Главная
Регистрация
Вход
Пятница
22.11.2024
04:03
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1621]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [199]
Вязники [352]
Камешково [256]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [184]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2406]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [176]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Село Клин Вачского района Нижегородской области

Село Клин

Клин — село в Вачском районе Нижегородской области России, входит в состав Филинского сельсовета. До 10.09.2009 — административный центр Клинского сельсовета. По результатам голосования 15.08.2009 вошел в состав Филинского сельсовета.
Оно расположено на живописном правом берегу Оки, с высоты которого открывается вид на Муромский заказник.
«Один из пунктов Перемиловских гор носит в Муромском уезде названия «Стародубья», географическое положение которого предание очерчивает так: от берегового села Клин вниз по течению реки Оки до берегового села Варежа; ширина Стародубья простирается от берегового гребня до Нижегородского почтового тракта с крайними селениями в нем: Глебовым и Зяблицким погостами с селом Арефиным».
По писцовым книгам 1628—1630 годов село Клин значится во владениях разных помещиков — окольничего князя Григория Волконского, братьев Лупандиных и др.
В XIX веке село было известным торговым местом. Здесь каждую неделю по вторникам работал базар, куда крестьяне привозили хлеб и другие изделия. На торги приезжали не только крестьяне из ближайших поселений, но и купцы из Мурома. Самыми богатыми домами были дома купцов (Пылины, Шериховы, Шишковы, Малиновы, Аранышевы). Самыми богатыми были братья Аранышевы. Им принадлежала паровая мельница, а также самый большой (двухэтажный) кирпичный дом. В советское время в нем располагался Клинский сельский совет.

В прошлом — волостное село Муромского уезда Владимирской губернии.
«Клинское Волостное Правление (почт. адр. с. Нехайка). Волостной старшина – кр. Василий Федорович Хлебников. Писарь – Василий Николаевич Солярский.
Волостной Суд. Председатель – волостной старшина. Судьи: кр. Осип Миронович Силантьев; Филипп Федорович Климов; Григорий Самойлов; Федор Павлович Астафишев» (Список служащих всех ведомств Владимирской губернии. 1891).

Постановлением уездного земского собрания 29 сентября 1904 года фельдшерские пункты из с. Панфилова и с. Варежа переведены в селения Клин и Поздняково.

«18 июня на очередной митинг, устроенный Муромским Комитетом партии с.-р. собрались крестьяне изо всех селений волости. С неослабным интересом была выслушана земельная программа партии с.-р. Все присутствующие решили сорганизоваться, создав в каждой деревне партийный комитет и объединить всю волость созданием волостного комитета» («Трудовая Заря», №10, 1917).
15 ноября 1917 года, по предложению большевиков, был созван объединенный Муромский Съезд рабочих и крестьянских Депутатов, на котором решено, вопреки протестам эс-эров, создать единый Исполком, слив Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов. На этом Съезде за Советскую власть горячо выступал крестьянин из дер. Клина, солдат Занозин, пришедший на Съезд за 40 верст, пешком в лаптях.

«Клинская волбиблиотека учреждена в 1921 г., помещается она в особом доме (быв. каз. вин. лавка), состоящем из 3 комнат: одна для библиотеки, другая для читальни, а в третьей помещается завед. библиотекой.
Библиотечного Совета не существует, книги для чтения и передвижных библиотек, коих в волости 3, выдаются заведующим.
К 1-му июня 1924 г. библиотека состояла из 1763 экз., в июне же мес. из Центрбиблиотеки поступило пополнение из 18 экз. беллетр. и 15 экз. научных. В настоящее время по спискам, значится 1800 экз., из которых беллетристики 615 экз. и агитац. литературы 93 экз.
Из общего величества подлежит исключению 107 экз., как негодные к пользованию по ветхости, религиоз. и патриот. содержания и с-р. направления.
Судить о беллетристике по ее количеству, что она как будто-бы в этом отношении достаточна,— не приходится, т. к. изобилует отдельными и даже одинаковыми по содержанию рассказами Гусева-Оренбур., Куприна, Г. Успенского и др. писателей.
С 1-го июня по 1-е декабря прошло через библиотеку 400 читателей, из них детей до 13 лет 127 чел., подростков до 18 лет 166, старше 18 л.—99 и 8 женщин.
Читателей на 1 декабря с. г. значится 156 чел., из них: детей до 13 лет—40 чел. до 18 лет. 53 чел., свыше 18 лет 58 чел. и 5 женщин.
По занятиям читатели распределяются так: крест. 87, заним. умст. трудом 14, учащихся 44 и прочих 11 чел.
До августа мес. с. г. библ-чит. открывалась ежедневно, кроме субботы, но с августа мес. согласно распор. Упроса библиотека должна была открываться только 3 дня в неделю и на 3 часа, однако этого распоряжения придерживаться не приходилось, т. к. любители читать, зная, что завед. живет при библиотеке, приходят за книгами когда кому выпадает свободное время и отказывать в выдаче книг не приходится.
За время с 1 июня по 1-е декабря было выдано книг всего 797 книг.; читатели более пользуются беллетр., книгами сел.-хоз. и политич., последним отделом более интересуются члены Р.К.П., К.С.М. и шкрабы.
Для библиотек-читал. выписываются ВИК-ом «Луч» и «Призыв».
Чтение и беседы в библ.-читал. ведутся членами РКП и КСМ.
Улучшение в положении библ.-чит. желательно в пополнении ее детскими книгами, беллетристикой, классическими писателями, историей их литературы и книгами по естествознанию; в последних очень большой спрос выдвигается учениками школы II ст., которые за неимением учебников, стремятся пополнить свои знания и через библиотеку.
Кроме того, следует обратить внимание и на драматические произведения, в которых очень нуждается местный К.С.М. для постановки спектаклей, т. к. имеющиеся пьесы, одобренные к современной постановке, за неимением пополнения, приходится повторять по несколько раз. Наша же молодежь стала проникаться и антирелигиозным сознанием.
В отношении населения к библиот.- читальне можно пока сказать, что оно относится к ней пассивно, но между прочим нельзя обойти молчанием и тех фактов, что некоторые родители желают, чтобы их дети брали из библиотеки книги; это доказывается тем, что они сами дают поручительство за своих детей на случай утраты или порчи книги» («Луч», 8 января 1924).
«Село Клин, Муром. у. расположено на правой берегу р. Оки и свое название, вероятно, получило потому, что занимает своими постройками треугольную площадь, называемую в простонародье «клином».
Прежде село Клин было торговое и имело свою волость, с районированием волостей с. Клин причислено к Яковцевской вол.
В настоящее время в нем имеется: Сельсовет, Сельком К. В., ячейка КСМ, Нардом, изба-читальня, 2 школы 1 ст., Кооператив, Сед-хоз., Кредитн. т-во, фельдшерский пункт и пожарная дружина. Кроме того имеется 7 ветряных и 1 паровая мельница и 3 просорушки при них. Число жителей насчитывается 1142 чел. Жители с. Клин занимаются земледелием и самое небольшое количество служит в Волжско-Окском транспорте.
До революции клинские гр-не жили очень бедно и для поддержания своего существования отдавали свой труд, на добывание алебастра, которым так богаты клинские горы. Эксплуатацией этого труда занимался муромский купец Быков, которому принадлежали эти горы и который гарантировал наем трудящихся такими договорами, что за увечье и лишение жизни эксплуатируемых перед царским законом он не отвечал. Увечье и убийства происходили от того, что когда труженики в горах, доходили до алебастрового слоя, то его необходимо было рвать составом из cилитры, вот здесь и убивало, кого обвалившейся землей, а кого оторвавшейся глыбой алебастра.
Ранее rp-не с. Клина имели 974 дес. земли, революция дала им еще 492 д. частновладельческой и 25 д. церковной земли и теперь благодаря увеличению площади земли жители с. Клина живут безбедно.
В отношении обработки земли за время революции гр. с. Клина пошли вперед: в редком хозяйстве осталась соха, которую заменил плуг и совсем нет борон с деревянными зубьями, что прежде было редкостью; поля засеваются очищенным зерном. Во 2-ом о-ве введено четырехполье.
В отношение животноводства, замечается не только пополнение, но и увеличение в сравнении с довоенных времен, так что теперь в хозяйстве, имеющем 4—5 чел. cемьи, есть лошадь, 2 кор., 2 телят, овцы и свиньи.
По огородничеству клинские гр-не уделяют особое внимание разведению капустной рассады.
Клинская рассада в славе и за ней приезжают верст за 40.
Жилища гр-ан с. Клина состоят большею частью из одной комнаты (избы 7X6 арш.) но кто построился за время революции, то тот пристраивает к жилой избе и другую, т. н. горницу. За время революции, пользуясь льготным, а в иных случаях и бесплатным отпуском леса, все гр-не обзавелись амбарами, банями и омшанниками.
Семейное положение гр-ан заметно изменяется: есть несколько браков «без благословения попов», молодежь проводившая до революции зимние вечера в особой избе, теперь проводит их в Нардоме или на спектаклях.
Пожилые гр-не и в особенности женщины еще верят в порчу людей и т. п. и в подобных случаях ездят за помощью на далекое расстояние, как напр. в бывш. Давыдовский жен. монастырь, Нижег. губ., где этим делом занимается бывшая игуменья» («Красный луч», 4 сент. 1924).
«Клинские детские ясли. Несмотря на злостную агитацию темного, невежественного элемента — детские ясли в с. Клин функционировали весь летний сезон. Нашелся десяток сознательных матерей, которые приносили своих детей из убогой обстановки в чистое, светлое помещение, где малыши пользовались внимательным уходом.
Но в конце августа месяца вновь прокатилась волной злостная агитация противников благого начинания, распространявших нелепые выдумки о том, что в яслях детей бьют, не кормят и пр. Но этому нашептыванию был положен конец: ВИК сказал свое веское слово, разъяснив гражданам на собрании все значение этого учреждения и рассеяв все бабьи сплетни, ходившие на его счет.
Печально лишь одно обстоятельство, что скоро Клинский детдом опустеет в силу злой необходимости; у ВИК-а нет достаточных средств на его содержание» («Луч», 11 сентября 1923).
«Открыт новый уголок—просвещения.
Крестьяне села Клин, Яковцевской вол. справляли 31-го августа большой праздник - открытие Клинского нардома. Организован он был при большом участии Клинской ячейки РЛКСМ. На открытие собралось около 200 граждан. Завед. нардомом сделал доклад о значении нардома для деревни, и о том как молодежь должна относиться к работе в нардоме, после доклада присутствующими был спет Интернационал, а затем состоялся спектакль силами молодежи. «Народный дом организовали теперь надо работу в нем налаживать» - шли разговоры между комсомольцами» («Красный луч», 5 сент. 1924).

Идею коллективизации местные жители поначалу восприняли без особого энтузиазма, даже в 1935 году еще не было 100 %-го охвата. Но уже в 1938-1939 годах колхоз им. Сталина крепко стоял на ногах, участвовал в Выставке народного хозяйства, здесь появились свои ясли-сад, активно закупались тракторы и автомобили. В послевоенное время колхоз быстро восстанавливался, особенно высокая производительность отмечается в 1970-80-х годах. В это время возросла продуктивность полей и ферм, урожаи зерна 30 и более центнеров с гектара стали нормой. В это время велось большое строительство производственных объектов и жилья, построено двухэтажное здание Клинской школы, кроме того по всему Клину проложены асфальтированные дороги, водопровод с хорошей питьевой водой, уличное освещение. Условия труда были хорошие, и на работу в колхоз ехали со всего Советского Союза.

Клин - село Некрасова

Одним из владельцев села Клин был отец известного русского поэта и мыслителя Николая Алексеевича Некрасова дворянин Алексей Сергеевич Некрасов. Об этом свидетельствует дело «О даче господину Некрасову на Муромское и Гороховецкое имения свидетельства», хранящееся во Владимирском Государственном Архиве. В нем говорится, что А.С. Некрасову принадлежит земли 105 десятин 61 сажень с 24 душами мужского населения.
Известно, что на своих землях Некрасовы занимались добычей алебастра (до 25 000 пудов в год), получая за него 600 рублей дохода в год. При хорошем урожае яблок с имевшихся у них садов они получали выручку от продажи до 500 рублей (см. Алебастровые копи во Владимирской губернии). Кроме того, к имению Некрасова относились отхожие сенные покосы за рекой Окой в количестве 19 десятин 150 сажен. Если судить по количеству крепостных, то Клинское имение Некрасовых было крупнее, чем в трёх деревнях Гороховецкого уезда (Алешунино, Сафоново, Михайловское), а по размерам и по значимости угодий идентично им. Эти деревни находятся в левобережье Оки напротив Клинского имения.
См. мемориальный литературно-этнографический музей "Н.А. Некрасов и Владимирский край" в деревне Алешунино.

Последние десятилетия для Клина, как и для многих сел России, были непростыми. Отсутствие собственного производства, отток работоспособного населения в города почти превратили богатейшее село Нижегородской области в одну из тысяч умирающих деревень. Однако в настоящее время принята программа создания здесь Некрасовского историко-культурного Центра, а также изучается туристический потенциал Клина.
На сегодняшний день в селе имеются средняя школа, в которой действуют только начальные классы, библиотека, почта, два магазина, ветеринарный пункт.

Клинский приход
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы

По писцовым книгам 1628-30 гг. в селе Клин, расположенным на реке Оке, значилось во владении разных помещиков – окольничного князя Григория Волконского, братьев Лупандиных и др. В селе в то время были две деревянные церкви: холодная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и теплая - во имя Николая Чудотворца. Эти церкви построены помещиками. При церквях было два священника, пономарь и просвирня. На церковной земле имелись три пустых двора бобыльских. Церковной пахотной пашни было по 10 четвертей в поле, сена - 40 копен.
В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год в селе Клин показана церковь также в честь Рождества Пресвятой Богородицы. У той церкви дворы: попа Иакова и Павла, пономарей и просвирни. Да в приходе: 5 дворов помещичьих, в одном живет дворник. Да 63 дворов крестьянских и один - бобыльский (на период 1896 года было134 двора). Приселок Курмыш – в нем 24 двора крестьянских и 2 бобыльских (в 1896 году - 46 дворов). Деревня Онферова, в ней - двор приказчиков, 18 дворов крестьянских и 4 бобыльских. Деревня Фофанова, в ней - 13 дворов крестьянских. Земли церковной из боярских дач по 10 четвертей, в поле сенных покосов на 20 копен.
Из этой отметки не видно, какой была церковь – деревянной или каменной. В церковном архиве не сохранилось сведений о времени построения каменного храма. Есть грамота, данная в 1812 году епископом Владимирским Ксенофонтом на освящение Богородицы-Рождественской церкви. Но из этой грамоты не видно, была ли устроена церковь вновь или только капитально переделана. Местное предание говорит, что в это время была произведена только внутренняя переделка храма и построена вновь каменная колокольня. Справедливость этого предания подтверждается тем, что в Ионно-Богословском приделе, который составляет позднейшую пристройку к церкви, антиминс священнодействовал в 1800 году. Таким образом, с достаточною вероятностью можно думать, что каменная церковь в селе Клин построена в XYIII столетии. В 1815 году в этой церкви устроен придел в честь Божией Матери Всех Скорбящих Радости.
В 1864 году в стенах храма обнаружились трещины, поэтому они были капитально отремонтированы и обиты железом. Колокольня при храме еще крепкая, но несколько наклонная. Престолов в храме три: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе холодном - в честь Евангелиста Иоанна Богослова, в приделе теплом - во имя Богоматери Всех Скорбящих Радости.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1681 года, обложенное бархатом, верхняя доска обложена серебром и позолочена; по листам подпись: «Сие св. Евангелие приложил Стефан Григорьев сын Чиркова по сестре своей Вассе и по Федоре и по Симеоне, а построено из ея пожитков в Муромский уезд в старинную нашу вотчину в село Клин к церкви Рождества Пресвятой Богородицы лета 1687 года». [1]
Земли при церкви: усадебной - 1932 сажени, под церковью и торговой площадью - 1694 сажени, под оврагами и дорогою - 1 десятина 760 сажен, пахотной - 25 десятин 1761 сажень, сенокосной по плану значится 6 десятин 1974 сажен. Но вследствие изменения русла речек, по которым сенокосная земля расположена, её значительно меньше. План и межевая книга на землю имелись. [1]
Приход состоял из села Клин и приселка Курмыша (в смежности с селом), в коих по клировым ведомостям числилось 180 дворов, 723 души мужского пола и 889 - женского пола. К церкви села Клин был приписан Голенищевский приход, в котором богослужение и требы отправлялись викарными священниками и псаломщиками. [1]

Клинское училище, Клинской волости, в селе Клине, основано земством и священником Павлом Смирновым в 1872 г. Ближайшие училища: Черновское в 7 в., Монаковское и Жайское — 10 в. В 1884 г. «Помещение наемное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учителю есть; классных комнат одна — длиной 8, шириной 7, вышиной 4 ар. Учебных пособий достаточно — на 57 р. 40 к. Библиотеки и земли нет. Законоучитель и учитель - священник Павел Смирнов, окончивший курс во Владимирской духовной семинарии, преподает с 1872 г. Попечитель - титулярный советник Степан Иванович Смирнов; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 года 35 м. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 8 м. Окончило курс со свидетельствами 6 м. Вновь поступило 19 м. К 1-му января 1884 года состояло 40 м. Возраст: 7 — 8 л. 2, 8 — 9 л. 13, 9 — 10 л. 9, 10 — 11 л. 9, 11 — 12 л. 5, 12 — 13 л. 1, 13 — и выше 1. Из учащихся: 30 из с. Клин, 6 из д. Курмыша в 1 в., 2 — д. Сколкова — 6 в., 1 — д. Черновской — 7 в. и 1 — с. Кошелева — 5 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 2 уч., с платой по 70 к. в месяц. Вероисповедания православного. По сословиям: мещ. 1, крест. 39 м. Средства: от земства 121 р. 50 к.; платы за учение нет. Расходы: наем дома, отопление, освещение, прислуга и ремонт 30 р.; жалованье — законоучителю и учителю 90 р.; на книги и учебные пособия 1 р. 50 к. Посещали классы не исправно 11 уч.; меры — сообщение родителям. Прием в октябре; поступили 2 грам., остальные неграмотными. За теснотой помещения отказано 26. Учетный год с 15-го сентября по 29-е мая. Пению обучаются простому. Учатся в день 6 ч. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроки — по инструкции. Получили награды 2. Получившие свидетельства учились 3 — 4 года. Не окончившие курса учились 2 — 3 года. Обозревал училище 1 раз инспектор народных училищ. Обучения ремеслам нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. № 12. Декабрь.). Учащихся в 1896 году было 54 человека. [1]
С 1896 по 1917 годы в разное время в этом приходе были священники: Евгений Сепаровский, Иоанн Ландышев, Е. Светозаров. Псаломщики: Павел Никольский, Милоглядов, Касторский, Леонид Орлов. Дьяконы: Алексей Касторский. Обычно в данном приходе за дьякона исполнял обязанности псаломщик.
Причта при церкви по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание причта из разных источников получалось до 1000 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. [1]

«18-го июня 1916 г. Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан, Епископ Муромский, в 12 часов дня выбыл из Мурома в село Клин Муромского уезда для освящения вновь устроенного там величественного каменного храма. Прибыв на окскую пристань «Александрово» и встреченный здесь Благочинным 2-го Муромского округа, протоиереем Петром Соколовым, Преосвященнейший Митрофан проследовал прямо в старый храм села Клина, у южных врат которой был встречен сельскими властями с иконой и хлебом-солью, а в самом храме настоятелем храма и духовенством окрестных сел, прибывшим ко дню освящения. После краткого отдыха, — в 6 часов вечера, — Владыка прибыл в новый храм, где совершил всенощное бдение с литийным и полиелейным исхождениями, при участии Благочинного о. прот. П. Соколова, местного заштатного протоиерея Павла Смирнова и священников: Муромского собора Александра Алякринского, села Кубова Николая Лаврова, села Вачи о. Николая Магницкого, села Яковцева о. Иоанна Смирнова, села Жайского о. Алексия Орлова, Настоятеля Клинского храма, о. Евлампия Светозарова и села Голянищева о. Николая Зеленова. Храм был переполнен молящимися. Священным елеем Владыка до 9 песни канона молящихся помазал сам. С 9 часов утра следующего 19 числа началось освящение среднего храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при участии тех же священников и прибывшего утром священника села Александрова о. Евгения Ставровского. Божественную литургию Владыка совершил в сослужении всех упомянутых лиц, за исключением о. протоиерея Петра Соколова и священников о. Алексия Орлова и о. Николая Зеленова, совершивших в этот день освящение левого придельного храма во имя св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова и раннюю литургию. Во время литургии — на малом входе — Архипастырь возложил наперсный крест на священника о. Иоанна Смирнова и скуфью на местного священника о. Евлампия Светозарова, который во время причастного стиха произнес соответствующее торжеству поучение. По окончании литургии, Земским Начальником В. Н. Добрыниным, при произнесении соответствующей краткой речи, был вручен Георгиевский крест 4 степени вдове подпрапорщика Георгия Щепкина, павшего на войне геройской смертью. После вручения креста Владыка сказал несколько теплых задушевных слов утешения молодой вдове, стоявшей пред ним с младенцем — сыном на руках, и несколько слов одобрения стоявшим тут же родителям умершего героя, сумевшим воспитать такого сына. Простая задушевная речь Владыки многих присутствовавших в храме растрогала до слез. Затем был отслужен молебен о даровании победы над врагом, причем среди многолетий была провозглашена вечная память не только всем павшим на поле брани воинам, но и воину Георгию, усугубившему бранным подвигом своим торжество освящения храма. По окончании молебна, Владыка приветствовал прихожан с двойным торжеством; освящением храма и полученным от Государя Императора даром, врученным жене их земляка Щепкина. Всенощное бдение, чин освящения среднего храма и литургию пел хор из села Вачи, прекрасно исполнивший все песнопения. Затем в доме священника Владыке и всем участвовавшим в служении и освящении храма была предложена праздничная трапеза. Вечером того же в 6 часов Преосвященнейший Митрофан (Загорский) присутствовал за всенощным бдением следующего дня, в который имело совершиться освящение правого придельного храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Скорбящею». Всенощное бдение совершал о. Благочинный, протоиерей Петр Соколов, при участии священников: о. Алексия Орлова и о. Николая Зеленова, которые и должны были на следующий день совершить освящение правого придельного храма.
В 2 часа утра следующего дня, т. е. 20 числа Владыка выбыл из села Клина на ту же пристань «Александрово» в сопровождении о Благочинного П. Соколова и с первым пароходом в 7 часов утра благополучно возвратился в город Муром» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 30-31. 30-го июля 1916 года).
«В 1920 г. дьякон с. Клина Михайлов и дьячок Никольский взяли через Волземотдел семенной ссуды по 1 мешку ржи. В 1921 г. после долгого упорства дьякон взятую ссуду возвратил, а дьячок решил ссуду не возвращать, ссылаясь на то, что ему была дана такая земля, на которой бог не родит. Потом дьячку удалось заманить к себе на жительство прод'инспектора Оськина, который своим протоколом согласился с мнением дьячка и взыскание ссуды было отложено до 1922 г. Прошлый год дьячку о ссуде не напомнили и теперь он, свидетельствуя с дьяконом упитанность своего порося, насмешливо говорит: «вот куда бы тебе следовало мешочек то ржицы вложить, а не Упродкому возвращать! Гляди-ка, как мое порося растет и жиреет, а вся богоданная ржица, которую я сначала берег, как и ты для Упродкома, а теперь вижу, что все забыто и дyмаю перевести ее на сало» («Луч», 12 мая 1923).

В 30-х годах ХХ столетия в селе Клин служил священник Удальцов Михаил Степанович, который был арестован 13.11.1937 года. Приговором ВМН - 28.12.1939 года дело было прекращено.
В конце 30-х годов ХХ века церковь была закрыта. Уже осенью 1937 года церковь была разрушена – уничтожены алтарная часть и крыша с пятью куполами.
В XXI веке с помощью благотворителей проводится капитальный ремонт здания церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Источник:
1. Добронравов, Василий Гаврилович. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 4]: Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. - 1897. - 588, VIII c.
Муромский уезд.
Владимирская губерния.

Категория: Муром | Добавил: Николай (17.06.2017)
Просмотров: 2963 | Теги: Муромский уезд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru