Главная
Регистрация
Вход
Суббота
24.02.2018
18:58
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 426

Категории раздела
Святые [132]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [785]
Суздаль [277]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [213]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [46]
Юрьев [107]
Судогда [31]
Москва [41]
Покров [62]
Гусь [52]
Вязники [170]
Камешково [48]
Ковров [163]
Гороховец [60]
Александров [138]
Переславль [88]
Кольчугино [22]
История [14]
Киржач [37]
Шуя [79]
Религия [2]
Иваново [32]
Селиваново [6]
Гаврилов Пасад [6]
Меленки [20]
Писатели и поэты [8]
Промышленность [28]
Учебные заведения [11]
Владимирская губерния [7]
Революция 1917 [44]

Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Деревня Степаньково Муромского района

Деревня Степаньково

Степаньково — деревня в Муромском районе Владимирской области России, входит в состав Борисоглебского сельского поселения.
Деревня расположена в 8 км на юг от центра поселения села Борисоглеб и в 12 км на северо-запад от Мурома.
Старожилы рассказывали, что из Петракова приехала семья кузнеца Степана. Она обосновалась в этой местности. Постепенно жителей становилось все больше. Образовались новые семьи; строились дома. На сходе жители решили назвать свое поселение Степаньково. По имени первого жителя.
Первое упоминание деревни Степаньково в составе Санниковского прихода находится в окладных книгах 1676 года. В ней был двор приказчиков, 41 крестьянский двор и 15 бобыльских дворов.
В кон. XVIII века во время генерального межевания было 63 двора, 190 муж., 187 жен., всего 377 душ. В примечании сказано: «по обе стороны речки Выжиги и пруда; дом господский деревянный; земля иловатая, хлеб и покосы – средственны, крестьяне владельческие на пашне, а экономические – на оброке». Владения Якима Осиповича Названова и Коллегии Экономии.
В конце XIX века в деревне имелось 134 двора.
/>«Непослушание» имело место в вотчине Борисоглебского Муромского монастыря в 1762 г. Крестьяне д. Степаньково, Барановки, Сашина завладели монастырской землей и засеяли ее своими семенами; монастырские работы не выполнялись, а для управления был взят мещанин Добродеев, который, якобы, «подстрекал крестьян к пущему отложению». Дав отпор двум посланцам канцелярии, крестьяне вели себя вызывающе и грозили снять покос в 1763 г. весь себе. Причиной волнения был слух об указе, коим монастырские вотчины отходят в коллегию экономии, когда же появился указ, подтверждающий право монастыря на владение, — работы опять исполнялись крестьянами. Когда по окончании их крестьяне требовали квитанций, архимандрит и казначей не дали, а взамен того били просивших палками. Добродеев же был взят для письма 3-й ревизии. Высочайшим указом, тем не менее, было поведено главных возмутителей при собрании «сечь плетьми нещадно», а убытки взыскать.
С 1850 года можно считать начало старообрядчества в некоторых центрах Муромского уезда (с. Борисоглебское, с. Чаадаево и д. Степаньково, д. Вареж).
«По просьбе Санниковского священника о. Иоанна Рождественского, наши собеседования со старообрядцами 31 марта 1891 г. должны происходить, как предназначено было заранее, в дер. Степанькове, Санниковского прихода, с местными безпоповцами. Но когда я приехал в с. Санниково для этой цели, оказалось, что Степаньковские наставники и начетчики ушли из своей деревни в с. Чаадаево на собрание и для свидания с своими руководителями. По сему случаю я, Силезнев (обращенный уже в Православие) и свящ. Рождественский сочли за лучшее отправиться для собеседования в с. Чаадаево. Явившись сюда прямо в церковь, мы от приходского священника Миртова узнали, что приехали в с. Чаадаево передовые вожаки и приверженцы раскола: из дерев. Тургеневой, Меленковского уезда, Алексей Иванов Сычков, из села Панфилова Григорий Иванов Халин, из дерев. Нового Варежа, Борисоглебского прихода, Яков Иванов Маркин, из дерев. Степанькова, Санниковского прихода, Иван Иванов, Егор Егоров, Абрам Антонов и другие. Все означенные лица нарочито прибыли в Чаадаево для религиозного обмена мыслей или, прямо говоря, для поддержания и распространения раскола, а некоторые вместе с тем и для требоисправления, напр. совершения исповеди и прочего, чем тоже поддерживается раскол. Для достижения этих целей прибывшие гости постарались собрать в излюбленную моленную влиятельных Чаадаевских раскольников и раскольниц-дев, самых горячих защитниц местного безпоповства, так что общее число раскольников, которые собрались послушать приехавших в Чаадаевскую моленную гостей 31-го марта, простиралось до 40 человек с домохозяевами моленной. Для того, чтобы старообрядцы не одни беседовали в секрете только между собой, но поделились бы своими религиозными мыслями и с православными в открытом собеседовании, с нашей стороны послан был к старообрядцам О. В. Сутулов (обращенный уже в Православие) с предложением: где они пожелают вести беседу с православными священниками — в церкви, в волостном правлении, или в моленной? К несчастию, Сутулов принес нам ответ от них вовсе неделикатный: «мы нигде не желаем беседовать с попами». Что было делать, какие меры предпринять к устроению публичного собеседования? Общим советом собравшихся православных пастырей решено было послать к ним в моленную местного приходского священника А. Миртова и вместе с ним О. В. Сутулова — с тем, чтобы они, во что бы то ни стало, убедительнейше просили старообрядцев вступить с ними хотя в домашнее (в моленной, без участия зрителей и слушателей) собеседование. Старообрядцы хотя и приняли священника Миртова и Сутулова в моленную, но вести беседу с ними согласились только об одном перстосложении, — с тем только условием и решились вступить в разговор с православными. Православные собеседники были очень рады и такому исходу попыток к собеседованию. Завязались споры, и пошли вычитывать из разных книг, с обеих сторон, доводы в пользу того и другого перстосложения, т. е. двоеперстия и троеперстия. Чрез ¼ часа к ним-же отправился и о. Иоанн Рождественский, а чрез ½ часа — и я с Силезневым направились туда-же к собеседникам в моленную, где уже все было занято и полно; в числе слушателей были и православные. Поздоровавшись со всеми, мы заявили, что «намерены были вести собеседование в дер. Степапькове... но Иван Иванович здесь, и потому мы сочли за благо ехать в с. Чаадаево» (Добролюбов Василий Петрович).

В конце XIX — начале XX века деревня Степаньково Большое входила в состав Новокотлицкой волости Муромского уезда.
В кон. XIX века 140 дворов, 304 муж., 317 жен., всего 621 душа. Последние владельцы: гг. Антоньева, Бурцовы и княгиня Вяземская, а также казенное ведомство. Господского дома не имеется. Крестьяне занимаются полевым хозяйством и отходят на заработки: в Астрахань на рыбные промыслы. При селении ткацкая светелка для полотен Муромским фабрикантам и ветряная мукомольная мельница.
От Мурома – 11 вер., села Новых Котлиц – 4 1/3 вер., камеры Земск. Нач. – 8 ½ вер., пунктов: Климова – 13 ½ вер. и Булатникова – 15 ½ вер., платформы Бурцова – 8 вер.

Первая школа в деревне Степаньково была построена в 1912 году. В 1969 г. открыла двери современная школа, в которой обучалось 350 учащихся.
С 1929 года деревня входила в состав Чаадаевского сельсовета Муромского района, с 2005 года — в составе Борисоглебского сельского поселения.
Детский сад был построен 10 июня 1972 года. Количество детей насчитывалось около 70, поэтому в садике было сформировано три группы.
Магазин был построен в 1980 году. На тот момент работало два отдела: промышленные товары и продуктовый отдел.
В деревне также открылся хлебный ларек, по продаже монастырского хлеба.

В 1929 году в деревне Степанъково образовался колхоз «Борьба». Председателем колхоза был избран Фролов Константин Федорович.
Сейчас СПК «Борьба» возглавляет Шекуров Александр Васильевич. СПК «Борьба» специализируется по выпуску мясо-молочной продукции. На полях хозяйства выращивают овощи и зерновые культуры.
На территории деревни Степанъково находится фермерское хозяйство «Мечта» под руководством Любовь Петровны Бакриной, которое образовалось в 1992 году.
Территория пахотных земель составляет 200 га, на которых выращивается капуста, картофель, свекла, морковь, лук, редька, кабачки, огурцы.
Из года в год, независимо от погодных условий, в этом хозяйстве стабильный урожай.
Каждый год на 9 мая ученики степанъковской школы и ветераны Великой Отечественной войны возлагают венки в память о погибших воинах.

Площадь деревни составляет 1,3 км , 39,94 га. Состоит деревня из 8 улиц., на которых находится 334 дома:
- ул. Школьная - 44 дома.
- Ул. Центральная - 81 дом.
- Ул. Зеленая - 7 домов.
- Ул. Садовая -39 домов.
- Ул. Колхозная - 12 домов.
- Ул. Заречная - 35 домов.
- Ул. Трудовая -36 домов.
- Ул. Первомайская- 45 домов.
На улице Школьная находится школа, детский сад, ДК, ФАП. На самой большой улице находится магазин. На остальных улицах находятся жилые дома. В каждой стороне деревни проходит автотрасса местного назначения.
В северном направлении, на расстоянии 3,5 км проходит автотрасса Муром - Нижний Новгород, в южном на расстоянии 5 км - автотрасса Муром - Владимир.
Численность населения: в 1859 г. – 476 чел.; в 1897 г. – 736 чел.; в 1905 г. – 955 чел.; в 1926 г. – 1225 чел.; в 2002 г. – 558 чел.; в 2010 г. – 518 чел.

Используемая литература:
- Летопись деревни Степаньково | Мбук ЦБС Муромского района
Новокотлицкая волость Муромского уезда
Муромский уезд.
Владимирская губерния.

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (24.01.2018)
Просмотров: 31 | Теги: Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика