Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
19:39
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Чаадаево Муромского района

Село Чаадаево

Чаадаево — село Муромского района Владимирской области Российской Федерации, входит в состав Борисоглебского сельского поселения.

56. Стоянка 1 (Золотой Бугор 1), неолит. 4.5 км. к юго-востоку от села. Дюнообразное всхолмление в пойме левого берега р. Ока. Занимает северо-западную часть всхолмления, площадь ок. 1200 кв. м., высота над поймой 2 м. Керамика лепная, с округлым дном, украшенная ямочно-гребенчатым орнаментом, кремневые наконечники стрел, скребки, резцы, отщепы.
57. Стоянка 2 (Золотой бугор 2), неолит. 4.5 км. к юго-востоку от села. Занимает восточный склон всхолмления, площадь ок. 2800 кв. м., высота над поймой 2-3 м. Керамика лепная, округлодонная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, кремневые наконечники стрел, скребки, резцы, отщепы и пластины.
58. Стоянка 3 (Золотой бугор 3), неолит. 4.5 км. к юго-востоку от села, 50 м. к юго-востоку от стоянки 2. Размеры 80х30 м., высота над поймой 1-3 м. Керамика лепная, округлодонная, с ямочно-гребенчатой и ямочно-веревочной орнаментацией, рязанской или балахнинской к-ры, кремневые резец, отщепы и пластины.

Муром VII-IX вв. был двойным городом: административный и ремесленный центр находился на Чаадаевском городище, а торговая крепость – на месте современного города. Стремление отделить торг от главного города мы видим у всех ранних цивилизаций.


Чаадаевское городище.

Ситуационный план расположения поселений со слоями проживания муромы.
14. Городище Чаадаевский городок; 15. Селище Чаадаево – 1; 16. Селище Чаадаево – 2; 17. Селище Чаадаево – 3.

- Городище Чаадаевский Городок, VII-X, XI-XIII вв. Около 0,5 км. к югу от южной окраины села, мыс левого коренного берега р. Оки при вхождении в ее пойму р. Выжига, правый берег последней.
Городище Чаадаевское, куда внушительней Муромского Кремлёвского городища. Муромские археологи Чаадаевское городище считают Муромом 862 г.

Площадка овальная в плане, размерами ок. 200х80 м., высота над поймой 20-26 м., с севера ограничена склоном к р. Выжига, с запада – склоном оврага, с востока – склоном к окской пойме. С напольной южной стороны сохранились остатки сильно разрушенного вала, современная высота которого не превышает 1.1 м. при ширине в основании 9-10 м. и следы почти полностью заплывшего рва. Интерпретируется как остатки крупного племенного центра муромы.
В 1895 г. городище посетил А.А. Спицын, также упомянувший о легендарном нахождении здесь старого Мурома, упомянувший об остатках какой-то кирпичной постройки и подобравший на распаханной поверхности городища бронзовый прорезной наконечник ножен меча. Этот наконечник с зооморфным изображением, шведского происхождения, 2-й пол. X – XI вв., был опубликован Г.Ф. Корзухиной и Т.А. Пушкиной.
В 1925 г. Ф.Я. Селезнев при обследовании памятника заложил две траншеи в восточной части плато и разрез вала городища. Одна из траншей вскрыла остатки захоронения с южной ориентировкой, сопровождаемого бронзовыми дротовым браслетом с утолщенными концами и привеской-колокольчиком, а также костяным кочедыком, фрагментами муромских лепных сосудов и железным шлаком. В другой траншее была найдена бусина синего стекла. На восточном, обращенном к пойме Оки, склоне городища было зафиксировано наличие муромского культурного слоя, и в одной из садоводческих ям был найден куфический серебряный дирхем. Шурфовка вала и плато городища, произведенная Н.Н. Ворониным в 1946 г., дала скудные муромские материалы, исходя из которых Н.Н. Воронин отнес этот памятник к городищам-убежищам IX-X вв.; в подъемном же материале около трети составляли фрагменты древнерусской керамики.
Городище пустеет, как считается, где-то в Х в.
Сюда был перенесён город Муром во время эпидемии моровой язвы после битвы с булгарами в 1088 г.
См. Основание Мурома.
- Селище 1 (Золотой Бугор 1), VII-XI-XIII вв. Ок. 4.5 км. к юго-востоку от села, северо-западная часть дюнообразного всхолмления Золотой бугор в пойме левого берега р. Ока, ок. 4 км. от русла. Площадь ок. 4000 кв. м., высота над поймой 3-4 м. Керамика лепная, горшковидной формы, отнесенная к местному финно-угорскому (мурома) населению, гончарная древнерусская с линейным и волнистым орнаментом, бронзовая лировидная пряжка с железным язычком.
- Селище 2 (Золотой Бугор 2), VII-XI вв. Ок. 4.5-5.0 км. к юго-востоку от села, центральная часть дюнообразного всхолмления Золотой Бугор в пойме левого берега р. Ока, ок. 3.5 км. от русла, ок. 0.3 км. к юго-востоку от Селища 1. Размеры ок. 140х90 м., высота над поймой 3-4 м. Поверхность памятника подвергается ветровой эрозии. Керамика лепная, горшковидной формы, отнесенная к местному финно-угорскому населению.
- Селище 3 (Золотой Бугор 3), VII-XI вв. 5.2 км. к юго-востоку от села, юго-восточная часть дюнообразного всхолмления в пойме левого берега р. Ока, ок. 0.2 км. к юго-востоку от Селища 2. Размеры 170х50 м., высота над рекой ок. 4 м. Поверхность памятника подвергается ветровой эрозии. Керамика лепная, горшковидной формы, без орнамента, отнесенная к муроме.
- Селище 4, XI-XIII вв. По сведениям Н.Н. Воронина 1946 г., расположено к югу от села на правом берегу р. Выжига, к западу от городища Чаадаевский городок. На пашне найдены обломки гончарной древнерусской посуды.

