Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
15:54
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Деревня Степаньково Муромского района

Деревня Степаньково

Степаньково — деревня в Муромском районе Владимирской области России, входит в состав Борисоглебского сельского поселения.
Деревня расположена в 8 км на юг от центра поселения села Борисоглеб и в 12 км на северо-запад от Мурома.
Старожилы рассказывали, что из Петрокова приехала семья кузнеца Степана. Она обосновалась в этой местности. Постепенно жителей становилось все больше. Образовались новые семьи; строились дома. На сходе жители решили назвать свое поселение Степаньково. По имени первого жителя.
Первое упоминание деревни Степаньково в составе Санниковского прихода находится в окладных книгах 1676 года. В ней был двор приказчиков, 41 крестьянский двор и 15 бобыльских дворов.
В кон. XVIII века во время генерального межевания было 63 двора, 190 муж., 187 жен., всего 377 душ. В примечании сказано: «по обе стороны речки Выжиги и пруда; дом господский деревянный; земля иловатая, хлеб и покосы – средственны, крестьяне владельческие на пашне, а экономические – на оброке». Владения Якима Осиповича Названова и Коллегии Экономии.
В конце XIX века в деревне имелось 134 двора.
«Непослушание» имело место в вотчине Борисоглебского Муромского монастыря в 1762 г. Крестьяне д. Степаньково, Барановки, Сашина завладели монастырской землей и засеяли ее своими семенами; монастырские работы не выполнялись, а для управления был взят мещанин Добродеев, который, якобы, «подстрекал крестьян к пущему отложению». Дав отпор двум посланцам канцелярии, крестьяне вели себя вызывающе и грозили снять покос в 1763 г. весь себе. Причиной волнения был слух об указе, коим монастырские вотчины отходят в коллегию экономии, когда же появился указ, подтверждающий право монастыря на владение, — работы опять исполнялись крестьянами. Когда по окончании их крестьяне требовали квитанций, архимандрит и казначей не дали, а взамен того били просивших палками. Добродеев же был взят для письма 3-й ревизии. Высочайшим указом, тем не менее, было поведено главных возмутителей при собрании «сечь плетьми нещадно», а убытки взыскать.
С 1850 года можно считать начало старообрядчества в некоторых центрах Муромского уезда (с. Борисоглебское, с. Чаадаево и д. Степаньково, д. Вареж).
«По просьбе Санниковского священника о. Иоанна Рождественского, наши собеседования со старообрядцами 31 марта 1891 г. должны происходить, как предназначено было заранее, в дер. Степанькове, Санниковского прихода, с местными безпоповцами. Но когда я приехал в с. Санниково для этой цели, оказалось, что Степаньковские наставники и начетчики ушли из своей деревни в с. Чаадаево на собрание и для свидания с своими руководителями. По сему случаю я, Силезнев (обращенный уже в Православие) и свящ. Рождественский сочли за лучшее отправиться для собеседования в с. Чаадаево. Явившись сюда прямо в церковь, мы от приходского священника Миртова узнали, что приехали в с. Чаадаево передовые вожаки и приверженцы раскола: из дерев. Тургеневой, Меленковского уезда, Алексей Иванов Сычков, из села Панфилова Григорий Иванов Халин, из дерев. Нового Варежа, Борисоглебского прихода, Яков Иванов Маркин, из дерев. Степанькова, Санниковского прихода, Иван Иванов, Егор Егоров, Абрам Антонов и другие. Все означенные лица нарочито прибыли в Чаадаево для религиозного обмена мыслей или, прямо говоря, для поддержания и распространения раскола, а некоторые вместе с тем и для требоисправления, напр. совершения исповеди и прочего, чем тоже поддерживается раскол. Для достижения этих целей прибывшие гости постарались собрать в излюбленную моленную влиятельных Чаадаевских раскольников и раскольниц-дев, самых горячих защитниц местного безпоповства, так что общее число раскольников, которые собрались послушать приехавших в Чаадаевскую моленную гостей 31-го марта, простиралось до 40 человек с домохозяевами моленной. Для того, чтобы старообрядцы не одни беседовали в секрете только между собой, но поделились бы своими религиозными мыслями и с православными в открытом собеседовании, с нашей стороны послан был к старообрядцам О.В. Сутулов (обращенный уже в Православие) с предложением: где они пожелают вести беседу с православными священниками — в церкви, в волостном правлении, или в моленной? К несчастию, Сутулов принес нам ответ от них вовсе неделикатный: «мы нигде не желаем беседовать с попами». Что было делать, какие меры предпринять к устроению публичного собеседования? Общим советом собравшихся православных пастырей решено было послать к ним в моленную местного приходского священника А. Миртова и вместе с ним О.В. Сутулова — с тем, чтобы они, во что бы то ни стало, убедительнейше просили старообрядцев вступить с ними хотя в домашнее (в моленной, без участия зрителей и слушателей) собеседование. Старообрядцы хотя и приняли священника Миртова и Сутулова в моленную, но вести беседу с ними согласились только об одном перстосложении, — с тем только условием и решились вступить в разговор с православными. Православные собеседники были очень рады и такому исходу попыток к собеседованию. Завязались споры, и пошли вычитывать из разных книг, с обеих сторон, доводы в пользу того и другого перстосложения, т. е. двоеперстия и троеперстия. Чрез ¼ часа к ним-же отправился и о. Иоанн Рождественский, а чрез ½ часа — и я с Силезневым направились туда-же к собеседникам в моленную, где уже все было занято и полно; в числе слушателей были и православные. Поздоровавшись со всеми, мы заявили, что «намерены были вести собеседование в дер. Степапькове... но Иван Иванович здесь, и потому мы сочли за благо ехать в с. Чаадаево» (Добролюбов Василий Петрович).

В конце XIX — начале XX века деревня Степаньково Большое входила в состав Новокотлицкой волости Муромского уезда.
В кон. XIX века 140 дворов, 304 муж., 317 жен., всего 621 душа. Последние владельцы: гг. Антоньева, Бурцовы и княгиня Вяземская, а также казенное ведомство. Господского дома не имеется. Крестьяне занимаются полевым хозяйством и отходят на заработки: в Астрахань на рыбные промыслы. При селении ткацкая светелка для полотен Муромским фабрикантам и ветряная мукомольная мельница.
От Мурома – 11 вер., села Новых Котлиц – 4 1/3 вер., камеры Земск. Нач. – 8 ½ вер., пунктов: Климова – 13 ½ вер. и Булатникова – 15 ½ вер., платформы Бурцова – 8 вер.

«В понедельник 2 декабря в деревне Степанькове, Новокотлицкой волости под руководством школьных работников был устроен детский спектакль: поставлены были две пьески – «Дедушка и внучка» и «Драгоценный камень». Дети артисты благодаря хорошей и умелой подготовки, сыграли хорошо и привлекли большое внимание зрителей. Весь сбор сдан в пользу «Недели ребенка» («Луч», 4-го января 1921).
«Деревня Б. Степаньково, Булатн. вол. является одной из отсталых деревень Муромского уезда. Здесь во всю ширь разгуливает темнота народная. Старые традиционные предрассудки еще живы среди Степаньковцев. Нет здесь очагов просвещения, ни избы-читальни, нет и кооперации, ни ячейки РКП (б) и РЛКСМ. Пожарный инвентарь в хаотическом состоянии. Живут по старинке с дедовской трехполкой. Много здесь религиозных фанатиков, верующих до бессознания в бога и награждающих попа тунеядца. Молодежь так же «халтурит» по деревне с пением частушек. Культ-кружок «Красный Пахарь», в союз которого входит Степаньково, делал попытки пробить туда луч света, но безрезультатно. Слишком закостенелое состояние села не дало возможности развить работу. Но «Красный Пахарь» очевидно от ведения ее не откажется. Только упорной работой можно победить эту тьму» («Красный Луч», 9 авг. 1924). «26 октября состоялось торжественное собрание членов О-ва «Красный пахарь», происходившее в Степаньковской избе-читальне. На собрании присутствовало более сотни местных граждан, среди которых много женщин. Собравшиеся постановили принять все меры к искоренению хулиганства и вовлечению деревенской молодежи в кружковую работу избы-читальни» («Красный Луч», 1 ноября 1924).
«Степаньковцы починили пожарный инвентарь, а Талызинцы, Борисовцы, Захаровцы и Усадцы нет. Гражданами д. Степаньково Булат. вол. на собранные деньги был куплен выбрасывающий рукав, а 6 августа молодежь произвела ремонт машины» («Красный луч», 16 августа 1924).

С 1929 года деревня входила в состав Чаадаевского сельсовета Муромского района, с 2005 года — в составе Борисоглебского сельского поселения.
«Степаньковкий колхоз растет
Степаньковский колхоз еще молодой, он организовался в 1931 году. Кулацко-зажиточная часть деревни вела бешенное сопротивление против организации колхоза. Бедняцко-середняцкая часть населения, организовавшись вокруг сельсовета дала решительный отпор кулацкой агитации и колхоз «Борьба» в дер. Степаньково был закреплен из 17 хоз.
В настоящий момент колхоз вырос до 81 хозяйства. За свое короткое существование колхоз сумел показать единоличникам свои преимущества.
Бедняцко-середняцкая часть деревни видит те достижения, которые имеет колхоз. 1 августа, в день протеста против империалистической войны в ответ на угрозу капиталистического нападения на СССР, 8 бедняцко-середняцких хозяйств вступили в ряды колхоза.
Степаньковцы, разверните шире соцсоревнование и ударничество. Боритесь за сокращение сроков уборки и дальнейшую коллективизацию» («Муромский рабочий», 6 августа 1931).
«Огородник И.А. Курышев.
Иван Андреевич Курышев — лучший огородник в районе. В Степаньковском колхозе на этой должности он работает уже 4 года, страстно любит свое дело, отдается ему целиком. В результате проявленной им энергичности и заботы о парниковом хозяйстве получено большое количество продукции: луку на перо — 1009 килограммов, салата — 36 килограммов, редиса - 1400 пучков, огурца - 1077 килограммов, рассады ранней капусты — 25000 корней, помидоров — 40000 корней, редиса для семян — 78000 корней.
Наряду с парниковым хозяйством, Иван Андреевич также занимается семеноводством овощных культур. В истекшем году получен высокий урожай семян редиса — 4 центнера с гектара при плане 2 центнера. Вдвое больше планового задания собран урожай моркови — 3 центнера с гектара.
Широкое и правильное применение агротехники, тщательный, заботливый уход за посевами — вот что обеспечило высокую урожайность семян овощных культур» («Муромский рабочий», 2 января 1942).

Первая школа в деревне Степаньково была построена в 1912 году. В 1969 г. открыла двери современная школа, в которой обучалось 350 учащихся.
МБОУ "Степаньковская ООШ" действует с 20 мая 2002 г. Директор - Пугачева Оксана Вячеславовна (с 8 декабря 2011 г.). Адрес: Школьная улица, 1 а. Организация ликвидирована 7 августа 2013 г. Правопреемник - МБОУ "Чаадаевская СОШ".

Детский сад был построен 10 июня 1972 года. Количество детей насчитывалось около 70, поэтому в садике было сформировано три группы.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение - Детский Сад № 13 д. Степаньково действует с 26 ноября 1999 г. Заведующий - Моисеева Нина Михайловна (с 15 октября 2002 г.). Адрес: Муромский район, деревня Степаньково, Центральная улица, 2 а. Организация ликвидирована 20 февраля 2009 г. Правопреемник - МБОУ "Степаньковская ООШ".
Магазин был построен в 1980 году. На тот момент работало два отдела: промышленные товары и продуктовый отдел.
В деревне также открылся хлебный ларек, по продаже монастырского хлеба.

В 1929 году в деревне Степанъково образовался колхоз «Борьба». Председателем колхоза был избран Фролов Константин Федорович.
ООО "Степаньково" действует с 17 декабря 2001 г. Генеральный директор - Шекуров Александр Васильевич (с 4 декабря 2002 г.). Адрес: Садовая улица, 30. Организация присоединена к СПК "Борьба" 26 декабря 2002 г.
СПК "Борьба" действует с 31 декабря 1999 г. Председатель - Бакрина Любовь Петровна (с 4 мая 2009 г.). «Разведение крупного рогатого скота». СПК «Борьба» специализируется по выпуску мясо-молочной продукции. На полях хозяйства выращивают овощи и зерновые культуры. Организация преобразована 11 мая 2011 г. в ООО "Преображение".
ООО "Преображение" зарегистрирована 11 мая 2011 г. «Выращивание однолетних культур». Генеральный директор - Бакрина Любовь Петровна (с 11 мая 2011 г.). Адрес: деревня Степаньково, Садовая улица, 32.
ООО "Степаньковское" зарегистрирована 22 ноября 2016 г. «Смешанное сельское хозяйство». Генеральный директор - Мазурина Татьяна Николаевна (с 22 ноября 2016 г.). Адрес: Садовая улица, дом 32, офис 2.
Товарищество с Ограниченной Ответственностью "Рыбовод" действует с 6 октября 1992 г. Организация ликвидирована 5 августа 2011 г.
На территории деревни Степанъково находилось фермерское хозяйство «Мечта» под руководством Любви Петровны Бакриной. Фермерское хозяйство образовалось в 1992 году, ООО "Мечта" зарегистрировано 7 декабря 2001 г. Территория пахотных земель составляла 200 га, на которых выращивались капуста, картофель, свекла, морковь, лук, редька, кабачки, огурцы. Конкурсный управляющий - Савинова Наталья Владимировна (с 26 декабря 2018 г.) Организация находится в процессе банкротства (2021 год).
ООО "Мечта Плюс" зарегистрирована 9 сентября 2016 г. Адрес: Школьная улица, дом 37. «Выращивание столовых корнеплодных и клубнеплодных культур с высоким содержанием крахмала или инулина». Организация находится в процессе банкротства.
Каждый год на 9 мая ученики степанъковской школы и ветераны Великой Отечественной войны возлагают венки в память о погибших воинах.

Площадь деревни составляет 1,3 км , 39,94 га. Состоит деревня из 8 улиц., на которых находится 334 дома:
- ул. Школьная - 44 дома.
- Ул. Центральная - 81 дом.
- Ул. Зеленая - 7 домов.
- Ул. Садовая -39 домов.
- Ул. Колхозная - 12 домов.
- Ул. Заречная - 35 домов.
- Ул. Трудовая -36 домов.
- Ул. Первомайская- 45 домов.
На улице Школьная находится школа, детский сад, ДК, ФАП. На самой большой улице находится магазин. На остальных улицах находятся жилые дома. В каждой стороне деревни проходит автотрасса местного назначения.
В северном направлении, на расстоянии 3,5 км проходит автотрасса Муром - Нижний Новгород, в южном на расстоянии 5 км - автотрасса Муром - Владимир.
Численность населения: в 1859 г. – 476 чел.; в 1897 г. – 736 чел.; в 1905 г. – 955 чел.; в 1926 г. – 1225 чел.; в 2002 г. – 558 чел.; в 2010 г. – 518 чел.

Используемая литература:
- Летопись деревни Степаньково | Мбук ЦБС Муромского района
Новокотлицкая волость Муромского уезда

Категория: Муром | Добавил: Николай (24.01.2018)
Просмотров: 2014 | Теги: Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru