Главная
Регистрация
Вход
Среда
18.12.2024
13:42
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Борисоглеб, Муромского района

Село Борисоглеб

Борисоглеб — село в Муромском районе Владимирской области России. Административный центр Борисоглебского сельского поселения, объединяющим 8 сёл, 31 деревню и 1 поселок.
Село расположено на правом берегу реки Ушны, в 18 км на север от Мурома.

- Стоянка 1 (Борок 1) (неолит) находится в 0.5 км. к северо-востоку от села, западная часть дюнообразного всхолмления в пойме левого берега р. Ушна, к северу от старицы, к западу от шоссе Р-76 Муром-Нижний Новгород. Размеры всхолмления 100х80 м., высота над поймой 1.5-2.0 м. Поверхность нарушена ямами. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой и ямочно-веревочной орнаментацией, предположительно балахнинской культуры, кремневые скребки, отщепы. [2]
- Стоянка 2 (Борок 2), (неолит) находится в 0.6 км. к северо-востоку от села, дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Ушна, а западу от старицы, 70 м. к востоку от Стоянки 1. Размеры всхолмления 60х40 м., высота над поймой 1.8-2.5 м. Найдены обломки лепных сосудов полуяйцевидной формы с ямочно-гребенчатой орнаментацией, кремневые отщепы. [2]
- Стоянка 3 (неолит) находится в 0.5 км. к северу от села, люнообразное всхолмление левого берега р. Ушна, урочище Шалав бугор. Керамика лепная, толстостенная, с органическими примесями в глиняном тесте, украшенная ямчатыми вдавлениями различной формы, предположительно Волосовской культуры, кремневые наконечники стрел удлиненной листовидной формы, скребки, отщепы. [2]
- Поселение 1 (Площадь) (эпоха бронзы), по данным 1920-х гг., расположено в 0.5 км. к северу от деревни, на дюнообразном всхолмлении в пойме левого берега р. Ушна, в урочище. Неподалеку от стоянки 3. Керамика лепная, без орнамента бронзового века, бронзовый наконечник стрелы. [2]
- Поселение 2 (эпоха бронзы, 11-13 вв.), по данным Т.Б. Поповой 1960-х гг., расположено на расстоянии ок. 3 км. к юго-востоку от села на всхолмлении в пойме противоположного от села левого берега р. Ушна, близ курганного могильника 1. Керамика лепная Поздняковской культуры, близкая по характеру орнаментации найдены в погребениях курганного могильника 1, а также гончарная древнерусская. [2]
- Курганный могильник 1 (эпоха бронзы) находится ок. 3 км. к юго-востоку от села, всхолмление в пойме противоположного от села левого берега р. Ушна, урочище Могильцы. Насчитывал 25 насыпей высотой до 1.5 м., сильно расплывшихся, без следов ровиков. Исследованы (Т.Б. Попова, 1963-1965 гг.) 22 кургана. Костяки практически не сохранились. Погребения совершались либо на древнем горизонте, либо, чаще, в глубоких (до 2 м.) подкурганных могильных ямах размерами до 3х2 м., ориентированных главным образом с северо-востока на юго-запад. На уровне погребенной почвы под насыпями курганов, рядом с погребениями или на краю могильных ям, обнаружены следы ритуальных костров и тризн в виде угля, золы, костей животных. Здесь же найдены целые и фрагментированные сосуды и большинство вещей, сопровождавших погребенных. Сосуды лепные, плоскодонные, реже - с уплощенным дном, иногда острореберные и на поддоне, с пышной орнаментацией в верхней части из оттисков зубчатого штампа, нарезок, ямчатых вдавлений, «жемчужин» и т.п. Среди других находок - бронзовые ножи и кинжалы, бляхи с пуансонным орнаментом, браслеты с витыми концами, золотая серьга, кремневые наконечники стрел, в т.ч. башнеобразной формы, ножи, скребки и т.п. Т.Б. Поповой могильник отнесен ко второй стадии развития Поздняковской культуры, датированной 14-12 вв. до н.э. [2]
- Поселение 2 (11-13 вв.), по данным Т.Б. Поповой 1960-х гг., расположено на расстоянии ок. 3 км. к юго-востоку от села на всхолмлении в пойме противоположного от села левого берега р. Ушна, близ курганного могильника 1. Гончарная древнерусская керамика. [2]
- Курганный могильник 2 (10-13 вв.) находился ок. 1 км. к востоку от центра села, надпойменная терраса противоположного от села левого берега р. Ушна, 0.25 км. к востоку от шоссе Р-76 Муром-Нижний Новгород, в сосновом лесу. 120 округлых или овальных в плане насыпей, составляющих три компактные группы (60, 40 и 20 курганов), занимающих площадь ок. 4 га. Насыпи имеют высоту 0.3-3.0 м., диаметром 2-20 м. Большинство курганов высотой до 1 м. Исследованы (возможно, А.И. Смирнов, 1904 г.; А.Е. Леонтьев, 1983) 22 кургана. Курганы, предположительно раскопанные А.И. Смирновым. Содержали трупоположения с западной и северной ориентировкой. Среди находок - лепная муромская и гончарная древнерусская керамика, бусы, перстни и т.п. А.Е. Леонтьевым исследованы два кургана, не содержавшие следов захоронений. Могильник отнесен к смешанному славяно-финскому населению, датирован 10-12 вв. [2]
- Курганный могильник 3 находился в 1.2 км. к востоку от центра села, надпойменная терраса противоположного от села левого берега р. Ушна, в лесу, у дороги в детский оздоровительный лагерь, 0.2 км. к востоку от курганного могильника 2. Семь насыпей. Из которых центральный имеет высоту 3 м., диаметр 25 м., остальные - высотой до 1 м., диаметром 3-7 м.

По легенде в старину пришел на то место, где теперь стоит с. Борис-Глеб, крестьянин Борис и поселился здесь, и вскоре рядом с ним поселился крестьянин Глеб. Впоследствии здесь стали селиться другие крестьяне, а село назвали в честь первых поселенцев - Бориса и Глеба. Легенда записана муромским краеведом А.А. Епанчиным в г. Муроме на растворном участке завода ЖБИ от электрика, крестьянина д. Кривиц, Михаила Власова, в 1970-е гг.
Князь Глеб владел Муромом с 988 по 1015 гг. Здесь на месте будущего села располагалась загородная резиденция князя Глеба Владимировича.
Согласно древней легенде «... егда приде святый Глеб ко граду Мурому, и еще тогда неверный быша людие и жестоцы, и не прияша его к себе на княжение, и не крестишася, но сопротивляхуся ему. Он же оттъеха от града 12 поприщ на реку Ишню и тамо пребываше до преставления святаго отца его...».
Может быть, этот загородный дворец кн. Глеба был на том месте, где сейчас село Борисоглеб, и на месте этого дворца, по установлении празднования св. благов. Кн. Борису и Глебу, был устроен кем-то из Муромских князей монастырь, а село возникло, как слободка при Борисоглебском монастыре.
С XVII века село принадлежало дворянам Борисовым.
В кон. XVIII века замежевано сообща в одну дачу генерального межевания с деревней Благовещенской (позже стало селом). В них было 160 дворов, муж. 599, жен. 585, всего 1184 души. Примечание гласит: «село на правой стороне реки Ушны; дачею реки Оки, озер: Линюха, Лухринского, Вохрина, речки Переделки, на левой стороне озера Моцкого, на правой и по обе стороны озер: Долгого, Деюшного, Шавалихи, Рахры, Ситного, Припоржен, реки Ушны, речек: Гостивки, Лифоровки, Глебовой, Устья Максимовки, оврагов: Великого, Большого и Малого Бучага, Волнинского, и безъимяннаго и большой дороги из г. Мурома в г. Гороховец; земля серо-иловатая; хлеб и покосы – средственны, лес строевой и дровяной. Ведения Казенной Палаты. Генеральное межевание застало в селе 3 каменных церкви упраздненного мужского монастыря и 1 деревянную – приходскую, во имя зачатия св. Иоанна Предтечи.
В кон. XIX века в селе 198 дворов, муж. 569, жен. 552, всего 1121 душа. В селе существует 3 каменных храма, деревянной же церкви нет. Здесь открыто церковно-приходское училище с 48 мальчиками. Крестьяне занимаются сельским хозяйством и рыболовством. В селе: 2 овчино-выделочных заведения, шерстобойное, кузнечное, 5 ткацких светелок, кирпичное, постоялый двор. Отхожим промыслом пользуются бурлаки. Близ села водяная мукомольная мельница.
До Мурома – 16 вер., камеры Земск. Нач. – 13 вер., села Чаадаева – 5 вер., пунктов: Климова – 15 вер. и Булатникова – 15 ¼ вер.
До революции — крупное село Чаадаевской волости Муромского уезда.
«На-днях состоялось освящение специально построенного помещения для маслобойного завода местной молочной артели. Здание это выстроено вместо сгоревшего в мае месяце 1913 г. во время пожара, жертвой которого стало 96 крестьянских дворов.
Таким образом артель, вступила в третий год своего существования, делая успехи несмотря на то, что ей пришлось конкурировать с заводом частного предпринимателя» («Муромский край», 14 января 1914).
«Лесопильный Борисоглебский завод, Чаадаевой, вол. Постройка деревянная, много разбитых окон, ветер ходит по всему корпусу, поднимает пыль, которая летит в глаза рабочим. Общежитие рабочих очень тесное – в одном доме помещается 37 человек, сделаны общие нары, окна одинарные. Когда приходят рабочие в общежитие, то из складываемой одежды и обуви получается такой запах прели и…, что совершенно нет никакой возможности находиться в помещении. Кроме занятого общежитием помещения есть еще два дома, один принимался конторой, другой же заведующим. За последнее время контора переведена в дом заведующего, а где была контора - помещены женщины, но этого недостаточно. Построек же больше при заводе не имеется и рабочих поместить некуда. Рабочие жалуются, что им не дают ру…, без которых невозможно работать, продовольствием снабжаются плохо: за январь муки получили всего по 10 ф.» («Луч», 1 мая 1921).
«В Борисоглебской кооперативной сыроварне пускали после ремонта двигатель. Последний своими силами не пожелал идти. Обратились в Муром к Евстифееву. Тот на высланной подводе приехал и нашел, что подшипники были туго подвернуты. За то, что их отвернуть, спец взял 50 руб. и пять головок сыра» («Красный Луч», 1 окт. 1924).
С 1929 года село являлось центром Борисово-Глебского сельсовета Муромского района и центральной усадьбой колхоза им. Коментерна.
«Борисо-Глебская сельско-хозяйственная артель им. Сталина организована в 1929 году. Весной 1930 года в артели состояло 142 хозяйства, теперь уже насчитывается 285 хозяйств. В настоящий момент с. Борисо-Глеб коллективизировано на 81,5 проц.» («Муромский рабочий», 13 ноября 1931).
Борисоглебский колхоз в 1930 году объединял 51 хозяйство, а в 1931 г. в колхоз вошло уже 112 хозяйств или половина всего населения.
В годы войны 325 жителей села ушли на защиту Родину от врага. 269 из них погибли.


Чембарова Прасковья Егоровна – заведующая свинофермой колхоза им. Коминтерна, Герой Социалистического Труда

Чембарова Прасковья Егоровна родилась 4 октября 1898 года в дер. Волнино (ныне Муромского района). Трудилась заведующей свиноводческой фермой колхоза имени Коминтерна в селе Борисоглеб. В 1948 году получила 13,9 тонны свинины в живом весе на 787,9 гектара закрепленной за колхозом облагаемой пашни.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году при выполнении колхозами обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов и плана развития животноводства по всем видам скота Чембаровой Прасковье Егоровне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В дальнейшем вышла на заслуженный отдых.
Умерла 9 июля 1983 года.
Награждена орденом Ленина (17.06.1949), медалями.

Администрация Борисоглебского Сельского округа Администрации округа Муром действует с 14 февраля 2002 г. Глава сельского округа - Орлов Егор Иванович. Улица Коминтерна, д. 18. Организация ликвидирована 5 августа 2013 г.
Администрация Муниципального Образования Борисоглебское Муромского района зарегистрирована 9 декабря 2005 г. Глава администрации муниципального образования борисоглебское муромского района - Щепалина Людмила Николаевна. Село Борисоглеб, улица Коминтерна, д. 18.

Численность населения: в 1859 г. – 733 чел.; в 1897 году — 1017 чел.; в 1905 г. – 1134 чел.; в 2010 году – 294 муж. и 365 жен., всего 659.

«Борисоглебская школа работал в истекшем году нормально, но перегруженность школы учащимися при 2-х школьных работниках отоплялась но продуктивности в занятиях. Необходим еще один—два работника. Само школьное здание, благодаря умелому заведыванию шкраба Кедрова, сохранилось и требует только небольшого ремонта» («Луч», 22 августа 1923).
МБОУ Борис-Глебская СОШ действует с 13 мая 2002 г. Директор - Стряпкина Людмила Николаевна. Прудовая улица, д. 49.
В 2002 году в школе открыт краеведческий музей, рассказывающий о прошлом и сегодняшнем дне села.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение - Детский Сад № 8 с. Борисоглеб действует с 23 ноября 1999 г. Заведующая - Павлова Елена Юрьевна. Первомайская улица, д. 16. Организация ликвидирована 19 февраля 2009 г. Правопреемник - МБОУ Борис-Глебская СОШ.
Муниципальное Образовательное Учреждение для Детей - Сирот и Детей, Оставшихся без Попечения Родителей - Борисоглебский Детский Дом действует с 15 октября 2001 г. Первомайская улица, д.16. Организация ликвидирована 26 июня 2006 г.


Село Борисоглеб, ул. Коминтерна, д. 98
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Борисоглебская участковая больница" действует с 30 ноября 1998 г. Главный врач - Расулова Светлана Леонидовна. Организация реорганизована 1 июля 2014 г. Правопреемник - ГБУЗ ВО МГБ № 3.

Улица Коминтерна, д. 16. МБУ "Борисоглебский ДК" зарегистрирована 29 ноября 2010 г. Директор - Клюйкова Ирина Анатольевна.
Борисоглебская сельская библиотека открыта в 1929 году. В читальном зале библиотеки висит картина местного художника И.П. Борисова с изображением ветеранана войны и труда с семьёй у памятника погибшим воинам – землякам.


Памятник жителям села, погибшим в ВОВ

Сельхозартель (колхоз) им. Сталина основали в 1929 году. В 1934 г. колхоз стал называться им. Коминтерна. После войны колхоз им. Коминтерна дважды расширялся за счёт объединения с соседями (в 1950 и 1975 гг.).
СПК им. Коминтерна действует с 17 ноября 1999 г., Улица Коминтерна, д. 18. Основным видом деятельности является «Разведение крупного рогатого скота». Организация ликвидирована 15 ноября 2013 г.
ООО "Борисоглебское" зарегистрирована 26 сентября 2002 г. Генеральный директор - Киренкова Валентина Алексеевна. Адрес: село Борисоглеб, Народная улица, д. 1а. Основным видом деятельности является «Смешанное сельское хозяйство». Ферма КРС на 1200 голов.
Малое Предприятие "Пчеловодческое" действует с 3 декабря 1990 г. Организация ликвидирована 29 июня 2011 г.
ООО "Порт Муром Плюс" зарегистрирована 23 мая 2007 г. Генеральный директор - Сосунов Алексей Николаевич. Народная улица, д. 1а. Основным видом деятельности является «Охота, отлов и отстрел диких животных, включая предоставление услуг в этих областях».
ООО "Есеновичское Карьероуправление" зарегистрирована 18 января 2006 г. Улица Коминтерна, д. 18. Основным видом деятельности является «Разработка гравийных и песчаных карьеров». Организация ликвидирована 17 сентября 2013 г.

ООО "БИЗ" ("БОРИСОГЛЕБСКИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД") зарегистрирована 25 августа 2008 г.
Для осуществления лесозаготовки, всегда были необходимы пилы, способные произвести качественную деревообработку. Для этих целей были изобретены специализированные рамные станки. Но со временем, прогресс оставил лесопильные рамы позади. Новые технологии и новые потребности вынудили производителей изготавливать другие виды лесопильного инструмента, прекращая производство лесопильных рам. Большим спросом стали пользоваться ленточные пилы, дисковые и тарные, вытесняя с рынка рамный инструмент. Но, не смотря на изменения в потребностях рынка, остается очень большое количество производителей, пользующихся рамными станками. Рынок нуждался в дальнейших поставках рамного инструмента. По этой причине, для возобновления полноценного производства лесопильной промышленности, в 2008 г., был создан Борисоглебский Инструментальный завод.
Основные направления деятельности – производство и продажа деревообрабатывающего инструмента, оказание услуг по ремонту и сервису деревообрабатывающего инструмента.
Генеральный директор - Ухов Александр Николаевич.
Адрес: Зеленая улица, д. 10а.
Сайт: http://bizpila.ru/

Борисоглебский монастырь

По преданию Борисоглебский монастырь основан на рубеже Х-ХІ веков муромским князем Глебом.
Согласно легенде в 1228 г. здесь приняла постриг Евдокия - дочь муромского князя Давида Георгиевича и его супруги Евфросинии, известных под именем князей Петра и Февронии.
Первые достоверные сведения о Борисоглебском монастыре встречаются в Никоновской и Новгородской четвёртой летописях и датированы первой пол. XIV в.
Во Владимирской летописи под 1346 г. читаем: «Того же лета (6854 г. т.е. 1346) преставися князь Василей Ярославич Муромский, в черньцех и в скиме, положен бысть в Муроме, в церкви святую мученику Бориса и Глеба». Никоновская летопись уточняет: «... в монастыре на Ушине, при митрополите Феогносте». А из Новгородской четвертой летописи узнаем, что князь Василий Ярославич скончался зимой 6853 г., то есть в конце 1345 г.
Выполняя функции духовного центра (распространение идей христианства, письменности и передовой культуры Византии, Греции, Болгарии среди местных народностей) монастырь сыграл важную роль и в экономическом освоении края.
В 1455 г. боярин Василий Матвеев (Иватин) завещал своим детям Григорию и Василию земли, деревни и села в Муромском уезде в бассейне рек Ушны и Мотри. У Григория Васильевича было два сына: Дмитрий и Иван Черток. От прозвища последнего пошла известная дворянская фамилия Чертковы. Василий Васильевич Матвеев имел прозвище «Чегодай» (русская форма от татарского «Джагатай»). От него пошли не менее известные Чаадаевы. От брата Василия Матвеева - Бориса - ведет свое начало род Борисовых. Согласно завещанию Василия Матвеева (Иватина) Василий Васильевич Чегодай передал село Бестуницкое (Бестумицы, позднее Чегодаево, а ныне Чаадаево) Троице-Сергиеву монастырю. Это вызвало протест со стороны его родного брата Григория и двоюродного брата Ивана Борисова. В 1484-1485 гг. в царствование Ивана III происходило судебное разбирательство. Учитывая желание завещателя, земли и села (в том числе и Чаадаево) остались за монастырем.
Впоследствии Борисовы не раз вступали в конфликт с приказчиком Троице-Сергиева монастыря относительно села Чегодаево. Так, 20 июня 1510 г. Андрей, Иван, Давид, Борис Борисовичи Борисовы потребовали разграничить земельные владения монастырской вотчины от их собственной. Борисовым принадлежало одноименное село Борисово, сохранившееся до наших дней.
К северу от Рождественской церкви бывшего Борисоглебского монастыря находились пять бесценных белокаменных надгробий XVI - XVII вв. с высеченными надписями. Некогда они лежали на могилах Борисовых.
Борисовы принадлежали к древнейшим дворянским родам России. Их предок Василий Матвеев (Иватин) во второй пол. XV в. верой и правдой служил царю Ивану III, за что и был награжден многочисленными вотчинами в Муромском уезде. В XVI в. его потомки продолжили дело основателя рода. В Муромской Десятне 1597 г. записан дворянин Иван Афонасьевич Борисов. За несение военной службы он владел 400 четей (224 гектара) земли и ежегодно получал из государственной казны денежное жалование в размере семи рублей. Там же находим сведения о Федоре Алексеевиче Борисове, убитом, как гласит надгробная надпись, «на государевой службе» в апреле 1609 г. В 1590-е гг. Ф.А. Борисову принадлежало 250 четей (140 гектар) земли, а также семирублевый денежный оклад. По всей видимости, Ф.А. Борисов погиб в Смутное время, сражаясь на стороне царя Василия Шуйского против сторонников Лжедмитрия. Сыновья Федора Борисова Семен и Дмитрий впоследствии были погребены вместе с отцом - за алтарем Вознесенской церкви Борисоглебского монастыря, ставшим родовым некрополем этого древнего рода. Судя по надгробной надписи, Семен Борисов принял иноческий постриг в обители. Здесь же нашла свой последний приют и дочь Дмитрия Федоровича Борисова Пелагея.

