Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
03:17
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Иваново

Урочище Фантырево в Ильинском районе Ивановской области

Урочище Фантырево

Фантырево – урочище (бывшее село) в Ильинском районе Ивановской области.
Находится в 1 км Ю д. Литвиново. «Фантырево, при колодцах, находится от Юрьева (Юрьевского уезда) в 43-х верстах, от Владимира в 90 верстах». [1]

Историческия сведения о селе крайне скудны; известно только, что во второй половине XVI столетия существовал «Фантыревский стан»; этот стан упоминается в «жалованной грамоте Царя Иоанна Грозного Суздальскому епископу Варлааму, от 1578 г. февраля 3». [1]
Меморский Алексей Дмитриевич, окончил Владимирскую духовную семинарию (1852), священник с. Никольское-Красенских Юрьевского уезда (1855-1861), с. Фантырево Юрьевского уезда (1861-1880), с. Торчино Суздальского уезда (1880-1896), за штат (1896).
Каменная церковь в селе построена тщанием прихожан в 1801 году; с такой же колокольней и оградой. [1]
Престолов в церкви три: в холодной — в честь Смоленской иконы Божией Матери и в теплой; во имя свв. безсребр. Козьмы и Дамиана и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Копии метрических книг с 1803 года и исповедных росписей с 1829 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1852 году и хранится в ризнице. [1]
Церкви принадлежала двухэтажная на каменном фундаменте сторожка.
Земли при церкви: усадебной 2 дес. 895 кв. саж., пахотной 47 дес. 1508 кв. саж., сенокосной 8 дес. 1847 кв. саж. и дарственной земли 5 дес. 1824 кв. саж.; на об земли документы имелись. [1]
Причт: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание причт получал: процентов с церковного капитала 2 руб. 37 коп., от земли 250 руб. и за требоисправления до 1450 руб., а всего до 1700 рублей в год. Дома причт имел собственные, на церковной земле. [1]
Приход — деревни: Сениха, Хмельники, Красницы, Харилово, Поддубново, Старово, Яковцево, Софроново, Литвиново, Березово, Карпово, Гора, Коблуково, Мауриха, Хариха, Ксты, Каливино, Федяково, Чепелиха и Вотола; расстоянием от церкви деревни не далее 6 верст; препятствий к сообщению с ними не имелось. Всех дворов в приходе 396, душ мужского пола 1579, а женского пола 1771 душа. [1]

С 1874 года в деревне Кстах существовало земское народное училище. [1]
В 1881 году открыто церковно-приходское попечительство. С 1888 года в селе открыта церковно-приходская школа. [1]

Пятидесятилетие пастырского служения села Фантырева Юрьевского уезда протоиерея Елпидифора Никитича Грандилевского

1-го июля 1903 года в селе Фантыреве, Юрьевского уезда, прихожане вместе с духовенством 5-го округа Юрьевского уезда чтили своего пастыря и начальника, благочинного протоиерея Елпидифора Никитича Грандилевского по поводу его пятидесятилетнего пастырского служения в Фантыревском приходе.
Юбиляр — сын священника села Казакова, Муромского уезда. Воспитываясь в бедности, в самой неприхотливой семейной обстановке, едва отличавшейся от простой, крестьянской, но за то нравственно здоровой, Елпидифор Никитич во всю жизнь свою чужд был всякой роскоши, с детства любил простоту и труд. При воспитании детей матери имеют вообще огромное значение. И в воспитании о. протоиерея его мать, женщина от природы добрая и весьма религиозная, имела на своего сына большое влияние: она вложила в него всю свою душу, дала направление и складу его мышления, и нравственному облику его характера, молилась за него день и ночь и даже, рассказывают, по примеру древних благочестивых матерей при самом рождении его во всеуслышание вручила его особенному попечению Царицы Небесной. Оттого-то о. протоиерея и не сломили бури житейские, оттого то он и пользовался во всех делах завидным успехом!
Обучаясь сначала в Муромском духовном училище, юбиляр окончил курс во Владимирской духовной семинарии с званием студента. Его богатые умственные способности, необычайная любознательность и вдумчивость обратили на себя внимание всех профессоров семинарии того времени, а в особенности о. ректора архимандрита Евфимия (впоследствии епископа Саратовского). Этот последний полюбил его, по собственному выражению, как родного сына и взял к себе в качестве своего келейника. В часы досуга он любил беседовать с будущей умственной силой, каким он признавал своего питомца, восхищался его оригинальным, самобытным мышлением в решении богословских вопросов и предрекал блестящее будущее. Но... жизнь часто идет в разрез нашим гаданиям и желаниям. Безысходная бедность родной семьи и разные другие обстоятельства круто повернули жизненный путь о. протоиерея в сторону от академии, и совершенно неожиданно ни для него самого, ни для его покровителя он очутился в скромной должности сельского священника Фантыревского прихода. Верующий ум не признает это за случайное сцепление различных обстоятельств, а напротив, видит здесь указующий перст Божий. Кто знает, что стало бы с этой умственной силой и принесла ли бы она плод сторицею, как принесла она в Фантыревском приходе?!
Поступивши на приход, молодой пастырь ровной, но зато твердой поступью пошел по намеченному пути пастырского делания. Дворянские семейства — а их было 7 — 8 в Фантыревском приходе, прежде скептически и свысока смотревшие на скромных тружеников св. дела, сразу оценили молодого пастыря, оценили его недюжинный ум и скоро подчинилось его влиянию. Лучшим доказательством этого служит тот редкий в то время факт в жизни сельского духовенства, что знатная семья Кутеповых пригласила его быть воспитателем их детей. И честь о. протоиерею! Он вполне оправдал к себе доверие: умелой рукой он засеял добрые семена в сердца своих воспитанников, ныне доблестнейших слуг царевых — Их Высокопревосходительств Николая Ивановича и Сергея Ивановича Кутеповых.
Всегда аккуратный, исполнительный, абсолютно трезвый, ласковый, приветливый, незлобивый, сердобольный, усердный и искусный проповедник слова Божия, он не мог не понравиться своему приходу и с первого же года завоевал себе полное уважение и для каждого пастыря желательный, но не легко приобретаемый авторитет. Любовь народа стала еще более осязательной, когда молодой батюшка, несомненно радея о благе своих прихожан, стал безмездно обучать приходских детей грамоте и настолько ревностно, что скоро обратил на себя внимание епархиального начальства и получил благодарность.
Возрастая и развиваясь от силы в силу, о. протоиерей быстро пошел вверх по служебной лестнице. На 14-м году своей службы он уже избран и утвержден благочинным, что весьма и весьма редко для того времени, а немного спустя председателем комитета по рассмотрению проповедей. За пятьдесят лет своего служения проходя разнообразные должности, он всегда был аккуратен в них и за это нередко получал от епархиального начальства благодарность и награды. Последняя его награда орден св. Анны 2-й степени.
Торжество юбилейного чествования началось еще накануне. В 6 часов вечера мерные удары большого колокола призывали духовных детей и почитателей о. протоиерея к всенощному бдению, которое торжественно им совершено было соборне с другими священниками, прибывшими почтить юбиляра.
На следующий день перед литургией по совершении водоосвящения были освящены предназначенные к поднесению предметы: два золотых с украшениями наперсных креста, святая икона, священные сосуды и Евангелие. В половине девятого начался благовест к литургии. Маститый юбиляр, всегда по первому удару спешивший в храм Божий, не замедлил и теперь. В сопровождении трех священников, Их Превосходительств генерал-майоров Кутеповых, нескольких почетных прихожан и своего родного семейства, собравшегося на торжество из разных концов России, виновник торжества благоговейно переступил порог храма, где встретил его собор священнослужителей со св. крестом и св. водою. Ведомственный духовник, села Анькова священник Алексей Орлов, произнес приветственную речь.
Во время божественной литургии, которую юбиляр совершал в сослужении 12 священников и 2 диаконов, после чтения Евангелия, священником села Анькова А.А. Благонравовым было произнесено поучение на текст: «Достоин бо делатель мзды своея» (Мф. 10, 10). Проповедник, развив сначала основную мысль проповеди, перешел далее к тому, что и юбиляр, как ревностный делатель вертограда Христова, достоин мзды своея.
По окончании литургии, во главе с юбиляром, священный собор вышел на средину храма для совершения благодарного Господу Богу молебна. По прочтении указа, разрешающего торжество, юбиляру поднесен быль от духовенства и ктиторов подведомственных ему церквей золотой наперсный крест и адрес следующего содержания:
«Ваше высокоиреподобие, досточтимый о. протоиерей Елпидифор Никитич! В настоящий торжественный день исполнилось полувековое служение ваше в приходе села Фантырева. С благоговейным трепетом, с полным чувством смирения, в полном расцвете душевных и телесных сил, с высшими взглядами и предначертаниями Вы ровно полвека тому назад вступили под сень св. храма сего и приняли бремя трудов приходского пастыря. И с тех пор, во все время своего пятидесятилетнего служения, Вы высоко и неутомимо несли знамя пастырского трудного дела. С свойственной вам любовью, с полным благоразумием, с великой пастырской энергией и силою духа Вы поняли, чего требует многочисленная ваша паства. Вы, как добрый пастырь, всегда спешили на помощь своим пасомым во всякое время дня и ночи. И этот пастырский долг за полвека времени так верно исполнялся Вами и неутомимо, что невозможно представить Вас когда-либо ропщущим или возмущенным при исполнении священных обязанностей, часто трудных и непосильных. Постоянно проповедуя в храме сем и назидая врученных Вам прихожан в правилах св. православные веры и нравственности, Вы уготовляли души их в храм духовный, в духе жизни, благочестия и чистоты; с другой стороны, возогревая в них любовь и усердие к храму внешнему, Вы украсили и расширили сей св. храм. Вы основали в приходе церковно-приходское попечительство, существующее с пользою более 20 лет. Вы издавна учредили при храме библиотеку духовно-нравственных и руководственных книг, вполне отвечающих потребностям прихода. Вы основали церковно-приходское училище, убедив прихожан открыть оное рядом с церковью. Около 20 лет Вы сеяли разумное и доброе, то как учитель, то как законоучитель, и в настоящее время под вашим опытным и разумным руководством, как заведующего, обучается свыше 80 мальчиков и девочек. Прихожане поняли Вас и полюбили, как истинного пастыря, как советника и руководителя в своей жизни. Достоинства ваши не могли скрываться пред начальством. И вот Вы по назначению его проходите должности: катихизатора, следователя, цензора проповедей, духовника в продолжение 7 лет и благочинного в продолжение 17 лет. И во всех должностях, возложенных на Вас, Вы являли полное благоразумие, великую силу любви, счастливое и гармоничное сочетание достоинств пастыря и начальника. Руководитель паствы, Вы благоразумно руководствуете пастырями. Вы благовременно и наставник, и судия, и защитник, советник и друг, образ и пример в жизни как пасомым, так и пастырям. Веруем, что имена таких лиц живут в роды; «премудрость их победят людие и похвалу их исповесть церковь». И мы видим, что многу славу созда Господь в Вас величием своим от века (Сирах. 44, 2, 13, 14). Ваше высокопреподобие, досточтимый о. протоиерей! В настоящий день исполнившегося пятидесятилетнего служения вашего в священном сане и семнадцатилетнего служения в должности благочинного, мы пастыри вашего ведомства, вместе с пасомыми вознося молитвы Господу Богу о вашем здравии еще на многия лета, просим Вас принять подносимый с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, сей св. крест. Пусть оный украшает Вас, как пастыря и начальника, к которому мы стремимся с полной любовью и от которого пользуемся еще большей силой любви. Пусть свят, крест напоминает нам, что Вы наш руководитель и: наставник в жизни».
Юбиляр не без волнения принял поднесенный ему свят. крест и, благоговейно облобызав его и возложив на себя, искренне благодарил ведомственное духовенство.
Тотчас же после этого к юбиляру подошли его бывшие воспитанники: заведующий хозяйством Императорской охоты генерал-майор Николай Иванович Кутепов и командир лейб-гвардии 2-го стрелкового батальона генерал-майор Сергей Иванович Кутепов. Николай Иванович, прочитав сначала письмо к нему Его Высокопреосвященства, с заметным чувством прочел адрес такого содержания:
«Глубокочтимый о. протоиерей Елпидифор Никитич! Полвека тому назад, мощный духом и полный веры в неисповедимые пути Господни, возложили вы на рамена свои ниспосланное Вам свыше бремя учительства великим истинам Христовой веры и нравственности и предстательства перед престолом Всевышнего вверенной Вам духовной паствы. Ваши полувековые труды на избранном Вами благодатном поприще, как отца духовного, как учителя народного и как руководителя ваших причтов в высоком деле служения церкви в звании благочинного снискали Вам всеобщее уважение и сердечную признательность. Полвека тому назад, Вы, глубокочтимый Елпидифор Никитич, явились к нам как духовный наставник и руководитель первых шагов наших в области духовной жизни; время успело изменить многое, оно разлучило нас, но духовная связь, окрепшая между нами в годы нашей ранней юности, осталась неизменною, и теперь, в высокоторжественный день чествования полувекового служения вашего на благо народное, нам отрадно выразить Вам всю глубину наших чувств неизменного к Вам уважения. Мы счастливы, что видим Вас готового продолжать труд ваш с той же духовной мощью и святою верою в истину Христова Евангелия, с какою Вы начали ваше служение полвека назад. Дай Бог, дорогой наш учитель и молитвенник, чтобы служение ваше продолжалось еще много, много лет на общую пользу, а Вам на утешение, и да пошлет Вам Господь Бог силу нести ваше бремя, памятуя слова Спасителя: «бремя мое легко есть» (Мф. 11, 30). По прочтении адреса, вложенного в роскошную папку, Их Превосходительства взяли привезенный ими в дар юбиляру золотой наперсный крест и собственноручно возложили на своего маститого учителя.
Юбиляр до глубины души был тронут сердечностью своих высоких бывших воспитанников и в ответ на такое беспримерное внимание со слезами на глазах ответил следующее:
«Ваши Превосходительства, Николай Иванович и Сергей Иванович! Вот что поражает меня сильно, глубоко! На торжественный мой юбилейный день 50-ти летнего служения Фантыревской церкви прибыли Вы - первые прихожане ее, с дальнего севера, из столицы в село, — прибыли от занимаемого Вами высокого поста, — из дворца в хижину! Для чего столь скромное, но нелегкое бремя приняли вы? Многие мне не поверят, но верю я: вы прибыли нарочито поднести мне дар — св. крест в лице вашем, от всего благородного семейства гг. Кутеповых, почитающих меня по душевной близости за родного, поднести дар мне святой от благочестия вашего, матушки вашей и сестры вашей Анастасии Ивановны. О, неоцененный дар! Он без слов ваших прямо говорит моему сердцу о крепкой памяти и любви близких когда то прихожан моих и детей духовных и внушает чувству моему отвечать Вам взаимно такою же безграничной памятью и любовию. С чувством благоговения принимая ваш крест, до конца дней моих остаюсь обязанным возносить жертву благодарения за Вас пред Богом, ущедряющим меня неизглаголанными — милостию и благоволением!»
Лишь только окончил юбиляр свое слово и приготовился сделать начало молебна, как к нему снова подошли представители от Фантыревского прихода. Один из них держал на блюде приготовленный от прихода юбилейный подарок — святую чашу со всеми принадлежностями, а другой, деревни Софронова крестьянин И. Молчанов, приветствовал своего пастыря речью, — речью простой, безыскусственной, но за то сердечной. Содержание ее таково:
«Дорогой наш батюшка, о. протоиерей! Все мы прихожане не нарадуемся на Вас глядя; 50 лет Вы служили у нас беспрерывно: не диво ли в наше время?! Служили родителям нашим, служили нам. Служение ваше, как в церкви, так и на домах у нас всегда было неспешное, внятное, благоговейное, поучительное, а проповедь ваша доходила до сердца. Тихость нрава вашего, уступчивость, всепрощение, смирение и терпение, каковые Вы проявляли при всяких житейских обстоятельствах, — всех нас удивляли; никто во столькие годы службы вашей у нас не слыхал от Вас слова укоризненного, даже слова ропотного. Какая у кого треба случалась, — без отговорки, во всякое время, Вы готовы были исполнить. Дивились и часто дивились: как Бог помогает Вам многотрудные и многообразные приходские нужды исполнять, да еще и небывалые прежде? Иметь, например, попечение о школе, без особого попечителя? Детей наших учить Закону Божию? Сверх того и особую, начальством возложенную, должность править? Видим ясно Вам помощь Божию и от начальства честь Вам и похвалу. Об этом иногда разговаривая между собою, иногда судя и на сходках, пришли мы к тому сознанию и вопросу: какой бы в день юбилейный нашего батюшки и нам от себя принести ему дар, чтобы был по душе его? И решили поднести вам сию чашу, чтобы из нее Вы, батюшка, причащались, причащали бы и нас грешных. Вручая сию чашу, вручаем и себя самих молитвам вашим».
Этим подношением еще далеко не закончился ряд юбилейных подношений маститому юбиляру. Вслед за представителями от прихода ему преподнесен был от своих сослуживцев образ Спасителя в дорогой ризе. Затем к юбиляру подошел его псаломщик П.Я. Виноградов, почти товарищ и по летам, и по службе. 45 лет этот старого и весьма симпатичного типа псаломщик жил одной жизнью со своим настоятелем: радости батюшки — его радости, горе батюшки — его горе. Этот то симпатичный старец — псаломщик и выступил теперь перед юбиляром — с иконой Смоленской Божией Матери и речью, в которой благодарил юбиляра за снисходительное и любовное обращение, которым запечатлены были всегда отношения протоиерея к нему.
«Вижу твое торжество, говорил он, радуюсь и от радости плачу... Достойные твои сопастыри в своих речах достойно оценили твою деятельность, — и мне ли малограмотному, маленькому в должности и робкому по натуре, выступать пред тобой с словом восхваления? На это у меня нет смелости и уменья, но есть у меня, дорогой батюшка, чувство благодарности к тебе, которое я не могу удержать в себе в сей знаменательный в твоей жизни день... Чем я могу отплатить тебе, дорогой мой батюшка, за все твое добро ко мне? В знак моей всегдашней благодарности к тебе, позволь мне поднести тебе икону Смоленской Божией Матери, в храме которой мы вместе с тобой полвека славили Бога. Да осеняет Она тебя своим небесным покровом, дабы ты во здравии еще многие годы возносил в здешнем храме похвалу Пресвятой Богородице».
Юбиляр, принявши св. образ, сердечно благодарил своего «неизменного по верности и исполнительности псаломщика» за выраженные чувства.
За этим подношением следовали еще подношения ктитора Фантыревской церкви крестьянина Никифора Маркеллова Романова. Он от своего усердия преподнес своему духовному отцу св. Евангелие.
Начался благодарственный молебен. Хор, собранный из самых ближайших родственников юбиляра, пел положенные песнопения с захватывающим чувством. Во время молебна, по прочтении Евангелия, к юбиляру подошли представители от ктиторов подведомственных ему церквей. Один из них держал на своих руках образ Спасителя, а другой — С.М. Шаров — от лиц всех приветствовал протоиерея речью.
Затем пред многолетием, приветствовал прочувствованной речью маститого юбиляра священник села Игрищ о. Ф. Глориозов.
Кончился благодарный молебен, но не кончилось еще вместе с ним юбилейное торжество: ему предстояло продолжаться в доме юбиляра, куда приглашены были все почитатели его и где приготовлена была скромная трапеза.
Здесь, у входа в дом юбиляр с хлебом-солью был встречен своей женой и детьми с их семействами, при чем юбиляра приветствовали речами его зять, преподаватель Шуйского духовного училища В.Д. Крутецкий о сыновья: врач Иван Грандилевский и помощник столоначальника главного управления военно-учебных заведений Виктор Грандилевский.
Юбиляр до глубины души был тронут признательностью своих детей, принял их дар св. икону и, благословивши их, наградил каждого горячим поцелуем.
За обедом провозглашены были госты за Государя Императора, за Государынь Императриц, за Государя Наследника и за весь Царствующий дом, за Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия и за юбиляра.
Дружное «Многая лета» покрыло все эти тосты.
По окончании всего на имя Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Архиепископа Сергия была послана телеграмма за подписью Их Превосходительств гг. Кутеповых такого содержания:
«Приносим Вам, Ваше Высокопреосвященство, нашу искреннюю, сердечную благодарность за достодолжное чествование глубокоуважаемого отца протоиерея Елпидифора Грандилевского. Его юбилей был общим торжеством ведомственного духовенства и прихожан, поучительной наградой за редкое выдающееся служение, каким оно отличалось полвека. Дай Бог, чтобы на ниве христианского учения было побольше таких бескорыстных тружеников, каким отличается протоиерей Елпидифор Никитич».
Свящ. Авроров. (В. Е. В. № 3-й. 1903 г.).

Кр. Георгий Петров 3 февр. 1917 г. допущен к исполн. обязанност. псаломщика в село Фантырево.
Псаломщик с. Фантырева, Аркадий Кротков 12 марта 1917 г. перемещен в с. Мотмос, Меленк. у.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 3]. Суздальский и Юрьевский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Березин]. - 1896. - 526, VIII с.
Село Шихобалово

Copyright © 2019 Любовь безусловная


Категория: Иваново | Добавил: Николай (27.05.2019)
Просмотров: 1353 | Теги: Юрьевский уезд | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru