Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
16.12.2018
18:57
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 551

Категории раздела
Святые [134]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [989]
Суздаль [316]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [336]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [50]
Юрьев [118]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [74]
Гусь [104]
Вязники [189]
Камешково [54]
Ковров [279]
Гороховец [78]
Александров [166]
Переславль [95]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [42]
Шуя [86]
Религия [4]
Иваново [39]
Селиваново [14]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [31]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [60]
Учебные заведения [27]
Владимирская губерния [24]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Борисово Муромского района Владимирской области

Село Борисово

Борисово — село в Муромском районе Владимирской области России, входит в состав Борисоглебского сельского поселения.
Село Борисово расположено на северо-западе от Мурома в 10 километрах по прямой и в 2,5 километрах на северо-восток от трассы Муром – Нижний Новгород.
Борисово и его окрестности занимают высокий берег реки Оки и её поймы, село расположено на высоте 100 – 150 метров над уровнем моря; поверхность сложена пермскими осадочными породами на древнем кристаллическом фундаменте. Климат умеренно-континентальный с 500 – 530 мм осадков в год. Средние летние температуры +18°С, +18,5°С, зимние -11°С, -11,5°С. Максимальные летом +37°С, зимой -43°С. Летом преобладают ветры западные и юго-западные, зимой – западные и южные.

Район настоящего села Борисово издревле был облюбован местными жителями. По данным археологических исследований в двух километрах к северо-западу и в полукилометре к юго-востоку от настоящей деревни Битюково были поселения неолита и VIII-X веков.
В книге Н.Г. Добрынкина «Следы пребывания доисторического человека в пределах Муромского уезда Владимирской губернии», говориться о находках, сделанных крестьянином села Борисова Иваном Павловичем Докуновым. В июне 1882 г. И.П. Докунов при рытье подвала нашел шесть человеческих скелетов, пять были разрушены, но один сохранился с уцелевшими зубами в верхней челюсти. По виду череп узколобый, должен принадлежать низшей расе древнего человека. Ещё раньше в 1867 году были также вырыты черепа и кости на огороде Докунова. Дворовое место находилось через дорогу от старой деревянной церкви в 100 саженях.
Старожилы утверждают, что до основания села здесь было поселение и на месте Докунова – древнее поселение. А так как село Борисово находится на возвышенности реки Оки, и воды древнего бассейна омывали южную часть села, то имелась возможность расположить древнее поселение прежним обитателям края возле воды и на высоком берегу, то очень может быть, что и могилы относятся к доисторическому периоду.

Плодородная пойма реки позволяла выращивать богатый урожай и пасти скот. Рядом в городе можно было продать или обменять его на предметы, необходимые для жизнедеятельности человека. Дальнейшее развитие поселений на территории Муромского края подорвала война с болгарами, которая закончилась захватом ими Мурома в 1088 году. Жители вернулись на старое место лишь в XIII – XIV веках.
В конце ХV века, рядом с вотчинными землями Троицкого монастыря на речке Выжге стояло село Волковские Новоселки. Владельцем его был Семен Иванов сын Борисов. Название села указывает, что оно было основано недавно и каким-то Волком. В то время прозвища имели все жители Руси. Не исключено, что Волком звался кто-то из рода Борисовых. Возможно, что тот самый Семен или его отец Иван. Так же Волком мог быть первый поселенец этих мест.
Род Борисовых является древнейшим Муромским родом. По версии историка С.Б. Веселовского, он пошел непосредственно от Бориса сына Матвея Иватина. От Матвея также пошли род Чаадаевых и род Чертковых. Версия С.Б. Веселовского выглядит более убедительной и подтверждается источниками.
Иван Борисов сын Матвеев упоминается в духовной грамоте Василия Матвеевича Иватина в середине XV века наряду с его детьми Матвеем и Григорием. В XV веке крупная вотчина Борисовых находилась в селах Волковские Новоселки, Санниково, Пополутово, Польцо, сельце Копнино, деревнях Дубенки, Веретея, Иванцово, Старое Ярцево и Туртапка. Соседство с монастырской вотчинной для Борисовых было очень беспокойным. Только к 1525 году были полюбовно все спорные вопросы о межевании земель, прилегающих к селу Волковские Новоселки и Троицкому вотчинному селу Чегодаево.
Начиная с конца XVI века в грамотах село Волковские Новоселки уже писалось по фамилии землевладельцев – Борисово.
В 1630 году это село было в вотчине за Семеном и Дмитрием Федоровыми детьми Борисова. В нем стояла церковь Иоанна Богослова. По своим размерам оно было небольшим: двор вотчинников, двор приказчика, 3 крестьянских и 2 бобыльских двора.
В это время рядом с селом стояла деревня Битюково. Считается, что своим названием она обязана народу «бетюки», жившему в ней в старину. В деревне в начале XVII века стояли 3 двора вотчинников, 2 двора приказчиков, 3 крестьянских и бобыльский дворы. Принадлежала она нескольким представителям рода Борисовых.
В кон. XVIII века составляло одну дачу генерального межевания с деревней Битюковой. В нем было 28 дворов, муж. 73, жен. 74, всего 147 душ. В примечании записано: «Село на суходоле, при пруде; церковь Казанския Пресвятыя Богородицы и дом господский, деревянные; церковная земля ж на суходоле, а дачею – рек: Ушны – на правой, а Оки - нового и старого ее течения – на левой и по обе стороны озер: Большого и Малого Глушиц, Карачева и залива от реки Оки, и при озерах же: Кривцовском, хомут и внутри оной дачи – безимянных озер; земля иловатая, хлеб и покосы средственны, лес мелкий дровяной, крестьяне на пашне». Александра Ивановича Лопухина.
В составе Чаадаевской волости
В конце XIX века в Борисово 68 дворов.

Проезжая по селу Борисову, видишь красивые деревянные дома, украшенные ювелирной резьбой. Каждый житель ещё до революции стремился к тому, чтобы его дом не был похож на другие. Плотники, резчики по дереву славились на всё село. Не один дом был построен членом плотницкой артели Макаровым Егором Ивановичем.
Возникли артели по плетению корзин. Особого искусства требовало белое плетение. Настоящим художником в этом деле был Климов Михаил Дмитриевич. Он плел кресла, стулья, санки, столики и другие изделия, постоянно работая над рисунками. Его изделия пользовались большим спросом, продавались на Муромской ярмарке, часто он выполнял личные заказы.
В кон. XIX века 90 дворов, муж. 317, жен. 294, всего 611 душ. В селе: церковно-приходское училище с 30 мальчиками, кузнечная мастерская, кузница для бытовых надобностей. Некоторые из жителей занимаются рыболовством. В Москву отходят каменщики. Близ села на р. Ушне владельческая мукомольная мельница. Существует барская усадьба с садом.
Близость реки Оки и других водоемов, богатых рыбой давала возможность заниматься рыболовством. В селе до революции было две рыболовецкие артели: одна артель ловила у Карачарова, другая – у Борисово.
Сапожную мастерскую имели Смирновы Афанасий Петрович и Петр Михайлович. Они шили сапоги, сбрую для лошадей. В годы войны Афанасий Федорович обслуживал полк Нормандия-Неман. Женщины в каждой семье пряли, ткали, шили.

Колхоз в селе Борисово был организован в 1929 году и назывался «Коллективный труд». Всего в колхоз вошли 16 колхозников (хозяйств). Первые колхозники: Ершов Иван Тимофеевич, Ермаков Семен Григорьевич, Ермаков Иван Григорьевич, Ермаков Егор Григорьевич, Малинов Василий Егорович, Васильев Иван Андреевич, Зудов Иван Иванович, Крайнов Петр Иванович и др.
С 1929 года село являлось центром Борисовского сельсовета Муромского района, позднее в составе Чаадаевского сельсовета.
Первый председатель артели был Ершов Степан Тимофеевич. 1930 г. председателем был Аксенов Федор Петрович, потом Крайнов Петр Иванович. Председатели колхоза менялись почти ежегодно. После Крайнова П.И. были председатели: Костаков Максим Семенович, Фомичев Степан Андреевич, Хвостов Владимир, Ершов Степан Тимофеевич, Ершов Василий Иванович, Кузнецов Алексей Андреевич, Зубарев Иван Иванович.
В основном коллективизация в с. Борисово была закончена в 1935 году. В 1932 году был построен коровник, позднее была построена конюшня, но сначала лошади находились во дворе одного гражданина Семеркина Сергея, который был раскулачен в 1935 году. Всего при организации колхоза было 10 лошадей. 1934 году была построена мельница. При организации колхоза получали высокие урожаи пшеницы и ржи по 25 ц с га. Сеяли просо и получали урожайность по 22 ц с га, семян огурца до 1950 года получали с отдельных участков по 7 ц с га.

При сборе краеведческого материала и изучение местных названий отдельных лестных участков, лугов, мелких речек и озер прослеживаются две характерные особенности: одна из них связана с фамилиями, именами, или прозвищами. Так, за бывшей ГЭС есть мамоновский луг и мамоновская грива. «Грива» – так ласково называют жители села Борисово лесные массивы. Не исключено, что свое название они получили от грив лошадей – тяжеловозов. Луга между гривами называются «долами», и их название связано с принадлежностью в прошлом определенному лицу: Попов дол, Якимкин дол.
Имеются названия связанные с именами женщин, так есть поляна Кузнечиха, а «в честь» Климовой Татьяны Степановны долго не вступавшей в колхоз, Таницына поляна, небольшая речка носит название Романиха, часть холмов у деревни называются Алешкино.
Вторая группа названий подчеркивает особенности местности: так перед озером Глушицей холмы за свою форму называются Горшки, Белый бугор получил своё название от песчаника, из которого он сложен, старицу Оки – озеро Глушица, богатое рыбой, назвали так за малопроточность и нахождение когда-то за глухим дубовым лесом. Озеро Студенец назвали за холодную и прозрачную воду, есть озеро Грязное. Луг под косогором называется Подувалье. Чистые луга около озера Глушицы называются Плоски, название говорит о ровной и плоской поверхности. Начало большого оврага, отделяющего Борисово от чаадаевских полей называется Стрелка.
Третью группу составляют названия, которые ещё требуют дальнейшего изучения: это и курган Зименки, на котором, по преданию зимовали первобытные люди.
Не изучена топономика названий рек Ушны, Выжги, озера Путики, луга Армаши, Ратшина и другие. Да и в самом селе каждая улица имеет свое народное название. Имеются улицы Поповка, на ней раньше жили священнослужители, Нахаловка, Морозовка, Рог, появились улицы Бутырки, Выселка. Самая старая часть села Борисово так и называется – Село.

С 2005 года село — в составе Борисоглебского сельского поселения.
Численность населения: в 1859 г. – 421 чел.; в 1897 г. – 658 чел.; в 1905 г. – 692 чел.; в 1926 г. – 1201 чел.; в 2002 г. – 524 чел.; в 2010 г. – 475 чел.

Церковь Казанской Божьей Матери

В писцовых книгах Муромского уезда 1629 — 30 гг. не упоминается села Борисова, следовательно в то время здесь не было еще церкви. Первые сведения о церкви мы находим в окладных книгах Рязанского епископа 1676 г. В этих книгах отмечено: «церковь Пресвятыя Богородицы Казанския в селе Борисове. У тое церкви двор попа Ивана да в приходе двор стряпчаго Стефана Борисова да 4 дв. задворных людей да крестьянских 10 дворов да 3 дв. бобыльских, в настоящее же время здесь 100 дворов. Деревня Батюшково, а в ней 9 дворов крестьянских (в 1897 г. здесь 68 дворов), сельцо Волнино, а в нем двор помещиков, двор задворного слуги, да крестьянских четыре двора (в 1897 г. здесь 15 дворов). По сказке попа Ивана церковных сенных покосов из помещиковых дач на 60 копен. По окладу данных денег 31 алтын 4 деньги».
Кроме этой церкви в конце XVII века в Борисове была еще церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы, о чем свидетельствует надпись на прологе. Память об этой церкви сохранялась в приходе тем, что праздник в честь Покрова Пресв. Богородицы чествовался прихожанами так же, как и престольный праздник.
Казанский храм существовал в Борисове до 1870 г., когда он сгорел; пожар уничтожил все церковное имущество и документы. Случайно сохранились только Устав и Пролог (с Сентября по Март) печати 1661 года. На прологе сохранились надписи: «сия книга глаголемая пролог церкви Покрова Пресв. Богородицы, а приложил сию книгу господин Стефан Борисов»; на обороте того же листа написано: «сея книга села Борисова церкви Покрова Пресв. Богородицы болярина Стефана Дмитриевича Борисова, а написа того села поп Иван своею рукою»; ниже этого подписано: «государю Ивану Петровичу биет челом... Муромския твоея вотчины села Борисова понамарь Степан Иванов». Сравнивая эти подписи с вышеизложенной выпиской из окладных книг 1676 г., мы видим, что Покровская церковь существовала в Борисове одновременно с Казанской: вероятно, одна из них была теплой.
В 1871 г. вместо сгоревшей церкви построена новая деревянная церковь; престол в ней один в честь Казанской иконы Божией Матери; над престолом устроена круглая сень.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена была достаточно.
Причта по штату положено — священник и псаломщик. На содержание их получалось: процентов с причтового капитала (675 р)., от служб и требоисправлений и от церковной земли — до 600 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви — усадебной 2 дес. и пахотной 31 дес., сенокосной не было.
Приход состоял: из села Борисова, деревни Батюшкова (в 1 версте от церкви) и сельца Волнина (2 вер.), в коих по клировым ведомостям 1897 г. числилось 653 души муж. пола и 653 женского.
Если сравнить по числу дворов население прихода кон. XIX века с показанным в 1676 г., то увидим, что оно увеличилось почти в 6 раз: тогда было 34 двора, а в 1897 г. 181 двор.

В Борисове с 1890 г. рядом с церковью была устроена церковно-приходская школа; учащихся в 1895/6 г. было 30. В школе дети учились четыре года. Первое время за учебу платили продуктами, а затем деньгами. Несмотря на платное обучение в классах было по 27 – 30 человек. Родители стремились дать образование не только сыновьям но и дочерям.
С благодарностью вспоминают старожилы первых учителей: Николая Сергеевича Борисова – местного жителя, Дмитрия Сергеевича Гундобина из Дмитриевской Слободы. Учила детей в этой школе и дочь священника Ладыгина Анна Владимировна.
«Паломничество. 5 мая утром заведующий церковно-приходской школой с. Борисова свящ. Владыкин, учитель Н. С. Борисов и около 70 учеников совершили паломничество пешком из с. Борисова в Муром. В Благовещенском монастыре в Богородицком соборе свящ. о. Владыкиным были совершены молебствия, по окончания которых попечитель школы Н. М. Елин, угостив борисовских гостей чаем, роздал окончившим школу детям, книги в память 300-летия царствования Дома Романовых. На обратном пути борисовцы посетили напольное кладбище, где осматривали памятник А. В. Ермакову. Учащиеся прогулкой остались очень довольны, многие из них были в Муроме первый раз» (Газета «Муромский край», 11-го мая 1914 г.).
19 октября 1918 г. в экспроприированном барском доме помещика Ростова был торжественно открыт Народный дом. Были речи, музыка, концерт, поставлен спектакль. Многие жители, даже из окрестных деревень пришли посмотреть на невиданное ранее зрелище.
Под руководством Ивана Ершова в Народном доме была создана вторая школа для взрослых, а также клуб. Вместе со своими товарищами И. Ершов ставил различные спектакли, с которыми ездили в другие деревни и села.
Об Иване Ершове известно, что он был сыном крестьянина, обучался в Москве в университете Шанявского, и вернулся в родное село с мечтой учреждения коммуны. Это не было просто в смутные годы гражданской войны, а может быть, тогда и в тех обстоятельствах просто невозможно. Пропаганда И. Ершова не была не замечена. Богатые земляки угрожали Ершову расправой. Но, несмотря на это, молодые артисты продолжали выступать со своей программой «против попов и богатеев». И вот в ночь с 13-го на 14-е декабря 1919 года он был убит в Народном доме. Местная газета «Луч» напечатала тогда некролог на его смерть и стихи о нем. На памятнике, поставленном в 1979 году на могиле сельского кладбища, выбиты слова М. Горького: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»
В 1924 г. старую школу перевезли в Битюково, а 1935 г. перевезли и часть барского дома. Обе школы соединили в одну.

В нач. ХХ века на сельском сходе было решено построить новую, каменную церковь, для этого на окраине в считанные месяцы вырос небольшой кирпичный завод, и работа закипела. Старожилы вспоминают, с каким воодушевлением работали все жители села. В 1911 году церковь была построена и день ее открытия стал для односельчан настоящим праздником.
Расписывать церковь приехал специально из Москвы Гордеев Павел Кузьмич, сын церковного старосты, который в Москве специально учился иконописи.
С любовью вспоминают старожилы священнослужителей: отца Николая и отца Владимира, дьяков Горшкова (Николая) Алексея Матвеевича и Казанского Николая Ивановича.
В 1935 г. церковь закрыли. Не вынес этого отец Владимир: он заболел и умер, а его семью, как и семьи остальных священно-служителей раскулачили и сослали.
В 1936 г. сбросили колокола, а в суровый 1942 г. уничтожили купола, и в здании церкви был устроен клуб. Но окончательно церковь была разрушена 1958 году, когда сломали колокольню. Теперь это здание снаружи мало напоминает о церкви и только сохранившиеся росписи говорят нам о её былом величии. Сохранилась до наших дней только часовня и часть фундамента.

Деревня Битюково

Происхождение названия деревни имеет две версии: первая выходит к названию «Битюково» от слова «бить». По словам старожилов, здесь в древности в селах происходили часть битвы. Но более верной нам кажется вторая версия. По ней название деревни происходит от слова «битюк», что означает лошадь тяжеловоз.
Битюково. Стоянка Вознесенский яр, неолит. По данным 1920-х гг., расположена к северо-востоку от деревни на правом берегу р. Ушна, в урочище Вознесенский яр. В обнажениях культурного слоя найдены обломки лепной посуды с раковинными и органическими примесями в глиняном тесте, украшенной гребенчатым орнаментом волосовской культуры, фрагмент шлифовального камня.
Битюково. Поселение 1 (Красный куст 1), эпоха бронзы. 1 км. к северо-востоку от деревни, мыс правого берега р. Ушна. Занимает северо-восточную часть мыса, размеры 70-80х20 м., высота над поймой до 3 м. Керамика лепная, без орнамента или с орнаментом из ямчатых вдавлений небольшого диаметра, поздняковской к-ры, кремневые отщепы.
Битюково. Поселение 2 (Красный куст 2), эпоха бронзы. 1.1 км. к северо-востоку от деревни, ок. 200 м. к югу от поселения 1. Занимает оконечность мыса, размеры ок. 60х20 м., высота над поймой 1.5-2.0 м. Территория памятника поросла лиственным лесом. Керамика лепная тонкостенная, без орнамента, поздняковской к-ры.
Много предметов того времени удалось найти краеведам Борисовской школы в окрестностях с. Борисова. Найденные экспонаты используются на уроках истории, литературы, внеклассных мероприятиях.
Битюково. Курганный могильник, эпоха бронзы. По сведениям Т.Б. Поповой 1960-х гг., расположен близ северной окраины деревни, на останце первой надпойменной террасы правого берега р. Ушна и на территории высокой поймы у подножья останца. Часть памятника, располагающаяся на останце, насчитывала не менее 32 курганов высотой до 1.5 м., диаметром до 10-15 м. Число курганов на высокой пойме не установлено. Их высота не превышает 0.5 м., эти курганы трудно отличить от естественных складок местности. Исследованы (А.И. Смирнов, 1904 г.; Т.Б. Попова, 1963, 1965 гг.) 12 курганов. Костяки не сохранились. Погребения совершались либо на древнем горизонте, иногда на невысокой подсыпке из песка, либо в неглубоких (до 0.5 м.) подкурганных могильных ямах размерами до 2.2х1.1 м., ориентированных в направлении северо-восток - юго-восток или север северо-востока - юг юго-востока. На древнем горизонте, рядом с погребением или на краю могильной ямы, отмечены следы ритуальных кострищ и тризн в виде угля, золы, костей животных, обломков сосудов. Здесь же были найдены целые сосуды и большинство других вещей, сопровождавших погребения. Сосуды лепные, округлодонные, с уплощенным дном и плоскодонные, часто острореберные, с прямым или слегка отогнутым наружу венчиком, с орнаментом в верхней половине сосуда в виде горизонтальных полос, зигзагов, фестонов, бахром, выполненных оттисками веревочки, зубчатого и кружкового штампов, нарезками и т.п. Среди других находок - кремневые орудия, в т.ч. скребок на массивном отщепе, бронзовые широкие браслеты с несомкнутыми концами и пронизка. По мнению Т.Б. Поповой, могильник относится к раннему этапу развития поздняковской к-ры и датируется 3-ей четв. 2-го тыс. до н.э.
Н. Г. Добрынкин писал в своей книге, что менее чем в полуверсте от деревни за широкой пойменной низиной возвышается песчаный холм, крутизна его на востоке скатывается в болотистую котловину, заросшую кустарником, дубняком и березняком. Урочище его называется «вытрыск». В настоящее время урочище не сохранилось, забылось и его название, так же как забылось название холмистой местности «Мары». Добрынкин говорит о курганах, которые в народе назывались «Огрудки». Они имели вид шарообразный. Таких курганов здесь много. В настоящее время форма их несколько видоизменилась, как изменилась сама деревня и её окрестности.
Битюково. Поселение 3 (Красный Яр), эпоха бронзы, 8-10, 14-17 вв. 2 км. к северо-западу от деревни, дюнообразное всхолмление правого берега р. Ушна, урочище Красный яр. Протянулось вдоль юго-западной части всхолмления, размеры ок. 100х25 м., высота над поймой до 5 м. в верхнем горизонте толщиной ок. 0.3 м. найдены обломки гончарной позднесредневековой посуды 14-16 вв., а также лепной муромской 8-10 вв. В нижнем горизонте обнаружены обломки лепной керамики, украшенной в верхней части ямчатыми вдавлениями, а также с сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, предположительно поздняковой культуры. Найдены также кремневые наконечник стрелы, скребки, отщепы.
Битюково. Селище, 8-10, 11-13 вв. 0.5 км. к юго-востоку от деревни, правый берег р. Ушна, западный берег старицы. Площадь ок. 3 га., высота над поймой до 6 м. Керамика лепная неорнаментированная, горшковидной формы, отнесенная к 8-10 вв. (муромская), и гончарная древнерусская.
Диртем – арабская монета VII – IX в.в., найдена на огороде в с. Борисове, свидетельствует о торговых связях или о том, что село находилось на пересечении торговых путей.
Ядра чугунные от сигнальной пушки, использовались такие пушки с 1382 г., в армии они назывались тюфаками, широко распостранялись до петровского времени, использовались при обороне. Найдены на горе у Битюково.
Деревня Битюково, по преданиям, была известна с XVI в.
Меч эпохи Ивана IV, ручная ковка, использовался во время сражений. Найден на склоне кургана.
Маленькая ручка белоглинного кувшина, относится к концу XVIII в. Найдена на горе у Битюково.

В кон. XVIII века замежевана в одну генеральную дачу с селом Борисовым; в деревне было 24 двора, муж. 65, жен. 66, всего 131 жен. В примечании находим: «а деревня на суходоле, на гористом месте; на показанной же речке Ушне мучная мельница о трех поставах». Владения Александра Ивановича Лопухина.
В кон. XIX века 78 дворов, муж. 237, жен. 222, всего 459 душ. Последний владелец г. Рост. Крестьяне занимаются земледелием, а некоторые из них и рыбной ловлей. В отхожий промысел идут печники.
От Мурома – 13 ½ вер., камер Земск. Нач. – 15 ½ вер., села Чаадаева – 2 ½ вер., пунктов: Климова – 18 ½ вер. и Булатникова – 19 1/3 вер.

В Битюкове колхоз был организован в 1930 году и назывался колхоз им. Куйбышева. Всего вошли в колхоз 30 хозяйств. Первый председатель колхоза был Ярцев Сергей Семёнович. Первые хозяйства которые вошли в колхоз: Андрианов Павел Иванович, Крылов Павел Егорович, Крылов Матвей Егорович, Муравьев Иван Иванович, Панов Григорий Акимович, Исаев Иван Григорьевич и другие. Всего было 15 лошадей. Первым бригадиром был Игнатов Терентий, а затем Макаров Иван Степанович. Урожайность ржи получали по 25 ц.
Председателями колхоза были: Семеркин Яков Николаевич, Крылов Кузьма Иванович и другие.
Партийная организация в колхозе была организована в 1932 году. Первые коммунисты: Жолобов Иван Яковлевич, Костаков Семен Максимович, Крайнов Андрей Петрович, Ершов Михаил Степанович. Секретарем партийной организации был Бесчастнов до 1941 года, коммунистов в организации было 10 человек. С 1939 года по 1941 секретарем парторганизации был Жолобов Иван Яковлевич. В период ВОВ председателем был Ершов Степан Тимофеевич. Бригадирами в поле работали женщины: Кузнецова, Семеркина, Борисова. В 1939 году колхоз приобрел одну грузовую машину и мотоцикл. В 1941 году началась война и всё было отдано на фронт.
В 1932 году был построен коровник и свинарник. 1936 году построена конеферма.
В основном коллективизация была закончена 1937 году. В 1950 году колхозы с. Битюково и с. Борисово были объединены и стали называться колхоз им. Куйбышева.
Председателями работали Зубарев Иван Иванович, Грачев Николай, Буянов Яков Андреевич, Ершов Михаил Степанович, Большов Николай Иванович, Моржаков Василий Иванович, Ушаков Анатолий Александрович. До объединения колхозов в с. Борисово было 4 бригады полеводческих и одна огородная. Бригадиром огородной бригады работал Ермаков Семён Григорьевич 1890 года рождения.
В 1956 году была построена лесопилка, в 1962 году клуб, в 1955 – коровник.
В 1965 году в состав Борисова включена деревня Битюково, примыкавшая к селу с востока.
24 февраля 1975 года колхоз им. Куйбышева (с. Борисово) и колхоз им. 1 Мая (с. Чаадаево) объединились в одно хозяйство и получило название – колхоз им. Куйбышева.
До 1979 г. первым председателем объединенного колхоза был Буренко Виктор Максимович, который до этого был председателем колхоза в с. Борисово. В период с 1979 по 1998 год председателем колхоза им. Куйбышева работал Храмов Николай Николаевич. С января 1998 по 2001 год – Сумин Юрий Васильевич.
На территории СПК им. Куйбышева расположено три населенных пункта: с. Чаадаево, с. Борисово, д. Битюково.

Иван Никитич Климов

Автор «Муромских сказок» родился 7 января 1886 г. в деревне Битюково Муромского уезда. Он окончил три класса церковно-приходской школы.
Любовь к сказкам проявилась у мальчика еще в школьные годы. Первые сказки он слышал от родителей. Отец Никита Иванович Климов в свободное от крестьянской работы время любил сказывать сказки, зная их большое количество. Рассказывала детям сказки и мать Матрена Александровна. Иван Никитич пас скотину, работал печником, кровельщиком, маляром, служил в армии. Из солдатчины он принес сказки «Солдатская библия» и многие другие.
Из армии Климов возвращается в Битюково и в 1918 году избирается председателем сельсовета, участвует в ликбезе.
С 1920 по 1934 годы Климов – председатель ревизионной комиссии Борисовского сельского совета. Но какую бы работу он не выполнял, он всем рассказывал сказки. «Сказка – говорил Климов – большая для нас радость, многому учит. А ежели в ней много выдумки, так это не беда. На то она и сказка. Хорошо выдумать не всякий умеет. Недаром сказки называются народными. От народа они к нам пришли и народу передаются…»
В 1936 году Иван Никитич переехал с семьей в Муром, работал конюхом в детском доме №1. Ребята его очень любили. Раскрыв глазенки и затаив дыхание, они слушали сказки дяди Вани. Только прослушали сказку «Старик и медведь», а дядя Ваня начинает новую. У него было много сказок для ребят и эти сказки ждали не только в детском доме, но и внуки и дети двора. Его дочь Ольга Ивановна, вспоминает: «Даже в последний день перед смертью он просил меня записать новую сказку, но я уже ничего не могла записать, так как отдельные слова произносились или шепотом, или совсем неслышны».
В 1963 г. Владимирское издательство выпустило первое издание «Муромских сказок». За прошедший период «Муромские сказки» издавались еще три раза. Свыше миллиона ребятишек во всех концах нашей страны познакомились с Иваном Никитичем Климовым и его сказками.

Используемая литература:
- Летопись села Борисово | Мбук ЦБС Муромского района
Село Борисоглеб
Село Чаадаево
Село Петроково
Муромский уезд.
Владимирская губерния.

Copyright © 2017 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (20.01.2018)
Просмотров: 574 | Теги: Муромский уезд, Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика