Нифонт (Успенский), архимандрит Муромского Спасо-Преображенского монастыря
3-го октября 1877 года в Муроме скончался замечательный по своей честной, долголетней и вместе чрезвычайно труженической жизни, полной полезных трудов на пользу церкви и общества, о. архимандрит Нифонт (Успенский). Мы за неимением, под руками достаточных материалов, многого сказать о названном архимандрите не можем, — сообщим, что знаем, хотя в виде отрывочных воспоминаний. О. архим. Нифонт родился в 1811 году. Он был родом владимирец, сын дьячка Покровского уезда, села Богородского, Успенской церкви, в мире носил имя Никиты (Даниловича), фамилию имел: Успенский. Образование он получил в Владимирской Семинарии, где и окончил курс учения в июле 1832 года в числе первых студентов (В ведомости об учениках высшего 2 отделении Влад. дух. Семинарии за 1832 год написано: кончил курс он, Успенский, под № 7-м (а всех студентов в сем году было 24); способностей — оч. хороших, прилежании — неутомимого, успехов — в. хороших, поведении — примерно хорошего; содержался на жалованье; поступил в Семинарию 1828 г. сентября 1 дня; лет от рождения — 21. см. ведомость, хранящуюся в архиве влад. дух. сем.). Время по окончании курса и до смерти Никита Успенский посвятил необычайной для молодого человека деятельности: тотчас по окончании курса он определен был (12 сентября) лектором в среднем отделении Влад. Семинарии по предмету еврейского и в низшем — по предмету греческого языков; за тем — учителем первого класса Владимирского приходского духовного училища (1833), потом перемещен (1834) в Переславское духовное училище учителем низшего отделения по классам катихизиса, латинского языка, церковного устава и нотного пения; наконец снова перемещен (1835) в Муромское духовное училище учителем высшего отделения по классам катихизиса, греческого языка и географии.
При такой труженической — учебной деятельности молодой Никита Успенский испытывал себя в жизни, сличал образ жизни мирской и монашеской, думал о пострижении и принял его с именем Нифонта в Муромском Благовещенском монастыре, в 1836 году, прослужив учителем училищ только четыре года.
Несмотря на свою крайнюю молодость (только 25 лет), Нифонт 1-го января 1837 года рукоположен к Благовещенскому монастырю во иеродиакона и 3 января — во иеромонаха. На службе он состоял 44 года и 4 с половиною месяца, — первые 4 года с 3 месяцами и несколькими днями в городах Владимире, Переславле и Муроме, будучи в светском звании, затем — 7 лет с 5 месяцами в городе Муроме в сане иеромонаха и игумена, а последние 32 года с 6 месяцами и несколькими днями в городах Переславле-Залесском и Муроме в сане архимандрита. Где ни служил отец архимандрит Нифонт, везде на него возлагались, кроме прямых настоятельских обязанностей, какие-нибудь посторонние и нередко весьма не легкие поручения. Так, в двух городах он был благочинным некоторых из монастырей Владимирской епархии, в двух городах он состоял присутствующим духовных правлений (доколе они были) и в одном городе был членом и казначеем строительного комитета по исправлению и перестройке каменного корпуса, занимаемого Переславским духовным училищем; наконец в трех городах он преподавал в духовных низше-учебных заведениях (между прочим и в Владимирской семинарии) разные предметы, по уставу духовно-учебных заведений того времени положенные и был смотрителем Муромского и Переславского училищ. И все должности, как экстраординарные, так и свои ординарные, он проходил не только с усердием, но с особенным успехом, с большою пользою для мест, в которых служил, и для лиц, ради которых служил. Наступала, например, неделя его служения (во храме), он служил не упустительно и служил всегда неспешно, по чину, положенному св. церковью, и с особенным благоговением, так что при нем и низшие члены клира, — и надобно сказать, без малейшей с его стороны строгости, — в алтаре, хотя-бы то и до начала или по окончании службы, всегда говорили между собою скромно, ходили тихо и пр.; случалась какая-нибудь оказия в училище или в монастыре, подведомственных ему, он послушно шел или ехал в хорошую и дурную погоду, к городским монастырям и ученикам училища на квартиры их, к последним иногда на 5 верст в один конец от своего монастыря (Это последнее впрочем более относится к служению о. архимандрита в г. Переславле. «Бывало, — рассказывал иногда покойный, — как пройдешь до училища верст 5, да еще по дороге худой, кочковатой, то, придя в училище, и зашатаешься из стороны в сторону, идешь и придерживаешься крыльца, а учителя-то на первых порах и думали, что я приходил к ним выпивши порядком». Думавшие об нем так, после сами признавались ему в этом и извинялись пред ним.), в училищах и в монастырях в его ведении, дел не оконченных к новому году или вовсе не оставалось, или оставалось весьма мало; бывши членом какого-либо комитета и общества и особенно присутствующим того или другого духовного правления, он занимался делами почти всегда один и с таким успехом и с таким знанием дела, что в высшей инстанции почти всегда утверждались его мнения и решения; смотрительские, настоятельские и благочиннические дела никогда не замедлялись из-за него (Не забудем, что в то время обязанности присутствующих духовных правлений и благочинных — исправлялись без всяких вознаграждений от казны, церквей и пр.); успехи воспитанников семинарии или уездных училищ, в которых он состоял учителем по разным предметам, почти всегда бывали выше успехов по другим предметам. Кроме всех исчисленных должностей, какие нес на себе разновременно о. архим. НиФОНТ (О таких должностях, как помощник инспектора Мур. дух. училища, как член общества попечения о раненых и больных воинах, член правосл. миссионер. общ., или как председатель каких-либо временных комиссий, напр. по продаже училищного дома и пр., мы уже и не упоминаем.), ему иногда делались и другие особенные, экстренные поручения от начальства, а иногда он и сам на себя принимал особенные труды, — и как те, так и другие он исполнял с особенным успехом. Например, ему в 1859 году семинарским правлением поручено было составить библиотеку книг для чтения ученикам Переславского духовного училища, соответственных их возрасту и понятиям; о. архим. ревностно взялся за это дело, и с усердием выполнил возложенное на него поручение, — за что изъявлена ему от семинарского начальства благодарность. Или: в Муроме, задумав улучшить здания Благовещенского монастыря, снабдить свящ. утварью и ризницей обитель и улучшить содержание братии, о. архим. горячо взялся за осуществление этой думы и, по его приглашению, Муромские купцы пожертвовали для обители лесу, другие лица выписали для нее утварь и ризницу и кое-какие книги; чего в обители не доставало, о. архим. доставал и сам; затем кое с кем из живших в городе и хорошо знавших нужды обители советовался, учился у них уму—разуму и наконец повел дело улучшения с таким успехом, что ему за попечение об устройстве обители и братии Благовещенского монастыря в 1844 году объявлена была признательность от архипастыря. Если ко всему этому, т. е. к исправности о. архим. на всех должностях присовокупить еще его совершенную нестяжательность (при отправлении напр. обязанностей благочинного и присутствующего духовных правлений) его всегдашнюю трезвость, строжайшую, высоконравственную, образцовую жизнь, глубокое смирение, ласковое обращение со всеми, между прочим с воспитанниками и со своими подчиненными, старание о том, чтобы возникавшие иногда у учителей между собой и у воспитанников с хозяевами квартир распри и неудовольствия всегда оканчивались миром, его доступность для всех и скорое и верное разъяснение вопросов из церковной практики, в особенности по делам учебным, усердную помощь ищущим полезного и спасительного духовного чтения, — и тогда будет понятно, почему его везде и все почитали и любили. Владимирские преосвященные назначали его на высокие места, — такие, где-бы его деятельность была особенно полезна, давали или исходатайствовали ему награды, какие только можно получить лицу, не имевшему академического образования (набедренник в 1841), наперсный крест на Владимирской ленте, в память 1855 — 56 гг. (1858), орден св. Анны, сначала 3 (1855), потом 2 ст. (1862), с короною (1868), а в последнее время и орден св. Владимира 4 ст. Начав службу с Семинарии, в которой воспитывался, в должности учителя и продолжая оную в училищах, о. архим. вскоре своею педагогическою деятельностью обратил на себя внимание епархиального начальства, так что менее, чем через пять лет поступления в Муром молодой иеромонах в декабре 1842 года получает должность смотрителя Муромского духовного училища с оставлением его и при учительской должности, и за тем менее чем через полтора года, именно в январе 1843 года, занимает и сверх сего должности настоятеля Муромского Благовещенского монастыря и присутствующего в Муромском духовном правлении. Но здесь он оставался не долго. В апреле 1845 года Святейший Синод возвел его за отлично-усердную службу в сан архимандрита и назначил настоятелем Переславль-Залесского Никитского монастыря с оставлением в должности смотрителя по Муромскому духовному училищу и присутствующего в Переславском духовном правлении. 1850 года определен Свят. Синодом смотрителем Переславского духовного училища, — каковую должность и проходил до 1864 г. С оставлением должности смотрителя в Переславском духовном училище за болезнью своею, он снова перемещен в Муром.
В 1868 году умер настоятель Муромского Спасского монастыря Архимандрит Гавриил.
В 1868 году Нифонт назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, в коем, проходя разнообразные должности, и жил до смерти своей.
Такова была его разнообразная трудовая деятельность. Занимая эти должности, о. архим. всегда честно и добросовестно относился к своим занятиям, за что и пользовался завидною не только для монаха, но и для всякого другого, любовью и расположением всех хорошо знавших его. При таких занятиях, о. архим. Нифонт не оставлял заботы и об устройстве своих родственников (которых у него было довольно). Он вполне заменял заботливого отца своим родным и руководил всех до самой смерти, квартира его была пристанищем для его родных, и никто из них не выходил от него без материальной помощи, доброго совета и наставления и не одни родственники находили утешение в обществе о. архимандрита: отличаясь добрым, уживчивым характером, архимандрит со всеми своими сослуживцами и товарищами был необыкновенно добр, приветлив и ласков; для всякого у него находилось много дельных, умных слов, всякого он умел привлечь к себе, и никто не мог не ценить, умного, честного, серьезного и доброго старца — товарища и друга. Да, добрую память по себе оставил о. архимандрит! Не знал он, добрый пастырь, в земной жизни, от трудов и немощей телесных, себе покоя; да упокоит его Господь Бог в селениях святых!
(Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 21-й. 1-го ноября 1877 года).
Владимирская епархия