Главная
Регистрация
Вход
Вторник
22.05.2018
22:50
Приветствую Вас Гость | RSS



ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 466

Категории раздела
Святые [132]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [882]
Суздаль [299]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [219]
Музеи Владимирской области [58]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [48]
Юрьев [111]
Судогда [34]
Москва [41]
Покров [67]
Гусь [94]
Вязники [175]
Камешково [50]
Ковров [163]
Гороховец [72]
Александров [146]
Переславль [89]
Кольчугино [26]
История [15]
Киржач [37]
Шуя [80]
Религия [2]
Иваново [33]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [24]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [29]
Учебные заведения [12]
Владимирская губерния [19]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]

Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 26
Пользователей: 1
Jupiter

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь

Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь

В грамоте царя Алексея Михайловича 1660 г. упоминается о том, что впервые деревянная Никольская церковь была названа в несохранившейся недатированной грамоте царя Иоанна IV Васильевича. Согласно писцовой книге 1628 г., храм в 1618/19 г. сожгли «черкасы» - украинские казаки и русские «воры».
В 1643 г. на месте уничтоженного был построен деревянный 5-главый 2-этажный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца.
Никольский монастырь был основан в 1643 году.
По благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 21 июля 1686 г. на средства посадского Семена Ершова был построен.
«Грамота святейшаго Иоакима, патриарха Московского, по просьбе Гороховлянина посадскаго человека Семена Ершева о построении каменной церкви, во имя Живоначальныя Троицы, а под нею другой церкви во имя Николая чудотворца, теплой 7194 (1686) г. июля в 21 день. Печати утеряна, на обороте подписал казначей старец Паисий Спасский, справил Ивашко Вишняков».
В 1689 г. освящен каменный 2-этажный Троице-Никольский собор.
«Грамота Кир Иоакима, патриарха Московскаго, на просьбу иеромонаха Корнилия об освящении церквей в Никольском монастыре Живоначальныя Троицы, Николая чудотворца, в Богородском Девичье монастыре новопостроенной церкви Владимирския Богородицы, которое и совершить Гороховецкому протопопу Феодору, 7197 г. (1689) июля в 13 день; печать восковая святительская повреждена, на обороте подписал старец Паисий Спасский».
Грамотой епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова) от 26 ноября 1790 г. благословлялось устройство при Никольской церкви придела в честь Преображения Господня (освящен ок. 18 окт. 1792).
«Указ из Суздальской консистории строителю иеромонаху Иову о принятии Гороховецкому монастырю мужскому Никольскому на реке Люлихе мельницы, марта 30 дня 1799 года под № 1652. Подписал Дмитриевский протоиерей Андрей Покровский, секретарь Осип Юферев, справил канцелярист Василий Соловьев».
Здание собора представляет собой бесстолпный 2-светный четверик на подклете, увенчанный 5 луковичными главами на высоких глухих барабанах, с 3 апсидами с востока и папертью с запада, на которую с южной стороны ведет лестница с крытым крыльцом. Фасады четверика завершены фризом из поребрика и карнизом, рядом кокошников. Окна фасадов (3 в нижнем ярусе, 2 в верхнем) и апсид декорированы наличниками с килевидными и зубчатыми завершениями; барабаны глав - аркатурно-колончатыми поясами. Арочное ограждение лестницы и столбы крыльца украшены изразцами.
«Троицко-Никольская двух-этажная каменная церковь, крытая железом. Построена в 1681 году иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершева. Общий вид храма — квадратный о пяти главах с восьмиконечными железными вызолоченными крестами. Храм длиною 15 саж., шириною 7 саж., верхний во имя св. Троицы, а нижний — во имя св. Николая чудотворца; наружный вид храма особых украшений не имеет» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).
В Троицкой церкви находился 4-ярусный иконостас с иконами кон. XVII в. Согласно описанию 1906 г., «все они гладкие, темно-орехового цвета, краски сохранились, но от времени потемнели». 3-ярусный иконостас Никольской церкви того же времени был «столярной работы, покрыт красной краской, с резьбой и карнизами... в нем царские врата резные прозрачные раззолоченные». Все иконы относились к XVII в., а «8 икон древних неизвестного времени». Особо почитался древний образ св. Николая Чудотворца.
Известно также, что в подклете храма Николы Угодника на Гребенской горе под средней аркой (южная стена подвала под западным предхрамием) находится замурованный вход в подземелье. Подземный ход идёт от Николького храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки.
Согласно местным легендам, в сём обширном подземелье хранится библиотека Иоанна Грозного. Её оберегали хранители, служившие в храме Николы.
Во времена царя Михаила Михайловича в этом храме была основана община, «корабль духовный», где почиталась «богиня», «Мать Сыра Земля», уроженица сёл Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Она была обретённою «богородицею», супругою «стародубского мессии» Ивана Суслова.
Подземный ход под храмом стал открыт со времени упразднения общины в 30-х годах ХХ века, тогда же часть монастыря была взорвана, монахи репрессированы. Многое они успели спрятать в подземельях, откуда храмовые сокровища и реликвии местные жители доставали последующие полвека.
Асградские волхвы появлялись у Ярилиной горы-могилы 13 купальня (3 июня), в день Семаргла Огнебога. Согласно древней мистерии, Семаргл Огнебог сын Сварожич в сей день обретает Книгу Вед. По преданию, образ (список) этой Книги с тех пор хранится в подземельях Горы-ховца.
В «Сказании о Битве цветов» об этом также есть свидетельство. «И многие века потом служил тот ход хранителям веры. И скрывал он великие сокровища и тайны… И говорят, были сокрыты в нём лари с книгами старой веры. И ещё недавно пользовались теми книгами посвящённые. И в одной из тех книг сохранилось сказание об Асгасте, Дулебе и Асуице.
И ведающие поныне знают, где есть начало того подземного хода… Хоть и завалено оно в подвале храма на Гробенской горе и заложено оно камнями, да и сам ход под горою давно обветшал и кое-где обвалился… Забыт и оставлен в небрежении, как оставлена была и сама старая вера… Но теперь пришло время для того, чтобы вспомнить всё. Ведь ещё и сейчас поют у той Горы-ховца в дни Ярилы и в дни Купалы последние из тех хранителей веры, кто ещё не забыл, что славяне и русы – суть внуки Солнца…»
Далее ладьи волхвов шли вниз по Клязьме, «охваченной буйством вошедшей в силу весны, ибо настала последняя русальная неделя пред наступлением лета и пред Купалою», как говорится в «Сказании о Битве цветов». Волхвы шли от Гороховца до Волги, к Дятловым горам, которые ответвляются от Пановых гор. Пановы горы – это современные Пановы горы близ Городца (Малого Китежа) на Волге. К Пановым горам в старину относили также и все Дятловы горы, на коих расположен Нижний Новгород.
Источник: Священные прародины славян / Александр Асов. - М.: Вече, 2008. - 384 с.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в восстановленной части ограды на Святых Вратах возведен на месте одноименной деревянной церкви (построена между 1646 г. и 1678 г.). Строительные работы начались по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Адриана от 6 июня 1698 г. на средства посадского человека Григория Авдеева Ширяева. В 1702 г. храм числился построенным и освященным. Представлял собой квадратный одноглавый четверик с папертью. Богослужение в храме совершалось раз в год, в престольный праздник.


Гороховецкий Николаевский монастырь на открытке начала XX века. Справа виден купол несуществующей ныне надвратной Покровской церкви.

Надвратная Покровская церковь

Из-за ветхого состояния и отсутствия средств на ремонт в 1930-х гг. надвратная Покровская церковь была навсегда разобрана. Фундаменты Покровской церкви 1698 года хорошо сохранились. Археологические раскопки проводились главным археологом области Виктором Глазовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На месте Покровской церкви планировалось поставить деревянную церковь села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего с. Егорий (за Клязьмой), где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (в последствие Троицко-Никольского) монастыря. Однако церковь собрать так и не смогли. В первую очередь это нужно отнести на трудности с финансированием, неясность статуса территории и будущей постройки, бездарное планирование, равнодушие чиновников от культуры. К музею деревянная церковь прямого отношения не имела, а смотреть за будущим макетом церкви некому - создавать Музей деревянного зодчества, по типу Суздальского, из-за одной постройки смысла нет. Кроме того территория монастыря в советское время использовалась под жильё типа общежития-бараки с минимальными удобствами и печным отоплением. Естественна судьба бесхозного лесоматериала во дворе такого "жилмассива", старые брёвна активно разворовывались с естественными утратами порядовки и меток для сборки сруба. Скорее всего местные истопники и не догадывались, что за брёвна тут валялись. Через несколько лет собирать уже было нечего, в архивах остались лишь красивые чертежи проекта сборки/реставрации. Строить же новодел-имитацию для светских властей противоестественно. Мало того, кирпичный верх фундаментов местные умельцы тоже "подчистили" вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви, кроме деревянной часовни-памятника. Подлинная несчастная история деревянной церкви села Егорий и Покровской церкви Никольского монастыря уже никогда не увидит свет ни в одном официальном документе. Но из памяти ещё живых очевидцев стереть это невозможно.
«Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится над св. вратами, стоящими на восточной стороне монастырской ограды, каменный, крыт железом, об одной главе, крест железный выкрашенный; длиною храм 20 арш. и шириною 15 арш. Построен в 1689 году иждивением Гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева. Храм квадратный, алтарь полукруглый, с папертью каменною» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).

Церковь Иоанна Лествичника с трапезной палатой

Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника была возведена в северо-восточном углу монастыря по «обещанию» посадского Ивана Авдеева, сына Ширяева. Строительство началось по указу царя Петра I и по грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 24 мая 1710 г., освящена 24 мая 1716 г.
Церковь представляет собой бесстолпный односветный четверик на подклете, увенчанный главой, с апсидой на востоке и трапезной на западе. Вход в трапезную с южной стороны в виде крыльца с мощными резными столбами, лестницы с арочными проемами по сторонам. Северный и южный фасады четверика и трапезной, а также апсида оформлены небольшими полуциркульными окнами с наличниками в виде колонок с дыньками и ступенчатыми фронтонами сверху. Все фасады храма декорированы фризом из поребрика и карнизом над ним; стены четверика завершают ряд килевидных кокошников и карниз.
«Храм св. Иоанна списателя лествицы находится на северо-восточном углу монастырской ограды. Построен в 1710 году Гороховецким посадским человеком Иваном Андреевым Ширяевым, каменный, крыт железом, имеет одну главу с вызолоченным крестом; длиною храм 30 арш., шириною 12 арш.; снаружи особых украшений не имеет» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).

По описанию 1686 г., в монастыре находилась деревянная колокольня на 2 столбах, в 1702 г. упомянута каменная колокольня, возведенная, вероятно, в 90-х гг. XVII в. у северо-западного угла Троице-Никольского собора. Она представляет собой типичную для Гороховца архитектурную композицию: на квадратном в плане основании (где находилась кладовая) возведен высокий восьмерик (с 1884 с ризницей), ярус звона которого имеет арочные проемы и завершен шатром с небольшой главкой. Каждая грань шатра украшена 3 слухами, декорированными фигурными наличниками. Колокольня соединялась с папертью собора крытым переходом (не сохранился).
«Колокольня — каменная, стоит отдельно от Троице-Никольской церкви, основание имеет квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого размера; крест железный крашеный; на колокольне имеется больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весит 157 пудов 27 фунт., слит в гор. Москве иждивением гостинного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 году ноября 11 дня. В нижнем этаже колокольни находится монастырская кладовая, а в среднем этаже - устроена в 1884 году ризница» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).

Братский корпус

К началу XX в. в монастыре находились каменный 3-этажный келейный корпус, 3 одноэтажных здания (кельи, трапезная и просфорная), деревянный на каменных столбах скотный двор, баня, каменная ограда XVIII в. с башенками по углам, декорированными ширинками с изразцами. В восточной части, где располагались св. врата с Покровской церковью, было построено «двое местных ворот, одни для торжественных крестных ходов, другие для въезда», на юго-западной стороне - въездные ворота, на северной - калитка.

Штат монастыря в 1646 г. составляли 2 иеромонаха и 3 старца, в 1678 г.- строитель, иеромонах и 10 насельников, в 1702 г.- строитель-иеромонах, казначей, 3 крылошанина-монаха, 17 простых монахов, в 1753 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон и 5 монахов. По штатам 1764 г. монастырю полагалось иметь 7 чел. братии. В Г. м. в 1880 г. проживали: настоятель, 3 иеромонаха, диакон и 3 послушника, в 1900 г.- настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 4 послушника, в 1916 г.- 7 монахов и 2 бельца.
Материальное обеспечение монастыря до 1764 г. складывалось из сумм, полученных за требы и за сдачу в аренду пахотной земли и угодий. Монастырь владел 2 деревнями в Купленской волости и Лухманском стане Гороховецкого уезда.
В 1661 г. за монастырём числилось 15 дворов, в 1700 г.- 18. По ревизии 1748 г., в них проживало 76 мужчин. Монастырь владел также пустошами, лугами и покосами за р. Клязьмой, пользовался мельницами Опаринской, Белинской и Ширяевской в заречье «на Великои Печкурской истоке». О ружном жалованье известно крайне мало. Сохранились грамоты о получении в первые годы существования монастыря из Н. Новгорода по «безмену», а с 1661 г. по пуду воска в год на церковные нужды.
С XIX в монастырь отчислялись небольшие штатные суммы и деньги за аренду пахотной земли и угодий. С 1804 г. монастырь владел 40 дес. пахотной земли при дер. Крюковке Судогодского уезда; 4 пожни в черте городской земли ему пожертвовали в 1819 г. гороховецкие мещанки Пелагея Петровна и Ульяна Афанасьевна Кожевниковы; монастырь имел мельницу Золотуха на р. Люлих со смежной с ней землей и лесом на 85 дес. 1284 сажени, что было окончательно закреплено за монастырем сенатским указом от 5 сентября 1898 г.; с 1819 г. монастырь пользовался рыбными ловлями на р. Лух и у с. Лукино Мугреевской волости Вязниковского уезда. Также монастырь обладал неприкосновенным капиталом в доходных билетах, на 1917 г. составлявшим 23 530 р.

В мае 1922 г. из монастыря власти конфисковали оклады икон и другое церковное имущество из серебра весом 11 фунтов 92 золотника. 14 апр. 1923 г. постановлением Губернской комиссии по ликвидации монастырей Никольский монастырь был закрыт и передан в ведение губернскому музею.
До начала 30-х гг. храмы монастыря оставались приходскими. В 1929-1930 гг. с колокольни были сняты колокола, в сентябре 1930 г. с иконостасов смыта позолота, расхищены старинные иконы, в 1940 г. сломаны Преображенский придел собора, св. врата с Покровской церковью. В кельях и хозяйственных постройках разместились детский дом и общежитие техникума, уничтоженное кладбище использовалось местными жителями под огороды. После 1945 г. в храмах были устроены гараж, склад районной кинофикации, жилые помещения.

Возрождение монастыря

Решением Священного Синода РПЦ 14 дек. 1993 г. Никольский монастырь был открыт, наместником назначен иеромонах Петр (Радзин). 19 декабре в храме прп. Иоанна Лествичника состоялось первое богослужение, которое возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). Насельники восстановили храмы монастыря, а также Знаменское подворье-скит (Гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь), приняли участие в возрождении гороховецкого в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери женского монастыря, устроили гороховецкий Сергиев во имя великомученика Георгия Победоносца скит, построили церковь во имя прп. Силуана Афонского в дер. Перово Вязниковского р-на.
Братией отреставрирован иконостас Казанской церкви в с. Красном. Никольский монастырь оказывает благотворительную помощь детским приютам и нуждающимся, окормляет призывников в воинских частях, престарелых и инвалидов; в монастыре проходят реабилитацию страдающие наркозависимостью и алкоголизмом. Скончавшийся 4 апр. 2003 г. игумен Петр (в схиме Алексий) был похоронен в Никольском храме монастыря.
С 6 октября 2005 г. наместник - игумен Илия (Иванов).
К январю 2006 г. в монастыре - 13 человек братии.

В 1996 году по благословению Владимирского и Суздальского еп. Евлогия (Смирнова) был учрежден Свято-Георгиевский скит Гороховецкого Троице-Никольского монастыря.

Кладбище монастырское

В 1935 году местные власти начали заселение опустевшего монастыря. Могилы на кладбище были вскрыты искателями сокровищ, останки погребенных лежали на поверхности земли. Цинковый гроб жильцы использовали как корыто. Уборную для семнадцати семей соорудили поверх склепов, чтобы не рыть выгребную яму. Территория обители заросла сараями и сорняками, поленницами дров.
Сейчас о некогда богатом некрополе напоминают только несколько надгробных плит, сложенных вместе на территории Троице-Никольского монастыря. Если пройтись вдоль стены, то можно обнаружить еще пару десятков памятников, вросших в землю, заросших мхом и травой. Всего их около 30. Лишь на нескольких можно прочесть надписи, большая часть стала уже безымянной.

Часовня-киворий над усыпальницей Кожина

Петр Павлович Кожин (1829-1890) скончался 8 сентября 1890 года в возрасте 61 года. Был похоронен в специально устроенном склепе в Николаевском монастыре Гороховца, восточнее алтарной части Троице-Никольского собора. Над склепом Кожина и была возведена часовня, в которой прежде красовался мраморный памятник с надписью «Петру Павловичу Кожину благодарное дворянство Владимирской губернии».


Часовня в Николо-Троицком Гороховецком мужском монастыре

Так как сыновья Петра Павловича, вопреки семейным традициям, на военную службу не пошли, суворовская шпага им не досталась. Когда Петр Кожин скончался, клинок, с которым он не расставался всю свою жизнь, был положен вместе с телом Его Превосходительства в массивный гроб и опущен в склеп Николаевского монастыря в Гороховце. Но сохранилась ли она после разорения склепа и где теперь находится - неизвестно.
В 1930-е годы, после того, как монастырь был закрыт, часовню и склеп разорили в поисках мифических сокровищ. И теперь среди остатков истлевшего гроба – кусков дерева, ржавых кованых гвоздей, частиц позеленевшего глазета и позумента можно видеть лишь потревоженный прах. Нет ни единой мундирной пуговицы, ни пряжки, а тем более шпаги, при которой покойный в чине, равном генерал-лейтенанту, был когда-то погребен.
В часовне на могиле П.П.Кожина устроили сарай.

В 1858 году в Николаевском (Троице-Никольском) монастыре г. Гороховца был захоронен отставной подполковник, участник войны 1812 года и заграничных походов русской армии Романов Михаил Петрович.
Надпись на одной из надгробных плит в Гороховецком Николаевском монастыре: «Здесь погребено тело генералъ-лейтенанта Александра Ивановича Самарина, преставшагося 1816 года iюля 8 дня. Военную службу проходилъ 39 летъ. Всего житiя его было 70 летъ. Да упокоитъ Господь Богъ душу его. Оставилъ по себе супругу и двухъ дочерей».
Город Гороховец
Знаменский Красногривский женский монастырь
Сретенский Гороховецкий женский монастырь

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (19.10.2017)
Просмотров: 248 | Теги: Гороховец, монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика