Архимандрит Александр (Миртов)
В миру Андрей Васильевич Миртов, сын пономаря села Плесец Ковровского уезда Василия Андреева, родился в 1824 г.
В 1846 г. окончил полный курс Владимирской духовной семинарии со званием студента, после чего женился на дочери священника В. Ф. Шепелева Глафире Васильевне.
26 октября 1847 г. он был рукоположен Высокопреосвященнейшим Парфением во священника в село Южу, Вязниковского уезда. Сменил в Юже настоятеля Смоленской церкви Василия Федоровича Шепелева.
С 1847 по 1884 гг. 37 лет о. Андрей Миртов был настоятелем южского храма. В Юже провел наибольшую часть своей жизни, снискав себе любовь и расположение своих пасомых. Там он вел подробную приходскую летопись, которая частично дошла до наших дней и является ценным источником по истории села и храма Старой Южи. В 1883 году прихожане с. Южи со слезами разстались со своим духовным отдем, который, по семейным обстоятельствам, должен был перейти в с. Дубасово, Судосодского уезда, на место священника единоверческой церкви.
В 1884-1888 гг. о. Андрей Миртов служил настоятелем единоверческой церкви в селе Дубасово Судогодского уезда. Здесь он пробыл недолго: утомленный продолжительными и дальними разъездами, по должности духовника единоверческих причтов, о. Андрей, для восстановления своего здоровья, должен был 26 января 1888 г. по прошению уволиться за штат.
Но трудолюбивый пастырь и теперь не захотел оставаться совершенно без дела: сначала он исполнял обязанности священника при богадельной церкви И.В. Рождественского, а потом и при тюремной церкви. Будучи одним из ревностных и просвещенных священников, о. Андрей, кроме приходской службы, с честью исполнял и другие должности, возлагавшиеся на него епархиальным начальством и местным обществом.
Таким образом, он исполнял обязанности духовного депутата, состоял законоучителем приходского училища, земским гласным, членом Вязниковского училищного совета, членом комиссии по управлению приходов, членом уездного цензурного комитета, духовником церковнослужителей 3-го Вязниковского округа и единоверческих причтов, по должности уполномоченного был председателем съездов училищных, состоял, наконец, благочинным в том же 3-м Вязниковском округе.
За отличное усердное прохождение этих должностей о. Андрей неоднократно был награждаем начальством, но лучшей для него наградой были уважение и любовь, которыми он пользовался со стороны всех, знавших его.
Устроив всех своих детей, о. Андрей Миртов решил вечер своей жизни посвятить всецело Господу Богу и возложить на себя труд исполнения обетов монашеских. 1 мая 1894 г. принял монашеский постриг с именем Александр в Переславском Николаевском монастыре и назначен был его настоятелем. Но здесь Господь судил ему быть очень незначительное время.
4 сентября 1894 г. он был возведен в архимандриты и перемещен настоятелем третьеклассного Спасского монастыря в г. Муром.
В Муроме он скоро привлек к себе симпатии местного духовенства и общества, и на него стали возлагаться почетные общественные должности. Так, в 1895 г. по случаю разбора архива Муромского духовного правления (по научным соображениям) он был избран председателем комиссии. В 1896 г. духовенством города архимандрит Александр был избран председателем Муромского отделения Братства святого благоверного князя Александра Невского .
7 февраля 1897 г. был назначен настоятелем второклассного Благовещенского Муромского монастыря.
Недолгим было время управления Благовещенским монастырем архимандрита Александра (Миртова) (7 февраля 1897 г. — ум. 26 апреля 1899 г.), но оно оставило в жизни монастыря глубокий след.
Резолюцией епархиального епископа в 1897 г. архимандрит Александр назначен членом комиссии в Реальном училище для принятия экзаменов по Закону Божию.
26 октября 1897 г. по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия состоялось в Муромском Благовещенском монастыре торжественное чествование настоятеля монастыря архимандрита Александра по случаю исполнившегося в этот день 50-летнего его служения в священном сане. В юбилейном чествовании приняли участие братия монастыря, городское духовенство и многие из граждан города. Торжество началось благовестом к литургии в 9 часов утра. Спустя немного времени после начала благовеста, прибыл в монастырский храм юбиляр, сопровождаемый несколькими иеромонахами и иеродиаконами.
Теплый придел монастырской церкви был в это время уже полон молящимися людьми, преимущественно из почитателей о. архимандрита. Встреченный «со славою» некоторыми городскими протоиереями и священниками и монастырской братией, юбиляр прошел на амвон и, по произнесении перед Царскими вратами молитвы, обратился лицом к народу.
В это время к нему приблизились и приветствовали его священник Николонабережной церкви И.А. Васильев и делопроизводитель архивной комиссии, помощник смотрителя духовного училища Н.П. Травчетов. Первый из них от лица городского духовенства, сказал юбиляру: «большую часть жизни и священнослужения Бог привел совершить тебе вне приделов Муромских, и лишь в последние три года ты первостоял среди нас в сане священноархимандрита. Недолговременно было твое служение среди нас, но оно было в высшей степени плодотворно и полезно для многих. Несмотря на свой маститый возраст, на свой высокий сан и положение, ты снисходил до дружеского расположения к каждому духовному лицу и мирянину, вникал в их скорби и нужды, помогал советом, охотно делился своими мыслями и радушно принимал каждого в свой дом. Кроме того, ты был всегда истинным и благоговейным пастырем Церкви, деятельным и неутомимым тружеником просвещения, усердным и энергичным проповедником христианской жизни. За все это мы искренно любим тебя и молим Господа, да укрепит Он, Премилосердый, твои старческие силы на многие годы».
Помощник смотрителя Н.П. Травчетов, обратившись к юбиляру от лица членов комиссии по разбору архива, высказал ему как председателю глубокую благодарность за его труды. «Ваше усердие, — говорил он, — к нелегкому делу, выражавшееся в постоянном и неуклонном посещении всех собраний комиссии, Ваше старание сделать работу всех членов по возможности равномерной и дружной, Ваше беспристрастие при оценке деятельности каждого члена, Ваша многолетняя житейская опытность, служившая для нас живым богатым архивом всевозможных сведений по части церковной старины, Ваше умение руководить собраниями, без сомнения, много содействовали успешному окончанию разбора архива; за всё это мы приносим вам искреннюю и глубокую признательность».
Отец архимандрит глубоким поклоном благодарил всех за приветствия и, обратившись затем к алтарю, стал слушать начальные перед литургией молитвы. Литургию совершал юбиляр в сослужении с некоторыми почетными лицами из городского духовенства и братии.
После пения «буди имя Господне» произнес прочувствованное слово по поводу торжества протоиерей тюремной церкви А.Н. Нардов. По окончании Литургии вместе с юбиляром па средину храма вышло многочисленное городское духовенство. Когда священнослужащие заняли свои места, юбиляра приветствовал благочинный городских церквей, протоиерей Г. Аменицкий, поднесший ему икону Спасителя, приобретенную на средства духовенства.
Он сказал отцу архимандриту следующее: «Ваше Высокопреподобие, высокочтимый отец архимандрит! От лица здешнего духовенства почтительнейше приветствую Вас с настоящим торжеством но случаю исполнившегося 50-летия священнослужения Вашего. Да, это торжество радостное и знаменательное. Оно, как еще небывалое в сем храме, надолго памятно будет и запишется в летописи этой обители.
Можем думать, что оно принесет Вам истинное утешение и мир душевный и еще более подвигнет Вас к дальнейшей, многополезной и разнообразной деятельности Вашей. Я радуюсь, что на мою долю выпало счастье приветствовать Вас в знаменательный день юбилея. Прими же, досточтимый юбиляр, от нас эту святую икону, в знак нашей сердечной любви, преданности и признательности за твое к нам благовнимание. Мы будем молить Господа, да проба- вит Он, Милосердый, милость Свою к нам на многие и многие годы!».
Вслед за отцом благочинным поднес юбиляру от братии монастыря икону Благовещения Пресвятой Богородицы иеромонах Антоний, который в своей речи просил принять ее как знак любви и почтения к нему и как залог дальнейшего братского молитвенного о Христе единения с живущими в монастыре.
Растроганный отец архимандрит низким поклоном благодарил чествовавших его лиц и с благоговением облобызал святые иконы. На этом приветствия кончились: на амвон вошел протоиерей Вознесенской церкви И.С. Любимов и произнес задушевную речь, в которой коснулся главным образом деятельности отца архимандрита в должности священника села Южи.
«Было бы грехом с моей стороны, — говорил отец протоиерей, — умолчать о том, чему был сам свидетелем еще в юношеские мои годы и что мне как ближайшему соседу вашему по месту моей родины могло быть известным из Вашей пастырской деятельности. Хочу сказать о том нравственнопросветительном влиянии, можно сказать, обаянии, какое Вы тогда имели не только на своих прихожан, но и на окружавшие Ваш приход веси. То было время полного рассвета Ваших душевных и телесных сил, вместе с тем то было и время всяких умственных брожений в обществе — время жгучих вопросов, начиная с крепостного права и кончая судебными реформами. Вы были тогда, без преувеличения можно сказать, средоточием, центром, к которому стекалось и около которого вращалось всё интеллигентное духовенство и миряне. И, казалось, не было вопроса, на который не получился бы ответ от любознательного и на все отзывчивого Южского батюшки отца Андрея...
Теперь кому не открыт доступ к образованию, у кого нет под руками всевозможных образовательных средств, благодаря обилию всяких духовных и светских изданий, при их общедоступности? Но то было время, когда самый вопрос о народном образовании был еще только вопросом, далеко не в его пользу решающимся, когда человеку, сколько-нибудь развитому, книжному, даже просто грамотею, небезопасно было прослыть за вольнодумца, распространителя вредных идей, хотя эти идеи смутно понимались и теми, кто их преследовал.
Сколько требовалось ума и такта, чтобы держаться золотой середины, особенно пастырю Церкви, слово которого ловилось на лету и разносилось по окрестностям, как слово авторитета непогрешимого. И Вы, многоуважаемый отец архимандрит, стояли на высоте своего пастырского призвания, разливая повсюду свет истинного знания и понимания явлений общественной жизни. Где бывало достать книжку для прочтения? Откуда получить газетное известие, услышать ту или другую новость из мира литературного или просто ходячих слухов? Это у досточтимого отца Андрея.
С благодарностью вспоминаю, что и на мою долю выпало немало случаев пользоваться этим просветительным источником (у Вас была тогда богатая библиотека), если не непосредственно, то при посредстве лиц, ближе меня к Вам стоявших...»
Выслушав и эту речь, юбиляр сам взошел на амвон и со слезами на глазах, дрожащим от волнения голосом, от всего сердца, благодарил всех, почтивших его в сей день, прося их помолиться о нем, грешном и слабом, и возблагодарить Милосердого Владыку Небесного, даровавшего ему неизреченную милость прожить на земле такое количество лет. Отслуженный после сего благодарственный молебен был закончен многолетиями Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Сергию, Преосвященнейшему Платону и досточтимому архимандриту Александру.
По окончании молебствия всё духовенство и знатные граждане провожали юбиляра в его покои. Здесь виновнику торжества снова было провозглашено многолетие; священник К.Н. Алякринский приветствовал его от лица духовенства Муромского Богородицкого собора, которое поднесло ему в дар некоторые серебряные вещи; прочитаны были все многочисленные поздравительные телеграммы и письма от родных и знакомых отца архимандрита, причем особенное внимание присутствующих обратило на себя обширное, исполненное горячей и вместе почтительной любви к юбиляру, послание бывшего сослуживца его, священника села Палеха Николая Чихачева, приславшего также икону Спасителя; наконец, всем гостям предложены были чай и трапеза» (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 2-й. 15-го января 1898 года).
Через два года, 26 апреля 1899 г., архимандрит Александр скончался.
Монашествующая братия Благовещенского монастыря, взирая на такие показательные примеры самоотвержения, любви и смирения из жизни настоятелей, стремилась согласовывать свою жизнь с такими образчиками добродетелей. Нередко случалось такое, что на получаемые от обители денежные средства монастырская братия сама благоукрашала храм и содержащиеся в нем иконы. Так, в 1898 г. иеромонах Аполлоний на свои личные деньги изготовил на икону святого Апостола Иоанна Богослова ценную серебряную ризу.
Следующим настоятелем Муромского Благовещенского монастыря стал архимандрит Иннокентий (Никольский) (3 июля 1899 г. — 23 ноября 1912 г.).
|