Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
13:36
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [36]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Переславская Семинария

Переславская Семинария

Епаршая Семинария заведена была в Переславле в 9-й год учреждения Переславской епархии, в 1753 году марта 20-го при Переславском епископе Серапионе (Латошевиче). К Переславской епархии были причислены города: Переславль, Александров, Киржач, Покров, Клин, Волоколамск, Дмитров, Можайск, Гжатск, Верея, Руза; дети Священно-церковно-служителей сих уездов и поступали в эту епаршую Семинарию. До открытия Семинарии в Переславле, они обучались в Лаврской Семинарии, и, вероятно, многочисленность их побудила открыть другую Семинарию. Помещалась Преславская Семинария в Даниловом монастыре, в том самом здании, которое ныне занимается Духовным уездным училищем.
Переславская Семинария, как и все Семинарии тогдашнего времени, не имела полного семинарского курса, какой она имеют теперь. В ней преподавались науки Семинарского и училищного курса вместе. Состав ее был таков: 1-й класс назывался фара, где учились склонять и спрягать по латыни и по-русски и писать под диктовку; 2-й класс был грамматический, который разделялся на низший — грамматический и высший — синтаксический; в сем классе учили всю грамматику и делали латинские задачи; 3-й класс пиитика, где учились сочинять периоды и писать стихи русские и латинские; 4-й класс реторики, где кроме реторики, преподавались философии самонужнейшие трактаты Богословия. Ученик реторики Переславской Семинарии, так. обр. в одно и тоже время считался студентом философии и богословия.
Указом Переславской Консистории в 1756 году предписано было отделить учеников благонадежных от безнадежных и обучать сих последних только исправному пению и чтению церковному и гражданскому в школе русской. Учащиеся в сей школе приготовлялись для занятия мест дьяческих и пономарских.

Начальство Семинарии

Начальствующие лица в Семинарии были: Ректор и Префект.
Ректор получал свое назначение от Преосвященного. Он обязан был наблюдать за твердейшим и прочнейшим ведением учебного дела по Семинарии. Он сам не преподавал никакого предмета; но обязан был каждую неделю рапортовать Преосвященному о состоянии Семинарии и представлять ему сочиненные учениками экзерциции, оккупации и проповеди; а по окончании каждой трети он представлял в консисторию полную ведомость о всех учениках с означением, кто какого уезда и села, чей сын, скольких лет, чему обучается, и кто из учеников понятен и не понятен. Ректором Семинарии был архимандрит Данилова монастыря. Только в крайних случаях, и то на время, должность эта поручалась иногда настоятелю Никитского монастыря. Так после Ректора Вонифатия долго не было назначения в Данилов монастырь архимандрита; тогда ректорская должность поручена была Никитскому. Впрочем, за дальностью расстояния Семинарии от Никитского монастыря, все бумаги и указы, следующие в Семинарию, присылались не на его имя, а на имя Префекта и экзаменатора.

Во время существования Семинарии Ректорами были:
1. Вонифатий, архим. Данилова монастыря — с 1753 г. марта 20 по 3-е ноября 1753 года.
2. Нифонт, архим. Никитского монастыря, исправляютщ. д. Ректора с 1753 по 1757-й год.
3. Каллистрат, Арх. Дан. м., с 1757 по 1758-й год.
Иоакинф (Карпинский), архимандрит Дан. м., с 1758 по 1761-й г.; сочинитель изв. Богословия Compendium orthodoxae Theologiae doctrinae.
Сильвестр, архимандрит; сочинитель известного Богословия; в 1762 году он был произведен в Епископа Переславского.
Иоанникий (Микрицкий) с 1762 по 1768-й год.
Иосиф (Быков) с 1769 по 1785-й год.
Никандр, Игумен Дмитровского Борисоглебского монастыря, с 1785 по 1788-й год В сем 1788 г. мая 29 дня Переславская епархия, а с нею и Семинария нарушены, и как та, так и другая переведены в Суздаль.

Префект - это тоже, что ныне Инспектор. Должность его состояла в смотрении за нравственностью учеников и экономическою частью Семинарии. Из архивных бумаг не видно, чтобы это должностное лицо было с самого начала основания Семинарии. Оно делается известным только с 1782 года.

Экзаменатор и Прокуратор. Он испытывал учеников, назначаемых на дьяческие и пономарские места в чтении и пении, и знании церковного устава. К нему же посылались для исправного обучения замеченные в неисправном чтении и пении священно-церковно-служители. Так в 1858 году присланы были для той цели 1 Священник, 3 диакона, 8 дьячков и 10 пономарей.

Учителя Семинарии

Учителями низших классов Переславской Семинарии были ученики той же Семинарии и Священники, отличавшиеся ученостью. Преосвященный Серапион в письме к Ректору Вонифатию извещал, что на реторику и пиитику учитель сыскался — Дмитрий Дьячков, «котораго Дьячкова по моей Семинарии и довольно, и больше учителей не надобно, для того, что Реторики ученики есть свои и школы меньшия могут учить совершенно». Назначались и увольнялись учители самим Преосвященным. Назначение каждому из них учебных предметов для преподавания тоже зависело от Преосвященного. Таким образом в 1757 году был определен в учителя 1-го класса ученик реторики Семен Камков, а учителю Гусельщикову назначено преподавать реторику, философия и богословие, — учителю Рядовичу пиитику, а священнику Ивану Макарьеву партесное пение. Таким же образом в 1754 году учитель Дьячков за недобропорядочное поведение и опущение классов был уволен от должности. В Переславской Семинарии было всего четыре учителя, да Префект и Ректор. Учители Священники ценились очень высоко и делались присутствующими Консистории.

Учащиеся

В Переславскую Семинарию ученики принимались по прошениям их отцов , подаваемым в Переславскую Кафедральную Контору, из которой посылались ведомости в Семинарию о принятых в нее учениках. Принимались ученики от 10-ти до 15-ти лет и кончали курс лет 27-ми. Учебный курс продолжался по 1 году в классе; но учились и по 3 года. Лучшие из учеников реторики избирались в старшие — сеньёры. Сеньерам давалось помещение в Даниловом монастыре и поручалось смотрение за учениками. В 1754 году таких старших было трое, и одному из них поручено смотреть за учениками пиитики, другому — синтаксимы и грамматики, третьему инфимы и фары. Из безнадежных учеников одни помещаемы были в архиерейские певчие, другие, имеющие свыше 20-ти лет посылались в русскую школу, чтобы они из нее с пользою могли занять хотя дьяческие и пономарские места. В Переславской Семинарии строгих телесных наказаний не было. Еще в 1758-м году указом Консистории предписывалось — не наказывать учеников жестокими наказаниями.
Для учебных занятий назначены были по утру часы: 8-й 9-й и 10-й, после обеда: 2-й 3-й и 4-й, — вечером 1 час был назначен на партесное пение. В рекреационные, не учебные дни ученики слушали историю по руководству Mellificium hiftoricum и географию по исторической целляриевой географии.

Экономическая часть Семинарии

1. Содержание Учителей.

Источником для содержания Семинарии, Учителей и учеников был сбор с монастырских вотчин и земель церковных. С монастырских вотчин уделялась 20-я часть хлеба, а с церковных земель 30-я. Сбор этот, вероятно, по трудности учета и доставки оказался неудобным и заменен деньгами, полагая по 3 коп. с души в год. Начальники Семинарии Ректор и Префект не получали жалованья: как тот так и другой были настоятелями монастырей, и, конечно, при тогдашнем обеспеченном состоянии монастырей, они и не нуждались в особом жалованье, тем более, что оно шло бы с монастырей же. Жалованье другим учителям назначалось самим Преосвященным и не было однажды определенное, а зависело единственно от воли Преосвященного, и трудов, усердия и успехов самого учителя. «Герасиму Гусельщикову, учителю Реторики и Философии, назначал Преосвященный, и Никифору Радовичу, учителю пиитики, жалованья по 100 рублей в год; ибо хотя Гусельщиков перед Радовичем и более трудов имеет нести, но в рассуждений оказанной Его Преосвященством к нему милости, из которой кафедральным коштом дом ему построен, должен он Гусельщиков, вышеписанным жалованьем быть доволен. А Семену Камкову, за тот резон, что он в Семинарии на казенном епархиальном коште содержится, производиться имеет жалованье по тому, чего будет впредь достоин (Камков был тогда еще учеником)». В 1761 году Гуселыциков просил для проезда в класс лошадей, и указом в казенный Училищный, Даниловский приказ велено давать ему коляску, одну лошадь и одного конюха. Учители не женатые жили в Даниловом монастыре в особенных покоях, за готовым отоплением и освещением на готовом содержании.
Чтобы нагляднее представить тогдашнее годовое жалованье учителя Семинарии, воспользуемся письмом Преосвящ. Серапиона к Ректору Семинарии, по случаю приезда учителя Д. Дьячкова на класс Реторики в 1753 году. «Объявить прошу г. Учителю, награждение за труды означенных школ, а именно: в год круглыми деньгами Рублев сто, хлеба яроваго десять четвертей, ржанаго десять же четвертей, на пиво солоду семь четвертей, мяса пуд десять, масла пуд пять, келья, дрова, истопник, коляска и пара лошадей ради рекреаций в неучащиеся дни будет даваться, когда г. Учитель востребует куда проезжаться. Сие все объявить изволите ради знания контрактоваго его милости г. Учителю». Чтобы дать понятие о ценности хлебного жалованья, представим полную ведомость с означением тогдашних цен 1753 года и нынешних за 1865-й год.
Цены 1753 г. ассигн.
Хлеба ржаного 92 пуд. по 10 к. за пуд. – 9 руб. 20 коп.
Хлеба пшеничного 80 пуд. по 20 коп. за пуд – 16 руб.
Солоду ржаного на пиво 56 п. по 10 коп. за п. – 5 руб. 60 коп.
Масла коровьего 2 пуда 20 ф. по 4 коп. за ф. – 4 руб.
Масла постного 2 п. 20 ф. по 3 ½ коп. за ф. – 3 руб. 50 коп.
Мяса 10 пудов по 1 к. за фунт – 4 руб.
Соли 6 пудов по 35 коп. за пуд – 2 руб. 10 коп.
Свеч сальных 1400 по 40 коп. за 100 – 5 руб. 60 коп.
Итого в год – 50 руб.

Цены 1865 г. на серебро.
Хлеба ржаного за 1 пуд 60 коп. – 55 руб. 20 коп.
Хлеба пшеничного за 1 п. 2 сорта 1 руб. 60 коп. – 128 руб.
Солоду ржаного за 1 пуд 80 коп. – 44 руб. 80 коп.
Масла коровьего за 1 ф. 25 коп. – 25 руб.
Масла постного за 1 ф. 13 коп. – 13 руб.
Мяса за 1 ф. 5 коп. – 20 руб.
Соли за 1 пуд 80 коп. – 4 руб.
Свеч сальных за 7 пуд. полагая 200 свеч в пуде. Ценой 6 руб. 50 коп. за 1 пуд – 45 руб.
Итого в год – 336 руб. 30 коп.

Из сей ведомости видно, что хлебное жалованье в 50 р. составляло половину денежного жалованья (100 р.). Если определять ценность ста рублей по стоимости 50 р., употребленных на покупку съестных приписок, то они будут равняться 672 р. 60 к. сер., а. с хлебным жалованьем составят 1008 р. 90 к. сер., исключая готовой квартиры, отопления, прислуги и лошадей. Если последнее обеспечение положить minimum в 200 р. сер., то полное жалованье Учителю Семинарии будет стоить 1208 р. 90 к. сер.. Цифра очень почтенная, которой позавидовал бы в настоящее время и профессор Академии! Вот как обеспечивали тружеников науки за 100 лет тому назад!

2. Содержание учеников.

Одни из учеников Семинарии жили на своем коште, другие на казенном. По ведомости 1753 года из 92 человек 62 были на своем содержании, а 30 на казенном. Последние жили в Даниловском монастыре в монастырских покоях. На казенное содержание, или в бурсу, ученики поступали по указу Консистории. В бурсе воспитывались не одни сироты, но и дети причетников, диаконов и священников. Надзор за нравственностью учеников бурсы был поручен одному из учителей Семинарии и трем старшим из учеников. Источником для содержания бурсы был тот же сбор с монастырских вотчин Переславской губернии по 3 к. с души. По ведомости 1754 года можно видеть, с каких монастырей и сколько собиралось в год.
1. С Переелавского Горицкого с 5000 душ 150 р.
2. С Даниловского с 3153 душ 94 р. 59 к.
3. С Никитского с 2276 душ 68 р. 28 к.
4. С Борисоглебского, что на песках 48 душ 1 р. 44 к.
5. С Борисоглебского, что на горах 225 душ 6 р. 75 к.
6. С Федоровского женского с 1338 душ 40 р. 14 к.
7. С Александровского Успенского жен. с 113 душ 3 р. 39 к.
8. С Дмитровского Борисоглебского с 1214 душ 36 р. 42 к.
9. С Верейского Спасского с 178 душ 5 р. 34 к.
10. С Волоколамского Иосифова с 11422 душ 342 р. 66 к.
11. С Возмицкого с 502 душ 15 р. 6 к.
12. С Варварского женского с 44 душ 1 р. 32 к.
13. С Можайского Лужецкого с 2212 душ 66 р. 36 к.
14. С Колоцкого с 1069 душ 32 р. 7 к.
15. С Петровского женского с 146 душ 4 р. 38 к.
Итого с 28940 душ – 868 руб. 20 коп.

При бурсе был хлебник и два повара – один для учителей, другой для семинаристов. Для бурсы и жительства учителей отведены были три покоя в Даниловом монастыре.
Мы имеем под руками полное расписание расходов на содержание бурсы на 1755 год. Так как оно дает очень ясное понятие о тогдашнем состоянии бурсы, то и считаем небесполезным поделиться им.
Казеннокоштных семинаристов было в том году 60 человек, из них 20 сирот. Вот что представлено в смете расходов того года на 319 дней кормовых для всех 60-ти человек и на 47 дней вакациальных для 20-ти сирот.
Хлеба печеного по 3 ф. на каждого человека в день, в течение года 1606 пудов на 160 р. 60 к.
Мяса на 67 дней, в мясоястия, высокоторжественные дни, праздничные и субботние по 20 ф. в день, да в заговенья по 1 пуду — 36 пуд. 20 ф., да в вакацию 1 и. 36 ф., всего на 23 р. 4 к.
В постные таковые же дни белужины 4 пуда 26 ½ ф. всего на 3 р. 75 к.
Масла коровьего во щи и кашу по 3 ф. в день, всего 8 пуд. 31 ½ ф. на 17 р. 57 ½ к.
Масла постного по 3 ф. в день — 13 пуд. 13 ½ ф. 20 р. 
Снятков псковских во щи в посты по гарнцу, 3 четверика и 57 гарнцев, 4 р. 40 к.
Толокна в великий пост, 2 ф. на 3 человека, 46 пуд. на 13 р. 80 к.
На кисель овсяной муки по понедельникам, средам и пяткам в посты: Филиппов, Петров и Успенский по 4 четверика — 10 четвертей и 6-ть четвериков, на 5 р. 37 ½ к.
На кашу овсяных круп или яичных по 4 гарнца в день — 22 четверти, 7 четвериков, 36 р. 60 к.
Соли по 3 ф. в день — 25 пуд. 4 ф., 8 р. 78 ½ к.
Капусты по 6 ведер в день, всего 2008 ведер на 30 р. 12 к.
Квасу 9-ть варь, в каждую по 3 ½ четверти солоду ржаного и столько же яичного, всего 63 четверти; в каждой вари квасу 13-ть бочек сороковедерных, всего 117 бочек или 4680 ведер, полагая в каждый день по 13 ведер на 53 р. 55 к.
Рабочим за вари 3 р. 60 к.
Дров на отопление Семинарии и бурсы 100 сажен, всего на 50 р.
Бумаги на каждого человека № 1 и 2-го по две дести и № 3-го по три дести, всего на 27 р.
Чернил 5 ведер на 1 р. 50 к.
Свеч сальных, по свече на 4 человека с 1-го сент. по 16 апр. на 228 дней, всего 3420 свеч, на 10 р. 26 к.
20-ти сиротам на два года выдавалась зимняя шапка кожаная с ушами, подпушкою выхулевою по 40 к. за шапку 8 р.
Им же летом по шляпе в 20 к. 4 р. Им же рукавицы с варигами 5 р.
Кафтан сермяжный по 1 р. 50 к.
Шуба баранья в 2 р. 7 к.
Казакин сукна сермяжного в 1 р. 38 к.
Пара сапогов и 1 головы, 2 пары белья.
Хлебнику и двум поварам жалованья по 2 р., хлеба ржи и овса по 6 четвертей, всего 6 р. и хлеба на 9 р.
Всего на содержание бурсаков с прислугой и прочим домашним обиходом исчислено в год 681 р. 49 к., а за исключением вещей, кои не на один год куплены 607 р. 80 к., полагая круглым числом на каждого человека в год по 10 р. 13 к., т.е. около 66 р. 21 к. сер. нынешних.

И содержание казеннокоштных учеников, как видно, было хорошее и достаточное. Преосвященный сам заботился о хорошем содержании учеников и исправлял недостатки. Не один раз приказывал он казначею Даниловскому, который исправлял должность Эконома: а Семинаристов довольствовать пищей. При самом начале устроения Семинария в 1753 году, когда еще, вероятно, не сформировалось надлежащее устройство бурсы, бурсаки за рукоприкладством 32-х человека подали Преосвященному такую жалобу: «Вашим Преосвященством повелено давать нам пищу добрую, а мы, нижайшие, получаем гнилой горох, и в праздничные дни скоромные от мяс, а в постные от рыбы ничего не получаем. Того ради Вашего Архипастырства слезно просим, дабы соблаговолено было Вашим Архипастырским указом определить нам в праздничные дни постные для нашего расхода рыбы, а в скоромные баранины из находящихся в Даниловом монастыре баранов». Милостивый Архипастырь исполнил просьбу просителей.
Сперва распорядителем бурсы был казначей Данилова монастыря, — а потом в следствие его злоупотреблений и разных притязаний со стороны монастыря, велено было избрать в приходо-расходчики по бурсе одного Семинариста. С переходом в 1788 году Семинарии в Суздаль — туда-же была переведена и бурса.

Общий взгляд на Семинарию

На нас Переславская Семинария производит очень доброе впечатление. Нельзя хорошенько судить, по неимению данных, о степени умственного развития учеников, но видно дело образования шло удовлетворительно, когда ученик Семинарии мог быть тотчас же и учителем Семинарии. Преосвященный Серапион в 1753 году писал к Ректору Семинарии, что у него ученики Реторики школы меньшие могут учить совершенно. Наука Богословская некоторым образом в своем развитии обязана Переславской Семинарии; потому что два Ректора ее Иоакинф и Сильвестр составили по Богословскому учебнику, заслуживающим внимание и в настоящее время. Экономическая часть Семинарии по отношению к содержанию учителей и учеников была очень удовлетворительна: учителя Семинарии получали обеспечение в четыре раза больше нынешнего. Нам особенно нравится внутренний строй ее и внешнее положение.
Переславская Семинария удовлетворяла главным образом духовные нужды епархии. Она не была каким-нибудь отдельным звеном в целом организме епархиальном, а имела самое ближайшее отношение к правительственным лицам и местам епархиальным. Главный полноправный Начальник Семинарии был Преосвященный епархиальный. К нему относились со всеми нуждами Семинарскими — и он всем нуждам мог помогать сам. Он был главный распорядитель Учебной и Экономической части Семинарии. От него зависело количество жалованья Учителям — и прибавка, смотря по нуждам; от него зависело, какой предмет и в какой мере преподавать; он сам входил в малейшие подробности образования; к нему на рассмотрение каждую неделю представлялись сочиненные учениками экзерциции, оккупации и проповеди. Эта ближайшая власть с такими правами была благодетельна в многосложном деле учебном. Учители Семинарии стояли гораздо ближе к епархии, чем теперь, — потому что делались присутствующими консистории. Консистория при одинаковых с семинарией начальниках естественно была не мачеха, а родная сестра Семинарии, взаимно помогая одна другой.
«Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 24 (15 декабря 1866 года)
В конце 1723 года при епископе Суздальском и Юрьевском Варлааме Леницком в Суздальском архиерейском доме была учреждена Суздальская Духовная Семинария
Владимиpская духовная семинаpия
Переславское духовное училище
Суздальское Духовное Училище
Владимирское мужское духовное училище.
Муромское духовное училище
Вязниковское духовное училище.
Шуйское духовное училище
Владимиро-Суздальская епархия.

Переславль-Залесский

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Jupiter (29.11.2016)
Просмотров: 9 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика