Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
29.04.2024
09:47
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛЮБОВЬ БЕЗУСЛОВНАЯ

ПРАВОСЛАВИЕ

Меню

Категории раздела
Святые [142]
Русь [12]
Метаистория [7]
Владимир [1586]
Суздаль [469]
Русколания [10]
Киев [15]
Пирамиды [3]
Ведизм [33]
Муром [495]
Музеи Владимирской области [64]
Монастыри [7]
Судогда [15]
Собинка [144]
Юрьев [249]
Судогодский район [117]
Москва [42]
Петушки [170]
Гусь [198]
Вязники [350]
Камешково [187]
Ковров [431]
Гороховец [131]
Александров [300]
Переславль [117]
Кольчугино [98]
История [39]
Киржач [94]
Шуя [111]
Религия [6]
Иваново [66]
Селиваново [46]
Гаврилов Пасад [10]
Меленки [124]
Писатели и поэты [193]
Промышленность [164]
Учебные заведения [174]
Владимирская губерния [47]
Революция 1917 [50]
Новгород [4]
Лимурия [1]
Сельское хозяйство [78]
Медицина [66]
Муромские поэты [6]
художники [73]
Лесное хозяйство [17]
Владимирская энциклопедия [2394]
архитекторы [30]
краеведение [72]
Отечественная война [276]
архив [8]
обряды [21]
История Земли [14]
Тюрьма [26]
Жертвы политических репрессий [38]
Воины-интернационалисты [14]
спорт [38]
Оргтруд [139]
Боголюбово [18]

Статистика

 Каталог статей 
Главная » Статьи » История » Владимир

Николо-Галейская церковь гор. Владимира

Церковь Николая Чудотворца
Николо-Галейская церковь
Церковь Николы в Галеях

Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято - Николо - Галейского Храма Города Владимира Владимирской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) действует с 17 августа 1999 г.
Настоятель, председатель приходского совета - Захаров Владимир Васильевич.
Адрес: город Владимир, Николо-Галейская улица, д. 26.


Николо-Галейская церковь

У подножия городских высот в этом месте была корабельная пристань, над которой на холме была поставлена деревянная церковь покровителя «плавающих и путешествующих» - Николы, упоминаемая в источниках XII века (см. Судостроение Владимиро-Суздальского княжества).

Церковь во имя св. Николая Чудотворца, что в Галее, известна в народе больше под именем «Николы-мокраго».
Время первоначального основания церкви на этом месте с точностью не известно; но уже в нач. XVII в. она несомненно существовала, как это можно видеть из патриарших данных книг, в которых под 136 (1628) г. значится: «церковь великаго чудотворца Николы за осыпью в Галее… дани 14 алтын 4 денги, наместничьих и заезда гривна».
По писцовым книгам 161 и 162 (1653 и 1654) гг. при церкви Николая Чудотворца священником был некто Иван Иванов, в приходе было 66 дворов. В 164 (1656) г. по новому дозору Семена Извольскаго положено было с этой церкви «дани рубль 9 алтын 3 деньги, заезда гривна».

В 1906 г. в музей была доставлена владимирским полицеймейстером надмогильная плита, открытая в конце Николо-Галейской улицы в откосе Козлова вала, с надписью на ней, из которой видно, что под ней погребен был иерей Козма Исаков Здвиженский, 20 мая 1563 года.
В кон. XVII в. здесь была выстроена теплая церковь во имя Трех Святителей. «205 г. сентября 21 по благословенной грамоте дан антиминс в город Владимер к новопостроенной церкви Трехсвятителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, а взял антиминс города Володимера соборныя церкви дьякон Иерофей взял и росписался». На антиминсе по углам символы Евангелистов, вверху Матфея и Иоанна, а внизу Марка и Луки. Вверху в двух клеймах надпись: «Жертвенник Божественный и Священный совершися через сие Божественное священнодействие освящен Божественною благодатию во Святаго и Животворящаго Духа». По сторонам напечатано: «Имеет власть священнодействовать во храме Святых триех Святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго священнодействован Великим Господином Святейшим Кур Адрианом Архиепископом Московским и всея России и всех северных стран Патриархом». Внизу антиминса напечатано с письменными вставками: «Сие же бысть при державе Благочестивейшаго Великаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца. Лета мироздания 7205 от Рождества же Христова 1690, Индикта 5, месяца Ноемврия в день».
По переписным книгам 1703 г. при Никольской церкви значится: два священника Димитрий и Иоанн, приходских дворов 44, да церковная земля на 13 копен сена. Да церковная-же пашня на 10 копен. В 1710 г. при церкви священник Иван Дмитриев, а в 1715 г. Иван и Яков Дмитриевы.
В переписной книге г. Владимира 1711 года, Никологалейская церковь значится так: «церковь Св. Николы что в Галее; при ней было в то время два священника.
«Города Володимира посадской человек Иван Григорьев сын Павлыгин 1732 г. апреля 27 дня подал в Владимирское духовное правление прошение: „в городе Владимире имеется приходская церковь Николая чудотворца, что в Галее, и при пей теплая во имя св. Триех-святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, к которой церкви я имеюсь прихожанин и оныя церкви стали быть ветхи и я по обещанию своему желаю вместо оных обетшавших древяных церквей построить от своего иждивения настоящую каменную церковь во имя тогож св. Николая чудотв. и при ней в правую сторону теплую церковь во имя оных же св. Триех- святителей каменную ж, а без указа и без благословения св. прав. Синода оныя старыя церкви разобрать и к новым каменным церквам принадлежащие всякие припасы готовить и оную вновь каменную ц. и при ней теплую церковь заложить я не смею и прошу о разобрании прежних и о строении вновь каменной церкви из Синод. каз. приказа дать указ.
Означенное прошение при доношении Владимирского Рождественного монастыря архим. Павла было прислано в Москву в Синод. каз. приказ 1732 г. мая в 1 день.
В Синод. каз. Приказе на справку из окладных книг прошлых лет и сего 1732 г. по Владимирской десятине выписано: церковь Николая чуд. Мокраго, что в Галее, дани 1 руб. 22 алт. 5 ден. казенных пошлин 5 алт. 4 ден., а в писцовых 161 и 162 г. книгах у вышеписанной церкви написано: во дворе поп Иван Иванов в приходе 66 дворов, а в переписных 1703 года книгах у той же церкви написано: попы Дмитрей и Иоанн, в приходе 44 двора, да церковная земля на 13 копен, да церковная ж пашня на 10 копен. Подписано: „1732 г. мая в 19 день свидетельствовано, дать благословенная грамота".
1732 г. мая 22, запечатан указ о строении церкви города Володимера купецкого человека Ивана Павлыгина велено против его челобитья в оном городе Володимире вместо ветхих деревянных церквей на том же церковном месте построить вновь каменную церковь во имя Николая чудотв. да в приделе Трех-святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго; пошлин 6 алт. 4 ден., нужнейших ¼ взято.
1737 г. июля 27 города Володимира церкви Николая чудотв., что в Галее, поп Федор Иванов поданным в Синод. каз. приказ прошением просил выдать ему первую патрахельную память.
В Синод. каз. приказе поп Феодор в допросе сказал: „в попа он посвящен преосвящен. Арсением митрополитом Фиваитцким в 727 г. на место отца своего умершаго попа Ивана Дмитриева и ставленная ему грамота дана и с того году служил он поп Феодор у показанной церкви с дьяконом братом своим Михаилом Ивановым и до ныне, а овдовел в 737 г. мая 25 дня, детей у него попа Феодора сын Иван 6 лет.
1737 г. августа 5 дня патрахельная память выдана.
1738 г. сентября 18 ему же попу Феодору Иванову по исповеди иеромонаха Иринарха и по помете Синодал. дому ризничаго иеромонаха Аврамия выдана вторая патрахельная память с 18 сего сентября на тож число сентября 740 г.
1738 г. октября 11 означенный архимандрит Павел прислал в Синод. каз. приказ доношение, в котором писал, „что сего октября 2 дня гор. Владимира церкви Николая чудотв., что в Галее, поп Федор Иванов с причетники поданным в Владимирское духов. правление прошением просят об освящении теплыя каменныя церкви во имя Триех-святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, положением имевшагося в теплой древяной во имя тех же святителей церкви прежняго освященного антиминса и оный антиминс осматриван, а по осмотру явился во всем исправен и священнодействие на оном впредь совершать можно".
Подписание преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: „дать о посвящении указ и освященный новый антиминс 1738 г. сентября 14 дня.
1738 г. октября 14 выдан указ о освящении церкви гор. Володимира Рождественского монастыря архимандриту Павлу по доношению из Володимирского духовного правления, при котором сообщено поданное прошение тогож г. Володимира церкви Николая чудотв., что в Галее, попа Федора Иванова с причетники о освящении построенных при оной Николаевской церкви после данного из казенного приказу в 732 году указу вместо ветхой деревянной вновь каменной теплой церкви во имя Трех-святителей Василия В., Григория Б. и Иоанна Златоустаго, велено оную церковь освятить ему архимандриту Павлу на выданном из Синодального дому освященном антиминсе; отдан».

У западной двери с наружной стороны была настенная надпись, высеченная выпукло на плите из белаго камня, объясняющая время построения церкви: «Изволением Бога Отца и Сына и Святаго Духа зачата сия святая церковь во имя Чудотворца Святаго Николая в лето 7240, а от воплощения Бога Слова 1732 Июля в 22 день в память святыя Мироносицы Марии Магдалины, а совершена 735 года Сентября в 28 день на память Преподобнаго Отца нашего Харитона Исповедника и иже с ним. А сей церкви строитель Иван Григорьев сын Павлыгин 173 …» (далее надпись не сохранилась).


Николо-Галейская церковь. Фотография. Кукушкин В.Г. 1876-1881 гг.
Вид с юга. На холме – ансамбль каменной приходской церкви трапезного типа (1735, на средства ямщика Ивана Павлыгина). Холодный храм Николая Чудотворца: восьмерик на двухъярусном четверике, выше - три глухих убывающих восьмерика, темная луковичная главка, четырехконечный крест с полумесяцем. Справа одноэтажная сильно выступающая апсида. В трех ярусах окна арочной формы с наличниками разных фасонов. На верхнем восьмерике пояс изразцов (муравленых). С юга пристроен контрфорс и крыльцо на столбах, переходящее с запада в трапезную церковь во имя Трех святителей – одноэтажную, с двускатной кровлей, прямоугольными окнами с наличниками такого же фасона, как в нижнем ярусе холодной церкви, но более мелкого масштаба. Во всех окнах сетчатые решетки, на одном раскрытые ставни. На кровле трапезной – печная труба с дымником. Слева над трапезной - восьмигранный столп шатровой колокольни с колоколами в ярусе звона, двумя ярусами окон – “слухов” и поясом изразцов (муравленых). Здание кирпичное, побеленное. Около крыльца несколько могильных оград и надгробий.
Слева внизу деревянная часовня (над колодцем) с железной кровлей на четыре ската, маленькой главкой и двумя оконцами арочной формы. По склону холма и справа - деревянная жилая и усадебная застройка Николо-Галейских улиц, кроны деревьев; ниже, за частоколом и кустарником, огородные гряды. На переднем плане поросшая травой полоса земли, деревянные столбики и полотно железной дороги с рельсами и шпалами.
Надписи. На паспарту наклейка: “Храм св. Николы Мокрого в Галее во Владимире. Церковь эта построена вместо бывшей деревянной каменная в 1735 г. усердием Владимирского ямщика Ивана Павлыгина; в ней замечательная древняя икона Св. Николы в чудесах, с надписью 1642 г. Московских изографов Кирилла Иванова да Тимофея Тимофеева. На колокольне есть голландский колокол, вылитый в 1644 г. Яковом Нотеманом в Лейвардене”.

В народе церковь имела еще одно название – Николы Мокрого. Никола Мокрый был покровителем торговцев и путешественников.

Здание принадлежит к типу так называемых «трапезных» церквей, где к высокому четверику храма с запада примыкает низкая «трапезная» часть с колокольней на ее торце. Неизвестный автор Никольской церкви был носителем старых архитектурных традиций XVII в. и обладал хорошим вкусом.
Основной храм представляет стройное сооружение из убывающих восьмериков на четверике низа - прием, появившийся в деревянной архитектуре и популярный в каменном зодчестве конца XVII в. Очень хорош восьмерик храма с тонкими полуколонками на углах и изящными наличниками окон, четко рисующимися на белой глади стены.


Шатровая колокольня Николо-Галейской церкви

Шатровая колокольня Николо-Галейской церкви

Шатровая колокольня с ее мощными квадратными опорными столбами, напоминающими псковскую архитектуру, хорошо гармонирует с храмом как своими стройными и легкими пропорциями, так и сочетанием глади стен четверика и восьмерика с нарядным убором яруса звона и легкого шатра. В декоре здания зодчий применил и цветные пятна зеленых «муравленных» изразцов.
«На колокольне есть небольшой колокол с голландскою надписью, сходною с имеющеюся на колоколе в Муромском Спасском монастыре. Надпись эта вырезана по краю: «В году Господнем 1644 вылил меня Яков Нотеман (перевод)».
Храм прекрасно связан с рельефом и южным «фасадом» города. Его легкий белый силуэт красиво выделяется на темном фоне поднимающихся по склону садов и построек. Весьма вероятно, что зодчим Никольской церкви был суздальский мастер.

Хорошими иконописцами были два диакона — Борисоглебской церкви Ефим Михайлов и архиерейского дома Андрей Михайлов Назаретский; ими в 1810 году возобновлены старинные иконы в Николо-Галейской церкви.
6 ноября 1870 г. священник Никольский Семен Яковлевич был переведен в Николо-Галейскую церковь.
В Николо-Галейской церкви 25 декабря 1874 г. местным священником сказано было поучение о необходимости подать руку помощи бедствующим от голода самарцам. По отзывам присутствующих, поучение произвело такое впечатление, что большая часть предстоящих плакали. «За любовь – достойный дар – любовь»,- говорил о. Симеон, изображая благодеяния Божии роду человеческому, явленные через воплощение сына Божия. И сейчас, не выходя из храма, среди самого праздника призывал именем Божиим всех, кто христианин не по имени только, а делом и истиной, исполнит заповедь любви: «дадим алчущим хлеб». Поучение окончилось словами: «Христос же, в вертепе родивыйся и во яслех возлегий нашего ради спасения, да умягчит сердца наши от доброй души сотворить святую помощь бедствующим и своею лептою спасти о имени Господа хоть одного несчастнаго соотечественника приснаго нам во Христе».
Церковным старостой сейчас был открыт сбор подаяний с кружкой. Сочувствие найдено полное. Молящиеся не были предварены о сборе; церковь маленькая – на окраине города,- и несмотря на это собрано 15 руб. 10 коп., да золотое колечко, опущенное кем-то из предстоящих, вероятно, по неимению при себе денег» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть № 1, 1 января 1874).

В 1873 году диакон Никологалейской церкви Павел Ильинский передал в библиотеку Статистического комитета книгу: «Правда воли Монаршей, в определении наследника державы своей». Печатана в Московской типографии в 1726 году, на славянском языке.

Спасский Павел Парфеньевич рукоположен во священника 9-го февр. 1857 года епископом Иустином к Космодамианской церкви г. Мурома, откуда 29 апреля 1874 г. перемещен к Никологалейской церкви г. Владимира, а 29 июня 1875 года определен настоятелем Воскресенского храма.
«Николо-Галейская (или Николы Мокраго) в полугоре, к В. от Вознесенской, основана в 1735 г. Крутая крыша с уступчатою главой, заканчивается башенкою, как в большинстве здешних церквей, шатровая колокольня, старинные образа, на южной стороне из стены растут 2 порядочныя березы, 2 придела, малое кладбище. Доход 600 р. Под горою, при церкви св. колодез с часовней над ним и с образом св. Николая» (Субботин А.П., 1877).

15-го декабря 1876 г. диакон Николо-Галейской церкви Павел Ильинский перемещен к Александро-Невской церкви, что в Дворянском Владимирском пансионе.
Вдовой подполковника Марьей Андреевной Петровой в пользу священно-церковнослужителей Николо-Галейской церкви на вечное поминовение ее родственников Николая, Иоанна и Александра пожертвовано 200 р. сер. в двух 5% свидетельствах.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства Владимирским купцам: Дмитрию Алексееву Мошатину и Алексею Пискулину, за пожертвования их в Николо-Галейскую церковь на обеспечение причта по 100 руб.
В 1878 г. объявляется признательность Епархиального Начальства Марье Андреевне Петровой и мещанской девице Клавдии Седельниковой. За пожертвования в церковь на поминовение, первой 100 руб., а второй 50 руб.
18 октября 1876 г. окончивший курс Владимиpской духовной семинаpии, Михаил Николаевич Экземплярский определен священником в Алексино-Святковский приход, на вакансию младшего священника. В Алексино служил до 1888 г., когда был переведен в Николо-Галейскую церковь во Владимир.
Умер священник Никологалейской города Владимира церкви Михаил Экземплярский, 24 декабря 1906 г. 34-го Севского пехотного полка свящ. Владимир Остроумов, 15 января 1907 г., принят во Владимирскую епархию и определен священником к Никологалейской гор. Владимира церкви.
В 1914 г. изъявлена благодарность Епархиального Начальства:
1) священнику Николо-Галейской церкви Владимиру Остроумову за пожертвование в церковь 25 руб. на постройку оград; 2) Владимирскому купцу Ивану Романовичу Овсянникову за пожертвование и труды по изысканию 1035 руб. на постройку ограды при Николо-Галейской церкви; 3) надворному советнику Ивану Ивановичу Попову за пожертвование и труды по изысканию 251 руб. на постройку ограды Николо-Галейской церкви; 4) Владимирскому купцу Ивану Николаевичу Чернышеву за пожертвование и труды по изысканию 81 руб. 15 коп. на постройку ограды; 5) Владимирскому мещанину Ивану Феодоровичу Будылину за пожертвование 10 руб.; 6) Владимирскому мещанину Ивану Семеновичу Андрееву за пожертвование 5 руб.; 7) действительному статскому советнику Павлу Андрееву Баскареву за пожертвование 10 руб. на постройку ограды.
Преподано Архипастырское благословение: 1) Владимирскому купцу Василию Елисеевичу Андрееву за пожертвование в церковь строительного материала на церковную ограду на 115 руб. 99 коп.; 2) Владимирской купчихе вдове Евдокии Ивановой Мошатиной за пожертвование 50 руб. на постройку церковной ограды вокруг кладбища при Николо-Галейской церкви; 3) Петру Михайловичу Докукину за пожертвование 50 руб. на постройку ограды.

9-го февраля 1915 г., в понедельник второй седмицы Великого поста, Алексий, Архиепископ Владимирский и Суздальский посетил церковно-приходскую школу при Николо-Галейской церкви. Высокий гость пробыл в школе 2 часа, сам спрашивал учеников и остался довольным ответами их.
21 сентября 1915 г. Епископ Юрьевский Евгений в 1 час дня посетил Николо-Галейскую церковно-приходскую градскую школу, где и испытывал учащихся всех отделений в знании закона Божия и других предметов.
«Николо-Галейская церковно-приходская школа (при Николо-Галейской церкви). Заведывающий и законоучитель — свящ. Владимир Ал-ндр. Остроумов. Учительницы: Александра Михаил. Соколова и Вера Федор. Сахарова» (Календарь и памятная книжка Владимирской губернии на 1916 год).

29-го сентября 1915 г., в покоях и под председательством Алексия, Архиепископа Владимирского и Суздальского, состоялось заседание Владимирского Епархиального Комитета по призрению раненых и больных воинов и по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну. «Заслушаны прошения о выдаче пособий: а) жены псаломщика Николо-Галейской церкви Софии Святухиной, муж которой взят в действующую армию… постановили: назначить единовременные денежные пособия в следующем размере: а) жене псаломщика Софии Святухиной – 15 рублей…»

«8-го мая я был случайным зрителем торжественной свадебной процессии; она двигалась в роскошных экипажах от церкви Николо-Мокрого до дома невесты — расстояние (около 20 саженей. На козлах одного из экипажей, запряженного вороной лошадью, сидел ямщик с красной звездой. Насколько удалось мне выяснить экипаж принадлежит клубу красного гарнизона.
Отец жениха, учтиво раскланиваясь с гостями, приглашал их откушать хлеб с солью. Одна из присутствующих старушек бормочет соседкам:— кто был богат прежде, тот и теперь имеет, а мы как были голые, так и теперь ничего не имеем. Если бы у В., - продолжает она, — ничего не было, не приглашал бы на обед столько гостей. А венчание-то какое было: архиерейских хор, три батюшки, дьякон. Вишь, как они рады сытному обеду...
Вместе с приглашенными попами идет на обед и председатель 12-го Райкома — гр. Моркин. Он с «драгоценной» ношей: в платке «священные» поповские ризы.
Я спрашиваю одного из присутствующих:
— А Моркин зачем здесь?
Слышу ответ:
— Как зачем? Ведь он псаломщик нашей церкви.
Припоминаю Советскую конституцию, где в § 64-м говорится, что служители религиозных культов не имеют права быть избирателями и избираемыми.
Может быть, это не касается псалмодуев или конституция не распространяется на 12-й Райком г. Владимира?..
А проныра Моркин еще состоит кандидатом Р. К. П...
Я благодарю граждан, которые помогли мне раскрыть карты еще одного проходимца...» («Призыв», 19 мая 1921).

26 апреля 1936 г. вместе с архиепископом Владимирским Сергием (Гришиным А.И.) были арестованы 18 человек, в т.ч. протоиерей Николо-Галейской церкви Левицкий И.П. Как утверждало следствие, «приехавшими из Украины в г. Владимир митрополитом Машковским, архиепископом Гришиным, архимандритом Оболенским, протоиереем Брайловским, отбывающим ссылку в г. Владимире архиепископом Гумилевским и нелегалом епископом Афанасием Сахаровым в г. Владимире был создан контрреволюционный центр по руководству нелегальной антисоветской деятельностью церковников Ивановской, Московской областей, Украины. Кроме того, к деятельности центра были привлечены: протоиерей Левицкий, протодиакон Маркевич, Сабуров Б., Сабуров В., Пазухин Алексей Александрович, Соллертовская, Фомина, Смирнов, Розанов, Потапов». «В основу нелегальной деятельности центра была положена антисоветская платформа церковников-нелегалов под названием «платформа ссыльного епископата», два экземпляра которой изъяты у обвиняемых: Розанова Н.М. и Гришина. Часть руководства состава центра в прошлом имели тесную связь по антисоветской деятельности на Украине с белоэмигрантским митрополитом Антонием Храповицким». «Центр организации в г. Владимире развернул активную деятельность по насаждению нелегальных групп «Истинно-православной церкви», вокруг которых объединялись реакционные церковники и проводилась антисоветская агитация». «В целях создания антисоветских кадров Машковский, Гришин, Оболенский и другие обвиняемые в г. Владимира организовали нелегальную, т.н. духовную академию, с регулярными занятиями, ее посещали Гришин, Оболенский, Брайловский, Маркевич, Ильин и ряд других лиц. В лекциях значительное место отводилось католицизму, условиям жизни духовенства за границей и церковно-богословским вопросам. При этом последние разбирались подчеркнуто с мистической точки зрения. На указанных занятиях велась антисоветская агитация и распространялись различные провокационные слухи. В интересах контрреволюционной пропаганды на занятиях зачитывались письма, получаемые Гришиным, Оболенским и Брайловским, в которых сообщались клеветнические сведения о имевшихся якобы гонениях на духовенство и верующих, о закрытии церквей против желания общин и т.д.». Протоиерей Левицкий И.П. приговорен к 3 годам лишения свободы.

4 сентября 1937 г. арестован священник Николо-Галейской церкви Н.И. Крылов. Последний во время допросов говорил: «В беседах со мной Яковцевский (архиепископ Владимирский Феодор) ставил вопрос о необходимости объединения церковных сил для сохранения действующих церквей». «В январе месяце 1937 г., когда я с женой репрессированного священника Браиловского был у Яковцевского в день религиозного праздника, то он говорил, что духовенство в СССР терпит гонения и лишения за веру православную. В тот же раз он дал предложение об организации сборов в церквах г. Владимира для оказания материальной помощи осужденному и высланному за контрреволюционную деятельность духовенству». «В начале января 1937 г., когда я был у Владычина, то он мне говорил о преследовании религии советской властью и в качестве примера указывал на то, что в Калининской области за записи о крещении детей, якобы арестовали священника. Слободской же приблизительно в июле 1937 г. приходил ко мне на квартиру. В беседе … он высказывал, что Конституция написана для обмана, хотя в ней и говорится, что духовенству даны права, но на самом деле не дадут выбирать духовенство в Советы». «За последний год было окрещено около 50-60 чел. Случаи крещения без ведома отца были и со стороны арестованного священника Tpoицкого и со стороны меня». Обвинительное заключение гласило: «Обвиняемые Слободский и Владычин в контрреволюционных разговорах с попам Крыловым говорили о угнетении Советской властью религии, преследованиях на духовенство и в антисоветском духе критиковали конституцию». В том же 1937 г. Н.И. Крылов был приговорен к расстрелу.
Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е гг. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 177-179, 184, 185, 187-188.

Протокол заседания Малого Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области, состоявшегося 29 марта 1930 г. § 45.
СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви «Николы Мокрого» в г. Владимире. Инд. 19/160.
ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание ходатайство ряда общественных организаций о закрытии этой церкви с целью использования ее здания под культурные и производственные нужды кооперативно-промысловой артели «Птицепродукт», которая испытывает чрезвычайную нужду в помещениях для этих целей, наличие в городе еще ряда церквей, а в непосредственной близости от указанной церкви другой церкви – Вознесенской, в которой верующие данного района города вполне могут удовлетворить свои религиозные потребности - договор с группой верующих на пользование церковью «Николы Мокрого» расторгнуть и передать ее Владимирскому Горсовету для использования на указанные нужды.
Предложить Владимирскому Окрисполкому принять меры к объявлению настоящего постановления группе верующих и к изъятию из пользования церкви с соблюдением постановления ВЦИК и СНК от 8/IV – 1929 г. «О религиозных объединениях».
Протокол заседания Малого Президиума утвержден на заседании Президиума № 33 от 03.04.1930 г. § 10. (Вероятно, позднее постановление о закрытии было отменено, т.к. в 1930-е гг. храм действовал).

Положение Николо-Галейской церкви было более чем неопределенным. Община, после того как был арестован священник, пыталась найти другого (в августе 1938 г. поиски все еще продолжались), но безуспешно. Горсовет тем временем проводил работу по закрытию храма. Отсутствие священника было достаточным основанием для этого, но, видимо, по вполне понятным причинам, оно было нежелательным. Тогда общине поручили провести ремонт. 3 июля 1938 г. верующие сообщили в горсовет о том, что смета на ремонт получена, ремонт производить будут, а т.к. община-двадцатка есть и налоги уплачены, то просят не препятствовать в службе и зарегистрировать священника. Финансовые же органы совсем не считали, что налоги общиной уплачены: 19 августа инспектор массовых платежей Альбицкий составил акт, в котором указал, что налог со строения за 1938 г. в сумме 768 рублей оплачиваться не будет, т.к. обряды в церкви не проводятся второй год за отсутствием служителя культа, и денег у общины нет. В то время далеко не всегда верующие проявляли готовность содержать храм сами. Обычно эту обязанность возлагали на священника, который платил все налоги из сумм, полученных за исполнение треб, т.е. к храму относились как к самоокупающемуся предприятию. Отсутствие священника очень часто приводило к прекращению всех выплат, после чего следовало закрытие храма. 17 и 19 августа в горсовет поступили заявления от двух членов церковного совета о выходе из его состава из-за невозможности больше нести обязательства, возложенные на общество. 10 октября того же года горсовет просил облисполком расторгнуть договор с верующими на пользование храмом, сам храм закрыть, передав горсовету для использования под хозяйственные нужды военведа (военного ведомства), т.к. община распалась, налоги и сборы за 1938 г. не были уплачены, ключи от здания сданы горсовету, церковь не использовалась с июля 1937 г. и находилась в бесхозном состоянии. На следующий день президиум Ивановского облисполкома утвердил данное постановление.


Церковь Николы в Галеях. 1960–1964 гг. Автор: А. Александров

Николо-Галейская церковь

Часовня Николая Чудотворца над источником


Часовня Николая Чудотворца над источником

Улица Николо-Галейская

Улица Николо-Галейская расположена от конца ул. Муромской и Владимирского спуска до ул. Летне-Перевозинская.
Название улицы происходит от имени Николо-Галейской церкви, которая посвящена святителю Николаю. За церковью с давних пор закрепилось название Николы Мокрого или Николы Галейского, Николы о Галеях. «За Золотыми вороты в Никольской улице Мокрово в осыпи Золотоворотской» - так названо это место в документах 1646 года. В более позднем документе - 1770 года, она названа уже «У Николы в Галеях». Здесь, на берегу реки Клязьмы, в древности находилась пристань, куда приставали галеи - старинные гребные суда. Галея - тип судна, который был заимствован у греков. В древнерусских документах этот термин встречается с XII века. А святитель Николай с давних пор почитается на Руси как покровитель путешествующих и плавающих.
Поскольку улица расположена на склоне горы, два ее конца имели в названии уточняющую часть: Никологалейская Верхняя и Никологалейская Нижняя.


Фрагмент карты г. Владимира 1899 г.

Николо-Галейская улица переименована постановлением президиума горсовета от 08.11.1923 г. и получила название улица Верхняя Калинина и улица Нижняя Калинина. В 1967 году обе улицы были объединены в одну улицу Калинина.
Решением Горсовета от 19.09.1990 г. переименована и названа ул. Никологалейская.
Николо-Галейская верхняя улица от Летне-Перевозинской ул. до Николо-Галейской нижней ул. (1899):
Правая сторона – 2. Дом Гросицкой, 4. Дом Гросицкой, 6. Дом Небосиной, 8. Дом Яковлева, 10. Дом Платонова.


Улица Николо-Галейская, д. 44

Улица Николо-Галейская, д. 46

Улица Николо-Галейская, д. 48

Улица Николо-Галейская, д. 50

Вид дома № 50 до революции 1917 года.

Николо-Галейская верхняя улица от Летне-Перевозинской ул. до Николо-Галейской нижней ул. (1899): Левая сторона – 1. Дом Докукина, 3. Дом Китовской, 5. Дом причта Николо-Галейской церкви. 7. Дом Покровского, 9. Дом Алякринских, 11. Николо-Галейская церковь, 13. Дом церковно-приходской школы, 15. Бок дома Груздева.


Улица Николо-Галейская, д. 36

Николо-Галейская нижняя ул. от Летне-Перевозинской ул. до Николо-Галейской верхней ул.:
Левая сторона – 1. Дом Мочалиной, 3. Бок сада Платонова.


Улица Николо-Галейская, д. 56. Дом Мочалиной
Бывший дом общества "Сознание Кришны"

Улица Николо-Галейская, д. 54

Улица Калинина, д. 54. 1982 г. Автор: Немыгин Юрий Иванович

Николо-Галейская нижняя ул. от Николо-Галейской верхней ул. до Козлова вала:
Левая сторона – 5. Дом Груздевой, 7. Дом Комарова, 9. Дом Ивановой, 11. Дом Ивановой, 13. Дом Ивановой, 15. Дом Волковой, 17. Дом Жукова, 19. Дом Абросимова, 21. Дом Серкиной.


Улица Николо-Галейская, д. 10

Улица Николо-Галейская, д. 20

Николо-Галейская нижняя ул. от Козлова вала до Егорьевской нижней ул.:
Левая сторона – 23. Дом Кривошеева, 25. Дом Кривошеева.


Николо-Галейская нижняя ул. от Летне-Перевозинской ул. до Козлова вала:
Правая сторона – 2. Бок дома Симоновой, 4. Дом Мочалиной, 6. Огород жел. дороги, 8. Святой колодец Николо-Галейской церкви, 10. Огород жел. дороги.


Улица Николо-Галейская, д. 15

Улица Калинина, д. 21. 1982 г. Автор: Немыгин Юрий Иванович

Николо-Галейская нижняя ул. от Козлова вала до Егорьевской нижней ул.:
Правая сторона – 12. Пустошь жел. дороги.
Николо-Галейская нижняя ул. от Егорьевской нижней ул. до Муромской ул.:
Правая сторона – 14. Часовня.

ИСТОРИЯ города Владимира.

Николай Угодник (Николай Чудотворец).
Князь Андрей Боголюбский.
Храмы города Владимира.
Категория: Владимир | Добавил: Николай (22.08.2016)
Просмотров: 8066 | Комментарии: 1 | Теги: Владимир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 anyabebya • 10:07, 15.03.2019
Николай, спасибо за статью! Пытаюсь сориентироваться, где на Николо-Галейской улице в 1892 году размещался вот такой дом: "против дома Мочалина дом крестьянина Петра Иванова" (текст из формулярного списка чиновника Окружного суда Ивана Благовещенского). Может быть Вы подскажете?
avatar

ПОИСК по сайту




Владимирский Край


>

Славянский ВЕДИЗМ

РОЗА МИРА

Вход на сайт

Обратная связь
Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Web-site:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:



Copyright MyCorp © 2024


ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru