Главная
Регистрация
Вход
Воскресенье
22.12.2024
14:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1623]
Суздаль [473]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [145]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [200]
Вязники [353]
Камешково [266]
Ковров [432]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [95]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [186]
Учебные заведения [176]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2408]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [277]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [179]
Боголюбово [22]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Переславль

Переславская духовная Семинария. Часть 1

Переславская Духовная Семинария

Часть 1

Открытие Переславской Епархии в 1744 году.

Епаршая Семинария заведена была в Переславле в 9-й год учреждения Переславской епархии, в 1753 году марта 20-го при Переславском епископе Серапионе (Латошевиче). К Переславской епархии были причислены города: Переславль, Александров, Киржач, Покров, Клин, Волоколамск, Дмитров, Можайск, Гжатск, Верея, Руза; дети Священно-церковно-служителей сих уездов и поступали в эту епаршую Семинарию. До открытия Семинарии в Переславле, они обучались в Лаврской Семинарии, и, вероятно, многочисленность их побудила открыть другую Семинарию. Помещалась Преславская Семинария в Даниловом монастыре, в том самом здании, которое ныне занимается Духовным уездным училищем.
Переславская Семинария, как и все Семинарии тогдашнего времени, не имела полного семинарского курса, какой она имеют теперь. В ней преподавались науки Семинарского и училищного курса вместе. Состав ее был таков: 1-й класс назывался фара, где учились склонять и спрягать по латыни и по-русски и писать под диктовку; 2-й класс был грамматический, который разделялся на низший — грамматический и высший — синтаксический; в сем классе учили всю грамматику и делали латинские задачи; 3-й класс пиитика, где учились сочинять периоды и писать стихи русские и латинские; 4-й класс реторики, где кроме реторики, преподавались философии самонужнейшие трактаты Богословия. Ученик реторики Переславской Семинарии, так. обр. в одно и тоже время считался студентом философии и богословия.
Указом Переславской Консистории в 1756 году предписано было отделить учеников благонадежных от безнадежных и обучать сих последних только исправному пению и чтению церковному и гражданскому в школе русской. Учащиеся в сей школе приготовлялись для занятия мест дьяческих и пономарских.

Начальство Семинарии

Начальствующие лица в Семинарии были: Ректор и Префект.
Ректор получал свое назначение от Преосвященного. Он обязан был наблюдать за твердейшим и прочнейшим ведением учебного дела по Семинарии. Он сам не преподавал никакого предмета; но обязан был каждую неделю рапортовать Преосвященному о состоянии Семинарии и представлять ему сочиненные учениками экзерциции, оккупации и проповеди; а по окончании каждой трети он представлял в консисторию полную ведомость о всех учениках с означением, кто какого уезда и села, чей сын, скольких лет, чему обучается, и кто из учеников понятен и не понятен. Ректором Семинарии был архимандрит Данилова монастыря. Только в крайних случаях, и то на время, должность эта поручалась иногда настоятелю Никитского монастыря. Так после Ректора Вонифатия долго не было назначения в Данилов монастырь архимандрита; тогда ректорская должность поручена была Никитскому. Впрочем, за дальностью расстояния Семинарии от Никитского монастыря, все бумаги и указы, следующие в Семинарию, присылались не на его имя, а на имя Префекта и экзаменатора.

Во время существования Семинарии Ректорами были:
1. Вонифатий, архим. Данилова монастыря — с 1753 г. марта 20 по 3-е ноября 1753 года.
2. Нифонт, архим. Никитского монастыря, исправляютщ. д. Ректора с 1753 по 1757-й год.
3. Каллистрат, Арх. Дан. м., с 1757 по 1758-й год.
Иоакинф (Карпинский), архимандрит Дан. м., с 1758 по 1761-й г.; сочинитель изв. Богословия Compendium orthodoxae Theologiae doctrinae.
Сильвестр, архимандрит; сочинитель известного Богословия; в 1762 году он был произведен в Епископа Переславского.
Иоанникий (Микрицкий) с 1762 по 1768-й год.
Иосиф (Быков) с 1769 по 1785-й год.
Никандр, Игумен Дмитровского Борисоглебского монастыря, с 1785 по 1788-й год В сем 1788 г. мая 29 дня Переславская епархия, а с нею и Семинария нарушены, и как та, так и другая переведены в Суздаль.

Префект - это тоже, что ныне Инспектор. Должность его состояла в смотрении за нравственностью учеников и экономическою частью Семинарии. Из архивных бумаг не видно, чтобы это должностное лицо было с самого начала основания Семинарии. Оно делается известным только с 1782 года.

Экзаменатор и Прокуратор. Он испытывал учеников, назначаемых на дьяческие и пономарские места в чтении и пении, и знании церковного устава. К нему же посылались для исправного обучения замеченные в неисправном чтении и пении священно-церковно-служители. Так в 1858 году присланы были для той цели 1 Священник, 3 диакона, 8 дьячков и 10 пономарей.

Учителя Семинарии

Учителями низших классов Переславской Семинарии были ученики той же Семинарии и Священники, отличавшиеся ученостью. Преосвященный Серапион в письме к Ректору Вонифатию извещал, что на реторику и пиитику учитель сыскался — Дмитрий Дьячков, «котораго Дьячкова по моей Семинарии и довольно, и больше учителей не надобно, для того, что Реторики ученики есть свои и школы меньшия могут учить совершенно». Назначались и увольнялись учители самим Преосвященным. Назначение каждому из них учебных предметов для преподавания тоже зависело от Преосвященного. Таким образом в 1757 году был определен в учителя 1-го класса ученик реторики Семен Камков, а учителю Гусельщикову назначено преподавать реторику, философия и богословие, — учителю Рядовичу пиитику, а священнику Ивану Макарьеву партесное пение. Таким же образом в 1754 году учитель Дьячков за недобропорядочное поведение и опущение классов был уволен от должности. В Переславской Семинарии было всего четыре учителя, да Префект и Ректор. Учители Священники ценились очень высоко и делались присутствующими Консистории.

Учащиеся

В Переславскую Семинарию ученики принимались по прошениям их отцов , подаваемым в Переславскую Кафедральную Контору, из которой посылались ведомости в Семинарию о принятых в нее учениках. Принимались ученики от 10-ти до 15-ти лет и кончали курс лет 27-ми. Учебный курс продолжался по 1 году в классе; но учились и по 3 года. Лучшие из учеников реторики избирались в старшие — сеньёры. Сеньерам давалось помещение в Даниловом монастыре и поручалось смотрение за учениками. В 1754 году таких старших было трое, и одному из них поручено смотреть за учениками пиитики, другому — синтаксимы и грамматики, третьему инфимы и фары. Из безнадежных учеников одни помещаемы были в архиерейские певчие, другие, имеющие свыше 20-ти лет посылались в русскую школу, чтобы они из нее с пользою могли занять хотя дьяческие и пономарские места. В Переславской Семинарии строгих телесных наказаний не было. Еще в 1758-м году указом Консистории предписывалось — не наказывать учеников жестокими наказаниями.
Для учебных занятий назначены были по утру часы: 8-й 9-й и 10-й, после обеда: 2-й 3-й и 4-й, — вечером 1 час был назначен на партесное пение. В рекреационные, не учебные дни ученики слушали историю по руководству Mellificium hiftoricum и географию по исторической целляриевой географии.

Экономическая часть Семинарии

1. Содержание Учителей.

Источником для содержания Семинарии, Учителей и учеников был сбор с монастырских вотчин и земель церковных. С монастырских вотчин уделялась 20-я часть хлеба, а с церковных земель 30-я. Сбор этот, вероятно, по трудности учета и доставки оказался неудобным и заменен деньгами, полагая по 3 коп. с души в год. Начальники Семинарии Ректор и Префект не получали жалованья: как тот так и другой были настоятелями монастырей, и, конечно, при тогдашнем обеспеченном состоянии монастырей, они и не нуждались в особом жалованье, тем более, что оно шло бы с монастырей же. Жалованье другим учителям назначалось самим Преосвященным и не было однажды определенное, а зависело единственно от воли Преосвященного, и трудов, усердия и успехов самого учителя. «Герасиму Гусельщикову, учителю Реторики и Философии, назначал Преосвященный, и Никифору Радовичу, учителю пиитики, жалованья по 100 рублей в год; ибо хотя Гусельщиков перед Радовичем и более трудов имеет нести, но в рассуждений оказанной Его Преосвященством к нему милости, из которой кафедральным коштом дом ему построен, должен он Гусельщиков, вышеписанным жалованьем быть доволен. А Семену Камкову, за тот резон, что он в Семинарии на казенном епархиальном коште содержится, производиться имеет жалованье по тому, чего будет впредь достоин (Камков был тогда еще учеником)». В 1761 году Гуселыциков просил для проезда в класс лошадей, и указом в казенный Училищный, Даниловский приказ велено давать ему коляску, одну лошадь и одного конюха. Учители не женатые жили в Даниловом монастыре в особенных покоях, за готовым отоплением и освещением на готовом содержании.
Чтобы нагляднее представить тогдашнее годовое жалованье учителя Семинарии, воспользуемся письмом Преосвящ. Серапиона к Ректору Семинарии, по случаю приезда учителя Д. Дьячкова на класс Реторики в 1753 году. «Объявить прошу г. Учителю, награждение за труды означенных школ, а именно: в год круглыми деньгами Рублев сто, хлеба яроваго десять четвертей, ржанаго десять же четвертей, на пиво солоду семь четвертей, мяса пуд десять, масла пуд пять, келья, дрова, истопник, коляска и пара лошадей ради рекреаций в неучащиеся дни будет даваться, когда г. Учитель востребует куда проезжаться. Сие все объявить изволите ради знания контрактоваго его милости г. Учителю». Чтобы дать понятие о ценности хлебного жалованья, представим полную ведомость с означением тогдашних цен 1753 года и нынешних за 1865-й год.
Цены 1753 г. ассигн.
Хлеба ржаного 92 пуд. по 10 к. за пуд. – 9 руб. 20 коп.
Хлеба пшеничного 80 пуд. по 20 коп. за пуд – 16 руб.
Солоду ржаного на пиво 56 п. по 10 коп. за п. – 5 руб. 60 коп.
Масла коровьего 2 пуда 20 ф. по 4 коп. за ф. – 4 руб.
Масла постного 2 п. 20 ф. по 3 ½ коп. за ф. – 3 руб. 50 коп.
Мяса 10 пудов по 1 к. за фунт – 4 руб.
Соли 6 пудов по 35 коп. за пуд – 2 руб. 10 коп.
Свеч сальных 1400 по 40 коп. за 100 – 5 руб. 60 коп.
Итого в год – 50 руб.

Цены 1865 г. на серебро.
Хлеба ржаного за 1 пуд 60 коп. – 55 руб. 20 коп.
Хлеба пшеничного за 1 п. 2 сорта 1 руб. 60 коп. – 128 руб.
Солоду ржаного за 1 пуд 80 коп. – 44 руб. 80 коп.
Масла коровьего за 1 ф. 25 коп. – 25 руб.
Масла постного за 1 ф. 13 коп. – 13 руб.
Мяса за 1 ф. 5 коп. – 20 руб.
Соли за 1 пуд 80 коп. – 4 руб.
Свеч сальных за 7 пуд. полагая 200 свеч в пуде. Ценой 6 руб. 50 коп. за 1 пуд – 45 руб.
Итого в год – 336 руб. 30 коп.

Из сей ведомости видно, что хлебное жалованье в 50 р. составляло половину денежного жалованья (100 р.). Если определять ценность ста рублей по стоимости 50 р., употребленных на покупку съестных приписок, то они будут равняться 672 р. 60 к. сер., а. с хлебным жалованьем составят 1008 р. 90 к. сер., исключая готовой квартиры, отопления, прислуги и лошадей. Если последнее обеспечение положить minimum в 200 р. сер., то полное жалованье Учителю Семинарии будет стоить 1208 р. 90 к. сер.. Цифра очень почтенная, которой позавидовал бы в настоящее время и профессор Академии! Вот как обеспечивали тружеников науки за 100 лет тому назад!

2. Содержание учеников.

Одни из учеников Семинарии жили на своем коште, другие на казенном. По ведомости 1753 года из 92 человек 62 были на своем содержании, а 30 на казенном. Последние жили в Даниловском монастыре в монастырских покоях. На казенное содержание, или в бурсу, ученики поступали по указу Консистории. В бурсе воспитывались не одни сироты, но и дети причетников, диаконов и священников. Надзор за нравственностью учеников бурсы был поручен одному из учителей Семинарии и трем старшим из учеников. Источником для содержания бурсы был тот же сбор с монастырских вотчин Переславской губернии по 3 к. с души. По ведомости 1754 года можно видеть, с каких монастырей и сколько собиралось в год.
1. С Переелавского Горицкого с 5000 душ 150 р.
2. С Даниловского с 3153 душ 94 р. 59 к.
3. С Никитского с 2276 душ 68 р. 28 к.
4. С Борисоглебского, что на песках 48 душ 1 р. 44 к.
5. С Борисоглебского, что на горах 225 душ 6 р. 75 к.
6. С Федоровского женского с 1338 душ 40 р. 14 к.
7. С Александровского Успенского жен. с 113 душ 3 р. 39 к.
8. С Дмитровского Борисоглебского с 1214 душ 36 р. 42 к.
9. С Верейского Спасского с 178 душ 5 р. 34 к.
10. С Волоколамского Иосифова с 11422 душ 342 р. 66 к.
11. С Возмицкого с 502 душ 15 р. 6 к.
12. С Варварского женского с 44 душ 1 р. 32 к.
13. С Можайского Лужецкого с 2212 душ 66 р. 36 к.
14. С Колоцкого с 1069 душ 32 р. 7 к.
15. С Петровского женского с 146 душ 4 р. 38 к.
Итого с 28940 душ – 868 руб. 20 коп.

При бурсе был хлебник и два повара – один для учителей, другой для семинаристов. Для бурсы и жительства учителей отведены были три покоя в Даниловом монастыре.
Мы имеем под руками полное расписание расходов на содержание бурсы на 1755 год. Так как оно дает очень ясное понятие о тогдашнем состоянии бурсы, то и считаем небесполезным поделиться им.
Казеннокоштных семинаристов было в том году 60 человек, из них 20 сирот. Вот что представлено в смете расходов того года на 319 дней кормовых для всех 60-ти человек и на 47 дней вакациальных для 20-ти сирот.
Хлеба печеного по 3 ф. на каждого человека в день, в течение года 1606 пудов на 160 р. 60 к.
Мяса на 67 дней, в мясоястия, высокоторжественные дни, праздничные и субботние по 20 ф. в день, да в заговенья по 1 пуду — 36 пуд. 20 ф., да в вакацию 1 и. 36 ф., всего на 23 р. 4 к.
В постные таковые же дни белужины 4 пуда 26 ½ ф. всего на 3 р. 75 к.
Масла коровьего во щи и кашу по 3 ф. в день, всего 8 пуд. 31 ½ ф. на 17 р. 57 ½ к.
Масла постного по 3 ф. в день — 13 пуд. 13 ½ ф. 20 р. 
Снятков псковских во щи в посты по гарнцу, 3 четверика и 57 гарнцев, 4 р. 40 к.
Толокна в великий пост, 2 ф. на 3 человека, 46 пуд. на 13 р. 80 к.
На кисель овсяной муки по понедельникам, средам и пяткам в посты: Филиппов, Петров и Успенский по 4 четверика — 10 четвертей и 6-ть четвериков, на 5 р. 37 ½ к.
На кашу овсяных круп или яичных по 4 гарнца в день — 22 четверти, 7 четвериков, 36 р. 60 к.
Соли по 3 ф. в день — 25 пуд. 4 ф., 8 р. 78 ½ к.
Капусты по 6 ведер в день, всего 2008 ведер на 30 р. 12 к.
Квасу 9-ть варь, в каждую по 3 ½ четверти солоду ржаного и столько же яичного, всего 63 четверти; в каждой вари квасу 13-ть бочек сороковедерных, всего 117 бочек или 4680 ведер, полагая в каждый день по 13 ведер на 53 р. 55 к.
Рабочим за вари 3 р. 60 к.
Дров на отопление Семинарии и бурсы 100 сажен, всего на 50 р.
Бумаги на каждого человека № 1 и 2-го по две дести и № 3-го по три дести, всего на 27 р.
Чернил 5 ведер на 1 р. 50 к.
Свеч сальных, по свече на 4 человека с 1-го сент. по 16 апр. на 228 дней, всего 3420 свеч, на 10 р. 26 к.
20-ти сиротам на два года выдавалась зимняя шапка кожаная с ушами, подпушкою выхулевою по 40 к. за шапку 8 р.
Им же летом по шляпе в 20 к. 4 р. Им же рукавицы с варигами 5 р.
Кафтан сермяжный по 1 р. 50 к.
Шуба баранья в 2 р. 7 к.
Казакин сукна сермяжного в 1 р. 38 к.
Пара сапогов и 1 головы, 2 пары белья.
Хлебнику и двум поварам жалованья по 2 р., хлеба ржи и овса по 6 четвертей, всего 6 р. и хлеба на 9 р.
Всего на содержание бурсаков с прислугой и прочим домашним обиходом исчислено в год 681 р. 49 к., а за исключением вещей, кои не на один год куплены 607 р. 80 к., полагая круглым числом на каждого человека в год по 10 р. 13 к., т.е. около 66 р. 21 к. сер. нынешних.

И содержание казеннокоштных учеников, как видно, было хорошее и достаточное. Преосвященный сам заботился о хорошем содержании учеников и исправлял недостатки. Не один раз приказывал он казначею Даниловскому, который исправлял должность Эконома: а Семинаристов довольствовать пищей. При самом начале устроения Семинария в 1753 году, когда еще, вероятно, не сформировалось надлежащее устройство бурсы, бурсаки за рукоприкладством 32-х человека подали Преосвященному такую жалобу: «Вашим Преосвященством повелено давать нам пищу добрую, а мы, нижайшие, получаем гнилой горох, и в праздничные дни скоромные от мяс, а в постные от рыбы ничего не получаем. Того ради Вашего Архипастырства слезно просим, дабы соблаговолено было Вашим Архипастырским указом определить нам в праздничные дни постные для нашего расхода рыбы, а в скоромные баранины из находящихся в Даниловом монастыре баранов». Милостивый Архипастырь исполнил просьбу просителей.
Сперва распорядителем бурсы был казначей Данилова монастыря, — а потом в следствие его злоупотреблений и разных притязаний со стороны монастыря, велено было избрать в приходо-расходчики по бурсе одного Семинариста. С переходом в 1788 году Семинарии в Суздаль — туда-же была переведена и бурса.

Переславская духовная Семинария с 1761 по 1768 гг.

Тяготясь мелочными дрязгами епархиальной жизни, епископ Сильвестр, прошлая жизнь которого посвящена была главным образом учебно-воспитательному делу, с особенной любовью относился к Переславской семинарии. Достигши значительного образовательного уровня еще при епископе Амвросии, она при Сильвестре являлась несомненно одной из лучших провинциальных семинарий первых годов царствования императрицы Екатерины II.
Ко времени вступления на Переславскую кафедру епископ Сильвестр был достаточно знаком с состоянием Переславской семинарии, хорошо знал недочеты, ближайшие нужды ее и вскоре же по вступлении на кафедру сделал консистории предложение выработать проект «купножительства и порядочного во всем учащихся семинаристов содержании».
Приступая к выработке такого проекта, консистория устанавливает прежде всего наличное число учащихся в Переславской семинарии. Оказывается к началу 1763 года всех семинаристов числилось 62 человека, в том числе на казенном содержании 28 и на своем 24. Кроме семинаристов, в семинарии обучалось 5 певчих и 12 учеников живописной школы. Общее число учащихся в Переславской семинарии, включая певчих и учеников живописной школы, простиралось, таким образом, до 80 человек. На казенном коште содержались, кроме сирот, дети тех родителей, у которых при церквах состояло меньше ста дворов. Содержавшиеся на своем коште жили в обывательских домах подмонастырных слобод, где за ними, по словам консистории, «не точию удобного в их содержании и в прочем состоянии присмотра по заочности навсегда иметь не можно, но случаемые народного шума оказии к учению прилежать им мешают, а вместо ожидаемой в них, како воспитанных при семинарии, пользы, по таковому за ними неприсмотру от своеволия не сделалися бы они в нравах развращенными». Вследствие дальности расстояния и распутия, своекоштные ученики часто в доставке им от отцов на содержание провизии претерпевали замедление и остановку, благодаря чему «в содержании их не без скудости, а в учении не без препятствия бывает». Да и тем, которые содержались на казенном коште, пища и одеяние, по словам консистории, производятся скудные, как это самоперсонально от Его Преосвященства довольно просмотрено. Главной причиной указанной скудости является отсутствие особого надзирателя, который бы присматривал за приходом и расходом денег и выдачей пищи и одежды. Правда, в последние годы некоторым из семинаристов в поощрение к учению и к лучшему содержанию давались праздные причетнические места с получением по тем званиям доходов. Но консистория находит такой порядок обеспечения учащихся практически трудно осуществимым и педагогически неприемлемым. Священно-церковно-служители, по словам консистории, доход от семинаристов утаивают, а иным и вовсе не дают. «А чрез такую утайку первые удержанием неопределенного дохода грех себе приемлют, а другие, обнадеясь на готовые определенные им места, далее к учению прилагать труда не будут, производимой же им во время учения кошт туне потерян быть может, а по выпуске их из семинарии не к тем уже местам, кои им для лучшего их содержания были определены, но избирая довольнейший старается получить, уступая прежние сделками родственникам своим, как точно оказал ученик риторики Таврило Спасской». Весь годовой сбор на семинарию, по справкам, наведенным в консистории, определился в 1763 году за год в 1594 руб. 14 ½ коп. С остаточными от прошлых годов к 17 февраля 1763 года имелось в наличии 5207 р. 23 ¼ коп. Применительно к прежнему расписанию, на 40 человек учащихся и на содержание учащих и служителей предполагалось отпускать в год 1555 р. 99 ¼ коп. 38 р. 15 ¼ коп., остававшиеся от годового поступления, имели идти на починку зданий и строения.
Приняв во внимание все приведенные данные и руководствуясь законоположениями Духовного Регламента, консистория проектировала к возвышению образовательного уровня семинаристов и к улучшению их материального положения принять следующие меры.
1) Из обучающихся семинаристов ректору выбрать 40 человек благонадежных и оставить их в учении, остальных непонятных и к учению неспособных, чтобы не терять на них напрасно кошту, из семинарии выпустить. За оставшимися в учении не утверждать священно-церковно-служительских мест в отвращение лени.
2) Всех выбранных 40 человек, кроме певчих, содержать на казенном коште.
3) Всем им жить в том доме, где ныне живут содержащиеся на казенном коште, так как по Духовному Регламенту (п. 10) семинаристам не точию вне семинарии жительства иметь не дозволено, но и до 3 лет из семинариум испускать их никуды не повелено.
4) Каждому из семинаристов давать на каждый год кафтан серого сукна, две рубашки, двои порты, двои чулки, двои башмаки с железными пряжками, да на два года шубу, шапку, шляпу, две простыни, войлок холстом обшитый, одеяло серого сукна холстом обшитое, штаны ирошные, рукавицы козловые, черные с варигами и кушак. Дети родителей состоятельных, в приходе которых имеется свыше 100 дворов, обязаны за сшитую одежду и обувь уплачивать ежегодно по 8 руб. Взамен этого предполагалось сложить с их отцов плату в семинарский сбор, которую выплачивали священно-церковно-служители всей епархии. От этого сбора они освобождались на все время, пока их дети обучались в семинарии.
5) Для пропитания семинаристов каждому из них отпускать хлеба по 21 фунту в неделю. В воскресные и праздничные дни каждому пшеничную булку, весом по одному фунту. В мясоед в двунадесятые, воскресные и праздничные дни по фунту мяса на каждого человека в шти и по ½ фунту в сладкую уху и по четверику овсяных или яшных или гречневых круп и по 3 фунта масла коровьего. В прочие дни по 1 фунту мяса во шти и по четверику на кашу овсяных или яшных или гречневых круп и по 3 фунта масла коровьего. В постные дни в двунадесятые, высокоторжественные и воскресные дни по фунту на каждого коренной осетрины или белужины, шти со снятками или постным маслом, ухи со свежей рыбой и в кашу по четверику овсяных или яшных или гречневых круп и по три фунта масла постного; в простые же дни постные шти со снятками или с маслом постным, горох и каша толоконная или из круп яшных или гречневых с маслом же постным.
6) В той же семинарии обучать певчих до 12 человек и содержать их, кроме вышеозначенной семинарской, на особливой и лучшей от катедры пище; одеждой же снабдевать их в счет особых собираемых консисторией доходов.
7) Для ведения приходо-расходных книг и наблюдения за содержанием семинаристов учредить особую должность прокуратора и при ней копеиста. Для записи прихода и расхода денег выдать из консистории за скрепой и печатью приходо-расходную книгу; завести в консистории или в казенном приказе особую экспедицию, которая бы ведала семинарские сборы и отсылала бы при указе из консистории деньги для соответствующей записи на приход. Прокуратор должен состоять в команде духовной консистории в числе ее служителей. В случае каких-нибудь предосудительных проступков прокуратора, ректор семинарии должен входить на него с представлением в консисторию. Жалованья прокуратору назначается из семинарских средств 30 руб. в год и 18 четвертей хлеба; копеисту столько же хлеба и 15 руб. деньгами.
8) Для нужд семинарии необходимо нанимать двух портных, двух поваров, одного столяра, четырех истопников (из которых двое были бы каменщиками и двое сапожниками), и двух портомойниц. Всем этим служащим жалованья выдавать по 3 руб. в год, да за хлеб деньгами, считая на каждого по 6 четвертей ржи и по 6 четвертей овса.
Епископ Сильвестр утвердил постановление консистории, но при этом сделал существенные дополнения, касающиеся устройства бани, врачебной помощи учащимся, содержания учителей. Дополнения эти свидетельствуют о том, что епископ Сильвестр хорошо знал нужды духовной школы и близко принимал их к сердцу. В видах улучшения материального содержания семинарии епископ Сильвестр нашел возможным поступиться даже средствами свой кафедры. «Число семинаристов, написал епископ Сильвестр на консисторском проекте, оставить такое, какое годных и надежных ко обучению по экзаменованию ректора окажется, однако желалось бы не менее 50 человек содержать, буде можно. Кроватки оставить до постройки новой семинарии, ибо их ныне поместить негде. Рубашки и портки шитые давать крайне безродным, кои во время отпусков на вакации имеют нужду оставаться при семинарии, а прочим родственников имущим — холстом при отпуске на вакации. Вместо того, что давать двои башмаки с пряжками, вышней школы ученикам — по две пары сапогов, а меньших школ ученикам — чирики. Шапки, шляпы, рукавицы, чулки давать сиротам крайне безродным, а у коих отцы и матери есть хотя небогатые, однак в таких мелочах снабдевать могут. Простыни и одеяла отменить же, как не гораздо нужное. А понеже при нынешнем о семинарии учреждении не то намерение предприемлется, чтоб священно-церковно-служителей тех, которые детей своих в семинарии содержат и впредь содержать могут, без просьб их в содержании том облегчить и всю тягость на семинарскую сумму сложить: но чтоб семинаристов в сходство с Духовным Регламентом в купножительство под общую регулу свесть и от развратности нравов предохранить; то платьем и обувью содержать им детей своих, как напредь сего содержали, однак, чтоб не хуже было семинарскаго, а вместо квартиры, пищи, свеч, бумаги, чернил брать с них по самой нижней прежнего их содержания цене по шести рублев в год. А от платежа семинарскаго сбору их не увольнять, дабы помешательства в счетах погодной суммы не произошло. Буде же бы кто из родителей, содержащих своим коштом детей, вознерадел снабдевать их одеждой или обувью, таковым искупать потребности из кошту семинарскаго, а по исправлении того, что употреблено будет, взыскивать с родителей безопустительно. Жалованья прокуратору и подьячему довольно первоозначенного без наддачи за хлеб. Из служителей семинарских довольно быть портному одному, а столяру делать нечего. Портомойку нанять одну ж, да семьянистую, а жалованья ей определить денег по четыре рубли по 50 коп., на хлеб за пять четвертей, или как договориться удобнее. Сверх означенных во определении потребностей построить для семинаристов просторную и хорошую баню у пруда, что против семинарии, или где пристойнее рассудится, и во время мытья в бане из тех же служителей, выбрав человека доброго, которой других состоятельнее, поручить ему смотрение над маловозрастными семинаристами, чтоб они мылись и чесались и платье б выжаривали, и что клонится может к болезни отвращал б. А понеже по многолюдству семинаристов и по неосторожности юного возраста, частые случаются болезненные припадки, а лекарь в городе Переславле имеется, то в сходство с Духовным Регламентом нанять его к семинарии, а по приличию и к дому для монашествующих и служителей, тако ж и для консисторских служителей, подговорясь с ним, за что подрядится, и от каждого места по равным частям чинить плату, а лекарства, какие самим запасать нам для обыкновенных болезней, и каких в чрезвычайном случае от него требовать, в том особливым договором условиться; для удобнейшего же больных по наставлениям лекарским присмотру в его отлучки придать к нему в ученики двоих из семинаристов высшей школы, кои к продолжению учения окажутся не столь надежны, а к тому лекарскому делу способны и охотны. А понеже по расписанию консисторскому против приходу за расходом имеет оставаться денег весьма мало, а для построения семинарии и на покупку книг и для прочих нечаянных надобностей неминуемо надлежит быть всегда довольной сумме; того ради (хотя в катедральных сборах состоит скудость) однако отныне впредь учителем жалованье производить из катедральных и из семинарских доходов по равным частям. Сверх же того учителем из холостых, живущим при семинарии, дабы они в приготовлении для себя пищи стужения в мелочах не имели, производить (им) из катедры хлеб, капусту, или бураки, также квас, или кислые шти вседневно, количеством по рассуждению ректорскому, да полпива или пива в простые дни по бутылке, а в воскресные и праздничные по две; а прочие к пище припасы иметь им учителям от себя. Приготовлять же оное по их требованиям тем же семинарским поварам безотрицательно, и для услужения им быть из истопников по человеку. В добавку к вышеписанным напоминается, чтоб при учреждении трапезы семинаристам столы, где трактамент свой иметь будут, были черной клеенкой окрыты и чтение б производилось с другими к благочинию принадлежностями по прежнему учреждению. В прочем поступить консистории по изображенному в определении мнению. Марта 18 дня 1763 г.».
Главным пунктом всего определения является, конечно, устройство семинарского общежития, вызванное желанием епископа Сильвестра упорядочить учебно-воспитательный надзор за всеми учащимися. Естественно, что наиболее благоприятными последствиями новое распоряжение епархиальной власти отразилось на положении учеников квартирных, содержавшихся вследствие скудости материальных средств при самых неблагоприятных условиях. Вот для примера показание одного из отцов (диакона пог. Введенского, что на Черной Грязи, Дмитровской десятины), содержавшего сына своего — Василия Козлова на квартире в 1761 г. «Оставил я ему, сыну своему, для содержания его деньги 20 коп., да яшной муки 4 четверика, пшеничной четверик, и наняв катедрального Горицкого монастыря в подмонастырной слободе у вдовы по отчеству Васильевой дочери, а как имя и прозвание — не упомню, для призрения его квартиру, с тем договором, чтобы она его щами, солью и квасом довольствовала и на него рубашку с порты вымыла, ценой в год по 1 руб. 40 коп.». Правда, отец ученика Козлова, о котором шла сейчас речь, принадлежал к числу малоимущих. Возможно, что здесь дана минимальная цифра квартирного содержания ученика. Но и в определении еп. Сильвестра годовое довольствие учащихся квартирой и пищей определяется средней цифрой в 6 рублей. Насколько улучшилось содержание учащихся с введением «купножития» видно из того, что на довольствие пищей и проч. каждого ученика, кроме одежды и обуви, в 1763 году, когда общежитие уже функционировало, издержано было по 17 рублей 97 ½ коп.
Отцы принятых в общежитие детей, как и предполагал епископ Сильвестр, поняли новое распоряжение епархиальной власти в смысле освобождения их от всяких денежных обязательств по содержанию своих детей, и взыскание шестирублевого взноса, особенно в первый год, происходило не без затруднений. Но при Сильвестре, как и при Амвросии, консистория принимала самые энергичные меры к взысканию всякого рода семинарских недоимок, и с этой стороны семинария не терпела какого-нибудь ущерба. Некоторая заминка в поступлении семинарских сборов произошла только в 1764 году. Косвенный повод к этому дан был одним из распоряжений епархиальной власти. Епископ Сильвестр, находя, что денежный сбор с монастырей на семинарию, определяемый числом состоящих за монастырем вотчинных душ, не согласуется с 11 пунктом Духовного Регламента, где сказано от «знатнейших в епархии монастырей брать всякаго хлеба двадцатую долю», распорядился отправить во все монастыри из консистории указы с требованием справок, сколько при каждом монастыре в 759, 760 и 761 годах было в приплоде всего монастырского хлеба, «к усмотрению, не возможно ли будет лучшего в том монастырском сборе учинить постановления». Составление вероятных ведомостей во всех епархиях, где ни предпринималось, сопровождалось большими проволочками и давало результаты сомнительной достоверности. Так произошло и на этот раз. Ведомости, хотя и были собраны, но по рассмотрении консисторией «некоторые явились против требования недостаточными». А между тем монастыри Никитский, Борисоглебский на Горе, Волоколамский Иосифов, Можайский Лужецкий, Верейский Спасский, Петровский, Дмитровский Борисоглебский, в ожидании нового «установления», семинарских денег за 1763 год не представили. Консистория, с утверждения епископа Сильвестра, постановила, в виду предстоящей выработки генеральных штатов, держаться в сборе семинарских денег прежней практики, а перечисленным монастырям прислать недоимочные деньги беззамедлительно, не ожидая повторительного указа.
Таковы были средства и условия содержания Переславской семинарии в годы ближайшие к переходу духовно-учебных заведений на штатный оклад. Более детальное представление о ходе денежных поступлений и о расходовании семинарских денег дают нам сохранившиеся за 1763—1764 годы приходо-расходные книги, веденные рукой прокуратора. Кроме цифровых данных, в них находим по местам бытовой материал, восполняющий те скудные сведения, какими мы располагаем относительно тогдашней семинарской жизни.
В 1763 году прокуратором состоял канцелярист Иван Каменев. Денег на семинарию за этот год поступило 1348 руб. 74 коп. В том числе значатся поступления: 13 руб. 20 коп., взысканных за утайку при свидетельстве закащиком церковной земли; 6 руб. 24 коп., взысканных с закащиков за дачу ставленникам несправедливых свидетельств; 405 руб. 60 коп., собранных за розданные в церкви книжицы «Истинные основании христианские веры» и др. С церквей и монастырей в сборе за этот год числилось всего из общей суммы поступлений — 842 руб. 48 коп. В остатке к 1 января 1763 года имелось семинарской казны 5187 р. 53 ¾ коп. Таким образом, общая сумма поступлений к 1 января 1764 года определилась цифрой 6536 руб. 27 ¾ коп. Из этих денег на содержание семинаристов пищей издержано 438 руб. 64 ¾ коп. На строительные надобности при семинарии 658 руб. 95 ¼ коп. Деньги эти были употреблены главным образом на покупку, перевозку и приспособление под помещение семинаристов двух новых братских келий, купленных и перевезенных из приписной к Борисоглебскому, что на Песках, монастырю Осиповой пустыни. Кельи эти взяты были по распоряжению епископа Сильвестра. Монастырю за них уплачено из семинарских сумм 70 рублей. Из перечня строительных расходов в приходо-расходной книге видно, что, кроме семинарских покоев, во дворе Горицкого монастыря в том же году строилась для семинаристов баня. В числе мелочных расходов по той же статье значится плата «за сделание сундука к содержанию семинарских лекарств». Это первое указание на попытку епископа Сильвестра завести при семинарии аптеку. По производству жалованья учащим и служащим при семинарии издержано 303 руб. 2 ¾ коп. Жалованье выдано по расчету: ректору 200 рублей в год, риторическому учителю —120 р., грамматическому — 50 р., другому 25 р., учителю живописной науки — 50 руб., учителю чтения российских книг и письма — 18 руб. Половина означенной суммы, согласно распоряжению епископа Сильвестра, выдана из средств катедрального дома. На починку старой посуды и покупку новой издержано — 13 руб. 86 ½ коп., на письменные принадлежности — 23 руб. 58 ¾ коп., в том числе за три ведра чернил — 62 коп. На покупку книг и кунштов рисовальных и на дачу при покупке оных извощикам — 466 руб. 48 коп. Названия некоторых приобретенных книг указаны, именно: минея месячная (25 р.), печатные псалтири (8 экз. 20 р. 80 к.), Новые заветы (10 книг 17 р. 70 к.). Об остальных книгах, приобретенных для семинарской библиотеки сделана общая заметка: «отдано разного звания людям за купленные на разных диалектах и российские книги, а какие именно значит в особливых реестрах — 340 р. 94 коп.». Делать такие солидные приобретения для своей библиотеки Переславская семинария могла, конечно, лишь благодаря тем значительным суммам, какими она располагала в остатке от прошлых годов. Мелочные расходы (веники в баню, клеенка, сани и др.) определились в 8 р. 97 ½ к. На покупку дров — 102 р. 10 к. На пошитье семинаристам платья — 236 р. 25 ¼ к. На покупку красок для живописной науки — 48 руб. 97 коп. На дачу лекарю и на покупку в аптеку разных принадлежностей — 1 руб. 45 ½ коп. В счет этой небольшой суммы сделана была выдача гонорарной платы лекарю за лечение ученика живописной школы (40 коп.) и приобретен необходимый инвентарь для семинарской аптеки. Инвентарь этот был в высшей степени немногосложен, а именно: ножик складной, ножницы, 4 аршина холста на пластыри, гребень костяной да гребенка роговая, глиняных 9 горшков да три кувшина и рукомойник, две чашки деревянных, деревянная лохань, подсвечник и семцы железные и деревянный ковш. Все эти принадлежности выданы были лекарским ученикам, которые служили помощниками лекаря при пользовании больных. Отдано в катедральное домовотчинное правление за купленные из катедральной казны в семинарию в 748, 749, 750, 751, 761 и 762 годах на российском и разных диалектах книги и за построенные катедральным коштом для жительства семинаристов покои, по особой ведомости, представленной из домовотчинного катедрального правления — 568 р. 7 ¾ коп. А всего в 1763 году состояло в расходе 2870 р. 39 коп. В остатке к 1 января 1764 года имелось, таким образом, 3665 руб. 88 ¾ коп.
В 1764 году в семинарскую казну поступило денег всего 883 р. 42 коп. (в том числе штрафа от священника 2 р. за чинимые дьячку и пономарю обиды). Израсходовано в том же году 4541 р. 98 коп. В числе расходов значится 128 руб. 79 ¾ коп., уплаченных Переславскому провинциальному лекарю Августу Тейбелю за пользование больных семинаристов с 1 октября 1763 года по 1 января 1765 года; 4 руб. 25 коп. на покупку в семинарский лазаретный покой посуды и крупная цифра в 180 руб. 10 коп. на приобретение для пользования больных семинаристов лекарств. Лекарства приобретены были в Московской главной и разных партикулярных аптеках. Для приобретения лекарств командирован был специально в Москву семинарский копеист Давид Бурнашев и лекарский ученик Гавриил Спасский. Расходы по семинарской библиотеке в 1764 году оказались еще более значительными, чем в 1763 году. По этой статье в приходо-расходной книге записано 1176 руб. 92 коп. Правда, в этой сумме значатся расходы по напечатанию в Черниговской типографии 1000 книг «Изложение о вере» для рассылки этой книжки по церквам. Но и за вычетом этих 110 рублей, издержки на пополнение семинарской библиотеки в 1764 году достигли такой высокой цифры, какой они не достигали во весь период существования Переславской семинарии. В статье по выдаче жалованья учителям обращает на себя внимание добавочное вознаграждение им «в силу особливых от Его Преосвященства резолюцей и приказаниев». Именно, учителю протопопу Герасиму Гусельщикову «за долговременные его в разных науках труды» выдано было сукна дикого на рясу, камки голубой на полукафтанье и 30 руб. деньгами. Грамматическому учителю Петру Гжатскому «за малоопределенным жалованьем» выдано кофейного сукна на кафтан и прикладу к нему, всего на 10 руб. Катихизическому учителю соборному священнику Афанасию Ильинскому «за понесенные им при исповеди семинаристов труды» — 10 рублей. Двоим семинаристам, обучавшим низшие школы и не получавшим ничего за труды, по распоряжению епископа Сильвестра выдано: инспектору Афанасию Крылову — 28 руб., Аврамию Крапухину — 18 руб. Кроме указанных лиц, в приходо-расходной книге за этот год упоминается «надсмотрщик над поступками семинаристов Никитскаго монастыря слуга Иван Игнатьев»; ему выдано в вознаграждение за труды 12 рублей в год. Расходы по строительным надобностям семинарии определены снова крупной цифрой 786 р. 95 ½ коп. Деньги эти истрачены на внутреннюю отделку семинарских покоев и достройку бани. Кроме того за 100 руб. куплен деревянный дом для жительства катихизическому учителю Афанасию Ильинскому. Из расходов, записанных по этой статье, можно видеть, что в 1764 году одно из помещений семинарских покоев специально приспособлялось для надобностей библиотеки. Изготовлены были шкафы, одни стекла для которых (384) обошлись в 30 руб. 72 коп. Особой статьей помечен расход на приобретение семинарских стенных часов с боем, репитицией и числами в лаковом корпусе. С установкой часы обошлись семинарии в 57 рублей. За всеми этими расходами остаток к 1 января 1765 года определился скромной цифрой всего в 7 руб. 32 ¾ коп.
Насколько можно видеть из приведенных цифровых данных, заимствованных из семинарских приходо-расходных книг, в 1763 и 1764 г. семинария израсходовала не только годичные поступления, но и тот большой остаток, которым она располагала к началу 1763 года, Такая кажущаяся расточительность объясняется строительными, нуждами семинарии, обзаводившейся собственными зданиями в ограде Горицкого монастыря, расходами, связанными с устройством «купножития» учащихся, с значительным пополнением библиотеки и проч. Но возможно, что расточительность эта подсказывалась и темными слухами, ходившими на счет введения новых штатов, когда всякого рода остатки могут быть отняты, или обращены в счет штатных ассигновок. Слухи эти, как увидим ниже, оказались не без оснований.
Первое официальное известие об ассигновке на содержание Переславской семинарии штатной суммы получено было в Переславле в феврале 1765 года. 10 февраля этого года в Переславль послан был указ из Св. Синода с уведомлением, что, согласно Высочайше аппробованному распределению отпущенных штатных сумм на содержание семинарий впредь до учреждения штатов, в Переславскую семинарию на январскую и майскую треть 1765 года назначено 544 р. 62 ½ к. Через некоторое время, в марте месяце, получается новый указ с требованием сообщить известие о тех остатках, какими семинария располагала от прошлых годов для приобщения этих остатков к штатной сумме. Указ этот вызван был особым докладом Комиссии о церковных имениях. Комиссия сносилась с Коллегией Экономии особой промеморией, в которой указывала, что, хотя Высочайшим повелением и велено отпустить на две трети сего года на содержание в великороссийских епархиях семинарий до 25 тысяч рублей, «но понеже до состояния духовным местам штатов на содержание оных семинарий собираны были с монастырей двадцатая, а с церквей тридцатая хлеба части, в иных местах вместо оного хлеба деньги, каковых доходов уповательно и ныне некоторые остатки есть, того ради... не рассудит ли оная Коллегия потребовать о тех остатках от всех епархий, в кои по означенному росписанию на содержание семинарий денежный отпуск будет, ведомостей, для причисления оных остатков к той отпускаемой сумме».
На сделанный запрос семинария ответила, что в остатке от прошлого года имелось всего лишь 7 р. 32 ¾ коп., что остаток этот издержан был еще в январе и что сверх того семинария в 1765 году израсходовала значительную сумму, позаимствовав ее в долг из средств катедрального дома. Всего по 25 апреля издержано было 311 руб. 40 коп.; никаких сборов на свое содержание семинария от духовенства в 1765 году не получала. Обещанную штатную сумму за две трети — январскую и майскую Переславская семинария получила лишь в августе, но получила без всякого вычета. В августе же 11-го числа последовал Высочайший указ такого содержания: «пока совершится новое учреждение о всех епархиальных семинариях, о которых мы теперь прилагаем непременное попечение, то повелеваем продолжать старое оным содержание впредь до указу». Основываясь на этом указе, семинария в августе начала хлопотать об отпуске штатных средств и на сентябрьскую треть. Таким образом, хотя и с большим опозданием, но в 1765 году Переславская семинария получила на свое содержание всю штатную сумму, в размере 816 руб. 93 ¾ коп.

Штатная сумма, отпущенная на Переславскую семинарию, как и в других семинариях, значительно была ниже той, которая собиралась с церквей и монастырей епархии. В Переславле, как и в других местах, в виду сокращения приходных поступлений должны были обратиться к сокращению состава учащихся и количества казеннокоштных. Определением епископа Сильвестра от 3-го октября 1765 года повелено было «до воспоследования о семинарии штатов на казенном коште семинаристов содержать из всех школ лучших и понятных в учении 20 человек».
Но и этих 20 человек не представлялось возможным содержать полностью казенным столом, как это делалось раньше. С утверждения епископа Сильвестра, в Переславской семинарии, как и в других, на покупку муки и всякого рода харчи, одежду, обувь и проч. сдали производить казенное «жалованье», в размере 9 рублей в треть ученику риторического класса и 7 руб. грамматических классов.
Насколько сократился семинарский бюджет с ассигнованием штатной суммы, можно судить по счетной выписке из семинарских приходо-расходных книг за 1868 год. В этом году на жалованьи состояло 9 человек риторического класса, 13 человек высших и низших грамматических классов. Всего им выдано было в год 516 р., при чем в этой сумме засчитано им пособие на одежду и обувь, чернила, свечи и дрова. Жалованья учителям выдано 250 рублей. Именно, ректору 100 руб., учителю риторики и пиитики протопопу Гуселыцикову 80 руб., учителю священнику Афанасию Ильинскому 35 руб. и инспектору школы ученику Сергею Ансерову 35 руб. Для топления семинарских покоев и «варения про семинаристов» кушания поварам двум человекам выдано было 24 рубля. Консисторскому канцеляристу Ивану Шишкину, определенному к приему из Переславской канцелярии денежной суммы и к выдаче ее семинаристам в расход — 15 руб. в год. На починку семинарских покоев и библиотеку в год 11 руб. 93 ¾ коп. Всего 816 руб. 93 ¾ коп.
Как видим, из семинарской приходо-расходной совершенно исчезли статьи по лечению учеников и оплате лекаря, по вознаграждению учителям и ученикам, несшим обязанности надзора за низшими классами; выдача на пропитание и одежду сокращена до минимума: раньше одно содержание столом обходилось в 17 рублей в год, теперь на полное содержание учеников низших классов ассигновалось всего лишь 21 рубль. На ремонт семинарских зданий и пополнение библиотеки шли лишь остатки, выразившиеся в высшей степени скромной цифре — 11 руб. 93 ¾ коп.
Таким образом, введение штатов сопровождалось для Переславской семинарии последствиями тяжелого характера. Тот широкий размах, с которым епископ Сильвестр начал улучшение разных сторон семинарской жизни, поневоле должен был сократиться. Пришлось, наоборот, подумать об ограничениях и всякого рода экономии, что в свой очередь отразилось на всем ходе учебно-воспитательного дела Переславской духовной школы.

Продолжение » » » Переславская Духовная Семинария. Часть 2.
Переславская Духовная семинария при епископе Амвросии

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Переславль | Добавил: Николай (29.11.2016)
Просмотров: 2076 | Теги: Переславль-Залесский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru