26 августа 1860 г. А.В. Ермаковым было открыто заведение для девочек - «женское училище 2-го разряда», которое первоначально находилось в доме самого А.В. Ермакова.
Улица Красноармейская, д. № 7. Дом Ермакова. Во второй половине XIX века дом от Ермаковых перешёл к купцу 1-й гильдии Николаю Васильевичу Зворыкину-Торскому, владельцу чугунолитейного завода, который активно занимался и пароходством по Оке и Волге.
В Муроме приходский учитель учил много девочек у мещан и купцов. Когда было открыто женское училище, все стали ходить в него. Учитель начал ходить по домам и говорить, что всех тех девочек, которые учатся в училище, по возрасте отправят на Амур. Многие в простодушии поверили и обратились с вопросами к директору, когда он там был. Александр Георгиевич Аменицкий стал первым законоучителем училища. Вначале это училище много нуждалось в материальных средствах и нравственной поддержке, и о. Ал. Г. в течение первых 7 лет с достоинством и честью служил здесь бесплатно, а с 1 с. 1867 г. до 1872 г. с самым малым вознаграждением.
Женское училище было преобразовано в прогимназию.
В прогимназии в 1890 г. обучалось в 1-м полугодии 117 учен., из них 99 платных и 18 бесплатных и во 2-м полугодии 135 учен., из них 118 платных и 17 бесплатных; окончило курс учения 12 учен. Содержание прогимназии обошлось в 4849 р. 31 к., в число которых поступило: из городских сумм 2600 р., сбора за учение: обязательным предметам 1530 руб. и французскому языку 210 р., пособия от Министерства Народного Просвещения 350 р. и процентов с капитала 159 руб. 31 коп.
Прогимназия преобразована в гимназию.
Здание Муромской женской гимназии, нач. ХХ века.
Спустя 34 года возникла потребность в более просторном новом здании. Здание женской гимназии в Муроме (ул. Карла Маркса, 24)было построено в 1894 -1896 годах.
Выстроено оно из красного кирпича, двухэтажное, с большими высокими классами. Красиво, в романтическом стиле, украшен фасад здания – с балюстрадами и резным фигурным карнизом. Сейчас архитектурные украшения сложно рассмотреть из-за высоких деревьев, выросших за сто с лишним лет во дворе.
Обучение в гимназии было ориентировано на гуманитарную сферу, оно считалось достаточно привилегированным, так как давало воспитанницам право на поступление в высшие учебные заведения. Главным ориентиром было педагогическое образование.
Женская гимназия в 1899 г.:
Председатель попечительного совета гимназии – потом. поч. гражд. И.П. Мяздриков. Попечительница – потом. поч. гражд. Глафира Дмитриевна Емельянова. Члены: потом. поч. граждане: Владимир Макарович Емельянов, Николай Васильевич Суздальцев, Дмитрий Константинович Жадин, Надежда Никифоровная Суздальцева, Анна Кузьминична Суздальцева, Екатерина Александровна Суздальцева, Надежда Николаевна Зворыкина, Елизавета ивановна Зворыкина, Мария Михайловна Жадина, куп. Николай Васильевич Зворыкин. Председатель педагогического совета – директор реального училища. Начальница гимназии – Елена Сергеевна Колзакова. Законоучители: свящ. Григорий Иванович Карпинский, свящ. Евгений Федотович Благонравов. Преподаватели: кол. секр. Иван Андреевич Литтеров; Петр Алексеевич Доброводский; кол. ассес. Александр Алексеевич Костромин; стат. сов. Василий Иванович Карташев; стат. сов. Павел Васильевич Сахаров. Преподавательницы: Александра Алексеевна Александровская; Прасковья Федоровна Финогенова; Софья Николаевна Волнухина; Лидия Ивановна Зворыкина; Любовь Александровна Мазаракий; Вера Антоновна Козьменкова; Алида Георгиевна Варм-Краус; Александра Федоровна иногенова; рукоделия – Александра Никаноровна Алякринская; пения – Юлия Владимировна Костромина. Врач при гимназии – кол. ассес. Владимир Петрович Розов. Общество вспомоществования нуждающимся ученикам гимназии в 1899 г.: Председатель – директор реального училища. Товарищ преподават.: попечительница гимназии – Глафира Дмитриевна Емельянова; начальница гимназии. Казначей – председатель попечительного совета гимназии. Секретарь – законоучитель гимназии – свящ. Гр. Ив. Карпинский. Члены: потом. поч. гражд. Егор Иванович Зворыкин; Николай Васильевич Суздальцев.
Женская 8-классная гимназия с приготовительным классом. При пособии от казны в 1400 руб., гимназия содержится главным образом на средства, получаемые с учениц за учение; городское управление дает пособие в сумме 3600 руб. В 1900 году обучалось в гимназии 295 учениц.
Вечером 2 марта 1905 г. стало известно, что ученицы женской гимназии ничего не имеют против забастовки у себя в гимназии, но бросить занятия и уйти из гимназии не могут, так как начальница гимназии, Буеракова, на время занятий запирает на ключ все выходные двери гимназии. Было условлено с гимназистками сорвать занятия и у них. 3 марта ученики, собравшись в училище и узнав, что вечером начальством училища созывается родительское совещание для обсуждения ученической петиции и мер воздействия на учеников с целью прекращения ими забастовки, всей массой двинулись из училища. Дойдя до угла Касимовской и Сретенской ул. часть учеников двинулась по Сретенской улице к женской гимназии и, подойдя к ней, вызвала начальницу гимназии и потребовала открытия дверей гимназии и свободного выпуска учащихся. Начальница со слезами на глазах просила «не трогать ее девочек», но гимназистки, узнав, что пришли реалисты, сами бросили занятия и примкнули к забастовке. 4-го марта, следуя примеру реалистов, ученицы Муромской гимназии подали петицию начальству, почти, тождественную с петицией реалистов. 5-го марта ученики собрались в школе, чтобы выслушать решения родительского совещания и педагогического совета. По выслушании постановления родительского совещания, ученики попросили дать протокол совещания, чтобы ближе и точнее с ним познакомиться и, когда им в этом было отказано, все, за исключением VII-го класса, демонстративно ушли из училища. Завидев на улице инспектора Гончарова, они устроили ему «кошачий» концерт. Такой же «концерт» был устроен перед квартирой начальницы гимназии, Буераковой. 31 октября забастовали и ученицы VI, VII классов женской гимназии. 1 мая 1906 г. проходило при самом деятельном участии учащихся. Во время, демонстрации вечером на Окском бульваре исправнику Лучкину представился самый удобный случай расправы и с рабочими и с учащимися; расправы, о которой он мечтал и не отрицал раньше и на открытых собраниях и в официальных бумагах. Во время расстрела и нападения полиции на толпу, певшую революционные песни, пострадали многие из учеников, бывших в толпе.
Окский парк. Здесь 1 мая 1906 г. полицией была учинена кровавая расправа над участниками маевки рабочей и учащейся молодежи города. Помни и береги светлую память о революционных делах старшего поколения, проложившего путь к свободе и счастью нашей Родины!
Из учащихся особенно сильно была ранена ударом шашки в левую щеку ученица VII класса женской гимназии Буткевич Н. Удар, очевидно, пришелся концом шашки, рассек щеку и, срезав несколько зубов, повредил челюсть. Н. Буткевич явилась совершенно случайной жертвой, никакой видной роли в ученическом и рабочем движении она не играла и была совершенна далека от рабочей среды (Н. Буткевич была дочь подполковника). Но учебному начальству нужно было оправдать себя, нужно было очистить свою совесть и снять ответственность, поэтому попеч. московского учебного округа, по секретному приказанию деп. нар. просвещения, в виде отношения, дает директивы председателю педагогического совета муромской женской гимназии следующего содержании: «В вечерней демонстрации участвовали многие из учащихся и в том числе Наталья Буткевич, которая, как утверждали в городе, была во главе демонстрантов с револьвером в руках и которая вообще являлась деятельной участницей митингов и собраний рабочих, пользуется в городе крайне неодобрительной репутацией; принадлежа к среде молодежи, зараженной идеями современного революционного движения, она известна в гимназия в качестве пропагандистки этих идей и, как таковая, имела весьма вредное влияние не только на своих подруг, но и на всю гимназию так как, будучи не лишена некоторого дара слова, зачастую являлась для своих подруг истолковательницей всех современных политических событий, рисуя их в окраске своих крайних воззрений». Для исполнения формальных обязанностей было назначит следствие, но, конечно, виновные не были обнаружены. См. Первое мая 1906 года в городе Муроме.
В 1909 г. 417 учениц. «Ученический вечер. Сегодня в казенной женской гимназия устраивается ученический вечер. Ученицами гимназии будет разыграна пьеса А. Н. Островского «В чужом пиру похмелье». После спектакля — танцы. Начало спектакля в 6 ½ ч. Вечера» (Газета «Муромский край», 12-го февраля 1914).
«Ученический спектакль. 12 февраля в здании женской гимназии состоялся спектакль, разыгранный ученицами старших классов. Была поставлена комедия Островского «В чужом пиру похмелье». Спектакль прошел в общем успешно. Участвующим много аплодировали. Главным дефектом постановки было то обстоятельство, что мужские роли исполнялись ученицами. Впрочем, ученица, исполнявшая роль Тита Титыча, прекрасно справилась со cвoей задачей. Недурно сыграла ученица, исполнявшая роль свахи. Публика осталась довольна спектаклем и благодарила его устроительницу — начальницу гимназии. После спектакля состоялись танцы до 12 часов ночи» (Газета «Муромский край», 14-го февраля 1914).
В 1919 году в Муроме была открыта опытно-показательная школа из шести классов под руководством Николая Александровича Локастова, которая позднее стала семилетней. При школе существовал детский сад, в одной из групп которого обучали детей письму и чтению. Опыт этой школы по «составлению программ и проверке их в практической работе» впоследствии распространялся на другие учебные заведения города и уезда.
На базе бывшей Муромской женской гимназии открыли педагогические курсы. «Заведующим Педагогическими курсами Брянцевым сокращена в штате сторожиха Борисова, не имеющая засева земли, честная работница, бедная, имеющая девочку лет 10. Сторожихой же оставлена на курсах старая попадья из села Гориц Мария Андреевна Соколова. Что заставило гр. Брянцева уволить рабочую, а оставить попадью?» («Луч», 1 июня 1922).
«Курсы школьных работников в Муроме. С 25-го июля начались в Муроме курсы школьных работников. Цель организации курсов — поднятие общеполитического сознания школьных работников. На курсы съехались учителя со всего уезда. Действительными курсантами являются все школьные работники, находящиеся в ведении УОНО. Действительные курсанты обеспечиваются бесплатным пайком и достаточным денежным и путевым довольствием. Пользуются бесплатной квартирой в общежитии, оборудованием в помещении опытно-показательной школы.
Помимо действительных курсантов, которых — 56 человек, курсы посещают и вольнослушатели из местных и приезжих учителей, так что всех слушателей около 100 человек. В отличие от действительных курсантов вольнослушатели не получают пайка и довольства. Система преподавания на курсах лекционная, причем лекции прорабатываются в кружках. Помимо лекций введено систематическое чтение книг, для чего при курсах организована библиотека, представленная в распоряжение курсов Муромской ячейкой Р. К. С. М. и Укомом Р. К. П. Проведением курсов выполняется директив в общегосударственном смысле — поднятие общеполитического уровня учащих, почему и лекции, читаемые на них, соответственного содержания. Так читались: «Формы хозяйства в Совет. России»; «Общие принципы Трудовой Школы», «Докапиталистические формы хозяйства», «Сущность и развитие капитализма», «Классы и Классовая борьба», «Социалистическая революция», «Диктатура пролетариате и коммунизм», «Р. К. П.», «Интернационал».
Но кроме предметов, соответствующих основной задаче курсов, читаются: «Методика арифметики», «Методика естествознания», «Методика русского языка», «Драматизация в школе 1-й ступени» и прочие предметы. Лекторами на курсах состоят: т. т. Наумов, Гусев, Локастов, Кульпин, Зеест, Осокин, Смыслова, Лавров и другие. Руководителем курсов является т. Зеест. Курсы продолжаются до конца августа. Кроме систематических лекций читаются и отдельные лекции на разные темы, например: «О религии», «О свободном воспитании», «Об административных функциях Уисполкомов», «О местном бюджете». Предстоят экскурсии на местные заводы, в Музей и естественно-исторического характера — в поле и в лес. Отношение курсантов к курсам очень теплое. Заметно проявление большог интереса к вопросам общеполитического характера, поднятым на курсах» («Луч», 23 августа 1923).
Муромская 2-я Сов. школа 2-й ступени открыта в 1921 г. «Муромской 2-й Сов. школой 2-й ступени заведует бывшая начальница женской гимназии М. Попова. Ячейки Р.К.С.М. при школе нет, поэтому начальница Попова иногда почему-то не считает нужным своевременно извещать о заседаниях школьного совета представителя Уезд. К-та Р.К.С.М. и заседания проходят без него, так как он о них не знает. УОНО следует напомнит Поповой!» («Луч», 20 марта 1923).