Главная
Регистрация
Вход
Четверг
08.12.2016
19:05
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Муром

Муромское реальное училище

Муромское реальное училище

Среди многочисленных реформ, проведенных в царствование Александра II, значительно место занимают преобразования в области народного образования. Серьезные изменения были проведены в структуре и программах учебных заведениях начального, среднего и высшего звена. Одним из важных новшеств этого периода было появление реального образования. 15 мая 1872 года был утвержден устав реальных училищ. В отличие от классических гимназий, где существовал заметный уклон в гуманитарные дисциплины, в реальных училищах больше внимания уделялось точным и естественнонаучным предметам. Реальные училища возникали, как правило, в тех городах, в которых существовала достаточно развитая промышленность. В частности, они открылись по соседству с Муромом в Иваново-Вознесенске и Кинешме.
Появление реального училища в Муроме было не случайным. Открытие среднего учебного заведения в городе было обусловлено «назревшей потребностью – дать местным жителям возможность образовывать своих детей».
27 апреля 1872 года в городскую думу подал заявление гласный ее, Федор Дмитриевич Зворыкин. В нем говорилось о настоятельной необходимости учредить в городе прогимназию с дополнительным ремесленным классом. 9 сентября 1872 года на имя городского головы П.С. Зворыкина было подано по тому же поводу обстоятельное заявление другого гласного — Сергея Федоровича Симонова. В конце концов «отцы города» сошлись на том, что для Мурома наиболее подходящим типом учебного заведения будет реальное училище.
В очерке истории этого учебного заведения, изданном на рубеже XIX-XX веков, говорилось о том, как постепенно вызревал проект этого учебного заведения вместе с его финансовым обоснованием: «Муромская городская дума в заседании 12 сентября 1872 г. постановила просить городского голову – в целях открытия местного реального училища… снестись с купеческим и мещанским обществами и с Муромским уездным земством, а также с городским обществом, не примут ли они участие денежными средствами в общеполезном и благом начинании».
Реакция со стороны уездного земства последовала очень быстро и была однозначно положительной. Уже 20 сентября того же года Муромское земское собрание постановило отпускать сумму в 3000 руб. ежегодно в качестве помощи учреждаемому реальному училищу, но при соблюдении ряда условий. Оно потребовало, чтобы, во-первых, с учеников – выходцев из Муромского уезда — взималась только одна треть установленной платы за обучение и, во-вторых, земскому собранию было предоставлено право избирать в училищное попечительство половину членов и участвовать в выборах почетного попечителя училища.
3 октября 1873 года в ответ на запрос Муромского городского самоуправления попечитель Московского учебного округа, в который входила и Владимирская губерния, уведомил городского голову, что Министерство народного просвещения согласно на открытие в г. Муроме реального училища. 23 апреля 1875 года на основании мнения Государственного совета последовало высочайшее повеление об открытии Муромского реального училища (МРУ).
После получения столь обнадеживающих вестей из столицы было решено без промедления подыскать временное помещение для училища. Попечитель Московского учебного округа с этой целью командировал в Муром учителя 1-ой Московской гимназии С.Н. Зернова, ставшего вскоре первым директором МРУ.
Осмотр зданий проводился совместно с городским головой. В конце концов решили остановиться на доме купца Каратыгина, который и был приспособлен для учебных целей.

1 октября 1875 г. было открыто Муромское Реальное училище.
«Первого октября 1875 г. в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы открыто в г. Муроме реальное училище»,- сообщалось в годовом отчете этого учебного заведения.
Первые вступительные экзамены в первый и второй классы проходили в здании городской управы еще с 10 по 16 сентября, а 10 сентября состоялось первое заседание педагогического совета. 2 октября 1875 года в 8 часов утра начались учебные занятия.
Основной «курс наук» в училище был рассчитан на шесть лет. Но уже в августе 1880 года открывается дополнительный седьмой класс механико-технического профиля. Значительную часть учебной программы в нем занимали чисто технические дисциплины. Класс готовил выпускников в работе на промышленных предприятиях.
Незадолго перед этим, 18 февраля 1880 года, Муромское уездное земское собрание вынесло постановление о необходимости открытия дополнительного класса и ассигновало на эти нужды 2745 руб. После соответствующей просьбы, направленной через Московский учебный округ в Министерство народного просвещения, последнее 27 мая того же года разрешило открыть при Муромском реальном училище «механико-техническое отделение дополнительного класса с отнесением всех потребных на содержание сего отделения расходов на средства местного уездного земства».
Однако после того как программы реальных училищ были существенно пересмотрены, в 1894 году дополнительный механико-технический класс был закрыт, и все оборудование, которым пользовались его ученики во время занятий, передали в Нижний Новгород, где практически в это же время открылось среднее механико-техническое училище.
Для новичков, приходивших в первый класс, требовался определенный минимум знаний (умение читать и писать), но не каждая семья могла себе позволить обучать ребенка на дому. Поэтому в 1901 году Министерство народного просвещения разрешило открыть «при Муромском реальном училище приготовительный класс с отнесением расходов по его содержанию на… местные источники».

Практически одновременно с открытием реального училища при нем был создан хозяйственный комитет. Он заведовал материальной частью учебного заведения. Комитет занимался приобретением мебели, оборудования для кабинетов, а также книг для библиотеки.
При училище работал такой важный орган, как попечительство. В его состав входили: почетный попечитель, городской голова, директор училища и выборные члены от земства, купеческого и городского обществ. Обязанностями попечительства были: «Заботы по составлению коллекций местных материалов и продуктов; по доставлению ученикам возможности посещать заводы, фабрики, фермы, вообще совершать экскурсии; по изысканию средств к устройству помещения и улучшению преподавания».
В 1899 г. в Реальном училище: «Почетный попечитель – потом. поч. гражд. Егор Иванович Зворыкин. Директор – стат. сов. Гурий Феодосиевич Марков. И.д. инспектора – стат. сов. Иван Васильевич Ясинский. Законоучитель – прот. Иван Давидовчи Чижов. Преподаватели: кол. сов. Владимир Павлович Гончаров; кол. секр. Иван Андреевич Литтеров; кол. ассес. Александр Алексеевич Костромин; надв. сов. Владимир Иванович Тэпфер; стат. сов. Василий Иванович Карташев. Учитель гимнастики – отстав. полк. Александр Павлович Золотарев. Помощники классных наставников: надв. сов. Иван Петрович Писарев (учитель пения); надв. сов. Михаил Александрович Соколов (письмо-водитель). Врач – стат. сов. Александр Павлович Доброхотов.
Общество вспомоществования бедным ученикам реального училища в 1899 г.: «Председатель – почетный попечитель. Кандидат председателя – директор училища. Казначей – куп. Сергей Васильевич Русаков. Секретать – инспектор училища. Члены: потом. поч. граждане: Владимир Макарович Емельянов, Василий Васильевич Суздальцев, Алексей Алексеевич Суздальцев».



Дом Шведовых-Каратыгиных

Дом купца Каратыгина, в котором разместилось училище, со временем стал тесным для училища, и в 1880–1881 учебном году было построен новый учебный корпус МРУ. Представляет большой интерес тот факт, что еще в 1878 году план этого здания был представлен на Парижской всемирной выставке. Об этом сообщал директору училища попечитель округа князь Н. Мещерский: «Имею честь препроводить при сем к Вашему Высокородию копии с плана и фасада Муромского реального училища, возвращенные с Парижской всемирной выставки 1878 г.».


Реальное училище в Муроме. Старая открытка

30 ноября 1880 года только что отстроенное здание осмотрели директор, члены хозяйственного комитета, а также члены особой общественной комиссии, созданной для надзора за строительством здания. В описании здания говорилось: «Корпус тот построен по границе земли наследников купца Антонова, крыт железом на один скат, длиной 22 сажени, шириной 4 сажени; задняя сторона оного кирпичная, высотою 6 аршин, толщиною 15 вершков, боковые и передние стены из полового вершкового теса в кирпичных столбах». Кроме здания самого училища, на участке была выстроена прачечная и сарай для дров.
Новый корпус вполне удовлетворял всем санитарным и гигиеническим условиям, а также был снабжен «… всеми необходимыми учебными пособиями, библиотекой, кабинетами физическим и естественноисторическим, механическими приборами и химической лабораторией».
Здание реального училища на углу Касимовской и Козьмодамиановской улиц стало в полном смысле этих слов одним из украшений города Мурома. Просторные классы, лаборатории и кабинеты с современным по тому времени оборудованием создали условия для качественной подготовки учащихся. Здание сохранилось до настоящего времени, ныне там размещается средняя школа № 16.

Источники финансирования училища были разнообразными. Оно содержалось на средства, отпускавшиеся государственным казначейством, деньги отпускало также городское общественное самоуправление и уездное земство; с родителей учеников собиралась определенная плата за обучение, в бюджет училища также поступали различные пожертвования и взносы.
Муромская же городская дума 8 февраля 1873 года назначила на содержание училища сумму в 1000 руб. в год. Муромское купеческое общество на одном из своих заседаний постановило отпускать на нужды учебного заведения по 4000 руб. ежегодно. 30 сентября 1872 ода. Муромское уездное земство постановило ассигновать на те же цели сумму в 3000 руб. Содержание открытого в 1880 году дополнительного класса также приняло на себя уездное земство, выделяя на него еще 2745 руб. в год. Кроме того, на содержание дополнительного механико-технического класса Муромское земство выделяло 2030 руб.

До 1888 года казна отпускала для нужд училища по 14 600 руб. ежегодно. С введением нового устава реальных училищ в 1888 году структура финансирования МРУ несколько изменилась: от государственного казначейства ассигновалось 13 844 руб., от городского общества – 3733 руб., от уездного земства – 2800 руб.12

В 1905–1906 учебном году снова произошли некоторые изменения в средствах, отпускаемых на содержание училища: казна отпускала 16 162 руб., городское самоуправление – 3933 руб., уездное земство – 5040 руб.13 Кроме того, государство ежегодно выделяло специальные средства на увеличение окладов педагогов – 931 руб.

Плата за обучение первые пятнадцать лет, до 1890–1891 г., взималась в размере 20 руб. в год с ученика, с. 1890–91 г. – 25 руб., с. 1897–98 г. – 30 руб., в 1905–06 г. – 40 руб. в год. При открытии в 1901 году приготовительного класса плата за обучение в нем была установлена в размере 25 руб. в год.
Не все родители могли выкроить из своего семейного бюджета такую сумму, тем более, что для ученика нужно было купить форму, учебники, тетради и другие учебные принадлежности. Между тем, среди малосостоятельных реалистов встречались и очень способные. Для того, чтобы помочь им материально, в 1879 году попечительство училища совместно с педагогическим советом организовали при МРУ общество оказания помощи беднейшим ученикам. До этого заботу о необходимом их обеспечении всецело нес на себе педагогический совет.

В соответствии с утвержденным уставом, общество могло оказывать помощь во взносе ежегодной платы за обучение, в выдаче учебных пособий, в предоставлении одежды, пищи, в найме квартиры (для иногородних). Денежный фонд общества состоял из ежегодных взносов его членов (5 руб.) и единовременных пожертвований как членов, так и посторонних лиц деньгами и вещами.

Кроме того, для помощи ученикам из малоимущих семей в МРУ было учреждено несколько стипендий. Все они были именными и формировались из процентов на капиталы, положенные в банк тем или иным жертвователем. Одним из главных условий получения стипендий были успехи в учебе.
Стипендия имени Богдановича была утверждена 28 декабря 1866 года во Владимирской гимназии, а затем переведена в МРУ. В соответствии с положением о ней предписывалось «иметь в… училище 3 стипендиата им. г. Богдановича, полагая на каждого по 100 руб. серебром (в год – Ю.Ш., Б.К.)». 16 августа 1878 года Министерством народного просвещения в училище были утверждены стипендии имени А.В. и М.С. Ермаковых. В положении о них говорилось: «Учреждаются… 3 стипендии… на счет процентов с капитала в 4600 р., каждая стипендия по 76 р.».
10 января 1879 года учредили стипендию имени почетного гражданина П.С. Зворыкина. Избранному стипендиату выдавали проценты с капитала в 1500 руб. Право избрания стипендиата принадлежало самому Зворыкину, а после его смерти должно было перейти к Муромскому купеческому обществу. В училище существовала стипендия имени Александра II, «учрежденная в память спасения жизни Государя Императора от руки злодея 2 апреля 1879 г. из %% с капитала в 1500 р., пожертвованного Муромской городской думой». В МРУ существовали также и другие стипендии. Все они не могли расходоваться бесконтрольно. За их рациональным распределением и использованием следил педагогический совет.

Училище было сравнительно небольшим по контингенту учеников, особенно, если сравнить его со столичными реальными училищами, или теми, которые находились в соседних городах. В первый год после открытия Муромского училища в первый и второй классы было набрано всего пятьдесят семь человек. Далее, по мере открытия следующих классов, их число существенно увеличилось и в 1899 году достигло ста девяноста.
При поступлении в училище подавалось прошение, как от родителей, так и от будущего ученика. Кроме того, представлялись следующие документы: выписка из метрической книги, свидетельство Муромской городской управы или какого-либо другого органа общественного самоуправления, свидетельство о привитии оспы. Обычно в училище принимались мальчики десяти – тринадцати лет.
Сословный состав учеников был довольно пестрым. В. Гончаров отмечал, что основной контингент училища составляли дети «городских сословий», т.е. купцов и мещан. На втором месте значились дети дворян и чиновников. С начала девятисотых годов стал наблюдаться рост численности детей «сельских сословий».
Многие из учеников, особенно в начальных и средних классах, не были готовы к жесткой дисциплине в училище, допускали различные проступки.
Характерен в этом отношении пример с одним из учеников МРУ — Николаем Фанталовым, отличавшимся явно девиантным поведением. В журнале замечаний перечислялись следующие его проступки и назначенные наказания: «Очень сильно ударил Федорова под ложечку. Арест 2 часа»; «Боролся и валялся с товарищами на полу. Арест 1 час»; «Сломал во время завтрака ложки и бросил их в отхожее место, в проступке сознался только после некоторых улик. Арест 4 часа в воскресенье»; «Принес в училище карбиту и насыпал его в учительские чернильницы. Карцер 3 часа в воскресенье». В конце концов мать вынуждена была забрать его из училища.
В числе наиболее частых ученических «грехов» отмечались лень, нерадивость, неуспехи по отдельным предметам, нарушения дисциплинарных установок, несанкционированные прогулки вне территории училища, зевание и невнимание на уроке. Наказывались они замечаниями, выговорами, арестом на несколько часов (иногда – в воскресенье), наиболее серьезные – заключением в карцер. Дисциплине в училище уделялось довольно большое внимание.
Основными предметами, которые преподавались в МРУ, были: закон Божий, русский язык и словесность, математика, немецкий и французский языки, история, география, физика, естественная история, механика, черчение, рисование, чистописание, гимнастика.
В соответствии с инспекторским указом 11 августа 1879 года продолжительность уроков составляла пятьдесят пять минут, а на уроки рисования и черчения выделялся один час двадцать пять минут, обычные перемены были короткими – пять минут, большая перемена длилась тридцать.

В училище имелись фундаментальная и ученическая библиотеки, физический и естественноисторический кабинеты. До закрытия в 1894 году седьмого дополнительного класса здесь существовали химическая лаборатория и механико-технический класс. В списке их оборудования числилось достаточно сложное и дорогое оборудование: воздушный насос, фонограф, прибор Карре для добывания льда с печкой и холодильником, телескоп (рефрактор), аппарат Платнера с весами для исследования материалов, динамо-машина и др.

Качественный уровень образования в значительной степени определялся составом педагогических кадров. При открытии училища педагогический персонал составлял всего несколько человек. Директором училища был упоминавшийся выше С.Н. Зернов (он же учил детей арифметике), законоучителем – священник А.Ф. Лебедев, преподавателем немецкого языка – Берг, чистописание и рисование вел В.И. Карташев.
Педагогами являлись люди с разным образовательным цензом. В перечневой ведомости «О воспитании, полученном служащими по гражданским должностям по Муромскому реальному училищу» указывалось, что высшее образование имели пять педагогов, среднее – четверо, трое окончили только начальные учебные заведения.

Первым директором МРУ стал Сергей Николаевич Зернов, занимавший эту должность с 1 августа 1875 года по 1 августа 1877 года. После этого он был переведен в Тульское реальное училище на должность директора. С 1 августа 1877 года училищем руководил Александр Иванович Богомолов.
В дальнейшем директорами МРУ являлись Александр Фаддеевич Леонов (1 ноября 1879 – 27 июня 1880), Петр Карлович Морель (3 июля 1880 г. – 12 июня 1886), Константин Иванович Грацианский (1886 – 1888), Сергей Матвеевич Зегер (11 августа 1888 г. — 1 июля 1891), Александр Иванович Дружинин (1891 – 1896).
Директор училища был заметной фигурой в провинциальном Муроме, это был государственный чиновник, занимавший довольно высокую ступень в «Табели о рангах» (коллежский или статский советник).
Уровень заработной платы педагогов был достаточно высоким. По данным за 1876 год директор получал около 1500 руб. в год и 750 руб. так называемых «столовых». Учителя получали вместе со столовыми деньгами в общей сложности 800 руб., а законоучитель – 325. Для сравнения укажем, что в это время во Владимирской губернии жалование педагогов в начальной школе составляло не более 240 руб. в год, т.е. 20 руб. в месяц.

2 ноября 1914 г. вечером Преосвященный Митрофан присутствовал на духовном концерте, устроенном в здании Муромского реального училища в пользу местных лазаретов: городского, земского и мещанского. Пел соединенный хор, сформированный для исполнения концерта из любителей и профессиональных певцов разных хоров гор. Мурома числом до 60 мужских и детских голосов. Хором управлял учитель реального училища Н.Г. Шафранов. Значившийся в конце программы национальный русский гимн, согласно желанию Владыки, был исполнен трижды.

Музей истории народного образования

Городской музей истории народного образования города Мурома открылся в 1998 г. по инициативе Управления образования администрации города Мурома, ветеранов педагогического труда, творческих групп молодых учителей и учащихся школ города. В настоящее время в фондах музея более 8500 единиц хранения.

Экспозиции:
- Историческая. В хронологической последовательности освещается вопрос об открытии учебных заведений города Мурома, начиная с 1-ой четверти XVIII века.
- Современная система образования города Мурома.
- Из истории пионерского и комсомольского движения.
- Ими гордится город. О выдающихся выпускниках – деятелях науки, искусства …
- Деревенская изба.
- Старорусская школа.

Адрес: Муром, ул. Льва Толстого, д. 40 (средняя школа № 16, бывшее реальное училище).

Город Муром в 1900 году
Город Муром

Образование в губернском городе Владимире.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Муром | Добавил: Jupiter (14.09.2016)
Просмотров: 136 | Теги: Муром, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика