Главная
Регистрация
Вход
Среда
07.12.2016
13:34
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Славянский ВЕДИЗМ

Оцените мой сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 194

Категории раздела
Святые [129]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [397]
Суздаль [151]
Русколания [8]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [101]
Музеи Владимирской области [51]
Монастыри [4]
Судогда [4]
Собинка [28]
Юрьев [60]
Судогда [14]
Москва [41]
Покров [22]
Гусь [31]
Вязники [85]
Камешково [24]
Ковров [28]
Гороховец [14]
Александров [44]
Переславль [36]
Кольчугино [13]
История [13]
Киржач [11]
Шуя [17]
Религия [1]
Иваново [11]
Селиваново [3]
Гаврилов Пасад [1]
Меленки [5]

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Николо-Галейская церковь

Церковь Николая Чудотворца
Николо-Галейская церковь
Церковь Николы в Галеях


Николо-Галейская церковь

У подножия городских высот в этом месте была корабельная пристань, над которой на холме была поставлена деревянная церковь покровителя «плавающих и путешествующих» - Николы, упоминаемая в источниках XII века (см. Судостроение Владимиро-Суздальского княжества).

Церковь во имя св. Николая Чудотворца, что в Галее, известна в народе больше под именем «Николы-мокраго».
Время первоначального основания церкви на этом месте с точностью не известно; но уже в нач. XVII в. она несомненно существовала, как это можно видеть из патриарших данных книг, в которых под 136 (1628) г. значится: «церковь великаго чудотворца Николы за осыпью въ Галее… дани 14 алтынъ 4 денги, наместничьихъ и заезда гривна».
По писцовым книгам 161 и 162 (1653 и 1654) гг. при церкви Николая Чудотворца священником был некто Иван Иванов, в приходе было 66 дворов. В 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольскаго положено было с этой церкви «дани рубль 9 алтынъ 3 деньги, заезда гривна».

В кон. XVII в. здесь была выстроена теплая церковь во имя Трех Святителей. О времени построения теплой церкви можно судить по сохранившемуся древнему антиминсу; на нем по углам символы Евангелистов, вверху Матфея и Иоанна, а внизу Марка и Луки. Вверху в двух клеймах надпись: «Жертвенникъ Божественный и Священный совершися чрезъ сие Божественное священнодействие освященъ Божественною благодатию во Святаго и Животворящаго Духа». По сторонам напечатано: «Имеетъ власть священнодействовать во храме Святыхъ триехъ Святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго священнодействованъ Великимъ Господиномъ Святейшимъ Куръ Адрианомъ Архиепископомъ Московскимъ и всея России и всехъ северныхъ странъ Патриархомъ». Внизу антиминса напечатано с письменными вставками: «Сие же бысть при державе Благочестивейшаго Великаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца. Лета мироздания 7205 отъ Рождества же Христова 1690, Индикта 5, месяца Ноемврия въ день». Очевидно, теплая церковь была построена незадолго до освящения этого храма.
В 1690 г. теплая церковь была освящена во имя трех Святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. По переписным книгам 1703 г. при Никольской церкви значится: два священника Димитрий и Иоанн, приходских дворов 44, да церквоная земля на 13 копен сена. Да церковная-же пашня на 10 копен. В 1710 г. при церкви священник Иван Дмитриев, а в 1715 г. Иван и Яков Дмитриевы.
В переписной книге г. Владимира 1711 года, Никологалейская церковь значится так: «церковь Св. Николы что въ Галее; при ней было въ то время два священника. Церковь эта существуетъ каменная въ настоящемъ ея виде съ 1735 года. У западной двери съ наружной стороны сохранилась доселе настенная надпись, высеченная выпукло на плите изъ белаго камня, объясняющая время построения церкви: «Изволениемъ Бога Отца и Сына и Святаго Духа зачата сия святая церковь во имя Чудотворца Святаго Николая въ лето 7240, а отъ воплощения Бога Слова 1732 Июля въ 22 день въ память святыя Мироносицы Марии Магдалины, а совершена 735 года Сентября въ 28 день на память Преподобнаго Отца нашего Харитона Исповедника и иже съ нимъ. А сей церкви строитель Иванъ Григорьевъ сынъ Павлыгинъ 173 …» (далее надпись не сохранилась).


Николо-Галейская церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
Вид с юга. На холме – ансамбль каменной приходской церкви трапезного типа (1735, на средства ямщика Ивана Павлыгина). Холодный храм Николая Чудотворца: восьмерик на двухъярусном четверике, выше - три глухих убывающих восьмерика, темная луковичная главка, четырехконечный крест с полумесяцем. Справа одноэтажная сильно выступающая апсида. В трех ярусах окна арочной формы с наличниками разных фасонов. На верхнем восьмерике пояс изразцов (муравленых). С юга пристроен контрфорс и крыльцо на столбах, переходящее с запада в трапезную церковь во имя Трех святителей – одноэтажную, с двускатной кровлей, прямоугольными окнами с наличниками такого же фасона, как в нижнем ярусе холодной церкви, но более мелкого масштаба. Во всех окнах сетчатые решетки, на одном раскрытые ставни. На кровле трапезной – печная труба с дымником. Слева над трапезной - восьмигранный столп шатровой колокольни с колоколами в ярусе звона, двумя ярусами окон –“слухов” и поясом изразцов (муравленых). Здание кирпичное, побеленное. Около крыльца несколько могильных оград и надгробий.
Слева внизу деревянная часовня (над колодцем) с железной кровлей на четыре ската, маленькой главкой и двумя оконцами арочной формы. По склону холма и справа - деревянная жилая и усадебная застройка Николо-Галейских улиц, кроны деревьев; ниже, за частоколом и кустарником, огородные гряды. На переднем плане поросшая травой полоса земли, деревянные столбики и полотно железной дороги с рельсами и шпалами.
Надписи. На паспарту наклейка: “Храм св. Николы Мокрого в Галее во Владимире. Церковь эта построена вместо бывшей деревянной каменная в 1735 г. усердием Владимирского ямщика Ивана Павлыгина; в ней замечательная древняя икона Св. Николы в чудесах, с надписью 1642 г. Московских изографов Кирилла Иванова да Тимофея Тимофеева. На колокольне есть голландский колокол, вылитый в 1644 г. Яковом Нотеманом в Лейвардене”.

«Володимерское духовное правление, въ коемъ просилъ разрешить ему вместо обветшавшихъ деревянныхъ церквей во имя Николая Чудотворца и при ней теплой во имя триехъ святителей василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго построить отъ своего иждивения настоящую каменную церковь во имя того-же св. Николая и при ней по правую сторону теплую церковь во имя оных-же трехъ святителей каменную-жъ».

Существующая церковь построена в 1732-1735 гг. (9 октября 1735 года было завершено строительство) на средства богатого владимирского ямщика, посадского человека Ивана Григорьева Павлыгина, о чем говорит резная надпись, вделанная около западных дверей.
В народе церковь имела ещё одно название – Николы Мокрого. Никола Мокрый был покровителем торговцев и путешественников.

Здание принадлежит к типу так называемых «трапезных» церквей, где к высокому четверику храма с запада примыкает низкая «трапезная» часть с колокольней на ее торце. Неизвестный автор Никольской церкви был носителем старых архитектурных традиций XVII в. и обладал хорошим вкусом.
Основной храм представляет стройное сооружение из убывающих восьмериков на четверике низа - прием, появившийся в деревянной архитектуре и популярный в каменном зодчестве конца XVII в. Очень хорош восьмерик храма с тонкими полуколонками на углах и изящными наличниками окон, четко рисующимися на белой глади стены.


Шатровая колокольня Николо-Галейской церкви



Шатровая колокольня Николо-Галейской церкви

Шатровая колокольня с ее мощными квадратными опорными столбами, напоминающими псковскую архитектуру, хорошо гармонирует с храмом как своими стройными и легкими пропорциями, так и сочетанием глади стен четверика и восьмерика с нарядным убором яруса звона и легкого шатра. В декоре здания зодчий применил и цветные пятна зеленых «муравленных» изразцов.
«На колокольне есть небольшой колоколъ съ голландскою надписью, сходною съ имеющеюся на колоколе въ Муромскомъ Спасскомъ монастыре. Надпись эта вырезана по краю: «Въ году Господнемъ 1644 вылилъ меня Яковъ Нотеманъ (перевод)».
Храм прекрасно связан с рельефом и южным «фасадом» города. Его легкий белый силуэт красиво выделяется на темном фоне поднимающихся по склону садов и построек. Весьма вероятно, что зодчим Никольской церкви был суздальский мастер.

В Николо-Галейской церкви 25 декабря 1874 г. местным священником сказано было поучение о необходимости подать руку помощи бедствующим от голода самарцам. По отзывам присутствующих, поучение произвело такое впечатление, что большая часть предстоящих плакали. «За любовь – достойный дар – любовь»,- говорил о. Симеон, изображая благодеяния Божии роду человеческому, явленные через воплощение сына Божия. И сей-час, не выходя из храма, среди самого праздника призывал именем Божиим всех, кто христианин не по имени только, а делом и истиной, исполнит заповедь любви: «дадим алчущим хлеб». Поучение окончилось словами: «Христос же, в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения, да умягчит сердца наши от доброй души сотворить святую помощь бедствующим и своею лептою спасти о имени Господа хоть одного несчастнаго соотечественника приснаго нам во Христе».
Церковным старостой сей-час был открыт сбор подаяний с кружкой. Сочувствие найдено полное. Молящиеся не были предварены о сборе; церковь маленькая – на окраине города,- и несмотря на это собрано 15 руб. 10 коп., да золотое колечко, опущенное кем-то из предстоящих, вероятно, по неимению при себе денег» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 1, 1 января 1874 г.).

В 1873 году диакон Никологалейской церкви Павел Ильинский передал в библиотеку Статистического комитета книгу: «Правда воли Монаршей, в определении наследника державы своей». Печатана в Московской типографии в 1726 году, на славянском языке.
«Николо-Галейская (или Николы Мокраго) въ полугоре, къ В. отъ Вознесенской, основана въ 1735 г. Крутая крыша съ уступчатою главой, заканчивается башенкою, какъ въ большинстве здешнихъ церквей, шатровая колокольня, старинные образа, на южной стороне изъ стены растутъ 2 порядочныя березы, 2 придела, малое кладбище. Доходъ 600 р. Подъ горою, при церкви св. колодезъ съ часовней надъ нимъ и съ образомъ св. Николая» (Субботин А.П., 1877 г.).

В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства Владимирским купцам: Дмитрию Алексееву Мошатину и Алексею Пискулину, за пожертвования их в Николо-Галейскую церковь на обеспечение причта по 100 руб.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства Марье Андреевне Петровой и мещанской девице Клавдии Седельниковой. За пожертвования в церковь на поминовение, первой 100 руб., а второй 50 руб.

В 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства:
1) священнику Николо-Галейской церкви Владимиру Остроумову за пожертвование в церковь 25 руб. на постройку оград; 2) Владимирскому купцу Ивану Романовичу Овсянникову за пожертвование и труды по изысканию 1035 руб. на постройку ограды при Николо-Галейской церкви; 3) надворному советнику Ивану Ивановичу Попову за пожертвование и труды по изысканию 251 руб. на постройку ограды Николо-Галейской церкви; 4) Владимирскому купцу Ивану Николаевичу Чернышеву за пожертвование и труды по изысканию 81 руб. 15 коп. на постройку ограды; 5) Владимирскому мещанину Ивану Феодоровичу Будылину за пожертвование 10 руб.; 6) Владимирскому мещанину Ивану Семеновичу Андрееву за пожертвование 5 руб.; 7) действительному статскому советнику Павлу Андрееву Баскареву за пожертвование 10 руб. на постройку ограды.
Преподано Архипастырское благословение: 1) Владимирскому купцу Василию Елисеевичу Андрееву за пожертвование в церковь строительного материала на церковную ограду на 115 руб. 99 коп.; 2) Владимирской купчихе вдове Евдокии Ивановой Мошатиной за пожертвование 50 руб. на постройку церковной ограды вокруг кладбища при Николо-Галейской церкви; 3) Петру Михайловичу Докукину за пожертвование 50 руб. на постройку ограды.

26 апреля 1936 г. вместе с архиепископом Владимирским Сергием (Гришиным А.И.) были арестованы 18 человек, в т.ч. протоиерей Николо-Галейской церкви Левицкий И.П. Как утверждало следствие, «приехавшими из Украины в г. Владимир митрополитом Машковским, архиепископом Гришиным, архимандритом Оболенским, протоиереем Брайловским, отбывающим ссылку в г. Владимире архиепископом Гумилевским и нелегалом епископом Афанасием Сахаровым в г. Владимире был создан контрреволюционный центр по руководству нелегальной антисоветской деятельностью церковников Ивановской, Московской областей, Украины. Кроме того, к деятельности центра были привлечены: протоиерей ЛЕВИЦКИЙ, протодиакон Маркевич, Сабуров Б., Сабуров В., Пазухин, Соллертовская, Фомина, Смирнов, Розанов, Потапов». «В основу нелегальной деятельности центра была положена антисоветская платформа церковников-нелегалов под названием «платформа ссыльного епископата», два экземпляра которой изъяты у обвиняемых: Розанова Н.М. и Гришина. Часть руководства состава центра в прошлом имели тесную связь по антисоветской деятельности на Украине с белоэмигрантским митрополитом Антонием Храповицким». «Центр организации в г. Владимире развернул активную деятельность по насаждению нелегальных групп «Истинно-православной церкви», вокруг которых объединялись реакционные церковники и проводилась антисоветская агитация». «В целях создания антисоветских кадров Машковский, Гришин, Оболенский и другие обвиняемые в г. Владимира организовали нелегальную, т.н. духовную академию, с регулярными занятиями, ее посещали Гришин, Оболенский, Брайловский, Маркевич, Ильин и ряд других лиц. В лекциях значительное место отводилось католицизму, условиям жизни духовенства за границей и церковно-богословским вопросам. При этом последние разбирались подчеркнуто с мистической точки зрения. На указанных занятиях велась антисоветская агитация и распространялись различные провокационные слухи. В интересах контрреволюционной пропаганды на занятиях зачитывались письма, получаемые Гришиным, Оболенским и Брайловским, в которых сообщались клеветнические сведения о имевшихся якобы гонениях на духовенство и верующих, о закрытии церквей против желания общин и т.д.». Протоиерей Левицкий И.П. приговорен к 3 годам лишения свободы.

4 сентября 1937 г. арестован священник Николо-Галейской церкви Н.И. Крылов. Последний во время допросов говорил: «В беседах со мной Яковцевский (архиепископ Владимирский Феодор) ставил вопрос о необходимости объединения церковных сил для сохранения действующих церквей». «В январе месяце 1937 г., когда я с женой репрессированного священника Браиловского был у Яковцевского в день религиозного праздника, то он говорил, что духовенство в СССР терпит гонения и лишения за веру православную. В тот же раз он дал предложение об организации сборов в церквах г. Владимира для оказания материальной помощи осужденному и высланному за контрреволюционную деятельность духовенству». «В начале января 1937 г., когда я был у Владычина, то он мне говорил о преследовании религии советской властью и в качестве примера указывал на то, что в Калининской области за записи о крещении детей, якобы арестовали священника. Слободской же приблизительно в июле 1937 г. приходил ко мне на квартиру. В беседе … он высказывал, что Конституция написана для обмана, хотя в ней и говорится, что духовенству даны права, но на самом деле не дадут выбирать духовенство в Советы». «За последний год было окрещено около 50-60 чел. Случаи крещения без ведома отца были и со стороны арестованного священника Tpoицкого и со стороны меня». Обвинительное заключение гласило: «Обвиняемые Слободский и Владычин в контрреволюционных разговорах с попам Крыловым говорили о угнетении Советской властью религии, преследованиях на духовенство и в антисоветском духе критиковали конституцию». В том же 1937 г. Н.И. Крылов был приговорен к расстрелу.

Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е гг. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 177-179, 184, 185, 187-188.

Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 29 марта 1930 г. § 45.
СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви «Николы Мокрого» в г. Владимире. Инд. 19/160.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание ходатайство ряда общественных организаций о закрытии этой церкви с целью использования ее здания под культурные и производственные нужды кооперативно-промысловой артели «Птицепродукт», которая испытывает чрезвычайную нужду в помещениях для этих целей, наличие в городе еще ряда церквей, а в непосредственной близости от указанной церкви другой церкви – Вознесенской, в которой верующие данного района города вполне могут удовлетворить свои религиозные потребности - договор с группой верующих на пользование церковью «Николы Мокрого» расторгнуть и передать ее Владимирскому Горсовету для использования на указанные нужды.
Предложить Владимирскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию из пользования церкви с соблюдением постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929 г. «О религиозных объединениях».
Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума № 33 от 03.04.1930 г. § 10. (Вероятно, позднее постановление о закрытии было отменено, т.к. в 1930-е гг. храм действовал)

Адрес: ул. Николо-Галейская, д. 26
телефон - 32-40-30
Престол - Николая Чудотворца
Настоятель - Протоиерей Владимир Васильевич Захаров
Священник - Андрей Евгеньевич Углов



Николо-Галейская церковь

Часовня Николая Чудотворца над источником

Улица Николо-Галейская

Улица Николо-Галейская расположена от конца ул. Муромской и Владимирского спуска до ул. Летне-Перевозинская.


Фрагмент карты г. Владимира 1899 г.

Николо-Галейская верхняя улица от Летнеперевозинской ул. до Николо-Галейской нижней ул. (1899 г.):
Правая сторона – 2. Дом Гросицкой, 4. Дом Гросицкой, 6. Дом Небосиной, 8. Дом Яковлева, 10. Дом Платонова.
Левая сторона – 1. Дом Докукина, 3. Дом Китовской, 5. Дом причта Николо-Галейской церкви. 7. Дом Покровского, 9. Дом Алякринских, 11. Николо-Галейская церковь, 13. Дом церковно-приходской школы, 15. Бок дома Груздева.

Николо-Галейская нижняя ул. от Летнеперевозинской ул. до Николо-Галейской верхней ул.:
Правая сторона – 2. Бок дома Симоновой, 4. Дом Мочалиной, 6. Огород жел. дороги.
Левая сторона – 1. Дом Мочалиной, 3. Бок сада Платонова.
Николо-Галейская нижняя ул. от Николо-Галейской верхней ул. до Козлова вала:
Правая сторона – 8. Святой колодец Николо-Галейской церкви, 10. Огород жел. дороги.
Левая сторона – 5. Дом Груздевой, 7. Дом Комарова, 9. Дом Ивановой, 11. Дом Ивановой, 13. Дом Ивановой, 15. Дом Волковой, 17. Дом Жукова, 19. Дом Абросимова, 21. Дом Серкиной.
Николо-Галейская нижняя ул. от Козлова вала до Егорьевской нижней ул.:
Правая сторона – 12. Пустошь жел. дороги.
Левая сторона – 23. Дом Кривошеева, 25. Дом Кривошеева.
Николо-Галейская нижняя ул. от Егорьевской нижней ул. до Муромской ул.:
Правая сторона – 14. Часовня.
Левая сторона – 27. Бок дома Федосеева.


Переименована постановлением президиума горсовета от 08.11.1923 г. и получила название ул. Калинина.
Решением Горсовета от 19.09.1990 г. переименована и названа ул. Вознесенская.

ИСТОРИЯ города Владимира.

Николай Угодник (Николай Чудотворец).
Князь Андрей Боголюбский.
Храмы города Владимира.

Copyright © 2016 Любовь безусловная


Категория: Владимир | Добавил: Jupiter (22.08.2016)
Просмотров: 153 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Владимирский Край

РОЗА МИРА

Меню

Вход на сайт

Счетчики
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

Поиск


Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика