Главная
Регистрация
Вход
Пятница
24.11.2017
06:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 382

Категории раздела
Святые [133]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [719]
Суздаль [242]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [183]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [101]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [52]
Гусь [46]
Вязники [121]
Камешково [46]
Ковров [132]
Гороховец [29]
Александров [132]
Переславль [83]
Кольчугино [21]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [71]
Религия [2]
Иваново [28]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [4]
Меленки [14]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [16]
Учебные заведения [3]
Владимирская губерния [1]
Революция 1917 [43]

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Гороховец

Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь

Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь

В грамоте царя Алексея Михайловича 1660 г. упоминается о том, что впервые деревянная Никольская церковь была названа в несохранившейся недатированной грамоте царя Иоанна IV Васильевича. Согласно писцовой книге 1628 г., храм в 1618/19 г. сожгли «черкасы» - украинские казаки и русские «воры».
В 1643 г. на месте уничтоженного был построен деревянный 5-главый 2-этажный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца.
Никольский монастырь был основан в 1643 году.
По благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 21 июля 1686 г. на средства посадского Семена Ершова был построен.
«Грамота святейшаго Иоакима, патриарха Московского, по просьбе Гороховлянина посадскаго человека Семена Ершева о построении каменной церкви, во имя Живоначальныя Троицы, а под нею другой церкви во имя Николая чудотворца, теплой 7194 (1686) г. июля в 21 день. Печати утеряна, на обороте подписал казначей старец Паисий Спасский, справил Ивашко Вишняков».
В 1689 г. освящен каменный 2-этажный Троице-Никольский собор.
«Грамота Кир Иоакима, патриарха Московскаго, на просьбу иеромонаха Корнилия об освящении церквей в Никольском монастыре Живоначальныя Троицы, Николая чудотворца, в Богородском Девичье монастыре новопостроенной церкви Владимирския Богородицы, которое и совершить Гороховецкому протопопу Феодору, 7197 г. (1689) июля в 13 день; печать восковая святительская повреждена, на обороте подписал старец Паисий Спасский».
Грамотой епископа Суздальского и Владимирского Виктора (Онисимова) от 26 ноября 1790 г. благословлялось устройство при Никольской церкви придела в честь Преображения Господня (освящен ок. 18 окт. 1792).
«Указ из Суздальской консистории строителю иеромонаху Иову о принятии Гороховецкому монастырю мужскому Никольскому на реке Люлихе мельницы, марта 30 дня 1799 года под № 1652. Подписал Дмитриевский протоиерей Андрей Покровский, секретарь Осип Юферев, справил канцелярист Василий Соловьев».
Здание собора представляет собой бесстолпный 2-светный четверик на подклете, увенчанный 5 луковичными главами на высоких глухих барабанах, с 3 апсидами с востока и папертью с запада, на которую с южной стороны ведет лестница с крытым крыльцом. Фасады четверика завершены фризом из поребрика и карнизом, рядом кокошников. Окна фасадов (3 в нижнем ярусе, 2 в верхнем) и апсид декорированы наличниками с килевидными и зубчатыми завершениями; барабаны глав - аркатурно-колончатыми поясами. Арочное ограждение лестницы и столбы крыльца украшены изразцами.
«Троицко-Никольская двух-этажная каменная церковь, крытая железом. Построена в 1681 году иждивением Гороховецкого посадского человека Семена Ершева. Общий вид храма — квадратный о пяти главах с восьмиконечными железными вызолоченными крестами. Храм длиною 15 саж., шириною 7 саж., верхний во имя св. Троицы, а нижний — во имя св. Николая чудотворца; наружный вид храма особых украшений не имеет» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).
В Троицкой церкви находился 4-ярусный иконостас с иконами кон. XVII в. Согласно описанию 1906 г., «все они гладкие, темно-орехового цвета, краски сохранились, но от времени потемнели». 3-ярусный иконостас Никольской церкви того же времени был «столярной работы, покрыт красной краской, с резьбой и карнизами... в нем царские врата резные прозрачные раззолоченные». Все иконы относились к XVII в., а «8 икон древних неизвестного времени». Особо почитался древний образ св. Николая Чудотворца.
Известно также, что в подклете храма Николы Угодника на Гребенской горе под средней аркой (южная стена подвала под западным предхрамием) находится замурованный вход в подземелье. Подземный ход идёт от Николького храма и далее под Клязьмой к Знаменскому монастырю на другом берегу реки.
Согласно местным легендам, в сём обширном подземелье хранится библиотека Иоанна Грозного. Её оберегали хранители, служившие в храме Николы.
Во времена царя Михаила Михайловича в этом храме была основана община, «корабль духовный», где почиталась «богиня», «Мать Сыра Земля», уроженица сёл Верхний и Нижний Ландех Гороховецкого уезда. Она была обретённою «богородицею», супругою «стародубского мессии» Ивана Суслова.
Подземный ход под храмом стал открыт со времени упразднения общины в 30-х годах ХХ века, тогда же часть монастыря была взорвана, монахи репрессированы. Многое они успели спрятать в подземельях, откуда храмовые сокровища и реликвии местные жители доставали последующие полвека.
Асградские волхвы появлялись у Ярилиной горы-могилы 13 купальня (3 июня), в день Семаргла Огнебога. Согласно древней мистерии, Семаргл Огнебог сын Сварожич в сей день обретает Книгу Вед. По преданию, образ (список) этой Книги с тех пор хранится в подземельях Горы-ховца.
В «Сказании о Битве цветов» об этом также есть свидетельство. «И многие века потом служил тот ход хранителям веры. И скрывал он великие сокровища и тайны… И говорят, были сокрыты в нём лари с книгами старой веры. И ещё недавно пользовались теми книгами посвящённые. И в одной из тех книг сохранилось сказание об Асгасте, Дулебе и Асуице.
И ведающие поныне знают, где есть начало того подземного хода… Хоть и завалено оно в подвале храма на Гробенской горе и заложено оно камнями, да и сам ход под горою давно обветшал и кое-где обвалился… Забыт и оставлен в небрежении, как оставлена была и сама старая вера… Но теперь пришло время для того, чтобы вспомнить всё. Ведь ещё и сейчас поют у той Горы-ховца в дни Ярилы и в дни Купалы последние из тех хранителей веры, кто ещё не забыл, что славяне и русы – суть внуки Солнца…»
Далее ладьи волхвов шли вниз по Клязьме, «охваченной буйством вошедшей в силу весны, ибо настала последняя русальная неделя пред наступлением лета и пред Купалою», как говорится в «Сказании о Битве цветов». Волхвы шли от Гороховца до Волги, к Дятловым горам, которые ответвляются от Пановых гор. Пановы горы – это современные Пановы горы близ Городца (Малого Китежа) на Волге. К Пановым горам в старину относили также и все Дятловы горы, на коих расположен Нижний Новгород.
Источник: Священные прародины славян / Александр Асов. - М.: Вече, 2008. - 384 с.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в восстановленной части ограды на Святых Вратах возведен на месте одноименной деревянной церкви (построена между 1646 г. и 1678 г.). Строительные работы начались по благословенной грамоте Патриарха Московского и всея Руси Адриана от 6 июня 1698 г. на средства посадского человека Григория Авдеева Ширяева. В 1702 г. храм числился построенным и освященным. Представлял собой квадратный одноглавый четверик с папертью. Богослужение в храме совершалось раз в год, в престольный праздник.
Фундаменты Покровской церкви 1698 года хорошо сохранились. Археологические раскопки проводились главным археологом области Виктором Глазовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На месте Покровской церкви планировалось поставить деревянную церковь села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего с. Егорий (за Клязьмой), где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (в последствие Троицко-Никольского) монастыря. Однако церковь собрать так и не смогли. В первую очередь это нужно отнести на трудности с финансированием, неясность статуса территории и будущей постройки, бездарное планирование, равнодушие чиновников от культуры. К музею деревянная церковь прямого отношения не имела, а смотреть за будущим макетом церкви некому - создавать Музей деревянного зодчества, по типу Суздальского, из-за одной постройки смысла нет. Кроме того территория монастыря в советское время использовалась под жильё типа общежития-бараки с минимальными удобствами и печным отоплением. Естественна судьба бесхозного лесоматериала во дворе такого "жилмассива", старые брёвна активно разворовывались с естественными утратами порядовки и меток для сборки сруба. Скорее всего местные истопники и не догадывались, что за брёвна тут валялись. Через несколько лет собирать уже было нечего, в архивах остались лишь красивые чертежи проекта сборки/реставрации. Строить же новодел-имитацию для светских властей противоестественно. Мало того, кирпичный верх фундаментов местные умельцы тоже "подчистили" вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви, кроме деревянной часовни-памятника. Подлинная несчастная история деревянной церкви села Егорий и Покровской церкви Никольского монастыря уже никогда не увидит свет ни в одном официальном документе. Но из памяти ещё живых очевидцев стереть это невозможно.
«Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится над св. вратами, стоящими на восточной стороне монастырской ограды, каменный, крыт железом, об одной главе, крест железный выкрашенный; длиною храм 20 арш. и шириною 15 арш. Построен в 1689 году иждивением Гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева. Храм квадратный, алтарь полукруглый, с папертью каменною» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).

Церковь Иоанна Лествичника с трапезной палатой

Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника была возведена в северо-восточном углу монастыря по «обещанию» посадского Ивана Авдеева, сына Ширяева. Строительство началось по указу царя Петра I и по грамоте митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 24 мая 1710 г., освящена 24 мая 1716 г.
Церковь представляет собой бесстолпный односветный четверик на подклете, увенчанный главой, с апсидой на востоке и трапезной на западе. Вход в трапезную с южной стороны в виде крыльца с мощными резными столбами, лестницы с арочными проемами по сторонам. Северный и южный фасады четверика и трапезной, а также апсида оформлены небольшими полуциркульными окнами с наличниками в виде колонок с дыньками и ступенчатыми фронтонами сверху. Все фасады храма декорированы фризом из поребрика и карнизом над ним; стены четверика завершают ряд килевидных кокошников и карниз.
«Храм св. Иоанна списателя лествицы находится на северо-восточном углу монастырской ограды. Построен в 1710 году Гороховецким посадским человеком Иваном Андреевым Ширяевым, каменный, крыт железом, имеет одну главу с вызолоченным крестом; длиною храм 30 арш., шириною 12 арш.; снаружи особых украшений не имеет» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).

По описанию 1686 г., в монастыре находилась деревянная колокольня на 2 столбах, в 1702 г. упомянута каменная колокольня, возведенная, вероятно, в 90-х гг. XVII в. у северо-западного угла Троице-Никольского собора. Она представляет собой типичную для Гороховца архитектурную композицию: на квадратном в плане основании (где находилась кладовая) возведен высокий восьмерик (с 1884 с ризницей), ярус звона которого имеет арочные проемы и завершен шатром с небольшой главкой. Каждая грань шатра украшена 3 слухами, декорированными фигурными наличниками. Колокольня соединялась с папертью собора крытым переходом (не сохранился).
«Колокольня — каменная, стоит отдельно от Троице-Никольской церкви, основание имеет квадратное, средняя часть восьмигранная, а верхняя имеет конусный вид, с малыми 24 пролетами и главою малого размера; крест железный крашеный; на колокольне имеется больших и малых 9 колоколов, из них самый большой колокол весит 157 пудов 27 фунт., слит в гор. Москве иждивением гостинного сотника Петра Иванова Ширяева в 1742 году ноября 11 дня. В нижнем этаже колокольни находится монастырская кладовая, а в среднем этаже - устроена в 1884 году ризница» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906).

Братский корпус

К началу XX в. в монастыре находились каменный 3-этажный келейный корпус, 3 одноэтажных здания (кельи, трапезная и просфорная), деревянный на каменных столбах скотный двор, баня, каменная ограда XVIII в. с башенками по углам, декорированными ширинками с изразцами. В восточной части, где располагались св. врата с Покровской церковью, было построено «двое местных ворот, одни для торжественных крестных ходов, другие для въезда», на юго-западной стороне - въездные ворота, на северной - калитка.

Штат монастыря в 1646 г. составляли 2 иеромонаха и 3 старца, в 1678 г.- строитель, иеромонах и 10 насельников, в 1702 г.- строитель-иеромонах, казначей, 3 крылошанина-монаха, 17 простых монахов, в 1753 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон и 5 монахов. По штатам 1764 г. монастырю полагалось иметь 7 чел. братии. В Г. м. в 1880 г. проживали: настоятель, 3 иеромонаха, диакон и 3 послушника, в 1900 г.- настоятель, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 4 послушника, в 1916 г.- 7 монахов и 2 бельца.
Материальное обеспечение монастыря до 1764 г. складывалось из сумм, полученных за требы и за сдачу в аренду пахотной земли и угодий. Монастырь владел 2 деревнями в Купленской волости и Лухманском стане Гороховецкого уезда.
В 1661 г. за монастырём числилось 15 дворов, в 1700 г.- 18. По ревизии 1748 г., в них проживало 76 мужчин. Монастырь владел также пустошами, лугами и покосами за р. Клязьмой, пользовался мельницами Опаринской, Белинской и Ширяевской в заречье «на Великои Печкурской истоке». О ружном жалованье известно крайне мало. Сохранились грамоты о получении в первые годы существования монастыря из Н. Новгорода по «безмену», а с 1661 г. по пуду воска в год на церковные нужды.
С XIX в монастырь отчислялись небольшие штатные суммы и деньги за аренду пахотной земли и угодий. С 1804 г. монастырь владел 40 дес. пахотной земли при дер. Крюковке Судогодского уезда; 4 пожни в черте городской земли ему пожертвовали в 1819 г. гороховецкие мещанки Пелагея Петровна и Ульяна Афанасьевна Кожевниковы; монастырь имел мельницу Золотуха на р. Люлих со смежной с ней землей и лесом на 85 дес. 1284 сажени, что было окончательно закреплено за монастырем сенатским указом от 5 сентября 1898 г.; с 1819 г. монастырь пользовался рыбными ловлями на р. Лух и у с. Лукино Мугреевской волости Вязниковского уезда. Также монастырь обладал неприкосновенным капиталом в доходных билетах, на 1917 г. составлявшим 23 530 р.

В мае 1922 г. из монастыря власти конфисковали оклады икон и другое церковное имущество из серебра весом 11 фунтов 92 золотника. 14 апр. 1923 г. постановлением Губернской комиссии по ликвидации монастырей Никольский монастырь был закрыт и передан в ведение губернскому музею.
До начала 30-х гг. храмы монастыря оставались приходскими. В 1929-1930 гг. с колокольни были сняты колокола, в сентябре 1930 г. с иконостасов смыта позолота, расхищены старинные иконы, в 1940 г. сломаны Преображенский придел собора, св. врата с Покровской церковью. В кельях и хозяйственных постройках разместились детский дом и общежитие техникума, уничтоженное кладбище использовалось местными жителями под огороды. После 1945 г. в храмах были устроены гараж, склад районной кинофикации, жилые помещения.

Возрождение монастыря

Решением Священного Синода РПЦ 14 дек. 1993 г. Никольский монастырь был открыт, наместником назначен иеромонах Петр (Радзин). 19 декабре в храме прп. Иоанна Лествичника состоялось первое богослужение, которое возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). Насельники восстановили храмы монастыря, а также Знаменское подворье-скит (Гороховецкий Красногривский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь), приняли участие в возрождении гороховецкого в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери женского монастыря, устроили гороховецкий Сергиев во имя великомученика Георгия Победоносца скит, построили церковь во имя прп. Силуана Афонского в дер. Перово Вязниковского р-на.
Братией отреставрирован иконостас Казанской церкви в с. Красном. Никольский монастырь оказывает благотворительную помощь детским приютам и нуждающимся, окормляет призывников в воинских частях, престарелых и инвалидов; в монастыре проходят реабилитацию страдающие наркозависимостью и алкоголизмом. Скончавшийся 4 апр. 2003 г. игумен Петр (в схиме Алексий) был похоронен в Никольском храме монастыря.
С 6 октября 2005 г. наместник - игумен Илия (Иванов).
К январю 2006 г. в монастыре - 13 человек братии.
Город Гороховец
Знаменский Красногривский женский монастырь
Сретенский Гороховецкий женский монастырь

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Гороховец | Добавил: Jupiter (19.10.2017)
Просмотров: 31 | Теги: Гороховец, монастыри | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика