Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
18.11.2018
18:13
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

Мини чат

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 538

Категории раздела
Святые [133]
Русь [11]
Метаистория [7]
Владимир [974]
Суздаль [314]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [314]
Музеи Владимирской области [56]
Монастыри [5]
Судогда [5]
Собинка [49]
Юрьев [114]
Судогда [37]
Москва [42]
Покров [71]
Гусь [101]
Вязники [184]
Камешково [54]
Ковров [278]
Гороховец [76]
Александров [160]
Переславль [91]
Кольчугино [38]
История [16]
Киржач [40]
Шуя [84]
Религия [2]
Иваново [37]
Селиваново [13]
Гаврилов Пасад [8]
Меленки [29]
Писатели и поэты [9]
Промышленность [55]
Учебные заведения [23]
Владимирская губерния [21]
Революция 1917 [44]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [73]
Медицина [22]
Муромские поэты [5]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Адрес: г. Муром, ул. Лакина, д. 1а
тел. (49234) 2-20-50, факс (49234) 3-19-18
Наместник - игумен Кронид (Козлов).

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром - древнейшая обитель Святой православной Руси (старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской! Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни...
Божественная красота открывается с вершины монастырского холма - необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония - покровители семьи.

Спасский мужской монастырь, именовался в старинных письменных памятниках «Спасским, что на бору». Время основании монастыря с подлинностью неизвестно. Предположительно основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром в 988 г. (до 1015 гг. - князь Муромский), святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Монастырь упоминается летописными источниками в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095-1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).
«В лето 6604... Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день ... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса ...»

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича - 19 января 1175 г., относится второе упоминание Спасского монастыря, как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме». При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда».


Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 - 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

В 1238 г. обитель была разорена войсками хана Батыя.


Василий Рязанский

Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.

В кон. XV в. Спасский монастырь еще раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр - Федора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре - единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 г.) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».

Настоятельный корпус Спасо-Преображенского монастыря
Храм Василия Рязанского

В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.



Храм Василия Рязанского

Вследствие совершенной ветхости, дом находился некоторое время незанятым, но в 1885 г. был капитально ремонтирован и приведен в надлежащий вид.
В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Спасо-Преображенский собор

В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.
В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана - восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов).
Всего в местном ряду иконостаса Преображенского собора в 1636/37 гг. было десять икон. Следующая опись 1763 г. несколько по иному представляет иконостас и, в частности, местный ряд. В этом же порядке перечислены иконы: Преображение, Спаситель с предстоящими, зато следующая - Богородичная икона названа Корсунской, вместо образа Иоанна Предтечи, перемещенного на столп, упомянута икона Иоанна Богослова, прежде бывшая в приделе его имени; совпадают упоминания об образах Богоматери Смоленской и Неопалимой купины, а икона Сергия Радонежского перемещена на столп; его же место занял образ «Что Тя наречем, о Благодатная»; на прежнем месте икона Николай Чудотворец, но совсем не упомянуты Воскресение и Троица. Теперь в местном ряду лишь восемь икон. В 1853 г. все эти иконы находились на прежних местах. Разница лишь в том, что здесь Корсунская икона Божьей Матери названа Умилением.

В 1839 году храм утратил несколько вид прежней архитектуры, по проекту архитектора Я. Петрова к западной стене собора была пристроена трапезная в ширину основного объема. Главы получили новую луковичную форму. Возможно, в это же время были растесаны оконные проемы XVI в., а перспективные порталы превращены в обычные дверные проемы с полуциркульным завершением.
В 1841 г. в Преображенском соборе «разделаны окна в новом виде».
По случаю значительных трещин в стенах и сводах храма, в нем Богослужение, по указу Владимирской духовной консистории, с 13 апреля 1882 г. не совершалось.
В 1885 г. храм, по указанию епархиального архитектора, вместо сгнивших внутристенных и воздушных деревянных связей со всех сторон были устроены металлические связи, трещины вновь проложены новым кирпичом, внутри и снаружи весь оштукатурен, и на нем исправлена ветхая железная кровля. Для восстановления прежней архитектуры и вида этого древнего храма, заложенные прежде арки у глав, северная дверь и окна в угловых четырех главах открыты и приведены в прежний их вид.

Неизвестно, когда был упразднен в Спасо-Преображенском храме престол во имя св. Иоанна Богослова, с древнего времени существовавший и еще значивший в описи 1764 г. В 1887 г. он был восстановлен вновь, но при этом освящен был здесь еще престол в честь св. Глеба, первого князя муромского.
Опись древних предметов обители в нач. ХХ века:
«В Преображенском храме:
По правую сторону царских врат – икона Преображения Господня; на ней риза обронная, серебро-позолоченная, высокой работы, и 6-ть венцов – на Спасителе, пророках и апостолах, позолоченные, с прорезями и эмалевым украшением. Изображение Преображения Господня окружено сиянием, серебряным, не позолоченным. Весу в ризе 23 фун. и 1 золотник. Пробы 84-й. Высота иконы 2 арш. 2 ½ верш., ширина 1 арш. 7 ½ верш., доска деревянная гладкая. Фон темно-ореховый. XVII века.
Икона Спасителя с изображением ангелов вверху, а внизу – преподобных; в медно-позолоченной, обронной работы ризе, с 5-ю венцами, серебро-позолоченными, весом в 67 ½ золотников, без пробы. Высота иконы 2 арш. 3 верш., ширина 1 арш. 7 верш., доска деревянная гладкая. Фон письма темно-ореховый. XVII века.
По левую сторону царских врат – икона Смоленской Божией Матери; на ней венец серебряный, чеканный и на Предвечном Младенце – такой-же, позолоченный, весу в обоих венцах 3 фун. 35 зол. На образе обоих венцах 3 фун. 35 зол. На образе оклад и цвет серебряный, басемный. Риза на Божией Матери и Предвечном Младенце серебро-тканная, позолоченная, шитая в различных местах жемчугом и простыми разноцветными камнями. Высота иконы 1 арш. 14 ½ вер., ширина 1 арш. 6 вер., доска деревянная с выемкой. Фон письма темно-ореховый. XVII века.
На правой стороне царских врат, на завороте – икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и ученика его Прохора. На Иоанне Богослове венец старинный, с резными узорами, серебряный, без пробы. Высота иконы 2 арш. 2.5 вершк., ширина 1.5арш., дска деревянная с выемкой. Фон темно-ореховый. XVII в.
За правым клиросом на столе икона «Умиление» Пресвятой Богородицы; на ней венец и поля серебряные 84 пробы, позолоченные, чеканной работы; венец весом 9 фун. 39 зол. Риза на Богоматери и Спасителе серебро-позолоченная-тканная, украшенная простыми разноцветными камнями и бусами. Высота образа 2 арш. 2.5 верш., ширина 1.5 арш., дска деревянная, гладкая. Фон темно-ореховый. XVII в.
На северной стороне против столпа, на стене, в вызолоченном киоте – икона Иоанна Крестителя. Риза бархатная шитая, украшенная простыми разноцветными камнями. Венец металлический, вызолоченный, чеканной работы. высота образа 2 арш. 3.5 верш., ширина 3/4 арш.. дска деревянная, гладкая. Фон темно-ореховый. XVII в.


Спасо-Преображенский собор Спасского мужского монастыря в Муроме. Вид с юго-запада. 1895–1902 гг.

Спасо-Преображенский собор - главный храм обители

В 60-х гг. XX в. были начаты реставрационные работы. В результате этих работ собор должен был бы вернуть себе облик XVI в. (шлемовидные главы, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы; трапезную предлагалось разобрать), но работы в полном объеме выполнены не были и ограничились лишь восстановлением перспективного портала южного фасада основного объема и нескольких щелевидных оконных проемов.
В новом проекте реставрации (1991 г.) задача целостной реставрации восстановления собора, на период XVI в., уже не ставилась и по причинам, носящим принципиальный характер. Представляется, что на данном памятнике наиболее целесообразным является проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ, носящих характер компромиссной реставрации. Это подразумевает под собой сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника. При этом раскрывается сущность компромиссного метода реставрации, заключающегося в изначальном компромиссе между восстановлением подлинной первоначальной структуры памятника и сохранением поздних архитектурно-конструктивных наслоений, отражающих своеобразие и черты определенных исторических периодов.

В результате предполагаемых реставрационных работ барабаны, стены основного объема и апсид вернут себе облик ХVI в. (позакомарное покрытие, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы, декоративные элементы фасадов), кресты и главы сохранят свои формы, датируемые первой половиной XIX в., а трапезная и паперть с крыльцом - формы конца XIX в.
«Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. ... Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму».


Спас Смоленский, с припадающими святыми преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Конец XVI в. Вероятно, что икона создавалась мастером, близким к иконописной мастерской Троице-Сергиева монастыря. Дерево, темпера. Происходит из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме. Поступила в Муромский музей из Горсовета. Реставрирована в 1993-2010 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) Л.Б. Максимовой, Т.М. Мосуновой.
Считается, что первая икона с изображением ростовой фигуры благословляющего Вседержителя была помещена над Фроловскими (Спасскими) воротами Кремля в 1514 г. в связи с возвращением Смоленска под власть Москвы. В 1521 г. она была заменена на фреску с изображением спасителя и припадающими к его ногам Соргия Радонежского и Варлаама Хутынского. Позже у ног Христа стали изображать и других русских святых. Муромская икона – один из изводов «Спаса Смоленского»; она является достаточно ранней из всех сохранившихся. При реставрации и технико-технологическом исследовании иконы было выявлено, что паволока (льняная ткань серого цвета) не сплошная и лежит фрагментами. Удивительным открытием стало случайное обнаружение волокон синего цвета. Рентген показал, что под изображением благословляющей руки Христа находится узкий лоскуток «драгоценной» хлопковой ткани синего цвета (в XVI-XVII вв. привозной и стоявшей очень дорого). Кусок паволоки цвета индиго на иконе вряд ли случаен и мог иметь сакральное значение как часть обветшавшего литургического предмета (покрова на престол, облачения). Крошечный фрагмент иконы внизу под рукой Спаса реставратор специально оставил не заполненным левкасом для того, чтобы специалисты и все интересующиеся могли также увидеть эту редкую находку.


Иоанн Креститель. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря г. Мурома. В Муромский музей поступила в 1923 г. Реставрирована в 2009-2012 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) Т.М. Мосуновой.
Муромская икона, очевидно, находилась в одном из монастырских иконостасов в деисусном ряду. Позже была размещена в Спасо-Преображенском соборе «на северной стороне против столпа, на стене в вызолоченном киоте». Произведение отличает характерное личное письмо, отмеченное и на ряде других муромских икон этого же времени. Можно предположить, что автор был фрескист, привыкший быстро работать на больших плоскостях. Поражает смелость живописи, не свойственная русским иконописцам, размах и широта кисти (свиток с Евангельским текстом обрезается краем иконы). Непривычный красный цвет свитка обнаруживается только на македонской иконе Иоанна Предтечи XV века.


Святой князь Петр Муромский. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря в Муроме. В Муромский музей поступила в 1923 г. С 1964 по 2012 гг. находилась в музее им. Адрея Рублева (ЦМиАР, г. Москва). Реставрирована в 1976-1978 гг. в мастерской ЦМиАр М.В. Егоровой.

Святая княгиня Феврония Муромская. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря г. Мурома. В Муромский музей поступила в 1923 г. с 1964 по 2012 гг. находилась в музее им. Андрея Рублева (ЦМиАр, Москва). Реставрирована в 1976-1978 гг. в мастерской ЦМиАР М.В. Егоровой.
Иконы святых Петра и Февронии в молитвенных позах первоначально могли помещаться в деисусном чине надвратного храма во имя Кирилла Белозерского, находившегося в древности над северными вратами монастыря. Проникновенный образ святой двоицы муромских князей – покровителей семьи и отечества – является зримым отражением слов посвященной им службы: «И ныне в памяти нашей молите Христа Бога сохранити отечество ваше, и помиловати град, и люди, почитающая вас». Примечательно, что по одной из редакций «Повести о Петре и Февронии», названной специалистами «Муромской», князь Петр постригся в монахи именно в Спасском монастыре.

Трапезная церковь Покрова Богородицы



Трапезная церковь Покрова Богородицы (слева) и Спасо-Преображенский собор (справа)

Спасо-Преображенский собор (слева) и Трапезная церковь Покрова Богородицы (справа)

Трапезная церковь Покрова Богородицы

Церковь Покрова Богородицы с трапезой устроена в давнее время. В писцовых книгах Бориса Бартенева 1637 года пишется: «другая церковь Покров Святей Богородицы каменная с трапезою». Под этою церковью, как видно из Вкладной монастырской книги, были первоначально: «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты»; все здание Покровской церкви стоило 2150 рублей.
Новая трапезная церковь Покрова Богородицы построена в 1691 г. на средства Варсанофия, митрополита Сарского и Подонского, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома.
На обратной стороне 8 листа Вкладной книги Спасского монастыря XVI в. подтверждается дата строительства Покровской церкви: «В нынешнем же в 199 (1691) году августа в... д. дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову, что впрошлом годеж вмуроме вспасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный Варсонофий митрополит арский изадонский церковь божию каменную во имя покрова пресвятыя богородицы страпезою исподкеларнею испапертью сход каменной подтою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня келья да втомже монастыре построены каменные палаты втех палатах пять житель теплин три сени сосоходы сход каменной другой сход вледник на верху тех палат чердаки деревянные а подтеми полати кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеописанное строение стало 2150 р. да ризы изарабафтравчетой красной оплечья бархот черной золотной стихарь отлас зеленой оплечья золотное да книг устав треод цветная два ирмология цена ризам и книгам тритцать восемь рублев».
Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых».
По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 г. был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «...И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу».
Антиминс, лежащий на Покровском престоле, напечатанный на полотне, за подписью Палладия, епископа Рязанского и Муромского. 1761 г.
В храме имелось пять престолов: в верхнем этаже три, а именно: 1) в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 2) во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и 3) во имя св. священно-мученика Карпа Фиатирского; но в 1880 году последние два престола заменены другими, а именно: Богословский освящен во имя Божией Матери — Скоропослушницы, а Карповский — во имя Всех Святых. В нижнем этаже два престола: 1) в честь Боголюбовской иконы Божией Матери и 2) во имя преподобного Кирилла Белозерского.
Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем асимметричную композицию.
Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.
Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 г., известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки».
Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора.
Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает асимметричность плана.
В 1850 г. Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую.
В 1881 г. в верхнем этаже храма построены два кипарисовых иконостаса с новыми иконами; в 1882 г. отстроена остальная внутренность верхнего храма, а в 1885—1886 г. отделан и оштукатурен внутри весь нижний храм.
Опись древних предметов обители в нач. ХХ века: «В Покровском теплом храме, на паперти:
Над дверью в церковь – икона с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Крестителя, без ризы, вверху изображены солнце, луна и звезды. Высота иконы 10.5 в., ширина 1 арш. 5.5 вер., дска деревянная с выемкой. XVIII в.
На стене – 4 иконы ветхозаветных праотцов, без риз, дски деревянные, с выемкой. Высота 1 арш. и ½ вер., ширина ¾ арш. каждая. XVIII века. Иконы эти перенесены из древней, бывшей на монастырских вратах, церкви во имя св. Кирилла Белозерского чудотворца.
В приделе во имя Божией Матери «Скоропослушница», в алтаре, за престолом, в резном, столярной работы, вызолоченном киоте без ризы, икона Страждущего Спасителя и Божией Матери, с следующим внизу текстом: «Не рыдай мене Мати взирающи во гробе, егоже плотию безсеменне зачала еси сына, востану бо и славен буду и вознесу со славою не молчно яко Бог иже верою и любовию Тебе величающия». Высота иконы 1 арш.. ширина 14.5 вер., дска деревянная с выемкой. Фон светло-коричневый. XVII века.
В нижней церкви: В иконостасе – икона св. Кирилла Белозерского чудотворца, в белой металлической обронной работы ризе. Высота иконы 1 ар. 10.5 в., ширина 13 вер., дска деревянная гладкая. XVIII века.
На столпе посреди церкви: Икона Преображения Господня, без ризы. На ликах 6 венцов металлических. Высота образа 1 ар. 15 вер., ширина 1 ар. 11 вер.. дска деревянная гладкая. XVIII века. Икона Покрова Пресвятой Богородицы, без ризы. На ликах 3 венца медные. Высота образа 1 ар. 15 вер., ширина 1 ар. 11 вер., дска деревянная гладкая. Фон коричневый. XVIII века».

В настоящее время в церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме Свв. мчч. Гурия, Самона и Авива, находится чтимый образ Святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца.


Ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы

Колокольня

В связи с Покровским храмом, на западной стороне его, существовала с древних времен колокольня. В 1757 г. вблизи западного фасада Покровской церкви вместо древней колокольни выстроена новая трехъярусная, четырехугольная с восьмиконечным пирамидальным верхом каменная колокольня, на средства Муромского купца Павла Петрова Самарина, как это можно видеть из Синодика за то время.
Колокольня эта в архитектурном отношении не изменилась, но, как и Покровский храм с северо-западной стороны, находилась в самом опасном состоянии от осыпавшегося слабого кирпича и за отсутствием всякого ремонта. Почему в 1885 г. она фундаментально вся исправлена под наблюдением епархиального архитектора и оштукатурена цементом. При этом пробита прежняя, когда-то заложенная, дверь, в которой и устроено особое в Покровскую церковь крыльцо, из белого цокульного камня.
Медный колокол, весом около 20 пудов, с голландской надписью, вылит в половине XVII века Яковом Готеманом в Лейвардене. Из двух больших колоколов один, в 120 пудов, приложен в 1758 г. Муромским купцом Павлом Петровым Самариным, а другой, весом 150 пудов, слит усердием Муромских граждан, при игумене Афанасие в 1794 г.

Настоятели: Кирилл в начале 16-го века (1518 г.), Рафаил — 1552 г., Пимен — 1571 г., Левкий — 1612 г., Кирилл — 1615 г.
В 1616 г. Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь. Все ценные вещи церковной утвари и дорогие оклады икон были разграблены, несколько монахов убито, некоторые здания выжжены; вот почему, несмотря на столь давнее его существование, в нем сохранилось очень мало памятников древности.
Мисаил — 1630 — 37 гг., Феодосий — 1646 — 49 гг., Иоаким — 1650 г., Рафаил — 1652 г., Иоаким — 1655 г. (в 1666 г. был обвинен в ереси).

Надвратная церковь Кирилла Белоезерского



Надвратная церковь Кирилла Белоезерского




Св. врата в Спасском монастыре существовали с давних времен, ибо в писцовых книгах Бориса Бартенева 1637 года пишется: «Да на святых воротах церковь каменная Кирила Белоезерского Чюдотворца».
В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви).
7 мая 1807 г. приступили к строительству северной кирпичной ограды с новой надвратной церковью. Старая была разобрана.
В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его» (т.е. во имя свв. прпп. Ксенофонта и Марии Константинопольских / Палестинских). К прошению прилагались «план с фасадом», отсутствующие ныне в деле. Осуществлен этот проект до конца не был.
В 1807-1810 гг. была устроена вокруг монастыря каменная ограда. «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря... выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября».
Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Имеются упоминания о расходах 1817, 1819, 1821, 1822, 1848 гг.
В описи 1846 г. поминаются четыре каменных монастырских здания, т.е. в том числе и недостроенная церковь - колокольня, так и не получившая яруса звона. Не был устроен и храм над св. вратами – «за теснотою и... за неимением в нем особенной надобности».
С 1869 года в ней помещался архив упраздненного, бывшего в г. Муроме духовного Правления.
В 1889 г. осуществлялся «ремонт кровель на св. вратах», в результате которого, видимо, врата приобрели ныне существующее завершение.
Длительное время - вплоть до 1995 г. - комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки. Надвратная церковь использовалась как одно из помещений контрольно-пропускного пункта.
В 1992 - 1993 гг. предприятием (ныне ОАО) «Владимирреставрация» выполнен ряд научно-проектных работ по надвратной церкви Спасского монастыря: обмеры (рук. архитектор А.Н. Трофимов) и натурное обследование памятника (архитекторы В.П. Константинов и Т.Г. Коремина) были выполнены в объеме, разрешенном пользователем, т. е. частично, - эскизный проект реставрации (автор: архитектор В.П. Константинов, при участии архитекторов Т.Г. Кореминой и В.А. Мироновой) составлен на основании имевшихся к моменту проектирования данных, следовательно многие его позиции нуждаются в корректировке по данным дополнительных исследований и по условиям современного использования.
22 июня 2005 г. в день памяти преподобного Кирилла Белозерского в Муромском Спасо-Преображенском монастыре был освящен восстановленный храм Кирилла Белозерского.
В храме находится образ преп. Кирилла, написанный и освященный в Свято Троице-Сергиевой лавре. Российское Императорское Палестинское общество передало в храм часть древа Закхея-смоковницы из города Иерихона.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов Старообрядчества . Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658 - 1662 гг.) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют».
В 1662 г. архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657 - 1674 гг.) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 г. вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

Аврамий — 1665 г., Антоний — 1667 — 70 гг., Симон — 1671 г., Антоний — 1676 г., Корнилий — 1678 г., Никита — 1680 г., Аврамий — 1684 — 93 гг.
В 1680-е гг. в Спасский монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия из рода муромских купцов Чертковых. По настоянию последнего в монастыре были возведены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция старого трапезного Покровского храма.
Давид — 1693 — 94 гг., Иероним — 1701 — 1712 гг., Тимофей — 1713 г., Матфий — 1724 г., Нифонт — 1726 г.
В 1720-е гг. монастырь был приписан к Рязанскому Архиерейскому дому и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение - школа для обучения священнических детей.

Нифонт, игум. — 1734 г., Антоний — 1738 — 40 гг., Феофан — 1741 — 44 гг., Адриан 1756 — 57 гг., Филарет — 1757 г., Филарет — 1761 — 74 гг.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой (1729-96 гг.) - она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Многие монастыри в тот период обнищали...
До штатов 1764 года монастырь этот, как и сам город, принадлежал к Рязанской епархии, и было за ним 1249 душ крестьян, а настоятелями были архимандриты. По штатам 1764 года монастырь положен в 3 классе, настоятелями — игумены; так продолжалось до 1794 года, когда настоятелями стали снова архимандриты.
26 января 1765 г. в Муромское Духовное правление был направлен Указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего Синода, епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.
Исаакий, игум. 1775 — 76 гг.; Поликарп, игум. 1776 — 77 гг.; Афанасий, игум. 1777 — 97 гг., архим. — 1798 — 99 гг.; Вениамин — 1806 — 20 гг.; Августин — 1820 — 24 гг.
В апреле 1824 г. из Боголюбовского монастыря переводится в настоятели Спасского монастыря Архимандрит Иероним (1824—56 гг.).
Настоятель Иннокентий — 1857 — 59 гг.

Настоятель Александр — 1860 — 62 гг.
Настоятель Амвросий — 1863 — 66 гг. В 1865 г. удостоен за службу по духовному ведомству по Владимирской епархии, орденом Св. Равноапостольного Князя Владимира 3-й степени – Муромского Спасского монастыря настоятель архимандрит Амвросий.
В 1866-1868 гг. монастырём управлял Архимандрит Гавриил (Воскресенский) - в прошлом профессор Казанского Университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии. Переведен из Юрьевского Архангельского монастыря, ум. 10 мая 1868 г.
Нифонт (Успенский) (1811-1877) в 1868 г. назначен настоятелем монастыря. Переведен из Переславского Никитского монастыря, умер 4 октября 1877 г.

Настоятельские кельи — каменный двух-этажный дом, вверху и внизу с жилыми комнатами, с каменными сводами и подвалами, построенный ок. 1687 г. иждивением преосвященнейшего Варсонофия митрополита Сарского и Подонского. Дом этот, вследствие совершенной ветхости, его, находился некоторое время незанятым, когда для настоятельского помещения выстроены были деревянные кельи, в которых настоятели и проживали. Но в 1885 году прежний каменный дом фундаментально ремонтирован: в верхнем этаже своды, грозившие опасностью от трещин и не дававшие в зимнее время надлежащего тепла, выведены в тех местах новые; внутри стены вновь оштукатурены; печи, окна, двери, полы, все переделано заново и приведено в приличный вид. Равным образом и нижний этаж этого корпуса переделан фундаментально.
Другой настоятельский корпус — деревянный, построенный в 1880 г. на месте такого же братского, крытый железом, на каменном фундаменте, с кухней при нем.
По правую и левую сторонам этого корпуса, два таких же деревянных одноэтажных флигеля, крытых железом, построенных около 1848 г. при настоятеле архим. Иерониме. В 1881 г. к одному из этих флигелей, по правую сторону, сделан пристрой для двух братских келлий, а в 1885 г. к этому пристрою подведен каменный фундамент.
Службы монастырские — одни каменные, другие деревянные.
Монастырская ограда, с небольшой на северо-западном ее углу башней, совершенно обветшала, во многих местах имеет трещины и грозит разрушением. В 1885 году, за неимением монастырских средств, пока исправлена и выкрашена белой краской только одна западная сторона этой ограды.


Монастырская стена

К 1873 г. в юго-западной части монастыря появилось еще несколько каменных зданий, в том числе пристроены с юга и востока к объему надвратной церкви помещение для привратника, конюха и рабочих. В 1881 г. эти помещения были «перестроены наново», а в 1913 г. - покрыты железом.

Настоятель Антоний Ильеннов с 12 декабря 1877 г., поступил из Муромского Благовещенского монастыря; в 1884 году переведен в Переславский Данилов монастырь.
Настоятель Мисаил Смирнов с 8 марта 1884 г., поступил из архимандритов Козмина монастыря.
В 1886 году состояло в монастыре живущих 25 человек, а именно: архимандрит - 1, иеромонахов - 5, иеродиаконов - 2 и 17-ть послушников, в том числе 16 человек на испытании.

В 1889 г. оптинский старец преп. Амвросий благословил к написанию образ Царицы Небесной, где Она изображена благославляющей ниву с собранными снопами хлеба. Со Святой горы Афон в 1889 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».


Икона Божией Матери «Скоропослушница»

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.



Братский корпус. Муромское православное духовное училище имени Патриарха Пимена

В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее - Митрофан (Загорский). В 1907 г. в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 г. поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля - епископа Муромского Митрофана(Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 г. и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.
8 августа 1918 года Л. Д. Троцкий отдает распоряжение о создании в Муроме, Арзамасе и Свияжске концентрационных лагерей для заключения в них «темных агитаторов, контрреволюционных офицеров, саботажников, паразитов, спекулянтов». В Муроме это заведение, предположительно, разместилось в Спасском монастыре и просуществовало недолго.

В период 1918 - 1919 гг. монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.
В 1920-е гг. храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 г. Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

Внутреннее убранство храмов Муромского Спасского мужского монастыря было полностью разорено после революции. Об этом свидетельствуют документы 1924-1928 гг. с грифом «секретно» по «Реализации церковного имущества» Спасского монастыря.


Центральная часть иконостаса Спасского храма Спасского монастыря в Муроме. 12 марта 1928 г. На обороте надпись: «Фотография снята 12 марта 1928 года перед разбором иконостаса, ввиду сдачи храма под склады 41-го Стрелкового полка».

Часовня иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» при монастырской пекарне

В часовне можно поклониться этой иконе, поставить свечу с молитвою о помощи Божией Матери в трудах о хлебе насущном и взять в благословение монастырский хлебец.



Часовня Божией Матери «Живоносный источник» с купелью

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Сей камень установлен в память о посещении монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на 910-летие Спасской обители. Его Святейшество совершили здесь Божественную Литургию на Ильин день 2 августа 2006 года.


Часовня святого великомученника и Победоносца Георгия


Часовня Св. вмч. Георгия Победоносца освящена 22 июня 2005 года в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена ты Господи веси.
22 июня шла торжественная церемония закладки нового храма, попечители произносили речи. Внезапно народ перестал слушать и устремил свои взоры к небу: вокруг солнца огромным диаметром очертилась радуга-нимб. От нимба, как от солнца исходило свое особое тончайшее сияние. Даже непосвященные поняли, что им открылось особое Божественное Небо. Внешне это выглядело так: в огромном пространстве привычного неба образовался свой особый сияющий купол, окаймленный радугой-нимбом. Присутствовавшими овладело ликование и трепет. Этим чувством хотелось поделиться со всеми. Поэтому было уместно когда главный попечитель монастыря, председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин отметил особую благодать и Богоугодность происходящего события. Золотой сияющий нимб держался в небе более часа. Проплывали облака, сменялась погода, а нимб сиял во Славу Господа.


Храм Преподобного Сергия Радонежского

26 октября 2005 года был освящен новопостоенный надвратный храм во имя преп. Сергия Радонежского (восточные ворота монастыря). Обряд освящение провел Владыка Евлогий – архиепископ Владимирский и Суздальский. С востока монастырь хранит прп. Сергий Радонежский – Игумен Вся Руси, с запада – прп. Кирилл Белозерский. По своей земной жизни эти святые старцы тоже были связаны: Кирилл Белозерский был учеником Сергия Радонежского.
В Муром на вертолете в день освящения храма прибыла икона прп. Сергия Радонежского, освященная в Троице-Сергиевой Лавре на мощах Великого Святого. Привезли образ достопочтенные попечители монастыря.
Прихожанам в ходе празднования были подарены маленькие иконы прп. Старца, также освященные на его мощах.
Владыка Евлогий отметил, что во время освящения храма погода и природа тихо внимали торжеству. Но лишь только храм был освящен, снежная метель обрушилась на Муром. Розы, которые еще секунды назад цвели и благоухали на монастырских лужайках, оказались укрытыми снежным покрывалом - мантией Богородицы.
И вот вам еще одно чудо: на следующий день, несмотря на снег и мороз, розы были живые и теплые… Издавали аромат…
В тот же день состоялась презентация и открытие первой очереди монастырского паломнического центра. Его архитектура и благоустроенность с первых дней привлекли взоры паломников.

Преп. Серафим Саровский (1759 – 1833 гг.) посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.
Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.


Часовня св. Ксении Петербургской

Часовня в честь св. блаж. Ксении Петербуржской устроена в угловой башне Спасо-Преображенского монастыря в 2006 г. В часовне находится икона Святой, освященная на ее гробнице в г. Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище (Васильевский остров). В икону вставлены камешки от гробницы блаж. Ксении. На южной стене часовни находится икона преп. Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца, с платом от его мощей.


Николо-Ильинская часовня


Часовня-костница

Часовня-костница построена на месте монастырского кладбища, разорённого в советское время. Здесь собраны честные останки иноков, благодетелей обители и знатных горожан дворянского и купеческого сословия, погребённых на кладбище Спасского монастыря за прошедшие столетия. После закрытия монастыря в 1918 г. при строительстве воинской части из осквернённых могил кости сваливались к собору или остались под асфальтом плаца, устроенного на кладбище. И поныне монахи собирают эти останки и хоронят их в часовне Костнице, устроенной по Афонскому образцу. В часовне служатся панихиды о усопших. Здесь можно поставить свечу и оставить записку о упокоении.

См. Некрополь Спасо-Преображенского монастыря.


Гостиница для паломников. Трапезная.




Монастырский пруд

В пруду цветут кувшинки

На территории монастыря устроен мини-зоопарк с курами, павлинами и лошадками.




Муромское православное духовное училище имени патриарха Пимена

Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910-1990) - с 3 июня 1971 года — Патриарх Московский и всея Руси.

Муромское духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена - среднее учебное заведение Владимирской епархии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата).
Срок обучения - два года. Училище является структурным подразделением Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии; его выпускники зачисляются на 2-й курс ВДС.
Студенты получают базовое духовное образование, необходимое для исполнения обязанностей псаломщика-катехизатора и получения дальнейшего высшего духовного образования.
По окончании училища выдается аттестат, выпускники зачисляются на второй курс семинарии без экзаменов.

Адрес училища: 602200, Владимирская область, Муром, ул. Лакина, Спасо-Преображенский мужской монастырь.
См. Муромское духовное училище.

Музей Патриарха Пимена

В 2010 году исполнилось 100 лет со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). В этом училище первоначально и возник небольшой музей предстоятеля. Однако собранных экспонатов и различных материалов оказалось столько, что музей был переведен на второй этаж отреставрированного настоятельского корпуса - памятника архитектуры, выстроенного еще в 1687 году.
Наместник Спасской обители игумен Кирилл (Епифанов) и его помощник по случаю юбилея в 2010 г. устроили новую «музейную экспозицию». В музее собраны уникальные фотографии муромлян, с которыми был лично знаком предстоятель, книги, документы и предметы того времени. До многих из них иеромонах Пимен дотрагивался своими руками, а муромляне теперь бережно хранят подобные бесценные реликвии. В одной из комнат монастырского музея воссоздан кабинет святейшего, каким он был в далекие послевоенные годы.

«Скоропослушница» спасает от бед.
Исторические сведения и личные впечатления паломников.

22 ноября - день Иконы Божией Матери, именуемой "Скоропослушница".

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» - одна из самых любимых и почитаемых икон в древнем городе Муроме. Привезена в Муром в прошлом веке в Спасо-Преображенский мужской монастырь со святой горы Афон. Народом любима за свое скорое вспоможение: исполнение прошений, освобождение от бед, исцеление.
Иные скажут, что так не бывает. Но приезжая в Муром, многие убеждаются, что чудо - явление реальное. Оно творится здесь явно и на удивление скоро. Особенно на территории монастыря. И все это благодаря чудодейственной иконе.
Эта святыня писана и освящена в прошлые века на Святой Горе Афон в Русском монастыре святого Великомученика и целителя Пантелеймона. За свое скорое вспоможение и получила название «Скоропослушница».
Она дважды способствовала восстановлению Спасо-Преображенского монастыря: в кон. XIX в. и в кон. XX в. Первый раз в 1878 г. Тогда монастырь полностью разорился, но иноки с Горы Афон прослышали про беды своих братьев и прислали в Муром чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница». Она способствовала скорому восстановлению монастыря.
Второй раз икона спасла монастырь в 1995 г. Тогда с территории монастыря только-только выехала воинская часть, оставив казармы, военный плац и церкви без куполов. Целый год несколько монахов во главе со своим игуменом Кириллом молились в нищете и убогости. В тяжелые времена им была чудодейственно возвращена икона «Скоропослушница». Вскоре на глазах изумленных прихожан стал возраждаться из руин Спасский собор, за ним - Покровский. И вот уже укреплены древние крепостные стены, благоустроен братский корпус. Все это требовало немалых средств. Откуда они взялись? Монахи объясняют просто - помогла «Скоропослушница».
С Божией помощью на протяжении последних десяти лет с 1995 по 2005 год жизнь монастыря возрождается. Великие дела происходят. Появляются люди, которые способствуют восстановлению и процветанию обители. В прошлом были меценаты-одиночки, теперь монастырь опекает Попечительский совет, возглавляемый уважаемыми и известными людьми из Счетной Палаты РФ.
В монастыре стараниями «Скоропослушницы» дела идут успешно. Возле Ее образа всегда много живых цветов от прихожан. Люди говорят о Ней, как о живой. Подолгу стоят припавши к иконе. Плачут и разговаривают с Ней. При этом замечают, как меняется Ее лик... Когда праздники - особенно крещение, Пасха и Рождество - лик Ее светел и радостен. Когда происходят печальные события, лик Ее становится грустным. Меняется даже его цвет. Это явление замечают многие.
Прихожанам памятен случай. Приходит мать солдатская в храм и говорит: «Сын пропал в Чечне, за что молиться - за здравие или за упокой?» Конечно, «за здравие» - посоветовал ей игумен Кирилл. Отслужил трегубое моление за раба Божьего (это значит во время службы молитва О здравии была прочитана трижды). Ушла женщина домой. Однако через несколько дней из комиссариата пришло известие: сын погиб. Прислали цинковый гроб. Вырыли могилу, а тут сын целый и невредимый возвращается из Чеченского плена. Это чудо потрясло весь Муром. Передавалось городской молвой из уст в уста. Могилу закопали, а сына повели к Спасительнице.
С тех пор многие новобранцы и контрактники, отправляясь в Чечню, идут помолиться Светлому Образу. Несколько военных людей, которых в храме знают в лицо, рассказывали, в какие засады и передряги они попадали в Чечне, и буквально чудом, небесные силы сохраняли им жизнь, выводили из засад и плена. Не случайно многие солдаты и после службы в армии не забывают дорогу к Храму, к «Скоропослушнице»: венчаются, крестят детей, молятся.
Многим помогает «Скоропослушница» в, казалось бы, неразрешимых ситуациях. Конкретный случай. Одной женщине предстояли сложные роды. Врачи решили делать кесарево сечение, но в последние перед родами дни выяснилось, что операцию она не перенесет. Ситуация была критическая, и тут женщине посоветовали обратиться к «Скоропослушнице». Она молилась искренне и истово. А в завершении сняла с себя дорогие украшения и подарила их Святому Образу. Через несколько дней женщина самостоятельно и успешно (без операции) разродилась здоровым малышом.
А скольких исцелила «Скоропослушница»! Одну женщину привели в церковь под руки - сама не могла идти. Страдала тяжелой формой ревматизма. Священнослужители научили ее, горемычную, и ее родных, как прошение подать, какую молитву читать. Во время службы окропили женщину святой воды, помазали чудодейственным маслом из лампадки, что висит пред «Скоропослушницей». В сгорбленном состоянии сверх своих скромных сил отслужила болящая женщина службу, поддерживаемая с двух сторон родственниками. И вот служба закончилась. Больная подняла к иконе просветленное лицо и... самостоятельно, без помощи провожатых, подошла к иконе. Поцеловала ее. Родственники болящей и люди, видевшие это, ощутили благоговейный трепет.
Каждый день своей любимой иконе несут прихожане, порой совсем бедные люди, скромные дары и цветы... И каждому она не отказывает в помощи, скоро и послушливо помогает. Местная милиция знает, что бомжей и брошенных подростков примут и обогреют в монастыре. А в дальнейшем «Скоропослушница» укажет им путь.
Много добрых дел вершится в обители. Идут жители Мурома в монастырский магазин за самым вкусным и сравнительно дешевым хлебом - благословенным, целительным. Он на редкость долго не черствеет, сохраняет вкус. Однажды автор этих строк, стала свидетелем чуда: оставила в хлебнице кусочек освещенного пасхального Муромского кулича. Прошел месяц - он не зачерствел, не покрылся плесенью. Еще месяц - то же самое. Хотя обычный хлеб уже через неделю в тех же условиях покрывается плесенью. Теперь этот кусочек хранится в доме как реликвия.
Светел и прекрасен лик «Скоропослушницы». Кто искренне и благоговейно обращается к ней, получает спокойствие и благодать.
Есть в Муроме местный юродивый - Славка Пряник. Он является местной достопримечательностью, поскольку наяву видит бесов... Шумит на них...
Зимой Славка Пряник спит на снегу, на морозе, прямо возле храма, но хвори его не берут.
У него свои беседы со «Скоропослушницей». Он искренне служит Ей. Оберегает Ее, как ему кажется, от нехороших людей.
Родственники изгнали Славку из дома, вспоминают о нем только в день выдачи пенсии... Но юродивого в обители пригрели - у него всегда есть кусок хлеба и крыша над головой.
Спасительница слышит молитвы и помогает каждому.
© Светлана Булашова

Молитвы Пресвятой Богородице.

Спасо-Преображенский монастырь содержит Лазаревское подворье в селе Лазарево.

Сайт Спасо-Преображенского монастыря - http://www.svyto.ru/
МОНАСТЫРИ Владимирской области
История Мурома.
Муромский Свято-Троицкий Новодевичий монастырь.
Муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь.
Муромский Свято-Воскресенский монастырь.
Крестовоздвиженский девичий монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (22.04.2015)
Просмотров: 9323 | Теги: монастыри, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика