Главная
Регистрация
Вход
Суббота
27.04.2024
06:59
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Санниково Муромского района

Село Санниково

Санниково — деревня в Муромском районе Владимирской области России. Относится к Борисоглебскому сельскому поселению.
«Село Санниково при рч. Выжиге находится в 120 верст, от губернского города и в 13 от уездного (Муромский уезд)».[1]

Село Санниково впервые упоминается в писцовых книгах 16 века. В то время оно было вотчиной рода Борисовых.
В кон. XVIII века при генеральном межевании было 61 двора, муж. 156, жен. 160, всего 316 душ. Примечание гласит: «по обе стороны речки Выжиги и при устьях: речки Бурцовки и ручья безъимяннаго, на правой стороне; церковь (Николая Чудотворца) и дом господский деревянные; церковные земли: первая – речки Выжиги – на левой и по обе стороны ручья безъимяннаго, вторая – означенной же речки Вжиги – на правой стороне; а дачею при Большой Гороховской дороге; земля серо-глинистая с песком; хлеб и покос – средственны, крестьяне на пашне». Состояло во владении Александра Ивановича Лопухина.
В XIX веке в составе Чаадаевской волости. В кон. XIX века 17 дворов, муж. 114, жен. 123, всего 237 душ. Последний владелец г. Рост. Господского дома нет. В селе: церковь каменная, церковно-приходское училище с 34 мальчиками, 2 ткацких светелки,- бондари кадушек из елового дерева. Отходят в Ростов на Дону,- каменщики.
До Москвы – 10 вер., села Чаадаева – 6 вер., камеры Земск. Нач. – 10 вер., пункта Булатникова – 16 ½ вер.

При советской власти здесь был образован колхоз «Организованный труд». В 30-х годах местный колхоз вошел в состав колхоза «Борьба» с центральной усадьбой в деревне Степаньково. Школа тоже влилась в Степаньковскую восьмилетнюю школу.

Численность населения: в 1859 г. – 164 чел., в 1905 г. – 284 чел., в 1926 г. – 436 чел., в 2002 г. – 84 чел., в 2010 г. – 58 чел. (80 домов).

Санниковский приход

В писцовых книгах за 1629—30 гг. село Санниково значится старинной вотчиной братьев Борисовых; в селе тогда была церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделом в честь священно-муч. Василия, епископа анкирского — «древяна клецки на каменное дело»; церковь эта была построена дедом Борисовых, следовательно еще в XVI веке; при церкви были два священника, дьячок, пономарь и просвирница, пашни церковной «середние земли» — 10 четв. в поле, сена 12 копен.
Что касается прихода Санниковского, то сведения о нем находятся в окладных книгах 1676 г. «В Санникове церковь Николая Чудотворца; у той церкви двор попа Григория, двор просвирницын да приходских: помещиковых 2 двора, 3 двора надворных слуг да крестьянских два двора (в 1897 г. в Санникове 39 дворов), д. Степанкова, в ней двор прикащиков, крестьянских 41 двор и 15 бобыльских (в 1897 г. здесь 134 двора), д. Саксина, в ней 6 дворов крестьянских и 5 бобыльских (в 1897 г. здесь 56 дворов). Да по сказке попа Григория церковной земли из помещиковой дачи по 4 четв. в поле.
Деревянная церковь в Санникове существовала до 1845 г.; в этом же году она сгорела от удара молнии. «От грома. 4 числа (июля, 1845), Муромского уезда в селе Санникове сгорела деревянная церковь и часть утвари, дома Священно-церковнослужителей того села и 10 крестьянских домов со всеми принадлежащими к ним строениями. Убытку от этого пожара понесено, кроме церкви, на 5109 руб. серебром» (Вл. Губ. вед. №34. 25 августа 1845). Но ранее еще этого в 1836 г. начат постройкой каменный храм; трапеза была отстроена и освящена в 1846 году, главный же храм продолжал строиться до 1864 года. Колокольня при храме деревянная. [1]
Настоятель-священник села Санникова, муромского у., Василий Звенцов, согласно прошению, 16 сентября 1884 г. уволен за штат, на его место того же числа определен кончивший курс Семинарии — псаломщик села Климова, муромского у., Иван Рождественский.
«По просьбе Санниковского священника о. Иоанна Рождественского, наши собеседования со старообрядцами 31 марта 1891 г. должны происходить, как предназначено было заранее, в дер. Степанькове, Санниковского прихода, с местными безпоповцами. Но когда я приехал в с. Санниково для этой цели, оказалось, что Степаньковские наставники и начетчики ушли из своей деревни в с. Чаадаево на собрание и для свидания с своими руководителями. По сему случаю я, Силезнев (обращенный уже в Православие) и свящ. Рождественский сочли за лучшее отправиться для собеседования в с. Чаадаево…».
Престолов в каменном храме два: главный в честь Преображения Господня, в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца. [1]
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима в приходе икона праведного патриарха Ноя. [1]
Причт при церкви — состоит из священника и псаломщика. На содержание их получалось от служб и требоисправлений до 450 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 1 десят., пахотной 36 дес. 334 саж., из них около 8 дес. под оврагами. [1]
Приход состоял из села Санникова и деревень: Степанькова, Березовки, Саксина и Ивани (Деревня Иван образовалась в 1847 г. из крестьян села Петрокова, переселенных помещицей Апраксиной на пустошь Иван.), в коих по клировым 1897 г. ведомостям числилось 379 дворов (в 1676 г. в приходе было 73 двора кроме деревень Березовки и Ивани), 975 душ муж. пола и 958 женского, из них раскольников 78 душ муж. пола и 71 женского. [1]

В Санникове имелась церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 34. [1]
«Санниковская школа работала нормально. В течение уч. года был месячный перерыв в занятиях, который объясняется уходом школьного работника. По прибытии в школу новой шк. работницы дело быстро наладилось и учащиеся «подравнялись». Топливом школа была снабжена в достаточном количестве. Ощущается недостаток в учебниках, а само школьное здание требует небольшого ремонта» («Луч», 22 августа 1923).
Школа простояла до 1969 года.

Бывший псаломщик села Березовок Василий Сахаров, 6 апреля 1907 г., допущен исполнять псаломщические обязанности в село Санниково, Муромского уезда. Уволен заштат псаломщик села Санникова, Муромского уезда, Павел Успенский, 8 апреля 1907 г.
Священник с. Санникова, Муромского у., Николай Миловидов 5 мая 1907 г. перемещен в с. Панфилово, Муромского уезда. Священник с. Голышева, Судогод. у., Иаков Счастливцев 11 мая 1907 г. перемещен в с. Санниково.
Храм разрушили в 1936 году.
К радости местных жителей начато восстановление Спасо-Преображенского храма в 2013 году.

Сергий Обтемперанский

Еще в стенах Семинарии Сергий решил отдать все силы и добрые порывы своей души на просвещение и пользу простого народа, и когда Семинарский курс был окончен, то он избрал учительство и всецело отдался ему. Но здесь скоро Сергий увидел, что если много пользы может принести народу сельский учитель, то еще больше может принести этой пользы сельский священник, и вот он переменил учительство на священство, в той глубокой уверенности, что никто более священника не соприкасается с народом, никто более его не знает нужд народных и потому никто более священника не может принести пользы темному люду.
Определенный Высокопреосвященнейшим Феогностом в довольно глухое село Смердово, о. Сергий, в первый же год своего священствования, должен был вынести тяжелый искус и проявить всю силу своей энергии на избранном поприще. О. Сергий должен был стать лицом к лицу с губительной сибирской язвой, которая занесена была в Смердовский приход, и он мужественно стал и явил себя на высоте пастырского призвания. В то время, как врач телесный, заботясь о карантинных мерах против болезни, устранялся от народа, врач духовный был постоянно среди своей паствы, молился с ней и утешал ее, спешил к ней с помощью духовною и телесною. О. Сергий не пал духом даже тогда, когда сам заразился болезнью; он и в это время не покидал своей деятельности.
Но вот бедствие миновало; тогда о. Сергий обратил все силы своей энергии на устроение школы, которой еще не было в селе Смердове. Печалуясь на темноту своей паствы в делах веры, о. Сергий стал настойчиво проводить с церковной кафедры ту мысль, что для научения народа недостаточно одной церковной проповеди и что для этой цели нужна еще школа. Эту мысль принял к сердцу церковный староста села Смердова, С. И. Решетников, и при его помощи о. Сергию скоро удалось открыть школу, пригласить учительницу и устроить певческий хор из мальчиков, принятых в школу.
Прихожане села Смердова искренно полюбили о. Сергия и шли к нему за советами во всех нуждах своих. Насколько о. Сергий пользовался расположением Смердовских прихожан, можно видеть из следующего случая: о. Сергий был уже в другом приходе, — в селе Санникове; однажды он из этого села прибыл в гор. Шую; Смердовские прихожане, прибывшие в тот же город на базар, лишь только узнали о пребывании о. Сергия в Шуе,— все устремились к нему в квартиру и там, став на колена, начали со слезами на глазах упрашивать его возвратиться к ним, в село Смердово, склоняя о. Сергия к этому в простоте сердечной тем, что в Смердове он был бодр и крепок здоровьем, а в Санникове, среди раскольников, стал слаб и немощен.
Не менее потрудился на пользу народную о. Сергий и в селе Санникове, где Бог судил ему окончить недолгие дни свои. Прихожане этого села, зараженные расколом, не питали расположения к духовенству. Некоторые из них доходили до того, что не считали своим долгом приветствовать поклоном не только чужого священника, но и своего собственного. Прибыв в такой приход, о. Сергий сначала открыл целый ряд бесед с церковной кафедры, а потом, когда слово его, коснувшись сердца некоторых, привлекло их к нему в дом с обещанием исправиться, то он перенес свою учительную проповедь на улицы в крестьянские хижины и на всякие деревенские собрания. Не щадя собственного здоровья, он стал беседовать с прихожанами на всяком месте и во всякое время; ни ветер, ни дождь не удерживали его от бесед, — если только этих бесед требовала польза духовного сына, запутавшегося в сетях раскола.
Не довольствуясь беседами, о. Сергий и в Санникове, как и в Смердове, позаботился об устроении школы. С помощью того же С. И. Решетникова он приобрел здание для школы; сначала учил в школе сам, а потом выхлопотал для ней учителя и завел прекрасный хор. Не упускал из вида о. Сергий удовлетворения и других потребностей прихода. В этом случае достойны внимания его заботы об устроении колокольни при храме, об украшении храма стенною живописью и проч.
6-го августа 1898 года, в полном расцвете сил, скончался священник села Санникова, о. Сергей Обтемперанский. Недолга была жизнь его, но по своим трудам она весьма поучительна и достойна внимания.
Недаром жил и трудился о. Сергий. Труды его были замечаемы и Епархиальным начальством. Поучения о. Сергия получали одобрение от Епархиального цензурного Комитета, а его дела удостаивались благословения от Высокопреосвященнейшего Сергия и Св. Синода. А ближайший начальник о. Сергия, благочинный протоиерей Заколпский видел в трудах его пример достойный подражания. В своем содержательном и глубоко-поучительном надгробном слове о. протоиерей Заколпский ярко очертил деятельность покойного. Указав на дела его, как на памятник, оставленный им по себе, он не забыл ни любви усопшего к учительству, ни любви его к созданной им школе, ни его энергии в борьбе с расколом, ни его забот о благолепии храма, ни его постоянных беспокойств по поводу тех или других неприятностей и проч.
Учитель Петровского духовного училища А. Обтемперанский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 15-го ноября 1898 года).
Определен в диакона псаломщик села Санникова, муромского уезда, Александр Радиксов, 10 февраля 1904 г., в село Флорово, гороховецкого уезда. Определен, окончивший курс духовного училища Алексей Клипков, 23 февраля 1904 г., и. д. псаломщика в село Санниково, муромского уезда.

14 августа 1935 г. общее собрание граждан Березовского колхоза (Муромский район) постановило «в ответ на вылазку новокотлицкого попа, который расхищает церковное имущество», закрыть ...свою церковь - в с. Санниково тоже Муромского района. Предложению был дан зеленый свет: 15 октября решение утвердил Муромский райисполком, 20 января 1936 г. - президиум Горьковского крайисполкома, а 20 апреля 1936 г. - Президиум ВЦИК.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Владимирская губерния.

Категория: Муром | Добавил: Николай (17.11.2018)
Просмотров: 1319 | Теги: Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru