Епископ Митрофан (Загорский) Митрофан, епископ Муромский, в миру Михаил Васильевич Загорский, родился в 1844 г. в семье священника села Большая Брембола, Переславского уезда, Владимирской губернии. В 1860 году окончил Переславское духовное училище. В 1866 г. Михаил по первому разряду № 3 окончил первое отделение Владимирской духовной семинарии со званием студента. По окончании семинарии поступил на службу письмоводителя мирового судьи в Иванове. В 1869 г. был определен учителем греческого языка в Переславское духовное училище. Всего педагогической деятельности он отдал 25 лет.
20 июля 1895 г. был определен на должность делопроизводителя во Владимирском епархиальном Училищном Совете, в котором находился 11 лет.
24 марта 1906 г., будучи уже в чине коллежского советника, согласно прошению, он был уволен с должности члена-делопроизводителя епархиального Училищного Совета и 27 марта 1906 года в церкви Архиерейского дома во Владимире пострижен в монашество с именем Митрофан с зачислением в братство Владимирского Архиерейского дома. Рукоположен в сан иеродиакона. Уже через месяц, 10 апреля 1906 г., иеродиакон Митрофан был рукоположен во иеромонаха. Назначен настоятелем Переславского Троице-Данилова монастыря.
Посему Училищный Совет с грустью должен расстаться с своим делопроизводителем. 9-го сего апреля в покоях Председателя Епарх. Уч. Совета Преосвящ. Александра состоялись проводы о. Митрофания. В благодарность и внимание к примерной службе бывшего делопроизводителя Председатель и члены напутствовали о. Митрофания иконой Владимирской Божией Матери и в особом адресе кратко обрисовали его заслуги перед Советом. О. Митрофаний, выслушав адрес, с благоговением приложился к иконе Богоматери, а затем в прочувствованной речи благодарил Совет за оказанное ему внимание. За сим радушным хозяином Преосвящ. Александром были предложены собравшимся на проводы чай и трапеза. Проводы почтил своим присутствием и Преосвященнейший Никон, Епископ Владимирский.
9 июля 1906 г. игумен Митрофан был возведен в сан архимандрита и утвержден благочинным монастырей Переславского и Александровского уездов.
Император 14 июня 1912 года утвердил доклад Святейшего Синода о бытии второму викарию Владимирской епархии Преосвященному Муромскому Евгению (Мерцалов) — Епископом Юрьевским, первым викарием Владимирской епархии, и настоятелю Переславского Троицкого-Даниилова монастыря Архимандриту Митрофану — Епископом Муромским, вторым викарием Владимирской епархии, с тем, чтобы наречение и хиротония сего Архимандрита во Епископа были произведены в гор. С.-Петербурге.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 22 июня 1912 г. за № 9493 дано знать, что в 14 день июня 1912 года повелено быть второму викарию Преосвященному Муромскому Евгению Епископом Юрьевским, первым викарием Владимирской епархии, — с поручением ему управления Боголюбовым первоклассным монастырем на правах Настоятеля; Настоятелю же Переславского Троицкого Даниилова монастыря Архимандриту Митрофану повелено быть Епископом Муромским, вторым викарием Владимирской епархии, с управлением Муромским Спасским третьсклассным монастырем, на правах Настоятеля.
13-го июля 1912 г. в заседании Святейшего Синода состоялось наречение бывшего настоятеля Переславского Троицкого-Данилова монастыря архим. Митрофана во епископа Муромского, второго викария Владимирской епархии. В заседании Синода при сем присутствовали: архиепископ Финляндский Сергий и епископы: Палладий Пермский, Никанор Олонецкий, Константин Могилевский и Феодосий Смоленский. Новонарекаемого во епископа ввели в залу заседания два митрофорные протоиерея. Обер-секретарь Синода прочел Высочайший указ о бытии епископу Митрофану епископом Муромским. Последовала обычная ответная формула: „благодарю, приемлю и ничто же вопреки глаголю". Началось моление по обряду, присвоенное только наречению: первоприсутствующий архиепископ Сергий провозглашал прошения ектении, а остальные епископы вместо певцов пели „Господи помилуй". Новонареченный произнес слово о значении и трудностях архипастырского служения и о тех задачах, которые он ставит себе на новом пути, уповая на Господа.
15-го июля 1912 г. состоялась хиротония новонареченного епископа Митрофана. Чин хиротонии совершил в Казанском соборе архиепископ Сергий Финляндский при участии преосвященных Палладия Пермского, Никанора Олонецкого, Константина Могилевского, Феодосия Смоленского и Геннадия, викария Нижегородской епархии. После хиротонии Божественную литургию совершил архиепископ Сергий с новохиротонисанным епископом Митрофаном. По окончании литургии происходил обряд вручения новопосвященному епископу архиерейского жезла. Перед вручением его архиепископ Сергий произнес речь о самоотверженности, о борьбе с искушениями и преданности воле Божией при прохождении святительского служения. После сего Преосвященный Митрофан в мантии и с жезлом благословлял продолжительное время богомольцев.
Место жительства епископа Муромского – Муромский Спасский монастырь.
18-го июля с дневным поездом прибыл из Петербурга во Владимир новопосвященный Митрофан, Епископ Муромский. Встреченный на вокзале о. Ректором, о. Ключарем и др. лицами, Владыка проследовал в Крестовую церковь. Здесь при входе в храм нового Епископа встретил Высокопреосвященный Архиепископ Николай и Преосвященный Евгений вместе с монастырским духовенством, и кратко приветствовал его с благополучным прибытием и с получением святительской благодати. По облачении в мантию, новый Владыка, приложившись ко кресту и окропив себя св. водой, совершил краткое молебствие с провозглашением многолетий: Царского, Святейшему Синоду и трем Архипастырям и заключительного — «пастырям и пасомым богохранимыя паствы Владимирския и всем православным христианам». После сего, благословив успевший собраться в храм народ, отбыл в покои Его Высокопреосвященства. 19-го числа Преосвященный Митрофан прибыл в Кафедральный собор, где слушал литургию, совершенную очередным соборным священником. По окончании литургии Владыка, в сослужении соборного духовенства, совершил праздничный молебен пред иконой Препод. Серафима с чтением акафиста и с провозглашением положенных многолетий. После молебна Владыка, благословив богомольцев, молитвенно поклонился соборным святыням, а также и могилам почивших Архиепископов Сергия и Никона. 20-го июля 1912 г., по случаю храмового праздника в Ильинской градской церкви, Высокопреосвященный Архиепископ Николай, в сослужении Преосвященного Митрофана, Архимандрита Владимира, о. Ректора протоиерея П. Борисовского и местного протоиерея В. Шепелева, совершил в вышеназванной церкви Божественную литургию и по литургии — праздничное молебствие, с прочтением молитвы Угоднику Пророку Илии и с провозглашением положенных многолетий, а по окончании молебна Владыка сопровождал крестный ход до Крестовой церкви.
Прибытие в город Муром Преосвященного Митрофана, Епископа Муромского
Началось ожидание прибытия Архипастыря в гор. Муром, но ожиданиям этим суждено было исполниться лишь только 10 августа. Преосвященный Епископ Митрофан прибыл в Муром с вечерним поездом в 8 ч. 16 м. вечера. Для встречи Архипастыря явились на вокзал — о. благочинный протоиерей А. Бобров, казначей Спасского монастыря иеромонах Макарий, смотритель духовного училища Кс. А. Вознесенский, помощник его Н.П. Травчетов с делопроизводителем-преподавателем А.И. Сокольским, чины полиции с г. исправником во главе, Городской Голова И.П. Мяздриков с членами Гор. Управы и множество народа разного звания, переполнившего вокзал и платформу до тесноты. По приходе поезда, вошли в вагон представители белого и монашествующего духовенства — протоиерей А. Бобров и иеромонах Макарий и приветствовали Архипастыря. Владыка вышел из вагона и проследовал в зал I класса. Здесь, так сказать на пороге города, Городской Голова приветствовал Архипастыря задушевной речью и поднес, по обычаю русского гостеприимства, от имени жителей города хлеб-соль. Владыка в сердечных выражениях благодарил депутацию, принял хлеб-соль и, преподав общее Архипастырское благословение, в приготовленном экипаже проследовал в Спасский монастырь, сопровождаемый представителями духовенства и чинами полиции. В святых вратах обители ожидала Архипастыря и своего настоятеля — монастырская братия со св. крестом. Приложившись к св. кресту, Владыка при пении священных песней среди стоявшего по обе стороны пути множества народа проследовал в главный монастырский храм, где, по совершении краткого молебного пения, обратился к братии монастыря и предстоящему народу с Архипастырским словом. Молитвенно желая всем мира и взаимной любви, Владыка убеждал насельников обители строго соблюдать монашеские обеты и своею благочестивою жизнью, спасаясь, спасать других. Иеромонах Макарий от лица братии приветствовал Архипастыря и своего непосредственного начальника и руководителя в монашеской жизни. Несмотря на утомление от пути, Владыка всем до единого преподал для лобзания св. крест, затем, осмотрев храмы, проследовал в архиерейские покои.
11 числа, в 11 час. дня, при торжественном звоне, Владыка прибыл в городской собор, где его ожидало градское духовенство в полном составе причтов и муромские граждане; было много и крестьян из окрестных селений, прибывших в город по случаю базарного дня. Как только Владыка вошел в храм и облачился в святительскую мантию, о. благочинный, протоиерей А. Бобров, держа на блюде св. крест, обратился к нему с следующей речью:
«Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и отец! Духовенство и граждане гор. Мурома с чувством искренней душевной радости сретают Вас, как своего Архипастыря, и в преддверии сего храма, где все мы в особо торжественные и нарочитые дни стекаемся для соборных молитв и богослужений, — благожелательно приветствуют Вас словами церковной песни: Благословен грядый во имя Господне!.. — Искони питая глубокое уважение к святительскому сану, православный русский народ всегда и всюду приветствует своих Архипастырей с особой радостию, и не только дни нарочитых посещений ими городов и весей, а и кратковременные туда заезды доставляют посещаемым высокое религиозное утешение и незабываемую душевную радость. — Ваше настоящее прибытие к нам, Преосвященнейший Владыка, не временное только посещение нашего города, и для нас имеет значение не случайного только и преходящего празднества... Вступая в этот соборный храм, при общей для всех нас духовной радости, Вы только полагаете, так сказать, начало к дальнейшему последовательному ряду таких духовно-радостных дней в нашей жизни, как имеющий отныне постоянно сопребывать с нами и в общении молитв, и в духовно-просветительных трудах и заботах среди местного населения, и в непосредственно-исходящем от Вас, как священноначальника, общем руководстве в нашей религиозной жизни. С Вашим прибытием к нам мы, духовные пастыри, вновь будем возглавляться на молитвенных и многих иных собраниях своим Архипастырем и наша церковно-приходская жизнь в своем течении опять будет направляться твердой и авторитетной рукой духовного кормчего. Итак, вот почему мы признаем для себя нынешний день днем особой духовной радости. Позволяя себе перенестись к Вашим личным думам и чувствам, Преосвященнейший Владыка, мы не можем не признать, что в настоящие, глубоко-знаменательные для Вас минуты, подготовляющие Вас выслушать первое „входное достойно" пред вступлением в этот, отныне родной Вам, кафедральный собор, Вы не чужды смущения и душевных тревог от предстоящего многотрудного служения Вашего, как святителя и Архипастыря. Но осмеливаемся думать, что при наличности тех условий, при которых Вам суждено начать эти труды, Вы, кроме данных нам от Господа неложных обетований — немощная врачевать и оскудевающая восполнять, не лишены и других, ободряющих Вас надежд... Промыслу Божию угодно было, чтобы первые и самые трудные шаги Вашей Архипастырской деятельности были пройдены Вами в родной Вам епархии, где все условия как пастырской, так и церковно-приходской жизни Вашему Преосвященству более или менее известны, и где кроме того Вы будете иметь общение с людьми большей частью уже знаемыми Вами, искренно благожелающими Вам и глубоко-почитающими Вас. Вниди же, святитель Божий, благонадежно уповая и духовно радуяся, в этот святый храм положить пред Господом первый молитвенный начал на предстоящее святительское служение в нашем граде и преподай Архипастырское благословение всем предстоящим здесь в залог христианской любви и мира, которые и да пребудут на всегда с нами!» Выслушав речь, приложившись к св. кресту и окропившись св. водой, Владыка при пении „входного" прошел к алтарю, прикладывался к местным иконам, к св. мощам благоверных князя Петра и княгини Февронии и к чтимой „Муромской" иконе Богоматери, вошел в св. алтарь и молился пред Престолом. Тем временем диакон произносил краткую сугубую эктению, которую закончил возгласом сам Владыка. — Произнесши отпуст, Владыка обратился к предстоящим духовенству и народу приблизительно с следующими словами: «Господи благослови! — Изволением св. Духа, избранием Св. Синода, Державною волею Благочестивейшего Государя Императора пришел я на эту святительскую кафедру, в этот соборный храм Пресвятой Богородицы, преславного Ея рождества и, согласно заповеди Небесного Пастыреначальника Господа Иисуса Христа, несу всем вам мир заповеданными Им словами: мир дому сему: мир богоспасаемому граду Мурому, мир всем градам и весям области сей, мир пастырям церкви, мир пасомым, мир жительству и сожительству вашему, мир домам и семьям вашим, — мир Божий да водворится в сердцах ваших! — Да не смущается сердце ваше моим неожиданным для вас, да и для меня самого, пришествием к вам: я, как ранее было сказано, дверьми вхожу, а «не прелазяй инуде». Правда, призыв меня сюда был без участия личной моей воли, но в тоже время иду к вам с искренним утешением, миром и любовию... Еще с дней юности я имел сведения о Муроме, как о граде древнем, взысканном особыми милостями Божиими: в нем с первых дней введения христианской веры на Руси жил и мученически скончал житие свое благоверный князь Глеб, сын св. Равноапостольного князя Владимира, в нем нетленно почивают мощи прославленных угодников Божиих из рода князей Муромских. С тех же дней молодости своей я знал о Муроме, как о граде благоукрашенном многими богатыми храмами, что свидетельствовало о благочестивом настроении граждан, о их любви к Богу, Пречистой Его Матери и к свв. угодникам Божиим и располагало сердце мое к любви к богоспасаемому граду и жителям его... Наконец, не в далеком прошлом Господь Бог судил мне лично ознакомиться с Муромом при сопутствии моем приснопамятному Архипастырю Владимирскому, и это личное ознакомление окончательно укрепило во мне высокое уважение к городу и поселило в сердце моем чувство любви к благочестивым обитателям его... И вот ныне, по изволению свыше, я вступаю в этот древний и уже близкий моему сердцу город на святительскую кафедру... Возлюбленные чада мои о Господе! Вы можете представить, каким чувством объята моя душа в данную минуту и какою чистою любовию преисполнено сердце мое к сему св. месту! Уста наша отверзошася к вам, сердце наше распространилось. Распространитесь и вы, примите и вы меня, возлюбленные чада моя, с такою же любовию, с какою я прихожу к вам и вместе со мною от всея души вашей, от всего сердца вашего, от всего помышления вашего возлюбите Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего и св. церковь, основанную Им для спасения нашего. Она есть столп и утверждение истины, в ней будем почерпать силы для себя к достойному прохождению служений наших, в какое каждый из нас призван. — Пастыри! Пасите стадо Божие усердно, обнимите его миром и любовию... В минуты иерейского рукоположения вашего — каждый из вас слышал и думаю не забыл эти великие слова: «Приими залог сей и сохрани его цел и невредим даже до последнего издыхания твоего, о нем-же имаши истязан быти во второе страшное пришествие Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Этот залог — есть часть пречистого тела Господа Иисуса Христа. Телом же Христовым часто в слове Божием именуется церковь Христова, часть которой вверяется каждому из вас для упасения ея ко спасению, — а потому немощи немощных носите, безчинных вразумляйте, малодушных утешайте, добрых любите, злых с милованием наказывайте, а главное — о себе и о всех молитесь и молитесь, непрестанно молитесь. — Пасомые! Имейте мир между собою, не раздражайте друг друга, особенно же не раздражайте чад своих и воспитывайте их в наказании и учении Господнем, а для этого прежде всего сами имейте страх Божий, не подавайте детям соблазна взаимными ссорами, взаимным недоверием, взаимным обманом. Помните, что если вы хотите видеть в детях ваших добрых и честных людей, то прежде всего изгоните ложь из домов ваших, ложь бежит от истины, истина же есть Христос, — Глава церкви. А потому всякий семейный дом должен быть малою домашнею церковию, в которой должны царить единомыслие и любовь и в которой все должно быть общее — и горе и радость, и труд и болезнь, и веселие и скорби. Такая семья есть Богом благословенная семья, такая семья есть пример для окружающих людей, такая семья есть начало общественного согласия и государственного порядка и спокойствия, а без этого, как вы сами хорошо знаете, не может быть мирного, благополучного и полезного развития жизни народной... Посему паки благовествую вам мир, мир в единении с церковию, без этого единства нет истинного мира, а следовательно нет и истинной любви, а без любви нет истинного счастия, нет душевного спасения...»
С глубоким вниманием выслушана предстоящими воодушевленно сказанная речь нового Архипастыря. Затем Владыка принял св. крест и преподал его для лобзания народу. Первыми подошли церковные старосты — соборный и из нескольких приходских церквей, представлял их о. благочинный. Затем подошли представители местного общества хоругвеносцев. Один из них произнес приветственную от общества речь и просил Владыку принять общество под свое ближайшее покровительство. Председатель общества Дм. Дм. Чибашев поднес Владыке св. икону Муромских Чудотворцев в серебро-позлащенной ризе. Владыка принял св. икону, благодарил общество за внимание, обещал оказать материальную поддержку и выразил готовность быть добрым советником и наставником. Затем Владыка долго-долго преподавал для лобзания св. крест собравшемуся народу. Когда все приложились, Владыка вошел в алтарь и преподал архипастырское благословение священно-церковнослужителям градских церквей, о. благочинный рекомендовал каждого из подходящих. В 1 ч. 25 м. Владыка отбыл из собора и проследовал в Благовещенский монастырь, где молился пред ракой свв. чудотворцев — князя Константина и чад его Михаила и Феодора. Из Благовещенского монастыря Владыка в начале 3-го часа прибыл в Спасский монастырь, назначив на другой день, 12 числа, служение литургии в Богородицком соборе.
Свящ. Л. Белоцветов. (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 35-й. 1912).
Преосвященный Митрофан, Епископ Муромский, 25 августа 1912 г. слушал литургию в Муромском соборе; по окончании литургии, в сослужении местного причта и нескольких приходских священников, служил панихиду по вождям и воинам, в Отечественную войну павшим за веру, царя и отечество; 26 августа — совершил литургию там же при участии местного причта и затем на площади, в сослужении нескольких лиц из градского духовенства, совершил благодарственное Господу Богу молебствие; 29-го, по приглашению причта и старосты, совершил литургию, а накануне всенощное бдение в Иоанно-Предтеченском храме, при сослужении местного причта и градского Благочинного.
В течение недели Владыка посетил девять приходских храмов, внимательно осматривал их, обращая особое внимание на имеющиеся в них древности.
Епископ Митрофан
17 января 1913 г. епископ Митрофан избирается пожизненным членом общества вспоможения Владимирской духовной семинарии, в 1914 г. — почётным членом Муромского Общества трезвости и членом Православного Братства Святого Александра Невского.
В октябре 1912 г. настоятель Муромского Благовещенского монастыря Архимандрит Иннокентий (Никольский) подал прошение об увольнении за штат. 12 ноября он передал, с разрешения епархиального начальства, управление монастырем казначею монастыря, а 23 ноября окончил свое земное бытие, напутствованный Святыми Таинствами Покаяния, Елеособорования и Причащения. В течение трех дней множество народа приходило проститься с неустанным тружеником и молитвенником. Перебывало почти всё городское духовенство, совершая молитвы об упокоении его души. Преосвященный Митрофан викарий Муромский, проведши ночь в пути, поспешил почтить усопшего 87-летнего старца. При большом стечении горожан торжественно, собором двенадцати иереев, во главе с Архипастырем, совершен был над почившим чин погребения монахов». До настоящего времени в обители сохранилось возле алтарной апсиды Благовещенского храма увенчанное крестом надгробие архимандрита Иннокентия (Никольского).
В 1916 г. епископ Митрофан становится членом-учредителем Муромского научного общества, также членом попечительского Совета и преподавателем Муромского духовного училища. В этом же году он утверждается как покровитель Общества вспоможения нуждающимся ученикам Шуйского духовного училища и членом Муромского общества хоругвеносцев.
«Открытие подписки на сооружение Братского кладбища. 25-го февраля 1917 г. в городском Муромском соборе Епископом Муромским Митрофаном совершена заупокойная литургия и панихида по случаю открытия подписки на сооружение в гор. Муроме Братского кладбища и на нем особой часовни, для погребения на этом кладбище лиц погибших на войне, тела которых, по желанию родственников, перевезены на родину» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 12-й. 24-го марта 1917 года).
Многогранная и плодотворная деятельность епископа Митрофана на церковном поприще была отмечена следующими наградами: орденами Святой Анны III-й степени в 1900 г., Святого Владимира ІѴ-й степени в 1905 г., Святого Владимира Ш-й степени в 1909 г., Святой Анны І-й степени в 1915 г. 9 июля 1918 г. восстание белогвардейцев в Муроме. Духовенство и, в частности, епископ Митрофан во время захвата власти белогвардейцами, сыграли роль возбудителей масс против народной власти — власти советов. Хорошо характеризует отношение духовенства и епископа Митрофана к Советской власти то собрание, которое было устроено духовенством еще 2 февраля 1918 года, в праздник Сретения, в церкви Ивана Предтечи, на Советской площади. Собрание это было часов в 7 вечера. «Еще подходя к церкви, я заметил экипажей семь собственных, принадлежащих буржуазии, а в церкви, приблизительно, человек 600 народа. Народ был всех сословий и классов. В церкви стояли столы, покрытые красным сукном, а вокруг них сидели духовенство и купечество. Около толпились дамы и интеллигентная публика. До моего прихода говорились речи, и начала я не застал. Епископ Митрофан был здесь и благословлял народ, стоя на амвоне. Бывший офицер Мяздриков, впоследствии принимавший видное участие в восстании 8—9 июля, читал послание патриарха Тихона, где говорилось, что Советская власть посягает на церковь и ее достояние. По прочтении послания Мяздриков говорил речь, призывал народ сплотиться на защиту церкви, на которую посягают большевики. Говорили и другие ораторы о том, что большевики хотят обобрать церкви, притеснять веру христианскую, что власть захватили евреи и что надо твердо стать на оборону церкви. Епископ, стоя на амвоне, при мне речей не говорил, а лишь сочувственно слушал и время oт времени благословлял народ и ораторов. Я тоже попросил слова и с трудом его добился. Я стал говорить, что вы сами здесь оскорбляете церковь, говоря в храме молитвы слова, дышащие злобой и ненавистью к людям; мне тогда не дали говорить, и возбужденная толпа стащила меня с места, где я стоял, и чуть не избила. Я их усовестил лишь тем, что, обратясь к епископу, закричал: «надеюсь, что в церкви-то у нас не будут драться». Меня отпустили и я ушел в красную гвардию, где сообщил о происходящем в церкви, но когда в церковь пришли красногвардейцы, никого уже не было и она была заперта» (Лепихин).
Утром 9 июля состоялся городской крестный ход и были отслужены благодарственные молебны.
Гонения, последовавшие в связи с подавлением белогвардейского восстания в Муроме в июле 1918 г., отразились и на дальнейшей жизни преосвященного Митрофана. Участники белогвардейского восстания (в большинстве своем ни в чем не повинные люди) были безжалостно наказаны. Родственница владыки была матерью одного из главных организаторов восстания — полковника Н.П. Сахарова. Вследствие этого епископ Митрофан был привлечен к судебному процессу.
Летопись Муромского Троицкого женского монастыря сообщает: « 19 сентября (1918) заключен в арестный дом Епископ Муромский Митрофан, временно проживавший в игуменской келье Тройского монастыря, ввиду того, что Спасский монастырь реквизован».
Высшее церковное руководство в лице Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода попыталось выправить дальнейшее пребывание владыки Митрофана на Муромской кафедре. Указом Высшей Церковной власти от 15/28 октября разрешено перенести местопребывание Муромских викарных епископов из Спасского монастыря в Благовещенский монастырь, с назначением Преосвященного епископа Муромского Митрофана настоятелем Муромского Благовещенского монастыря, предварительно освободив его от настоятельства в Спасском монастыре.
Но это судебное дело получило дальнейшее развитие и обернулось для епископа Митрофана непредвиденными последствиями. Он так и не смог приступить к исполнению настоятельских обязанностей в Благовещенском монастыре.
Из опроса свидетелей, привлекавшихся по этому делу, епископ Митрофан характеризовался как добрый и отзывчивый человек. Иеромонах Антоний, бывший насельником Спасского монастыря и состоявший в доверительных отношениях с епископом Митрофаном, отмечал по этому делу следующее: «епископ Митрофан отстранялся от всякого обсуждения политики, что для них (то есть для братии Спасского монастыря) были так безразличны указания духовного центра, что если бы вместо упоминания слова “царь” было приказано поминать любое имя, то для монастыря это было бы совершенно безразлично». На вопрос председателя суда, какие отношения были у братии с епископом, не побаивались ли, иеромонах Антоний ответил: «нет, у нас было просто, свободно...».
Влияние на Муромское духовенство преосвященный Митрофан оказывал значительное. Каждое его слово принималось и исполнялось клириками, не только потому, что он занимал высокое положение, но как слово, исходящее от доброго и рассудительного архипастыря, имеющего за своими плечами большой жизненный и духовный опыт. Интересные детали из жизни преосвященного Митрофана сообщил на судебном процессе чекист Тагунов: «Епископ Митрофан оказывал большое влияние на местное духовенство и купечество. Это был богатый гражданин духовного сана, имел хороший выезд, квартиру в монастыре с обширными комнатами, мягкой мебелью, с кухней и поваром. Имел прием богатых людей, участвовал в тех благотворительных учреждениях, где заседали местные тузы. Расходы епископа были ничтожны, вроде жалования повару 6 руб. в месяц, и потому было странно, что при обыске у него была найдена такая маленькая сумма денег, как 2 тыс. руб...». Чекисту Тагунову было невдомек, как это может быть, чтобы «церковные чиновники» такого ранга, находясь на высоте духовного и светского положения, а могли жить такой простой, скромной и нестяжательной жизнью.
Губернский Революционный Трибунал приговорил: «Епископа Митрофана признать виновным, но за старостью лет от наказания освободить, лишив, однако права проживания в Муроме и Муромском уезде; монастырь же (Спасо-Преображенский) как очаг контрреволюционных сил закрыть...».
После окончания судебного процесса последовала принудительная высылка Преосвященного Митрофана в Рязань в феврале 1919 года. Назначение его 3 мая 1919 года епископом Михайловским, викарием Рязанским, не смогло поправить расшатанное судебными волокитами здоровье владыки.
Уклонился в обновленчество и 28 июня 1922 года был избран членом Рязанского церковного управления. 17 июля того же года обновленческого ВЦУ утверждён в этой должности. Скончался 27 декабря 1922 года в Рязани. Похоронен в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Епископы Муромские
|