Главная
Регистрация
Вход
Суббота
10.12.2016
02:16
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Свято-Благовещенский мужской монастырь города Мурома

Свято-Благовещенский мужской монастырь


Благовещенский монастырь

Благовещенский монастырь - православный мужской монастырь в городе Муроме.
Адрес: г. Муром, ул. Красноармейская, 16.
тел. (49234) 2-05-02, 2-09-78
Настоятель - игумен Кронид (Козлов)

Возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу (1096—1123 гг.).
С именем этого князя связано крещение Муромской земли.
В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. В последствии они раскаялись в своем злодеянии, пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, привезенной князем из Мурома.
В дальнейшем икона стала именоваться Муромской. Княжеский дворец поставили в Городище, укрепленном тыном и земляными валами. Рядом построили храм во имя Благовещения Богородицы. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.



Поклонный крест на месте убиения князя Михаила

В Благовещенском соборе находилась Муромская икона Богоматери греческого письма, привезённая князем из Византии. Известно, что в этом храме молился в св. епископ Василий († 1295).

Существует гипотеза, что на место, где позднее высился собор (Воеводская гора), Муром был перенесён с течением времени, а древнейшие храмы города стояли на территории, занимаемой ныне Благовещенским монастырём.

В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мощи находились под спудом.
В 1552 г. во время похода на Казань, царь посетил Муром, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы и обещал открыть монастырь в случае победы.
Благовещенский монастырь основан в 1553 г.


Рака с мощами Благоверных князей Константина, Михаила и Феодора

При строительстве каменного храма на месте деревянного были обретены гробницы с мощами князей, которые потом с молебным пением были торжественно поставлены в новом храме. С 1555 г. в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.
С самого начала монастырь пользовался высочайшими милостями. Согласно грамоте царя Ивана Грозного 1558 г. монастырь получил "жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов".
Царь прислал всю необходимую утварь, дал братии "неоскудную милостыню" из царской казны, земельные владения, которые расширились в XVII в.

В 1616 г. монастырь сильно пострадал от польско - литовской отряда пана А. Лисовского: "церковь Благовещения Пречистыя Богородицы ... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи". Поляки вывезли многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным.
Новые "государевы милостыни" помогли восстановить обитель.
По описи 1636 г. в монастыре находились: одна каменная церковь Благовещения и три деревянных (Иоанна Богослова, Григория Богослова, надвратная Стефановская церковь), а также 14 братских келий.
В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова.
Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор и установил на колокольне часы.
В описи 1678 г. упоминается о каменной Стефановской церкви.

Церковь Благовещения Пречистой Богородицы

Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор и установил на колокольне часы.
«Да на посаде же въ осыпи, где бывалъ острогъ, монастырь Благовещенский, а на монастыре церковь Благовещение Пречистой Богородицы каменная; въ приделе Муромские чудотворцы Благоверный Князь Константинъ и чадъ ево Благоверныхъ Князей Михаила и Федора, а въ церкве Божия милосердия образовъ по росписи того монастыря игумена Иоакима збратьею, какова взята за ихъ руками: образъ местной Благовещенье Пречистые Богородицы въ киоте обложенъ серебромъ чеканнымъ венецъ съ камнемъ да две цаты одна чеканная, въ ней три камени, другая басма, позолочены, двои серьги серебряны съ каменьи, серьги лапки съ жемчуги, крестъ деревянной обложенъ серебромъ, ожерелье жемчужное, да икона, да два креста серебряны, да крестъ камень аспидъ съ жемчуги. Две копейки позолочены, да две простыхъ, у Архангела Гавриила венецъ чеканой въ венце три камени, цата чеканная, да другая цата басма позолочены, въ облацехъ образъ Господь Саваофъ венецъ и цата чеканные, а въ нихъ три камени, ожерельецо жемчужное, на образъ покровъ дороги червчеты по концомъ низано жемчугомъ съ плащми серебряны пелена бархотъ чернъ, крестъ вышитъ золотомъ. Образъ Архистратига Михаила писанъ на празелени венецъ басма серебряна позолочена; образъ пречистые Богородицы въ киоте на празелени передъ нею моление муромскихъ чудотворцевъ, образъ Живоначальныя Троицы на празелени, образъ пречистые Богородицы Неопалимые Купины на празелени на налое, образъ Благовещения Пресвятыя Богородицы обложенъ серебромъ позолоченъ, да въ тябле Деисусы, съ праздники съ пророками и съ праотцы на золоте, да передъ местными образы пять свечь поставныхъ съ красками, да шестая свеча проста. Да въ церкве жъ рака деревянная, а въ ней лежатъ мощи Муромскихъ чудотворцовъ Благовернаго Князя Константина и чадъ ево Михаила и Феодора, на раке два покрова бархатныхъ, бархотъ черный кресты шиты золотомъ, да покровъ же большой ветхъ; да надъ ракою образъ Муромскихъ чудотворцевъ Благовернаго Князя Константина и чадъ его Михаила и Феодора обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ венцы серебряны позолочены басменные жъ. Да передъ Деисусы паникадило медное, два блюда белыхъ оловянныхъ, лампада, да чашка, да два подсвечника медныхъ. За престоломъ образъ Пречистые Богородицы на празелени, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ. Двери царские и сень и столбцы на золоте; да Евангелие напрестольное печатное позолочено камкою червчетою, Евангелисты серебряны басменны позолочены. Да на жертвеннике сосуды церковные блюда и потиръ и лжица серебряны позолочены, кадило серебряное жъ, а на сосудехъ покровъ и воздухъ камчатые. Да въ приделе Божия милосердия: образъ местный Благовернаго Князя Константина и чадъ ево Михаила и Фнодора обложенъ серебромъ басменнымъ позолоченъ, девять цатъ и венцы сканные, да восьмъ копеекъ позолочены, а передъ образомъ свеча поставная не велика, да образъ местный же Пречистые Богородицы на празелени. Двери царские и сень и столбцы и деисусы на празелени жъ. Да за престолом образъ пречистые Богородицы на празелени, да въ алтаре на престоле Евангелие писменное, Евангелисты медные, да на жертвеннике сосуды церковные, блюда и потиръ оловянные, кадило медное. Да въ церкве жъ книг: уставъ большой, служебникъ, псалтирь, часовникъ, апостолъ, потребникъ, Евангелие толковое, семь миней месячныхъ, Евангелиевъ тетратехъ, шестодневецъ въ тетратехъ, книга Новый Заветъ, два Охтоя, треодь постная, треодь цветная, минея общая, канунъ Ризе Господней; да книгъ же новой Государевы, Царевы и Великого Князя Михаила Феодоровича всея русии дачи 143 года псалтирь въ десть съ следованьемъ другая въ полдесть, все печатные; да книгъ же письманныхъ: Уставъ, Евангелие толковое двенадцеть миней месячныхъ, псалтирь, два пролога, соборникъ, патерикъ скитцкий. Да въ ризнице ризъ: ризы камка лазоревая куфтерь, оплечье бархотъ зеленъ шитъ золотомъ другие ризы камка лазоревая жъ куфтерь, ризы атласъ чернъ, оплечье бархатъ чернъ, ветхи ризы камка лазорева оплечье камка мелкотравая цветная, ризы лазоревы тафтяны оплечье бархотъ на золоте по червчатой земле, ризы миткалинные оплечье бархотъ рытой чернъ по красной земле, ризы полубархотъ вишневъ, двои ризы полотняные оплечье выбойка крашенинная, да стихарь дороги алые, оплечье по зеленой земле шито золотомъ камка голуба двоеличная, стихарь дороги белы оплечье бархатъ цветной, два стихаря полотняные оплечье выбойчатое да патрахель бархотъ зеленый шито золотомъ съ кистми мелки розные на ней пятнадцать пуговицъ серебряныхъ, патрахель бархатная ветха, патрахель тафта лазорева, две патрахели выбойчатые ветхи, шесть ширинокъ шитыхъ, две миткалинные, а четыре полотняны, два аршина бархату червчатова, мелкотравнова, два полотна дороги белы, два полотенца бархатъ зеленъ золотая копеечка вышито на нихъ оплечье, оплечь бархотъ червчатъ; да новые Государевы дачи ризы камчаты белые, стихарь оплечье отласъ желтъ на золоте, стихарь дороги зелены, да патрахель, двои поручи, да товожъ атласу уларь».

Церковь Ивана Богослова

«Да въ томъ же монастыре церковь Ивана Богослова съ трапезою древянная, а въ церкве Божия милосердия: образъ местный Ивана Богослова на золоте, образъ Покрова пречистые Богородицы на золоте, образъ великие мученицы Парасковеи нарицаемые пятницы, образъ пречистые Богородицы Неопалимые купины оба на празелени; двери царские и сень и столбцы на золоте и въ тябле деисусы съ прздники и съ пророками на празелени жъ, образъ пречистые Богородицы запрестольной на празелени, крестъ воздвизальный обложенъ серебромъ, да на жертвеннике сосуды церквоные оловянные».
В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова.

Церковь Григория Богослова

«Да церковь Григория Богослова древянная жъ; въ церкве Божия милосердия: образъ местный Григория Богослова да образъ пречистой Богородицы оба на празелени, двери царские и сень и въ тябле деисусъ на празелени жъ, да къ той же церкве прирублена колокольница, а на колокольнице два колокола середнихъ, да четыре колокола зазвонныхъ да къ той же колокольнице зделаны (в 1664 г.) часы боевые съ перечасьемъ въ тежъ колокола, а делалъ те часы Московской гостиной сотни торговый человекъ Богданъ Цветной да Благовещенский прежний игумен Сергий».

Надвратная церковь Архидиакона Стефана

«Да на святыхъ воротехъ церковь древяна жъ Архидиакона Стефана, а въ церкве Божия милосердия образъ местной Архидиакона Стефана да образъ пречистой Богородицы оба на празелени, да образъ пречистой Богородицы запрестольный на празелени жъ; двери царские и сень и столбцы и деисусъ на празелени жъ».
«А около монастыря ограда тынъ дубовый стоячий ветхъ; да на монастыре жъ келья игуменская, да 14 келей братскихъ, а въ монастыре игуменъ Акимъ, да 14 человекъ братии. А земли подъ темъ монастыремъ и подъ церквами и подъ кельями и подъ огородами въ длину 60 саженъ поперегъ 50 саженъ съ полусаженью. Да къ тому жъ монастырю дано для пространства блаженные памяти при Государе, Царе и Великомъ Князе Федоре Ивановиче всея русии, по ево Государеве грамоте за приписью дьяка Семенки Сумарокова 105 году три места дворовые посадскихъ людей, а ныне на той земле дворъ белаго попа да дворишки бобыльские, а всего Благовещенскаго монастыря на монастырской земле дворъ белаго попа, да 22 двора бобыльскихъ непашенныхъ людей, а людей въ нихъ 25 человекъ, да два места дворовые пусты. А по Государевой жалованной тарханной грамоте те монастырские бобыли съ Муромцы съ посадскими людьми тягла никакого не тянутъ и городовые и острожные поделки и никакого изделья не делаютъ. Да въ тотъ же Благовещенский монастырь дано прежнихъ Государей по жалованнымъ грамотамъ и по Государеве Цареве и Великого Князя Михаила Феодоровича всея русии и отца ево Государева блаженные памяти Великого Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича Московского и всея русии грамоте 131 году за приписью дьяка Прокофья Пахирева вотчина въ Муромскомъ уезде пустошъ Погарцы, а въ ней по Государеве блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича всея русии 103 года за приписью дьяка Добрыни Семенова пашни пахатные и перелогу и лесомъ поросло 30 четей въ поле, а въ дву по тому жъ».

В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса, под управлением архимандрита.

В 1791 г. на территории монастыря было открыто Муромское духовное училище. Просуществовало оно недолго: в 1800 г. было упразднено. В 1816 г. согласно реформе духовного образования состоялось повторное открытие Муромского духовного училища, для которого городом был приобретен земельный участок с двумя домами на Сретенской улице (ул. К. Маркса). В 1883 г. состоялось третье рождение училища – перевод его в новое каменное трехэтажное здание, построенное по специальному проекту под училище в глубине квартала. На верхних этажах размещались классы, библиотека, квартиры смотрителя и его помощника. Позднее к зданию были пристроены общежитие и домовая церковь. Был также гимнастический зал. В подвальном этаже располагались духовые печи (по специальным каналам в стенах теплый воздух поступал на верхние этажи), столовая, квартиры служителей. В настоящее время в здании училища располагается школа № 12.

В 1792 г. обитель пережила пожар, однако каменные строения и главные святыни уцелели. В связи с пожаром Муромское духовное училище было переведено в дом смотрителя, а в 1800 г. закрыто.
В 1797 г. в Благовещенском храме был устроен новый барочный иконостас.

В 1811 - 1812 гг. вокруг монастыря возвели каменную ограду с угловыми башнями.

Война 1812 г. соединила скорбь и радость в сердцах муромских жителей. Незадолго до сдачи Москвы Наполеону чудотворные иконы Владимирской Божьей Матери и Иверской Божией Матери были вывезены из столицы в Муром. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября. В память об этом событии городским духовенством ежегодно совершались Крестные ходы по городу. Список с Иверской иконы Божией Матери (конец XVII в.), хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий.

В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус.
Епископ Владимирский и Суздальский Парфений с архимандритами: Павлом (ставший епископом Костромским) и Аркадием (ставшим епископом Пермским), 1 сентября 1828 г. переложили св. мощи князя Константина и чад его Михаила и Федора из деревянной раки в новую сереброкованную, сделанную в Москве по усердию граждан и других доброхотных дателей, стоящую около 30000 руб. Стечение народа было многочисленное. Преосвященный позволил быть в церкви некоторым гражданам при переложении св. мощей. На другой день, во время литургии, он произнес назидательную речь, приличную этому торжеству.

14 августа 1837 года в Муцром прибыл Наследник Цесаревич Великий Князь Александр Николаевич. Его Высочество, вступив на городской берег, осчастливил общество, предводимое городским головой Е.И. Зворыкиным, принятием поднесенных им хлеба и соли; движимый примерами благочестивых предков и своего Августейшего родителя, Его Высочество, заехав в собор и Благовещенский монастырь, с усердием молился перед св. мощами князей Муромских: Петра и его супруги Февронии, Константина и чад его Михаила и Феодора.

24 декабря 1866 г. Муромский Благовещенский монастырь по Высочайшему соизволению возведен из 3-го во 2-й класс.

В 1866 г. монастырь отнесли к разряду второго класса. Братия проживала необщежительно. В 1867-1882 гг. им управляли Епископы Муромские, викарии Владимирской епархии.

Памяти Настоятеля Муромского Благовещенского монастыря, Архимандрита Иннокентия

23-го ноября 1875 г. в 2 часа ночи редкий благовест монастырского колокола возвестил жителям города Мурома о кончине маститого старца — отца Архимандрита Иннокентия. Хотя всем было известно, что о. Архимандрит доживает девятый десяток лет, но как-то не верилось, что смерть постигла его; недавно, не более полутора месяцев назад, многие видели его в храме возносящим молитвы пред Престолом Всевышнего.

О. Архимандрит Иннокентий, в мире Сергей Иванович Никольский, сын бедного сельского диакона, имевшего фамилию Любецкий. В 184 8 г. он окончил курс во Владимирской духовной семинарии. Четыре года был на частных должностях, 22 октября 1852 г. рукоположен во священника в село Борисоглебскую пустынь, Вязниковского уезда. Немного времени судил Господь благополучно пожить молодому пастырю. Через два года супружеской жизни у него померла жена, оставив ему в наследие пятидневную дочь. Тяжела жизнь молодого вдовца — иерея! О. Сергий с мужественным терпением и с покорностью воле Промыслителя нес свой крест и 25 лет прожил в с. Борисоглебской пустыни. В 1877 году он, по благословению Архипастыря, передал свое место зятю, — мужу дочери, а сам поступил в Вязниковский Благовещенский монастырь. Подготовив себя к монашеской жизни, в 1881 году он принял пострижение с именем Иннокентия. Десять лет он был рядовым монахом, с кротостью и любовью неся назначаемые ему послушания. Епархиальное начальство обратило внимание на труженика иеромонаха, заметило твердость его характера и призвало его к административной деятельности. Он был назначаем Настоятелем монастырей — Суздальского Васильевского (1887 — 1891), Козьмина (1891 — 4895), Лукьяновой пустыни (1895 — 1899) и Муромского Благовещенского (1899 — 1912). Во всех монастырях он оправдывал доверие своего Начальства, приводил в порядок и благоустроил вверяемые ему обители. В 1901 г. он был назначен благочинным монастырей — Переславских — Данилова, Никитского , Никольского и пустыней Введенской и Солбинской. В 1907 г. получил назначение на должность благочинного женских монастырей: Троицкого — в Муроме, Скорбященского — близ г. Меленок и общин — Знаменской, Свято-Николаевской и Владимирской. Епархиальное Начальство с благодарностью и признательностью относилось к трудам отца Иннокентия и награждало его: в 1895 году он получил наперсный крест, в 1899 году возведен в сан Архимандрита, в 1904 г. награжден орденом св. Анны 3 ст., в 1908 г. орденом св. Анны 2 ст. Сам проводя строго монашескую жизнь и водворяя должные порядки в управляемых им монастырях, о. Архимандрит сильно расстроил свое здоровье, особенно в последнее время, когда в монастыри часто стали попадать неблагонадежные люди, идущие в монастырь не ради спасения души, а ради куска хлеба да беспечной жизни. Но слабея телом, он был крепок духом и, превозмогая телесные слабости, неопустительно совершал богослужения в монастырском храме и никогда не отказывался от участия в торжественных богослужениях в соборе. Не редко были слышны слова удивления богомольцев, видящих 85 — 87-летняго старца, бодро выстаивающего продолжительные Архиерейские богослужения, — даже такие, как в первое Воскресение Великого поста, когда совершается чин православия, или в Великий Четверток, когда бывает чин омовения ног. В октябре месяце текущего года силы о. Архимандрита быстро стали падать, и. он подал прошение об увольнении за штат. 12 ноября он передал, с разрешения Епархиального начальства, управление монастырем казначею монастыря, а 23 окончил земное бытие, напутствовавшись таинствами покаяния, елеосвящения и причащения. В течение трех дней множество народа приходило проститься с неустанным тружеником и молитвенником. Перебывало почти все градское духовенство, совершая молитвы об упокоении души его. Преосвященный Епископ Митрофан, проведши ночь в пути, поспешил почтить усопшего 87-летняго старца. При большом стечении горожан торжественно, собором двенадцати иереев, во главе с Архипастырем, совершен над почившим „чин погребения монахов".

Да упокоит Господь Бог новопреставленного священно-архимандрита Иннокентия и да вчинит душу его в обителях райских!
«Владимирские Епархиальные ведомости» Неофициальная часть № 6 (15 марта 1875 года)

К 1 января 1903 г. в обители находились: архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга; всего - 29 человек.
В 1900 г. - каменный двухэтажный дом игумена, завершивший формирование архитектурного облика Благовещенского монастыря.

Монастырь был закрыт в 1919 г., но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе.

22 мая 1923 г. произошло вскрытие мощей свв. благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 г.

В 1940 г. собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм.
В 1945- 1946 гг. здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх всея Руси.

В сентября 1991 г. Благовещенская церковь была преобразована в мужской монастырь.


Деисус тябло – «Коруна» царских врат. Середина XVII в. Дерево, левкас, темпера; оклад – серебро, чеканка, золочение.
Происходит из собора Благовещенского монастыря в Муроме. Поступила в Муромский музей в 1933 г.
Изображение Деисуса (в пер. с гр. – «моление», «прошение») получают широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве с X-XI вв. Главное содержание композиции – тема Второго пришествия, Страшного Суда и грядущего спасения человеческого рода. В центре изображается Господь Вседержитель, восставший на суд, а по обе стороны от Него – Богоматерь и Иоанн Креститель, возносящие заступническую молитву за род человеческий. В центральном клейме данного Деисуса вместо Господа Вседержителя – Святая Троица (Новозаветная). По сторонам – Богоматерь в царских одеждах и Иоанн Предтеча, оба крылатые и в коронах. Здесь использованы иконографические мотивы, восходящие к сюжетам «Предста царица» (Пс. ХLIV, 10) и «София Премудрость Божия», сочетание которых в таком варианте не встречается в других древнерусских памятниках. Два крыла за спиной Богоматери указывают на связь изображения с апокалиптической «женой, облеченной в солнце» («даны были жене два крыла большого орла» - Откр. XII, 14). Крылья у Крестителя – символ его ангельского достоинства, предсказанного пророками и засвидетельствованного самим Христом (Мал. III, 1; Мф. XI, 9-10).

Благовещенский собор

Строительство Благовещенского собора, так же как и строительство Богородицкого, Спасо-Преображенского соборов и Козьмодемьянской церкви в Муроме, связано с пребыванием здесь Ивана Грозного в июле 1552 г. перед походом на Казань.
Как сообщает летопись, при посещении деревянной церкви Благовещения «государь царь у чудотворных гробниц поклонился и молился им со слезами, помощи прося на супостаты и нача глаголати: аще Господь Бог и Пресвятая Богородица и Муромские чудотворцы подадут мне победу на безбожного Казанского царя: повелю зде устроить храм Благовещения и придел Муромских чудотворцев - каменные».
В 1552 г. победа под Казанью была одержана, и на следующий год Иван Грозный направил в Муром для строительства Благовещенской церкви каменщиков с мастером.
Участие в строительстве собора Ивана Грозного подтверждает и опись Бартенева, в которой отмечается, что «Благовещенская Божьей матери церковь, каменная, построена царем Иваном IV в 1553 г. и после разорения от поляков обновлена игуменом».
Несмотря на позднейшие переделки, особенно после разорения собора Лисовским в 1616 г., когда каменные стены «разседалися», в своей основе Благовещенский собор сохранил облик XVI века.
По всей видимости, надо отвергнуть дату освящения собора в 1664 г., как дату окончания строительства, следует признать это датой восстановления собора после разгрома поляками, так как нельзя допустить, чтобы одно из лучших культовых сооружений города в течение нескольких десятилетий (с 1616 по 1664 г.) не было восстановлено. Одновременно с этим велось строительство других храмов: ансамбля Троицкого монастыря (1642—1652), Воскресенской и Введенской церквей на Штабу (1658), Георгиевской церкви (1652) и других.
Одновременно с этим нельзя считать прообразом Благовещенского собора Троицкую церковь, так как при общих для обоих памятников деталях имеется слишком много принципиальных различий как в размерах, так и в общем композиционном решении. В отличие от Троицкой церкви Благовещенский собор на высоком подклете, план основного объема - прямоугольник, вытянутый с севера на юг, со сторонами 5X3,5 сажени. Такой план больше характерен для второй пол. XVI в., чем для второй пол. XVII в., к которой относят построение собора. И если основным элементом Троицкой церкви является аркатура с висячими полуколонками, характерная для владимирской архитектуры, то детали Благовещенского собора более близки к деталям памятников московского зодчества.
К прямоугольнику, узкая сторона которого выходит на юг в сторону главного входа, примыкает алтарь трех-абсидной формы, соединенный тремя арочными проемами с основным объемом.
Если в XVII в. трапезная - это неотъемлемая часть церковного здания, особенно во второй половине столетия, то в памятниках XVI в. трапезные встречаются довольно редко. В отличие от Троицкой церкви формы собора строже, пропорции монументальнее. Широкие лопатки-пилястры разделяют здание по вертикали на 3 разные части. Высокий карниз - с сухариками, зубчиками, ширинками; кокошники, опирающиеся на лопатки-пилястры с рельефными валиками, служат основаниями для барабанов. Но так же, как и в Троицкой церкви, стена Благовещенского собора фактически является сложной скульптурной композицией, состоящей из различно обработанных наличников окон, завершающихся то килевидным кокошником, то разорванным фронтоном, то сложной зубчатой короной. Колонки наличников представляют собой сочетание многообразных форм разных цветов, бусин, кубышек.
Архитектура Благовещенского собора имеет много общего как с муромскими памятниками, так и с известными памятниками XVII века московского зодчества - церковью Троицы в Никитниках и церковью Николы на Пыжах. Однако, как не без основания отмечает И. Грабарь, «муромские храмы по характеру своей «узорочности» могут составить особую группу в истории русской архитектуры. Муромские зодчие, воспитанные на «государевом деле», славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до степени прихотливого узора».
Исключительным по своей архитектуре является южный фасад, являющийся главным фасадом. Декоративные пятна фасада несколько напоминают приемы церкви Благовещения в Каргополе (сер. XVII в.), но благодаря четким пропорциям, сохранившимся от здания XVI в., здесь создана совершенная архитектурная композиция.
Подклет, являющийся мощным цоколем широкими лопатками разделен на три части. В центре - вход в цокольную часть, обрамленный пилястрами, на которые опирается фронтон со сложным профилем. Фронтон и пилястры находят на лопатки и пересекают карниз цоколя. В боковых частях небольшие арочные окна утопленные в нишах, обрамленные простыми прямоугольными тягами, переходящими в небольшие кокошники килевидной формы, которые вершинами врезаются в карниз. Основной объем в свою очередь лопатками разделен на 3 части, при этом расстояние между лопатками центральной части несколько меньше размеров боковых простенков.
Пилястры несут широкий пояс карниза, фриз которого состоит из ширинок с углублениями в виде туза пик и карниза с сухариками Под поясками капителей средних пилястр устроены прямоугольные ниши с обрамлениями в виде валиков. Верхняя часть валиков несколько приподнята. Пояски без пилястр продолжаются и по простенкам.
Несмотря на то, что собор одноэтажный, два ряда окон создают впечатление двухэтажного здания. Этот прием встречается как в подобных сооружениях XVI в., так и в церковных зданиях XVII в., так как в связи со значительными размерами зданий одного ряда окон не хватало для освещения внутреннего пространства.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.


Благовещенский собор

Опись древних предметов монастыря в нач. ХХ века:
«В Благовещенском храме в алтаре с южной стороны, за престолом имеется икона св. бл. Кн. Константина с чадами, вишиной 1 арш. и 3 ½ верш., шириной 13 вер., писанная на липовой доске, в серебро-позолоченной ризе, по темно-коричневому полю. XVII века.
В алтаре церкви Иоанна Богослова находится икона апостола Иоанна Богослова вышиной 1 арш. и 3 вер., шириной 15 ½ вер., писанная на липовой доске с выемкой, по темно-коричневому полю. XVII века.
Иконостас Благовещенского храма резной с колоннами в три яруса; резьба изображает собой цветы и листья, вся позолочена на полимент и помещена на таком же золотом поле. Устроен иждивением купца Масляникова в 1797 г.
Царские двери состоят из двух створов, гладкие и окаймлены тонким узором из чеканного позолоченного серебра. Они составляют главную церковную в иконостасе редкость, или можно сказать, остаток первоначального древнего иконостаса, как по богатству своей византийской живописи, так и по изяществу своему. Вверху их сделана выемка в виде полукружия и поверх выемки написана в лицах беседа Иисуса Христа с апостолами и Живоначальная Троица. На всех царских вратах находится 34 венца, серебро-позолоченных, на ликах разных святых. весу в окладах и венцах 20 фун. Эти царские врата очень напоминают таковые же врата Московского Успенского собора. Вверху образ Спасителя и по сторонам Богоматери и Предтечи, в серебряном позолоченном оклаед, в коем весу 4 фун.; ширина врат 1 арш. 7 вер., вышина 2 ½ арш.; помещенные здесь иконы евангелистов, Благовещения и тайной вечери подновлены в позднейшее время. Врата XVI века.
Местные иконы по правую сторону царских врат: Господа Вседержителя, стоящего на облаках; риза и венец на нем серебро-позолоченные и украшены разными камнями в 1881 году. Ширина иконы 12 вер., вышина 1 арш. 12 верш., писана по темно-коричневому полю, на липовой доске. XVII века.
Живоначальной Троицы; на ней риза, венцы и цаты серебро-позолоченные, весу 15 фун. 44 золотника, вышиной 1 арш. 11 вер., шириной 1 арш. 6 вер.; писана по темно-коричневому полю, на липовой доске. XVII века.
Благовещения Пресвятой Богородицы; на ней чеканная позолоченная 84 проб. серебряная риза, весу 9 фун. с золотниками; вышиной 1 арш. 4 верш., шириной 1 арш. 8 верш.; писана по темно-коричневому полю, на липовой доске. XVII века.
Икона «Спас Недреманное око», представляющая собой иллюстрацию к словам псалма, «невоздремлет, ниже успнет храняй Израиля», относится вероятно к XVII веку, в медно-позолоченном окладе, писанная на липовой доске по темно-коричневому полю, вышиной 1 арш. 4 верш., шириной 1 арш.
По левую сторону:
икона Владимирской Божией Матери, на ней риза, венец и поля серебро-позолоченные кованные, в венце вставлено 4 камня в двух звездах, борке и на рукаве 40 красных камней в серебряной оправе, борок низан мелким жемчугом. Внизу надпись: «лета 7200 (1692), месяца iюня въ 7 день, списалъ сей образъ съ чудотворнаго образа и письма евангелиста Луки, что стоитъ въ соборной церкви, списал знаменщикъ Афонасiй Резанцевъ по обещанiю гостиной сотни Афанасья Тарасова Соколова». Весу в венцах, ризе и камнях 5 фун. 22 зол.; вышиной 1 арш. 14 верш., шириной 3 четверти. Писана на липовой доске, по темно-коричневому полю.
За правым клиросом в резном киоте чтимая икона Иверской Божией Матери, в память пребывания в 1812 г. чудотворных икон, принесенных из Москвы, Владимирской и Иверской, в сопровождении епископа Августина, и пребывания сих икон в Благовещенском монастыре на время компании 1812 года. Муромские граждане сию икону украсили кованой серебро-позолоченной дорогой ризой, украшенной финифтяными камнями. Весу в окладе, полях и венцах с короной и финифтяными камнями 11 фун. 2 зол; вышиной икона 1 арш. 10 верш., шириной 1 арш., писана на липовой доске по темно-коричневому полю.
В притворе главного храма находятся иконы:
Большого размера икона св. благ. князей Константина о чад его Михаила и Феодора, с 87 по сторонам клеймами, в коих имеются соответствующие надписи, относящиеся к деяниям сих св. чудотворцев. Внизу же иконы подпись «въ лето 6700 первоначальные просветители свят. Крещенiем града Мурома. Лета 7223 отъ Рождества же Христа 1714 писалъ сей образъ изугравъ Александръ Ивановъ сынъ Казанцевъ»; вышиной 2 арш. 14 верш., шириной 3 арш. 3 верш., писана на липовой доске, по темно-зеленому полю.
Икона Страшного Суда, вверху которой изображены св. Александр Свирский, св. Владимир и св. кн. Борис и Глеб. Она состоит из трех досок, скрывающих за собой тайную лестницу, ведущую под крышу храма, шириной 2 арш. 10 верш., вышиной 2 арш. 7 верш., писана по темно-зеленому полю. XVII века.
Здесь же на паперти, кроме этих икон, тимеется камень, обретенный на гробах чудотворцев. Он имеет серый цвет, волнистую поверхность, вставлен в нижнюю часть иконостасного киота, возле входа в теплую церквоь, длина его 2 ½ арш., ширина 5 четв.
Евангелия:
Московской печати в поллист, без всякой отделки в одном бархате малинового цвета. 1638 года.
Московской печати, на котором верхняя доска серебряная вызолоченная, украшена 8 драгоценными камнями, на окладе славянской вязью написано: «лета 7156 (1648 г.) приложилъ гостинной сотни торговый человекъ, по реклому Богданъ Цветной». 1644 года.
Московской печати, в досках, обложенных серебром с искуссной чеканкой, приклад Московского торгового человека Афанасия Соколова. В серебре весу 11 фун. 37 зол. 1699 года.
Московской печати в поллист, в малиновом бархате, на верхней доске посредине Распятие Иисуса Христа, с предстоящими Божией Матери и Иоанна Богослова, по углам Евангелисты, на нижней посредине крест, а по краям наугольники. 1717 года.
Московской печати в поллист, обложенное малиновым полубархатом, на передней доске средник с изображением Распятия Господня и по углам 4 Евангелиста, серебряные гладкие, застежки межные. Весу в серебре 34 золотн. 1763 года.
Востмиконечный крест серебро-позолоченный, на нем изображены Распятие Господне с предстоящими. В нем части св. мощей: а) князя Константина и чад его Михаила и Феодора; б) Германа и Варсонофия Казанских; в) апостола Варфоломея; г) часть честного древа Креста Господня; д) апостола Андрея Первозванного; е) евангелиста Марка. Это подтверждается надписью в 5-ти клеймах на нижней стороне креста. Весу в нем 1 фунт 66 золотн. Без пробы. XVII века.
Крест серебро-позолоченный с мощами некоторых святых; на нем надпись: «построенъ лета 7190 (1682) при игумене Феодосiи, по словеси его и тщанiемъ». Весу в нем 40 зол. 1682 года.
Потир серебряный, внутри и вне местами позолоченный, на поддонке которого вычеканено: «въ 7147 году (1639), въ 3-й день октября, жалованъ государемъ царемъ и великимъ княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Россiи, по челобитью игумена Iоакима съ братiею»; весу в нем 75 зол. При нем: Дискос серебряный, позолоченный, по краям надпись: «се Агнецъ Божiй» и проч., а в середине изображения Иисуса Христа и двух ангелов. Весу в нем 1 фент 4 золот.
Звездица серебро-позолоченная, наверху которой образ Господа Саваофа, по сторонам изображены херувимы. Весу в ней 46 зол.
Лжица серебро-позолоченная, на ней изображен крест. весу 11 золотн.
Два блюдца, серебро-позолоченные, по краям одного слова: «Кресту твоему покланяемся Владыко …», а на середине изображено Распятие с предстоящими; на 2-м блюдце: «Радуйся Благодатная Господь съ Тобою …», в середине изображено Благовещение Пресвятой Богородицы. Весу в каждом по 33 золотника.
Потир с серебряной решетчатой позолоченной накладкой, на ней вычеканены 4-ре изображения – Иисуса Христа, Божией Матери, Иоанна Предтечи и Распятие Господне. Вверху надпись: «пийте отъ нея вси. Сия есть кровь Моя Новаго Завета»; на поддонке 4-ре чеканные клейма, с изображением страданий Господних. Весу 1 фун. 72 зол. 84 пробы. 1759 года.
Покров на мощи св. бл. князей, шитый по красному штофу золотом и шелком с изображением св. чудотворцев Константина, Михаила и Феодора. Очень тонкой и изящной работы, на полях вязью серебром и золотом вышит вокруг тропарь им; из подписи видно, что он пожертвован женой стольника князя Андрея Феодоровича Литвинова-Масальского в 1661 году.

Часовня



Часовня на месте захоронения старца иеромонаха Аполлония Муромского

Часовня построена в 2007 г.
Место захоронения Угодника Божьего старца иеромонаха Аполлония Муромского (1825-1914 гг.).
Иеромонах Аполлоний (в миру Алексий Рунов) еще в отрочестве решил свою жизнь посвятить служению Господу. Получив начальное духовное образование в Переславском духовном училище, он три года нес послушание в Лукьяновой пустыни и Махрищском монастыре, а затем до 60-летнего возраста трудился псаломщиком в сельских храмах Владимирской епархии. На склоне лет поступил в братию Муромского Благовещенского монастыря, где в монашеском постриге получил имя Аполлоний. В 1893 г. он рукоположен в иеромонаха и в 1902 г. стал духовником обители. Иеромонах Аполлоний скончался 17/30 ноября 1914 г. и погребен на сем месте. Как при жизни старца, так и после его смерти Господь прославляет Своего Угодника чудотворениями, чему есть много свидетельств.
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего иеромонаха Аполлония и его молитвами помилуй нас, грешных.
Аминь.

Крыльцо Благовещенского собора


Крыльцо и колокольня Благовещенского собора

Крыльцо собора - это сложная архитектурно-скульптурная композиция, находящаяся в органической связи с основным зданием и колокольней.
Как известно, в русской архитектуре крыльцо всегда имело немаловажное значение не только с практической стороны, но и как чисто декоративный элемент здания. Крыльцо - это парадный вход в сени или на галерею.
Однако только в XVII в. появилось отдельно стоящее крыльцо, которое соединялось с галереей через лестницу на «ползучих» арках. Крыльцо подчеркивало парадность входа, особенно в тех случаях, когда церковь размещалась на подклете, а «ползучая» арка подчеркивала движение вверх.
По всей вероятности, крыльца в более ранний период были деревянными о чем можно сделать заключение по некоторым памятникам раннего московского зодчества.
Одним из первых крылец «на отлете» (как определяет их И. Грабарь) появилось крыльцо в церкви Троицы в Никитниках. И этот прием настолько полюбился современникам, что они стали широко применять его при строительстве церквей как в Москве, так и в других городах.
Среди значительного количества крылец XVII в. крыльцо муромского Благовещенского собора отличается своеобразием и самобытностью благодаря своей живописности и скульптурности.
На четырех классических постаментах установлены опоры сложной по рисунку конфигурации с капителями в виде профилированных плит, при этом передние имеют форму восьмигранных балясин утолщенных пропорций, а задние - в виде шаров, опирающихся на упрощенные подушки-базы. Опоры, соединенные полуциркульными арками, несут основной кубический объем крыльца. Одновременно с этим они являются основанием для двойных арок с висящей опорой в виде гирьки. Фасадные углы кубического объема декорированы балясинами сложного рисунка, несущими карниз с полочками и выкружками. Над карнизом вкомпонована широкая лента парапета с довольно глубокими нишами в виде кокошников по три с каждой стороны.
Верх крыльца завершен тремя шатрами. Центральный шатер - с гуртами по углам граней, переходящими в вершине шатра в балясины, на которых покоится четыре кокошничка. Шатер завершается белокаменной резной вазой со сложным орнаментом, на которой укреплена стилизованная металлическая корона с изящным флажком из кровельной стали.
Над передними опорами укреплено два меньших по размерам восьмигранных шатра с гуртами по углам, на вершинах которых установлены белокаменные резные вазы. Ползучей, стремительно поднимающейся вверх аркой крыльцо увязывается с папертью, расположенной на подклете.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.


Апостолы (часть скульптурной композиции). Первая пол. XIX в. Дерево, левкас, темпера, золочение. В Муромский музей поступила из Благовещенского монастыря г. Мурома в 1941 г. Реставрирована в 1990-е гг. во Всероссийской художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) В.Ю. Бараненковым.

Водосвятная чаша, вложенная князем Дмитрием Пожарским в Благовещенский мужской монастырь города Мурома в 1639 г. «по родителех своих». Возможно, вклад был сделан и в память об участии горожан в его ополчении.

Колокольня Благовещенского собора

Позднее основного храма построена каменная колокольня. В описи Бартенева упоминается «колокольница деревянная прирубленная». Колокольня смещена с главной оси храма и отделена от него папертью.
Точная дата построения колокольни неизвестна, но по своим формам она близка к шатровым колокольням XVII века и напоминает колокольню церкви Николы на Пыжах в Москве, хотя имеет свои специфические черты.
Три яруса четвериков, опирающихся на мощный белокаменный цоколь и отделенных друг от друга поясками, на углах имеют широкие лопатки, разделенные на три яруса тесанными из кирпича деталями баз и капителей. На ярусах для освещения помещений сделаны окна, обрамленные наличниками из профилированного кирпича. С южной стороны второго яруса устроено спаренное окно с богатым наличником. Восьмигранный шатер опирается на 8 столбов, соединенных арками с довольно сложным профилем. Вершины арок расщеплены. На гранях шатра по осям арок устроены слухи в виде арочных проемов обрамленных треугольными фронтончиками, опирающимися на миниатюрные пилястры. На верху шатра укреплена кирпичная восьмигранная шейка, а на ней луковицеобразная главка. Столбы опор вертикальными прорезями разделены на три части, что зрительно усиливает несущую способность опор.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

Надвратная Стефаниевская церковь




Надвратная Стефаниевская церковь

Надвратная церковь Стефания, построенная «монастырским иждивением» в 1716 г. взамен деревянной церкви 1655 г., как бы завершила архитектурную композицию ансамблей Благовещенского и Троицкого монастырей.
Расположенная с южной стороны Благовещенского монастыря, церковь Стефания до установления существующих границ по плану 1788 г. выходила на Успенскую и Цветновскую улицы. Если посмотреть на Благовещенский монастырь с южной стороны, то надвратная церковь Стефания и колокольня поставлены симметрично по отношению к Благовещенской церкви.
Церковь Стефания скромна по архитектурным формам, незначительна по своим размерам.
Настоящий вид церковь приобрела после перестройки 1836—1839 гг. когда с западной стороны ее была сделана двухэтажная пристройка.
Первый этаж - прямоугольник, прорезанный двумя арками, при этом проезжая арка пологая. С восточной стороны служебное помещение, в котором размещалась монастырская библиотека. Арки декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем.
Основной объем внутри перекрыт сомкнутым сводом, алтарь одноабсидный, перекрыт куполом Фасад очень прост, стены разделены на две части тремя пилястрами, опирающимися на карниз, состоящий из нескольких тяг. Венчающий карниз состоит из кирпичных зубчиков и простого профиля, над которым с каждой стороны поставлены по три кокошника, наружные тяги которых чуть вспарушены.
Над четырехскатной кровлей укреплен цилиндрический глухой барабан, декорированный висячими колонками, соединенными арочками, очень близкий по размерам и деталям к угловым барабанам Благовещенского собора.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

Стены и башни Благовещенского монастыря


Ограда монастыря

В 1558 г. Иваном Грозным монастырю была назначена денежная хлебная руга из муромских таможенных доходов.
По грамоте царя Михаила Федоровича 1623 г. было предписано давать монастырю «на фимьям и на ладан и на вино церковное и на воск и на мед и на просфоры и на хлеб и на соль из муромских доходов таможенных и кабацких по половине по 32 р. по 6 алт. и по 2 деньги на год».
По грамотам царей Федора Ивановича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича монастырь получил в вотчинное владение ноля, озера для рыбной ловли, луга и прочее.
В годы польской интервенции монастырь был разгромлен шайкой Лисовского. В 1619 г. игумен монастыря сообщал царю Михаилу Федоровичу: «Приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах божиих престолы ободрали и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение расхитили, братию посекли, игумена с пономарем взяли в плен и кельи пожгли и пономаря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли сгнили. Церковь Благовещения Преев. Богородицы и чудотворцев благ. кн. Константина и чад его Михаила и Федора каменная каплет и стены разеедалися, а деревянные церкви ветхи, а строить тех церквей и монастыря ныне нечем».
Царь Михаил пожаловал монастырю несколько озер, с которых монастырь получал оброку 7 рублей 3 алтына и 6 денег в год.
Территория монастыря приобрела существующие очертания после утверждения плана города в 1788 г. и после пожаров 1792 и 1805 гг., когда были уничтожены не только деревянные стены, но и многие монастырские здания.
В 1811 г. была сооружена монастырская ограда с башенками.
В настоящее время территория монастыря имеет форму, близкую к трапеции, основания которой составляют 110 и 115 м и высота около 94 м.
Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.


12. Четыре угловые башни монастырской ограды

Северные ворота


1. Благовещенский собор.
2. Церковь св. Стефания.
3. Часовня на месте захоронения старца иеромонаха Аполлония Муромского.


5. Настоятельский корпус

6. Келейный корпус (XIX в.)




Трапезная



Церковная лавка

Некрополь


Серафимо-Дивеевский монастырь и Муром.
После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 г. более полутора тысяч сестер (монахинь и послушниц) обязаны были покинуть родную обитель. Игумения Александра (Траковская) благословила монахинь жить в миру в разных городах и селах, распределив среди сестер все главные святыни обители для сохранности. Себе и близким сестрам выбрала город Муром. Приобретя в Муроме деревянный дом, вблизи западной стены Благовещенского монастыря, сестры особо позаботились об иконе Божией Матери «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим, и о личных вещах Батюшки. Они были вывезены из монастыря – сначала в Москву, а затем – в Муром. Драгоценная риза с иконы была закопана в землю, а сама икона скромно стояла в комнате. В этом же небольшом домике, где проживала матушка Александра с близкими сестрами, хранились вещи Преподобного, иконы, летописи монастыря, книги и другие святыни.
Таким образом, на жительство в Муром приехало около 40 дивеевских монахинь, которые расселились по разным домам. После закрытия и разрушения муромских церквей вся их духовная жизнь сосредоточилась вокруг храма Благовещенского монастыря (его тоже закрывали, но очень ненадолго). Монахини отдали туда свои богослужебные книги, пекли просфоры, убирали храм, алтарничали, пели на клиросе. Были среди них художницы и златошвеи, продолжившие писать иконы и шить облачения. Благовещенский храм превратился в подобие маленького Дивеевского подворья.
Вместе со всей Русской Церковью сестры испили чашу гонений: среди них неоднократно совершались аресты; многие из них арестовывались не один раз. 10 лет провела в ссылке регент храма монахиня Анатолия (Коняева).
В 1937 г. на ул. Экземплярского, д. 3 поселилась известная старица, схимонахиня Анатолия (Якубович, ум. 1.02.49.). В этом же доме жила и схимонахиня Александра (Щербакова, ум. 09.02.49.), и еще две схимонахини, все вместе духовно окормлявшие сестер.
В 1941 г. почила игумения Александра и была похоронена на Напольном кладбище. Ее келейница Мария Баринова была избрана сестрами новой настоятельницей. После войны недолгое время в Благовещенском соборе служил иеромонах Пимен, впоследствии Патриарх. Дружба с сестрами нашла отражение в стихах Святейшего, посвященных монахиням Дивеевского монастыря.
На Напольном и Вербовском кладбищах Мурома похоронены монахини, упокоившиеся на Муромской земле. Перед кончиной игумении Марии Бариновой в 1982 г. икона «Умиление» и вещи Батюшки Серафима были переданы на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову. Позднее, уже после обретения мощей преподобного Серафима, вещи Батюшки вернулись в Дивеевскую обитель.
Память о манахиням, долгие годы гонений и забвения верно и преданно сберегавших для Церкви святыни Батюшки Серафима, благодарно хранится православными муромской земли.

В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан.

Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» - о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.

Современная жизнь обители

В сентябре 1991 г. определением Священного Синода в Благовещенском монастыре возобновилась иноческая жизнь.
В крипте собора покоятся мощи святителя Василия Муромского - «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) - подвижника XVII в.




Вид Свято-Благовещенского монастыря с территории Свято-Троицкого новодевичего монастыря


Памятник Петру и Февронии

Рядом со стенами монастыря на княжеской поляне в 2012-м г. установлен памятник князю Петру и его жене княгини Февронии.

Скит:
- Скит св. Иоанна Предтечи Куземского погоста.
Приписная приходская церковь:
- Церковь Казанской иконы Божией Матери. Верхозерье.
Подворье:
- Бывший Борисоглебский монастырь в селе Борисоглеб.

Родник Константина, Ирины, Михаила и Феодора - на северной стороне мытовского оврага под Фруктовой горой, напротив северо-восточной башни Благовещенского монастыря. По исследованиям муромского краеведа Александра Епанчина, это первый по времени появления родник. По преданию, из-под Благовещенского монастыря к нему ведет подземный ход. Но самого хода никто никогда не видел.

История Мурома.

Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Муромский Свято-Троицкий Новодевичий монастырь.
Муромский Свято-Благовещенский мужской монастырь.
Муромский Свято-Воскресенский монастырь.
Крестовоздвиженский девичий монастырь.
Борисоглебский монастырь.
Прохорова пустынь.
Троицкая-Перемиловская мужская пустынь. с. Перемилово.
МОНАСТЫРИ Владимирской области

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (10.05.2015)
Просмотров: 1827 | Теги: монастыри, Муром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика