Главная
Регистрация
Вход
Среда
24.04.2024
07:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [134]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Арефино, Муромский уезд

Село Арефино

Арефино — село в Вачском районе Нижегородской области, административный центр Арефинского сельсовета.

«Село Арефино, на рч. Идомке, находится в 180 верстах от губернского города Владимира и в 60 от уездного (Муромский уезд.)».[1]

Через Арефино, сельцо Озябликово и Зяблицкий Погост (Нижегородская обл., Вачский р-н) проходил почтовый тракт Нижний Новгород - Зяблицкий Погост - Новоселки - с. Дедово - Муром.
По летописным сведениям, почтовый тракт существовал с момента образования Нижегородского княжества (1341). В сельце Озябликово имелась почтовая контора для приема и выдачи корреспонденции.

В кон. XVIII века в селе Арефине было 43 двора, в них 97 муж. и 102 жен., всего 199 душ обоего пола. В экономическом примечании межевания в кон. XVIII века занесено: «село находится у речки Идомки, на левой и по обе стороны большой Нижегородской дороги; церковь каменная, Вход во Иерусалим; земля иловатая, хлеб и покосы средственны, крестьяне на пашне».
В кон XVIII в. экономическое примечание повествует, что «Зяблицкий погост был у речки Идомки на левой и по обе стороны большой Нижегородской дороги; церковь каменная, Живоначальной Троицы; земля иловатая; хлеб средственный, покосы хороши».
Сведения кон XVIII в. указывают в Заидомской слободе: 39 дворов, 85 муж., 92 жен., всего 177 душ. Положение слободы объясняется в примечании: «слобода расположена по обе стороны речки Идомки и большой Нижегородской дороги; в оной слободе сады, с плодовитыми деревьями».
Село Арефино, Зяблицкий погост и Заидомская слобода, по совокупности своей, считались за одно селение и известны под общим названием – «Зяблицкий погост».
Во время генерального межевания они находились в общем владении: графини Екатерины Ивановны Разумовской, графа Ивана Илларионовича Воронцова, княгини Анны Львовны Трубецкой, Льва Александровича Нарышкина, Аграфены Александровны Неклюевой и священно-церковно-служителей.
Численность народонаселения в этих селениях в кон. XVIII века составляло: 182 муж., 194 жен., всего 376 душ при 82 дворах.
В 1894 г. в селе Арефине было: дворов – 111, жителей – муж. 408, жен. 420, всего 828 душ; в Зяблицком погосте – дворов 115, муж. 298, жен. 320, всего 618 душ; в Заидомской слободе – дворов 17, муж. 44, жен. 46, всего 90 душ. В трех селениях: дворов – 243, муж. 750, жен. 786, всего 1536 душ обоего пола.

До 1875 года в Арефино, в доме крестьянина Н.И. Неверова, располагалось отделение больницы, переведённое впоследствии в Зяблицкий погост.

В селе Арефине 3-е ноября 1885 года открыт памятник императору Александру II.

В селе имелась церковно-приходская школа. Учащихся в 1896 г. было 76.
В Арефино имелась земская школа, основанная в 1863 году. Учащихся в 1896 г. было 47, а в 1898 году в ней обучалось 75 учеников. Помещение школы было холодное и имелась потребность в классной мебели, в учебных пособиях и принадлежностях.

Арефинская волость

Волость эта раскинулась в заречной части Муромского уезда, в северо-восточном крыле его, на Перемиловской горной и холмистой возвышенности. Она прилегает: с восточной стороны к границе Горбатовского уезда Нижегородской губернии, с юга – к волостям Казаковской и Новосельской, с запада – Загаринской и с севера – Варежской. В длину волость простирается от юга-запада к северо-востоку на 12 верст, в ширину от востока к западу на 11 вер. Волость пересекается Нижегородским почтовым трактом, идущим по северо-восточному направлению из Мурома в Нижний-Новгород. Площадь волости заключает в себе до 80 кв. верст.
Район ее составляют следующие селения: с. Арефино с Зяблицким погостом и Заидомской слободкой,- известно под местным названием «Зяблицкий погост», Аксентьево, Белавино, Вакулово, Верхополье, Вечкино, Выборково, Горы, Евсеево, Еловка, Еремейково, Максаково, Медоварцево, Мокрец, Озябликово, Платцово, Польцо, Саннюково, Тюрбенево, Чирьево-малое, Чирятьево, Шамшилово, Шерстино, Шишикино и Янино, всего 27 наименований; самые дальние селения отстоят от волостного селения в 5 ½ вер.
Эта волость состоит во 2-м полицейском стане, 4-м участке земского начальника, 2-м судебно-следственном и 3-м рекрутско-призывном.
Жители волости, преимущественно бывшие помещичьи крестьяне, кроме земледелия, занимаются производством различных кустарных изделий, главным образом стальных и железных.
В с. Арефине с 1916 г. существовала сапожная артель. В первые годы дела ее шли хорошо: увеличивалось число членов артели, расширялись обороты и приобреталось разное имущество. Но потом пошли сильные неурядицы, так – что уже при Мих. Вас. Мохонове артельное дело пришло на край гибели, а сама артель распалась. Для покрытия разных недочетов пришлось спешно распродать часть артельного добра.

Зяблицкий погост представлял из себя торговый и административный центр заречной стороны Муромского уезда; в нем бывали многолюдные еженедельные торги, называемые базарами, по понедельникам, а на Св. Троицу – сельская ярмарка. На торговой площади были устроены деревянные крытые помещения и лари, в которых, на время базаров, раскладывались различные товар – не только съестные припас и хозяйственные принадлежности, но и красный товар для женских и мужских нарядов. На базаре можно было купить и хорошую лошадь, и корову, и полакомиться кондитерскими сластями местного приготовления. В погосте было не мало своих краснорядцев, бакалейщиков, торговцев колониальными и съестными продуктами, торгующих ежедневно из постоянных лавок, как в городах.
В погосте существовало: три каменных церкви – две приходских и одна кладбищенская; почтово-телеграфная контора, министерское народное образцовое училище с 95 мальчиками (1896), земская школа для девочек с 47 учащимися, церковно-приходская школа – с 76 мальчиками; камеры земского начальника, судебного следователя, станового пристава, волостное правление, общество трезвости, земская аптека, амбулатория, больница; врач, акушерка-фельдшерица; земский пункт с лошадьми для проезда чиновников по служебным надобностям; почтовая станция для перевозки корреспонденции.
Не мало муромских купцов поселилось здесь для своих торгово-промышленных предприятий.
В погосте имелись промышленные заведения, из которых в 1897 г. существовали следующие: 2 завода кожевенных; 2 тюленьих; 2 мыловарных; шапочное заведение; 4 красильных для окрашивания русского холста в синий цвет; сапожное; 27 кузниц для ковки топоров, серпов, столовых ножей, замочных принадлежностей, для укладок и сундуков и разных изделий. Из ремесленников здесь имелись: портные; швеи; переплетчики; столяр; жестянщики; чеканщики риз, хоругвей и т.п. церковных принадлежностей, а также много других мелких ремесленников.
Возле погоста имелась ветряная мукомольная мельница и на речке Кутре личильня с водяным двигателем.
Хлебопашеством местные крестьяне не занимались, а все время года употребляли на изготовление своих кустарных изделий. Пахотную землю сдавали в арендное содержание крестьянам соседних деревень; на своих усадьбах заботливо ухаживали за фруктовыми садами, которые в погосте разведены были почти при каждом доме; в них произрастали: яблони, вишни, смородина, крыжовник и частью малина. В урожайные годы фрукты и ягоды приносил изрядный барыш владельцам садов.
В погосте все деревянные постройки носили исключительно стиль городской архитектуры, не мало встречалось каменных зданий с железными покрытиями; главные улицы были вымощены камнем, на них были расставлены фонари с керосиновым освещением. Вообще погост имел вид благоустроенного города. Жители одевались преимущественно в городские костюмы, между которыми нередко встречались шляпы-котелки у мужчин и модные и нарядные шляпки у женщин.
Водоснабжением погост был плохо обеспечен: чистая родниковая вода бралась в колодцах, находящихся в версте от селения; вода же скопленная по речке Идомке, в небольшом пруде, была совершенно испорчена – ее возможно было употреблять в крайнем случае только во время пожара. В погосте в кон. XIX века была образована пожарная дружина.
В экономическом примечании кон. XVIII века занесено, что селения Арефино и Заидомская слобода лежат по обе стороны Нижегородской большой дороги, тогда как в кон. XIX века она шла сельцом Озябликовым (в 2-х верстах не доезжая погоста) и далее идет возвышенностью по направлению к селу Белавину, так сказать в параллель погоста, в одной версте от него; на дороге сохранились барьерные березовые аллеи и тридцати саженная ширина ее. В погосте дорога свертывала влево с тракта из сельца Озябликова; направлялась она в Зяблицкий погост, потому что он представлял административный центр и в нем установлен пункт станций.
Река Ока с пароходной пристанью, в селе Вареже, отстоит от Зяблицкого погоста в 8 ½ верстах, от гор. Мурома до погоста 69 и ближайшего земского пункта – дер. Нехайки – 27 вер.
Арефинская волость, центр - с. Арефино, существовала в составе Муромского уезда с 1917 года. По постановлению ВЦИК от 8 мая 1924 года с этой волостью объединились Варежская и Загаринская волости того же уезда.
В составе волости было 40 сельсоветов: Аксентьевский, А рефинский, Белавинский, Бобынинский, Больше-Загаринский, Больше-Иголкинский, Больше-Чирьевский, Варежский, Верхопольский, Выборковский, Горский, Ишутинский, Кошкинский, Красненский, Кряжевский, Кулаковский, Курмышский, Лоханский, Максаковский, Мало-Загаринский, Мало-Иголкинский, Медоварцевский, Мокрецкий, Мошковский, Новский, Озябликовский, Павликовский, Польцевский, Пурковский, Сенюковский, Соболевский, Соловьевский, Троице-Польский, Тургеневский, Чулковский, Шамшеловский, Шишкинский, Щедринский, Юрьевский, Янинский.
Волость ликвидирована в 1929 году, сельсоветы перешли в Ляховский район Муромского округа.

Медицина

За призывом врача М.М. Жудро из запаса на действительную службу, Озябликовский участок оставался без врача с половин июля 1904 года по май 1905 года. Несмотря на неоднократные публикации управ в газетах, желающих занять временно должность врача в Зяблицком погосте не оказалось. Впрочем, в декабре шла переписка с врачом Верой Евгениевной Белошицкой о занятии места в Зяблицком погосте, но затем г-жа Белошицкая нашла для себя более удобным занять место в Межищенской амбулатории.
В апреле 1905 г. врач Чулковской амбулатории А.И. Кудрявцев предложил через члена управы Ю.П. Рост принять в свое заведывание 2-й медицинский участок, для чего и переехать на жительство в Зяблицкий погост, если разрешит губернская управа, а в Чулково делать выезд раз в неделю. Губернская управа согласилась на переезд врача г. Кудрявцева в Зяблицкий погост для указанной цели, и он с 2-й половины мая стал заведывать больницей в Погосте и 2-м медицинским участком.
«О постройке родильного барака при больнице в Зяблицком погосте на капитал вдовы врача Е.Ф. Ещенко.
В очередную сессию 1903 года уездная управа докладывала уездному земскому собранию, что вдова врача А.Н. Ещенко, служившего в Муромском земстве в с. Зяблицком погосте, Елена Федоровна Ещенко представила в распоряжение земства капитал в 4030 руб. с тем, чтобы на этот капитал был построен родильный барак в Зяблицком погосте. Уездное земское собрание, в заседании 2 октября 1903 года, постановило: пожертвование г-жи Ещенко принять и выразить ей благодарность собрания, исполнить ее волю о постройке приюта.
В исполнение сего распоряжения уездного земского собрания, уездной управой были назначены на 4 марта 1904 года торги на постройку барака по плану и смете, которые были на рассмотрении уездного собрания в чрезвычайный его созыв 4 марта 1903 года. Из числа явившихся на торги меньшую всех сумму 3700 руб. назначил Шуйский мещанин Василий Алексеев Калякин, подряд был оставлен за ним и заключен контракт 17 апреля 1904 года. Постройка барака Калякиным была закончена в 1905 году, и принята в ведение земства членом управы Ю.П. Рост совместно с техником М.И. Воскресенским. Так как Калякиным были произведены по распоряжению управы сверх сметные, не вошедшие в контракт работы, которые членом управы г. Рост совместно с техником г. Воскресенским и по соглашению с Калякиным оценены в 250 руб., то общая стоимость постройки родильного барака выразилась в сумме 3950 руб.
Капитал г-жи Ещенко заключался: 2200 руб. в свидетельствах государственной 4% ренты, а 1830 руб. положены были на книжку сберегательной кассы. По свидетельствам государственной ренты по день расчета с Калякиным – 20 августа 1905 года начислено % по купонам 271 руб. 70 коп. и по книжке сберегательной кассы по 1-е января 1905 года 53 руб. 12 коп., итого 324 руб. 82 коп. Так как свидетельства государственной 4% ренты были приняты по их номинальной стоимости, а при расчете с Калякиным они выданы ему были по курсу 91 руб. 25 коп., за 100 руб., то потеря выразилась в сумме 192 руб. 50 коп., да кроме того было уплачено отделению государственного банка за хранение их 1 руб. 76 коп., итого 194 руб. 26 коп. Следовательно рост % в общем дал 130 руб. 56 коп. С причислением этой суммы к капиталу всего в распоряжении управы было 4160 руб. 56 коп. За выдачей подрядчику Калякину 3950 руб., капитала г-жи Ещенко осталось 210 руб. 56 коп., из числа коих состоит по книжке сберегательной касс 183 руб. 12 коп. и наличными 27 руб. 44 коп., на которые управа имеет ввиду приобрести мебель для барака и обстановку».

1905 г. «Постройку ветеринарных заразных бараков уездная управа сдала по контракту Муромскому мещанину И.А. Смирнову за 2000 руб., именно: в г. Муроме за 900 руб., а в Зяблицком погосте за 1100 руб. Хотя оба барака построены одинаковых размеров, но стоимость Зяблицкого барака на 200 руб. выше Муромского оказалось потому, что в Муроме барак построен при ветеринарной лечебнице, а в Зяблицком погосте пришлось его строить в поле, на земле, отведенной бесплатно по приговору крестьян Зяблицкого погоста в количестве 250 кв. саж., и потребовалось этот участок обнести деревянным забором.
С устройством барака в Зяблицком погосте является расход по содержанию его: на сторожа, на отопление, на освещение и доставку воды. К этому ветеринарный врач 2-го участка г. Панков возбудил вопрос о постройке сарая, который может служить зимой для хранения дров, а летом помещением для стационарного лечения животных, если в нем сделать три стойла».

***

В Арефино имеются средняя школа и участковая больница.
Арефино газифицированно в 2004 году. В Арефино есть стационарная телефонная связь, в нём также установлен «красный» таксофон с номером (83173) 77-120. В селе имеется ветеринарный пункт. В Арефино немало новых кирпичных частных домов и хозяйственных строений.
Крупнейшие предприятия Арефино: сельскохозяйственное ЗАО «Арефино» по производству зерна, молока и мяса; ООО «СМИ» по выпуску деревообрабатывающего, слесарно-монтажного и строительного инструмента, швейный цех по производству спецодежды.

Известные личности, связанные с Арефино:
- Колобанов, Зиновий Григорьевич (1912—1994) — советский танкист-ас времён Великой Отечественной войны, позже — подполковник. Родился в Арефине.
- Опарин, Станислав — предприниматель из Арефино, получил известность, будучи одним из «пензенских затворников» и покинувший пещеру, по предположению прессы, ради своего бизнеса.
- Пестряков, Василий Алексеевич (1917—1943) — Герой Советского Союза, закончил семь классов Арефинской средней школы, в селе установлен его бюст, его имя носят улица в селе и школа.
- Целебровский Петр Иванович (1859—1921) — известный русский художник. Родился в семье священника Зяблицкого погоста села Арефино.

Входоиерусалимский женский монастырь
Входоиерусалимская Пустынь

«Входоиерусалимский, женский, ныне село Арефино, Владимирской губ., Муромского у., в 60 вер. к сев.-вост. от Мурома, при рч. Заидомке, впадающей в Кузому. О нём упоминается в писцовых книгах 1674 г.; упразднён в 1764 г. Вероятно, он был основан Романовыми, так как до сих пор здесь находятся 9 икон Ив. Никит. Романова и панагия патриарха Филарета».
/Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов./

В нач. XVII в. село Арефино и деревни в XIX в. составляющие его приход, принадлежали боярину Ивану Никитичу Романову.
В 1689 г. это поместье было пожаловано братьям Нарышкиным и в 1698 г. было утверждено за одним Львом Кирилловиче Нарышкиным. В 1763 г. эти вотчины были разделены между потомками Льва Нарышкина; в 1816 г. они были проданы графу Литта.
В писцовых книгах 1629-1630 гг. об Арефине сообщается следующее: «за боярином Иваном Никитичем Романовым село Арефино, в нем девичий монастырь, в монастыре церковь Вход Господень во Иерусалим да в приделе св. страстотерпцев Бориса и Глеба да другой придел преп. Никиты игумена Мидийсклго,- древяна клецки на подклетех вверх на каменное дело; церковь эта сооружение мирское, а в церкви все устройство вотчинниково и приходских людей; при церкви двор попа Ивана, а на дворе келья отца его чернаго попа – старца Филарета; в монастыре 13 келей, в них 16 стариц, которыя получают руку от боярина Ивана Никитича Романова, да 3 старицы безружныя; на церковной земле двор пономоря и 5 дворов бобыльских; церкви дана деревня, что была пустошь Арбузцево, в ней два двора крестьянских; пашни церковной «середние земли» 25 четвертей, перелогу и лесом поросло 18 четв., сена 20 копен, да церковной пашни дано пономарю и просвирне – 4 четв. В Арефине двор прикащиков и 21 двор крестьянский, кабак и тамга боярина Ивана Никитича».
Когда основан этот Входоиерусалимский монастырь, сведений о том не сохранилось, но можно думать, что основание его принадлежит дому бояр Романовых. Писцовые книги 1676 г. дают подробное описание монастыря и находившейся в нем Входоиерусалимской церкви. В виду того, что эта церковь должна была находиться под особым покровительством царствующего дома, «В Муромском уезде великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексеевича дворцовое пашенное село Арефино, а в нем девич монастырь, а в монастыре церковь во имя Входа Господня во Иерусалим деревянная с трапезою на каменное дело, а в церкви местных образов: образ вход во Иерусалим Господа Нашего Иисуса Христа, прикладу венец и гривна басемные золочены да цата серебряная, 25 копеек золоченных и белых, да ожерельице жемчужное, да образ Пресв. Богородицы Одигитрии, прикладу венец и гривна серебреные басемные позолочены да цата серебряная перевита серебром золоченым, у нея 180 копеек золоченых и белых да цепочка плетена золоченным серебром, 11 крестов, трои серьги с камнем и с жемчуги, на том же образе у Предвечнаго младенца венец басемной, гривна резная, ожерельице жемчужное, да образ преподобнаго Иоанна Кущника да преподобных жен Ульянии и Марфы да образ благоверн. Кн. Бориса и Глеба, прикладу гривна басемная золочена, да образ Пресв. Богородицы Владимирская да образ Никиты, игумена Мидийскаго, образ Пресв. Богородицы Казанския, да образ Иоанна Предтечи да Иоанна Богослова, да в трапезе образ Живоначальныя Троицы – венец и цата басемные золочены, 4 копейки белых и 1 золоченая, образ великаго чудотворца Николая с житием – прикладу: венец и гривна серебряные да у Спасова и у Богородицына образа венцы басемные золочены, 2 копейки белых золоченых тож, образ св. мученицы Параскевы, нарицаемыя Пятница с житием; да пред местными образы 11 поставных восковых свеч на красках; в тябле деисусы с праздники и с пророки и с праотцы; пред ними паникадило медное, на нем 12 шандалов, кисть шелковая с серебром да хоругвь шитая золотом по червчатым дорогам, на ней образ вход во Иерусалим Господа нашего И. Христа, на другой стороне святых страстотерпцев благоверн. Князей Бориса и Глеба: двери царские с Евангелисты, сень и столицы на празелени, двери северныя – на них благоразумный разбойник, да в алтаре за престолом образ Пресв. Богородицы, прикладу 91 копейка золоченых и белых да деньга золоченая; 5 крестов да серьги, убрус и пелена – дороги червчатые, на пелен крест шит золотом, да панагия резная по обе стороны двунадесятые праздники, оклад резной серебряный позолочен, жемчужин 2 большия, три половинчаты, три камня, а в прежней описи та панагия написана с мощьми: да на престоле индития дороги червчатые – ветха. Евангелие печатное оболочено бархатом черным, Евангелисты серебряные позолочены, застежки серебряныя; крест воздвизальный обложен серебром басемным позолочен с каменьем, другой крест обложен серебром, оклад резной позолочен; да на жертвеннике сосуды оловянные, покров изорбавной, опущен камкою двоеличною, другой камчатный зеленый опушен красною камкою, воздухи камчатные красные – опушены дорогами желтыми, на них кресты кружевные золоченые, покров – киндяк лазоревый – ветх. 4 пелены налойных и в том числе дорогильная да кумачная красная, а на них кресты шиты золотом и серебром, и две киндяшныя; три покрова – один дорогильный полосатый, двои выбойчатые. Да в приделе святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба под теми же деисусы двери царския с Евангелисты, сень и столпцы на празелени да в алтаре за престолом образ Пресвятыя Богородицы Благовещение, на престоле индития кумачная красная, сосуды деревянные, покров выбойчатый, двери северныя, на них крест. Да в приделе преподобнаго отца Никиты, игумена Мидийскаго под теми же деисусы двери царския с Евангелисты, сень и столицы на празелени, да двери северныя, на них благоразумный разбойник, а в алтаре за престолом образ Пресв. Богородицы Казанския, на престоле индития выбойчатая Евангелие печатное, оболочено бархатом зеленым, Евангелисты серебряные позолочены, покров выбойчатый, сосуды деревянные, покровы крашенинные; да ризы дорогильныя белыя – оплечье бархат по алой земле – ветхи, да ризы полотняныя – оплечье бархат по алой земле – ветхи, да ризы полотняныя – оплечье дороги полосатыя, да ризы камчатныя зеленыя – оплечье отлас золотной червчат, опушка червчатая, подложены киндяком лазоревым; стихарь – киндяке лазоревый – оплечье бархатное, два стихаря полотняные, поручи бархатныя – ветхи, епитрахиль бархатная ж по таусиной земле, травы черныя, обложена куфтерем светлозеленым, у нея 17 пуговиц серебряных золоченых и белых, пояс шелковый с кистьми, да ризы дорогильныя двоеличныя – оплечье камчатное зеленое, поручи камчатные, епитрахиль дорогильная красная, на ней 10 пуговиц серебряных; две ширинки – шиты шелком и золотом да фата цветная шелковая, да подсвечник белаго железа, две чаши водосвятныя большия да чаша кропильная, два кадила медныя, фонарь выносной слюдяной; да на колокольнице два колокола благовестных да четыре средних да 2 зазвонных; да церковных книг: апостол, Евангелие воскресное, другое повседневное, да книга Ефрема Сирина, Устав большой, псалтырь следованная, другая учебная, часовник, минея общая, 12 миней месячных, два охтая печатные – ветхи, да псалтырь, два пролога письменные, триоди постная и цветная – ветхи, да служебник новаго выходу, потребник в полдесть ветх; книга житие Николая Чудотворца – печатная, да ирмологий да обиход знаменные да синодик поминовений роду боярина Ивана Никитича Романова. И сверх описи Тимофея Маркова 163 г. обявилось: 44 копейки да деньга золоченая, цепочка плетеная золоченым серебром, 4 копейки белых, 2 катка, серебряныя серьги, жемчужный убрус, пелена дорогильная, 2 покрова сосудов – изорбавный да камчатный, зеленый воздух камчатный, пелена налойная, покровы, что покрывают на престоле евангелие, индития кумачная, 7 венцов, 3 гривны басемные золочены, ожерелье жемчужное, двои свечи поставныя воковыя, служебник новый, псалтырь следованная, синодик… А в котором году та церковь строена, про то попы и сторожилы сказали: не упомнят, а церковь – строение и всякая церковная утварь боярина Ивана Никитича Романова и приходских людей. Около монастыря огрожено забором в столбы – дубовые, покрыто пластинником, а в заборе ворота створчатые о трех притворах – крыты тесом, на воротах деисусы – образ Спасов да образ Пречистыя Богородицы да образ Иоанна Предтечи, два образа архангелов Михаила и Гавриила, образ верховных апостолов Петра и Павла, на тот же монастырь другие малыя ворота, а того монастыря длиннику 76 сажен, поперечнику 23 сажени с полусаженью, а вмонастыре 17 келий, а живут в них 19 стариц, а по грамотам Великаго Государя дается государева жалованья денежно и хлебной руги 17 старицам по окладу боярина Ивана Никитича Романова». Монастырю кроме того принадлежали рыбныя по обе стороны реки Оки, озеро Долгое, озеро Нутряное да заводь с повольем, озеро Стеньково и др. По грамоте Великаго Государя велено также монастырю и сено косить, «как им дано при боярах».
Да в том же монастыре богаделенная изба, а в ней живут нищие, питаются Христовым именем, на церковной земле дворы попов Михаила и Василья Гавриловых, двор пустой где жил черный поп, двор дьячков, место дворовое пономарское, под причтовыми дворами усадьбы полдесятины… В селе Орефине двор прикащиков – хоромы горница с комнатаю на жилых подклетех крыты лубьем и дранью, повалуша о 4 жильях крыта тесом, промеж горницы и повалуши сени крыты лубьем и дранью, сушило на омшеннике, погреб да выход, над ним сарай, конюшня да клеть на столбах да баня о двух жильях с передбаньем, ворота створчатые крыты тесом. Да другой двор для приезду всяких людей, на нем хором две горницы на жилых подклетех, одна ветха, меж их клеть да сени, поварня, баня, новая конюшня, погреб да двои ворота. Да у тех же дворов съезжая изба горница с комнатою, перед ними сени, под горницей тюрьма, под комнатою подклет жилой, сбирают в нем с конские продажи пошлинные деньги. Да в селе ж Орефине кружечной двор, а питейную прибыль и таможенную пошлину сбирают в казну… верные головы и целовальники… Да на речке на Идомке винокурня, два анбара, солодовня, изба да овин солодовенный, да в селе за рч. Идомкою бобыльская слободка, а в ней 34 двора, людей в них муж. пола 95».

Входо-Иерусалимская церковь

В 1764 г. этот монастырь был упразднен, монашествующие (настоятельница Александра и три схимонахини) были переведены в Свято-Троицкий Новодевичий монастырь. Церковь была обращена в приходскую. Но приход при ней существовал и раньше упразднения монастыря, как это видно из окладных книг Рязанской епархии за 1676 г. По этим книгам значится следующее: «у Входо-Иерусалимской церкви дворы попа Михаила и попа Василья, двор пономарский и просвирницын, в приходе: двор прикащиков, на церковной земле 2 двора бобыльских и 26 крестьянских, слобода Заидомская – бобыльских 11 дворов деревян Максакова, в ней 8 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 32 дв.), дер. Оксентьева, в ней 15 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 20 дв.), д. Выборкова, в ней 26 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в 1896 г. здесь 42 дв.), д. Гобатово в ней 10 дв. крестьянских, сельцо Верхополье, в нем 14 дв. крестьянских и 1 бобыльский, д. Мокрец – 11 дв. крестьянских и 2 бобыльских, Турбеново – 6 дв. крестьянских (в 1896 г. здесь 25 дв.), д. Медоварцево – 1 дв. крестьянский (в 1896 г. здесь 3 дв.), д. Сенюкова – 2 дв. крестьянских (24 дв.), Еремейково – 3 двора (23 дв.), д. Шерстина – 5 дв. (16 дв.), д. Шамшелово – 5 дв. (20 дв.), д. Вечкино – 2 дв. (11 дв.), Вакулово – 5 дв. (7 дв.), Чирятево – 1 дв. (13 дв.), Янино – 1 дв. (3 дв.) и Чирьево 3 дв. крестьянских (11 дв.). Да по сказке попа Михаила с товарищем церковной земли Государева жалованья – 1 дес. в поле, да в пустоши Прбузцове 35 четв. в поле, сенных покосов на 150 копен, а на ту землю и на покосы писцовой выписи не положили». Из приведенных выше выписок из писцовых книг 1629 и 1674 гг. видно, что в Арефине была деревянная церковь в честь Входа Господа во Иерусалим с двумя приделами в честь св. муч. Бориса и Глеба и преп. Никиты Исповедника. Эта церковь существовала до 1770 г.; в этом же году разрешено было за ветхостью деревянной церкви строить каменный храм с главным престолом в честь того же праздника, приделы же предполагались освятить в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Постройка храма была окончена и престолы были освящены в 1775 и 1776 гг., деревянная же церковь была разобрана, но в каком году, не известно. В то же время строилась и каменная колокольня, но в 1775 г. она упала во время утрени, пробила свод храма, при чем была убита одна женщина, бывшая на богослужении. Вскоре постройка колокольни была окончена. С 1789 по 1806 г. на колокольне были, как видно из церковных документов, «боевые часы железные немецкие», в последующие годы о них не упоминается.
В 1785 г. по прошению прихожан разрешено было устроить в нижнем ярусе колокольни церковь во имя Благовещения Пресв. Богородицы, но это желание прихожан не осуществилось.
В 1846-1851 гг. была вновь перестроена трапеза храма, а в 1868-1872 гг. был перестроен и главный храм. Не однажды были изменены и внутренние украшения храма.

Настоятель-священник села Арефина, Семен Фигуровский 16-го июня 1883 г., согласно прошению, уволен за штат. Исправляющим должность настоятеля этого прихода впредь до усмотрения назначен помощник-священника Петр Адлеров, а на место сего последнего того же 16-го июня определен студент Семинарии Петр Соколов. [1]
24 июня 1888 г. Арефинский приход и причт праздновали пятидесятилетний день служения своего диакона Степана Степановича Херсонского.
Престолов в в храме пять: в холодном храме в честь Входа Господня во Иерусалим, во имя Живоначальной Троицы и св. благоверн. Князя Александра Невского, в трапезе теплой в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. [1]
Из прежде бывшей деревянной церкви хранились два полотняных антиминса; они найдены при переделке каменного храма в 1868 г. под верхней престольной доской. Оба антиминса освящены в 1680 г. митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом, выданы в село Арефино в придельные церкви св. муч. Бориса и Глеба и преп. Никиты исповедника в 1686 г. [1]
Из св. икон от времени боярина Ивана Никитича Романова хранились две иконы – святителя Николая Чудотворца в житии и Живоначальной Троицы. Особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями Владимирская икона Божией Матери. Как драгоценные святыни хранятся: 1) небольшой серебряный крест, а в него вложены небольшие частицы от ризы Господней и от ризы Богоматери, 2) кипарисная обложенная серебром панагия приложенная, по преданию, патриархом Филаретом Никитичем. [1]
Из напрестольных Евангелий обращают на себя внимание два: первое издано в 1627 г. при патриархе Филарете, второе печат. 1748 г. В нем под каждым Евангелистом напечатаны следующие силлабические стихи:
Матфей род Христов плотски родословит
Разны языки к вере в него ловит
О Матфеева предобрая мытня!
Како судию стяжа неумытна!
О святый Марко! Коль сердце ти жарко!
По Христе Бозе в страдании мнозе.
В проповедь слова Завета Егова
Труд положившу тем мир просветившу.
Лука врач виешних скорбей быв искусен.
И святых икон писатель не гнусен
Скорбей душевных лучший врач явися
Чтущ сего книги духовне целися.
Кто он, якоже сей Иоанн, нов Моисей
Бога Слова в Бозе сказа в мудрости мнозе
От девы нетленны воплощенна вод веки
Плотски же Распята да спасет человеки.
Вообще Арефинская церковь украшена весьма благолепно; утварью и ризницей довольно богата. По богатству украшений замечательны воздухи малинового бархата, шитые золотом и жемчугом; стоили эти воздухи более 1000 руб. [1]
В церковной библиотеке хранились следующие старинные книги: Ефрема Сирина печ. в 1768 г. в г. Вильне, Лексикон треязычный сиречь речений словенских, еллино-греческих и латинских изд. 1704 г., письменный нотный ирмологий 18 века и Синодик с лицевыми изображениями неизвестного времени.
Причт при Арфенинской церкви состоял из двух священников, штатного диакона и двух псаломщиков. На содержание их получалось арендной платы за пахотную и сенокосную земли. Процентов с причтового капитала от служб и требоисправлений – всего до 1725 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Арефина и деревень: Чирятева (2 вер. от церкви), Янина (1 вер.), Платцева (1 вер.), Озябликова (1 вер.), Шамшелова (3 вер.), Оксентьева (2 вер.), Еремеева (4 вер.), Медоварцева (5 вер.), Шерстина (2 вер.), Выборкова (3 вер.), Шишкина (4 вер.), Еловки (4 вер.), Евсевьева (4 вер.), Чирьева (4 вер.), Вечкина (4 вер.) и Максакова (1 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1896 г. 1792 души муж. пола и 1982 жен., из них раскольников 24 души обоего пола. [1]

Троицкая церковь Зяблицкого Погоста

Основание церкви на погосте относится к глубокой древности. Из надписи на рукописном церковном Евангелии видно, что в 1586 г. здесь существовала церковь во имя Николая Чудотворца с приделом в честь Св. муч. Параскевы-Пятницы.
В нач. XVII века погост входил в состав вотчины боярина Ивана Никитича Романова. В писцовых книгах 1629-30 гг. отмечено: «на погосте церковь Николы Чудотворца с приделом св. муч. Параскевы – древяна клецки с папертью – строение мирское, при церкви два священника, дьякон, дьячок. Пономарь и просвирница; на церковной земле 31 двор бобылей, оброк с тех дворов платят Никольским попам со двора по гривне на год, да на церковной же земле живут нищие – питаются от церкви Божией; на церковной же земле 27 лавок, 3 харчевни, 9 шалашей, 20 полков, а торгуют в них приезжие с разных городов в один день в неделю и оброки с тех лавок и шалашей платят исстари попам по 18 руб. на год». «Пашни пахотные церковные добрые земли 31 чет. в поле, сена 80 копен».
В летописи Троицкой церкви Зяблицкого Погоста говорится, что в храме находилась замечательная по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная, на которой по краям сделана чеканная надпись: «В лето 7146 (1636) сию чашу на водоосвящение дал боярин Иван Никитович Романов человек Михаил Азарион в Стародубе Воцком в селе Погосте Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Параскевы, нарицаемой Пятницей, по себе и своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя».
Во второй пол. XVII века Никольский погост входил в состав дворцовой Пуроцкой волости, которая затем пожалована боярину Нарышкину.
В 1643 г. в погосте была построена новая деревянная церковь с главным престолом в честь Живоначальной Троицы с приделом во имя Николая Чудотворца. В писцовых книгах 1676 г. мы находим следующее описание церкви: «В погосте Николаевском церковь Живоначальной Троицы, а в церкви местных образов в киотах травчетых: образ И. Христа, образ Рождества Христова, св. Богоявления, Воскресения Христова, Происхождения Честного Креста, св. Живоначальныя Троицы, арх. Михаила, Николая Чудотворца, св. муч. Георгия с житием, в.-муч. Парасковии, да в трапезе образ Чудотворца Николая с житием, у него 10 копеек золоченых, копейка белая да пуло старинное серебряное, да перед местными образы 8 свеч поставных вощеных, свеча около дерева обита белым железом с красками, на свечах подсвешники белого железа. Да в тябле образы деисусы с праздники и с пророки и с праотцы да в подволоке над деисусы образ Спасов. Двери царские с Евангелисты, сень и столбцы на празелени. Да в алтаре за престолом образ Знамение Пресв. Богородицы – убрус полотняной, пелена дороги красные с кисти шелковы, на пелене крест шит золотом, у образа 132 копейки золоченых, 20 белых. На престоле индития киндяк красный, Евангелие печатное оболочено бархатом черным, Евангелисты серебряные басемные золочены, у застежек крюки и петли серебряные, 4 креста благословенных древяных, один из них обложен серебром золочен, покров камка червчатая облоен камкою зеленою, сосуды церковные оловянные, два покрова дороги красные обложены киндяком ценинным, воздух дороги красные обложен дорогами желтыми крест шит золотом, 3 кадила медные, чаша большая водосвятная, другая малая кропильная, кандейка булатная, блюдо да ковш, 2 укропника медные, у деисусов паникадило о 9 шандалах, кисть шелковая с золотом. Двери северные, на них древнее воплощение Божия Сына образ показа во утробу девичу. Да в приделе Николая Чудотворца – образ Николая Чуд. на вырезе. У него гривна басемная, 76 копеек золоченых, образ Николая Чуд. с житием, Преображения Спасова, Пресв. Богородицы Казанские, у Предвечного Младенца венец басемной золочен, 7 копеек золоченых, 8 белых, образ Св. Троицы; пред образы поставные 4 свечи восковых под красками да свеча деревянная, подсвешники белого железа. Да деисусы с праздники и с пророки и с праотцы, у них паникадило медное о 12 шандалах… Двери царские, сень и столбцы на празелени. В олтаре образ Пресв. Богородицы, венец и гривна серебряные золочены, убрус полотняной. Пелена дорогильная ветха да яфимок да 42 копейки золоченых да четверть яфимка да 56 коп. белых да крест выносной. На престоле Евангелие письменное, Евангелисты медные, покров дороги красные обложен дорогами зелеными, на нем крест, индития полотняная, двои сосуды оловянные, два покрова отласных… Двери северные, на них благоразумный разбойник. Да в пределе ж Парасковии-Пятницы – образ Пресв. Богородицы Одигитрии, св. в.-муч. Парасковии с мучением, св. Богоявления, Николая Чуд., св. в.-муч. Парасковии на вырезе с житием в киоте, Николая Чуд. с житием; пред образы 3 свечи поставных восковых на красках да 2 свечи белых. Деисусов – образ Спасов, Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи, арх. Михаила и Гавриила, ап. Петра и Павла. Двери царские, сень и столбцы на празелени. В алтаре за престолом образ Пресв. Богородицы, у него 2 пула серебряных старинных. На престоле индития киндяшная, сосуды деревянные покровцы крашенинне… Да книг: апостол, Евангелие повседневное, 2 минеи, 2 шестоднева, минея общая, 4 трефолоя, минея – июль письменная, служебник, 2 треоди, 2 охтая, Меч духовный, псалтирь читательная, 2 служебника и соборник... В настоящей церкви ризы миткалинные оплечье выбойчатое да риз дорогильные двоеличные оплечье отлас цветной, стихарь дорогильный желтой, два стихаря полотняные выбойчатые да стихарь крашенинный зеленой, поручи камчатные, пояс шелковй с кистьми, фата не велика шелковая, ширинка полотняная шита золотом, уларь тесма красная, патрахель травчета ветха… лампада медная на выносном подсвешнике, да в паперти образ Страшнаго Суда, две херугови полотняные.
На трапезе колокольня осмиугольная верх шатром, крыта тесом, на ней 4 колокола.
А церковь строена приходскими людьми в 151 году. Около церкви огорожено забором в дубовых столбах, в заборе ворота створчатые с малыми воротцами…»
Состав прихода при Троицкой церкви известен из окладных книг Рязанской епархии за 1676 г., в которых сообщается следующее: «В селе Погосте церковь Живоначальной Троицы; у той церкви двор попа Ивана, двор попа Павла, двор вдовой попадьи, а владеет она поповским жеребьем, двор диакона Алексея, дворы пономарский, дьячков и просвирницын, да в приходе: двор воеводской, двор приказной избы подъячего Ивана, двор подъячего Матвея, да на церковной земле 38 дв. Бобыльских и 5 дв. Крестьянских.
Слобода Задоимская, в ней 19 дворов крестьянких; д. Озябликова, в ней 44 дв крестьянских и 9 бобыльских; д. Туробенцова, в ней 21 двор крестьянский и 5 бобыльских; д. Верхополье, в ней 16 дв. крестьянских и 2 бобыльских; д. Янино, в ней 19 дв. крестьянских; д. Платцова, в ней 15 дв. крестьянских и 2 бобыльских; д. Шерстино, в ней 10 дворов крестьянских; д. Еремеевка, в ней 3 дв. крестьянских; д. Медоварцево, в ней 33 дв. крестьянских и 2 бобыльских; д. Сенюкова, в ней 15 дв. крестьянских; д. Польцо – 34 дв. крестьянских и 1 бобыльский; д. Мокрец – 7 дв. крестьянских; д. Максакова – 17 дв.; д. Оксентьево – 2 дв.; д. Шамшелова – 15 дв. крестьянских и 1 бобыльский; д. Вакулова – 4 дв.; д. Вечкино – 3 дв.; д. Бужерово – 11 дв.; д. Шишикино – 27 дв. крестьянских и 4 бобыльских; д. Чирятьево – 5 дв.; д. Евсевьево – 11 дв.; д. Еловка – 15 дв. крестьянских и 4 бобыльских; д. Горы – 18 дв. крестьянских и 1 бобыльский. Да по сказке попа Ивана с товарищи церковной земли 31 четверть с осминою в поле, сенных покосов на 80 копен, да в том селе торгуют в неделе один день и ставятся на церковной земле торговые люди».
По писцовым книгам 1675-77 гг. на церковной земле значилось в щепетильном и красильном рядах 30 лавок, построенных при боярине Ив. Ник. Романове и 7 новых лавок; на церковной же земле в мясном ряду 10 амбаров, 15 лавок, 7 кузниц, харчевня, 60 полков; с первых лавок оброк шел в государеву казну, а со вторых в пользу церкви, что и закреплено было еще раз в 1680 году грамотой царя Федора Алексеевича.
К нач. XVIII века бывшая на погосте деревянная церковь обветшала и по просьбе вотчинника боярина Льва Кирилловича Нарышкина митрополит Рязанский и Муромский Стефан благословил в 1702 г. строить каменный храм.
В храме было устроено два престола: во имя Живоначальной Троицы и св. Николая Чудотворца. В 1745 г. Никольский придел был переустроен и освящен вновь с благословения Алексия, архиепископа Рязанского.
В 1791 г. в южной стороне трапезы устроен другой придел в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы.
В 1795 г. во время бывшего в селе пожара церковь обгорела, иконостасы выломаны, престолы сняты. После возобновления храм был лично освящен Ксенофонтом, епископом Владимирским.
В 1843 г. трапеза храма была значительно расширена и с того времени наружный вид храма оставался без изменений.
Церковь – пятиглавая, кресты на главах прорезные с полулунием внизу и короной вверху; алтарь главного храма с тремя полукруглыми выступами.
В кон. XIX века внутри церковь была богато украшена, имела богатую утварь и ризницу. «Из св. икон своею древностью и богатством замечательны: икона св. Николая Чудотворца в серебряной кованной ризе, Казанская икона Божией Матери в серебряной ризе, венец вызолоченный, а убрус низан жемчугом, и икона Пресв. Троицы в серебряной ризе. Дорогие серебряные ризы имеются также на иконах Пресв. Троицы, Печерской Божией Матери, Спасителя, Смоленской и Страстной Божией Матери. Своею ценностью замечательны также две бархатные плащаницы – положение во гроб Господа И. Христа и Успение Божией Матери – шитые золотом и по местам низаны жемчугом.
Из напрестольных Евангелий замечательно своею древностью рукописное Евангелие. За утратой первого листа время письма его с точностью неизвестно, писано полууставом, начальные слова и зачала писаны киноварью. На Евангелии три различных подписи: 1) пред Евангелием Марка подписано скорописью: «Княж Васильев сын Вяземской», пред Евангелием Луки – «променил есми», пред Евангелием Иоанна – «Книгу Евангелие тетр Спасскому священнику Ивану Юрьеву сыну Новикову, а подписал князь Иван своею рукою»; 2) По листам внизу подписано: «Променил евангелие спасской поп… дмитревскому попу Гаврилу, рукою своею подписал»; 3) Подписано: «Лета 7092 сие Евангелие на престол Чудотворцу Николе и святой Пятнице Обросим Якимов сын Шелепов да Богдан Мелентьев сын Рябчик да Ондрей Васильев сын Згоев по своих родителях и по своих душах, а дали за него три рубли».
Два тельных креста: 1) серебряный вызолоченный с частицами св. мощей Муромских Чудотворцев – кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, кн. Петра и княгини Февронии и праведн. Юлиании (Лазаревской); 2) серебряный с частицами тех же мощей. Замечательна по своей древности водосвятная чаша из красной меди посеребренная, на ней по краям чеканная надпись: «В лето 7146 сию чашу на водоосвящение дал боярина Ивана Ник. Романова человек Михаил Азарион в Стародубе Воцком в селе Погосте Живоначальной Троице да Николе Чудотворцу, мученице Парасковии, нарицаемой Пятнице, по себе и по своих родителях в наследие вечных благ и будущего ради покоя».
Ризница церковная весьма богата; из священнических облачений замечательны – шитые серебром и шелком, передняя сторона фелони почти одинакова по длине с задней и поднимается на пуговицах.
Из богослужебных книг сравнительно древние – минеи месячные изд. 1727 г. с подписью на каждой: 1727 г. октября 11 сии книги приложил в Муромский уезд в село Погост к церкви Живоначальной Троицы дому Александра Львовича и Ивана Львовича Нарышкиных по служителе их Артемие Петрове сыне Суханове, который погребен при оной церкви у оалтарнаго окна».
В церковном архиве хранились следующие грамоты:
1) Храмозданная грамота, данная в 1702 г. Митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном; 2) храмоосвятительная грамота Алексия, Архиепископа Рязанского, 1745 г.; 3) храмозданная грамота 1791 г. Виктора, епископа Владимирского; 4) его же храмоосвятительная грамота 1797 г.; 5) грамота на построение кладбищенской церкви, данная Ксенофонтом, епископом Владимирским в 1819 г.; 6) жалованная грамота царя Федора Алексеевича Троицкой церкви на право получения оброка с лавок, находящихся на церковной земле; 7) копия с писцовой книги писца Лаврентия Денисова 182-184 гг. на земельные владения Троицкого погоста; 8) межевые книги и план генерального межевания. [1]
Причта при Троицкой церкви в кон. ХIX века положено было: два священника, штатный диакон и 2 псаломщика. На содержание причта из разных источников получалось до 2100 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Земли при церкви – усадебной 2 дес. 655 кв. саж., пахотной 22 дес., неудобной 3 дес. и сенокосной около 15 дес. По писцовым же книгам земли значилось около 62 дес., но половина ее заселена прежде бывшими бобылями; взамен ее в генеральное межевание отведен в пользу причта Старицкий остров на р. Оке – 63 дес., но причт владел только 4-й частью острова. [1]
Приход состоял из погоста Зяблицкого и деревень: Бужерова (4 вер. от церкви), Янина (1 вер.), Гор (3 вер.), Польца (4 вер.), Озябликова (1 вер.), Медоварцева (4 вер.), Платцева (1 вер.) и Чирятьева (2 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось в 1897 г. 1966 душ муж. пола и 2095 женского; из них раскольников поморского толка 35 душ муж. пола и 40 жен. [1]

Двухклассное образцовое училище

Несколько лет тому назад, как пало на сердце здешних жителей желание устроить училище. Конечно, вначале это желание было достоянием только не многих лиц, и при разных неудобствах и неустройствах, не могло созреть в короткий срок. Вследствие заявления местных жителей инспектор народных училищ Соковнин дал предложение местному владельцу князю Голицыну, через доверителя его Бычковского, об отводе места для постройки училища. По тесноте построек местных жителей, долго не находилось удобного места. Тем временем Соковнин выбыл, а на место его определен был инспектор Юзефович. При кратковременном занятии своей должности этот инспектор не мог подвинуть начатое дело. Здесь особенно является заботливость доверителя князя, Бычковского, который, несмотря на неопределенное положение дела вследствие указанной перемены инспекторов, исходатайствовал сначала у общества каждогодный обязательный ремонт на отопление и освещение училища, потом – пособие у земства, наконец, обратясь в достаточным лицам, испросил на первоначальное устройство училища около 2000 руб., при чем даже бедные заявили ему свое сочувствие. С прибытием нового инспектора Новикова местные жители не замедлили заявить ему свою заботу об открытии училища. Но лишь только представлена была докладная записка с объяснением настоятельной нужды жителей в образовании детей и готовности их пожертвовать сумму до 2000 руб. на постройку училища, как Новиков был перемещен на службу в другую местность. На место его поступил Мельницкий, на долю которого и выпало открытие училища. О дне открытия предварительно были извещены доверителем князя, Бычковским, лица, участвующие в пожертвованиях, равно и те, которых дети могут получить образование в этом училище. В назначенный день (18 марта 1873 г.) инспектор, явившись, пригласил всех, после литургии, в дом училища. Здесь перед совершением молебствия, он сказал свою общедоступную речь, в которой указал народу на открытие училищ, как на залог благосостояния общественного.
После него законоучитель – местный священник сказал от себя речь следующего содержания:
«В то время, когда уже несколько сот училищ воспитывают народное юношество на всем пространстве нашего отечества, довелось и нам устроить училище. Правительство, по вниманию к настоятельным потребностям вашей жизни, за сочувствием вашим и готовностью – ему содействовать, открывает в здешней местности двух-классное, так называемое, образцовое училище. Побуждайте детей ваших приходить сюда. Здесь они постепенно будут просвещаться светом Божиих заповедей; закон Божий будет понятен им и принят сердцем их; они научатся не только бояться Бога, но и любить Его искренно; приобретут навык отзываться в жизни своей на призыв благодати детским послушанием православной вере, церкви и постановлением ее: а это будет верным залогом хранения в будущем нашего православия.
Вековые предрассудки, разные виды суеверия, распущенность нравов наложили постепенно тяжесть на народную жизнь. Благодарение промыслу! Здесь в школе полагается сила образования, которая снимает эту тяжесть. Эта именно сила раскроет в детях справедливые понятия о всем честном, полезном, существенно необходимом. А вам остается испрашивать у Подателя всех благ, чтобы добрые начала, полагаемые образованием, живее и сильнее прививались к детским понятиям.
Перед сею св. иконой благоверного князя Александра Невского, принесенной в дар училищу, ваши дети, вспоминая о чудесном сохранении жизни Государя Императора – виновника благоденствия народного, приучатся быть искренно верно-подданными ему: а это будет основанием нашего благоденствия и славы нашего отечества. Сегодня вы собрались собственно на праздник ваших детей. Этот праздник со временем перейдет в вашу семейную жизнь, направит к истинной пользе вашу деятельность, устроит ваше довольство.
Чтобы освятить такой праздник, нужно испросить благословение Божие. Молитва и учение, церковь и школа, религия и жизнь одно с другим должно иметь самую крепкую связь. В молитве выражаются наши чувства; в учении эти чувства крепнут, в церкви мы освящаемся, в школе приготовляемся к освящению; в религии скрыты вера и благочестие, в жизни они являют человека христианином: вот какова их связь и назначение! Знайте, что учение в христианской школе основано на учении св. церкви.
Итак освятим начало открытия нашей школы молитвенным обращением к Богу, чтобы Он послал Духа истины сим предстоящим детям, и они, напутствованные и руководимые Им, будут возвращаться отселе к вам с образованием сердца и любовью к добру, на счастье ваше».
После этой речи началось общее молебствие. Надобно было видеть, как бедные отцы и матери слезно молились с преданностью воле Божией и надеждой на силу образования. По окончании молебствия все, участвующие в торжестве открытия школы, были приглашены в дом купца Андрея Якимовича Егунова на гостеприимное хлебосольство.
Законоучитель, свящ. Василий Иоаннович Соколов.
Учащихся в училище 1896 г. было - 94.

Открытие и освящение церковно-приходской школы 11 декабря 1883 г.
Читатель, хорошо знакомый с этим селом совместно с Зяблицким погостом, быть может, удивится и скажет: к чему де открывается подобное училище там, где есть уже два — двухклассное мужское и одноклассное женское? И я, пожалуй, согласился бы с ним, если бы сам, лично, не убедился в необходимости третьего училища для этих многочисленных приходов.
Знакомясь с прихожанами при исправлении различных священнодействий и треб на домах, я от многих слышал печальные жалобы на то, что дети их остаются неграмотными или малограмотными за недостатком училищ и учителей. Действительно, как ни переполнены наши два училища, однако ж они не могут удовлетворить желанию многих родителей, от чего одни совсем не обучают детей, а другие отдают — на выучку к старым, суеверным девам начетчицам. Чего ожидать от этих учительниц и учеников?
Мысль о том, как бы помочь этим несчастным родителям и их детям, крепко легла мне на сердце и породила новую мысль — открыть училище и учить в нем детей. К тому же в последнем деле согласилась помогать мне жена моя Юлия Соколова, которая, по окончании курса во Владимирском Епархиальном женском Училище, состояла учительницей в земской школе, следовательно уже знакома с методом обучения детей.
Завести училище — задача ее легкая. Для него нужно помещение, обстановка, отопление и прислуга. Но доброму делу Бог помогает. Помещение для училища нашлось, — это праздный церковный дом, на занятие которого не встретилось никаких препятствий. Где же средства? И они нашлись. К просьбе моей сочувственно отнесся наш церковный староста, потомственный почётный гражданин, Иван Ананьевич Гаврилов. Он обещал на свои средства приготовить классную мебель для предполагаемого училища и — ежегодно жертвовать на отопление и прислугу. При таких, неожиданно, благоприятных условиях осуществить задуманное, я обратился с просьбою к нашему Архипастырю Высокопреосвященнейшему Феогносту о том, чтобы благоволил мне дать дозволение открыть училище в церковном доме, утвердив меня законоучителем и учителем, жену мою помощницей, а жертвователя попечителем; при этом просил оказать помощь училищу высылкой из Александроневского Братства книг и учебных пособий. Владыка с отеческим сочувствием отнесся к моей просьбе, — разрешил и благоволил выслать для школы книги и учебные пособия.
К 11 числу декабря 1883 года все было приготовлено для открытия школы нашим заботливым попечителем. По данным повесткам чрез Волостное Правление в назначенный день — после божественной Литургии, дети, желающие учиться, в большем количестве, вместе с своими родителями, а также многие почётные лица собрались в дом, назначенный для училища; куда принесены были из храма и святые иконы. Пред началом молебна священник Соколов произнес экспромтом следующую речь:
«Отцы и матери! Ныне наше общее горе, — что дети остаются неграмотными за недостатком училищ и учителей, сменяется радостью. Наш Архипастырь, Высокопреосвященнейший Феогност, отечески заботясь о грамотности среди простолюдинов вверенной ему паствы, разрешил нам открыть училище, в котором, дети ваши безмездно будут обучаться и пользоваться некоторыми книгами и учебными пособиями, высылаемыми из Александро-Невского Братства. Содержание же для училища дает всем нам известный благодетель, этот почтенный старец, Иван Ананьевич. Не далее — как с следующего дня дети ваши начнут учиться. Чтобы был успех в умственном и нравственном развитии детей - учеников, вам, родители, необходимо выполнить следующие условия. Что может сильнее действовать на ребенка, как не слова отца и матери?! Родитель скажет детищу: не делай так, и оно слушает. Значит, если вы будете часто говорить детям о том, чтобы они не ленились, были внимательны к словам учителя, послушны, благонравны, то сделаете большое подспорье учителю. Затем, — вы не должны удерживать детей дома в учебный день, а невозможности стараться, чтобы они посещали школу неопустительно. Ведь все уроки один с другим связаны, как бы нитью, — если ученик, не явившись в училище, пропустит один, два или несколько уроков, то теряет в дальнейшем всякую связь с пройденным нему уже трудно учить следующие уроки. Мне, недавно оставившему учительскую деятельность, еще живо припоминается, — как сами родители оставляли детей дома на день и более без всяких уважительных причин. Спрашиваешь, бывало, ученика: почему ты не приходил в школу? Отвечает: «тятя заставил рубить хворост». Спросишь о том же ученицу, — говорить, — «что мама оставила качать ребенка». Рассудите сами, — насколько уважительны эти причины и постарайтесь избегать неблагоразумия подобных отцов и матерей.
Дети и друзья мои! Вы все, я думаю, видали маленьких пчелок. Посмотрели бы на них, как они собирают медок с разных цветочков для пищи себе. Сколько тут прилагают труда и усердия, чтобы не оскорбить матки своей, которая заставляет их делать это. Вот и вам, дети, подобно маленьким пчелкам, с завтрашнего дня предстоит возможность собирать из разных книжек пищу для ума своего, что вам пригодится, — когда будете взрослыми. Будьте же и вы усердны, внимательны и трудолюбивы при своих занятиях, как пчелки при своих; — чем порадуете родителей своих и учителей. Кроме того живите смирно между собою; не берите ничего у товарищей украдкой; если в чем будете нуждаться, — обращайтесь с просьбою к учителю.
Теперь помолимся Богу, Господу разумов, чтобы Он вразумил, научил и направил сердца этих невинных детей на славу Себе, для блага Царя и Отечества, на пользу ближних и на утешение родителей. «Призри с небесе, Боже, и вождь, и посети виноград сей, и утверди его же насади десница Твоя!»
Молебное пение пред началом учения — с водоосвящением при стройном пении приходских певчих совершали духовник ведомственного округа священник Фигуровский и священник Соколов. По окончании сего были произнесены многолетия Государю Императору, Государыни Императрицы, Наследнику и всему Царствующему Дому, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Феогносту и Преосвященному Иакову, учащим и учащимся и попечителю.
Этим и закончилось наше торжество.
/Свящ. П. Соколов/

К Троицкой церкви Зяблицкого погоста приписана Кладбищенская церковь во имя Всех Святых. Церковь эта каменная, построена тщанием крестьянина Якова Семенова Каторгина в 1819 году. Церковь – холодная и служба в ней совершается только летом.
Утварью, ризницей и св. иконами церковь снабжена вполне достаточно.

К Троицкой церкви приписана вновь построенная каменная церковь в дер. Польце. В этом храме три престола: 1) во имя Живоначальной Троицы; 2) св. Николая чудотворца; 3) св. пророка Осии. Церковь устроена, украшена, снабжена ризницей и утварью на средства купца Иродиона Гавриловича Быкова, общества д. Польца и разных частных благотворителей. Богослужение совершается в ней причтом Троицкой церкви.

Сейчас при Троицкой церкви села Арефино имеется приход Русской православной церкви, относящийся к Кулебакскому благочинию Нижегородской и Арзамасской епархии.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Борисоглебский монастырь, с. Борисоглеб.
Перемиловы горы
Погост Перемиловская Пустынь, Вачский район, рч. Поповка.
Село Жайск
Категория: Муром | Добавил: Николай (05.10.2016)
Просмотров: 3942 | Комментарии: 1 | Теги: владимирская губерния, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 21:02, 13.01.2022
Приложение 1

Арефинское волостное правление
учреждено согласно «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г. и являлось исполнительным органом крестьянского самоуправления.
Во Владимирской губернии «около 27-го марта 1861 года в уездах были образованы Особые Комиссии для распределения селений временно-обязанных крестьян на волости. Проекты образования волостей, предъявленные Уездным Дворянским Собраниям в начале Мая, подлежали утверждению Губернского по крестьянским делам Присутствия, после чего Мировые Посредники приступили к открытию волостных управлений… в начале Августа в губернии уже функционировали все волостные правления…».
Арефинское волостное правление состояло из волостного старшины, всех сельских старост волости и исполняло функции, которые были прописаны законодательными актами для волостных правлений России. Ведению волостного правления подлежали: взимание податей и недоимок, распределение и контроль за исполнением натуральных повинностей, расходование денежных сумм, определение и увольнение должностных лиц, работавших в правлении по найму, продажа имущества крестьян по казенным и частным взысканиям, учет нижних чинов запаса. В соответствии с воинским уставом волостное правление проводило удостоверение приговоров сельских сходов, свидетельствовавших о наличии в семье призывника нетрудоспособных. Устав о земских повинностях вменял в обязанность волостного правления наблюдение за исполнением военно-конской повинности, уставы об акцизных сборах требовали от волостного правления содействия акцизным чиновникам в сборе сведений о табаководстве. Волостное правление должно было выдавать патенты на продажу табака и провозные свидетельства. В соответствии с положением о найме на сельские работы волостное правление выдавало договорные листы лицам, нанимавшимся на сельскохозяйственные работы. Согласно лесному уставу волостное правление могло участвовать в торгах по продаже казенного леса, а по оброчному уставу – в торгах по отдаче в оброк казенного имущества. В волостном правлении производились почтовые операции, прием и выдача корреспонденции, продажа почтовых знаков и т. д.
Ведение делопроизводства в волостном правлении возлагалось на волостного писаря. По общему положению 1861 г., Арефинское волостное правление подчинялось мировому посреднику, после их упразднения в 1874 г. – Муромскому уездному по крестьянским делам присутствию. По закону от 12 июля 1889 г. о введении института земских начальников – земскому начальнику.
Волостные правления, в том числе и Арефинское волостное правление, прекратили свое существование на основании постановления Временного правительства «О волостном земском управлении» от 21 мая 1917 г.
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru