Главная
Регистрация
Вход
Пятница
05.12.2025
09:30
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1656]
Суздаль [479]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [497]
Музеи Владимирской области [65]
Монастыри [7]
Судогда [16]
Собинка [146]
Юрьев [249]
Судогодский район [118]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [206]
Вязники [356]
Камешково [282]
Ковров [434]
Гороховец [131]
Александров [303]
Переславль [117]
Кольчугино [99]
История [39]
Киржач [96]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [125]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [219]
Учебные заведения [179]
Владимирская губерния [59]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [79]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2435]
архитекторы [30]
краеведение [74]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [39]
Оргтруд [209]
Боголюбово [42]
ВТЗ [157]
Володарка [7]
театр [5]

Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

 Каталог статей 
-->
Главная » Статьи » История » Муром

Муромская женская гимназия

Муромская женская гимназия

26 августа 1860 г. А.В. Ермаковым было открыто заведение для девочек - «женское училище 2-го разряда», которое первоначально находилось в доме самого А.В. Ермакова.


Улица Красноармейская, д. № 7. Дом Ермакова.
Во второй половине XIX века дом от Ермаковых перешёл к купцу 1-й гильдии Николаю Васильевичу Зворыкину-Торскому, владельцу чугунолитейного завода, который активно занимался и пароходством по Оке и Волге.

В Муроме приходский учитель учил много девочек у мещан и купцов. Когда было открыто женское училище, все стали ходить в него. Учитель начал ходить по домам и говорить, что всех тех девочек, которые учатся в училище, по возрасте отправят на Амур. Многие в простодушии поверили и обратились с вопросами к директору, когда он там был.
Александр Георгиевич Аменицкий стал первым законоучителем училища. Вначале это училище много нуждалось в материальных средствах и нравственной поддержке, и о. Ал. Г. в течение первых 7 лет с достоинством и честью служил здесь бесплатно, а с 1 с. 1867 г. до 1872 г. с самым малым вознаграждением.
Женское училище было преобразовано в прогимназию.
В прогимназии в 1890 г. обучалось в 1-м полугодии 117 учен., из них 99 платных и 18 бесплатных и во 2-м полугодии 135 учен., из них 118 платных и 17 бесплатных; окончило курс учения 12 учен. Содержание прогимназии обошлось в 4849 р. 31 к., в число которых поступило: из городских сумм 2600 р., сбора за учение: обязательным предметам 1530 руб. и французскому языку 210 р., пособия от Министерства Народного Просвещения 350 р. и процентов с капитала 159 руб. 31 коп.

Прогимназия преобразована в гимназию.



Здание Муромской женской гимназии, нач. ХХ века.

Спустя 34 года возникла потребность в более просторном новом здании. Здание женской гимназии (ул. Карла Маркса, 24) было построено в 1894 -1896 годах. Выстроено оно из красного кирпича, двухэтажное, с большими высокими классами. Красиво, в романтическом стиле, украшен фасад здания – с балюстрадами и резным фигурным карнизом. Сейчас архитектурные украшения сложно рассмотреть из-за высоких деревьев, выросших за сто с лишним лет во дворе.
Обучение в гимназии было ориентировано на гуманитарную сферу, оно считалось достаточно привилегированным, так как давало воспитанницам право на поступление в высшие учебные заведения. Главным ориентиром было педагогическое образование.
Женская гимназия в 1899 г.:
Председатель попечительного совета гимназии – потом. поч. гражд. И.П. Мяздриков. Попечительница – потом. поч. гражд. Глафира Дмитриевна Емельянова. Члены: потом. поч. граждане: Владимир Макарович Емельянов, Николай Васильевич Суздальцев, Дмитрий Константинович Жадин, Надежда Никифоровная Суздальцева, Анна Кузьминична Суздальцева, Екатерина Александровна Суздальцева, Надежда Николаевна Зворыкина, Елизавета ивановна Зворыкина, Мария Михайловна Жадина, куп. Николай Васильевич Зворыкин. Председатель педагогического совета – директор реального училища. Начальница гимназии – Елена Сергеевна Колзакова. Законоучители: свящ. Григорий Иванович Карпинский, свящ. Евгений Федотович Благонравов. Преподаватели: кол. секр. Иван Андреевич Литтеров; Петр Алексеевич Доброводский; кол. ассес. Александр Алексеевич Костромин; стат. сов. Василий Иванович Карташев; стат. сов. Павел Васильевич Сахаров. Преподавательницы: Александра Алексеевна Александровская; Прасковья Федоровна Финогенова; Софья Николаевна Волнухина; Лидия Ивановна Зворыкина; Любовь Александровна Мазаракий; Вера Антоновна Козьменкова; Алида Георгиевна Варм-Краус; Александра Федоровна иногенова; рукоделия – Александра Никаноровна Алякринская; пения – Юлия Владимировна Костромина. Врач при гимназии – кол. ассес. Владимир Петрович Розов.
Общество вспомоществования нуждающимся ученикам гимназии в 1899 г.:
Председатель – директор реального училища. Товарищ преподават.: попечительница гимназии – Глафира Дмитриевна Емельянова; начальница гимназии. Казначей – председатель попечительного совета гимназии. Секретарь – законоучитель гимназии – свящ. Гр. Ив. Карпинский. Члены: потом. поч. гражд. Егор Иванович Зворыкин; Николай Васильевич Суздальцев.

Женская 8-классная гимназия с приготовительным классом. При пособии от казны в 1400 руб., гимназия содержится главным образом на средства, получаемые с учениц за учение; городское управление дает пособие в сумме 3600 руб. В 1900 году обучалось в гимназии 295 учениц.

Вечером 2 марта 1905 г. стало известно, что ученицы женской гимназии ничего не имеют против забастовки у себя в гимназии, но бросить занятия и уйти из гимназии не могут, так как начальница гимназии, Буеракова, на время занятий запирает на ключ все выходные двери гимназии. Было условлено с гимназистками сорвать занятия и у них.
3 марта ученики, собравшись в училище и узнав, что вечером начальством училища созывается родительское совещание для обсуждения ученической петиции и мер воздействия на учеников с целью прекращения ими забастовки, всей массой двинулись из училища. Дойдя до угла Касимовской и Сретенской ул. часть учеников двинулась по Сретенской улице к женской гимназии и, подойдя к ней, вызвала начальницу гимназии и потребовала открытия дверей гимназии и свободного выпуска учащихся. Начальница со слезами на глазах просила «не трогать ее девочек», но гимназистки, узнав, что пришли реалисты, сами бросили занятия и примкнули к забастовке.
4-го марта, следуя примеру реалистов, ученицы Муромской гимназии подали петицию начальству, почти, тождественную с петицией реалистов.
5-го марта ученики собрались в школе, чтобы выслушать решения родительского совещания и педагогического совета. По выслушании постановления родительского совещания, ученики попросили дать протокол совещания, чтобы ближе и точнее с ним познакомиться и, когда им в этом было отказано, все, за исключением VII-го класса, демонстративно ушли из училища. Завидев на улице инспектора Гончарова, они устроили ему «кошачий» концерт. Такой же «концерт» был устроен перед квартирой начальницы гимназии, Буераковой.
31 октября забастовали и ученицы VI, VII классов женской гимназии.
1 мая 1906 г. проходило при самом деятельном участии учащихся. Во время, демонстрации вечером на Окском бульваре исправнику Лучкину представился самый удобный случай расправы и с рабочими и с учащимися; расправы, о которой он мечтал и не отрицал раньше и на открытых собраниях и в официальных бумагах. Во время расстрела и нападения полиции на толпу, певшую революционные песни, пострадали многие из учеников, бывших в толпе.


Окский парк.
Здесь 1 мая 1906 г. полицией была учинена кровавая расправа над участниками маевки рабочей и учащейся молодежи города. Помни и береги светлую память о революционных делах старшего поколения, проложившего путь к свободе и счастью нашей Родины!

Из учащихся особенно сильно была ранена ударом шашки в левую щеку ученица VII класса женской гимназии Буткевич Н. Удар, очевидно, пришелся концом шашки, рассек щеку и, срезав несколько зубов, повредил челюсть. Н. Буткевич явилась совершенно случайной жертвой, никакой видной роли в ученическом и рабочем движении она не играла и была совершенна далека от рабочей среды (Н. Буткевич была дочь подполковника). Но учебному начальству нужно было оправдать себя, нужно было очистить свою совесть и снять ответственность, поэтому попеч. московского учебного округа, по секретному приказанию деп. нар. просвещения, в виде отношения, дает директивы председателю педагогического совета муромской женской гимназии следующего содержании: «В вечерней демонстрации участвовали многие из учащихся и в том числе Наталья Буткевич, которая, как утверждали в городе, была во главе демонстрантов с револьвером в руках и которая вообще являлась деятельной участницей митингов и собраний рабочих, пользуется в городе крайне неодобрительной репутацией; принадлежа к среде молодежи, зараженной идеями современного революционного движения, она известна в гимназия в качестве пропагандистки этих идей и, как таковая, имела весьма вредное влияние не только на своих подруг, но и на всю гимназию так как, будучи не лишена некоторого дара слова, зачастую являлась для своих подруг истолковательницей всех современных политических событий, рисуя их в окраске своих крайних воззрений». Для исполнения формальных обязанностей было назначит следствие, но, конечно, виновные не были обнаружены. См. Первое мая 1906 года в городе Муроме.

В 1909 г. в гимназии было 417 учениц.
«Ученический вечер. Сегодня в казенной женской гимназии устраивается ученический вечер. Ученицами гимназии будет разыграна пьеса А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье». После спектакля — танцы. Начало спектакля в 6 ½ ч. Вечера» («Муромский край», 12-го февраля 1914).
«Ученический спектакль. 12 февраля в здании женской гимназии состоялся спектакль, разыгранный ученицами старших классов. Была поставлена комедия Островского «В чужом пиру похмелье».
Спектакль прошел в общем успешно. Участвующим много аплодировали. Главным дефектом постановки было то обстоятельство, что мужские роли исполнялись ученицами. Впрочем, ученица, исполнявшая роль Тита Титыча, прекрасно справилась со cвoей задачей. Недурно сыграла ученица, исполнявшая роль свахи. Публика осталась довольна спектаклем и благодарила его устроительницу — начальницу гимназии. После спектакля состоялись танцы до 12 часов ночи» («Муромский край», 14-го февраля 1914).
Начальницы гимназии:
- Елена Сергеевна Колзакова (1890-е)
- Наталья Сергеевна Буеракова (? — 1910)
- Елена Николаевна Лебедева (1911 — ?)
- М. Попова. «Муромская 2-я Сов. школа 2-й ступени открыта в 1921 г. Муромской 2-й Сов. школой 2-й ступени заведует бывшая начальница женской гимназии М. Попова. Ячейки Р.К.С.М. при школе нет, поэтому начальница Попова иногда почему-то не считает нужным своевременно извещать о заседаниях школьного совета представителя Уезд. К-та Р.К.С.М. и заседания проходят без него, так как он о них не знает. УОНО следует напомнит Поповой!» («Луч», 20 марта 1923).

В 1918 году гимназия была преобразована в единую трудовую Советскую школу II ступени.
В первые годы революции у передового учительства города зарождается мысль об организации новой школы. При поддержке Уотнароба этот вопрос из области проектов переходит в стадию практического осуществления, и в год ожесточенной борьбы на фронте гражданской войны, разрухи на хозяйственном фронте — в 1919 году — в Муроме развертывается «Муромская опытно-показательная школа» из шести классов под руководством Николая Александровича Локастова, которая позднее стала семилетней.
Ясны были лишь ее контуры, вехи, детали же — туманны. Над обломками старой школы, предстояло построить новое здание. На „затею" пионеров новой школы педагогическая „аристократия" города (учителя второступенцы) смотрела если не враждебно, то во всяком случае косо, с недоверием. Первоступенцы также заняли оппозицию по отношению к опытной школе: для них она была «погонялкой», требующей своим примером отречения от рутинной схоластичности старой школы, напряженной работы. Потребовались годы усиленной работы опытной школы, чтобы изменить отношение к ней. Через три года картина другая: школа завоевывает симпатии и мало-по-малу становится центром педагогической мысли.
При школе существовал детский сад, в одной из групп которого обучали детей письму и чтению. Опыт этой школы по «составлению программ и проверке их в практической работе» впоследствии распространялся на другие учебные заведения города и уезда.
«12 мая в помещении Муромской опытной школы был поставлен детский спектакль. Зрители — воспитанники детских домов, учащиеся городских школ 1 ступ. Артисты — учащиеся Дмитриево Слободской школы 1 ступ.
Играли комедию в 2-х действ. К. Лукашевич: «Среди цветов».
Вполне беспристрастно можно сказать, спектакль исполнен был хорошо. Хорошая игра детей, их свободные движения на сцене, удачно исполненные (школьными работницами) костюмы цветов из бумаги — оставили лучшее впечатление у детей города от этого спектакля.
Организаторы придавали большое значение этой постановке: спектакль был шагом к сближению учащихся города и деревни, это та же смычка города с деревней.
Перед спектаклем одна из участниц его, ученица Дмитриево Слободской школы, призывала к сближению и единению города и деревни.
Бурные детские аплодисменты и ответ представителя городских учащихся подсказали, что через пропасть между городом и деревней дети перекинули мост, установили связь.
Закончился спектакль пением «Интернационала». Дети разошлись по домам, приветствуя своих новых друзей-учащихся Дмитриево-Слободской школы» («Луч», 23 мая 1923).
«На путях к новой школе (Муромская опытная школа). Муромская опытная школа организована в 1919 году и за это короткое время успела укрепить свое положение, оправдать до некоторой степени свое назначение, чем немало обязана энергии заведующего школой — Н.А. Локастова.
В текущем году школа работает в составе шести годов обучения, в дальнейшем же будет развернута в школу семилетку.
Наличный состав ее 207 чел.
Большинство обучающихся — дети советских служащих, отчасти—рабочих, железнодорожников и пр.
При школе работает детский сад (кстати, единственный в Муроме), в двух группах коего до 60 детей дошкольного возраста. В одной из групп, в группе семилеток, помимо обычной работы детсада ведется обучение чтению и письму.
Обслуживает школу 7 школьных работников, детский сад — 2 руководительницы.
Все работники имеют среднее образование.
Задачи школы:
I. Развитие социальных навыков в детях;
II. Изучение местной жизни в экономическом и общественно-историческом отношении и
III. Быть лабораторией для рядового учительства и наглядно показывать, как и при каких предпосылках должна строиться новая школа.
Новая школа определенно должна отмежеваться от старой школы былых времен, подготовить из своих питомцев не чахлых и непрактичных юношей (обычный результат старой школы в городских условиях), а таких, которые были бы здоровы и крепки духом и телом, самостоятельны и находчивы и знали бы окружающую их жизнь.
Отсюда и иной подход к работе.
Методы школьной работы:
Исследовательский, комплексный и метод сотрудничества.
Исследовательский метод выдвигает на первое место самостоятельную работу учащихся, учителя играют лишь роль руководителей, не стесняя самостоятельности учащихся.
Его стремление – не столько дать знания, сколько научить самостоятельно разбираться в окружающем, выявить самодеятельность.
Целью комплексного метода является, с одной стороны, стремление связать группу объектов, связать органически воедино, с другой же стороны – собрать известные методы в одно целое.
В первых трех группах занятия групповые, в старших же группах (IV-VI) цикловые (гуманитарный, естественный и математический циклы).
Для удобства цикловых занятий организованы (в зачаточном состоянии) кабинеты, требующие дальнейшего оборудования.
Работает школа по программам ГУС-а (Государственного Ученого Совета).
За первый триместр занятия в 1-й группе носили чисто сезонный характер и изучение грамоты по бесбукварному методу.
Сущность этого метода: не столько чтение, сколько письмо и выражение мысли учащихся. Дети легко и свободно без всякой искусственности научаются выражать свои мысли, примитивно записывать их и вполне свободно читать.
Опыт прошлого года (с I-й группой тогда вела занятия Смыслова, Е.В.) показал, что этот метод вполне жизненный дал положительные результаты. Аналогичная оценка бесбукварного метода вытекает и из практики настоящего года.
Согласно, отмеченной выше программы, на V году изучается деревня. За объект берется крестьянский двор, как сельско-хозяйственное производственное предприятие.
С этой целью проведен ряд экскурсий в село Карачарово и коммуну «Альтруист». ѴІ-ой же год изучает добывающую промышленность.
С целью ознакомления с последней (добывание руд, минералов, искусственного топлива) также проведен ряд экскурсий на чугунно-литейный завод имени т. Шляпникова и 1 экскурсия на Выксунские горные заводы.
Перед экскурсией учащимися намечается ряд вопросов, служащих вехами для обследований хозяйства или завода, затем уже в школе происходит детальная обработка материала.
Учебный год разбивается на 3 триместра: осенне-зимний (до января) зимне-весенний (до апреля) и весенне-летний (до июля).
В целях учета работы школой организуются «отчетные утра и вечера» и выставки.
I. Дать возможность каждому учащемуся сравнить свою работу с работой своих товарищей, подвести итоги проделанной работы;
II. Школьным работникам своей школы дать возможность подметить свои ошибки, недочеты, оглянуться, так сказать, на пройденный путь, сравнить свою работу с работой своих коллег по школе;
III. Населению показать достижения школы и направление работы.
IV. Установить на основе задач школы более тесную связь ее с массовыми, рядовыми школьными работниками, показав им самый процесс работы.
На днях, как раз, и был проведен ряд таких «отчетных утр.»
Так, 23 декабря было отчетное утро I, II и IV года обучения, на котором (после кратких докладов заведующего школой о значении «утра» и выставки, и школьных работников о работе за отчетный период) сами дети своими докладами, декламацией и пр. выявили перед собравшимися родителями учащихся, просвещенцами города и учащимися школы свои достижения.
27 декабря таким же путем отчитывался в своей работе Ѵ-ый г. обучен.
Учащиеся перед собравшейся аудиторией, в ряде более или менее стройных докладов осветили:
положение крестьянского хозяйства в с. Карачарове, в коммуне «Альтруист», выгодность коммунального хозяйства, состав почвы с Карачарова, Муромского уезда и СССР, познакомили с тем, как дети сами производили анализ почвы, какой севооборот грунтовые воды, живой и мертвый инвентарь ряда крестьянских хозяйств с. Карачарова и в коммуне «Альтруист», каков культурный уровень села, его быт и пр., и пр.
Доклады иллюстрировались специальными диаграммами, экспонатами, а в заключение были продекламированы стихотворения, Некрасова, близкие по своему содержавши к прорабатываемой теме — «Деревня».
Отчетные «утро» и «вечер» VI года обучения проводились 30 декабря характер их тот же.
Железо, чугун, свойства металлов, район добывания руд, значение металлов в истории культуры, экскурсия на завод имени тов. Шляпникова, на Выксу, быт рабочих, профессиональные, партийные и административные учреждения, каменный уголь, район добычи угля, жизнь рабочих прежде и теперь — вот приблизительно та канва, по которой учащиеся в форме более стройных, живых докладов…
Дополнением к докладам являлись самостоятельно исполненные диаграммы, карты, декламация стихотворений и пр.
Одновременно с «отчетными утрами» была организована и выставка ученических работ.
Ценным в последней являлось то, что экспонаты ее — плод повседневной работы учащихся.
Заключительный аккорд отчетных дней—постановка спектакля 30 дек.
Дети довольно недурно сыграли, находящуюся в тесной связи с темой докладов VI года обучения, пьеску «Углекоп».
Медленно, но верно вступает наша опытная школа на новый путь» («Луч», 9 января 1924).
«Пятилетие Муромской опытной школы
Сегодня Муромская опытная школа празднует свой пятилетний юбилей.
Тяга к опытной школе стала повседневным явлением: школу посещает не только городское учительство, но и уездное. В четырех секциях (по числу годов обучения) семинария по переподготовке, городское учительство под руководством опытной школы разрабатывает программы ГУС'а и вопросы методического характера по изучению местного хозяйства, хозяйства губернии и т. п., стремясь в своей работе теснее связаться с РКП(б).
Имеется в виду в ближайшем будущем установить практикум для учительства Муромского, Меленковсксго и Выксунского уездов в течение двух недель каждая группа (по 12 человек) будет практически знакомиться с работой опытной школы и методико-педагогическими вопросами.
Центр внимания в школьной работе настоящего года — проведение программы ГУСа на всех годах обучения и широкое осуществление самоуправления учащихся. Объектом изучения является фабрика, при чем ставится задачей не только изучение предприятия, как такового, но и увязка изучения его с общественной работой учащихся среди пролетариата.
При школе, обслуживающей 242 учащихся (детей совслужащих, рабочих и пр.), организован уголок Ленина, в котором развертывается читальня и справочная библиотека.
Издается стенная газета «Вперед».
Имеется при школе и пионерский форпост в составе 35 пионеров из различных городских отрядов, которые ведут в школе пионер-работу.
Связь школы с населением установлена через периодические открытые заседания, школьные советы и родительские совещания.
Внимательное отношение населения к школе свидетельствуется тем фактом, что за его счет к текущему учеб. году произведен ремонт старой мебели, приобретено часть новой.
Другие хозяйственные нужды школы покрываются как из кредитов на хоз. расходы, так и из сумм платности за обучение.
Связь с губернскими и центральными учреждениями осуществляется через участие представителя школы на конференциях, съездах опытно-показ. учреждений и пр.
В работе школы, как нового учреждения, к которому предъявляются большие требования со стороны рядового учительства и общественности, есть, конечно, и недочеты, но они вполне покрываются теми достижениями, которые ею осуществлены на путях к новой школе» («Красный Луч», 2 ноября 1924).
В 1928-1929 годах преподавателем пения в Опытной школе была Варвара Ивановна Тагунова. С 1933 года она преподаёт немецкий язык, а потом и русский язык в педагогическом техникуме г. Мурома, с 1939 года - старший преподаватель кафедры русского языка и литературного чтения. В 1945 году Варвара Ивановна начала заведовать этой кафедрой, а в ноябре 1949 года «утверждена зам. директора по научно-учебной части с оставлением в должности зав. кафедрой».


На базе бывшей Муромской женской гимназии открыли педагогические курсы.
«Заведующим Педагогическими курсами Брянцевым сокращена в штате сторожиха Борисова, не имеющая засева земли, честная работница, бедная, имеющая девочку лет 10. Сторожихой же оставлена на курсах старая попадья из села Гориц Мария Андреевна Соколова. Что заставило гр. Брянцева уволить рабочую, а оставить попадью?» («Луч», 1 июня 1922).
«Курсы школьных работников в Муроме.
С 25-го июля начались в Муроме курсы школьных работников. Цель организации курсов — поднятие общеполитического сознания школьных работников. На курсы съехались учителя со всего уезда. Действительными курсантами являются все школьные работники, находящиеся в ведении УОНО.
Действительные курсанты обеспечиваются бесплатным пайком и достаточным денежным и путевым довольствием. Пользуются бесплатной квартирой в общежитии, оборудованием в помещении опытно-показательной школы.
Помимо действительных курсантов, которых — 56 человек, курсы посещают и вольнослушатели из местных и приезжих учителей, так что всех слушателей около 100 человек. В отличие от действительных курсантов вольнослушатели не получают пайка и довольства.
Система преподавания на курсах лекционная, причем лекции прорабатываются в кружках. Помимо лекций введено систематическое чтение книг, для чего при курсах организована библиотека, представленная в распоряжение курсов Муромской ячейкой Р. К. С. М. и Укомом Р. К. П.
Проведением курсов выполняется директив в общегосударственном смысле — поднятие общеполитического уровня учащих, почему и лекции, читаемые на них, соответственного содержания.
Так читались: «Формы хозяйства в Совет. России»; «Общие принципы Трудовой Школы», «Докапиталистические формы хозяйства», «Сущность и развитие капитализма», «Классы и Классовая борьба», «Социалистическая революция», «Диктатура пролетариате и коммунизм», «Р. К. П.», «Интернационал».
Но кроме предметов, соответствующих основной задаче курсов, читаются: «Методика арифметики», «Методика естествознания», «Методика русского языка», «Драматизация в школе 1-й ступени» и прочие предметы.
Лекторами на курсах состоят: т. т. Наумов, Гусев, Локастов, Кульпин, Зеест, Осокин, Смыслова, Лавров и другие. Руководителем курсов является т. Зеест.
Курсы продолжаются до конца августа.
Кроме систематических лекций читаются и отдельные лекции на разные темы, например: «О религии», «О свободном воспитании», «Об административных функциях Уисполкомов», «О местном бюджете». Предстоят экскурсии на местные заводы, в Музей и естественно-исторического характера — в поле и в лес.
Отношение курсантов к курсам очень теплое. Заметно проявление большог интереса к вопросам общеполитического характера, поднятым на курсах» («Луч», 23 августа 1923).

В 1922 году открывается педагогический техникум. С началом 1923 учебного года, с согласия Главпрофобра, закрыт Муромский педагогический техникум.
В 1930 году в стенах бывшей гимназии открывается педагогический техникум, продолживший дореволюционную установку на подготовку педагогов.
Сейчас в здании располагается Муромский педагогический колледж.
Учебные заведения уездного гор. Мурома
Муромское реальное училище
Муромское духовное училище
Образование в губернском городе Владимире.
Категория: Муром | Добавил: Николай (05.10.2016)
Просмотров: 3731 | Теги: муром, учебные заведения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2025


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru