Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
05.12.2016
17:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [396]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [82]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [35]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [14]
Религия [1]
Иваново [10]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Панфилово, Муромский район

Село Панфилово


Река Илевна

Cтоянка, неолит. К востоку от северной окраины села, левый берег р. Илевна (левый приток р. Ока) близ ее устья. Исследовано (В.А. Городцов, 1924 г.; Е.И. Горюнова, 1946 г.; И.К. Цветкова, 1950 г.) ок. 500 кв. м. Культурный слой сильно гумусирован, различной формы и имеет мощность до 1 м., позднего этапа развития волосовской культуры.
В.П. Третьяковым отмечено наличие в керамическом комплексе памятника и более ранней волосовской керамики. Керамика лепная, проимущественно с растительными примесями в глиняном тесте, круглодонная, с уплощенным дном и плоскодонная, нередко с выраженной шейкой, прямыми или несколько отогнутыми наружу Г-образными и Т-образными венчиками, с нерегулярным орнаментом из оттисков гребенчатого и других штампов, ямчатых вдавлений различной формы и т.п., позднего этапа Волосовской культуры. В.П. Третьяковым отмечено наличие в керамическом комплексе памятника и более ранней волосовской керамики.
Ко времени землянок относится и небольшая мастерская кремневх орудий, откртую недалеко от очага и землянки. Мастерская содержала большое количество осколков кремня и два кремневх нуклеуса, определенно указвающих на местную выработку кремневых орудий. Многочисленны кремневые изделия, также характерные для Волосовской культуры (3500 - 2200 - 1500 гг. до н.э.). Это наконечники копий, дротиков и стрел (среди последних - черешковые и с усеченным основанием, под-треугольной формы), скребки, скобели, проколки, сверла, топоры, тесла, фигурные кремни и др. Найдены сланцевые долота и тесла, а также костяные орудия. При раскопках В.А. Городцова обнаружены бронзовые тесло, спираль, обломок предмета, назначение которого определить не удалось. По данным спектрального анализа, тесло с Панфиловской стоянки изготовлено из металла, характерного для Фатьяновской культуры (Черных Е.Н. 1966). Это говорит о контактах фатьяновцев с носителями Волосовской культуры (Гурина Н.Н. 1961; Третьяков П.Н. 1966. С. 88).
Среди остеологического материала из раскопок В.А. Городцова, кроме костей диких животных, выделены кости предположительно домашней свиньи.


Цельная землянка имела круглую форму диаметром в 10,81 м., а глубиной, ниже поверхности культурного слоя, в 160 см. Бока землянки круты. Со стороны реки в землянку вел входной коридор, имевший в длину 4,65 м., в ширину по низу 108 см., а по верху 3,22 м.

Пол коридора был покат снаружи к полу землянки. В середине землянки находился очажный костер без всяких ограждений, от которого сохранилось много угля и золы. От крыши землянки остатков не сохранилось, но можно полагать, что она была конической и состояла из крупнх бревен, снаружи обложенных хворостом или травой и затем обсыпанных более, чем наполовину высоты, землей.

Наружным видом такая землянка должна была походить на землянки некоторых жителей северо-восточной Сибири и эскимосов северо-западной Америки. Она была также похожа на неолитическую землянку Волосовской стоянки, расположенной в 20-ти км. от Панфиловской, но Волосовская землянка имела меньше размер и была без длинного коридорного входа.
Размер землянки указывают на значительное число ее обитателей. Можно заключить, что в ней жило от 20 до 25 человек. Наряду с людьми жили и собаки. Всего землянок на стоянке было не менее трех.

Изучены остатки полуземляночных жилищ округлой (в раскопах В.А. Городцова) и подчетырехугольной (в раскопах Е.И. Горюновой) формы. Последние соединялись друг с другом коридорообразными, углубленными в землю переходами. На полу жилищ обнаружены очажные ямы и кострища.
Вне землянок открыто три очага. Все они представляли вид круглых котлообразных углублений около 145 см. в диаметре и 50 см. глубины. В одном из них, на дне, найдена каменная плитка. В другом – два куска железной руды, использованных, очевидно, не как руда, а как простые камни. Днища всех очагов одинаково бли покрыты черным углистым слоем и золой, содержащим разбитые или целые кости животных, обломки посуды и каменные орудия в целом и обломочном виде. Можно полагать, что ими пользовались обитатели землянок в более теплое время года, когда не требовалось отапливать жилища.
При раскопках В.А. Городцова над одной из очажных ям рядом с жилищем найдены остатки погребения - лежавшие в беспорядке кости человека. Е.И. Горюновой на полу одного из раскопанных ею жилищ, рядом с кострищем, обнаружено еще одно погребение - скелет человека, положенного ничком, с руками, уложенными под таз, головой на северо-восток. Оба погребения стратиграфически относятся ко времени существования стоянки.
Панфиловская стоянка является одним из наиболее поздних памятников Волосовской культуры Волго-Окского междуречья, датируется О.Н. Бадером временем ок. XV в. до н.э.
/Городцов В.Л. 1925; Горюнова Е.И. 1961./
Прекращение существования Волосовской культуры принято рассматривать как результат расселения на ее территории пришлых разнокультурных племен бронзового века и смешения местных и пришлых групп населения.

По местным преданиям, некогда сюда явилось племя "панфила” (этнографы признают его за племя азиатского происхождения на том основании, что их звали "киргизы” даже в ХХ в.; они еще в историческое время жили в селе Панфилово). Около 479 г. (если пересчитать цифры, приводимые в народных легендах на современное счисление) к ним из Азии присоединился некто Карачай, давший название деревни Карачарово. Интересно, что какое-то рациональное зерно в легенде есть, поскольку рудиментарная вражда между потомками "этносов” Панфила, Карачи и Мурома существовала до ХХ в.: тут и драки "стенка на стенку”, и устойчивое именование жителей Карачарово "куркулями”. "Куркуль” – это, вообще говоря, человек, который ценит богатство превыше всего. Но то – позднее толкование, мол, жители Карачарова "слишком богатые”. На деле – слово восточного происхождения, и его первоначальный смысл можно реконструировать из древнебулгарского, может быть, как "кара-кул”, то есть "черный всадник” (кул”=”запрягать”).
В XI — XII веках дремучие леса окского побережья населяли мордовские племена, но вскоре здесь стали селиться и славяне

Здесь пращуры наши молились века,
Здесь прямо из Солнца бежала Ока,
Здесь мы обретаем величие силы,
Здесь дух мурома, эрзя и России…

Селище Панфилово, X-XIII вв. По данным И.П. Богатова 1940-х гг., расположено у южной окраины села, на левом берегу р. Илевна (левый приток р. Оки). На пашне найдены обломки лепной, возможно, муромской, и гончарной древнерусской керамики.
/Горюнов Е.И. 1961. С. 254, 264; Арх. Муромского музея: № 169/ См. Средневековые поселения Муромской земли.


Вид на село Панфилово со стороны реки Илевна

Река Илевна

Устье р. Илевны

Устье р. Илевны

Река Ока

По легенде, рассказанной старожилами, в те давние времена, в 1556 г. на левом берегу Оки на высоком бугре располагался постоялый двор, владельцем которого был богатый человек. Он пере-возил людей с одного берега на другой. Здесь начали селиться люди. Место было удобное, безопасное. С севера на юг – глубокие овраги, а с запада жители в последствии оградились частоколом. Расселились люди своеобразно. Недалеко от трактира был родник, там была построена часовенка, здесь селились люди победней. Владельца трактира звали Панфилом. Отсюда и название села.

Случившийся в Панфилове в 1609 году чумной мор был остановлен благодаря крестному ходу, совершенному крестьянами села. В память об этом событии был установлен «оброчный день» — девятая пятница после Пасхи.
По писцовым книгам 1629-30 гг. значится, что село Панфилово дано князю Юрию Янушевичу Сулешову «за Московское осадное сиденье в королевичев приход под Москву».
В 1680 г. село значится вотчиной князя Михаила Черкасского.
В 1702 г. село было пожаловано Петром 1 стольнику Якову Богданову.
В середине ХVIII в. это уже вотчина одного из крупнейших землевладельцев графа Петра Борисовича Шереметьева.
В 1774 г. Панфилово переходит во владение графа Алексея Кирилловича Разумовского. А он отдает село за своей дочерью Екатериной, когда та в 1811 г. выходит замуж за Сергея Семеновича Уварова.

До революции крупное село, входило в состав Карачаровской волости Муромского уезда.

Село Панфилово, при впадении реки Илемны в р. Оку, находится в 127-ми верстах от губернского города и в 6-ти от уездного.

В 1845 году в селе открыта народная школа графом Уваровым, владельцем этого села, бывшим тогда Министром народного просвещения. Учащихся в 1896 году было 115.

Панфиловское сельское училище основано в 1832 г. В 1876 г. учащихся – 76 мальч. Учитель и законоучитель – свящ. Петр Формозов (65 руб. в год). Помощник учителя – диакон Дмитрий Григоров (36 руб. в год). Попечитель – крестьянин Алексей Козьмич Стрижов. Содержание – 101 руб. от земства. Помещается просторно в доме волостного правления.
«Успехи учащихся и поведение хорошо преподаются следующие предметы: 1. Закон Божий; 2. Русская и церковно – славянское учение; 3. Арифметика; 4. Письмо; 5. Церковное пение.
Плата за обучение не берется. Школа содержится на средства Земства с постоянной поддержкой волостных и сельских обществ.
Училищный совет вменяет в обязанность родителям учащихся приобретать учебные книги на свои средства; хороших детских библиотек нет ни где, кроме Карачаровского училища».

В селе была школа грамоты. Некоторые дети крестьян учились грамоте у сельского дьячка. Рядом с пожарным сараем, возле церкви раньше стояла сельская контора. В ней было две комнаты, где и проводились занятия. Учащихся в 1896 году было 20.
В 1843 году был открыт чугунно-плавильный и железо-делательный завод в пустоше «Колпинка» (на берегу р. Илевны, напротив Панфиловской стоянки). Позже перешедший к наследникам А.С. Уварова, отдавшие завод в аренду товариществу «Московского металлического завода». В 1890 г. на заводе было 4 паровых машины, 106 сил; 6 паровых котла; освещение керосином; 192 рабочих муж. пола; приемный покой на 2 кровати; рабочие живут на квартирах в деревнях.
В приходе села Панфилово была заводская школа, на заводе «Колпинка»; учащихся в ней в 1896 году было 25.

Население Панфилова в 1859 году — 1785 чел.
Население Панфилова в 1897 году — 2157 чел.

Селы: Зяблицкий Погост, Карачарово, Панфилово и др. Муромского уезда, доставляли в отдаленные места хорошие огуречные семена.
Близ с. Панфилово – выход бурого железняка, кустарная добыча железной руды здесь продолжалась до XIX в. включительно.
Было в селе трактирное заведение купца Василия Петровича Суздальцева первого разряда. Годовой налоговый сбор с заведения равнялся 60-ти рублям.
Имелась в селе мелочная лавка, хозяином которой был крестьянин Иван Алексеевич Ядров. С 1-го января 1892 г. уничтожено трактирное заведение крестьянина с. Панфилова Ивана Алексеев Ядрова, а также уничтожено трактирное заведение крестьянина с. Панфилова Осипа Алексеев Ядрова.

В селе имелся каменный склад для рыбы крестьянина Егора Львовича Улитина, которые были уничтожены за недоимки в 1895 г.
Крестьянская сельская община должна была на свои деньги содержать важнейшие хозяйственные объекты, одним из которых был мост через р. Илевну. «Крестьяне устраивали мост для собственных хозяйственных надобностей, переезда на луга и прогона скота. Но провоз по этой дороге весьма большой: идут заводские грузы, одноконная и двухконная почты из г. Мурома на завод Выксу и обратно». Поэтому Муромская уездная земская управа предлагает установить «таксу с проезжающих и проходящих по мосту через р. Илевну у села Панфилово».

В селе существовал фельдшерский пункт, которым в 1895 г. заведовал старший врач Муромской земской больнице В.А. Заорский. За свою работу он получал 45 рублей.
Постановлением уездного земского собрания 29 сентября 1904 года фельдшерские пункты из с. Панфилова и с. Варежа переведены в селения Клин и Поздняково. Крестьяне Карачаровской волости в январе 1904 г. возбудили ходатайство об открытии в с. Панфилове фельдшерского пункта, оно докладывалось управой земскому собранию в чрезвычайном заседании 8 марта 1905 г., и собрание оставило этот вопрос открытым до очередной сессии. Затем поступили в управу 4 мая прошение уполномоченного с. Карачарова Н.Е. Зубова, А.И. Фанталова и М.В. Рупина и 5-го сентября приговор Карачаровского волостного схода по тому же предмету. В ноябре 1906 г. крестьяне представили губернатору вновь ходатайство об открытии в с. Панфилове фельдшерского пункта, который губернатор передал в уездную управу. В этом приговоре вместе с просьбой крестьяне выразили, что если просьба их не будет удовлетворена, то они определили: уездные земские сборы более не платить.


Фельдшерско-акушерский пункт

Дом Нулиных был построен в начале ХХ века, но жить в нем хозяину не довелось, гранула революция. Сейчас в этом доме находится ФАП.

В 1912 г. вырыты колодцы в селениях: Панфилове, Делове, Малом Окулове и Новошине.

Корзиночная мастерская

С 26 мая мастер мастерской села Благовещенского был направлен в с. Панфилово, Муромского уезда, для обучения более искусному плетению местных кустарей. Несмотря на сравнительно неудобное для занятий время число посещавших мастера кустарей было от 8 до 11, при чем эти лица за 3 недели работы сумели усовершенствоваться в плетении корзин и обучиться приемам работы, до сих пор им не известным. Проявленный интерес искусному корзиноплетению как со стороны занимающихся под руководством мастера, так равно и остальных крестьян, которые в большинстве своем заняты в с. Панфилове черным корзиноплетением, побудил попечительный совет возбудить вопрос о переводе мастерской из села Благовещенского в с. Панфилово.
Крестьяне с. Панфилова составили приговор, чтобы мастерская была у них открыта с осени текущего года (1913 г.), для которой они представили в распоряжение земства бесплатное общественное помещение на 3 года…
Губернская и уездная управа с общего согласия перевод мастерской признали целесообразным, тем более, что мастерская, пробыв в с. Благовещенском 1.5 года, смогла приготовить группу лиц для плетения наиболее ходовых на рынке изделий.
Перевод мастерской был произведен в первых числах 1913-го года. В широком масштабе по мнению попечительного совета деятельность мастерской может развиться в с. Панфилове по той простой причине, что там промысел корзиноплетения является старым и требуется лишь его усовершенствование и поддержка. Мастерская с осени будет занята работой не только среди подростков, но и среди взрослых кустарей, снабжая их соответствующими указаниями и исполняя по мере имеющихся в ее распоряжении сил и средств функции по сбыту изделий и снабжению кустарей нужным им материалом.
Учебная мастерская Муромского уезда участвовала своими изделиями на Владимирской выставке кустарных изделий (1912 г.) и всероссийской выставках. На последней изделия мастерской попали в конкурс и мастерская была награждена бронзовой медалью. Все почти доставленные изделия в Петербург были проданы. Всего в Петербурге было продано изделий на сумму 64 руб. 25 коп.»
Деятельность мастерской за 1914 год по 1-е октября выразилась в обучении 14 учеников, принятых в сентябре 1913 г. Работы производились по плетению корзин, изделий из колотого прута и простейшей мебели.
Осенью 1914 года число учеников возросло до 19 человек. Мастер Я.Н. Балашов возбудил вопрос о трудности руководства всеми учениками ввиду большого их числа. Временно вопрос этот решен в том смысле, чтобы из числа опытных, хорошо работающих учеников, назначались в помощь мастеру руководителю особые дежурные, которые могли бы оказывать некоторое содействие ученикам. Вопрос о вознаграждении учеников решен таким образом: ученики пробывшие учебный год с 15 сентября по 6 мая будут получать стоимость своей работы за вычетом стоимости материала и 15 % в пользу мастерской. Означенная выдача, предусмотренная уставом мастерской, безусловно необходима чтобы заинтересовать старших учеников в правильном посещении мастерской. Чтобы не было злоупотреблений со стороны учеников в стремлении сработать как можно больше изделий в ущерб их доброкачественности, мастеру даны указания, чтобы он работу менее удовлетворительных изделий, если такие будут, оценивал ниже.
В течение лета был большой пожар в с. Панфилове, но, благодаря принятым мастером Я.Н. Балашовым мерам, общественный дом, где помещается мастерская, удалось отстоять и имущество мастерской в полной мере сохранить.
В июне 1914 года на Муромской ярмарке мастерская принимала участие своими экспонатами; это участие дало в распоряжение мастерской материал, характеризующий требование местного рынка. Более половин экспонатов было продано.
Кроме работ с учениками, мастерская занималась выдачей материала и представляла заказы кустарям. Эти операции не были в достаточной степени развиты, благодаря особенностям работы местных кустарей, занимающихся плетением из очищенного прута и малому их числу.
По Панфиловской мастерской на 1-е января 1915 г. за 1914 г. был перерасход в 73 руб. 30 коп.
См. Санчурская учебная корзиночная мастерская (Меленковский уезд).

Сельская школа

21 сентября 1905 г. Муромский уездный училищный совет уведомил уездную управу, что крестьянин с. Панфилова Федор Иванович Сосунов отказался от должности Панфиловской земской школы. Ранее этого поступил в управу приговор Панфиловского сельского общества от 15 августа 1905 г., которым крестьяне ходатайствовали перед уездным собранием о выборе в их училище попечительницей графини Прасковьи Алексеевны Уваровой.
В 1914 г. было построено новое здание для школы. При школе имелась попечительница – графиня П.А. Уварова. Графиня Уварова приняла на себя обязанности по снабжению школы учебниками, учебными пособиями и письменными принадлежностями.
В школе изучали русский язык, арифметику и Закон Божий, который преподавал местный священник. Ученики, окончившие 4-й класс, получали удостоверение, а успешно выдержавшие экзамен и имевшие по всем предметам оценки «5» награждались «похвальным листом». Не все дети имели возможность учиться. С раннего детства мальчики принимали участие в работах вместе с родителями и вынуждены были бросать учебу. Большинство девочек сидели с младшими братьями и сестрами и не имели возможность учиться.
В школе перед великой Октябрьской Социалистической революцией долгие годы работала Троицкая Елизавета Ивановна. С большой теплотой вспоминают о ней старожилы, которым посчастливилось учиться у неё. Она ласково, но очень требовательно относилась к ученикам, добиваясь, чтобы они хорошо учились и рассказывали, красиво писали и быстро решали задачи. Вниманием и заботой окружили свою учительницу бывшие ученики, когда она ушла на пенсию. В это же время в школе работали Маслова Мария Ивановна и Бабина Антонина Степановна.
Вместе с ростом населения росла и школа. Перед первой мировой войной она уже имела четыре класса, с которыми в две смены занимались четыре учителя.
В 1917 году произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция. Декретом советской власти церковь была отделена от государства и школа - от церкви. В школе перестали изучать Закон Божий, она стала доступной даже самым бедным, детей посещающих школу стало больше.
В 20-х годах заведующим стал Василий Абрамович Николин. В школе появилась пионерская организация. Количество учащихся всё время увеличивалось, 2-х классных комнат не хватало, занятия стали проводиться в частном доме, в верхнем этаже здания №2 по улице Советской. Позднее занятия были перенесены в здание, где позже разместилось правление колхоза.
В 1929 году в селе возник колхоз. Активное участие в его организации приняли и учителя школы. Многие вечера они проводили на собраниях крестьян, вели протокол, выступали с рассказами о том, какая жизнь будет у крестьян в колхозе. Первые годы помогали колхозникам в организации и налаживанию учёта в работе ревизионной комиссии и в работе правления колхоза.
В 1933 году под школу было занято здание, где позже разместился магазин. Заведующим школой стал работать Попов Николай Петрович. Количество учащихся в Панфиловской начальной школе все росло, большая часть жителей села хотело учить своих детей в Панфилове, в семилетней школе. Поэтому в 1937 году приступили к строительству нового здания школы. Строительство было закончено в 1938 году. Первым директором был назначен Трушин Александр Дмитриевич. Постепенно увеличивалось количество классов, увеличивалось и количество учителей. В пятый класс стали приходить дети из соседних деревень, окончившие Миниевскую и Левашихинскую школы. В 1939 – 1940 учебном году в школе было 8 начальных классов и семь 5-х и 7-х.
Летом 1941 года началась Великая Отечественная война. Были призваны в армию учителя Блинов А.М., Левицкий В.И., Гусев В.А., Директор Трушин А.Д, был приглашен на работу в РК партии, учитель литературы Громов И.Н. – на работу в политотдел М.Т.С. Директором школы становится Капустин. С 1940 года завучем работает Зворыкина О.П., заменившая ушедшего в армию Тарасова Н.Ф., с 1942 года она - директор школы. В течение всей войны школьники принимали участие в оказании помощи воинам. Десятки концертов дали они в госпиталях г. Мурома, в воинских частях. Столько было собрано подушек, варежек, теплых вещей для воинов армии. Многие выпускники 7-го класса в трудные годы войны продолжали свою работу и учебу в средней школе. Закончили 10-ю среднюю школу: Мусев Женя, Ядрова Вера, Соколов Николай, Баранихин Александр, Орехов Алексей, Маслина Валя, Сосунова Нина, Трушина Неля. После ее окончания они продолжали учиться в вузах, по окончании тали специалистами с высшем образованием.
Сайт школы: http://panfishkola.ru/index/biblioteka/0-79

Церковно-приходская школа находилась там, где сейчас ДК. Учеников, окончивших четыре класса, учитель водил на экзамен в город Муром. Здание школы сгорело, и жители села его больше не строили. Так церковно-приходская школа прекратила свое существование.

Панфиловская раздольная

В нашем Муромском районе
Ширь раскинута лугов,
В нем лесов широко море,
Здесь Ока-река течет.

Тут село стоит невестой
Князю городу подстать,
Мы, конечно, любим песни,
А под песни танцевать.

На Панфиловском просторе
Мне привольно жить с тобой:
Что работа, что застолье –
Все с широкою душой.

Наш народ великой силой
И талантом наделен,
В нас играет дух России,
Воля вольная живет.

В годы Советской власти центр Панфиловского сельсовета, центральная усадьба колхоза «Панфиловский».
В 1924 г. были произведены раскопки проф. В.А. Городцовым палеолетической стоянки при с. Панфилове, Муромского уезда.

Сейчас Панфилово — село Муромского района Владимирской области Российской Федерации, входит в состав Ковардицкого сельского поселения.
Численность населения в 2010 году – 766 муж. и 888 жен., всего 1654 чел.


Мемориал погибшим в ВОВ. Село Панфилово, Муромский район

В Панфилово находится Мемориал погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 года.

Снова май нам окрасит округу,
Ведь уже отзвенела капель
И Ока свою шубу с простудой
В лоскутки растрепала уже.
Воздух пьян, а скворчиное пенье
Будоражит и сводит с ума
И тюльпанов нарядных цветенье
Говорят нам – вот это весна!

Где по суше, шумят уж моторы,
Где влажнее – лопаты снуют.
Как охота к землице бы снова
Прикоснуться. Завидуешь, друг?!
Всё бы здорово, только вот время
Подбирает, уносит года.
Мы идём почти в шаге за теми
С кем по жизни кипела война.
Они вынесли знамя Победы,
Чтоб у нас расцветала весна,
Чтобы радость у нас на полнеба
Чтоб любовь на полнеба была.
Сколько сделано ими? Без счёта.
Не измерить нам вложенный труд.
Не вмещают вас доски почёта,
Пусть иконами люди вас чтут.

Только так вашу славу святую
Сможем мы своим внукам подать.
Не в музеях чтобы, а вживую
Прям на улицах Лики стоят…
Всяк прохожий пускай же узнает,
Как сильна тут землица у нас.
На героев её урожаи
Не иссякнут, большой тут запас.

Так поклонимся каждому Лику
За рассвет наш с тобой над Окой.
Им не выйти на пахоту, слышишь?
Не сорвать им цветок полевой…

На планете Земля
Есть такое местечко,
Где себя не хваля,
Люд живёт почти вечно…
Своенравный народ
И во всём он удалый:
То с мечом в бой идёт,
То богов своих хвалит.
Почти каждый – герой,
С ними строится дело.
Люд богат здесь душой
Да и чист своим телом.

Известные уроженцы и жители села

- Бесчастнов, Иван Васильевич (1925—1996) — советский и российский скульптор, художник.
- Серов, Василий Васильевич (1911—1992) — советский и российский художник.
- Серов Василий Васильевич (род. 1941) — заслуженный художник России.
- Чирков, Сергей Иванович (1924—1994), живописец, заслуженный художник РСФСР, профессор.

Панфиловский приход
Церковь в честь Вознесения Господня

По писцовым книгам 1629-30 гг. значится, что село Панфилово дано князю Юрию Янушевичу Сулешову «за Московское осадное сиденье в королевичев приход под Москву»; в селе тогда была церковь в честь Вознесения Господня – «древяна клецки с папертью» - строение мирских людей; при церкви были: священник, дьякон, дьячек, пономарь и просвирница; на церковной земле три кельи нищих, которые «питались от церкви Божией»; пашни церковной «середние земли» - по 40 четв. в поле. Сена 50 копен; в селе: двор прикащиков, 3 двора деловых людей и 85 дв. крестьянских.
В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год находятся сведения о всем Панфиловском приходе: «в селе церковь Вознесения Господня; у тое церкви двор попа Луки, дворы – дьячков, пономарев и просвирницын, да в том селе приходских крестьянских 128 дворов, в том числе в дву дворех в дву избах живут в отделе, да три двора бобыдбских (в кон. XIX века в Панфилове было 234 двора): деревня Загряская, в ней 21 двор крестьянский (в кон. XIX века здесь было 46 дворов), деревня Левашева, в ней 9 дворов крестьянских (в кон. XIX века было 22 двора). Да по поповой сказке дано ему земли две четв. в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 20 копен».
Дальнейших сведений о церкви в Панфилове до кон. XVIII столетия не имеется.
Из «храмозданной грамоты», выданной в 1791 году епископом Суздальским и Владимирским Виктором (Онисимовым), известно, что в то время в Панфилове существовала каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Когда и кем была построена эта церковь не известно. Храмозданною грамотой епископ Виктор разрешал «построить теплую деревянную церковь в честь Вознесения Господня с приделами во имя Благовещения Пресв. Богородицы и в честь святых апостол Петра и Павла». Была-ли построена эта церковь, не известно.
Из грамоты, выданной в 1810 году епископом Владимирским Ксенофонтом (Троепольским), видно, что перестройка церквей в Панфилове совершилась иначе. Каменная церковь была расширена, в ней устроен главный престол в честь Вознесения Господня, в левой стороне церкви устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца, а в правой — в память Усекновения главы Предтечи и Крестителя Иоанна. Тогда же была устроена и каменная колокольня.
В таком виде храм существовал до 1892 года, в этом же году холодный и теплый храмы были расширены.
В кон. XIX века престолов в храме три: главный в честь Вознесения Господня, в приделах теплых: в память Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Святителя Николая Чудотворца.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь довольно богата. Из св. икон особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями Почаевская икона Божией Матери; икона эта в серебряной вызолоченной ризе, венец украшен драгоценными камнями.
Причта при церкви по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается: а) процентов с причтового капитала (2.880 руб.) – 108 руб. 60 коп., б) от земли сенокосной 240 руб., в) пахотной 25 руб., г) от служб и требоисправлений 1.700 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.
Земли при церкви: усадебной 2.054 кв. саж., пахатной 9 дес. 2.270 саж., сенокосной 56 десят. 1.360 саж., а всего 67 дес. 893 саж.
Приход состоит из села Панфилова и деревень: Левашевой (5 вер. от церкви) и Занряжской (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 300 дворов (в 1676 г. в приходе было 161 двор), 1.211 душ муж. пола и 1.330 женского.
Псаломщик села Панфилова, Константин Веселовский умер 27 октября 1913 года. 19 ноября 1913 года бывший воспитанник семинарии Евгений Дубровский определен псаломщиком в с. Панфилово.


Церковь Вознесения Господня

При храме была церковно-приходская школа (на месте здания клуба), где занимались девочки. Здание школы сгорело, и жители его больше не строили. Так церковно-приходская школа прекратило свое существование.

Церковь была закрыта в 1930-е годы и предполагалась к сносу, но усилиями уроженцев села спасена, реставрирована и возобновила свою деятельность.


Церковь Вознесения Господня

В Панфилове действует единственная во Владимирской области сельская картинная галерея, созданная в 1985 году уроженцами села Панфилово, профессиональными художниками С.И. Чирковым (1924—1994), И.В. Бесчастновым и В.В. Серовым в восстановленной их усилиями Вознесенской церкви. Продолжавшийся более десяти лет сложный процесс реставрации возглавил заслуженный художник России Сергей Иванович Чирков, использовавший весь опыт художника и общественного деятеля, сплотивший вокруг себя группу подвижников, при поддержке местных, районных, областных властей и Союзного Министерства культуры добился возрождения памятника.
Основу экспозиции Галереи составили работы уроженцев села, членов Союза художников СССР В.В. Серова, С.И. Чиркова, И.В. Бесчастнова, подаренные ими родному селу. Коллекция, собранная за время существования Галереи, включает также живопись, скульптуру, графику Народных и Заслуженных художников СССР и России, преподавателей МГАХИ им. Сурикова, в котором долгие годы преподавал С.И. Чирков, владимирских и муромских художников. В экспозиции представлены работы Народных художников СССР, действительных членов АХ СССР братьев Ткачевых, действительного члена Петровской Академии науки искусств И.А. Солдатенкова, Народных художников России Н.П. Христолюбова, А.И. Фомкина, К.А. Тутеволь (ученики которой участвовали в воссоздании росписей храма Христа Спасителя, а также расписали алтарь Панфиловского храма в 1996 г.), Заслуженного художника России Е.Н. Трошева и многих других. Также фонд Галереи пополнился работами Муромских и Владимирских художников, переданными в дар жителям села Панфилова Союзом Художников России. Картинная галерея насчитывает более 280 экспонатов, включающих живописные полотна, графические листы и скульптуру.
В Галерее представлен период русского советского искусства (вторая половина XX века). Она является единственным местом в Муромском крае, где в постоянной экспозиции можно увидеть работы российских художников этого периода. Галерея стала культурным центром всего Муромского района. Здесь устраивались выставки и творческие вечера, выступали мировой величины артисты, например, Народный артист СССР, солист Большого театра А.Ф. Ведерников, музыканты и артисты из Москвы, Владимира, Мурома.
В 2005 году здание храма, восстановленное усилиями художников с полным сохранением особенностей культового сооружения, было передано Церкви и Галерее был предоставлен экспозиционный зал в помещении Центра Культуры и Досуга «Панфиловский», где открыта постоянная экспозиция. Проведение разнообразных выставок, выступления муромской творческой интеллигенции, интенсивная работа с панфиловскими детьми – вот то, чем живет Галерея сегодня.
В 2007 году постановлением Главы района открыто муниципальное учреждение культуры «Музейно-выставочное объединение», которое включило в себя Панфиловскую сельскую картинную галерею и мемориальный литературно-этнографический музей "Н.А. Некрасов и Владимирский край" в деревне Алешунино.

Центр культуры и досуга «Панфиловский»


Центр культуры и досуга «Панфиловский»

Дом был построен в 1928 г. За сорок лет хорошо послужил людям. На смену ему тут же рядом в 1968 г. выросло новое кирпичное здание на 330 мест, с просторным фойе, комнатами для кружковой работы.
- Хореографический коллектив Центра культуры и досуга «Панфиловский», 1994 г.
- Народный танцевальный коллектив – «Раздолье».

- С целью возрождения, сохранения и развития народного творчества, самобытной культуры, коллектив Центра культуры и досуга «Панфиловский» реализует проекты «Народное искусство нашего края», «Возвращение к истокам». См. «Панфиловские Сударушки».
- Картинная галерея им. С.И. Чиркова.
- Персональная выставка Чернцова Сергея Анатольевича.

Сергей Анатольевич родился 9 ноября 1965 года в городе Муроме. В 9 лет, отец Сергея Анатольевича познакомил его с прекрасным миром фотографии. Анатолий Иванович подарил сыну фотоаппарат «Смена – 8». Так, во втором классе, был сделан первый снимок. Родители приобретали будущему фотографу тематическую литературу и журнал «Советское фото». Сергей Анатольевич всерьез увлекся интересным занятием, а позже хобби стало стилем жизни. Сергей Анатольевич признается, что любимым жанром фотосъемки является репортаж и фотопейзаж. В настоящий момент его работы имеют профессиональный уровень. В 2012 году фотоработы Сергея Анатольевича завоевали «Гран-При» городского фотоконкурса «Город мой, моя любовь». В 2013 году, он снова одержал победу в конкурсе «Ритмы города». В 2014 году в фотоконкурсе «С любовью к спорту» работы удостоены почетного второго места.


Муниципальное учреждение культуры Муромского района "Централизованная библиотечная система", Панфиловский сельский филиал. Ул. Октябрьская, д. 4б


Город Муром.

Муромский уезд.
Село Карачарово

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (02.07.2016)
Просмотров: 310 | Теги: Владимирская область, Муромский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика