Главная
Регистрация
Вход
Четверг
14.11.2019
01:12
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [136]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [1127]
Суздаль [349]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [371]
Музеи Владимирской области [59]
Монастыри [5]
Судогда [9]
Собинка [81]
Юрьев [199]
Судогда [84]
Москва [42]
Покров [111]
Гусь [125]
Вязники [230]
Камешково [66]
Ковров [296]
Гороховец [95]
Александров [216]
Переславль [100]
Кольчугино [62]
История [32]
Киржач [69]
Шуя [93]
Религия [4]
Иваново [48]
Селиваново [28]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [70]
Писатели и поэты [15]
Промышленность [76]
Учебные заведения [50]
Владимирская губерния [30]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [75]
Медицина [34]
Муромские поэты [5]
художники [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Епископ Муромский и Юрьевский Евгений (Мерцалов)

Епископ Муромский и Юрьевский Евгений (Мерцалов)

Владыка Евгений, уроженец Тульской губернии, выходец из духовного сословия, родился 6 марта 1858 г. После окончания Тульской семинарии 30 октября 1876 года, он был назначен надзирателем Ефремовского духовного училища.
1 октября 1883 году рукоположен во священника Введенской церкви села Березовец Новосильского уезда Тульской губернии.
Овдовев, в 1889 г. будущий архипастырь поступил в Московскую духовную академию (МДА). После ее окончания в 1895 г. со степенью кандидата богословия (1892/3 и 1893/4 учебные годы провёл, по болезни, вне стен Академии), он был определен в 1895 г. преподавателем Олонецкой духовной семинарии.
22 декабря 1901 г. - принял монашество и назначен инспектором Олонецкой семинарии. В 1902 г. занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Летом 1899 года совершил паломничество в Святую землю, под впечатлением которого впоследствии написал ряд очерков.
В 1903 г. архимандрит Евгений был перемещен ректором Тверской духовной семинарии.

23 ноября 1907 г. император Николай II утвердил доклад Св. Синода «Об учреждении во Владимирской епархии на местные средства кафедры второго викарного епископа, с присвоением ему именования Муромским и с переименованием первого викария в епископа Юрьевского и о бытии ректору Тверской духовной семинарии архимандриту Евгению епископом Муромским».
Постоянным пребыванием епископу Евгению был назначен Муромский Спасский монастырь «с возложением на него и управления сим монастырем на правах настоятеля». Прежде епископы Муромские жительствовали в Боголюбовском монастыре, являясь Муромскими лишь титулярно. С учреждением же Юрьевского викариатства Боголюбовская обитель уже предназначалась епископам Юрьевским, а епископы Муромские отныне должны были находиться в Муроме.
Хиротония епископа Евгения состоялась 16 декабря 1907 г. в Петербурге. За 4,5 года служения владыки муромляне успели его искренне полюбить, т.к. он не жалел своих сил и здоровья для укрепления благочестия в Муроме, Муромском, Меленковском, Судогодском и Гороховецком уездах, которые были отданы ему епархиальным архиереем для наблюдения и руководства. Его хорошо узнало духовенство и иных уездов епархии, так как епископ Евгений занимал должность Председателя Владимирского епархиального училищного совета.
15 мая 1911 г. Преосвященный Муромский был награжден орденом св. Владимира III ст.


Евгений (Мерцалов), епископ Юрьевский

14 июня 1912 г. Преосвященный Евгений был перемещен епископом Юрьевским, викарием Владимирской епархии.
Место жительства - Боголюбовский монастырь.
6 мая 1915 г. он был награжден орденом св. Анны I ст.
3-6 мая 1917 г. состоялся Владимирский Епархиальный Съезд духовенства и мирян. На нем был избран Владимирский Епархиальный Исполнительный Комитет, а также было выражено недоверие архиепископу Владимирскому и Суздальскому Алексию III (Дородницыну) (с 20 июля 1914 г. по 24 марта 1916 г. и с 24 марта 1916 г. по 1917 г.) и принято решение о передаче епархии старшему викарию, которым являлся епископ Юрьевский.
С этого дня владыка Евгений фактически и принял на себя управления Владимиро-Суздальской епархией.
7 мая г, Обер-Прокурору Св. Синода была послана новая телеграмма с указанием, что замедление в удовлетворении Св. Синодом постановления Съезда создает в епархии смуту. 8-го июня был получен ответ от Обер-Прокурора, что он ждет представления, т. е. подробного мотивированного доклада, о котором упоминалось в первой телеграмме. Эта докладная записка была направлена в Петроград 9-го мая, вместе с сим поручено было члену Государственной Думы А. А. Эрн, отправлявшемуся в Петроград, лично переговорить с Обер-Прокурором Св. Синода по поводу постановления Епарх. Съезда относительно Арх. Алексия. Вскоре от г. Эрн была получена телеграмма, что желательна особая делегация. Нужно было сформировать эту делегацию, снабдить ее нужными полномочиями, инструкциями и документами; делегация отправились в Петроград 15 мая, была принята г Обер-Прокурором и лично доложила Св. Синоду те мотивы, по которым Епархиальный Съезд вынужден был просить Св. Синод освободить Владимирскую епархию от такого архипастыря, каким был Архиеп. Алексий. Делегация привезла во Владимир успокоительные вести. Св. Синод согласился удовлетворить настойчивые желания Владимирской епархии об удалении правящего архиепископа. Тем временем арх. Алексий продолжал управлять епархией по-прежнему; во Владимире и даже по епархии шла агитация в целях оставления его, собирались подписи, была будто бы посылаема и особая делегация в Петроград, относительно епархиального Съезда распространялись разные опорочивающие его слухи. Говорили, что сам арх. Алексий послал Св. Синоду особый доклад о Съезде, но тем не менее он все-таки готовился к отъезду из Владимира и назначил этот отъезд на 22 мая.
С 18 мая 1917 г. по 9 августа 1917 г. временно управляющий епархией.
В заседании 31 мая 1917 г. Владимирского Епархиального Исполнительного Комитета постановлено просить временно управляющего Владимирской епархией Епископа Евгения сообщить Комитету, соглашается ли Его Преосвященство действовать, управляя епархией, в единении с Временным Исполнительным Комитетом, и более подробно определены пункты, по которым делегаты Владимирской епархии на Всероссийском Съезде имеют вступить с ходатайством перед Обер-Прокурором Св. Синода. Им поручалось доложить следующее: 1. Желательно, чтобы Св. Синод в наивозможно кратчайшем времени рассмотрел протоколы Владимирского Епархиального Съезда 3 — 6 мая и о постановлениях, требующих немедленного разрешения, уведомил Епископа Евгения, так как Преосв. Евгений не решается своею властью приводить в исполнение постановления Съезда. 2. Желательно, чтобы Обер-Прокурор Св. Синода немедленно разрешил Епархиальному Временному Исполнительному Комитету до следующего Епархиального Съезда именоваться Церковно-Епархиальным Советом со всеми правами и функциями последнего. 3. Желательно, чтобы Преосв. Евгений вступил в контакт с Епархиальным Временным Исполнительным Комитетом и не приводил в исполнение предложение Св. Синода о пополнении нынешнего состава Консистории новыми членами. Желательно, чтобы были опровергнуты провокационные, по мнению Комитета, слухи о возвращении Архиепископа Алексия на Владимирскую кафедру.
Постановлением Св. Синода от 18-го мая 1917 г. Архиепископу Владимирскому и Шуйскому Алексию дан двухмесячный отпуск. На 21 мая получен был во Владимире номер Всероссийского Ц. Общественного Вестника, где было напечатано, что «арх. Алексий получил двухмесячный отпуск на лечение, после которого, вероятно, будет уволен на покой». В тот же день получен был арх. Алексием и указ Св. Синода об отпуске на два месяца по болезни, а Преосв. Евгением особый указ о временном управлении епархией. Такая формулировка решения вопроса относительно арх. Алексия произвела в епархии сильное смущение. Появилось опасение, что чрез два месяца арх. Алексий снова вернется во Владимир и будет управлять епархией. При его характере это было вполне возможно. Опасение этому давало достаточное основание и изменившееся после получения указа поведение арх. Алексия. Он отложил свой отъезд, назначенный на 22 мая, и дал консистории официальное предложение, что оставляет за собой управление епархией до 1 июня. Какими мотивами он в этом случае руководился, осталось неизвестным, но после этого стало казаться возможным и то, что он отложит свой отъезд и после 1 июня.
Положение осложнилось и в епархии не могло установиться нормальное течение жизни. Епархия со времени Съезда уже нравственно разъединилась с своим епископом, в некоторых церквах даже перестали поминать его за богослужением, и между тем он продолжал управлять епархией, игнорируя постановления Съезда (напр. по вопросу о выборе делегатов на Всероссийский Съезд духовенства и мирян в Москву), игнорируя Епарх. Исполнительный Комитет и даже угрожая прещениями некоторым из его членов. Вскоре выяснилось, что Св. Синод считает Преосв. Евгения временно управляющим Владимирской епархией со дня получения о том указа, направляя на его имя свои распоряжения, следовательно арх. Алексий произвольно оставил за собой управление епархией до 1 июня. Получилась таким образом новая ненормальность: епархией управляют два лица, один фактически т. с. захватным порядком, а другой юридически, но только номинально. Нужно было принимать новые меры к скорейшему разрешению этого острого для епархии вопроса. К этому побуждали и начавшие поступать решительные требования из епархии. В виду этого посланы были новые телеграммы Обер-Прокурору Св. Синода, Председательствующему в Синоде экзарху Грузии арх. Платону, послан был новый доклад, раскрывающий создавшуюся в епархии ненормальность. В случае неуспеха этих телеграфных и письменных ходатайств предположена была посылка новой делегации в Синод. Получено ли было после этого какое-либо распоряжение арх. Алексием, остается в точности неизвестным, но он почему-то ускорил свой отъезд, не дождавшись 1 июня. Преосв. Евгений получил несколько запоздалую телеграмму о немедленном вступлении в управление.
Отъезд арх. Алексия из Владимира несколько развязал руки. Но опасение его возврата не исчезло. Об этом возврате, по-видимому, думал и он. На воротах архиерейского дома за подписью его секретаря появилось объявление, что Владыка выехал в отпуск до 1 августа. Таким образом вопрос еще не разрешился. Помог ускорению его разрешения Всероссийский Съезд духовенства и мирян. На этом Съезде от Владимирской епархии было 30 делегатов, бывших на епархиальном Съезде; среди них почти все члены президиума Съезда и многие из членов Епарх. Исполнит. Комитета. На Всероссийский Съезд в Москву прибыли члены Св. Синода и Обер-Прокурор и Владимирские делегаты решили воспользоваться столь удобным случаем. В частных сначала беседах они ознакомили Обер-Прокурора и членов Синода с создавшимся во Владимирской епархии ненормальным положением. К экзарху Грузии арх. Платону делегаты явились в полном составе, подробно изложили ему положение дела и просили оказать содействие к немедленному разрешению кризиса. Владыка внимательно выслушал, признал справедливость ходатайства Владимирской епархии и обещал устроить дело в самом скором времени. Особая депутация из делегатов приглашена была на заседанье Св. Синода даже в тот же день. К сожалению, заседание не могло состояться за неприбытием Обер-Прокурора, но члены Синода еще раз выслушали доклад депутации от Владимирской епархии и обещали разрешить вопрос на первом же заседании Св. Синода в Петрограде. Это обещание было исполнено, и 10 июня состоялось определение Св. Синода об увольнении арх. Алексия на покой.
«О предстоящих выборах Владимирского Архиепископа. На имя временно-управляющего Владимирской Епархией, Преосвященного Евгения, епископа Юрьевского, получен Указ Св. Синода от 10 июня 1917 г. следующего содержания: 1) Архиепископа Владимирского и Шуйского Алексия ныне же уволить, согласно прошению, от управления Владимирской епархией; 2) вопрос о местопребывании Архиепископа на покое отложить до истечения данного ему двухмесячного отпуска, и 3) благословить Епархиальный Съезд духовенства и мирян Владимирской епархии произвести выборы кандидата для замещения Владимирской архиерейской кафедры с представлением своего выборного кандидата на утверждение Св. Синода.
В связи с последним пунктом Указа следует напомнить, что на Всероссийском Съезде духовенства и мирян в г. Москве постановлено: что епископы избираются из белого духовенства и мирян (не женатых или вдовых, без обязательного принятия монашества) и из лиц монашествующих» (Известия Владимирского Временного Исполнительного Комитета. Пятница 16-го июня 1917 года).

«Указ из Святейшего Правительствующего Синода
Преосвященному Евгению, Епископу Юрьевскому, временно управляющему Владимирскою Епархией.
Святейший Правительствующий Синод Российской Православной Церкви слушали: телеграмму одного из епархиальных Преосвященных с сообщением, что от окружных и сельских исполнительных комитетов и от приходов поступают заявления о прекращении взносов от церквей на епархиальные нужды.
Приказали: Существующие ныне взносы от церквей на духовно-учебные заведения и другие епархиальные и общецерковные нужды установлены частью в законодательном порядке, частью распоряжениями Святейшего Синода и местного Епархиального Начальства. До тех пор, пока эти законы и распоряжения не отменены в установленном порядке, взносы для церквей являются обязательными. Отменить упомянутые законы и распоряжения в настоящее время не представляется возможным. При переживаемых Россией обстоятельствах и затруднительности для государства принять на себя содержание тех церковных культурно-просветительных и благотворительных учреждений, на которые идут ныне взносы с церквей, прекращение взносов с несомненностью поведет к уничтожению названных учреждений, а это отнюдь не в интересах, как государства, так и Православной Церкви и даже самих приходов. Начавшееся с переменою государственного строя оживление как приходской, так и обще-церковной жизни должно повести не к уничтожению, а к увеличению и дальнейшему развитию в Церкви культурно-просветительных и благотворительных учреждений. На это потребуются значительные средства и, таким образом, церковные налоги и при новом строе не могут исчезнуть, иначе оживление церковной жизни и внесение улучшений в строй церковного управления окажутся недостижимыми.
Подобное явление наблюдается и в государственной жизни, где предпринимаемые реформы требуют не отмены, а увеличения и введения новых налогов. В настоящее время миряне привлекаются к активному участию в приходской жизни и на обязанности Епархиального Начальства и духовенства лежит разъяснить им все значение и неизбежность сохранения взносов от церквей на епархиальные и обще-церковные нужды. Наблюдавшиеся недочеты в этом деле, вызывавшие доселе разного рода недоумения относительно целесообразности расхода поступающих от церквей сумм, с допущением мирян чрез своих представителей к ближайшему участию в делах епархиального управления и предоставления им тем самым права участия и контроля в расходовании церковных взносов, легко могут быть исправлены. Только предстоящий в недалеком будущем Поместный Собор авторитетным своим голосом может решить дальнейшую судьбу тех учреждений, на содержание коих идут взносы и урегулировать все вопросы, касающиеся церковного хозяйства. Об изложенном Святейший Синод определяет: сообщить, для зависящих распоряжений, Епархиальным Преосвященным циркулярными указами. Июня 20 дня 1917 г.
1917 г. июня 30. В Консисторию к немедленному исполнению. Е. Евгений».
«Преосвященнейший Владыко, Милостивый Государь и Архипастырь.
Министр-Председатель Князь Львов препроводил ко мне копию циркулярной его телеграммы губернским комиссарам за № 3154 следующего содержания:
«По поступающим сведениям некоторые общественные комитеты вмешиваются в распоряжения церковной власти, позволяя себе отменять и приостанавливать таковые, также отдавать свои распоряжения в области церковной жизни, что вызывает среди верующих возмущение. Такое самовольное вмешательство сельских волостных, уездных, губернских общественных комитетов в церковную жизнь, определяемую лишь церковными законами, является недопустимым и противозаконным. Предлагаю Вам принять меры к устранению подобных явлений и сделать соответствующие разъяснения указанным комитетам».
Сообщая об изложенном Вашему Преосвященству, для надлежащего сведения, долг имею присовокупить, что, так как в ведомстве православного исповедания единственным представителем власти, стоящим на защите интересов Церкви и ее служителей, является Обер-Прокурор Святейшего Синода, то во всех случаях, где требуется ограждение этих интересов от нарушения их с чьей-бы то ни было стороны, надлежит обращаться к Обер-Прокурору.
Испрашивая молитв Ваших, с совершенным почтением и преданностию имею честь быть Вашего Преосвященства, Милостивого Государя и Архипастыря, покорнейшим слугою В. Львов.
1917 г. июня 30. В Консисторию к исполнению. Е. Евгений»
С октября 1918 года являлся заместителем председателя Миссионерского совета Владимирской епархии.
17 ноября 1919 г. владыка Евгений Святейшим Патриархом Тихоном был назначен епископом Олонецким и Петрозаводским, т.к. в 1918 г. эта епархия осталась без архиерея: прежний епископ Иоанникий самовольно оставил место служения. Положение в этой северной епархии осложнялось тем, что в ее пределах шла гражданская война.
Скоропостижно скончался 7 мая 1920 года. Был погребён за алтарём Свято-Духовского кафедрального собора (собор взорван в 1936 году). Относительно кончины епископа Евгения ходили слухи, что он был убит красными, когда белая армия генерала Миллера стала отступать, и ее остатки покинули пределы России. Точно судьба епископа Евгения до сих пор остается неизвестной.

Юрьев-Польское викариатство

Юрьевское викариатство Владимирской епархии учреждено 23 ноября 1907 года в связи с переводом епископа Муромского Александра (Трапицына).
Александр II (Трапицын) (23 ноября 1907 — 29 мая 1912)
Евгений (Мерцалов) (14 июня 1912 — 17 ноября 1919)
Борис (Соколов) (21 ноября — 9 декабря 1919)
Иерофей (Померанцев) (8 января — 3 июля 1920)
3 июля 1920 года епископ Юрьевский Иерофей (Померанцев) был переведён на Иваново-Вознесенскую епархию, после чего новые епископы перестали назначаться.
Возрождено в 1930 году. В управлении епископ Хрисогона (Ивановского) на 1935 год находились церковные приходы Гаврилово-Посадского, Юрьев-Польского, Кольчугинского, Киржачского, Александровского, Переславского и Нагорьевского районов Ивановской промышленной области.
Хрисогон (Ивановский) (13 января 1931 — 14 апреля 1932)
Павел (Чистяков) (14 апреля — 23 июня 1932)
Хрисогон (Ивановский) (23 июня 1932 — 26 августа 1935)
Александр (Торопов) (26 августа — 8 сентября 1935)
Хрисогон (Ивановский) (8 сентября 1935 — 8 февраля 1938)
После расстрела епископа Хрисогона 8 февраля 1938 года кафедра не замещалась.
Епископы Муромские

Copyright © 2018 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Николай (07.07.2018)
Просмотров: 383 | Теги: Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край



Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:


Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика