Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
04.12.2016
02:49
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [394]
Суздаль [150]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [81]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [34]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Юрьев

Село Аньково Юрьевский уезд

Село Аньково

Анько́во — село в Ильинском районе Ивановской области, административный центр Аньковского сельского поселения.

«Аньково находится от Юрьева (Юрьевский уезд) в 55-ти верстах, от Владимира в 100 верстах, при пруде».
Село в старинные времена принадлежало разным помещикам.

По переписи 1897 г. в с. Аньково проживало 1481 чел.

Аньковской мужское училище открыто в 1861 г. В 1900 г. учащихся – 100 мальчиков. Попечитель – крестьянин Тимофей Михайлович Валухин, в должности с 5 июля 1879 г. Законоучитель – священник с. Анькова Аркадий Аркадиевич Благонравов, окончил курс во Владимирской духовной семинарии; законоучитель в этом училище с 1893 г. 1) Учитель Василий Гаврилович Толкушкин, окончивший курс в Киржачской учительской семинарии; на службе с 1 сентября 1883 г., в данном училище с 24 августа 1885 г. 2) Учитель Дмитрий Самраков, окончивший курс в Новинской учительской семинарии и в Успенской сельско-хозяйственной школе; на службе в этом училище с 1 июня 1896 г.
Помещается училище (1900 г.) в одном доме с женским училищем, в нижнем этаже. К 1900 г. здание пришло в ветхость; под балки пришлось сделать подставки. Весьма необходима постройка нового помещения. При училище есть квартира для учащих.
Аньковское женское училище открыто 7-го января 1877 г. В 1900 г. учащихся – 76 девочек. Попечитель – крестьянин с. Анькова Иван Яковлевич Ершов, в должности с 5 июля 1879 г. Законоучитель – священник с. Анькова Алексей Владимирович Орлов; окончил курс во Владимирской духовной семинарии; законоучителем с 7 января 1877 г.; жалованья получает 50 руб. в год. 1) Учительница Лидия Павловна Агатонова, окончившая курс во Владимирском епархиальном женском училище; на службе с 16 декабря 1886 г., в этом училище с 26 июня 1896 г. 2) Учительница Анастасия Семеновна Миловалова, окончившая курс в Нижегород. Мариин. институте; на службе с 10 сентября 1872 г., в этом училище с 24 сентября 1894 г.
Училище помещается (1900 г.) в одном доме с мужским училищем и занимает 2-й этаж; при училище квартира для одной учительницы. Училище тесно весьма и ветхо.

Село Аньково в кон. XIX века – центр торгово-промышленной деятельности обширного района, пределы которого теряются, с одной стороны, в Ярославской губернии, с другой – в области так называемой «заборщины», т.е. опольщины Юрьевского и Суздальского уездов.
Село Аньково лежит на большой дороге, ведущей из Суздаля в Ярославль. Через Аньково проходит также дорога из Суздаля в Ростов. От Анькова до Суздаля 65 верст, до Юрьева 55, до Ярославля 75, до Ростова летом 45, зимой 40, до села Великого 40 и до Гавриловского посада 40 верст. Таким образом, Аньково находится в чрезвычайно выгодных, благоприятных для торговли условиях, занимая центральное положение между шестью вышеуказанными промышленными пунктами.
Село Аньково в кон. XIX века (1884 г.) состояло из временно-обязанных крестьян генерал-адъютанта В.Н. Сипягина. В нем 495 ревизских душ. Оно составляло большую часть аньковского общества, в состав которого входили еще 6 смежных селений временно-обязанных крестьян того же владельца (Дд. Перлевка – 56 д., Негодяиха – 102 д., Сатырева – 64 д., Кривцово – 59 д., Дягилево – 96 д., Чебыково – 68 д., всего 440 душ). Всего ревизских душ в аньковском обществе числилось в 1884 г. 935. Надел 3 ½ д. на душу.
Аньково производило впечатление уездного города. «Вам бросаются здесь в глаза большие каменные дома, лавки, две церкви, часовни, кладбище с особой церковью, кабак, трактир, ренсковый погреб и почтовая контора. Громадный каменный корпус гостиного двора уносит вашу мысль в «ряды» московского «города». Гостиный двор построен в 1822 году. В середине этого корпуса, во втором этаже, по обе стороны помещается Аньковское волостное правление; в одном конце – трактирное заведение, в другом (снизу помещения, занимаемого волостным правлением) – 36 номеров торговых лавок. Сверх того 14 таких же лавок находится в двух каменных корпусах при церковной ограде. Доход с последних поступает в пользу церкви, с гостиного же двора доход идет в кассу крестьян Аньковского общества.
В Анькове – несколько улиц (Коренная, Поповская, Новая Канава и т.п.). Главная улица основательно вымощена камнем. Здесь расположена торговая площадь, заключающая в себе одну десятину 1452 саж. Площадь эту общество купило у г. Сипягина в 1872 г. за 28 тыс. руб. и сдает ее с торгов на три года. Первое время сдавали всего за 300 руб. Четыре года назад, по учреждении таксы «за пользование постоянными базарными весами, общественными мерами и за места, занимаемые на общественных площадях лицами, продающими известного рода товары и скот», стали сдавать ее за 1000 рублей; теперь же ее арендует дягилевский крестьянин Ходунин за 1500 рублей. При этом он уже сам от себя устанавливает контроль над торговлей, руководствуясь при этом упомянутой таксой.
Село Аньково разделяется на четыре квартала, из которых в каждом есть свой «добросовестный». Он выбирает на 3-летие «для выгона народа на барщину»: на починку мостов и т.п.; он же пожарный староста, а иногда собирает и сход. Вообще, он играет роль старосты своего участка. В распоряжении добросовестных находятся нарядчики. Последние наряжают сход, оповещают о времени чередовки ночных караулов и т.п. Для всего аньковского общества выбирается еще сельский староста. Он собирает сходы для обсуждения вопросов, касающихся нужд всего общества. Для села же Анькова отдельного старосты нет.
Аньково составляет одну цельную сельскую общину. Надельных душ 488. При переделах земли аньковцы группируются в осьмухи: в каждой осьмухе 4 тягла (8 душ); число же самых осьмух равняется в общине 61. Прежде надельная земля являлась здесь тягостью для крестьян. Землю наваливали часто и на не достигших рабочего возраста членов семьи: по ¼ тягла (1/2 души) и т.п. (дробная разверстка). Лет 5 назад, по словам крестьян, земля сделалась «свободной», и теперь уже крестьяне более или менее заинтересованы в имении ее. Это объясняется возрастанием доходов с площади; в доходах же этих участвует лишь тот, кто имеет надельную землю. Этим обусловливается и сравнительно высокая цена, за которую ходить здесь надел: половина тягла, т.е. 3 ½ дес., сдается здесь за 6-7 руб. в год. Свалка и навалка практикуется строго. И у богатых отбирают землю, если в ней более нуждается и требует другой домохозяин. При покупке площади внесено было залога по одному рублю с души, вследствие сего аньковцы постановили при переходе земли уплачивать в пользу старого владельца 10 руб. с души, т.е. 20 руб. с тягла. Общие коренные переделы земли производятся редко, гораздо реже, чем в других селениях этой области. Это объясняется тем, что богатые аньковцы особенно стараются удобрять свою землю и противятся пускать ее в передел. Обыкновенно общие коренные переделы производятся через 15 лет, тогда как для всей волости средний срок переделов равняется 5-6 годам. Здешние крестьяне, для удобрения полей, помимо навоза от своего скота, покупают еще навоз и различного рода сор с торговой площади, платя за это арендатору последней по 10 коп. с воза. Общество строго следит за земледельческим хозяйством своих членов: заставляет обрабатывать пашню, делать списки небрежных домохозяев, дает им известные сроки для исправления и если это не достигает цели, то отбирает у них землю и передает другому домохозяину.
Лес находится в общинном пользовании всех семи селений. Усадебная и покосная земля переделываются наравне с пахатной. Луга делятся около 1-го июля, перед Казанской. В конце августа, когда начинают стлать лен, луга снова делят по осьмухам: делят удобные для стилки льна луга (ровные, без кочек, близ селения и т.п.). Те из крестьян, которым не хватает отведенного места, по необходимости стелют лен уже по полям. Последнее нынче предпочитается, так как лен с полей не сносит ветром.
Торговая площадь приносит теперь аньковцам ежегодно 7700 рублей дохода, а оброку сходить с них 7200 руб. (в доходах участвует все общество), так что, не платя процентов и не погашая своего долга, крестьяне аньковского общества могли бы всю оброчную сумму с излишком покрывать одними доходами с площади. Нынешний год из этого дохода была уплачена 1/3 оброка, часть дохода пошла на школу, больницу, сельского старосту, на ремонт гостиного двора и т.п. Расходы определяются общественным сходом, двумя третями голосов его, сообразно закону.
В Анькове – значительная хлебная торговля: пшеничной и ржаной мукой, овсом, ячменем и горохом. Пшеничная мука идет, главным образом, из Ярославля и Ростова, отчасти из Нижнего Новгорода. Ржаная мука до самого последнего времени шла исключительно от местных крестьян и только в последние два года, по случаю неурожая, ее стали возить из Ярославля. Но, главным образом, она идет из так называемой «заборщины», т.е. местности, лежащей за бором, к Гавриловскому посаду.
каждую субботу в Анькове бывают очень оживленные базары. В эти дни приезжает сюда много торговцев из села Великого и из Гаврилова посада. Из последнего являются так называемые «маяки», т.е. мелкие торговцы, имеющие каких-нибудь 300-500 руб. торгового капитала; они покупают на базаре льна всего лишь по нескольку десятков пудов (50 например). Общее же количество льна, привозимого на сильный аньковский базар, достигает 3 тыс. пудов, из которых продается обыкновенно 1-2 тысячи. Большей частью покупают этот лен аньковцы (и главным образом Ершов и Куликов), значительная часть берется также великоселами (жителями села Великого, Ярославской губернии), а также агентами с различных фабрик из Парского (близ Ярославля), из Меленок, Гороховецкого уезда, и др.
На базаре устанавливаются ряды: бакалейные, шорные, сапожные, семянной, скотный и льняной. Приезжающие на лошадях обязательно становятся в известные ряды. Мелкие торговцы ходят и разносят лен по базару. Маяки останавливают иногда крестьян перед селом и покупают лен. Не допуская его на базар. Хотя подобного рода покупки воспрещаются обществом, тем не менее маяки довольно часто практикую их. Базар начинается очень рано. Летом в 3-4 часа утра уже идет торговля. К часу базар уже кончается. Затихает.
По отношению к сбыту льна Аньково представляет чрезвычайно выгодный пункт для здешнего населения. В самом деле, на аньковские базары, как мы видели, съезжается много покупателей льна из различных мест. Вследствие возникающей конкуренции между ними, цены на лен стоят довольно «сносные», и от здешних крестьян редко раздаются жалобы на различные «утеснения» и «прижимки» со стороны покупателей. Но великоселы и другие торговцы приезжают не на все базары. В такие субботы, когда их нет, условия сбыта льна представляются далеко не столь благоприятными. Дело в том, что среди аньковцев-покупателей устанавливается некоторая солидарность при покупке льна у крестьян. Обыкновенно эта покупка совершается следующим образом. Положим, с одним из крестьян, продающих лен, торгуется покупатель-аньковец. Подходящие к ним в это время другие торговцы-льноводы не сбивают цены и никогда не повышают ее надбавкой с своей стороны; напротив они все начинают уговаривать мужика сделать такую-то уступку покупателю, приводя, в убеждение его, целый ряд аргументов. Выходит, значит, так: покупает и торгуется один, остальные (иногда 5-10 и более человек) уговаривают его согласиться на условия, предъявляемые этим покупателем. Когда покупка состоялась, все находившиеся при ней торговцы получают от купившего лен аньковца удовлетворение, размер которого зависит от того, насколько выгодно сделана покупка. Последнее же участвовавшим здесь льноводам определить не трудно, так как им хорошо известны существующие цены на лен и вообще все состояние льняного рынка. Иногда же бросают жребий, который и решает вопрос о принадлежности купленного льна.
Два раза в год, 8-го июля (в Казанскую) и 6-го августа (в Преображенье), происходят в селе Анькове ярмарки, очень оживленные. С осени же торгово-промышленное движение представляется в следующем виде: в конце августа начинают привозить льняное семя, а месяца через два появляется лен. Особенно сильные базары бывают до конца ноября, после чего, хотя «дела идут хорошо», но оживление бывает, главным образом, лишь в некоторые базары: в Никольский, Рождественский (за неделю до Рождества) и др. Самые глухие базары приходятся на время с половины июня до конца июля. Безбазарица стоит тогда; только «огуречники» приезжают,- ростовские огородники, т.н. «лукоперы», по местному названию.
Общее количество льняного волокна, идущего через Аньково, равняется 40-50 тыс. пудов ежегодно. Льняного же семени продается здесь мало. Урожаи его в Аньковской волости очень ограниченные, обыкновенно сам-друг, много сам-три, тогда как близ Гавриловского посада на меру посеянного льна намолачивают 7-8 и более мер семени. На базары привозится в Аньково обыкновенно не более 300-400 четв. семени, и самое большее, когда приезжают сюда крестьяне из Заборья для сбыта семени масляникам, в довольно большом количестве существующим близ Анькова, число это не превышает 800 четвертей. Покупщиками семени являются, главным образом, аньковцы, которые скупают его на весь год, продавая его потом владельцам местных маслобойных заведений, которые преимущественно сосредоточены в Ростовском и Ярославском уездах.
В с. Анькове существует 9 более или менее крупных льняных контор и 7 мелких торговцев, т.н. «маяков». Перечислим их:
Крупные торговцы:
1. Братья Ершовы. Через них идет ежегодно около 20000 пуд. льна. Третий год имеют дело с Питером. Сверх того, доставляют в С.-Петербург цикорий из Ростова.
2. Братья Куликовы – 10 тыс. пудов льна. Второй год ведут дело с Питером.
3. Всеволод Михайлов Маторин – 10-15 тыс. пудов. С нынешнего года (1884 г.) начал торговлю с Питером, а до сих пор вел дело с селом Великим.
4. Михаил Алексеев Кожин – 5000 пудов.
5. Даниил Кузьмич Стулов. Прежде продавал 2-3 тыс. пудов, а теперь всего лишь 300 с небольшим пудов.
6. Федор Иванов Блинов – 1000 пудов. Имеет дело с селом Великим и в Ростове на ярмарке.
7. Игнатий Федоров Шленкин – 1000 пудов. Имеет дело с с. Великим и Ростовской ярмаркой.
8. Иван Климов Ладанов – до 1000 пудов. Состоит агентом Маторина и отчасти самостоятельно ведет дело с селом Великим.
9. Иван Никифоров Сабуров – 500 пудов. Продает местным торговцам. Берет лен, главным образом, за долги крестьян. Торгует же преимущественно хлебом.
Вообще многие из названных торговцев, помимо льна, имеют еще дело и с другими товарами: говядиной, цикорием, хлебом и т.п.
Мелкие торговцы льном (маяки) известны здесь под именем «золотой роты». Чтобы сделаться маяком, надо иметь всего 200-300 руб. наличного капитала. Маяки скупают семя и лен, главным образом, в Гавриловском районе, затем сами вяжут и чистят льняное волокно, после чего продают его в с. Анькове, главным образом, великоселам. В Анькове мы находим следующих маяков:
1. Никита Васильев Шабалкин. «Средства у него плохие,- заемные»; торгует рублей на 300 – по 200 пудов в год.
2. Михаил Никаноров Дудкин – 400 пудов.
3. Алексей Тимофеев Кашицин – 400 пудов.
4. Василий Ефимов Маторин – 150 пудов.
5. Николай Устинов – 400 пудов.
6. Рядовой Алексей Кондратьев – 100 пудов.
7. Ефим Игнатьев Жуков – 150 пудов.
В других селениях Аньковской волости нет маяков. Впрочем, в д. Дягилеве находим 8-го маяка (Аполлон Михайлов Гусев – 100 пудов).
Прежде маяки и некоторые из крупных льноторговцев (Всеволод Маторин и долгое время) были лишь комиссионерами у великоселов. Они скупали лен и сдавали его своим хозяевам, получая за посредничество 20-30 коп. с пуда. В настоящее время эти зависимые отношения прекратились,- здешние льноторговцы сделались совершенно самостоятельными. Лет 30 назад, до проведения железной дороги, аньковцы служили вощиками, возили лен от великоселов в Балаково, Саратовской губернии. Вообще на юг России.
В с. Анькове первые стали торговать льном заметно кр. Н.В. Шабалкин, Стулов, И.Ф. Шленкин и Маторин, который, будучи комиссионером, нажил большой капитал. 15 лет назад стал торговать Куликов, а лет 6 назад «занялся льном» Ершов. Последнему посчастливилось в этом деле более всех. Через его руки проходит теперь почти половина (20 тыс. пуд.) всего льна, привозимого в Аньково. У Ершова есть сушильня, помещение которой служит и для сортирования льна. Здесь работает зимой 25 чел., летом 5-6 чел. Они связывают одноцветные пучки с одноцветными, после чего лен сортируется мастером. Последний – из Вологодской губ. Получает 100 руб. от Покрова до Пасхи. Харчи хозяйские. Вязальщики получают 7-8 коп. с пуда.
Приготовлением отрепка (трепанием льняных отбросов) занято у Ершова 6-10 чел. Они получают с пуда по 10 коп.; в день сработает каждый около 2 пудов с небольшим.
Ершов – единственный из здешних льноторговцев, имеющий пресс, благодаря которому доставка льна в С.-Петербург значительно удешевляется. Лен идет в кипах, по 10 пудов в кипе. Провоз льна до Питера обходится в 20-25 коп. с пуда, до ст. Итларь – зимой 5-6 коп., летом – 12 коп. с пуда, по железной дороге – 101 руб. с вагона, в который помещается 550 пудов непрессованного льна и 600 пуд. прессованного. Пресс обошелся Ершову в 90 руб., а с приспособлениями к нему в 200 руб. Так как доставка пуда льна в вагоне по железной дороге обходится в 18 коп., то с каждого вагона Ершов получает выгоды 9 руб. Другие льноторговцы не находят выгоды заводить пресс. Куликов говорит, что и непрессованного льна можно уложить в вагон до 600 пуд. «Толк найдем забить-то,- уверяет он.- Возьмем двухпудовую гирю, да и тискаем… Вобьем! Лишь было бы чего тискать-то!» (Исследование В.С. Пругавина. Сельская община, кустарные промыслы и земледельческое хозяйство Юрьевского уезда Владимирской губернии. Москва. 1884 г.)
См. Сельское хозяйство cупесчаного района Юрьевского уезда.

ПРОЕКТ ПРАВИЛ об установлении в селе Анькове сбора в кассу крестьян Аньковского общества, Аньковской волости, за пользование постоянными базарными весами, общественными мерами и за места, занимаемые на общественных площадях лицами, продающими известного рода товары и скот.

§ 1. Местные жители, крестьяне Аньковского общества, и лица, приезжающие в село Аньково в базарные и ярмарочные дни с товарами, размещаются на указанных, для продажи сих товаров, местах и должны занимать не более того пространства общественной площади, какое будет указано каждому торговцу.
§ 2. Места отводятся посаженно, и каждому лицу на указанном месте дозволяется производить торг с возов, ларей, полок, и для удобства устраивать временные балаганы и тому подобные подвижные помещения. Места, занимаемые этими помещениями, по требованию местного сельского начальства, по окончании торга, должны быть очищены.
§ 3. На основании 44 ст. Места. Полож. для губ. Великоросс., сбор с торговой базарной площади установляется по роду продаваемых товаров и получаемым от них выгодам. Товары подразделяются на четыре разряда. Продавцы товаров, поименованных в каждом разряде § 4 сих правил, оплачивают определенный сбор в кассу крестьян Аньковского общества за каждую сажень, занятую для торга товаром, и за каждый торговый день.
Примечание. Лицам бедного состояния, как своего общества, так и из посторонних, представившим удостоверение о бедности от своих обществ, по приговору крестьян Аньковского общества, выдается сельским старостой Аньковского общества удостоверение о праве бесплатно занимать указанное пространство на базарной площади. Выдача бесплатных удостоверений на право бесплатного пользования торговым местом должна производиться на тот срок, на который базарная площадь не сдана в арендное содержание с торгов.
§ 4. К первому разряду относятся следующие предметы продажных товаров: мясо и’ дичь, сало и всякого рода свечи, мануфактурный и панский товары, юхотный и изделия из оного, меховой, овчины, выделанные и невыделанные кожи, фарфоровая и стеклянная посуда, галантерейный, игольный и чугунный товары, картины, книга и иконы.
Ко второму — железный товар, овощной, бакалейный и всякого рода рыба.
К третьему — соль, хлеб в зерне, всякого рода мука и произведения из оной, как-то: печеный ржаной хлеб, пшеничные баранки, ситники и булки или белые хлебы, всякого рода крупа,— лыки и произведения из оных, лен, пенька и всякого рода семя.
К четвертому — деревянная посуда, лопаты, метлы, бороны, косули, сохи, сани, телеги, колеса, ободья, глиняная посуда, угли и прочие предметы, необъясненные здесь, кроме строевого леса и дров.
§ 5. Продавцы и скупщики товаров, поименованных в 1-м разряде, платят тридцать копеек, во 2-м — двадцать коп., в 3-м — пятнадцать коп. и в 4-м десять коп. С приводимых для продажи в село Аньково брать: с лошадей по десяти копеек, а с рогатого крупного скота более году по пяти коп., с телят менее году и овец по три коп. с каждой головы.
Примечание 1-е. Продавец или скупщик товаров, принадлежащих к разным разрядам, платит по тому высшему разряду, начиная от первого, к которому принадлежит его один из товаров, означенных в высшем разряде.
Примечание 2-е. Лица, делающие закупку хлеба и других произведений, принадлежащих к 3-му разряду § 4-го, для собственного употребления, кроме льняного семени, в размере не более десяти пудов, за занимаемое ими место на площади, которое оставалось свободным от других торговцев, ничего не платят.
§ 6. Распределение торговых площадей в селе Анькове Аньковской волости Юрьевского уезда, Владимирской губернии, принадлежит владельцам оных, крестьянам Аньковского общества.
§ 7. Сбор за каждый свешанный пуд товара на базарных общественных весах и за каждую меру, смеренную в общественную меру, хлеба в зерне или другого сыпучего продукта — производить по одной копейке.
§ 8. Взимание этого сбора по установленной таксе предоставить крестьянам Аньковского общества сдавать посторонним лицам с торгов.
/Исследование В.С. Пругавина. Сельская община, кустарные промыслы и земледельческое хозяйство Юрьевского уезда Владимирской губернии. Москва. 1884 г./

26 сентября 1900 г. поступило в земскую управу заявление от гласного земского собрания В.Г. Гагина с представлением отчета в израходовании сумм на устройство больнички в с. Анькове…

«По ходатайству крестьян села Анькова о принятии на счет земства расхода 60 р. в год на наем помещения для казенных жеребцов».
«Аньковский волостной старшина при отношении от 5 августа сего года за № 1415 препроводил в уездную управу доклад подписанный им и одиннадцатью сельскими старостами разных обществ Аньковской волости, в котором изложено следующее: в селе Анькове вот уже три года на средства волости нанимается помещение для двух казенных жеребцов-производителей с целью улучшения в округе породы коннозаводства. Этими жеребцами пользуется весь округ, частные землевладельцы, духовенство и даже часть населения Коварчинской волости Суздальского уезда, а расход на наем помещения падает только на одну Аньковскую волость. В виду чего они просят расход на наем помещения для случных жеребцов в количестве 60 руб. в год принять на счет земства и отнести его к расходу на улучшение коннозаводства в уезде, как это введено в Суздальском уезде, где помещение для случных пунктов нанимается на средства земства.
Представляя вышеизложенное ходатайство на благоусмотрение земского собрания, уездная управа имеет честь доложить, что в Юрьевском уезде не введено правило найма помещения для случных жеребцов на средства земства, а напротив, все общества, желающие иметь на время случного периода жеребцов, приготовляют для них помещение на свой счет, в виду чего управа полагала бы ходатайство крестьян Аньковской волости, как самой богатой из всего уезда, отклонить»
/Доклады Юрьевской уездной земской управы очередному уездному земскому собранию 1910 года./

19 мая 1919 г. в селе Аньково дезертиры напали на отряд юрьев-польских красноармейцев. Это нападение закончилось жестоким убийством части отряда. С данного момента начинается вооружённое противостояние органов Советской власти с "зелёными" вооружёнными формированиями.
23-25 февраля 1920 г. состоялись заседания Владимирского Губернского Революционного Трибунала, по итогам которых 83 участника Аньковского восстания мая 1919 года были осуждены на наказания от денежных штрафов до 15 лет концентрационных лагерей. Наиболее строгий приговор (заочно) был вынесен будущим активным участникам банды Ефима Скородумова (Юшки) и Василия Стулова.
В 1946—1960 годах было центром Аньковского района.

Люди, связанные с селом

- В 1894 г. в селе Аньково Юрьевского уезда родился Анатолий Аркадьевич Благонравов, генерал-лейтенант артиллерии, видный учёный-баллист, академик, доктор технических наук, лауреат Государственной и Ленинской премий, президент Академии артиллерийских наук, автор многих научных работ, вице-президент Международного комитета по космическим исследованиям. Умер в 1975 г.
- В селе жил художник-живописец Александр Васильевич Евланов.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

О первоначальном основании в селе церкви не сохранилось письменных свидетельств; но в конце XVII столетия в селе существовали уже две церкви, из коих одна деревянная — в честь Архангела Михаила, а другая каменная — в честь Св. Живоначальной Троицы, основанная, по показанию клировых ведомостей, в 1699 г.
В описи церковного имущества 1790 года древнейшей церковью показана церковь Архангела Михаила и описана так: «церковь Архангела Михаила деревянная, стены и верхъ крыты тесомъ, глава чешуйчатая деревянная, крестъ железный вызолоченный, глава и крыша выкрашены. Антиминсъ печатанъ на холсте, священно-действованъ Преосвященнымъ Ефремомъ, Митрополитомъ Суздальскимъ и Юрьевскимъ въ 1718 году ноября 9 дня».
В той же описи Троицкая церковь записана: «вторая церковь двухъ-этажная — вверху во именование Живоначальныя Троицы каменнаго здания. Антиминсъ священнодействованъ Викторомъ Епископомъ Суздальскимъ и Владимирскимъ -... мая 25 дня; высподи церковь во имя Казанския Пресвятыя Богородицы, теплая. Антиминсъ печатанъ на холсте, священнодействованъ Сильвестромъ Митрополитомъ Суздальскимъ и Владимирскимъ въ 1758 году».
В 1809 году в нижнем этаже Троицкой церкви был устроен придел в честь Святителя и Чудотворца Николая.
Около 1830 года деревянная церковь Архангела Михаила за ветхостью была упразднена и вместо нее прихожан построили в нижнем этаже Троицкой церкви другой придел в честь Архангела Михаила и одновременно с ним — в верхнем этаже придел в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Таким образом в Троицкой церкви в настоящее время (кон. XIX века) пять престолов: в честь Св. Живоначальной Троицы и Владимирской иконы Божией Матери - в верхнем холодном этаж, и в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангела Михаила и Св. Николая Чудотворца — в нижнем этаж.
В 1871 году прихожане, вследствие тесноты и темноты теплого нижнего этажа в Троицкой церкви, построили отдельную теплую каменную церковь с главным престолом в честь Казанской иконы Божией Матери и приделами: во имя Архангела Михаила и Св. Николая Чудотворца. Колокольня каменная; обе церкви и колокольня обнесены каменной оградой.
Из Св. икон особенным благоговением и почитанием со стороны прихожан пользовалась старинная икона Казанской Божией Матери.
В числе богослужебных книг имелось старинное евангелие печати 1759 года.
Церкви принадлежали здания: кладовая и торговые лавки, устроенные в стене ограды, и каменная часовня.
В 1833 году к Троицкой церкви приписан приход села Билюкова.
При церкви земли 33 десятины.
Причт: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получает: 100 р. процентов с церковного капитала, 100 р. от земли, за требоисправления 1900 р. и 30 четвертей ржи, а всего, кроме зернового хлеба, 2100 рублей в год. Дома причт имеет собственные на церковной земле.
Приход (кон. XIX века): село Аньково (237 дв.), деревни: Негодяиха, Дягилево, Сатырево, Чебыково, Перлевка, Кривцово и сельцо Билюково; расстоянием от церкви деревни не далее четырех верст и препятствий к сообщению с ними не имеется.
Всех дворов в приходе (1897 г.) 467, а в них душ мужского пола 1346, а женского пола 1529 душ.
В селе две земские народные школы: мужская и женская. Мужская открыта в 1860 году, а женская в 1877 году.
В 1883 году в селе основан Богадельный дом; в настоящее время (1897 г.) призреваемых в нем до 20 человек.

В 1860 году усердием прихожан на кладбище, находящемся вне села, построена каменная церковь, с одним престолом в честь препод. Сергия, Радонежскаго Чудотворца, и обнесена каменной оградой.
Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена достаточно.
Приписная сельца Билюкова Воскресенская церковь. Сельцо Билюково находится от Анькова в одной версте. Церковь с престолом в честь Воскресения Христова, зданием деревянная, с такой же колокольней, построена тщанием прихожан в 1700 году. В 1839 году церковь закрыта; антиминс и утварь взяты в Архиерейский Дом. Копии метрических книг с 1803 по 1834 год, а исповедных росписей с 1826 по 1834 год. Опись церковного имущества составлена в 1810 р. При церкви имеется пахатная и сенокосная земля, но в неопределенном количестве, и плана на нее нет. Землей владеет Аньковский причт.
Юрьевский уезд
Сельское хозяйство Владимирской губернии во второй пол. XIX в.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Юрьев | Добавил: Jupiter (13.11.2016)
Просмотров: 22 | Теги: сельское хозяйство, Юрьевский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика