Свято-Благовещенский мужской монастырь города Мурома
Свято-Благовещенский монастырь
Религиозная Организация "Свято-Благовещенский Мужской Монастырь Города Мурома Владимирской области Муромской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" действует с 29 декабря 1999 г. Адрес: г. Муром, ул. Красноармейская, д. 16. Настоятель - игумен Кронид (Козлов Алексей Борисович)
Благовещенский монастырь
С именем св. бл. князя Константина (Ярослав) Святославича (1096—1123 гг.) связано крещение Муромской земли. В древнем списке Жития благоверного князя Константина и чад его Михаила и Феодора говорится, что святой благоверный князь Константин отправился из Киева для просвещения Мурома, взяв с собой «... архимандрита и игумена, протопопа, священников и диаконов и причт», то есть налицо присутствие монашествующего духовенства. А затем, почти в конце этого Жития, сообщается, что после крещения муромских язычников святой Константин «повеле во граде Муроме созидати монастыри мужеския и женския и мнозии монашеский чин восприяша...». Вместе с князем прибыл в Муром и епископ Василий. Княжеский дворец поставили в Городище, укрепленном тыном и земляными валами. Святой князь Константин первоначально построил в Муроме два храма: первый — Благовещения («Храм Пречистыя Благовещения созда и обитель иноков...»), второй — во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба (изначально являлся соборным храмом города в котором святым благоверным князем Константином была устроена епископская кафедра). Благовещенский храм был княжеский, а соборный Борисоглебский храм — епископский, в котором первый Муромский епископ Василий и последующие за ним епископы имели кафедру. Однажды язычники пришли к княжескому двору с «оружием и дрекольми», с тем, чтобы привести в исполнение свой задуманный план. Благоверный Константин, увидев шумевшую толпу, повергся со всем своим семейством перед святым образом Богоматери, с пламенною и горячею молитвою, «да исходатайствует Она ему у Сына и Бога Своего силу и одоление свыше». И вот молитва князя была услышана; ожесточенные злодеи, приступивши ко дворцу, не были в силах совершить свое гнусное намерение, «ибо руки их невидимою силою задерживались и уста заграждались». В это время Господь сподобил верного Своего раба услышать следующие слова: «дерзай Константин, Я с тобою!» Тогда князь встал и, взяв с собою образ Пречистыя Богородицы, вышел один к бушующей толпе. В это время совершилось чудо: «как только неверные люди увидели святую икону Богоматери, сияющую подобно солнцу, устрашились Приснодевственного лика Богородицы и мгновенно пали ниц, «аки мертви». Долго лежала на земле пораженная толпа. Тогда святой князь, видя дивное чудо и помощь Небесной Заступницы, обратился к народу со следующими словами: «Отцы и братия! Возстаните, не бойтеся!» И тогда все, как один человек, воскликнули: «Велик Бог христиан! Мы пришли молить тебя князь, чтобы ты повелел крестить нас во имя Бога Истиннаго и через то сподобил нас принять святую веру Христову, сияющую краше лучей солнечных». Обрадованный Князь, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь Его, исполнил наконец свое ревностное желание, и вскоре муромцы всенародно крестились в реке Оке. Вот первое чудесное знамение милости, которое явила Пресвятая Богородица, по молитве Благоверного Князя Константина перед святою Ея иконою». Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Тело убиенного князя Михаила было погребено в храме. «Он же пришед во град Муром со княгинею Ириною, и с сыном своим князем Феодором... и со всеми людьми свои... и воздвиже в старом городце первоначальную церковь превелику Благовещения Пресвятыя Богородицы. И по совершении церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы в той церкви погребе тело сына своего многострадального агнца, князя Михаила...».
Поклонный крест на месте убиения князя Михаила
При монастырской Благовещенской церкви монастыря, под его полом, была устроена княжеская усыпальница, в которой нашли свое упокоение все члены семьи князя Константина: жена Ирина, старший сын Михаил и младший сын Феодор со своей женой и сын Феодора, скончавшийся в младенческом возрасте, то же Феодор, и сам Константин, умерший в 1129 г. Здесь же нашел свое упокоение и первосвятитель Муромский Василий. В этом храме находилась главная святыня - Муромская икона Богоматери греческого письма, привезённая князем из Чернигова. Существует мнение, что эта древняя родовая княжеская икона изображала Благовещение Божией Матери. Вот как об этом говорит приверженец этого мнения архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: «Над просветлевшим краем воссиял Муромский образ Благовещения Пресвятой Богородицы — благою вестью заблудшим душам, источником множества чудес предвещанием вечного спасения». Существует гипотеза, что на место, где позднее высился (кафедральный) Богородицкий собор (Воеводская гора), Муром был перенесён с течением времени (не позднее начала XIII века). В Богородицком соборе покоились мощи благоверного князя Муромского Петра и супруги его Февронии, которые скончались, по показанию пролога, в 1228 г. За несколько лет до того, как муромские жители покинули город вследствие разрушительного набега татар, «в некое время», как повествует местная легенда, некоторой монахине Варсонофии в тонком сне явилась Божия Матерь со святым князем Константином и чадами его. И сказала Богородица: «Иди, старице, и извести людям, что у церкви Благовещения лежат нетленные мощи благоверного князя Константина с чады, которые подают исцеления». Старица усомнилась в видении, но через некоторое время оно повторилось. После этого она уже без сомнения пошла к епископу, и Владыка Василий († 1295) благословил освидетельствовать захоронение благоверных князей. На их гробах лежала самородная каменная плита с волнообразной поверхностью. Эта плита до сих пор в сохранности и в нынешнее время находится в притворе монастырского собора перед входом в придел святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. После молебна святые мощи были оставлены на прежнем месте. Во время набегов на Муром, пожаров и разорений страдал и Благовещенский монастырь. Особо плачевный вид территория монастыря принимала после нападений татаро-монгольских отрядов на город в XIII в. (1239, 1281, 1288, 1293 гг.). Муром в это время был сожжен и разграблен. Монастырские строения восстанавливали сами монашествующие с помощью жителей города. С приходом в Муром князя Юрия Ярославича (1129-1143) жизнь в городе начинала принимать более устойчивые формы. В одной из рукописных книг XIX в. о тех событиях говорится так: «Прииде из Киева благоверный князь Георгий Ярославин в Муром и постави себе дом... первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил и вторый храм страстотерпцев Бориса и Глеба такожде обновил, и епископа по-прежнему у той церкви устроил именем Василия».
В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мощи находились под спудом. Царь Иоанн Грозный был в Муроме в 1552 г. во время военного похода на Казань для покорения Казанского ханства. В «Летописце начала царства» (1533-1552) сказано: «А сам Государь пошел из Володимеря июля 10, в неделю, к Мурому, и прииде в Муром того же месяца 13, в среду. И приходит Государь в соборную церковь града того же Рождества Пречистые и к сродником своим великим чюдотворцом князю Петру и княгини Февронии и по всем святым местом обходит с молением». В Муроме царь Иоанн усиленно молился. Принимая во внимание важность похода, а также глубокую религиозность царской особы, нетрудно догадаться, какую важность Иоанн Грозный придавал заступничеству святых угодников. Кроме того, в Муроме царь получил два важных известия. Первое — пастырское послание митрополита Макария, благословляющее царя «добре стояти... противу супостат своих безбожных Казанских татар». Второе известие было не менее желанно. Согласно свидетельству, приведенному историком С.М. Соловьевым, именно в Муроме царь узнал о том, «что воеводы князь Микулинский и боярин Данила Романович ходили на горных людей и разбили их, вследствие чего горные люди... снова присягнули государю». Богобоязненный Иоанн Грозный не замедлил посетить и Благовещенский монастырский храм, в подклете которого находились святые мощи царских предков — Рюриковичей. Очевидцы впоследствии вспоминали: «И прииде государь царь со всем своим воинством во град Муром и пребысть в Муроме две недели, и прииде помолитися в первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы и Муромским чудотворцам. И по совершении молебного пения изыде из церкви, и нача вопрошати священноинока Герасима — где почивают отца моего и мои сродники Муромские чудотворцы благоверный князь Константин с чады. И священноинок Герасим место указа... И государь царь у чудотворцевых гробниц поклонися, и моляся им со слезами, помощи прося на супостаты и одоления». Налицо присутствие в причте Благовещенского храма монашествующего духовенства (священноинока Герасима). Царь дал обет перед святыми мощами Муромских чудотворцев построить на прежнем месте в случае успешного окончания военного похода на Казань новый каменный и более обширный Благовещенский храм с приделом в честь своих сродников — святых благоверных Муромских князей. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Согласно местному преданию, в мае-июне 1553 г. в Муром прибыли каменщики. «И начата копати под храм пошву и обретоша мощи Благоверного князя Константина и чады его... в лето 7061 (1553 г.) году месяца иуня в 6 день преподобнаго отца нашего Иллариона Новаго игумена обители Долматом и преподобнаго отиа нашего Висариона». Таким образом вновь были обретены святые мощи благоверных князя Константина, княгини Ирины, их чад Михаила, Феодора и его сына Феодора (младшего). Священноинок Герасим, исполнявший в то время обязанности настоятеля монастырского храма, тотчас дал указание звонить в колокола. Далее следует интересное продолжение из рукописного сборника, принадлежавшего игуменье Александровского Успенского монастыря: «услышавшее же граждане Муромстии народи звон во обители Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Благовещения и снидошася ecu мужие и жены, стари и младыя, юноши и девы; вопиюще и глаголющее: повеждь нам Господа ради священноиноче Герасиме, почто призываеши нас во обитель Пресвятыя Богородицы». Собравшиеся на колокольный звон жители города стали свидетелями многих исцелений, происшедших от святых мощей во время молебна. Из числа этих чудесных исцелений в монастырской летописи упоминаются два: исцеления престарелой женщины Феодосии, бывшей до этого четыре года глухой и немой, и боярского сына Иоанна. В литературе также встречается упоминание об открытии мощей в 1553 г.
Рака с мощами Благоверных князей Константина, Михаила и Феодора
Благовещенский монастырь основан в 1553 г. С самого начала монастырь пользовался высочайшими милостями. Согласно грамоте царя Ивана Грозного 1558 г. монастырь получил "жалованье денежную и хлебную ругу из Муромских таможенных доходов".
Царь Иоанн Грозный пожаловал игумена и братию вновь устроенного монастыря — «и даде им из своея царския казны милостыню неоскудну и даде им свою царскую уставную грамоту за красною печатью... и по той своей царской грамоте велел игумену с братиею ругу иматъ на пропитание, а за него государя, Бога молити...». После сооружения новой каменной церкви муромские купцы Четвертак Сычев и Семен Попяткин написали в Москву об окончании строительства и об обретении святых мощей. Получив такую новость, царь Иоанн отправил в Муром для новоустроенной Благовещенской церкви книги, иконы, колокола, церковные облачения и утварь, а на святые мощи покров. Вслед за щедрым царским даром по повелению государя в Муром прибыл епископ Рязанский и Муромский Гурий. Он совершил освящение соборного храма с приделом во имя святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, и переложил святые мощи благоверных князей в специально устроенную деревянную раку. Раку со святыми мощами поставили на месте обретения их, в подклете Благовещенского храма, где для них специально была сооружена в стене каменная ниша. Все это произошло «месяца генваря в 24 день на память преподобныя матери нашея Ксении Римляныни... и даде им свою царскую жалованную уставную грамоту за красною печатью как им впредь у Благовещения Пресвятыя Богородицы и у чюдотворцев, и у Иоанна Богослова служити». Обращает на себя внимание упоминание второго храма святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Почти во все литературные источники, а также в архивные документы вошла дата построения Благовещенского храма — 1563 г. и т. д. Исходя из этой датировки, Благовещенский каменный монастырский храм строился десять лет (1553 — 1563 гг.). Игумен Сергий (1563-1625).
Почти ничего неизвестно о духовной и хозяйственноэкономической жизни Благовещенского монастыря в XVI в.: документы этого периода не сохранились. Впрочем, косвенные данные позволяют утверждать, что с первых лет после своего возобновления монастырь получал весьма внушительные пожертвования со стороны Московских государей. В 1585 г. по указу царя Феодора Иоанновича была учреждена монастырская слобода, а в 1596 г. царем Феодором были отписаны на Благовещенский монастырь «в Муромском уезде за рекою Окою в Сетчинских лугах пожни Талижерские».
В 1616 г. монастырь сильно пострадал от польско-литовской отряда пана А. Лисовского: "церковь Благовещения Пречистыя Богородицы ... каменная каплет и стены расседалися, а деревянные церкви ветхи". Поляки вывезли многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Несмотря на позднейшие переделки, особенно после разорения собора Лисовским в 1616 г., когда каменные стены «разседалися», в своей основе Благовещенский собор сохранил облик XVI века. По описи 1636 г. в монастыре находились: одна каменная церковь Благовещения и три деревянных (Иоанна Богослова, Григория Богослова, надвратная Стефановская церковь), а также 14 братских келий. Новые "государевы милостыни" помогли восстановить обитель. Опись Бартенева говорит, что «Благовещенская Божьей Матери церковь, каменная, построена царем Иваном IV в 1553 г. и после разорения от поляков обновлена игуменом». Освящена церковь Благовещения была в 1664 г.
В 1652 г. возведен каменный храм Иоанна Богослова. Краевед Н.П. Травчетов, ссылаясь на надпись антиминса церкви святого Апостола Иоанна Богослова, отмечал, что этот каменный храм был построен в 1652 г. С этим утверждением согласуются и архивные данные: «оная церковь во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова освящена в лето 7160 (1652 г.) в 8 день июня на память святого великомученика Феодора Стратилата при царе Алексии Михайловиче при Патриархе Никоне и при Мисаиле Архиепископе
Рисунок иконостаса Иоанно-Богословского храма, 1816 г. Фонд ГАВО
Надвратная Стефаниевская церковь
Надвратная Стефаниевская церковь
Вскоре после возведения Иоанно-Богословского храма совершается перестройка из деревянной в каменную надвратной церкви во имя святого Апостола первомученика Стефана. До настоящего времени во всех путеводителях по Мурому написано, что она была сооружена в 1716 г. Эта ошибка уже встречается в монастырских архивных документах XIX в. Опровержение ей можно найти в Переписной книге г. Мурома 1678 г.: «Монастырь Благовещенский, а в нем церковь Благовещения Пресвятые Богородицы... да другая церковь на воротех архидьякона Стефана каменные...». Кроме того, на основании ссылок на всю ту же несохранившуюся летопись Богородице-Рождественского кафедрального собора доподлинно известно, что освящение каменного Стефаниевского храма состоялось 19 июля 1655 г. Надвратная церковь Стефания, перестроенная «монастырским иждивением» в 1716 г., как бы завершила архитектурную композицию ансамблей Благовещенского и Троицкого монастырей. Расположенная с южной стороны Благовещенского монастыря, церковь Стефания до установления существующих границ по плану 1788 г. выходила на Успенскую и Цветновскую улицы. Если посмотреть на Благовещенский монастырь с южной стороны, то надвратная церковь Стефания и колокольня поставлены симметрично по отношению к Благовещенской церкви. Церковь Стефания скромна по архитектурным формам, незначительна по своим размерам.
Эскиз иконостаса Стефаниевского надвратного храма, 1836 г. Фонд ГАВО
Настоящий вид церковь приобрела после перестройки 1836—1839 гг. когда с западной стороны ее была сделана двухэтажная пристройка. Первый этаж - прямоугольник, прорезанный двумя арками, при этом проезжая арка пологая. С восточной стороны служебное помещение, в котором размещалась монастырская библиотека. Арки декорированы колонками и балясинами в виде пилястр, опирающихся на постаменты с глубокими нишами, профилированными карнизом и цоколем. Основной объем внутри перекрыт сомкнутым сводом, алтарь одноабсидный, перекрыт куполом Фасад очень прост, стены разделены на две части тремя пилястрами, опирающимися на карниз, состоящий из нескольких тяг. Венчающий карниз состоит из кирпичных зубчиков и простого профиля, над которым с каждой стороны поставлены по три кокошника, наружные тяги которых чуть вспарушены. Над четырехскатной кровлей укреплен цилиндрический глухой барабан, декорированный висячими колонками, соединенными арочками, очень близкий по размерам и деталям к угловым барабанам Благовещенского собора.
Главная святыня Троицкого монастыря Виленский крест (1658 г.) — это вклад в обитель купца Тарасия Цветнова. Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 г. Благовещенский собор и установил на колокольне часы.
Церковь Григория Богослова
«Да церковь Григория Богослова древянная жъ; въ церкве Божия милосердия: образъ местный Григория Богослова да образъ пречистой Богородицы оба на празелени, двери царские и сень и въ тябле деисусъ на празелени жъ, да къ той же церкве прирублена колокольница, а на колокольнице два колокола середнихъ, да четыре колокола зазвонныхъ да къ той же колокольнице зделаны (в 1664 г.) часы боевые съ перечасьемъ въ тежъ колокола, а делалъ те часы Московской гостиной сотни торговый человекъ Богданъ Цветной да Благовещенский прежний игумен Сергий».
Муромский Благовещенский монастырь с 1650 по 1771 г. В 1764 г. монастырь был отнесен к разряду третьего класса, под управлением архимандрита. Так как третьеклассному монастырю полагалось иметь на настоятельском месте игумена, то после смерти архимандрита Алимпия во главе Благовещенского монастыря начинают поставляться игумены. И первый из них был игумен Порфирий II (1771-1780). Муромский Благовещенский монастырь с 1771 г. по 1800 г. 11 января 1791 г. в Муроме состоялось торжество городского масштаба по случаю открытия в Благовещенском мужском монастыре Муромского духовного училища. Появление духовного училища не было чем-то новым или случайным для жителей города, так как еще в начале XVIII в., согласно декрету Петра I, по городам Российской империи начали образовываться духовные школы для священнических детей, а именно в 1725 г. такая школа была учреждена при Муромском Спасском монастыре. По неизвестным причинам эта духовная школа была через некоторое время упразднена. И вот в 1791 г. такая духовная школа в статусе училища возобновляется при Благовещенской обители. Она просуществовала в монастыре всего лишь один год, так как после городского пожара 9 июня 1792 г. в связи с нехваткой помещений в монастыре ее перевели в другое место. Просуществовало оно недолго: в 1800 г. было упразднено. В 1816 г. согласно реформе духовного образования состоялось повторное открытие Муромского духовного училища, для которого городом был приобретен земельный участок с двумя домами на Сретенской улице (ул. К. Маркса). В 1883 г. состоялось третье рождение училища – перевод его в новое каменное трехэтажное здание, построенное по специальному проекту под училище в глубине квартала. На верхних этажах размещались классы, библиотека, квартиры смотрителя и его помощника. Позднее к зданию были пристроены общежитие и домовая церковь. Был также гимнастический зал. В подвальном этаже располагались духовые печи (по специальным каналам в стенах теплый воздух поступал на верхние этажи), столовая, квартиры служителей. В настоящее время в здании училища располагается школа № 12.
В 1792 г. обитель пережила пожар, однако каменные строения и главные святыни уцелели. В связи с пожаром Муромское духовное училище было переведено в дом смотрителя, а в 1800 г. закрыто. В 1797 г. в Благовещенском храме был устроен новый барочный иконостас.
В 1811 - 1812 гг. вокруг монастыря возвели каменную ограду с угловыми башнями.
Первый настоятельский дом, 1810 г. Фото кон. XIX в. Фонд МИХМ
5. Настоятельский корпус (1810 г.)
Игумен Феофил II (1755- 14 декабря 1820) - настоятель муромского Благовещенского монастыря (7 сентября 1800 г. — ум. 14 декабря 1820 г.). Война 1812 г. соединила скорбь и радость в сердцах муромских жителей. Незадолго до сдачи Москвы Наполеону чудотворные иконы Владимирской Божьей Матери и Иверской Божией Матери были вывезены из столицы в Муром. Иконы находились в Благовещенском монастыре до 20 октября. В память об этом событии городским духовенством ежегодно совершались Крестные ходы по городу. Список с Иверской иконы Божией Матери (конец XVII в.), хранящийся в соборе, стал особо почитаться после этих событий. Игумен Никодим (Быстрицкий) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (21 апреля 1821 г. — 17 марта 1825 г.). С последовавшего на прошение настоятеля монастыря игумена Никодима разрешения епархиального начальства с 24 августа 1821 г. организован был официальный сбор денежных средств на устроение ценной серебряной раки. В 1820-е гг. иждивением муромцев и по заказу монастыря московский мастер купец Егор Антипов изготовил новую раку. По свидетельству краеведа Н.П. Травчетова, она стоила 23 тыс. 48 руб. 75 коп. ассигнациями. Рака представляла значительный интерес в художественном отношении. Три грани, все украшения и крышка гробницы были обложены серебром, а с четвертой стороны (восточной) — бронзовая и сверху посеребренная. На крышке помещено было изображение святых Константина, Михаила и Феодора, взятое с их древнего образа чеканной работы. На верху раки, по ее углам, сделаны были херувимы с крыльями, как бы охватывающими раку. По сторонам раки сделаны были четыре клейма выпуклой формы. Лицевую сторону раки (западную) украшала сцена крещения муромских язычников. На переднем плане архиерей в полном облачении, производящий крещение нескольких человек. За архиереем изображался святой Константин с воздетыми руками, как бы призывающий с неба благодать на крещаемых. Возле него были изображены взирающими на небо супруга княгиня Ирина и старший сын Феодор. С неба в виде голубя спускался из облаков Святой Дух. На северной стороне в клейме были изображены три добродетели: Вера с крестом, Надежда с якорем и Любовь с оливковой ветвью. В клейме, расположенном на южной стороне, были отчеканены княжеские регалии. Наконец, на клейме с восточной стороны была сделана подобающая надпись, повествующая о крещении муромцев в 1097 г. Над каждым клеймом были размещены еще по три херувима. На изготовление раки было затрачено 4 пуда 23 фунта 75 золотников серебра (примерно 70 кг) 84-й пробы и 156 золотников лучшего червонного золота (примерно 400 г), а меди 55 фунтов с половиной. Вместе с ракой была изготовлена и новая деревянная сень в классическом стиле, выкрашенная светло-лазоревой краской. Колонны ее были покрашены под мрамор. Карнизы и порезка позолочены червонным полузолотниковым золотом. Верхушка сени, выполненная в виде княжеской шапки, также была позолочена, а в некоторых местах покрыта серебром. С трех сторон сень окаймлялась малиновым бархатом, который сверху был обложен золотым позументом, а в низу — золотой бахромой. Снизу к бархату были прикреплены на золотых шнурах 15 вызолоченных кистей.
Эскиз серебряной раки. 1827 г. Фонд ГАВО
Эскиз деревянной сени над ракой.1827 г. Фонд ГАВО
Рака с мощами св. блгв. Князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора. Фото Машукова 1900 г.
Игумен Иероним (Агриков) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (19 июля 1825 г. — ум. 5 октября 1830 г.). В 1828 г. построили каменный одноэтажный келейный корпус. Епископ Владимирский и Суздальский Парфений с архимандритами: Павлом (ставший епископом Костромским) и Аркадием (ставшим епископом Пермским), 1 сентября 1828 г. переложили св. мощи князя Константина и чад его Михаила и Федора из деревянной раки в новую сереброкованную, сделанную в Москве по усердию граждан и других доброхотных дателей, стоящую около 30000 руб. Стечение народа было многочисленное. Преосвященный позволил быть в церкви некоторым гражданам при переложении св. мощей. На другой день, во время литургии, он произнес назидательную речь, приличную этому торжеству.
Игумен Прокопий (Разумовский) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (17 января 1831 г. — 1 января 1833 г.). Игумен Варлаам (Виглянский) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря - (3 января 1833 г. - 17 января 1843 г.). 14 августа 1837 года в Муром прибыл Наследник Цесаревич Великий Князь Александр Николаевич. Его Высочество, вступив на городской берег, осчастливил общество, предводимое городским головой Е.И. Зворыкиным, принятием поднесенных им хлеба и соли; движимый примерами благочестивых предков и своего Августейшего родителя, Его Высочество, заехав в собор и Благовещенский монастырь, с усердием молился перед св. мощами князей Муромских: Петра и его супруги Февронии, Константина и чад его Михаила и Феодора.
Игумен Нифонт (Успенский) - настоятель Благовещенского монастыря (24 января 1843 г. — 19 марта 1845 г.). Игумен Иннокентий (Флоринский) (1790-1875) – настоятель Муромского Благовещенского монастыря (19 августа 1845 г. — 22 ноября 1856 г.). Игумен Гедеон II – настоятель Муромского Благовещенского монастыря (9 марта 1857 г. — 20 марта 1858 г.). Архимандрит Маркеллин (род. 1804) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (7 апреля 1858 г. — 6 мая 1860 г.). Архимандрит Алексий I (Новоселов) (17 ноября 1813 — 26 февраля 1880) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (август 1860 г. — 1867 г.). 24 декабря 1866 г. Муромский Благовещенский монастырь по Высочайшему соизволению возведен из 3-го во 2-й класс.
В 1868 г. учреждение викариатства во Владимирской епархии. «По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод слушали ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный доклада. Святейшего Синода, в коем представлено было на ВЫСОЧАЙШИЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА благоусмотрение предположение Святейшего Синода, об учреждении Викариатства во Владимирской Епархии, на следующих основаниях: 1) Викарию Владимирской Eпархии, именоваться Епископом Муромским, а местопребывание ему иметь в городе Владимире, в Рождественском монастыре. 2) В управление Викария поручить Муромский Благовещенский монастырь. 3) Преосвященному Викарию, на содержание его предоставить получать: а) от Муромского Благовещенского монастыря, тысячу пять сот руб.; б) от Боголюбова Богородицкого монастыря четыреста пятьдесят рублей; в) от Флорищевой Пустыни триста рублей и г) от Лукиановой пустыни двести пятьдесят рублей, а всего две тысячи пять сот рублей в год, и сверх того от Муромского же Благовещенского монастыря пользоваться прислугою и экипажем. 4) Архиерейскою ризницею и прочими принадлежностями Архиерейского служения предоставить Преосвященному Владимирскому снабдить Викария от Владимирского Архиерейского дома, на который отнести и расход по отоплению и ремонту помещения Викария. На подлинном докладе ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО Высочайше соизволили, в 23 день минувшего января, написать своеручно: «Быть по сему»…» С учреждением викариатства во Владимирской епархии Благовещенский монастырь с 1868 по 1882 гг. пребывал под управлением викарных епископов, а затем снова архимандритов. Первым таким Владимирским викарием, а вместе с тем и первым епископом среди настоятелей Благовещенской обители был епископ Андрей (7 апреля — 30 мая 1868 г.), в миру Михаил Поспелов. Но Преосвященному не суждено было ни видеть монастырь, ни управлять им. А монастырская жизнь внутри Благовещенской обители шла своим чередом. В 1868 г. снаружи Благовещенского храма, а именно на фасаде, в закомарах, были вновь переписаны пришедшие в ветхость лики всех храмовых святых: 1) в центре — фрагмент Благовещения Божией Матери; 2) справа — благоверных князей Константина, Михаила и Феодора; 3) слева — святого Апостола Иоанна Богослова, святителя Димитрия Ростовского и святого Апостола архидиакона Стефана. Под закомарами в специально устроенных нишах были установлены две новые иконы в позолоченных киотах: святого благоверного князя Александра Невского и святого Иосифа Песнописца.
По указу Святейшего Синода временное управление Благовещенским монастырем было вверено архиепископу Владимирскому и Суздальскому Антонию (9 сентября 1868 г. — 18 сентября 1870 г.), в миру Александру Ивановичу Павлинскому, до назначения нового викария во Владимирскую епархию. Указ Святейшего Синода предписывал, чтобы доходы с Благовещенского монастыря шли на приобретение церковной утвари для вновь перестроенной церкви Рождества Богородицы, находящейся при Владимирском архиерейском доме. В 1870 г., наконец, был выбран новый Муромский епископ, а вместе с тем и настоятель Благовещенской обители — такая незаурядная личность как епископ Иаков (Кротков) (5 февраля 1870 г. — июнь 1882 г.). Управляя Благовещенским монастырем, епископ Иаков жил во Владимире, но по временам предпринимал поездки в Муром. Непосредственно на месте Благовещенским монастырем управляли иеромонахи-казначеи. С 6 февраля 1867 г. до своего перевода в 1874 г. в Переславский Никитский монастырь — иеромонах Никодим. После него с 5 ноября 1874 г. по 12 декабря 1877 г. управлял монастырем казначей Антоний (Ильенов), затем ставший настоятелем Муромского Спасо-Преображенского монастыря, а позже, в 1884 г., настоятелем Переславского Данилова монастыря. С 15 декабря 1877 г. по 1880 г. — иеромонах Симеон; с 1880 г. по 7 июня 1881 г. — иеромонах Иннокентий.
В 1872 г. усердием муромских купцов Жадиных к напольному летнему кладбищенскому храму во имя святых Константина и чад его Михаила и Феодора, относящемуся к Благовещенскому монастырю, был пристроен зимний храм с двумя приделами и колокольней. Хозяйственный аспект жизни монастыря к этому времени складывался не совсем удачно. С 1872 г. по причине расстройства мельничного хозяйства арендатором и заведения по этому делу судебной тяжбы монастырская мельница оставалась в бездействии вплоть до 1877 г. До 1872 г. мельница приносила монастырю немалую прибыль в 945 руб. и 330 пудов муки. Тем самым Благовещенский монастырь нес весьма ощутимые убытки. Поэтому сведения о бездоходности с монастырской мельницы в 1876 г. вошли в общую монастырскую статистику. Тяжба, как это видно по документам, положительного результата муромским монастырям не дала. Поврежденная мельница в 1871 г. безвозвратно утратила 7 поставов, оставаясь при прежних четырех поставах. Только в 1879 г. она была сдана в десятилетнюю аренду, из которых пять лет отдавалось арендатору на ее восстановление. При епископе Иакове не прекращались пополнение и обновление состава насельников Благовещенской обители, особенно это касается контингента из послушников. Естественно, что вновь прибывавшие в монастырь послушники нуждались в новых кельях. Поэтому, чтобы хоть как-то улучшить их жилищные условия, в 1875 г. по благословению настоятеля епископа Иакова были сооружены три дополнительные кельи: две — в Юго-Восточной башне (на первом и втором этаже) и одна — под монастырской колокольней. Из поступившей в 1876 г. денежной наличности на монастырь в размере 9397 руб. 90 коп. было израсходовано 8888 руб. 90 коп. Отчисление денежной суммы епископу Иакову объясняется тем, что он являлся в 1876 г. году настоятелем монастыря. Расходы на богослужебные нужды производились из штатной суммы. По благословению епископа Иакова в 1878 г. была заново расписана живописью паперть холодного Благовещенского храма. Из разносторонней деятельности настоятеля епископа Иакова, направленной на развитие духовной и материальной жизни Благовещенской обители, особо заметно внимание, которое уделено Благовещенскому монастырскому соборному храму и почивающим в нем в святых мощах Муромским просветителям. В последний год управления обителью епископом Иаковым, в 1882 г., раку со святыми мощами благоверных князей Константина и его чад перенесли под арку, которую пробили в то же время (под личным наблюдением епископа Иакова), а резная сень на четырех столбах, которую на свои средства изготовил еще в 1862 г. купец Иван Смольянинов, была разобрана и перенесена в алтарь Благовещенского храма. Позже, в 1888 г., при архимандрите Алексии (Полисадове), эту украшенную резьбой и позолотой сень установили в алтаре над престолом. Таким образом под аркой, проделанной в стене Благовещенского храма и соединяющей его с пределом Иоанна Богослова, была помещена с этого времени рака с мощами святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора. Над ракой вплоть до 1918 г. был раскинут новый красивый балдахин из дорогой материи.
Рынок на Троицкой площади
Архимандрит Алексий II (Полисадов) (1814-1895) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (20 июля 1882 г. — апрель 1894 г.).
Архимандрит Мисаил (Смирнов) (1831-1911) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (1894 г. — 7 февраля 1897 г.).
Недолгим было время управления Благовещенским монастырем следующего настоятеля — архимандрита Александра (Миртова) (7 февраля 1897 г. — ум. 26 апреля 1899 г.), но оно оставило в жизни монастыря глубокий след.
Архимандрит Иннокентий (Никольский) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (3 июля 1899 г. — 23 ноября 1912 г.).
К 1 января 1903 г. в обители находились: архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродьяконов, 12 послушников и прислуга; всего - 29 человек. В 1900 г. - каменный двухэтажный дом игумена, завершивший формирование архитектурного облика Благовещенского монастыря.
Архимандрит Никон (Троицкий) (ум. 14 июня 1913 г.) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (30 мая — 14 июня 1913 г.).
Игумен Николай (Строев) (род. 1867) - настоятель Муромского Благовещенского монастыря (30 сентября 1913 г. — 31 октября 1915 г. и 22 февраля — 21 сентября 1918 г.)
Архимандрит Мелхиседек (Бирев) (1864 - 10 октября 1937) – настоятель Муромского Благовещенского монастыря (1 ноября 1915 г. — 22 февраля 1918 г. и 21 сентября 1918 г. — 1930 г.). Муромский Благовещенский монастырь перед закрытием Монастырь был закрыт в 1919 г., но братия, поселившись в городе, продолжала служить в соборе. Инокини Серафимо-Дивеевского монастыря в Муроме
В 1940 г. собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм. Приходской Благовещенский собор Димитрий Васильевич Ацеров (1863-1937) – священник Муромского Благовещенского собора (1934-1946).
Протоиерей Вениамин Григорьевич Дашкеев - настоятель Благовещенского храма (20 февраля 1938 г. по 1 сентября 1948 г.).
В 1945- 1946 гг. в соборе служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх всея Руси.
В сентября 1991 г. Благовещенская церковь была преобразована в мужской монастырь.
Деисус тябло – «Коруна» царских врат. Середина XVII в. Дерево, левкас, темпера; оклад – серебро, чеканка, золочение. Происходит из собора Благовещенского монастыря в Муроме. Поступила в Муромский музей в 1933 г. Изображение Деисуса (в пер. с гр. – «моление», «прошение») получают широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве с X-XI вв. Главное содержание композиции – тема Второго пришествия, Страшного Суда и грядущего спасения человеческого рода. В центре изображается Господь Вседержитель, восставший на суд, а по обе стороны от Него – Богоматерь и Иоанн Креститель, возносящие заступническую молитву за род человеческий. В центральном клейме данного Деисуса вместо Господа Вседержителя – Святая Троица (Новозаветная). По сторонам – Богоматерь в царских одеждах и Иоанн Предтеча, оба крылатые и в коронах. Здесь использованы иконографические мотивы, восходящие к сюжетам «Предста царица» (Пс. ХLIV, 10) и «София Премудрость Божия», сочетание которых в таком варианте не встречается в других древнерусских памятниках. Два крыла за спиной Богоматери указывают на связь изображения с апокалиптической «женой, облеченной в солнце» («даны были жене два крыла большого орла» - Откр. XII, 14). Крылья у Крестителя – символ его ангельского достоинства, предсказанного пророками и засвидетельствованного самим Христом (Мал. III, 1; Мф. XI, 9-10).
Благовещенский собор
Эскиз иконостаса придела св. блгв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора, 1834 г. Фонд ГАВО
Портал Благовещенского собора мужского Благовещенского монастыря. 1890-е годы.
Притвор Благовещенского храма. Фото Машукова, 1900 г. Фонд ИИМК РАН
Иконостас Благовещенского храма. Фото нач. ХХ в. Фонд ГНИМА
Царские врата Благовещенского храма. Фото Машукова, 1900 г. Фонд ИИМК РАН
Благовещенский собор
Собор Муромских святых. Местный ряд иконостаса Благовещенского собора: св. блгв. князь Константин и чада его Михаил и Феодор; св. блгв. князь Петр и св. блгв. княгиня Феврония. Нач. XIX в.
Крыльцо и колокольня Благовещенского собора
Крыльцо собора - это сложная архитектурно-скульптурная композиция, находящаяся в органической связи с основным зданием и колокольней. Как известно, в русской архитектуре крыльцо всегда имело немаловажное значение не только с практической стороны, но и как чисто декоративный элемент здания. Крыльцо - это парадный вход в сени или на галерею. Однако только в XVII в. появилось отдельно стоящее крыльцо, которое соединялось с галереей через лестницу на «ползучих» арках. Крыльцо подчеркивало парадность входа, особенно в тех случаях, когда церковь размещалась на подклете, а «ползучая» арка подчеркивала движение вверх. По всей вероятности, крыльца в более ранний период были деревянными о чем можно сделать заключение по некоторым памятникам раннего московского зодчества. Одним из первых крылец «на отлете» (как определяет их И. Грабарь) появилось крыльцо в церкви Троицы в Никитниках. И этот прием настолько полюбился современникам, что они стали широко применять его при строительстве церквей как в Москве, так и в других городах. Среди значительного количества крылец XVII в. крыльцо муромского Благовещенского собора отличается своеобразием и самобытностью благодаря своей живописности и скульптурности. На четырех классических постаментах установлены опоры сложной по рисунку конфигурации с капителями в виде профилированных плит, при этом передние имеют форму восьмигранных балясин утолщенных пропорций, а задние - в виде шаров, опирающихся на упрощенные подушки-базы. Опоры, соединенные полуциркульными арками, несут основной кубический объем крыльца. Одновременно с этим они являются основанием для двойных арок с висящей опорой в виде гирьки. Фасадные углы кубического объема декорированы балясинами сложного рисунка, несущими карниз с полочками и выкружками. Над карнизом вкомпонована широкая лента парапета с довольно глубокими нишами в виде кокошников по три с каждой стороны. Верх крыльца завершен тремя шатрами. Центральный шатер - с гуртами по углам граней, переходящими в вершине шатра в балясины, на которых покоится четыре кокошничка. Шатер завершается белокаменной резной вазой со сложным орнаментом, на которой укреплена стилизованная металлическая корона с изящным флажком из кровельной стали. Над передними опорами укреплено два меньших по размерам восьмигранных шатра с гуртами по углам, на вершинах которых установлены белокаменные резные вазы. Ползучей, стремительно поднимающейся вверх аркой крыльцо увязывается с папертью, расположенной на подклете. Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
Апостолы (часть скульптурной композиции). Первая пол. XIX в. Дерево, левкас, темпера, золочение. В Муромский музей поступила из Благовещенского монастыря г. Мурома в 1941 г. Реставрирована в 1990-е гг. во Всероссийской художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) В.Ю. Бараненковым.
Водосвятная чаша, вложенная князем Дмитрием Пожарским в Благовещенский мужской монастырь города Мурома в 1639 г. «по родителех своих». Возможно, вклад был сделан и в память об участии горожан в его ополчении.
Колокольня Благовещенского собора
Позднее основного храма построена каменная колокольня. В описи Бартенева упоминается «колокольница деревянная прирубленная». Колокольня смещена с главной оси храма и отделена от него папертью. Точная дата построения колокольни неизвестна, но по своим формам она близка к шатровым колокольням XVII века и напоминает колокольню церкви Николы на Пыжах в Москве, хотя имеет свои специфические черты. Три яруса четвериков, опирающихся на мощный белокаменный цоколь и отделенных друг от друга поясками, на углах имеют широкие лопатки, разделенные на три яруса тесанными из кирпича деталями баз и капителей. На ярусах для освещения помещений сделаны окна, обрамленные наличниками из профилированного кирпича. С южной стороны второго яруса устроено спаренное окно с богатым наличником. Восьмигранный шатер опирается на 8 столбов, соединенных арками с довольно сложным профилем. Вершины арок расщеплены. На гранях шатра по осям арок устроены слухи в виде арочных проемов обрамленных треугольными фронтончиками, опирающимися на миниатюрные пилястры. На верху шатра укреплена кирпичная восьмигранная шейка, а на ней луковицеобразная главка. Столбы опор вертикальными прорезями разделены на три части, что зрительно усиливает несущую способность опор. Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль:Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
Стены и башни Благовещенского монастыря
Ограда монастыря
В 1558 г. Иваном Грозным монастырю была назначена денежная хлебная руга из муромских таможенных доходов. По грамоте царя Михаила Федоровича 1623 г. было предписано давать монастырю «на фимьям и на ладан и на вино церковное и на воск и на мед и на просфоры и на хлеб и на соль из муромских доходов таможенных и кабацких по половине по 32 р. по 6 алт. и по 2 деньги на год». По грамотам царей Федора Ивановича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича монастырь получил в вотчинное владение ноля, озера для рыбной ловли, луга и прочее. В годы польской интервенции монастырь был разгромлен шайкой Лисовского. В 1619 г. игумен монастыря сообщал царю Михаилу Федоровичу: «Приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах божиих престолы ободрали и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение расхитили, братию посекли, игумена с пономарем взяли в плен и кельи пожгли и пономаря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли сгнили. Церковь Благовещения Преев. Богородицы и чудотворцев благ. кн. Константина и чад его Михаила и Федора каменная каплет и стены разеедалися, а деревянные церкви ветхи, а строить тех церквей и монастыря ныне нечем». Царь Михаил пожаловал монастырю несколько озер, с которых монастырь получал оброку 7 рублей 3 алтына и 6 денег в год. Территория монастыря приобрела существующие очертания после утверждения плана города в 1788 г. и после пожаров 1792 и 1805 гг., когда были уничтожены не только деревянные стены, но и многие монастырские здания. В 1811 г. была сооружена монастырская ограда с башенками. В настоящее время территория монастыря имеет форму, близкую к трапеции, основания которой составляют 110 и 115 м и высота около 94 м. Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI - начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.
12. Четыре угловые башни монастырской ограды
Северные ворота
1. Благовещенский собор. 2. Церковь св. Стефания. 3. Часовня на месте захоронения старца иеромонаха Аполлония Муромского.
6. Келейный корпус (XIX в.)
Трапезная
Церковная лавка
Некрополь
11. Часовня Серафима Саровского. Металлическая "входная" часовня в формах эклектики, установленная ок. 2010 на месте деревянного "голбца" в юго-восточной части монастырского двора.
В некрополе монастыря погребен прах многих выдающихся горожан.
Серафимо-Дивеевский монастырь и Муром. С наступлением 1927 г. открывается новая страница в истории монастыря, показывающая заботу и попечение Божией Матери о своей обители, наименованной в честь славного Ее Благовещения. См. Инокини Серафимо-Дивеевского монастыря в Муроме.
Скит: - Скит св. Иоанна Предтечи Куземского погоста. Приписная приходская церковь: - Церковь Казанской иконы Божией Матери. Верхозерье. Подворье: - Бывший Борисоглебский монастырь в селе Борисоглеб.
Родник Константина, Ирины, Михаила и Феодора - на северной стороне мытовского оврага под Фруктовой горой, напротив северо-восточной башни Благовещенского монастыря. По исследованиям муромского краеведа Александра Епанчина, это первый по времени появления родник. По преданию, из-под Благовещенского монастыря к нему ведет подземный ход. Но самого хода никто никогда не видел.