В 1239 г. монголы завоевали мордовские земли и в том же году сожгли Муром. "В лето 6747... Того же лета на зиму взяша Татарове Мордовьскую землю, и Муромъ пожгоша" (ПСРЛ. - Т.1. - С.201.). Обеспамятовавшие жители города не могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, пред их глазами растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых. Старый вышний город, как назвал его писатель жития Константина, сделался невозможным возобновить на долгое время, жители, как прежде, едва ли не все опять переселились в городок к селу Чаадаеву.

Бартенев при описании города Мурома (1637 г.) упоминает о каком-то Алексее Иванове Прихожем из погорелова Городища; это обстоятельство подтверждает заключение, что городище близ села Чаадаева существовало до времен Бартенева и, быв истребленное пожаром, более не возобновлялось.

Село Чаадаево

В XV веке село называлось Бестуницы, и владел им Матвей Иватин. Свою вотчину он завещал сыну Василию, положившему начало рода Чегодаевых (Чаадаевых).
В 1491 году царь пожаловал в село Бестуницы в Троице-Сергиев монастырь.
В 1495 году за селом закрепилось название Чегодаево. Произносить его было не очень удобно, и вскоре в обиход вошла упрощенная форма - Чаадаево. Вообще существует очень много легенд по поводу названия села. Например, коренные Чаадаевцы считают, что когда-то их селом владел «помещик жестокий, как хан Чегодай». Этот помещик, по легенде, всех провинившихся крестьян отводил в луга, где жестоко сек. Как в подтверждение этих слов недалеко от села находится пожня под названием Сечи.
В Писцовых книгах Троицких вотчин за 1593-94 гг. о нем сообщается следующее: «в селе церковь Рождества Пречистые Богородиц строение монастырское и приходских людей…».
Что касается XVII века, то за это время не нашлось никаких сведений: ни в писцовых книгах 1629-30 гг., ни в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год почему-то не значится ни села Чаадаева, ни церкви Чаадаевской.
За XVIII век мы имеем вписку из ведомости о вотчинах Троице-Сергиевой Лавры за 1761 год; в этой ведомости сообщаются следующие сведения о Чаадаеве: «в селе 352 души мужескаго пола, земли 245 четвертей, сена на 850 копен, лесу непашеннаго на 1 версту в длину и на 2 в ширину; крестьяне пашут на лавру 53 ¼ дес., оброку платят 246 руб., неокладных сборов: на покупку монашествующим на свиты холста 16 руб. 48 коп., ржи 97 четв., овса 20 четв., пшеницы 10 четв., ячменя 8 четв., коноплянаго семени 1 четв. И льняного семени 7 четвериков».
В кон. XVIII века генеральное межевание застало село: при 121 дворе, 363 муж., 360 жен., всего 723 душах. Экономическое примечание повествует: «речки Выжиги на левой и по обе стороны оврага безъимяннаго и большой Гороховской дороги, церковь каменная Рождества Пресвятыя Богородицы; а дачею реки Оки на левой стороне и при озерах: Старухе, Валутинском, Большой Глушице, да в даче имеются озера-ж: Западное, Дубенское, Иканово; церковная земля, показанных речки Выжиги – на правой и по обе стороны оврага безъимяннаго и большой Гороховской дороги; земля серо-глинистая с песком; хлеб средственный, покосы хороши, лес дровяной, крестьяне на казенном обороке». Ведения Коллегии Экономии.

Население в 1859 году - 1598 чел.

25-го сентября 1873 г. замечательное происшествие случилось в с. Чаадаеве. День 25-го сентября был днем храмового праздника в означенном селе. Поэтому жители села находились особенно в веселом расположении духа; крестьянская молодежь толпами ходила с песнями по улице. Мимо одной такой толпы проходил нищий. Он шел своею дорогой, не говоря ни с кем ни слова. Но грубые ребята начали сначала смеяться над ним, а потом бросать в него камнями. Нищий шел, не обращая на первое внимания: а когда тяжеловесные камни стали попадать ему в спину, он обернулся, чтобы защищаться. Ребята с криком бросились бежать от него; но тут-то вот произошла страшная катастрофа с одним 16-летним крестьянским сыном, который, прости ему Боже, более других нападал на нищего. Лишь только повернулся этот парень, чтобы бежать от нищего, как тотчас замертво упал на землю. Сбежался народ: позвали фельдшера, который, ослушав упадшего, объявил, что он мертв...
Что же, быть может, скажут иные, в этом происшествии необыкновенного? Случаев скоропостижной смерти не мало. Причин естественных для объяснения подобного рода смерти тоже нет…
Согласен, - может быть, действительно были какие-нибудь естественные причины внезапной смерти отрока: но ввиду обстоятельств, при которых постигла его таковая смерть, как-то невольно призадумаешься. В самом деле, парень 16-ти лет, пользующийся полным здоровьем, вдруг умирает в то самое время, когда издевался над нищим и бросал в него камнями. Как хотите — господа, всё объясняющие естественным путем — а нельзя, кажется, не видеть в этом происшествии карающей руки Того, без воли Коего ни один волос с головы нашей не падает. Не может быть, чтобы Тот, Который Сам был нищ, и обещал награду на небесах приемлющему нищих, оставил их на произвол несправедливости человеческой. Да, случай поучительный!
Григории Карпинский
/«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 21 (1 ноября 1873 года)/

В 1897 году было 296 дворов, муж. 927, жен. 997, всего 1924 души. Крестьяне занимаются земледелием. В селе: Волостное Правление, земское училище с 50 мальчиками, 4 овчино-выделочных заведения, шерсто-бойное, 2 красильных, 4 ткацких светелки, кузнечное для различных изделий и простая кузница. 2 ветряных мукомольных мельницы, 3 маслобойни с ветряным двигателем. Для отхожего промысла жители отправляются в г. Астрахань на рыбные ватаги.
Село Чаадаево – центр Чаадаевской волости Муромского уезда.

В годы Советской власти центр Чаадаевского сельсовета, центральная усадьба колхоза им. Куйбышева.
В годы ВО войны 1941—1945 годов на фронте погибли 243 чаадаевца.
Численность населения в 2010 году – 438 муж. и 534 жен., всего 972 чел.
Входит в состав Борисоглебского сельского поселения.


Улица села Чаадаево

Плотина на р. Выжга

Образование

В селе Чаадаево с 1845 г. существовало народное училище. Оно содержалось на средства земства; в 1896 г. было 50 учащихся.
В 1864-65 г. сельским учителем в селе работал известный писатель Демократ Константин Михайлович Станюкович. Из его «записок Сельского учителя» мы знали о порядках в реальном училище. Вот как описывает увиденное Константин М: «Когда я пришел в училище (плохая комната со сломанными скамейками и столами), мальчики встали. Их было человек 12. Они глядели на меня испуганными глазами. На шкафу лежали розги. Я их взял и выкинул за дверь… Я посмотрел училищную библиотеку. Ни одной сколько-нибудь дельной книги. Я пришел домой разобрал свои книги и приготовился нести на завтра детям. Каждое утро мои ученики приходили меня будить и мы вместе отправлялись в училище. И надо сказать правду мои ученики учились с охотой и с большим удовольствием слушали чтение рассказов и стихотворений Некрасова. И если кто-нибудь из них, бывало мешал другим, то все в один голос так и напускались на маленького шалуна. Только одно было плохо: много хлопот было с отцами. Детей желающих ходить в школу, было много, но не всегда бывало их пускали.
В 1905 году попечительство над школой принял купец А.И. Вощинин, а после его смерти жители села обратились в 1909 году с докладом в Муромскую земскую управу: «За смертью попечителя Чаадаевской школы Вощинина А. И. крестьяне со своей стороны просят муромскую купчиху Марью Константиновну Вощинину быть попечительницей школы». После М.К. Вощининой до 1916 года попечителями школы были её сыновья.
Чаадаевская средняя школа была организована в 1918 году. Первым директором был В.И. Мокеев.
В 1930 году в школе была образована пионерская организация. Первыми пионерами являлись Царева Л.М., Русаковы Николай и Алексей, Лобаненков Дмитрий. Галстуки повязывали только на пионерские сборы. Иначе кулаки поднимали на-смех.
В 1933 году в г. Муроме открыли дом пионеров, и пионеры села часто ездили туда. В дружине было 80 пионеров. Пионерские отряды были под номерами. В годы ВОВ писали письма бойцам, шили кисеты.
В 1937 году в Муромский район приезжает репрессированный известный белорусский поэт Язеп Пуща (И.П. Плащинский). Сначала он работает в Монаковской школе (ныне Навашинского района), а в августе 1941 года был переведен в Чаадаево. И так по состоянию здоровья он был демобилизован из армии, то в 1942 г. он стал директором школы и занимал эту должность до 1958 года включительно. И.П. был крестьянином по происхождению, ему были близки забота селян, не раз он поражал сноровкой в луговую пору. По отзывам коллег и учеников, И.П. был Учителем от бога. По его инициативе был заложен школьный сад и поныне радующий чаадаевцев. Под его руководством учащиеся посылали бойцам немудреные подарки. Он стал организатором и первый в районе ученической производственной бригады, слава о которой гремела по всей области. И. Павлович никому не рассказывал, что он поэт, об этом узнали позже. А тогда очень немногие знали, что И. Плащинский и Язеп Пуща одно и тоже лицо. В свободные от многих забот часы директор школы становился поэтом.
В школе действует литературный клуб «Маяк» при школьном литературно-краеведческом музее. Одна из экспозиций музея посвящена Я. Пуще.
В октябре 1964 г. был заложен первый камень нового школьного здания. 22 января 1966 года в селе была построена новая школа, в которой обучалось свыше 600 учащихся из близлежащих деревень.

В 1975 году в школе усилиями учителя литературы Турпитько З.К. были открыты два зала школьного музея: Зал боевой славы и литературно-краеведческий.
В 2009 г. в школе было 112 учеников и 17 учителей.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Сведения о Чаадаевской церкви весьма скудны.
В Писцовых книгах Троицких вотчин за 1593-94 гг. о нем сообщается следующее: «в селе церковь Рождества Пречистые Богородиц строение монастырское и приходских людей, при церкви поп Павел Иванов, вдовый поп Димитрий Яковлев, пономарь Мартемьян и просвирница Соломонида да 3 кельи нищих, которые питаются от церкви Божией; в селе двор монастырский, двор коровей, 45 дворов крестьянских и 5 бобыльских, пашни монастырской «середние земли» 25 четв. в поле, крестьянской 325 четверт., перелогу и лесом поросло 46 четв., сена монастырского 200 копен и крестьянского 1200 копен, лесу непашенного на ½ версты в длину и ширину».
Из местной церковной летописи известно, что в самом начале XIX века в Чаадаеве была ветхая деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородиц. Эта церковь должна была существовать и в XVIII столетии.
В 1804 году вместо нее стали строить каменный храм; трапеза была освящена в 1807 году, а главный храм окончательно отстроен и освящен в 1814 году.
Престолов в этом храме два: главный храм окончательно отстроен и освящен в 1814 году.
Престолов в храме два: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в трапезе теплой во имя препод. Сергия Радонежского.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по своей древности или ценности в церкви не имеется.
Причта по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и от пахатной земли до 500 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2 дес., пахатной 30 десят., сенокосной нет; плана и межевой книги на землю не имеется.
Приход состоит из одного села Чаадаева, в котором по клировым ведомостям числится 286 дворов, 811 душ мужского пола и 992 жен., в том числе 23 души раскольников обоего пола.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Вид с северо-востока.

Церковь было перестроена в 1903 году.
Закрыта церковь в кон. 1930-х гг., венчания сломаны, использовалась как склад.
В 2000-х гг. возвращена верующим, приделы отремонтированы.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Бабье озеро - в двух верстах юго-восточнее с. Чаадаево Муромского р-на Владимирской обл. находится озеро Бабье, получившее название за то, что в старину сюда приходили рожать девки, нагулявшие ребенка.

История Мурома.

Село Борисоглеб
Старообрядчество в селе Борисоглебском, Муромского уезда

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (08.10.2016)
Просмотров: 72 | Теги: Муромский район, Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика