Суслов Иван Тимофеевич
По преданию, Суслов был уроженцем деревни Максаковой Муромского уезда Владимирской губернии (см. село Арефино), родился около 1616 г.
В возрасте 33 лет его призвал к себе «господь Саваоф» Данила Филиппович, который в селе Старом под Костромой «дал ему божество» и нарек своим сыном и «христом». Суслов начал ревностно распространять свое учение между односельчанами и жителями окрестных сел. Успех был полный: скоро у него появилось 12 апостолов, таких же фанатических приверженцев нового учения, как и он сам, а также «богородица» (Арина Нестеровна). С тех пор «христос» Суслов начал проповедовать новое учение, странствуя по земле со своей «богородицей» и 12 апостолами.
Считается, что центром его деятельности было село Павлово-Перевоз, откуда новое учение распространялось по рекам Оке и Волге. Везде, куда ни являлся Суслов, он находил последователей.
По свидетельству святого Димитрия Ростовского, в селе Работках, Суслову открыто воздавали божеские почести: он садился на приготовленный для него престол, на голове его было нечто в роде венца. Исторических свидетельств о преследованиях Суслова и его учеников мы не имеем; о них существуют только рассказы самих хлыстов, приписывающие Суслову неоднократное воскресение.
По рассказам хлыстов, Суслов подвергался гонениям со стороны властей. По велению царя Алексея Михайловича (14 июля 1645 — 29 января 1676) Ивана Тимофеевича схватили и с сорока учениками привезли в Москву. Здесь подвергли их розыску, и самого Суслова и учеников его пытали… Никто из них не промолвил о том, в чем состоит их учение. Тогда будто бы царь Алексей Михайлович велел их допрашивать самому патриарху Никону, но и тот ни в чем успел. Передал их царь Морозову, самому ближнему своему боярину. Морозов будто бы понял святость Ивана Тимофеевича и уклонился от производства над ним розыскного дела под предлогом болезни. Оно передано было князю Одоевскому. Он в Московском Кремле на Житном дворе, где поставлена потом церковь Благовещения, пытал Ивана Тимофеевича. Жег-де его князь Одоевский на малом огне, повесив на железный прут, потом жег в больших кострах. Но огонь не касался Христа, и с Житного двора Иван Тимофеевич вышел ничем невредим. После того стали будто бы его пытать на Красной площади, у Лобного места, и распяли на кремлевской стене, возле Спасских ворот, идя в Кремль направо, где после того поставлена была часовня. Когда Иван Тимофеевич испустил дух, приставленная стража из стрельцов сняла его с креста. Это было в четверг, а в пятницу схоронили его на Лобном месте, в могиле со сводами. С субботы на воскресенье он воскрес при свидетелях и явился ученикам в подмосковном селе Пахре. Опять сведал-де про то царь Алексей Михайлович, опять велел взять Ивана Тимофеевича в Москву на муки. Снова был предан Христос страшным пыткам, снова распят на кресте, на том же самом месте, у Спасских ворот. Тут содрали с него кожу, но одна из учениц покрыла его тело чистой простыней, и произошло-де чудо: простыня обратилась в новую кожу, и сын божий Иван Тимофеевич остался ничем невредим. Однако умер и во второй раз на кресте, и во второй раз воскрес, на третий день также в воскресенье. И в третий раз был взят, и в третий раз обречен на мучения.
Это случилось, говорят хлысты, в то самое время, как царице Наталье Кирилловне пришло время разрешиться от бремени царевичем Петром Алексеевичем (род. 30 мая 1672 г.). Царице было пророчество, что она в таком лишь случае разрешится благополучно, если царь освободит от мук Ивана Тимофеевича. Царь велел освободить его…
Можно допустить, что Суслов действительно не раз попадался в руки правосудия, но всякий раз, благодаря, с одной стороны, своей изворотливости, а с другой - сочувствию и денежной помощи своих единомышленников, избавлялся от заслуженного им наказания. Сами хлысты не скрывают этой действительной причины спасения своего лжехриста. С 1672 г. Суслов спокойно жил в Москве под именем "темного богатины". Он имел там собственный дом, называвшийся "домом Божиим", "сионским" и "новым Иерусалимом"; сюда собирались последователи Суслова для совершения своих молений. Позднейшие официальные расследования (в 1733 г.) показали, что многие из московских монастырей были заражены хлыстовщиной еще во времена Суслова и, несомненно, при его участии.
В 1699 году к нему в Москву прибыл «саваоф» Данила Филиппович, где после долгой беседы с сыном вознесся на небо. Стол, за которым они беседовали, долгие годы хранился у хлыстов как реликвия.
Сам Суслов скончался (вознесся на небо) в 1716 году. Христос Иван Тимофеевич, по словам хлыстов, при многих свидетелях вознесся на небо. Бездыханное же тело его осталось на земле. Тело было погребено в церкви Ивановского женского монастыря. На его надгробье значилась надпись: «Погребен святой угодник Божий».
По смерти Ивана Тимофеевича место Христа, сына божья, заступил нижегородский стрелец Прокофий Данилович Лупкин. После стрелецкого заговора сослан был в Нижний Новгород. Он распространял ересь в Нижегородской губ. и занес ее в Ярославскую. Лупкин был христом божих людей с 1716 года до своей смерти, случившейся в 1732 году, похоронен в Ивановском девичьем монастыре.
В 1739 году при императрице Анне Иоанновне, после судебного процесса над хлыстами, по указу Сената и Синода останки Суслова вместе с останками другого лжехриста, Прокопия Лупкина, были выкопаны из земли через палачей, вывезены в поле, сожжены и развеяны по воздуху.
Память о лжехристе Суслове до сего времени составляет предмет благоговения хлыстов. Места, прославленные какими-либо событиями из жизни и деятельности Суслова, почитаются у хлыстов святыми, равно как и вещи, употреблявшиеся лжесаваофом (Данилой Филипповым) и лжехристом Сусловым при их жизни. Так, стол, за которым, по преданию хлыстов, беседовали Данило Филиппов и Суслов в то время, когда последний жил в Москве, сохранялся у хлыстов до 1845 г., когда был взят и поступил в кабинет раскольничьих вещей. По свидетельству Реутского, в одном московском хлыстовском семействе до последнего времени сохранялись коврик, платок, кресло, скамейка и другие вещи, бывшие в употреблении во времена Данилы Филиппова и Суслова.
Дореволюционные исследователи хлыстовской веры, такие как П. И. Мельников-Печерский, считали, что именно о «христе» Иване Суслове упоминал в своем «Розыске о раскольнической брынской вере» православный писатель, святой Димитрий Ростовский:
«В том ските или толку обретается некий мужик, его же зовут Христом и яко Христа почитают; а кланяются ему без крестнаго знамения. Пристанище того христа в селе, зовомом Павлов Перевоз... Сказуют же того лжехриста родом быти Турченина; а водит с собою девицу красноличну и зовет ю материю себе, а верующии в него зовут ю богородицею... Имать же той лжехристос и апостолов 12, иже ходяще по селам и деревням проповедуют христа, аки-бы истиннаго, простым мужикам и бабам; и кого прельстят, приводят к нему на поклонение».
Однако современные историки полагают, что это мог быть и другой «христос», поскольку в ранней христовщине таких самозваных «христов» было много.
Никольский храм Гороховецкого Никольского монастыря
В подклете храма Николы Угодника на Гребенской горе под средней аркой (южная стена подвала под западным предхрамием) находится замурованный вход в подземелье. Подземный ход идет от Николького храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки. Согласно местным легендам, в сем обширном подземелье хранится библиотека Иоанна Грозного. Ее оберегали хранители, служившие в храме Николы. Во времена царя Михаила Михайловича в этом храме была основана община, «корабль духовный», где почиталась «богиня», «Мать Сыра Земля», уроженица сел Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Она была обретенною «богородицею», супругою «стародубского мессии» Ивана Суслова.
Легенды о Дятловых горах хранили общины, «корабли», основанные «кормчим», «богом обретенным», Прокофием Лупкиным в XVIII в. Они передавались среди людей графов Строгановых, водивших торговые суда с солью по Волге. В общины были вовлечены и сами Строгановы. Торговый дом Строгановых с «хлыстовской церковью» был на Нижнем Базаре в Нижнем Новгороде, стоял там с XVI в. по ХХ в. Он был на месте древнего урочища птицелюдей Могулей. См. Пановы горы и Китеж-град на Светлояре.
«Хлысты»
Название "хлысты" или произошло от одного из религиозных обрядов этих сектантов, при совершении которых они хлещут, бьют себя по телу жгутами, прутьями и подобными предметами, или же есть искаженное произношение "христовщина", а христовщиной эта секта называется потому, что она управляется "христами".
Сами себя хлысты называют "людьми божиими", в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог.
Основателем хлыстовской секты, как полагают, был Данила Филиппов, или Филиппович, беглый солдат, крестьянин Костромской или Владимирской губ. В 1699 г. прибыл в Москву и Данила Филиппов, но прожил неделю: в начале следующего 1700 г. он умер (вознесся, по сказанию хлыстов, на небо).
Основным догматом этих сектантов служит теория перевоплощения. По учению хлыстов, Бог воплощался и может воплощаться неопределенное количество раз, смотря по надобности и по нравственному достоинству людей.
Главным источником для них служит учение их христов и пророков. Отличительным учением хлыстов о человеке служит учение о предсуществовании душ и о душепереселении. Когда и как сотворены души, об этом хлысты ничего не говорят, а говорят только о том, что душа, в известном теле находящаяся, жила еще прежде неизвестно сколько времени и неизвестно в ком. По смерти тела душа становится или ангелом, или дьяволом, или чаще всего снова начинает скитаться по земле, переходить в животных, соответствующих ее настроению, или в нового младенца, по телу тоже нечистого, пока он не сделается хлыстом. Живущие в брачной жизни переходят в свиней. Если душа попадает в тело хлыста, то в нем очищается и переходит по смерти в общество ангелов. В противном случае она переходит в число дьяволов и идет на вечную муку.
Будущая жизнь, по учению сектантов, начинается Страшным судом, который откроется по трубному гласу "саваофа Данилы Филипповича". Самый суд будет производить "Христос Иван Тимофеевич". После суда "дольная небеса" распадутся и над землей явится "небо ново", где одни только сектанты станут наслаждаться блаженством.
Нравственное учение сектантов состоит в отрицании брачной жизни и умерщвлении плоти. В основе этого учения лежит дуалистическое воззрение, что дух есть начало доброе, а тело начало злое. Отсюда хлыстовское требование: плоть (т. е. естественные потребности телесной природы) должна быть умерщвляема всевозможными средствами для того, чтобы заключающаяся в ней душа могла беспрепятственно достигнуть своего назначения. Отсюда вытекает учение, что не должно почитать плотских родителей. Отсюда также и презрительный взгляд на детей, рожденных от церковного брака; их хлысты называют утехой сатаны, щенятами, грешками и пр. Следуя заповеди своего основателя: "не женитесь, а кто женат, живи с женой, как с сестрой; не женимые не женитесь, женимые разженитесь",- хлысты со всей решительностью отвергают брак. Неизбежным следствием этого является отсутствие деторождения, крайний разврат, в самом корне, в самой основе разрушающий семейные отношения, в которые вступают хлысты притворно в Православной Церкви для замаскирования своего отделения от нее. То не грех, говорят хлысты, когда брат и сестра по указанию "духа" сходятся на "духовные" сожительства; не грех, когда эти "духовные" сожительства будут и далеко не духовными; не грех, когда этим "духовным" браком брачуются и самые близкие родственники; не грех, когда эта "духовная" любовь примет и такие противонравственные, гнусные действия, как радения, свальный грех и пр. Плотское возбуждение, которое является, как следствие усиленного раздражения нервов после усиленного беганья "на кругу", кощунственно считается действием "накатившего" на сектантов "Св. Духа"... Дети, зачатые от этого греха, богохульно признаются зачатыми по наитию "Св. Духа", родившимися "не от крове, ни от похоти плотские, ни от похоти мужеския, но от Бога"; им усвояется название христосиков. Таким образом, с заповедью о безбрачии ради воздержания у хлыстов соединяется разврат. Отвергая церковный брак, хлысты в то же время имеют духовных жен, которые даются им христами или пророками на радениях, яко бы для забот о хранении целомудрия этими женами. Плотские связи между мужем и духовной женой, по учению хлыстов, не составляют греха, ибо здесь проявляется уже не плоть, а духовная любовь, "христова любовь". Иметь связь с чужими женами значит "любовь иметь, что голубь с голубкой". Поэтому хлысты, не терпя брака, всячески оправдывают внебрачные отношения мужчин с женщинами и поощряют их. Отвергая брак и допуская разврат, хлысты стараются не иметь детей. В случае беременности хлыстовки принимают напиток из ртути, селитры, пороха и купороса и этим вытравляют плод. Поэтому у многих хлыстов или совсем нет детей, или же последние родятся чрезвычайно редко.
Отдельные общины хлыстов называются кораблями. Во главе каждой хлыстовской общины (корабля) стоит свой кормщик, иначе называемый учителем, пророком, иногда Христом. Он - блюститель веры и нравственности, неограниченный управитель и отчасти совершитель богослужения в своем корабле. С самого момента избрания на должность в него будто бы вселяется "Дух Святой", и потому весь корабль благоговеет перед ним: на него молятся, как на Бога, и исполняют все, что он ни прикажет. Кроме кормщика, еще бывает кормщица, иначе называемая пророчицей, восприемницей, богородицей. Она - мать корабля, принимает новых членов в него, вместе с кормщиком разделяет труд управления и преимущественно руководит радениями. Тот и другая вступают в должность с особыми обрядами. Прочие сектанты (братья-корабельщики), по степени их посвящения в тайны секты, разделяются на три разряда: одни посещают только простые беседы хлыстов, другие допускаются на простые радения, третьи производят годовые и чрезвычайные радения.
Собрания сектантов происходят в каком-нибудь потаенном месте, которое на время собраний оберегается особым караулом. В часы собраний комната освещается особой люстрой, вроде паникадила; кроме того, зажигаются лампы и свечи; вообще, сектанты любят большое освещение. Являясь на собрания, они одевают особую белую одежду.
Существенными частями их "богослужения" служат кружения, или радения, и пророчества. Радения бывают: а) одиночное, быстрое, непродолжительное, которое имеет значение приуготовительного действия; б) в схватку,- мужчины с женщиной; в) стенкою, т. е. рядом несколько человек; г) радение корабельное, т. е. беганье друг за другом; д) крестное,- парами накрест и е) наконец - круговое, которое состоит в том, что все вдруг кружатся отдельно; каждый вертится по солнцу на своем месте с такой быстротой, что скорость оборотов подобна вихрю.
Радения, по учению хлыстов, имеют весьма важное значение. В них умерщвляются плотские страсти, и душа радельщика обращается к Богу; все мысли и чувства человека устремляются к миру горнему. Радеющий всей душой желает "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", т. е. привлечь к себе благодать "Св. Духа". Эта благодать, как то было во времена апостолов, и изливается во время кружений на радеющих, и они начинают говорить "иными языки странные глаголы", которых и сами иногда не понимают. Эти "глаголы и суть пророчества". Каков бы ни был вид радения,- все равно: вследствие насильственных и неестественных движений хлысты впадают в состояние сильнейшего нервного возбуждения или исступления и становятся способными к галлюцинациям. Они начинают болтать бессмысленные и непонятные слова, не употребляющиеся ни на каком языке. Когда лжепророк начинает говорить "новыми языками", то хлысты приходят в неописанный восторг; затем оказывается, что "Дух Святой" сошел и на весь корабль. Все вскакивают со своих мест, начинают прыгать и вертеться - и чем дольше, тем оживленнее, пока не доходят до сильнейшего исступления и затем в бессилии падают в кучу друг на друга, мужчины на женщин, женщины на мужчин. После этого тушатся свечи. Мужчины и женщины открыто при всех предаются ужасному проявлению половой разнузданности, которое народ обозвал "свальнею" или "свальным грехом". При этом не принимается во внимание ни родство, ни возраст…
Отчет о противосектантской и противостарообрядческой деятельности Братства Св. Благ. Великого Князя Александра Невского за 1912-1913 год.
Отчет о противосектантской деятельности Братства Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского за первую половину 1913—1914 года.
Скопчество в селе Нушполе Александровского уезда Владимирской епархии
|