Шиморское — посёлок городского типа в городском округе город Выкса Нижегородской области России, пристань на правом берегу Оки (в настоящее время не функционирует. Расположен в 36 км к юго-западу от железнодорожной станции Навашино (на линии Муром — Арзамас), в 6 км к западу от города Выксы.
«Село Шиморское, при прудах, находится в 20-ти верстах от уездного города (Меленковский уезд) и в 150-ти от губернского». [1]
На реке Оке не было ни постоянных, ни временных мостов. Переправы производились на паромах. В селе Шиморское (сейчас в Нижегородской обл.) Михаил Иванов Пресняков содержал платный перевоз через реку Оку. К селу Шиморскому шла проселочная дорога от города Меленок. Шиморское прежде было расположено на правом берегу реки Оки, а потом крестьяне переселились на другое место, около версты на восток от первого; прежнее место и доселе называется „старым селом". Когда случилось это переселение, точных сведений о том не имеется.
В окладных книгах 1676 года Шиморское значится деревней в приходе села Ляхов; в то время здесь было 13 дворов крестьянских и 4 бобыльских.
До революции центр Шиморской волости Меленковского уезда Владимирской губернии.
Население в 1897 году — 1723 чел.
Статус посёлка городского типа с 1945 года.
В 2011 году, в годовщину лесных пожаров у Оки в память о погибших был установлен поклонный крест.
Промышленность
Промышленность поселка представлена следующими предприятиями:
- Шиморский судоремонтный завод − строительство и реконструкция сухогрузных теплоходов, производство металлоконструкций;
- Асфальтовый завод (не действует, разрушен).
Знаменитые люди
- Ключарев Николай Петрович — краевед, журналист (родился в 1910 году в Шиморском).
- Кузин, Илья Николаевич — Герой Советского Союза, похоронен в Шиморском.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь в Шиморском в первый раз построена в начале XVIII столетия и внесена в окладные книги рязанского епископа в 1719 году. В этих книгах Шиморское названо „новопоселебным селом “, следовательно вышеупомянутое переселение произошло не задолго до 1719 года.
Новопостроенная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы, земли церковной было но 10 четв. в поле, сена 20 копен; приходских крестьянских и бобыльских дворов числилось тогда 50 (в 1896 здесь 279 дворов).
Церковь в Шиморском была деревянная; в 1776 году она была разобрана и передана в село Панфилово Муромского уезда, так как бывшие там церкви сгорели. Тем временем в Шиморском был построен новый деревянный же храм.
В 1776 году па средства известного заводчика Баташева, которому тогда принадлежало Шиморское, начат был постройкой каменный храм, а деревянная церковь была передана в село Домнино Меленковского же уезда. Достройка храма была окончена в 1809 году.
Престолов в храме первоначально было два: главный в честь Успения Пресв. Богородицы, в трапезе во имя св. апост. Петра и Павла. В 1840 году в трапезе устроен другой придел в честь Покрова Пресв. Богородицы. [1]
Внутри церковь благолепно украшена Св. иконами; утварь и ризница довольно богаты, но особенно замечательного ценностью или древностью в церкви не имелось. [1]
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получалось: от земли пахотной и сенокосной, от служб и требоисправлений до 1000 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви по плану Генерального межевания: усадебной 3 дес., пахотной 29 дес., но большая часть этой земли находилась в пользовании крестьян. В 1840 году в пополнение к церковной земле помещиком было прирезано 22 дес. 983 саж. земли, но эта земля вошла в надел крестьян но освобождении их от крепостной зависимости и вместо нее причту предоставлено 12 дес. пахотной и 33 дес. покосной земли.
Приход состоял из села Шиморского и деревень: Песочной (3 вер. от церкви. В деревне Песочной летом 1896 года заложен храм.), Тамболеса (3 вер.), Барковки (3 вер.), Черной (4 вер.). Антипова (9 вер.), Грязной (2 вер.) и Верхней Верьи (10 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 4257 душ муж. пола и 4541 женского. [1]
В приходе имелись три земских народных школы: в селе Шиморском и деревнях: Песочной и Черной; учащихся в 1896 г. было в первой 106, во второй — 84, в третьей - 67. [1] Шиморское училище, Шиморской волости, в с. Шиморском. Основано обществом в 1837 г., по почину священника Степана Свавицкого. Ближайшие училища: Ляховское в 6 в. и Дощато-Железницкое — 8 в. В 1884 году «Помещение общественное, деревянное, вместе с волостных правлением; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат две: первая — длиной 8, шириной 9 арш.; вторая — длиной 8, шириной 5 ½ ар. Учебных пособий не достаточно — на 86 р. 85 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель священник Владимир Смиренин, окончивший курс в духовной семинарии, преподает с 27-го ноября 1873 года; учитель Иван Крылов, окончивший курс в Новоторжской учительской семинарии, преподает с 15-го сентября 1883 г. Попечитель крестьянин Иван Павлович Дятлов; пожертвовал прежде на 100 руб. Учащихся к 1-му января 1883 г. 59 м. и 12 д. Выбивших до окончания курса не было. Окончило курс со свидетельствами 3 м. Вновь поступило 28 м. и 7 д. К 1-му января 1884 г. состояло 84 м. и 19 д. Учатся все вместе. Возраст: 7-8 лет. - 15, 8 — 9 лет. - 22, 9-10 л. - 19, 10 — 11 л. - 11, 11 — 12 л. - 21, 12 — 13 л. - 13, 13 и выше - 2. Из учащихся: 93 из с. Шиморского, 6 из д. Песочной и, 4 в., 1 — д. Тамболесы — 3 вер. и 3 — д. Грязной — 3 вер. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 2 дев. Вероисповедания православного и все крестьянского сословия. Средства: от земства 267 р. 20 к., от общества 30 руб.; плата за учение по 2 р. с учащихся из других селений. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 30 р.; жалованье — законоучителю 30 руб. учителю 231 р 50 к.; на книги и учебные пособия 5 р. 70 к. Посещали классы неисправно многие. Прием в сентябре. За теснотой помещения отказано 10. Учебный год с 23-го сентября по май. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроков в неделю: в 1 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 14, по арифметике - 5, по пению - 1; во 2 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 15, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6, по пению - 1; в 3 отд. — по Закону Божию - 3, по Русскому языку - 17, по Славянскому языку - 2, по арифметике - 6, по пению - 1. Получивших награды не было. Получившие свидетельства учились 5 — 6 л. Не окончившие курса учились до 5 л. Училище никто и обозревал. Обучении ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Песочинское училище открыто 12 сентября 1886 г. «Заявление крестьянина дер. Песочной Василия Степанова Агеева, о желании его быть попечителем Песочинского народного училища. Постановило: Назначить Агеева попечителем означенного училища» (Журналы очередного Меленковского уездного земского собрания 1887). «Помещается в наемном, по тесноте неудобном, доме; квартира учителю нанимается отдельно от училища за 30 руб. в год. За наем помещения с отоплением и прислугой общество платит 70 руб. в год. Собственно училище занимает одну комнату; ночлежных комнат для учеников нет. Книг и пособий 665 томов на сумму 131 руб. 80 к. На содержание учителя земство отпускает 310 руб. в год. Учащихся было 57 мальч. и 4 дев.; окончивших курс 8 мальчиков. Попечитель — крестьянин Матвей Васильевич Кутаев» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.).
Тамболесское училище открыто в октябре 1897 г. «Помещается в наемном удобном доме. На содержание помещения и наем квартиры для учителя общество расходует 100 р. в год. Училище занимает одну комнату. Книг и пособий, по инвентарной описи училища, 410 томов, на сумму 118 руб. 6 коп. Земство расходует на жалованье учителю 250 руб. в год. Ученья за неимением учителя не было. Попечитель — Л.С. Шмелев» (ОТЧЕТ членов Меленковского уездного училищного совета о состоянии начальных народных училищ Меленковского уезда за 1898—99 учебный год.).
1914 год. «Шиморский священник о. П. Ключарев сообщает, что „под влиянием пастыре-миссионерских воздействий на селение деревни Грязной, его прихода, склонные к сектантству лица ныне окончательно прервали свою связь с проживающим здесь проповедником баптизма. Минувшим Великим постом все они чистосердечно раскаялись в своих сектантских заблуждениях и теперь ко всем установлениям Православной церкви относятся с ясным сознанием и усердием».
В 1937 году настоятель иерей Владимир был репрессирован, колокола церкви были сброшены с колокольни, иконостас и иконы подвергнуты поруганию.
Возрождение храма началось с 1995 года. 1 февраля 2007 года на колокольню был установлен комплект колоколов средней звонницы — семь колоколов общим весом 700 кг.
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ «ЦАРЕВНА»
Монахиня Девора, благодаря многочисленным подношениям и пожертвованиям весьма разбогатела. Она купила у некоего Гостева землю за селом Шиморским, где начала строить новые кельи. Вероятно, туда и перешли её сподвижницы после того, их скит «разных вотчин крестьяня... сожгли» (май 1734 - конец 1735 гг.). Богатство лжецаревны также удостоверяло её «подлинность». Вот как рассуждал, к примеру, «расколоучитель» Б. Словущий (крестьянин д. Петриной дворцовой Ярополческой волости): «У простой де столько денег не будет; либо де она царица, либо царскова рода». До конца 1731 г. Девора съездила в Москву. Крестьянин д. Шустовой Муромского уезда И. Емельянов рассказывал В. Коренному (декабрь 1731), что «возил де он старицу, ... которая де называла себя царевною, из Мурома в Москву... А что де та старица подлинно царевна, о том де ему подлинно ведомо от муромских жителей от Данила Железникова и Федора Мяздрикова. И как де он, Иван, тое старицу привёз в Москву, и в дом де, в котором она жила, приезжали знатные господа к той старице на поклон. И для того де он, Иван, тое старицу признавает за царевну». Далее он уточнил, «что де оная старица в Москве жила в монастыре в каменной полате, а в котором монастыре и какия господа приезжали, того имянно не сказал». Позднее И. Емельянов дополнил, что он «из Мурома потаённую царевну возил в Москву з другими некоими, а не один, а с кем – того не сказывал...». В декабре 1731 г. Девора «приезжала в Вязниковскую слободу из муромских лесов из скита своего» и жила у местных «поповцев». Её принимали Ф. Малюшин, И. Тимофеев, сёстры Д. и А. Астафьевы, Д. Илпатова, А. Савельева, Н. Малахов. Привечали её и в других домах – возможно, у И.А. Лыскова (приказчика Ф. Малюшина) и у И.В. Серебрякова, ибо те в 1732 г. говорили о ней как о царевне. Путь от скита до Вязников и обратно лежал через Муром, поэтому в нём, скорее всего, самозванка бывала не раз. В конце 1732 г. тесть П. Самарина Иван рассказывал В. Коренному, «что де которая из муромских лесов старица-царевна староверка когда того города Мурома в доме у вышеписанного Данила Железникова бывала, и ту де царевну зять ево Павел Самарин, и Федор Мяздриков, и муромской же де их камисар Осип Иванов сын Названов, и муромцы ж де Иван Стулов и Григорей Федоров сын Пашин с протчими за царевну почитают подлинно...». Нечто подобное весной 1735 г. В. Коренной слышал и от «раскольника» А.В. Синцова в доме у крестьянина С. Кузьмина (д. Сенчукова Муромского уезда): «Как де в муромских лесах в расколнических кельях жила черница (имяни её не сказал), и та де черница называла себя царевною, и муромцы де Данила Железников, Федор Мездриков и Александра Гарасимов тое черницу знали и за царевну её почитали, и в доме де у Железникова та черница бывала, того де ради и пожитки её в доме у него лежали». С. Кузьмин добавил, что и он «у той черницы был и с протчими людми... к руке прикладывался, для того что де те люди почитали её за царевну». Видимо, в начале 1732 г., «едучи из Вязников в скит свой», Девора заехала в с. Богоявленское Владимирского уезда к тамошним крестьянам - «староверам» Ф.Г. и И.Ф. Бирюковым и взяла с собой дочь последнего – «девку» Прасковью. По мнению следователей, «старицу Девору... все живущия в том её ските черницы и белцы и белицы, и вышеозначенные вязниковцы, и протчие, которые тое Девору знали, называли царевною и прикладывались к руке её, Девориной, вменяя подлинно за царевну». Однако её поддерживали далеко не все муромско-вязниковские «раскольники». Явными сторонниками самозванки, по всей видимости, были только местные «поповцы».