Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
08:35
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Епископ Муромский и Юрьевский Евгений (Мерцалов)

Епископ Муромский и Юрьевский Евгений (Мерцалов)

Владыка Евгений, уроженец Тульской губернии, выходец из духовного сословия, родился 6 марта 1858 г. После окончания Тульской семинарии 30 октября 1876 года, он был назначен надзирателем Ефремовского духовного училища.
1 октября 1883 году рукоположен во священника Введенской церкви села Березовец Новосильского уезда Тульской губернии.
Овдовев, в 1889 г. будущий архипастырь поступил в Московскую духовную академию (МДА). После ее окончания в 1895 г. со степенью кандидата богословия (1892/3 и 1893/4 учебные годы провёл, по болезни, вне стен Академии), он был определен в 1895 г. преподавателем Олонецкой духовной семинарии.
22 декабря 1901 г. - принял монашество и назначен инспектором Олонецкой семинарии. В 1902 г. занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Летом 1899 года совершил паломничество в Святую землю, под впечатлением которого впоследствии написал ряд очерков.
В 1903 г. архимандрит Евгений был перемещен ректором Тверской духовной семинарии.

23 ноября 1907 г. император Николай II утвердил доклад Св. Синода «Об учреждении во Владимирской епархии на местные средства кафедры второго викарного епископа, с присвоением ему именования Муромским и с переименованием первого викария в епископа Юрьевского и о бытии ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Евгению епископом Муромским».
Постоянным пребыванием епископу Евгению был назначен Муромский Спасский монастырь «с возложением на него и управления сим монастырем на правах настоятеля». Прежде епископы Муромские жительствовали в Боголюбовском монастыре, являясь Муромскими лишь титулярно. С учреждением же Юрьевского викариатства Боголюбовская обитель уже предназначалась епископам Юрьевским, а епископы Муромские отныне должны были находиться в Муроме.
15 декабря 1907 г. состоялось наречение ректора Тверской духовной семинарии, архимандрита Евгения, во Епископа Муромского, 2-го викария Владимирской епархии. Наречение происходило в зале заседания Св. Синода в 1 ч. 30 мин. дня. Чин наречения совершали — высокопреосвященные митрополиты: С.-Петербургский Антоний, Московский Владимир и Киевский Флавиан, архиепископы Рижский Агафангел и Финдляндский Сергий, и протопресвитеры Иоанн Янышев и Александр Желобовский. В зал заседания были допущены и посторонние лица. После пения членами Св. Синода обычных молитвословий и после пения многолетия, о. архимандрит произнес речь, в которой,; после изъявления своего повиновения призванию его к высшему служению, высказал о трудности святительского служения, в особенности в настоящее время, когда в жизни нашего отечества видно общее смятение. Несмотря на это, он искренно верит, что благодать Божия, помогавшая ему в трудном деле духовного воспитания и развития юношества, не оставит его и в деле пастырского руководительства пасомых. В деле нового служения он надеется также на мудрое водительство и помощь опытного и мудрого-архипастыря Владимирской епархии („Колокол", № 553).
Хиротония состоялась в воскресенье, 16-го декабря, в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Прибытие в город Муром Преосвященнейшего Евгения, Епископа Муромского, и первые дни его пребывания там

Наступление нового 1908 года в городе Муроме было ознаменовано выдающимся для местной жизни событием. 31-го декабря сюда прибыл вновь назначенный вторым Викарием Владимирской епархии, Епископ Евгений, которому определением Св. Синода, Высочайше утвержденным, от 23 ноября 1907 года, здесь назначено и постоянное местопребывание в Спасском монастыре. Преосвященный Епископ Евгений прибыл в г. Муром с утренним поездом 31 декабря в 10 часов. Для встречи его на вокзал явились: Благочинный города Мурома, протоиерей Алексей А. Бобров, Архимандрит Благовещенского монастыря Иннокентий, смотритель духовного училища К.А. Вознесенский, помощник смотрителя того же училища Н.П. Травчетов, чины полиции во главе с исправником Шишко и городской голова И.П. Мяздриков с членами городской управы. Когда Владыка вступил в зало вокзала, ему, по обычаю русского гостеприимства, от граждан г. Мурома поднесена была городским головой хлеб-соль, при чем последний сказал Владыке несколько приветственных слов. Владыка, принявши хлеб-соль и поблагодаривши за приветствие, проследовал при обычном в таких случаях звоне всех городских церквей в Богородицкий собор. Как только Владыка вошел в притвор и облачился в мантию, настоятель собора, протоиерей А. Бобров, держа на блюде св. крест, обратился к прибывшему с следующим приветствием:
„Преосвященнейший Владыко!
Настоящий соборный храм Рождества Богородицы, в котором угодно Тебе положить, так сказать, первый молитвенный начал на прохождение в нашем граде Святительского служения, принадлежит к числу древнейших христианских памятников в нашем отечестве. Но кроме своего церковно-исторического значения храм этот есть как бы некий священный ковчег, где от лет древних, на протяжении почти семи веков, хранится достопокланяемая святыня града Мурома — нетленные мощи Благоверных — князя Петра и супруги его княгини Февронии, бывших некогда правителей града Мурома и его области. В истории христианства нашего края этим святым отводится первое место в ряду особых избранников Божиих, которые полностью воплотили в себе высокий идеал христианина, по духу Евангелия. Живя в обычных условиях мирской и супружеской жизни, не мало обремененные при этом трудами удельного княжеского управления, эта святая двоица в то же время не переставала быть светочами христианства в его истинном жизнепонимании не только для своих современников, но и дальнейших поколений... С отрадой в сердце можно сказать, что не угас этот же дух христианского благочестия и в обитателях города Мурома. Здесь еще так крепки устои православия, по крайней мере в старшем и коренном поколении, где не охлаждена тлетворным дыханием времени любовь к церковной и домашней молитве и другим благочестивым упражнениям, в духе древнего православия; не оскудело усердие к благоукрашению храмов Божиих; есть христианская ревность по завету Евангельской любви к посильному обеспечению и призрению бедных путем не только частной, но и общественной благотворительности. Все это говорю в той уверенности, что ты, Владыка святый, как восприявший назначение быть среди нас высшим руководителем духовной жизни, несомненно обретешь здесь вполне благоприятную почву для своего духовного делания.
Благослови же град сей и люди своим Архипастырским благословением — пребывать и усовершаться нам в послушании Христовой веры и делании благих дел. Мы же еще при первом известии о Твоем Архипастырском назначении к нам, с радостию изрекли в своих сердцах священное приветствие в сретение Тебя: „благословен грядый во имя Господне"!
На эту речь Владыка ответил краткой соответствующей речью, приложился к кресту и при исполнении соборным хором входного „Достойно" вошел в алтарь и приложился к престолу, а выйдя из алтаря, сначала приложился к местным иконам, а потом к особо-чтимой Муромскими гражданами иконе Муромской Божией Матери и Святым мощам Благоверных князя Петра и княгини Февронии. Когда Владыка возвратился на амвон, диакон произнес обычную, краткую эктению, которую закончил возгласом Сам Владыка. После двух многолетий Преосвященнейший Епископ Евгений третие о здравии и благоденствии граждан города Мурома и всех жителей его области произнес сам. После сего Председателем местного общества хоругвеносцев Деевым была поднесена Владыке нарочито сооруженная на средства общества ценная икона Муромских чудотворцев, при чем Деев сказал несколько слов, в которых между прочим выразил желание и просьбу принять Муромское общество хоругвеносцев под свое Архипастырское покровительство. С благоговением приложившись к св. иконе и поблагодарив общество за это приношение, Владыка дал свое согласие быть покровителем общества. Собор едва вместил собравшихся для встречи своего нового Архипастыря. Видимо, тронутый такой радушной встречей со стороны местного общества, Владыка, несмотря на утомление от проведенной в пути бессонной ночи, не пожелал оставить собравшихся для его встречи без пастырского назидания и произнес свое первое Архипастырское слово. В начале своей речи, указав на те мотивы, которыми побуждался Святитель Владимирской епархии, Архиепископ Николай при испрашивании у Высшей церковной власти в помощь себе второго Викария, Владыка высказал свою душевную радость, что вступление его в город Муром, так единодушно приветствуемое всеми, подает ему добрые надежды на мирное и плодотворное прохождение здесь его святительского служения. В заключение слова отечески приглашал предстоящих ко взаимообщению в молитвах и деятельной любви, к благоуспешному достижению главной цели нашей временной жизни — водворение на земле царствия Божия и правды его. — Речь владыки была выслушана всеми присутствующими в соборе с глубоким вниманием. По окончании слова, Преосвященный прошел на облачальный амвон, где преподал свое Архипастырское благословение каждому из подходящих по очереди к нему лиц городского духовенства. Здесь же принимали благословение от Владыки и многие церковные старосты и почётные лица города Мурома. Архипастырское благословение было закончено на солее, где получил его каждый из присутствующих в храме, на что потребовалось не менее получаса времени. Из собора Владыка проследовал в Благовещенский мужской монастырь и, приложившись к святым мощам, там почивающим, отправился в свои покои — в Спасский монастырь.
На другой день 1-го января Владыка служил в Богородицком соборе Божественную литургию с участием в служении ее архимандрита Благовещенского монастыря Иннокентия, настоятеля собора протоиерея Боброва и священников того же собора Л. Белоцветова и А. Алякринского. Обязанности протодиакона на этот раз исполнял о. диакон г. Мурома Вознесенской церкви И. Погостовский. Торжественное богослужение нового Архипастыря привлекло в собор массу молящихся. Не мало придало торжественности богослужению и прекрасное пение соборных певчих. Они, несмотря на то, что в Муроме до настоящего времени архиерейского богослужения не совершалось, оказались настолько подготовленными к исполнению всех песнопений, отличающих архиерейское богослужение от обыкновенного, что все молящиеся были приятно удивлены такой подготовкой, и Владыка их пением остался очень доволен. В половине литургии прибыло все городское духовенство для участия в служении положенного в новый год молебна. По окончании литургии Владыка, вошедши на облачальный амвон, прежде чем начать молебен, обратился к Муромским гражданам с речью. Поздравив всех предстоящих с новым годом, он сказал, что с новогодним приветствием у нас обыкновенно принято высказать приветствуемым и пожелание нового счастия. Но так-как многими счастие понимается различно, то предстоятелю церкви необходимо установить правильный взгляд на это понятие о счастии, а именно в том истинном смысле, как понимает его святая церковь. Развитие этой главной темы и было предметом его слова. По окончании молебна, Владыка, преподавши, как и накануне, всем желавшим свое Архипастырское благословение, со всеми принимавшими с ним участие в совершении Божественной литургии, а также и городским головой, навестил настоятеля собора, протоиерея Боброва, где и был предложен гостям чай. В три часа дня, по предварительному приглашению городского головы, Владыка прибыл в его дом для праздничной трапезы. Сюда же были приглашены и все лица, бывшие в доме протоиерея Боброва, а также и настоятель Муромского Вознесенского храма, протоиерей И.С. Любимов, прихожанином которого состоит городской голова. Здесь же церковным старостой того же Вознесенского храма П.А. Мяздриковым было испрошено милостивое согласие Владыки на совершение им в следующий день, 2-го января, Божественной литургии в указанном храме, где на средства вышеупомянутого Мяздрикова сооружена дорогая икона Преподобного Серафима, а в недалеком будущем имеет быть в честь этого же святого сооружен и придел, на что уже испрошено разрешение Епархиального Начальства и собрана порядочная сумма.
2-го января Владыка прибыл в Вознесенский храм для совершения литургии ровно в 9 часов, где уже ожидали его имеющие принять с ним участие в богослужении: протоиерей Бобров, местный протоиерей Любимов и иеромонах Спасского монастыря Геронтий. Во время причастного соборным священником А. Алякринским было сказано приличное случаю поучение. Несмотря на это, Владыка не оставил молящихся в храме и без своего Архипастырского назидания, сказав пред началом молебна Преподобному Серафиму с облачального амвона слово в похвалу чтимого в этот день означенного святого, а в конце слова пригласив молящихся к посильной денежной помощи на имеющий быть сооруженным в этом храме придел в честь того же святого. По окончании богослужения Преосвященный посетил протоиерея Любимова, а от него с сослужившим ему духовенством по приглашению церковного старосты Мяздрикова прибыл в дом последнего и кушал у него чай.
5-го числа января месяца Владыка прибыл в собор к началу всенощного бдения, во время которого выходил на литию и величание с сослужащим соборным духовенством. А на утро в 8 ½ часов прибыл в собор для совершения Божественной литургии. Молящихся в этот день было так много, что довольно обширный соборный храм не мог вместить всех желающих принять участие в молитве, а поэтому очень многие стояли вне храма. Во время причастного говорил поучение, предварительно просмотренное и одобренное Его Преосвященством, соборный священник А. Алякринский — об истинном просвещении. По заамвонной молитве Владыка во главе со всем городским духовенством, прибывшим в собор к концу литургии, при торжественном звоне, окруженный членами общества хоругвеносцев, одетыми в парадные форменные одежды, несшими очень много дорогих икон и хоругвей, сопровождаемый многотысячной толпой народа, вышел из храма и проследовал на реку Оку для совершения великого освящения воды, откуда в том же порядке возвратился в собор. По окончании литургии Владыка благословил каждого желавшего получить от него Архипастырское благословение и проследовал в свои покои. В этот же день вечером он в своем монастыре совершил положенное по уставу богослужение, а на утро 7-го января литургию в сослужении с братиею монастыря. В следующий же день 8 числа Владыка с утренним поездом отбыл во Владимир.
Соборный свящ. А. Алякринский (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 3-й. 1908).

Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, 5 марта 1911 г. — слушал всенощное бдение в новоустроенной домовой церкви Спасского монастыря, в сослужении Архимандрита Иннокентия и всей братии монастыря совершил литию, полиелей и всех помазал свящ. елеем.
6 марта 1911 г. в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских (память их 7 марта). Сослужащими при освящении были: о. Архимандрит Иннокентий, гор. Вязников протоиерей о. В. Орлов, гор. Мурома Благочинный, протоиерей А. Бобров, свящ. Л. Белоцветов и четверо местных иеромонахов. По окончании чина освящения, Владыка при участии о. Архимандрита, двоих протоиереев и казначея монастыря, иеромонаха Макария, совершил Божественную литургию.
7-е марта, — день памяти свящ. священномучеников Херсонских — первый престольный праздник в новоустроенном храме. Накануне совершено всенощное бдение с подобающей торжественностью, а в самый праздник — совершена Архипастырем, в сослужении с местной братией, литургия преждеосвященных даров и в сослужении градского духовенства — молебен свв. священномученникам, после чего духовенство приветствовало Архипастыря со днем Ангела. Приветствовать дорогого именинника являлись и учителя духовного училища со своим начальником во главе и некоторые из почётных граждан города.

15 мая 1911 г. Преосвященный Муромский был награжден орденом св. Владимира III ст.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 1 июля 1911 г. на имя Высокопреосвященного Николая, Архиепископа Владимирского и Суздальского, дано знать, что Преосвященному Евгению, Епископу Муромскому, второму викарию Владимирской епархии, поручается управление Уфимскою епархией на время отпуска Преосвященного Уфимского Нафанаила — с 20 июля по 20 октября 1911 года — в Крым для лечения. Впоследствии такого распоряжения Святейшего Правительствующего Синода — на время отсутствия Преосвященного Евгения из города Мурома — все дела по Епархиальному управлению, а равно и по Муромскому духовному училищу, какие ныне подведомы Преосвященному Епископу Евгению, предоставляются ведению Преосвященного Александра, Епископа Юрьевского, первого викария Владимирской епархии. Преосвященные Нафанаил и Евгений близки друг к другу по одновременной службе в Олонецкой духовной семинарии: в то время, когда Преосвященный Нафанаил был ректором Олонецкой семинарии, Преосвященный Евгений был там преподавателем и затем инспектором; в 1902 г. Преосвященный Евгений был назначен на должность ректора Олонецкой семинарии на место Преосвященного Нафанаила; кроме того при принятии Преосвященным Евгением пострижения монашеского Преосвященный Нафанаил был его духовным старцем. Участвовал Преосвященный Нафанаил и в хиротонии о. архимандрита Евгения во Епископа Муромского 16 декабря 1907 года.
Его Преосвященство, Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, возвратившись из города Уфы в город Муром 1 ноября 1911 г., с того же числа вступил в отправление служебных обязанностей и принял в свое ведение все дела, какие — до отбытия в Уфу — исполнял по Владимирскому Епархиальному управлению и по заведыванию Муромским духовным училищем и отделениями Епархиального Братства. Преосвященный Евгений, Епископ Муромский, возвратившись из Уфы, 30 октября с дневным поездом прибыл во Владимир. 31 октября Преосвященный Евгений отбыл в г. Муром.
Преосвященный Епископ Евгений возвратился из г. Уфы в город Муром 31 октября в 8 ч. 20 м. вечера. Встретить Архипастыря на станции железной дороги выходили — благочинный о. протоиерей А. Бобров, смотритель духовного училища К.А. Вознесенский, помощн. смотрит. Н.П. Травчетов и несколько лиц из духовенства.
За 4,5 года служения владыки муромляне успели его искренне полюбить, т.к. он не жалел своих сил и здоровья для укрепления благочестия в Муроме, Муромском, Меленковском, Судогодском и Гороховецком уездах, которые были отданы ему епархиальным архиереем для наблюдения и руководства. Его хорошо узнало духовенство и иных уездов епархии, так как епископ Евгений занимал должность Председателя Владимирского епархиального училищного совета.


Евгений (Мерцалов), епископ Юрьевский

14 июня 1912 г. Преосвященный Евгений был перемещен епископом Юрьевским, викарием Владимирской епархии.
Место жительства - Боголюбовский монастырь.
Указом Святейшего Правительствующего Синода от 22 июня сего 1912 г. за № 9493 дано знать, что в 14 день июня 1912 года повелено быть второму викарию Преосвященному Муромскому Евгению Епископом Юрьевским, первым викарием Владимирской епархии, — с поручением ему управления Боголюбовым первоклассным монастырем на правах Настоятеля; Настоятелю же Переславского Троицкого Даниилова монастыря Архимандриту Митрофану повелено быть Епископом Муромским, вторым викарием Владимирской епархии, с управлением Муромским Спасским третьсклассным монастырем, на правах Настоятеля.
8-го июля 1912 г. в 9 ч. 15 м. у. Владыка прибыл в собор и при сослужении протоиерея Боброва и свящ. Белоцветова — совершил Божественную литургию (см. Отъезд Преосвященного Епископа Евгения из города Мурома в город Владимир).
10 августа 1912 г. в 8 ½ час. вечера прибыл в Муром Преосвященный Епископ Митрофан.

Определением Святейшего Синода, от 23 июля 1912 года за № 5953, постановлено: на должность председателя Владимирского Епархиального училищного Совета назначить Преосвященного Евгения, Епископа Юрьевского, первого викария Владимирской епархии.
6 мая 1915 г. он был награжден орденом св. Анны I ст.
3-6 мая 1917 г. состоялся Владимирский Епархиальный Съезд духовенства и мирян. На нем был избран Владимирский Епархиальный Исполнительный Комитет, а также было выражено недоверие архиепископу Владимирскому и Суздальскому Алексию III (Дородницыну) (с 20 июля 1914 г. по 24 марта 1916 г. и с 24 марта 1916 г. по 1917) и принято решение о передаче епархии старшему викарию, которым являлся епископ Юрьевский.
С этого дня владыка Евгений фактически и принял на себя управления Владимиро-Суздальской епархией.
7 мая г, Обер-Прокурору Св. Синода была послана новая телеграмма с указанием, что замедление в удовлетворении Св. Синодом постановления Съезда создает в епархии смуту. 8-го июня был получен ответ от Обер-Прокурора, что он ждет представления, т. е. подробного мотивированного доклада, о котором упоминалось в первой телеграмме. Эта докладная записка была направлена в Петроград 9-го мая, вместе с сим поручено было члену Государственной Думы А. А. Эрн, отправлявшемуся в Петроград, лично переговорить с Обер-Прокурором Св. Синода по поводу постановления Епарх. Съезда относительно Арх. Алексия. Вскоре от г. Эрн была получена телеграмма, что желательна особая делегация. Нужно было сформировать эту делегацию, снабдить ее нужными полномочиями, инструкциями и документами; делегация отправились в Петроград 15 мая, была принята г Обер-Прокурором и лично доложила Св. Синоду те мотивы, по которым Епархиальный Съезд вынужден был просить Св. Синод освободить Владимирскую епархию от такого архипастыря, каким был Архиеп. Алексий. Делегация привезла во Владимир успокоительные вести. Св. Синод согласился удовлетворить настойчивые желания Владимирской епархии об удалении правящего архиепископа. Тем временем арх. Алексий продолжал управлять епархией по-прежнему; во Владимире и даже по епархии шла агитация в целях оставления его, собирались подписи, была будто бы посылаема и особая делегация в Петроград, относительно епархиального Съезда распространялись разные опорочивающие его слухи. Говорили, что сам арх. Алексий послал Св. Синоду особый доклад о Съезде, но тем не менее он все-таки готовился к отъезду из Владимира и назначил этот отъезд на 22 мая.
С 18 мая 1917 г. по 9 августа 1917 г. временно управляющий епархией.
В заседании 31 мая 1917 г. Владимирского Епархиального Исполнительного Комитета постановлено просить временно управляющего Владимирской епархией Епископа Евгения сообщить Комитету, соглашается ли Его Преосвященство действовать, управляя епархией, в единении с Временным Исполнительным Комитетом, и более подробно определены пункты, по которым делегаты Владимирской епархии на Всероссийском Съезде имеют вступить с ходатайством перед Обер-Прокурором Св. Синода. Им поручалось доложить следующее: 1. Желательно, чтобы Св. Синод в наивозможно кратчайшем времени рассмотрел протоколы Владимирского Епархиального Съезда 3 — 6 мая и о постановлениях, требующих немедленного разрешения, уведомил Епископа Евгения, так как Преосв. Евгений не решается своею властью приводить в исполнение постановления Съезда. 2. Желательно, чтобы Обер-Прокурор Св. Синода немедленно разрешил Епархиальному Временному Исполнительному Комитету до следующего Епархиального Съезда именоваться Церковно-Епархиальным Советом со всеми правами и функциями последнего. 3. Желательно, чтобы Преосв. Евгений вступил в контакт с Епархиальным Временным Исполнительным Комитетом и не приводил в исполнение предложение Св. Синода о пополнении нынешнего состава Консистории новыми членами. Желательно, чтобы были опровергнуты провокационные, по мнению Комитета, слухи о возвращении Архиепископа Алексия на Владимирскую кафедру.
Постановлением Св. Синода от 18-го мая 1917 г. Архиепископу Владимирскому и Шуйскому Алексию дан двухмесячный отпуск. На 21 мая получен был во Владимире номер Всероссийского Ц. Общественного Вестника, где было напечатано, что «арх. Алексий получил двухмесячный отпуск на лечение, после которого, вероятно, будет уволен на покой». В тот же день получен был арх. Алексием и указ Св. Синода об отпуске на два месяца по болезни, а Преосв. Евгением особый указ о временном управлении епархией. Такая формулировка решения вопроса относительно арх. Алексия произвела в епархии сильное смущение. Появилось опасение, что чрез два месяца арх. Алексий снова вернется во Владимир и будет управлять епархией. При его характере это было вполне возможно. Опасение этому давало достаточное основание и изменившееся после получения указа поведение арх. Алексия. Он отложил свой отъезд, назначенный на 22 мая, и дал консистории официальное предложение, что оставляет за собой управление епархией до 1 июня. Какими мотивами он в этом случае руководился, осталось неизвестным, но после этого стало казаться возможным и то, что он отложит свой отъезд и после 1 июня.
Положение осложнилось и в епархии не могло установиться нормальное течение жизни. Епархия со времени Съезда уже нравственно разъединилась с своим епископом, в некоторых церквах даже перестали поминать его за богослужением, и между тем он продолжал управлять епархией, игнорируя постановления Съезда (напр. по вопросу о выборе делегатов на Всероссийский Съезд духовенства и мирян в Москву), игнорируя Епарх. Исполнительный Комитет и даже угрожая прещениями некоторым из его членов. Вскоре выяснилось, что Св. Синод считает Преосв. Евгения временно управляющим Владимирской епархией со дня получения о том указа, направляя на его имя свои распоряжения, следовательно арх. Алексий произвольно оставил за собой управление епархией до 1 июня. Получилась таким образом новая ненормальность: епархией управляют два лица, один фактически т. с. захватным порядком, а другой юридически, но только номинально. Нужно было принимать новые меры к скорейшему разрешению этого острого для епархии вопроса. К этому побуждали и начавшие поступать решительные требования из епархии. В виду этого посланы были новые телеграммы Обер-Прокурору Св. Синода, Председательствующему в Синоде экзарху Грузии арх. Платону, послан был новый доклад, раскрывающий создавшуюся в епархии ненормальность. В случае неуспеха этих телеграфных и письменных ходатайств предположена была посылка новой делегации в Синод. Получено ли было после этого какое-либо распоряжение арх. Алексием, остается в точности неизвестным, но он почему-то ускорил свой отъезд, не дождавшись 1 июня. Преосв. Евгений получил несколько запоздалую телеграмму о немедленном вступлении в управление.
Отъезд арх. Алексия из Владимира несколько развязал руки. Но опасение его возврата не исчезло. Об этом возврате, по-видимому, думал и он. На воротах архиерейского дома за подписью его секретаря появилось объявление, что Владыка выехал в отпуск до 1 августа. Таким образом вопрос еще не разрешился. Помог ускорению его разрешения Всероссийский Съезд духовенства и мирян. На этом Съезде от Владимирской епархии было 30 делегатов, бывших на епархиальном Съезде; среди них почти все члены президиума Съезда и многие из членов Епарх. Исполнит. Комитета. На Всероссийский Съезд в Москву прибыли члены Св. Синода и Обер-Прокурор и Владимирские делегаты решили воспользоваться столь удобным случаем. В частных сначала беседах они ознакомили Обер-Прокурора и членов Синода с создавшимся во Владимирской епархии ненормальным положением. К экзарху Грузии арх. Платону делегаты явились в полном составе, подробно изложили ему положение дела и просили оказать содействие к немедленному разрешению кризиса. Владыка внимательно выслушал, признал справедливость ходатайства Владимирской епархии и обещал устроить дело в самом скором времени. Особая депутация из делегатов приглашена была на заседанье Св. Синода даже в тот же день. К сожалению, заседание не могло состояться за неприбытием Обер-Прокурора, но члены Синода еще раз выслушали доклад депутации от Владимирской епархии и обещали разрешить вопрос на первом же заседании Св. Синода в Петрограде. Это обещание было исполнено, и 10 июня состоялось определение Св. Синода об увольнении арх. Алексия на покой.
«О предстоящих выборах Владимирского Архиепископа. На имя временно-управляющего Владимирской Епархией, Преосвященного Евгения, епископа Юрьевского, получен Указ Св. Синода от 10 июня 1917 г. следующего содержания: 1) Архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия ныне же уволить, согласно прошению, от управления Владимирской епархией; 2) вопрос о местопребывании Архиепископа на покое отложить до истечения данного ему двухмесячного отпуска, и 3) благословить Епархиальный Съезд духовенства и мирян Владимирской епархии произвести выборы кандидата для замещения Владимирской архиерейской кафедры с представлением своего выборного кандидата на утверждение Св. Синода.
В связи с последним пунктом Указа следует напомнить, что на Всероссийском Съезде духовенства и мирян в г. Москве постановлено: что епископы избираются из белого духовенства и мирян (не женатых или вдовых, без обязательного принятия монашества) и из лиц монашествующих» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Пятница 16-го июня 1917 года).

«Указ из Святейшего Правительствующего Синода
Преосвященному Евгению, Епископу Юрьевскому, временно управляющему Владимирскою Епархией.
Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали: телеграмму одного из епархиальных Преосвященных с сообщением, что от окружных и сельских исполнительных комитетов и от приходов поступают заявления о прекращении взносов от церквей на епархиальные нужды.
Приказали: Существующие ныне взносы от церквей на духовно-учебные заведения и другие епархиальные и общецерковные нужды установлены частью в законодательном порядке, частью распоряжениями Святейшего Синода и местного Епархиального Начальства. До тех пор, пока эти законы и распоряжения не отменены в установленном порядке, взносы для церквей являются обязательными. Отменить упомянутые законы и распоряжения в настоящее время не представляется возможным. При переживаемых Россией обстоятельствах и затруднительности для государства принять на себя содержание тех церковных культурно-просветительных и благотворительных учреждений, на которые идут ныне взносы с церквей, прекращение взносов с несомненностью поведет к уничтожению названных учреждений, а это отнюдь не в интересах, как государства, так и Православной Церкви и даже самих приходов. Начавшееся с переменою государственного строя оживление как приходской, так и обще-церковной жизни должно повести не к уничтожению, а к увеличению и дальнейшему развитию в Церкви культурно-просветительных и благотворительных учреждений. На это потребуются значительные средства и, таким образом, церковные налоги и при новом строе не могут исчезнуть, иначе оживление церковной жизни и внесение улучшений в строй церковного управления окажутся недостижимыми.
Подобное явление наблюдается и в государственной жизни, где предпринимаемые реформы требуют не отмены, а увеличения и введения новых налогов. В настоящее время миряне привлекаются к активному участию в приходской жизни и на обязанности Епархиального Начальства и духовенства лежит разъяснить им все значение и неизбежность сохранения взносов от церквей на епархиальные и обще-церковные нужды. Наблюдавшиеся недочеты в этом деле, вызывавшие доселе разного рода недоумения относительно целесообразности расхода поступающих от церквей сумм, с допущением мирян чрез своих представителей к ближайшему участию в делах епархиального управления и предоставления им тем самым права участия и контроля в расходовании церковных взносов, легко могут быть исправлены. Только предстоящий в недалеком будущем Поместный Собор авторитетным своим голосом может решить дальнейшую судьбу тех учреждений, на содержание коих идут взносы и урегулировать все вопросы, касающиеся церковного хозяйства. Об изложенном Святейший Синод определяет: сообщить, для зависящих распоряжений, Епархиальным Преосвященным циркулярными указами. Июня 20 дня 1917 г.
1917 г. июня 30. В Консисторию к немедленному исполнению. Е. Евгений».
«Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь.
Министр-Председатель Князь Львов препроводил ко мне копию циркулярной его телеграммы губернским комиссарам за № 3154 следующего содержания:
«По поступающим сведениям некоторые общественные комитеты вмешиваются в распоряжения церковной власти, позволяя себе отменять и приостанавливать таковые, также отдавать свои распоряжения в области церковной жизни, что вызывает среди верующих возмущение. Такое самовольное вмешательство сельских волостных, уездных, губернских общественных комитетов в церковную жизнь, определяемую лишь церковными законами, является недопустимым и противозаконным. Предлагаю Вам принять меры к устранению подобных явлений и сделать соответствующие разъяснения указанным комитетам».
Сообщая об изложенном Вашему Преосвященству, для надлежащего сведения, долг имею присовокупить, что, так как в ведомстве православного исповедания единственным представителем власти, стоящим на защите интересов Церкви и ее служителей, является Обер-Прокурор Святейшего Синода, то во всех случаях, где требуется ограждение этих интересов от нарушения их с чьей-бы то ни было стороны, надлежит обращаться к Обер-Прокурору.
Испрашивая молитв Ваших, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Преосвященства, Милостивого Государя и Архипастыря, покорнейшим слугою В. Львов.
1917 г. июня 30. В Консисторию к исполнению. Е. Евгений»
С октября 1918 года являлся заместителем председателя Миссионерского совета Владимирской епархии.
17 ноября 1919 г. владыка Евгений Святейшим Патриархом Тихоном был назначен епископом Олонецким и Петрозаводским, т.к. в 1918 г. эта епархия осталась без архиерея: прежний епископ Иоанникий самовольно оставил место служения. Положение в этой северной епархии осложнялось тем, что в ее пределах шла гражданская война.
Скоропостижно скончался 7 мая 1920 года. Был погребён за алтарём Свято-Духовского кафедрального собора (собор взорван в 1936 году). Относительно кончины епископа Евгения ходили слухи, что он был убит красными, когда белая армия генерала Миллера стала отступать, и ее остатки покинули пределы России. Точно судьба епископа Евгения до сих пор остается неизвестной.

Юрьев-Польское викариатство

Юрьевское викариатство Владимирской епархии учреждено 23 ноября 1907 года в связи с переводом епископа Муромского Александра (Трапицына).
Александр II (Трапицын) (23 ноября 1907 — 29 мая 1912)
Евгений (Мерцалов) (14 июня 1912 — 17 ноября 1919)
Борис (Соколов) (21 ноября — 9 декабря 1919)
Иерофей (Померанцев) (8 января — 3 июля 1920)
3 июля 1920 года епископ Юрьевский Иерофей (Померанцев) был переведён на Иваново-Вознесенскую епархию, после чего новые епископы перестали назначаться.
Возрождено в 1930 году. В управлении епископ Хрисогона (Ивановского) на 1935 год находились церковные приходы Гаврилово-Посадского, Юрьев-Польского, Кольчугинского, Киржачского, Александровского, Переславского и Нагорьевского районов Ивановской промышленной области.
Хрисогон (Ивановский) (13 января 1931 — 14 апреля 1932)
Павел (Чистяков) (14 апреля — 23 июня 1932)
Хрисогон (Ивановский) (23 июня 1932 — 26 августа 1935)
Александр (Торопов) (26 августа — 8 сентября 1935)
Хрисогон (Ивановский) (8 сентября 1935 — 8 февраля 1938)
После расстрела епископа Хрисогона 8 февраля 1938 года кафедра не замещалась.
Епископы Муромские
Категория: Муром | Добавил: Николай (07.07.2018)
Просмотров: 1417 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru