расстояния от уездного города (от г. Юрьева до с. Аньково 60 верст) и благоприятная обстановка: леса, которые окружают местность и тянутся на десятки верст кругом. За период гражданской войны было много дезертирства. Дезертиры скрывались в лесах, строили землянки и жили, как пауки, которых очень трудно было изловить. Условия жизни и чувство самоуправства толкали дезертиров на воровство, разбои и очень скоро они сделались бандитами. Обкрадывались кооперативы, совершались убийства, нападения на ответственных работников и происходили грабежи населения. Населению не было житья и покоя. Посылались отряды для ловли и укрощения дезертиров, против этих отрядов открыто выступали отряды дезертиров — бандитов под руководством Юшко, Маркова, Стулова и др. Много партийцев и много комсомольцев Юрьевской организации погибло в борьбе с этими преступными элементами. В 1922 году были приняты суровые меры борьбы; были высланы из г. Владимира большие конные отряды, которым удалось выловить большинство бандитов и Ревтриб. воздал им должное по заслугам. В 1923 году была особенно проявлена милицией энергия в этой работе и к настоящему времени бандитов почти нет и население свободно вздохнуло и ожило» («Призыв», 4 января 1924).
Памятник погибшим в Анькове от рук дезертиров в мае 1919 года красноармейцам и комсомольцам, похороненных в центре Юрьев-Польского.
В 1946—1960 годах было центром Аньковского района.
Люди, связанные с селом
- В 1894 г. в селе Аньково Юрьевского уезда родился Благонравов Анатолий Аркадьевич (1894—1975), генерал-лейтенант артиллерии, видный учёный-баллист, академик, доктор технических наук, лауреат Государственной и Ленинской премий, президент Академии артиллерийских наук, автор многих научных работ, вице-президент Международного комитета по космическим исследованиям. Умер в 1975 г. - В селе жил художник-живописец Александр Васильевич Евланов.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
О первоначальном основании в селе церкви не сохранилось письменных свидетельств; но в конце XVII столетия в селе существовали уже две церкви, из коих одна деревянная — в честь Архангела Михаила, а другая каменная — в честь Св. Живоначальной Троицы, основанная, по показанию клировых ведомостей, в 1699 г. В описи церковного имущества 1790 года древнейшей церковью показана церковь Архангела Михаила и описана так: «церковь Архангела Михаила деревянная, стены и верхъ крыты тесомъ, глава чешуйчатая деревянная, крестъ железный вызолоченный, глава и крыша выкрашены. Антиминсъ печатанъ на холсте, священно-действованъ Преосвященнымъ Ефремомъ, Митрополитомъ Суздальскимъ и Юрьевскимъ въ 1718 году ноября 9 дня». В той же описи Троицкая церковь записана: «вторая церковь двухъ-этажная — вверху во именование Живоначальныя Троицы каменнаго здания. Антиминсъ священнодействованъ Викторомъ Епископомъ Суздальскимъ и Владимирскимъ -... мая 25 дня; высподи церковь во имя Казанския Пресвятыя Богородицы, теплая. Антиминсъ печатанъ на холсте, священнодействованъ Сильвестромъ Митрополитомъ Суздальскимъ и Владимирскимъ въ 1758 году». В 1809 году в нижнем этаже Троицкой церкви был устроен придел в честь Святителя и Чудотворца Николая. Около 1830 года деревянная церковь Архангела Михаила за ветхостью была упразднена и вместо нее прихожан построили в нижнем этаже Троицкой церкви другой придел в честь Архангела Михаила и одновременно с ним — в верхнем этаже придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Таким образом в Троицкой церкви пять престолов: в честь Св. Живоначальной Троицы и Владимирской иконы Божией Матери - в верхнем холодном этаж, и в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангела Михаила и Св. Николая Чудотворца — в нижнем этаж.
Василий Елпидифорович Якиманский (1838-1910), сын причетника с. Жерехово Владимирского уезда. Диакон с. Аньково Юрьев-Польск. у. В 1866 году у него родился сын Евлампий Васильевич Якиманский (1866 - 1916) – священник Дощатого Завода Меленковского уезда... В 1871 году прихожане, вследствие тесноты и темноты теплого нижнего этажа в Троицкой церкви, построили отдельную теплую каменную церковь с главным престолом в честь Казанской иконы Божией Матери и приделами: во имя Архангела Михаила и Св. Николая Чудотворца. Колокольня каменная; обе церкви и колокольня обнесены каменной оградой. Из Св. икон особенным благоговением и почитанием со стороны прихожан пользовалась старинная икона Казанской Божией Матери. В числе богослужебных книг имелось старинное евангелие печати 1759 года. Церкви принадлежали здания: кладовая и торговые лавки, устроенные в стене ограды, и каменная часовня. В 1833 году к Троицкой церкви приписан приход села Билюкова. При церкви земли 33 десятины. Причт: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получал: 100 р. процентов с церковного капитала, 100 р. от земли, за требоисправления 1900 р. и 30 четвертей ржи, а всего, кроме зернового хлеба, 2100 рублей в год. Дома причт имел собственные на церковной земле. [1] Приход (кон. XIX века): село Аньково (237 дв.), деревни: Негодяиха, Дягилево, Сатырево, Чебыково, Перлевка, Кривцово и сельцо Билюково; расстоянием от церкви деревни не далее четырех верст и препятствий к сообщению с ними не имелось. [1] Всех дворов в приходе 467, а в них душ мужского пола 1346, а женского пола 1529 душ. [1]
В 1883 году в селе основан Богадельный дом; в 1896 г. призреваемых в нем до 20 человек.
В 1860 году усердием прихожан на кладбище, находящемся вне села, построена каменная церковь, с одним престолом в честь препод. Сергия, Радонежского Чудотворца, и обнесена каменной оградой.
Приписная сельца Билюкова Воскресенская церковь. Сельцо Билюково находится от Анькова в одной версте. Церковь с престолом в честь Воскресения Христова, зданием деревянная, с такой же колокольней, построена тщанием прихожан в 1700 году. В 1839 году церковь закрыта; антиминс и утварь взяты в Архиерейский Дом. Копии метрических книг с 1803 по 1834 год, а исповедных росписей с 1826 по 1834 год. Опись церковного имущества составлена в 1810 р. При церкви имелась пахотная и сенокосная земля, но в неопределенном количестве. Землей владел Аньковский причт. [1]
30-го июня 1902 года в селе Анькове прихожане Аньковского прихода, по собственному почину, торжественно чтили своего приходского пастыря о. Алексея Владимировича Орлова, тридцать пять лет беспорочно и с большой пользой прослужившего в Аньковском приходе. Такого рода торжество происходило, с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского.
Источник: 1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Сельское хозяйство Владимирской губернии во второй пол. XIX в.
В 1884 году «Помещение общественное, деревянное, вместе с женским училищем; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат три: первая — длиной 6, шириной 8 ½ , вышиной 5 ар.; вторая — длиной 9 ¼ , шириной 8 ½ , вышиной 5 арш.; третья — длиной 6 ½ , шириной 8 ½ , вышиной 5 арш. Учебных пособий достаточно — на 43 руб. 93 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель священник Аркадий Благонравов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1860 г.; учитель Александр Лебедев, окончивший курс в Новинской учительской семинарии, преподает с 1881 г. Попечитель крестьянин Тимофей Михайлович Вялухин; пожертвовал журнал «Народная школа» и учебных принадлежностей на 5 р. Учащихся к 1-му января 1883 г. 83 м. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 11 м. Окончило курс со свидетельствами 8 м. Вновь поступило 30 м. К 1-му января 1884 года состояло 94 мал. Возраст: 7 — 8 л. - 3, 8 — 9 л. - 25, 9 — 10 л. - 25, 10-11 л. - 24, 11 — 12 л. - 12, 12 — 13 л. - 4, 13 и выше - 1. Из учащихся: 57 из с. Анькова, 10 - д. Негодяихи в 1 в., 8 — д. Дягилева — 1 ½ в., 4 — д. Чебыкова — 3 в., 5 — д. Сатырева — 2 в., 5 — д. Перлевки — 2 в., 1 — д. Кривцова — 5 вер., 3 — д. Билюкова — 3 в. и 1 — д. Федорцова — 7 в. Ночлежного приюта нет. Живет на квартире 1 уч., с платой по 3 р. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: духовн. - 3, купеч. - 1, крестьянск. - 90. Средства: от земства 578 руб. 47 коп., от общества 134 руб. 25 к., от попечителя 5 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 134 р. 25 коп.; жалованье — законоучителю 50 р., учителям 480 р.; на книги и учебные пособия 48 р. 47 к. Посещали классы не исправно 20 уч.; меры — убеждение родителей. Прием в сентябре; поступила 3 гр., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с 19-го сентября по 2-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: по Закону Божию - 5, по Русскому языку - 12, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 4, по пению - 1. Получили награды 11. Получившие свидетельства учились 3 — 5 г. Не окончившие курса учились до 3 лет. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). В 1900 г. учащихся – 100 мальчиков. Попечитель – крестьянин Тимофей Михайлович Валухин, в должности с 5 июля 1879 г. Законоучитель – священник с. Анькова Аркадий Аркадиевич Благонравов, окончил курс во Владимирской духовной семинарии; законоучитель в этом училище с 1893 г. 1) Учитель Василий Гаврилович Толкушкин, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии; на службе с 1 сентября 1883 г., в данном училище с 24 августа 1885 г. 2) Учитель Дмитрий Самраков, окончивший курс в Новинской учительской семинарии и в Успенской сельско-хозяйственной школе; на службе в этом училище с 1 июня 1896 г. Помещается училище (1900) в одном доме с женским училищем, в нижнем этаже. К 1900 г. здание пришло в ветхость; под балки пришлось сделать подставки. Весьма необходима постройка нового помещения. При училище есть квартира для учащих.