12 мая 1606 г. муромец Григорий Семенов сын Борисов получил из казны шесть рублей за службу в Рязани и Васильеве. Впоследствии ратную службу Г.С. Борисова продолжил его сын Степан. Сохранилась любопытная грамота, датированная 3 февраля 1682 г. об отставке Степана Борисова: «От царя и великого князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца в Муром столнику нашему и воеводе князю Михаилу Федоровичу Шейядякову (Шелудякову). По нашему великого государя указу, муромец Степан Григорьев сын Борисов за его службы и для старости и увечья от нашие государевы полковые службы отставлен, а в его место нашу государеву полковую службу с поместья его велено служить сыну его Ивану. И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б муромца Степана Борисова в нашу государеву службу в полки бояр наших и воевод ныне и впредь высылать не велел, а прочет сю нашу великого государя грамоту и списав с нее список, отдал ему, Степану, а список за своею рукою оставил бы в Муроме в приказной избе впредь для иных наших воевод и приказных людей».
В XVIII в. Борисовы стали потомственными дворянами и получили свой герб. В Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи находим его описание: «Щит разделен на четыре части. В первой и четвертой части, в голубом поле изображены по одной серебряной луне. Во второй части в золотом поле шпага, эфесом в верхнем левом углу обращенная. В третьей части в золотом же поле три страусовы пера. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен золотом».

В царствование Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) Борисоглебский монастырь был одарен новыми землями. Некоторые краеведы (В. Добролюбов) связывают это c близкими родственными отношениями Борисовых и правителя Бориса Годунова.
На рубеже XVI-XVII вв. владения монастыря простирались более чем на двадцать пять верст. Обители принадлежало: Татарово, Ожигово, Пенза, Благовещенское, Вареж, Петроково Степаньково, Барановка, Глебовка, Борис-Глеб, Борисово с разными землями и угодьями, известными под названиями Пролом, Вострена, Волчье болото, Бучиха, Чертежи, озеро Замоцкое, Крины, Благая рамень,Тюжицы, Степахино, Оксенов куст, Новосельские старухи, Ельхово, Каметово, Вознесенье.
О богатстве и могуществе Борисоглебского монастыря свидетельствует наличие кафедры архимандрита (почетный титул игуменов крупнейших российских монастырей). Одним из первых известных нам архимандритов обители стал Симеон. Его имя упоминается в грамотах 1531- 1548 гг.
5 июля 1607 г. царь Василий Шуйский особым указом подтвердил все права монастыря на земли, принадлежавшие ранее обители.
Во время правления Михаила Федоровича Романова в писцовых книгах Муромского уезда 1628-1630 гг. говорится: «В монастыре церковь св. благоверных великих князей Бориса и Глеба древяна клецки на подклетех, а в церкви Божия Милосердия: образ местный Свят. Троицы обложен серебром басменным позолочен с венцы, в трех венцах по 3 вставки литых да три гривны витых, две гривны басмены… образ местный св. страстотерпцев Бориса и Глеба обложен серебром басемнымх золочен… у образа гривна сканная с финифтом, а в ней вставлены жемчуги… около главы каемка низана жемчугом да у страстотерпцев Бориса и Глеба два креста серебряных, 2 гривны с финифтом, по 3 камени литых да 2 гривны басемных… образ местной Пречистые Богородицы Одигитрии на празелени, приклад 3 гривны витых да наугородка золоченая, другая белая, образ Похвалы Пресв. Богородицы на краске, образ св. страстотерпцев Георгия и Димитрия Селунскаго обложен серебром басемным золочен, венцы басмены, в венцах по 2 камени, 2 гривны витых, образ Димитрия Селунскаго на краске, образ благовернаго кн. Владимира да на той же цке св. страстот. Бориса и Глеба, образ св. муч. Параскевы на краске, образ преп. Судотворца Сергия в киоте обложен серебром басемным золочен, венец сканной, в венце 2 камени, 4 гривны… над северными дверьми образ Пречистые Богородицы, Ивана Предтечи обложен серебром золочен, да вверху на тябле образ Преч. Богородицы, Живоначальные Троицы да 11 икон разных святых… праздники, пророки, праотцы на красках… двери царския и столпцы на золоте, образ Преч. Богородицы запрестольной на золоте, крест воздвизальный обложен серебром басемным, распятие Господа нашего И. Христа литое, крест со св. мощами обложен серебром, сосуды церковные оловянные…». «Другая церковь во имя Св. мученик Флора и Лавра древяна клецки, образ местный Флора и Лавра на золоте, Николая Чудотворца в деяниях на золоте, Пречистыя Богородицы запрестольный на краске, образ Спасов и Преч. Богородицы на одной цке обложен серебром, вверху в тяблах 11 икон, двери царския и столпцы на краске, сосуды церковные белые… в трапезе образ Спасов, Преч. Богородицы и И. Предтечи на одной цке, да в ризнице ризы камка лазоревая, оплечье шито золотом и серебром, по камке крест с дробницею серебряною, около креста и дробницы низано жемчугом, риза камка вишнева чешуйчата, оплечье бархат золотой по зеленой земле, риза камка вишнева двоелична оплечье бархат цветной, крест с дробницею с мелким серебром, около креста и дробницы низано жемчугом… стихарь дорогильный вышневой двоеличный, оплечье бархат цветной, стихарь дороги зеленые… поручи выбойчатые; евангелие тетр – печатное в десть обложено бархатом, евангелисты серебряные басемные, евангелие письменное… (далее перечисляются богослужебные книги большей частью письменные). Монастырския службы: хлебная – деревянная новая, келья поваренная, напогребница… погреб… ледник… сушило, 7 келей братских ветхи… Близ монастыря сельцо Борисоглебское в нем двор попов, дьячков и просвирницын, 35 дворов служек монастырских».
В 1643 г. Иван Григорьевич Плещеев пожертвовал в церковь Флора и Лавра серебряные сосуды. На потире имелась вкладная надпись: «Лета ЗРНА (7151 г., то есть 1643) в дом Великих Христовых Страстотерпцев Бориса и Глеба и Святых Мученик Флора и Лавра о вкладе по отце своем Сергие, а прозвище Го... Григорие Андреевиче Плещееве сын ево Иван Григорьевич Плещеев сосуды серебреные совсем во веки неподвижно за тот вклад отца его Сергия Андреевича и всех ево родителей помина на святых Божиих литоргиях...»

Долгое время монастырь был деревянным, и только в XVII в. на месте обветшавших деревянных строений были выстроены новые каменные храмы: а) во имя Вознесения Господня с приделом св. муч. Бориса и Глеба и б) во имя Рождества Христова и Казанской иконы Пресв. Богородицы. Год построения этих церквей неизвестен. Из надписи на сохранившемся антиминсе видно, что престол во имя св. муч. Бориса и Глеба освящен в 1681 г.
В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 г., к которой тогда принадлежал и Муромский уезд, в Борисоглебском монастыре названа церковь св. муч. Бориса и Глеба. «У той церкви двор попа Михайла, дьякона Зотика, дьячка Степана, в приходе 5 дворов служних, 59 крестьянских и 19 бобыльских; деревня Благовещенское, в ней 30 дв. крестьянских; дер. Пенцы – 6 дв. крестьянских и дер. Вареж, в ней 32 двора крестьянских и 7 бобыльских».
Обитель была обнесена каменной оградой.

Никольская церковь

21-го марта 1693 г. был составлен договор между заказчиком - (Матвеем Ерофеевым Валыгиным - человеком боярина Петра Аврамовича Большого-Лопухина) и подрядчиками столпника Ивана Родионовича Стрешнева (крестьянами Ярославского уезда Подгорного стана села Полтева, деревни Коломины и деревни Новой) о строительстве каменной церкви в Борисоглебском монастыре Муромского уезда. Имена подрядчиков: Герасим Иванов, Иван Никитин сын Кокоря, Сергей Иванов.

В плане Никольская церковь имела квадрат со стороной пять трехаршинных саженей (10 м. 60 см.). Но в договоре имелась оговорка: «или полпяты против обрасца всечю-дотворца Алексея Чудова монастыря, что в кремле». Полпяты это 4,5 сажени. Ссылка на церковь Алексея Митрополита Чудова монастыря свидетельствовала о вкусах и желании заказчика иметь храм, схожий по объему с великой Российской святыней.

Никольский храм задумывался как надвратная церковь.
В монастырскую обитель вели большие Святые ворота, вышиной 2,5 сажени (более 7 метров). Занимая столь важное положение, Никольская церковь превращалась в одну из главных доминаю монастыря. Рядом со Святыми воротами, согласно договору, предполагалось выстроить палатки, что и было сделано. Алтарь был трехапсидный, длиной в 2 сажени и высотой в 5 аршин.

Никольский храм был из типа «восьмерик на четверике», одноглавый. Высота «восьмерика» оговаривалась в 4 сажени. «Четверик» имел форму куба. С двух сторон к церкви примыкала галерея - в договоре подрядчиков она именуется папертью, - шириной в сажень и высотой в полторы сажени. На «восьмерике» стоял барабан в 4 сажени (5,32 м.); на нем другой, поменьше, размеры его не указываются. Толщина стен постройки определялась как «против Чюдотворские колокольни». Важно и еще одно условие договора: «а двери зделат/ь/ от земли по размеру и делат/ь/ как ему, Матвею (то есть заказчику) годно».
В подрядной грамоте 1693 г. нашла отражение и техническая сторона вопроса: «а рвы копат/ь/ и сваи бит/ь/ смотря по земле и все делат/ь/ с своими работниками нам самим» (то есть подрядчикам). Не менее важную роль играет следующая фраза: «;а каменные припасы: сваи, бут и глина и песок и вода, кирпич, известь, белой всякой камень,., нее сполна наше, подрядчиково». Из хозяйских припасов перечисляются только «обрасцы моравленыя (то есть изразцы), железные припасы и кровля». Вероятно, это связано с тем, что подрядчики, беря на себя обязательство построить храм, несли материальную и моральную ответственность, за то, что сооружаемая ими постройка будет крепкой и безопасной. Отсюда и необходимость самим следить за качеством строительного материала и соблюдением всех технических правил.
Из договора, который можно рассматривать и как смету на постройку, видно, что возводимое сооружение оценивалось в 500 рублей, «а остальные денги имат/ь/ по делу смотря и отделав тое церков/ь/ все сполна...».
Договор предусматривал готовить «кирпич и всякие припасы» 9 мая 1693 г. В следующем 1694 г. «как снег сойдет и земля ростает» планировалось приступить к работе «добрым мастерством безо всякие охулки». Подрядчикам вменялось в обязанность закончить работы до 1 сентября 1695 г. Таков объем и сроки исполнения.
В тексте грамоты кроме подрядчиков упоминается и о 20-ти мастерах. Договор строго-настрого предписывал им «быт/ь/.., у! того строения... безотходно, и будучи у того дела не пьянствоват/ь/ и не отделав всего сполна.., от тое церкви к иному делу не оттоитот/ь/ и ничего того дела не остановить и убытка никакого не доставит/ь/». Сумма неустойки определялась в 1000 рублей - в два раза больше запланированной на строительство храма. В случае отсутствия материала по вине заказчика предусматривалось взять с него за «прогульные дни... на мастера по гривне на день человеку». И, наконец, последнее обязательство строителей: на протяжении 10 лет они обязывались «починивать поруху», то есть в случае необходимости ремонтировать первые 10 лет новое здание.
Н.А. Беспалов в книге «Муром» пишет, что храм был завершен в 1699 г. Из дошедших до нас документов следует,) что церковь была возведена уже к 1696 г. Внутренняя же отделка затянулась на три года.
До нас сохранилась подрядная запись муромского посадского человека кузнеца Романа Никифорова Некипелова, датированная 17 мая 1696 г. Он брался изготовить «к новопостроенной церкви Божий в Борисоглебский монастырь двои двери и затворы да цепь на паникадило». Из «Списка с памяти кузнеца Романа» узнаем, что им за 20 рублей были сделаны «К северным и южным дверем решетки железные и к церковным дверем замки нутряные и висячие с пробои и с ключами и скобами... перед Спасителем образ зделат/ь/ шандалы..., а паникадилу делат/ь/ цепь витую и вылудит/ь/.., своим товаром...».
По всей видимости паникадило Никольской церкви было очень красивым. Сохранилось его описание: «двухъярусное литое медное паникадило вверху его друхглавый орел с короною; на втором ярусе - литые изображения ангелов внизу было подвешено яйцо «строфокамилово».
Текст антиминса гласил:
«Жертвенник божественный священный совершился чрез самое божественное священнодействие, освящен божественной благодатью Всесвятаго Животворящего Духа... во храме Святых Страстотерпцев Бориса и Глеба... Сие же бысть при державе Благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца... Лета мироздания ЗРПФ (7189), от Рождества же Христова АХПА (1681) индикта Д (4) месяца июля в Z (7) день».

Время её построения видно из надписи на церковной стене: «при державе Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца по благословению Преосвященнаго Авраамия, митрополита Рязанскаго и Муромскаго, построил сию церковь во имя великаго Святителя Николая Чудотворца по обещанию своему Матфей Дорофеев сын Волыгин в вечное поминовение родителей своих; совершена и освящена в 7207 (1699) году».
Эта церковь в 1889-1893 гг. была реставрирована и по стенам «расписана живописными изображениями».

Храм во имя Вознесения Господня


Вознесенский храм

Общее представление о Вознесенском храме дает скупая запись 1897 г.: «Вознесенский храм - каменный пятиглавый, кресты на главах железные прорезные; алтарь в храме троечастный, разделенный арками; за одной из арок устроен придел в честь св. муч. Бориса и Глеба; жертвенник при этом приделе устроен в нише стены. Иконостас в Вознесенском храме в 1827 г. устроен новый за ветхостью прежнего».
Напротив алтаря Вознесенского храма находились надгробные памятники со следующими на них надписями:
1) «Лета 7092 (1584) Июля 2 дня преставися раб Божий Алексей Тимофеевич Борисов, убиен бысть на государевой службе».
2) «Лета 7117 (1609) Апреля дня преставися раб Божий Феодор Алексиевич Борисов, убиен бысть на государевой слежбе».
3) «Лета 7146 (1638) Декабря 26 дня преставися раба Божия Агафия, во иноцех Александра».
4) «Лета 7152 (1644) Июля 2 дня преставися раб Божий Симеон Феодорович Борисов, во иноцех Сергий».
5) «Лета 7163 (1655) преставися раба Божия девица Пелагея Димитриева, дочь Димитрия Феодоровича Борисова».
6) «Лета 7167 (1659) Генваря 29 дня преставися раб Божий Димитрий Федорович Борисов».
7) «Лета 7108 Апреля в 5 день преставися раб Божий Фома Осипович».

Рождественский храм

Рядом с Вознесенским собором возвели второй каменный пятиглавый монастырский храм. Он занял место прежней церкви Флора и Лавра. Новый храм стал двухэтажным. Внизу расположился престол в честь Рождества Христова (поэтому церковь и стала называться Рождественской). В верхнем этаже был престол в честь Казанской иконы Божией Матери, но этот престол за ветхостью был позже упразднен.
Внутри Рождественской церкви был погребен граф боярин Иван Осипович Апраксин, принявший монашество под именем Иоасаф. Не исключено, что именно на средства богатого боярина и был воздвигнут Рождественский храм, ставший впоследствии последним пристанищем инока Иоасафа.

С западной стороны церкви сложили шатровую колокольню. Она примыкает к трапезной храма. При ней находились две монашеские кельи и хлебная.

В 1700 г. за монастырем числилось 194 крестьянских двора.
В мае 1719 г. монастырь сильно пострадал от пожара. Чтобы спасти положение, Синодом было принято решение об объединении Борисоглебского и муромского Благовещенского монастырей с закрытием последнего. Такое решение вызвало резкое недовольство со стороны жителей Мурома и уезда и объединение двух обителей всё же не состоялось.
Строев в своих «Списках иерархов» перечисляет следующих настоятелей-архимандритов Борисоглебского монастыря: Симеон 1531-48 гг., Киприан 1570 г., Варлаам 1571 г., Самуил 1573-79 гг., Сергий 1580 г., Зосима 1607 г., Христофор 1612 г., Исаия 1616 г., Иоиль 1622-25 гг., Варлаам 1626-30 гг., Мисаил 1644 г., Иосиф 1647 г., Варсонофий 1662 г., Тимофей 1669 г., Авраамий 1679 г., Иринарх 1689 г., Симеон 1693 г., Георгий 1700 г., Маркелл 1715 г., Антоний 1722 г., Иоасаф 1738 г., Алимпий 1745 г., Иоанн 1756 г., Симеон из законоучителей Московского университета 1756 г., Геннадий…

16 июля 1750 г. в Муромской воеводской канцелярии бил челом староста вотчины Борисоглебского монастыря д. Татарова, что крестьяне отказались платить оброк и выполнять монастырские работы. Как выясняется из допроса, поводом к отказу было обложение сверх оброка барщиной. По разборе дела арестованные крестьяне были выпущены.
1756 г. «О причинении игуменом Борисоглебского монастыря Евфимием канцеляристу Епифанову побоями обиды».
«Непослушание» имело место в вотчине Борисоглебского Муромского монастыря в 1762 г. Крестьяне д. Степаньково, Барановки, Сашина завладели монастырской землей и засеяли ее своими семенами; монастырские работы не выполнялись, а для управления был взят мещанин Добродеев, который, якобы, «подстрекал крестьян к пущему отложению». Дав отпор двум посланцам канцелярии, крестьяне вели себя вызывающе и грозили снять покос в 1763 г. весь себе. Причиной волнения был слух об указе, коим монастырские вотчины отходят в коллегию экономии, когда же появился указ, подтверждающий право монастыря на владение, — работы опять исполнялись крестьянами. Когда по окончании их крестьяне требовали квитанций, архимандрит и казначей не дали, а взамен того били просивших палками. Добродеев же был взят для письма 3-й ревизии. Высочайшим указом, тем не менее, было поведено главных возмутителей при собрании «сечь плетьми нещадно», а убытки взыскать.

Церковь зачатия св. Иоанна Предтечи.

Кроме монастырских церквей в селе Борисоглебском была еще приходская церковь во имя зачатия св. Иоанна Предтечи. Эта церковь упоминается в церковных документах 1771 г., когда причту был вырезан особый земельный надел, но о времени её построения и упразднения не сохранилось никаких сведений. На месте этой церкви в XIX в. была часовня.

В 1765 г. постановлением Синода обитель на Ушне была упразднена и обращена в приход «за неположением онаго в штате и за невмещением в число составленных в епархии Его Превосходительства пяти на своем пропитании монастырей».
Последний настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Геннадий был переведён в Спасский монастырь Мурома. Вся более или менее ценная утварь по упразднении монастыря была передана во Владимирский Успенский собор, как например образ Спасителя греческого письма.

В 1879 году о. Добролюбов Василий Петрович переведен был в с. Борисоглебское.
В XIX в. причт Борисоглебского прихода состоял из одного священника и псаломщика. На содержание его получалось от служб и требоисправлений и от земли церковной до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]
Приход состоял из села Борисоглебского и деревень: Старого и Нового Варежа, в коих по клировым ведомостям числилось в 1896 г. 696 душ муж. пола и 749 женского; в среде прихожан было не малое количество раскольников частью безпоповцев и частью последователей австрийского священства (см. Старообрядчество в селе Борисоглебском).[1]

При церкви в Борисоглебском устроена церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 48. [1]

Волнения в старообрядчестве весной 1906 года в с. Борисоглебском Мур. уезда.
Австрийское священство распространялось главным образом при помощи некоего Бардина. Было время, когда он выступал и на публичные прения с православными. На этих прениях он не блистал ни богатыми знаниями, ни красноречием, но тем не менее, авторитет знатока за ним оставался. Особенно его выручал характер, пылкий, несдержанный. Благодаря Бардину представитель здешней старообрядческой церкви жил вполне спокойно. Когда пробовали его посещать миссионеры, он обыкновению притворялся больным и всю тяжесть препирательства сваливал на чужие плечи, именно на плечи Бардина. „А с ним, по словам о. Григория, долго не поговоришь, он живо дверь укажет". Так в большинстве случаев и было. Бывший здешний миссионер А. Селезнев не раз терпел от защитника древлеблагочестия обиды и оскорбления. Раз в присутствии епархиального миссионера М.В. Грацианского дело приняло даже печальный оборот: книги миссионеров полетели чрез окно; сам М.В. выбежал „как угорелый", а Селезнев, во время следования через сени и двор Бардина, получил несколько „лещей" и лишился половины бороды.
Несмотря на все эти черты в характере Бардина и на все его тяготение к своей общине, с австрийским попом он разошелся окончательно. Дело началось с следующего. В конце зимы 1906 года в Муроме помер один из единомышленников; за упокой ему нашему „попу" были заказаны обедни. Этот последний, несмотря на установившееся правило класть с каждого дохода часть в кружку, теперь почему-то не сделал этого. Бардин назвал „попа" волком и во время самого богослужения вызвал его на диспут. Диспут состоялся самый неприятный: законник, „на основании правил" раньше суда приговорил провинившегося „батьку" к отлучению. Тот в свою очередь не принял Бардина на исповедь, и дело разгорелось. Обладая знанием церковных правил, блюститель церковной чистоты в поступке попа открыл даже новую ересь. Он его подвел под категорию „чистых", которые снова могут приниматься в лоно церкви чуть ли не вторым чином! Такую резолюцию он и послал архиерею. Владыка, не долго думая, послал о. Григорию письмо, содержание которого, однако, для последнего осталось неизвестным, так как его он не получил (письмо, по мнению всех, задержал Бардин). Владыка, уже пред Пасхой, шлет вторую эпистолию, в которой резко нападает на о. Григория за его поведение относительно видных членов паствы и напоминает ему о своем первом письме. В заключение, как ослушнику, он приказывает явиться лично, в противном случае лишает заочно его благодати, предоставляя, впрочем, дослужить Пасху. Много было боязни и забот у злополучного старообрядческого иерея; праздник прошел не в праздник. Опасения однако кончились вполне благополучно: архиерей вынес о. Григорию оправдательный приговор. Оказывается спасение для подсудимого заключалось в непредусмотрительности доносчика; не следовало бы Бардину самому подыскивать правила в обвинение духовного отца. — Что я меньше что ли его в этом знаю? — воскликнул обиженный Владыка. Меня московские купцы не даром ставили, и не лезь ко мне с указкой! В конце концов Владыка написал и Бардину письмо, с которым торжественно и возвратился о. Григорий. Строгость, с какою готовился принять победитель доносчика, однако, на деле не состоялась: Бардин даже не пришел выслушать письма, пришлось посылать ему на дом. Конфликт продолжается. (Ф. С-в. В. Е. В. № 24-й. 1906).
«Диспут с попами в с. Борис-Глебе, в пятницу на пасхальной неделе все-же состоялся. Замечательно, что проведен был он не приезжим лектором, а своими домашними силами. Гр. соседней деревни Волнино Демидов прекрасно отбился от съевшего зубы на „священном писании" благочинного Владычина, не говоря уже о другом, местном попе. Успех объясняется тем, что доводы, с которыми выступает духовенство, сами по себе слабы и рушатся при самой нестрогой критике, был бы здравый смысл.
О. благочинный призывал послушаться слова божия, призывающего стать всех глупенькими: «аще не будете как дети»... Быть ребенком или идиотом, чтобы стать достойным „царства" на небе, Демидов не согласился.
Масса по разному реагировала на собеседование. Молодежь сочувствовала поражению церкви, а старые продолжали собою изображать покорное „стадо" и галдели на своем скотьем языке: мм... у-у!
Диспут настолько заинтересовал слушателей, что последние настаивали на повторении» («Луч», 17 мая 1924).


Церковь Рождества Христова

В наши дни от разоренного монастыря сохранился лишь один храм - Христорождественский, «летний». В 1992 г. он был возвращён Русской православной церкви.
Рядом с Христорождественской церковью уцелели белокаменные надгробные памятники монастырского некрополя.


Остатки стен Вознесенского собора

От «теплой» Вознесенской церкви осталась лишь одна стена и фундамент, сохранились также некоторые фундаменты ограды.

В 1992 г. монастырь был возвращён Русской православной церкви и стал приписным к муромскому Благовещенскому монастырю.

Архимандриты и настоятели монастыря

1531—1548 - Симеон, архимандрит;
1568 - Киприан, архимандрит;
1570 - Феодосий, архимандрит;
1571 - Варлаам, архимандрит;
1573—1579 - Самуил, архимандрит;
1580 - Сергий, архимандрит;
1606 - Нил, архимандрит;
1607 - Зосима, архимандрит;
1612, 1614 - Христофор, архимандрит;
1616—1617 - Исаия, архимандрит;
1622—1625 - Иоиль, архимандрит;
1626—1630 - Варлаам, архимандрит;
1631—1642 - Нифонт, архимандрит;
1644—1646 - Мисаил, архимандрит;
1647—1651 - Иосиф, архимандрит;
1662, 1664 - Варсонофий, архимандрит;
1668—1674 - Тимофей, архимандрит;
1675 - Изосима, архимандрит;
1676 - Симеон, архимандрит;
1679—1688 - Авраамий, архимандрит;
1689—1691 - Иринарх, архимандрит;
1693 - Симеон, архимандрит;
1700 - Георгий, архимандрит;
1715—1718 - Маркелл, архимандрит;
1722—1724, 1730 - Антоний, архимандрит;
1732 - Феодосий, архимандрит;
1738—1744 - Иоасаф, архимандрит;
1745—1753 - Алимпий, архимандрит;
1755—1763 - Симон, архимандрит;
1763—1764 - Геннадий, архимандрит;
1992—2013 - Кронид (Козлов), игумен вр. уп.;
с 2013 - монахиня Николая.

Источник: Чернышев В.Я. Муромский Борисоглебский монастырь.

Христо-Рождественское Архиерейское подворье


Христо-Рождественское Архиерейское подворье

Религиозная Организация "Архиерейское Подворье Христо-Рождественского Храма села Борисоглеб Муромского района Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 20 декабря 2000 г.
По благословению Епископа Муромского и Вязниковского Нила Христо-Рождественский храм становится Архиерейским подворьем.
С 2013 г. возрождается как женский монастырь Муромской епархии.
Настоятельница - Бушуева Елена Васильевна.


Церковь Рождества Христова, с. Борисоглеб

На территории монастыря в настоящее время проходят постоянные Богослужения в Храме Рождества Христова на первом этаже. На втором этаже храм в Честь Казанской иконы Божией Матери.

При Подворье открыт паломнический центр «Евдокия», названный в честь дочери святых Благоверных Князей Муромских чудотворцев Петра и Февронии, общей вместимостью 80 человек, действует трапезная, музей "Русского костюма и быта", чайная "Русская изба", библиотека, фото галерея, русская баня, родник и купальня, монастырское хозяйство. Радость вам доставят веселые добрые хаски. А на быстрой речке Ушне можно порыбачить, покупаться или покататься на лодочке. Для тех, кто любит рукоделие «золотая иголочка» представляет коллекцию покрывал и одеял, выполненных с применением лоскутной техники и с радостью проведет обучающие уроки для всех желающих.

Святыни обители

- Чудотворной иконы Филермской Божьей Матери. Подворье получило в дар с Черногорской земли копию чудотворной иконы Филермской Божьей Матери, сама икона находится в музее города Цетинье.
Копия чудотворной иконы Божьей матери Освободительница была подарена Подворью со святой земли Иерусалима. А сама чудотворная икона находится у Гроба Господня в Храме Воскресения Христова. По молитвам верующих от этих икон происходят чудеса и исцеления.
- Икона Божией Матери, именуемая "Милостивая" (Киккская), привезенная с Кипра;
- Икона Божией Матери «Самомолящаяся Богородица» - исцеляет от рака и других тяжелых болезней;
- Чудотворная икона Святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба – найденная на руинах бывшего Вознесенского Храма при работах по восстановлению Обители;
- Чудотворная икона Святителя Николая Мирликийского Чудотворца – найденная на руинах бывшего Никольского Храма при работах по восстановлению Обители;
- Чудотворный Крест Господень, найденный на руинах бывшего Никольского Храма при работах по восстановлению Обители;
- Чудотворная Икона Казанской Богоматери, найденная на руинах монастыря;
- Чудотворная Икона Святой Анны Праведной;
- Икона Святого Иулиана Кеноманийского – покровитель детей.
В Храме Рождества Христова выставлены для поклонения частицы мощей:
Святых Благоверных Князей Муромских Чудотворцев Петра и Февронии, Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, Блаженной старицы Матроны Московской, Первомученика и архидиакона Стефана, Великомученика Димитрия Солунского, Преподобной Елены Сербской, Преподобного Сергия Радонежского, Великомученика Георгия Победоносца, Святого Апостола и евангелиста Луки, Великомученика Феодора Стратилата, Преподобного Серафима Саровского, Святителя Игнатия Брянчанинова, Святителя Феофана Затворника, Священномученика Киприана и святой мученицы Иустины, Святой Праведной Анны, Святителя Петра Цетинского, Равноапостольной царицы Елены, Преподобного Стефана Пиперского, Пророка и крестителя Иоанна Предтечи, Святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги, Преподобного Ильи Муромца, Святой великомученицы Варвары, Святителя Спиридона Тримифунтского, Святого праведного воина Феодора Ушакова, Святого блаженного князя Константина Муромского, Преподобного Лаврентия Черниговского, Святителя Луки исповедника архиепископа Крымского.
Частица дерева Закхея из Иерихона - это древняя смоковница, на которую по преданию залез мытарь Закхей, чтобы увидеть Иисуса Христа.

Источники:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
2. Археологическая карта России Владимирская область. Под редакцией Ю.А. Краснова. Москва. 1995.
История Мурома.
Село Благовещенское
Село Чаадаево
Село Борисово
МОНАСТЫРИ Владимирской области
Категория: Муром | Добавил: Николай (10.05.2015)
Просмотров: 9046 | Комментарии: 1 | Теги: монастыри, Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Николай • 21:20, 04.11.2021
Приложение 1

Рахманина Мария Ивановна
родилась 23 апреля 1923 года в крестьянской семье в селе Борис-Глеб (ныне Борисоглеб). Окончив в 1938 году семь классов, поступила учиться в Муромскую двухгодичную школу медсестер. Работала медсестрой в участковой Алешунинской больнице.
8 марта 1943 года была призвана на военную службу в ряды Красной Армии. Мы были направлены в Кострому, где формировался хирургический полевой подвижный госпиталь (ХППГ) первой линии № 5205. Первые физические и моральные нагрузки пришлось испытать персоналу госпиталя на Курской дуге (госпиталь входил в состав 60-й армии). Не легче было и в последующих операциях 1-го, а затем и 4-го Украинских фронтов: в битве за Днепр; в освобождении Киева, Западной и Закарпатской Украины, Кракова, Освенцима, Моравско-Остравы, Праги и других городов и сел Польши и Чехословакии. Приходилось бывать и под бомбежками.
Госпиталь развертывался и в палатках, и в хатах, и в едва уцелевших зданиях. Оказывали помощь как своим бойцам и командирам, так и пленным немецким солдатам и офицерам, а также людям, освобожденным из фашистского плена, среди которых были и тифозные больные. Раненые к нам поступали из медсанбатов, а некоторые приходили с поля боя сами. Для дальнейшего лечения раненые и больные эвакуировались в госпитали второй линии.
Мир уже праздновал победу, а бои под Прагой для нашей 60-й армии закончились только 11 мая, но мы еще некоторое время принимали раненых. 10 октября 1945 года со своими подругами-землячками, старшими сержантами медслужбы, была демобилизована из Бреслау (ныне город Вроцлав в Польше) и возвратилась домой через пересыльные пункты.
Работа у операционного стола под бомбежками и артобстрелами, тяжелые носилки с ранеными, конечно, не могли не отразиться на здоровье.
Имею награды: орден Отечественной войны 2 степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Праги», медаль Г.К. Жукова, юбилейные медали, нагрудный знак «Отличник санитарной службы».
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru