Главная
Регистрация
Вход
Пятница
09.12.2016
12:37
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 195

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [400]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [102]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [24]
Гусь [31]
Вязники [86]
Камешково [24]
Ковров [30]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [38]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [18]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Образование в губернском городе Владимире

Образование в губернском городе Владимире

В 1209 г. владимирский княжич Константин построил во Владимире на своём дворе церковь во имя Архистратига Михаила, и торжественно святил её; при церкви открыл училище, где иноки русские и греческие «учили младенцев».
«… еще при жизни отца, построил он на своем дворе во Владимире церковь в честь Арх. Михаила. В день освящения ее (25 ноября) он устроил щедрое и радушное угощение всему народу. Летописец так описывает это угощение: якоже Соломонъ царь створи пиръ на освязенье церкве своея, тако и блаженный Константинъ створи пиръ на освященье церкве своея и учреди люди и благословиши люди Константина, рекуще: благословенъ, иже дасть Всеволоду сицеваго сына разумна, дасть бо Господь смыслъ и премудрость Соломону, такоже и Константину многу зело и разлитье сердца, яко песокъ иже при мори и распространися премудрость его паче смысла всехъ человекъ». И не даром современники сравнивали Константина с Соломоном. Он один из немногих тогдашних князей отличался деятельностью на пользу «просвещения поучениемъ книжнымъ». Так во Владимире при церкви Арх. Михаила он основал училище, где трудились иноки русские и греческие, «учаще младенцевъ». При этом училище заведена была им богатая библиотека, составленная из книг, частью купленных им самим, частью полученных в дар от патриархов. Говорят, одних греческих книг было у Константина более 1000. Любя сам чтение книг, великий князь имел при себе ученых людей, которые переводили для него книги греческие на русский язык. За любовь свою к просвещению и заботливость о распространении его Константин назван историей Мудрым». В 1221 г. пожар опустошил город Владимир, сгорело 27 церквей, среди них и церковь Архистратига Михаила. Погибла в том пожаре и знаменитая библиотека Константина и училище при ней (см. Князь Константин Всеволодович).

Именными высочайшими указами 1714 и 1716 гг. было предписано послать окончивших «академию» в губернии и провинции для заведения «цифирных школ». Начальником всех «цифирных» школ в то время был «бомбардир-капитан поручик Скорняков-Писарев».
В феврале 1722 года последовало открытие во Владимире первой народной цифирной школы. См. Народная цифирная школа во Владимире.

Владимиpская духовная семинаpия

Владимиpская духовная семинаpия учреждена в 1750 году благодаря усилиям епископа Владимирского и Яропольского Платона... Помещалась в каменном, обширном, казенном здании, на месте бывшего Богородицкого монастыря…
В 1867 году при Семинарии была открыта Воскресная школа.

Духовное училище

Владимирское Духовное училище было открыто 26 октября 1790 года.
Духовное училище служит приготовительным для духовной семинарии и отчасти для учительской семинарии.
В конце 1796 г. духовное училище было временно закрыто. 1-го июля 1797 г. указом преосвященного Виктора оно вновь восстановлено.
24 февраля 1800 г. Владимирское духовное училище слилось с семинарией, прекратив свое существование, как особое учреждение, содержимое на отдельные от семинарии местные средства.
30 ноября 1814 года - открытие Владимирского духовного училища при преобразовании семинарии по уставу 1814-го года.
Приходское училище открыто 1 декабря 1814-го года.

Губернская мужская гимназия

Главное народное училище во Владимире (улица Б. Московская, д. 37) было учреждено в 1786 г.
7 августа 1804 года главное народное училище было преобразовано в Губернскую мужскую гимназию.
В 1808 году Дмитревский Дмитрий Иванович уволился от службы в Московском почтамте и в сентябре того же года (по Страхову — 7 числа, а по аттестату из Московского Университета — 20 числа) был определен в должность директора Владимирских училищ.
3 июля 1809 г. при гимназии был устроен Первый Дворянский Пансион для бедных детей-дворян. Этот пансион существовал до кон. 1814 года.
30 августа 1841 г. состоялось торжество открытия второго пансиона при гимназии.

1 июня 1802 года Владимирский уездный предводитель дворянства Василий Танеев получил письмо от отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова, отца знаменитого писателя и дипломата Александра Грибоедова, о готовности пожертвовать 100 рублей на заведение во Владимире губернского подготовительного училища.
«Милостивой государь Василий Михайлович! - писал Сергей Грибоедов Василию Танееву. – Почтеннейшее ваше письмо честь имел получить и прилагаемую при оном копию с положения владимирского дворянства, учинённого им вследствие Высочайшего Его Императорского Величества рескрипта о заведении во Владимире военного дворянского училища, в чём я, соучаствуя от усердия моего сто рублей, и когда на оное предписание будет от начальства кому принимать, то от меня взнесены быть имеют».
Тот рескрипт Александра I в первый же год его царствования был связан с проектом князя Платона Зубова, который предложил учредить губернские военные училища, «с целью подготовления из сыновей дворян, посредством начального общего образования, к поступлению в кадетские корпуса, а также в университеты». Среди 17 городов, где предполагалось открыть такие училища, был Владимир.
Александр I в своем указе предложил строго в добровольном порядке спросить мнение местного дворянства о готовности пожертвовать средства на военные училища в своих губернских городах. По всей России прошла тогда кампания сбора средств по линии дворянских организаций.
«Пожертвования поступали со всех концов, притом, несомненно, добровольные, так как наряду с тысячными и сотенными взносами отмечены и рублевые, двухрублевые и пятирублевые пожертвования; в Тобольске одним из дворян пожертвовано сто сажен дров, а в Оренбурге - 50.000 кирпичу, 200 бревен и крепостной человек на услуги училищу вечно», – писал один из дореволюционных историков.
Однако проект Зубова, несмотря на энтузиазм дворянства, так и не был реализован. И военное училище во Владимире не открылось. Как впрочем, и в большинстве других губернских городов.

Уездное училище

7 августа 1804 года Главное народное училище было преобразовано в мужскую гимназию, а малые народные училища – в уездные, а особо от последних повелено учредить приходские школы по городам и значительным селам Владимирской губернии с учителями – священниками и диаконами.


Улица Б. Московская, д. 37

В 1804 году малое народное училище было преобразовано в уездное училище. Владимирская губернская мужская гимназия в 1806 г. была переведена в дом губернатора Долгорукова Ивана Михайловича (ул. Большая Московская, д. 24), а Уездное училище разместилось в бывшем гимназическом доме (улица Б. Московская, д. 37).
В 1839 г. Министерство Народного Просвещения изъявило согласие на уступку в пользу мужской гимназии и пансиона – дома (ул. Большая Московская, д. 24), занятого уездным училищем (где позже разместилась квартира директора и канцелярия гимназии), с тем, чтобы отстройка его под квартиры для служащих при пансионе лиц была сделана дворянством на свой счет.
Уездное училище было переведено в дом на Троицкой улице (у Троицкой церкви).

Уездное училище приобрело право гражданства в среде мелких чиновников и торговцев, готовить главным образом для практической деятельности в качестве писцов, сидельцев и т.п.
Три класса. Принимают не моложе 10 лет.
Курс: 1) закон Божий (священная история, катихизис), 2) русский язык (вся грамматика), 3) математика (арифметика и геометрия до планиметрии), 4) история (русская и краткая всеобщая), 5) география, 6) рисование и черчение, 7) чистописание, за тем – пение.
В 1866 г. во Владимирском уездном училище обучалось 5 мальчиков. Содержалось на средства земства. На содержание всех бывших семи мальчиков (двое окончили курс) министерством ежегодно ассигновывалось 600 руб.
При Владимирском уездном училище существовали педагогические курсы для приготовления учителей в начальные народные училища.
Всех учеников в 1874 г. – 48; в 1875 г. – 147; в 1876 г. – 116. Преподавателей 6 чел., кончило 35 человек, с получением права по воинской повинности 3 разряда, по ученью на поступление во 2-й кл. гимназии, на службе – писца 1 разряда; все ученики приходящие. Содержание до 3000 р. в год (из них 1000 р. от города). Помещение светлое, но тесное; ожидается преобразование в городское 4-х классное, замедлившееся по недостатку сумм.
12 февраля 1861 г. открытие бесплатной Воскресной школы при уездном училище для неграмотных посетителей обоего пола. Предметы обучения: Закон Божий, чтение и письмо, четыре правила арифметики.

В 1874 г. в одном из помещений уездного училища разместилось женское 2-х-классное училище (женское начальное училище).
Женское училище довольно многолюдно: 1874 г. – 117, 1875 г. – 116, 1876 г. – 110, 1877 г. – 120. Курс 2-х классного начального училища: молитвы, краткий катихизис, кратк. грамматика, беглое письмо, 4 правила арифметики, общие сведения из географии. Преподавателей – 4. Здесь практикуются кандидатки на места народных учительниц. В 1909 г. преподаватель Закона Божия – ст. сов. Иван Васил. Малиновский. Учительница – Серафима Ив. Митрофанова и София Евген. Фаворская.
В 1911 году в Зачатьевском переулке (Спортивный переулок, д. 2) специально для начального приходского женского училища по проекту городского архитектора С.М. Жарова построили 2-этажное из красного кирпича здание под железной кровлей.


Спортивный переулок, д. 2

Александринский детский приют

В 1842 г. А.Н. Никитин выкупил дом на Нижегородской улице (на месте дома №45 по ул. Б. Московской) во Владимире, где 21 апреля 1844 года был открыт приют для бедных детей и который был назван Александринским.
Это было учебное заведение для бедных и круглых сирот - девочек от 3 до 12 лет, никакой платы за содержание и воспитание с них не бралось. Курсы двухклассного начального училища; учениц – 75, все пансионерки, содержались на счет благотворительных сумм.
В 1866 году при Александринском приюте было открыто сиротское отделение. См. Александринский детский приют.

Женское епархиальное училище

В 1853 г. был открыт «Приют» при Владимирской Успенском женском монастыре.
11 февраля 1865 года прошло открытие Владимирского училища девиц духовного звания и освящение домовой церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
С 5 июля 1869 года Владимирское училище девиц духовного звания стало именоваться Владимирским епархиальным женским училищем.

Во Владимире в 1867 г. была открыта в тюремном замке школа грамотности. С выводом женщин в особую тюрьму, была устроена ремесленная мастерская. Местный попечительный о тюрьмах комитет уделял ежегодно по 200 руб. на наём особого помещения для заключения женщин. Здесь с большими удобствами они уже и занимались разными рукодельями и работами.

О Начальных народных училищах Владимирской губернии в 1869 г.

Женская гимназия

Женская земская гимназия открыта в 1870 г.

В 1872 году владимирским вице-губернатором статским советником Василием Алексеевичем Семеновым (ок. 1836-1916) было основано Владимирское Благотворительное Общество под покровительством Ее Императорского Величества, Государыни Императрицы. В 1874 г. была устроена школа для бедных детей, где обучали закону Божьему, чтению, письму, счету на счетах, портному, сапожному и столярному ремеслам. Всего училось: в 1874 г. – 27 мальч. и 13 девочек; в 1875 г. – 31 мальчик и 13 девочек; в 1876 г. – 22 мальч. и 17 девочек.
В 1884 г. Благотворительное общество открыло ремесленно-грамотную школу для детей обоего пола, состоящую под Августейшим покровительством Е. И. В. Государыни Императрицы Марии Феодоровны, на 100 человек, с шестью мастерскими - слесарной, столярной, портновской, сапожной, швейной и белошвейной.

В 1875 году была учреждена должность попечителя по народному образованию.

Учительская семинария

Владимирская Учительская Семинария была торжественно открыта 6-го ноября 1875 г. Создана для приготовления учителей в двуклассные и одно-классные сельские училища, как министерские, так и земские. 6-го ноября 1875 г. попечителем Московского учебного округа, в присутствии всех духовных и светских властей г. Владимира, а также представителей Владимирского земства, семинария торжественно была объявлена открытой в составе одного первого класса и с этого времени началась ее полная педагогическая и воспитательная деятельность.
В 1878 году семинария была переведена в свое постоянное помещение в 1 ¼ вер. от города Киржача. 6 сентября 1878 г. в Киржачской учительской семинарии начались учебные занятия. См. Владимирская учительская семинария.

Образование в г. Владимире в 1877 г.
Субботин А.П.

Прочная дружба во Владимире редкость; особого эгоизма также не заметно. Жители сильно дорожат общественным мнением и пуще всего боятся людской молвы. Самолюбие сильно: всякий желает казаться хоть на полвершка выше; от того любят щеголять мудреными словами, рядиться (в брюхе щелк, на брюхе шелк); на наряды даже бедные чиновницы тратят довольно. Женщины очень скромницы и стыдливы; чувство правды не совсем упрочено, скрывают разные житейские дела, в разговоре привирают. Поговорить хотя и любят, но излишней откровенности не заметно; хранить тайны не умеют. Что касается честности, конечно не безусловной, а относительной, то в этом владимирец имеет пожалуй преимущество перед другими городами; на плутовские проделки решаются очень немногие, так как всякая проделка скоро становится общеизвестной, и автор ее рискует потерять всякое доверие. Торговый и ремесленный класс также честен, п.ч. дорожит покупателями и работодателями. Бесчестность проявляется в без искусственных, легкомысленных формах. Аккуратность в делах не может быть поставлена в заслугу владимирцам; аккуратность в отношении собственной персоны только при людях, незаметно также и особой умеренности. Обыватели трудолюбивы, когда есть выгода и очень любят полениться, когда в виду нет кушей; работать для собственного усовершенствования, или для того, чтобы наполнить время на это решаются немногие. В трусости нельзя упрекать владимирцев; разные бедствия потрясают их не очень сильно, при случае иные храбро лезут на скандалы, многие любят пускаться за город, или в дальнее путешествие. При этом они довольно выносливы, не любят выставлять своего горя, не любят раздражаться жалкими словами, а предпочитают терпеть молча; женщины не богатого класса безропотно несут крест свой и на все находят время. Родительская власть в большом почете, от детей часто требуют безусловного послушания и надо отдать справедливость молодому поколению, оно редко разрушает надежды родителей, а в большинстве случаев следует их указаниям. Взгляд на отношения полов – довольно строгий; девицы обязаны быть добродетельными, иначе их наказывают презрением. Браки заключаются большей частью по обоюдному согласию при чем главное внимание обращается на общественное и имущественное положение; образование и личные способности на втором плане, как излишняя роскошь: да и сфера для применения личных талантов во Владимире узка, и не они дают значение в здешнем обществе. Супружеская верность соблюдается по возможности; явное внезаконное сожительство, гражданские браки, разделы супругов и т.п. считаются явлениями не нормальными и избегаются. В этом отношении город не утратил патриархального склада убеждений. Скромность граждан достойна похвалы: они не суются вперед, не бросают деньги, чтобы заставить говорить о себе, не пытаются, как другие города, возвеличить город каким либо памятником, или пожертвованием и, довольствуясь своей скорлупой, не гонятся за призрачной славой. Мало того в иных случаях обыватели не прочь унижаться и льстить.
Чувство изящного довольно развито: любят картины, хотя и не итальянской, а Суздальской школы; украшают дома цветами, занавесками, фотографиями, лампами, статуэтками, ковриками и т.п., любят музыку: в городе до 150 пиано, многие пилят на скрипках, еще больше играют на гитарах и гармониях. Любят пение, особенно божественное. В праздники в разных концах города раздаются русские «не классические песни» наконец любовь к природе довершает идиллич. черты владимирцев. Чувство собственности сильно развито: владимирцы любят обзаводиться вещами, мечтают о своем угле, о покупке имений и пр.
В общих чертах темперамент владимирского обывателя сангвинический, у иных с примесью флегматического; холерики и меланхолики встречаются очень редко.
Уровень умственного развития обитателей города Владимира нельзя считать низким по своему развитию, даже беднейшие обыватели стоят выше обывателей других городов, более отдаленных от центров, но люди с чисто научным образованием являются здесь, как метеоры: большинство же склонно верить тому, что земля на трех китах стоит, что небесные явления предвещают большие пожары и др. бедствия; люди знающие сложение и вычитание и умеющие написать письмо, едва не считаются учеными. Между мещанами и ремесленниками попадаются люди весьма здравомыслящие. Вообще во владимирцах замечается умственная бойкость, с примесью хитрости; любознательность, наклонность к спорам, но при этом больше остроумия, чем глубокомыслия, ум склонен более к наведению (индукции), мышление реальное, спекулятивное: больше способности к прикладным знаниям, к математике, физике, земледелию и т.п. Языки, изящная литература, история прививаются хуже. От того и владимирская молодежь избирает более практические пути; кончившие курс поступают чаще на медицинский и математический факультеты. Владимирцы более успевают там где требуется более живость и рассудочная сообразительность, чем память и обобщение. В суждениях здесь расплываются; по одному немцу составляют мнение обо всей германской нации, при виде субъекта, любившего читать и потом скомпрометировавшего себя чем либо, указывают на чтение книг, как на одно из деяний, которое до добра не доведет и т.п. При всем том, живя в красивой местности, наслушавшись исторических преданий, владимирцы развили до некоторой степени воображение, большая часть грамотных людей пробует свои поэтические дарования; стихоплетов здесь много, но поэтов не вышло ни одного, даже в разговоре многие любят рифму. Как рассказчики владимирцы хорошо воспроизводят смешное и туго серьезное. Любознательность их сильно проявлялась во время войны, образовался новый промысел – продажа газет, на улице часто можно было видеть патриота в полушубке или в зипуне с сосредоточенным видом копирующего наклеенную на окне магазина телеграмму, чтобы потом всласть разбирать свои каракули перед толпой безграмотных слушателей. При встрече знакомых первый вопрос: что взяли Плевну? Ну что война? И при этом выражалось сожаление, что русское воинство почему-то медлит брать Константинополь, что ташкентская армия очень медленно двигается к Индии. У всех ненависть к Англии, недоверие к дипломатии.
Кроме того жители Владимира отчасти фаталисты (чему быть, того не миновать. Бог не выдаст, свинья не съест) и склонны к оптимизму – все к лучшему в этом худшем из миров. Суеверия еще не выдохлись во Владимире, верят в заговор, в дурной глаз, в нечистую силу, в разные симпатические средства, в гадалок. Раз составленное убеждение может быть ослаблено только очевидными противоречащими фактами. Ни какой диалектикой владимирца не собьешь.
Так как должность сочинителя не определена никакими штатами, то и сочинителями Владимир не богат; весьма редкие, один из тысячи уделяют часы досуга авторству. От того специальное занятие писанием, «литераторство» в глазах обывателей есть занятие странное, несущественное; позволительно побаловаться литературой после службы, но предпочесть литературу службе, это может сделать только человек пропащий. Согласно такому принципу сочинители здешние, состоять вместе с тем на службе коронной. В XIX веке город дал около десятка лиц, ознаменовавших себя цельными трудами, в данный момент таких не более пяти, т.е. один на 3600 ж., за то лиц, пописывающих подобно Тряпичкину статейки наберется до 15-20, писатели больше из духовного класса.
На воспитании детей основана сила общества, и само оно является главным двигателем. Но двигатель этот во Владимире еще не принял нормального хода. В этой области царит спутанность понятий.
В низших слоях ребенок, в первые годы жизни растет как трава или горох почти без призора, дома вдыхает испорченный воздух, есть то же что взрослые, исправляется при помощи спасительной «розги» и чувствительных тумаков. Вне дома подвергается влияниям погоды и разным случайностям, кругом ребенка грязная обстановка, грязные разговоры, грязные действия. Он рано знакомится с грязью житейской.
В средних классах также так же игнорируются здравые указания науки; ввиду неблагоприятной обстановки и недостаточной подготовки родителей здесь также не обходится без ошибок, без тумаков и пр. и одежда, и кормление, и занятия все нерационально. Вместо того, чтобы предоставляет ребенку материал для разнообразных занятий и игр, с ним не занимаются и или насилуют его природу заставляя делать то, что для больших кажется пригодным, или отдают в науку с глаз долой, или же холят и нежат до нельзя. Обязанность родителей выполнена, лишь только удалось ребенка: выпоить, выкормить, одет, обут, на ноги поставить и плясать заставить. В обращении с детьми нет золотой середины; или дают им полную свободу, открывая доступ разным извращающим впечатлениям, или оказывают на них давление подробными инструкциями касательно времени занятий, количества пищи, движения и т.п. Одни не думают о детских интересах, за исключением питания и одевания, и если дети испортятся, считают это наказанием Божиим, если же заболеют и умрут, то не очень печалятся; другие воспитывают как тепличное растение «по книжке» и в результате получают хилое, слабое создание.
Таким образом организм ребенка не направляется естественным путем; его особые требования не признаются; и зубы, которые надо беречь как зеницу ока, и желудок этот важный посредник, и печень – благодетельная волшебница, все это подвергается насилиям.
Немудрено, что смертность детей во Владимире велика; между живыми попадается много больных; бледность, золотуха, лишаи, паразиты, глисты, катарр желудка, зубные и головные боли, воспалительное состояние глаз и др. – вот обыденные формы болезней (не считая школьных); общественность мало развивается в детях, особенно в средних и высших слоях; здесь много детей диких, забитых и застенчивых.
В школьном возрасте, родители привилегированных классов ограничиваются отдачей ребенка в соответственное училище и следят только за тем, чтобы он получал хорошие баллы, на умственное развитие, на чтение обращается менее внимания. Люди простые приучают детей с измальства к своему делу, и малец становится деятельным членом общества еще тогда, когда сын благородных родителей изощряет свои таланты над латинскими спряжениями.
Владимир давно уже обзавелся школами, чтобы дать молодому поколению средства пробить себе дорогу и стать «человеком»; но так как наука тянет в одну сторону, а жизнь в другую, то во избежание противоречия наука считается за неизбежную повинность, отбытие которой облегчает жизненный путь. С 1874 года, с введением общей воинской повинности школа получила еще большее значение как чистилище, пройдя через которое птенец получает право не так долго служить. Эти соображения побуждают в последнее время и лиц «черной» и не дворянской кости помещать своих детей в училище. Школа во Владимире является в довольно разнообразных видах; одни готовят блюстителей религиозно нравственной жизни народа, т.е. пастырей народных, другие «учителей» народных, третьи к достижению «степеней известных», четвертые пополнять контингент мелких чиновников и торгашей, и везде наука является не целью сама по себе, а средство для других, чисто практических целей.
Официально все школы делятся на духовные и светские. Духовные более многочисленны и дают более деятелей для губернии.
Всего во Владимире в 1877 году было 13 школ с 2250 учениками, из них среднее образование 49%, низшее 51%. Рядом с официальными училищами существует до 10 не официальных, частных училищ, являющихся как бы миссионерами для просвещения темной, беднейшей массы. Эти школы существуют без формального дозволения; содержатся частью бывшими гувернантками, а главным образом грамотными мещанками и служат первоначальной ступенью к достижению премудрости; учеников обоего пола можно считать до 200, науки – азы да буки, плата от 30 коп. до 2 руб. в месяц. Методы те же, какие практиковались во времена Иоанна Грозного. Этим как-бы восполняется недостаток общественного школьного обучения.
Но этим еще не ограничивается просветительная деятельность города. Здесь почти в каждой улице существуют доморощенные педагоги; эти подпольные просветители берут ребятишек за 5-10 руб. и малую толику натурой или же открывают гуртовое обучение за дешевую плату.
В 1859 г. школ было - 6 мужских, 2 женских, 1 частная.
В 1865 г. школ было – 6 мужских, 3 женских, 2 частных.
В 1874 г. школ было – 6 мужских, 4 женских, 2 частные.
В 1875 г. школ было – 7 мужских, 4 женских, 2 частные.
В 1876 г. школ было – 8 мужских, 4 женских, 2 частные.
В 1877 г. школ было – 9 мужских, 4 женских, 2 частные.
Количество школ довольно значительно, 1 на 1200 жителей, если исключить не патентовые школы.
Во всей Владимирской губернии 1 школа на 4000 жителей.
Школы довольно многолюдны, мальчиков учится в 2 ½ раза больше чем девочек, но в последнее время пропорция последних увеличилась: один ученик приходится на 6 жителей – отношение довольно благоприятное; 1 мальчик на 5 ½ мужчин, 1 девочка на 13 женщин; в губернии же 1 уч. на 58 человек, при том 1 мальчик на 36 мужч. и 1 девочка на 163 женщ., т.е. мальчиков учится в 4 ½ раза больше.
Но 2250 меньше действительной цифры учащихся во Владимире, т.е. надо добавить число учащихся у причетников, монахинь, грамотниц, мещанок, в домашних школах, но вместе с тем из числа 2250 надо выкинуть 1000 приезжих; детей местных жителей – 1250; во всяком случае выходит, что большая часть детей школьного возраста, а таких во Владимире 2400 чел., получает образование сообразное общественному положению родителей, тогда как во всей России учится 1 на 80 или 1/10 детей школьного возраста. По аналогии с другими городами грамотных во Владимире должно быть мужчин 40, а женщин 25 на 100; но так как здесь среднее сословие составляет большую пропорцию населения, то вероятно и процент грамотных несколько больше, хотя грамотность многих в применении походит на грамотность гоголевского Петрушки.
Интересны и расходы образования; 13 общественных школ обходятся, во 170 тыс. руб. ежегодно, т.е. 13 тыс. руб. на школу, или 75 ½ руб. на ученика, 130 тыс. руб. на мужское и 40 тыс. руб. на женское образование, т.е. 80 руб. на мальчика и 65 руб. на девочку. Из всей суммы на среднее образование уходят (на 4 школы с 1100 уч.) 130 тыс. руб. или 76%, 120 руб. на ученика, на низшее (9 школ с 1150 уч.) образование 40 т. или 24%, 35 руб. на ученика; на среднее мужское образование (3 школы с 660 уч.) 110 т .р., 167 руб. на ученика; на среднее женское (1 школа с 236 уч.) 20 тыс. руб., 84 руб. на ученицу; на низшее мужское (6 школ с 840 уч.) 18 тыс. руб., 22 руб. на ученика; на низшее женское (3 школы с 355 уч.) 25 тыс. руб., 72 руб. на ученицу. Всего на духовное образование (2 школы с 820 уч.) 60 тыс. руб. или 35%, 73 руб. на ученика; на светское (1 школа с 1340 уч.) 110 тыс. руб. или 65%, 70 руб. на ученика. 110 тыс. руб. или 65% идет на личный состав (жалованье преподавателю от 150 до 1800 руб.); 35 тыс. руб. или 21% на содержание пансионеров, остальное на ремонт и наем помещения, на учебные пособия, прислугу и проч. В губернии расход на народное образование был 6 руб. на ученика, а с открытием реальных училищ в Иваново-Вознесенске и Муроме и классической гимназии в Шуе дошел до 10 руб. на ученика (учеников прибавилось 2%, а расходов 66%).
Умственная жизнь Владимира в 1877 году идет довольно мало, не получая ниоткуда питания. Кроме необходимых школ, здесь очень мало образовательных учреждений. Публичных библиотек здесь одна епархиальная, снабженная довольно обильно книгами духовного содержания, но эта библиотека не привлекает посетителей, к сожалению, склонных к легкой литературе. Частная библиотека была одна, да закрылась по недостатку подписчиков. Библиоманов здесь очень мало, чтение является в большинстве случаев резервным средством для убивания времени и является на выручку, когда нет в виду занятий более серьезных в роде преферанса, стукалки или дружеского собрания с целью поддержания акцизного дохода и сообщения «свежепросольных» анекдотов (из числа тех, которым не удается явиться в печатном виде). Материал для чтения добывается или у знакомых, или из училищных библиотек, или же выписывается из столицы. Книжная торговля в самом Владимире еще в зародыше; специальных книжных лавок – ни одной, книги продаются в 3-4 лавках вместе с канцелярскими принадлежностями, игрушками, башмаками и т.п., но это – книги почти исключительно учебные; в 2 шкафчиках Гостинного двора продаются лубочные издания («Жаръ-птица», «Гуакъ», «Английский милордъ» и т.п.) ходко раскупаемые. Постоянная книжная торговля, одними беллетристическими сочинениями – на станции железной дороги (легкая, пикантно-реальная литература: соч. В. Крестовского, Самарова, Белло, Борна и т.п.). В базарные дни иногда выносят старые книги: главным образом божественные, особенно старой печати (сбываются людям благочестивым иногда за дорогую цену), разрозненные журналы, словари, учебники и др.
Серьезные, специальные сочинения почти ни кем не читаются с целью самообразования; их читают только специалисты: юристы, педагоги, врачи, но и то по обязанности, чтобы не очень плохо вести свое дело. Вообще читающий обыватель представляет во Владимире явление, по меньшей мере оригинальное. Чтение производится без системы; что попадется по интереснее, что порекомендуют, то и берут. Главный материал для чтения – газеты и журналы. В 1876 г. выписывалось период. изданий:
Текущие новости – 280 (45%), беллетрист. – 95 (15%), специальн. – 143 (23%), развлекающ. – 107 (17%).
Всего 632, т.е. один на 28 ч., более чем в других губерн. городах, где больший % не привилегированного населения. Более всего запрос на текущие новости, на ежедневные газеты: Русския ведомости – 63 экз., Нива – 45, Московския Ведомости – 32, Современныя Известия – 25, Сынъ Отечества – 23, Голосъ – 22, Русский Миръ – 20.
Много духовных; педагогических выписывается мало, и то только училищами; много ежедневных газет выписывается в трактиры и т.п. заведения, много выписывается казенными учреждениями. Из 89 изданий – 8 выписываются в 10 и более экземплярах – 12, в 10-19, 23 в 4-9, 35 в 2-3, 19 в одном экземпляре.
Всего выписывается на 6118 руб., т.е. по 35 коп. на 1 жителя. Отдельных экземпляров в год получается: 113650 русских и 1024 иностранных, т.е. по 74 экз. на 1 жителя.
Что касается музеев, то здесь всего один при Статистическом комитете (в доме дворянства, в квартире губернского предводителя дворянства), где есть интересные образцы некоторых местных произведений, и особые отделы по палеонтологии, кое-какие остатки каменного века, собранные в дилювиальных отложениях р. Оки, а главное интересен отдел археологический.
Выставки здесь не в моде, и после Владимирской промышленной выставки 1861 года, кажется, не было ни одной. Естественно-исторические коллекции – только в гимназии, но и то, к сожалению, закрыты для публики. Кое-когда наезжают временные зверинцы, то большие со львами, птицами и змеям, то маленькие с каким-нибудь крокодилом, пеликаном и т.п.


Братство Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского и учредило в 1883 году во Владимире, при архиерейском доме Училище церковного пения.

Доверенный генерала Сергея Ивановича Мальцова, г. Глинский, при заявлении от 4-го апреля 1885 г., препроводил в губернскую управу 170 экземпляров географических карт расселения славян в IX веке, изданных иждивением С.И. Мальцова в память тысячелетней годовщины Святых Кирилла и Мефодия, для даровой раздачи в училища и народу. Из этих карт губернская управа, по 12 экземпляров, препроводила в уездные училищные советы, для рассылки в училища, а 14 экземпляров раздала желающим непосредственно из губернской управы.

Земское ремесленное училище имени И.С. Мальцева
Мальцовское техническое училище

Мальцовское техническое училище было открыто 14 ноября 1885 г. Носит имя Ивана Сергеевича Мальцова - Камергера двора Его Императорского Величества, тайного советника, скончавшегося в 1881 г. и еще при жизни оставившего Владимирскому губернскому Земству капитал в 500 тысяч рублей на содержание этого училища. Строительство училища осуществлял его родной племянник (сын сестры) Ю.С. Нечаев, который по завещанию своего дяди унаследовал все его огромное состояние движимое и недвижимое, а также, исполняя волю покойного дяди, добавил к своей фамилии и его фамилию. Наследник И.С. Мальцова Гофмейстер двора Его Императорского Величества, тайный советник Юрий Степанович Нечаев-Мальцов приобрел на свои средства участок земли и выстроил на свой счет все здания для училища, снабдив его всеми нужными машинами и учебными пособиями.

8 января 1889 г. по предложению бывшего тогда архиепископа Владимирского Феогноста вновь назначенной (13 ноября 1888 г.) настоятельницей Успенского женского монастыря игуменией Маргаритой была открыта церковно-приходская школа для девочек.
Женская воскресная школа была открыта в 1893 г. при Братстве святого благоверного великого князя Александра Невского.
Школа пчеловодства при Братстве святого благоверного великого князя Александра Невского.
Церковные школы Владимирской епархии с 1884 по 1904 гг.

В 1900 году в городе было три церковно-приходские школы, содержались духовенством (учащихся в 1900 г. 273) и школа для девочек при Женском Успенском монастыре (учащихся в 1900 г. - 125).

Владимирские Сельско-хозяйственные учебные заведения.
Общество устройства земледельческих приютов.
Владимирская исправительная ремесленно-земледельческая колония. Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних преступников и бесприютных детей Владимирской губернии организовано 19 марта 1891 года при участии Ивана Степановича Шмидта.

Приют для слепых детей. Владимирское училище слепых детей ведомства Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых учреждено местным отделением Попечительства в 1895 году, на 10 человек.

К 1 января 1900 года начальных училищ во Владимирском уезде состояло: 3 городских приходских мужских, 1 городское начальное, 1 городское 2-х-классное женское; 38 сельских начальных обоего пола.
1-е Городское 4-х-классное училище на Студеной Горе (Школа благотворительного общества).
2-е Городское 4-х-классное мужское училище на Троицкой улице. На Троицком валу в 1908 г. на средства владимирского купца Е.В. Васильева построено здание "Васильевского" училища (архитектор Я.Г. Ревякин), впоследствии - Второе мужское четырёхклассное городское училище.


Здание "Васильевского" училища. Улица Комсомольская, д. 1

Реальное училище

8 июля 1907 г. во Владимире было заложено здание реального училища у Золотых ворот. В 1908 году училище открылось. При нем была учреждена стипендия имени А.Л. Лосева для уплаты взноса за обучение одного из наилучших учеников училища.

Первое мужское приходское училище с 1874 г. помещается в Гостинном дворе (над проходом где была городская Дума). С курсом 2-х классного начального училища, наполнено большей частью детьми мелких торговцев. Содержание – 120 руб. Здесь практиковались кандидаты народных учителей, не бывшие в учительской семинарии.
В 1876 г. учащихся – 85 мальчиков. Учитель - оконч. курс Влад. дух. Семинарии диакон Дмитрий Семенович Соловьев (210 руб. в год). Законоучитель – свящ. Михаил Тихонравов (50 руб. в год). Попечители: купцы Назар Трофимович Муравкин и Николай Львович Философов. Источник содержания – 470 руб. от земства. Помещается в наемном доме за 180 руб. и 30 руб. на отопление. В 1909 г. учитель – губ. секр. Ив. Ив. Георгиевский. Законоучитель – свящ. Вас. Проферансов.
В 1804 году было открыто Второе мужское приходское училище. В 1876 г. учащихся – 97 мальчиков. Учитель – студент Влад. дух. Семинарии Алексей Васильевич Беляев (300 руб. в год). Попечители: городской голова Андрей Никитич Никитин и купец Андрей Гаврилович Кузнецов. Содержание – 400 руб. от земства.
В 1877 г. было открыто Третье мужское городское училище у Московской заставы. В 1909 г. Законоучитель – свящ. Александр Лавров. Учительница – Мария Алексеевна Говоркова.
Четвертое приходское училище. В 1909 г. учитель – тит. сов. Ник. Васил. Тихомиров. Законоучитель – свящ. Мих. Вас. Тихонравов. Учительница – Ольга Александровна Веселова.
Пятое приходское училище. В 1909 г. учитель – колл. рег. Ив. Никол. Титов.

Пушкинское училище. В 1909 г. Преподават. Закона Божьего – надв. сов. Андрей иван. Акантин. Учительницы: Мария Ильин. Лупандина, Елиз. Никол. Павлова.
В 1912-13 уч. году репетиторская помощь оказывалась бедным детям в двух районах – в Жуковском и Пушкинском училищах. В Пушкинском училище преподавателем состоял Г.М. Хлопков, а заведующей была Ю.Н. Добронравова. Репетировались мальчики и девочки. За год 42-мя детьми сделано было 1711 посещений, что составляет в среднем 40 посещений на каждого, максимум 72 и минимум 4. Функционировали репетиторские классы с 18-го сентября по 10 мая.
На заседании Просветительского отдела 27-го августа 1913 г. было решено поставить репетиторские классы более рационально, сосредоточив их в одном месте (в Пушкинском училище) и увеличив учительский персонал. Заведывать репетиторскими классами согласилась Ю.П. Добронравова, а платными преподавателями были приглашены Павлов (древние языки и арифметика), Филиппова (русский язык и предметы), Соколова (новые языки). Открылись репетиторские классы 2-го октября 1913 г. и функционировали, за вычетом рождественских каникул и Пасхи, до 10-го мая 1914 г. В 1914 уч. году в репетиторских классах занималось 159 учащихся: 81 мал. и 78 дев.

Частная приготовительная школа Оранской – на 23 человека (1900 г.).

Частная женская гимназия баронессы фон-Штемпель/Частная детская гимназия А.А. Орловой

Частная женская гимназия баронессы фон-Штемпель в 1909 г.: «Председатель Попечительного Совета – Павел Андр. Баскарев. Председатель Педагогического Совета – ст. сов. Андрей Владимир. Захаров. Начальница – баронесса Елиз. Анд. Фон-Штемпель. Законоучитель – свящ. Вас. Петр. Богословский. Учителя: Вас. Павл. Репин, Федор Никол. Иванов, Алексей Мих. Лифанов, Дм. Ив. Янчин. Учительницы: Александра Дмитр. Лутновская, Екатер. Дмитр. Ремезова, Лидия Андр. Рахманова, Лидия Викт. Воронина, Праск. Алсеев. Диомедовская, Елена Никол. Крюкова, Анна Петр. Казначеева, Викторина Александровна Шауман».


Объявление во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» 1914-го года.

18 января 1915 г., в воскресенье, частная детская гимназия А.А. Орловой (бывшая гимназия баронессы фон Штемпель), в своем помещении давала музыкально-литературный вечер, на котором исполнительницами являлись исключительно воспитанницы этого учебного заведения. Вечер начался исполнением Народного Гимна хором воспитанниц всех классов.
Говоря об исполнении программы ученицами, не принято в печати останавливаться на исполнении отдельных soloномеров, о чем приходится пожалеть в данном случае, так как несомненно, что исполнение некоторых номеров не могло не произвести особенно сильного впечатления.
В общем, начиная с убранства лестницы и всего помещения зеленью и национальными флагами, вечер произвел на всю многочисленную публику самое приятное впечатление. Выбор музыкальных номеров естественно обусловился исполнительными средствами, бывшими в распоряжении устроителей. Но и в этих пределах программа была интересна и красива в области музыки, доступной так называемой «большой публике».
Много вкуса оказалось и в выборе номеров, отвечающих общему настроению переживаемой эпохи. Мы слышали прекрасную декламацию классического монолога, искусственно приподнятого настроения и захватывающую читку лирики непосредственного чувства.
В нарушение порядка программы мы под конец оставили исполненный в начале, после гимна, драматический номер «Новый Год», пьеса в стихах Соловьева.
Это символическая красивая вещица для детей. Исполнительницами были воспитанницы от приготовительного класса до четвертого включительно. Она требовала обстановки, костюмчиков. Действующие лица: Новый и Старый Года, Часовничек, Минутки, Часы, Дни недели, Месяцы.
Поставлена эта вещица была с большим вкусом, с забавными блесками юмора: так, например, январь месяц — предельный для официальных отчетов, был забавен в цилиндре, для официальности, а его голубая рубашка была вся в графах с цифрами. Уморителен был октябрь в непромокаемом плаще с острым капюшоном, в больших теплых галошах. Оригинален и красив был июль в колосьях и васильковом венке. (...)
Много трудов положено было несомненно на организацию этого вечера. Но они не пропали даром. И впечатление получилось самое отрадное. Нельзя организовать такого вечера без живой связи между устроителями и исполнителями. А что может быть отраднее проявления такой связи между учащими и учащимися в учебном заведении? Кроме того воспитывать эстетическое чувство в детях и довести их до понимания, что нельзя в приподнятом тоне декламировать жизненно драматическую лирику точно так ;е, как нельзя реально «играть» голосом, декламируя классический монолог, это большая и трудная педагогическая задача и одоление ее отрадно видеть.
/Газета «Владимирские Губернские Ведомости», 23 января 1915 года./

Частная гимназия Давыдовой

На третьем этаже Дом купца Васильева (Улица Гагарина, д. 2) размещалась частная гимназия Давыдовой.
Частная женская гимназия Давыдовой в 1909 г. Преподаватели и преподавательницы: свящ. Мих. Тихонравов, Алексей Мих. Лифанов, Федор Никол. Иванов, Сергей Федор. Архангельский, Александр Ал-ндр. Кузнецов, Лидия Никол. Благовещенская, София Змигродская, Кира Вильг. Змигродская, Александра Никандр. Модестова, Анна Сем. Еленевская, Вера Васил. Кудальцева, Вера Мих. Давыдова, Елена Крюкова.

Частная мужская прогимназия П.В. Смирнова

Частная мужская прогимназия Смирнова открыта в 1900 г. Содержатель – Порф. Вас. Смирнов. Законоучители: свящ. С.А. Троицкий, свящ. В.А. Архангельский. Преподаватели – В.В. Шемяков В.С. Куницин, Клавд. Григор. Дмитриева-Байцурова, А.А. Кузнецов, С.И. Парфенов, Ив. Фед. Светозаров.

30 сентября (по новому стилю) 1912 года в городе Владимире открылась частная музыкальная школа Императорского Русского музыкального общества.
Музыкальная школа г-жи Исаковой.

Приют «Ясли» и приют «Семья» во Владимире.
Общество детской помощи и детских развлечений во Владимире.
Публичные религиозно-нравственные чтения.
Внебогослужебные собеседования.
Публичная Городская Библиотека.

ИСТОРИЯ города Владимира

Владимирский уезд
Владимирская губерния.

Copyright © 2015 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (26.12.2015)
Просмотров: 693 | Теги: учебные заведения, Владимир, владимирская губерния | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика