Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
17:20
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Арефино, Муромский уезд

Село Арефино

Село Арефино

Арефино — село в Вачском районе Нижегородской области, административный центр Арефинского сельсовета.

«Село Арефино, на рч. Идомке, находится въ 180 верстахъ отъ губернскаго города Владимира и въ 60 отъ уезднаго (Муромский уезд.)».

Через Арефино, сельцо Озябликово и Зяблицкий Погост (Нижегородская обл., Вачский р-н) проходил почтовый тракт Нижний Новгород - Зяблицкий Погост - Новоселки - с. Дедово - Муром.
По летописным сведениям, почтовый тракт существовал с момента образования Нижегородского княжества (1341 г.). В сельце Озябликово имелась почтовая контора для приема и выдачи корреспонденции.

В кон. XVIII века в селе Арефине было 43 двора, в них 97 муж. и 102 жен., всего 199 душ обоего пола. В экономическом примечании межевания в кон. XVIII века занесено: «село находится у речки Идомки, на левой и по обе стороны большой Нижегородской дороги; церковь каменная, Вход во Иерусалим; земля иловатая, хлеб и покосы средственны, крестьяне на пашне».
В кон XVIII в. экономическое примечание повествует, что «Зяблицкий погост был у речки Идомки на левой и по обе стороны большой Нижегородской дороги; церковь каменная, Живоначальныя Троицы; земля иловатая; хлеб средственный, покосы хороши».
Сведения кон XVIII в. указывают в Заидомской слободе: 39 дворов, 85 муж., 92 жен., всего 177 душ. Положение слободы объясняется в примечании: «слобода расположена по обе стороны речки Идомки и большой Нижегородской дороги; в оной слободе сады, с плодовитыми деревьями».
Село Арефино, Зяблицкий погост и Заидомская слобода, по совокупности своей, считались за одно селение и известны под общим названием – «Зяблицкий погост».
Во время генерального межевания они находились в общем владении: графини Екатерины Ивановны Разумовской, графа Ивана Илларионовича Воронцова, княгини Анны Львовны Трубецкой, Льва Александровича Нарышкина, Аграфены Александровны Неклюевой и священно-церковно-служителей.
Численность народонаселения в этих селениях в кон. XVIII века составляло: 182 муж., 194 жен., всего 376 душ при 82 дворах.
В 1894 г. в селе Арефине было: дворов – 111, жителей – муж. 408, жен. 420, всего 828 душ; в Зяблицком погосте – дворов 115, муж. 298, жен. 320, всего 618 душ; в Заидомской слободе – дворов 17, муж. 44, жен. 46, всего 90 душ. В трех селениях: дворов – 243, муж. 750, жен. 786, всего 1536 душ обоего пола.

До 1875 года в Арефино, в доме крестьянина Н.И. Неверова, располагалось отделение больницы, переведённое впоследствии в Зяблицкий погост.

В селе Арефине в 1885 г. устроен памятник в Боге почивающему императору Александру II.

В селе имелась церковно-приходская школа. Учащихся в 1896 г. было 76.
В Арефино имелась земская школа, основанная в 1863 году. Учащихся в 1896 г. было 47, а в 1898 году в ней обучалось 75 учеников. Помещение школы было холодное и имелась потребность в классной мебели, в учебных пособиях и принадлежностях.

Арефинская волость

Волость эта раскинулась в заречной части Муромского уезда, в северо-восточном крыле его, на Перемиловской горной и холмистой возвышенности. Она прилегает: с восточной стороны к границе Горбатовского уезда Нижегородской губернии, с юга – к волостям Казаковской и Новосельской, с запада – Загаринской и с севера – Варежской. В длину волость простирается от юга-запада к северо-востоку на 12 верст, в ширину от востока к западу на 11 вер. Волость пересекается Нижегородским почтовым трактом, идущим по северо-восточному направлению из мурома в Нижний-Новгород. Площадь волости заключает в себе до 80 кв. верст.
Район ее составляют следующие селения: с. Арефино с Зяблицким погостом и Заидомской слободкой,- известно под местным названием «Зяблицкий погост», Аксентьево, Белавино, Вакулово, Верхополье, Вечкино, Выборково, Горы, Евсеево, Еловка, Еремейково, Максаково, Медоварцево, Мокрец, Озябликово, Платцово, Польцо, Саннюково, Тюрбенево, Чирьево-малое, Чирятьево, Шамшилово, Шерстино, Шишикино и Янино, всего 27 наименований; самые дальние селения отстоят от волостного селения в 5 ½ вер.
Эта волость состоит во 2-м полицейском стане, 4-м участке земского начальника, 2-м судебно-следственном и 3-м рекрутско-призывном.
Жители волости, преимущественно бывшие помещичьи крестьяне, кроме земледелия, занимаются производством различных кустарных изделий, главным образом стальных и железных.

Зяблицкий погост представлял из себя торговый и административный центр заречной стороны Муромского уезда; в нем бывали многолюдные еженедельные торги, называемые базарами, по понедельникам, а на Св. Троицу – сельская ярмарка. На торговой площади были устроены деревянные крытые помещения и лари, в которых, на время базаров, раскладывались различные товар – не только съестные припас и хозяйственные принадлежности, но и красный товар для женских и мужских нарядов. На базаре можно было купить и хорошую лошадь, и корову, и полакомиться кондитерскими сластями местного приготовления. В погосте было не мало своих краснорядцев, бакалейщиков, торговцев колониальными и съестными продуктами, торгующих ежедневно из постоянных лавок, как в городах.
В погосте существовало: три каменных церкви – две приходских и одна кладбищенская; почтово-телеграфная контора, министерское народное образцовое училище с 95 мальчиками (1896 г.), земская школа для девочек с 47 учащимися, церковно-приходская школа – с 76 мальчиками; камеры земского начальника, судебного следователя, станового пристава, волостное правление, общество трезвости, земская аптека, амбулатория, больница; врач, акушерка-фельдшерица; земский пункт с лошадьми для проезда чиновников по служебным надобностям; почтовая станция для перевозки корреспонденции.
Не мало муромских купцов поселилось здесь для своих торгово-промышленных предприятий.
В погосте имелись промышленные заведения, из которых в 1897 г. существовали следующие: 2 завода кожевенных; 2 тюленьих; 2 мыловарных; шапочное заведение; 4 красильных для окрашивания русского холста в синий цвет; сапожное; 27 кузниц для ковки топоров, серпов, столовых ножей, замочных принадлежностей, для укладок и сундуков и разных изделий. Из ремесленников здесь имелись: портные; швеи; переплетчики; столяр; жестянщики; чеканщики риз, хоругвей и т.п. церковных принадлежностей, а также много других мелких ремесленников.
Возле погоста имелась ветряная мукомольная мельница и на речке Кутре личильня с водяным двигателем.
Хлебопашеством местные крестьяне не занимались, а все время года употребляли на изготовление своих кустарных изделий. Пахатную землю сдавали в арендное содержание крестьянам соседних деревень; на своих усадьбах заботливо ухаживали за фруктовыми садами, которые в погосте разведены были почти при каждом доме; в них произрастали: яблони, вишни, смородина, крыжовник и частью малина. В урожайные годы фрукты и ягоды приносил изрядный барыш владельцам садов.
В погосте все деревянные постройки носили исключительно стиль городской архитектуры, не мало встречалось каменных зданий с железными покрытиями; главные улицы были вымощены камнем, на них были расставлены фонари с керосиновым освещением. Вообще погост имел вид благоустроенного города. Жители одевались преимущественно в городские костюмы, между которыми нередко встречались шляпы-котелки у мужчин и модные и нарядные шляпки у женщин.
Водоснабжением погост был плохо обеспечен: чистая родниковая вода бралась в колодцах, находящихся в версте от селения; вода же скопленная по речке Идомке, в небольшом пруде, была совершенно испорчена – ее возможно было употреблять в крайнем случае только во время пожара. В погосте в кон. XIX века была образована пожарная дружина.
В экономическом примечании кон. XVIII века занесено, что селения Арефино и Заидомская слобода лежат по обе стороны Нижегородской большой дороги, тогда как в кон. XIX века она шла сельцом Озябликовым (в 2-х верстах не доезжая погоста) и далее идет возвышенностью по направлению к селу Белавину, так сказать в параллель погоста, в одной версте от него; на дороге сохранились барьерные березовые аллеи и тридцати саженная ширина ее. В погосте дорога свертывала влево с тракта из сельца Озябликова; направлялась она в Зяблицкий погост, потому что он представлял административный центр и в нем установлен пункт станций.
Река Ока с пароходной пристанью, в селе Вареже, отстоит от Зяблицкого погоста в 8 ½ верстах, от гор. Мурома до погоста 69 и ближайшего земского пункта – дер. Нехайки – 27 вер.

Медицина

За призывом врача М.М. Жудро из запаса на действительную службу, Озябликовский участок оставался без врача с половин июля 1904 года по май 1905 года. Несмотря на неоднократные публикации управ в газетах, желающих занять временно должность врача в Зяблицком погосте не оказалось. Впрочем, в декабре шла переписка с врачом Верой Евгениевной Белошицкой о занятии места в Зяблицком погосте, но затем г-жа Белошицкая нашла для себя более удобным занять место в Межищенской амбулатории.
В апреле 1905 г. врач Чулковской амбулатории А.И. Кудрявцев предложил через члена управы Ю.П. Рост принять в свое заведывание 2-й медицинский участок, для чего и переехать на жительство в Зяблицкий погост, если разрешит губернская управа, а в Чулково делать выезд раз в неделю. Губернская управа согласилась на переезд врача г. Кудрявцева в Зяблицкий погост для указанной цели, и он с 2-й половины мая стал заведывать больницей в Погосте и 2-м медицинским участком.
«О постройке родильного барака при больнице в Зяблицком погосте на капитал вдовы врача Е.Ф. Ещенко.
В очередную сессию 1903 года уездная управа докладывала уездному земскому собранию, что вдова врача А.Н. Ещенко, служившего в Муромском земстве в с. Зяблицком погосте, Елена Федоровна Ещенко представила в распоряжение земства капитал в 4030 руб. с тем, чтобы на этот капитал был построен родильный барак в Зяблицком погосте. Уездное земское собрание, в заседании 2 октября 1903 года, постановило: пожертвование г-жи Ещенко принять и выразить ей благодарность собрания, исполнить ее волю о постройке приюта.
В исполнение сего распоряжения уездного земского собрания, уездной управой были назначены на 4 марта 1904 года торги на постройку барака по плану и смете, которые были на рассмотрении уездного собрания в чрезвычайный его созыв 4 марта 1903 года. Из числа явившихся на торги меньшую всех сумму 3700 руб. назначил Шуйский мещанин Василий Алексеев Калякин, подряд был оставлен за ним и заключен контракт 17 апреля 1904 года. Постройка барака Калякиным была закончена в 1905 году, и принята в ведение земства членом управы Ю.П. Рост совместно с техником М.И. Воскресенским. Так как Калякиным были произведены по распоряжению управы сверх сметные, не вошедшие в контракт работы, которые членом управы г. Рост совместно с техником г. Воскресенским и по соглашению с Калякиным оценены в 250 руб., то общая стоимость постройки родильного барака выразилась в сумме 3950 руб.
Капитал г-жи Ещенко заключался: 2200 руб. в свидетельствах государственной 4% ренты, а 1830 руб. положены были на книжку сберегательной кассы. По свидетельствам государственной ренты по день расчета с Калякиным – 20 августа 1905 года начислено % по купонам 271 руб. 70 коп. и по книжке сберегательной кассы по 1-е января 1905 года 53 руб. 12 коп., итого 324 руб. 82 коп. Так как свидетельства государственной 4% ренты были приняты по их номинальной стоимости, а при расчете с Калякиным они выданы ему были по курсу 91 руб. 25 коп., за 100 руб., то потеря выразилась в сумме 192 руб. 50 коп., да кроме того было уплачено отделению государственного банка за хранение их 1 руб. 76 коп., итого 194 руб. 26 коп. Следовательно рост % в общем дал 130 руб. 56 коп. С причислением этой суммы к капиталу всего в распоряжении управы было 4160 руб. 56 коп. За выдачей подрядчику Калякину 3950 руб., капитала г-жи Ещенко осталось 210 руб. 56 коп., из числа коих состоит по книжке сберегательной касс 183 руб. 12 коп. и наличными 27 руб. 44 коп., на которые управа имеет ввиду приобрести мебель для барака и обстановку».

1905 г. «Постройку ветеринарных заразных бараков уездная управа сдала по контракту Муромскому мещанину И.А. Смирнову за 2000 руб., именно: в г. Муроме за 900 руб., а в Зяблицком погосте за 1100 руб. Хотя оба барака построены одинаковых размеров, но стоимость Зяблицкого барака на 200 руб. выше Муромского оказалось потому, что в Муроме барак построен при ветеринарной лечебнице, а в Зяблицком погосте пришлось его строить в поле, на земле, отведенной бесплатно по приговору крестьян Зяблицкого погоста в количестве 250 кв. саж., и потребовалось этот участок обнести деревянным забором.
С устройством барака в Зяблицком погосте является расход по содержанию его: на сторожа, на отопление, на освещение и доставку воды. К этому ветеринарный врач 2-го участка г. Панков возбудил вопрос о постройке сарая, который может служить зимой для хранения дров, а летом помещением для стационарного лечения животных, если в нем сделать три стойла».

***

В Арефино имеются средняя школа и участковая больница.
Арефино газифицированно в 2004 году. В Арефино есть стационарная телефонная связь, в нём также установлен «красный» таксофон с номером (83173) 77-120. В селе имеется ветеринарный пункт. В Арефино немало новых кирпичных частных домов и хозяйственных строений.
Крупнейшие предприятия Арефино: сельскохозяйственное ЗАО «Арефино» по производству зерна, молока и мяса; ООО «СМИ» по выпуску деревообрабатывающего, слесарно-монтажного и строительного инструмента, швейный цех по производству спецодежды.

Известные личности, связанные с Арефино:
- Колобанов, Зиновий Григорьевич (1912—1994) — советский танкист-ас времён Великой Отечественной войны, позже — подполковник. Родился в Арефине.
- Опарин, Станислав — предприниматель из Арефино, получил известность, будучи одним из «пензенских затворников» и покинувший пещеру, по предположению прессы, ради своего бизнеса.
- Пестряков, Василий Алексеевич (1917—1943) — Герой Советского Союза, закончил семь классов Арефинской средней школы, в селе установлен его бюст, его имя носят улица в селе и школа.
- Целебровский, Пётр Иванович (1859—1921) — известный русский художник. Родился в семье священника Зяблицкого погоста села Арефино.

Входоиерусалимский женский монастырь
Входоиерусалимская Пустынь

«Входоиерусалимский, женский, ныне село Арефино, Владимирской губ., Муромского у., в 60 вер. к сев.-вост. от Мурома, при рч. Заидомке, впадающей в Кузому. О нём упоминается в писцовых книгах 1674 г.; упразднён в 1764 г. Вероятно, он был основан Романовыми, так как до сих пор здесь находятся 9 икон Ив. Никит. Романова и панагия патриарха Филарета».
/Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов./

В нач. XVII в. село Арефино и деревни в XIX в. составляющие его приход, принадлежали боярину Ивану Никитичу Романову.
В 1689 г. это поместье было пожаловано братьям Нарышкиным и в 1698 г. было утверждено за одним Львом Кирилловичес Нарышкиным. В 1763 г. эти вотчины были разделены между потомками Льва Нарышкина; в 1816 г. они были проданы графу Литта.
В писцовых книгах 1629-1630 гг. об Арефине сообщается следующее: «за бояриномъ Иваномъ Никитичемъ Романовымъ село Арефино, въ немъ девичий монастырь, въ монастыре церковь Входъ Господень во Иерусалимъ да въ приделе св. страстотерпцевъ Бориса и Глеба да другой приделъ преп. Никиты игумена Мидийскакго,- древяна клецки на подклетехъ вверхъ на каменное дело; церковь эта сооружение мирское, а въ церкви все устройство вотчинниково и приходскихъ людей; при церкви дворъ попа Ивана, а на дворе келья отца его чернаго попа – старца Филарета; въ монастыре 13 келей, въ нихъ 16 старицъ, которыя получаютъ руку отъ боярина Ивана Никитича Романова, да 3 старицы безружныя; на церковной земле дворъ пономоря и 5 дворовъ бобыльскихъ; церкви дана деревня, что была пустошь Арбузцево, въ ней два двора крестьянскихъ; пашни церковной «середние земли» 25 четвертей, перелогу и лесомъ поросло 18 четв., сена 20 копенъ, да церковной пашни дано пономарю и просвирне – 4 четв. Въ Арефине дворъ прикащиковъ и 21 дворъ крестьянский, кабакъ и тамга боярина ивана Никитича».
Когда основан этот Входоиерусалимский монастырь, сведений о том не сохранилось, но можно думать, что основание его принадлежит дому бояр Романовых. Писцовые книги 1676 г. дают подробное описание монастыря и находившейся в нем Входоиерусалимской церкви. В виду того, что эта церковь должна была находиться под особым покровительством царствующего дома, «Въ Муромскомъ уезде великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича дворцовое пашенное село Арефино, а въ немъ девичъ монастырь, а въ монастыре церковь во имя Входа Господня во Иерусалимъ деревянная съ трапезою на каменное дело, а въ церкви местныхъ образов: образъ входъ во Иерусалимъ Господа Нишего Иисуса Христа, прикладу венецъ и гривна басемные золочены да цата серебряная, 25 копеекъ золоченныхъ и белыхъ, да ожерельице жемчужное, да образъ Пресв. Богородицы Одигитрии, прикладу венецъ и гривна серебреные басемные позолочены да цата серебряная перевита серебромъ золоченымъ, у нея 180 копеекъ золоченыхъ и белыхъ да цепочка плетена золоченнымъ серебромъ, 11 крестовъ, трои серьги съ камнемъ и съ жемчуги, на томъ же образе у Предвечнаго младенца венецъ басемной, гривна резная, ожерельице жемчужное, да образъ преподобнаго Иоанна Кущника да преподобныхъ женъ Ульянии и Марфы да образъ благоверн. Кн. Бориса и Глеба, прикладу гривна басемная золочена, да образъ Пресв. Богородицы Владимирская да образъ Никиты, игумена Мидийскаго, образъ Пресв. Богородицы Казанския, да образъ Иоанна Предтечи да Иоанна Богослова, да въ трапезе образъ Живоначальныя Троицы – венецъ и цата басемные золочены, 4 копейки белыхъ и 1 золоченая, образъ великаго чудотворца николая съ житиемъ – прикладу: венецъ и гривна серебряные да у Спасова и у Богородицына образа венцы басемные золочены, 2 копейки белыхъ золоченыхъ тожъ, образъ св. мученицы Параскевы, нарицаемыя Пятница съ житиемъ; да предъ местными образы 11 поставныхъ восковыхъ свечъ на краскахъ; въ тябле деисусы съ праздники и съ пророки и съ праотцы; предъ ними паникадило медное, на немъ 12 шандаловъ, кисть шелковая съ серебромъ да хорогвь шитая золотомъ по червчатымъ дорогамъ, на ней образъ входъ во Иерусалимъ Господа нашего И. Христа, на другой стороне святыхъ страстотерпцевъ благоверн. Князей Бориса и Глеба: двери царские съ Евангелисты, сень и столицы на празелени, двери северныя – на нихъ благоразумный разбойникъ, да въ алтаре за престоломъ образъ Пресв. Богородицы, прикладу 91 копейка золоченыхъ и белыхъ да деньга золоченая; 5 крестовъ да серьги, убрусъ и пелена – дороги червчатые, на пеленъ крестъ шитъ золотомъ, да панагия резная по обе стороны двунадесятые праздники, окладъ резной серебряный позолоченъ, жемчужинъ 2 большия, три половинчаты, три камня, а въ прежней описи та панагия написана съ мощьми: да на престоле индития дороги червчатые – ветха. Евангелие печатное оболочено бархатомъ чернымъ, Евангелисты серебряные позолочены, застежки серебряныя; крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ басемнымъ позолоченъ съ каменьемъ, другой крестъ обложенъ серебромъ, окладъ резной позолоченъ; да на жертвеннике сосуды оловянные, покровъ изорбавной, опущенъ камкою двоеличною, другой камчатный зеленый опушенъ красною камкою, воздухи камчатные красные – опушены дорогами желтыми, на нихъ кресты кружевные золоченые, покровъ – киндякъ лазоревый – ветхъ. 4 пелены налойныхъ и въ томъ числе дорогильная да кумачная красная, а на нихъ кресты шиты золотомъ и серебромъ, и две киндяшныя; три покрова – одинъ дорогильный полосатый, двои выбойчатые. Да въ приделе святыхъ страстотерпцевъ благоверныхъ князей Бориса и Глеба подъ теми же деисусы двери царския съ Евангелисты, сень и столпцы на празелени да въ алтаре за престоломъ образъ Пресвятыя Богородицы Благовещение, на престоле индития кумачная красная, сосуды деревянные, покровъ выбойчатый, двери северныя, на нихъ крестъ. Да въ приделе преподобнаго отца Никиты, игумена Мидийскаго подъ теми же деисусы двери царския съ Евангелисты, сень и столицы на празелени, да двери северныя, на нихъ благоразумный разбойникъ, а въ алтаре за престоломъ образъ Пресв. Богородицы Казанския, на престоле индития выбойчатая Евангелие печатное, оболочено бархатомъ зеленымъ, Евангелисты серебряные позолочены, покровъ выбойчатый, сосуды деревянные, покровы крашенинные; да ризы дорогильныя белыя – оплечье бархатъ по алой земле – ветхи, да ризы полотняныя – оплечье бархатъ по алой земле – ветхи, да ризы полотняныя – оплечье дороги полосатыя, да ризы камчатныя зеленыя – оплечье отласъ золотной червчатъ, опушка червчатая, подложены киндякомъ лазоревымъ; стихарь – киндяке лазоревый – оплечье бархатное, два стихаря полотняные, поручи бархатныя – ветхи, епитрахиль бархатная жъ по таусиной земле, травы черныя, обложена куфтеремъ светлозеленымъ, у нея 17 пуговицъ серебряныхъ золоченыхъ и белыхъ, поясъ шелковый съ кистьми, да ризы дорогильныя двоеличныя – оплечье камчатное зеленое, поручи камчатные, епитрахиль дорогильная красная, на ней 10 пуговицъ серебряныхъ; две ширинки – шиты шелкомъ и золотомъ да фата цветная шелковая, да подсвечникъ белаго железа, две чаши водосвятныя большия да чаша кропильная, два кадила медныя, фонарь выносной слюдяной; да на колокольнице два колокола благовестныхъ да четыре среднихъ да 2 зазвонныхъ; да церковныхъ книгъ: апостолъ, Евангелие воскресное, другое повседневное, да книга Ефрема Сирина, Уставъ большой, псалтырь следованная, другая учебная, часовникъ, минея общая, 12 миней месячныхъ, два охтая печатные – ветхи, да псалтырь, два пролога письменные, триоди постная и цветная – ветхи, да служебникъ новаго выходу, потребникъ въ полдесть ветхъ; книга житие Николая Чудотворца – печатная, да ирмологий да обиходъ знаменные да синодикъ поминовений роду боярина Ивана Никитича Романова. И сверх описи Тимофея Маркова 163 г. объявилось: 44 копейки да деньга золоченая, цепочка плетеная золоченымъ серебромъ, 4 копейки белыхъ, 2 катка, серебряныя серьги, жемчужный убрусъ, пелена дорогильная, 2 покрова сосудовъ – изорбавный да камчатный, зеленый воздухъ камчатный, пелена налойная, покровы, что покрываютъ на престоле евангелие, индития кумачная, 7 венцовъ, 3 гривны басемные золочены, ожерелье жемчужное, двои свечи поставныя воковыя, служебникъ новый, псалтырь следованная, синодикъ… А въ которомъ году та церковь строена, про то попы и сторожилы сказали: не упомнятъ, а церковь – строение и всякая церковная утварь боярина Ивана Никитича Романова и приходскихъ людей. Около монастыря огрожено заборомъ въ столбы – дубовые, покрыто пластинникомъ, а въ заборе ворота створчатые о трехъ притворахъ – крыты тесомъ, на воротахъ деисусы – образъ Спасовъ да образъ Пречистыя Богородицы да образъ Иоанна Предтечи, два образа архангеловъ Михаила и Гавриила, образъ верховныхъ апостоловъ Петра и Павла, на тотъ же монастырь другие малыя ворота, а того монастыря длиннику 76 саженъ, поперечнику 23 сажени съ полусаженью, а въмонастыре 17 келий, а живутъ въ нихъ 19 старицъ, а по грамотамъ Великаго Государя дается государева жалованья денежно и хлебной руги 17 старицамъ по окладу боярина Ивана Никитича Романова». Монастырю кроме того принадлежали рыбныя по обе стороны реки Оки, озеро Долгое, озеро Нутряное да заводь съ повольемъ, озеро Стеньково и др. По грамоте Великаго Государя велено также монастырю и сено косить, «какъ имъ дано при боярахъ».
Да въ томъ же монастыре богаделенная изба, а въ ней живутъ нищие, питаются Христовымъ именемъ, на церковной земле дворы поповъ Михаила и Василья Гавриловыхъ, дворъ пустой где жилъ черный попъ, дворъ дьячковъ, место дворовое пономарское, подъ причтовыми дворами усадьбы полдесятины… Въ селе Орефине дворъ прикащиковъ – хоромы горница съ комнатаю на жилыхъ подклетехъ крыты лубьемъ и дранью, повалуша о 4 жильяхъ крыта тесомъ, промежъ горницы и повалуши сени крыты лубьемъ и дранью, сушило на омшеннике, погребъ да выходъ, надъ нимъ сарай, конюшня да клеть на столбахъ да баня о двухъ жильяхъ съ передбаньемъ, ворота створчатые крыты тесомъ. Да другой дворъ для приезду всякихъ людей, на немъ хоромъ две горницы на жилыхъ подклетехъ, одна ветха, межъ ихъ клеть да сени, поварня, баня, новая конюшня, погребъ да двои ворота. Да у техъ же дворовъ съезжая изба горница съ комнатою, передъ ними сени, подъ горницей тюрьма, подъ комнатою подклетъ жилой, сбираютъ въ немъ съ конские продажи пошлинные деньги. Да въ селе жъ Орефине кружечной дворъ, а питейную прибыль и таможенную пошлину сбираютъ въ казну… верные головы и целовальники… Да на речке на Идомке винокурня, два анбара, солодовня, изба да овинъ солодовенный, да въ селе за рч. Идомкою бобыльская слободка, а въ ней 34 двора, людей въ нихъ муж. пола 95».

Входо-Иерусалимская церковь

В 1764 г. этот монастырь был упразднен, монашествующие (настоятельница Александра и три схимонахини) были переведены в Свято-Троицкий Новодевичий монастырь. Церковь была обращена в приходскую. Но приход при ней существовал и раньше упразднения монастыря, как это видно из окладных книг Рязанской епархии за 1676 г. По этим книгам значится следующее: «у Входо-Иерусалимской церкви дворы попа Михаила и попа Василья, дворъ пономарский и просвирницынъ, въ приходе: дворъ прикащиковъ, на церковной земле 2 двора бобыльскихъ и 26 крестьянскихъ, слобода Заидомская – бобыльскихъ 11 дворовъ деревян Максакова, въ ней 8 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. здесь 32 дв.), дер. Оксентьева, въ ней 15 дв. крестьянскихъ (в 1896 г. здесь 20 дв.), д. Выборкова, въ ней 26 дв. крестьянскихъ и 2 бобыльскихъ (в 1896 г. здесь 42 дв.), д. Гобатово въ ней 10 дв. крестьянскихъ, сельцо Верхополье, въ немъ 14 дв. крестьянскихъ и 1 бобыльский, д. Мокрецъ – 11 дв. крестьянскихъ и 2 бобыльскихъ, Турбеново – 6 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 25 дв.), д. Медоварцево – 1 дв. крестьянский (в 1896 г. здесь 3 дв.), д. Сенюкова – 2 дв. крестьянскихъ (24 дв.), Еремейково – 3 двора (23 дв.), д. Шерстина – 5 дв. (16 дв.), д. Шамшелово – 5 дв. (20 дв.), д. Вечкино – 2 дв. (11 дв.), Вакулово – 5 дв. (7 дв.), Чирятево – 1 дв. (13 дв.), Янино – 1 дв. (3 дв.) и Чирьево 3 дв. крестьянских (11 дв.). Да по сказке попа Михаила съ товарищемъ церковой земли Государева жалованья – 1 дес. въ поле, да въ пустоши Прбузцове 35 четв. въ поле, сенныхъ покосовъ на 150 копенъ, а на ту землю и на покосы писцовой выписи не положили». Из приведенных выше выписок из писцовых книг 1629 и 1674 гг. видно, что в Арефине была деревянная церковь в честь Входа Господа во Иерусалим с двумя приделами в честь св. муч. Бориса и Глеба и преп. Никиты Исповедника. Эта церковь существовала до 1770 г.; в этом же году разрешено было за ветхостью деревянной церкви строить каменный храм с главным престолом в честь того же праздника, приделы же предполагались освятить в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Постройка храма была окончена и престолы были освящены в 1775 и 1776 гг., деревянная же церковь была разобрана, но в каком году, не известно. В то же время строилась и каменная колокольня, но в 1775 г. она упала во время утрени, пробила свод храма, при чем была убита одна женщина, бывшая на богослужении. Вскоре постройка колокольни была окончена. С 1789 по 1806 г. на колокольне были, как видно из церковных документов, «боевые часы железные немецкие», в последующие годы о них не упоминается.
В 1785 г. по прошению прихожан разрешено было устроить в нижнем ярусе колокольни церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы, но это желание прихожан не осуществилось.
В 1846-1851 гг. была вновь перестроена трапеза храма, а в 1868-1872 гг. был перестроен и главный храм. Не однажды были изменены и внутренние украшения храма.
«Престолов в в храме пять: в холодном храме в честь Входа Господня во Иерусалим, во имя Живоначальной Троицы и св. благоверн. Князя Александра Невского, в трапезе теплой в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца.
Из прежде бывшей деревянной церкви сохранились два полотняных антиминса; они найдены при переделке каменнаго храма в 1868 г. под верхней престольной доской. Оба антиминса освящены в 1680 г. митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом, выданы в село Арефино в придельные церкви св. муч. Бориса и Глеба и преп. Никиты исповедника в 1686 г.
Из св. икон от времени боярина Ивана Никитича Романова сохранились две иконы – святителя Николая Чудотворца в житии и Живоначальной Троицы. Особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями Владимирская икона Божией Матери. Как драгоценные святыни хранятся: 1) небольшой серебряный крест, а в него вложены небольшие частицы от ризы Господней и от ризы Богоматери, 2) кипарисная обложенная серебром панагия приложенная, по преданию, патриархом Филаретом Никитичем.
Из напрестольных Евангелий обращают на себя внимание два: первое издано в 1627 г. при патриархе Филарете, второе печат. 1748 г. В нем под каждым Евангелистом напечатаны следующие силлабические стихи:
Матфей родъ Христовъ плотски родословитъ
Разны языки къ вере въ него ловитъ
О Матфеева предобрая мытня!
Како судию стяжа неумытна!
О святый Марко! Коль сердце ти жарко!
По Христе Бозе въ страдании мнозе.
Въ проповедь слова Завета Егова
Трудъ положившу темъ миръ просветившу.
Лука врачъ виешнихъ скорбей бывъ искусенъ.
И святыхъ иконъ писатель не гнусенъ
Скорбей душевныхъ лучший врачъ явися
Чтущъ сего книги духовне целися.
Кто онъ, якоже сей Иоаннъ, новъ Моисей
Бога Слова въ Бозе сказа въ мудрости мнозе
Отъ девы нетленны воплощенна водъ веки
Плотски же Распята да спасетъ человеки.
Вообще Арефинская церковь украшена весьма благолеино; утварью и ризницей довольно богата. По богатству украшений замечательны воздухи малиноваго бархата, шитые золотом и жемчугом; стоят эти воздухи более 1000 руб.
В церковной библиотеке сохраняются следующие старинные книги: Ефрема Сирина печ. в 1768 г. в г. Вильне, Лексикон треязычный сиречь речений словенских, еллино-греческих и латинских изд. 1704 г., письменный нотный ирмологий 18 века и Синодик с лицевыми изображениями неизвестного времени.
Причт при Арфенинской церкви состоит из двух священников, штатного диакона и двух псаломщиков. На содержание их получается арендной платы за пахатную и сенокосную земли. Процентов с причтового капитала от служб и требоисправлений – всего до 1725 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Приход состоит из села Арефина и деревень: Чирятева (2 вер. от церкви), Янина (1 вер.), Платцева (1 вер.), Озябликова (1 вер.), Шамшелова (3 вер.), Оксентьева (2 вер.), Еремеева (4 вер.), Медоварцева (5 вер.), Шерстина (2 вер.), Выборкова (3 вер.), Шишкина (4 вер.), Еловки (4 вер.), Евсевьева (4 вер.), Чирьева (4 вер.), Вечкина (4 вер.) и Максакова (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 1792 души муж. пола и 1982 жен., из них раскольников 24 души обоего пола».
/Историко-стратистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. 1896 г./

Троицкая церковь Зяблицкого Погоста

Основание церкви на погосте относится к глубокой древности. Из надписи на рукописном церковном Евангелии видно, что в 1586 г. здесь существовала церковь во имя Николая Чудотворца с приделом в честь Св. муч. Параскевы-Пятницы.
В нач. XVII века погост входил в состав вотчины боярина Ивана Никитича Романова. В писцовых книгах 1629-30 гг. отмечено: «на погосте церковь Николы Чудотворца с приделом св. муч. Параскевы – древяна клецки с папертью – строение мирское, при церкви два священника, дьякон, дьячек. Пономарь и просвирница; на церковной земле 31 двор бобылей, оброк с тех дворов платят Никольским попам со двора по гривне на год, да на церковной же земле живут нищие – питаются от церкви Божией; на церковной же земле 27 лавок, 3 харчевни, 9 шалашей, 20 полков, а торгуют в них приезжие с разных городов в один день в неделю и оброки с тех лавок и шалашей платят изстари попам по 18 руб. на год». «Пашни пахатные церковные добрые земли 31 чет. в поле, сена 80 копен».
В летописи Троицкой церкви Зяблицкого Погоста говорится, что в храме находилась замечательная по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная, на которой по краям сделана чеканная надпись: «В лето 7146 (1636) сию чашу на водоосвящение дал боярин Иван Никитович Романов человек Михаил Азарион в Стародубе Воцком в селе Погосте Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Параскевы, нарицаемой Пятницей, по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя».
Во второй пол. XVII века Никольский погост входил в состав дворцовой Пуроцкой волости, которая затем пожалована боярину Нарышкину.
В 1643 г. в погосте была построена новая деревянная церковь с главным престолом в честь Живоначальной Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1676 г. мы находим следующее описание церкви: «В погосте Николаевском церковь Живоначальныя Троицы, а в церкви местных образов в киотах травчетых: образ И. Христа, образ Рождества Христова, св. Богоявления, Воскресения Христова, Происхождения Честного Креста, св. Живоначальныя Троицы, арх. Михаила, Николая Чудотворца, св. муч. Георгия с житием, в.-муч. Парасковии, да в трапезе образ Чудотворца Николая с житием, у него 10 копеек золоченых, копейка белая да пуло старинное серебряное, да перед местными образы 8 свеч поставных вощеных, свеча около дерева обита белым железом с красками, на свечах подсвешники белаго железа. Да в тябле образы деисусы с праздники и с пророки и с праотцы да в подволоке над деисусы образ Спасов. Двери царские с Евангелисты, сень и столбцы на празелени. Да в алтаре за престолом образ Знамение Пресв. Богородицы – убрус полотняной, пелена дороги красные с кисти шелковы, на пелене крест шит золотом, у образа 132 копейки золоченых, 20 белых. На престоле индития киндяк красный, Евангелие печатное оболочено бархатом черным, Евангелисты серебряные басемные золочены, у застежек крюки и петли серебряные, 4 креста благословенных древяных, один из них обложен серебром золочен, покров камка червчатая облоен камкою зеленою, сосуды церковные оловянные, два покрова дороги красные обложены киндяком ценинным, воздух дороги красные обложен дорогами желтыми крест шит золотом, 3 кадила медные, чаша большая водосвятная, другая малая кропильная, кандейка булатная, блюдо да ковш, 2 укропника медные, у деисусов паникадило о 9 шандалах, кисть шелковая с золотом. Двери северные, на них древнее воплощение Божия Сына образ показа во утробу девичу. Да в приделе Николая Чудотворца – образ Николая Чуд. на вырезе. У него гривна басемная, 76 копеек золоченых, образ Николая Чуд. с житием, Преображения Спасова, Пресв. Богородицы Казанские, у Предвечного Младенца венец басемной золочен, 7 копеек золоченых, 8 белых, образ Св. Троицы; пред образы поставные 4 свечи восковых под красками да свеча деревянная, подсвешники белаго железа. Да деисусы с праздники и с пророки и с праотцы, у них паникадило медное о 12 шандалах… Двери царские, сень и столбцы на празелени. В олтаре образ Пресв. Богородицы, венец и гривна серебряные золочены, убрус полотняной. Пелена дорогильная ветха да яфимок да 42 копейки золоченых да четверть яфимка да 56 коп. белых да крест выносной. На престоле Евангелие письменное, Евангелисты медные, покров дороги красные обложен дорогами зелеными, на нем крест, индития полотняная, двои сосуды оловянные, два покрова отласных… Двери северные, на них благоразумный разбойник. Да в пределе ж Парасковии-Пятницы – образ Пресв. Богородицы Одигитрии, св. в.-муч. Парасковии с мучением, св. Богоявления, Николая Чуд., св. в.-муч. Парасковии на вырезе с житием в киоте, Николая Чуд. с житием; пред образы 3 свечи поставных восковых на красках да 2 свечи белых. Деисусов – образ Спасов, Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи, арх. Михаила и Гавриила, ап. Петра и Павла. Двери царские, сень и столбцы на празелени. В олтаре за престолом образ Пресвя. Богородицы, у него 2 пула серебряных старинных. На престоле индития киндяшная, сосуды деревянные покровцы крашенинне… Да книг: апостол, Евангелие повседневное, 2 минеи, 2 шестоднева, минея общая, 4 трефолоя, минея – июль письменная, служебник, 2 треоди, 2 охтая, Меч духовный, псалтирь читательная, 2 служебника и соборник... В настоящей церкви ризы миткалинные оплечье выбойчатое да риз дорогильные двоеличные оплечье отлас цветной, стихарь дорогильный желтой, два стихаря полотняные выбойчатые да стихарь крашенинный зеленой, поручи камчатные, пояс шелковй с кистьми, фата не велика шелковая, ширинка полотняная шита золотом, уларь тесма красная, патрахель травчета ветха… лампада медная на выносном подсвешнике, да в паперти образ Страшнаго Суда, две херугови полотняные.
На трапезе колокольня осмиугольная верх шатром, крыта тесом, на ней 4 колокола.
А церковь строена приходскими людьми в 151 году. Около церкви огорожено забором в дубовых столбах, в заборе ворота створчатые с малыми воротцами…»
Состав прихода при Троицкой церкви известен из окладных книг Рязанской епархии за 1676 г., в которых сообщается следующее: «В селе Погосте церковь Живоначальныя Троицы; у той церкви двор попа Ивана, двор попа Павла, двор вдовой попадьи, а владеет она поповским жеребьем, двор диакона Алексея, дворы пономарский, дьячков и просвирницын, да в приходе: двор воеводской, двор приказной избы подъячаго Ивана, двор подъячаго Матвея, да на церковной земле 38 дв. Бобыльских и 5 дв. Крестьянских.
Слобода Задоимская, в ней 19 дворов крестьянких; д. Озябликова, в ней 44 дв крестьянских и 9 бобыльских; д. Туробенцова, в ней 21 двор крестьянский и 5 бобыльских; д. Верхополье, в ней 16 дв. крестьянских и 2 бобыльских; д. Янино, в ней 19 дв. крестьянских; д. Платцова, в ней 15 дв. крестьянских и 2 бобыльских; д. Шерстино, в ней 10 дворов крестьянских; д. Еремеевка, в ней 3 дв. крестьянских; д. Медоварцево, в ней 33 дв. крестьянских и 2 бобыльских; д. Сенюкова, в ней 15 дв. крестьянских; д. Польцо – 34 дв. крестьянских и 1 бобыльский; д. Мокрец – 7 дв. крестьянских; д. Максакова – 17 дв.; д. Оксентьево – 2 дв.; д. Шамшелова – 15 дв. крестьянских и 1 бобыльский; д. Вакулова – 4 дв.; д. Вечкино – 3 дв.; д. Бужерово – 11 дв.; д. Шишикино – 27 дв. крестьянских и 4 бобыльских; д. Чирятьево – 5 дв.; д. Евсевьево – 11 дв.; д. Еловка – 15 дв. крестьянских и 4 бобыльских; д. Горы – 18 дв. крестьянских и 1 бобыльский. Да по сказке попа Ивана с товарищи церковной земли 31 четверть с осминою в поле, сенных покосов на 80 копен, да в том селе торгуют в неделе один день и ставятся на церковной земле торговые люди».
По писцовым книгам 1675-77 гг. на церковной земле значилось в щепетильном и красильном рядах 30 лавок, построенных при боярине Ив. Ник. Романове и 7 новых лавок; на церковной же земле в мясном ряду 10 амбаров, 15 лавок, 7 кузниц, харчевня, 60 полков; с первых лавок оброк шел в государеву казну, а со вторых в пользу церкви, что и закреплено было еще раз в 1680 году грамотой царя Федора Алексеевича.
К нач. XVIII века бывшая на погосте деревянная церковь обветшала и по просьбе вотчинника боярина Льва Кирилловича Нарышкина митрополит Рязанский и Муромский Стефан благословил в 1702 г. строить каменный храм.
В храме было устроено два престола: во имя Живоначальной Троицы и св. Николая Чудотворца. В 1745 г. Никольский придел был переустроен и освящен вновь с благословения Алексия, архиепископа Рязанского.
В 1791 г. в южной стороне трапезы устроен другой придел в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы.
В 1795 г. во время бывшего в селе пожара церковь обгорела, иконостасы выломаны, престолы сняты. После возобновления храм был лично освящен Ксенофонтом, епископом Владимирским.
В 1843 г. трапеза храма была значительно расширена и с того времени наружный вид храма оставался без изменений.
Церковь – пятиглавая, кресты на главах прорезные с полулунием внизу и короной вверху; алтарь главного храма с тремя полукруглыми выступами.
В кон. XIX века внутри церковь была богато украшена, имела богатую утварь и ризницу. «Из св. икон своею древностью и богатством замечательны: икона св. Николая Чудотворца в серебряной кованной ризе, Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, венец вызолоченный, а убрус низан жемчугом, и икона Пресв. Троицы в серебряной ризе. Дорогие серебряные ризы имеются также на иконах Пресв. Троицы, Печерской Божией Матери, Спасителя, Смоленской и Страстной Божией Матери. Своею ценностью замечательны также две бархатные плащаницы – положение во гроб Господа И. Христа и Успение Божией Матери – шитые золотом и по местам низаны жемчугом.
Из напрестольных Евангелий замечательно своею древностью рукописное Евангелие. За утратой первого листа время письма его с точностью неизвестно, писано полууставом, начальные слова и зачала писаны киноварью. На Евангелии три различных подписи: 1) пред Евангелием Марка подписано скорописью: «Княжъ Васильевъ сынъ Вяземской», пред Евангелием Луки – «променилъ есми», пред Евангелием Иоанна – «Книгу Евангелие тетръ Спасскому священнику Ивану Юрьеву сыну Новикову, а подписалъ князь Иванъ своею рукою»; 2) По листам внизу подписано: «Променилъ евангелие спасской попъ… дмитревскому попу Гаврилу, рукою своею подписалъ»; 3) Подписано: «Лета 7092 сие Евангелие на престолъ Чудотворцу Николе и святой Пятнице Обросимъ Якимовъ сынъ Шелеповъ да Богданъ Мелентьевъ сынъ Рябчикъ да Ондрей Васильевъ сынъ Згоевъ по своихъ родителяхъ и по своихъ душахъ, а дали за него три рубли».
Два тельных креста: 1) серебряный вызолоченный с частицами св. мощей Муромских Чудотворцев – кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, кн. Петра и княгини Февронии и праведн. Юлиании (Лазаревской); 2) серебряный с частицами тех же мощей. Замечательна по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная, на ней по краям чеканная надпись: «В лето 7146 сию чашу на водоосвящение далъ боярина Ивана Ник. Романова человекъ Михаилъ Азарионъ въ Стародубе Воцкомъ въ селе Погосте Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Парасковии, нарицаемой Пятнице, по себе и по своихъ родителяхъ въ наследие вечныхъ благъ и будущаго ради покоя».
Ризница церковная весьма богата; из священнических облачений замечательны – шитые серебром и шелком, передняя сторона фелони почти одинакова по длине с задней и поднимается на пуговицах.
Из богослужебных книг сравнительно древние – минеи месячные изд. 1727 г. с подписью на каждой: 1727 г. октября 11 сии книги приложилъ въ Муромский уездъ въ село Погостъ къ церкви Живоначальныя Троицы дому Александра Львовича и Ивана Львовича Нарышкиных по служителе их Артемие Петрове сыне Суханове, который погребен при оной церкви у алтарнаго окна».
В церковном архиве хранились следующие грамоты:
1) Храмозданная грамота, данная в 1702 г. Митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном; 2) храмоосвятительная грамота Алексия, Архиепископа Рязанского, 1745 г.; 3) храмозданная грамота 1791 г. Виктора, епископа Владимирского; 4) его же храмоосвятительная грамота 1797 г.; 5) грамота на построение кладбищенской церкви, данная Ксенофонтом, епископом Владимирским в 1819 г.; 6) жалованная грамота царя Федора Алексеевича Троицкой церкви на право получения оброка с лавок, находящихся на церковной земле; 7) копия с писцовой книги писца Лаврентия Денисова 182-184 гг. на земельные владения Троицкого погоста; 8) межевые книги и план генерального межевания.
Причта при Троицкой церкви в кон. ХIX века положено было: два священника, штатный диакон и 2 псаломщика. На содержание причта из разных источников получается до 2100 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви – усадебной 2 дес. 655 кв. саж., пахатной 22 дес., неудобной 3 дес. и сенокосной около 15 дес. По писцовым же книгам земли значится около 62 дес., но половина ее заселена прежде бывшими бобылями; взамен ее в генеральное межевание отведен в пользу причта Старицкий остров на р. Оке – 63 дес., но причт владеет только 4-й частью острова.
Приход состоит из погоста Зяблицкого и деревень: Бужерова (4 вер. от церкви), Янина (1 вер.), Гор (3 вер.), Польца (4 вер.), Озябликова (1 вер.), Медоварцева (4 вер.), Платцева (1 вер.) и Чирятьева (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 1966 душ муж. пола и 2095 женского; из них раскольников поморского толка 35 душ муж. пола и 40 жен.

Двухклассное образцовое училище

Несколько лет тому назад, как пало на сердце здешних жителей желание устроить училище. Конечно, вначале это желание было достоянием только не многих лиц, и при разных неудобствах и неустройствах, не могло созреть в короткий срок. Вследствие заявления местных жителей инспектор народных училищ Соковнин дал предложение местному владельцу князю Голицыну, через доверителя его Бычковского, об отводе места для постройки училища. По тесноте построек местных жителей, долго не находилось удобного места. Тем временем Соковнин выбыл, а на место его определен был инспектор Юзефович. При кратковременном занятии своей должности этот инспектор не мог подвинуть начатое дело. Здесь особенно является заботливость доверителя князя, Бычковского, который, несмотря на неопределенное положение дела вследствие указанной перемены инспекторов, исходатайствовал сначала у общества каждогодный обязательный ремонт на отопление и освещение училища, потом – пособие у земства, наконец, обратясь в достаточным лицам, испросил на первоначальное устройство училища около 2000 руб., при чем даже бедные заявили ему свое сочувствие. С прибытием нового инспектора Новикова местные жители не замедлили заявить ему свою заботу об открытии училища. Но лишь только представлена была докладная записка с объяснением настоятельной нужды жителей в образовании детей и готовности их пожертвовать сумму до 2000 руб. на постройку училища, как Новиков был перемещен на службу в другую местность. На место его поступил Мельницкий, на долю которого и выпало открытие училища. О дне открытия предварительно были извещены доверителем князя, Бычковским, лица, участвующие в пожертвованиях, равно и те, которых дети могут получить образование в этом училище. В назначенный день (18 марта 1873 г.) инспектор, явившись, пригласил всех, после литургии, в дом училища. Здесь перед совершением молебствия, он сказал свою общедоступную речь, в которой указал народу на открытие училищ, как на залог благосостояния общественного.
После него законоучитель – местный священник сказал от себя речь следующего содержания:
«В то время, когда уже несколько сот училищ воспитывают народное юношество на всем пространстве нашего отечества, довелось и нам устроить училище. Правительство, по вниманию к настоятельным потребностям вашей жизни, за сочувствием вашим и готовностью – ему содействовать, открывает в здешней местности двух-классное, так называемое, образцовое училище. Побуждайте детей ваших приходить сюда. Здесь они постепенно будут просвещаться светом Божиих заповедей; закон Божий будет понятен им и принят сердцем их; они научатся не только бояться Бога, но и любить Его искренно; приобретут навык отзываться в жизни своей на призыв благодати детским послушанием православной вере, церкви и постановлением ее: а это будет верным залогом хранения в будущем нашего православия.
Вековые предрассудки, разные виды суеверия, распущенность нравов наложили постепенно тяжесть на народную жизнь. Благодарение промыслу! Здесь в школе полагается сила образования, которая снимает эту тяжесть. Эта именно сила раскроет в детях справедливые понятия о всем честном, полезном, существенно необходимом. А вам остается испрашивать у Подателя всех благ, чтобы добрые начала, полагаемые образованием, живее и сильнее прививались к детским понятиям.
Перед сею св. иконой благоверного князя Александра Невского, принесенной в дар училищу, ваши дети, вспоминая о чудесном сохранении жизни Государя Императора – виновника благоденствия народного, приучатся быть искренно верно-подданными ему: а это будет основанием нашего благоденствия и славы нашего отечества. Сегодня вы собрались собственно на праздник ваших детей. Этот праздник со временем перейдет в вашу семейную жизнь, направит к истинной пользе вашу деятельность, устроит ваше довольство.
Чтобы освятить такой праздник, нужно испросить благословение Божие. Молитва и учение, церковь и школа, религия и жизнь одно с другим должно иметь самую крепкую связь. В молитве выражаются наши чувства; в учении эти чувства крепнут, в церкви мы освящаемся, в школе приготовляемся к освящению; в религии скрыты вера и благочестие, в жизни они являют человека христианином: вот какова их связь и назначение! Знайте, что учение в христианской школе основано на учении св. церкви.
Итак освятим начало открытия нашей школы молитвенным обращением к Богу, чтобы Он послал Духа истины сим предстоящим детям, и они, напутствованные и руководимые Им, будут возвращаться отселе к вам с образованием сердца и любовью к добру, на счастье ваше».
После этой речи началось общее молебствие. Надобно было видеть, как бедные отцы и матери слезно молились с преданностью воле Божией и надеждой на силу образования. По окончании молебствия все, участвующие в торжестве открытия школы, были приглашены в дом купца Андрея Якимовича Егунова на гостеприимное хлебосольство.
Законоучитель, свящ. В. Соколов.
Учащихся в училище 1896 г. было - 94.

К Троицкой церкви Зяблицкого погоста приписана Кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Церковь эта каменная, построена тщанием крестьянина Якова Семенова Каторгина в 1819 году. Церковь – холодная и служба в ней совершается только летом.
Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена вполне достаточно.

К Троицкой церкви приписана вновь построенная каменная церковь в дер. Польце. В этом храме три престола: 1) во имя Живоначальной Троицы; 2) св. Николая чудотворца; 3) св. пророка Осии. Церковь устроена, украшена, снабжена ризницей и утварью на средства купца Иродиона Гавриловича Быкова, общества д. Польца и разных частных благотворителей. Богослужение совершается в ней причтом Троицкой церкви.

Сейчас при Троицкой церкви села Арефино имеется приход Русской православной церкви, относящийся к Кулебакскому благочинию Нижегородской и Арзамасской епархии.

История Мурома.

Борисоглебский монастырь, с. Борисоглеб.
Перемиловы горы
Погост Перемиловская Пустынь, Вачский район, рч. Поповка.
Село Жайск
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (05.10.2016)
Просмотров: 65 | Теги: владимирская губерния, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика