Зворыкин Прокопий Степанович родился 3 (15) февраля 1825 года в г. Муроме.
Числился муромским купцом первой гильдии и проживал в городе по адресу ул. Рождественская (ныне ул. Ленина, дом 5). В 1879 году надстроил в доме второй этаж.
Улица Ленина, д. 5.
Согласно документам, А.М. Никитин жил в центре города, на Рождественской улице (ныне ул. Ленина № 5) в каменном двухэтажном особняке, купленном у муромских купцов Зворыкиных.
С 1870 по 1880 год - на выборной должности муромского городского головы.
Прокопий Степанович Зворыкин
Муромское городское общество обращается к губернатору 18 марта 1871 г. с ходатайством о введении в Муроме Городового положения 1870 г. Почти годичное промедление объясняется тем, что закон вводился в действие не одновременно во всех городах империи. В первую очередь городское управление преобразовывалось в столицах, Одессе и сорока одном губернском и областном городе. В остальных городах положение предлагалось ввести в «ближайший по возможности срок, соображаясь с местными обстоятельствами, по усмотрению министра внутренних дел». К 1892 г. городская реформа была осуществлена в шестистах двадцати одном из семисот семи городских населенных пунктов в регионах, подпадавших под действие перечисленных законодательных актов.
В ответ на ходатайство из Мурома о введении нового городского самоуправления, владимирский губернатор уже на следующий день посылает запрос на этот счет в Министерство внутренних дел. Начальник второго отделения первого стола Хозяйственного департамента МВД ответил, что «со своей стороны я, согласно с Вашим заключением и приговором городского общества, не встречал бы препятствий предоставить Вам сделать зависящее в установленном порядке распоряжение по предмету введения в действие Высочайше утвержденное 16 июня 1870 г. Городовое положение в городе Муроме… Городские учреждения должны быть открыты не позднее осени текущего года». После этого были составлены списки избирателей, которые отправили на утверждение начальнику губернии в августе 1871 г. Владимирский губернатор Струков утвердил их и в сопроводительной записке приказывал, чтобы «при проведении выборов в точности соблюдались все правила и сроки, установленные в статьях 16-27 Городового положения».
Важнейшим звеном в реализации городской реформы являлись выборы в органы самоуправления - в думы и управы. Проведение массовых публичных выборов путем закрытой баллотировки было для России делом новым. Особый раздел Городового положения «О городских избирательных собраниях», содержащий тридцать две статьи, определял характер выборной системы: условия приобретения активного и пассивного избирательного права, порядок составления и утверждения избирательных списков, способ голосования, порядок обжалования разного рода нарушений. Из-за отсутствия опыта и традиций в организации подобных выборов в данный раздел включены положения, которые оказалось трудно, а подчас и невозможно, осуществить на практике, в то же время многое было просто не предусмотрено.
Большие сложности были связаны с самой механикой проведения выборов. Прежде всего, следует выяснить, кто имел право участвовать в выборах. В Городовом положении говорилось, что для избрания гласных городских дум каждые четыре года созываются городские избирательные собрания. В городских избирательных собраниях имел право участвовать (и, соответственно, имел право избирать и быть избранным) каждый российский подданный старше двадцати пяти лет, владеющий в городской черте недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержащий торговое или промышленное заведение по купеческим, промысловым, приказчичьим свидетельствам или билетам на содержание промышленных заведений. Также требовалось, чтобы избиратель проживал в городе не менее двух лет. Избирательного права лишались лица, имеющие недоимки по городским сборам, осужденные, отрешенные от должности, банкроты, лишенные духовного сана или звания, а также чины местной полиции (ст. 18-19). Кроме того, за женщин, за отсутствующих, за лиц в возрасте от двадцати одного до двадцати пяти лет голосовали по доверенности лица, имеющие право голоса. Необычно для нас то, что в выборах имели право участвовать (также через доверенность определенному лицу) коллективные субъекты, в частности, разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, монастыри и церкви, отвечающие тем же требованиям, что и частные лица. Отдельно оговаривалось, что горожане не могут иметь более двух голосов: одного своего и одного по доверенности.
Подготовка к выборам начиналась с выяснения списочного состава избирателей - лиц и учреждений, получивших право участия в выборах. Избиратели вносились в список в порядке понижения суммы налога, уплачиваемого ими в городскую казну. Затем все избиратели делились на три избирательных собрания, из которых каждое избирало одну треть гласных в соответствии с принципом «соразмерности участия в общественном управлении количеству уплачиваемых налогов», заимствованным из прусского муниципального законодательства. Суть заключалась в делении избирателей на три группы с равными общими суммами платежей.
В городе Муроме эти списки были составлены и стали достоянием гласности путем опубликования в «Губернских ведомостях», а также списки были вывешены в публичных местах. Процент избирателей в общей массе населения был крайне низок. Всего в списках числилось около шестисот пятидесяти избирателей при населении более пяти тысяч человек. В первом избирательном разряде - двадцать один человек, во втором - пятьдесят три, в третьем - пятьсот семьдесят пять. В связи с тем, что минимальный ценз не был установлен, к участию в городском общественном управлении оказались допущенными и представители малоимущей части горожан. Таким образом, в избирательные списки включались практически все домовладельцы и мелкие торговцы - в большинстве своем потомственные горожане. Разумеется, от участия в выборах отстранялись рабочие, большая часть которых не была горожанами. Отрицательным моментом было также то, что в число избирателей не попадали представители образованной части населения, лица умственного труда - врачи, преподаватели, чиновники, в основном снимавшие квартиры и не владевшие цензовой собственностью. Но велась разработка вопроса о квартирном налоге, который бы позволил им участвовать в выборах. Имущественный ценз, на мой взгляд, позволил оградить городское управление от участия в нем несамостоятельных, а часто и неграмотных, избирателей и гласных.
Вопрос о количестве депутатов-гласных решался следующим образом: на первые триста избирателей приходилось тридцать гласных, свыше этого на каждые сто пятьдесят человек - по шести гласных. Таким образом, в городе Муроме в 1871 г. должно было быть избрано сорок два гласных.
Процедура выдвижение кандидатов в гласные в Городовом положении особо не оговаривалась. Кандидатуры выдвигались непосредственно перед началом голосования, соответственно, ни о какой агитации не было и речи, она вообще была запрещена. К баллотировке в гласные допускался каждый, имеющий право участия в выборах и изъявивший на это свое желание или предложенный кем-нибудь из избирателей (ст. 35, 37). Такой порядок порождал непомерно большое число кандидатов в гласные и усложнял процедуру голосования. Кроме того, многие избирали вслепую, так как не имели никакой информации о кандидатах.
Выборы в разных избирательных собраниях происходили в разные дни, о конкретной дате выборов избиратели дополнительно информировались. Так, в Муроме в 1871 г. избирательные собрания были назначены на 4, 5 и 7 октября соответственно. Городовое положение устанавливало закрытую подачу голосов путем баллотировки шарами. Шары опускались в специальные баллотировочные ящики, разделенные на две части. Для баллотировки каждого кандидата предназначался отдельный ящик, избиратель опускал шар в отверстие вверху ящика, оставляя его либо в правой части (за), либо в левой (против). Затем он переходил к следующему ящику, и все повторялось сначала. Причем, каждое избирательное собрание могло выдвигать кандидатов не только из своей среды, но и из других собраний.
Затем шел подсчет шаров, при котором должны были присутствовать избиратели. В итоги избиратели тратили на выборы целый день, процедура была запутанной, что давало почву для злоупотреблений. Иногда случалось так, что за кандидата было подано шаров больше, чем участвовало избирателей. Помимо несовершенной техники голосования, на результатах выборов не могло не сказаться то обстоятельство, что никакой разъяснительной работы в ходе подготовки к выборам не велось.
На основании Городового положения избранными в гласные считались лица, за которых проголосовало более половины избирателей (ст. 38). Также оговаривалось, что собрание считается действительным, когда в нем участвует число избирателей, превышающее число подлежащих избранию гласных (ст. 41). На практике города случалось так, что в избирательное собрание являлось число избирателей большее числа гласных на один-два человека, а иногда и равное ему. В целом явка избирателей была очень невысока и не превышала 20-25 %. Причины абсентеизма следует искать в низкой политической культуре, слабой информированности, а также в том, что выборы проходили в будние дни и занимали день целиком, что не каждый житель города мог себе позволить. Поэтому широкое распространение получило голосование за отсутствующих по доверенности, что, в свою очередь, порождало массу злоупотреблений.
Городовым положением разрешалось обжалование результатов выборов в течение семи дней после них. Жалобы рассматривались городской думой, а в некоторых случаях губернским по городским делам присутствием (ст.43-46). На первых выборах в Муроме обошлось без жалоб.
Первое заседание Муромской городской думы состоялось 29 октября 1871 г.
В 1871 г. в Муроме открыт Городской Общественный Банк.
В период руководства городом, активно продвигал идею строительства реального училища. 27 апреля 1872 года в городскую думу подал заявление гласный ее, Федор Дмитриевич Зворыкин. В нем говорилось о настоятельной необходимости учредить в городе прогимназию с дополнительным ремесленным классом. 9 сентября 1872 года на имя городского головы П.С. Зворыкина было подано по тому же поводу обстоятельное заявление другого гласного — Сергея Федоровича Симонова. В конце концов «отцы города» сошлись на том, что для Мурома наиболее подходящим типом учебного заведения будет реальное училище.
1 октября 1875 г. было открыто Муромское Реальное училище.
В 1879-м году Богадельня для призрения бедных граждан обоего пола была переведена в построенный купцом Прокопием Степановичем Зворыкиным деревянный одноэтажный дом близ напольного кладбища.
10 января 1879 года в Реальном училище учредили стипендию имени почетного гражданина П.С. Зворыкина. Избранному стипендиату выдавали проценты с капитала в 1500 руб. Право избрания стипендиата принадлежало самому Зворыкину, а после его смерти должно было перейти к Муромскому купеческому обществу.
Скончался 5 июня 1883 года и похоронен на Напольном кладбище, рядом со Всехсвятской церковью.